11 сентября 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III

ОТЧЕТ

о прохождении водного туристского спортивного маршрута третьей (с элементами четвёртой) категории сложности

по Юго-восточному Алтаю, совершенном группой

ГФСОО «Федерация спортивного туризма г.Челябинска» в период с 02 мая по 10 мая 2019 года

по рр.Пыжа-Бия

Маршрутная книжка: № 26/2019 УТП Руководитель группы:

Суворов Андрей Максимович

Россия, Челябинская область,

г. Челябинск, ул. Энтузиастов, 29А-16 тел. +7963-473-44-97

E-mail: kosyatz@gmail.com

Челябинская региональная МКК 174-005455533300 рассмотрела отчет и

считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю

третьей (с элементами четвёртой) категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке Челябинской региональной МКК Судья по виду   (Тарасов Ю.Н.)

Председатель МКК   (Черных М.А.)

Штамп МКК

Челябинск 2019

Проводящая организация

Челябинская региональная МКК

Россия, Челябинская обл., г. Челябинск, Воровского, 48

председатель Черных Михаил Алексеевич, тел. +7922-712-19-41

Место проведения маршрута

Россия, республика Алтай.

Юго-восточный Алтай, бассейны рек Пыжа и Бия.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

третья с элементами четвёртой

02-10 мая 2019г.

Сокращения, принятые в отчёте

ЛБ / ПБ – левый берег реки, правый берег реки (орографически)

ЛП / ПП – левый поворот реки, правый берег реки (орографически) ПВК – первый водопадный каскад р.Пыжа (за устьем р.Козо)

ВВК – второй водопадный каскад р.Пыжа (за устьем р.Суорат)

Нитка маршрута

лесничество Обого –– сплав по р.Пыжа ––

–– прохождение Казинского Каскада с обносом ключевой части пор. Вираж ––

–– сплав –– обнос первого водопадного каскада и пор. Аут ––

–– сплав –– обнос второго водопадного каскада и основной части пор. Каро-Канн ––

–– сплав до устья р.Пыжа –– сплав по р.Бия до с.Верх-Бийск

1.6. Определяющие препятствия маршрута

Пороги на

р.Пыжа

Дли

на, м

Казинский каскад (пороги 6, 7, 8, 10)

пор.6 Вход

Слив 0,9 м, камни в русле

Сливы до 0,7 м, много навалов на

экипажами после

камни, для обхода которых

осмотра.

требуется очень чёткая лавировка.

При этом габаритный

Габаритный проход в центре порога

проход в середине порога

Сливы до 0,6 м, камни в русле

пор. 10 Вираж,

Обнос. Брёвна в русле.

Сужение реки, русло перегорожено камнями. Сложный слив 1,5 м.

в т.ч.

выходная часть

экипажами после осмотра

Затем выходная часть с сливом 0,5 м с бочкой и двумя навалами на камни после слива

Первый водопадный каскад (ПВК)

Обнос. Препятствие 6 КС.

множеством камней в русле

пор. Аут-2

4A

Обнос. Низкий уровень воды.

Заходная несложная шивера и

«косоватые» сливы 1,1 м справа и

слева от центрального камня в русле

Пороги на

р.Пыжа

Дли

на, м

пор. «4 слива»

Четыре слива высотой до 0,9 м, лавировка с уходом от камней в

русле и для захода в сливы

Второй водопадный каскад (ВВК)

Обнос. Препятствие 6 КС.

Каскад сливов сложной

конфигурации, в т.ч. водопадного типа высотой до 3 м, очень сложная линия движения

пор. Каро- Канн

4B

Обнос. Низкий уровень воды.

Шивера с валами до 0,5 м, множество камней в русле, необходимость быстрой лавировки для ухода от

камней

пор.

Стиральная доска

экипажами кильватерной колонной

Каскад из 3 ступеней сливов высотой по 0,5 м через гряды камней в т.ч. полуобливных камней, требует

очень быстрой реакции

уровень воды низкий.

итого пройдено 2 препятствия 4 к.с. + 4 препятствия 3 к.с..

Адрес хранения отчёта

Библиотека Челябинской региональной МКК.

Россия, Челябинская обл., г. Челябинск, Воровского, 48; тел. +7904-815-63-04

Поход рассмотрен

Поход рассмотрела Челябинская региональная МКК (174-005455533300). Выдана маршрутная книжка 26/2019 УТП.

Общая смысловая идея похода

Пройти нестандартный (отсутствующий в перечне эталонных маршрутов) водный спортивный маршрут пятой категории сложности в майские праздники на Алтае, повысить уровень туристского мастерства, получить удовольствие от общения с единомышленниками, сделать запоминающиеся фотографии и видеозаписи.

Подъезд на маршрут, отъезд с маршрута

Из Челябинска до Новосибирска и обратно мы добирались на поезде дальнего следования. Катамараны перевозили с собой в вагоне, приобретя заранее багажные билеты на каждую

«байдарку». Важно, чтобы все рамы и вёсла были в чехлах. Если верхние багажные места в

«купейных» отсеках отделены от коридорного пространства перегородкой, то двухметровые трубы придётся по одной складывать наискосок между верхними багажными полками. Чехлы длиной менее 1 м 85 см входят «наискосок» без проблем.

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута третьей (с элементами четвёртой) категории сложности по Юго-восточному Алтаю по рр.Пыжа-Бия

Из Новосибирска до с.Иогач на Телецком озере и из с.Верх-Бийск на Бие до Новосибирска мы добирались на Газели. Нашим водителем был Дмитрий из Бийска (тел. +7905-980-4259). Рекомендуем.

Также рекомендуем о водителя УАЗа «Буханка», с которым мы ехали из Иогача до Обого. Им был Александр из Иогача (тел. +7903-956-77-75).

Мы могли поехать на двух «Буханках», но, хоть и с трудом, влезли в одну. Задний отсек забили вещами; рамы легли на пол наискосок. Из 8 человек шестеро ехали в салоне, а ещё двое ехали спереди: один на обычном пассажирском месте, а другой на «торпеде» между водительским и пассажирским креслами, вытянув ноги к ногам соседа.

Расстояние из Иогача (если считать от ЛБ Бии) до реки 38 км, ехали около двух часов. Дорога грейдерная с постоянными заметными выбоинами. Есть участки с крупными камнями, делающие проезд на Газели проблематичным (хоть и теоретически реальным). На практике лучше перегрузиться в УАЗ, которые намного более приспособлен к такому покрытию.

Спустившись с перевала Обого к одноимённому лесничеству (дорога делает петлю, поэтому его видно сверху), мы свернули, не доезжая до него метров 200 налево на «уверенную» лесную дорогу. По ней ехать 500 м до ПБ Пыжи. Последние 250 м поедет не каждый УАЗ (заболочено, нужно умело маневрировать), но наш водитель справился.

Карта последнего километра заброски на маршрут

В лесничестве пара домиков – со слов местного жителя, который звал переночевать в доме и затопить баню. Мы отказались из-за необходимости собирать катамараны.

Что же касается поляны антистапеля на ПБ выше моста в с.Верх-Бийск, где мы производили антистапель, то на ней вполне можно ночевать. Дров в частом прибрежном кустарном лесу в достатке. В 25 м от берега, наряду с другими строениями, есть баня с соответствующей крупной надписью на крыше. Близость «населёнки», на наш взгляд, не должна смущать. Агрессии со стороны местных жителей мы не заметили. Но всё равно нужно быть начеку, не оставлять вещи на ночь «где попало». Рекомендуем на всякий случай ночью дежурить.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

1. р.Пыжа до Первого водопадного каскада – выход вверх по реке до лесн.Обого и далее через пер.Обого в с.Иогач.
  2. р.Пыжа ниже Первого водопадного каскада до заимки Кондюринской* (на 2 км карте ГГЦ – пасека около г.Елулва) – добираться правым берегом вниз по течению до заимки (жилая), откуда имеется грунтовая дорога в с.Иогач.
  3. р.Пыжа в «дурных протоках» – сплав вниз по реке до с.Новотроицк*, имеющее транспортное сообщение с с.Иогач.
  4. р.Пыжа ниже с.Новотроицк до устья – сплав вниз до слияния с р.Бия.
  5. Аварийных сход с р.Бия сложности не представляет в связи с наличием автомобильной дороги вдоль правого берега между следующими населенными пунктами на реке: с.Усть-Пыжа, с.Кебезень, с.Тулой, с.Верх-Бийск.

*данные населённые пункты существуют, однако мы в них не заходили, поэтому никакой новой информации по ним дать не можем

Группа встала на учёт в МЧС республики Алтай посредством электронной заявки, заполненной на официальном сайте Управления МЧС республики. Сразу после отправки заявки был произведён звонок в МЧС для того, чтобы удостовериться, что нашу заявку приняли. При выходе на маршрут и при выходе с маршрута осуществлялся звонок с соответствующим уведомления сотрудников ведомства.

Запланированный, пройденный маршрут, причины изменения маршрута

День пути

Способ передви

Способ передви

Стапель.

р.Пыжа: лесн.Обого – пор.3 Скиф (1 км ниже устья р.Турга)

Стапель

р.Пыжа: лесн.Обого – пор.4 (1 км ниже устья р.Турга)

сплав

пор.3 Скиф – устье р.Козо (начало первого каскада водопадов)

пор.4 – пор.8 Лабиринт (1 км выше устья р.Козо)

сплав

Устье р.Козо – начало второго каскада водопадов

(устье р.Суорат);

частичный или полный обнос Первого водопадного каскада

сплав / пешком

пор.8 Лабиринт - устье р.Козо, разведка Первого водопадного каскада

Начало второго каскада

водопадов – подножье г.Елулва; частичный или полный обнос второго каскада водопадов

сплав / пешком

(не понадобился)

Итого:

101*

*разница в расстоянии на 1 км объясняется тем, что всё расстояние перед походом считалось по воде, а обнос имеет немного большее расстояние.

Отличия в графике 2-3 мая и 9-11 мая носят скорее символический характер.

Из-за непредвиденного ремонта К-2 Роберт 4 мая мы не успели пройти весь Казинский каскад и заночевать на р.Козо (что сделали на следующий день), и в результате «нагнали график» только вечером 8 мая.

График движения

– пор.4 (ночёвка перед

порогом)

4 обноса от 10 до 110 м

пор.4 – пор.8 Лабиринт (ночёвка перед порогом)

пороги Казинского каскада:

пор.6 Вход 3 к.с.;

пор.7 Альтернатива 4А к.с.

пор.8 Лабиринт - устье р.Козо.

пороги Казинского

Обнос Первого водопадного каскада и пор. Аут

(ночёвка на пор. Аут-2)

обнос ПВК, обнос пор. Аут

Пор.Аут – Второй водопадный каскад.

Обнос судов за Второй водопадный каскада и пор. Каро-Канн

в т.ч.:

пешком:

сплав:

Техническое описание прохождение группой маршрута

Общее описание реки по характерным участкам

№

География участка

Уклон

Характеристика участка

Лесничество Обого – мост

8 м/км

Обнос небольших завалов и обнос моста.

3 мая

4-5

Устье р.Козо – пор. Каро-Канн

22 м/км

Обносы и/или прохождение двух каскадов водопадов;

два порога 4-5 к.с. (по одному за каждым из каскадов)

5-8

мая

Ниже пор. Каро-Канн – Дурные протоки (устье р.Сучак)

10 м/км

Шиверы 1-2 к.с., пор. Стиральная доска 3 к.с.

8 мая

Дурные протоки: устье р.Сучак – 2 км ниже

подножья г.Чиечин

5 м/км

«Дурные протоки» с небольшими обносами завалов

8 мая

р.Бия от устья Пыжи

с.Верх-Бийск

2 м/км

Локальные шиверы 1-2 к.с.

9-10

мая

Таблица-оглавление технического описания прохождения группой маршрута по дням

Стра-

11:28

11:49

…

Проход справа от залома на ЛБ

1,2

11:50

11:57

8 из 15 минут заняло фотографирования у красивого водопада

Обнос завала на левой петле по ЛБ

2,0

5,3

12:41

13:48

Чалка на ПБ для обноса моста (+обед)

5,9

~12.05

Чалка на ЛБ перед ПВК

14,0

Обнос у группы занял целый день, из них

1ч17мин - обнос одного из рюкзаков по разведанному

15,1

10:27

10:43

Чалка на ПБ после второго слива пор. »4 слива»

15,2

15,95

11:44

11:54

Конец обноса ВВК (рюкзака)

16,25

35,9

13:55

…

Завал: перенос судов через берёзу в воде

36,3

14:00

14:21

…

Завал: переброска судов в протоку левее –

условное окончание дурных проток

16:30

09:08

…

Чалка на стрелку с р.Бия на ЛБ

67,6

из 08:49 ЧХВ 05:00

Чалка в с.Кебезень на ПБ

75,0

…

Чалка на стрелку с р.Сарыкокша на ЛБ

86,0

100,1

11:23

Техническое описание прохождения группой маршрута по дням 02 мая

Выгрузились из вагона на вокзале Новосибирск-Главный в 00:00. Водитель опоздал минут на 40, поэтому выехали на Газели с площади Гарина-Михайловского (привокзальной площади) только в 01.00. В 11.50 приехали в Иогач к Александру, в 12.45 выехали из Иогача. В 15.00 приехали на ПБ Пыжи. Подробное описание заброски на маршрут см. в пункте 2.2 «Заброска…, выброска…». Стапель осложнил снег. Он шел примерно с 16.30 и перестал идти только после наступления темноты. Дров на месте стапеля в достатке.

3 мая

Дособирали катамараны. По нашей низкой воде река была разделена на 2 протоки. Воды достаточно только в левой, и к ней необходимо было подтаскивать вещи.

Вид с подъездной дороги на место старта

Группа на старте

От лесничества Обого первые 2,5 км содержат три завала и один залом.

Завал 1: в русле лежало упавшее с ЛБ дерево, перекрывавшее всё русло. Произвели чалку на ЛБ. Гружёные катамараны вшестером перетаскивались через бревно на мелководье у ЛБ.

Преодоление завала 1

Залом 1: в русле лежало упавшее с ЛБ дерево, перекрывавшее большую часть русла. Оставался небольшой проход справа, через который прошли все катамараны.

Завал 2: на крутом ЛП (петле) в русле лежало несколько деревьев. Произвели чалку на ЛБ. Гружёные катамараны вшестером транспортировались по плоскому галечному ЛБ. Протяжённость обноса 50 м.

Завал 3 представлял из себя следующее: при ширине русла около 8-9 м на ЛБ многолетний завал, из которого торчали два бревна перпендикулярно течению. Одно из них находилось на уровне воды, другое в 1 м над водой. Чалились на ПБ и с помощью чалки и спасконца проводили катамараны между брёвнами.

После этого около 3 км можно было идти «спокойно». Единственным небольшим препятствием до моста стала мель в 0,6 км перед мостом. На перекате пришлось «спешиться» провести катамараны по руслу.

Перед мостом река расширяется примерно до 30 м, чалка перед ним на ПБ (затруднений не вызывает, скорость течения здесь невелика). Мост низкий, поэтому необходимо его обносить. Сделали обнос груженых катамаранов по пологому ПБ, совместив уже привычное мероприятие с перекусом. Протяжённость обноса 110 м.

В середине кадра слева видно место чалки перед мостом. Съемка с ПБ вверх по течению.

Завал перед мостом

На протяжении 4 км после моста препятствия для передвижения катамаранов отсутствуют.

р.Пыжа сразу после моста

За устьем р.Турга в течение 0,5 км также встречались завалы, но расширившееся до 40-50 м русло полностью они не перекрывали. Был только мелководный перекат длиной около 30 м, по которому мы протащили суда. Далее, пройдя 500 м, мы «преодолели» пороги 1 и 2, идентифицировать которые невозможно, т.к. их, по большому счёту, и не было.

пор.3 Скиф (1КС, 70 м) на ПП оказался обмелевшим, справа был проход по лёгкой шивере, по которому мы и прошли. Косой слив слева, являющийся ключевой деталью порога, был обмелевшим. Высота его составляла около 0,7 м. По бОльшей воде основная струя идёт через слив. В 150 м ниже порога зачалились на стоянку на ПБ. Стоянка находится на «полке» на высоте около 4-х метров над водой.

4 мая

На выходе со стоянки при накачивании внутрянки лопнула шкура гондолы К-2 Роберт. Шкура разошлась примерно на 2 м. Ключевым фактором стало то, что, по всей видимости, шкура была порвана ещё накануне, а целостность дна вечером не проверялась. Плюс наверняка сказалось то, что теза на днище тонкая, к тому же возраст катамарана составлял примерно 12 лет. Из-за большого объёма повреждения выйти на воду удалось лишь в 15:00.

Сразу от стоянки начинается пор.4 (2КС, 200 м). В нём необходима лавировка между камнями на прямом участке реки.

Отчалка перед пор.4. Съёмка против течения

В пор.4

Съёмка с экшн-камеры в походе велась только с К-2 Мудрый.

Далее ещё через 500 м пор.5 (1КС, 100 м) в конце прямого участка, характер порога аналогичен предыдущему.

Порог заканчивается напротив невысокого бома ЛБ (высота скалы около 5 м), далее ещё через 100 м более высокий бом ПБ (высота около 12 м) обуславливает локальный ЛП. Сразу же за ним локальный ПП.

Бом на ПБ, обуславливающий локальный ЛП

Через 500 м после вышеуказанной связки локальных поворотов зачалились в улово ПБ перед самым пор.6 Вход (3КС, 150 м).

На заднем плане место чалки перед пор.Вход на ПБ

Это первый порог Казинского каскада, включающего в себя 5 порогов (с № 6 по № 10; расстояние от начала пор.6 до конца пор.10 составляет ~1,25 км).

На входе в левой части русла косой слив водопадного типа высотой около 0,9 м, далее камешек чуть правее центра, обходимый справа и затем относительно несложный навал на камень справа. Чалка после порога в 2 улова у ПБ.

Схема «обработки» пор.6 Вход

Мудрый, Рэд (тандем)

Взаимная страховка с воды

Мудрый, Рэд с воды

три К-2 ниже порога с воды

К-2 Мудрый – пор.Вход - слив

К-2 Мудрый – пор.Вход – навал на камень справа

К-2 Рэд – пор.6 - слив

Далее сразу же начинается пор.7 Альтернатива 4В_КС протяжённостью 300 м (заканчивается напротив бома ПБ высотой 10 м). Порог заканчивается через 100 м после бома. В пороге высокая скорость течения. Просмотр по ПБ. Порог проходили в два этапа из-за наличия в середине порога габаритного прохода шириной 2-2,5 м. Протяжённость обоих частей порога по 150 м.

Входная часть порога длиной 80 м – «вялый» быстроток с полуобливниками. Далее в левой части слив 0,7 м, после которого через 40 м камень шириной 4 м. Слева от него проход шириной 2,5 м, а справа ширина прохода 3,5 м. Затем через 20 м ещё один камень по центру, который, также, как и первый, мы проходили справа и через 7-8 м мы чалились в небольшое, но «надёжное» улово на ПБ (несложная, но необходимая ввиду наличия в 15 м ниже габаритного прохода шириной 2-2,5 м между ЛБ и камнем, перекрывающем остальную часть русла).

Схема «обработки» первой части пор.7 Альтернатива

Съемка с ПБ

Страховка, в случае необходимости могла исполнить функцию принудительного зачаливания

Мудрый

Исмагилова

Калинин, Ксенофонтов (спасконец с ПБ)

Рэд

Рысенко, Клещев (спасконец с ПБ)

Суворов

Сеньора

Рысенко, Клещев (спасконец с ПБ)

К-2 Мудрый в первой части пор. Альтернатива. №1

К-2 Сеньора в первой части пор. Альтернатива. №1

К-2 Сеньора в первой части пор. Альтернатива. №2

К-2 Сеньора в первой части пор. Альтернатива. №3

Три К-2 обнесли 15 м за габарит по камням и уловам ПБ с использованием чалки и спасконца закреплённых на судне. К-2 Мудрый обнёс 10 м и стартовал сразу в «щель».

Проводка судов у ПБ

Вторая часть порога длиной около 150 м. Ключевой отрезок этой части длиной около 70 м начинается с габаритного прохода, через 10 м средней силы прижим к камню у ПБ, ещё через

15 м аналогичный прижим к ПБ (описанный выше бом ПБ находится между ключевыми прижимами), после чего есть возможность встать на страховку на ПБ к окончанию скального бома. И затем за ещё 40-50 м лавировки по основной струе с уходом от третьего, гораздо менее ощутимого прижима влево к камню, располагающегося левее центра русла. Затем после участка 50-60 м с несильным течением есть два улова у ПБ перед и за большой глыбой.

К-2 Сеньора в первой части пор. Альтернатива. №3

Проводка судов у ПБ

Два основных прижима просматриваются с ПБ перед бомом. Для полного осмотра необходимо подняться на бом и спуститься вниз, что достаточно долго и было сделано только руководителем для общей разведки конца порога.

Старт после обноса негабарита, т.к. приходится стартовать от первого прижима, описанного на два абзаца выше. Нужно хорошо отталкиваться от берега, чтобы уйти от навала. По факту оказалось, что можно было всем стартовать через негабарит, обнеся суда только до него, но было принято решение «перестраховаться».

Схема «обработки» второй части пор.7 Альтернатива

Мудрый

Исмагилова

отсутствовала ввиду   невысокой   опасности   препятствия   и

«спокойной» обстановки в конце порога и после него, а также наличия навыков и большого «реального» походного опыта самоспасения у первого экипажа

Рэд

К-2 Мудрый во второй части пор. Альтернатива – ДО бома ПБ. №2

К-2 Мудрый во второй части пор. Альтернатива – ДО бома ПБ. №3

К-2 Мудрый во второй части пор. Альтернатива – ДО бома ПБ. №4

К-2 Мудрый во второй части пор. Альтернатива – У бома ПБ.

К-2 Мудрый в конце второй части пор. Альтернатива

К-2 Мудрый направляется к улову ПБ к стоянке и перед. пор. Лабиринт (чалка возможна как перед камнем на заднем плане, так за ним)

К-2 Рэд начинает прохождение второй части пор. Альтернатива

К-2 Рэд во второй части пор. Альтернатива

Далее сразу же начинается пор.8 Лабиринт. Все суда зачалились в два улова на ПБ после конца пор.7 и встали на стоянку на невысокой полке ПБ прямо напротив ключевой части пор.8.

5 мая

В пор. Лабиринт (3КС, 150 м) много камней в русле. Есть 3 локальных поворота (общее направление реки не меняется), при слаженной работе проходятся просто. Плавное, но заметное падение реки. Просмотр по ПБ до невысокого скального бома у ПБ высотой 4 м, чалка после порога на ПБ в улово за бомом.

Схема «обработки» пор.8 Лабиринт

К-2 Роберт – пор. Лабиринт - №1

К-2 Роберт – пор. Лабиринт - №2

К-2 Сеньора – пор. Лабиринт - №1

Через 50 м после чалки за пор. Лабиринт начинается короткий пор.9 Обводка (2КС, 50 м). Его можно осмотреть по ПБ из улова после пор. Лабиринт. Он состоит из двух локальных ПП с несильными прижимами к ЛБ. Ключевым препятствием пор.9 является камень в центре русла на первом повороте, который нам нужно было обходить справа, т.к. в левом проходе шириной 4-5 м находятся полуобливные камни. Порог проходили походной колонной.

К-2 Рэд на заднем плане в ключевой части пор. Обводка

К-2 Мудрый в ключевой части пор. Обводка

Через 100 м после пор.9 необходимо зачалиться на ПБ для осмотра пор.10 Вираж (4В, 150 м). Улово находится за 40-50 м ключевого слива, русло перед порогом и «в нём» прямое.

К-2 Рэд на заднем плане чалится на ПБ перед пор. Вираж

Ориентир порога: крутые склоны ЛБ и ПБ дополняются скальными выходами высотой около 5 м с обоих берегов. В центре русла «чемодан» шириной 3-4 м и высотой 1,5-2 м и ещё два слева от него. Таким образом, слева проходы есть только для каяков. ЛБ и камень посередине образуют сужение русла до 12-14 м два слива общей высотой 1,4-1,5 м. Проход возможен только

«впритирку» к центральному камню, т.к. у ПБ русло «замусорено» полуобливными камнями. После слива пенная яма «подтаскивает» под центральный камень. При неудачном прохождении слива жизнь экипажу могли осложнить два бревна в левой части русла через 10 м после слива и в правой части русла в 20 м после слива.

Ключевая часть пор. Вираж с ЛБ

пор. Вираж - иллюстрация «захода»

Общий вид ключевой части пор. Вираж, чуть левее центра кадра – 1-е «нехорошее» бревно

Слив пор. Вираж, снято против течения с ЛБ. Слева на переднем плане 2-е «нехорошее» бревно

пор. Вираж - иллюстрация «захода»

Общий вид ключевой части пор. Вираж, чуть левее центра кадра – 1-е «нехорошее» бревно

Слив пор. Вираж, снято против течения с ЛБ. Слева на переднем плане 2-е «нехорошее» бревно

После просмотра порога было принято решение об обносе. Все суда перечалились на ЛБ в маленькое улово. Перечалка несложная, т.к. скорость течения перед порогом невысока.

Для обноса нужно обойти скальный выход ЛБ, поднявшись на высоту около 12-15 м над водой и спуститься чуть ниже по течению. Протяженность обноса 80-100 м.

Суда готовы к прохождению выходной части пор. Вираж после обноса ключевой части по ЛБ

После этого остаётся пройти выходную часть пор.10 (3КС, 100 м). Осмотр возможен с обоих берегов. Порог начинается сливом высотой 0,5 м с немного «придерживающей» бочкой, через 15 м навал на камень в левой части русла (проход есть только справа) и через 7-8 м навал на камень в правой части русла (проход есть только слева). Порог проходили сначала тандем К-2 Рэд-Мудрый, затем К-2 Мудрый страховал с воды К-2 Роберт, а затем они оба страховали К-2 Сеньора. Тандем с ЛБ снимала Исмагилова, далее её сменил Суворов.

К-2 Рэд, К-2 Мудрый в выходной части пор. Вираж – №1

К-2 Рэд, К-2 Мудрый в выходной части пор. Вираж – №2

К-2 Роберт в выходной части пор. Вираж – №1

К-2 Роберт в выходной части пор. Вираж – №2

К-2 Сеньора в выходной части пор. Вираж – №1

К-2 Сеньора в выходной части пор. Вираж – №2

Порогом Вираж заканчивается каскад Казинский. Ещё через 100 м без проблем зачалились на ЛБ в 30 м перед устьем р.Козо (самого устья не видно, ориентиром является чёткий правый ворот, за 50 м до начало которого нужно зачалиться). Встали на стоянке на склоне на высоте около 10-12 м над водой.

Вид со стоянки на р.Козо вниз по течению

После обеда просмотрели первый каскад водопадов (ПВК), перейдя р.Козо.

Найденная тропа обноса по ЛБ неплохая. При этом на ней есть крупные камни, на которые нужно карабкаться (это сравнительно несложно).

Практически сразу после р.Козо тропа идёт по лесу. После 250-метрового пологого участка необходим подъём вверх примерно на 10 м для обхода скального выхода и спуск вниз почти к самому берегу*. Подъём-спуск – это ещё около 350 м пути. Тропа дальше идёт вдоль берега, за 100 м «теряя» около 10 м.

[*Сюда можно попасть по воде. От стоянки до улова 150-170 м по воде. После устья р.Козо начинается пор. «Чалочный»: (100 м, 2КС) шивера длиной около 50-60 м, и перед самым уловом слив высотой 0,5 м с немного «придерживающей» бочкой.]

Последняя удобная чалка перед ПВК. Съёмка с ЛБ вверх по течению

Затем, если вы собираетесь обносить и двухступенчатый пор. Аут, который начинается почти сразу после ПВК, то вам нужно уходить на развилке (она неявная) левее и выше. В результате за следующие 400 м вы наберёте около 40 м. Затем тропа начнёт постепенно терять высоту (40 м за 300 м пути). Тропа выходит на курумный склон напротив середины первой ступени пор. Аут и теряется. Мы спускались по нему под углом 45 градусов к руслу реки, теряя ещё 40 м за 200 м и выходя на «прибрежную» тропу. Через 150 м тропа приводит к плоскому скальному «пятачку» 25*7 м на высоте около 3 м над водой, на котором есть небольшая уютная стоянка на 2-3 палатки. Со стоянки отличный вид на водопадную ступень пор. Аут-2, которая находится на 10- 15 м выше стоянки.

Если вы обносите только ПВК, то на развилке вы движетесь прямо. Сначала идёт участок 350 м без набора высоты, затем 100 м «вверх» с набором 20 для обхода скалы и спуск 150 м вниз. Завершение обноса - 50 м вдоль берега с общей потерей за 200 м пути 30 м по высоте.

Далее приводится описание участка реки от последней чалки на ЛБ для обноса ПВК и до конца пор. Аут. Сразу же от улова следует порог (назовём его «Дебют», 2 КС) протяжённостью 30 м: русло делает лёгкий локальный ЛП, на которой короткая заходная шивера переходит в слив высотой около 0,7 м с камнем по центру русла.

Пор. «Дебют»

Затем через 50 м плёса начинается первая ступень ПВК. Протяжённость собственно ПВК – 300 м. Тщательная разведка и доскональное изучение ПВК не проводилось. Приведём наши фотографии ПВК, а также посоветуем для планирующих его прохождение изучить описание на стр.23-29

отчёта

2015

г.

томской

группы

А.Н.Юричева "http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=41054" rel="nofollow"&page=1

Начало ПВК, все съёмки с ЛБ

Начало ПВК

Начало ПВК, съёмка с уровня воды против течения

Середина ПВК

Середина ПВК, съёмка с уровня воды

Конец ПВК крупным планом, справа характерная наледь

Конец ПВК, пор. «Эндшпиль» и плёс перед началом пор. Аут-1 (справа налево). При обносе только ПВК спускаться нужно именно сюда. Через 20 м после окончания ключевой части последней, шестой ступени ПВК – двухступенчатый пологий слив (общая высота около 1,3 м, длина 8-10 м) через каменную гряду в русле. Через 5-6 метров после слива невысокий камень по центру. Назовём условно этот локальный порог длиной 20 м словом «Эндшпиль» (3 КС).

После обноса ПВК для прохождения пор. Аут можно стартовать с ЛБ выше пор. «Эндшпиль» или ниже его. Пор.Аут начинается через 100 м после ПВК. «Обработка» порога после обноса ПВК по ЛБ рекомендуется начинать с перечалки на ПБ для осмотра первой половины первой ступени порога, т.к. по ЛБ сразу за пор. «Эндшпиль» – скальный бом на протяжении около 25 м.

Дальнейшую «обработку» пор. Аут можно осуществлять с обоих берегов.

пор. «Эндшпиль» и плёс за ним перед пор.Аут-1

Первая ступень пор. Аут 1 (3КС, 200 м): прерывающаяся ламинарным быстротоком шивера, образуемая большим количеством полуобливных камней на локальных поворотах.

пор. Аут-1 – начало, съёмка вверх по течению

Пор.Аут-1 – середина, съёмка вниз по течению

окончание пор. Аут-1, съёмка вниз по течению

Окончание пор. Аут-1, съёмка вверх по течению. Это улово между пор. Аут-1 и пор. Аут-2

Между первой и второй ступенями улово длиной 50 м. Вторая ступень, пор. Аут-2 (4А_КС, 80 м): заходная шивера слив 0,9 м с камнем в центре русла. Справа непроход, а слева по центру слива небольшой «неприятный» полуобливной камень. Сразу за ключевым сливом пор. Аут-2 локальный ЛП, огибающий скальное плато (на котором есть описанная выше стоянка). Здесь удобная чалка на галечный пляж ЛБ.

Помимо очевидного решения об обносе ПВК, пор. Аут также пришлось обнести из-за низкого уровня воды. В протяжённой первой ступени русло было буквально «забито» камнями, а слив второй ступени описан чуть выше.

Заход в пор. Аут-2, на заднем плане на ЛБ дым от костра на стоянке

Слив пор. Аут-2, съёмка с ЛБ

Группа у слива пор. Аут-1

6 мая

Обносили первый каскад водопадов и пор. Аут. К-2 Рэд, К-2 Сеньора прямо со стоянки обносили гондолы катамаранов в рюкзаках, собранную раму в руках. К-2 Мудрый, К-2 Роберт перечалились в улово ЛБ в ниже устья р.Козо и обносили катамараны и не разобранными. Впоследствии это решение принявшими его участниками было признано гораздо более трудоёмким процессом с использованием в том числе нецензурных выражений. И это несмотря на то, что при этом варианте не нужно обратно пришнуровывать раму к баллонам и осуществлять другие «пусконаладочные» манипуляции.

Обнос, фото 2

Обнос, фото 4 – начало спуска с верхней тропы к пор.Аут-1

Обнос, фото 3

Обнос на фоне пор. Аут-1

Встали на стоянке у пор. Аут-2.

Стапель №2 за пор. Аут-2

7 мая

Вышли от пор. Аут-2. Участок 1,2 км между пор. Аут-2 и чалкой перед 2-м водопадным каскадом (ВВК) содержал порог, который не встречалось в других отчётах. Назовём его «4 слива» (4А_КС).

Вначале проиллюстрируем подход к нему.

Почти сразу после старта «идёт» плавный ПП.

Зачалились перед порогом через 250 м после старта в улово на ПБ, увидев характерное падение реки. Протяжённость порога 250 м. Его можно поделить на две ступени, равные по длине.

Первая ступень: вначале пологий слив высотой 0,5 м под ЛБ, затем слив по центру высотой 0,9 м с небольшой бочкой. После второй ступени мы чалились на ПБ.

Вторая ступень: короткий шиверистый участок, и ещё два слива через на локальном ПП: слив

№3 высотой 0,8 м с более ощутимой, чем после слива №2 и немного задерживающей даже разогнанный катамаран бочкой, и через 15-20 м «сливчик» №4 высотой 0,4 м. После четвёртого слива улово у ПБ и чуть ниже у ЛБ.

Первую ступень прошли с предварительным просмотром и съёмкой с берега, вторую осмотрели от места промежуточной чалки.

Схема «обработки» первой ступени пор. »4 слива»

Съемка с ПБ

К-2 Мудрый в первой части пор. «4 слива» - №3

К-2 Рэд в первой части пор. «4 слива» - №1

К-2 Рэд в первой части пор. «4 слива» - №2

К-2 Роберт в первой части пор. «4 слива»

К-2 Сеньора в первой части пор. «4 слива»

Схема «обработки» второй ступени пор. «4 слива»

Съемка

К-2 Мудрый во второй части пор. «4 слива» - №3

К-2 Сеньора во второй части пор. «4 слива» - №1

К-2 Сеньора во второй части пор. «4 слива» - №2

К-2 Роберт во второй части пор. «4 слива»

Предварительная чалка для разведки места чалки перед вторым водопадным каскадом была сделана на ПБ выше устья р.Суорат непосредственно перед устьем. Расстояние от конца пор. «4 слива» – 300 м.

Предварительная чалка к устью р.Суорат на ПБ

«Окончательная» примерно в 200 м ниже за 70 м перед крутым ЛП, после которого начинается ВВК.

Протяжённость ВВК от заходной части после крутого ЛП до конца последней ступени 200 м.

Начало ВВК. Все съёмки с ПБ

Середина ВВК

Середина ВВК – «Очко Дьявола»

Конец ВВК и не дьявол

При подготовке к прохождению ВВК опять же рекомендуем также ознакомиться с его описанием на стр.33-39 отчёта 2015 г. томской группы А.Н.Юричева: "http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=41054" rel="nofollow"&page=1

Обнесли вещи до конца водопада, планируя пройти пор. Каро-Канн и заночевать вскоре после него. Обнос протяженностью 350-370 м состоит из подъема (набор высоты 20 м) по набитой тропе по склону ПБ, и после короткого «ровного» участка спуск по камням к реке.

Во время подготовки перекуса руководитель осмотрел пор. Каро-Канн (4А_КС, 300 м). Порог начинается через 150 м после выходной ступени ВВК и располагается на длинном ПП. Протяжённость основной части около 150 м; после высокого бома ПБ остаётся тривиальная выходная шивера. Спуститься с бома ниже по течение без верёвок невозможно. Собственно, этого и не требуется. Порог характеризуется очень высокой скоростью течения и необходимостью чёткого слалома для ухода от необливных и полуобливных камней в русле.

В начале порога из-за большого количества камней проход остаётся только слева. В 50 м ниже 2/3 русла слева перегораживает бревно. Бревно лежало на мелководной части русла, основная струя идёт справа, устремляясь в камень 3 м от ПБ. Слева камень не обойти ввиду высокой скорости течения, а справа между ним и берегом расположен крупный обливной камень.

«Главный» (второй) «затык» в пор. Каро-Канн. Скорость течения очень высокая, поэтому была большая вероятность попадание в прижим к камню по центру при манёвре влево

Таким образом, необходим был ещё один протяжённый обнос. Было принято решение о ночёвке перед вторым водопадным каскадом, т.к. склон за каскадом не позволял разбить лагерь.

На этот раз все экипажи отделили гондолы от рамы и перенесли суда до скального бома ПБ в конце основной части пор. Каро-Канн. Протяжённость обноса от конца ВВК до высокого бома ПБ 380 м. Если позволяет уровень воды, то лучше «по максимуму» двигаться по прибрежной кромке, а в тех местах, где лес вплотную прилегает к водной поверхности, уходить чуть выше от берега.

Палатки, кухню и прочие вещи, необходимы для ночлега, мы перенесли обратно к месту чалки перед водопадом. Там, у добротного домика хорошие поляны для стоянки.

8 мая

Утром перенесли все вещи к катамаранам и стартовали походной колонной (К-2 Рэд, К-2 Мудрый, К-2 Сеньора, К-2 Роберт). Около 10 км длятся шиверы 2к.с. Необходим несложный слалом с уходом от камней в русле и от расчёсок.

В 5,1 км от конца пор. Каро-Канн расположен пор. Стиральная доска (3КС, 70 м) Перед порогом

«ровная вода», т.к. есть подпор. На протяжении 15 м – 3 ступени сливов высотой около 0,7 м через гряды камней. Чалку и осмотр можно произвести по ПБ.а

К-2 Мудрый в пор. Стиральная доска

К-2 Мудрый и К-2 Сеньора в пор. Стиральная доска - №1

К-2 Мудрый в пор. Стиральная доска - №2

К-2 Роберт в пор. Стиральная доска - №1

Проходили походной колонной, прохождение замыкающего К-2 Роберт заснял Суворов с воды ниже порога.

Далее участок «дурных проток» потребовал всего «полтора» обноса. В первом случае протяженность обноса составила 10 м («перебросили» катамараны в соседнюю протоку, где не было поваленного дерева в русле), во втором нужно было всего лишь протолкнуть катамараны через ветки лежащего в воде дерева.

Завал 1 в дурных протоках

Завал 2 в дурных протоках

Указать конкретное место окончания дурных проток не можем, но после второго обноса проблем подобного рода у нас больше не возникало. Таким образом, условно это место можно назвать таковым.

Стоянку нашли на ПБ сразу за г.Чиечин. Низкая полка, на которой растут тополя.

Место стоянки 8 мая - одна из немногочисленных стоянок в нижнем течении р.Пыжа

9 мая

Дошли до устья Пыжи. Продолжив сплав, сходили в магазин в Кебезени. Сплав по р.Бия несложен, есть отдельные шиверы 1-2 к.с. с высотой валов до 0,5-0,6 м. На стоянку встали на ЛБ в 5 км ниже г.Айдым (6,4 км ниже устья р.Саракокша, на стрелке с которой также есть удобная стоянка).

10 мая

Прошли оставшееся расстояние по р.Бия и устроили антистапель на ПБ в 150 м выше моста в Верх-Бийске. Вечером нас забрала газель и увезла в Новосибирск. На вокзале были утром

11 мая.

Группа на месте антистапеля

Таблица: все пороги р.Пыжа, выделенные нами

Порог

в т.ч. выходная часть

пор.Стиральная доска

Уровень воды низкий.

Название трёх порогов взято в кавычки, т.к. эти названия не встречаются в предыдущих отчётах. Названия введены исключительно для удобства описания реки.

Пороги р.Бия не описывались; их сложность не превышает 2 к.с.

Ссылка на GPS-данные маршрута

"https://cloud.mail.ru/public/4bCh/54GqUX1Bh" rel="nofollow"

Точки порогов, фактических ночёвок, треки прохождения маршрута.

Потенциально опасные участки и препятствия на маршруте

Пороги 3-4 к.с. При средней и высокой воде сложность порогов может достигать 5 к.с. Каскады водопадов 6 к.с. При качественной работе штурмана и отсутствия экстраординарных обстоятельств «влететь» в водопады невозможно. Завалы до моста и в дурных протоках.

1. Затраты на осуществление маршрута

Статья затрат

Затраты на человека

(в группе 8 человек)

Поезд Челябинск-Новосибирск и обратно

5 100р.

Багажные билеты на поезд (два на группу «туда»

и два «обратно»)

300р.

Итого

13 600р.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут пройден в условиях низкой воды, что усложнило его с физической точки зрения (обносы водопадных каскадов увеличились на пор. Аут и Каро-Канн), а также психологической (разочарование от отсутствия у препепятствий или воды, или мощности). Прогнозирование приблизительного уровня воды видится ключевым при рассмотрении возможности выбора данного маршрута.

При среднем уровне воды или выше при полном прохождении маршрута (с обносом водопадных каскадов) он должен быть бесспорно зачтён четвёртой категорией сложности. В Казинском каскаде как минимум пороги Альтернатива и Вираж будут соответствовать 4КС. Ещё 2 «железных» порога 4КС – Аут-2, Каро-Канн. Могут, хотя и маловероятно, претендовать на 4КС пороги Вход и Лабиринт, а также Аут-1. Порог «4 слива» при средней и высокой воде, предположительно, «заливает».

Возможно категорирование по высокой воде порогов Вираж и Аут (обе ступени вместе) 5КС. Таким образом даже при частичном прохождении (отдельных ступеней) водопадных каскадов маршрут вполне может претендовать на присвоении пятой категории с элементами шестой.

Судя по охотникам, приехавшим туда на УАЗе, маршрут можно начинать с моста, ведущей от лесничества Обого.

Рекомендуем продумать защиту от клещей – особенно много, десятками, мы «собирали» их при просмотре Первого водопадного каскада.

Обносы водопадов требуют отделения гондол от рамы. В этом случае обносы хоть и сложны, но преодолеваются в «рабочем порядке». Рекомендуем воспользоваться нашей GPS- информацией, для выбора оптимальной тропы обноса – она имеет свойство теряться.