10 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Южно-Российский район
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I

Дата: 5 - 22 июня 2005 г.

Маршрутная книжка № 177-04/1-118

Руководитель: Кузьмина Н.С. (Москва)

Содержание

2.6. Туристские возможности района
2.7. Подъезд и отъезд с маршрута
3. Техническое описание маршрута и лоция реки
3.1. График движения (фактический)
3.2. График движения (запланированный)
3.3. Таблица метеонаблюдений
5.2. Рекомендации по питанию

1. Справочные сведения о походе

1.1. Паспорт маршрута

Поход проведен: детским турклубом "Азимут" ДТДиМ Восточного округа г. Москвы.

Вид туризма: водный

Район путешествия: республика Мордовия, Рязанская, Владимирская области

Категория сложности: 1 к./сл.

Нитка маршрута: г. Москва - cт. Берещено - п. Дивеево (Дивеевский монастырь) - г. Темников - р. Мокша - Санаксарский монастырь - гор. Кадом - устье р. Цна - р. Ока - г. Муром - г. Москва

Средства сплава:

• 2 четырехместных катамарана
  • 1 двухместный катамаран
  • 1 двухместная байдарка "Вьюн"
  • 1 каяка

Протяженность маршрута: 342 км

Продолжительность похода: 05.06 - 21.06.2003 г. (16 дней)

Чистое ходовое время сплава: 71часов 30 минут

Количество ночевок в полевых условиях: 13

Число участников: 17(15 уч. + 2 рук.)

Маршрутная книжка: 177-04/1-118

Шифр МКК : 177-04-333300000

Руководитель группы: Кузьмина Нина Сергеевна

Раздел составил Хренов Кирилл

1.2. Состав группы

ФИОГ.р.Туристский опытОбязанности в группе
1Кузьмина Нина Сергеевна1954р. Урик– 5у, р. Катунь –4 рруководитель
2Лурье Валентин Абрамович1951р.Урик – 5рзам. руковод.
3Кудрявцев Илья14.09.1990Р. Сухона – 1уКомандир
15Хохряков Матвей14.07.1989р. Умба 3уМедик
16Гвоздев Сергей12.03.1990ПВДФотограф
17Дузь Михаил24.09 91ПВДКраевед

Распределение участников по судам и экипажам

• Катамаран 4-1: уч. 1,2,8,11,13,15
  • Катамаран 4-2: уч 9,10,14,16,17
  • Катамаран 2-1: уч. 3, 6,12,
  • Байдарка: уч. 4,7
  • Каяк уч. 5

Капитаны судов: участники 2,14,3,4

Определенные участники были закреплены за определенными судами чисто номинально: они должны следить за состоянием своих судов и своевременно их ремонтировать. Во время сплава все экипажи перемешивались. Каждый участник должен был хотя бы полдня пройти на каяке и на байдарке

Перечень сокращений в тексте.

• ПБ/ЛБ - правый/левый/ берег
  • Ф - фото
  • Ил- иллюстрация
  • Рис - рисунок
  • Ст - место стоянки

Раздел составил Хренов Кирилл

2. Характеристика района похода

2.1. Обзор района похода

Основная часть маршрута проходит по территории республики Мордовия. Республика Мордовия расположена на востоке Русской равнины. Западную часть республики занимает Окско-Донская равнина, восточную Приволжская возвышенность(высота до 337 м). Климат умеренный континентальный со средними температурами июля 19 гр. С. Среднегодовое количество осадков - от 450 до 525 мм. Преобладающие виды почв - черноземные, серые лесные, дерново-подзолистые, а по долинам рек - аллювиальные и торфяно-болотистые. В лесах водятся зайцы, лисы, бобры, кабаны, волки, лоси, ондатры. Водоемы богаты рыбой: щука, окунь, лещ, язь и даже стерлядь. На северо-западе республики в 1935 году был создан Мордовский заповедник для охраны и изучения ландшафтов Окско-Клязьминского полесья.

Река Мокша, крупный правый приток Оки, протекает по республике Мордовии, Рязанской и Владимирской областям. Река Мокша берет начало на территории Пензенской области, и течет на север, северо-запад по северу Пензенской области, затем пересекает с юга на север, северо-запад республику Мордовия, затем на востока на запад течет по Рязанской области. У устья левого притока Цна Мокша резко поворачивает на север и течет, сильно петляя, по болотистой низменности вплоть до слияния с Окой:

Наиболее крупные притоки в пределах пройденного нами маршрута: слева - Вад, Цна; справа - Шокша

2.2. Сведения об организации заброски продуктов

Маршрут по реке Мокша линейный: ни через один из населенных пунктов проехать предварительно не удается, поэтому заброска продуктов не может использоваться

2.3. Аварийные и запасные варианты маршрута

В случае необходимости маршрут можно закончить в нескольких точках можно выехать на рейсовом автобусе в город Сасово(железнодорожная ветка Рязань - Саранск) из города Кадом; в город Касимов (узел автодорог Рязанской области) из города Елатьма. Из поселков Дмитриевы Горы и Ляхи можно уехать рейсовыми автобусами в город Муром. Регулярного пассажирского судоходства по реке Ока более 10 лет не существует, все пристани брошенные.

2.4. Сведения о населенных пунктах медицинских пунктах, музеях, магазинах на маршруте

Маршрут пролегает по достаточно населенной местности, где постоянно встречаются разные населенные пункты: Назовем наиболее крупные из них:

1. г. Темников районный центр Мордовской республики 158 км к С-З от Саранска. Население - 9,5 тыс. - больше десятка продовольственных магазинов, два хозяйственных магазина, универмаг, больница, узел связи, краеведческий музей. В окрестностях Темникова в междуречье Мокши и ее правого притока Сатис 1935 году создан Мордовский государственный заповедник. В трех 3 км ниже по Мокше расположен действующий Санаксарский монастырь, памятник архитектуры 18 века.

2. пос. Суморьево 2 магазина, церковь 19 века, автобусное сообщение с пос. Теньгушево, г. Выгса

3. пос. Теньгушево районный центр Мордовской респуплики -4-5 продовольственных магазинов, универмаг, столовая, медпункт, почта.

4. город Кадом районный центр Рязанской области больница, узел связи, более десятка продовольственных магазинов, универмаг, хлебозавод, молокозавод, памятники архитектуры 18-19 веков, автобусное сообщение с г. Сасово(Ж/д)

5. город Елатьма город Кадомского района Рязанской области 7-8 продовольственных магазинов, универмаг, медпункт, узел связи, автобусное сообщение с г. Касимов

6. город Муром- районный центр Владимирской области, 137 км к Ю-В от Владимира. Пристань на левом берегу Оки. Узел железнодорожных линий Москва - Ковров - Казан. Население - 125,6 тыс. человек: Имеется краеведческий музей, историко-художественный и архитектурный музей (филиал Владимиро-Суздальского музея). Памятники архитектуры 16-18 веков. (Троицкий, Благовещенский, Спасский монастыри и др.) множество магазинов, больница, несколько поликлиник, узлов связи.

В магазинах на маршруте можно купить практически все необходимые продукты. Хлеб можно купить на протяжении всего маршрута. У местных жителей можно купить молоко, сметану, творог. В городе Кадом отличный молокозавод, продается качественная и недорогая молочная продукция(магазин при молокозаводе).

Экскурсионные объекты

Дивеевский монастырь, краеведческий музей в городе Темников с мемориальным залом Федора Ушакова (выходной день - понедельник, но директор музея подвижник и может открыть музей и провести экскурсию даже в выходной день) Санаксарский монастырь с могилой адмирала Ушакова, краеведческий и историко-художественный и архитектурный музеи, картинная галерея в г. Муром ( выходной дни - понедельник, вторник),

2.5. Адреса и телефоны туристских организаций

• Мордовская Республиканская ОблСЮТур г. Саранск 430004, ул. Кирова 17 (834-2) 17-18-44,
  • Рязанская ОблЦДЮТЭ г. Рязань 390013 Вокзальная ул. 32а, (091-2) 28-34-52
  • Владимирская ОблЦДТКЭ г. Владимир 600001 ул. Студеная Гора 61 (092-2) 32-25-84

2.6. Туристские возможности района

Мордовия очень редко посещается туристами из-за плохо разветвленной автодорожной и железнодорожной сети. Восточная часть Рязанской области и сопредельная ей часть Владимирской области - прекрасное место для летних и особенно весенних водных походов по многочисленным притокам Оки разного порядка. Водники часто посещают такие притоки Оки как Унжа, Пра, а также приток Мокши река Цна.

Возможности для экскурсионного туризма подробно описаны в краеведческом задании.

2.7. Подъезд и отъезд с маршрута

Подъезд

Путешествие начинается на Казанском вокзале столицы. Поезд Москва-Берещено(Саров) отправляется из Москвы 19.39 и прибывает в Берещено в 5.20. На малюсенькой станции Берещено нас ждал автобус, заказанный нашими друзьями из города Саров. На автобусе нас отвезли сначала в Дивеевский монастырь, где мы провели более 3-х часов на экскурсионной программе, затем в г. Темников, где мы посетили местный краеведческий музей имени Федора Ушакова, а затем вывезли на окраину города на реку Мокша. В начале пятого мы были на месте, где стали ждать грузовик с нашими вещами.

В принципе наш вариант заезда на маршрут рекомендован быть не может, мало у кого есть знакомые в закрытом городе Саров(именно от них мы получили информацию о данном варианте маршрута по реке Мокша). В принципе можно доехать до Темникова на автобусе из Саранска, но это крайне долго и утомительно. Раньше существовал рейсовый автобус из города Арзамас в Темников, теперь его отменили, а арендовать автобус из Арзамаса в другую область крайне проблематична.

Отъезд

Мы закончили маршрут в городе Муром, откуда ходят поезда дальнего следования до Москвы. Поездов более 10, но в Москве нам продали обратные билеты только на поезд Сергач-Москва, отправлением 23.30. В 4.30 утра мы были в Москве. Подъезд на вокзал в Муроме из центра на автобусе № 6, ходят через 20-30 минут.

Раздел составили Попков Андрей и Родионов Александр

3. Техническое описание маршрута и лоция реки рек Мокша и Ока

3.1. График движения (фактический)

№ дняУчасток маршрутаРас-стоя-ние, кмЧистое ходовое время, час:минТехни– ческое время, час:минСпособ передви-женияПримечания (характер препятствий)
1–2Москва – Берещено5508поезд
Берещено.–Дивеево.301АвтобусЭкскурсия в Дивеевский монастырь
Дивеево–Темников601.3АвтобусЭкскурсия в Темниковском музее
Сбор судов на окраине города
3Место стоянки – Санаксарский монастырь – бывшая МТФ2.5 9.50.50 2.203.3Сплав СплавЭкскурсия в монастырь
4Место стоянки – устье реки Сатис(Правый приток)153.34СплавДеревянные сваи бывшего моста
5Место стоянки – дер Суморьево ниже пос. Теньгушево10 192.00 4.007Сплав СплавХодили за хлебом (1 час)
6Место стоянки – до дер.Пургасово326.17Сплав
7Место стоянки – г. Кадом 5 км выше д. Чермные12 162.20 3.406.3Сплав СплавХодили за хлебом, молочными продуктами, фотографировали (2.20 час)
8Место стоянки – 5 км выше устье р. Цна357.38.2Сплав
9Дневка
10Место стоянки – 15 выше устья реки Мокша357.58.5Сплав
11Место стоянки – дом отдыха на ПБ реки Ока4078.15Сплав
12Место стоянки – гор. Елатьма ниже пристани Николаевка20 154.10 3.209СплавХодили за хлебом (совместно с обедом, 2 часа)
13Место стоянки – ниже пос. Ляхи387.59СплавВстречный ветер
14Место стоянки – напротив дер Панфилово3577.45СплавВстречный ветер
15Место ночевки –г.Муром (понтонный мост)822СплавСильный встречный ветер Ночевали в школе интернате г. Мурома
16г. МуромЭкскурсионная программа в городе Муром (краеведческий музей, Троицкий монастырь)
16–17г.Муром – г. Москва3005поезд

Чистое ходовое время - 71 часов 30 минут

Техническое время - 81 час 10 минут

Сплав - 342 км

201 км по Мокше

141 км по Оке

Раздел составили Кудрявцев Илья, Геонджиан Андрей

3.2. График движения (запланированый)

ДатаУчасток маршрутаРасстояние, кмСпособ передвижения
18.6–19.6М.н. – г. Муром50Сплав
20.6Разборка судов Экскурсия по г. Муром
20.6–21.6Г.Муром – г. Москва

Необходимо объяснить некоторые отклонения от запланированного графика движения:

1. При планировании маршрута, мы думали, что нам придется собирать суда в пределах города Темников, где естественно сложно ночевать, поэтому мы собирались отплыть и встать в районе монастыря. На практике, место сбора судов было за городом Темников, вдали от жилья и вполне пригодное к ночевке, а в пределах Санаксарского монастыря встать невозможно (болотистая неровная местность).

2. Реальный километраж на маршруте оказался несколько больше, чем мы планировали исходя из материалов по которым мы готовились к походу(отчет детского клуба туристов города Саров), поэтому пришлось сократить одну дневку, чтобы наверстать этот километраж, и сделать ее ровно посредине маршрута на седьмой день сплава.

3. Хороших стоянок (особенно в нижней части реки Мокша и на реке Ока от устья Мокши до пос. Дмитриевы Горы) немного поэтому приходилось модифицировать график с учетом существующих стоянок.

Раздел составили Кудрявцев Илья, Геонджиан Андрей

16.6

С–В

С 11.00 до 12.30 сильный дождь с грозой

Во время грозы шквалистый ветер

17.6

18.6

Изредка накапывает мелкий дождь

19.6

Пасмурно

К вечеру пошел дождь

Утром шквалистый ветер

Дождь пошел, когда мы устроились на ночевку в интернате и шел всю ночь.

20.6

Сплошная

Целый день идет мелкий дождь

В целом погода во время нашего похода была очень жаркой и тяжелой для сплава, особенно первую неделю. Практически все участники похода сильно обгорели. Ночью было жарко и душно, спали без спальников. Чуть прохладней стало на Оке, в основном из-за ветра, и только два последних дня сплава погода была прохладной и удобной для сплава. Во время сплава дождь шел только 2 дня и то кратковременно. И только в Муроме погода испортилась: стало холодно и дождливо.

Раздел составил Ровинский Сергей

3.4. Техническое описание маршрута и лоция рек Мокша, Ока

Лоция реки Мокша написана для среднего уровня воды.

6 июня

Стояли за северной оконечностью города Темников на большой поляне(трава низкая) на правом берегу р. Мокши, перед зарослями ивы и ольхи. (Ф,Ф 3-4). Дров практически нет, вместо них использовали доски привезённые с собой, воду брали из реки. Здесь мы собирали суда

7 июня

Пройденное расстояние 12 км

Ходовое время 3 час 10 мин

ВремяХарактерные местаПрохождение
12.15Начало сплава. Течение спокойное. Ширина реки 25–30 м. Через 300м песчаная коса прекрасное место для купанияКупались 15 минут
13.15Через 2 км подплываем к Санаксарскому монастырю (л.б.)Зачалились в устье ручья, искали подход к монастырю, но тропинка оказалась на 200м ниже по течению. Совершили экскурсию по монастырю. Обедали в монастырской трапезной.
16.1Выплыли с обеда. Река сильно петляет.
16.5Через 3 км большой залив справа и через 400м приток(ПБ)
18:25Через 6 км Стар. Город на ПБ.
18.35Через 1 км. встали на ночевку на ПБ перед остатками моста

Стоянка в 1 км ниже по течению Стар. Города, разрушенного моста (у свай), за мостом видна разрушенная МФТ. Если подняться на холм, то там будет поляна с соснами по краям. С краю стоит стол, (Ф 7) трава не очень высокая, дров много, но воду приходилось таскать из реки. От коровьего брода наверх ведет болотистая тропинка.. Место для зачалки достаточно удобное (небольшое) - в устье ручья(Ф 8).Удобное место для купания.

8 июня

Пройденное расстояние 15 км

Ходовое время 3 час 30 мин

ВремяПрепятствиеПрохождение
11:20Отплытие. Через 100 м деревянные сваи около острова и МТФ(Ф,Ф 9–12).Проходили ближе к ЛБ, на минимальной скорости – в русле много бревен
11:30Через 200 м с ЛБ залив и деревянная будка
12:20Отличное место для купания на ЛБКупались 1 час
13:45Через 1 км на ЛБ хорошее место для стоянки. Через 500 м видна деревянная изба на ПБ..
Река сильно петляет в русле много каряг, по берегам завалы. (Ф,Ф 13–16), Скорость течение небольшая.Шли на малой скорости, внимательно следя за дном
15:10–18.40Через 5–6 км. встали на обед
15:10–18.40Обедали
19Через 1 км большой остров в середине русла.
19:15Через 1 км справа приток р. Сатис и пос. Ниж. Сатис. За поселком на ПБ хорошее место для стоянки.
19.3Через 500 м встали на стоянку на ПБ.

Стоянка 0,5 км ниже посёлка Ниж. Сатис. С воды виден пляж, за ним поле с редкими кустарниками, чуть выше по течению находиться не большой смешенный лес оттуда брали дрова. Воду брали из реки. Трава высокая, около берега проходит заброшенная грунтовая дорога. Много места для чалки судов, пляж для купания(Ф,Ф 17-18)

9 июня

Пройденное расстояние 29 км

Ходовое время 6 час 00 мин

\
11:00Отплытие. Ширина реки 30–40 м. В реке много завалов(Ф 19)
Через 500 м по середине реки ряд маленьких островов (Ф 20)Проходили слева
11:25Через 500 м на ПБ д. Вещерка, за ней дом отдыха, рядом с д.о. – дачи и хорошее место для стоянки
12:00Через 2 км. правый приток р. Сарна
12:15Через 500 м большой песчаный на крутом правом повороте.
12:40Через 2 км ЛЭП(перетянут только через реку), 50 м ниже по течению ручей ( ПБ)
13:10Через 3 у ЛБ система островов за ней село Суморьево с церковью 19 века.
13:10–14.40В селе 2 магазина – идти от реки более 1 км.Ходили за хлебом,
14:40Выплыли. Река сильно петляет.
15:45Через 4–5 км правый приток Варнава. Встали на обед.
15:45–17.00Обедали
17.05300 ниже места обеда – характерное место на ЛБ ручей, рядом поваленное дерево (Ф 21)
17:35Через 1,5–2 км после крутого правого поворота на ЛБ деревня Красный Яр.
За деревней река расширяется. Ширина реки 50–60 м (Ф,Ф 22–24)
18.25–18:55Отдыхали и купались
19:45Через 2–3 км за крутым поворотом на юг правый приток р. Водяжа и п. Теньгушево в конце поселка многопролётный автомобильный мост(Ф 25)
20.25Встали на ПБ за линией ЛЭП через реку

Причалили на ПБ у коровьего брода, напротив обрывистого берега, впереди виднеется хорошие место для стоянки, но там плохой подъём с берега. Мы прошли 300 м вглубь берега и встали в небольшой, очень красивой дубраве (Ф 26), трава низкая, много дубовых дров, воду брали из озера поблизости. Единственный недостаток стоянки - далеко идти до судов.

10 июня

Пройденное расстояние 32 км

Ходовое время 6 час 10 мин

\
10:45Отплытие. Река шириной 50–60 м. Течение слабое.
11:00Через 1 км – большой остров перегораживает практически все руслоПроходили вдоль ПБ(Ф 27)
11:20Еще через 1 км– полуразрушенное гидротехническое сооружение на ПБ у дер Нороватово (Ф 28), у ЛБ затопленный кусок бетона(Ф 29)Проходили ближе к ПБ на малой скорости
11:35Через 1 км на ЛБ дубрава (на протяжении всего дня ЛБ лесистый и обрывистый) и пляж, за ним характерные холмы
12:10Через 2 км. д.. Березняк
12:25Еще через 1 км ЛП Юзга, в русле много затопленных деревьевПроходили на малой скорости
12:40–13:00Отдыхали на воде не зачаливаясь
13.3Через 2,5 км реку пересекает ЛЭП – Река сильно петляет. На одной из петель встали на обед
15.00–16.30Обедали
17.1Через 2 км ПП река Шокша
17.15После притока за крутым левым поворотом видна деревня Широмасово
18.4Через 6–7 км на ЛБ хорошее место для стояки.
18:50Через 300 м на крутом правом повороте на ПБ деревня Верки
18.50–19.20Отдыхали
Проплываем несколько небольших островов, встречаются мели. Через 1,5–2 км справа на высоком холме видно село Пургасово с церковью(Ф 30)

Стоянка на нижней террассе у подножья холма, не доплывая до села Пургасово. Очень удобное место для чалки судов. Около нашей стоянки в реку в подает два ручейка (оба питьевые) воду брали из ручейков, трава низкая, но деревьев вокруг почти нет, так что дров очень мало. (Ф,Ф 31-32)

11 июня

Пройденное расстояние 28 км

Ходовое время 6 час 00 мин

10:00Выплыли. Река шириной 50–60 м. Течение слабое
10:10Через 500 м . остров в центре реки(Ф 33)
10:20Еще через 500 м–правый приток р.Ермишь
10:40Еще через 1 км на ПБ пос. Стар. Кадом (в посёлке видна церковь и колокольня из красного кирпича).
10:50Через 500 м река расширяется до 70–80 м
11:30Через 1,5 км за крутым правым поворотом видны дома города Кадома
12:15Через 2 км доплыли до моста в гор. Кадом(Ф 34)Встали под мостом на ЛБ.
12:20–14:50Купались, ходили за хлебом, молоком, творогом, фотографировали достопримечательности гор. Кадом. (Ф,Ф 35–36)
14:50Выплыли
16:20Через 6–7 км стали на обед в устье ЛП реки Вад
16:20–17:50Обедали
17:50Выплыли с обеда. Прошли 4–5 км
19:00–19:20Встали на отдых
20:25Через 5 км встали на стоянку за ЛП

Стоянка плохая, высокая трава, дров мало, воду брали из реки. Перед стоянкой маленький заливчик, берег песчаный, пологий, слегка топкий. (Ф 37) До д.Чёрмные хороших мест для стоянок нет

12 июня

Ходовое время 7 час 30 мин

10:15Выплыли. Река шириной 70–80 м. Течение слабое
10:40Через 2 км на ЛБ – летник
11:05Через 2 км остров посередине реки, (Ф,Ф 38–39)Проходили правой протокой
11:20После левого поворота многопролетный автомобильный мост у д.Чёрмные(Ф 40)
11:55После ПП отличное место для стоянки на ЛБ
11:55–12:25Встали на отдых, купались, катались на каяках (Ф 41)
12:50Через 2 км сосновый бор на ЛБ
13:20Через 2 км на ЛБ пос. Котелино с одноглавой церковью (Ф 42), напротив поселка хорошее место для стоянки
13:30–13:45Техническая стоянка
14:55Встали на обед на берегу большого залива
14:55–16:10Обедали
16:55Через 2 км с ЛБ два притока между ними остатки парома и д. Шевали–Майданы на ЛБ после деревни река расширяется Ширина – до 100 м(Ф,Ф 43–44)
17:30Через 3 км большой остров (700м) с песчаным пляжем с правой стороныШли правой протокой
18:20–19:00Отдыхали на воде
19:40Остатки парома
20:00Через 1 км встали на дневку на ПБ

Стоянка на .высоком ПБ несколько километров не доплывая устья. р. Цна, в начале небольшого поля (трава не очень высокая), ровных мест для палаток немного. Берег очень крутой, местами обрывистый. (Ф,Ф 45-46) Рядом с поляной есть смешенный (в основном лиственный) лес, дров достаточно, воду брали из рек . На противоположном берегу Мокши тянется узкая полоска пляжа.

13 июня

Дневка

Купание, катание на каяке, отработка спасработ на катамаране-2

14 июня

Ходовое время 7 часов 50 мин

\
10:00Отплытие. Ширина реки около 100 м. Течение отсутствует.
11:20Через 5–6 км устье ЛП реки Цна и д. Устье на ЛБ Цны. В месте впадения притока большое озерное расширение
11:30Через 500 м реку пересекает ЛЭП. И остатки парома. Ширина реки более 150 м
11:50Через 1,5 км остатки разрушенной плотины на ПБ(Ф 47)
12:10Многопролетный автомобильный мост(Ф 48).
12:10–13:10Широкая протока справа. Берег песчаный.Отдыхали у протоки на ПБ. Купались
14:40Через 8 км приток по ПБ.
15:00Встали на обед на песчаном пляже на ПБ
15:00–16:40.Обедали
Дальнейшее ориентирование на Мокше крайне затруднено из–за отсутствия ярко выраженных примет и большого количества сходных поворотов реки. Ориентируемся только по времени
18:00ЛБ луг, а напротив пляж. Встали на отдых
18:20Продолжили сплав
19:20Небольшой левый приток. Мест для стоянки практически нет. Встать можно только на многочисленных песчаных пляжах в основном на ЛБ, но они все заняты рыбаками, которые забрасывают свои донки по всей длине пляжа
20.3Медленно движемся, периодически вылезаем и смотрим места – все они непригодны, а пригодные заняты
21:15У очередного пляжа не выдерживаем (скоро стемнеет) и просим разрешение встать рядом с рыбаком(благо он один). К нашему удивлению он совсем не возражает и даже продает нам по сходной цене рыбу. (Ф,Ф 49–50).На (Ф 49) практически незнакомая нам, но как выяснилось нередкая здесь стерлядь

Стоянка на песчаной кассе напротив залива, 15км не доплывая впадения р.Мокши в р. Ока. Встали на небольшой песчаной площадке(Ф 51) рядом с рыбаком, лес вокруг лиственный, дров много, воду брали из реки, рядом к реке подходит дорога. Место для чалки судов очень удобное(Ф 52)

15 июня

Пройденное расстояние 40 км

Ходовое время 7 часа 00 мин

10:05Отплытие. Ширина реки более 100 м. Течение практически отсутствует.Встречный ветер
10:05–13.00Количество поворотов на реке ближе к устью явно больше, чем нанесено на карту
13:00На ЛБ деревня Пятницкий Яр. Через 500 м – устье Мокши . (Ф,Ф 53–54).Проходили ближе к ПБ
13:10–13:40Ждали отставших, фотографировались
Река Ока
Ориентироваться на Оке достаточно просто. Через каждые 5 км стоят километровые знаки(невысокие столбики с белой дощечкой и черной надписью, не путать со створными знаками – высокие столбы с большой белой дощечкой без надписи), уменьшаясь к устью Оки. Первый виденный нами столб –«355» был на ЛБ Оки практически напротив устья Мокши. Последний столб был «220» сразу за ж/д мостом в городе Муром на ПБ. Все замеченные нами столбы мы попытались нанести на карту. Как ни странно, но километраж по карте и столбам несколько не совпадал. На участке от столба «255» до Мурома мы не увидели ни одного столба. Ширина реки более 250 м. Скорость течения значительная 2–3 км/час. Скорость компенсировалась встречным ветром, так что общая скорость сплава не увеличилась
14.1Справа отличный песчаный пляж. Встали.
14:10–14:30Отдыхали, вода холоднее, чем в Мокше и скорость течения немаленькая, поэтому на Оке купались только в спасжилетах.
15:00Знак–«350» на ЛБ
15:30Встали на обед на ПБ перед большим заливом
15:30–16:40Обед
16:40Продолжили сплав
16:50Реку пересекает ЛЭП, видны строения п. Захаровский. Практически сразу поселком на ПБ знак –«345» Напротив знака большая мель у ПБУходили от мели ближе к середине реки
17:10Перед крутым левым поворотом на ПБ п.Сенин Пчельник
17:45Знак–«340» на крутом ЛБ
17:45–17:55Технический перерыв
18:10В русле большой островПроходили левой протокой
18:55Через 3 км. русло разделяется направо, делая большую петлю, идет Старая Ока. Основное русло слева. На карте в этом месте разрыв пришлось карту дорисовывать.Пошли по левой протоке по основному руслу.
19:05Слева база отдыха
19:10Встали на ЛБ за базой отдыха.

Стоянка на большой поляне 500 м ниже по течению базы отдыха и 100м не доплывая отметки "335",(Ф 55) трава низкая подъём от реки хороший, лес смешанный(липы, дубы, сосны), много сушин, забор воды из Оки, очень удобный, почти у самой реки проходит дорога, вокруг множество оборудованных стоянок рыбаков. Это, пожалуй, лучшая стоянка на Оке во время нашего сплава.

16 июня

Ходовое время 7 час 30 мин

10:00Отплытие.
10:05Знак–«335» на ЛБ, недалеко от знака к реке спускается тропинкаПлыть тяжело сильный встречный ветер
10:10Через 1 км бывшая пристань на ЛБ
11:00Началась гроза.Ветер встречный шквалистый.
11:10–11:30Стояли и пережидали грозу и шквал
11:40Знак–«335» на ЛБ
11:40–12:10Опять пережидали грозу и ветер
12:10Продолжили сплав под дождем, гроза кончилась, ветер стих до умеренного
12:40д. Урдо, по ЛБ, за ней тянется гряда холмов
12:50д. Квасьево с ЛБДождь кончился
13:50д. Пустынь с ЛБ Отсюда виден впереди город Елатьма.Опять поднялся сильный встречный ветер
14:50Встали в конце г. Елатьма, перед паромом, на городском пляже(Ф 56)Последние 500 метров дались с трудом – ветер очень сильный
14:50–16:50Обедали. Во время обеда сходили за хлебом(1 км в гору) и на телефонный узел звонить(2,5 км)
16:50Продолжили сплавВетер стих
20:05Знак–«305» на ЛБ
20:30Через 2,5 км на холме видна дер. Николаевка, на берегу остатки пристани
21:00Встали наночь на Лб

Стоянка в поле с редким кустарником(Ф 58). Берег крутой, обрывистый, дрова брали из

леса находящегося 200 м вглубь берега, рядом проходит грунтовая дорога. Воду брали из реки. Забор воды очень тяжелый

17 июня

Пройденное расстояние 38 км

Ходовое время 7 час 50 мин

10:00Отплытие. Характер реки прежний. Ширина 300–400 м. Высокие берега(Ф,Ф 59–62). Скорость реки 3–4 км/час
10:05Знак–«300» на высоком ЛБ
10:20Парома у дер. Жуково разрушен
10:45На крутом правом повороте большой залив, к реке подходит дорога, стоит сарай (заброшенная пристань) и остатки парома
11:10Большой остров.Пошли левой протокой
11:40Конец острова
12:10Река делает крутой левый поворот
13:15Поселок Дмитриевы Горы на ЛБ
13:35Разрушенный паром
13:50Конец поселка. Знак–«285» на ЛБ
14:45Слева приток, на горе видна д. Воютино напротив приток (старица) На высокой террасе перед деревней сосновый бор, в конце деревни разрушенный паром.
15:30Встали на обед
15:30–17:05Обедали
17:05Выплыли
17:35Слева видны дома турбазы.
18:10–18.20Отдыхали
18:40На ЛБ видны дома д. Казнево
19:10Большой остров. Знак–«270» на ЛБ напротив середины островаПроходили левой протокой
19:30Конец острова.
20.15Виден п. Ляхи с церковью с голубым куполом. Река входит в крутой правый поворот
21.15На втором ПП встаем на ПБ.

Стоянка на песчаной полян, редкий кустарник, кое-где ивы, трава растет вперемешку с песком, для палаток мест много но не очень хороших, дров тоже много, и тоже не очень хороших(сухая ива), воду брали из реки. Забор воды очень неудобный. Берег обрывисты, чалиться и заносить вещи трудно.(Ф,Ф 63,64)

18 июня

Ходовое время 7 час 00 мин

10:20Отплыли. Характер реки прежнийСильный встречный ветер
10:40За крутым ЛП д.Ближне–Песочное и вытянутый залив с пристанью уходящий вглубь деревни
11:30Знак–«255» на ПБСильный встречный ветер
13:00Встали в начале протоки срезающей длинный правый поворот
13:00–13.50Ожидаем отставших
13:50Продолжили сплав. Ширина протоки около 100 мПошли по правой протоке
14:20Вышли к слиянию проток у пос. Досчатое. Ширина реки в месте слияния около 500 м
14:302 нитки ЛЭП через реку
15:00Встали на обед ниже поселка напротив большого острова
15:00–17:00Первый раз в походе на обеде развели костер для обогрева, постоянно идет мелкий дождь и дует сильный ветерОбедали
17:00Отплыли.Ветер стих
19:00Слева видим большой поселок с церковью. С удивлением узнаем, что это Панфилово. По нашим прикидкам до него нам еще плыть часа 2. Наверное скорость реки сильно увеличилась, да и ветер заметно стих.
19:20Решили встали на ночевку напротив поселка на высоком ПБ

Стоянка на крутом берегу под створным знаком 100 м вглубь берега начинается болото мест для палаток много, но трава очень высокая, и дров почти нет.(Ф,Ф 65-66) За дровами ходили почти за километр. Забор воды из реки - тоже неудобен.

19 июня

Пройденное расстояние 8 км

Ходовое время 2 час 00 мин

10:50Отплыли. виден ж\д мост. Ширина Оки около 1 км. Начали пересекать реку справа налевоСильный встречный ветер, переходящий в шквал
11:20Слева начинается пос. Карачарово с красивой церковью
12:10Кончается поселок Карачарово.
12:15Проходим под ж/д мостомПроходили прижимаясь к ЛБ, опасаясь кораблей.
12:30Слева пристань Муром (Ф 67)
12:50Зачалились на пляже ЛБ перед понтонным мостом в городе Муром. Здесь разбираем суда. (Ф 68) и ожидаем грузовик для отправки наших вещей в Москву.

Раздел составили Геонджиан Андрей, Кудрявцев Илья, Хохряков Матвей, Реутов Антон 4. Выводы и рекомендации

1. Рекомендации по выбору района путешествия и нитки маршрута

Основным критерием при выборе данного маршрута было его насыщенность историческими и архитектурными памятниками, с которыми нам хотелось ознакомиться.

Кроме того, так как большинство ребят уже были в походах первой категории сложности, нам хотелось пройти максимально сложный маршрут, если не технически(все-таки -единичка) то по крайней мере физически.

Надо сказать, что выбор маршрута во многом определился знакомством с Саровским детским клубом водник, их рассказами о красоте здешних мест, и любезным предложением помочь с транспортом.

Вот почему мы выбрали столь странный маршрут, связанный со сложным подъездом и проходящий по трем областям нашей страны.

В целом маршрут соответствует уровню 1-й категории сложности, хотя и существенно превышает необходимые требования для километража в данной категории.

2. Интересные места маршрута

Природные. Практически весь маршрут проходит по местам, которые можно отнести к интересным природным объектам. Значительная часть начального участка маршрута проходит по территории Мордовского государственного заповедника. Такое количество дубрав и липовых рощ, как здесь никто из нас не видел никогда. Здесь в нижнем течении реки Мокша большинство из нас впервые увидели знаменитую русскую стерлядь, которая как известно водится только в очень чистой воде.

Исторические

Основной причиной выбора данного маршрута послужило множество уникальных исторических памятников, находящихся здесь. Прежде всего это знаменитый Дивеевский монастырь, связанный с деятельностью одного из выдающихся русских святых Серафима Саровского и Санаксарский монастырь, связанный с именем еще одного выдающегося русского человека - адмирала Федор Федоровича Ушакова. Настоящей изюминкой данного маршрута можно считать его окончание в древнейшем городе нашей страны - Муроме, с его уникальными памятниками истории и архитектуры.

3. Познавательное значение похода

Участники нашей группы попали Мордовию в первый раз. Поэтому все встречи для нас были интересными и познавательными - и своеобразная природа этой республики и история этого края.

По ходу подготовки и проведения похода каждый участник группы выполнял поручение (завхоз, ответственный за снаряжение, медик, ремонтник, фотограф, метеоролог, лоцман, картограф и т.д.). Самостоятельное выполнение любой из этих обязанностей невозможно без получения новых знаний, умений, навыков, которые были развиты и закреплены в ходе путешествия.

На маршруте каждый из участников составлял хронологическую лоцию на 2 дня сплава.(один в начале маршрута, другой в конце) Один и тот же день описывали одновременно 2 участника. В конце дня лоции сдавались лоцману, и он, на основании полученных данных, составлял лоцию рек маршрута.

Наиболее важной и интересной информацией, которую участники группы получили в походе можно считать знакомство с жизнью 2-х действующих монастырей: Дивеевсого и Санаксарского.

В Дивеевском монастыре учащимся удалось принять участие в резании чудодейственных "сухариков батюшки Серафима", которые ежедневно освящаются в монастыре и раздаются паломникам. Так большинство из группы прошли по знаменитой "Богородичной канавке", по одному из самых святых мест в нашей стране.

В Санаксарском монастыре ребятам удалось выполнить небольшую работу по благоустройству монастыря и пообедать в монастырской трапезной вмести с трудниками и паломниками монастыря.

4. Воспитательное значение похода

Известно, что туризм имеет огромные воспитательные возможности. Начинается этот процесс с выработки ответственности за порученное дело (распределение обязанностей). Причём сложные условия спортивного похода улучшают понимание своей ответственности за выполнение порученной обязанности.

В любом походе достаточно много дискомфортных условий существования. А в наших условиях, огромного количества всяких кровососущих насекомых и очень жесткого графика движения, требует проявления дисциплины, выдержки, силы воли, дружелюбия, взаимопомощи, товарищеской поддержки, честности и справедливости.

5. Изменения маршрута

Изменений в заявленном маршруте не было. Изменения в заявленном графике движения (см. раздел "Техническое описание маршрута раздел 3.2") связаны с недостаточной информацией о данном маршруте( существовал только один отчет клуба "Водник" города Саров и, то только на верхние 100 км. Так что мы можем с достаточной долей уверенности назвать этот маршрут первопрохождением

6. Список используемой литературы

1. Общегеографический региональный атлас. "Республика Мордовия". 2001 год
  2. Общегеографический региональный атлас. "Рязанская область". 2001 год
  3. Общегеографический региональный атлас. "Владимирская область". 2002 год
  4. Г.А. Рыжавский "По Оке и ее притокам". ФИС. Москва 1982.
  5. Города России. Энциклопедия. Москва, 1994
  6. Отчет клуба "Водник" гор. Саров

Раздел составили Кузьмина Н.С., Лурье В.А., Хренов Кирилл

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

5.1. Сведения о материальном оснащении группы

5.1.1. Средства сплава

2 четырехместных катамарана "Тритон"(походный) грузоподъемностью - 1,3 т.

Вес каждого катамарана с рамой и оснащением 40 кг

1 двухместный катамаран "Тритон"(туристический) грузоподъемностью 1000 кг.

Вес катамарана 30 кг

Рамы катамаранов дюралевые.

Каждый катамаран снабжен 1 чальным концом длиной до 10м и упорами сиденьями для канойной жесткой посадки.

1 байдарка разборная "Вьюн". Вес байдарки 25 кг

1 стеклопластиковый слаломный каяк ("Vission") Вес каяка 10 кг

Байдарка и каяки снабжены обвязкой, упорами, банкой для жесткой посадки и срывной юбкой.

Общий вес всех средств сплава приблизительно 115 кг.

Рекомендации

Одной из целей нашего похода была тренировка - подготовка к более сложным маршрутам, поэтому мы взяли все типы судов. За каждым судном был закреплен экипаж, но во время сплава и на тренировках на струе экипажи менялись. Бивачное снаряжение и личные вещи каякеров транспортировались на 4-х местных катамаранах, продукты - на 4-х местных катамаранах и двухместном. На байдарке транспортировались личные вещи экипажа. Загрузка судов каждый день была постоянная в не зависимости от экипажей судов на текущий день и соответствовала экипажам судов в первый день сплава. Это позволяло стандартизировать ежедневную загрузку судов и совершенствовать ее. Ежедневная загрузка осуществлялась первоначальными экипажами.

5.1.2. Состав специального снаряжения

Общественное снаряжение

1. Весла канойные полиэтиленовые - 13 шт.
  2. Весла байдарочные полиэтиленовые - 5 шт.
  3. Спасконец береговой (морковка) - 2 шт.
  4. Гидроупаковки общественные (продукты, палатки) -15 шт.

Общий вес общественного спецснаряжения 21кг

Личное специальное снаряжение

1. Спасжилеты надувные (3 емкости, общий литраж - 20 л с нижней шлеей) - 10 шт.
  2. Спасжилет пеннный фирмы "Простор" (литраж 12 л) - 7 шт.
  3. Шлемы хоккейные - 17 шт.
  4. Гидроанораки - 17 шт.
  5. Гидроупаковки(личные) - 17 шт.

Вес личного специального снаряжения (на одного участника) - 3.5 кг

Все общественное снаряжение, средства сплава и личное специальное снаряжение были доставлены к месту начала сплава на специально арендованном грузовике. На нем же были увезены в Москву от места окончания сплава.

Рекомендации

Рекомендуем использовать катамаранные и байдарочные полиэтиленовые весла фирмы "PRION": они легки, практически не ломаются и сравнительно не дорогие.

С 2003 года фирма "Тритон" начала выпускать новые тренировочные спасжилеты из "пены", по образцу немецких "Чапай" Рекомендуем использовать их для детей 12-15 лет в походах 1 категории сложности.

Раздел составил Родионов Александр и Попов Артемий

5.2. Рекомендации по питанию

Все продукты кроме хлеба на весь поход были закуплены в Москве, хотя практически все продукты можно закупить в магазинах на маршруте

Хлеб продается практически во всех поселках и деревнях на маршруте. Рекомендуем закупить хлеб в Темнокове на 2-3 дня похода, первую закупку лучше планировать в поселках Теньгушево или Суморьево. Затем закупать хлеб в городе Кадом (там своя пекарня), а затем в городе Елатьма (там отличные сдобы) Во всех поселках и деревнях на маршруте легко можно прикупать у местных жителей молочные продукты(молоко, творог, сметану). Цены на молочные продукты в 1,5 раза меньше, чем в Москве. Отличные молочные продукты местного молокозавода в городе Кадом.

Рыбы на маршруте не очень много, поэтому дополнительного масла можно с собой не брать, в крайнем случае, докупить на маршруте

Рекомендуем расфасовывать крупы в пластиковые бутылки от газированной воды, в них же рекомендуем хранить масло. Пластиковые бутылки очень прочные и абсолютно герметичны, что особенно важно для водного похода.

Рекомендуем копченую колбасу покупать только отечественного производства и смазывать предварительно ее поверхность растительным маслом для лучшей сохранности.

Сыр хранился в льняном мешочке, смоченном уксусом.

Крупы: гречку, пшено, рис рекомендуем предварительно промыть просушить и слегка обжарить для более быстрой и качественной готовки.

С целью экономии сплавного времени( в группе много малоопытных участников) было решено обеды заменит на перекусы. В холодную погоду утром готовили дополнительный чай и заливали его в термосы. В жаркую погоду набирали воду в колодцах в пустые пластиковые бутылки и разводили в них "ZUKO"

Раздел составила Лычкина Анастасия

6. Краеведческое задание

Санаксарский и Троицкий Муромский монастыри. История, архитектура, живопись

6.1. Краеведческая характеристика района

Наш маршрут проходил по Мордовии и Рязанской области по двум рекам: Оке и ее притоку Мокше. Начинался он в небольшом городе Темников, где сохранилась застройка 18-19 веков. В городе работает краеведческий музей, где целый зал посвящен знаменитому русскому флотоводцу Ф.Ф. Ушакову. В четырех километрах от Темникова, ниже по реке Мокша, на ее левом берегу расположен Санаксарский монастырь, в котором находится могила адмирала Ушакова, недавно причисленного к лику святых, и хранятся его святые мощи. Интересен архитектурный ансамбль монастыря второй половины 18 века. Далее на маршруте два небольших города: Кадом и Елатьма с сохранившимися церквями 19 века. Заканчивался маршрут в древнем Муроме, сохранившем планировку 18 века, архитектурные ансамбли четырех монастырей и другие памятники архитектуры 16-20 веков. В Муроме два интересных музея: историко-художественный и художественная галерея с коллекциями: археологической племени мурома, древнерусского искусства иконописи, городского купеческого быта, русской и западноевропейской живописи. Перед самым годом, выше по Оке, находится древнее село Карачарово, в котором родился былинный богатырь Илья Муромец, причисленный к лику святых. В селе сохранились церковь и усадьба графов Уваровых конца 18 века.

6.2. Цели и методика работы

В течение учебного года мы знакомимся с памятниками истории и культуры, находящимися в Москве, а каникулы используем для того, чтобы по возможности расширить круг изучаемых объектов. Зимой мы проводим краеведческую экспедицию, а маршруты для летних походов 1 - 2 категории сложности мы выбираем вблизи тех исторических мест, которые хотим посетить. При этом нас привлекают не только знаменитые, но и малоизвестные памятники. На этом маршруте было очень много интересных объектов, поэтому все материалы в одну работу включить не удалось. Мы выбрали для работы два монастыря, непохожих один на другой по архитектуре и связанных с непохожими друг на друга личностями. Монастыри привлекают наше внимание как участники исторического процесса, как центры духовной жизни, как памятники архитектуры и хранители коллекций икон.

В отчёт мы включили краткую историческую справку о создании монастырей, краткую биографию адмирала Ф.Ф. Ушакова, описание архитектурного комплекса и раздел, посвящённый иконографии. Историческая справка и биография составлены по литературным источникам и по информации, полученной от директора краеведческого музея города Темников. Информация о возрождении монастырей и о событиях последних лет получена от монахов и трудников, восстанавливающих обитель.

Помимо познавательной мы преследовали и учебные цели. Мы учились выделять конструктивные особенности зданий, сравнивать их с виденными ранее, определять время постройки. Для создания цельного представления об архитектурном комплексе был составлен его план, а также проведена фотосъёмка. В разделе, посвящённом иконам, мы учились распознавать сюжеты на среднике и клеймах иконы. Эта форма выбрана для того, чтобы научиться всматриваться в иконы, так как иконы не открываются при беглом просмотре. Этим разделом мы занимались в Муромском музее, так как в музее рассматривать иконы удобнее.

6.3. Содержание работы

6.3.1. Рожество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

История создания

Монастырь расположен в левобережье реки Мокши, в десяти километрах от города Темникова. Свое название он получил от небольшого озера Санаксар, находящегося под стенами обители. Монастырь, основанный в начале как небольшая пустынь начал свое существование в царствование Алексея Михайловича при игумене Феодосии в 1659 году. Вначале все постройки были деревянными. Одно время по причине бедности пустынь была приписана к Саровской обители, но затем вновь обрела самостоятельность. Превращение пустыни в монастырь связано с деятельностью старца Феодора (Ушакова). Его усилиями бывшая Санаксарская пустынь, стала именоваться монастырем и со временем превратилась в процветающую обитель Тамбовской епархии. В это время ( при игумене Федоре и его приемнике) в монастыре было воздвигнуты каменные корпуса келий и три основных храма: соборный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы; храм во втором этаже колокольни в честь Преображения Господня и больничная Владимирская церковь. Благодаря иеромонаху Феодору Санаксарскому монастырь к концу ХVIII века приобрел общероссийскую известность.

Родился будущий старец в 1719 году, и при крещении имя его было Иоанн. Происходил из дворянского рода Ушаковых Ярославской губернии, живших близ города Романова в своем родовом имении. По достижении совершеннолетия родители определили его в гвардейский Преображенский полк, где Иоанн вскоре был сделан сержантом. Внезапная смерть одного из полковых товарищей так потрясла душу Иоанна, что он твердо решил, бросив все, бежать в пустыню ради спасения души. После долгих мытарств Иоанн, по личному разрешению императрицы Елизаветы Петровны был пострижен в монахи Александро-Невской Лавры под именем Федор где он начал свою деятельность в качестве старца.

В 1759 году преподобный Федор переселился в Санаксарскую пустынь со всеми своими учениками. Чтобы постричь учеников в монахи в то время, необходимо было получить разрешение императрицы и синода. Помог в этом граф А.Г. Орлов, знавший преподобного лично. Императрица Екатерина именным указом от 23 апреля 1763 года разрешила постричь в монахи 11 учеников старца Федора, отставных гвардейских офицеров. Позже было разрешено постригать всех послушников, желавших жить под руководством отца Федора. Этот необычный состав братии сохранился, по-видимому, и в последующие годы. Сохранились письменные свидетельства начала 19 и начала 20 веков, что большая часть монахов происходила из офицеров в отставке и дворян.

Биография адмирала Ушакова

Племянником старца Федора был знаменитый российский флотоводец Федор Федорович Ушаков. Адмирал Ушаков родился 13 февраля 1745 года в селе Бурнаково Ярославской губернии и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. В 16 лет он поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, по окончании которого получил офицерский чин и был направлен на Балтийский флот. Через несколько лет молодого мичмана перевели в Азовскую флотилию. Летом 1783 года в чине капитана второго ранга Ушаков был отправлен в Херсон для работы по созданию на Черном море регулярного флота. В это время в городе началась эпидемия чумы. Первую свою победу Ушаков одержал в борьбе с чумой. За эту победу он был произведен в капитаны первого ранга и награжден своим первым орденом Владимира четвертой степени. В 1785 году Ушаков был направлен на строительство нового города Севастополь, где нужно было построить адмиралтейство, верфь, порт и военное поселение. В 1787 году началась война с Турцией, война, в которой русскому флоту суждено было сыграть решающую роль. В первом же бою, у острова Фидониси малочисленный русский флот одержал победу над превосходящими силами противника. Ушаков, командовавший авангардом русской эскадры, получил чин контр-адмирала и был назначен командующим Черноморским флотом. Затем были победы при Керчи и при Тендре. В 1791 году русско-турецкая война завершилась блистательной победой контр-адмирала Ушакова при мысе Калиакрия, в ходе которой весь турецкий флот, лишившийся 28 судов, разбросало по морю. За эту победу Ушакову был пожалован орден Александра Невского. Следующая компания - Средиземноморская (1798-1799 годов) была столь же победоносна. Русский флот под командованием вице-адмирала Ушакова освободил от французов Ионические острова и установил на них новую государственность. Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов - первое греческое национальное государство нового времени. За самое знаменитое сражение этой компании - взятие неприступной крепости Корфу - Ушаков был произведен в адмиралы. Император Александр 1 перевел Ушакова в Петербург в должности командира Балтийского флота. В 1806 году Ушаков подал прошение об отставке и поселился в свой деревне Алексеевка вблизи Санаксарского монастыря. Во время войны 1812 года Ушаков устроил и содержал госпиталь для раненых, внес средства на формирование Тамбовского пехотного полка, передал практически все свои деньги в пользу разоренных войной. Умер Федор Федорович в 1817 году и был погребен в Санаксарском монастыре рядом со своим дядей преподобным Федором Санаксарским. После революции монастырь был закрыт, часовня над могилой Ушакова - до основания разрушена. Во время Великой Отечественной войны вспомнили об адмирале Ушакове, одержавшем победы во всех своих сражениях, и учредили боевой орден адмирала Ушакова, ставший высшей наградой для воинов-моряков.

Возрождение монастыря

В 1929 году монастырь был закрыт, братия репрессирована. В его стенах расположилась коммуна. Началось осквернение и разрушение монастыря. Разрушили часовню над могилой адмирала Ушакова, перекопали кладбище, сбили главы с церквей. В соборе устроили конюшню. Позже, когда хозяином монастыря стала школа сельских механизаторов, в соборе стояли трактора. Так продолжалось до 70-х годов, когда началось восстановление монастыря как памятника архитектуры.

В мае 1991 года монастырь был возвращен Церкви и передан в ведение вновь созданной Саранской епархии. Внешне он выглядел вполне благополучно: реставраторами были восстановлены купола храмов и колокольни, крыши покрыты жестью, частично покрашены наружные стены. Но нормальных условий для жизни не было: все здания требовали капитального ремонта, не было отопления, канализации, все ветшало и рушилось. Началось духовное и материальное возрождение обители.

В праздник Святой Троицы, отслужили первую литургию. Через месяц, в праздник иконы Богоматери "Милующей", сама эта икона, бывшая чудотворной в уничтоженном Темниковском монастыре, была принесена в Санаксарскую обитель крестным ходом. Все эти годы икону тайно хранили верующие, передавая друг другу. Икону встречали колокольным звоном. День был пасмурный, но звонари с колокольни видели, что пока икону несли от Темникова через луга к Санаксарам, она сияла ярким светом. Это событие отмечено в монастырской летописи, которая ведется со дня возобновления обители.

В мае 1999 года у северной стены собора были обретены святые мощи преподобного Федора Санаксарского. 10-11 июля состоялись торжества прославления преподобного Федора в лике святых. За два дня на торжествах побывало около пяти тысяч человек. Вместить всех храм не мог: основная масса людей слушала службу на площади через репродукторы.

В 2000 году после долгих поисков была найдена могила и обретены мощи адмирала Ушакова. В 2001 году адмирал Федор Ушаков был причислен к лику святых. На праздник прославления святого праведного воина съехалось множество паломников, в их числе было много моряков (среди них и капитаны, и даже вице-адмирал), считающих святого Федора Ушакова своим небесным покровителем. Позднее на могилу святого адмирала приезжал действующий адмирал флота.

Главная святыня монастыря, святые мощи двух Феодоров Ушаковых (игумена монастыря и его благочестивого племянника-адмирала), хранятся в соборе. Возле них произошло множество чудесных исцелений.

Недавно в монастыре произошло обновление древней Феодоровской иконы Божией Матери. Икона, потемневшая от копоти свечей так, что едва было различимо изображение, во время службы начала светлеть и стала, как новая.

Целительную силу имеет святой источник о. Феодора, находящийся рядом с обителью.

Возрождаются санаксарские традиции такие как: прием паломников, особый интерес к монастырю в среде военных, старчество. Сейчас в монастыре два старца: духовник обители Иероним и Питирим.

В настоящее время в монастыре проживает 71 монах, 25 послушников и около 100 трудников. Помимо подсобного хозяйства (огорода, фермы, птичника, пасеки, теплиц) в монастыре работают столярный и слесарно-механический цеха, пилорама, свечная и иконописная мастерские, хлебопекарня, квасоварня.

Планировка монастыря

К настоящему времени отремонтированы все сохранившиеся здания. Ансамбль монастыря состоит из компактного архитектурного комплекса и отдельных зданий, далеко друг от друга стоящих и не связанных между собой. В плане комплекс представляет собой прямоугольник, обстроенный по периметру корпусами. Парадный вход расположен в центре основного фасада под аркой колокольни, во втором ярусе которой находится храм Преображения Господня. Посреди двора возвышается собор Рождества Богородицы. Около его северной стены находится могила адмирала Ушакова с памятником. В южном углу восточной стороны прямоугольника расположена больничная церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Еще одна церковь расположена за пределами комплекса - это кладбищенская Воскресенская церковь.

Все основные здания монастыря построены во второй половине 18 века.

6.3.2. Свято-Троицкий Муромский Новодевичий женский монастырь

История создания монастыря

Место, на котором находится Троицкий монастырь, называется Старое Вышнее Городище. Это - исторический центр Мурома, здесь находился его первый кремль. Св. кн. Константин по приходе своем на Муромское княжение в конце ХI века построил на месте, где теперь находится Троицкий монастырь, Борисоглебский кафедральный собор, в котором служил первый Муромский епископ Василий.

Монастырь был основан в 1642 году купцом Московской сотни Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной. На деньги, данные Богданом Цветным, начали строить каменную церковь. Первый кирпич положили 21 августа 1642 года, а 6 августа следующего года строительство храма был закончено.

Вскоре Богдан Цветной получил разрешение основать при церкви женский монастырь. В ближайшие же годы на средства того же Богдана началось интенсивное строительство этой обители. На территории, отведенной новому монастырю, были снесены все дворы, а вместо них были поставлены кельи для монахинь. В 1648 году рядом с Троицкой церковью возводят нарядную надвратную каменную церковь во имя казанской Богоматери, шатровую колокольню и часть каменной монастырской стены, строительство которой в XVII веке так и не было закончено. Троицкая церковь, ставшая с момента основания новой обители монастырским собором, и надвратная Казанская церковь с высокой шатровой колокольней образовали красивейший ансамбль на большой торговой площади Мурома, где устраивалась обычно конная ярмарка, на которую прибывали каждое лето гости из разных концов Руси.

Архитектура

Собор Троицкого монастыря невелик. Он больше напоминает приходскую церковь, чем главный храм обители, так он не похож на величественные монастырские соборы XVI-XVII веков. Стены его высокого, но не большого по площади, квадратного в плане четверика обильно украшенного декоративными элементами: рядами ширинок, двойными и одинарными гирляндами изразцовых поясов, наличниками разнообразных форм, аркатурно-колончатым фризом. Каждая стена четверика делится пилястрами на три равных по ширине прясла, а вверху украшена широким многочастным карнизом, в состав которого введен ряд ширинок и двойной пояс изразцов. Свод четверика зодчие убрали снаружи двойной лентой больших кокошников килевидной формы. Третий ряд подобных по форме, но меньших размерами кокошников строители разместили у оснований барабанов глав. Тулова барабанов они украсили рядами аркатурных поясов. В отделке барабанов и кокошников мастера использовали вставки цветного лекального кирпича.

Три апсиды и пристроенная к южной стене крытая галерея по высоте значительно ниже четверика. Вход на галерею оформлен в виде шатровой беседки на четырех восьмигранных столбах. Стены апсид и галереи также обильно декорированы разнообразными формами наличников, рядами ширинок, аркатурным поясом, лентами изразцового набора. Паперть пристроена ужа в XVIII веке.

Обилие всевозможных декоративных деталей придает собору Троицкого монастыря неповторимую нарядность. Особенно красивы вставки из цветного лекального кирпича и пояса изразцов терракотового, зеленого, золотистого цветов.

Разнообразен по тематике изразцовый убор собора. На изразцах Троицкого собора не только орнаментные мотивы, но и фигуры драконов, птиц-Сирин, двуглавых орлов. Интересны зеленые изразцы, на которых мастера-гончары поместили изображение войска: воины в остроконечных шлемах с пиками в руках, восседающие на конях. Композиция этого сюжета отличается удивительной слитностью, и вместе с тем четкостью каждого силуэта в группе.

Выстроенная через пять лет после Троицкого собора надвратная Казанская церковь и шатровая колокольня по своему декоративному убранству кажутся еще более пышными. И это не случайно. Эти постройки монастырского ансамбля выходили фасадами на торговую площадь города, были ее главным украшением. Надвратную церковь и колокольню зодчие воздвигли на одном фундаменте - высоком подклете, соединив их крытым переходом. Небольшой шатер Казанской церкви они поставили на глухой восьмерик, а грани шатра облегчили рядами широких слухов. Большой по размерам шатер колокольни они лишили тяжеловесности, поставив его на открытую аркатуру восьмерика, и тоже прорезали грани шатра большими окнами слухов. Благодаря этому одинаковые по силуэтам шатры колокольни и надвратной церкви смотрятся по-разному.

Декоративное убранство стен колокольни и надвратной церкви прихотливее убранства стен Троицкого храма. Формы колонок, наличников, аркатурного пояса, рядов ширинок на них больше выступают на глади стен. Декоративные детали на стенах Казанской церкви и колокольни располагаются свободнее, их рисунок уже не подчиняется архитектурному членению частей здания, не выдерживается обособленность декоративных элементов по отношению друг к другу. Наличники окон на колокольне, например, своими фронтонами пересекают ленты карниза, окна врезаются в ряды ширинок, в состав аркатурного фриза, парные окна отличаются друг от друга шириной и высотой проемов. Скупее использовали зодчие в отделке стен надвратной церкви и колокольни изразцовые вставки. Они украсили ими лишь Казанскую церковь, но даже на стенах этой церкви вставляли цветные пятна изразцов в ячейки рядов ширинок и нигде не использовали ленты изразцовых поясов. На стенах колокольни нет изразцов. Узор деталей колокольни и так пышен и не требует цветных вставок.

В соборе хранится чудотворный крест-мощевик с чеканными изображениями двунадесятых праздников. С ним связана следующая легенда. Летом 1658 года основатель монастыря Тарасий Борисов шел с вечерней службы к своему дому и увидел человека, который вынул из шапки золото крест. Крест так засиял в темноте, что от него стало светло. Незнакомец передал крест Тарасию и скрылся. Тарасий принес крест в Троицкий собор и поставил на аналое.

Иконы святых Петра и Февронии

В соборе Троицкого монастыря около мощей святых Петра и Февронии висит икона, на которой изображены Петр и Феврония в монашеских одеждах, предстоящие в молитвенных позах Спасу, восседающему на облаках. Композиция иконы предельно

проста. Такая же композиция выбита на камне, установленном на источнике Петра и Февронии. Сохранился покров 16века (сейчас находится в музеее), на котором Петр и Феврония изображены в фас в полный рост со скрещенными на груди руками, а в верхней части по центру изображена Богородица, как на иконе "знамения".

Самая интересная икона на сюжет легенды о Петре и Февронии была написана в Муроме в 40-50х годах XVII века. Эта икона хранилась в соборе Рождества богоматери, а сейчас находится в музее. Размеры ее очень велики, а доска вытянута не по вертикали, как это делалось обычно в "житийных" иконах, предназначавшихся в "местный", то есть нижний ряд иконостаса, а по горизонтали. Такая необычная форма объясняется тем, что икона располагалась над гробницей чудотворцев. Посетители храма могли близко подойти к иконе и подробно познакомиться с ее содержанием, прочитать надписи, поясняющие смысл сцен, представленных в клеймах.

В среднике иконы изображен город, обнесенный высокой крепостной стеной с шестью башнями. Город стоит на холмистом берегу реки, извивающейся синей лентой. За стенами города высится пятиглавый собор, стоят разнообразные строения теремов - палат. На фасаде собора художник поместил небольшую, как бы поставленную в киоте икону с изображением Петра и Февронии, предстоящих Христу, а внутри собора - Петра и Февронию, лежащих в гробнице под иконой богоматери. В середине палат художник изобразил Муромского князя Павла, сидящего на высоком троне, у подножия которого стоят бояре. Рассказ о злоключениях постигших дом князя Павла, художник также начал в среднике иконы. Он дважды изобразил на фоне палат злого змия, влетающего в дом Павла, а затем сидящего рядом с княгинею в образе самого Муромского князя, дальнейшее повествование художник перенес в ряды клейм иконы. Он поместил вокруг средника сорок клейм, расположив их в два ряда по сторонам средника и в один ряд вверху над ним. Все клейма иконописец сделал одинаковыми по размеру, придав каждому форму небольшого квадрата. Шесть первых клейм иконы мастер посвятил борьбе со змием, в четырнадцати следующих показал историю болезни и исцеления Петра, а двадцать остальных клейм занял изображениями сцен жития Петра и Февронии с момента вступления Петра на стол Муромского князя. Каждое их сорока клейм мастер сопроводил поясняющими надписями; тексты надписей взяты из повести о Петре и Февронии.

Колорит иконы выдержан на сочетаниях желтой, красной, зеленой и темно-коричневой красок. Белый и синий цвета икононописец применял редко, но белый цвет использовал всегда для выделения наиболее важных по смыслу участков сцен в клеймах, помещая на белом фоне фигуры самых главных участников события.

В клеймах много бытовых подробностей. Персонажи сцен в клеймах иконы заняты различными делами. Феврония ткет полотнище, когда в ее дом приходит дружинник, посланный Петром искать искусного лекаря. В этом клейме иконописец нарисовал и скачущего перед Февронией зайца, как это было описано на страницах "Повести". Второй раз, в сцене прихода дружинника, сообщающего о том, что князь Петр последний раз просит ее умереть с ним в один час, Феврония изображена за рукоделием. Совсем по жанровому решил мастер сцену исцеления Петра от язв. Он изобразил слуг, растапливающих баню и моющих Петра, а Феврония, готовясь встретить выходящего из бани князя, зачерпывает ковшом квас из бочки.

Любовь иконописца к бытовым сюжетам сказывается не только в тематике сцен, но и в особой тщательности исполнения рисунков костюмов, разнообразных предметов домашнего обихода, кораблей, зданий, повозок, шатров, растений. Изображая сцены трапез, мастер вырисовывает на белых скатертях разнообразные по форме чашки, кубки, кувшины, ножи и ложки. В сценах плавания Петра и Февронии по Оке он детально изображает лодки-ладьи под парусами, а в сцене поездки больного Петра в Рязанскую землю - телегу, поставленную на колеса со спицами. Все персонажи клейм одеты в русские костюмы, а форма палат весьма близка подлинным строениям русской архитектуры.

Текст "Повести о Петре и Февронии" проиллюстрирован в клеймах иконы даже в тех случаях, когда казалось бы, совсем невозможно было передать изобразительными средствами суть, выраженную словами. Художник показал в клеймах и, как злые бояре пытались упрекать Февронию в скупости, неприличной званию жены князя, за то, что она, выросшая в семье бедного крестьянина и привыкшая к бережливости сметала со стола крошки хлеба в ладонь; как эти крошки превратились в ее ладонях в смирну и фимиам. Естественно, что нарисовать такое чудо было невозможно, но художник дважды изобразил сцену пира в княжеском доме, а в надписях над клеймами пояснил зрителю, что должны были представлять эти похожие друг на друга по композиции сцены. Он проиллюстрировал и рассказ о том, как во время печального плавания Петра и Февронии по Оке, один из приближенных Петра стал похотливо помышлять о Февронии, и как мудрая княгиня отгадала нечистые его помыслы и заставила его дважды черпать воду у бортов судна, дабы показать ему, что он должен быть верен своей супруге.

Возрождение монастыря

Закрытая в 1921 году, обитель была передана Церкви и начала восстанавливаться с 1991 года. Освящение монастыря было совершено епископом Владимирским и Суздальским 15 мая 1991 года. Первое богослужение было совершено в надвратной Казанской церкви. Из Рижского Троице-Сергиева монастыря была вызвана монахиня Тавифа для управления обителью.

Летом 1991 года начали восстанавливать для прибывающих монахинь разрушенный келейный корпус. Расчищать завалы помогали многие муромчане: прихожане, сотрудники музея, солдаты.

21июля торжественно открыли Троицкий собор.

29 сентября 1991 года привезли 7 колоколов из Воронежа и установили на колокольне.

В 1992 году в Троицкий собор были перенесены мощи святых благоверных князей и чудотворцев Петра и Февронии. Мощи святой супружеской пары покоятся в южной галерее Троицкого собора под высокой иконой в золоченом окладе. Петр и Феврония считаются покровителями супругов, поэтому сейчас к их мощам приезжают все молодожены Мурома.

К 2000 году были отремонтированы помещения трапезной и келейные корпуса; построены на прежних фундаментах игуменский корпус и 2-этажное здание просфорни с гостиницей, открыты золотошвейная мастерская и библиотека.

В 2001 году был открыт приют для престарелых и пансионат для несовершеннолетних (со школой и музыкальным отделением). В 2002 году были открыты воскресная школа, профессиональное училище (с отделениями полиграфии и художественной керамики) и школа регентов.

Сейчас в монастыре около 90 монахинь.

6.4. Результаты самостоятельной работы

Результатами нашей учебно-исследовательской работы являются:

• вычерченные планы архитектурного комплекса Санаксарского монастыря и собора Троицкого Муромского монастыря;
  • составленные описания архитектурных особенностей храмов Троицкого Муромского монастыря;
  • описание икон Петра и Февронии;
  • краткие исторические очерки о создании монастырей и об адмирале Ф.Ф. Ушакове;
  • рассказ о возрождении обители по собранным нами данным;
  • отснятые фотоматериалы.

6.5. Выводы и рекомендации

Поездка была очень насыщенной и разнообразной. Мы учились видеть архитектурные ансамбли в целом и отдельные здания в деталях, рисовать планы и составлять описания, фотографировать архитектурные объекты, определять время их строительства.

Это был наш первый приезд в Муром, ознакомительный. Красивая река, интересные архитектурные комплексы и музеи, легендарные герои одного из древнейших русских городов - все это произвело на нас сильное впечатление. Мы рекомендуем посвятить Мурому отдельную экспедицию с обязательным посещением села Карачаров. Возможные темы для изучения в Муроме: Церковная архитектура 17века, Легендарные герои Мурома, Муромская икона (прекрасная коллекция икон в музее и много интересных икон в храмах).

Мы собираемся продолжать работу по изучению иконографии, несмотря на то, что она связана с рядом трудностей: не всегда разрешают фотографировать в храмах, производить съемку сложно и практически никакой информации о наличии тех или иных икон и росписей невозможно получить заранее. Санаксарский монастырь очень интересен и как духовный центр, и как архитектурный ансамбль, и как место, связанное с жизнью адмирала Ф.Ф. Ушакова. Посетив этот монастырь и Темниковский музей, мы заинтересовались историей русского флота. При наличии дополнительного времени, мы советуем пройти от монастыря до села Алексеевка( 4км ), где прошли последние годы Ушакова.