Виды туризма

14 января 2013
Владимир Ходыкин
Тип материала: Отчет
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: III
0 1019 0
07.07 - 24.07.2002

Руководитель: Владимир Ходыкин (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5870

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Общая характеристика похода;
  2. Основные цели похода;
  3. Состав группы;
  4. Описание района путешествия;
  5. График движения группы;
  6. Техническое описание маршрута;
  7. Итоги выводы рекомендации;
  8. Расчет категории сложности по ЕВСКТМ;
  9. Приложения:
    1. Технические данные;
    2. Состав ремотного набора;
    3. Список группового снаряжения;
    4. Список личного снаряжения;
    5. Перечень медицинской аптечки;
  10. Литература;
  11. Карты

1. Общая характеристика похода

Отчет составлен группой велотуристов школы БТП-И о совершенном в 2002г. с 5.07 по 24.07 велопоходе III категории сложности по маршруту: Оренбург - Студенцы - Саракташ - Аютово - Исянгулово - Назаркино - Ардатово - Сапыково - Нукаево - Мурадымово - Тупчаново - Сюренъ - Иргизлы - Капова пещера - Старосубхангулово - Лесозавод №3 - Килъдигулово - Яумбаево - Белорецк - Тирлянский - г. Бол. Иремель - Тюлюк-кордон «Олимпиев»-Сибирка - л/у Карелка - оз. Зюраткулъ - Магнитский - г. Златоуст.

Ходовых дней 18
Протяженность маршрута 793км
Протяженность дорог с покрытием 320км
Протяженность дорог без покрытия 473 км
Руководитель похода Ходыкин В. И.

2. Основные цели похода

  1. Проведение учебного похода школы БТП-И;
  2. Познакомить слушателей школы с районом Южного Урала. Показатьего велотуристические возможности в спортивном и краеведческом плане;
  3. обрать информацию о дорогах, тропах где пролегают основные туристические маршруты. Определить, согласно новой методики ЕВСКТМ, категории трудности типичных участков дорог и троп характерных для Южного Урала.

3. Состав группы

Ф. И. О. Конт. телефон Домашний адрес Обязанность в группе Турист. опыт
1 Ходыкин Владимир Иванович 251-21-83 г. Москва Руководитель 5 р
2 Синяев Алексей Николаевич   г. Москва Летописец , медик 3у, 1р
3 Матросов Алексей Алексеевич   г. Липецк Завхоз по снаряжению 3у, 1р
4 Пантелеев Дмитрий Николаевич   г. Королёв Механик 3у, 1р
5 Картузов Сергей Александрович   г.Москва Варшавское шоссе д 59 кор 4 кв 259 Фотограф завхоз по питанию 5у, 3р
6 Армаганянц Олег Вадимович   г.Москва ул. Плеханова Эколог 5у, 1р

4. Описание района путешествия

Географическое положение

Южный Урал простирается от южного широтного участка реки Белой до верховьев реки Уфа \р.Уфалей\.Это самая широкая \до 150 км с востока на запад\ часть Уральских гор. До 10 горных хребтов тянутся параллельно друг другу с северо-востока на юго-запад, постепенно загибаясь к югу. По восточному склону Уральского хребта тянется условная граница между двумя частями света - Европой и Азией. Южный Урал расположен на территории республики Башкортостан \южная часть\ и Челябинской области.

Рельеф

Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. На протяжении тысячелетий он то разрушался до состояния холмистой равнины, то вновь поднимался, приобретая горный характер. В настоящее время имеются формы рельефа от низменностей и холмистых равнин до горных хребтов и вершин. Между равнинной и горной частью - уступ рельефа. Профиль горной части ассиметричен, крутой восточный склон переходит в постепенное снижение в зоне Предуралья. Высокогорная часть начинается с горы Юрма \1003 м\, к югу от которой Уральские горы повышаются, количество параллельных хребтов увеличивается, и они, словно гигантский каменный веер, расходятся к югу. Основные хребты почти сплошь покрыты каменными россыпями, вершины безлесны и украшены причудливыми скалами. Самый длинный хребет Южного Урала - Уреньга, с хребтом Ягодным около 100 км. Южный Урал - типичное среднегорье. Абсолютные высоты гор от 1000 до 1500 м над уровнем моря. Высшие вершины - г.Ямантау \1640м\ и г.Большой Иремель \1582 м\. Среднегорный эррозионнотектонический рельеф Южного Урала характеризуется плоскими \г.Иремель\ и куполовидными \г.Круглица\ вершинами. Это остатки древних поверхностей выравнивания, поднятых на несколько сотен метров новыми тектоническими движениями земной коры.

Некоторые хребты и вершины представляют собой скальные гребни \н-р Откликной гребень в хребте Большой Таганай. На склонах и вершинах многих гор стоят отдельные скалы - останцы \г.Юрма, г.Иремель и др\. Выше границы леса все Уральские горы почти сплошь покрыты каменными россыпями-курумами. Но только на Южном Урале курумы тянутся на километры по дну некоторых долин. Это знаменитые каменные реки. По долинам рек развит карст, имеются пещеры \Капова,Игнатьевская и др\.

Гидрология

Красивы реки Южного Урала, особенно на широтных участках, где они прорезают горные хребты. На многие десятки метров высятся над водой береговые утесы \р.Сим,р.Инзер и др.\ . Все реки имеют горный характер.

В предгорьях с востока множество очень красивых озер \Тургояк, Увильды, Иткуль, Аракуль\, есть и горные озера \3юраткуль\. Вообще Южный Урал имеет богатейшую сеть рек и озер. Реки принадлежат бассейнам Камы, Тобола, Урала, но в районе, в основном, расположены их верховья, поэтому реки некрупные.

Питание снеговое или смешанное. Интересно, что на всех реках горно­ лесной зоны в XYIII веке создавались водохранилища - "заводские пруды". И старые и новые водохранилища играют заметную роль в водоснаб жении. Имеются и подземные и озерные воды.

Южный Урал называют краем озер - их здесь более 3000.Преобладают малые озера, но есть и крупные - Зюраткуль, Тургояк, Увильды и др. Озера тектонического, эрозионно-тектонического, просадочного происхождения, есть карстовые и пойменные озера. Встречаются органические и минеральные грязи, щелочные воды.

Процент заболоченности площади составляет более 2 процентов. Одно из крупнейших болот - Таганайское

Растительность и животный мир

Южный Урал находится в лесостепной и степной зонах. Лесостепь и степь покрывают прилегающие к горам равнины и предгорья. Сами горы поросли лесом от подножья до высот 1000 - 1200 м.Выше - горные тундры, альпийские луга, скалы.Типы растительности приурочены к определенным почвенным зонам: растительная зона высоты почвы тундры более 1000м горно-тундровые альпийские луга 800 - 1000м горно-луговые редколесье 800 - 900м горно-луговые оподзоленные елово-широколиственные 700 - 800м темные серые лесные елово-мелколиственные и сосново-березовые до 700 - 800м горные дерново- лесные остепненные участки до 500 - 700м горные черноземы.

На Южном Урале можно встретить разнообразнейшие типы ландшафтов. Четко выражена поясность вертикальная зональность\, преобладают три: горно-таежные темнохвойные леса, подгольцовый и гольцовый. Преобладают виды : лиственница, ель, сосна, береза, осина, липа, на крайнем западе клен, вяз, дуб, рябина, и др.

Богатейший травяной покров всех типов лесов представляет собой интересное поле для исследований. В степной зоне встречаются участки колковые, луговые и суходольные, ковыльные, солонцеватые луга. Флора Южного Урала включает лекарственные, пищевые, кормовые растения, медоносы. Имеется, однако, внушительный список редких и исчезающих видов, что связано с расширением хозяйственной деятельности человека.

Фауну Южного Урала можно подразделить на три крупные группы: фауна горной тайги, широколиственного и смешанных лесов, лесостепной и степной зоны \фауна степи и долин больших рек\. Всего насчитывается более 60 видов млекопитающих и более 300 видов диких птиц.

Промысловую фауну составляют 33 вида животных и около 70 видов пернатых. Пресмыкающихся и земноводных - около 20 видов. Многочисленные реки и озера служат средой обитания для почти 60 видов рыб. Из числа млекопитающих наиболее характерны: медведь, волк, лисица, рысь, куница, барсук, выдра, лось, косуля, олень, землеройки, крот, еж, заяц, белка, бурундук и др. Среди пернатых часто можно встретить глухаря, рябчика, тетерева, водоплавающих, журавлей, представителей семейства воробьиных \более 120 видов\, сокола, пустельгу, сову, дятлов и др. Из рыб встречаются чебак, окунь, ерш, хищные и даже лососевые рыбы. В реке Киалим встречается форель. Много пресмыкающихся - ящерицы, гадюки обыкновенные, ужи.

Климат

Климат Южного Урала резко континентальный: холодная зима, жаркое лето. Осадков выпадает от 350 до 700-800 мм в год. Затяжные дожди летом редкость. На формирование климата существенно влияют Уральские горы -препятствие на пути движения воздушных масс. Зимой погоду определяет Азиатский антициклон, вторгающийся из Сибири, а летом приходят арктические воздушные массы с Баренцева и Карского морей, а также тропические ветры из Казахстана и Средней Азии. Континентальность климата возрастает с северо-запада на юго-восток. Средняя температура января - -15 -18 градусов С, июля - +12 +19.Годовая амплитуда может достигать 50-70 градусов.

Осадки распределяются достаточно неравномерно: на вершинах - до 800 мм, а на восточных склонах - до 500 мм. Наибольшая сумма осадков приходится на июнь-август. Снежный покров мощный \до 50 см\ и продолжительный \до 170 дней\.

Горно-лесная зона - зона избыточного увлажнения.

Лесостепная - зона умеренного увлажнения.

Степная - зона недостаточного увлажнения.

Погода в наиболее благоприятное для совершения пешеходных путешествий время характеризуется следующими показателями:

Июнь - в начале месяца погода, как правило, прохладная, с дождями, около 6-8 июня на почве возможны заморозки, а ночью температура нередко падает ниже нуля. После середины июня устанавливается теплая погода с температурами +22 - +24,иногда до 34 градусов С. Часты теплые шумные грозы. В конце месяца начинается сенокос. Однако в это время в тайге много комаров, гнуса.

Июль - среднемесячные температуры могут достигать +37.В первой декаде месяца обычно идут грозовые дожди, а вторая половина месяца сухая и жаркая. В этот период резко возрастает опасность лесных пожаров.

Август - день становится короче, учащаются дожди - мелкие, прохладные, увеличивается облачность. В начале месяца еще тепло, но в третьей декаде возможны холода.

Население. История. Хозяйство

Горнозаводская зона Южного Урала начала активно формироваться во второй половине 18 века. Тогда закладывались будущие города: Златоуст\ 1754г.\, Катав-Ивановск \ 1756г.\,Сатка, Кыштым \1757г.\,Миасс\1773г.\ и др. Освоение степной зоны Южного Урала началось в 19 веке.

Плотность населения составляет на Южном Урале 8,7 человека на квадратный километр. Этнический состав: русские, украинцы, белорусы, немцы, татары, башкиры, казахи, мордва.

Южный Урал - промышленно развитый район. Ведущие отрасли экономики - металлургия, машиностроение, лесная промышленность. Сельское хозяйство представлено земледелием, животноводством, пчеловодством и др.

Наиболее крупные города - Челябинск, Уфа, Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Белорецк и др.

Транспорт

Возможность организации подъезда на маршрут, выезда с маршрута Организации продуктовой заброски.

Южный Урал имеет развитую транспортную сеть, поэтому подъезд и выезд из любой точки может быть организован без особых проблем. Протяженность сети железных дорог Южного Урала составляет около 2 млн км, а автомобильных дорог - около 7 млн км. Относительно менее доступным является хребет Уреньга, но и здесь, в случае необходимости, можно спуститься в обжитую зону близ озера Зюраткуль и подъехать до Сатки местным транспортом, либо в долину р. Ай, где есть автобусное сообщение с г. Златоуст. Рейсовым транспортом достаточно просто выехать из г. Карабаш, если заканчивать маршрут в этом городе. Регулярные автобусные рейсы связывают г.Белорецк с Тирляном, Верхнеаршинским, Николаевкой, а г.Златоуст - с поселками своего района. В связи с наличием продуктов питания в магазинах района, закупку "заброски" можно осуществить в любом ,даже небольшом, городе, не говоря уже о таких крупных городах, как Златоуст, Миасс и др. Однако, при желании, всегда можно завезти продукты в нужную точку автотранспортом.

Наиболее активное движение железнодорожного транспорта происходит по направлению Москва - Челябинск, здесь же ходят довольно многочисленные местные поезда. С Екатеринбургом прямого железнодорожного сообщения нет.

Магазины

Расположены практически во всех населенных пунктах по маршруту, однако ассортимент их неодинаков. Но, как правило, хлеб завозят во все магазины регулярно, даже в самые удаленные поселки. В городах можно закупить не только продукты, но и необходимые хозяйственные мелочи, одежду, обувь, кино и фототовары, сувениры. Картографический материал можно подобрать в магазине "Охотник" г.Белорецка, а также в приюте "Таганай" у администратора. Краеведческая литература обширно представлена в магазинах "Книги" Г.Белорецка, Златоуста и, в особенности, в Екатеринбурге.

Цены на продукты питания в среднем ниже, чем в Москве, а на рынках значительно ниже. Цены на промышленные товары практически не отличаются от московских.

Медицинское обеспечение

Медпункты есть во всех крупных поселках, и там, при необходимости, можно договориться о закупке небольшого количества медикаментов. Аптеки и больницы есть в Белорецке, Тирляне, Златоусте, Карабаше.

Музеи, памятные места

Поскольку история и природа района многообразна и интересна, широко развита сеть краеведческих музеев, которые есть в каждом городе. Несколько интересных музеев, связанных с историей предприятий, есть в г.Златоусте \например, при заводе "Булат"\. Особо следует отметить музей Ильменского заповедника в г.Миасс, Музей художественного литья в г.Касли, и конечно многочисленные музеи г.Екатеринбурга. Из памятных мест района наиболее интересны, конечно, многочисленные памятники природы.

Экология района

Туристам,планрующим путешествия в данном районе, следует знать, что район Южного Урала, по существу, является зоной экологического бедствия. Природа здесь эксплуатируется уже более 2-х веков! Деятельность промышленных предприятий, выбросы в атмосферу, выхлопы автомобилей, сброс неочищенных сточных вод, - все это привело к тому, что по суммарному количеству вредных веществ район занимает 10 место в России. В перечне наиболее загрязненных городов - Челябинск, Магнитогорск, Карабаш. Уродуют почвы карьеры и отвалы горнорудных предприятий,, что приводит к образованию "лунных" ландшафтов \н-р, близ г.Сатка, Карабаш и др.\

Наиболее загрязненными реками района являются Миасс, Аи и др. В последние десятилетия к промышленному и сельскохозяйственному загрязнению окружающей среды добавилось радиоактивное загрязнение. Взрыв в 1957 году емкости с радиоактивными отходами привел к загрязнению территории площадью более 23 тыс.кв.км только на Южном Урале. Некоторые районы пришлось изъять из хозяйственного оборота сроком на 350 лет. В связи с этим на Южном Урале особенно развита сеть особо охраняемых территорий:

Заповедники - Южно-Уральский, Ильменский, Восточно-Уральский. Национальные природные парки - Зюраткульский и "Таганай", ландшафтный парк "Тургояк" более 20 природных заказников более 200 охраняемых государством памятников природы.

Адреса и телефоны спасательных служб, т/баз, приютов, лесничеств и др.

Контрольно-спасательная служба г.Златоуста тел. 2-11-01, 2-16-61.
Поисково-спасательная служба г.Челябинска - г.Челябинск Ленина, 59-316.
Бюро путешествий и экскурсий г.Златоуст – г.Златоуст, Ленина, 17 тел. 2-16-04.
Детское краеведческое общество Карла Либнехта,44 "Глобус" г.Екатеринбурга.
Администрация Государственного природного национального парка "Таганай" Г.Златоуст 40 лет Победы тел. 3-83-73.

5. График движения группы

Дата День пути Участок маршрута Характер дороги, покрытие Протя­ женность Чистое ходовое время Способ передвижения
07.07.02 1 Оренбург- Студенцы шоссе- асфальт   73.5 5:05 вело
  2 -Бурунча ш. асф. 46.5 84.5 6:15 вело
гр.- щеб. 38
  3 -Назаркино гр.- щеб. 10 32 3:30 вело
ш. асф. 22
  4 -Тупчаново гр.- щеб.   70.8 5:43 вело
  5 Кутаново лесовозка- щеб.   50.5 5:51 вело
  6 -Киекбаево лесовозка- щеб.   38.7 4:45 вело
  7 -р.Узян гр.- щеб.   34 4:18 вело
  8 -р.Суваняк гр.- щеб. 17 38.1 5:03 вело-пешком
тракт. - грунт 21.1
  9 -Абдул- мамбетово тракт.- грунт 16 29.5 4:08 вело-пешком
гр.- щеб. 13.5
  10 -п.Узян   3.5 69.7 5:28 вело
ш. асф. 65.2
  11 -Тирлянский ш. асф.   67 4:11 вело
  12 -р.Бол. Авняр гр.- щеб. 36 45.8 4:21 вело-пешком
  9.8
  13 -склон г.Бол.Иремель тракт. - грунт 7.2 13.1 4:35 вело-пешком
тур.тропа 5.9
  14 -р.Карагайка тур.тропа   5 2:18 пешком
  15 р.Березяк тур.тропа 0.5 13.1 1:26 вело-пешког
полудневка лесовозка- щеб. 12.6
  16 полудневка гр.- щеб. 13 37.6 4:52 вело-пешком
- р. Сибирка лесовозка- грунт. 15
гр.- щеб. 9.6
  17 -оз.Зюраткуль гр.- щеб. 8.9 20.9 5:10 вело - пешком
лесовозка- грунт. 12
  18 -г, Златоуст гр.- щеб. 23 69 5:30 вело
ш. асф. 46
      Итого:   793 82:29  

Дорог

асфальтированных – 320 км

без покрытия – 473 км

из них

грейдер щебёночный – 277 км

лесовозки, тракторные, брошенные – 184,6 км

турист. тропы – 11 ,4 км

6. Техническое описание маршрута

07.07 – 1 день – воскресенье

Поезд прибыл на вокзал в 00:30 по местному времени. Тепло 20-25 С .

Фотографируемся на память с группой Шумилкина, она едет до Саракташа.

Чтобы немного поспать отъезжаем на окраину города. Улицы Оренбурга хорошо освещены, много гуляющей молодёжи. За автомобильным мостом через р. Урал нашли подходящее продуваемое место. Много комаров. Утром оказывается, что это постамент обелиска «Европа – Азия». Разбудил утром шум троллейбусов . Вышли в 8 : 00 .

4,7 км – почтамт ул. Кирова, послали телеграмму о начале похода. На центральном рынке закупили хлеба и позавтракали. Дешевые молочные продукты, на 30% дешевле чем в Москве. Двигаемся в сторону Орска .

14.7 км — граница города, шоссе, много машин. После поворота на Аэропорт шоссе из 4-х полосного стало 2-х рядным и машин немного убавилось. Припекает - за 30 С. (Ф1 ) .

29.5 км - с шоссе видна р. Урал, решаем переждать жару на реке в

лесопосадках. 12:30 привал, обед. Выход в 16:00. Но ехать все еще жарко. Асфальт раскалился. Участники постоянно покупают и пьют пиво, минеральную воду. Вдоль всей дороги растут лесопосадки.

47.5 км - поворот на Саракташ. Начало подъема на водораздел р. Урал - р. Сакмара, тягун 3 км, далее пологий подъем до поворота на Студенцы.

60.5 км - поворот на Студенцы, пологий спуск до села. Справа в балке просматривается каскад небольших водохранилищ - водопой для скота.

71.5 км - с. Студенцы. 20:00 Набираем воду у церкви и отъезжаем на ночевку в лесопосадки.

За день пройдено S =73.5 км Т=5:05

08.07 - 2 день - понедельник

Выход в 9:30. Шоссе, асфальт.

9 км - Черный Отрог дорога подошла к ж/д. Припекает, выходить

необходимо раньше. Нудный ровный участок дороги. 37 км - Саракташ. На въезде разбитый асфальт. Большой промышленный поселок.

44.6 км - поворот на Татарский-Саракташ 46 км - Высокий мост р. Сакмара, берега заросшие лесом много хороших мест для ночевок. Справа с моста видна Красная Горка - остатки декораций фильма про Пугачева. Обед. 46.5 км - Татарский Саракташ , кончился асфальт, грейдер. Небольшой подъем, пересеченка до 50 м. Местность напоминает предгорья Крыма. Постоянный подъем на водораздел р. Сакмара - р. Б. Ик до Васильевки. 51.5 км - Васильевка. Длинный спуск до 6%. Подъем и спуск до Новоселки.

64.5 км - развилка. Новоселки. Наш грейдер правый более накатан, спускается плавно в долину р. Б. Ик.

76 км - Старосейка дорога грязнее, вчера здесь прошел дождь, ручьи грязные, несут много чернзема.

84 км - д. Бурунча. Переезжаем мост в деревне, сразу поворачиваем направо и по улице до конца. Дальше по лесной дороге развороченной трактором выходим на косу р. Б. Ик. Отличное место для ночевки. Песчанный пляж. Дрова. У Синяева боли в Животе. Решаем завтра заехать в Исянгулово, может, там, ему окажут помощь.

Д=84.5км Т=6:15

09.07 - 3 день - вторник

Выход в 9:30

6 км - Новомихайловка, поворот на Исянгулово.

6.5 км — мост р. Ташла. Ремонт моста. Много машин скопилось у него. По этой второстепенной дороге все сокращают путь, а мост не рассчитан на такой грузопоток. Потеря времени. Висит плакат граница Башкирии.

6.7 км - Аютово подъем на лысый отрог. Впереди открылась долина р. Б. Ик. Спуск к трассе. (Ф-2)

10 км - выход на трассу Мраково-Исянгулово асфальт

11 км-мост Б. Ик.

12 км - 12:30 за мостом налево дорога привела нас к больнице в Исянгулово. Синяеву пообещали промыть желудок после обеда в 14:00. Он с Армаганянцем остался ждать процедуру у больницы. Группа поехала обедать к реке.

16:00 Пустые ожидания. Покупаем в аптеке медикаменты и возвращаемся на трассу. Едем до Назаркино, машин мало.

18:00, гладкий асфальт. 30 км - Назаркино. Набираем воду в колонке у местных жителей. За мостом через р. Б. Ик налево встаем на высоком берегу. Синяев лечится сам. Если не пройдет, то впереди есть крупный населенный пункт Мраково.

Д=32км Т=3:30

10.07 - 4 день - среда

Утром сильная роса.

2 км - Максюково, кончился асфальт, широкий пыльный грейдер. Кругом поля, посевы. Дорога идет долиной р. Б. Ик слабая пересеченка до 20 м.

23.8 км - Каран.

25.8 км - поворот вправо, околица Сапыкова.

29.1 км - Ижбердино грейдер стал уже, идет полем. Видны горы, за (Ф-3 ) Бустубаево крутой короткий подъем 10% далее дорога входит в лес.

37.5 км - Нукаево грейдер медленно поднимается вверх по ущелью

поросшему березовым лесом. Дорога скрыта от солнца, подниматься легко.

42 км - перед последним крутым подъемом ручей, хорошее место для привала.

42.9 км - водораздел, далее вниз. (Ф-4)

46 км - Салтыки, выезд на широкий грейдер Мраково-Кананикольское.

52.5 км - мост Б. Ик. За мостом вправо по грунтовой дороге к реке, брод на(Ф5). другую сторону. Мурадымовское ущелье. Обед. Вода из ручья текущего из ущелья. После обеда Картузов с Армаганянцем отправились вверх по ущелью искать Мурадымовскую пещеру. У них было описание, не нашли тропу. 17:00 Жара немного спала. Выходим на трассу. Встречаем группу Шумилкина, она будет здесь ночевать и (Ф6) посетит пещеру. Местные лесники водят за плату в пещеру 10руб. с человека. У нас было описание обхода кордона, но время уже потрачено. Едем дальше.

59 км - возврат к Салтыки. Синяеву стало намного лучше, подействовал отвар тысячелистника и голодание.

63 км - Новохвалынский поворот на Юлдыбаево 1-е, мост, дорога стала полевой. Обходим справа Тупчаново 1-е и вдоль ручья поднимается, справа поле. Переходим вброд ручей, дорога идет по заросшему полю, берем правее на холм поросший березками. Останавливаемся на ночевку. Вода из ручья. Туман. Сильная роса.

Д= 70.8 км Т=5:43

11.07 - 5 день - четверг

Утром туман. Сильная роса.

От места ночевки по полевой дороге поднимаемся вверх.

2.1 км - соединение с основной дорогой, спуск, кругом лес.

10.6 км - конец спуска, долина р. Мал. Ик, ур. Шигрыш. Дорога гравийная местами крупный гравий. Туман рассеился.

14.6 км - начало подъема 12%.

16 км - конец подъема, спуск.

17.3 км - ровно.

18.5 км - большой мост р. М. Ик 19 км - дома, Сюрень .

20.1 км - мост ручей, дома, дорога поворачивает вправо и начинается подъем. Много мух, слепней, комаров, жарко. 26 км - конец подъема, вниз.

27.7 км - поляны, перед подъемом ручей за ним родник, хорошее место для привала, ур. Асияк.

30.2 км - дорога взошла на водораздел.

33.9 км - поворот на Иргизлы, обед. Обновленная дорога на Иргизлы широкий грейдер, неукатанный, выходы скальной породы, крупный гравий. Свежая острая щебенка - 2 прокола задних колес и потеря 2х спиц у ХВЗ. Спускаемся к р. Иргизлы тесное ущелье, мест для ночевки мало, едем дальше. (Ф-7) .

48 км - Иргизлы.

49 км - пешеходный мост через р. Белая, д. Кутаново. Магазин в середине деревни. Ночевка вправо по деревне далее вдоль берега за сопкой на краю поля.

Д=50.5км Т = 5:51

12.07 - 6 день - пятница

Выход в 8:30. Туман. От середины деревни, где магазин, уходит грейдер на водораздел. Высота подъема 130 м., длина 800 м. крутизна 16% местами крупная щебенка. Далее пересеченка 12%, крупная щебенка. Ехать вверх на узких шинах трудно, да и вниз приходится на тормозах. Участники на горных велосипедах чувствуют себя уверенней.

14.7 км. Гадельгареево улицы заасфальтированны, магазины. Далее опять грейдер с крупной щебенкой.

18.2 км - поворот на Капову пещеру, до нее 6 км. На отвилке к пещере много встречных и попутных машин — пятница. Сначала пологая дорога, потом небольшой подъем до 6% и длинный ~2 км спуск более 10%. Узкий, 1.5 колеи грейдер с крупной щебенкой.

24.6. км - конец спуска, вправо долина, ворота «Заповедник Шульган-Таш» вход платный, плакат об оказываемых услугах и цены. (Ф8)

Вход на территорию стоит от 10 до 20 рублей, в саму достопримечательность 40 рублей. Много, мало - зависит от достатка и того, что намериваемся увидеть. Какое может быть впечатление от посещения хоть и большой, но норы. Два отсека по тридцать метров. Перед нашим посещением заповедника экскурсии проводили по нескольким залам. Две подземных реки, озеро, рисунки далеких предков, наличие трех ярусов. Второй был посещаем, плюс сталактиты, сталагмиты. Чтоб все это увидеть нужно было на четвереньках из второго зала / до которого водят сейчас / попасть в третий и т.д. При входе- выходе в пещеру-начало реки. Как рассказывал гид, глубина колодца 16 метров, Были исследователи из Питера. Вода прелесть, входишь зубы сжав, выскакиваешь глаза очень расширены. Чем меньше, младше дети тем спокойней реакция, удивительно, а? Грязь в пещере лечебная, за вынос полагается штраф, но знающие накладывают маску на лицо, каково? Кстати, сталактит и сталагмит когда-то были единым целом, кто- то из местных прочухал о целебных свойствах и это чудо природы растащили, а до потолка метров 10 не меньше, хотя в темноте при свете фонарика, когда все крутят головами сложно говорить о размерах.

При входе на КПП есть в продаже значки, брошюры, бывает медь.

Прекрасное место, стоящее для посещения.

Через три часа после прибытия к воротам первого участника появился руководитель похода - обострилось хроническое заболевание. Ехать вверх он не может. Все время вверх он шел пешком и местами вниз - крупная щебенка. Может ехать по более менее ровной дороге. Учитывая общую потерю времени, необходимость встречи с группой Бондарца под Тюлюком, отсутствие сведений о времени прохождения участка Иргизлы - Кызлар-Бирган - Кананникольское, ухудшение здоровья Ходыкина, принимаем решение изменить маршрут. Участок Иргизлы - Кызлар-Бирган - Кананникольское - Шанский-Ишей - Лесозавод №2 заменить на Иргизлы - Старосубхангулово - Новоусманово - Лесозавод №2. Участок Иргизлы - Старосубхангулово как более ровный даст передышку Ходыкину и возможность группе войти в график движения. Наша цель от Старосубхангулово выйти на лесозавод №2, начало участка 4 к.с. (согласно отчету Фесенко) Лесозавод - Кильдигулово - Ахметово, потеряв общий километраж сохранить трудность похода. Участок Старосубхангулово - Новоусманово - Лесозавод - будет первопрохождением для московских велотуристов, так как сведений о его прохождении у нас нет. Участок Кананикольское - Лесозавод №2 широкий грейдер (информация от группы Шумилкина, встреченной ранее) аналогичен участку Юлдыбаево 3-е (Мурадымово) - Мраково пройденному нами и интереса не представлял. Он описан в отчете Фесенко. Позже в Белорецке выяснилось, что есть еще одна старая дорога от Иргизлы до Каповой пещеры другим берегом, но там брод

по пояс через р. Белую, смотрите отчет группы Шумилкина.

Обед. Костер около речки за магазином, в 100 м. от КПП с разрешения

охранницы. Выход в 17:00.

24.8 км - начало подъема, более 10%

26.5 км - конец подъема, спуск

27.3 км - конец спуска, далее полого

29.7 км - выход на основную трассу - грейдер широкий, местами насыпана

крупная щебенка, пересеченка до 50 м. (Ф-9, Ф-10)

38.7 км - мост. Встали на ночевку на отвилке, новая строящаяся дорога

Д=38.7 км

13.07 - 7 день - суббота

Продолжаем движение в сторону Старосубхангулово.(Ф-11)

1.1 км - Участок обновляемой, спрямляемой дороги.

3.7 км - Киекбаево.

4.7 км - мост.

8.8 км - мост, хорошие места для ночлега.

17 км - дорога стала укатанней.

18.5 км - отвилка на Аэропорт, много земляники.

21 км - Старосубхангулово. Дорога спускается, на берег реки застроенный(Ф-12) домами, к автовокзалу. Начало асфальта до Белорецка. Крупный (Ф-13) населенный пункт. Почта, магазины, кофе. У велосипеда Ходыкина отвалилась от вибрации приваренная пластина, к которой крепиться задний тормоз. Ремонт занял полдня. Обед. Дальше едем по улице, по течению реки до моста, кончился асфальт.

25 км - пешеходный мост, за ним, автомобильный бетонный р. Белая, направо, развилка в деревне берем левее вверх на Новоусманово.

27 км - начало подъема 8-10% гравийная дорога.

30 км - конец подъема, кругом лес, небольшой плоский участок, спуск до 12%, гравий местами крупный

34 км - конец спуска. У Армаганянца 8 проколов-пробоев на переднем колесе. Мост. За мостом уходим влево к р. Узян в ней вода чище. Красивое место. Сильная роса.

Д=34 км.

14.07 - 8 день - воскресенье

Выход в 9:27. Сильная роса. Грейдер медленно поднимается вверх до 4% по ущелью вдоль маленькой речки, дорога местами укатана.

3.6 км - ручей.

3.8 км - отвилка вправо, нам прямо.

4.6 км - дорогу отсыпают, обновляют.

5.4 км - мост, дорога уходит от речки.

5.9 км - конец подъема.

6.7 км - справа подходит равнозначный грейдер, прямо.

8.6 км - вверх до 2%.

8.9 км - слева подошла лесная дорога, грейдер идет по водоразделу поросшему смешанным лесом.

9.3 км - конец подъема немного вниз.

9.7 км - слева примкнула лесовозка 10.3 км - справа подошла лесовозка.

10.8 км - слева подошла лесовозка, дорога вышла на открытое пространство кругом перелески, нескошенные поля, вдали видны хребты и отдельные горы. Поднята насыпь, дорогу недавно подсыпали.

14.6 км - перед небольшим песчаным спуском автобусная остановка и новый (Ф-14) поворот на Байгавино. У водителя ГАЗика выясняем о дальнейшем характере дороги. Она обновляется местами, строятся новые участки, а в целом строится на Новомурапталово.

15 км - поворот на Новомурапталово — вправо старая дорога. Есть указатель. Едем прямо. Впереди строительный участок. Справа объезжаем (Ф - 15) участок строительства, по накатанной лесовозке, держимся направления Ю-В.

17.1 км - пересекаем новую дорогу, постепенно лесовозка превращается в тракторную. (Ф - 16).

18.1 км - отвилка вправо, берем правее придерживаясь Ю-В 18.5 км - брод речка, развилка левее.

18.9 км - пересекаем тракторную.

19.7 км - развилка правее. 20 км - дорога пошла вниз.

20.4 км - ложбина.

21.8 км - слева подошла лесовозка, прямо.

22.2 км - ручей обед.

23.2 км - ручей , дорога идет плавно вниз по распадку.

24.1 км - ручей.

24.4 км - открытое место, вверх на отрог поросший соснами.

24.5 км - перегиб, с вырубки впереди просматривается долина р. Турярги, спуск в долину.

25.5 км - населенный пункт, магазинов нет, несколько домов «Лесозавод №3», по-русски говорят только мужчины, которые только что вернулись с работы. Есть накатанная дорога на Лесозавод №2, а на Кильдигулово проселочная вдоль столбов ЛЭП. Решаем сразу ехать на Кильдигулово.

25.6км - брод р.Турярги (Ф17).

25.8 км - поле, родник оборудован маленьким срубом, много ручьев. Дорога заросла травой, наверное есть объездная, но искать ее некогда движемся вдоль ЛЭП (Ф18).

30.2 км - ручей, дорога идет перелесками, гоняют скот.

31.5 км - летовка, загон для скота справа. Дорога идет долиной реки от одной (Ф19) летовки к другой перелесками, то взбираясь, то спускаясь с отрогов. Длинный спуск к реке по полю. Впереди на другом берегу видна летовка, развилка поворачиваем направо. Дорога упирается в ворота 3 поле.

35.9 км - за воротами поле засеянное овсом, почва чернозем. Движемся вдоль реки по полевой дороге направление С 38.1 км - отвилка к реке. Встаем на ночевку. Роса.

Д=38.1 км Т=5:00

15.07 - 9 день - понедельник

Утром сильный дождь. Первый за весь поход. Дорогу размочило, чернозем. (Ф.22) Вышли в 10:00. Ехать практически невозможно. Идем вдоль дороги. Справа видны летовки. Нам на С. Переходим по грязи речку заключенную в трубу и взбираемся на водораздел, чем выше тем дорога становится суше (Ф 20, Ф 21).

2.8 км - развилка - направо. Поднялись на хребет, кругом вырубки. Можно ехать местами. Горы в тумане. К 12:00 он рассеивается.

6.5 км - развилка, влево.

7.0 км - начало спуска в долину, дорога пересекает ЛЭП.

9.3 км - конец спуска. Едем по перелескам, перед небольшим крутым подъемом ручей в трубе, привал - обед. Солнечно, но не жарко. Далее дорога стала укатанее, хороший грейдер щебеночный идет по террасе вдоль речки. Круто спускается к деревне. (Ф23)

15.3 км - Развилка на окраине Кильдигулово. Грязная дорога и хроническое отставание Ходыкина вынуждают нас выходить на трассу Р-316 Старосубхангулово - Белорецк. Поворачиваем налево. За деревней грейдер свеже посыпан крупным гравием, дорога поднимается на водораздел, крутизна до 12%. По водоразделу практически ровно. Далее круто, более 10%, спуск крупногравийный в Мал. Кипчак. За мостом поворачиваем вправо, колонка с водой. Подъем от деревни без серпантинов, в лоб на водораздел и длинный спуск в Абдулмамбетово. Улицы заасфальтированы. На выезде крупный гравий. Отъезжаем по дороге вверх вдоль речки от села 29.5 км - Беседка. Уходим влево по ручью к месту ночевки

Д=29.5 км Т=4:08

16.07 - 10 день - вторник

Движемся вверх на хребет Крака по грейдеру. Дорога такая же, как и вчера. Прямые, крутые подъемы вверх на хребты и спуски. Крупный гравий. На подъемах и спусках от Кильдигулово до Яумбаево.

3.4 км - асфальт, выезд на трассу Р-316 Старосубхангулово-Белорецк. Пересеченка с 6% подъемами длиной по 1.5-2 км. Где дорога близко подходит к р. Белая открываются хорошие пейзажи. Новая дорога построена в объезд п. Kaгa, т.к. построено водохранилище.

33.7 км - остановка «Kaгa» справа оборудован родник. Привал обед. Мост через р. Белая за поселком хорошая панорама.

59.4 км - п. Узян 69 км - мост, направо по левой дороге вдоль речки. Место ночевки на опушке леса.

Д=69 км Т=5:28

17.07 -11 день - среда

Утром похолодало. Туман видимость 200 м. Вышли в 9:00 10 км - Азнагулово. Дорога стала пологой, к 10:00 туман рассеялся. Горы отступают выезжаем в широкую долину. Транспорта становиться больше. Серменево - крупный населенный пункт, магазины, почта.

Пересекаем железную дорогу по мосту. Кругом поля, воды поблизости нет. От Азикеево начинается 60 м. подъем на отрог за которым г. Белорецк. Подъезжаем к скульптуре Сталевара, фотографируемся.(Ф24) Ожидаем Ходыкина. Отставание его хроническое. Подъезжает группа Шумилкина. Движемся к центру города где водонапорная башня. Рынок, баня, магазины - обед. Дальше едем в п. Тирлянский по асфальту. Дорога медленно поднимается в горы по широкой долине р. Мата. Справа и слева садовые участки, сосновые леса. Перегиб и плавный спуск по обновленной дороге до речки 67 км - мост. Уходим влево и встаем в низине. Комары, мокрец.

Д=67 км Т=4:11

18.07 - 12 день - четверг

8.3 км - поворот на п. Тирлянский. Подкупка продуктов. Пасмурно Кучевые облака, дождя нет. (Ф25 )

10.7 км - возврат на дорогу.

10.8 км - кончился асфальт, грейдер.

13.3 км - отвилка вправо.

17 км - совхоз «Белорецкий», дорога идет по широкой долине.

17.8 км - мост р. Белая.

22 км - отвилка к реке.

25 км - Черный ключ, прошел небольшой дождь.

26.5 км - р. Черный, подъем на отрог.

28.8 км - вниз, видны высокие горы.

30.5 км - развилка Николаевка-Махмутово, налево. Дорога идет по подям. Впереди видны высокие горы, справа хребет Урал-Тау (Ф26).

36 км - Николаевка. Спрямленная дорога на г. Иремель начинается в деревне, а того моста что на карте уже нет. Мы этого не знали. За деревней еле заметный поворот привел к броду по камням.

37.7 км - брод р. Мал. Авняр. Развилка. Правая лесовозка круто поднимается, берет правее и далее соединяется с основной дорогой на г. Иремель 40.9 км - дорога тракторная, но ехать можно. Полого, лес смешанный, местами сыро, приходится идти. Необходимо двигаться все время по основной, много мелких отвилок и объездов, сырых мест. Небольшое понижение.

45 км - квартальный столб 66/67. Здесь развилка. Необходимо взять правее и лесная дорога выходит через 0.5 км к р. Бол. Авняр. Оборудованное место стоянки, решаем здесь заночевать. Вечерняя разведка показала, что через 300 м. Брод реки.

Д=45.8 T = 4:21

19.07 - 13 день - понедельник

Выход в 10:00. Сплошная облачность. Подошли к броду, перед ним знак в виде ромба. Глубина ниже колен. Дорога превращается в зимник заросший травой, речка слева. (Ф 27)

1.7 км - брод через речку по камням.

2.6 км - брод по камням через речку. Дорога, заросшая травой, идет (Ф28)березовыми перелесками. Туман скрывает окружающие горы 5.5 км - справа просматривается гора.

7.2 км - лесная колея привела к избушке. 800м над уровнем моря. Здесь раньше проходил плановый маршрут. Далее колеи нет, идет тропа. А дорогой на Тюлюк давно не пользовались и отвилку мы проскочили. Возвращаться и искать ее не стоит. Решили идти по тропе. Обед. Вода в ручье, за избой. Тропа обходит слева горы «Синяк», сквозь листву справа, просматриваются скалы.

9.3 км - ручей, места стоянок, тропа идет плавно вверх.

10 км - топкое место, жижа.

10.7 км - развилка - это соединение с тропой обходящей топкое место, которая отделилась ранее, вправо от основной. Нам влево.

11.1 км - бивачные стоянки, ручей.

11.4 км - ручей, тропа траверсирует поросший смешанным лесом склон.

Высокая трава, сыро. Небо затянуто облаками, мелкий дождь (Ф29).

11.6 км — стоянки ручьи 1.9 км - тропа пошла круто вверх, выходит на луга. Елки, между ними высокая сырая трава. Луга 13.1 км - Садиться туман. Сильный ветер, дождя нет. То одно, то другое облако находит на нас. Останавливаемся на ночевку в елках, вода из ручья. Высота над уровнем моря 1252 м.

Д=13.1 км Т=4:35

20.07 - 14 день - вторник

Утром выходим на тропу. Дует холодный ветер, накатываются облака. Сквозь разрывы облаков удается увидеть дали, гору М. Иремель, Жеребчик. Вершина Б. Иремеля затянута облачностью. Дождя нет. (Ф30)

0.5 км - гребень соединяющий г. Жеребчик и Б. Иремель. Часть участников отправляется на гору Б. Иремель. Поднявшись на 100 метров, попадаем на плато, ничего вокруг не видим из-за большой облачности. Передвигаться тяжело из-за сильного ветра. Решаем пройтись по плато на восток, пройдя 200 метров, в разрыве облаков увидели еще локальную вершину, подойдя к ней поняли что это как раз вершина. На восток от нее в редких разрывах в облаках открывается хороший вид на долину. (Ф 31)

С луга спускаемся по тропе вниз. Встретившиеся туристы рассказали - что тропа, по которой мы спускаемся, была проложена 3 года назад, (Ф.32.) вдоль ручья. Она проходит по ландшафтным зонам. Более простой путь по лугу, но он подтоплен, к перемычке между Бол. И Мал. Иремель, а там большая набитая тропа. Продолжаем спуск. К 12:00 облака рассеиваются, но мы уже вошли в лес и горизонта не видно. Лучшее время для восхождения от 12:00 до 15:00, потому что в это время меньше облаков. Тропа идет вниз слева от ручья, который постепенно превращается в горную речку.

4.8 км - тропа подошла слева. Переправа по камням через речку, места стоянок. Далее тропа становится шире, идет по большим камням и перпендикулярно отходит от реки. (Ф.33)

5 км - Останавливаемся на ночевку на одной из многих бивачных стоянок.

Д=7.8км Т=2:18

21.07 - 15 день - среда

Тропа через 400 метров выходит на небольшую поляну. Отсюда уже можно ехать. Лесовозка местами грязная идет по смешанному лесу.

1.6 км - поворот налево.

2.4 км - развилка, поворачиваем направо, лесовозка становиться более накатанной (ФЗ4).

5.8 км - мост р. Карагайка, появляются признаки жилья.

8 км - п. Тюлюк, магазин, подкупаем продукты (Ф35).

10 км - перекресток у трансформаторной будки, направо.

10.5 км - бетонный мост р. Тюлюк.

13.5 км - бет. Мост р. Березяк. За мостом поворачиваем влево и проезжаем, по дороге под мостом, вверх по течению 300 м. Оборудованное место стоянки. Здесь раньше был запасной район в/ч, по берегу реки окопы и развалины бетонных подвалов. Солнечная погода. Встреча с группой Бондарца. Полудневка. (Ф36)

Д=14.2км Т=1:26

22.07 - 16 день - четверг

Полудневка. Выход в 15:30. Дорога мелкий щебень, укатана.

13 км - мост р. Бол.Калагаза. За мостом поворачиваем направо по разбитой, грязной лесовозке, одеваем сапоги ( Ф . З7 Ф. 38).

14.5 км - дорога улучшается, идет слегка вверх, луж меньше, можно ехать (Ф39).

19 км - дорога заросла ей пользовались давно, сухая. Она идет прямо. Местами ее пересекают свежие лесовозки, неотмеченные на карте. Необходимо сверять направление дороги с компасом, чтобы не уйти вбок по равнозначной отвилке.

22.6 км - справа старая вырубка. Открывается вид на хребет Нургуш. (Ф38) Множество ручьев пересекает дорогу. Появились сенокосы 26 км - дорога соединяется с хорошей грунтовкой едем налево 28 км - Кордон «Олимпиев» сенокосы. До с. Сибирка дорога немного грязновата т.к. невдалеке пробурена скважина, из нее бьет фонтан воды, дотекает до дороги. Шлагбаум перед въездом в село. Граница национального парка. Проезжаем в 21 :00. Никого нет, все закрыто. Село словно вымерло. Света в окнах невидно. Небольшой подъем и мы на широком грейдере. Пересеченка до 50 м. 37.6 км - мост р. Сибирка. Встаем за мостом на ночевку. Кордон Сибирка - старые постройки местных жителей нет.

Д=37.6 Т=4:52

23.07 - 17 день - пятница

Выход в 9:00. Широкий грейдер.

2.5 км - поворот на п. Ельничный, нам прямо.

6.9 км - поворот на л/у Карелка, дорога немного идет вверх.

8.9 км - л/у Карелка. Далее объезжаем отвал слева и движемся по более наезжанной дороге идущей полого вниз. Вначале очень грязная, потом через ~1.5 км можно ехать ~6 км. Переходим речку Карелку текущую в трубе. Далее дорога слегка идет вверх и разбита тракторами, крупные камни.

15.1 км - полузаброшенная лесовозка отходит влево - это наш путь на хребет Москаль. А тракторная дальше, по которой мы шли, выходит к реке Мал. Кыз. Лесовозка пошла круто вверх, колея зарастает травой.

16.2 км - вершина хребта, с просеки видно озеро. Дорога грязная, идет лесом по водоразделу, озера не видно 17 км - Развилка, справа домики. Указатель на столбе оз. Зюраткуль - Карелка Б. Нургуш - М. Кыл. Дальше брошенная лесная дорога, колеи залиты водой, грязь, глина. Можно двигаться строго где протоптана тропинка.

20.3 км - пруд, поворот вправо. Кончается лес, выходим к оз. Зюраткуль.

20.9 км - плотина. Проходим ее и встаем на берегу за стоянками автомобилей. 17:00. Лесников не видно, они обилечивают народ за нахождение в национальном парке.

Д=21 км Т=5:10

24.07 - 18 день - суббота

Гравийная дорога от озера очень плохого качества. Приходиться ехать по всей ширине, избегая ямок и крупного гравия. После небольшого ровного участка начинается 10% спуск, серпантин, до самого поселка.

13 км - п. Магнитский. За ним КПП, при выезде проверяют билеты, объехать вроде бы негде.

18.4 км - отвилка влево, нам прямо. Дорога становиться положе и лучше, поля.

20.7 км - развилка, влево на Сатку, нам правее на трассу М5. После поворота количество машин резко упало. Небольшой подъем в тени деревьев и спуск к трассе.

23 км - выезд на трассу М5. Трасса сильно загружена транспортом. Два ряда асфальт не разбитый. Пообедали в ближайшем кафе. Руководителю похода поплохело совсем, ехать не может. Часть группы (два человека) осталась сажать его на попутку и в итоге уехала с ним на автобусе до ж/д вокзала в Златоусте, а остальные поехали своим ходом.

39 км - поворот на Кусу.

69 км - вокзал г.Златоуст, дали телеграмму об окончании похода. Посадили руководителя в поезд, а сами поехали в нац. парк Таганай.

Д=69км Т=5:30

7. Итоги выводы рекомендации

  • За основу маршрута были взяты походы Фесенко (г. Оренбург), участвовавшие в чемпионате России, как походы 5 к.с. и 4 к.с. Некоторые части совпадали полностью и предоставилась возможность проверить информацию о трудности участков. В процессе похода выяснилось, что в отчетах завышена трудность на категорию. Поэтому основываясь на отчеты была заявлена 4 к.с., а на практике оказалась 3 к.с. Для района Южного Урала характерны дороги идущие вдоль хребтов и по водоразделам. Мало гравийно-щебеночных. Небольшие перепады высот до 100м, и малая длина трудно проходимых дорог позволяет совершать в этом районе походы до 3 к.с. т.к. нет участков характерных для 4 к.с. Это подтвердили и последующие расчеты по ЕВСКТМ;
  • За время похода произошли поломки:
    1. Обрублен винт М5 крепления багажника к перу рамы - неправильно сконструировано крепление багажника. Винт работает на срез, а должен работать на сжатие и растяжение.
    2. Отвалилась перемычка крепившая тормоз к раме «Турист» - сварные швы ненадежны. Лучше себя ведут паяные, заклепочные, резьбовые соединения.
    3. Пропадание зацепления в трещетках «Shimano» груп XT.
    4. Замена 5 спиц сзади у велосипедов типа ХВЗ. Меньшая демпфирующая способность узких покрышек 32 мм, чем у широких 48-52мм.
    5. Большое количество проколов (до 8 за 1 раз на спуске), пробоев на дорогах с крупным гравием из-за недостаточного давления в камерах.
    6. Для данного района желательно проходить маршрут на велосипедах оснащенных широкими покрышками, подрессоренной передней вилкой, горными передачи. Желательно больше заплаток на камеры.
  • За маршрут удалось посетить много красивых и интересных мест, рекомендуем посетить следующие достоприечательности:
    1. г. Оренбург памятники архитектуры Х1Хв. - здания, сооруженные
      по проектам А.П. Брюллова; Караван-Сарай, Дом учителя,
      Краеведческий музей. Спуск к реке Урал.
    2. Пещеры:
      Капову - археологические памятник
      Мурадымовскую - менее известную, меньше посетителей, живописное ущелье.
    3. г. Бол. Иремель - с велосипедом, тяжелый подъем и спуск, но зато позволяет посетить одну из высочайших гор Южного Урала.
    4. оз. Зюраткуль - великолепное место, чистейшая вода.
    5. г. Златоуст, краеведческий музей. Вершины Таганайского хребта.

8. Расчет категории сложности по ЕВСКТМ

Приведем расчет наиболее сложных участков маршрута.

За весь поход было одно горное препятствие - подъем на г. Иремель.

Все остальные можно считать равнинными т.к. перепад высот был не более 200 м.

Абсолютная высота над уровнем моря от 500м.

Горные препятствия:

Участок маршрута L,км Кнв Кв Кпк Ккр Баллы КС
Подъем от избушки по тропе на перемычку г.Жеребчик - г. Бол. Иремель 6 1.1 1.2 2.4 1.15 3.64 3

Равнинные препятствия:

Участок маршрута L,км Кнв Кв Кпк Ккр Баллы КС
Тупчаново-Кутаново 50 1,5 1,8 1,2 1,1 3,56 3
Кутаново-Киекбаево 38 1,38 1,4 1,4 1,1 2,97 3
поворот на Новомуропталово - Лесозавод №3 8 1,08 2,4 1 1,1 2,85 3
лесозавод №3 - Кильдигулово 5 1,05 1,8 1 1,1 2,03 2
Кильдигулово - Яумбаево 16,5 1,16 1,4 1,4 1,1 2,49 2
Яумбаево - Азнагулово 70 1,7 0,9 1,2 1,1 2,02 2
Николаевка - брод. р.Бол.Авняр 10 1,1 1,8 1 1,1 2,18 2
брод. р.Бол.Авняр - избушка 7 1,07 2,4 1 1,1 2,82 3
Спуск с перемычки по тропе 5 1,05 2,4 1 1,1 2,77 3
мост р.Б.Калагаза - кордон «Олимпиев» 15 1,15 1,8 1 1,1 2,2 2
Брошенная лесовозка на оз. Збраткуль 5 1,05 2,4 1 1,1 2,7 3

Сумма баллов за препятствия:

КС Число Сумма баллов Идущие в зачет
2 Болле 5 10,9 5
3 7 20,4 20,4
4 0 0 0

П=25.4

Автономность А=1:

Интенсивность 1= (793 * 12) / (18 * 500) = 1,05

Категория сложности: К=25,4 * 1,05 * 1 =26,7 -> соответствует III к.с.

9. Приложения
9.2. Состав ремонтного набора

велоаптечка

2 шт.
набор гаечных ключей 4-17 1 набор
ключ 36 1 шт.
набор шестигранников складной 2 набора
отвертка комбинированная средн. 1 шт.
отвертка комбинированная мал. 1 шт.
медная пластина 1 шт.
стальная пластина 1 шт.
винтики, гаечки,... небольшой набор
напильник трехгран. средн.груб. 1 шт.
плоскогубцы средн. 1 шт.
плоскогубцы «попугай» 1 шт.
смазка жидкая 3 шт.
смазка густая 2 шт.
полотно пилы мал. 1 шт.
шарики рулевая 1 коробочка
колонка 1 шт.

Запасные элементы

спицы 265мм. 30 шт.
спицы 267мм. 15 шт.
спицы 28" 35 шт.
втулка передняя LX (32) 1 шт.
втулка задняя Асега(32) 1 шт.
камеры 26" 3 шт.
переключатель задн. 1шт.

9.3. Состав ремонтного набора

Палатка 2х 3 шт.
Палатка Зх 1 шт.
Кан 5литров. 1 шт.
Кастрюля алюм. 5 литров 1 шт.
Половник 1 шт.
Швейный набор (мал.) 1 шт.
Скатерть 1 шт.

9.4. Перечень личного снаряжения

Стандартный.

9.5. Перечень медицинской аптечки

Стандартный.

10. Литература

  1. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004г.;
  2. Сто дней на Урале. Рундвист;
  3. Описание района путешествия взято из отчёта Центра творчества детей и юношества "Северное Чертаново" о пешеходном туристском походе II категории сложности по Южному Уралу, совершенном с 15 июля по 9 августа 1996 года.

11. Карты

Отчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному Уралу

Отчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному УралуОтчет о велосипедном туристском путешествии по Южному Уралу
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст