Виды туризма

20 января 2013
Бычков К.С.
( г. Москва )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: V
0 1226 0
Дата: 31 июля - 31 августа 2004 г.

Маршрутная книжка № 1/1-504

Руководитель: Бычков К.С. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 6146

Содержание

1. Справочные сведения о походе
1.2. Состав группы
1.3. Прохождение участниками маршрута
1.4. Определяющие препятствия маршрута
2. Характеристика района и маршрута похода
2.1. Географическое положение района похода
2.2. Общая смысловая идея похода
2.3. Варианты подъезда и выезда с маршрута
2.4. Сведения о возможности организации заброски на маршруте
2.5. Туристские возможности района похода
2.6. Адреса и телефоны поисково-спасательной службы
3. График движения
3.2. Запасные и аварийные варианты маршрута
3.3. Изменения маршрута и их причины
4. Техническое описание маршрута
5. Картографический материал
6. Сведения о материальном оснащении группы
7. Выводы и рекомендации
Выбор района и нитки маршрута
Перечень наиболее интересных объектов
Познавательное и воспитательное значение похода
Список литературы

 

1. Справочные сведения о походе

Учреждение: Государственное образовательное учреждение Дом детского и юношеского туризма и экскурсий Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы.

Район похода: Восточный Алтай и Юго-Западная Тыва (хребты Шапшальский, Цаган-Шибэту, массив Монгун-Тайга).

Вид туризма: пешеходный.

Категория сложности: пятая.

Нитка маршрута: оз. Джулукуль - правый приток р. Чулышман - пер. Тусту-Оюк Верхний (1А) - попытка восхождения на в. Тошкалы-Кая (1Б, радиально) - пер. Жигули Верхний (1Б) - оз. Дикие - р. Чоон-Хем - пер. Предвершинный (1А) -р. Чинге-Хем - пер. Ак-Оюк (1Б) - в. Ак-Оюк (2А, 3608 м, радиально) - пер. 350 лет Красноярска (1А) - р. Мугулдур - р. Шуй - р. Кара-Оюк - в. Водораздельная (1А, 3223 м, первопрохождение, радиально) - пер. турклуба "Менгулек" (1Б) - р. Каргы - р. Балыктыг - р. Дуруг-Суг - пер. Арктика (1Б) - р. Орто-Шегетай - пер. Огонек (2А) - р. Толайты - траверс массива Монгун-Тайга (3976 м, подъем по Ю-В гребню, спуск на пер. Буревестник) - р. Мугур - пос. Мугур-Аксы.

Протяженность: 238 км.

Сроки похода: с 31 июля по 31 августа 2004 года.

Продолжительность активной части: 22 дня (4 полудневки).

Номер маршрутной книжки: 1/1-504.

Поход рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма - Объединения туристов Москвы в составе мастеров спорта Рязанского Н.М. (председатель), Кузнецова В.В. и Устинова С.В.

Составил Бычков К.С.

1.2. Состав группы

№ п/п Ф.И.О. Г.р. Туристский опыт Переваль-ный опыт Обязан-ности в группе
1 Бычков Константин Сергеевич 1978 5 к.с.У Приполярный Урал; 4 к.с.Р Кодар 2А к.т. У; 1Б к.т. Р руководитель, медик
2 Алексанова Елена Дмитриевна 1978 5 к.с.У Приполярный Урал 2А к.т. У фотограф
3 Будрик Сергей Александрович 1983 4 к.с.У Кодар 2А к.т. У ответственный за газовое хозяйство
4 Зайцев Илья Сергеевич 1980 4 к.с.У Западный Саян 1Б к.т. У ответственный за снаряжение
5 Иванов Александр Владимирович 1987 4 к.с.У Кодар 1Б к.т. У реммастер
6 Иванова Татьяна Владимировна 1983 3 к.с.У Западный Саян 2А к.т. У фотограф
7 Симакина Елена Александровна 1986 3 к.с.У Западный Саян 1Б к.т. У ответственная за питание
8 Гусева Мария Сергеевна 1983 3 к.с.У Западный Саян 2А к.т. У ответственная за питание
9 Верушкин Георгий Юрьевич 1986 2 к.с.У Хибины 1А к.т. У участник
10 Волкова Ольга Александровна 1987 2 к.с.У Хибины 1А к.т. У участник
11 Зверев Константин Александрович 1986 2 к.с.У Хибины 1А к.т. У участник
12 Лазаренко Евгений Русланович 1982 2 к.с.У Хибины 1А к.т. У медик
13 Павленко Григорий Петрович 1984 2 к.с.У Хибины 1А к.т. У реммастер
14 Шилкин Денис Александрович 1983 2 к.с.У Хибины 1А к.т. У ответственный за снаряжение
15 Ямщиков Иван Владимирович 1986 2 к.с.У Хибины 1А к.т. У участник

ПРИМЕЧАНИЕ: участники №№ 1-7 проходили маршрут пятой категории сложности (см. след. лист),

участники №№ 8-15 проходили маршрут третьей категории сложности (см. след. лист).

Составил Будрик С.А.

1.3. Прохождение участниками маршрута

№ п/п Ф.И.О. Прохождение маршрута
1 Бычков Константин Сергеевич прошел весь маршрут
2 Алексанова Елена Дмитриевна прошла весь маршрут
3 Будрик Сергей Александрович не участвовал в радиальном выходе на в. Водораздельная
4 Зайцев Илья Сергеевич прошел весь маршрут
5 Иванов Александр Владимирович прошел весь маршрут
6 Иванова Татьяна Владимировна прошла весь маршрут
7 Симакина Елена Александровна не участвовала в радиальных выходах на в. Тошкалы–Кая и Водораздельная
8 Гусева Мария Сергеевна не участвовала в радиальном выходе на в. Ак–Оюк, вышла в Мугур–Аксы по долине р. Каргы после прохождения пер. турклуба «Менгулек»
9 Верушкин Георгий Юрьевич не участвовал в радиальном выходе на в. Ак–Оюк, вышел в Мугур–Аксы по долине р. Каргы после прохождения пер. турклуба «Менгулек»
10 Волкова Ольга Александровна не участвовала в радиальном выходе на в. Тошкалы–Кая, Ак–Оюк и Водораздельная, вышла в Мугур–Аксы по долине р. Каргы после прохождения пер. турклуба «Менгулек»
11 Зверев Константин Александрович не участвовал в радиальном выходе на в. Ак–Оюк, вышел в Мугур–Аксы по долине р. Каргы после прохождения пер. турклуба «Менгулек»
12 Лазаренко Евгений Русланович не участвовал в радиальном выходе на в. Ак–Оюк, вышел в Мугур–Аксы по долине р. Каргы после прохождения пер. турклуба «Менгулек»
13 Павленко Григорий Петрович вышел в Мугур–Аксы по долине р. Каргы после прохождения пер. турклуба «Менгулек»
14 Шилкин Денис Александрович вышел в Мугур–Аксы по долине р. Каргы после прохождения пер. турклуба «Менгулек»
15 Ямщиков Иван Владимирович не участвовал в радиальном выходе на в. Тошкалы–Кая, Ак–Оюк и Водораздельная, вышел в Мугур–Аксы по долине р. Каргы после прохождения пер. турклуба «Менгулек»

Составил Будрик С.А.

1.4. Определяющие препятствия и расчет категории сложности маршрута

ПРИМЕЧАНИЕ: в нижеприведенной таблице, дабы не утомлять читателя, большинство не идущих в зачет препятствий не указаны.

Название препятствия Вид
препят-
ствия
К.т. Длина препят-ствия, км Характеристика препятствия Путь прохож-дения
траверс массива Монгун–Тайга локальное Движение в связках, общий перепад высот 1400 метров. с Ю–В на пер. Буревестник
вершина Ак–Оюк локальное Кочки, окруженные водой, самостраховка альпенштоком. по С гребню
вершина Водораздельная локальное Кочки, окруженные водой, самостраховка альпенштоком. с С–В
перевал Огонек локальное Осыпи крутизной до35?, пологий открытый ледник, на спуске – перила по скальным ступенькам. с З на В
перевал Жигули Верхний локальное Три протоки шириной до 15 м; течение 1,5 м/с; глубина до 0,6 м, самостраховка альпенштоком. с С–З на Ю–В
перевал турклуба «Менгулек» локальное Три протоки шириной до 15 м; течение 1,5 м/с; глубина до 0,6 м, самостраховка альпенштоком. с С на Ю
перевал Предвершинный локальное Три протоки шириной до 15 м; течение 1,5 м/с; глубина до 0,6 м, самостраховка альпенштоком. с левого берега на правый
переправа через реку Чинге–Хем локальное Три протоки шириной до 7 м; течение 1,5 м/с; глубина до 0,5 м, самостраховка альпенштоком/ледорубом с левого берега на правый
переправы локальное 4 шт. н/к простейшие переправы.
среднепроходимый кустарник протяженное 15 Заросли березки, ивы в Джулукульской котловине и долине реки Шуй
легкопроходимые болота протяженное н/к 4 Заболоченность в Джулукульской котловине.
снежный покров протяженное н/к 3 Снежный покров глубиной до 15 см на леднике Монгун–Тайга.
мелкие, пологие морены протяженное н/к 6 Мелкие россыпи крутизной до 20?.
средние, пологие морены протяженное 10 Средняя россыпь крутизной до 25?.
мелкие, крутые осыпи протяженное 7 Мелкая живая осыпь крутизной до 40° на перевалах Предвершинный, Ак–Оюк, т/к «Менгулек», Арктика; вершинах Водораздельная, Монгун–Тайга.
средние, крутые россыпи протяженное 3 Средняя малоподвижная россыпь (камни до 1 метра) под перевалами Арктика, Огонек, Жигули Верхний, Предвершинный. Крутизна до 30?.
крупные россыпи протяженное 2 Крупные россыпи (камни более 1 метра) под перевалами Арктика, Огонек, Жигули Верхний.

Таким образом, зачетная сумма баллов за препятствия составляет: траверс - 9 баллов, вершины - 14 баллов, перевалы - 20 баллов, переправы - 3 балла, всего за ЛП - 46 баллов;

растительность - 6 баллов, болота - 2 балла, снежный участок - 1,5 балла, морены и осыпи - 61 балл, всего за ПП - 70,5 баллов;

Поправка, связанная с геогр. показателем, автономностью и перепадом высот на маршруте, составляет: 8 ? 1 ? (1 + 19/12) = 20,6 баллов.

Сумма баллов равна 137,1 баллов, что соответствует заявленной категории сложности.

Составил Бычков К.С.

2. Характеристика района и маршрута похода

2.1. Географическое положение района похода

Трудно назвать другой район России, где на сравнительно небольшой территории имелось бы такое разнообразие природных условий, как на Восточном Алтае и в Западной Туве.

Здесь можно побывать на ледниках высокогорья и тундровых плоскогорьях с вечной мерзлотой, из заснеженной тайги выйти в пыльную степь. На границе Восточного Алтая с Западным Саяном расположены высокие горные хребты. Данная горная система является естественной границей между Тувой и Алтаем. Она образована несколькими горными хребтами и протянулась более чем на 200 км в меридиональном направлении, соединяя широтные хребты Саянской и Танну-Ольской горных дуг. Западная оконечность Саянской дуги представлена обширным хребтом Позарым-Тайга, который в верховьях Малого Абакана граничит с Шапшальским хребтом - стержнем этой горной системы. В истоках Шуя Шапшальский хребет смыкается с хребтом Цаган-Шибэту, который имеет юго-восточное направление и частично выходит на территорию Монголии. Восточные отроги Цаган-Шибэту соединяются с хребтом Западный Танну-Олла. К юго-западу от Цаган-Шибэту, отделенный от него котловиной р. Каргы, обособленно расположился покрытый голубой шапкой вечного льда массив г. Монгун-Тайга (3976 м) - самый западный хребет Тувы и высшая точка Восточной Сибири.

Высоты хребтов колеблются от 2600 м в северной части до 3500 м в юго-восточной части. Здесь проходит водораздел между бассейнами Оби, Енисея и бессточных областей Центральной Азии. С востока к хребтам примыкает обширное высокогорное (около 2000 м) плоскогорье, которое в бассейне Оби называется Чулышманским, а в центрально-азиатской части - котловиной Каргы. К востоку от основного водораздела протянулся ряд коротких, но более возвышенных хребтов, о которых будет сказано ниже. Далее на восток горы уступают место обширной степной Хемчикской котловине.

Все хребты, входящие в данную горную систему, представляют собой плосковерхие поднятия (горсты), впоследствии расчлененные эрозионными процессами. Преобладает альпийский гляциальный (созданный работой ледников) рельеф, развиты кары, гребни, вершины, моренные отложения, троговые ступенчатые долины. Вместе с тем местами сохранились обширные участки плоскогорий, облегчающие траверсы хребтов.

Характер растительности в Западной Туве зависит от высоты местности и экспозиций склонов. Степи располагаются в Хемчикской котловине, в долинах рек вблизи нее и на склонах южной экспозиции. На высотах ниже 1800 м вдоль рек, стекающих с восточных склонов, узкой полосой тянутся тополя и ивы. Лиственничные и кедровые леса поднимаются по этим же склонам до 2200-2300 м. Выше раскинулись альпийские луга и горные тундры. Чулышманское плоскогорье и массив Монгун-Тайги практически безлесны.

Современное оледенение сохранилось на всех хребтах района, кроме Саянских.

2.2. Общая смысловая идея похода

При выборе района и маршрута похода, мы руководствовались следующими соображениями.

1. Никто из группы никогда не бывал на Алтае и в Туве.

2. Район занимает "промежуточное" положение между среднегорьем и высокогорьем, что привлекало нас возможностью испытать себя на небольших по высокогорным, но значительных по среднегорным меркам высотах (практически до 4000 м). Никто из группы, кроме руководителя, не бывал в высокогорье, туристский опыт (в том числе и опыт преодоления снежно-ледовых перевалов) группой, опять-таки за исключением руководителя, приобретался в среднегорных районах: Саяны, Урал, Кодар.

3. Изучив район похода по литературе и отчетам (список см. в разделе "Выводы и рекомендации"), мы задались целью посетить следующие объекты:

3.1. Наиболее высокие и красивые вершины района: Монгун-Тайга, Ак-Оюк, Тошкалы-Кая.

3.2. Вершину 3223,4 м, в которой сходятся три хребта (Шапшальский, Цаган-Шибэту и водораздел рек Каргы и Чулышман), разделяющие три огромных бассейна (Оби, Енисея и бассейн внутреннего стока Центральной Азии). Информации о восхождении на эту вершину мы не нашли, как и следов пребывания на ней людей. Предлагаем назвать эту вершину Водораздельной.

4. Приобрести опыт прохождения в походе скальных и снежно-ледовых препятствий 2А к.т. (для более опытных участников) и 1Б к.т. (для менее опытных участников).

2.3. Варианты подъезда и выезда с маршрута

Как попасть в район похода

Существуют два основных способа попасть в район похода: самолетом и по железной дороге. Самолеты из Москвы летают в Барнаул (ежедневно) и в Абакан (5 раз в неделю), стоимость билета в один конец - около 6000 рублей, при покупке билета в оба конца полагается значительная скидка.

Поезда из Москвы ходят в Барнаул (ежедневно), Абакан (ежедневно), Красноярск (около 10 поездов в день), Бийск (прицепные вагоны к барнаульскому поезду через день). Стоимость плацкартного билета до Красноярска - 1200 рублей, до остальных городов - 1500 рублей.

Поезд Абакан - Красноярск ходит 3 раза в день (стоимость плацкартного билета - 220 рублей), им имеет смысл воспользоваться при наличии проблем с билетами на поезд Абакан - Москва.

Между Абаканом и Кызылом существует только автотранспортное сообщение. Автобус ходит три раза в день, стоимость билета - 275 рублей, достать билеты на ближайший рейс удается не всегда. Частников очень много, их услуги обойдутся в 400-500 рублей с человека.

Как попасть в горы со стороны Алтая

От Бийска до гор добираться можно либо вертолетом (дорого и вряд ли целесообразно), либо автотранспортом по Чуйскому тракту: трассе М-52 Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - государственная граница.

До Кош-Агача дойдет любой автотранспорт - хоть легковая машина. Далее придется двигаться по проселочным дорогам. По долине реки Бугузун через одноименный перевал в верховья реки Моген-Бурен без проблем дойдет УАЗ. На дороге к озеру Джулукуль заболоченные участки, требующие "вмешательства" машин повышенной проходимости, начинаются у озер Мону-Таис.

Можно воспользоваться регулярным автотранспортом - все поселки связаны с Горно-Алтайском автобусным сообщением, но автобусы ходят редко и втиснуться в них группе с рюкзаками может быть затруднительно.

Намного удобнее воспользоваться заказным автотранспортом. Мы пользовались (и всем советуем) услугами фирмы "БийскАлтайТур" (сайт в Интернете www.byaltur.ru, директор Замчалов Иван Юрьевич).

Ни одного отрицательного отзыва о работе этой фирмы мы не слышали, и сами убедились в её надежности и порядочности. Цены, указанные на сайте, являются окончательными, ни о каких "доплатах за бензин" и "дальше не поеду, если не подкинете" речи быть не может.

Возможна заброска в любую точку Алтая на легковой машине, микроавтобусе или автобусе, если нужна машина повышенной проходимости, то Иван Юрьевич выступит в качестве посредника, причем бесплатно!

По предварительной договоренности, машина для выезда группы может быть подана в указанную точку к указанному времени.

Мы ехали до Акташа в 2 микроавтобусах "Газель", дорога заняла 8 часов.

В Акташе нас ждал ГАЗ-66 Наумова Константина, с которым договорился о заброске И.Ю. Замчалов. Можно договариваться и непосредственно с Константином (сайт в Интернете tank66.narod.ru).

Как попасть в горы со стороны Тувы

Из Кызыла можно добраться в Ак-Довурак, Шуй, Бай-Тал. Прямой автобус ходит только в Ак-Довурак.

В Мугур-Аксы вообще не ходит общественный транспорт, все, в том числе и местные жители, пользуются частным. В поселке много машин УАЗ типа "батон", но, несмотря на это, выехать оттуда довольно сложно. По-видимому, это связано с менталитетом местных жителей: если им самим не нужно ехать в Кызыл, то они и не поедут. Теоретически существует что-то типа маршрутного такси от Мугур-Аксы до Кызыла несколько раз в день, но даже при наличии желающих на нем уехать все зависит от настроения водителя. Поэтому к процессу выезда стоит относиться философски и выделить на поиски транспорта от 2 до 24 часов.

Дорога в Мугур-Аксы построена недавно. Она идет сначала вниз по долине р. Каргы, а затем переваливает через хребет Цаган-Шибэту в долину реки Барлык, выводя, в конце концов, на трассу Ак-Довурак - Кызыл. Расстояние до Кызыла составляет около 400 км и занимает от 8 до 10 часов пути. Стоимость проезда около 450 рублей с человека.

2.4. Сведения о возможности организации заброски на маршруте

В горах постоянно никто не живет, так что заброску надо закапывать, подвешивать на дерево и тому подобное. На кочевников в этом вопросе лучше не полагаться.

2.5. Туристские возможности района похода

Район позволяет совершать самые разные походы: в пешеходном, водном и лыжном туризме от 1 до 6 к.с., в горном - до 2 к.с.

Перевалы и вершины имеют категории трудности от н/к до 2Б.

Протяженными препятствиями район не богат: лишь осыпей и морен в избытке, болот немного, леса мало, заросли кустарника, в основном, проходятся без особых трудностей. Снежники и ледники невелики, за исключением массива Монгун-Тайги.

2.6. Адреса и телефоны поисково-спасательной службы

Ниже приведен список дислокаций Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской поисково-спасательных служб (ПСС) и входящих в них поисково-спасательных отрядов (ПСО) МЧС России. По истечении времени адреса и руководители ПСС и ПСО МЧС могут меняться.

Западно-Сибирская региональная ПСС

656016, г. Барнаул, Микронная, 137

Начальник ПСС Зюков Виктор Владимирович, тел. /385-2/ 43-60-09 Заместитель Дракин Георгий Валентинович

Бийский ПСО

629329, г. Бийск, Смоленский тракт, 29, т/к <Алтай>

Начальник ПСО Альшаков Валерий Борисович, тел. /385-42/2-82-49

ПСС Республики Алтай

659700, Респ. Алтай, г. Горно-Алтайск, ГорноАлтайская, 56, кв. 22

Начальник ПСС Якубовский Валерий Иванович, тел. /385-41/ 2-91-41 Заместитель Сухов Владимир Николаевич

ПСО Ак-Тру

Респ. Алтай, Кош- Агачский р-н, ГМС Ак-Тру

(для корр. - адрес респ. службы)

Начальник ПСО Казаков Юрий Иванович

Восточно-Сибирская региональная ПСС

660060, Красноярск, ул. Лебедевой, 93

Начальник ПСС Калинин Эдуард Николаевич, тел. /391-2/ 27-34-30

Красноярский ПСО

660100, Красноярск, ул. Пролетарская, 155

Начальник ПСО Залиев Захар Захарович, /391-2/

Шушенский ПСО

662720, Красноярский край, п. Шушенское, ул. Пионерская, 11

Начальник ПСО Шкельтина Валентина Фроловна.тел. /391-39/ 3-13-30

Тувинская республиканская ПСС

667000, г. Кызыл, ул. Красноармейс кая, 103

Начальник ПСС Тукар Ольга Мартоловна, тел. /394-22/ 2-14-44

Хакасская республиканская ПСС

662600, г. Абакан, ул. Щетинкина, 34

Начальник ПСС Столбун Петр Борисович, тел. /390-22/ 6-21-51

3. График движения

Дата Участок пути Км Ход. время, час.:мин. Подъем, м Спуск, м Определя-ющие
препят-ствия**
Способ передви-жения
31.07–3.08 Москва – Бийск поезд
3.08 Бийск – Акташ микроавтобус
4.08 Акташ – оз. Мону–Таис ГАЗ–66
5.08 оз. Мону–Таис – место высадки (см. карту) ГАЗ–66
  место высадки (см. карту) – оз. Джулукуль 9 1:50 0 100   пешком
6.08 Организация заброски пешком
7.08 м.н.* – правый приток р. Чулышман 25 6:40 100 50   пешком
8.08 м.н. – пер. Верхний Тусту–Оюк (1А, 3100 м) – оз. в верховьях р. Тусту–Оюк 11 7:10 850 350   пешком
9.08 попытка восхождения на в. Тошкалы–Кая 2 5:30 650 650   пешком
10.08 м.н. – пер. Верхний Жигули (1Б, 3200 м) – долина Диких озер 12 6:30 600 550   пешком
11.08 м.н. – р. Чинге–Хем, полудневка 6 2:40 0 400   пешком
12.08 м.н. – пер. Предвершинный (1А, 3100 м) – р. Чоон–Хем 11 6:30 800 750   пешком
13.08 м.н. – пер. Ак–Оюк (1Б, 3315 м) 5,5 4:00 1000 0   пешком
14.08 восхождение на в. Ак–Оюк (2А, 3608 м); м.н. – р. Мугулдур 6 6:00 350 900   пешком
15.08 м.н. – р. Шуй 15 2:30 800 100   пешком
16.08 м.н. – р. Кара–Оюк, полудневка 11 6:00 400 0   пешком
17.08 восхождение на в. Водораздельная (1А, 3223,4 м, первопрохождение) 4,5 4:00 770 770   пешком
18.08 м.н. – пер. т/к «Менгулек» (1Б, 3100 м) – левый приток р. Каргы, полудневка 12 4:00 650 580   пешком
19.08 м.н. – р. Балыктыг 24 4:30 450 100   пешком
20.08 м.н. – Дуруг–Суг 18 3:50 250 0   пешком
21.08 м.н. – пер. Арктика (1Б, 3150 м) – р. Орто–Шегетай 6,5 4:00 600 200   пешком
22.08 м.н. – пер. Огонек (2А, 3200 м) – правый приток р. Толайты 4,5 6:40 250 400   пешком
23.08 м.н. – р. Толайты, полудневка 6 5:00 0 300   пешком
24.08 м.н. – Ю–В гребень в. Монгун–Тайга 5,5 5:00 1150 0   пешком
25.08 траверс (2А): в. Монгун–Тайга (3976 м) – пер. Буревестник – р. Мугур 16,5 5:20 350 1700   пешком
26.08 м.н. – Мугур–Аксы 27 6:00 0 600   пешком
  Мугур–Аксы – Кызыл микроавтобус
26–27.08 Кызыл – Абакан микроавтобус
27–28.08 Абакан – Красноярск поезд
28–31.08 Красноярск – Москва поезд
  ИТОГО 238   10020 9600 поезд

*) м.н. - место ночевки.

**) характеристику препятствий см. в разделе "Справочные сведения о походе" (подраздел "Определяющие препятствия маршрута").

Составили Будрик С.А. и Бычков К.С.

3.2. Запасные и аварийные варианты маршрута

Запасными вариантами маршрута являлись:

1) подход к озеру Джулукуль пешком в случае неудачи с подъездом (затраты времени компенсируются отказом от прохождения полукольца через перевалы Узун-Хем, Магистральный Южный и Кадыр-Орук);

2) отказ от радиального выхода на одну из вершин: Тошкалы-Кая, Ак-Оюк, Водораздельная;

3) отказ от траверса масиива Монгун-Тайга, спуск в верховья реки Шара-Хорагай и выход в Мугур-Аксы через долину реки Мугур.

Аварийные варианты маршрута: выход к ближайшему из объектов - озеро Джулукуль, долина реки Каргы, долина реки Хемчик, низовья реки Шуй.

3.3. Изменения маршрута и их причины

1. Доехать за 1,5 дня от Бийска до Джулукуля не вышло, к тому же до самого озера машина не дошла.

2. Из-за недомогания одной из участниц переход от верховьев реки Тусту-Оюк через перевал Жигули Верхний к реке Чоон-Хем растянулся на два дня вместо одного.

3. Таким образом, из-за нехватки времени мы отказались от прохождения полукольца через перевалы Узун-Хем, Магистральный Южный и Кадыр-Орук, что было согласовано с МКК в качестве запасного варианта маршрута.

4. Техническое описание маршрута

Введение

Техническое описание маршрута написано по дням. Каждый день разбит на несколько участков. Ходовое время отсчитывается от начала участка! Под ходовым временем понимается чистое ходовое время, т.е. из времени, затраченного группой на прохождение участка, уже вычтено время всех привалов. Слова правый и левый по отношению к берегам рек, бортам долин и кулуаров трактуются как орографические понятия (если не указано обратное).

Фотографии к техническому описанию выполнены Алексановой Е.Д., Ивановой Т.В., Зайцевым И.С. и Лазаренко Е.Р.

Составил Бычков К.С.

31 июля - 5 августа (1-6 дни похода)

Участок маршрута: Москва - Барнаул - Бийск - Акташ - место высадки вблизи оз. Кызыл-Даш

Прибываем в Бийск в 15:40 по местному времени беспересадочным вагоном Москва - Бийск. Нас встречает Иван Юрьевич Замчалов.

Микроавтобусы "Газель" поданы прямо к поезду. Если требуется оформление финансовых документов, то они оформляются прямо на месте вместе с оплатой проезда.

На микроавтобусах нас доставили в поселок Акташ. Дорога от Бийска до Акташа длиной 466 км занимает примерно 8 часов. Сначала она пролегает по равнинной местности, а затем по горной - по долине реки Катунь, ее левому притоку р. Сема, затем через Семинский перевал она снова спускается к Катуни и в долину р. Чуя (правый приток р. Катунь).

В Акташе мы оказались уже поздней ночью. Там в небольшой придорожной гостинице мы договорились о ночлеге (всего по 50 рублей с человека). В доме, где нас поселили была газовая плита. Утром нас уже ждал Константин Наумов и его машина "ГАЗ-66", на которой мы продолжили свой путь.

В Акташе находится погранотряд (военная часть - не знаю как это правильно называется), в которой нужно оформить допуск в пограничную зону. На это мероприятие следует отвести не менее половины дня. Желательно иметь заготовленные заранее списки группы с указанием паспортных данных и места проживания, а также маршрутные документы.

Далее по асфальтированной дороге мы приехали в поселок Кош-Агач. Длина этого отрезка пути составила около 100 км и заняло это порядка 2 часов. Дорога идет по весьма живописной местности. Справа по ходу открываются великолепные виды на заснеженные вершины горных хребтов Центрального Алтая.

В Кош-Агаче мы взяли проводника, который хорошо знает дорогу к оз. Джулукуль. Здесь же мы свернули с асфальтовой дороги и дальше ехали по степной. Осадков в Чуйской долине мало и, видимо поэтому, состояние дороги довольно хорошее и по ощущениям она мало отличается от асфальтовой.

Уже вечером мы преодолели перевал Бугузун в низкой части хребта Чихачева. Подъем на перевал довольно труден и занял много времени, поэтому перевалили мы уже в темноте. Далее дорога идет по Чулышманскому нагорью. Здесь участки сухой степи чередуются с сильно заболоченными, много больших и маленьких озер. Так как двигаться в темноте по такой местности трудно, то мы остановились на ночлег на берегу озера Мону-Таис.

Утром мы увидели панораму Шапшальского хребта и снежную шапку Монун-Тайги. До озера Джулукуль остается совсем немного, но дорога очень сложная. Много заболоченных участков, подпитанных недавними дождями. Поэтому мы практически все время двигаемся пешком, а наши рюкзаки едут на машине. Часто водитель и проводник останавливаются и прощупывают колею в особенно опасных местах, которые при приближении к озеру Джулукуль встречаются все чаще и чаще. Наконец около 16 часов дня примерно в 7 км от озера мы принимаем решение двигаться самостоятельно.

Тепло попрощавшись с попутчиками, начинаем пешую часть маршрута.

Составили Алексанова Е.Д. и Бычков К.С.

Участок маршрута: место высадки вблизи оз. Кызыл-Даш - юго-восточный берег оз. Джулукуль

В путь отправляемся в 1615. Дождь временами перестает, но ненадолго.

Дорога идет на северо-восток среди зарослей кустарника (фото 5), местами попадаются слабо заболоченные участки. Ездят по дороге крайне редко. Впереди открывается панорама озера Джулукуль, за которым поднимается Шапшальский хребет. Дорога, сохраняя северо-восточное направление, приближается к берегу озера. Вблизи юго-восточного угла озера дорога выводит на берег. Путь сюда от места высадки занял 1 час 50 минут.

С северо-запада, из долины Чулышмана, приближается очередной заряд непогоды. Поэтому принимаем решение остановиться на ночевку на юго-восточном углу озера Джулукуль. Ровные площадки для палаток найти несложно, воду берем в 40 метрах от лагеря из небольшого ручейка, впадающего в Джулукуль. Дров, в принципе, можно наломать из растущего вокруг кустарника, но мы, находясь в Алтайском заповеднике, не собираемся разводить костер и готовим на горелках.

Весь вечер на нас волнами накатывается дождь с градом, в перерывах выглядывает солнце. Над котловиной встает радуга удивительной красоты и четкости (фото 6).

Составила Волкова О.А.

6 августа (7 день похода)

Радиальный выход (организация заброски)

Участок маршрута: юго-восточный берег оз. Джулукуль - 1-й левый приток р. Каргы

Относим заброску на приток реки Каргы, прячем в камнях. Путь по Джулукульской котловине по жаре весьма утомителен.

Составил Бычков К.С.

7 августа (8 день похода)

Участок маршрута: юго-восточный берег оз. Джулукуль - урочище Ледниковые Гривы - правый приток р. Чулышман

Выходим с места ночевки в 935. Движемся по дороге, огибающей озеро Джулукуль с востока (азимут 40?). Дорога хорошо видна на траве и мху, возможно из-за того, что по ней недавно проехали. Через 50 мин проходим мимо 2-х бетонных столбов - геодезических реперов, справа от дороги видны небольшие озерца. Дорога пересекает небольшие ручьи, впадающие в озеро. Они легко преодолеваются по камням. Какой именно из ручьев является истоком Чулышмана - не вполне ясно.

Выйдя на восточный берег озера, дорога постепенно удаляется от берега, придерживаясь северного направления. Через 1 час 10 минут дорога, сохраняя северное направление, начинает подниматься на борт долины, поросшей карликовой березкой и ивой. Через 1 час 25 минут сворачиваем с дороги (так как нет никакой уверенности, что дорога вдоль северного берега озера Джулукуль существует) и идем в северо-западном направлении. Местами на зарослях карликовой березки видны колеи очень старой дороги, но на травянистых участках дорога теряется. Двигаемся по гребням моренных холмов (фото 7). Через 2 часа 10 минут проходим мимо избы, видимо нежилой, расположенной на одном из холмов. Через 2 часа 40 минут переходим по камням ручей, вытекающий из цирка вершины 3349,5 м. Здесь моренные гряды заканчиваются. Далее идем по равнине, поросшей зарослями карликовой березки и ивы, сильно затрудняющими движение. Стараемся придерживаться травянистых участков и каменных россыпей. Через 3 часа 10 минут переходим сухое русло ручья, текущего из следующего цирка (вершина 3355,4 м). Через 3 часа 25 минут выходим к подножию гряды моренных холмов. Появляется тропа, идти стало значительно легче. Через 4 часа 25 минут достигаем ручья, текущего из цирка восточнее горы Муштук, и перекусываем (последние два перехода воды не было). Продолжаем идти по хорошо заметной тропе через заросли карликовой березки и ивы, перемежающиеся с травянистыми участками. Видимо на этом участке по ней часто ходят и ездят на лошадях. Тропа, в основном, идет у подножья моренных холмов, иногда выбираясь на их гребни.

Через 5 часов 20 минут после выхода с места ночевки достигаем северо-западного края озера Джулукуль. Через 6 часов 40 минут (в 1845) выходим к ручью, текущему из-под перевала Верхний Тусту-Оюк, и встаем на ночевку между невысоких гряд моренных холмов на левом берегу ручья. Ровные площадки для палаток найти несложно, воду берем из ручья в 15 метрах от лагеря. Дров, в принципе, можно наломать из растущего вокруг кустарника, но мы, находясь в Алтайском заповеднике, не собираемся разводить костер и готовим на горелках.

Составила Алексанова Е.Д.

8 августа (9 день похода)

Участок маршрута: правый приток р. Чулышман -озеро в верховьях правого притока р. Чулышман

За ночь выпал снег, с утра ветер, холодно. Выходим с места ночевки в 910. Идем вдоль левого берега притока реки Чулышман вверх по течению, постепенно набирая высоту. Склон крутизной до 15? покрыт зарослями карликовой березки и мхом (фото 10).

Через 1 час 40 минут выходим в пологую часть долины (фото 9). Продолжаем движение вдоль ручья по траве и участкам каменных россыпей.

Через 2 часа 20 минут долины меняет свое направление с северо-восточного на северо-западное. Подъем становится каменистым, крутизна увеличивается до 20-25?.

Через 3 часа 40 минут выходим к небольшому озеру. Перекусываем.

Участок маршрута: озеро в верховьях правого притока р. Чулышман - перевал Верхний Тусту-Оюк - озеро в верховьях левого истока р. Тусту-Оюк

От озера четко виден наш перевал (фото 11). Предперевальный взлет сложен средней и крупной малоподвижной осыпью, крутизной до 30-35?. Самостраховка альпенштоком и ледорубом. При подъеме разделились на 2 группы (фото 12). Через 1 часа 10 минут обе части группы поднялись на перевал. Нашли тур и сняли записку. Характер склона на спуске напоминает склон на подъеме - средняя малоподвижная осыпь крутизной до 30 -35?. Спуск серпантином (фото 13). Через 2 часа вышли на большую площадку, где сделали привал, обе части группы объединились. Продолжаем спуск с ригеля по крупной осыпи крутизной до 35? в долину левого истока реки Тусту-Оюк. Выходим к скальному выходу, расположенному слева от направления движения. Склон стал более крутым (до 40?), покрыт средней по размеру осыпью, относительно подвижной, идем по двое плотно друг за другом. Огибаем скальный участок справа группами по 3 -4 человека и спускаемся на зеленый покрытый травой с камнями и карликовой березкой склон. На спуске самостраховка альпенштоком и ледорубом. Местами индивидуально переходили на свободное лазание по крупным камням. По зеленому склону спустившиеся группы идут ко второму (считая сверху по долине левого истока реки Тусту-Оюк) озеру (3 часа 30 минут), где разбивают лагерь, не доходя до его северной оконечности примерно 300 м. Отсюда видно (фото 15), что спускаться правее по ходу было бы легче.

Места для палаток много, воду можно брать из ручья, текущего из верхнего озера. Дров нет.

Составил Зайцев И.С.

9 августа (10 день похода)

Радиальный выход (попытка восхождения на вершину Тошкалы-Кая, 1А, 3507 м)

Участок маршрута: озеро в верховьях левого истока р. Тусту-Оюк - склоны горы Тошкалы-Кая

Ночью выпало много снега, видимость плохая (фото 15). Однако, временами раздувает до почти ясного неба, поэтому решаем попробовать взойти на Тошкалы-Кая.

Подножия горы достигаем за 40 минут, начинаем подъем по кулуару, занятому средней и мелкой подвижной осыпью (фото 17). Чем выше, тем уже кулуар, начинают попадаться участки снега и натечного льда (фото 18), которые до поры до времени можно обойти. Через 2 часа 30 минут выходим к сужению кулуара. Далее двигаемся, навешивая вертикальные перила (первый идет с ледорубом с нижней страховкой) по обледенелому снежнику, а выше него - по скальным ступеням высотой до 2 м и участкам средней осыпи (фото 19, 20). Крепление перил - за скальные выступы. Пройдя 70 м (полторы веревки), видим, что облегчения пути не видно, а до гребня еще далеко.

Очевидно, что мы поднимаемся не по тому кулуару, о котором читали в отчетах (должному вывести на седловину горы Тошкалы-Кая). К тому же прояснения постепенно сошли на нет. Принимаем решения вернуться. Перила на спуске снимал последний участник, спускавшийся с ледорубом с нижней страховкой.

Обратный путь дается намного легче и занимает 1 час 30 минут. На протяжении всего подъема и спуска необходимо идти в касках.

Составил Зверев К.А.

10 августа (11 день похода)

Участок маршрута: озеро в верховьях левого истока р. Тусту-Оюк - верховья правого истока р. Тусту-Оюк

От места ночевки идем на север, поднимаясь на пологий водораздел двух истоков реки Тусту-Оюк. Склоны некрутые (до 15?), покрытые мхом. Спустившись в долину правого истока реки Тусту-Оюк, идем вдоль его русла вверх по течению. Через 1 час 30 минут проходим последнюю траву и упираемся в ригель, за которым долина поворачивает к югу (фото 21).

Участок маршрута: верховья правого истока р. Тусту-Оюк - перевал Верхний Жигули - ледник Тошкалы-Кая -долина Диких Озер

Дальнейший подъем вдоль русла ручья проходит по средней и крупной (местами размеры камней более 1 метра) россыпи. Движемся медленно. За поворотом долины к югу склон выполаживается, камни становятся мельче. Виден перевал (фото 22). Через 3 часа по средней малоподвижной россыпи поднимаемся на перевал.

С перевала открывается вид на ледник Тошкалы-Кая, "украшенный" поперечными трещинами. Спуск на ледник проходит по средней и мелкой подвижной осыпи (фото 24) и занимает 25 минут. В принципе, ледник можно обойти левым бортом долины, но это нерационально в плане затрат времени. По леднику идем в связках, крутизна его не превышает 15? (фото 25).

Ниже ледника долина забита средними и крупными камнями. Пройдя их, через 5 часов спускаемся на траву примерно в 500 метрах к северо-востоку от верхнего из трех крупных Диких озер.

Останавливаемся на ночевку на ровной травянистой площадке, дров нет, готовим на горелках, воду берем из ручья.

Составила Волкова О.А.

11 августа (12 день похода)

Полудневка

Участок маршрута: долина Диких Озер - р. Чоон-Хем

От места ночевки идем вдоль левого борта долины, не приближаясь к руслу ручья, по травянистым и поросшим березкой склонам крутизной до 20?.

Погода отличная, ни облачка, виды долины завораживают (фото 25а, 26).

По мере спуска березка становится все гуще и начинает мешать движению. Спуск к реке Чоон-Хем проходит по устьевому уступу ручья, вытекающего из нижнего озера. Крутизна склона до 25?, склон покрыт мхом и березкой. Невдалеке от русла Чоон-Хема входим в негустой лес.

Чоон-Хем разбивается на три протоки, самая мощная из них имеет ширину 7 м, глубину до 50 см, течение среднее. Острова между протоками густо заросли кустарником.

Через 2 часа 40 минут останавливаемся на ночевку на правом берегу Чоон-Хема. Площадки для палаток пришлось поискать, дров много (но пришлось вернуться за ними на другой берег).

Составил Павленко Г.П.

12 августа (13 день похода)

Участок маршрута: р. Чоон-Хем (устье р. Какого-то) - перевал Предвершинный - среднее течение р. Чинге-Хем

Подъем на перевал Предвершинный начинается прямо от места ночевки (фото 28).

Борт долины поднимается от русла Чоон-Хема без заметных выполаживаний на 800 м по высоте. В нижней части склон покрыт травой, в верхней - весьма подвижной осыпью. Крутизна колеблется от 25 до 40?. Идти, с учетом жары, тяжело, подъем на перевал занимает целых 4 часа. Поднявшись на перевал, снимаем записку, переходим в следующую к северу седловину (фото 31), названную в обнаруженной там записке перевалом Верхний. Спуск отсюда на запад попроще, чем с Предвершинного.

Спуск проходит по мелкой осыпи крутизной до 30?. Спустившись до русла левого притока Чинге-Хема, идем вдоль него по гребню морены. Спуск до травы по средней россыпи занимает 1 час. Начинается дождь.

Направляемся по левому берегу Чинге-Хема вниз по течению, вскоре по камням перепрыгиваем на правый берег. Через 6 часов 30 минут после выхода достигаем русла правого притока Чинге-Хема, текущего из-под перевала Ак-Оюк.

Через 2 часа 40 минут останавливаемся на ночевку на правом берегу Чинге-Хема. Площадки для палаток пришлось поискать, дров нет.

Составил Лазаренко Е.Р.

13 августа (14 день похода)

Участок маршрута: среднее течение р. Чинге-Хем - седловина пер. Ак-Оюк

От места ночевки переходим правый приток Чинге-Хема и начинаем подъем в восточном направлении на отрог, представляющий собой правый борт долины ручья, текущего из-под перевала Ак-Оюк. Вдоль русла идти нерационально - там каньон.

Подъем проходит немного ниже линии гребня (фото 34, 35) по травянистым склонам крутизной до 30?. Впереди открывается вид на перевал Ак-Оюк (фото 33). Постепенно склон выполаживается, но подъем занимает много времени - слишком велик перепад высот. Постепенно забирая к югу, траверсом выходим на седловину перевала Ак-Оюк. Подъем занял 4 часа. Погода быстро портится, начинается снег. Восхождение откладываем на завтра, ставим лагерь на седловине перевала Ак-Оюк. Площадки для палаток ровные, дров нет, готовим на горелках, воду берем из снежника к западу от гребня (на утро запасаем воду с вечера - с утра ручей иссякает). Вечером проясняется и мы проводим разведку завтрашнего пути на вершину.

Составила Гусева М.С.

14 августа (15 день похода)

Радиальный выход

Участок маршрута: седловина перевала Ак-Оюк (1Б, 3 м) - вершина г. Ак-Оюк (2А, 36 м)

В 7:50 вышли из базового лагеря. Движемся на юг по гребню, покрытому средней осыпью (крутизна до 20?). Через 25 минут походим к краю ледника, надеваем кошки и организуем связки-тройки. Ледник покрыт тонким слоем снега (5-10 см), крутизна его в нижней части достигает 35?. Через 60 метров ледник выполаживается до 20 градусов. Нижнюю часть ледника преодолеваем с попеременной страховкой через ледобуры. Точки страховки организовывались первой связкой, а снимались последней. Движение осуществляем в 2-3 метрах от обрыва ледника, т.к. проведённая днём раньше разведка показала отсутствие снежного карниза в данной части маршрута. После выполаживания ледника движение осуществляем с одновременной страховкой. Через 2 часа после выхода из б/л закончили работу на 1-ом участке ледника. Далее движемся по мелкой и средней осыпи и снежному склону (крутизна до 20?) до предвершины. Спускаемся с предвершины по разрушенным скалам (крутизна до 50?). Скалы с большим количеством удобных зацепов и полок. После спуска (через 2 часа 10 минут после выхода из б/л) достигаем неглубокой седловины и выходим на 2-ой ледник. Движение по леднику осуществляем с попеременной страховкой через ледобуры. В отличие от первого ледника, точки страховки организуются двумя крайними участниками каждой из связок-троек независимо. Движемся в обход скальных островов на гребне, ниже их. Между 2-ым и 3-им скальными островами на гребне с ледника на восток свисает 2-метровый снежный карниз. Крутизна ледника вблизи гребня составляет 20-35?, но по мере удаления от гребня возрастает до 40?, что делает невозможной попытку самозадержания сорвавшегося участника.

Через 3 часа 10 минут после выхода из б/л выходим к основанию последнего предвершинного гребня. Первые 15 метров первый участник преодолевает свободным лазанием с нижней страховкой, остальные участники - по вертикальным перилам, закреплённым за скальный выступ. Эти перила мы оставляем для спуска. Выход на вершину осуществляется по узкому скально-осыпному гребню шириной 1-2 м (с уклоном вдоль гребня до 20 градусов). Через 3 часа 20 минут после выхода их б/л достигаем вершины.

Спуск осуществляем по пути подъёма, это занимает 2 часа 30 минут.

На спуске применяем аналогичные способы страховки, что и на подъёме, за одним исключением: нижнюю, крутую часть первого ледника преодолеваем дюльфером по перилам, закреплённым на ледобуре. Последний участник снимает перила и осуществляет спуск с самостраховкой ледорубом.

Отдых. Обед.

Участок маршрута: седловина перевала Ак-Оюк (1Б) - перевал 350 лет Красноярска (1А) -озеро в верховьях р. Мугулдур

Спуск с перевала начинаем с крайней южной седловины прямо вниз вдоль края ледника (фото 43) по средней и мелкой осыпи крутизной до 30?. Спустившись до края ледника, переходим по камням вытекающий из него ручей. Пройдя около 200 м вдоль русла, начинаем подъем в южном направлении на гребень хребта, разделяющего долины, Нижнего Мешту-Хема и Мугулдура. Склон осыпной, крутизна до 25?.

На гребне сразу находим тур (видимо, не единственный, так как гребень широкий).

От тура спускаемся в долину ручья Мугулдур по травянистым склонам крутизной 15-20?. Через 2 часа после выхода с перевала Ак-Оюк выходим к небольшому озеру на дне долины ручья Мугулдур.

Ставим лагерь на берегу озера. Площадки для палаток ровные, дров нет, готовим на горелках.

Составила Иванова Т.В.

15 августа (16 день похода)

Участок маршрута: озеро в верховьях р. Мугулдур - р. Шуй (устье р. Мугулдур)

Вышли в 9:30.

Идем вниз по долине, по левому берегу Мугулдура. Ниже второго озера расположена большая морена, перегородившая долину.

До морены дошли за 40 минут. Обошли морену по левому борту долины по крупной и средней осыпи, местами по травянистому склону, а потом опять спустились к руслу Мугулдура.

Ниже по долине местность слегка заболочена, начинают появляться деревца и кустарник. Река петляет сквозь заросли кустарника, огибая очень большие камни.

Через 2 часа входим в лес. Правый борт долины в этом месте представляет собой склон, поросший леском лиственницы, подлесок слабый, присутствуют нагромождения крупных камней (чемоданов).

Через 2 часа 30 минут увидели долину р. Шуй. Спускались в долину р. Шуй в начале по осыпи (35-40?), потом по травянистому склону (25-30?) до русла Мугулдура.

Пересекли р. Мугулдур (бурную на крутом склоне) по крупным чемоданам и продолжили спуск по левому берегу р. Мугулдур по еле заметной тропе до р. Шуй. Через 3 часа 30 минут вышли к реке Шуй. Обед.

Участок маршрута: р. Шуй (устье р. Мугулдур) - р. Шуй (в 1 км выше устья р. Оту-Оюк)

Продолжаем движение вверх по течению по левому борту долины р. Шуй по дороге. Дорога идет то по лесу, то по степи. Через 2 часа 10 минут после начала движения от впадения р. Мугулдур в р. Шуй пересекли 1-й рукав р. Оту-Оюк (по бревну).

Через 5 минут пересекли второй рукав (по камням). Справа видели заброшенное зимовье. Через 2 часа 20 минут останавливаемся на ночевку на левом берегу реки Шуй. Площадки для палаток ровные, дров много, воду берем из реки Шуй.

Составил Шилкин Д.А.

16 августа (17 день похода)

Участок маршрута: р. Шуй (в 1 км выше устья р. Оту-Оюк) - среднее течение р. Кара-Оюк

От места ночевки движемся по плоским террасам, покрытым травой с мелкими и средними камнями , по левому берегу реки Шуй (вверх по течению). Постепенно левый берег становится более крутым - до 30 градусов. Прижимаемся ближе к реке. Через 1 час по узкому бревенчатому мосту переправляемся на правый берег реки, где расположено зимовье. Там мы обнаруживаем след ГАЗ-66. Во время привала встретились с геодезистами. Немного не доходя устья р. Кара-Оюк начинаем подъем по зарослям карликовой берёзки по склону (крутизна ~ 15 градусов), постепенно поворачивая на юг - в долину р. Кара-Оюк. Выходим к р. Кара-Оюк и движемся вверх по течению, по правому берегу. Слева - каменная осыпь. Проходим осыпь и попадаем в широкую, местами заболоченную долину р. Кара-Оюк. Через 2 часа 30 минут останавливаемся на полудневку на правом берегу Кара-Оюка. Справа и чуть впереди видно ущелье (фото 47), по которому завтра предстоит идти на в. Водораздельная.

Площадки для палаток ровные, дров нет, готовим на горелках.

Составил Верушкин Г.Ю.

17 августа (18 день похода)

Радиальный выход

Участок маршрута: среднее течение р. Кара-Оюк - вершина Водораздельная (1А, 3223,4 м, первопрохождение)

Выходим из лагеря в 8 часов. Пересекаем долину Кара-Оюка и входим в ущелье ручья, вытекающего из С-В цирка вершины Водораздельная. Подъем вдоль русла ручья (трава, крутизна до 30?) приводит к небольшому озеру. От озера идем вверх вдоль русла ручья, впереди открывается вид на гребень (фото 47а). Вершина выдается над гребнем едва заметно. От дна цирка поднимаемся на запад по средней и мелкой осыпи (до 30?) на гребень Шапшальского хребта. По осыпному гребню идем к вершине в южном направлении. Следов пребывания людей на вершине не нашли. Подъем занял 2 часа 30 минут. Спуск с гребня начали чуть севернее того места, где на него поднялись (фото 49). Путь от вершины до лагеря занял 1 час 15 минут.

Составил Бычков К.С.

18 августа (19 день похода)

Полудневка

Участок маршрута: среднее течение р. Кара-Оюк - перевал турклуба "Менгулек" (1Б) - 1-й левый приток р. Каргы

От места ночевки движемся по правому берегу р. Кара-Оюк вверх по течению по травянистым террасам. Через 30 минут выходим к слиянию истоков Кара-Оюка. Поворачиваем на юг, вверх по течению левого истока. Обходим поверху небольшой каньон, выше которого долина поворачивает к востоку. Идем вдоль русла по средним и мелким камням, поднимаясь в предперевальный цирк (фото 51а).

Намечаем путь подъема в небольшой "разрыв" снежника (см. фото 51а). Подъем проходит по мелкой умеренно подвижной осыпи (до 35?). Через 2 часа 30 минут мы на перевале. Спуск начинаем от тура вниз по мелкой осыпи (до 30?) до русла ручья, а затем вдоль русла. Русло поворачивает на юг, а затем снова на юго-запад. Поднимаемся повыше на левый борт на травянистый склон. Через 4 часа спускаемся в долину 1-го правого притока реки Каргы (спуск по траве, крутизна до 30?).

Ставим лагерь на ровных травянистых площадках. Дров нет. Снимаем заброску, пируем…

Составил Ямщиков И.В.

19 августа (20 день похода)

Участок маршрута: 1-й левый приток р. Каргы - р. Каргы - среднее течение р. Балыктыг

Идем вниз по течению 1-го правого притока реки Каргы вдоль русла. Воды мало.

За 1 час 10 минут выходим к слиянию нескольких ручьев. Долина сужается, часто переходим с берега на берег, благо ноги мочить не приходится. Через 1 час 50 минут, немного не доходя основного русла Каргы поднимаемся на правый борт долины и выходим на хорошую дорогу. Двигаясь по дороге в восточном направлении, через 3 часа спускаемся к реке Бести-Кара-Суг. Обедаем и расстаемся: провожаем "тройку" через Каргы на дорогу в Мугур-Аксы. Перейдя плоский водораздел, сворачиваем в долину реки Балыктыг, и направляемся по ее левому берегу по тропе вверх по течению. Долина поворачивает к юго-востоку, сужается, идти по тропе уже не так приятно. Погода портится, начинается дождь. Через 4 часа 30 минут останавливаемся на ночлег на небольшой площадке на правом берегу реки (брод глубиной 30 см, течение слабое). Дров можно набрать, но у нас избыток газа.

Составил Будрик С.А.

20 августа (21 день похода)

Участок маршрута: среднее течение р. Балыктыг - озеро в верховьях реки Дуруг-Суг

С утра продолжаем идти по левому берегу реки Балыктыг вверх по течению по тропе. Через полчаса тропа выводит наверх, на плато над левым бортом долины, где благополучно растворяется.

Идем без тропы на юго-запад, благо болота высохли, долина реки Дуруг-Суг, в верховья которой лежит наш путь, видна отлично (фото 57), Монгун-Тайга перед нами во всей красе (фото 56). Утомляет лишь жара.

Достигнув озер в долине реки Дуруг-Суг, обходим их с востока. Через 3 часа 50 минут останавливаемся на ночевку на южном берегу верхнего озера. Площадки для палаток пришлось поискать, дров нет.

21 августа (22 день похода)

Участок маршрута: озеро в верховьях реки Дуруг-Суг - перевал Арктика (1Б) - верховья р. Орто-Шегетай

От места ночевки движемся по правому берегу реки Дуруг-Суг вверх по течению.

Долина, потеряв несколько притоков, поворачивает к востоку. Трава кончается, русло завалено очень крупными камнями, скорость падает.

Из предперевального цирка перевал угадывается легко. Что подъем, что спуск проходят по очень крутой (до 40?) и подвижной мелкой и средней осыпи.

Снимаем записку 1986 года - некоторых из нас еще на свете не было!

Сразу после спуска, в 200 метрах от предперевального взлета - удобная площадка.

Дальше спускаться нам смысла нет, останавливаемся на ночлег. Отлично виден перевал Огонек (фото 61). Дров нет. Ходовое время 4 часа.

Составил Иванов А.В.

22 августа (23 день похода)

Участок маршрута: верховья р. Орто-Шегетай - перевал Огонёк (2А) - озеро в верховьях правого притока р. Толайты

В 9:50 вышли с места ночевки по направлению к перевалу (азимут 80?). Путь пролегает по средним и крупным камням. Поднялись в предперевальный цирк, который заполнен крупной осыпью. Продолжая движение в указанном направлении, поднялись на середину ригеля, который, спускаясь с левого по ходу борта, перегораживает цирк. С него начали подъем на самую левую, наиболее выраженную седловину (азимут 60?). Склон покрыт средней малоподвижной осыпью крутизной около 30?. Ледник остается правее. Он сильно засыпан обломочным материалом, и судя по старым отчетам, в последние годы заметно отступил. Через 2 ч. 20 мин. поднялись на перевал. Сняли записку. Для спуска с перевала повесили перила (1 веревка) по левому кулуару, идущему от седловины вниз в долину р. Толайты, вдоль скал. Перила закрепили за большой выступ вблизи гребня (фото 62). Спустившиеся по перилам уходят из кулуара налево по ходу вдоль скал на 50 м, где ждут оставшуюся группу. Последний спускается без рюкзака с нижней страховкой. Затем продолжили движение по тому же кулуару с самостраховкой ледорубами (аз. 90?, осыпь крутизной 30-35?). После выхода из кулуара пошли вдоль левого по ходу края ледника (аз 60?). Ледник открытый, засыпан отдельными камнями средних размеров. Склон представляет собой среднюю и мелкую осыпь. Через 1 ч. 20 мин. после начала спуска с перевала надели кошки и с самостраховкой ледорубом спустились по леднику на восток около 300 м. В противном случае пришлось бы траверсировать левый борт. Спуск по леднику можно начать раньше. Оба варианта равноценны по времени. Через 2 ч. 50 мин. встали на перекус на восточном краю ледника, воду берем из ручьев, бегущих по леднику. После перекуса идем на юг вдоль ледника по крупной и средней осыпи к правому борту цирка. Затем по крупной осыпи (аз. 100?) поднялись на морену (через 30 мин. после перекуса). Спуск с морены по очень крупным камням. Чрез 4 ч. 20 мин. после начала спуска с перевала встали на ночлег на восточном берегу озера. Травянистая площадка на 2-3 палатки. Воду берем из озера. Дров нет.

Составил Зайцев И.С.

23 августа (24 день похода)

Полудневка по метеоусловиям

Участок маршрута: некое озеро в верховьях правого притока р. Толайты - среднее течение р. Толайты

От места ночевки спускаемся по травянистому склону (до 25?) ко второму озеру в долине правого притока р. Толайты. Погода окончательно портится, начинается снег.

Обойдя озеро с юга, переходим на левый борт долины и направляемся вниз по течению - к озеру Узун-Холь. Дойдя до середины озера Узун-Холь, переваливаем через невысокий поросший травой водораздел в долину Толайты. Переходим Толайты по камням. Снег только усиливается, подниматься на плато бессмысленно и опасно.

Через 2 часа после выхода останавливаемся на ночевку на левом берегу Толайты. Площадки для палаток ровные, дров нет, готовим на горелках, воду берем из Толайты.

Составил Будрик С.А.

24 августа (25 день похода)

Участок маршрута: среднее течение р. Толайты - юго-восточный отрог г. Монгун-Тайга

Утром погода хорошая. Начинаем подъем на северо-восток, на плато Монгун-Тайги. Поднимаемся по широкому травянисто-осыпному желобу крутизной до 30?.

Поднимаемся в небольшую висячую долину (фото 68). Поднимаясь по долине, постепенно забираем вправо и, преодолев еще один осыпной взлет, выходим на плато.

На плато придерживаемся азимута 20?. Открывается вид на вершину (фото 69).

Через 5 часов останавливаемся на ночевку невдалеке от края ледника. Площадки для палаток, дров нет, воды тоже, топим снег.

Составил Зайцев И.С.

25 августа (26 день похода)

Участок маршрута: траверс - юго-восточный отрог г. Монгун-Тайга + вершина Монгун-Тайга (3976 м) + перевал Буревестник со спуском в долину р. Мугур к устью р. Хайарыкан через вершину 3 м (траверс 2А к.т.)

Ночью и утром приличный мороз. Выходим с места ночевки в 10 часов, когда чуть разогревает. Видимость пока хорошая. Подходим к леднику, связываемся (фото 71), и направляемся к хорошо видной вершине. Склон крутизной около 20?, местами до 35?.

По мере подъема на нас наползает облако. Какая жалость!

На вершину выходим через 1 час 30 минут. Пытаемся дождаться прояснения и насладиться панорамой, но терпения хватает минут на 10. Спускаемся по закрытому леднику на север до небольшой предвершины, а от нее - на восток, к ребру Буревестника.

Облачность чуть поднимается (фото 72), ребро хорошо видно. Сходим с ледника на ребро, развязываемся. Продолжаем спуск вдоль гребня по его левой стороне. Слева - ледопад, преграждающий спуск по леднику. По осыпи, достигающей местами 35? крутизны, выходим на перевал Буревестник.

От перевала продолжаем идти на С-В, пресекаем огромное плато (фото 74) и по узкому гребню спускаемся в долину реки Мугур (крутизна местами до 40?).

Траверс занял 5 часов 20 минут ходового времени

Составила Алексанова Е.Д.

25 августа (26 день похода)

Участок маршрута: устье р. Хайарыкан - пос. Мугур-Аксы

Передохнув, решаем на торчать целый день в долине Мугура, а идти в Мугур-Аксы ночью, благо дорога вдоль левого берега отличная. Путь по ней до поселка занимает 6 часов.

26-31 августа (26-28 дни похода)

Участок маршрута: Мугур-Аксы - Кызыл - Абакан - Красноярск - Москва

В поселке после 3-часовых мытарств садимся на УАЗ и уезжаем в Кызыл, оттуда - в Абакан, затем в Красноярск, и, наконец, в Москву.

Составил Бычков К.С.

5. Картографический материал

marsh: Лист 1, лист 2, лист 3, лист 4, лист 5, лист 6, лист 7

mar2: Лист 1, лист 2

podezd

6. Сведения о материальном оснащении группы

Список специального снаряжения

Личное специальное снаряжение

  1. ботинки туристические;
  2. альпеншток;
  3. каска;
  4. перчатки рабочие;
  5. индивидуальная страховочная система;
  6. блокировка системы (диаметр 10 мм, длина 4 м);
  7. ус для самостраховки схватывающим узлом (диаметр 6 мм);
  8. карабины - 3 шт;
  9. спусковое устройство ("восьмерка").

Групповое специальное снаряжение

  1. веревка основная (диаметр 10 мм, длина 50 м) - 2 шт.;
  2. веревка вспомогательная (диаметр 6 мм, длина 50 м) - 1 шт.;
  3. веревка расходная (диаметр 10 мм, длина 15 м) - 1 шт.;
  4. ледорубы - 2 шт.;
  5. ледобуры - 4 шт.;
  6. кошки - 2 пары;
  7. крючья скальные - 4 шт.;
  8. молоток скальный;
  9. жумары - 2 шт.;
  10. карабины - 8 шт.

Газовое хозяйство

  1. горелки газовые выносные Kovea - 2 шт.;
  2. горелки газовые Camping Gas - 2 шт.;
  3. баллон резьбовой Coleman 470 - 8 шт.;
  4. баллон Camping Gas 470 - 8 шт.;
  5. стеклоткань - 3 куска.

Особенности и рекомендации по использованию снаряжения и продуктов

Участники использовали туристские ботинки производства Московской экспериментальной фабрики спортивной обуви, а также фирм Campus, Asolo, LaSportiva. Серьезных нареканий к качеству обуви нет, хотя ботинки Campus пострадали больше других.

На спуске с перевала Четырех в долину реки Ледниковая использовалось практически все специальное снаряжение.

В качестве основных использовались отечественные сертифицированные статические веревки - они удобнее для организации перил, а участков, преодолеваемых с нижней страховкой, на маршруте не было.

Скальные крючья и молоток не использовались, так как для крепления веревок на скалах нашлись подходящие скальные выступы (что, разумеется, невозможно с уверенностью предсказать заранее).

На ледовом склоне использовались кошки, ледорубы, ледобуры.

Кровососущие насекомые в заметном количестве встретились нам только в начале маршрута - в Чарской котловине. При подъеме в горы на второй день маршрута их количество резко сократилось, а после первой морозной ночи - с 20 на 21 августа - они сохранились в символическом количестве. В первый день две трети группы носили авоськи, смоченные аэрозолем "Autan", а оставшаяся треть решила потерпеть. Рекомендуем все же запастись небольшим количеством противокомариных средств.

Помимо классического набора продуктов питания (супы, крупы, сухое молоко, сахар, масло, печенье, сухари, конфеты, сухофрукты) мы внесли в раскладку несколько новых для себя продуктов: на обед мы ели рыбные консервы и сублимированный творог (через день). Рыбу добавляли в суп, что всем очень понравилось. Не советуем экономить вес, отказываясь от рыбы, так как в ней содержатся незаменимые питательные вещества. В сублимированный творог мы добавляли сахарный песок и изюм. Он стал нашим любимым блюдом - горячо рекомендуем! В качестве наполнителя для "мясных" блюд мы использовали сублимированное мясо и соевые продукты (через день). Кому-то больше нравилось одно, а кому-то - другое. Что касается объективных показателей, то мясо занимает значительно меньший объем и варится быстрее, однако и стоит дороже сои в 12 раз! В мясные и соевые блюда мы добавляли бульонные кубики.

В принципе возможно построить маршрут по Кодару и без использования искусственного топлива, но это резко снижает возможности тактического маневра, а многие перевалы (втом числе Следопыт, Семи Гномов, Четырех) вообще невозможно пройти за день "от леса, до леса". На нашем маршруте было запланировано 6 бездровных ночевок. С учетом запасных дней мы располагали запасом газа на 8 дней. Нами использовались две выносные горелки фирмы Kovea под резьбовые баллоны и две горелки фирмы Camping Gas, надевающиеся на баллон сверху. Такое количество горелок позволило ускорить приготовление пищи и, к тому же, создавало запас прочности на случай поломок. На бездровные ночевки были запланированы блюда, не требующие длительной варки: картофельное пюре, геркулес, манка. При таком меню и наличии стеклоткани брать на Кодар автоклав нецелесообразно.

Расчет массы рюкзаков

Характер груза   Масса для юношей, кг Масса для девушек, кг
Личное снаряжение   8,0 9,0
Общественное снаряжение   6,0 1,0
Продукты 1–й участок 17,5 13,0
2–й участок 10,5 7,0
3–й участок 6,0 3,0
ИТОГО 1–й участок 31,5 23,0
2–й участок 24,5 17,0
3–й участок 20,0 13,0

1-й участок: Чара - ГМС.

2-й участок: ГМС - р. Верхний Сакукан - р. Правая Хадатканда - р. Ледниковая - ГМС.

3-й участок: ГМС - Кюсть-Кемда.

Меры по снижению веса рюкзака

Нами была организована заброска на ГМС, что сильно облегчило наши рюкзаки на технически сложном участке маршрута (2 участок), позволило нам питаться достаточно сытно и сохранить силы. Заброска была оставлена в избе в коробках с указанием руководителя группы и срока хранения. Продукты не пострадали.

Докупить продукты на маршруте невозможно - необходимо спускаться в Чару, Новую Чару или Кюсть-Кемду.

Составили Будрик С.А. и Магит Г.В.

7. Выводы и рекомендации

Выбор района и нитки маршрута

Рекомендовать Кодар в качестве района похода можно группам, планирующим пройти маршрут третьей и выше категории сложности (походы более низких категорий имеют весьма ограниченный смысл - ехать далеко, а ходить придется "вокруг гор") и уже имеющим опыт походов в горно-таежной местности.

Район расположен достаточно удобно в транспортном отношении: подъезды от железной дороги дешевы и занимают никак не больше половины дня.

Несмотря на свою суровость, район достаточно хорошо освоен, имеется литература и множество отчетов, как в библиотеках, так и в сети Internet. Вдоль долин крупных рек - Среднего и Верхнего Сакуканов, Апсата, Сюльбана - проложены дороги и тропы, что позволяет быстро преодолевать трудности таежной зоны для выхода в красивейшие места вблизи вершинных частей хребтов. В то же время необходимо учитывать, что малопосещаемые узкие долины притоков вышеуказанных крупных рек могут быть труднопроходимы. К таким долинам относятся долины рек Няма, Хавагда и многих других.

Район чрезвычайно богат как локальными (перевалы до 3А к.т., вершины и траверсы предельной для туризма сложности, каньоны, переправы), так и протяженными (труднопроходимый лес и кедровый стланик, обширные осыпи и морены, ледники, а в предгорьях - пески и болота) препятствиями. Это позволяет строить очень разнообразные маршруты.

Орография района, а также наличие дороги вдоль Среднего Сакукана и избы ГМС в его верховьях позволяют построить различные виды маршрутов: радиально-кольцевой (с "опорой" на ГМС); из нескольких "петель" с заброской, что позволяет облегчить рюкзаки на сложных участках и улучшить питание.

Группам, собирающимся на Кодар, необходимо иметь в виду следующее:

  1. оптимальное время для путешествия: конец июля - начало августа;
  2. велика вероятность неблагоприятной погоды: осадков (дождя и снега в любое время года), продолжительных периодов плохой видимости, слабоположительной дневной температуры и ночных морозов;
  3. горы в силу геологических и климатических особенностей ("морозное выветривание") очень сильно разрушены, как следствие, повышается камнепадоопасность и затрудняется организация крючьевой страховки;
  4. большинство перевалов непроходимы за один день "от леса до леса";
  5. подразделений ПСС в Чаре больше нет.

Перечень наиболее интересных объектов

  1. Урочище Чарские Пески - уникальный природный феномен.
  2. Мраморное ущелье - одно из первых разрабатывавшихся в СССР урановых месторождений. Сохранились остатки построек, штольни.
  3. Ледники Кодара в верховьях Среднего и Верхнего Сакуканов, Сыгыкты, Сюльбана.
  4. Озеро и гора Зарод.
  5. Байкал (грех не побывать по пути на Кодар или обратно).
  6. Музей истории БАМа в Северобайкальске.

Познавательное и воспитательное значение похода

Оценивая пройденный маршрут, считаем его очень интересным в познавательном и спортивном отношении. Участники познакомились с уникальной природой и историей нового для себя района (только двое из нашей группы бывали на Кодаре ранее).

Мы увидели интереснейшие природные объекты: Чарские Пески (уникальную сибирскую пустыню), ледники Кодара, озеро и гору Зарод. Приобрели опыт прохождения в походе скальных и снежно-ледовых перевалов 1Б к.т. (перевалы Четырех, Мурзилка). Незабываемо и путешествие по Байкало-Амурской магистрали - легендарному БАМу, знакомство с историей его постройки в музее Северобайкальска, а также встреча с Байкалом.

В процессе похода выполнено два краеведческих задания: составлены паспорта пройденных перевалов и проведены исследования радиационной обстановки в районе похода. В процессе сбора информации о районе похода и конкретных препятствиях участники развили свои навыки по работе с литературой, отчетами в библиотеках и сети Internet.

Путешествие через большую часть территории России позволило ощутить масштабы своей страны, ее красоту и величие. Кроме того, в Забайкалье живут удивительные люди, приехавшие с разных концов нашей страны и построившие в очень суровых природных условиях БАМ. С деятельностью строителей железной дороги и множества туннелей знакомят не только музеи, но и живое общение с людьми. В суровых ущельях Кодара в живую сталкиваешься с черными страницами истории страны. До сих пор стоят остатки сталинских лагерей. Один из таких находится в Мраморном ущелье.

Значительная протяженность маршрута помогла повысить физическую подготовку, а сложные перевалы и переправы позволили применить знания, полученные на занятиях объединения "Пешеходный туризм". Густая тайга, красивые озера и вершины, бурные реки дали нам прекрасный эмоциональный заряд. В процессе подготовки, проведения похода и составления отчета группа еще теснее сплотилась, участники приобрели опыт работы в коллективе на новом для себя уровне.

Список литературы

  1. Штюрмер Ю.А. Кодар, Чара, Удокан. - М.: "Физкультура и спорт" - 1969 - 112 с., ил.
  2. Васильев М.Ю., Громов В.В. Туристские маршруты Западного БАМа. - М.: "Физкультура и спорт" - 1984 - 208 с., ил.
  3. Отчет № 2065 библиотеки МГЦТК, руководитель Безруков, 3 к.с. - 1969.
  4. Отчет № 2057 библиотеки МГЦТК, руководитель Хомяков, 4 к.с. - 1969.
  5. Отчет № 2466 библиотеки МГЦТК, руководитель Шмырев, 5 к.с. - 1973.
  6. Отчет № 2901 библиотеки МГЦТК, руководитель Лобанков, 5 к.с. - 1975.
  7. Отчет № 2903 библиотеки МГЦТК, руководитель Филиппов, 5 к.с. - 1974.
  8. Отчет № 2954 библиотеки МГЦТК, руководитель Ионушаускас, 5 к.с. - 1975.
  9. Отчет № 3146 библиотеки МГЦТК, руководитель Занин, 5 к.с. - 1976.
  10. Отчет № 3253 библиотеки МГЦТК, руководитель Малинь, 5 к.с. - 1974.
  11. Отчет № 3297 библиотеки МГЦТК, руководитель Май, 5 к.с. - 1977.
  12. Отчет № 3815 библиотеки МГЦТК, руководитель Подобед, 5 к.с. - 1980.
  13. Отчет № 3816 библиотеки МГЦТК, руководитель Сакалаускас, 5 к.с. - 1980.
  14. Отчет № 3895 библиотеки МГЦТК, руководитель Нечипоренко, 5 к.с. - 1980.
  15. Отчет № 3898 библиотеки МГЦТК, руководитель Иванов, 5 к.с. - 1978.
  16. Отчет № 3903 библиотеки МГЦТК, руководитель Карпов, 5 к.с. - 1979.
  17. Отчет № 3932 библиотеки МГЦТК, руководитель Курейчик, 5 к.с. - 1980.
  18. Отчет № 4283 библиотеки МГЦТК, руководитель Евстратенко, 5 к.с. - 1981.
  19. Отчет № 4506 библиотеки МГЦТК, руководитель Миллер, 5 к.с. - 1984.
  20. Отчет № 4633 библиотеки МГЦТК, руководитель Гармаш, 4 к.с. - 1985.
  21. Отчет № 4666 библиотеки МГЦТК, руководитель Горлукович, 5 к.с. - 1984.
  22. Отчет № 4712 библиотеки МГЦТК, руководитель Крылов, 5 к.с. - 1986.
  23. Отчет № 4791 библиотеки МГЦТК, руководитель Кузняк, 5 к.с. - 1984.
  24. Отчет № 4823 библиотеки МГЦТК, руководитель Харченко, 5 к.с. - 1987.
  25. Отчет № 4854 библиотеки МГЦТК, руководитель Немировский, 5 к.с. - 1987.
  26. Отчет № 4934 библиотеки МГЦТК, руководитель Хайруллин, 5 к.с. - 1987.
  27. Отчет № 5176 библиотеки МГЦТК, руководитель Шахнович, 4 к.с. - 1988.
  28. Отчет № 5387 библиотеки МГЦТК, руководитель Жуков, 5 к.с. - 1992.
  29. Отчет № 5746 библиотеки МГЦТК, руководитель Кузнецов, 5 к.с. - 2000.
  30. Отчет № 5764 библиотеки МГЦТК, руководитель Устинов, 3 к.с. - 2001.
  31. Отчет № 5771 библиотеки МГЦТК, руководитель Романенкова, 4 к.с. - 2001.
  32. Отчет № 5782 библиотеки МГЦТК, руководитель Назаров, 4 к.с. - 2001.
  33. Отчет № 5814 библиотеки МГЦТК, руководитель Сафронова, 4 к.с. - 2001.
  34. Отчет №795 библиотеки МосгорСЮТур, руководитель Бочков, 3 к.с. - 1993.
  35. Отчет № 279 библиотеки МосгорСЮТур, руководитель Костерев, 5 к.с. - 1994.
  36. Отчет № 224 библиотеки МосгорСЮТур, руководитель Киньшина, 2 к.с. - 1993.
  37. Отчет библиотеки МосгорСЮТур, руководитель Лаврухина, 3 к.с. - 2002.
  38. Отчет № 1113 библиотеки МосгорСЮТур, руководитель Гармаш, 3 к.с.
  39. Материалы сайтов:
    "http://www.gms.mountain.ru" rel="nofollow"
    "http://www.mountain.ru" rel="nofollow"
    "http://www.tourism.ru" rel="nofollow"
    "http://nkosterev.narod.ru" rel="nofollow"
  40. Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов. - М.: ЦРИБ - 1990 - 40 с.

За картографическим материалом можно обратиться к руководителю группы.

Составил Бычков К.С.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст