Виды туризма
ОТЧЕТ
о прохождении водного туристского спортивного маршрута первой категории сложности по Среднему Уралу
совершенном группой г. Челябинска в период с 20 мая по 25 мая 2018 года по реке Реж
Маршрутная книжка: № 31/2018 Руководитель группы:
Суворов Андрей Максимович
г. Челябинск, ул. Энтузиастов, 29А-16 тел. +7-963-473-44-97
e-mail: kosyatz@gmail.com
Маршрутно-квалификационная комиссия Челябинской областной федерации спортивного туризма рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю первой категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке областной федерации спортивного туризма
Судья по виду |
_Тарасов Ю.Н._ |
(20.06.2018 ) |
Председатель МКК
Штамп МКК |
_Черных М.А._ |
(20.06.2018) |
Челябинск 2018
Проводящая организация
ГФСОО «Федерация спортивного туризма г.Челябинска»
Место проведения маршрута
Средний Урал. Свердловская область
Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма |
Категория сложности |
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность, дней |
Сроки проведения |
|
Общая |
ходовых |
||||
водный |
первая |
116 |
6 |
6 |
20.05.2018- 25.05.2018 |
уровень воды средний
Нитка маршрута
вдхр.Колташинское – сплав по р.Реж – с.Мироново
Обзорная карта маршрута (масштаб: в 1 см 3,5 км)
1.6. Определяющие препятствия маршрута
№ |
Дата |
Название |
к. с. |
Длина, м |
Расположение начала препятствия* |
Характеристика препятствия |
1 |
21 мая |
перекат |
1 |
20 |
"точка 9" |
перекат |
2 |
21 мая |
перекат |
1 |
30 |
"точка 12" |
перекат |
3 |
21 мая |
шивера |
1 |
40 |
"точка 13" |
шивера |
4 |
22 мая |
перекат |
1 |
25 |
"точка 16" |
перекат |
5 |
22 мая |
перекат |
1 |
20 |
"точка 18" |
перекат |
6-7 |
22 мая |
два переката |
1 |
30+30 |
"точка 19" |
перекаты |
8 |
22 мая |
шивера |
1 |
50 |
"точка 20" |
шивера |
9 |
23 мая |
порог |
1 |
30 |
"точка 25" |
запруда, пологий слив 0,3 м |
10 |
24 мая |
перекат |
1 |
15 |
"точка 29" |
перекат |
11 |
24 мая |
шивера |
1 |
30 |
"точка 30" |
шивера |
12 |
24 мая |
порог |
1 |
80 |
"точка 34" |
шивера, слив 0,3 м, валы 0,2 м |
13-14 |
25 мая |
две шиверы |
1 |
30+50 |
"точка 37" |
шиверы |
15 |
25 мая |
слив |
1 |
10 |
"точка 38" |
локальный пологий слив 0,2 м |
16 |
25 мая |
шивера |
1 |
100 |
"точка 40" |
шивера |
17 |
25 мая |
шивера |
1 |
150 |
"точка 42" |
шивера |
уровень воды средний *точки нанесены на карты маршрута (стр.44-45)
Состав группы
ФИО |
Год рождения |
Туристская подготовка |
Обязанности |
Суворов Андрей Максимович (1) |
1991 |
5У Башкаус-Чулышман 3Р Песчаная Катунь |
руководитель, капитан К-2 |
Беликов Сергей Сергеевич (2) |
1994 |
ПВД Южный Урал |
участник, матрос К-2 |
Сажин Евгений Олегович (3) |
1984 |
5У Башкаус-Чуя-Катунь 2Р Сакмара |
участник, капитан К-4 |
Колоскова Анжелика Альбертовна (4) |
1970 |
ПВД Южный Урал |
участник, матрос К-4 |
Бабенко Алексей Владимирович (5) |
1998 |
ПВД Южный Урал |
участник, матрос К-4 |
Овчинников Роман Николаевич (6) |
1982 |
ПВД Южный Урал |
участник, матрос К-4 |
Адрес хранения отчёта
ОМКК Челябинской области. Адрес: г.Челябинск, ул.Воровского, 48.
Поход рассмотрен
Поход рассмотрен маршрутно-квалификационной комиссией РФСОО «Федерация спортивного туризма Челябинской области». Выдана маршрутная книжка 31/2018.
Общая смысловая идея похода
Пройти водный спортивный маршрут первый категории сложности, повысить уровень туристского мастерства, получить удовольствие от общения с единомышленниками.
Подъезд на маршрут, отъезд с маршрута
Подъезд на маршрут и отъезд с маршрута из Челябинска и обратно производился на заказной газели.
Аварийные выходы с маршрута
Сплав до населённых пунктов.
Таблица запланированного и пройденного маршрута
Дата |
День пути |
Запланированный маршрут |
Пройденный маршрут |
||
Участок маршрута |
Км |
Участок маршрута |
Км |
||
20.05 |
1 |
Стапель. вдхр.Колташинское – – 4 км ниже д.Колташи; возможный обнос остатков плотины |
10 |
Стапель. вдхр.Колташинское – – 4 км ниже д.Колташи; обнос остатков плотины (0,3 км пешком) |
10 |
21.05 |
2 |
4 км ниже д.Колташи – – 10 км ниже устья р.Адуй |
28 |
4 км ниже д.Колташи – – 11 км ниже устья р.Адуй |
29 |
22.05 |
3 |
10 км ниже устья р.Адуй – – 12 км выше г.Реж. Полуднёвка |
14 |
11 км ниже устья р.Адуй – – 11 км выше г.Реж. Полуднёвка |
14 |
23.05 |
4 |
12 км выше г.Реж – – 4 км ниже г.Реж; обнос плотины в г.Реж (1 км пешком) |
23 |
11 км выше г.Реж – – 7 км ниже г.Реж; обнос плотины в г.Реж (1 км пешком) |
25 |
24.05 |
5 |
4 км ниже г.Реж – – 3 км ниже д.Сохарево |
25 |
7 км ниже г.Реж – – 4 км ниже д.Сохарево |
23 |
25.05 |
6 |
3 км ниже д.Сохарево – – д.Мироново. Антистапель |
16 |
4 км ниже д.Сохарево – – д.Мироново. Антистапель |
15 |
— |
Итого активными способами передвижения: (с учётом коэффициента 1.2) |
116 |
Итого активными способами передвижения: (с учётом коэффициента 1.2) |
116 |
Изменений в графике, по сути, нет. Незначительные изменения связаны исключительно с поиском подходящего места для организации бивака. Максимальное отклонение фактического места стоянки от запланированного – 3 км.
График движения
Дата |
День пути |
Участок маршрута. |
Км |
ЧХВ, часов |
20.05 |
1 |
Колташинское вдхр. – остатки разрушенной дамбы |
1,3 |
0,5 |
Обнос остатков разрушенной дамбы |
0,3 |
0,7 |
||
За остатками разрушенной дамбы – мост в д.Колташи |
4,7 |
1,2 |
||
Мост в д.Колташи – стоянка 20.05 |
4,1 |
0,9 |
||
итого 20 МАЯ |
10,4 |
3,3 |
||
21.05 |
2 |
Стоянка 20.05 – устье р.Адуй |
17,7 |
3,8 |
Устье р.Адуй – стоянка 21.05 |
11,7 |
2,4 |
||
итого 21 МАЯ |
29,4 |
6,2 |
||
22.05 |
3 |
Стоянка 21.05 – стоянка 22.05 |
13,4 |
2,9 |
итого 22 МАЯ |
13,4 |
2,9 |
||
23.05 |
4 |
Стоянка 22.05 – плотина в г.Реж |
14,8 |
3,3 |
Обнос плотины в г.Реж |
1,0 |
1,2 |
||
За плотиной в г.Реж – устье р.Бобровка |
2,5 |
0,4 |
||
Устье р.Бобровка – стоянка 23.05 |
6,2 |
1,1 |
||
итого 23 МАЯ |
24,5 |
6,0 |
||
24.05 |
5 |
Стоянка 23.05 – с.Глинское (чалка для похода к колонке) |
14,3 |
3,6 |
с.Глинское – порог в д.Сохарево |
4,9 |
0,9 |
||
Порог в д.Сохарево – стоянка 24.05 |
3,9 |
0,8 |
||
итого 24 МАЯ |
23,1 |
5,3 |
||
25.05 |
6 |
Стоянка 24.05 – с.Мироново (стоянка 25.05) |
15,3 |
2,9 |
итого 25 МАЯ |
15,3 |
2,9 |
||
ИТОГО НА МАРШРУТЕ |
116,1 |
26,6 |
Техническое описание прохождение группой маршрута 20.05.2018 [Колташинское вдхр. – ниже д.Колташи]
Выехали из Челябинска в 06.10. Чтобы добраться до Колташинского водохранилища, мы свернули с трассы Невьянск-Реж в «точке 1» на юг на отсыпанную щебёнкой дороге с большим количеством ям среднего размера. Газель ехала медленно, но уверенно. Проехав 3,5 км по прямой, в 11.30 мы были на месте стапеля на ЛБ р.Реж (1,3 км выше окончания Колташинского водохранилища, «точка 2»). Стапель был осложнён грозой, и до конца дня дождь то продолжался (причём с самой разной интенсивностью), то прекращался.
Место стапеля на ЛБ Колташинского водохранилища
Экипаж К-2 – Беликов, Суворов (капитан) – на старте маршрута у Колташинск. вдхр.
Экипаж К-4 – Овчинников, Колоскова, Бабенко, Сажин (капитан) – на старте
В 16.34 отчалили с места стапеля. В 16.56 зачалились сначала на ЛБ в конце водохранилища перед разрушенной плотиной.
К-4 у начала участка реки с остатками бывшей плотины Колташинского вдхр.
Бывшая плотина Колташинского водохранилища
Осмотр показал, что при данном уровне воды прохождение порога на месте бывшей плотины невозможно, т.к. можно легко порвать катамаран ввиду наличия большого количества техногенного мусора в русле.
Перечалившись на ПБ в «точку 3», мы обнесли непроходимый участок. Обнос был несложен: поднявшись по невысокому косогору, мы проходили по широкой лесной дороге около 250 м и сворачивали к галечной отмели («точка 4»).
Обнос бывшей плотины Колташинского водохранилища
В 17.54 мы продолжили движение по реке. Русло узкое, шириной около 10м. Много расчёсок, поворотов русла. Скорость течения была невысока, что позволило нам проходить мимо расчёски без происшествий. Основное число потенциально опасных расчёсок пришлось на первый километр после обноса плотины. В конце его была расчёска через всё русло. Благодаря низкой скорости течения Суворов и Сажин, стоя прямо в воде, за несколько минут отпилили часть расчёски у ЛБ.
В 18.45 мы подошли к небольшому завалу («точка 5»). За несколько минут мы, не разгружая, перенесли суда на 15 м по правому берегу. В 19.00 продолжили движение.
Также до д.Колташи встретились две бобровые плотины: необходимо было протискиваться над гладким стволом дерева, которое лежало на глубине около 5 см.
Прохождение мимо дерева в русле
К-4 под пешеходным мостом в д.Колташи («точка 6»). Мост пройден в 19.27.
При более высоком уровне воды мост может быть опасен.
К-4 перед автомобильным мостом ниже д.Колташи. Мост («точка 7») пройден в 20.10.
Встали на стоянку («точка 8») на ЛБ через 800 м после автомобильного моста.
Сухостой был прямо на стоянке.
21.05.2018 [ниже д.Колташи – ниже устья р.Адуй]
Вышли в 9.45. Через 350 м в 9.50 (на прямом участке реки после правого поворота) зачалились у первого переката на маршруте в «точке 9» на ПБ. Отсняли перекат с берега.
К-2 перед перекатом
К-2 проходит перекат
К-2 завершает прохождение переката
К-4 проходит перекат
К-4 во второй ходовой день
Течение достаточно слабое, ширина русла 10-12 м. Русло извилистое.
В 13.01 остановились набрать воды в ручье («точка 10») – правом притоке р.Реж.
Устье р.Адуй. Цвет воды в Адуе – чёрный, в Реже – светло-коричневый
В 14.03 остановились на обеденный перекус в 50 м ниже устья р.Адуй на стоянке со столиком («точка 11»). После обеда прогулялись по ПБ р.Адуй. В 15.46 продолжили движение по р.Реж.
После устья р.Адуй ширина реки 16-19 м. В 17.05 прошли второй перекат («точка 12»). В 17.24 прошли шиверу в сужении русла до 8-10 м («точка 13») сразу после устья р.Воронина.
В 17.45, миновав населённый пункт Галанина, прошли 100-метровый участок «разбоев» («точка 14»): река разделяется на три протоки. Справа чистый проход, там прошёл К-2. Центральная протока узка и в нашу воду, скорее всего, непроходима. К-4 прошёл правой протокой: там было мелко, и экипажу пришлось «попотеть».
К-4 выходит из правой протоки «разбоев».
Весь день было пасмурно, вечером стало ясно.
В 18.23 встали на стоянку на ЛБ («точка 15») под косогором. Дров на склоне в достатке.
22.05.2018 [ниже устья р.Адуй – перед Режевским вдхр.]
Вышли в 9.14. В 9.59 зачалились перед перекатом длиной около 25 м («точка 16»).
К-4 проходит первую половину переката
К-4 проходит вторую половину переката
В 10.23 остановились набрать воду в ручье – левом притоке р.Реж («точка 17»).
В 11.09 прошли второй перекат («точка 18»). В 11.40 мы были в «точке 19» ещё между двумя перекатами, которые разделяло несколько десятков метров. В 12.20 прошли пятое за этот день препятствие («точка 20») – шиверу.
Река постепенно расширялась, и к концу ходового дня её ширина составляла около 30 м по сути – это уже было начало Режевского водохранилища.
К-4 в третий ходовой день
В 12.40 мы встали на стоянку на ПБ в «точке 21».
Устроили запланированную полуднёвку. Дрова были, но не в изобилии. Весь день была переменная облачность, во второй половине дня очень сильный ветер.
23.05.2018 [Режевское вдхр. – г.Реж – ниже устья р.Бобровка]
Вышли в 8.59.
Пройдя водохранилище, в 12.52 мы зачалились на ЛБ («точка 22») перед плотиной Режевского водохранилища.
Экипаж К-4 на фоне плотины в г.Реж
Поскольку на берегу было некоторое количество битого стекла и тому подобных острых предметов, поэтому катамараны разгружали в воде.
Благодаря бетонной лестнице выход в город более чем удобен.
Прошли по городу до первого после плотины моста через р.Реж. Перейдя по этому пешеходному мосту с ЛБ на ПБ и пройдя 150 м ниже по течению, мы завершали обнос вещей и судов в «точке 23».
Место старта по р.Реж после обноса
Закупили недостающие продукты. Воды набрали в Доме Культуры: дежурные разрешили нам воспользоваться краном в уборной.
В 16.59 продолжили сплав. Сразу после прошли под трубопроводом и под техническим мостом за ним («точка 24»)
Трубопровод и технический мост за ним
Под мостом быстроток, при внимательном прохождении угрозы не представляет. Затем вплоть до устья р.Бобровка встречаются достаточно опасные расчёски. Потом мы прошли ещё один трубопровод («точка 24Б»), аналогичный изображённому на фото выше.
Следующее препятствие, («точка 25») пройденное в 17.18, представляло из себя
«запруду» из камней неясного происхождения. Правая часть русла «завалена», в центре был проход шириной 3-4 м с пологим сливом около 0,3 м. Подойдя ближе к сливу, мы увидели более широкий проход (6-7 м) слева без слива и прошли именно там.
Почти сразу же миновали стоявшие в ряд деревянные опоры с «железками». Опасности в них нет. В 17.25 «техногенный участок» завершился мостами («точка 26») непосредственно перед устьем левого притока р.Бобровка. Их прохождение также не вызвало у нас никаких проблем.
Овчинников за мостом у р.Бобровка: новый автомобильный, затем старый автомобильный, и трубопровод
Группа на мосту перед устьем р.Бобровка
Далее река входит в лес, иногда встречаются скалы. Течение успокоилось.
В 18.39 зачалились на ПБ на галечную отмель («точка 27») непосредственно перед с.Першино.
Стоянка была организована на «полке» в лесу. Поляну можно увидеть, только поднявшись на «полку» по невысокому косогору. Дров много.
24.05.2018 [ниже устья р.Бобровка – ниже д.Сохарево]
Вышли в 8.58. В 9.22 зачалились на ПБ перед полуразвалившимся деревянным мостом («точка 28») в с.Першино. В центральном пролёте «чистый» проход шириной около 5 метров с быстротоком, начинающимся за 10 м до него и 30-40 после него.
Полуразрушенный мост в с.Першино
В 9.55 прошли маленький перекат («точка 29»). В 12.28 прошли шиверку («точка 30») в правой протоке, образованной островом напротив д.Голендухино.
Обедали перед с.Глинское на ЛБ в одной из беседок, сооружённых для коммерческого туризма. В 14.18 зачалились на ЛБ в Глинском («точка 31»), набрали воды в колонке («точка 32»), зашли в магазин. Ассортимент достаточно богатый.
В 14.58 прошли бетонные остатки моста («точка 33») в с.Ощепково – угрозы не представляют.
Затем прошли высокий автомобильный мост перед д.Сохарево. Через 200 м после моста в 15.44 зачалились («точка 34») перед выступающей с ЛБ земляной насыпью высотой около 3 м. Здесь нам было необходимо осмотреть порог.
После насыпи река разделяется на три протоки. В правой (как мы увидели позднее, пройдя порог) слабая шивера, центральная протока узка, плохопроходима. Нашей целью было прохождение порога в левой протоке. Порог начинается слабой разгонной шиверой у ЛБ длиной около 40 м на прямом участке реки с лёгким «креном» влево. Ключевое место порога расположено в начале левой протоки шириной 8-10 м: в левой половине потока у самого берега слив высотой 0,2-0,3 м с пенным «пятном» после слива. После слива два вала высотой около 0,2м, затем 10-15 м быстротока и слабая выходная шивера длиной около 20 м – всё на прямом участке реки.
Первым порог прошёл К-2 и зачалился на ЛБ в улове напротив выходной шиверы
К-4 во входной шивере Сохаревского порога
К-4 в сливе Сохаревского порога
К-4 проходит валы после слива
К-4 в выходной шивере. Далее суда уходили по основной струе к ПБ
В 16.15 прошли пешеходный мост («точка 35») в д.Сохарево. Проход под ним безопасен.
В 16.57 встали на стоянку на ПБ («точка 36»).
Дрова мы нашли, но в целом с ними тут «напряг» - лес здоровый, сухостоя мало.
25.05.2018 [ниже д.Сохарево – с.Мироново]
Вышли в 9.53. В 9.58 подошли к двум шиверам («точка 37»). В середине обеих шивер – остров.
Первая из двух «островных» шивер. К-4 проходит справа от первого острова.
Вторая «островная» шивера. В кадре вторая половина шиверы после второго острова.
Шивера заканчивается в конце скалы ПБ.
В 10.50 подошли к большому невысокому острову, пошли левой протокой и зачалились на ЛБ («точка 38») перед пологим сливом 0,1-0,2 м.Отсняли прохождение слива с берега.
К-4 проходит пологий слив
В 11.10 прошли обветшалый навесной мост («точка 39»).
В 12.05 прошли шиверку («точка 40») между д.Луговая и с.Липино.
В 12.44 прошли навесной мост («точка 41») перед Мироново.
В с.Мироново в 13.02 начали проходить шиверу («точка 42») длиной около 150м .Это было самое протяжённое препятствие на маршруте.
В 13.08 встали на стоянку («точка 43») на ПБ за 350 м до автомобильного моста в с.Мироново сразу за скалой.
Скала на ПБ на финише маршрута
Группа на месте антистапеля напротив с.Мироново
Вид на стоянку 25.05 со скалы
Несмотря на наличие достаточно густого соснового леса на склоне, сухостоя немного. За водой сходили в Мироново. Провели антистапель, переночевали. Утром 26 мая уехали в Челябинск на заказной Газели.
Группа на фоне с.Мироново
Потенциально опасные участки маршрута
Завалы, расчёски, некоторые мосты, техногенный мусор.
Итоги маршрута, выводы, рекомендации
Группа успешно прошла маршрут. Члены группы повысили уровень общетуристской подготовки, улучшили или ещё раз отработали базовые навыки, необходимые для водного туризма.
Маршрут рекомендуется проводить со второй половины апреля до первой половины июня включительно для того, чтобы не попасть в «низкую» воду.
Рекомендуется начинать маршрут с д.Колташи – в этом случае не придётся совершать обнос остатков плотины Колташинского водохранилища. При этом из маршрута
«выпадает» и извилистый участок маршрута с расчёсками.
Низкая скорость течения на протяжении практически всего маршрута не позволяет уверенно рекомендовать его другим группам. Красоту береговых ландшафтов можно оценить как среднюю.
Маршрут можно рекомендовать как первую «единичку»: преодоление простейших водных препятствий, а также освоение командной работы на биваке станет неплохой
«учёбой» перед маршрутами второй категории сложности.
Клешей достаточно много, следует самым серьёзным образом отнестись к этой проблеме
Группа на фоне с.Мироново
-
Потенциально опасные участки маршрута
Завалы, расчёски, некоторые мосты, техногенный мусор.
-
Итоги маршрута, выводы, рекомендации
Группа успешно прошла маршрут. Члены группы повысили уровень общетуристской подготовки, улучшили или ещё раз отработали базовые навыки, необходимые для водного туризма.
Маршрут рекомендуется проводить со второй половины апреля до первой половины июня включительно для того, чтобы не попасть в «низкую» воду.
Рекомендуется начинать маршрут с д.Колташи – в этом случае не придётся совершать обнос остатков плотины Колташинского водохранилища. При этом из маршрута
«выпадает» и извилистый участок маршрута с расчёсками.
Низкая скорость течения на протяжении практически всего маршрута не позволяет уверенно рекомендовать его другим группам. Красоту береговых ландшафтов можно оценить как среднюю.
Маршрут можно рекомендовать как первую «единичку»: преодоление простейших водных препятствий, а также освоение командной работы на биваке станет неплохой
«учёбой» перед маршрутами второй категории сложности.
Клешей достаточно много, следует самым серьёзным образом отнестись к этой проблеме
Группа на фоне с.Мироново
-
Потенциально опасные участки маршрута
Завалы, расчёски, некоторые мосты, техногенный мусор.
-
Итоги маршрута, выводы, рекомендации
Группа успешно прошла маршрут. Члены группы повысили уровень общетуристской подготовки, улучшили или ещё раз отработали базовые навыки, необходимые для водного туризма.
Маршрут рекомендуется проводить со второй половины апреля до первой половины июня включительно для того, чтобы не попасть в «низкую» воду.
Рекомендуется начинать маршрут с д.Колташи – в этом случае не придётся совершать обнос остатков плотины Колташинского водохранилища. При этом из маршрута
«выпадает» и извилистый участок маршрута с расчёсками.
Низкая скорость течения на протяжении практически всего маршрута не позволяет уверенно рекомендовать его другим группам. Красоту береговых ландшафтов можно оценить как среднюю.
Маршрут можно рекомендовать как первую «единичку»: преодоление простейших водных препятствий, а также освоение командной работы на биваке станет неплохой
«учёбой» перед маршрутами второй категории сложности.
Клешей достаточно много, следует самым серьёзным образом отнестись к этой проблеме
Карты:
Комментарии