Виды туризма

3 ноября 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 1484 0

Татарстан 

ОТЧЕТ 

о спортивном туристском маршруте, пройденном 

в районе плато Путорана 

со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар 

в июле 2012 года 

Водный маршрут 

Маршрутная книжка № Р12/4-502 

№ 3 ФСТ 

Руководитель: Г.А. Иванов 

Адрес: 422550 Татарстан 

г.Зеленодольск, ул. Норкина 5 -64 

т. дом. 8-84371-5-37-48 Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путеше- ствие может быть зачтено всем участникам и руководителю    категорией сложности 

Штамп МКК 

2012 

 

Справочные сведения 

Туристский маршрут пройден сборной командой Республики Татарстан. 

 

Место проведения: Россия, Красноярский край, Таймырский муниципальный район. 

Плато Путорана. 

 

Общие справочные сведения о маршруте: 

Вид туризма 

Категория сложности маршрута 

Протяженность активной части маршрута, км 

Продолжительность дней 

 

Сроки проведения 

общая 

ходовых 

 

Водный 

 

четвертая 

Всего: 320 

пешком 103 

сплав 217 

 

20 

 

19 

08.07.2012 – 

27.07.2012 

 

Нитка маршрута: г.Норильск - озеро Лама – р.Геологическая – р.Большой Хонна-Макит – озеро Аян – река Дулисмар – река Курейка – оз.Дюпкун – пос.Светлогорск. 

 

Протяженность активной части 320 км, в том числе: 

  • сплав 217 км; 

  • пешком 103 км; 

 

Общая продолжительность активной части 20 дней, в том числе: 

  • пеший поход 9 дней; 

  • сплав 10 дней 

  • дневки 1 день 

Уровень воды: на реке Большой Хонна-Макит – высокий, на реке Дулисмар – средний. Суда: 

4-х местный катамаран - 2 шт. 2-х местный катамаран - 1 шт. 

 

Численный состав группы: 10 человек 

Маршрутные документы рассмотрены ЦМКК, г. Москва. При подготовке к походу использовались материалы отчетов: 

  • Отчет Б. Гусева 2009 г. 

  • Отчет С. Офицерова 2002 г. 

  • Отчет С. Цветковой 2002 г. 

 

 

При выходе на маршрут необходимо встать на учет в ПСС города Дудинка т/ф 8-39111-57514, dudinka1@m4c.ru,  spastao@inbox.ru 

 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ МАРШРУТА 

 

Вид препятствия 

Кат. 

сложн 

Длина 

Характеристика 

Путь 

прохождения 

 

река Большой Хонна-Макит (ур. воды высокий) 

Шиверы 1-6 

II 

25 км 

Шиверы 1-6 слабые, разделенные плесами. 

 

Каскад шивер 7-14 

 

 

 

Каскад шивер 

III 

 

 

 

IV 

12 км 

 

 

 

23 км 

От впадения р. Падэй мощность ши- вер нарастает. Валы 1,5-2,0м. Встре- чаются мощные бочки, прижимы. 

Между препятствиями есть участки быстротоков. 

После 14 препятствия река пред- ставляет собой сплошную шиверу. 

 

По струе и валам, обходя бочки 

 

 

По струе и валам, обходя 

бочки. Проходили сходу с взаимной страховкой 

 

река Дулисмар (ур. воды средний) 

Каньон «Десантный» 

 

 

Первая часть: 

Пороги 1-6 

 

III 

2 км 

 

Локальные сливы с камнями 

Всѐ шли сходу с взаим- 

ной страховкой 

Вторая часть 

 

3 км 

 

 

Препятствие 8* Препятствие 10* 

III IV 

 

Слив с бочкой 1,5 м, после бочки прижим к скале левого берега 

 

Заход между камней. Река резко поворачивает налево. Слив 1,5-2м в скальном сужении. Сбойка струй, бочка. На выходе валы. 

Заход в правой части реки, смещение влево от камня. 

Проходя между камней, на повороте сместились к сливу. Имеет смысл пройти шиверистый заход и затем на осмотр зачалиться в улове пра- вого берега 

Препятствие 15* пор. «Стремя» 

 

Слив водопадного типа через всю реку. У левого берега есть узкий водопадный слив h≈2,5м, за ним второй крутой слив 1,5м. Более по- логий слив - у правого берега. Он - трехступенчатый. Первая ступень 1,0м, вторая 1,5м с бочкой, третья 1,5м. Слив имеет достаточно слож- ную структуру из-за выступающих 

обливных камней 

 

К-4 заходили от правого берега, затем - резкое смещение влево от об- ливного камня и через бочку - в третью сту- пень. 

К-2 проходил слева, 

прыгая с водопадного слива 

* При большом уровне воды эти пороги будут на категорию сложности выше 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПЛАВСРЕДСТВАМ 

 

Кат. 4 -1 

Иванов Г., Семенов А., Агилов С., Смирнова Е. 

Кат. 4- 2 

Тимофеев Д., Каримов В., Сулейманова Е., Шишкин С. 

Кат. 2 

Минзянова М., Минзянов Р. 

СОСТАВ ГРУППЫ 

 

№ 

Фамилия И. О. 

Год 

рожд. 

Туристский опыт 

Обязанность 

Адрес 

Иванов Геннадий Ана- 

тольевич 

1952 

р.Чаткал 5у, Урик 5р, Бий- Хем5р, Уда 6р, Снежная 5у пеш. Саяны 3р 

руководи- тель 

г. Зеленодольск, ул.Норкина, 5 -64 

Тимофеев Дмит- рий Олегович 

1976 

р.Бий-Хем 5у, Уда 6у, Снежная 5у, Китой 6у 

пеш. Алтай 4у 

завхоз, фотограф 

г.Казань, ул. Ба- тыршина, 35-96 

Шишкин Сергей Евгенье- 

вич 

1959 

р.Снежная 5у, Китой 6у 

 

пеш. Алтай 4у 

фотограф 

г.Казань, ул.Татарстан 13- 

187 

Каримов Влади- слав Ренатович 

1966 

р.Китой 6у, р.Уда 6у, р.Ниж.Кураган 5у 

пеш. Алтай 4у 

медик 

Альметьевск, ул. Шевченко 144-61 

Сулейманова 

Елена Алексеевна 

1987 

р.Катунь 4у 

 

пеш. Алтай 4у 

пом.завхоза 

Казань, 

пр.Ибрагимова 83а -224 

Семенов Андрей Валентинович 

1977 

р.Бий-Хем 5у, Уда 6у, Урик 5у, Китой 6у 

лоцман 

г.Зеленодольск, ул.Заикина 6-47 

Минзянова Мар- 

гарита Николаев- на 

1973 

Чон-Кемин 5у, Аварское 

Койсу-Андийское Койсу 6у 

киноопера- тор 

Казань, 

ул.Ш.Усманова, 33-57 

Минзянов Рамиль Равильевич 

1975 

Чон-Кемин 5у, Аварское 

Койсу-Андийское Койсу 6у 

проводник 

Казань, 

ул.Ш.Усманова, 33-57 

Агилов Сергей Юрьевич 

1983 

Казыр – 4у 

 

д.Ягунькино, Коз- ловского р-на, Чу- 

вашская Респ. 

10 

Смирнова Екате- рина Андреевна 

1981 

Р.Лаба-Белая 3у, р.Китой 4у, Катунь 4у 

пеш. Алтай 4у 

гитаристка 

Казань, Пугачѐва 45- 16 

 

Общая смысловая идея похода и краткое описание района 

Плато Путорана - это самое северное и одно из самых древних в мире плато вулканиче- ского происхождения. Его площадь составляет 250 000 км2. Расположено плато у южных окраин полуострова Таймыр и восточнее самого крупного заполярного города в мире - Но- рильска. С уверенностью можно сказать, что это одно из самых диких и малоизученных мест на земле. 

Путорана – это базальтовый кристаллический массив (плато) с плоскими вершинами столовых гор, приподнятыми в среднем на высоту 900-1200 м над уровнем моря, с гольцо- выми ландшафтами. Максимальная высота – 1701м. 

Плато Путорана – страна каньонов и водопадов, которые встречаются почти на каждом притоке и ручье. Даже крупные реки не справляются с мощью и твердостью базальтовых основ, образуя мощнейшие водопады и каньоны. Здесь самая большая в России концентра- ция водопадов, в том числе крупнейших. 

Выбор района путешествия был обусловлен желанием всех участников побывать в этом загадочном и труднодоступном крае, посмотреть красивейшие места красноярского севера. Путешествие по плато Путорана является полностью автономным, т.к. на многие сотни ки- 

лометров нет ни одного поселка или живой души. По данным МЧС за летний сезон в сред- нем 3 туристские группы бывают здесь. 

Мы спланировали свой поход так, чтобы посетить наиболее интересные места Путорана, не пользуясь спецрейсами местной авиации, и уложиться в обычный отпуск, то есть вместе с подъездами путешествие должно было занять не более месяца. 

Маршрут планировался водным с длинным пешим подходом к определяющей реке Ду- лисмар, категория сложности которой по предыдущим отчетам оценивалась как V. Но фак- тически оказалось, что при среднем уровне воды техническая сложность реки на пятерку не тянет, скорее - это хорошая четверка. К сожалению, в водных походах не учитывается авто- номность похода и сложность подходов к реке. 

Наиболее доступна по деньгам и по времени заброска на плато Путорана через Но- рильск. Далее, по системе озер можно уплыть на катере далеко на восток, в конец оз. Лама, к самым горам. Закончить маршрут мы решили в Светлогорске с вылетом из него в Красно- ярск. 

 

Норильск – крупный заполярный город. Он построен в 30-60 годах прошлого века. Многоэтажные дома (до 9 этажей) стоят на сваях. Главные улицы спланированы в виде ал- лей с газонами посредине. Коммуникации проложены в каналах посредине улиц. Древесной растительности практически нет. Странно было видеть площадки детских садов без единого кустика. Иногда на газонах растут небольшие ивовые кусты. В магазинах есть все, но с се- верной наценкой. Градообразующим предприятием является комбинат «Норильский ни- кель». Здесь добывают и обогащают медь, никель, редкоземельные металлы, золото, сереб- ро. Теплоснабжение города – от мощной заводской ТЭЦ. 

 

Район плато Путорана отличается крайне суровым климатом субарктического типа. Он существенно более холодный, чем Кольский полуостров, находящийся почти на той же ши- роте. Зима долгая и морозная в совокупности с сильными и очень сильными ветрами, а эф- фективная температура, то есть температура ощущения воздуха, составляла -101 градус. Период устойчивых морозов длится около 280 дней в году; при этом отмечается более 130 дней с метелями. Снежный покров в долинах сохраняется от 7,5 до 9 месяцев в году. 

Среднегодовая относительная влажность воздуха — около 76 %. 

Белые ночи начинаются с 27 апреля и заканчиваются 15 августа, а с 20 мая по 25 июля длится полярный день (67 суток). 

Среднесуточная положительная температура воздуха здесь держится с июня по сен- тябрь. Средняя температура июля +10-12°C. Наступление т. н. климатического лета проис- ходит редко, в отдельные тѐплые годы. 

С погодой нам повезло - лето в 2012 году было по-арктически теплым. 

Плато выделено в самостоятельную озерную провинцию, занимающую первое место среди всех других отечественных субарктических провинций по объему водной массы. Из- быток воды на плато приводит к тому, что ею заполнены все большие и малые котловины и впадины. На плато Путорана расположено около 20 крупных тектонических озер. Все озера 

– проточные. Ледостав на озерах на юге плато продолжается с первой декады октября до первой декады июля. Большинство рек – типично горные: бурные полноводные с обилием порогов и водопадов. Летом - нередки высокие и затяжные паводки. 

Растительность на верху плато представлена горными тундрами. В долинах рек - лесная растительность (лиственница, ольховник, ивняк, можжевельник). Граница древесно- кустарниковой растительности в центральной части плато доходит до 600-750 м. На край- нем севере плато лесной пояс отсутствует. 

На территории Путорана кроме обычных в Сибири животных - оленей, бурых медведей, волков, росомах, сохранились так же соболи, снежные бараны. 

Список птиц насчитывает 187 видов. Наиболее распространенные – гуси, утки, лебеди, совы, глухари, куропатки, кулики. Из редких птиц надо отметить белохвостого орлана. 

В реках и озерах обитают 36 видов рыб - это уникальные местные формы гольца, сига, муксуна, хариуса, а также привычные нам – щука, окунь, лещ, язь, налим. 

Почти все плато Путорана является особо охраняемой природной территорией. В 1988 году здесь образован заповедник «Путоранский» площадью 1887 тыс.га. По занимаемой площади он второй в России. Район нашего похода находился в заповеднике. 

Значительная часть маршрута проходит по безлесной зоне. Необходимо брать примусы (бензин или газ). Кроме того, в безлесной зоне проходит первый стапель. На территории за- поведника нельзя рубить деревья. Таким образом, было решено брать с собой полный ком- плект дюралевых рам для всех катамаранов. 

 

Дополнительная информация 

Так как маршрут проходит по территории заповедника, необходимо получить письмен- ное разрешение на посещение. Адрес администрации государственного природного запо- ведника "Путоранский": г.Норильск ул. Талнахская д.22 подъезд 2 (маг.Башмачок). E-mail: plato@norcom.ru, тел. в Норильске 8(3919) 344 728. Директор заповедника - Ларин Влади- мир Владимирович. 

Для посещения Государственного природного заповедника «Путоранский» существуют стандартные правила, регламентированные Министерством природных ресурсов и экологии РФ. В соответствии с правилами, любой желающий посетить территорию резервата, обра- щается с письменной заявкой в администрацию заповедника. Заявку отправить заранее. В заявке необходимо указать: 

  • Состав экспедиции (Ф.И.О. полностью, данные паспорта), 

  • Руководитель (ответственный за соблюдение заповедного режима и ТБ на территории заповед- ника), 

  • Цели и задачи посещения территории заповедника. 

  • Маршрут проведения экспедиции, 

  • Сроки. 

Поведение организованного спортивного похода (путешествия), как цели посещения за- поведника, руководством приветствуется. Обращаются с просьбой прислать им потом наи- более интересные фотографии о природе заповедника. 

Кроме того, для получения разрешения администрации заповедника обязательна регист- рация в Управлении по делам ГОЧС Администрации Таймырского муниципального района: тел/факс.7-39191-33258 г.Дудинка, ул.Советская, 12, кааб.303, начальник Шопин А.А. 

ПСС Дудинка: т. 8-39191-57514 оперативный отдел (днем), 5 7511 или 5 0111 - оперативный дежурный (круглосуточно), dudinka1@m4c.ru. spastao@inbox.ru 

В управление ГОЧС кроме обычных сведений необходимо сообщить: 

  • контактный номер спутникового телефона, время выхода на связь; 

  • о наличии страховки на всех членов группы, покрывающей расходы полета вертолета в самую дальнюю точку маршрута или контактные данные должностных лиц, которые в случае необходимости будут оплачивать понесенные затраты по эвакуации при воз- никновении нештатной ситуации; 

  • список техники, задействованной для тур. группы 

Управление по спорту, туризму и молодежной политике Норильской администрации. тел./факс 7(3919) 465-610. 

 

Варианты подъезда и отъезда 

Заброска на плато Путорана возможна из гор. Норильск. До него можно доплыть из Красноярска по Енисею (через Дудинку). Но быстрее долететь самолетом из Москвы - за 4 часа. 

От аэропорта Алыкель до автостанции г. Норильск можно доехать автобусом N 33. Время в пути около 40 минут. На автостанции надо пересесть на автобус №22 сообщением до г. Талнах, чтобы доехать до речного порта Валек на реке Норильская. Мы целый день базировались на автостанции Норильска, закупая продукты, оформляя разрешение в управ- лении заповедника и просто осматривая город. Разрешенный к бесплатной перевозке в са- молете груз - 20 кг. Плата за каждый лишний килограмм груза составляла 550 руб. Поэтому покупать продукты лучше на месте. 

От остановки «Мост» до реки 100м. На ближнем берегу по ходу движения находится порт. Здесь стоят катера разных организаций и частные. Мы заранее договорились о забро- ске утром следующего дня с хозяином катера Воронцовым Вадимом (т.913 531 4580) и за- ночевали под крышей причала ЦАТП. Можно попытаться нанять катер на противополож- ном берегу на стоянке маломерных катеров и моторных лодок. Заброска группы в восточ- ную оконечность оз. Лама (150 км) на катере типа КС в 2012 году обошлась нам в 40 тыс. рублей (в 2011г. цена была 30 тыс.). Время в пути от порта до восточной оконечности оз. Лама до 6,5 часов в зависимости от типа судна. Катер проходит цепочку рек и озер: р.Норильская –р.Талая - оз.Мелкое -оз.Лама. 

Возможна заброска с помощью авиации. При этом приходится оплачивать время полета 

«туда и обратно». Например, расчетное время полета к истоку р.Дулисмар и обратно в Но- рильск составляет 3,1- 4,1 часа в зависимости от типа вертолета и маршрута полета (напря- мую или по ущельям при плохой погоде). Стоимость 1 часа полета в 2012 г. вертолета Ми- 8МТВ 123 тыс. руб., Ми-8Т 95 тыс. р. 

Ниже приводится расчет времени полета, переданный нам норильской авиаслужбой. 

 

Расчет времени полета по маршруту: Валек- р.Дулисмар-Валек Ми-8Т, Vшт=180км/ч, Ми-8МТВ, Vшт=190км/ч, Qрасх=650кг/ч Взлет/посадка, подбор + 0.05мин 

 

Маршрут 

Валек 

Sкм 

370 

Тпол. 

2ч00мин 

Примечание 

р.Дулисмар 

370 

2ч00мин 

Полет по ущельям 

Валек 

 

 

 

Итого: 

Полет по ущельям 

740 

4ч00мин 

 

Ми-8МТВ S= 690км Тпол.=4ч00мин Q общ.-3400 

предельная загрузка с Валька 1500кг. Рекомендуемая комплектация 2/11 

 

Маршрут 

Sкм 

Тпол. 

Примечание 

Валек 

270 

1ч30мин(1ч35мин) 

() Ми-8Т 

р.Дулисмар Валек 

Итого: 

270 

 

540 

1ч30мин(1ч35мин) 

 

3ч00мин(3ч10мин) 

Полет на прямую 

 

Полет напрямую при наличии соответствующих метеоусловий Нобл=1900м Ми-8Т S= 540км Тпол.=3ч10мин. Q общ.-2750 

предельная загрузка с Валька 1200кг. 

Ми-8МТВ S= 540км Тпол.=3ч00мин Q общ.-2650 

предельная загрузка с Валька 2200кг. Рекомендуемая комплектация 1/17 

 

Примечания: Расчет выполнен без учета метеоусловий, возможны изменения комплектации и типа вертолета, исходя из фактических условий на момент выполнения рейсов. 

01.03.2012г. 

Ст. Штурман ЛК Похабов С.А. 

 

Выход с маршрута - по озеру Дюпкун на моторке до пос. Светлогорск 300 км, 10-12 час. Если группа располагает временем, можно плыть по Дюпкуну на веслах. При этом надо учесть, что течение появляется лишь у самого Светлогорска, а ветер «как обычно» - встреч- ный. Выброску туристов с Дюпкуна на моторных лодках организуют жители Светлогорска (почти у каждого есть лодка). Мы договаривались о лодке до начала похода с Василием Клименко (923 325 7839). Другие контакты: Виктор Шереш (начальник метеостанции на р.Эндэ) т.923 3042462, Валерий т.923 3252893 или Kuruta@yandex.ru, Руслан Шарипов т.923 3099063. 

Из Светлогорска можно улететь самолетом в Красноярск по вторникам в 16-30 час. В летний сезон билеты надо заказывать заранее. Бронирование авиабилетов в Светлогорске – www.oooregion24.ru. Или плыть 4 дня теплоходом по Енисею. Доставка на моторке от Свет- логорска до Енисея (90 км) обходится в 10-15 тыс. руб. При случае можно улететь вертоле- том в Туруханск (9 тыс.руб.), регулярных рейсов нет. 

  1. Аварийные выходы с маршрута 

 

В районе проведения похода нет ни дорог, ни троп. Все населенные пункты находятся очень далеко, и рассчитывать на быстрый выход своими силами не приходится. В случае ЧП надо вызывать вертолет. Для этого у группы должен быть телефон спутниковой связи и страховка, покрывающая стоимость полета вертолета в самую удаленную точку маршрута. Ближайшие к западу и юго-западу от плато Путорана населенные пункты: г.Норильск, пос. Снежногорск, пос.Светлогорск, на северо-востоке - пос. Волочанка. 

В западной части плато возможен выход на егерские посты заповедника и промысловые точки. Расположены они практически на всех крупных озерах. В таких местах есть радио- станции и, при наличии там людей, можно связаться с поисково-спасательной службой. 

 

  1. Изменения маршрута и их причины 

 

Изменений нитки заявленного маршрута не было. Был сдвинут на 4 дня позже срок вы- хода на маршрут, о чем заранее были оповещены МКК и ПСС. Перенос срока был вызван как личными обстоятельствами участников, так и опасением того, что в начале июля на озе- ре Аян может стоять лед – такое бывало. 

 

График движения 

Дни пу- ти 

Дата 

Участок маршрута 

Рас- 

стоя- ние, км 

Ход. 

время, ч 

Характер препятствий 

Метеоус- ловия 

Способ 

передви- жения 

08.07 

оз.Лама – устье р.Геологическая 

11 

10 

Броды глубиной до 0,8м. Лес с густым подлеском, 

троп нет. 

утром дождь днем ясно, 

Т=18ºС 

пешком 

09.07 

р.Геологическая- лев. приток с водо- 

падом 

Березовый стланик, гус- той ольховник, иногда- 

звериные тропы 

утром ясно, днем–дождь. 

Т=16ºС 

пешком 

10.07 

лев. приток р.Геоло- 

гическая - граница леса 

Шли по руслу реки, пере- ходя с берега на берег. 

Броды глубиной до 0,6м 

ясно, вече- 

ром облач- ность 100% 

пешком 

11.07 

гр. леса – водораз- дел у истока р.Б. Хонна-Макит 

12 

Подъем по крупному ку- румнику до высоты 900м 

облачность, сильный ветер Т=10º, вече- 

ром дождь со снегом 

пешком 

12.07 

Дневка 

В моменты просветов со- 

бирали катамараны 

ветер, снег, 

дождь Т=5ºС 

13.07 

исток р.Бол. Хонна- Макит – водопад 

60 

6,5 

До гр. леса 13 мощных шивер, затем быстроток с валами и бочками 

утром ветер, дождь, днем прояснилось, 

Т=10º 

сплав 

14.07 

водопад – оз.Аян 

11 

По верхней террасе – 

редколесье, спуск по ку- румнику 

перем. об- 

лачность, Т=16º 

пешком 

15.07 

с-зап. конец оз.Аян – 

оз.Аян (на ручье) 

30 

Гребля по озеру, слабый 

встречный ветер 

Ясно, ветер 

Т=17º 

сплав 

16.07 

оз.Аян – 

р.Амнундакта 

14 

4,5 

Гребля по озеру, слабый 

встречный ветер 

перем. облач- 

ность, Т=16º 

сплав 

10 

17.07 

р.Амнундакта -залив Капчуг (кордон). 

п/дневка 

11 

Гребля по озеру, безветрие 

штиль, ясно 

сплав 

11 

18.07 

залив Капчуг – плато (1200м) 

Крутой подъем по курум- 

нику, выше- редколесье, вдоль ручья - на плато 

Моросящий 

дождь,туман Т=8º 

пешком 

12 

19.07 

плато (1200м) – исток р.Дулисмар 

18,5 

7,5 

Ровное плоскогорье, мес- тами – курумник, 

утром дождь днем облач- нось,Т=16º 

пешком 

13 

20.07 

исток р.Дулисмар – устье р.Биракан - 

пр. берег реки 

 

 

Стланик 

 

Мелкие разбои, непроход 

Ясно, Т=20º 

пешком 

 

сплав 

14 

21.07 

пр. берег реки - 

- устье р.Удан 

18 

2,5 

Мелкие разбои до слияния Прав. и Лев. Дулисмаров, далее – несложные шиве- 

ры, мели на разливах 

Ясно Т=22º 

сплав 

15 

22.07 

устье реки Удан - каньон Десантный. 

 

От начала каньона – 

до слияния с р.Яктали. 

17 

 

 

5,5 

 

 

2,5 

Простые шиверы. На пер- вых 2-х км каньона 6 поро- гов 3 к.сл. 

На верхней террасе редко- лесье, звериные тропы 

 

Ясно Т=22º 

сплав 

 

 

 

пешком 

16 

23.07 

каньон Десантный – водопад при слия- 

нии с р.Яктали 

5,5 

В каньоне пороги 3-5 к.сл. Обнос вдп.Агатовый. 

Штиль, дым- ка, Т=20º 

сплав 

17 

24.07 

водопад при слиянии 

с р.Яктали – уст.р.Нерал 

19 

Несколько мощных сли- 

вов. После выхода реки из каньона –разливы, мели. 

Ясно, Т=22º 

сплав 

18 

25.07 

уст.р.Нерал – р.Курейка 

Рад. выход на Ку- 

рейский водопад 

12,5 

 

10 

3,5 

 

Слабое течение 

 

Редколесье, ущелья прито- ков, тропа пропадающая 

Штиль, дым- ка, Т=22º 

сплав 

 

пешком 

19 

26.07 

Курейский водопад 

– уст.р.Яктали 

10 

Слабое течение 

Штиль, дым- 

ка, Т=20º 

сплав 

20 

27.07 

уст.р.Яктали – оз.Дюпкун (кордон) 

40 

7,5 

Широкая река с острова- ми и мелями, ск. течения 3км/час 

Штиль, дым- ка, Т=20º. 

Слабый 

встречный ветер 

сплав 

21 

28.07 

кордон на оз.Дюпкун 

- п.Светлогорск 

300 

10 

 

 

мотор. 

лодка 

 

 

ИТОГО: 

в том числе: сплав 

пешком 

330 

217 

103 

118,5 

 

 

 

  • В ходовое время включены периодические кратковременные привалы. 

 

Техническое описание прохождения маршрута 

07.07. Доставка на катере прошла хорошо. Погода благоприятствовала водному круизу: небо голубое, Т=20ºС. Правда в самом конце при высадке пошел дождь. До оз.Лама шли 4 часа с остановкой на 15 мин. на оз.Мелкое. В устье оз.Мелкое (глубины 3-6м) расположена т/б «Лама». Построена в 1937 году как место захоронения заключенных военнослужащих званиями от полковника и выше. Потом здесь работал пионерлагерь. Глубина Ламы от 40 до 150м. Береговая растительность – ивняк, ель, лиственница. 

Высадились в устье маленького ручья. Дождь. 

Координаты стоянки: 69º 27′ 651" и 91º 28′ 777" Н=51м. 

 

Пешеходный маршрут 

 

08.07. 1 день. Вброд перешли р. Бол.Хикиканмыгда по протокам в месте разливов, используя застрявший плавник. Вода после дождя – большая. Речка полноводная, глубина бродов 0,5-0,8м, течение быстрое. Фото 1. 

Затем шли лесом вдоль лев. берега (здесь и дальше – орографически) р.Бучарама пример- но в 100м от русла. Густой подлесок, тропы нет. Лес представлен лиственницей, иногда бе- резой. В низинах – труднопроходимые заросли ольхи. Рамы катамаранов, привязанные к рюкзакам, постоянно цепляются за них, идти трудно. Далее так же продвигались вверх по долине р.Геологическая. Фото 2. 

Встали на ночлег у ручья. Бездорожье и тяжелые рюкзаки с непривычки очень утоми- ли. 5 человек решили завтра идти челноком. 

Белые ночи. Теряется ощущение времени. 

Как вариант выхода на плато – возможно движение по долине р. Бол.Хикиканмыгда. 

Координаты стоянки: 69º 31′ 579" и 91º 34′ 993" Н=180м. 

 

09.07. 2 день. Шли вдоль реки по верхней террасе. Иногда появлялись звериные тро- пы. Но в основном опять шли по лесу, продираясь сквозь ольшаник, пересекая осыпи круп- ного курумника. Фото 3. Для «челночников» очень пригодился навигатор – оставленные рюкзаки находили по GPS. 

Скорость движения низкая. За 9 ходовых часов, включая периодические остановки для отдыха, прошли 5 км. Пожалуй, лучше было идти прямо по руслу реки, по отмелям. Но это при низкой воде. В нашем случае на реке держался дождевой паводок. 

Встали на ночлег в 24 часа в устье левого притока. Место стоянки хорошее. 

Координаты стоянки: 69º 32′ 043" и 91º 41′ 907" Н=266м. 

 

10.07. 3 день. От стоянки пошли руслом по галечным осередкам и мелям, бродя с бере- га на берег. Броды глубиной в среднем 50-60 см, течение сильное. Фото 4. Глубокие броды (до 80см) проходили «стенкой», остальные – опираясь на дюралевый каркас катамаранов. 

Перед правым притоком начали резкий набор высоты косым траверсом по правому берегу долины, так как дальше уклон реки резко возрастает, а еще выше она течет в каньоне. Пра- вый приток протекает в узком ущелье, спуск к воде очень крут. Фото 5. Склоны первой тер- расы каменистые, осыпь средней крупности. Камни сухие. На террасе растет редкий кус- тарник, здесь проходит граница леса. Дрова есть. Решили еще раз заночевать с костром. Фо- то 6. 

На противоположном берегу – высокие базальтовые склоны, с них водопадами стекают ручьи. Подниматься на плато по левому склону с тяжелыми рюкзаками не стоит. Фото 7. 

Координаты стоянки: 69º 32′ 136" и 91º 48′ 775" Н=620м. 

 

11.07. 4 день. Крутой подъѐм по курумнику на вторую террасу, потом – на следую- щую. Фото 8. Плато обозначилось на высоте 900м. Плато – это более-менее ровная, слегка холмистая местность. Под ногами – щебенка, местами крупный курумник. Островки зелени означают верховые болота, истоки ручьев. Они не глубокие, проходимые. Мы шли по плато на высотах 900-1000м. Фото 9. На высших точках местами лежит плотный снег. Сильный ветер и дождь со снегом заставили нас остановиться, спрятавшись за склоном, не доходя 1 км до лев. притока Бол. Хонна-Макита, откуда обычно начинают сплав. Укрывшись за гря- дой камней, натянули тент. Готовили на примусе, используя бензин. Всю ночь моросил дождь, утром выпал снег. Фото 10. 

Координаты стоянки: 69º 33′ 057" и 92º 01′ 664" Н=900м. 

 

12.07. 5 день. Весь день шел дождь. Вынужденная дневка. 

Видели удирающего от нас медведя. В просветах между дождем собирали катамараны. По- скольку в вокруг нет ни одной палки, скрутки делали из запасных болтов и рогов оленя. 

Сплав по р.Бол. Хонна-Макит 

13.07. 6 день. Утром снег с дождем. К обеду небо прояснилось. Оказалось, что проте- кающий в 200м от нас ручеѐк, один из истоков Хонна-Макита, стал нормальной сплавной рекой. Собранные катамараны отнесли к воде, погрузились и … вперед. После дождя вода в реке мутная, течение быстрое. Фото 11. 

От озера Поворотное в истоке Б. Хонна-Макита до границы леса течение спокойное, до- лина широкая. Мы насчитали на этом участке 13 шивер. Шиверы 1-6 слабенькие (не выше II к.сл.). Фото 12. 

От впадения р. Падэй мощность шивер нарастает. Валы до 1,5-3 м. Встречаются мощные бочки, прижимы с навалом на гряды камней или берег. После 14 препятствия по нашей воде река представляет собой сплошную шиверу. Деление на отдельные препятствия – бессмыс- ленно. Средняя скорость движения 10 км/час. Обычная «двойка « по большой воде стала серьезной рекой. Категория сложности препятствий III - IV. Препятствия проходили сходу с взаимной страховкой с воды. 

Не задолго до водопада долина реки сужается. Водопад виден с воды. Узнается по ха- рактерным брызгам и водяной пыли. Признаки приближения к водопаду: в сужении реки справа – прижим, слева- осыпь. Перед водопадом – шивера, выносящая в водопад. Приста- вать на правый берег перед шиверой. Зачалились на ночѐвку в 23 часа по местному времени. На правом берегу напротив водопада есть хорошая стоянка. Обнос этого и следующего за ним водопадов - по правому берегу. Водопад находится в 1 км выше впадения правого при- тока р.Чопко-2. Водопад произвел впечатление своей мощью. Фото 13. 

Благодаря паводку мы прошли запланированный на 2 дня путь за 1 день. 

Координаты стоянки у водопада: 69º 22′ 586" и 93º 22′ 922" Н=510м. 

 

Пешеходный маршрут 

 

14.07. 7 день. Разобрав катамараны, пешком двинулись к озеру Аян. До него всего 11км. Перешли вброд р.Чопко-2 и увидели второй не мене мощный водопад. Фото 14. 

Тропа, идущая от стоянки, вскоре пропала. Мы шли верхней террасой ближе к горам. Лес редкий. Иногда появляются и снова пропадают звериные тропы. Дойдя до сплошной осыпи, спустились по курумнику на нижнюю террасу. Здесь много набитых оленьих троп. Все болота можно обойти. В нижнем течении перешли по камням ручей Колонный и так же по террасе взяли курс на берег озера. По руслу реки идти хуже. Наш путь был оптималь- ным. 

Не доходя нескольких км до озера, с террасы видна большая вода. Это разливы реки Аян. Спускаться туда не надо. Фото 15. 

Берег озера Аян в истоке одноименной реки низкий. Мелко. Фото 16. В истоке реки – хо- рошая рыбалка. К нам подходили два инспектора заповедника, проверить документы. Они забросились сюда вертолетом. Отношение – доброжелательное. 

Координаты стоянки: 69º 19′ 963" и 93º 33′ 306" Н=470м. 

 

Сплав по озеру Аян 

 

15.07. 8 день. Плывем по озеру. Ширина озера около 2 км. Утром – слабый южный ве- тер, днем- штиль. Вечером поднялся встречный ветер. Линия движения – сначала вдоль правого по движению от истока р. Аян берега до заброшенной базы (ближайший правый приток), затем - под левым берегом. Скорость движения при слабом встречном ветре 3 км/ч. В безветрие - 4,5-5 км/ч. Берега озера высокие, крутые с каменными осыпями. Фото 17. 

Стоянки можно найти только в устьях рек. Заночевали в устье безымянного ручья. 

Координаты стоянки: 69º 08′ 599" и 93º 58′ 150" Н=465м. 

 

16.07. 9 день. Продолжили плавание по озеру при слабом встречном ветре. Но шли только 4 часа. Ветер усилился, заставив нас причалить к берегу в устье реки Амнундакта. 

Координаты стоянки: 69º 03′ 260" и  94º 11′ 072" Н=460м. 

17.07. 10 день. Ветра нет. Быстро догребли до залива Капчуг, где расположен егерский кордон заповедника. Фото 18. Здесь стоит жилой дом, где могли бы свободно разместиться 10 человек. Есть 3 кровати, стол, печка. Второй дом – это склад. На поляне есть туалет, зем- ляной холодильник. Есть рубленая баня в хорошем состоянии. Печка в ней железная, обло- женная кирпичами. Но до озера далековато. Окунуться можно в протекающий возле бани мелкий ручей. Выше на ручье есть симпатичный водопадик. Людей нет. На поляне много мусора (в том числе битое стекло), дорожки из транспортерной ленты. Полудневка. Баня. 

Координаты стоянки: 69º 00′ 167" и  94º 15′ 354" Н=470м. 

 

Пешеходный маршрут 

18.07. 11 день. От поляны вверх на плато тропы не нашли. От бани поднялись по ку- румнику на первую террасу. На верху - редколесье, мох, местами курумник. Затем шли по распадку ручья и по левому борту поднялись плато. Фото 19,20. В воздухе висит дымка от далеких пожаров. Видимость до 2-х километров. Вечером МЧС-ники сообщили, что пожа- ров в заповеднике нет, горит где-то далеко. 

Временами наползает туман. Справа от нас (по ходу движения) угадывается долина ру- чья. Идем по азимуту на высоте 1200м. Путь пересекают мелкие ручьи. По плато идти хо- рошо, средняя скорость составляет 4 км/час, но с учетом привалов получается 2,5 км/час. Под ногами плотный щебень. Курумник обходим по более ровным участкам. Комаров нет! Фото 21. Туман становится гуще, моросит дождь. Ночуем на плато, прямо на камнях. 

Координаты стоянки: 68º 57′ 077" и  94º 21′ 797" Н=1170м. 

 

19.07. 12 день. Дождавшись окончания дождя, вышли в 11 часов. Спустились к пере- вальному озеру и перешли в долину реки Дулисмар, двигаясь по правому склону. До грани- цы леса не дошли. Встали на травке в истоке Дулисмара. Фото 22. 

Координаты стоянки: 68º 53′ 557" и  94º 43′ 257" Н=873м. 

 

20.07. 13 день. Лес начался на высоте 800м. Пройдя 2 часа по террасе правого берега, по зарослям березового стланика и курумнику, увидели впереди обширную заболоченную низину. Решили начать сплав с этого места, хотя по рекомендациям река становится сплав- ной от стрелки Правого и Левого Дулисмаров. Нам показалось, что плохой сплав будет все- таки легче переноски тяжелых рюкзаков по зарослям и болотам. Напротив места стапеля впадает левый приток - р.Биракан. 

Координаты стапеля: 68º 51′ 501" и 94º 45′ 508" Н=725м 

 

Сплав по рекам Дулисмар, Яктали, Курейка 

Немного сплавившись по узкому быстротоку (600-800м), увидели, что впереди река ши- роко разливается по долине мелкими разбоями и течет вниз с приличным уклоном. Большая дождевая вода прошла и перед нами предстала картина «сада камней», слегка погруженного в воду. Остаток дня пришлось тащить катамараны по камням. Фото 23,24. 

Временами долина сужается, но уклон большой, а воды мало. Чистых проходов нет даже на узких протоках. Особенно тяжело приходится экипажам четверок. Пробуем челночить, занося вперед рюкзаки. Для нас и для катамаранов – это щадящий режим, но он отнимает много времени. К концу дня мы обессиленные вылезли на мшистый берег и уснули прямо на покатом склоне. 

Трудно сказать, что лучше: тащить каты по речным мелям или пешком продираться сквозь зеленку. 

Координаты стоянки: 68º 47′ 239" и  94º 46′ 531" Н=564м. 

 

21.07. 14 день. Уровень воды падает. Тащим катамараны еще 3 км до слияния трех Ду- лисмаров. В устье Лев. Дулисмара есть хорошая стоянка. Воды сразу прибавилось. Нако- нец-то поплыли! Координаты стрелки: 68º 45′ 551" и 94º 47′ 001" Н=480м 

Далее идет участок сплошных шивер. Они не сложные, но надо внимательно следить за струей, чтобы не сесть на мель или камень. Еще два левых притока добавили воды. 

Координаты стоянки: 68º 38′ 556" и  94º 39′ 023" Н=366м. 

22.07. 15 день. От места стоянки до каньона проплыли 10км. До впадения справа р.Удан порядка 30-35 шивер не сложнее II к.сл. протяжѐнностью от 50 до 800 м, разделен- ные плѐсами 50-100м. Примерно через 1 км после впадения р.Удан начинаются разбои. 

Много проток. В основном идѐм под левым берегом – там больше воды. Периодически про- водим суда по каменистым мелям. Сразу после разбоев начинаются пороги, являющиеся входом в каньон «Десантный». Фото 25. 

Координаты начала каньона: 68º 34′ 000" и 94º38′ 447"  Н=280м. 

Каньон начинается невысокими скальными берегами, затем скалы поднимаются все вы- ше. Фото 26,27. Заканчивается он у впадения р.Дулисмар в р.Яктали. Пройдя первые 6 по- рогов, мы оставили катамараны на правом берегу и ушли с вещами в базовый лагерь в устье Дулисмара (5,5км). Шли 2,5 часа, сначала по краю каньона, затем отошли от берега. По пу- ти пересекли большое морошковое болото вокруг маленького озера, затем – другое озерцо. Вылезти из каньона на правый берег можно во многих местах. Обносить груз также можно не до нижнего водопада, а до последнего порога. Но мы хотели дойти сегодня до хорошей стоянки и там заночевать, а сплав оставить на завтра. На стрелке р.Дулисмар и р.Яктали от- личное место для стоянки на высоком правом берегу с красивым видом. Обе реки сливают- ся мощными водопадами. Фото 28,29. 

Координаты стоянки: 68º 31′ 479" и 94º 38′ 857" Н=225м 

 

23.07. 16 день. 

Длина каньона 7-7,5 км. Ширина реки от 6 до 20м. Условно каньон можно разделить на три части: 

  1. Первая входная часть – сразу после разбоев. Река сужается. Первая часть содержит 6 порогов в виде локальных сливов с камнями не выше III к.сл. и 2 шиверы II к.сл. Всѐ шли сходу. Протяжѐнность первой части ≈ 2,0 км. (Нумерация порогов 1-6). 

  1. Вторая часть, собственно каньон, начинается, когда река поворачивает на право. Берега - курумник и скальные стенки. Есть галечные выходы. За каждым порогом есть плес или участок быстротока, зачалиться можно. Проходили пороги с осмотром и страховкой: первого катамарана «морковками» с берега, остальных – с воды. Про- тяженность второй части 3 км. Фото 30. 

Препятствие №7 (II к.сл.) Слева струя через камни. Проход справа – чистый слив с валами до 0,7-1 м. Шли сходу. 

Препятствие №8 (III к.сл.) После пор. №7 небольшой плѐс (≈50 м.) Заход в правой части реки, затем смещение влево от полуобливного камня, за ним слив с бочкой (≈1,5 м.). После бочки несильно прижимает к скале левого берега. Далее выходные валы. Осмотр справа. Фото 31. 

Препятствие №9 (II к.сл.) Заход в левой части реки между двумя камнями. Затем смещение в центральную часть через небольшую бочку. Шли сходу. 

Препятствие №10 (IV к.сл.) Осмотр с правого берега. Шиверистый заход между кам- ней, затем река резко поворачивает налево. Слив (1,5-2 м) в скальном сужении. Сбой- ка струй, бочка. На выходе валы. За сливом - отвесные скальные берега, страховка только с воды. Заходили по центру. Проходя между камней, на повороте смещаемся к сливу. Слив. Имеет смысл пройти шиверистый заход и затем на осмотр слива зача- литься в улове правого берега. 

Препятствие №11 (II к.сл.) Небольшой слив через гряду обливных камней. Шли сходу. Препятствие №12 (II к.сл.) Множество камней в русле. Несложная лавировка. 

Препятствие №13 (II к.сл.) Последний порог перед водопадом «Агатовый». Ориентир 

– галечный остров посреди порога. Шли левой протокой. Заход под левым берегом, далее через небольшую бочку, затем выход через обливные камни. Река поворачивает налево. Шли сходу. 

Препятствие №14 водопад «Агатовый» Фото 32,33. Перепад высот около 6м. Водопад обносить по левому берегу. После порога №13 зачалиться на галечный пляж на левом берегу для определения линии движения к месту обноса. За галечным пляжем впадает небольшой ручей. Шли по основной струе по центру, затем резко налево между ка- менных плит и в улово у края водопада. Обносили водопад по плитам левого берега. Катамараны спустили со скал на чалках (Н=8м) за водопадом. Фото 34. 

Препятствие №15 порог-водопад «Стремя» (V к.сл.). Фото 35. Чалка на осмотр к ле- вому берегу. Общий перепад на пороге 4 - 5м. В русле у левого берега - большая пло- ская скала. Между левым берегом и скалой есть узкий слив водопадного типа, по на- шей воде, не проходимый. Основной слив справа от скалы. Он имеет достаточно сложную структуру из-за выступающих обливных камней. Вода падает ступенями. В левой части есть узкий водопадный слив h≈2,5м, затем второй 1,5м. Более пологий слив - ближе к правому берегу, он трехступенчатый. Первая ступень h≈1м, вторая h≈1,5м с бочкой, третья h≈1,5м. Оптимальный проход следующий: заход от правого берега, резкое смещение влево от обливного камня в центральную часть слива и че- рез бочку - во вторую ступень, заканчивающуюся пенным котлом. Катамараны-4 прошли у правого берега.  Кат-2 прошел слева, совершив 2 прыжка. Фото 36,37,38. 

На этом заканчивается основная вторая часть каньона «Десантный». 

  1. Третья часть – выходная часть каньона «Десантный» длиной 2,5 км. После поро- га №15 река расширяется, берега становятся более пологими, поросшие лесом. В третьей части нет ничего сложного. Насчитали 8 шивер II к.сл. Каньон заканчивается красивым водопадом при впадении р. Дулисмар в р. Яктали. Перед водопадом река делает поворот направо, затем метров через 300-400 - поворот налево. С левого берега из-за вершины «Водопады» (1223 м) открывается долина р. Яктали. Между правым и левым поворотом длинный галечный остров. После поворота реки налево до водопада 400-500 м. Для обноса водопада на р. Дулисмар чалка к каменным плитам у правого берега. Для осмотра стрелки слияния двух рек - чалка на галечный пляж у левого бе- рега. 

 

24.07. 17 день. После слияния с р.Яктали за водопадом река еще примерно 1 км   течѐт в красивом скальном каньоне. Здесь есть несколько мощных сливов. Затем долина реки расширяется. В русле появляются галечные и более крупные поросшие лесом острова. Сплав по р.Яктали до р. Курейка спортивного интереса не представляет. Во множественных протоках - шиверы, образованные галечными перекатами. 

От водопада до впадения р.Нерал мы прошли 40 шивер. Все шиверы не сложнее II к.сл. 

Координаты стоянки: 68º 28′ 394" и 94º 16′ 182" Н=155м 

 

25-26.07. 18 -19день. По мере приближения к Курейке мощность шивер ослабевает. На участке от Нерала до Курейки мы насчитали 18 шивер. Встали лагерем в устье р.Яктали на левом берегу, чтобы сходить оттуда в «радиалку» на водопады вверх по Курейке. 

Координаты стоянки: 68º 22′ 737" и 94º 10′ 812" Н=127м 

В 16 часов мы вышли из лагеря и двинулись вверх правым берегом (орографически) р.Курейка, а через пару сотен метров уперлись в протоку. Брод в самом узком месте глуби- ной почти метр. Примерно в 1 км от устья на реке стоит зимовье. Домик в хорошем состоя- нии. Дальше то отходили от Курейки, то опять спускались на еѐ берег. Фото 39. Шли терра- сой по густому мелколесью 6 часов. Тропа вроде бы есть, но плохая, много глубоких рас- падков. Мелкие стежки появляются и пропадают. Наконец примерно на середине пути уда- ется зацепиться за тропу, идущую на удалении от берега. Пересекаем болотце с наледью. Пожалуй, лучше было бы идти левым берегом. 

Курейский водопад впечатляет. Перепад высот ≈15м. Фото 40. Нижний бьеф водопада находится в глубоком каньоне. Ночевали на каменной плите верхнего бьефа. В углублениях плиты есть несколько «бассейнов» с чистой теплой водой. 

Координаты водопада (верх): 68º 18′ 261" и 94º 16′ 523" Н=154м 

На водопаде встретили 2-х москвичей, добравшихся сюда из Светлогорска на моторном катамаране. Владимир Коваль живет в этих местах все лето и профессионально занимается фотосъемкой. В нескольких км выше водопада есть интересный порог V-VI кат. сложности и богатые выходы агата, куда Коваль нас любезно свозил на своем судне. Обратно в лагерь пешком идти не пришлось, доехали на катамаране. Ниже водопада порогов нет, Курейка медленно течет в живописном каньоне. 

 

27.07. 20 день. До кордона на озере Дюпкун от нашей стоянки 38 км, из них 20 км – по Курейке. Курейка – широкая полноводная река с островами и мелями. Средняя скорость течения 3 км/час. На озере Дюпкун течения нет, но есть легкий встречный ветер. По озеру двигались вдоль левого (по движению) берега. Средняя скорость – 5 км/ч. На кордоне никто не живет. Но дом в хорошем состоянии. Есть баня. 

Координаты кордона: 68º 26′ 539" и  93º 22′ 177" Н=112м 

 

28.07. 21 день. Здесь нас дожидались моторные лодки, по предварительной договорен- ности. Одна лодка может взять на борт не более 4-х человек с рюкзаками. Под моторами 40 и 60 л.с. езда занимает 10-12 часов. Договариваться о выброске надо заранее, так как необ- ходимо запасти и оставить где-то на середине пути горючее. Дозаправка у нас была на ме- теостанции на р. Эндэ. 

Поселок Светлогорск построен в 60-70-х годах для обслуживания Курейской ГЭС. Здесь есть 11 многоэтажных домов, ДК, школа, больница, баня с бассейном, аэропорт. Баня рабо- тает: среда-воскр. Население поселка 1,5 тыс. человек, многие квартиры пустуют. Почта не работает в воскр. и понедельник. Сбербанк с работающим банкоматом. Есть сотовая вышка мегафон. Связь - только мегафона. 

 

8. Потенциально-опасные участки на маршруте 

 

Для водной части маршрута по реке Хонна-Макит опасным участком будет водопад пе- ред впадением правого притока р.Чопко-2. Плеса перед водопадом нет 

Координаты водопада: 69º 22′ 586" и 93º 22′ 922" 

Для водной части маршрута по реке Дулисмар опасными участками будут: 

  • водопад Агатовый (обнос). Координаты водопада: 68º 33′ 269" и 94º 39′ 111" 

  • порог-водопад Стремя V к.сл. 

  • водопад в устье р.Дулисмар (обнос). Координаты водопада: 68º 31′ 479" и 94º 38′ 857" При большом уровне воды пороги в каньоне «Десантный» будут на категорию сложно- 

сти выше 

 

9. Достопримечательности маршрута 

 

Водопады: 

  • на реке Хона-Макит – 2 водопада в районе притока Чопко-2; 

  • в устьях рек Дулисмар и Яктали – рядом 2 водопада; 

  • на реке Курейка, примерно в 10 км от устья р.Яктали; 

  • на реке Нерал, примерно в 10 км от еѐ устья. 

озеро Аян 

 

10. Выводы, рекомендации 

Маршрут пройден группой полностью, в установленные сроки. Категория сложности водного маршрута соответствует IV. 

Река Дулисмар оказалась проще, чем мы ожидали, по крайней мере, при среднем уровне воды. Нами составлена схема Десантного каньона р.Дулисмар и схемы определяющих по- рогов 7-15. Категория сложности р.Дулисмар в зависимости от уровня воды IV- V. 

Мы прошли определяющие пороги каньона на разгруженных катамаранах. В принципе, опытная группа по средней воде может идти не разгружаясь. 

Зато река Хонна-Макит при большой воде по сложности стала III с эл. IV. Хотя при нормальном уровне воды – это обычная двойка. 

Сплав по рекам этого района возможен с конца июня до середины сентября. Но надо иметь в виду, что в начале лета могут быть минусовые температуры и снег. При ранних сроках сплава нередки встречи с наледями на реках, в начале июля возможен лед на озерах. Белые ночи в июне-июле позволяют двигаться в любое время суток. 

При наличии запаса времени в районе нашего маршрута можно расширить пешеходную часть радиальными выходами (вариантов множество) и совершить комбинированный поход V к.сл. 

Самый красивый участок маршрута, конечно каньон «Десантный» реки Дулисмар. Тут обязательно планируйте дневку, а то и две. Нам так же очень понравился Курейский водо- пад и изумительный каньон за ним. 

На плато от озера Лама можно подняться разными способами: по рекам Бучарама, Гео- логическая, Б.Хикиканмыгда, Талая, Бунисяк, Хойси. 

Подъем по реке Геологическая - пологий с относительно плавным выходом на плато. По реке Б.Хикиканмыгда на плато выводит крутой взлет (склон 1б). Подъем по реке Талая са- мый сложный, требующий горного снаряжения. Движение вверх по р.Бучарама не логично, так как путь к р.Б.Хонна-Макит значительно удлиняется. Информации о подъемах вдоль рек Бунисяк и Хойси нет. 

Мы несли с собой полный каркас катамаранов, не рассчитывая на рубку деревьев для рам, потому что, во-первых – это заповедник, а во-вторых, в истоке р.Б.Хонна-Макит - тун- дра, леса нет. Хотя расчетный вес продуктов сократили до 400г в день на человека, старто- вый вес рюкзаков у мужчин был под 45 кг. Физподготовка к походу – обязательна. 

Надо внимательно отнестись к подбору обуви, учитывая постоянную ходьбу по воде и по камням. 

Из особого снаряжения мы брали: 2 примуса на бензине, накомарники, репелленты, на- вигаторы GPS, спутниковый телефон, тефлоновую сковороду. Сами приготовили дома су- шеное мясо. Фонарики не понадобились. На примусах готовить пришлось 4 дня. Расход бензина составил в среднем 100-120г на чел. в день. GPS облегчал поиск оставленных рюк- заков при движении «челноком», а так же очень понадобился при подходе к водопадам. По договоренности с МЧС на связь с дежурным выходили через день. 

Регистрироваться в управлении заповедника и получить письменное разрешение нужно обязательно. Даже в такой глуши возможна встреча с егерями. 

На маршруте, кроме двух егерей, мы встретили двух фотографов на Курейском водопаде и двух студентов на кордоне заповедника у оз.Аян. 

На рыбалку не везде можно рассчитывать. Не ловилась рыба на озере Аян, только в при- токах. Не было рыбы в на р.Дулисмар выше водопада. На Б.Хонна-Маките шла большая, мутная вода, что не благоприятствует рыбалке. В хороших «клеевых» местах мы всегда бы- ли с рыбой. 

Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 

Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 


Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

 

Отчет о спортивном туристском маршруте, пройденном в районе плато Путорана со сплавом по рекам Б. Хонна-Макит и Дулисмар

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст