22 сентября 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: I

Отчет о походе 1 к.с. по З.Кавказу (Архыз, Теберда), совершенном группой туристов ТК «Планета», г. Ростов-на-Дону в период с 1 мая 2019 года по 12 мая 2019 года

Справочные сведения о походе

Проводящая организация:

Поход организован туристическим клубом «Планета», г. Ростов-на-Дону.

Адрес: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. 1-й Конной Армии, 4а.

Телефон: 8-928-168-07-90

E-mail: hello@planeta-rostov.ru

Web: "https://planeta-rostov.ru/" rel="nofollow"

Район похода

Поход совершался по Западному Кавказу: район Архыз (Софийский хребет), район Теберда (хребты Морг-Сырты, Мысты-Баши, Тебердинский хребет)

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

12 дней

1 мая - 12 мая 2019

Заявленная нитка маршрута:

поляна Таулу - Ледниковая ферма - ущ.р. Кашха-Эчкичат - пер. Караджаш (2960м, 1А) - ущ.р. Псыш - поляна Таулу - пос. Архыз - ущ.руч. Ревунок - пер. Архызское седло (2210м, н/к) - ущ.руч. Рапочай - пер. Озерный (2500м, н/к) - ущ.р. Маруха - пер. Кызыл-Ауш (2900м, 1а) - ущ.р. Аксаут - пос. Красный Карачай (нежил.) - ущ.р. Марка - ущ.р. Малая Марка - пер. Муху (2764м, 1а) - ущ.р. Муху - пос. Теберда

Поход пройден в соответствии с заявленной ниткой маршрута.

Пройдено препятствий:

• Пер. Караджаш 1а
  • Пер. Архызское седло, н/к
  • Пер. Озерный, н/к
  • Пер. Кызылауш, 1а (весной)
  • Пер. Муху, 1а (весной)

Руководитель

Шмелев Александр Александрович

Отчет о походе 1 к.с. по З.Кавказу (Архыз, Теберда)

У-3 (Ц. Кавказ), Р-2 (З. Кавказ)

Инструктор

Харитонова Любовь Валериевна

У-1 (З. Кавказ)

Завхоз

Мелехов Владимир Олегович

Отчет о походе 1 к.с. по З.Кавказу (Архыз, Теберда)

ПВД, н/к с элементами 1 к.с. (З. Кавказ)

Участник

ПВД (З. Кавказ)

Отв. за аптечку

Общая смысловая идея похода

Основной целью путешествия было получение опыта горного похода 1 к.с., а также прохождение нового для большинства участников маршрута в весенний период времени.

Оформление документов

Для прохождения данного маршрута не требуется получение погран. пропуска, так как он не затрагивает 5-киломеровую зону.

Для прохода по заповедной зоне (Архызский участок Тебердинского заповедника) можно на месте оплатить 200 р с человека.

Изменения в составе группы:

2 участника (Любовь Харитонова и Владимир Мелехов) после туристических сборов решили не продолжать поход и вернуться в Ростов-на-Дону. Причина схода с маршрута В. Мелехова - повышенное давление и плохое самочувствие, Л. Харитоновой - общая усталость и психологическая неготовность преодолевать заявленные перевалы. По мнению руководителя, физическая форма Харитоновой позволяла ей пройти весь маршрут, однако убедить ее в этом не удалось.

Участник Жакова Виктория при спуске с пер. Караджаш подвернула ногу и также решила вернуться в Ростов по окончании 5 дня похода.

Условные обозначения:

ЧХВ - чистое ходовое время (без учета привалов и остановок).

1 день. Турсборы

9:20 - прибытие заказным автобусом на поляну Таулу. Погода солнечная, тепло. По плану первые 2,5 дня - туристические учебные сборы, организуемые ТК «Планета». Участвует 5 туристских групп (четыре от ТК «Планета» и одна от ТК «Ковчег») и одна альпинистская.

После установки лагеря и завтрака прослушиваем лекции «Опасности в горах» и «Наведение переправы через реку».

В 13:40 - практическое занятие по наведению переправы. Каждая группа занимается отдельно.

Фото 1. Переправа

15:30 - практическое занятие по отработке движения по травянистым склонам.

16:20 - обед.

Оставляем заброску с едой на вторую часть маршрута.

19:40 - лекция «Психология малых групп».

21:00 - ужин и отбой.

2 день. Турсборы

6:30 - подъем группы, завтрак.

7:20 - выходим на маршрут. В этот день нам нужно перенести лагерь на Ледниковую ферму или чуть ниже, чтобы ближе к снегу отработать движение по снежным склонам, технику замозадержания, а также спасработы.

За 3 коротких перехода (108 минут ЧХВ) идем вверх по дороге по ущ. р. София и доходим до места нового лагеря, которое находится не доходя 500 метров до слияния рек София и Кашха-Эчкичат.

10:40 - установка лагеря.

11:00 - лекция «Движение по снежным склонам».

11:45 - обед.

13:45 - практические занятия на снежном склоне. Отработали технику хождения вверх и вниз по снежным склонам, хождение в связке, подъем и спуск в три такта, самозадержание при срыве на снежном склоне.

17:30 - ужин.

19:00 - лекция «Спасательные работы в горах», «Изготовление мягких носилок для переноса пострадавшего».

22:00 - отбой.

3 день. Подход к началу подъема на перевал Караджаш

7:00 - общий подъем. За ночь погода очень испортилась. С утра шел сначала дождь, потом снег большими хлопьями, снова дождь. По плану с 8:00 до 13:00 должны были быть занятия по спасработам. Однако они были отменены из-за нецелесообразности. Выжидали погоду до 13:00. После обеда распогодилось и было принято решение идти под перевал.

Выход группы в 14:25.

Фото 2. Группа на старте

Выйдя с места ночевок, через 15 минут подошли к переправе через реку София. Там лежит два бревна, переходить легко. Чуть дальше через 100 метров (за слиянием рек София и Кашха-Эчкичат) есть еще одно бревно, также очень удобное.

Фото 3. Бревно через р. София

Справа по ходу движения от реки Кашха-Эчкичат идет отличная тропа вверх. Идем по ней. За полтора перехода (1 ч 10 мин ЧХВ) дошли до границы зоны леса. Там нас встретили дружелюбные альпинисты, которые угостили чаем и подсказали места для ночевок неподалеку. Место называется «В сосенках» и представляет собой 3 места под палатки между внушительной коневой системой большой пихты.

Фото 4. Выход из зоны леса

Таким образом, удалось избежать ночевки в снегу. Стали на ночевки в 16:05. Следующие места для ночевок были на озере Верхняя Запятая. До них идти около 4 ходок, мы бы не успели, к тому же снег ыл очень плохого качества, передвигаться по нему в это время было небезопасно.

4 день. Караджаш

Подъем общий в 4:00. Выход на маршрут в 6:10. Выходим на снежный склон. Первая видимая часть пути - на перемычку между г. Пештера и г. 60 лет КЧАО.

Фото 5. Путь подъема на перемычку между г. Пештера и г. 60 лет КЧАО

Идем по пологой части к деревьям, которые огибаем справа по ходу движения. Потом ровно вверх на перемычку. Снег держит хорошо, идти легко. Перед и после нас много групп альпинистов, которые собираются восходить на вершины Кель-Баши (1Б альп.) и Батак (2А альп.). Постепенно мы обогнали практически все группы, кроме одной, которые уже тропили на перевал. До перемычки дошли за 175 минуты ЧХВ (3 перехода). После перемычки хорошо виден сам перевал. Сначала идет небольшое понижение рельефа, затем - перевальный взлет. За 36 минут от перемычки доходим до начала перевального взлета. Снега очень много, выше колена. Путь подъема - вверх прямо под небольшую скалу, выглядывающую из-под снега, примерно на середине взлета, далее обходим ее слева и вверх на перевал. Мы шли по протропленному пути, времени это заняло 52 минуты.

Фото 6. Перевальный взлет на Караджаш

Итого время до перевала:

с перемычки шли 88 минут ЧХВ,

с места последних ночевок - 263 минуты ЧХВ (4 ч 23 мин),

с места перехода через реку София - 323 минуты ЧХВ (5 ч 23 мин).

В мае подъем на данный перевал рекомендуется осуществлять рано утром, так как снега очень много, велика опасность схода лавин. Их следы практически на всех более или менее крутых склонах.

11:30 - мы на перевале. Выход вниз в 12:03. Турик есть, записка есть.

Отчет о походе 1 к.с. по З.Кавказу (Архыз, Теберда)

Фото 7. Группа на перевале Караджаш.

Вниз спускается только наша группа. Следов практически нет - они расстаяли и их занесло новым снегом накануне. Снега на спуске - по колено и выше.

Фото 8. Начало спуска с пер. Караджаш

Путь спуска сначала прямо вниз по линии падения воды, не подрезая склон, далее склон уходит вправо, потом влево к озеру.

Фото 9. Спуск с Караджаша

За ним наш путь пересекается со следами, идущими с перевала Баш-Джол. Постепенно снега становится меньше, есть прогалины. На одной из них, чуть выше зоны леса делаем обед. Воды нет, топим снег. Обед занял 37 минут. После обеда идем по уже проглядывающейся изредка тропе в лесу, которая в итоге перерастает в старую лесовозную дорогу.

Идем по ней, никуда не сворачивая. Она привела нас к домику, стоящему на берегу реки Псыш.

Нам надо на другой берег. У реки три рукава, все широко разлились. Первый без проблем прошли по камням, второй (широкий) - вброд. Глубина маленькая - середина голени у девочек, поток средней буйности. Перешли вброд по одному с палками. Трое участников без палок перешли вместе, взявшись за ручки соседских рюкзаков. Аналогично перешли третий рукав. Примерно в 500 метрах левее виднелся мост по крайне мере через третий рукав, но идти туда смысла не было. Сразу за бродом в 100 метрах - хорошо оборудованные место на ночевки, там и стали.

Время, затраченное на спуск с перевала: 5 переходов, 269 минут (4 ч 29 минут ЧХВ).

Стали на ночевки в 18:45.

Незадолго до остановки на обед одна участница, провалившись в снег, подвернула ногу, поэтому шли очень медленно.

Спуск с Караджаша довольно утомительный, снега очень много, снег не сухой, очень много раз проваливаешься по пояс.

5 день. Возвращение в Таулу

8:00 - подъем.

Так как накануне все устали и вымокли, то с утра немного привели себя в порядок и вышли на маршрут в 10:55. По бревнам перешли реку Амманауз и далее по дороге, идущей слева от р. Псыш, идем на поляну Таулу. Этот день легкий, сложности не представляет.

Путь до Таулу занимает 5 переходов, 240 минут (4 часа). Пришли в 15:50.

Здесь решили несколько организационных вопросов: забрали заброску с едой, у нас сошла с маршрута участница, которая подвернула ногу.

Лагерь установили на прежнем месте.

6 день. Архызское седло

7:00 - подъем. 8:55 - выход на маршрут.

До поселка Архыз забросились на нанятом автомобиле (1500 рублей). Расстояние 6 км. Там нас ждал еще один участник, который не смог приехать на первую часть похода.

Выходим на маршрут. Сегодня по плану перевал Архызское седло, н/к.

В 10:00 зашли в заповедник. На входе заплатили по 200 рублей с человека и прошли дальше.

Отсюда идет очень грязная и размокшая дорога, которую иногда проще обходить по кустам с краю. Дошли до мостика через ручей. Этот ручей характерен тем, что около него виднеются остатки старого забора. После моста идем еще прямо метров 150-200 и поворачиваем вправо. Здесь начинается тропа, которая уходит довольно круто вверх. Тропа нигде не теряется. Уже практически на выходе из зоны леса делаем обед. Обед занял 1 ч 14 мин. Большой ручей в стороне, но бегут маленькие и вода есть.

Тропа ведет до самого перевала.

Фото 10. Тропа на подходе к пер. Архызское седло

На перевале лежит снег, чуть ниже колена.

Фото 11. Перевальный взлет на Архызское седло

Время, затраченное на подъем от охранника в заповеднике: 6 переходов, 213 минут (3 часа 33 минуты ЧХВ).

На перевал поднялись в 15:42.

Отчет о походе 1 к.с. по З.Кавказу (Архыз, Теберда)

Фото 12. Группа на пер. Архызское седло.

Турик есть (это само дерево), записка есть (на дереве висит бутылка).

Начали спуск в 15:53.

С перевала вниз тропы не видно. Нужно держаться правее и обходить справа большой холм, который находится прямо за перевалом. Мы немного отвлеклись и пошли налево в сторону ручья Рапочай. Спускались минут 15. Быстро увидели свою ошибку, хотели пересечь тот холм по азимуту, но оказалось с противоположной стороны склон очень крутой и обрывистый. Так что с перевала надо сразу обходить этот холм справа. Так как потеряли на этих передвижениях время, решили ставить лагерь тут же на ровной площадке у ручья, тем более, что дальше везде все в снегу, а тут - трава. Это еще территория заповедника и костер разжигать здесь нельзя.

Стали на ночевку в 17:06.

7 день. Озерный

В этот день мы должны преодолеть перевал Озерный, н/к.

Подъем в 6:00, выход в 8:00.

Выходим на правильный путь подъема к перевалу. Обходим тот холм справа. Перед и за холмом текут ручьи. Есть снежные мосты, по которым и переходим. Наш перевал Озерный видно издалека: и с перевала Архызское седло, и практически все время следования к нему. Туда также идет тропа, но она не везде явная, много где укрыта под снегом. Поэтому идем по азимуту. Подъем пологий.

Фото 13. Подход к пер. Озерный

Через полторы ходки тропа выводит нас к ручью Рапочай, который нужно пересечь. Переходим его по камням. После ручья начинается вовсе открытая местность, без снега, покрытая травой, очень большие пространства заболоченные. Путь все время идет вверх, но пологий. Поднимаемся вдоль ручья Рапочай, который журчит справа от нас.

В месте, где ручей поворачивает направо, делаем обед. Обед занял 1 ч 25 минут.

Далее по тропе поднимаемся на возвышенность - перед нами виден перевал.

Фото 14. Вид на пер. Озерный с возвышенности

Чтобы к нему подойти, нужно сначала спуститься с возвышенности к ручью Линейному, а потом подниматься наверх. Чуть выше по склону от ручья Линейного стоит кош, пустой. Тропа здесь потерялась, но перевал очевиден, идем прямо к нему, склон болотистый, везде течет вода в траве.

Перевальный взлет также пологий, но покрыт снегом. Снега достаточно, примерно по колено.

Время подъема на перевал с места ночевок: 7 переходов, 314 минут (5 ч 14 минут ЧХВ).

На перевале были в 15:53.

Фото 15. Группа на пер. Озерный

Турик есть, записка есть.

Начало спуска в 16:08. По ту сторону перевала снежные карнизы. Спуск начинается не непосредственно с перевала, а влево на склон уходит тропа, которая траверсирует левый склон, выходя на более пологое место.

Фото 16. Начало спуска с пер. Озерный

Как только склон стал не сильно крутым, спускаемся прямо вниз, без тропы. Трава хорошо держит, проблем не представляет.

Фото 17. Вид в сторону пер. Озерного со спуска

Сверху виден кош, спускаемся по направлению к нему. За кошем начинается зона леса. Влево и вниз от коша идет дорога, выходим на нее и спускаемся прямо к реке Маруха, к мосту.

Фото 18. Начало дороги к р. Маруха через лес

Перейдя мост, справа в 50м отличные оборудованные ночевки. Останавливаемся там.

Фото 19. Вид на ночевки после пер. Озерный

Время на спуск: 113 минут (1 ч 53 минут ЧХВ).

Стали на ночевки в 18:20.

8 день. Кызылауш

В этот день идем на перевал Кызылауш, 1а.

Подъем в 4:00, выход в 6:13.

Идем направо по дороге вдоль реки Маруха (река справа от нас). Слева видны скалы, широкая тропа, почти дорога, начинается сразу за ними и идет налево от реки, вверх.

Фото 20. Начало подъема на пер. Кызылауш

Идем по тропе, справа от нас ручей. Тропа эта с самого начала круто забирает вверх и так на всем протяжении, изредка траверсирует склон.

Выходим по ней из зоны леса, впереди виден кош, справа река. Отсюда наш перевал не виден. Впереди сразу за кошем влево поднимается хребет с травяным покрытием.

Фото 21. Путь подъема на пер. Кызылауш

Чтобы подняться на перевал, нужно взбираться по этому хребту почти на самый вверх и потом с него траверсировать направо на перевал. По хребту идет тропа, но она наполовину в снегу. Мы поднимались до середины хребта без тропы. Вверх по хребту идти просто, однако, когда нужно было начать траверс направо на перевал, выяснилось, что при траверсировании склона нужно быть внимательным: трава покрыта слоем льда, сверху которого снег. Нужно, чтобы сначала шли участники с жестким рантом на ботинках, чтобы пробивать лед, иначе очень легко соскользнуть. Снег неглубокий, примерно 20 см, но трава из-за него плохо держит. Склон, по которому идет траверс, довольно крутой.

Фото 22. Вид на пер. Кызылауш с хребта

Время на подъем: с ночевок на реке Маруха, у моста - 6 переходов, 244 минуты (4 ч 4 минуты ЧХВ).

Фото 23. Группа на пер. Кызылауш

Начало спуска вниз в 12:41.

Спуск осуществлялся прямо вниз с перевала. Спуск довольно крутой, снега на траве не очень много, чуть ниже колена, трава под снегом скользит.

Фото 24. Спуск с пер. Кызылауш

Путь спуска понятен, идем вниз по более или менее пологому склону, слева от реки, которую под снегом не видно.

Доходим до коша, после него снега уже мало, видна тропа. Идем по ней вниз. На пологом участке делаем обед. Время, затраченное на обед 1 ч 27 минут.

Тропа приводит нас в долину реки Аксаут. Долина огромная, ровная, ночевку можно устроить где угодно. Время на спуск с перевала: 3 перехода, 166 минут (2 ч 46 минут ЧХВ).

На ночевки стали в 17:00

9 день. Подход к началу подъема на перевал Муху

По плану нам нужно подняться до слияния с рек Марка и Малая Марка.

Подъем в 7:00, выход в 9:13. Перед нами река Аксаут, мы идем налево вдоль нее по широкой дороге с твердым покрытием.

Дорога никуда не сворачивает, кроме одного раза направо к реке на базу отдыха. Мы идем прямо. Доходим до поселка Красный Карачай. Поселок нежилой. В нем есть мост, по которому проходим на другую сторону реки Аксаут.

Фото 25. Мост в пос. Красный Карачай

Сразу за мостом - центр поселка. Здесь стоят два памятника. Ездят автомобили.

Время на дорогу до поселка: 3 перехода, 122 минуты (2 ч 2 минуты ЧХВ).

Если стоять на мосту по ходу движения, то видно, что у немного правее от моста в реку Аксаут впадает большой ручей. Наша дальнейшая дорога идет вдоль него, вверх по склону. Дорога переходит в тропу, но она широкая, основательная. Очень тропа подходит к реке Марка и идет вдоль нее.

По тропе идем вверх, в зоне леса, подъем не крутой.

Доходим до места, где по мосту нужно перейти на правый берег по ходу движения реки Марка. Перед мостом делаем обед. Обед занял 1 ч 33 мин.

Дальше тропа идет круто вверх и ровных площадок почти нет.

По тропе выходим из леса. Река Марка слева от нас. Тропа приводит к мосту на другой берег реки.

Фото 26. Мост через реку Марка

Переходим его и идем вдоль реки. Примерно через 300 метров от моста есть хорошее место для ночевки, оборудованное кострищем. Место, видимо, популярное, так как виднеются следы санитарной деятельности людей.

Ставим лагерь.

Время на дорогу от поселка до стоянок: 4 перехода, 189 минут (3 ч 9 минут ЧХВ).

Стали на ночевки в 17:05.

10 день. Дневка

Отдохнули.

11 день. Муху

В этот день берем перевал Муху, 1а (весной).

Подъем 6:00, выход 7:52.

От места ночевок проходим 100 метров дальше вдоль реки Марка по тропе до открытой поляны и поворачиваем влево.

Фото 27. Поворот на тропу на пер. Муху

Идем вверх по склону через поляну без тропы, набирая около 30м, на другую открытую поляну. От нее правее уходит тропа по лесу вверх по склону. Выходим на тропу и движемся по ней. Выходим из зоны леса.

Фото 28. Вид на пер. Муху на выходе из зоны леса

Здесь тропа немного теряется. Слева течет река Малая Марка, нужно перейти на левый берег по ходу движения. Переходим по снежному мосту и камням. Тропа виднеется выше на склоне. Поднявшись, выходим на нее. Тропа ведет непосредственно на перевал, который отлично просматривается, как только выходишь из зоны леса.

Фото 29. Пер. Муху поближе

Время, затраченное на подъем на перевал с места ночевок: 3 перехода, 141 минута (2ч 21 минута ЧХВ).

На перевале были в 10:36. Турик есть, записка есть.

Фото 30. Группа на пер. Муху

Начало спуска в 11:00.

В начале спуска лежит немного снега, метров 30, потом его нет. С перевала идет широчайшая тропа, на которую заезжают квадроциклы.

Фото 31. Спуск с пер. Муху

С ориентированием трудностей не возникает. Идем по тропе до самого низа. В одном месте имеется развилка: одна дорога через брод уходит на правый по ходу движения берег реки Муху, другая продолжается по левому. Мы идем по левому. В какой-то момент правый берег реки уже попадает в заповедную зону, поэтому решили не рисковать. Тем не менее, выбранная нами дорога все же один раз ушла на правый берег и потом вернулась на левый. Первый брод перешли по камням, второй - вброд, он был чуть выше щиколотки. По дороге спустились в самый низ, туда, где дорога снова уходит на правый берег реки. Там на правом берегу есть отличное место для стоянки, которое помечено указателем «Заповедная зона». По идее, стоять там можно, но без костра и, говорят, егеря все равно будут ругаться. Мы костер не жгли и егеря к нам не пришли, повезло. Без проблем можно остановиться на более ранних ночевках, а эти уже ближайшие к поселку.

Время, затраченное на спуск: 4 перехода, 162 минуты (2 ч 42 минуты ЧХВ).

Стали на ночевки в 14:18. Обедали уже здесь.

Отсюда до поселка - 30 минут.

12 день. Отъезд в Ростов

8:58 выход, 9:33 пришли в поселок. Уезжали на заказном транспорте, который опоздал на пару часов. Выехали около 14:00. Прибытие в Ростов около 21:00.