Виды туризма

15 января 2013
Ирина Яковлева (Чебоксары)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 1365 0

Автор - Ирина Яковлева (Чебоксары)

В составлении отчета принимали участие:
Фотографии - Соколов А.О., Сивов Е.А., Яковлева И.В.
Описание - Григорьевская Н.В., Яковлева И.В.

Туристский клуб "Надежда"
Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева

Маршрутная книжка: № 04-2004

Руководитель: Яковлева Ирина Владиславовна
Тел: (8352) 31-33-11, e-mail: iriсka@inbox.ru

Чебоксары - 2004 г.

I. Справочные сведения о путешествии

1. Проводящая организация Туристский клуб "Надежда"
Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева

2. Район проведения похода Южный Урал

3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный вторая 160 – сплав 12 6 28.04.2004 – 09.05.2004

4. Подробная нитка маршрута
г.Чебоксары - г.Белорецк - д.Бретяк - сплав по р.Большой Нугуш - ур.Бикташево (23 км) - устье р.Малый Нугуш (55 км) - с.Галиакберово (58 км) - д.Верхнее Нугушево (80 км) - д.Нижнее Нугушево (90 км) - д.Кашеля - устье р.Кинерля (125 км) - устье р.Урюк (140 км) - Нугушское вдхр. - п.Нугуш (160 км) - г.Мелеуз - г.Чебоксары.

6. Состав группы

Ф.И.О. Год рождения Обязанности в группе Туристский опыт Судно Домашний адрес
1 Яковлева Ирина Владиславовна 1978 Руководитель 3 у. – М.Инзер-Инзер-Лемеза, 2002 г.
2 р. – Мста, 2001 г.
К-4 428038 Чувашия, г.Чебоксары, ул.Энтузиастов, д.33, кв. 68
Тел: (8352) 31-33-11.
e-mail: iriсka@inbox.ru
2 Соколов Александр Олегович 1974 Завхоз 1 у. – Керженец, 2003 г. К-4 г.Чебоксары, пр.Тракторостроителей д.27, кв.17, т. 55-77-20
3 Егоров Петр Станиславович 1980 Финансист 1 у. – Керженец, 2003 г. К-4 г.Чебоксары, пр. Мира д.14, кв.72,
т. 63-25-71, e-mail: bigslon@bk.ru
4 Григорьевская Наталия Владимировна 1979 Завпит 1 у. – Керженец, 2003 г. К-4 Чебоксарский р-н, с.Хыркасы, ул.Проектная д.3, т.(240) 54-217
5 Сивов Евгений Анатольевич 1981 Штурман 3 у. – М.Инзер-Инзер-Лемеза, 2002 г.
2 у. – Зилим, 2003 г.
К-2 г.Чебоксары, ул. Игнатьева д.4, кв.54, т. 41-70-85
6 Филимоненко Зинаида Константиновна 1985 Медик 1 у. – Керженец, 2003 г. К-2 г.Чебоксары, пр. 9-й Пятилетки д.17, кв.32, т.55-12-75
7 Атачкин Владимир Анатольевич 1987 Рем.мастер 1 у. – Немда, 2002 г.,
1 у. – Керженец, 2003 г.
К-2 г.Чебоксары, пр.9-й Пятилетки д.2/3-10/3, кв.243, т. 56-07-83

7. Адрес хранения отчета
Экземпляр № 1 - библиотека турклуба "Надежда"

II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода
Цель похода - повысить уровень подготовки группы.
Южный Урал - любимый регион туристов из Чебоксар и традиционное место для проведения весенних водных походов. Этому способствует относительная близость Башкирии (700 км), удобные подъезды к рекам, наличие карт и описаний маршрутов. Осваивать реки Среднего и Северного Урала мешает позднее вскрытие рек, не совпадающее с майскими праздниками.
Из водных маршрутов Южного Урала река Нугуш осталась последней рекой второй категории сложности, по которой еще не сплавлялись туристы т/к "Надежда". Да и последние чебоксарцы на этой реке были лет пятнадцать назад. Сейчас эта красивейшая река Южного Урала незаслуженно предана забвению. Мы решили популяризовать маршрут по Нугушу - жемчужине Башкирии.

2. Обеспечение безопасности на маршруте
В этом походе группа проходила маршрут на одном четырехместном и одном двухместном катамаране. Каждый участник имел хорошо подогнанное личное снаряжение: гидрокостюм, каска, спасжилет, весло и т.д.
С целью подготовки к походу в апреле участники группы провели тренировку по ТВТ на искусственном пороге в п.Пестрецы на р.Меша, Татарстан.
При прохождении маршрута основным видом страховки была самостраховка и взаимная страховка экипажами друг друга. Все участники знали действия при попадании в воду и действия при проведении спасработ. Страховку спасконцом мы не применяли, но на четырехместном катамаране был готовый к работе спасконец.

3. Варианты подъезда и отъезда

Подъезды на маршрут
До начала активной части маршрута - д.Бретяк можно добраться следующими способами:
1. автобусом Белорецк - п.В.Авзян (93 км), затем на попутном транспорте 25 км.
2. автобусом Белорецк - г.Кага (80 км), затем на попутном транспорте 38 км.
3. автобусом Стрелитамак - с.Макарово (46 км), затем на попутном транспорте 54 км.
4. на попутной машине от г.Белорецк 118 км.
5. на попутной машине от г.Стерлитамак 100 км.

Расписание пригородных автобусов, время Уфимское

Направление Отправление Прибытие Примечание
Белорецк – В.Авзян 7.05 9.40 ежедневно
15.20 17.55
В.Авзян – Белорецк 10.00 12.37 ежедневно
18.30 21.08
Белорецк - Кага 13.50 16.15 пт, сб, вс
Кага – Белорецк 16.20 18.45 пт, сб, вс

Из Уфы до города Белорецк:
1. Автобусом Уфа - Белорецк
2. Пассажирским поездом Уфа - Сибай.
3. Электричками Уфа - Инзер, Инзер - Белорецк.
4. Автостопом по трассе Р314 Уфа - Магнитогорск (285 км), описание трассы см Приложение.

Расписание электричек из Уфы на 2004 г., время Московское

Поезд № Направление Отправление Прибытие Примечание
675 Уфа – Сибай 20.22 03.15 в г.Белорецк Ежедневно
Уфа – Инзер 06.04   Ежедневно
12.38  
Инзер – Белорецк 05.21 07.26 Ежедневно
10.43 12.40
16.55 19.02

Расписание автобусов, время Уфимское

Направление Отправление Прибытие Примечание
Уфа – Белорецк 16.окт 22.20 ежедневно
Белорецк – Уфа 7.00 13.окт ежедневно

Из Чебоксар в город Уфа: Время московское
1. Автобусом Чебоксары - Уфа, отправление 01.45 (пн., пт.), 07.00, 21.00 (ср.), 23.55 (пн., вт., чт., сб.)
2. Автобусом Чебоксары - Ульяновск, отправление 05.58 (пн., вт., пт.), 06.10, 06.33, 08.44, 10.28, 10.57, 11.12, 12.31, 13.08 (кроме вт.), 13.33, 13.42, 14.09, 14.54, 15.18, 15.32 (пн.. пт., сб., вс.), 15.45, 16.29, 17.31. Затем поездом Москва - Челябинск, отправление ежедневно 19.48 из Москвы, прибытие 20.14 в Уфу, 5.00 в Челябинск.
3. Автобусом Чебоксары - Казань, отправление 6.00, 6.37, 7.00, 7.37 (пт., сб., вс.), 8.15, 8.44, 9.22, 11.08, 11.50, 12.48 (кроме вт., ср.), 14.00, 15.21, 16.32, 16.35 (ср., пт.), 17.20. Затем поездом Казань - Уфа, отправление 21.50 из Казани, прибытие 19.59 в Уфу, ходит 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31 числа каждого месяца.
4. Автостопом по трассе М 7: Чебоксары - Казань - Н.Челны - Уфа (700 км), описание трассы см Приложение.

Отъезды с маршрута
Автобус д.Сергеевка - п.Нугуш - г.Мелеуз (50 км)
Отправление из д.Сергеевка 8.00, 14.30, 18.30 ежедневно. Время Уфимское

Из г.Мелеуз до г.Уфа
Расписание электричек, время Московское

Направление Отправление Примечание
Мелеуз - Стерлитамак 14.46 ежедневно
Стерлитамак - Дема 17.20 ежедневно
Дема – Уфа
рабочие электрички
22.48 ежедневно
23.59
1.12
2.23

Из г.Уфа до г.Чебоксары
Расписание поездов, время Московское

Направление Отправление Прибытие Примечание
Челябинск - Москва 20.50 из Москвы
5.37 из Уфы
6.06 в Москву
в Ульяновск
ежедневно
Уфа - Казань 11.45 из Уфы 9.00 в Казань 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29 числа каждого месяца
Уфа - Ульяновск 21.32 из Уфы 13.46 в Ульяновск ежедневно

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы
В случае необходимости маршрут можно закончить:
п.Галиакберово - автобус до г.Белорецк
д.Сергеевка - автобус до г.Мелеуз
На участке сплава по Нугушскому водохранилищу маршрут проходит вдоль автомобильной дороги.

Запасные варианты
1. Сплав по реке Нугуш можно продолжить до впадения в р.Белая (50 км). Спортивного интереса этот участок реки не представляет. Из препятствий плотина в п.Нугуш (обнос).
2. Сплав по реке Нугуш можно начать от деревни Галиакберово, сократив маршрут на 58 км. До с.Галиакберово можно добраться автобусом г.Стерлитамак - с.Кулгунино (70 км), далее на попутном транспорте 49 км.
3. Сплав по Нугушскому водохранилищу можно закончить в пионерлагере у д.Сергеевка. Плюс варианта в том, что избавляет от утомительной гребли до п.Нугуш и экономит немного времени.

5. Изменения маршрута и их причины

Причин для изменения маршрута не было.

6. График движения

Дни пути Дата Участок перехода Протя-женность, км Способ
передви-
жения
Чистое ходовое время, чч-мм Препят-
ствия
Метео-
условия
от до
1 28.04 Чебоксары Уфа 700 автостоп
поезд
    ясно
2 29.04 Уфа Белорецк 285 автостоп
поезд
    ясно
3 30.04 Белорецк
д.Бретяк 115 автомобиль 1-40 снег на дороге
прижимы, перекаты
ясно
д.Бретяк хр.Урсанмурун 9 сплав 1-00    
4 01.05 хр.Урсанмурун хр.Ангрей 31 сплав 4-05 прижимы, перекаты ясно
5 02.05 хр.Ангрей р.Асыглы 37 сплав 3-50 порог, пожар переменно
6 03.05 р.Асыглы д.Кашеля 25 сплав 3-30 прижимы, перекаты дождь, переменно
7 4.05 д.Кашеля р.Савкатамак 36 сплав 4-05 прижимы, шивера ясно
8 5.05 р.Савкатамак р.Куперля 1 пешком   клещи ясно
9 6.05 р.Савкатамак д.Сергеевка 21 сплав 4-30 плес ясно
10 07.05 д.Сергеевка г.Уфа   автобус
электрички
    ясно
11 08.05 г.Уфа г.Ульяновск 455 поезд     ясно
  г.Казань 540 автостоп      
12 09.05 г.Ульяновск г.Казань г.Чебоксары 245 автобус     ясно
    160 автостоп      
Итого активным способом: 160   21-00    

7. Техническое описание

28 апреля
Выезд из Чебоксар. Один участник едет до Белорецка на транспорте (автобус Чебоксары - Ульяновск, поезд Москва - Челябинск, электрички Уфа - Инзер, Инзер - Белорецк) и везет весла. Остальная часть группы забрасывается автостопом.

30 апреля, пятница
Место сбора группы - ж/д вокзал г.Белорецк. Вокзал круглосуточный, хотя и ремонтируется. Два небольших зала ожидания, стандартные кресла с ручками. Ж/д вокзал в Белорецке находится в отдельном поселочке за 8 км от города, въезжая в Белорецк со стороны Уфы надо свернуть направо не доезжая памятника с "мальчиком". Указателей на повороте нет. На площади перед вокзалом небольшой рынок, киоски с продуктами. Почта и переговорный пункт в городе. До города ходит автобус №102 с 05.37 до 23.30 (время Уфимское), стоимость билета 5 рублей (2004 г.).
В 5.20 (здесь и далее время местное) мы погрузились в "буханку" на ж/д вокзале города Белорецк. С водителем договорились накануне. Адрес водителя Белорецк, ул. Блюхера, д. 123, кв. 1, тел. 5-56-44 Валера.
5.40 Выехали в направлении д.Бретяк. От ж/д вокзала нужно повернуть в сторону Уфы. Асфальт.
7.00 Верхний Авзян. В деревне асфальт проложен до последнего дома. Дорога идет по мосту через р.Малый Авзян, потом и через р.Большой Авзян. За деревней асфальт кончается. Дорога глинистая, много снега, огромные лужи и ручьи вдоль и поперек. Сплошные спуски-подъемы. На первой же горке машину стало заносить, и водитель включил передний мост. На северных склонах снегу по колено.
8.20 д.Бретяк. Довольно большая деревня, есть магазин с продуктами, перчатками и резиновыми сапогами. Продавец живет в последнем новом доме на горе за р.Бретяк.
Проехали мост через р.Бретяк, выехали из деревни и проехали мост через р.Б.Нугуш. На правом берегу большая поляна, впадает шумный ручей, около него оборудованный бивак, видимо место отдыха местных жителей. По левому берегу Башкирский заповедник.
На поляне уже собирается группа из Стерлитамака. Они забрасывались со стороны Стерлитамака, сменили три машины и один участок в 25 км проходили аж 3 часа. По дороге ездят только КАМАЗы и "Нивы", хотя наш водитель утверждает, что проезжал на Нугуш на "Волге", правда, летом и по сухой дороге.
Собираем катамараны. Материал для рамы есть.
Пока мы стапелимся, подъезжает еще одна группа с детьми, быстро собирается и уходит.
19.40 вышли. Река шириной 10-15 м, течение быстрое, около 10 км/ч, льда нет. Сразу же начинаются скалы, резкие повороты, прижимы и отбойные валы по 0,5-0,8 м.
20.40 встаем на правом берегу, на большой сенокосной поляне напротив хребта Урсанмурун.
Березово-сосновый лес.
ЧХВ = 1ч 00м

1 мая, суббота
10.20 подъем, завтрак. Облачно. Доделываем каты. Прошла мимо группа, которая встречалась с нашими ребятами прошлой весной на Зилиме. Поздравили друг друга с праздником. Потом нас обогнала большая группа из Оренбурга.
14.50 вышли. Река продолжает петлять, но берега ниже, и валы соответственно тоже. Встречаются нависающие кусты.
16.25 красные скалы, ручейки с водопадами.
17.10 ур. Бикташево на левом берегу. Деревни нет, только открытое место. Перекус. Нас обгоняет группа из Уфы, два катамарана, одни мужики, собака - и тот кобель. По берегу проходит мужик с ружьем. На вопрос "Кого отстреливаете?" вполне резонно отвечает: "Туристов!"
17.45 вышли. В реку впадает много ручейков.
Полуразрушенная изба на левом берегу, не останавливаемся.
19.00 хорошая стоянка на правом берегу, большая поляна с футбольным полем, но уже занятая. У избушки ребята забыли спасжилет и теперь спрашивают всех мимо проходящих в надежде его вернуть.
19.30 встали на правом берегу, чуть не напоровшись на большое бревно. Сенокосный луг, заливаемый по весне, рядом небольшое болотце. К реке подходит дорога. Напротив главная вершина хребта Ангрей.
ЧХВ = 4ч 05м

2 мая, воскресенье
8.30 подъем. Вода поднялась на 30 см, наше бревно унесло.
12.20 вышли. Полянки, на которых можно организовать стоянку встречаются часто, не смотря на то, что места заповедные, о чем периодически напоминают установленные на берегу таблички.
13.20 избушка.
13.40 В конце длинной излучины на скале левого берега у самой воды надпись:
"Хвала всем тем, кто веслами о воду
слагает песнь нугушских дней!
С.А."
Прямо у скалы, у надписи, хорошие валы по метру, камней не видно.
13.50 две избушки на правом берегу.
14.05 - 14.30 привал. Впал Малый Нугуш (слева) - довольно большая речка, по размерам близка к Большому Нугушу. Теперь мы идем просто по Нугушу.
14.45 виден автомобильный мост. Асфальтовая дорога ведет из Белорецка в д.Галиакберово. Отсюда можно начинать сплав при низкой воде. Под мостом чистый проход.
14.55 - 15.30 перекус у моста.
По правому берегу длинная д.Галиакберово. Левый берег высокий.
15.55 - 16.15 заметили два плота, привязанные у берега. Останавливаемся рассмотреть их получше. Местные их привязывают простым "контрольным узлом"!
16.25 поперек реки натянут металлический трос, достаточно высоко над водой, проходим спокойно.
По берегу таблички, возвещающие, что мы находимся в заповеднике "Шульган-Таш" и вход в него с собаками и ружьями приравнивается к браконьерству. Здесь заканчивается Башкирский заповедник и начинается заповедник "Шульган-Таш", причем по обоим берегам реки. Замечаем сильный запах дыма.
Знака "две волны в треугольнике" (справа), который должен стоять у начала порога, не заметили.
Порог просматривается с воды. Поперек всей реки идут валы по 1,5-2 метра, камни закрыты. Проходим без разведки с взаимной подстраховкой. На следующем повороте повторяется та же картина с валами, линия движения тоже просматривается с воды.
16.55 горит лес на правом берегу - вот откуда такой дымоган! Пожар низовой - стелется по высохшей прошлогодней траве, ветром его раздувает, сносит огонь на гору. Достали котлы, организовали живую очередь, у берега тушим водой, на горе сбиваем огонь веслами, благо они не все деревянные.
18.45 ура, затушили! Говорите после этого, что туристы неполезные! Лица у всех красные, весла черные, устали как собаки. Посмотреть бы тому, кто оставил тут костерок непотушенным…
19.00 встаем на ночь на правом берегу, не доходя 500 м до ручья Асыглы. Ветер усилился, стал накрапывать дождик - вот и хорошо, все потушит окончательно.
ЧХВ = 3ч 50м

3 мая, понедельник
Всю ночь шел дождь и было тепло. Вода на том же уровне.
10.00 подъем. Прошли пермяки, один экипаж слазал на левом берегу наверх, на гору, наверное, снимать порог.
12.30 вышли. Поскольку порог мы прошли, стали соваться во все валы и вообще во все, что шуршит на поворотах, хотя раньше некоторые из них обходили, чтобы не мокнуть.
13.00 - 13.15 привал.
13.20 ЛЭП.
13.25 залезли в небольшую бочку после камня у правого скалистого берега.
13.35 - 13.50 привал. На последней бочке неожиданным валом сбило капитана ката-2. Он самостоятельно выбрался на берег и теперь переодевался. ЛЭП пересекает реку уже в четвертый раз.
14.10 д.Верхнее Нугушево. Маленькая деревушка, штук 10 жилых домов, но на одном висит спутниковая тарелка! Не останавливаемся, пространство открытое, хочется проскочить быстрее.
Налетел ветер, принес дождь с грозой.
14.40 чалимся на заповедной левой стороне - там уже стоят у костерка туристы из Перми, пережидают дождь. Присоединились к ним.
15.10 дождик кончился, выглянуло солнце. Вскипятили чай, устроили перекус
16.10 отчаливаем. Дождик иногда налетает порывами. Красивые скалы.
17.00 избушка на правом берегу. Заряд града, недолгий.
18.00 встаем на правом берегу на открытом мыске на правом повороте - тут остатки бани. Здесь река выходит из заповедника "Шульган-Таш", но остается в Национальном парке "Башкирия" до конца маршрута. Очень ветреное место - перебираемся на 500 метров ниже по течению, там не так открыто. Ветер гоняет по небу тяжелые тучи, но все время мимо, чему мы очень радуемся.
После ужина желающие слазили на ближайшую гору. За нашей грядой уже открытое пространство, на котором расположена д.Кашеля - все просматривается с вершины. "Билайна" на вершине нет. Полнолуние.
ЧХВ = 3ч 30 м

4 мая, вторник
9.00 подъем. Утро серое, прохладно. Вода в речке потихоньку падает.
12.00 вышли. Через 5 минут хода у правого берега большой камень-обливняк и хорошие валы за ним - умыл тех, кто с утра не успел умыться. Обнесли катамаран-2 (спугнули при этом ужа), прошли "умывальник" еще раз.
12.50 наумывавшись, пошли дальше.
13.00 д.Кашеля расположена на открытом пространстве. Жилых домов всего 2-3. У берега стоят плоты.
13.45 валы у левого берега. Прошли на кате-4, остановились, засняли прохождение ката-2. Фото №
14.30 первый лепесток начинается скальной стенкой по правому берегу. Остановились на перекус. Слазили на гору, полюбовались видами. Отсняли панораму. Первый лепесток - самый узкий, в один кадр попадают обе протоки. На вершину ведет тропинка, можно забраться без снаряжения. Только лучше чалиться уже обогнув первый лепесток, к середине скальной перемычки, к самой узкой и низкой ее части - оттуда забираться наверх гораздо удобнее. И друг под другом не ходить, чтобы камни на головы не спускать.
17.50 идем дальше. Лепестки проходятся быстро, за 15-20 минут. Отвесные скальные стенки высотой около 100 метров, очень красивые места, но со стоянками не очень.
Посередине четвертого лепестка лежит камень-обливняк, заметный не сразу, большие валы, затем струя выносит прямо под скалу. Не успели заснять - жаль, симпатичное место.
19.00 прошли все лепестки. Стоянка по правому берегу, но нет сосен, а собирать клещей в листве не хочется. Река упирается в крутой хребтик со скалками и поворачивает влево Обходим хребет Ямантау (слева), склоны хребта обращены на север и покрыты снегом, от них веет холодом.
19.30 большая стоянка по правому берегу, занятая оренбуржцами.
20.10 р.Савкатамак по правом берегу. Большой шумный ручей вырывается из-под скалы, на берегу - резная табличка. У ручья небольшая полянка - как раз для нас. Скала спускается к воде курумником. Сверху у скалы прикреплена - металлическая табличка почему-то с именем Владимира Высоцкого, она небольшая, сразу и незаметная.
ЧХВ = 4ч. 05 м.

5 мая, среда
Дневка. Первый проснулся в десять, к часу выползли остальные. Светит солнце, тепло, тихо.
Пока варился завтракоужин, девчата устроили фотосессию в ручье в купальниках, ну и водные процедуры заодно. По реке проходит моторная лодка.
16.30 идем на водопад Куперля. Сначала идем по берегу, но потом приходится подняться выше - у самой воды скалы, посуху не пройти.
17.00 Ручей Куперля примерно такой же, как Савкатамак, но перед впадением в Нугуш распадается на несколько ручейков. На берегу табличка "Памятник природы Карстовый мост Куперля республиканского значения, охраняется государством", есть место для небольшой группы. Вверх по склону вдоль ручья ведет тропинка. Метров через триста открывается грандиозное зрелище: трёхкаскадный водопад - 6 метров нижний каскад, 6 - средний и 2 метра верхний каскад. Под средним каскадом вдоль стены можно пройти под водопадом, если не бояться холодных брызг. Выше верхнего каскада ручей сделал в узкой скальной перемычке два отверстия, получился естественный мост на две арки. По тропинке без проблем можно забраться ко второй и третьей ступеням, и даже на перемычку моста. Солнечный свет в ущелье почти не попадает, потому под аркой моста лежат глыбы не растаявшего голубого льда.
Советуем забраться на вершину горы - оттуда открывается превосходный вид на долину реки. Наверху много кострищ, сосенки, подснежники и тюльпаны. На этой красоте закончилась пленка в двух фотоаппаратах…
20.40 вернулись обратно в лагерь. Всеобщий осмотр на наличие клещей - сняли с каждого участника штук по пять-десять. Вверх-вниз прошла моторная лодка.
Ночь прохладная и звездная.

6 мая, четверг
9.00 подъем. Вода опять спала.
11.30 вышли.
11.40 р.Куперля, не останавливаемся.
Течение постепенно замедляется.
12.30 хорошая стоянка по правому берегу, с лесенкой от воды, столом, скамейками и навесом.
12.50 течение почти кончилось - подпружены водохранилищем. Плетемся на веслах как черепахи.
13.00 домик на левом берегу. В этом месте река поворачивает направо, а у правого берега камыши. По описанию это кордон лесников, которые берут мзду за посещение заповедника. Они что-то кричали нам, но мы прочесали через заросли - не хотелось делать крюк.
13.45 на правом берегу стоянка, мужики ставят сеть…
14.00 справа из-за красивой скалы впадает Урюк, а Нугуш поворачивает налево. Урюк тоже сильно разлился, течения не ощущается, ладно хоть ветра нет. Чтобы не уйти по ошибке в Урюк, надо держаться левого берега. На повороте, на правом берегу на высокой скале высечен профиль Ленина - около вершины, маленький такой, но в кепке. Исполняем (стоя) государственный гимн - думаю, эта песня здесь раздается чаще всего. До Ленина на правом берегу видна стоянка. Потом подходящих мест долго нет - то крутой берег со скалами, то лес лиственно-клещевый.
15.00 чалимся на левый берег, на выдающийся в воду мысок. Здесь большое кострище, остатки бани и навес, ветрено. Перекус. Мимо проходит катер - забирать от Устья Урюка группу оренбуржцев, сплавляющихся по Урюку.
16.00 вышли. Идем у левого берега водохранилища. Ветерок попутный, за что ему большое спасибо. Вдоль берега идет грунтовая дорога, попадаются стоянки и остатки разобранных рам катамаранов. Редкий лиственный лес. На берегу полно дров в виде выброшенных и высохших палок.
17.00 встаем на левом берегу, почти на краю леса. Дальше на открытом месте расположен пионерлагерь, а еще чуть дальше по дороге - около 3 км - д.Сергеевка. Где-то наверху есть пещерка - к ней ведет дорожка от пионерлагеря, мы не полезли - намахались за целый день веслами. Купаемся, киляем каты, разбираем их. Нугушское водохранилище чем-то напоминает Жигулевское - особенно вечером, когда зажигаются огни Нугуша и окрестных деревень.
ЧХВ = 4 ч. 30 м.

7 мая, пятница
10.00 подъем.
12.30 выход. Утащили с собой в деревню огромный мешок мусора.
13.20 на автобусной остановке в Сергеевке.
14.15 подошел автобус. Кроме нас в салоне один пьяный мужик.
Долгая остановка в п.Нугуш. Дети из соседних деревень ездят на этом автобусе в школу.
16.00 г.Мелеуз, автовокзал. Есть "Билайн" - звоним домой. До ж/д вокзала 20 минут ходу. Надо дойти до ж/д путей (держать правее элеватора), повернуть направо и немного пройти вдоль путей.
16.30 ж/д вокзал г.Мелеуз на ремонте.
16.50 электричка на Стерлитамак, свободная.
17.40 проезжаем г.Салават.
18.30 г.Стерлитамак. Чистый небольшой городок.
19.20 электричка на Дему. Народу - как селедки в бочке.
20.25 станция Белое Озеро. Половина народу выходит, но садится большая группа туристов с Зилима.
23.30 станция Дема. Маленький зал ожидания, весь заваленный туристами.
00.45 рабочая электричка в Уфу. В вагоне - только туристы, из Казани, приятно!
01.15 ж/д вокзал г.Уфа, тоже множество туристов. Занимаем свой угол на первом этаже, спим по очереди.

8 мая, суббота
6.30 автостопщики уезжают на Затонский пост ГИБДД.
8.40 (6.40 по Москве) поезд на Ульяновск.
23.00 (по Москве) первая пара автостопщиков достигает Чебоксар.
Вторая и третья пара ночует в Татарии и приезжают в Чебоксары в воскресенье, 9 мая.

8. Потенциально опасные участки
1. Порог на 73 км сплава. Ориентир порога - левый ручей перед правым поворотом, где нужно остановиться (порог в 500 м от ручья). Левый берег в пороге крутой с множеством разбросанных плит и больших валунов, от которых в большую воду образуются котлы и косые валы до 2 м высотой. В русле реки пять каменных скоплений, расположенных в шахматном порядке на расстоянии 12 - 15 м друг от друга и требующих прохождения по зигзагообразной линии. В большую воду все камни в центре русла закрыты валами до 1,5 м. Порог заканчивается левым прижимом в скальную стенку, опасным в большую воду. Характер и сложность порога существенно изменяются в зависимости от уровня воды.
2. Середина четвертого лепестка - шивера.
3. При сильном ветре и волнении становится опасным передвижение по Нугушскому водохранилищу.
Температура воды в конце апреля - начале мая не превышает 1-3 0С, поэтому гидрокостюм обязателен.

9. Перечень наиболее интересных природных объектов
Река Нугуш протекает через Башкирский заповедник, заповедник "Шульган-Таш" и Национальный парк "Башкирия". Река очень красивая. Крутые высокие хребты, величественные скалы по обеим берегам, скальные террасы.
"Дубовый лист" - река пересекает хребет пятью зигзагами-лепестками, по форме напоминающими дубовый лист, в каньоне среди стометровых отвесных скал.
Ручей Савкатамак. Вытекает из-под скалы, из пещеры, вход в которую затруднен, поскольку течение ручья очень мощное.
Водопад Куперля. Трёхкаскадный водопад на р.Куперля, протекающий под естественным карстовым мостом. Мост представляет собой каменную арку с высотой просвета около 10 м, пропиленную в скале ручьем. Водопад имеет три каскада падающей воды, первый каскад - 2 м, второй и третий - по 6 м.
Нугушское водохранилище - живописное место отдыха.
Пещера у д.Сергеевка.

10. Дополнительные сведения

10.1. Туристическая характеристика района

10.1.1. Рельеф

Горы Южного Урала образовались, как и весь Урал, более 300 млн. лет тому назад. В течение последующих 200 млн. лет горы под действием внешних сил были сильно разрушены, выровнены и превращены в плоскогорья. Позднее на Южном Урале произошли новые движения. Они выразились в резких поднятиях разрушенных хребтов, в сбросах и разломах между ними к северу от 53-й параллели (где р.Белая пересекает горы); к югу от нее произошло общее поднятие Южно-Уральского плоскогорья - Зилаирского плато. Усилилась деятельность рек, которые глубоко врезались в поднимавшиеся равнины и горы и образовали глубокие долины и ущелья.
Южный Урал делится по особенностям рельефа на две части - северную и южную.
Северная, более высокая и гористая, доходит до поперечного течения реки Белая. Она заполнена многочисленными горными хребтами, которые вытянуты с СВ на ЮЗ и составляют горную систему. Осью ее является хребет Уралтау. Он протянулся в восточной части Южного Урала на 500 км, имея в ширину от 5 до 30 км. Самая высокая вершина его достигает 1067м (г.Арвяк-Рязь, южнее города Белорецк); средняя высота хребта 800 - 900 м, а прилегающие долины лежат на 400 - 500 м ниже. Уралтау состоит из нескольких параллельных гряд и небольших отрогов, которые разделены широкими ложбинами. Очертания их выровненные, мягкие; только на некоторых вершинах поднимаются небольшие сопки и гребни из сланцев, кварцитов и конгломератов. Уралтау является водоразделом между бассейнами рек Белой и Урала. Долина реки Белой отделяет к западу несколько параллельных более высоких и скалистых цепей. Самые высокие хребты в этой полосе - Зигальга и Машак, а самые высокие горные массивы - Ямантау и Иремель. Они сложены очень твердыми кварцевыми песчаниками и глинистыми сланцами. Для рельефа их очень характерны ступенчатые склоны, широкие нагорные террасы и каменистые вершины. Склоны горных массивов покрыты хвойным лесом до высоты 1100 м, а выше этой линии преобладают каменные россыпи. На нагорных террасах и сопковидных вершинах еще сохранились стенообразные скалы (останцы), составляющие гребень некоторых гор. Западнее идет полоса передовых горных цепей, имеющих среднюю высоту значительно ниже 1000 м, и лишь немногие вершины поднимаются выше. Горные цепи отделены друг от друга более широкими продольными долинами рек, а узкие поперечные долины разделяют каждую цепь на хребты и массивы. Главными хребтами являются Зильмердак, Юрматау, Колу, Каратау. Чем дальше на запад, тем ниже горы. Изменяются и горные породы: здесь больше известняков.
Восточнее хр.Уралтау протянулась цепь передовых восточных хребтов Южного Урала: Ирендык и Крыктытау. Они сложены не только осадочными, но и вулканическими породами. Горы сильно разрушены, вершины их плоские, но там, где обнажаются вулканические породы, появляются скалы, гребни.

Главные горные хребты и массивы Южного Урала

Наименование Высота, м Главная вершина
г.Ямантау 1638  
г.Иремель 1586 Кабан
хребет Зигальга 1425 Большой Шолом
хребет Машак 1373  
хребет Нары 1328  
хребет Баштау 1270 Большой Шатан
хребет Аваляк 1192  
хребет Крыктытау 1114  
хребет Уралтау 1067 Арвяк Рязь
хребет Ирендык 987  
хребет Зильмердак 921  
хребет Юрматау 884  
хребет Каратау 698  

10.1.2. Почвы и растительность
Южный Урал покрыт лесами, различными по составу и произрастающими на различных почвах.
На передовых западных хребтах, невысоких, но сравнительно богатых осадками, растут на серых почвах леса широколиственные. На скалистых юго-восточных склонах хребтов появляется сосна.
В центральной полосе Южного Урала хребты и долины между ними поднимаются выше, климат становится суровее, и широколиственные леса уступают место хвойным. По долинам и нижним склонам, до высоты 650 - 700 м, растут сосна, береза и лиственница обычно на серых лесных почвах. Выше 700 м преобладают ель и пихта, много березы и осины. Елово-пихтовый лес на более крутых склонах выше 900 м становится постепенно низкорослым, больше появляется лесных полян и каменных россыпей. Этот лесной пояс от 700 до 1100 м представляет горную тайгу. Под ней образовались горные подзолистые почвы. От 1100 до 1300 м расположен субальпийский пояс. Выше 1300 м идет гольцовый пояс. Он отличается преобладанием тундровой растительности (мхи и лишайники) на горно-тундровых почвах.

10.1.3. Животный мир
Животный мир Южного Урала разнообразен. Здесь обитают: из хищников - волк, лиса, рысь, медведь, барсук, куница, норка, колонок, крот, горностай; из грызунов - заяц, белка, бурундук, летяга, мышь; из птиц - утка, серая куропатка, перепел, тетерев, глухарь, рябчик, орлан, ястреб, сова, дятел и множество певчих; из копытных - лось, косуля. Пресмыкающиеся - гадюка, уж, медянка, ящерица. В реках водятся - таймень, хариус, налим, щука, окунь, елец, голавль, язь.

10.1.4. Климат
3има (середина ноября - март) - продолжительная, суровая, преобладают ясные солнечные дни. Бывают метели и бураны, особенно часто в феврале (2 - 16 дней в месяц с метелью). Среднемесячная температура воздуха в январе - 22' (миним. - 45').Иногда атлантические циклоны приносят оттепели с мокрым снегом, дождем и туманом (1 - 6 дней с туманом в месяц). Снежный покров появляется в октябре, санный путь устанавливается во второй половине ноября. Высота снежного покрова в марте 40 -80 см. Весна (апрель - май) прохладная с заморозками. Характерно чередование пасмурных с дождем и мокрым снегом и ясных солнечных дней. Снежный покров сходит в середине апреля, в отдельные годы сохраняется до начала мая, весенняя распутица продолжается более одного месяца. Заморозки бывают до первой половины июля. Лето (июль - август) умеренно теплое с частыми и обильными грозовыми дождями (7 - 11 дней с грозой в июне - июле). Среднемесячная температура воздуха в июле 19' (макс. 34'). В августе уменьшается количество осадков возрастает число ясных солнечных дней. Со второй декады августа начинаются заморозки.0сень (сентябрь - первая половина ноября) холодная, пасмурная, дождливая с сильными ветрами. Иногда сентябрь бывает сухим и солнечным с утренними заморозками. Осадки выпадают в виде затяжных дождей с туманом (5 - 15 дней с туманом в месяц) в виде мокрого снега. Распутица начинается с середины сентября и продолжается до устойчивых морозов. Ветры в течение года западные, юго-западные, весной и летом кроме того северо-западные со средней скоростью 1,3 - 4,3 м/сек. На западных (наветренных) склонах Южного Урала выпадает больше осадков - от 550 до 650 мм, а местами больше, на восточных (подветренных) склонах меньше - 400 - 450 мм.

10.1.5. Дорожная сеть
Южный Урал пересекают две железнодорожные магистрали: Уфа - Златоуст - Челябинск и Уфа - Карламан - Инзер - Белорецк - Магнитогорск - Сибай. Железнодорожная линия на участке Белорецк - Карламан введена в строй действующих в 1977 - 1978 гг. Улучшенные грунтовые дороги шир.5 - 10 м местами усилены добавками щебня и гравия, толщина слоя с добавками 5 - 15 см, состояние дорог удовлетворительное. Большинство грунтовых дорог находятся в плохом состоянии. Некоторые дороги заброшены и движение автотранспорта по ним невозможно. Немногие дороги, связывающие ближайшие населенные пункты с местами лесоразработок и грунтовыми улучшенными дорогами, периодически ремонтируются и находятся в удовлетворительном состоянии. На дорогах много крутых поворотов и уклонов (преобладающие уклоны 7 -15', макс. До 35'). Во время дождей и снеготаяния проходимость дорог резко снижается, возможная скорость движения по размокшим дорогам около 10 км/час. Мосты деревянные, на улучшенных грунтовых, дорогах грузоподъемность 5 -15 т, на остальных от 1 до 15 т (преобладают с грузоподъемностью 3 - 5 т). В 2000 году отремонтирована и покрыта гравием дорога Ассы - Бриш - Искушта.

10.1.6. Реки
Почти все реки Южного Урала относятся к бассейну Каспийского моря; только в северной части начинает свое течение несколько рек, принадлежащих бассейну реки Обь, то есть бассейну Северного-Ледовитого океана (реки Уй и Миасс). Основной водораздел проходит по хребту Уралтау, который является границей бассейнов р.Белая и р.Урал.
Больше всего крупных рек начинается у гор Иремель и Ямантау (Белая, М.Инзер, Б.Инзер, Юрюзань, Катав). Это наиболее высокие горы и на них выпадает много осадков. Истоки многих рек заболочены. Остальные реки имеют преобладающую ширину 10 -30 м (на перекатах 20 - 50м), глубину 0,3 - 1,0 м, скорость течения 0,5 - 0,9 м/сек. Дно валунно-галечниковое, берега крутые и обрывистые. Реки преодолимы вброд, подъезд возможен, как правило, только по дорогам. Замерзают реки в середине ноября, в редкие годы в конце ноября - начале декабря, вскрываются в середине апреля, на перекатах в начале апреля. Толщина льда в конце зимы 60 - 70 см, на перекатах 20 - 50 см. Многие небольшие реки промерзают до дна. Половодье начинается во второй половине апреля и продолжается около месяца, уровень воды поднимается на высоту 1 - 3 м (на р.Инзер до 4 м). Межень в конце мая - начале июня. Летом и осенью бывают дождевые паводки с подъемом уровня воды на 50 - 80см. Главным источником питания рек являются атмосферные осадки - снег и дожди.

Крупнейшие реки Южного Урала

Наимено-
вание
Длина,
км
Площадь
бассейна,
кв.км
Пункт замера расхода воды Расход воды, куб.м/с
февраль май средне-
годовой
Белая 1434 142730 Арский Камень 1,8 60,8 14,2
г.Стерлитамак 17,9 470 115
г.Уфа 204 3064 758
г.Бирск 322 3538 817
Уфа 969 52580 с.Красноуфимск 19,9 349 74,6
с.Караидель 72,4 879 248
Ай 580 14730 с.Метели 20,3 241 79,3
Юрюзань 430 7380 с.Трапезниково 11 185 56,7
Сакмара 348 5844 ст.Сакмарская 14,3 519 123
Б.Инзер 305 5240 хутор Калышта 1,58 48,7 11,1
Нугуш 238 2994 с.Андреевка 3,7 125 31,6
Сим 229 11380 Миньярский завод 4,8 57,9 18,2
Зилим 215 3280        
Лемеза 150 1900        
М.Инзер 109 1060 п.Айгир 1,2 42,2 11,8

10.2. Характеристика реки Нугуш
Река Нугуш - правый приток Белой, образуется при слиянии двух притоков - Большой Нугуш (несущий основную воду) и Малый Нугуш. Большой Нугуш берёт начало на западном склоне хребта Юрматау (Южный Урал, 70 км к юго-западу от города Белорецк). Нугуш течёт среди живописных мест горной Башкирии на юго-запад параллельно реки Белой, проходит по нескольким заповедникам, национальному парку и впадает в реку Белую в 15 км севернее города Мелеуз.
В 50 км от устья, у с.Нугуш, река перегорожена плотиной длиной 2 км и высотой 30 м, образующей Нугушское водохранилище объемом 400 млн. куб. м и площадью 25 кв. км. Здесь построена ГЭС. Длина реки от истока Бол. Нугуша 250 км, площадь бассейна 3820 км2. Питание преимущественно снеговое. Средний расход воды в 194 км от устья около 4 м3/сек. Замерзает в первой половине ноября, вскрывается во второй половине апреля. В нижнем течении сплавная. Основные притоки правые: р. Урюк (длина 127 км, устье выше водохранилища) и р. Тор (длина 88 км, впадает в Нугуш близ его устья).
До д. Галиакберово (п) река очень извилистая с частыми поворотами до 90', на которых образуются прижимы. Скорость реки около 5 - 7 км/час, ширина ее иногда сужается до 15 м, в невысокую воду открывается много мелких камней. Река - почти сплошной перекат, плесы очень короткие, встречаются места, где русло разбивается на протоки.
В устье р. Бол. Шаик (л, 23) бывшая деревня Бикташево, которую с воды не видно. (Здесь и далее цифры в скобках обозначают расстояние в км от автомоста у д. Бретяк.) На 55-м км от начала сплава устье р. Мал.Нугуш (л), через 3 км после которой д. Галиакберово (п, 58).
Приняв на первом участке несколько малых и больших притоков, Нугуш становится шире и мощнее. Через 9 км, сразу после большого ручья Бетеря (л), на правом повороте реку перегораживает полузатонувшая плита, а за ней сильный прижим в скальную стенку. В невысокую воду прохождение от плиты справа, в большую - проход над плитой.
Через 4 км ниже плиты, которую по большой воде можно и не заметить, начинается сложный порог (73), разведуемый и обносимый правым пологим каменистым берегом. Ориентир порога - левый ручей перед правым поворотом, где нужно остановиться (порог в 500 м от ручья). Левый берег в пороге крутой с множеством разбросанных плит и больших валунов, от которых в большую воду образуются пульсирующие котлы и косые валы до 2 м высотой. В русле реки пять каменных скоплений, расположенных в шахматном порядке на расстоянии 12 - 15 м друг от друга и требующих прохождения по зигзагообразной линии. В большую воду все камни в центре русла закрыты валами до 1,5 м. Порог заканчивается левым прижимом в скальную стенку, особенно опасным в большую воду.
Характер и сложность порога существенно изменяются в зависимости от уровня воды.
Далее Нугуш имеет резкие повороты и прижимы, скорость течения достаточно высокая (5 - 6 км/час). На коротких плесах протяженностью 600 - 900 м появляется встречный ветер, затрудняющий движение.
В д. Верх. Нугушево (п, 80) магазинов нет. Деревня Ниж. Нугушево (п. 90) заброшена. Участок от д.Кашеля до водохранилища характеризуется довольно широким руслом и прижимами на резких поворотах. Река течет в красивых скальных берегах высотой 30 м.
В устье р. Кинерля (п, 125) стоит сделать остановку для осмотра водопада Куперля и естественного карстового моста, которые находятся в 300 м вверх по ручью. Уникальный карстовый мост представляет собой каменную арку с высотой просвета около 10 м, пропиленную в скале ручьем. Водопад имеет три каскада падающей воды, первый каскад - 2 м, второй и третий - по 6 м.
Примерно за 10 - 12 км до водохранилища скорость течения падает до 1 - 2 км/час, русло расширяется до 80 - 100 м, чувствуется подпор воды. В устье притока Урюк (п, 140) на 20-метровой скале правого берега высечен барельеф В. И. Ленина. Идти по водохранилищу при попутном ветре и малой волне лучше вдоль левого берега, на котором есть тропа до с. Нугуш.
Плотина ГЭС у с. Нугуш имеет высоту 14 м и длину около 500 м. Пик воды ниже плотины приходится на начало мая, когда избыток воды сбрасывается из водохранилища. Летом сброс не превышает притока. Нугушское водохранилище весьма живописно, это популярное место отдыха.

11. Затраты

Статья расходов На 1 чел, руб. На группу в 7 чел, руб.
1. г. Белорецк – д.Бретяк (авто) 214,3 1500
2. д.Сергеевка – г.Мелеуз (автобус) 39 273
3. Мелеуз – Стерлитамак (электричка) 35 245
4. Стерлитамак - Дема (электричка) 70 490
6. Прокат снаряжения 97,14 680
7. Продукты, хозрасходы 364,56 2551,92
  ИТОГО: 820 5740

12. Итоги, рекомендации, выводы

Итоги путешествия
Маршрут 2-ой категории сложности по рекам Большой Нугуш, Нугуш пройден участниками группы в полном объеме, без обносов порогов. Члены группы повысили свой технический и тактический уровень и готовы к более сложным походам. Мы считаем, что это хороший, насыщенный маршрут для непродолжительного весеннего похода. Он позволяет познакомиться с наиболее красивым районом Южного Урала.

Рекомендации
1. Лучшее время для проведения путешествия конец апреля - начало мая.
2. Могут возникнуть проблемы с посещением реки Нугуш, так как это территория заповедников.
3. Необходимо иметь гидрокостюмы в виду очень низкой температуры воды.

13. Литература
1. География Башкирии. Маслов, Цветаев. Уфа - 1965.
2. Башкирия. Путеводитель. Уфа - 1971.
3. Сплав леса по рекам Башкирии. Авдеев. Уфа - 1960.
4. Отчет о сплаве по рекам Б.Нугуш, Нугуш. Руководитель Артемьев И. Снежинск - 2000.
5. Отчет о сплаве по рекам Б. Нугуш, Нугуш. Руководитель Котов А.А. Челябинск - 1999.

14. Картографический материал
Материал сопровождается 5 ч/б картами М 1: 100 000 и обзорной картой района.

Отчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложностиОтчет о водном туристическом путешествии II (второй) категории сложности

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Рассказ
03 марта 2022
Сплав по реке Белая
Отчет
16 октября 2020
Манарага-Косью, 2013 г.
Описание
18 января 2013
Вала (90 км)
Описание
17 января 2013
Река Айва (8)
Описание
17 января 2013
Яйва - 2004. Река надежды нашей
Описание
17 января 2013
По реке Юрюзань (122)