Виды туризма

11 января 2013
Васильев С.В. (г. Белебей, Башкортостан)
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 1249 0

Дата: 30 апреля - 8 мая 2007 г.

Маршрутная книжка №02-2007

Руководитель: Васильев С.В. (г. Белебей, Башкортостан)

 

1. Справочные сведения о походе

1.1. Проводящая организация

Турклуб "Меридиан".

1.2. Место проведения

Россия; Южный Урал, Республика Башкортостан.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

  • Вид туризма водный
  • Категория сложности вторая
  • Протяженность активной части 145км
  • Продолжительность 9 дней
  • Сроки проведения 30.04-08.05.2008г.

1.4. Подробная нитка маршрута

г.Белебей - д.Бутаево, сплав по реке Зилим до д. Имендяшево - г.Белебей.

1.5. Определяющие препятствия маршрута

Порог Кысык, перекаты.

1.6. Состав группы

Ф.И.О. Г.р. Обязанности в группе Туристский опыт Адреса
Васильев Сергей Владимирович 1975 Руководитель, Капитан К2 Ю.Урал, р.Б.Инзер–М.Инзер 2к.с.–Р Г.Белебей, ул.Пионерская 61–68, т.46858
Григорьев Андрей Николаевич 1967 Штурман, К4 Ю.Урал, р.Б.Инзер–М.Инзер 2к.с.–У П.Аксаково, ул.Подстанционная, 21–1
Закиров Марат Мизагитович 1965 Хронометрист,К4 Ю.Урал, р.Б.Инзер–М.Инзер 2к.с.–У П.Аксаково, ул.Подстанционная, 24–1
Михайлов Виктор Дмитриевич 1966 Ремонтник К2 Ю.Урал, р.Б.Инзер–М.Инзер 2к.с.–У С.Надеждино, ул.Лесная 24
Крицкая Вера Васильевна 1978 Завхоз, К4 Алтай р.Чуя 4к.с.–У Г.Белебей, ул.Красная, 132–31
Сапожников Владимир Васильевич 1962 Медик, К4 Вост.Саян, р.Урик 4к.с.–У Г.Белебей, мк–рн Солнечный, ул.№7,д.№9
Васильева Елена Алексеевна 1973 Пом.Завхоза, К4 Ю.Урал, р.Зилим, 3степень сл–У Г.Белебей, ул.Пионерская 61–68,

1.7. Адрес хранения отчета

Библиотека МКК турклуба "Энергетик", г.Уфа, Пр.Октября, д.130/2.

1.8. Отчет рассмотрен

Заявочные и отчетные документы рассмотрены в МКК турклуба "Энергетик".

2.0. Вариант подъезда (Выдержки из дневника)

Как добирались мы. Из Белебея выехали около 8 утра. Опасаясь весеннего половодья и размытых дорог, поехали на КамАЗе ТОРОС: вездеход, три моста, в общем все супер-пупер, не боимся ничего. Как потом оказалось, ехать можно было и на ПАЗике - быстрее и комфортнее. Наша же ласточка летела стрелой - пятьдесят, не меньше !! изредка задевая планету колесами. Страшно трясучий транспорт, но по асфальту еще можно было терпеть. Отмахали более четырех сотен км. После Карталинского моста (дорога Уфа - Бслорецк) начинаем поглядывать на указатели по правой стороне дороги. Наш маршрут должен выглядеть так: поворот на д. Улу-Елга -" Ишля -" Бзяк -" Ахмерово -" Тукан -" Зигаза -" пока не знаем. По карте около 50 км. плоходорожья (фактически же вышло более 80, при скорости 30 км/ч. - достаточно долгий путь). Проморгать поворот на Улу-Елгу достаточно сложно: большой перекресток, указатель и нас. пункт видно с трассы. Его проезжаем насквозь по "главной". До Ишли заблудиться невозможно - дорога одна, свернуть некуда. Далее довольно длинный перелет по лесам до Бзяка. Дорога насыпная - довольно грязная, но твердая, каменистая. Застрять - таланта не хватит. Тут на развилках держаться надо правее, ехать по той дороге на которой стоят километровые столбы. Очень легко ориентироваться по мостам через ручьи, пересекающие дорогу, и по ЛЭП, которая то пересекает, то отдаляется от дороги (или дорога от ЛЭП) и идет до самого Тукана. Самое главное тут не пропустить поворот на Тукан. Ожидать его нужно когда демонтированная "железка" резко отходит от дороги вправо (узнать ее можно по оставшейся невысокой насыпи) и справа же виднеется нас. пункт. Это и должен быть Бзяк. Дорога примыкает справа и как-то с подвохом сзади. Указатель невзрачный, больше похож на воткнутую черенком в землю лопату. Кстати, по дороге довольно часто попадаются аборигены на машинах, которые охотно останавливаются и объясняют дорогу. Этим не стоит пренебрегать т.к. червячок сомнения гложет до самого Тукана. Так же нам попался сломанный рейсовый КАВЗик. Пассажиры скучали, водитель матерился, от пашей помощи отказался, но дорогу подтвердил. Допустим, поворот не проморгали, тогда едем через Бзяк насквозь на Ахмерово. В Ахмерово не заезжаем, оставляя его справа, постепенно поднимаясь в гору. В деревне отчетливо видны следы разобранной железной дороги и даже некоего подобия станции. Далее до Тукана рукой подать, ориентироваться можно хоть на собачий лай. Тукан - большой поселок, поэтому лучше на въезде спросить как выехать на Зигазу. Цивилизация в Тукане сконцентрирована в одном месте: там и сельсовет, и почта, и магазины (все оба). Мы к закрытию сельсовета (или мэрии, не знаю как правильно) не успели, поэтому маршрутную книжку отмечали на почте (печать почтовая, но слово

Тукан и дата присутствуют). Женщина за окошечком попалась какая то законспирированная, чистоглубоконациональнаявтретьемпоколении, поэтому общаться пришлось через переводчика. Там же на площади к нам подошел какой то мужик, прилично одетый, трезвый и не в галошах, который представился как честный зарабатыватель тем, что по заказу встречает и сопровождает группы туристов в качестве проводника. От него мы узнали, что на хр. Зильмердак еще много снега (не проходит даже гусеничная техника), а стартовать с Бутаево - та еще авантюра, т.к. идти придется больше по берегу, обнося завал за завалом. А далее самореклама, приводить не буду. Сославшись на то, что у нас с собой аж целых две карты, пол компаса (раздавили в рюкзаке по дороге) и опыт прошлогоднего сплава, отказались от его услуг. От Тукана до Зигазы все время по "главной" (главной считать ту, которая понаезженней). Вечереет, а нам еще собирать суда. Сойти на воду сегодня уже не удастся, ночевать вблизи деревни - неизвестно чем это может закончится. Проезжаем Зигазу насквозь. За деревней развилка. Обе дороги приличные. Правая - в Бутаево, левая - в Уметбаево. Поворачиваем налево (вернее просто едем прямо, не сворачивая направо). От развилки через 8-10 км. остатки кордона Карагаево (слева от дороги разрушенные избы). Справа - река Зигаза, уже довольно приличная. Не доезжая 200 м. до моста сворачиваем направо и подъезжаем непосредственно к реке. Время 21-00, автопробег занял 13 часов, а водителю еще возвращаться. Ночевать с нами он отказался из-за каких то наворотов с карточкой на соляру. Помчал пока светло обратно на трассу. Кордон Карагаево - удобное место для начала сплава. Обширная поляна для лагеря и сбора судов. Встать желательно в конце поляны около молодого осинника, там есть удобное место для спуска судов на воду. При заброске хорошо зарекомендовал себя региональный атлас республики Башкортостан 1999 г. выпуска стр. 82-83. Достоверность 100%, по крайней мере от Улу-Елги мы ехали по нему. Кстати, в нем же с Бутаево через хр. Зильмердак на Бакеево, далее на Хайбулино и через Ташла па Красноусольский указана "автомобильная дорога с твердым покрытием". Никогда, ни при каких обстоятельствах не пытайтесь по ней проехать. Это не дорога а "Форт Баярд" помноженный на "Большие Гонки".

Р.S. Всем последышам счастливого пути, и простите меня за мой единственный недостаток - я большой врун.

На всякий случай не подписываюсь.

3.0. График движения по маршруту

26.04.07 - заброска (г. Белебей - кордон Карагаево);

27.04.07 - сбор судов, сплав до порога Касык;

28.04.07 - разведка и прохождение порога, сплав до хр. Малый Баштым, разведка пещеры "Названиенеизвестно";

29.04.07 - дневка, повторный спуск в пещеру, ремонт судна;

30.04.07 - сплав до ур. Культамак;

01.05.07 - дневка;

02.05.07 - сплав до пещеры "Победа";

03.05.07 - попытка спуска в пещеру, сплав до д. Таш-Асты;

04.05.07 - радиальный выход на г. Таш-Тау;

05.05.07 - выход с маршрута, выброска (д. Таш-Асты - г. Белебей).

Река Зилим. Утро. Среднее течение.

4.0. р. Зилим

Река Зилим берет свое начало на восточном склоне хребта Зильмердак (Южный Урал) и, обогнув его с юга, течет среди живописных ландшафтов горного Башкортостана. Заканчивает свой путь, впадая в реку Белую вблизи рабочего поселка Прибельский, в 50 км. от г. Уфы.

Вскрывается река в начале - середине апреля, уровень воды поднимается на 1-2 м. Максимальный подъем в конце апреля, высокий уровень держится 3-4 дня. Весна прохладная, с частыми заморозками. Осадки выпадают в виде мокрого снега и дождя. Снежный покров сходит во второй половине апреля (в отдельные годы сохраняется до первой декады мая). Для этого времени года характерно чередование пасмурных и солнечных дней. Летом и осенью бывают дождевые паводки с подъемом уровня воды на 0,5 - 1 м. Лето короткое, теплое, в июле жаркое. Часто наблюдаются туманы. Осень прохладная, пасмурная. Осадки в виде затяжных дождей и мокрого снега. Замерзает река в середине ноября. Ветры в течение года юго-западные, западные со скоростью 2-4 м/сек.

Лучшее время для сплава - май. Средства сплава - различные надувные суда (лодки, катамараны), байдарки (они обязательно должны оборудоваться фартуками). Возможны несколько вариантов начала сплава: д. Бутаево, с.Зигаза (сплав можно начать также от железнодорожного моста, расположенного в трех километрах северо-восточнее села), кордон Карагаево. Окончание сплава - село Имендяшево или Таш-Асты. Протяженность 145 км. Маршрут 2-й категории сложности.

Весь маршрут проходит в горной части реки.

Порог Кысык.

Порог Кысык.

В этой пещере еще не были туристы.

Каньоны на реке Зилим.

5.0. Техническое описание маршрута

26.04.07 - в силу сложившихся обстоятельств сроки похода изменились, поэтому (по согласованию и с разрешения МКК) на маршрут вышли 26 апреля. Заброска осуществлялась на а/м КамАЗ-ТОРОС. Весь день ушел на заброску, дорога заняла 13 часов. В этот день успели лишь поставить лагерь. Ближе к утру пошел дождь.

27.04.07 - сбор судов, сплав 10 км. до порога "Касык" в условиях дождя и мокрого снега. Сплав по Зигазе. Река течет в глубоком глинистом каньоне, где возможны оползни и обвалы подмываемых берегов. На реке много перекатов, основные препятствия - завалы, навалы на кусты, прижимы.

28.04.07 - разведка и прохождение порога. В 5 км. от впадения реки Зигазы в Зилим начинается порог-шивера Касык (Кысык). Ориентиры: длинный прямой участок в северо-западном направлении, правый берег невысокий с лесом и полянками, левый - более крутой, в конце - левый поворот и по правому берегу - пологий скальный участок.

Обязательна разведка. Разведка и обнос возможны и с правого и с левого берега. Удобные стоянки есть перед порогом на правом берегу и за поворотом на левом берегу. В пороге русло шириной не менее 20 м. (уклон 8-10 м/км) завалено валунами и выложено скальными плитами коренных пород. При высокой воде камней не видно, валы до 1 м. и более.

Сразу за поворотом начинается шивера длиной 500 м. Много камней, валы до 0,5 м., скорость течения 2,0 - 3,0 м/сек., перепад 8 - 10 м. Река делает правый поворот (валы до 1 м.) и на небольшом левом повороте шивера переходит в порог. На входе много камней, затрудняющих маневр. С правого берега реку на треть перегораживает каменная гряда, в струе много подводных и надводных камней, валы до 1,5 м. Длина порога около 250 м., перепад 4 - 5 м. В конце порога слева стоит косой вал до 1 м. Ниже порога шивера длиной 500 м., с обилием подводных камней. Она переходит во второй порог, который начинается широким сливом перед правым поворотом реки. Длина его 400 - 600 м. Много камней по всему руслу, валы до 1,5 м. по всей длине порога.

Проходить порог лучше несколькими судами на взаимостраховке.

Далее сплав 5 до северной оконечности хребта Малый Баштым до стоянки на левом берегу, называемой в народе - пьяная поляна. В этом районе находится небольшая но очень красивая (внутри конечно) пещера, название которой узнать не удалось (предположительно - Барсучья). Находится она на склоне горы довольно высоко над рекой.

Вход в пещеру незаметен, замаскирован растительностью и имеет очень малые размеры. Буквально с первых метров невысокий лаз переходит в ползун, который быстро превращается в шкуродер, уходящий вниз и имеющий поворот на 90 градусов в самом узком месте. Выбраться назад самостоятельно почти невозможно, только в группе и только с взаимопомощью. Отчаянное место, предел проходимости - комплекция не более 52-го размера. Кроме того, местоположение пещеры держится в секрете, а вход в шкуродер перегорожен искусственным завалом, так что попасть туда случайно - невозможно. Малая популярность пещеры среди туристов-водников служит сохранению ее первозданной красоты. Пещера не имеет залов как таковых, а представляет собой систему разломов и гротов соединенных коридорами. Общая длина ходов около 300 метров.

29.04.07 - повторный спуск в пещеру и подробная съемка на фото. Ремонт судна. Проклятия в адрес уже надоевшего снега с дождем.

30.04.07 - сплав 45 км. до урочища Культамак. Большую часть дня под мелким моросящим дождиком. На ночь остановились в избе, восстановили поврежденную печь, отсутствующую дверь и окна.

01.05.07 - дневка. На улице - безобразие, а не весна. А в избе - сушка всего и вся, штопка, спартанский уют, тепло и сухо, праздничное продовольственное послабление со стороны завхоза, ну в общем что говорить - ПЕРВОМАЙ и все тут!

02.05.07 - сплав 70 км. до стоянки около пещеры Победа. По пути встречаются шиверы с подводными и надводными камнями и валы до 0,8 м. Основные препятствия - прижимы к скалам и под нависшие деревья. На реке множество проток, островов, много затопленного леса. Ниже д. Толпарово некоторые протоки перегорожены завалами.

Место для лагеря удалось найти с трудом. Низкая поляна на правом берегу была частично подтоплена и больше походила на болото. Начали привыкать к дождю.

03.05.07 - утро было потрачено на попытку спуска в пещеру. Но ледник на входе дал понять, что без специального снаряжения тут делать нечего, а падающие подтаявшие огромные сосульки представляли опасность нахождения под сводом вблизи выхода. Дождь уже не раздражал. Далее сплав 10 км. до д. Таш-Асты. Размещение в съемном доме, разбор судов, приведение себя в человеческий вид.

04.05.07 - радиальный выход на г. Таш-Тау. О чудо! Этого не может быть! Наконец на девятый день похода мы увидели солнце. Правда ненадолго, ну и ладно, убедись, что оно есть и никуда не делось, завтра все равно уезжать. Зато успели провести фотосессию на горе, поднявшись по восточному склону и спустившись по западному.

05.05.07 - выброска. Перетаскивание снаряжение на левый берег по висячему мосту, ожидание машины, загрузка, обратный путь.

Несомненно, Зилим - одна из красивейших рек Южного Урала. Величественная природа здешних мест, еще не испорченная человеком, манит к себе каждого, побывавшего здесь хоть раз. Участки хвойной и лиственной тайги, остроконечные пики гор и покатые склоны хребтов, широкие плесы и тесные ущелья создают неповторимый, уникальный ландшафт, которым не устаешь любоваться. А река! Она несет тебя на себе быстро, уверенно, мощно. И ты, чувствуя эту неукротимую мощь проникаешься уважением к великой силе природы. Потому то всегда, заканчивая маршрут, ты с тоскою смотришь в ту сторону, где еще недавно проклинал холод и ветер, дождь и зной, и каждый раз даешь себе слово обязательно вернуться сюда еще раз.

Закончен отчет Васильева С.В.

Посмотрите выдержки из еще одного отчета.

Липин С.Л. г.Екатеринбург, р.Зилим 1.05.-10.05.2007 года.

6. Основные статистические параметры маршрута

  • Протяженность 202 км
  • Продолжительность 7, сплав - 6
  • Общее количество ходовых часов 23 час 15 минут
  • Средняя скорость 8,7 км/ч
  • Средний дневной переход 33,6 км/день
  • Общий перепад высот 440 метров
  • Средний дневной перепад высот: 73 метра
  • Формула локальных препятствий: 1кс + Зкс + 2кс

7. Техническое описание

2 мая, 1 день похода р.Зигаза (в 1-м км выше дер.Зигаза), сборка катамаранов - р.Зилим

(в 3-х км ниже устья р.Зигаза)

Утром приступаем к сборке катамаранов. Спуск к реке неудобен: высокий берег, кустарники по берегам. Тем не менее, в 14.00 сплав начинается.

Зигаза в месте старта имеет ширину 10-15 метров. По берегам затопленные кусты. Скорость высокая, местами перед деревней невысокие шиверы. На входе в деревню Зигаза автомобильный мост, проходим под ним. Затем несколько поворотов, после чего практически перед "носом" видим низкий автомобильный мост. От воды 20-30 см. Успеваем причалить к правому берегу. Обносим и продолжаем. Метров через 200 ещё один деревянный мост, который возвышается над водой на высоту более метра, чего нам вполне хватает для прохода. Далее участок, где река несколько разливается. Проходим последние огороды. От места старта до конца деревни 45 минут хода. За деревней на правом берегу делаем остановку на обед.

Далее русло реки вновь сужается до 10-15 метров, становится очень извилистым. Повороты следуют один за другим. Очень много наклонённых деревьев - "расчёсок" и коряг. Встречаются прижимы к земляным, подмытым берегам. Движение требуют четкого взаимодействия экипажа, чтобы не налететь на разные препятствия. Местами встречаются шиверы. Позже, под конец сплава, мы пришли к общему выводу, что данный отрезок маршрута был самым технически сложным. При ширине реки 10-15 метров, местами расчески перегораживающие реку практически на 2/3, всё в сочетании с приличной скоростью течения.

Участок от деревни Зигаза до кордона Карагаево (около 17 км) проходим за 2 часа чистого ходового времени. На правом берегу удобные

поляны, стоит несколько групп. Чуть поодаль несколько сожженных изб. Далее длинный ровный участок быстротоки. Река становится по шире (до 20-25 метров). Местами невысокие валы. Вскоре (30 минут хода) справа впадает река Зилим (она раза в два меньше Зигазы).

Далее минут 20 пытаемся причалить. Быстрое течение, густые заросли кустарника и затопленные берега. С трудом находим более- менее подходящий участок суши и останавливаемся на ночлег. При этом умудряемся порвать чехол катамарана. До 2 часов ночи девчонки по очереди латали дыры в судне. Обидно, ведь катамаран абсолютно новый - вот так "обновили".

3 мая, 2 день похода, р. Зилим (в 3-х км ниже устья р. Зигаза) - пор.Кысык (Зкс) - устье р.Зурагай

С утра надуваем катамаран, который вчера был зашит девчонками. Раздаётся короткий треск и заплатки частично отлетают. Настроение немного падает. Достаём все имеющиеся у нас 5 иголок. Производим сеанс одновременного шитья. Два часа шитья и катамаран готов. Коряво, зато держит.

В 13.00 выдвигаемся. Проходим пару островов. Зилим стал гораздо полноводнее. Поворотов значительно меньше, их угол не такой острый, берега становятся каменистыми, скорость течения довольно велика. Карту держим перед глазами, чтобы не "вылететь" на порог. Ориентир начала порога - левый поворот, перед ним грунтовая дорога уходит на брод. В общем то после поворота ещё можно причалить ниже перед первой шиверой в улове на левом берегу.

Производим разведку порога. Его верхней и средней части - самой сложной. Все камни скрыты под водой. Рекомендация одна двигаться по центру потока. В средней части порога решаем произвести промежуточную остановку при прохождении. Таким образом, первый, боле опытный экипаж, будет страховать второй. Чуть выше на некотором расстоянии выставляем двух человек с выбросками. Также организуем фото и видеосъёмку процесса прохождения.

Описание порога Кысык. Первый отрезок, протяженностью более 200 метров представлен шиверой, река постепенно поворачивает на право. Высота валов до 0,5-0,7 метров. Затем поворот на лево и начинается самый бурный отрезок. Его протяженность около 300-400 метров. Тут камни в русле, высота валов в среднем около 1 метра. В двух местах около 1,5 метров. Движение по центру. Затем валы постепенно понижаются, но не прекращаются еще несколько километров. Проходим этот отрезок уже без разведки. Идём с интервалом метров 150-200.

Чистого времени на прохождении порога уходит минут 10. Со всеми разведками часа два. Когда шиверы становятся меньше, останавливаемся для просушки. Разжигаем большой костёр на правом берегу. Как выяснилось всё это было напрасно, так как впереди еще не раз нас окатывало холодным

потоком. Участки шивер встречаются до деревянного моста. Выше моста в кустах встречаются разные любопытные предметы: разорванный катамаран, спас, жилеты, убитая рама, весло и т.д.

Высота моста позволяет пройти под ним. Еще 3 км и на левом берегу останавливаемся на ночлег.

4 мая, 3 день похода устьер.Зурагай - г.Кузгепан (выше Толпарово)

Выходим в 10.50. Далее самый живописный участок реки. Причудливые скалы чередуются одни за другими. В промежутках сосново-берёзовые и еловые леса. Река становится ещё шире, тем не менее, сохраняет высокую скорость течения. За 2 часа дошли до нескольких домиков на левом берегу. Какой-то в камуфляже попросил перевести его с правого на левый берег. Из разговора узнаём, что он тут какой-то смотритель. А это полувоенный объект. И вообще, эта территория ландшафтного парка "Зилим" и пребывание на его территории стоит 30 рублей в сутки с человека и 50 рублей за каждую палатку. Естественно пришлось мужика "послать".

Напротив "базы" высоченные скалы. В этот день погода позволяла "посидеть" на катамаранах побольше, чем в предыдущие дни. На зеленой полянке сделали остановку на обед. Пройдя от "базы" в общей сложности более 3 часов ходу и насмотревшись на разные "прелести" природы мы были действительно поражены. На правом берегу перед нами 150-метровые отвесные скалы горы Кузгепан. Пройти мимо "этого" мы не смогли. На противоположном берегу отличные места для ночёвки. Ночуем и любуемся.

5 мая, 4 день похода г.Кузгепан - дер. Толпарово - дер.Зириклы (2-х км ниже)

Выход в 12.00. С утра и практически целый день шёл дождь. Река сохраняет тот же характер. Быстрое течение, широкое русло и живописнейшие берега. За 1 час 20 минут дошли до крупного правого притока. Впереди за левым поворотом реки показывается деревня Толпарово. Кстати довольно крупная. Проходим под крупным автомобильным мостом. Затем останавливаемся для похода в магазин. Тут их два в 100 метрах от реки.

Подходит мужчина в комуфляже. Показывает удостоверение и просит пройти с ним. Это работник ландшафтного парка "Зилим". Чего он хочет догадаться было легко - денег. Тут неподалёку на берегу их дом-приют. Рассказал короткую историю про образование с прошлого года на этой территории (дер.Бутаево - дер.Имендяшево) парка и ознакомил с правилами пребывания на территории, которые приписывают платить за пребывание, постановки палаток и др. Показал пару ксерокопий документов, разрешение работать без кассового аппарата и т.д. Наш ответ краток и лаконичен: "Это всё не законно!" После чего мужик предложил хотя бы переночевать в

приюте и помыться в бане (за 150 и 100 рублей соответственно). Общим голосованием решили идти дальше.

За 2 часа 20 минут дошли до маленькой деревушки Зириклы (около десятка домов). Мимо прошла моторка с рыбаками. Как только деревня скрывается за поворотом ищем место для ночлега, так как дождь усилился. Останавливаемся на правом берегу напротив устья реки Токкаты.

6 мая, 5 день похода

Днёвка

7 мая, 6 день похода дер.Зириклы (2-х км ниже) - р. Б. Киндерля - пещ.Победа

Выход в 12.30. Хвойный лес остаётся позади, по берегам начинают доминировать лиственные породы деревьев. После дождей и наступившего потепления берега позеленели.

Река не так петляет. Встречаются многокилометровые прямые участки. Через 2 часа проходим по левой протоке довольно большой остров. За ним реку обступают высокие берега. Еще около часа ходу и мы подходим к устью правого притока - ручей Большая Киндерля. Ориентиром служит поворот реки на 90 градусов на лево. На противоположном левом берегу виднеется "дыра" в скале.

Тут на левом берегу стоит несколько групп. Размещаемся и мы. До входа в пещеру "Победу" около 10 минут ходьбы. Побывать в пещере действительно стоит.

Спуск в пещеру по леднику. Затем участок огромных ледяных сталагмитов. Далее несколько каменных столбов-сталогмитов, один из них особенно велик. В одном месте разбросаны кости животных. Сильно далеко мы не полезли. Так как после дождливой погоды с сухой одеждой было напряженно и мокнуть не хотелось. Общая экскурсия заняла около 2 часов.

8 мая, 7 день похода р. Б. Киндерля - отрог хр.Магаш

С утра за 45 минут доходим до пешеходного моста возле деревни Таш-Асты. На левом берегу группа из Магнитогорска сворачивает катамараны. Именно в этом месте большинство групп заканчивает сплав. После села Имендяшево высокие берега остаются позади. Река становится шире, практически в 1,5 раза, течение замедляется.

Возле деревни Таш-Асты река разливается на 2 рукава. Мы пошли по левому, а лучше бы пошли по правому он в 1,5 раза короче. В конце этого островного участка останавливаемся на обед.

Далее по берегам заливные луга, много пасущихся коров и лошадей. Перед деревней Акташево на правом берегу высокие белые скалы. В деревне делаем короткую остановку возле маленькой мечети, заходим в магазин.

За 40 минут доходим до следующей деревни на правом берегу -Сабаево. Ещё 30 минут до устья крупного левого притока - река Миндяк. 1 час 10 минут чистого ходового времени уходит до железного моста возле деревни Юлуково. Проходим ещё 15 минут и между селом Юлуково и Ибрагимово на правом берегу останавливаемся на ночлег. Здесь у юго-западного отрога хребта Магаш хорошая лужайка с редко растущим тополиным лесом.

9 мая, 8 день похода отрог хр. Магаш - д.Красный Зипим (1 км ниже)

Выходим после обеда. Река имеет ширину около 50-70 метров. Порывы встречного ветра заставляют работать вёслами. Перед деревней Красный Зилим (2 часа ходу) причаливаемся на правом берегу. Из деревни нас хорошо видно, поэтому на ночлег уходим метров на 400 от реки в густые сосновые лесонасаждения. Там же просушиваем и сворачиваем катамараны. Ждём заказанного на утро автобус.

Небольшой комментарий. Сергеев М.А - судья Чемпионата Урала и Поволжья.

На нашем Чемпионате было представлено много отчетов - походов по реке Зилим: двойки весной, летом - единички. Река ЗИЛИМ - БЕЛОЕ ПЯТНО НА ТУРИСТСКОЙ КАРТЕ. Река Зилим по сути осталась единственной рекой на Южном Урале и в Башкортостане, где можно сплавиться и активно отдохнуть в течение всего сезона. Хорошую реку Белую испортили строительством Юмагузинской ГЭС, которая не имеет никакого экономического значения. Это показали последние годы. И здесь удобно только строить дачи "новым русским", или "новым башкирам". Уже надо платить большие деньги за посещение водохранилища. Затоплены нижние этажи Кутук-Сумганских пещер. Вода подобралась к Каповой пещере. По водохранилищу уже почти никто не сплавляется. Подобная участь может случиться и с Зилимом. Уже разработан проект строительства плотины на реке. Недопонимание ценности реки для активного отдыха граждан нашей страны может обернуться непоправимыми последствиями. И создание национального парка на нем может еще сдержит хищнические планы чиновников из Республики Башкортостан. И не допустит строительства плотины. Надо только, чтобы Национальный парк правильно заработал и служил на благо граждан всей России.

Карты маршрута (километровка) смотрите на номерах:

N40-66; N40-67; N40-79

Отчет о водном спортивном походе II к.с. в районе Южного Урала по р. ЗилимОтчет о водном спортивном походе II к.с. в районе Южного Урала по р. ЗилимОтчет о водном спортивном походе II к.с. в районе Южного Урала по р. ЗилимОтчет о водном спортивном походе II к.с. в районе Южного Урала по р. ЗилимОтчет о водном спортивном походе II к.с. в районе Южного Урала по р. ЗилимОтчет о водном спортивном походе II к.с. в районе Южного Урала по р. ЗилимОтчет о водном спортивном походе II к.с. в районе Южного Урала по р. Зилим

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст