Виды туризма
Группа туристов из г.Новосибирска.
ОТЧЕТ
о первопрохождении на катамаранах водного туристского спортивного маршрута второй категории сложности с элементами шестой категории по Алтайскому краю в Красногорском районе по реке Чапчушка, совершённым группой туристов г.Новосибирска в период с 14 по 17 апреля 2017г.
Маршрутная книжка № 0-28-17 Руководитель группы: Мушарапов Р.З. г. Новосибирск, ул. Ватутина д.38
Тел. 8-913-753-61-97,
e-mail: knv-87@mail.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия Сибирского Федерального округа (154 – 00 – 666656555) рассмотрела представленный отчет и считает, что пройденный маршрут соответствует категории сложности и может быть зачтен всем участникам и руководителю.
Отчет использовать в библиотеке Новосибирского клуба туристов после участия в Чемпионате.
Председатель МКК СФО
Судья маршрутной квалификации
Новосибирск, 2017 г.
Справочные сведения Место проведения:
Спортивный маршрут был пройден в Алтайском крае по административной территории Красногорского района.
Общие справочные сведения о маршруте:
Вид маршрута |
Категория сложности |
Протяженность активной части, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
водный |
Вторая с элементами шестой |
2 |
4 |
2 |
14.04 – 17.04.17 |
Название реки |
Протяженность активной части, км |
Продолжительность сплава, дни |
р. Чапчушка |
2 |
2 |
Всего |
2 |
2 |
Подробная нитка пройденного маршрута:
г. Новосибирск - Чуйский тракт – п. Быстрянка – райцентр Красногорское – д.Пильно - сплав по р.Чапчушка от середины деревни ниже второго водопада – Чуйский тракт - г. Новосибирск
Определяющие препятствия маршрута:
№ п/ п |
Название |
Категория трудности |
Путь прохождения и способ |
Фото |
1 |
1-й водопад |
6 |
Все |
|
2 |
2-й водопад |
6 |
Все |
|
Список группы:
1 |
Мушарапов Рустам Зинатулович |
Руководи тель, К1, Аргут |
20.07.54 |
Ара-Ошей - Китой 6У, Онод (первороход) 6у, Карагем-Аргут 6р, Башкаус 6р, Чулышман 6р, Мажой 6р, Чичкан 6р (первопроход), (Капал – Сарканд) (первопроход) – Лепсы 5р , Кекемерен - Нарын 6р, Богуты - Юстыд – Барбургазы - Акколь – Чаган(первопроход) – Чаган- Узун – Чуя 6р, Чонг-кемин – Кекемерен 6р, р.Узун-Ахмад – р.Торкент (Первопроход) 5р |
2 |
Космичев Николай Васильевич |
К1, К4, Аргут |
09.03.87 |
В.Башкаус – Н.Чулышман 5р Кокса – Лепсы 5р Мажой 6р, Чичкан 6у (первопроход), (Капал – Сарканд) (первопроход) – Лепсы 5у , Кекемерен - Нарын 6у, Богуты - Юстыд – Барбургазы - Акколь – Чаган (первопроход) – Чаган-Узун – Чуя 6у |
3 |
Дутов Алексей Сергеевич |
К2, Мажой |
30.11.84 |
Кокса – Лепсы 5у, р.Узун- Ахмад – р.Торкент (Первопроход) 5у, Карагем – Аргут 6у., Кекемерен – Нарын 6у. |
4 |
Яковлев Николай Александрович |
К2, Мажой |
07.12.87 |
Чуя-Катунь 4у, Урсул 4у, Чонг-кемин 5у., Мажой 6у |
5 |
Подрезова Екатерина Сергеевна |
Завхоз, К3, Аргут+ |
30.03.90 |
Чуя - Катунь 4р, Урсул – Катунь 4р, Мажой 6у, Чулышман 6у. |
6 |
Наживин Андрей Николаевич |
К3, Аргут+ |
12.02.71 |
В.Башкаус – Н.Чулышман 5у Кокса – Лепсы 5у Мажой 6у, Чичкан 6у (первопроход), Кекемерен - Нарын 6у, Чаган – Чаган- Узун – Чуя 5у, р.Узун-Ахмад – р.Торкент (Первопроход) 5у |
7 |
Старшинов Евгений Вячеславович |
К4, Аргут |
1974 |
Кекемерен - Нарын 6у, Богуты - Юстыд – Барбургазы - Акколь – Чаган(первопроход) – Чаган- Узун – Чуя 6у, Чонг-кемин – Кекемерен 6у |
Адрес хранения отчета:
Отчет о пройденном туристском спортивном маршруте хранится в библиотеке Новосибирского отделения туристско-спортивного союза России. Так же информация о прохождении данного маршрута есть на нашем канале в YouTube "https://youtu.be/n0_5sivBVRk" rel="nofollow" и на «Карте наших путешествий» :
"https://yandex.ru/maps/?um=constructor" rel="nofollow"%3A448cb933e16e8a51023b4536b0e309 a9e066944ef97e5daf00b894d4a5422f90&source=constructorLink
Выпускающая МКК:
Туристский спортивный маршрут рассмотрен в МКК Сибирского Федерального округа № 154 – 00 – 666656555 Новосибирского отделения туристско-спортивного союза России. Маршрутная книжка №0-28 -17 .
Средства сплава
1 Катамаран типа «Аргут увеличенный», конструкции Капранова 1 Катамаран типа «Аргут», конструкции Капранова
1 Катамаран типа «Кулик Мажой»
Организация прохождения маршрута
Общая смысловая идея похода
Перед нашей командой встала задача: научиться прыгать водопады. Во первых, это интересно само по себе, а во вторых мы собирались осенью на Чулышман. Раньше тренироваться можно было на р.Буготак на Карпысакском водопаде, но теперь его перестроили и он не годится для сплава. Посидев в интернете, мы наткнулись на водопады в Пильно, узнали, что каякеры освоили эти водопады в 2014г. и с тех пор каждый год туда ездят. Посмотрев видео и фото каякеров, мы решили тоже попробовать свои силы, к тому же, при удачном прохождении получалось, что мы первые на катамаранах пройдем эти водопады.
История освоения реки
В апреле 2014 года инструктора Барнаульской школы каякинга Василий Зайковский и Кирилл Косогоров совершили первопрохождение двух водопадов на реке Чапчушка.
Далее до 2017 года каякеры ездили на эту реку каждый год.
В апреле 2017 года под руководством Мушарапова первопрохождение на катамаранах.
Варианты подъезда и отъезда
Из г.Новосибирска по Чуйскому тракту до поселка Быстрянка около 400км, там поворот на лево в райцентр Красногорское до него около 30 км, далее еще 27 км по асфальту до поворота на д.Пильно. На повороте стоит заброшенная постройка или остановка. После 5 км по грунтовой дороге, переезжаем мостик и въезжаем в деревню Пильно. До этого места можно доехать на любой машине. По деревне около 3 км до водопадов только на вездеходном транспорте.
Аварийные выходы с маршрута
В случае возникновения аварийной ситуации на нашем маршруте везде есть возможность легко выйти на трассу.
Участок пути |
Аварийные выходы с маршрута |
Водопады на р.Чапчушка |
Водопады находятся непосредственно за деревней, поэтому выйти к населенному пункту, проблем нет. Далее по дороге можно доехать 32 км до райцентра Красногорское |
Следует отметить, что в самой деревне сотовая связь МТС и Билайн работает только в основном на старых моделях телефонов, и то не везде.
Изменения маршрута и их причины
В целом маршрут был пройден, как запланирован.
Запланированный план-график маршрута
Дата |
День пути |
Участок маршрута |
Км |
14.04 |
1 |
г.Новосибирск – п.Красногорское – д.Пильно |
470 |
15.04 |
2 |
Подготовка катамаранов – сплав ниже второго водопада |
2 |
16.04 |
3 |
Повторное прохождение водопадов |
0,2 |
17.04 |
4 |
д.Пильно – г.Новосибирск |
470 |
Итого активным способом передвижения 942,2 км
График пройденного маршрута
Дата |
День пути |
Участок маршрута |
Км |
14.04 |
1 |
г.Новосибирск – п.Красногорское – д.Пильно |
470 |
15.04 |
2 |
Подготовка катамаранов – сплав ниже второго водопада |
2 |
16.04 |
3 |
Повторное прохождение водопадов |
0,2 |
17.04 |
4 |
д.Пильно – г.Новосибирск |
470 |
Итого активным способом передвижения 942,2 км (без учета коэффициента 1,2)
Техническое описание препятствий и прохождения маршрута
День 1-й. 14.04.17г.
Выехали из г.Новосибирска. Выезжали все по разному, на пяти машинах. УАЗик выехал с самого утра, легковые ближе к вечеру. Дорогу до Пильно нашли по навигатору без проблем. В итоге Уаз вечером уже был на месте. Надо отметить, что поездка на нашем УАЗе буханке не задалась в этот раз с самого начала. Сразу отъехав от дома около 100 м, у нас сломалась шестеренка в заднем мосту, замена заняла около 3 часов. Далее, проехав Барнаул, у нас перестал работать генератор, и мы ехали до деревни на одном аккумуляторе. И в кульминации всего, заехав в деревню, мы сначала засадили УАЗ по самые мосты в лужу, и пытаясь от туда выехать, порвали переднею полуось. Те, кто был на легковых машинах, приехали ночью. Оставили машины вначале деревни, взяли личные вещи и пошли до дома в середине деревни около 1,5 км. пешком. Дорога в Пильно просто ужасная, даже Уазу тяжело далась эта дорога, пришлось одевать цепи, и все равно два
раза умудрились застрять. Ночевали мы в домике, оказалось, что у одного из наших ребят родственники в Красногорском, и они помогли договориться с домом.
День 2-й. 15.04.17г.
Утром обнаружилось, что через дом от нас жили каякеры. Они были явно очень удивлены нашему приезду.
Утром водители занялись починкой УАЗа, а мы, прежде чем собирать катамараны, сходили на разведку водопадов. Водопады нас впечатлили. По берегам еще лежал снег, воды для сплава нам хватало и все, обдумав, мы решили, что будем прыгать. Мы вернулись к дому и начали сбор катамаранов, изначально мы хотели подъехать прямо к водопадам, но дорога туда нам показалась не очень даже для Уаза и осмотрев реку возле дома решили стартовать прямо из деревни, как и каякеры.
Нужно отметить, что все кругом поросло репьем и поэтому, закончив сборку катамаранов у нас все было в колючках. Они особо нам не мешали, но доставляли некий дискомфорт. Примерно в 14:00 мы встали на воду. Прохождение 1,5 км до озера заняло примерно 30 минут. Приходилось несколько раз обтаскивать расчески в русле, в целом сам сплав дал возможность размяться после зимы и почувствовать воду.
Озеро перед водопадами было всё покрыто льдом. Мы вытащили катамараны на лед и минут за 15 донесли их до места старта перед 1-м водопадом. Там уже была толпа народа. Было человек 15 каякеров и наших
10 береговых ребят. Экипаж К1 провел еще раз разведку сразу двух водопадов по левому берегу и решил, что будет прыгать.
1-й водопад «Халява» 6 к.с 50 м. 5,2 м падение
После того как река вытекает из озера и заходит в русло между высоких берегов, скорость течения резко возрастает, и через 15-20 метров река падает водопадом в небольшую заводь, но течение очень быстрое и чалиться нужно быстро на левый или правый берег. Иначе ты уходишь на быстроток и через 70-80 м улетаешь во второй водопад. Чалка перед вторым водопадом крайне затруднена, хотя и возможна на оба берега, непосредственно за 10 м до водопада. Первый водопад более пологий, чем второй.
Страховку выставили ниже первого водопада на левом берегу. И ниже второго на правом берегу. На тот берег удалось пройти благодаря льду на озере.
К1 отправился к месту старта. Еще раз, проверили катамаран и собравшись с духом, они отчалили. Заходили в реку из озера ближе к левому берегу. Потом выравнивали носы, немного разогнавшись, и хватались за раму, наклонившись вперед. Катамаран ушел под воду полностью. Вынырнув, К1 сразу зачалился к левому берегу, где стояла страховка. Все прохождение заняло меньше минуты.
К1 вытащил катамаран и остался ждать пока все перейдут к следующему водопаду.
2-й водопад «Да здравствует первое мая» 6 к.с. 90 м падение около 5,8 метров
Вход во второй водопад начинается сразу после первого. После заводи 1-го водопада река поворачивает налево, скорость течения большая. По берегам растут кусты. Через 30 м река поворачивает направо и есть прижим к левому берегу. Он не существенный, но когда нужно целиться в водопад, он отвлекает. Далее перед водопадом течение немного замедляется, справа есть улово, где теоретически можно зачалиться. Сам водопад довольно широкий по сравнению с первым и гораздо более отвесный. Заходить в водопад лучше по центру, там самое пологое место. В правой части он полностью отвесный. Правый берег после водопада – это отвесный скальник. Левый берег – рабочий. После водопада на реке быстроток, чалиться можно временно на правый берег и потом перечаливаться на левый.
После того как все фотографы и страховка собрались у второго водопада, К1 начал готовиться к прохождению. Отчалив прошли всё по центру струи. В водопад прицелились чуть правее центра. Выровняли носы и наклонились, вперед держась за раму. Вынырнув после водопада зачалились на правый берег, в небольшую заводь. Отдышавшись перечалились на левый берег.
Время после прохождения уже было около 17 часов. И мы решили оставить остальные прохождения на завтра. Над вторым водопадом есть полянка, на ней ночевали несколько каякеров, охраняли каяки. Мы договорились с ними и оставили наши катамараны у них.
До дома дошли пешком минут за 20.
День 3-й. 16.04.17г.
Утром вернулись к катамаранам. Перенесли их к месту старта. Еще раз сделали разведку водопадов. И решили прыгать, так же как и вчера.
На К1 вместо Рустама Мушарапова сел Старшинов Евгений.
После установки страховки и съемки, экипаж К4 пошел на прыжок.
Стартовали так же как и вчера К1. С левого берега.
К4 зашел в основную часть 1-го водопада чуть правее чем К1 и из-за этого его сразу после прохождения потащило струей мимо чалки. Зачалиться они сумели только на быстротоке между водопадами в кустах правого берега. Дождавшись пока все перейдут на 2-й водопад К4 отчалил. Во 2-й водопад зашли по центру, но повторить вчерашний успех не удалось. Еще в полете экипаж К4 почувствовал, что киляется через нос. У правого гребца Жени при ударе об воду оторвало обе посадочные косынки. Кильнутый катамаран забился в улово у правого берега. Там придя в себя Экипаж К4 перевернул катамаран и перечалился на левый берег.
Далее к старту готовился К2. 1-й водопад проходили по центру и чалились в улово на правом берегу. Далее после того как все опять перешли на 2-й водопад, К2 пошел во второй водопад. Так как Лоцман К2 был единственным кто был на правом берегу реки и стоял на страховке ниже первого водопада, он решил идти 2-й водопад крайне право. В самую отвесную его часть. За что и был сразу наказан. Никто даже не успел заметить как они кильнулись. Катамаран так же забило в улово у правого берега и там поставив на ровный киль своё судно экипаж К2 перечалились ко всем на левый берег.
К3 пошел на прохождение без особого энтузиазма. Вдохновение от вчерашнего удачного прохождения К1 было омрачено двумя килями за сегодняшний день. Но собравшись с духом, они решились на прохождение.
Первый водопад проходили по центру и чалились на левый берег сразу за водопадом.
После дождавшись пока все займут места на 2-м водопаде, К3 пошел на прохождение. Но перед самым водопадом за 10 м Экипаж К3 зачем-то решил зачалиться на левый берег. Постояв на чалке пару минут, они пошли в водопад по центру и удачно прошли его, после этого так же чалились на левый берег.
После удачного прохождения К3 мы довольные потащили всё снаряжение в лагерь.
На утро следующего дня мы уже были в г.Новосибирске.
Техническое обеспечение группы Радиостанции Midland – 5 шт. и Baofeng uv-5r – 5 шт. Фотоаппараты Canon 550 D, Canon 700 D, Canon MARK 3 Видеокамера гоупро 2 шт.
Комплект аккумуляторов
Итоги, выводы рекомендации
Вывод такой, водопады работают для сплава на катамаранах только пару недель в году в апреле. Сами каякеры говорят, что в прошлом году воды было меньше, и возможно, у нас не получилось бы пройти. За пять дней до нашей поездки 9 апреля на водопады заезжал Лоцман К2 Евгений и информация была, что 1-й водопад проходим, а во 2-м воды на пределе. К нашему приезду вода уже поднялась. Водопады хорошо подходят для тренировки прыжков, но команда должна быть очень опытная и хорошо организовывать страховку. Так же нужно иметь в виду, что по самой деревне проехать могут только подготовленные автомобили.
Название водопадам дали Барнаульские каякеры на правах первопроходцев.
Использованная литература
Использовали ролики каякеров в Ютубе: "https://youtu.be/WybUvB7lLrY" rel="nofollow"
Также есть интересная ссылка на общую информацию по реке и самой д.Пильно "http://barnaul.fm/2015/11/21/vodopady-kayakery-i-umirayushhee-selo-" rel="nofollow" pilno/
Ещё есть две ссылки на статьи о первопрохождении водопадов каякерами:
"https://altaex.ru/blog/zaiv/kayak-the-first-ascent-of-the-waterfalls-on-the-river-" rel="nofollow" pilno/
"https://altaex.ru/news/water/barnaulskie-kayakery-sovershili-pervoprokhozhdenie-" rel="nofollow" vodopadov-pilno.html?sphrase_id=516182
10. Картографический материал.
При написании отчета с помощью Яндекс карт производилось измерение всех расстояний и определения место нахождений.
Дорога до водопадов с Чуйского тракта
Пройденный участок реки Чапчушка
10. Фотографии, поясняющие прохождение маршрута
Количество фотографий 76 шт.
Ссылка на наш видео клип "https://youtu.be/n0_5sivBVRk" rel="nofollow"
№1 Стапель у дома
№2 Озеро во льду выше водопадов
№3 К2 зачалился в начале озера
№4 К2 в начале озера
№5 Перенос катамаранов через озеро
№6 К1 на заходе в 1-й водопад
№7 К1 в первом водопаде
№8 К1 в первом водопаде
№8 К1 на заходе во 2-й водопад
№9 К1 во 2-м водопаде
№10 К1 после удачного прохождения 2-го водопада
№11 К4 на заходе в 1-й водопад
№12 К4 на заходе в 1-й водопад
№13 К4 на заходе в 1-й водопад
№14 К4 в 1-м водопаде
№15 К4 под водой
№16 К4 после прохождения 1-го водопада
№17 К4 на заходе во 2-й водопад
№18 К4 во 2-м водопаде
№19 К4 во 2-м водопаде
№20 К4 пошел на киль
№21 К4 киль
№22 К4 киль
№23 К4 чалится в правое улово
№24 К4 довольные прохождением не смотря на киль
№25 К4 на перечалке на левый берег
№26 К4 на перечалке на левый берег
№27 К2 на заходе в 1-й водопад
№28 К2 на заходе в 1-й водопад
№29 К2 в 1-м водопаде
№30 К2 выныривает из под 1-го водопада
№31 К2 на заходе во 2-й водопад
№32 К2 во 2-м водопаде
№33 К2 под водой
№34 К3 на заходе в 1-й водопад
№35 К3 на заходе в 1-й водопад
№36 К3 в 1-м водопаде
№37 К3 выниривает после прохождения
№38 К3 на заходе во 2-м водопаде
№39 К3 во 2-м водопаде
№40 К3 во 2-м водопаде
№41 К3 под водой
№42 К3 выныривает после прохождения
№43 К3 после прохождения 2-го водопада
№44 К3 на чалке после прохождения
№45 Вид на второй водопад
№46 2-й водопад
№47 К1 во 2-м водопаде
№48 К1 во 2-м водопаде
№49 К1 после 2-го водопада
№50 К1 после прохождения
№51 Съемка ниже 2-го водопада
№52 К4 на заходе во 2-й водопад
№53 К4 во 2-м водопаде
№54 К4 во 2-м водопаде
№55 К4 во 2-м водопаде
№56 Киль К4 после 2-го водопада
№57 Киль К4 после 2-го водопада
№ 58 К4 на чалке
№59
№60 К4 позирует на камеру
№61 Оверкиль К4 в правом улове
№62 Полковники МЧС в нашей группе береговой поддержки
№64 К2 на заходе во 2-й водопад
№66 К3 во 2-м водопаде
№68 К3 во 2-м водопаде
№69 К3 под водой
№70 К3 после прохождения
№ 71 К3 после прохождения
№72 Достаем Уаз
№73 К4 на заходе во 2-й водопад
№ 74 К4 во 2-м водопаде
№75 К3 на заходе в 1-й водопад
№76 Группа поддержки и экипажи К2 и К3
Комментарии