Чичеров А.В.
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Спелеотуризм Категория сложности: нет или не указано
Руководитель: Чичеров А.В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6004

Сканирование и обработка отчета - Петр Сломинский (Москва)

1. Список команды;
  6. Результаты и рекомендации;
  7. Справочные материалы
1. Список команды

Ф.И.О. Должность Опыт Год рожд.
1 А. Чичеров Рук 5у,5р 1972
10 Ю. Венская 1984
И А. Теренин 1979

2. В некотором роде описание п. Снежная

Описания мест для ПБЛ в Снежной. Как бы путеводитель по местам отдыха с их характеристиками. Сразу, в начале изложения, хочется отметить, что количество мусора в Снежной потрясает каждого, посетившего эту Пещеру впервые. В результате нескольких экспедиций у нас выработались некоторые рекомендации по подземным лагерям: туалетам, помойкам, местам для перетряхивания карбида и т.д. Нам кажется, что спелеологам в Снежной необходимо придерживаться неких единых, общих правил проживания в пещере. Что бы не увеличивать то огромное количество человеческих отходов, разбросанных по пещере. Пещера одна, а нас много. И проявлять оригинальность в выборе туалета или помойки под себя любимого недопустимо.

Лагеря до Университетского зала. Из мест известных можно отметить: а) место в Большом зале, которое и лагерем то назвать трудно. Но факт есть факт - там жили люди, хотя там холодно, воду надо топить из снега и до поверхности вообще то 30 минут с грузом. б) лагерь а Малом зале, спуск в который по веревке есть из шкурника после Большого зала. Никто из нас там не жил, так что сказать пока нечего. Но до меня докатывались слухи о трудностях с водой. в) Лагерь в Галерее - довольно комфортен, есть место для одной палатки на 3-4 чел, маленький ручеек. Вроде всё на месте, но сейчас, при нынешней технике, проживание в этом лагере представляется нецелесообразным. До большой базы в Университетском - 30 минут спуска с мешком, и наверх же около 2-х часов хода с одним мешком.

Университетский зал. Одна из главных баз в Снежной. Традиционное место подготовки к броску вниз, или восстановления и отдыха после дна Снежной. В зале есть три места с площадками для палаток: под навеской около помойки две площадки, одна площадка сверху на противоположной стороне, и основное место во второй половине зала, за перемычкой, над спуском в Нулевой завал, тут можно поставить три палатки на 3-4 чел. каждая. Площадка на третью палатку находится на 10 метров вниз по спуску к Нулевому завалу. На стоянке есть пенки, кастрюлька с кружками и немного продуктов. Место для перетряхивания находится у основной площадки, слева под стенкой на камне, если смотреть вниз на спуск в Нулевой завал. Туалет среди глыб на перемычке под стеной. Вода в двух местах: водокап по основному водотоку с навески, и второй водокап, которым мы сейчас пользуемся, на глыбе, на половине спуска к Нулевому завалу, там сейчас стоит белый контейнер для сбора воды.

Второй Завал - зал, где одеваем гидры - место для одной палатки на 3-4 чел. есть водокап рядом, но следов жизни нет, и вероятно местом никогда не пользовались.

Зал Победы. До зала Победы формально есть еще место на Четвертом завале. Но оно совсем не выраженное, полностью затапливается в паводки, и по моим данным, использовалось только в экстренных ситуациях. Итак Зал Победы. Вся жизнь концентрируется вокруг гигантской помойки, можно ходить по ней по колено проваливаясь в мусор. Именно здесь наглядно видно пагубное влияние человека на природу. Около помойки есть как минимум три площадки: две на одну палатку и одна чуть ниже на две. У нас умещались все 12 человек. Есть стол для еды и камни для сидения. Вода набираестя из ручейка, падающего сверху за помойкой вдоль стены. Для набора воды есть дырявая кастрюля. О туалете в этом зале говорить некорректно, ибо тяжело назвать туалетом равномерно загаженное пространство зала. Перетряхиваемся на помойке.

Ещё давно, до своего первого посещения Снежной, я слышал о большом количестве мусора там, и думал: "ну вот возьмемся за нее поплотнее и может еще и почистим заодно". Но количество мусора увиденное мною в Победе, превзошло все мыслимые ожидания - столько нельзя вытащить разумным количеством людей за разумные сроки. Создалось впечатление, что большинство спелеологов, посещавших пещеру, ставило себе целью дойти до зала Победы во что бы то ни стало, а там трава на расти, и потом просто спасало свои жизни, убегая из пещеры, и бросая всё по пути.

Но мысли почистить зал и пещеру мы не оставили, только идеи переместились в область сжигания на месте, каким нибудь напалмом или термитом, и закапывания и заваливания камнями. Если у кого то есть практические идеи, мы с удовольствием примем их к рассмотрению.

Зал Ожидания (Седьмой завал). Небольшой вытянутый вдоль реки зал с комфортными местами для стоянки. Всего есть три площадки: первая почти сразу после подъёма с реки (по направлению от Шестого завала) справа, не очень большая площадка - 4 человека уместятся с трудом. При средней воде может капать сверху. Вторая, основная, площадка в центре зала, мимо не пройдешь, так как стоит почти на помойке. Место большое на 5-6 чел, рядом есть удобный кухонный камень для готовки. Третья площадка, самая уютная, находится в конце зала слева за огромной глыбой. Почти перед спуском с завала по пути вниз. Место на 3-4 человек, не капает. Вода берется из водокапа, который организован, и находится по пути от второй площадки к третьей, найти легко - слышен шум воды по полиэтилену. Туалет совмещен с местом перетряхивания и расположен дальше водокапа в вертикальной щели по левой стене. В 2003 году там был оставлен небольшой запас карбида. На месте второй стоянки было оставлено немного пены.

Гремячий зал. В принципе неплохое место для небольшой команды, но, по мне, немного шумноватое. В 2002 году физтехи оставили пенку с фольгой на первой площадке при входе в зал сверху. Воду можно брать из ручейка, приходящего сверху справа. Туалет налево вниз за камни. Плюс этого места - его чистота и назагаженность, надеемся, что это так и останется.

Есть еще пара неплохих площадок. К ним проход дальше, через две навески вниз к реке. Первая площадка находится на полке над скальным уступом чуть вперёд справа над рекой (лицом по ходу вниз). Площадка большая. Спокойно встают две палатки (одна дуговая, другая - питерский домик) для семерых человек (до девяти). Туалет назад в камни вверх по завалу. Минус: немного грязно. Вода берется из реки. Вторая площадка лучше. Как только спустились по камням к реке, поворачиваем на девяносто градусов направо вверх по глыбам под свод. Путь отмечен своеобразной дорожкой в виде натёчной коры по руслу древнего ручья. Доходим до стенки. Там - грот с натёками. Раньше здесь перекусывали и фотографировали. Площадка мелкощебнистая, ровная. Место для одной палатки (можно большую). Кухня здесь же. Туалет - по пути назад за камень налево. Водокап найти не очень просто. Если развернуться, чтобы вернуться к реке, нежно пойти налево метров двадцать под мелкий душ сверху. Душ обходится, вода набирается в местную пятилитровую кастрюлю из пеночного желоба.

На последней площадке отставлена заначка в красном транспортнике. В герме лежит карбид на шесть человеко-дней, гречка, карпюр и макароны.

Глиняный завал. Мы не разу там не останавливались, всегда пробегали мимо. Но по сведениям других людей, там есть всё на как минимум на две палатки. По воде, туалетам и прочим местам отдыха и развлечений пока информации нет.

Зал ИГАН. Место нашей базы для работы на дне в течении двух экспедиций. Мы успели здесь обжиться. Зал имеет Т-образную форму. Площадки находятся справа вверх по сыпухе, по ходу от Ревущих каскадов. Лагерь комфортный и удобный, есть две площадки на две палатки по 3-4 чел. каждая. Мы их немного расширили и подровняли. Рядом с нижней площадкой мы сделали стол для еды. Место для перетряхивания карбидок находится внизу у воды на глыбе, его невозможно пропустить по пути сверху, там же мы оставили пару шинок с карбидом. Люди, пожалуйста, не перетряхивайтесь в зале!!! В 2003 году придя сюда вновь после 2001-го, мы увидели пару свежих куч прямо в зале, одна из которых была на нашем старом обеденном столе, ну что можно на это сказать!! Для набора воды есть старый алюминиевый бидон, который, как говорят, принесла сама Немченко, он внутри немного подплесневел, и мы вкладывали в него герму. Воду набирают на реке, надо от палаток спуститься вниз к карбиду и потом влево по камням вверх по реке есть щель между глыбами, куда надо спуститься и немного пролезть дальше под глыбами до маленького водопадика. Туалет находится в большой щели вдоль правой стены около нижней площадки, если смотреть от лагеря вниз. Там же и помойка.

Зал Икс. Многими считается концом Снежной (о как они ошибаются!). Логичное место для лагеря при работе на дне, но хорошо оборудованных и сильно обжитых мест нет, видны только следы пары площадок на песке во второй части зала. Проблемы с набором воды. Есть ещё площадка с другой стороны водопада Олимпийский, где спасались от паводка питерцы во главе с братьями Демченко в 1985 году. Спустившись в зал по веревке, надо пройти под водопадом и подняться вверх по камням около 20ти метров. Площадка там.

Зал Метростроя. (На верху завала Метростроя) Самая удаленная и труднодоступная база. Находится на верху завала Метростроя, на который и без мешков то не просто залезть. Заброска лагеря из Икса, может вылиться в отдельный, и не очень простой - появляются узости - выход. В первом по пути на завал зальчике есть водокап со старой кастрюлькой. Поднявшись наверх по стремной глиняной наклонке, вы найдёте площадку на одну палатку (3-4 чел.) в уютном низком зальчике, это и есть верх завала Метростроя. Здесь место перекуса при работе из Икса, и место хранения шанцевого инструмента. Дальше путь вниз к дну Снежной в Новый завал по нашим желтым маркерам.

В этом списке пока нет мест вне основной нитки хода, но, надеюсь, это дело времени, и скоро мы заполним этот пробел.

Эти рекомендации не могут быть окончательными, как не может быть предела совершенствованию. Если у кого-то есть конструктивные замечания, они с большой благодарностью будут включены в этот, с позволения сказать, путеводитель по "гостиницам" и "постоялым дворам" пещеры Снежная.

3. История новейших исследований п. Снежная

Полную историю исследования пещеры Снежная представить здесь, конечно, не представляется возможным из-за огромного количества экспедиций, проведённых в эту одну из самых известных пещер. В интернете и в книгах для интересующихся есть полная хронология. Самый содержательный ресурс в интернете находится по адресу www.snovvcave.ru.

После начала войны в Абхазии почти все посещения пещер в этом регионе остановились. И в Снежной был перерыв с 1993 года. Первая экспедиция после долгого перерыва состоялась в 2000-м году.

2000 лето - КС МГУ "Ознакомление". Летом 2000-го года впервые после долгого перерыва в Снежной работали спелеологи. Это была команда из МГУ в составе 17 человек под руководством Ю.Косорукова. Забрасывались на вертолете. Места еще плохо знали, поэтому высадились под г. Вулкан, где и встали лагерем. В планах было ознакомление с районом и пещерами, оценка перспектив и возможности работы. Команда работала в пещере Вулкан -320 на дне, пытаясь разобрать донный завал. Немного позанимались поисковкой -самое крупное достижение на этом поприще - пещера МГУ00-12 глубиной 52 метра глубиной, под вершиной г. Вулкан. Делали восхождение в п. Меженного на -180м и вышли на старые крючья. Была пробита под SRT вертикальная часть пещеры Снежная и дошли до реки на отметке -600м.

2001 лето — КС МГУ "Снежная до Метростроя". Эта экспедиция КС МГУ была полностью посвящена работе в Снежной. Совместно с нами (21 человек) в ней работали спелеологи из Санкт Петербурга и Швейцарии. За три дня было заброшено снаряжение в

Университетский зал и 11 -ть человек двумя группами загрузились в Снежную до дна. Была применена модульная система жизнеобеспечения и передвижные подземные лагеря. За три дня двумя группами спелеологи дошли до зала ИГАН, из которого был сделан выход на завал Метростроя. В результате после долгого перерыва люди побывали на дне Снежной, были оценены перспективы и выработаны планы дальнейшей работы в пещере. Составлено описание навески до дна.

Экспедиции других клубов.

2002 зима - С/К Барьер "Физтехи до Пенелопы". Первая зимняя экспедиция после долгого перерыва. 9 участников под руководством А.Сельвачева. Дошли до зала Пенелопы.

2002 осень - С/К им Нассонова "Уфимцы до Олимпийского". Экспедиция посещения. 12 человек. Руководитель Р.Низамутдинов. Сходили до вдп. Олимпийского, сняли видеофильм.

4. Тактика и план работы в пещере

План заявленный совпал с выполненным, поэтому приводим здесь только один вариант. Хронологически работа на горе планировалась следующим образом. Первые два дня - навеска до Университетского зала и заброска снаряжения. Потом 12 дней под землей в подземных лагерях, из которых четыре дня работы в завале Метростроя. По выходе на поверхность было зарезервировано 3-4 дня на плохую погоду для вертолёта. Так же один день был запланирован вначале экспедиции на случай поиска пещеры или высадки в другом месте.

Из груза с поверхности вниз было запланировано: 24 модуля, 8 мешков с лагерем, 2 мешка с гидрами и 5 мешков со снаряжением. Модули, лагеря и снаряжение были упакованы в Москве заранее.

С поверхности до верха Большого Колодца работать планировалось из надземного лагеря. После Университетского зала работа под землей велась с передвижными подземными лагерями. Применялась модульная система жизнеобеспечения, которая была впервые опробована нами в Снежной в 2001м году.

11 человек экспедиции были разделены на две независимые по ресурсам команды, 5 и 6 человек соответственно. В каждой команде

было по две тройки - двойки со своим отдельным лагерем каждая, Таким образом, достигалась максимальная мобильность и гибкость. Каждая команда имела с собой полноценную подземную аптеку и ремнабор.

1-я команда: Чичеров, Кузьмин, Шувалов (тройка) - Шумейко, Кабанихин (двойка).

2-я команда: Румянцев, Скоров, Мацюк (тройка) - Рысцов, Теренин, Венская (тройка из Санкт Петербурга).

Выделены руководители троек. По плану экспедиции 1-я команда навешивает, вторая тащит груз и подносит снаряжение. Также первая команда занималась фотосъёмкой, а 2-я команда снимала и упаковывала надземный базовый лагерь. Обратно порядок следования тот же: - 2-я команда идет последняя и снимает навеску. Первая группа выходит наверх, и распаковывает и устанавливает надземный базовый лагерь. Выходы были рассчитаны таким образом, что бы их длина была 10-12 часов, до 16-ти часов максимум. Горячий перекус во время перехода не планировался, что бы не распаковывать мешки и не разгидриваться лишний раз, и соответственно не удлинять выход на 2-3 часа. Основной идеей такого планирования работы был дневной ритм деятельности - команды не влетали в ночь, и выходы шли каждый день, кроме пребывания на дне. Самым нижним лагерем в пещере планировался ПБЛ в зале ИГАН (-1200), мы жили в нем 4 дня, и из него совершались радиальные рабочие выходы на дно (завал Метростроя). Из ИГАНа до Метростроя можно ходить без гидры.

5. Дневник экспедиции

Примечание: Этот дневник велся А.Чичеровым под землёй во время экспедиции. Стиль дневника сохранен, хотя и с некоторыми изменениями, уточнениями и лирическими отступлениями.

Сокращения: С-Л - Снежно-ледовая часть пещеры до Большого зала. БК -Большой колодец. Унив. - Университетский зал. Чич - Чичеров. Шум - Шумейко. Тр - Тришка (Румянцев). Керч - Керченский (Кузьмин). Шув - Шувалов. Валя -В.Рысцов. Каб - Кабанихин. Альф - Мацюк. Эш - Эшелон (Скоров). Чич + 2 - означает Чичеров и еще два человека. Иногда имена командиров обозначают всю тройку для краткости.

18 января. Выехали их Москвы с проблемами. Из-за конфликта с проводниками увезли не весь груз. Шумейко пришлось довозить остатки отдельно на другом поезде. Всё это вылилось в лишние траты денег, времени и нервов.

19. Дорога.

20. Приехали в Адлер. Встретились с Шумом, который приехал раньше, погрузили груз в машины. Перевезли через границу. На границе с Абхазией возникли проблемы: не пустили Максима Дзагания, нашего 12-го участника, спасателя из Сочи, из-за грузинской фамилии. Несколько часов переговоров к успеху не привели, и ему пришлось повернуть обратно в Россию. Хорошо, что он из Сочи. Поздно вечером приехали в аэропорт Сухуми. Васильич - командир вертолёта, уже ждал, как было договорено, и устроил нас на ночлег. Сразу зашел разговор об оплате, и как я и ожидал, и даже был предупреждён, названная по телефону предварительная сумма в 15000 руб. была очень предварительной, и при конкретном разговоре выросла до 20000р. в один конец. Всё это подавалось под соусом, что дескать новый вертолёт, более мощный, что можно прям на Луну залететь и вообще, нет денег - нет вертолёта. Спорить, особенно с последним аргументом, сидя на горе мешков зимой в сухумском аэропорту, у меня
желания не возникло. Начались последние приготовления: кто заклеивал фотоаппаратуру, кто упаковывал последние цивильные вещи, которые ему долго не понадобятся, кто в первый раз осматривал, то в чём он будет завтра бороться в снегу.

21. Встали с рассветом. Холодно. Погода прекрасная, виден Бзыбский. Пришел Василич, оторвал от чая и начал погонять и торопить. Через пол-часа погрузились. Начали взлетать - не взлетается, вертолёт трясет и бросает из стороны в сторону. Пару раз метров с пяти почти падали на полосу. Зарулили обратно, Василии вышел, почесал голову и говорит: "Чего-то не фарт сегодня, грузитесь в другой вертолет рядом". Прилетели не туда (на пупырь над кошем). Стоим думаем, тыкаем пальцами в разные стороны, у каждого свои идеи по поводу места пещеры. Через час поисков Тр. и Шув. нашли пещеру - молодцы!!, причем вышли к ней почти сразу. Таскаем вещи. От 2х до 4х ходок на человека за день. (20 мин вниз - 40 наверх). Решили не терять световой день, и пока остальные делали ходки, Чич + Керч навесили до зала Гвоздецкого. Снега мало, идем по летним крючьям. Шувалов выкопал огромную шхельду с коридором. Вечером звездное небо и мороз около -15. Первый совместный ужин за самодельным столом из снега.

22. Погода прекрасная: мороз и солнце. По сегодняшнему плану дотаскиваем вещи и продолжаем навеску и заброску груза вниз, в пещеру. Валя + 2 навеска до Предколодца. Остальные по паре ходочек с мешками от места посадки вертолёта до лагеря. К обеду весь груз сконцентрировался у пещеры. Пообедали и начали загружаться в
Снежную. Тр +3 и Чич + 2 мешки до шкуродера. Валя навесил С-Л часть немного нетрадиционно, пришлось по пути вниз немного покувыркаться. На пути обратно Керченский слегка поправил навеску, пропустив её по старому желобу.

23. Встали с решительным настроением. Погода начинает портиться, солнце в дымке — натягивает, словно приглашает уходить вниз. Длинные разговоры о тактике, Валя не горит лезть сегодня, говорит, что заторчит за нами и влетит в ночь. Долго собираемся, пакуем личные вещи - сворачиваем лагерь, привязываем мешки к первому
крюку у скалы. 12-00 Чич + Шув навеска БК + лагерь в Университетском зале. В 13-00 Шум, Керч, Каб - 12 мешков до Предколодца и 9 вниз. Пришли в Унив 21-00. Группа Шумейко пришла через час. Поставили лагерь. Чич + Шув — начали навеску в Нулевом завале, вернулись в 22-00. Когда собрались и посчитали все мешки, то получилось, что часть нужных мешков была оставлена наверху Большого колодца, а без них невозможно автономное продвижение по пещере, поэтому решили сделать дневку, достать мешки сверху и дождаться группы Вали и Тришки, что бы согласовать планы.

24. 1я группа - дневка в Унив. На пару часов сбегали на верх БК и спустили по паре мешков, облазили весь зал. Наконец появилось полное представление об Университетском зале, нашли старые заначки. В 16-00 пришли группы Вали + Тришки. Спустили все мешки. Встали лагерем рядом с первой группой.

25. Встали пораньше, пересортировали мешки. 1 группа - уход в Победу с навеской в 12-00. Через три часа вышла 2-я с грузом. Шли нормально, места знакомые, только в одном месте после Первого завала потеряли один мешок. Был мешок и нет. Чич метнулся назад через два завала и нашел сиротливо лежащий мешок с веревкой.

26. Зал Победы. Чич + Шум пришли в 3-00. через час Валя еще через 40 мин Тришка - заблудились с мешками в пятом завале, выскочили в Надежду, но Валя нашел проход в Победу. Шувалыч отравился прошлогодним салом, которое нашел в заначке. Чич + Шум вышли с навеской на Седьмой в 17-00. Валя + Тришка днёвка, чтобы задать интервал в сутки. Всю дорогу до Седьмого завала Шувалыч ставил рекорды по скорости снятия снаряги и гидры. На спуске перед шестым завалом Керченский сделал не очень удобную навеску. Вообще там давно, вместо спуска по водопаду с последующим подъёмом в завале, напрашивается сразу подъем от верха водопада к залу Дольмена с полным уходом от воды. Раньше дорога от Шестого к Седьмому казалась короче, теперь маленькие завальчики по реке показались довольно утомительными.

27. Чич + Шум пришли на седьмой в 2-30. шли долго с навеской + снимали фото. Поставили лагерь на седьмом, легли в 6-00. встали в 14-00. Спали мало, надо убегать от преследователей, что-бы не держать их. Поели, собрались и вышли в 19-00, цель зал ИГАН. Осталось по два мешка на нос. На проплыве после Глиняного завала Шум натянул репчик, стало реально легче. Группы Тришки и Вали вышли из Победы в 14-00, пришли в 20-00 на Седьмой завал.

28. Чич + Шум пришли в ИГАН в 8-30. поставили лагерь, легли спать. Немного устали, Керченский слегка затек. В 18-00 встали, поели, убирали мусор в зале, поправили верхнюю площадку, немного удлинили её, опять легли спать. Немного расстроило увеличение количества мусора в зале с момента нашего последнего посещения его летом 2001-го года. Особенное, мягко говоря, раздражение вызвала куча карбидной отработки на нашем обеденном столе, прямо около площадки.

29. В 1-30 в ИГАНе появился Тришка со своей группой. В 4-30 пришел Валя с питерцами. Ребята вышли из Ожидания в 14-00 вчера, так как долго перебирали модули и подклеивали гермы. При этом Тришка додумался положить кувалду в герму продуктового модуля, что получилось из гермы и модуля к моменту прихода в ИГАН, вероятно, говорить не имеет смысла. Чич + Шум встали в 12-00. вышли вниз с навеской в 17-00. На олимпийском кончилась веревка и Шувалычbупустил молоток в водопад Олимпийский. Не хватило 15 м на последнем отвесе. Пришлось повернуть назад через 2ч, с надеждой на питерскую заначку в ИГАНе. Решили идти завтра, а пока били крючья, меняли навеску. Валя нашёл старую питерскую веревку 150м из заначке, о которой ему рассказали братья Демченко. Вечером совместный ужин. Шувалыч придумал клёцки из протёкших макарон.

30. Чич + Шум встали в 10-30. вышли в зал Икс в 14-30. Валя + Тр вышли в 16-00. Эш остался в лагере из-за живота - язва разгулялась. Навесили водопад Олимпийский, суетились в Икс, поднялись на Метрострой, немного поковырялись. Через 40 мин в 18-40 пришли Валя + Тр. Часть людей пошла с Валей вниз, с завала Метростроя, работать в завале. Они за 1 час спустились до Песчаного зала. Искали проход дальше 1.5 часа - не нашли, вероятно, замыло. Облазили и просмотрели много мест, везде старались оставлять маркеры, так что в будущем нам будет проще ориентироваться в завале Метростроя. Шув вернулся в 2-30. Тр + Альф - в 3-00, потеряли спусковуху в зале Икс. Альф припёр мешок песка из Икса, что бы посыпать площадку под палаткой для мягкости. Валина тройка пришла в 4-00. (впечатления о метрострое)

31. 1я команда встала в 12-00. долго ели и собирались. Вышли из ИГАНа в 18-30. пришли на Седьмой в 1-30 (чич + шув), остальные в 3-00. 2-я группа отдых в ИГАНе. Валя пытался вдохновить народ еще на один выход в Метрострой, но не встретил энтузиазма в массах.

1 февраля. Чич + Шум + 3 в 6-00 легли спать. Встали в 14-00 собрались и вышли в 18-30 (взяли железо). В 21-40 Чич + Шув + Керч были в победе. Шум + Каб заблудились в ручье Заблуждения (хороший оборот, но заблудиться реально проще простого) 40 мин туда - 30 обратно, итого около 1.5 часа. Пришли в Победу в 23-00. Пили, ели, сушились, делали заначку. Вышли в 2-00 из зала Победы.

2. на Унив пришли в диапазоне от 5-00 Шув. до 6-00 Каб. Поставили лагерь легли спать. Весь день отдых.

3. Валя сотоварищи пришел в Унив в 3-00. Тр + 2 заночевал в победе 2-го, должен прийти в Унив во второй половине 3-го. Чич + Шум встали в 6-30. начали собираться в 10-40 вышли Керч + Шув. Чич+ Шум + Каб вышли в 11-30. Быстро выскочили в Большой зал. Много лавин в с-л части, сходят постоянно, видимо наверху прибавилось снега. Самохваты шли плохо - подъём затруднён. Карбидку сразу засыпает, нужен электросвет, так же помог капюшон. Лавинки можно пропускать между ног или уклоняться в сторону от них. Есть только два места, где сыпало на голову - не очень приятно. В общем подъем в С-Л части во время большого снегопада наверху довольно труден и экстремален. Вышли на пов-ть в 16-17 часов. Идет сильный снег, всё засыпано, выпало 2-3 метра. С трудом поставили палатки, выкопали вещи, поели, легли спать.

4. Погода чуть получше. Протропили тропу на вертодром. Собираем и пакуем снаряжение. В 14-30 вышли Валя + 2. в 15-30 Эшелон. Погода начала портиться. В 19-00 вышли Тр + Альф с выемкой С-Л части. Погода окончательно испортилась — сильный снег + ветер.

5. Всю ночь шел сильный снег с ветром, засыпало конкретно. Предварительно подъём планировали на 6-00 что бы собраться к вертолету. Чич встал в 6-00, пурга продолжалась, решили перенести подъём. Встали в 8-30. Слегка распогодилось, появились просветы над морем. Стали собираться. Чич + Шув снова протропили тропу до площадки + остальные по ходке с вещами. В 9-30 внезапно прилетел вертолёт, а у нас палатки стоят, пьем чай. Панические сборы. Всё в кучу. Пять заходов вертолета для подбора всех людей со склонов. В 10-30 высадились на пляже в Новом Афоне. В 14-00 пересекли границу с Абхазией на Псоу. В 16-30 прибыли на вокзал в Хосте. Баня. Ночлег на Южной.

6. Оттопыривались в Хосте. Поезд в 20-00 на Москву.

7. Дорога

23 января
5 Чичеров
Шувалов
Навеска БК + Дно 11-30 3 янв. 15-00 6 янв.
6 Шумейко
Дно 12-00 4Янв. 14-30 <
4 янв. 15-30-19-00

6. Результаты и рекомендацииы

Результаты: Экспедиция КС МГУ в составе 11-ти человек, при участии трёх спелеологов из Санкт Петербурга 12 дней работала в пещере Снежная, из них 4 дня на дне. Удалось дойти до Песчаного зала в завале Метростроя, что ниже, чем в предыдущих наших экспедициях, но пока в известной части. Дальше пока пройти не удалось. Намечено несколько перспективных продолжений для дальнейшей работы. Улучшена навеска в нижней части пещеры. Получены уникальные, и что немаловажно, качественные фотоматериалы в донной части пещеры: залах Икс и Пенелопы, на завале Метростроя. Команда показала себя слаженным, отлично подготовленным по всем направлениям коллективом, который выполнил все поставленные задачи. Всем участникам похода можно зачесть 5-ю категорию.

Клуб Спелеолов МГУ в будущем собирается продолжить работу в пещере Снежная. По результатам предыдущих экспедиций, и в результате общения со старшими товарищами, выкристаллизовалось насколько задач на будущее, которыми мы планируем заняться:

1. Работа в завале Метростроя, особенно по верхам завала.

2. Восхождения в зале Икс по притокам.

3. Покраска воды в зале Пенелопы и в Татьяниной луже, так как до сих пор неизвестно, основная ли это река или нет.

4. Восхождение в зале ИГАН.

5. Восхождения вверх по ручьям Водопадному, Струйка, Заблуждения.

6. Проведение полноченной фотографической работы в пещере.

7. Обустройство нормальной стационарной навески.

8. И... может быть, когда нибудь решим проблему с мусором в Снежной.

Рекомендации:

• Весь груз надо упаковывать в гермы - даже веревку, иначе всё
    тонет при плавании.
  • При перегоне "стада" мешков, постоянно пересчитывайте их, при большом кол-ве мешков велика вероятность потери. В Снежной много мест, куда можно незаметно положить мешок.

• Лук померз в модулях пока был на пов-ти - что делать? Пока не знаем.

Проблемы с утилизацией газовых баллонов под землей, пришлось все выносить, надо подумать о бензине и примусах, тем более, что сейчас есть надежные и компактные иностранные примуса.

Репчик на длинном проплыве после Глиняного завала сильно помогает.

Для поверхности зимой еду лучше тоже паковать в модули, особенно для питания после выхода наверх, из пещеры, зимой, так как сложно искать в разных мешках под снегом, а потеря одного мешка, например с крупами, серьёзно осложнит дело.

Если за пребывание под землей выпало, например, пять метров снега, то некоторые мешки можно сразу и не откопать, а кушать то хочется сразу.

Интересное наблюдение, но резинки в стойках палаток после недельного пребывания на морозе теряют эластичность. Собрать стойки с резинками почти невозможно – приходилось резать.

Если готовить собираетесь на газе, то обязательно нужно иметь запасную горелку. В 2001м году у нас улетел в Большой колодец мешок с лагерем, и одна из горелок накрылась, спасло то, что у нас была запасная.

При выходе наверх зимой, перед подъёмом по Снежно - Ледовой части, надо одеть, как минимум, теплые и сухие перчатки и шапку. Так же нужен капюшон на комбезе, что бы лавины снега не сыпали за шиворот.

Лучше не делать большие и тяжелые мешки, их все равно будет много, а передавать их очень тяжело. Максимальный вес наших мешков - не более 15-ти кг.

При планировании работы в пещере надо рассчитать кол-во мешков таким образом, что бы на переходы от Седьмого завала вниз было не больше двух мешков на нос. Ниже есть мало мест для передачи мешков, а транспортировка более двух мешков делает передвижение очень медленным.

Очень важен подбор состава троек-двоек и их лидеров. Лидеру каждой самостоятельно передвигающейся группы совершенно необходимы знание пещеры, умение искать дорогу, и психологическая совместимость с остальными участниками.

7. Справочные материалы

Состав модуля жизнеобеспечения

Сублимированное мясо - 200 грю
Макароны 2 по 400 гр.
Гречка 2 по 300 гр.
Сало 2 по 150 гр.
Сухой картофель 2 по 200 гр.
Супы 2 пакета
Колбаса копченая 250 гр.
Сухари 6 пачек по 30 гр.
Бульонные кубики 12 шт.
Соус 2 бутылочки по 100 гр.
Чай 20 пакетиков
Кофе 6 пакетиков Маккофе
Сахар 200 гр.
Халва 2 по 125 гр
Жмени (перекус) 2 по 200 гр.
My льтивитам ины 6 таблеток
Шоколад 100 гр. = 1 плитка
Масло топленое 150гр.

Вес модуля = 12 кг.

Примечания: Крупы разделены на две части, что бы было легче делить на две тройки. Жменя - состоит из нескольких сортов орехов и сухофруктов. Сухари были куплены в магазине в стандартных пачках. Карбид упакован в шинках. Содержимое модуля упаковывалось в герму, потом заворачивалось в лист тонкой пены и укладывалось в транспортный мешок.

Схемы

Отчет о спелеопутешествии в пещеру Снежная команды Клуба Спелеологов МГУ Отчет о спелеопутешествии в пещеру Снежная команды Клуба Спелеологов МГУ Отчет о спелеопутешествии в пещеру Снежная команды Клуба Спелеологов МГУ Отчет о спелеопутешествии в пещеру Снежная команды Клуба Спелеологов МГУ Отчет о спелеопутешествии в пещеру Снежная команды Клуба Спелеологов МГУ Отчет о спелеопутешествии в пещеру Снежная команды Клуба Спелеологов МГУ Отчет о спелеопутешествии в пещеру Снежная команды Клуба Спелеологов МГУ Отчет о спелеопутешествии в пещеру Снежная команды Клуба Спелеологов МГУ Отчет о спелеопутешествии в пещеру Снежная команды Клуба Спелеологов МГУ