11 января 2013
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV

Маршрутная книжка № 1/4-407

Руководитель: Воробьева Ю.А. (Москва)

Справочные сведения о походе

1. Название учреждения: Детский парк "Усадьба Трубецких в Хамовниках"
  2. Округ: ЦАО
  3. Район похода: Восточный Саян
  4. Вид туризма: Водный
  5. Категорийность: IV (четвертая)
  6. Нитка маршрута: г. Москва - г. Слюдянка - пос. Орлик - ист. Чойган - ист. Хойто-гол - зим. Хадарус - р. Жомболок - р. Ока (Саянская) - пос. Верхнеокинский - ст. Зима - г. Москва
  7. Протяженность водной части маршрута: 266 км
  8. Продолжительность водной активной части маршрута: 12 дней
  9. Сроки похода: 01.08.2006 - 31.08.2006
  10. Номер маршрутной книжки: 1/4 - 407

Участник похода Г.р. Туристский опыт Обязанность в походе Распред. по экипажам
1.  Воробьева Юлия Александровна 1979 р. Ока (Саянская), IV р; р. Шуя (Норвегия), III р; р. Тумча (Кольский), III р Руководитель Оператор № 1. К–2 «Рафтмаст.» турист., Каяк пол. «Железный»
2.  Захаренко Денис Викторович 1984 р. Ока (Саянская), IV р; р. Шуя (Норвегия), III р; р. Тумча (Кольский), III р Зам. руковод. Фотограф. Рыболов
3.  Воробьев Антон Александрович 1987 р. Тыя (Сев.Байкал), III у; р. Ока (Саянская), IV у; р. Тумча (Кольский), III у Пом. руковод. Медик
4.  Сапрыкина Елена Юрьевна 1988 р. Тыя (Сев.Байкал), III у; р. Ока (Саянская), IV у; р. Тумча (Кольский), III у Медик № 2. К–2 «Тритон» турист., Каяк пол. «Железный»
5.  Иванов Дмитрий Сергеевич 1989 р. Шуя (Карелия), II у;р. Тумча (Кольский), III у Краевед
6.  Воробьев Павел Александрович 1989 р. Тыя (Сев.Байкал), III у; р. Ока (Саянская), IV у; р. Тумча (Кольский), III у Краевед
7.  Волков Павел Александрович 1989 р. Шуя (Карелия), II у;р. Тумча (Кольский), III у Реммастер № 3. К–2 «Тритон» турист., Каяк пол. «Железный»
8.  Светкина Анастасия Владимировна 1988 р. Шуя (Карелия), II у;р. Тумча (Кольский), III у Завснар
9.  Тройков Вадим Михайлович 1988 р. Тыя (Сев.Байкал), III у; р. Ока (Саянская), IV у; р. Тумча (Кольский), III у Завснар
10.  Раздина Наталья Владимировна 1988 р. Шуя (Карелия), II у;р. Тумча (Кольский), III у Отв. за дневник № 4. К–2 «Тритон» турист., Каяк пол. «Железный»
11.  Попов Алексей Евгеньевич 1990 р. Шуя (Карелия), II у;р. Тумча (Кольский), III у;р. Писта (Карелия), III у Отв. за ОПД
12.  Петропавловский Павел Михайлович 1989 р. Суна (Карелия), II у; р. Шуя (Норвегия), III у; р. Тумча (Кольский), III у Отв. за ОПД
13.  Сила–Новицкая Екатерина Васильевна 1989 р. Шуя (Карелия), II у;р. Тумча (Кольский), III у Начпрод № 5. К–4 «Тритон» турист.
14.  Радченко Иван Юрьевич 1989 р. Шуя (Карелия), II у;р. Тумча (Кольский), III у Начпрод
15.  Сила–Новицкая Дарья Васильевна 1988 р. Шуя (Карелия), II у;р. Тумча (Кольский), III у Метеоролог
16.  Чекмарев Алексей Геннадьевич 1990 р. Шуя (Карелия), II у;р. Тумча (Кольский), III у Отв. за хозмешок

Уровень воды в реках Жомболок и Ока во время нашего прохождения был выше среднего. Все участники прошли водную часть маршрута согласно распределению по экипажам. Верхнюю часть порога "Катапульта" (водопадный слив) группа не проходила, так как был заявлен обнос.

Определяющие препятствия маршрута на реках Жомболок - Ока (Саянская)

Название препятствия К.т. Длина Характеристика препятствия
П–40 3 к.с. 500 м Ориентир – сужение, лавовые стены. Зигзагообразная горка. Левый поворот на 180, затем правый на 90. В конце слив около 1 м, за ним спокойный быстроток. Чалка, осмотр – ЛБ.
П–41 3+ к.с. 00 м Аналогично П–40, но мощнее. Проход по центральной струе. На выходе прижим к ЛБ. Через 5–10 мин – простая шивера, валы до 0,8 м. Вскоре 2 протоки, идти в левую. Чалка, осмотр – ЛБ.
П–42 4 к.с. 1,5 км После большой поляны на ЛБ, на левом повороте. На заходе слева полуобливная гребенка. Обход справа, затем заход в слив по центру. Прижим вправо слабый, слив более 1 м пологий, бочка проносная. После слива плоская едва заметная плита у ЛБ. В 300 м ниже порога по левому берегу, в глубине огромного улова, стоянка. Чалка, осмотр – ЛБ.
Порог Бильярд 5 к.с. 1,8 км Крутой левый поворот, большой улов под ЛБ. Лава. За правым поворотом разгонная шивера. На левом повороте прижим к скале правого берега, у прижима клык. Идти у ПБ. Крутая горка 20 м, с валами 1 м. Уходить по ней вправо, дальше навал на плиту ЛБ, мощный прижим! Сразу от прижима поворот вправо, скрученный слив 1 м с косой бочкой на выходе. За порогом чистое песчаное улово слева. Чалка, осмотр – ЛБ.
П–44 2 к.с. 300 м Ориентир – выход из улова. Чистый пологий слив около 1 м. Через все русло.
П–45 3 к.с. 200 м Находится за левым поворотом, плохо виден с наплыва. Пологий слив 1,5 м через все русло, за ним пульсирующие валы до 1,2 м. Справа меньше воды и слабее бочка. Чалка, осмотр – ПБ–ЛБ.
Порог Катапульта 5 к.с. 300 м Находится после плеса за П–45, на левом повороте. На повороте у ПБ небольшая бочка, отбрасывает в центр. Через 30 м водопадный слив более 2 м. Справа слив немного положе, но зайти в него сложно, сносит влево. В левой части струи за сливом навал на скальный берег. Затем плавный поворот налево и два слива 1 м с навалом на ПБ. Выходная шивера со сливами до 1 м около 250 м до левого поворота. в 100–200 м ниже стоянка. Перед порогом похуже. Идет тропа около 1 км до Недотроги. Мест для стоянок на тропе нет. Чалка, осмотр – ЛБ.
П–47 (I ступ.) 2 к.с. 200 м Слив 0,5 м, слева чистый язык. Возможны завалы.
П–47 (II ступ.) 2+к.с. 200 м Слив 1 м, за ним бочка 1 м, наиболее мощная в центре; справа и слева слив более пологий. Возможны завалы.
П–48 (I ступ.) 2 к.с. 300 м Слив высотой 0,5–0,7 м с валами до 0,7 м. Слева нависают живые деревья. Возможны завалы.
П–48 (II ступ.) 2 к.с. 250 м Левый поворот. Слив высотой 0,5–0,7 м с валами до 0,7 м. Слева нависают живые деревья. Возможны завалы.
П–49 3 к.с. 200 м Слив 1,5 м через все русло. Бочка 1 м, наиболее пологий язык слева у берега. Возможны завалы. Слева на повороте удобное улово для чалки перед N50.
Порог «Недо–трога» 5 к.с. 800 м Начинается за правым поворотом слабой шиверой. С воды не виден. На заходе несильный прижим к ЛБ, далее вся река упирается в ПБ, высокий навал с прижимом. Левый поворот, прижим к ПБ, водяная горка 2 м, водопадный слив 1,5 м. Бочка справа глубже. Под ЛБ более полого, но много обливных зубьев. Слив идти по центру. В струе слева подводные лавовые зубья, после слива уйти направо. Чалка, осмотр – ЛБ. После Недотроги разлив, ЛБ заболочен. Подход к воде есть только с противоположной стороны невысокой лавовой гряды в конце порога.
П–51 2 к.с. 100 м Пологий слив 1,2 м. На выходе мелко, торчат надводные лавовые плиты у ПБ. Можно зачалиться за островом влево и преодолев метров 20 болотистого участка оказаться на сухом месте между N50 и N51.
Порог «Вари–ант» 3 к.с. 700 м Перпендикулярно разделяется на 2 протоки. Лучше левая. Косые валы, отбой от ПБ. Слив 2 м. В левой его части стоит косой вал около 1,5 м. Справа более полого. (В правой протоке шивера, в конце пологий слив 0,5 м и зигзаго–образная горка – левый, затем правый поворот – 1,5 м с прижимами). Чалка, осмотр ЛБ или остров. На ЛБ прямо над порогом отличная стоянка. В улове сразу за сливом отлично ловится хариус.
П–53 2 к.с. 300 м Сразу за озером. На выходе из озерца слив высотой 1 м через всю реку.
П–54 2 к.с. 200 м Простая шивера в левой протоке.
2 моста через реку   3,7 км За 1,5 км до конца котловины два моста рядом, просвет под вторым около 0,6 м, обнос ЛБ. Разбои без завалов, течение быстрое. Чалка, осмотр – ЛБ.
Обтойская шивера 3 к.с. 10,5 км Начинается перед устьем реки Обтой. Очень быстрое течение (до 20 км/ч), мелкие камни в русле, лавы нет. Валы до 0,5 м.
А/м через реку   600 м Слив 1 м перед мостом. Просвет 1 м; перед сливом несильный снос в правый пролет, навал на правую опору. Чалиться в уловах слева. Чалка, осмотр – ЛБ.
Разбои 2 к.с. 1 км Быстрое течение и 2 км завалов в протоках. Вероятна проводка. В основном держаться ПБ. Можно объехать на а/м. Стоянок почти нет, м.б. только на ПБ. Нужен опыт хождения на отрицаловке.
П–56 2 к.с. 5,3 км За левым поворотом слабая шивера 80 м. Крутой поворот направо, две протоки. В правой слив 0,5 м. Чалка, осмотр – ЛБ.
П–57 2 к.с. 400 м Простой слив высотой около 1 м в левой протоке.
Порог «Восторг водника» 4 к.с. 3 км Мощная шивера. Крутое падение и крупные камни, прижимы. Берега высокие, лавовые. Перед впадением в Оку по ПБ низкая терраса. Стоянка. Чалиться очень быстро. Иначе, можно попасть в течение Оки и сильно уйти вниз.
Порог «Трех геологов» 4 к.с. 100 м Горка с прижимом к правому берегу, валы до 1 м, на выходе косая бочка.
Порог «Скала Каландарашвили» 4 к.с. 200 м Мощный прижим к левому берегу, вдоль него валы до 1 м, а по правому берегу обливные и полуобливные камни. Прохождение порога под правым берегом возможно, оно более безопасное, но требует б?льшей маневренности судна.
Порог «Окинский» 4 к.с. 300 м Посреди русла гряда острых полуобливных валунов, делящая русло на две части: основная струя идет вдоль левого берега, но возможно прохождение и под правым берегом (в том месте, где много обливных камней). В начале порога под левым берегом мощная бочка, после чего идут валы до 2 м и один вал 3 м. Ближе к концу порога сбивка двух струй с косыми валами, один вал 3 м.
Порог «Бурятский» 4 к.с. 200 м Основная струя упирается в скалы правого берега, образуя при этом сильный прижим. В центре порога присутствуют несколько бочек с валами высотой около 1 м. В конце порога ближе к правому берегу мощная бочка и вал 1,5 м высотой.
Порог «Мельница» 4 к.с. 200 м Вся вода уходит между галечной отмелью и островом и бьет под скалу на левом берегу. Прижим слабый, есть проход правее, ближе к острову. На входе косые валы до 1,5 м.
Порог «Центрифуга» 4 к.с. 120 м Горка на левом повороте с прижимом к правому берегу. В середине порога – бочка 1 м, валы до 1,5 метров.

Характеристика района похода

Географическое положение

Саяны - это обширная горная система, расположенная на юге Восточной Сибири, отделенная от Алтая Шапшальским и Абаканским хребтами, с примыкающими к ней горами и котловинами Тувы. Территория Саян занимает площадь около 250 тыс. кв. км Саяны состоят из двух систем - Западного Саяна и Восточного Саяна. Восточный Саян расположен на юге Красноярского края и Иркутской области, в северной части Тувы и западной части Бурятии. Начинается Восточный Саян на левобережье Енисея, к юго-западу от Красноярска, и тянется на юго-восток более чем на 1000 км.

Река Жомболок берет свое начало в самом высокогорном районе Бурятии - Окинском. Устье ее находится в 60 км ниже райцентра Орлик. Жомболок является левым притоком реки Ока. Река Ока (Аха) вытекает из озера Окинское в Восточном Саяне и впадает в реку Ангару в Иркутской области. Ущелье Орхобом является средоточием основных препятствий Оки, а также границей между субъектами Российской Федерации - Бурятией и Иркутской областью. После ущелья река течет по Иркутско-Черемховской равнине.

Рельеф

Саяны состоят из многих хребтов, рельеф которых сложился в результате тектонических движений и разломов. Высота самых высоких хребтов Восточных Саян - 3500 м, а Западных - 3000 м. В пределах Восточных Саян преобладают плоские, высоко приподнятые водораздельные возвышенности. Центральная часть занята альпийскими формами рельефа. В гольцовой зоне встречаются современные небольшие ледники. В альпийской части перевалы из одного бассейна в другой представляют собой острые скальные перемычки с обилием курумников и снежников. Преодоление таких перевалов требует осторожности и опыта. В Саянах много невысоких седлообразных перевалов с хорошими тропами, которые преодолеваются даже нагруженными вьюками лошадьми. Это позволяет совершать переходы из одного бассейна в другой через хребты.

Климат

Климат Восточных Саян резко континентальный. Зима холодная и безветренная. Много солнечных дней. Морозы достигают 40°С. Для весны типична ненастная погода с частыми небольшими снегопадами. Температура воздуха уже в апреле днем выше нуля. Лето нежаркое дождливое, особенно во второй половине июля и августе. Осень продолжительная, с ясными теплыми днями. Но снегопады и резкое изменение температур в горах возможны в любой месяц года. В горах наблюдается вертикальная климатическая поясность.

Окинский район - самый южный район Бурятии, но он является и самым холодным, поскольку расположен в высокогорье. Средняя температура июля в горах около 10-12°С, а в межгорных котловинах 17-20°С (при абсолютном максимуме до 40°С). Август в Восточном Саяне - это уже начало осени: днем 10-15°С, ночью 5-10°С (возможны заморозки). На перевалах нередко выпадает снег. На вечер желательно теплая одежда и шерстяная шапочка.

Гидрография

Реки, стекающие с Восточных Саян, принадлежат Ангаро-Енисейскому бассейну. Имеют большое падение, быстрое течение, изобилуют порогами, водопадами. Главные сплавные реки: Уда, Ия, Ока (Аха) с ее притоками, Иркут, Китой, Онот. Питание рек снеговое и дождевое. Весенний паводок имеет две фазы. Первая связана с обильным таянием снегов в среднегорье, а вторая - с таянием снегов в высокогорье. Летние паводки вызываются обильными дождями и таянием выпавшего снега. Броды через реки, особенно в большую воду, могут быть опасными и непроходимыми.

Доступен для сплава маршрут по рекам Жомболок - Ока Саянская в июне-сентябре, но наибольший наплыв туристов-водников приходится в период с середины июля до конца августа. Этим летом в середине июля из-за частых дождей на маршруте рек Жомболок - Ока случился сильный паводок. Уровень воды в реке Ока, по словам местных жителей поселка Орлик, повысился на 5-6 м. Река поднялась мгновенно, при этом сильно затопила поселения в нижней части реки. Уровень воды в реке Жомболок поднялся примерно на метр, и река разлилась вширь.

Растительность

Растительный мир Восточных Саян богат и разнообразен. Преобладают хвойные породы. По берегам рек - таежные леса из кедра, лиственницы, ели, пихты. Ниже, по речным долинам встречаются сосна и лиственные породы (береза, осина, тополь). Много ягодных кустарников. (Смородина, жимолость, черника, брусника, голубика, малина и т.д.). Много грибов, особенно маслят, подберезовиков, подосиновиков. Красочные альпийские луга поражают обилием ярких цветов: жарков, аквилегий, маков и пр. Восточный Саян является целой кладовой лекарственных растений (например, золотой корень).

На высокогорных ландшафтах преобладает кустарничковый и мохово-лишайниковый покров, чередующийся с обширными каменными россыпями, лишенными растительности.

Животный мир

Животный мир Саян насчитывает более 70 видов млекопитающих и около 250 видов птиц. Большинство из них сосредоточено в горной тайге. Наиболее распространенными видами таежных животных, обитающих в этих местах, являются бурый медведь, рысь, кабарга, лось, марал, бурундук, белка, соболь и другие. Из птиц - кедровка, сойка. Часто слышен дятел, клест, щура, глухарь, куропатка, рябчик.

В реках водится очень много рыбы: хариус, ленок, таймень, форель, налим - вот неполный перечень рыб, которых можно поймать в Оке Саянской. В Жомболоке рыбу поймать сложно. Гнус встречается местами. В хорошо продуваемых речных долинах его мало, а вот в высокогорье очень много комаров, мошки и овода. Весной и в первой половине лета - клещ! Встречаются змеи-гадюки, но редко и ареал их распространения ниже 800м.

Население

Население Саян малочисленно. Маршрут проходит, в основном, по Бурятии, большую часть населения этих районов составляют буряты. Буряты очень радушные и миролюбивые люди. Из подарков оттуда можно привезти всевозможные шкуры от сурка до медведя, рога марала или косули, хвосты и шерсть яков, внутренний жир медведя, "струя кабарги" и "каменное масло" и, конечно, кедровые шишки. Основная религия - буддизм в смеси с шаманизмом. В поселках, расположенных вдоль дороги Слюдянка - Култук - Монды, достаточно заметна доля русского населения. Заканчивается маршрут в предгорьях Саян на территории Иркутской области с русским населением. Источники Чойган располагаются на территории Тувы, на них можно встретить много тувинцев.

Сведения о туристских возможностях

Саяны являются одним из популярнейших районов водного туризма. Привлекают очень разнообразные реки, которые классифицируются от второй до пятой категории сложности в зависимости от водности и места начала сплава. Основные сплавные реки Восточного Саяна: Мана, Сисим, Кан, Агул, Гутара, Бирюса, Уда, Ия с притоками Утхум и Барбитай, Ока с притоками (Диби, Тисса, Сенца, Жомболок, Хойто-Ока), Большая Белая, Онот, Китой с притоками, Иркут и др. Реки Саян имеют смешанное снегодождевое питание, доступны для сплава с июня по сентябрь. Все реки Саян относятся к бассейну Енисея. В спортивном плане наибольший интерес в Восточном Саяне представляют различные варианты прохождения связки рек Китой-Онот. Для их осуществления требуется высокий уровень техники водного туризма и навыки в области горного туризма, поскольку пешая часть сопряжена с преодолением перевалов с категорией сложности 2Б. И сплав на малых судах по реке Жомболок.

Также привлекают пешие маршруты (преимущественно 3 и 4 категории сложности), включающие массив Мунку-Сардык, пики Грандиозный, Топографов, Триангуляторов, потухшие вулканы Кропоткина и Перетолчина, хребты Крыжина, Китойские и Тункинские Гольцы, Кутурчинское, Манские и Каское белогорья и многочисленные минеральные источники и ледники. В пределах Восточного Саяна известно около 100 ледников, площадь которых колеблется от 0,3-0,4 до 1,1-1,4 кв. км. Общая площадь оледенения около 30 кв. км. Основные ледники располагаются в районе пика Топографов (8), на вершине Мунку-Сардык (4) и на пике Грандиозном (3).

Спелеотуристы посещают Баджейскую, Кубинскую, Орешную пещеру и др.

Характеристика маршрута по рекам Жомболок - Ока Саянская

Река Жомболок самая, пожалуй, оригинальная в этом районе. На всем своем протяжении (около 60 км) река течет по лавовым полям, покрытых в основном смешанным лесом. Часто попадаются голые лавовые выходы. Такой рельеф, вне сомнения, совершенно уникален для этого района. Он же и определяет характер порогов на реке - короткие, мощные, с большим падением и крутыми локальными сливами. Река маловодна, расход воды от 15-20 у озера Олон-Нур до 25-35 кубометров в секунду в устье. Ширина реки варьируется от 8 до 50 м, но она часто делится на узкие протоки. Принимать во внимание средний уклон не имеет смысла, поскольку все падение реки сосредоточено на локальных препятствиях. В участках быстротоков и завалов уклон до 15 м/км. Река сильно зарегулирована озерами и болотами, вода чистая, прозрачная и холодная, около 10 градусов. Выше озера Олон-Нур река очень маловодна, сильно завалена. Начинать маршрут выше озера не имеет смысла. Протяженность сплавной части по реке более 30 км. Долина реки заселена, но все поселения сосредоточены по левому берегу.

Маршрут по реке Жомболок хорошо сочетается с радиальным выходом на минеральные источники Хойто-Гол и Чойган, в Долину Вулканов и к другим достопримечательностям этого района. Сплавной участок ниже оз. Олон-Нур исключительно фотогеничен и удобен как для документирования собственно прохождения, так и для съемки постановочных кадров. Большая часть препятствий сосредоточена на участке длиной около 20 км. Маршрут удобен еще и автомобильной заброской к началу стапеля.

Жомболок, как никакая другая саянская река, интересен для сплава на каяках. Большинство препятствий, несмотря на небольшую протяженность, имеет сложную линию движения, включающую очень интенсивные и точные маневры. Небольшая ширина реки и малый расход воды еще более ужесточают эти требования. В равной степени можно утверждать, что полиэтиленовый каяк является идеальным судном для этой реки. Именно здесь его технические и конструктивные преимущества проявляются чрезвычайно наглядно.

Жомболок является крупным левым притоком реки Ока Саянская. Дальнейший сплав по Оке можно условно разделить на 3 участка.

1. Устье реки Жомболок - ущелье Орхо-Бом (43 км). Ока течет среди огромных урочищ, постепенно приближаясь к тянущемуся вдоль левого берега хребту Кропоткина.

2. Ущелье Орхо-Бом (60 км) определяет техническую сложность маршрута. На участке свыше 70 препятствий, 11 из которых имеют характер порогов. Верхняя часть ущелья сложнее, ниже сплошных порогов нет, один из берегов обязательно пологий. Наиболее сложные препятствия на реке расположены именно в ущелье Орхо-Бом - это 11 именных порогов (все они 4 к.с.): "Окинский", "Бурятский", "Мельница", "Центрифуга", "Трех Геологов", "Скала Каландрашвили", "Ары-Бурье", "Пронеси Господи - 1", "Пронеси Господи - 2", "Харагольский - 1", "Харагольский - 2", а также некоторые неименные (3-4 к.с.). Однако, в отличие от "Пронеси Господи -1" и "Мельница", все остальные пороги имеют технически несложные варианты прохождения (под берегом, где нет прижимов, котлов и бочек).

3. Конец ущелья Орхо-Бом - пос. Верхнеокинский (100 км). После устья правого притока р. Урда-Ока ущелье заканчивается, препятствия становятся значительно реже и проще. Ока здесь течет среди сопок, покрытых густой тайгой, встречаются красивые скальные утесы высотой более 100 м.

Пути подъезда к маршруту

Расписание движения поездов

Время московское (в Бурятии разница с московским временем составляет 5 часов)

Москва - Слюдянка 1

Номер Отправление Пункт назначения Дни след. Отпр. из Москвы Время в пути Приб. в Слюдянку 1
222И скор.* Москва Казан. Улан–Удэ Пасс. Чет. 13.18 83.37 1.17
918Я пасс. Москва Яросл. Хабаровск 1 Ежед. 6.35 109.1 19.46
020Я фирм. Москва Яросл. Пекин Пятн. 23.53 78.22 6.15

Зима - Москва

Номер Пункт отправления Пункт назначение Дни след. Отпр. из Зимы Время в пути Прибытие в Москву
009И фирм.* Иркутск Москва Яросл. Чет. 15.57 72.45 16.42
239Э скор. Владивосток Москва Яросл. Чет. 1.34 82.03 11.37
043Э скор. Хабаровск 1 Москва Яросл. Ежед. 0.35 89.17 17.52
019Я фирм. Пекин Москва Яросл. Вторн 17.49 72.08 17.57

* поезда, использованные нашей группой

Транспортировка багажа (4 каяка, 5 упаковок)

30 июля отправили в Слюдянку багаж - 4 каяка и 5 катамаранных упаковок, в которые запаковали снаряжение и продукты на водную часть маршрута. Багаж отправляли с Ярославского вокзала, так как на Казанском вокзале оформлять нас до Слюдянки отказались, мотивируя это тем, что их багажные вагоны ходят только до Иркутска. А с Ярославского вокзала в Слюдянку багаж уходил не каждый день. Например, мы приехали 29 июля. А ближайшие багажные вагоны до Слюдянки шли только 30 июля и 2 августа. Нам повезло. Советуем, заранее звонить в справочную багажного отделения вокзала, и уточнять расписание отправок груза.

Багаж мы сдали по билету в багажное отделение Ярославского вокзала, где, сначала нас тоже не хотели принимать, так как уезжали мы с Казанского. Но потом все наладилось. Нас предупредили, на будущее, чтобы мы покупали билеты с того вокзала, с которого хотим отправлять багаж

В Слюдянку каяки прибыли 3 августа, поэтому пришлось оплачивать их пребывание в багажном отделении за двое суток. Само же багажное отделение работает круглосуточно. Надо только разбудить дежурного по вокзалу, и он все устроит.

Обратное отправление багажа омрачилось тем, что на станции Зима наши каяки и упаковки лежали около недели, так как все багажные вагоны на Москву шли перегруженными, по словам работников вокзала. В Москву они прибыли только 12 сентября, хотя мы вернулись 31 августа.

Дорога до Орлика (далее до зимовья Хадарус)

От Слюдянки до Орлика добирались на заранее заказанных из Москвы двух машинах (буханках). Тариф всех водителей, которые везут туристов до поселка Орлик, составляет 8000 - 10000 рублей за 1 машину (или по 1000 рублей с человека). Так как мы уже ездили с нашим водителем в 2004 году, нам удалось сторговаться. С нас взяли 15000 рублей за 2 машины.

Дорога на маршрут проходит через пос. Кырен, пос. Монды, потом вдоль реки Иркут поднимается к перевалу, откуда берет свое начало Ока Саянская и спускается вдоль Оки до пос. Орлик.

Затем нашу часть сплавного снаряжения с каяками и катамаранами мы отправили со второй машиной до начала стапеля (зимовье Хадарус), и оставили в сарае под замком у родственников нашего водителя. Снаряжение отправляли с попутной машиной, которая везла на стапель других туристов. Эта отправка нам ничего не стоила (в смысле денег). Путь второй машины - через пос. Саяны грунтовка идет вдоль левого притока Оки - реки Жомболок до его верховий, откуда собственно и начинается сплав. В общей сложности автомобильная заброска занимает около суток и составляет более 400 км.

Дорога до Чойгана

До Чойгана нас забрасывал уже зять Николая Шултымовича на одном грузовике. Тариф до Чойгана или Хойто-Гола одинаковый у всех водителей: 1000 рублей за одного человека в одну сторону. Дальше можно торговаться.

Машины до Орлика, Чойгана и зимовья Хадарус можно нанять у следующих людей:

1. Исаев Михаил, г. Слюдянка, ул. Полевая, 21. Дом 23 - родители, Валентин Михайлович. Тел. 4-33 (соседи, Рудо), 6-63 (брат, Исаев Николай).
  2. Агишев Рашид, г. Слюдянка, ул. Полевая, 12.
  3. "Горная Ока", Георгянова Ирина Сергеевна, пос. Орлик, 51-3-20
  4. Сыренов Алексей, пос. Орлик, д. 51, тел. 51- 4-26.
  5. Хумаев Нима Ошерович, пос. Орлик, ул. Обручева, д. 3, тел. 51- 2-40.
  6. Шаростепанов Баир Дашеевич, пос. Орлик, дир. школы, тел. 51-3-27, 51-4-71
  7. Будаев Николай Шултымович (жена: Тамара Субановна), пос. Орлик, ул. Телевизионная, д. 20, тел. 51-3-56 . С Николаем Шултымовичем мы созвонились по старой памяти. Звонили заранее из Москвы. Он уже забрасывал нас в 2004 году и до Орлика, и под перевал Чойган. И мы были очень довольны его работой. У этого водителя есть много родственников и связей в поселке. На зимовье Хадарус живет сестра его жены, а под перевалом Чойган находится дом его брата Шарлая.

При телефонных звонках необходимо учитывать разницу во времени с Москвой +5 часов.

Выезд с маршрута. Аварийные варианты

Аварийный выход возможен практически на протяжении всего маршрута по реке Жомболок. Надо иметь ввиду, что рядом с рекой, встречаются зимники, поселки, в которых всегда можно договориться на счет машины. На реке Ока, до входа в ущелье Орхобом, можно выехать через поселок Орлик. После ущелья идет прохождение реки до поселка Верхнеокинский. В ущелье Орхобом единственный путь аварийного выхода - это возвращение в поселок Алуг-Шалун по долине реки Тэргэртэ, и далее через перевал Илеэ-Дабан (б/к 2018 м). На реке каждый день проходят туристические группы, которые в случае ч.п. могут также оказать помощь. На участке ниже ущелья Орхо-Бом ходят моторки с рыбаками. Первую моторку мы встретили после впадения реки Хойто-Гол.

Выбраться с маршурута не сложно. За 2 км до поселка Верхнеокинский имеется оборудованная стоянка, на которой останавливаются группы на антистапель. Тут же разбивают лагерь и местные водители, которые знают о прибытии всех групп заранее. Водители возят группы по очереди, у них заведено свое дежурство, и свои порядки. Так что искать машину не приходится. Мы поднялись на поляну, и к нам сразу же подошел наш водитель. За проезд берут одинаково - 500 рублей с человека. Если школьная группа, можно попробовать договориться о скидке.

Сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах, телеграфах

В г. Слюдянка есть все необходимые службы: почта, телеграф (некруглосуточные), больница, медпункт, магазины, баня, столовые. Часы работы: 9:00 - 19:00. Есть гостиница, располагается по адресу ул. Бабушкина, 9. Краеведческий музей локомотивного депо: ул. Железнодорожная, 22, Махно Валерий Васильевич. Есть частный минералогический музей.

В пос. Орлик есть почта, телеграф (некруглосуточные, связь с Москвой плохая из-за технических неполадок), школа, аптека, больница, магазины. Есть районное отделение МВД административного Окинского района. Все вышеперечисленные службы находятся в центральной части поселка. На счет бани можно договариваться с местными жителями.

В пос. Саяны есть медпункт, столовая, отделение связи, магазин.

В пос. Хужир есть медпункт, школа, магазин. Хужир - последний населенный пункт перед ущельем Орхо-Бом.

В пос. Сарам есть магазин.

В пос. Верхнеокинский есть школа, магазин. Телеграф работает: вт., чт., сб. с 9:00 до 17:00. Медицинского пункта нет (есть фельдшер). На счет бани нужно договариваться заранее с местными жителями.

В г. Зима имеются все необходимые службы. В здании вокзала есть телефон/телеграф, медпункт, буфет, столовая, душевая (горячей воды летом обычно не бывает). Можно вкусно и очень дешево поесть в столовой вокзала.

Поисково-спасательные службы

Город Название Адрес Телефон
Слюдянка Южно–Байкальская ПСО ин.: 665900, ул.Мостовая, 2а 395–4 42–49–11
Иркутск Водная спасательная служба о.Юность 395–2 43–65–00
Иркутск Водная спасательная служба Чертугеевский залив 395–2 23–80–48
Иркутск Забайкальская региональная поисково–спасательная служба ул.Байкальская, 295 395–2 27–79–10, 35–15–84
Иркутск Иркутская областная водная спасательная служба ул.Дзержинского, 38 395–2 27–79–32
Иркутск Иркутский областной совет ВДПО ул.Пушкина, 36 395–2 43–12–08
Иркутск Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ул.К.Маркса, 26 395–2 24–29–29
Иркутск Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ул.Ударника, 4 395–2 43–58–11

Расположение особых зон. Туристические организации

В Саянах расположены Саяно-Шушенский заповедник, заповедник "Столбы" и заказники Азас, Малый Абакан и Тофаларский. И следующие туристские организации:

Город Название Адрес Телефон
Иркутск Бюро путешествий и экскурсий ул. Свердлова, 35 395–2 24–38–28
Иркутск Бухта Песчаная ул.А.Невского, 45,гостиница "Колос" 395–2 27–47–80
Иркутск Клуб туристов «Саяны» Пер. Мопра, 1 395–2 33–01–19
Иркутск Областной СЮТУР ул. Баррикадная, 58
Иркутск ЦДЮТК ул. Красноказачья, 99 395–2 27–27–97
Иркутск Областной совет по туризму и экскурсиям ул. Байкальская, 263 395–2 24–15–65.
Иркутск Центр детского и юношеского туризма и краеведения ул. Гоголя, 12/4. Директор – Свирин Григорий
Иркутск Городской туристический клуб "Саяны"

Природные и исторические объекты

Слюдянка

Это молодой город, его строительство началось в 1896-1905 г. во время строительства железной дороги вокруг оз.Байкал. Именно из Слюдянки отправляется большинство туристских групп в путешествия по горам Хамар-Дабана, Тунков и Китойских гольцов. Важно, что в городе останавливаются все пассажирские поезда. На горнодобывающем предприятии ведется добыча мрамора, а в долине р.Быстрой разрабатывается единственное месторождение лазурита. В городе есть музей "Человек и природа", частный музей минералов В. Жигалова, музей природы Байкала при леспромхозе.

Озеро Байкал

Находится на северо-востоке Саян. Это самое глубокое озеро в мире, его глубина составляет 1620 метров, по площади оно занимает 31,5 тыс. кв. м и по объему 23 тыс. куб. м. В Байкал впадает 336 рек и речек и только одна, Ангара, вытекает из него и несет свои воды в Енисей. Озеро это уникально, оно может менять цвет в зависимости от погоды, может быть спокойным или реветь морским штормом. В Байкале водятся уникальные виды рыбы, которых Вы не встретите нигде, кроме как здесь. Омуль, хариус, байкальский осетр - их можно встретить только на Байкале. Еще одно чудо озера - это байкальская нерпа, неизвестно как попавшая сюда из Ледовитого океана, но прекрасно обосновавшаяся здесь. Множество туристов стремится попасть сюда и дальность путешествия не останавливает их, а все сложности забываются моментально после первого свидания с Жемчужиной Сибири.

Источники Хойто-Гол

Это ключи, бьющие из-под валунов на берегу ручья, который впадает в реку Хойто-Гол. Здесь находится около десятка ключей с температурой +29?, +33?С, которые окрашивают свой путь в ржавый цвет. Вода неприятна на вкус, в нос бьёт резкий запах сероводорода. Источник гидрокарбонатный, натриево-кальциевый, с преобладанием натрия. На наиболее значительных ключах построены деревянные ванны, укрытые в небольших домиках - "банях". В лесу стоит вместительная изба для отдыхающих. В "курортный" для Саян сезон (июль) на источнике бывает от 20 до 50 человек.

Источники Чойган (Жойган, Жаэгон)

Около 30 минеральных источников. Выходят на поверхность в верхнем течении р.Аржан-Хем, которая берёт начало у подножия массива пика Топографов. Температура воды в источниках от +18?С до +40?С. Отложения солей от источников образовали среди тайги плоскую поверхность площадью около 150 кв.м. Источники гидрокарбонатные, углекислые. Здесь имеются самодельные ванны и изба. Большинство лечащихся приезжает в июле.

Долина Вулканов

Своеобразный район, сохранивший следы вулканической деятельности. Предполагают, что вначале излияние лавы шло из трещин, а затем появились конусы вулканов. Самые крупные из них - вулкан Перетолчина (2044 м) и вулкан Кропоткина (2074 м). Основное направление движения лавового потока шло вниз по долине реки Хи-Гол (падь Хи-Гол), которая в настоящее время течёт под остывшей лавой, а затем по долине реки Жомболок до впадения её в реку Оку (Аху).

Пик Топографов (3044 м)

Это главная вершина массива, известного под названием Чарм-Тайга. На его северных и восточных склонах расположено 8 ледников, питающих р.Хэлгин и притоки р.Бий-Хем. Все ледники спускаются до высоты 2500 м. Район пика Топографов - самый крупный центр современного оледенения всей горной системы Восточного Саяна.

Водопад Жомболок

Примерно на 45 км от Орлика, или в 5 км от моста Жомболок (ориентир - беседка вблизи водопада), находится удивительно красивое место с водопадом и черным базальтовым каньоном р. Ока. Недалеко от дороги ровная степь внезапно обрывается отвесным уступом к р. Ока. С этого базальтового уступа (высотой около 20 м) низвергается в круглый провал (диаметром примерно 40 м) ручей Малый Жом-Болок, ответвляющийся от р. Жом-Болок. В центре провала растут ели, макушками не доставая до его края. В месте падения водопада образовалось небольшое озеро, из которого вода спокойно вытекает в р. Ока. Скальные стены непрерывно обваливаются, поэтому не рекомендуется стоять под нависающими скалами, особенно под водопадом.

Организация похода

При выборе маршрута мы исходили из того, что Жомболок представляет собой достаточно интересную усложненную "четверку". Дело в том, что наша группа занимается водой давно и имеет опыт походов 2-4 категории сложности (Шуя, Сунна, Поньгома (Карелия), Шуя (Норвегия), Тыя (Забайкалье), Тумча (Кольский п-в), Ока (Восточный Саян). Также, ребята обладают большим опытом водных соревнований (часть группы ежегодно участвовала в Первенствах учащихся на Истре и Мсте, в закрытых помещениях с 2001 года, остальные подключились с 2003-2004 года). Помимо прочего, данная группа участвовала в спортивных сборах осенью 2004 года на реке Шахе (Кавказ) и весной в 2005-2006 г.г. на реке Белая (Кавказ). Плюс ко всему, у нас должен был состояться завершающий поход группы (ребята подросли). Поэтому хотелось выбрать более отдаленный район от Москвы, чтобы там была не только хорошая водная часть маршрута, но и интересные экскурсионные и природные объекты. Поэтому данный маршрут, подошел нам как нельзя лучше.

На маршруте нет особо опасных препятствий, которые могли бы потребовать однозначного обноса. Начальная речка Жомболок по расходу воды более соответствовала сплаву на каяках и катамаранах-2. А у нас в группе как раз было 3 участника, которые прошли на каяках в 2004 году Оку (Саянскую), и были наслышаны о Жомболоке, как о каякерной реке. И, естественно, хотели сюда вернуться. Вторая река в связке (Ока) знакомила участников похода с техникой сплава по полноводным рекам. Две такие разные речки позволили ребятам познакомиться с различной тактикой прохождения водных препятствий и организации страховки.

Помимо всего, явным плюсом выбора данного района послужила автомобильная заброска в точку стапеля, так как из 16 участников у нас было 5 девушек, что само по себе не подразумевает тяжелые пешие переходы с огромным весом за спиной. А также у всех участников было огромное желание попасть на "дикие источники" Чойган, потому что четверо ребят, которые побывали на них 2 года назад, заразили всех этой идеей. Группа даже выбрала темой краеведческого задания "Изучение природного объекта Чойган".

Заявленная нитка маршрута: Слюдянка - Орлик - ист. Чойган - ист. Хойто-Гол - рад. выход в Долину вулканов, или подход к стапелю через Долину вулканов - зим. Хадарус - р. Жомболок - р. Ока Саянская - пос. Верхнеокинский.

Реально пройденная нитка маршрута соответствует заявочной, за исключением того, что из-за погодных условий (снег в горах), и проблем с машинными перевозками, мы не успели попасть в Долину вулканов, а пошли к месту Стапеля вдоль р.Сенца, и далее по тому же маршруту, через озера Олон-Нур к зимнику Хадарус.

График движения

Дата Участок маршрута Км ЧХВ (часы, минуты) Естественные препятствия Способ передвижения
01–04.08, 05.08 г.Москва – г.Слюдянка–1; г.Слюдянка–1 – пос.Орлик 398 6.45 Град Поезд; Машина
6.08 М.н. – избушка под пер. Чойган – мин. ист. Чойган 90; 9 6.50; 2.50 Дождь Машина; Пешком
07–08.08 Двухдневка. Выполнение к/з
9.08 М.н. – изб. под пер. Чойган 9 3.2 Дождь Пешком
10.08 М.н. – мин. ист. Хойто–Гол 16 4.4   Пешком
11.08 М.н. – мин. ист. Халун–Ухан 12 3.2 Заморозки, снег в долине, землетрясение Пешком
12.08 М.н. – зимовье Хадарус 23 8.2 Броды. Болотистая местность Пешком
26.08 М.н. – пос. Верхнеокинский 42 4.2 Встречный ветер
27.08 Антистапель
28.08; 28–31.08 М.н. – г. Зима; г. Зима – г. Москва       Машина; Поезд
  • Общая протяженность водной части маршрута - 266 км (из них 8 км на машине)
  • Продолжительность чистого ходового времени сплава - 48 часов 15 минут
  • Общая протяженность пешей части маршрута - 60 км
  • Продолжительность чистого ходового времени - 19 часов

Таблица метеонаблюдений

Дата Время Тем–ра воздуха Осадки Вид облачности Ветер
06.08; 1–ый день 09.25; 16.05; 22.40 15.5; 18.5; 8.5 –; мелкий дождь; – Облачно; Пасмурно; – Умеренный; Умеренный; –
07.08; 2–ой день 12.00; 17.05; 21.05 12; 13; 12 мелкий дождь; –; мелкий дождь Туманно; Туманно; Облачно Умеренный; –; Порывистый
08.08; 3–ий день 10.30; 17.27; 23.10 18; 27; 16 –; –; – Солнечно; Солнечно; – –; –; –
09.08; 4–ый день 07.19; 14.24; 22.00 14; 13; 11 –; мелкий дождь; – Солнечно; Пасмурно; Переменная –; Умеренный; Умеренный
10.08; 5–ый день 08.20; 16.00; 22.40 8; 18.5; 14 мелкий дождь; –; мелкий дождь Переменная; Солнечно; Переменная –; –; –
11.08; 6–ой день 12.30; 16.40; 22.30 10; 11; 7.5 мелкий дождь; дождь; – Облачно; Пасмурно; Туманно Порывистый; Умеренный; Сильный
12.08; 7–ой день 12.10; 16.30; 22.00 13; 14; 11 –; –; – Переменная; Солнечно; Облачно Оч.слабый; –; –
13.08; 8–ой день 10.05; 16.00; 22.10 15; 17; 7 –; –; – Солнечно; Солнечно; – –; –; –
14.08; 9–ый день 11.45; 17.00; 22.30 26; 27; 8 –; –; – Солнечно; Солнечно; – –; –; –
15.08; 10–ый день 10.00; 16.20; 21.35 15; 21; 8 –; –; – –; Солнечно; – –; –; –
16.08; 11–ый день 11.30; 16.10; 23.05 18; 25; 11 –; –; град, гроза Солнечно; –; Облачно –; –; Порывистый
17.08; 12–ый день 10.44; 16.27; 22.08 9.5; 16; 10 –; –; – Облачно; –; Ясно Умеренный; –; –
18.08; 13ый–день 10.05; 16.40; 23.50 12; 18; 8 –; –; – Солнечно; Солнечно; – –; –; –
19.08; 14–ый день 07.00; 15.30; 21.47 6; 17; 10 –; –; – Ясно; Солнечно; – –; –; –
20.08; 15–ый день 11.20; 17.30; 21.47 12; 17.5; 10.5 –; мелкий дождь; – Солнечно; Переменная; – –; Слабый; –
21.08; 16–ый день 10.00; 15.45; 22.15 10; 21; 7 –; –; – Солнечно; Солнечно; – –; –; –
22.08; 17–ый день 10.07; 15.30; 22.50 6; 12.5; 7 –; дождь; мелкий дождь –; Переменная; Переменная –; Умеренный; Умеренный
23.08; 18–ыйдень 12.07; 17.20; 23.14 9; 14; 6 –; –; – Ясно; Солнечно; – –; –; –
24.08; 19–ый день 10.00; 17.45; 22.42 8; 17.5; 16 мелкий дождь; мелкий дождь; – Переменная; Переменная; – –; Порывистый; –
25.08; 20–ый день 09.30; 17.50; 23.57 12; 19; 16 мелкий дождь; –; – Переменная; Облачно; – –; Умеренный; Умеренный
26.08; 21–ый день 09.00; 17.21; 22.53 10; 20; 18 мелкий дождь; –; мелкий дождь Переменная; Солнечно; – Сильный; Порывистый; –
27.08; 22–й день 11.30; 16.17; 22.40 16.5; 19; 15 –; –; – Солнечно; Солнечно; – Умеренный; –; –

Подготовила метеоролог группы Сила-Новицкая Дарья

Техническое описание маршрута

1-4 день (01-04.08.06) Поезд

Сбор на Казанском вокзале. Посадка в поезд № 222 Москва - Улан-Удэ, отправляющегося в 13:18. Погрузились достаточно быстро, так как имели при себе только весла и рюкзаки (продукты и снаряжение для пешей части маршрута). 30 июля отправили в Слюдянку багаж - 4 каяка и 5 катамаранных упаковок, в которые запаковали снаряжение и продукты на водную часть маршрута. Багаж отправляли с Ярославского вокзала, так как на Казанском вокзале оформлять нас до Слюдянки отказались, мотивируя это тем, что их багажные вагоны ходят только до Иркутска.

5 день (05.08.06) г. Слюдянка - пос. Орлик

В 01:17 (в 06:17 по местному времени) поезд прибыл в Слюдянку. Нас встречают две заранее заказанные машины ("буханки") и ребята из пешей группы под руководством Гудаловой Т.Н. (г. Москва), которым мы привезли газовые баллоны. Забираем вещи из багажного отделения, отправляем телеграммы и заезжаем с ними в ПСО, которое расположено на берегу Байкала в десяти минутах езды от вокзала. Там регистрируемся, устраиваем совместный завтрак на свежем воздухе. (Фото 2). В это время местные спасатели ловят омуля, и дарят нам несколько штук с условием, что чистить будем сами. Наш рыболов "пропадает" на время. Мы же, позавтракав, начинаем собираться. В 8:45 (по местному времени), попрощавшись с дружественной группой и оторвав от воды рыболова, отправляемся в поселок Орлик. По дороге часто проезжаем мимо "обо" (Фото3) (священных мест бурятов, установленных у обочин автотрасс в низинах, на бурханах или вершинных местах сопок и на подъеме дорог). Перед "обо" останавливаются все автомобили. Водители и пассажиры одаривают богов - "хозяев местности" монетами и другими приношениями, чтобы дорога была гладкой и счастливой, без происшествий и аварий на пути их следования. И наши водители, в свою очередь, не пропустили ни одного.

В 15:00 остановились у местного кафе со столиками на улице. Водитель договорился, чтобы нам вскипятили воду, после чего мы устроили перекус. Через час продолжили движение. По дороге три раза прошел дождь, и один раз крупный град. Наконец появилось солнце, и в 17:15 мы прибыли в Орлик. На ночлег остановились у нашего водителя Николая Шултымовича. Вечером нам приготовили баню. До 20:00 разбирались со снаряжением, параллельно ходили мыться, ужинали. Из-за разницы во времени все очень устали. Отбой устроили в 21:00.

О.Х.В. 8 часов 30 минут

Ч.Х.В. 6 часов 45 минут

Х.Р. 398 км (на машине)

6 день (06.08.06) пос. Орлик - пер. Чойган - мин. ист. Изиг-Суг (Чойган)

Встали в 7:00, позавтракали. Хотели уехать в 8:30, как и договорились с водителем. Но долго ждали второго водителя, который должен был забрать наше водное снаряжение, каяки и катамараны и переправить все это на начало сплава (зим. Хадарус) к родственникам Николая Шултымовича. В 9:00 начали загружать машину с водным снаряжением. И в 9:30 выехали двумя машинами. Одна поехала с водниками из Иркутска в сторону Жомболока. Мы же отправились на Чойган. Это было удобно и нам и водителю. (Нам не платить за лишнюю заброску, а им не тратить лишний бензин). Примерно, через 3 часа пришлось остановиться, наш водитель начал вытаскивать машину своего приятеля и мы помогли, чем смогли. Грузовик застрял на болотистом участке в поле (с туристами из Екатеринбурга) и ждал помощи. Через полчаса этот же грузовик опять заехал в какую-то заболоченную местность, но уже в лесу. И мы все дружно пошли рубить деревья, чтобы он смог как-то проехать. (Фото4.) Два раза прошел дождь.

В 14:00, неподалеку от происшествия, нас остановили на перекус у очень живописного места. Помимо нас там уже обедали две группы, которые возвращались с источников на машинах. Перекусили быстро, так как надо было спешить. И, было неизвестно, сколько еще ехать, как повезет с дорогой. Водители на перекусе рассказывали, что вчера один грузовик застрял, и вытащили его только сегодня с утра. В 14.30 отправились дальше. (Фото 5.) В 18:30 приехали под перевал и остановились около избушки. Здесь заканчивается дорога и начинается тропа на источники Изиг-Суг (Чойган).

В 18:45 отправились по тропе. Тропа конная, хорошо читается до самых источников. Вначале она поворачивает на юг и бродом переходит речку. Тропа одна, никаких ответвлений нет. Вскоре после крутого подъема тропа выполаживается и подходит к огромному туру, указывающему на место перевала. В 19:00 дошли до первого озера на перевале, еще через 5 минут до второго. Тропа стала пологой. В 19.30 подошли к третьему озеру, из которого ручей тек в сторону Тувы. В 21:00 начался крутой спуск, тропа стала извиваться и в 21:40 мы дошли до развилки. Увидели

табличку: "налево - Чойган, направо - Тува, назад - с. Саяны". Повернули налево и через 3 минуты вышли на поляну, где и поставили лагерь. (Фото 6.) Помимо нас, на поляне находилось 2 группы из Москвы, причем одна из них под руководством Баранова М.В. (нашего руководителя турклуба) и группа из Бурятии. Ночью был ливень, который под утро сменился мелким дождем.

О.Х.В. 12 часов 15 минут

Ч.Х.В. 6 часов 50 минут (на машине), 2 часа 50 минут (пешком)

Х.Р. 90 км (на машине) + 9 км (пешком)

7-8 день (07-08.08.06) Мин. ист. Изиг-Суг (Чойган). Выполнение краеведческого задания

На Чойгане нам нужно было сделать три вещи - выполнить краеведческое задание (описать источники и нарисовать их схему), сделать фотографии для журнала "Отдохни" и, конечно же, отдохнуть, оздоровиться. Поэтому было решено устроить двухдневку на источниках.
Тувинцы пришли на следующее утро с постановлением, где было указано, что пребывание на источниках стоит:

- 30 р. с человека в сутки, если находишься 2 недели

- 50 р. с человека в сутки, если находишься 1 неделю

- 100 р. с человека в сутки, если находишься меньше недели.

Итого - 3200 р. с группы. Было дорого. Дело в том, что некоторые из нас уже были здесь в 2004 году, тогда такса была 30 р. с человека в сутки. Нам пришлось с ними передоговариться. Опираясь на то, что мы школьники, приехали описывать местные источники, делать фотографии для журнала, нам удалось договориться на 1600 р. на всех за двое суток. Тувинцы выписали квитанцию и обещали провести экскурсию, рассказать про это место.

В первый день было пасмурно. Два раза шел мелкий дождь. А на второй день нам повезло. Весь день было солнечно, что, по словам тувинцев, здесь большая редкость. Источники находятся в горах, внутри некоего скального кольца, из-за чего тучи часто оседают, и осадки скапливаются в этом месте. Даже если под перевалом Чойган погода ясная, здесь в это время может моросить дождь.

Общались с местным населением, купались в источниках, принимали грязевые ванны, пили настоящую минеральную воду. Сделали около 150 фотографий. Записали информацию почти обо всех местных источниках. К вечеру второго дня дорисовали схему этого места. Это оказалось не так просто, требовало времени. Выяснилось, что в 2004 году ребята не везде побывали, так как тогда был заложен только день. В этот раз тувинцы проводили нас на отдаленные источники, благо и время и погода были на нашей стороне.

9 день (09.08.06) Мин. ист. Изиг-Суг - избушка под пер. Чойган

Общий подъем в 8:00. Одновременно собираем лагерь, дежурные готовят завтрак. В 9:30 выдвигаемся в сторону избушки под пер. Чойган, где в 15:00 нас должна ждать машина, чтобы отвезти на минеральные источники Хойто-Гол. Первый подъем наверх дается тяжело для двоих участников. Через 30 минут останавливаемся, забираем у них часть снаряжения, распределяем по 4-ем рюкзакам, идем дальше. Поднялись к перевалу за 1,5 часа. К первому озеру мы подошли в 11:20, а ко второму в 11:28. Моросит. К 12:00 дождь усилился, подул сильный ветер в спину. Идем по тому же пути, что и 6 августа. Начинается сильный дождь, который заканчивается через 20 минут. У третьего озера на перевале встречаем хозяина избушки дедушку Шарлая (брата Николая Шултымовича). Он проводил на двух лошадях туристов, и теперь едет в сторону избушки. До избушки осталось 40 минут. Шарлай предлагает помощь, причем совершенно бесплатно. Разрешает чуть-чуть покататься на лошадях. (Фото7.) Привязывает на коней 6 рюкзаков (по максимуму). По пути он рассказывает, что дороги размыло, и наша машина, скорее всего, не приедет.

В 12:50 доходим до избушки. (Фото 8.) Дождь продолжается. Туристов и местных жителей под перевалом нет. Шарлай предлагает отнести вещи в дом, чтобы не намокли. Дежурные натягивают рядом с домом тент, начинают готовить обед. Во время обеда решаем ждать машину до завтрашнего утра. (Фото 9.) А если не придет, идти пешком до источников Хойто-Гол одним днем. Узнаем от Шарлая, что помимо машины до Хойто-Гола можно добраться и на лошадях, если договориться об этом заранее с бурятами (400р за одну лошадь). Либо можно встретить машину или лошадей с другими туристами по пути к источникам и договориться, чтобы подбросили. После обеда появилось солнце. Ставим лагерь, сушим вещи, ждем машину.

В 22:00, так и не дождавшись машины, ложимся спать.

О.Х.В. 4 часа

Х.Р. 9 км

10 день (10.08.06) Избушка под пер. Чойган - Мин. ист. Хойто-Гол

С утра никаких новостей на счет машины не появилось. После завтрака, в 11:00, быстро собираемся и выходим в сторону источников Хойто-Гол. Дорога не сложная, идти надо все время по широкой дороге, прямо вслед за проехавшими машинами. Иногда комфортному прохождению мешали огромные развороченные шинами ямы с огромными лужами. Приходилось их перепрыгивать, обходить. Шли по дороге, все время прямо.

Примерно через 3 часа 45 минут дорога поворачивает налево на 90 градусов. И через 2,5 км упирается в деревянный забор. Это и есть вход на поляну Хойто-Гол. (Фото 10.). Нашли место для стоянки слева от домиков, неподалеку от реки. Сколько стоят домики узнавать не стали. Дрова нам дали бесплатно, за счет того, что мы вечером заказали баню, которая стоит 30 рублей с человека. Нам ее затопили, а холодную воду из реки мы уже таскали сами.

В 15:30 устроили перекус, после которого пошли прогуляться, посмотреть, что здесь за источники. Перед ужином сходили в баню, так как после пешки под дождем были все грязные. А после ужина устроили песенный вечер.

О.Х.В. 4 часа 50 минут

Ч.Х.В. 4 часа 40 минут

Х.Р. 16 км

11 день (11.08.06) Мин. ист. Хойто-Гол - Мин. ист. Халун-Ухан

Всю ночь шел дождь. Под утро было очень холодно, на палатках выпал иней, все ужасно замерзли. Примерно в 8 утра мы почувствовали легкие толчки земли. Руководители вылезли из палатки, и отправились к начальству источников, к Вере Вотинцевне. Она сказала, что это было легкое землетрясение, которое возможно повторится. На вулканы она нам идти не советовала, так как было очень холодно, и, по словам пришедшей, позавчера с вулканов группы, на перевале шел снег. Группа эта сильно замерзла, из-за того, что участники не имели достаточно теплых вещей на случай такой погоды. Мало того, группа потеряла по пути одного из участников, мужчину 40 лет (предпринимателя из Иркутска), за которым ушли на поиски двое мужчин. Причем, один из них, наш водитель Николай Шултымович, который видимо в связи с этими событиями не приехал за нами под перевал Чойган.

Во время завтрака выяснилось, что ночью у многих сильно промокли спальники. У некоторых не было даже запасной сухой, или теплой одежды, так как половину одежды мы переправили с водным снаряжением. Мало того, у одной нашей участницы поднялась небольшая температура, и болело горло. Одним словом, было решено, что на вулканы мы не идем. Во-первых, из-за общего состояния группы, во-вторых, из-за погодных условий, и, в-третьих, из-за потерянного времени. Ведь мы потеряли целый вчерашний день, потому что за нами не приехала машина. А наш стапель по графику был 13 августа.

После завтрака дождь продолжал моросить. Некоторые сушили у костра спальники под тентом. (Фото 13.) Группа фанатов здорового образа жизни отправилась на один источник, который находился рядом с открытым бассейном. (Фото 11, 12.) А остальные источники были платными, и находились под замком.

В 12:00 мы опять почувствовали легкое землетрясение, и услышали гул в горах. Пошли пообщаться на эту тему с группой из Екатеринбурга, с которой мы вместе забрасывались на машинах, и которая днем раньше ходила в долину вулканов. Выяснили, что до самих вулканов они тоже не дошли, поскольку на перевале их накрыл снег, (Фото14.) и они решили вернуться. Было принято решение, что после обеда, если не возвращается наш водитель, мы начинаем путь к Жомболоку пешком вдоль реки Сенца. Наша заболевшая участница уже выспалась, температура спала. Ее вещи распределили по другим рюкзакам.

В 16:00, так и не дождавшись водителя, начинаем идти по колесной колее, вдоль реки Сенца. Дорога не сложная и однозначная. Свернуть с нее просто некуда, не заблудишься. Дождь закончился, виден солнечный просвет, уже не холодно. В 19:30 доходим до минеральных источников Халун-Ухан, на берегу которых находится зимник. (Фото 15.) Там и решаем встать на ночевку. В доме есть нары, стол и сидения.

Примерно в 21:00 опять пошел дождь. Вещи занесли в дом. На нары улеглось десять человек, для оставшихся поставили 2 палатки.

О.Х.В. 3 часа 30 минут

Х.Р. 12 км

На утро после очередного дождя вышло солнце десять человек, для оставшихся поставили 2 палатки.

О.Х.В. 3 часа 30 минут

Х.Р. 12 км

12 день (12.08.06) Мин ист. Халун-Ухан - Зимовье Хадарус

Сегодня вышли пораньше, так как по плану надо было успеть дойти до места нашего стапеля. Стартовали в 10:00. Шли по кратчайшему пути. Через 4 км обходим слева озеро Толото-Нур, и еще через 1 км начинается серия бродов (правые притоки реки Сенца). Первые семь бродов с расстоянием примерно 300-500 м друг от друга, прошли легко (они мелкие, около 1,5 - 2,5 м в ширину, с многочисленными камнями в русле). Через 2 км от последнего брода, натыкаемся уже на 2 более серьезный брода (около 5-ти м и глубоко). Это река Дэдэ-Хутэл (левый приток Сенцы). Слева от него расположен зимник Хутэл. На наше счастье в это время там находились местные мужики с лошадьми, которые провезли нас через них со всеми нашими вещами примерно 400 м (Фото 16,17.) до развилки на зимовье Хадарус. Там в 14:10 и устроили перекус. В 15:00 продолжили путь.

Через 100 м проходим еще один небольшой брод, и продолжаем идти по тропинке вдоль реки Дэдэ-Хутэл, слева от нее. Через 5 км начинаются заросли карликовой березы. Тропа идет по болотистой местности на протяжении 4,5 км. Тропа переодически теряется в зарослях. Шли друг за другом на расстоянии не более 2 метров, что очень тормозило скорость движения. Ноги промокли у всех поголовно.

Через 4,5 км заросли заканчиваются, появляются выступы лавы. Мы поднимаемся на небольшую полянку, на которой стоят туристы из Иркутска. До их лагеря дошли в 19.:20, совершенно уставшие. Ребята угощают нас чаем, от них узнаем, что до нашего места стапеля осталось совсем чуть-чуть, около 3 км. Болот больше не будет, тропа довольно широкая, по пути встретим 2 брода. Один широкий, но мелкий, возможно пройти по камням и второй - совсем легкий. Решаем поспешить до места нашего стапеля, чтобы не тратить светлое время суток. Иркутчане провожают нас 500 м. Далее проходим 2 брода и через 1,5 км тропинка выводит нас к зимовью Хадарус. Зимник расположен сразу после участка с завалами реке Жомболок, поэтому целесообразней всего начинать сплавляться с этого места, что и делают большинство туристических групп. Тем более что в последние годы машины довозят водные группы прямо до реки. В 20:10 встаем на ночевку на поляне между зимником и Жомболоком на левом берегу реки.

О.Х.В. 10 часа 10 минут

Ч.Х.В. 8 часов 20 минут

Х.Р. 23 км

13-14 день (13-14.08.06) Зим. Хадарус (Стапель)

С утра пошли забирать сплавное снаряжение у родственников нашего водителя, так как вчера вечером они поздно вернулись с сенокоса. И мы их уже не дождались, спали "без задних ног".

В процессе переноса снаряжения к реке, выяснилось, что не хватает 5-ти каякерных весел, 3 катамаранных и упаковки балок от К-2 "Рафтмастер". Ситуация, мягко сказать, непредвиденная. На 4 каяка - всего 1 весло, а запасных катамаранных весел осталось всего 2 на 12 катамаранщиков. Руководитель и помощник руководителя уезжают на попутной машине в Орлик, в надежде, что произошла ошибка, и часть снаряжения где-то затерялась. Заранее договорившись с заместителем руководителя о контрольном сроке возврата завтра вечером, они отправляются в путь. Зам. руководителя остается с остальными ребятами собирать суда и готовиться к отплытию. (Фото 18.)

К вечеру первого дня руководитель с помощником из Орлика не вернулись. Бандын (хозяин зимника) предложил нам сходить в баню, которая была построена рядом с местом нашего стапеля. И еще раз проверил с нашим зам.руководителя все переданное снаряжение по списку. Проясняется, что весла и балки ему передавали, и он их запер в 3-й сарай под замок, так как в 1-м и 2-м сарае под замком было снаряжение еще двух групп. По словам Бандына, такой случай у них впервые. И не верится, что кто-то мог украсть снаряжение. В тоже время, группа туристов, которая стоит с нами по соседству на стапеле (из Читы и Москвы) рассказывает, что их забрасывали с нашим водным снаряжением 7 августа, и после них до 9 августа, пока они не ушли на вулканы, привозили еще несколько групп. Таким образом, с 7 по 9 августа на поляне стапеля находилось около 70-ти водников из разных городов. Выясняется, что нам еще крупно повезло, потому что у группы из Иркутска, находившейся здесь в начале сентября, просто увели катамаран-двойку, 2 спасжилета и 2 каски - ребятам просто не на чем было сплавляться. Правда, снаряжение в этом случае находилось рядом с палатками, а не под присмотром.

На следующее утро зам.руководителя объявляет, что на сегодня у нас в планах потренироваться перед началом сплава, сделать деревянную раму для "Рафтмастера" (Фото 19.), и конечно, ждать вестей из Орлика. (Фото 21.) К обеду зам.руководителя вместе с Бандыном еще раз просматривают все сараи и замечают отогнутые доски у третьего сарая. Похоже, снаряжение все же украли. Но Бандын все еще надеется, что оно найдется. (Фото 20.)

К вечеру второго дня возвращаются наши ребята. Ситуация следующая, весь Орлик на ушах, перерыли все чердаки, пересмотрели еще раз машины, но напрасно. К счастью, у Николая Шултымовича, есть знакомый из Ангарска, у которого, в свою очередь, есть друг (продавец спортивного снаряжения) в Иркутске. По счастливой случайности, знакомый из Ангарска собирается приезжать 14 августа в Орлик с женой. Он звонит другу, и тот находит 2 последних каякерных весла на всю Иркутскую область на складе. Стоят они столько же, сколько и в Москве. Весла к вечеру 14 августа пребывают в Орлик. В 20:00 наши ребята выезжают к нам с Николаем Шултымовичем и его женой Тамарой Субановной. Опять же, по счастливой случайности, в последнюю минуту Тамара Субановна находит на чердаке старую, но крепкую лопасть от весла и уговаривает взять ее с собой, мол, вдруг пригодится. В 22:30 все в сборе. А лопасть и впрямь пригодилась, она как влитая подошла к одному запасному катамаранному веслу с откручивающейся ручкой. И по росту весло получилось, как новые купленные. В итоге у нас по веслу на каждого участника и одно запасное катамаранное весло на всю команду. Ну это, уже, как-нибудь переживем.

15 день (15.08.06) Зим. Хадарус - пор. Катапульта

Подъем в 8:00. Завтрак в 9:00. За ночь вода поднялась примерно на 20-30 см. На стапеле с нами находилась еще одна группа (сборная солянка из Читы и Москвы), они тут сплавлялись не в первый раз. По их словам, уровень воды в этом году на Жомболоке был выше среднего. Собирались долго, упаковывались и привязывались основательно. В 11:30 почти все было готово. Мы решили устроить перекус здесь, спокойно разобраться с описанием маршрута и схемами, еще раз продумать наше прохождение, и придумать порядок действий.

Порядок прохождения препятствий на маршруте

Во время прохождения препятствий на маршруте нам надо было сделать три вещи: отснять видеоматериалы для фильма и фотографии для отчета, описать препятствия и, конечно, безопасно и грамотно пройти их с наименьшей потерей времени. Дело в том, что из-за проблем с украденным снаряжением наша водная часть маршрута сократилась на 1 день за счет дневки. Но, все же, нам не хотелось отказываться от съемок, и надо было не расслабляться. Поэтому мы придумали следующий порядок прохождения.

Первый К-2 (руководители) зачаливается для осмотра препятствия, переговаривается по рации с К-4. Все суда чалятся для осмотра. Во время осмотра оговаривается прохождение препятствия, выбирается точка фото и видеосъемки, по необходимости расставляются 2-3 человека со спасконцами (обычно это каякеры 2, 3 и 4-го экипажа). Затем проходит первый К-2, общается со страхующими каякерами и встает на фото и видеосъемку. Потом общается по рации с К-4, еще раз рассказывает, как лучше пройти препятствие. К-4 передает информацию остальным участникам. Далее препятствие проходит К-4, и встает на нижнюю страховку. Затем идет каякер 1-го экипажа и встает на страховку спасконцом, отпустив на прохождение другого каякера. Потом проходит второй экипаж (К-2, через 30 секунд - каяк 2-го экипажа). Через 1 минуту проходит третий экипаж (К-2, через 30 секунд - каяк). И затем четвертый экипаж.

На прогонных участках, особенно на Оке, группа двигалась согласно нумерации экипажей: экипаж 1-й (К-2, каяк), 2-й, и т.д. Замыкает 5-й экипаж (К-4), который задает общий темп движения.

Советуем большим по количеству группам, которые хотят двигаться по маршруту быстрее и безопаснее. И хотят отснять хороший материал, иметь 3 рации. Одну - на точке съемки, вторую - у страхующего катамарана, и третью - у замыкающего катамарана. Так как просмотр порога сам по себе занимает много времени, и от начала до конца препятствия - достаточно длинное расстояние по очень неровным скальным выступам. На съемке удобнее давать "отмашку" по рации, а не высчитывать минуты и ждать, когда появится следующий экипаж. Мы несколько раз пожалели, что у нас не было 3-й рации.

С места стапеля вышли в 13:00. Солнце светило и грело, чего нам так не хватало на пешке. В ожидании препятствия № 40, придерживались левого берега. Через 10 минут наткнулись на большой завал из деревьев, который не был описан предыдущими группами. Возможно, образовался из-за сильного паводка, который был в июле месяце этого года. Обойти вплавь его не удалось. Пришлось обносить по левому берегу. Еще через 5 минут дошли до препятствия.

Почти для всех серьезных и требующих просмотра порогов Жомболока характерна следующая структура и основные ориентиры:

- резкое ограничение видимости на крутом, чаще всего, левом повороте

- возникновение невысоких лавовых стенок по обоим берегам

- видимый уклон и ускорение скорости течения

- наличие зигзагообразной разгонной шиверы с прижимами разной сложности

- слив на выходе из порога

- участок спокойного быстротока сразу за порогом, удобный для чалки и страховки

- просмотр/обнос всегда левым берегом

- все пороги короткие и с большим падением в сравнении со средним на реке

- исключительная фотогеничность

Нумерация препятствий на маршруте

Мы решили установить свою поочередную нумерацию препятствий на маршруте Жомболок - Ока Саянская. Дело в том, что почти все группы начинают сплав по Жомболоку с 40 препятствия и заканчивают поход в Верхней Оке, но почему-то берут старую нумерацию порогов которая, на наш взгляд, была актуальна в начале 90-х годов, когда воды в реке было больше, и препятствия начинались сильно выше. Или смешанную нумерацию двух рек. Нам это показалось очень неудобным, и мы решили, в первую очередь для себя, пронумеровать препятствия маршрута на карте, начиная с цифры "1", и описать их в поочередном порядке вплоть до поселка Верхнеокинский. Для тех, кому это покажется непривычным, (для тех, кто уже привык к другим числам) сохраняем старую нумерацию на Жомболоке в скобках.

П-1 (П-40), 3 к.с. Разгонная зигзагообразная горка (левый поворот на 180°, затем правый на 90°). Длинна около 100 м, стиснута вертикальными двухметровыми лавовыми стенками. Ориентир: начинается видимым уклоном, возникновением стенок и ограничением видимости. В конце слив около 1 м, за ним спокойный участок быстротока. Можно идти с наплыва. Мы просмотрели его по левому берегу, решили идти по центру слива.

П-2 (П-41), 3+ к.с. (Фото 22). В некоторых отчетах описано как копия препятствия № 40, только мощнее. В нашу воду П-41 оказалось не только мощней, но и длиннее П-40. Ориентир: от левого поворота начинается скальное сужение, шум воды. Описание: длина 200 м, на правом повороте - пологий слив 1 м с валами до 1 м, перед сливом сильный прижим к левому берегу. На выходе - 100 м быстротока. Осмотр левым берегом. Прохождение: 1-й катамаран страховали тремя спасательными концами в конце препятствия. После прохождения порога 1-м экипажем, было организовано 2 точки страховки спасконцами, в основном из-за каякеров: после правого поворота и после косой бочки через 100 м после поворота. Также страховка осуществлялась К-2 после участка выходного быстротока. Все экипажи прошли по центральной струе и зачалились в улове у левого берега. Мы были удивлены несхожестью П-41 и П-40 (в лоциях ничего не было сказано про длину и огромный плес на выходе). Поэтому препятствие проходили очень осторожно, хотя, позже оно нам показалось не сложным.

П-3 (П-42), 4 к.с. Ориентиры: начинается сразу у конца поляны, на резком левом повороте лавовыми выходами. Внимание! Порог находится до впадения левого притока Баян-Жалга, а не после него, как сказано в некоторых отчетах. Лавовые выходы с наплыва выглядят как невысокий обрывчик, покрытый травой и мхом. Так что, если удалось рассмотреть с воды, что это все-таки лава, то, скорее всего, вылезти для просмотра вы уже не успеете. Надо срочно разворачивать нос и идти по струе. Осмотр: по левому берегу. Слева - поляна, в конце которой находится дом летника Обтой. В конце поляны река поворачивает направо почти на 90?. Через 200 м быстротока река поворачивает налево, и через 10 м расположено препятствие. Описание: Длина около 70 м, падение около 2 м, ширина реки 10 - 20 м. Порог начинается водопадным сливом высотой 1,2 - 1,5 м, в сливе под водой просматриваются зубья, но для нас они оказались безопасными. Бочка после слива не сильная, но расслабляться не стоит. Затем сразу идет правый поворот, и прижим к лавовой отмели. Прохождение: 1-й экипаж сумел зачалиться непосредственно перед порогом в последнюю секунду, из-за путаницы с левым притоком Баян-Жалга. Экипаж сообщил по рации об осмотре по левому берегу 2-му экипажу. Остальные участники группы зачалились за 100 м до 1-го экипажа. Осмотр производился всеми участниками группы. На заходе слева гребенка подводных камней. Обход справа, затем заход в слив по центру. Прижим вправо слабый, слив более 1 м пологий, бочка проносная. После слива выносит на плоскую, едва заметную плиту у левого берега. Все экипажи прошли препятствие чисто, под правым берегом с последующим смещением в центр перед сливом (Фото 23). Страховка - спасконцом после бочки, катамараном на правом берегу после водопадного слива. Страховку с воды лучше производить именно оттуда. Фото и видеосъемка производились с левого берега.

В конце препятствия на левом берегу - хорошее место для стоянки.

Через 10 минут - простая шивера, валы до 0,8 м. Через некоторое время река разделяется строго перпендикулярно на две совершенно равноценные протоки. Идти следует по левой протоке. Справа через 150 м завал (судя по карте, это тупик). Левая протока чистая. Отсюда до П-43 около 1,5 км, и примерно 20 минут. Участок следует проходить не спеша (на отбросах), и внимательно смотреть на движение струи. На этом участке встречаются разбои, острова. Река отворачивает к правому краю долины. Шли, в основном придерживаясь левого берега, но два островка обошли по правой стороне. Перед следующим порогом река снова собирается в одно русло, но тут же уходит узкая бурная протока вправо. Для чалки к левому берегу есть удобные улова перед входной шиверой. Впереди видны выходы лавы.

П-4 (П-43). Порог "Бильярд" (5 к.с.). Ориентир порога - впереди видны выходы лавы. На дереве левого берега - отметка (красный треугольник). Для чалки к левому берегу есть удобные улова перед входной шиверой. Осмотр по левому берегу. Описание: Порог начинается с разгонной зигзагообразной шиверы в низком лавовом каньончике. Просмотр левым берегом, идти до порога по берегу около 5 минут. Порог включает три поворота: левый, правый, левый. Отсюда и название. Сам порог является логическим продолжением разгонного трека и начинается на левом повороте прижимом к скале правого берега. Перед последним поворотом налево, вправо уходит узкая протока, в которую можно попасть, только если очень сильно грести к скале правого берега. На повороте у прижима в самом неприятном месте стоит клык (примерно в 40 см от стенки правого берега), вдоль которого и надо идти. Затем вспененная крутопадающая горка длиной около 20 м, с валами около 1 м. Общее падение в горке 2-3 м, после чего вся река упирается в острую лавовую плиту острова, который остается слева по ходу движения. Струя, сильно наваливая и перехлестывая через наваленные деревья, образует мощный и очень неприятный прижим. В завершение порога, сразу от прижима река круто падает вправо, образуя финальный скрученный слив более 1 м с мягкой косой бочкой на выходе (условная луза). На выходе валы, река поворачивает влево, лавовая гряда кончается и слева появляется чистое круглое песчаное улово. Практически все бочки - проносные.

Порог очень фотогеничен, но покататься на нем достаточно сложно из-за проблем обратного обноса судов по сильно заросшему берегу. Прохождение. Главная опасность при прохождении - мощный прижим к плите левого берега перед финальным сливом. В нашу воду левый берег представлял собой затопленный остров, который делит реку на два рукава. В правый рукав уходит финальный слив, а левый - захламлен бревнами. От левого берега на остров упало 2 дерева (видимо, после паводка, в июле этого года). Через деревья можно перебраться на осмотр, чтобы увидеть слив ближе. Фото и видеосъемка осуществлялась с этого острова. (Фото 24). Страховка осуществлялась спасконцами и катамараном после выходной бочки. Внимание! Экипаж 3 (К-2) попытался пройти порог вплотную к зубу, чтобы не иметь проблем с дальнейшим навалом на плиту, но слишком рано начал выгребать к скале правого берега, и перестарался - попал в правую протоку. Маневр не удался. Но ребята вовремя среагировали, и сами вытащили катамаран на правый берег до прижима у скалы. Затем подняли катамаран по берегу выше по течению и стали ждать ценных указаний. Было не удобно без рации, мешал шум воды. Заместитель руководителя бегал по противоположному левому берегу, общались перекличками. Вскоре участники опустили катамаран на воду и прошли оставшуюся часть порога уже по центру, соответственно навалились на плиту перед основным сливом. Вся процедура прохождения порога 3-м экипажем (К-2) заняла минут 20. Остальные экипажи проходили порог ближе к центру. К-2 (2-го экипажа), и К-4 (5 экипаж) имели проблемы с навалом на плиту (Фото 25.) и дальнейшим прохождением бочки. (Фото 26.) Чисто прошел только К-2 экипажа 4 ("Тритон"), К-2 экипажа 1 ("Рафтмастер") и каякеры.

После препятствия идет круглый плес, примерно 80 м. Справа плеса продолжаются валы 0,5 м (окончание П-43), и дальше струя движется прямо к П-44. Так что требуется вовремя уйти со струи, зачалиться после прохождения порога "Бильярд" сразу налево. В конце плеса, перед П-44 уходит протока вправо, туда можно угодить, только если активно чалиться вправо со струи. Все наши суда зачалились на левой стороне плеса и ребята пошли осматривать порог.

П-5 (П-44), 2 к.с. Осмотр проводили по левому берегу. Чистый пологий слив около 1 м, образованный сужением двух скальных выступов. Ширина входа в слив - 1,5 катамарана. Очень узкое препятствие. Ориентир: находится ниже П-43 после плеса длиной около 80 м. На выходе с плеса прямая водопадная ступенька высотой 1 м через все русло. В некоторых отчетах указано, что бочка после слива ощутимая, в некоторых - мягкая. В нашу воду бочка была жесткой. Все катамараны и каяки прошли препятствие чисто. 2 каяка и К-2 3-го экипажа в бочке подержало несколько секунд. Но все благополучно выбрались из нее.

П-6 (П-45), 3 к.с. Ориентир: находится за левым поворотом через 5 мин после П44. Описание. Пологий слив 1,5 м через все русло (Фото 27.), за ним пульсирующий вал до 1,2 м, с максимумом высоты под левым берегом. Вал достаточно жёсткий. Косая бочка на выходе. (Фото 28.) Порог расположен за левым поворотом и плохо просматривается с наплыва. Осмотр порога, страховку и съемку проводили с правого берега, хотя возможно и по левому, где идёт тропа. Осмотр многих порогов проводился не столько из-за их сложности, сколько из-за возможности нахождения брёвен в сливах.

Проходили сходу чуть правее центра. Зачалились в большом улове левого берега в 19:50. И пошли искать место для ночевки. От улова идет тропа, по которой можно просмотреть пороги "Катапульта" и "Недотрога". С плеса за П-45 речка уходит вправо, и на следующем левом повороте начинается порог "Катапульта". Сразу за порогом "Катапульта" очень удобное место для стоянки на левом берегу. Места хватит на 2-3 группы. Мы были одни, и решили остановиться в лучшем месте. Здесь оборудовано место для костра, построены лавочки. До порога тоже есть место для стоянки, а также мы нашли еще два места стоянки после нашей ночевки, пройдя до порога "Недотрога" примерно 3-4 км.

О.Х.В. 6 часов 50 минут

Ч.Х.В. 4 часа

Х.Р. 9 км

16 день (16.08.06) пор. Катапульта - пор. Недотрога

Подъем был в 8:00 утра. После завтрака было принято решение произвести дальнейший осмотр препятствий до порога "Недотрога" по левому берегу. И, для желающих, покататься на П-45. Решили сделать фотографии и видеокадры этого препятствия с правого берега. Так как вчерашние фотографии не удались из-за плохого освещения. А сегодня светило солнце, и было много желающих покататься на разгруженных судах.

В 12:00 - осмотр порога "Катапульта". Прохождение нижней части порога на разгруженных судах, сразу же после водопада.

П-7 (П-46). Порог "Катапульта", 5 к.с. Ориентир. Находится в 300 м от П-45. С плеса за П-45 речка уходит вправо, и на следующем левом повороте начинается порог "Катапульта" Описание. Порог начинается небольшой косой бочкой 0,5 м. Через 30 метров начинается основной водопадный слив (Фото 29.), высотой не менее 2,5 - 3 м. Поскольку в нем сконцентрирован весь поток реки, он достаточно мощный и эффектный, а бочка за ним глубокая и мягкая. За сливом на левом берегу большой камень, в который "бьёт" а бочка за ним глубокая и мягкая. За сливом на левом берегу большой камень, в который "бьёт" часть струи. Ниже, на плавном левом повороте, расположены еще два небольших (до 1 м) пологих слива с прижимом к правому берегу. За последним сливом большая часть потока выходит на обширную мель у левого берега, где удобно выставить страховку.

Прохождение. Верхнюю часть порога (водопадный слив) обнесли, согласно заявленному маршруту. Нижнюю часть порога прошли на разгруженных судах, сразу же после водопада. Начали движение из улова левого берега, затем короткий 20 м трек вправо, с прижимом к скальным выходам правого берега, затем два мелких несложных слива менее 1 м каждый. (Фото 30.) Страховка осуществлялась с левого берега 3-мя спасконцами.

В 12:30 - обед. Погрузка вещей. Двигаемся дальше.

Через 10 минут появляются препятствия № 47-49. Это пять пологих сливов высотой от 1 м до 1,5 м различной мощности, обозначенных почему-то в некоторых отчетах как три препятствия. П-47 (I и II ступень) и П-48 (I и II ступень) было решено идти сходу.

П-8 (П-47), 2 к.с. Ориентиры: крутой, более 90? поворот направо и через 70 метров после левого поворота, начинается порог. Описание. Длина порога 30 м, перепад - 1,5 м , ширина реки - 8 м. I ступень начинается сливом менее метра с маленькой бочкой, далее около 20 метров быстротока и II ступень - основной слив порога водопадного типа, высотой более 1,5 м с мощной запирающей бочкой. Под правым берегом бочка слабее. За сливом 30 м быстротока, левый берег - высокая крутая лавовая стенка и на левом повороте начинается П-48.

П-9 (П-48), 2 к.с. Ориентир. Через 30 м быстротока от П-47 на левом берегу - высокая крутая лавовая стенка. П-48 начинается на левом повороте. Описание. Два слива высотой 0,5-0,7 м с валами до 0,7 м. Первый слив - просто динамическая горка, образующаяся после торможения струи о левый берег на повороте. До второго слива около 100 м и левый поворот. Слив пологий. Осмотр П-47 и П-48 был произведен до обеда по левому берегу. Оба препятствия проходили с наплыва, согласно нумерации экипажей (с 1 по 5), с разрывом 5 метров между экипажами. За каждым К-2 следовал каяк на расстоянии 2 м от катамарана, последним шел К-4. Во второй ступени П-47 каякера 3-го экипажа засосало в бочку, он кильнулся, и тут же сделал эскимосский переворот. Это был первый случай, от начала водного маршрута, когда каякера положило. Хотя препятствие было не сложным. Все оставшиеся участники прошли эти 2 препятствия чисто. Было решено зачалиться слева в улове перед П-49. И еще раз его просмотреть, особенно каякерам.

П-10 (П-49), 3 к.с. Слив 1,5 м через все русло. (Фото 31.) Бочка 1 м, наиболее пологий язык слева. Ориентиры: после правого поворота впереди прямой участок с явным крутым перепадом через 30 м. На левом берегу деревья стоят редко. Для осмотра порога лучше всего причалить на левый берег на этом повороте. Описание. Порог представляет собой водопадный слив более 1,5 метров. Слив слабо выраженного подковообразного типа, выпуклой стороной навстречу потоку. Под правым берегом даже в высокую воду просматриваются зубья. Под левым берегом слив положе, бочка чуть слабее по центру. Сразу после слива в левом берегу большая, в масштабах реки, заводь - хорошее место для страховки и чалки для повторного прохождения. После порога относительно прямой участок быстротока, длиной около 250 метров, небольшой пологий слив менее метра и через 40 метров - крутой правый поворот речки на 90?. Через 20 метров от него начинается порог "Недотрога".

Проходили препятствие с левой стороны, согласно порядку прохождения препятствий на маршруте (см. выше). Отличился Экипаж №2. Его К-2 развернуло до слива, так как участник на левом баллоне зацепился за камень перед сливом. В бочку вошли лагом, но выгребли в сторону улова. А каякер Экипажа №1 кильнулся в бочке (Фото 32.), но через 2 секунды встал, и сам зачалился к левому берегу. Остальные прошли препятствие чисто. Через 100 метров чалимся на левый берег для осмотра порога "Недотрога".

Осматриваем порог по левому берегу, следом за ним идет П-51. Понимаем, что эти два порога лучше проходить в связке. Проходить "Недотрогу" вечером не хотелось (последний сложный порог на маршруте), да и солнце скрылось. Решили, что утро вечера мудренее. Вернулись к судам и вытащили их на берег. Между "Недотрогой" и П-51 на левом берегу неплохое место для стоянки. Там и остановились на ночевку

О.Х.В. 5 часов 40 минут

Ч.Х.В. 3 часа 15 минут

Х.Р. 4 км

17 день (17.08.06) пор. Недотрога - шив. Восторг водника

Вышли в 10:00.

П-11 (П-50). Порог "Недотрога", 5 к.с. (Фото 33.) Как показал наш опыт, этот порог из серии тех препятствий, которые выглядят страшнее, чем есть на самом деле. К прохождению мы готовились основательно. Было даже 3 человека, которые побаивались этого прохождения, так уж он мощно выглядел. А когда порог был пройден, то показался всем обычным. Описание. Начинается сливом 0,5 м перед правым поворотом. Слева на повороте улова нет, как сказано в некоторых отчетах. Есть участок с меньшей скоростью струи. Улово есть у правого берега, но использование его в качестве штатного места чалки вызывает сомнение - выход из него на основную струю осложнен выходами лавы (в нашу воду - вполне залитыми). Сам порог очень красив и мощен. Мощный, короткий (50 м), стиснутый лавовыми стенками трек на левом повороте реки с большим общим падением 3-3,5 м и не очень жесткой выходной бочкой. На заходе несильный прижим к левому берегу, после в центре - сбойка струй, образующая пирамидальный вал (невысокий, но достаточно жесткий). Далее вся река упирается в стенку правого берега, образуя высокий навал с прижимом. Собственно, навал и спасает от прижима, поскольку места и времени для ухода очень мало. После этого река падает влево пологим сливом с мощной финальной бочкой, более глубокой справа. Прохождение. Все участники проходили порог на разгруженных катамаранах. Вещи отнесли за П-51 по левому берегу. Проход осуществлялся в 3 этапа: сначала прошел К-4. Его страховали 3-мя спасконцами (на левом берегу у бочки после основного слива, в левом улове после П-50 (Фото 34.) и после слива П-51). Для подстраховки поставили К-2 в левое улово, рядом со вторым спасконцом. После прохождения четверки для страховки оставили 1-й спасконец, К-2 в левом улове после П-50 и К-4 в левом улове после П-51. Затем прошли четыре К-2. И после них прошли каякеры, которые делали перечалку между двумя препятствиями в левом улове. Напрашивающаяся логика прохождения: идти как можно левее, уходя от прижима. Однако, пирамидальный вал и небольшая бочка за ним, заставляют подходить к левому повороту практически по центру. Это приводит к тому, что времени для ухода от прижима остается очень мало, что не страшно. Ведь навал, вполне спасает от прижима. После выходной бочки скорость струи падает и вода выносит налево в сторону улова. Это удобное место для перечалки каяков. Если не заходить в улово левого берега, то струя вносит в П-51, которое, для катамаранов, логично проходить в связке с П-51.

П-12 (П-51), 2 к.с. Ориентир: Расположено через 80-100 м быстротока после порога "Недотрога". (Фото 35.) Описание. Пологий косой от левого берега слив 1,2 м на левом повороте. Справа косой вал 1 м, к центру превращающийся в сбойку высотой 1,5 м. У правого берега в воде торчит затопленное дерево. Завершается препятствие выходом в разлив, подобный озеру. На выходе мелко, торчат обливные лавовые плиты, но течение слабое. После прохождения П-51 чалились в огромный улов левого берега и грузили вещи. (Фото 36.)

От П-51 вышли в 13:20. За порогом разбои, острова. До порога "Вариант" примерно 10 минут сплава.

П-13 (П-52). Порог "Вариант", 3 к.с. Ориентир. Начинается так же, как и все пороги Жомболока - ускорением течения и ограничением видимости. Перед порогом река перпендикулярно разделяется на две протоки, (Фото 37.) предоставляя два варианта прохождения порога. Прохождение. Мы шли левой протокой, (Фото 38.), она нам показалась наиболее интересной. Да и в большинстве отчетов описывалась, в основном она. Теоретически, чалка в уловке слева, за травянистым мыском перед разгонным участком. Осмотр левым берегом около 100 м. Описание. Порог сильно напоминает П-45: короткий разгон завершается крутым сливом более 1,5 м, закрученным слева направо, с бочкой на выходе. (Фото 40.) Проходится без проблем. За порогом обширный круглый плес, с которого видна впадающая справа протока. Это типично Жомболокский трек с крутым падением, валами и прижимами. Протока технически явно более сложная, чем пройденная нами. Из четырех именных порогов на маршруте "Вариант" является наиболее простым. (Фото 39.) Не смотря на это, К-4 (другой группы туристов), которая шла перед нами умудрилась сломать весло в пороге, а их К-2 легла, были спасработы. Поэтому мы долго просматривали порог, из-за чего потеряли лишнее время. Кстати, один наш каякер тоже помог. Спас девушку с двойки, кинув ей спасконец, в то время, как ее капитан пытался поставить катамаран.

П-14 (П-53), 2 к.с. Пологий метровый слив на выходе с плеса завершает каскад основных порогов.

П-15 (П-54), 2 к.с. Символические валы менее 0,5 м. Через некоторое время, после слабых П-53 и П-54 (проход сходу), течение реки несколько замедляется и идет первая серия разбоев.

Разбои. Внимание! При движении необходимо соблюдать осторожность, так как русло реки сильно извилистое и завалы из-за поворотов не видны. Много нависших над водой деревьев. В разбоях предпочтительнее идти на отрицательной скорости, держа катамаран под углом 30-40 градусов к струе. Это позволяет оперативно реагировать на неожиданно возникающие препятствия (завалы) и быстро зачаливать катамаран к тому или иному берегу, в зависимости от ситуации на воде. Нам повезло, прошли этот участок чисто. Правда К-4 влетела в один завал из деревьев на правом берегу, но вовремя сумела выгрести. Проходили друг за другом на расстоянии 3-5 метров. Шли очень осторожно, выбирая максимально широкую протоку.

Через 2 км начинается хорошо обжитая Шарзинская котловина. Поселок Шарза расположен по левому пологому берегу, обжитой, много местных. (Фото 41.) Правый берег высокий. Снизу, из долины Оки, приходит дорога и ЛЭП. Через реку перекинуты два моста. Мосты расположены друг за другом менее чем через 10 м. Высота настила первого моста над водой не превышала 50 см, а второго - 30 см. Под мостами проход не возможен!

У мостов встретили группу, с которой часто пресекались на Жомболоке, и вместе стояли на стапеле (туристы из Читы и Москвы). Внимание! По словам местных жителей, после паводка в июле этого года, примерно через 1 км от этих 2-ух мостов сильные завалы (паводком принесло не мало леса), которые идти опасно. И теперь всех туристов перевозят до моста (перед порогом "Восторг водника") не из деревни Обтой, которая находится примерно через 2 км, а именно отсюда.

Когда мы подъехали к Шарзе, там уже находилось 3 машины. К нам подошли двое водителей, и сказали, что надо ехать с этого места, тем более, что в деревне Обтой машин уже нет (сенокос), и есть вероятность сильно продраться до Обтоя. Нам ничего не оставалось, как согласиться. За обвоз - такса 500 рублей с человека. Такие деньги пришлось заплатить нашей дружественной группе. Но их было в 2 раза меньше! А нам пришлось сделать жалостливые лица… Но тут подошел третий водитель, с которым, оказывается, мы были заочно знакомы. Это зять нашего Николая Шултымовича. Он знал про беду с украденным снаряжением и, вообще, про нас, и предложил нас подвезти за 3000 рублей на всех. Мы с радостью согласились. Другие водители (они, кстати, были не местные) уехали с первой группой. А мы решили устроить тут перекус. Парни ушли помогать разгружать нашему водителю сено из кузова, чтобы освободить для нас и нашего снаряжения место.

В 17:00 нас подвезли к мосту перед препятствием "Восторг водника". Внимание! Надо быть осторожными с выбором водителей, или точно знать нужный мост. Группа, которая уехала с другими водителями, приплыла к этому месту на судах после нас к 17:30 с продранными баллонами на 2-х катамаранах "Рафтмастер". Оказалось, что их высадили раньше, чем надо у предыдущего моста, причем подвезли туда по какой-то другой дороге, накрутив лишних 5 км. Наш водитель, к тому времени еще не уехавший, долго удивлялся этой истории, и показывал по карте, как надо было ехать. Объяснял, что они не местные, приехали "побомбить". А нам просто повезло, иначе бы от наших "Тритонов" точно ничего не осталось.

На воду вставали в улове выше моста у левого берега. Мост высокий (около 1,8- 2м), правый пролет выше. Выходная шивера служит достойным завершением сплава по Жомболоку. Когда-то лава, стекавшая по Жом-Болоку, заполнила долину Оки, а затем река пропилила в ней каньон глубиной 30-50 м. Более маловодный Жомболок, не успевая за ней, образовал типичную висячую долину. Сначала он успокаивается на лавовом ложе Окинской котловины, а затем начинает вгрызаться в край каньона, выбирая всю его глубину на участке длиной 2,5-3 км.

П-19 (П-58). Порог "Восторг водника", 4 к.с. Начинается сразу от моста местной дороги, (Фото 45.) где по обоим берегам появляются высокие, от 5 м, вертикальные лавовые стенки. От моста виден очень красивый зигзаг в каньоне с поочередными прижимами к обеим берегам. Первые 2-3 поворота после моста река течет в очень узком каньоне. Прижимы проходятся без проблем при четкой работе экипажа. (Фото 46.) Ниже берега высокие, местами до 20 м. На протяжении всего препятствия уклон равномерный, многочисленные бочки достигают 1 м, завалов нет, встречаются отдельные обливные камни. Шивера очень длинная, мощная, с крутым падением и крупными обливными камнями, требующими от катамарана хорошего слалома. Прохождение доставляет массу удовольствия. От моста до устья по прямой немногим более 1,5 км, по реке - около 3 км. Перед впадением в Оку (Фото 47.) по правому берегу начинается низкая терраса, переходящая в обширную поляну. Непосредственно на стрелке - отмель справа, удобная для чалки. Поляна на стрелке давно и заслуженно пользуется вниманием туристов, но, к счастью, периодические паводки на Оке пока успевают очищать ее до первоначального состояния. Проходили всеми экипажами по очереди, с расстоянием в минуту.

Когда зачалились на правый берег, то те ребята, которые здесь уже были в 2004 году, просто не узнали стоянку. Настолько она была чистой после паводка, людей совсем не было. Чем-то походила на ухоженный кемпинг в Норвегии.

В 20:00 устроили ужин. Пообщались с пострадавшей группой. Реммастер поделился с ними заплатками, которых у нас было в избытке. Благо нам на Жомболоке они сильно не пригодились. Мы только меняли кницы на двух К-2 после порога "Недотрога" и на К-4 и К-2 после порога "Бильярд". Но теперь наши суда пора было тоже немного подлатать. Решили завтра устроить дневку. Починить суда, покататься на каяках и К-2 на "Восторге водника", сделать фото и видеосъемку этого препятствия. Устроить баню. Отдохнуть. Доделать описание пройденных порогов. Вообще, много было дел.

О.Х.В. 8 часов 40 минут

Ч.Х.В. 5 часов 55 минут

Х.Р. 20 км (из них 8 км на машине)

18 день (18.08.06) Шивера Восторг водника (Дневка)

Занимались запланированными делами.

Сходили к местным, примерно в 1,5 км от стоянки 2 дома. Купили хлеб, молоко, сметану, барашка. Устроили праздничный обед. А на ужин сделали блины со сметаной. Надо отметить очень приветливое отношение местных к туристам, причем особо обращает на себя внимание их неназойливость.

19 день (19.08.06) Шив. "Восторг водника" - вод. Малый Жомболок - пор. Трех геологов

Вышли в 11:30. Река представляет собой чередование быстротоков и шивер (2 к.с.).

П-20. Перекат 2 к.с. Длина 80 м. Ориентир: шум воды

В 12:00 причалили к левому берегу для осмотра 30-ти метрового водопада Жомболок. (Фото 48.) Водопад находится в 500-х м ниже препятствия. Ориентир: в Оку впадает небольшой левый приток - ручей Малый Жомболок. В 12:30 завершили осмотр и продолжили движение.

П-21. Перекат 2 к.с. Длина 1,2 км. Ориентир: скала справа, шум воды. Состоит из трех ступеней.

П-22. Перекат 2 к.с. Длина 800 м. Ориентир: левый поворот.

П-23. Перекат 2 к.с. Длина 50 м. Ориентиров нет. После него кончается лавовое плато.

П-24. Перекат 2 к.с. Длина 400 м. Ориентир: ЛЭП. Препятствие состоит из двух ступеней, между ними плес 100 м.

В 14:00 миновали пос. Хужир (на левом берегу).

П-25. Перекат 2 к.с. Длина 600 м. Ориентир: левый приток. Препятствие состоит из двух ступеней - 250 и 100 м. Между ступенями плес 250 м. После переката остров разбивает реку на два рукава. Проход правым.

П-26. Перекат 2 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет.

В 15:00 сделали перекус на левом берегу. В 16:00 продолжили движение. Далее река разделена на рукава - мы шли в основном левыми протоками. В 16:10 дошли до о. Тухэрэн-Тала.

П-27. Перекат 2 к.с. Ориентир: 300 м ниже острова, правый поворот. Две ступени по 40 м, между ними плес 20 м.

В 17:00 доплыли до начала ущелья Орхо-Бом. До этого места по обоим берегам возможно встать на стоянку и есть автомобильные дороги, хоть и нечасто эксплуатируемые. Далее до порога Трех геологов - высокие скальные выходы, мест для стоянок нет.

П-28. "Шаман-камень", шивера 2 к.с. Длина 50 м. Ориентиры: скала "Шаман-камень" белого цвета на левом берегу и устье реки Етомой (правый приток). Проход по центру.

П-29. Перекат 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиры: правый поворот, отмель на правом берегу.

В 18:00 доплыли до левого притока р. Халбая-Хара-Гол. Приток хорошо узнаваемый, так как находится между двумя горами. Сразу после него на левом берегу виден автодорожный знак "Сужение дороги". Внимание! Через 100 м после знака начинается порог Трех Геологов, 4 к.с. Чалиться нужно перед знаком, иначе сразу попадаешь в порог без осмотра.

В 18:10 мы встали на ночёвку на левом берегу, там, где установлен знак. (Фото 49.) Здесь отличное место для стоянки: много места под палатки, много дров. На стоянке оборудован столик со скамейками. Построены сидения вокруг костровища. (Фото 50.) В реке хорошо ловится хариус.

О.Х.В. 6 часов 40 минут

Ч.Х.В. 5 часов 10 минут

Х.Р. 43 км

20 день (20.08.06) Пор. Трех геологов - Пор. Окинский

Вышли в 11:00. Вода упала на 10 см.

П-30. Порог "Трех геологов", 4 к.с. (Фото 51.) Длина 100 м. Ориентир: автодорожный знак "Сужение дороги" на левом берегу за 100 м до порога. Впереди остров, в правом рукаве находится порог. Осмотр: с острова, который делит реку на два рукава (левый приток пригоден для проводки судов), но в нашу воду перейти с берега на остров оказалось невозможным, уровень воды был выше на порядок, по сравнению с августом 2004 года. Пришлось зачалиться к острову перед порогом 1-му экипажу с рацией. После осмотра уйти траверсом к месту ночевки по такой воде тоже не удалось. Пришлось проводить катамаран вдоль левого берега до места ночевки. Описание: порог представляет собой короткий мощный слив, справа прижим к скале ("Трех геологов"), потом стекает мощным потоком, образуя стоячий вал высотой 1 м, после вала - бочка. Слева с камней идет струя, образуя при стыке с основной воронки и поганки. Через 30 м еще один скальный выступ. Зачалиться удобно сразу после порога к галечному острову. Проходили согласно порядку прохождения препятствий на маршруте (см. выше). Сначала шли мощным траверсом под правый берег. Все суда прошли сам порог под правым берегом весьма успешно. 3-й каякер кильнулся, и встал сам.

П-31, 2 к.с. Перекат. Длина 100 м. Ориентир: 150 м ниже острова.

П-32. Шивера 3 к.с. Длина 1,5 км. Ориентиров нет. Валы до 1,5 м. Две ступени.

В 13:30 подошли к порогу "Пронеси Господи-1"

П-33. Порог "Пронеси Господи-1", 4 к.с. Длина 200 м. Ориентир: сразу после

П-32 на левом берегу - песчаный пляж "Ривьера" (Фото 52.) и улов, отмель из валунов за пляжем; правый поворот реки. Осмотр: по левому берегу (зачалиться нужно на пляже "Ривьера"). Описание: порог начинается за правым поворотом и представляет собой прямой участок реки с валами до 1,5 м, справа - две мощные бочки. Прохождение: К-2 (1 экипаж) прошел порог под левым берегом и встал на страховку других экипажей.

Зачалились на левом берегу после порога и сделали перекус в 14:30. Здесь есть хорошее место для стоянки, незаметное с воды. После осмотра и перекуса продолжили движение в 15:30

П-34. Порог "Скала Каландарашвили", 4 к.с. (Фото 53.) Длина 200 м. Осмотр по левому берегу (возможен и по правому). Ориентиры: сразу после порога Пронеси господи-1. Осмотр: по левому и по правому берегу. Описание: порог представляет собой мощный прижим к левому берегу, вдоль него валы до 1 м, а по правому берегу обливные и полуобливные камни. Прохождение порога под правым берегом возможно, оно более безопасное, но требует бoльшей маневренности судна.

Проходили препятствие согласно порядку прохождения препятствий на маршруте (см. выше).

При осмотре порога и после его прохождения хорошо виден ориентир двух следующих препятствий - скала "палец" на левом берегу.

П-35. Шивера 2 к.с. Длина 100 м. Ориентиры: 500 м ниже препятствия 34 и скала "Палец" на левом берегу после порога, наверху скалы - флагшток (тонкая одинокая сушина на вершине скалы).

П-36. Порог "Окинский", 4 к.с. Длина 300 м. Ориентиры: скала "Палец" на левом берегу, (Фото 54.) поворот русла влево на 120-1500. Осмотр: по правому берегу. Описание: посреди русла гряда острых полуобливных валунов, делящая русло на две части: основная струя идет вдоль левого берега, но возможно прохождение и под правым берегом (в том месте, где много обливных камней). В начале порога под левым берегом мощная бочка, после чего идут валы до 2 м и один вал 3 м. Ближе к концу порога сбивка двух струй с косыми валами, один вал 3 м. Прохождение: вся группа проходила порог обычным порядком под левым берегом, прошли успешно. Прохождение начали в 16:40 и закончили в 17:20. (Фото 55.)

Встали на ночевку в 17:30 на правом берегу. Перед ужином катались в пороге. (Фото 56.)

О.Х.В. 6 часов 30 минут

Ч.Х.В. 1 час 50 минут

Х.Р. 5 км

21 день (21.08.06) Пор. Окинский - Пор. Харагольский-1

Вышли в 10:30.

П-37. Порог "Бурятский", 4 к.с. Длина 200 м. Ориентиры: галечная отмель на левом и правом берегах, поворот русла вправо, в 150 м от порога Окинский. Осмотр: по правому и по левому берегу. Описание: Основная струя упирается в скалы правого берега, образуя при этом сильный прижим. В центре порога присутствуют несколько бочек с валами высотой около 1 м. В конце порога ближе к правому берегу мощная бочка и вал 1,5 м высотой. Прохождение: порог прошли успешно, за 10 минут.

Через 200 м от порога на левом песчаном берегу находится выставка поделок туристов. Там же хорошая стоянка (Музей-1). Там мы нашли свои поделки, которые оставили в августе 2004 года, но не все. Отчалили в 11:30

П-38. Шивера 2 к.с. Длина 1 км. Ориентир: в 100 м от Музея-1. Представлена перекатами и валами до 1 м. Сразу после нее зачалились на левом песчаном берегу для осмотра порога Пронеси Господи-2.

П-39. Порог "Пронеси Господи-2", 4 к.с. Длина 200 м. Ориентиры: галечный остров. Осмотр: по левому берегу. Описание: порог находится слева от галечного острова. Правая протока для судов непроходима. Основная струя накатывается на скалу правого берега и делает поворот налево. В пороге валы до 0,7 м и сильный прижим на скалу. Справа от порога - небольшой остров и улово. Здесь катамаран-4 осуществлял страховку. Сразу после порога у левого берега находится большой улов. Прохождение порога началось с 12:00 и закончилось в 12:15. Порог был пройден группой успешно.

П-40. Перекат 2 к.с. Длина 150 м. Ориентир: левый поворот.

П-41. Перекат 2 к.с. Длина 250 м. Ориентир: правый поворот реки. Слева обрыв. Справа каменная гряда, мелко. Русло поворачивает направо, прижим к левому берегу.

П-42. Перекат 2 к.с. Длина 300 м. Ориентиров нет.

П-43. Порог "Интеграл", 3 к.с. Длина 300 м. Ориентиры: левый поворот, отмель на левом берегу. Осмотр: желателен, осмотр по левому берегу. Описание: в начале порога проход под правым берегом, т.к. у левого торчат камни из воды. В центре порога находится вал высотой 1 м, а на выходе 1.5 м с бочкой ближе к правому берегу. Прохождение: проходили порог с 12:30 до 12:50.

П-44. Шивера 3 к.с. Длина 650 м. Ориентиры: приток по правому берегу, правый поворот. Несколько обливных камней и бочек. Пирамидальные валы до метра.

В 13:40 встали на перекус, причалив в конце входной шиверы порога Ары-Борье на левом песчаном берегу около притока Ары. Здесь много дров, хорошая стоянка, есть место для рыбалки.

П-45. Порог "Ары-Борье", 4 к.с. Длина 1,5 км. Ориентир: километром ниже

П-44, в середине входной шиверы - левый приток ручей Ары. Осмотр: по правому берегу (лучше зачалиться для осмотра сразу после притока). Описание: начало порога - входная шивера со множеством обливных и полуобливных камней. После левого притока - валы и бочки, раскиданные по всему руслу. В конце порога несложный прижим к левому берегу. Место очень удобно для катания на каяках, т.к. у правого берега большой улов. Прохождение: прошли успешно.

П-46. Перекат 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: левый поворот.

П-47. Перекат, затем шивера 2 к.с. Длина 250 м. Ориентир: расширение русла за счет улова на левом берегу.

После препятствия есть хорошая стоянка слева.

П-48, П-49. Перекаты 2 к.с. в группе каменных островов. Везде левыми протоками. Справа хороший прижим для каякеров. Длина обоих препятствий 300 м. Ориентир: между препятствиями река делает левый поворот.

П-50. Шивера 2 к.с. Длина 500 м. Ориентир: начало в правой протоке острова. Косые и пирамидальные валы до метра. После острова река делает правый поворот. Левая протока несплавная, мелко.

П-51. Перекат 2 к.с. Длина 400 м. Ориентир: остров. В правой протоке валы до 1,5м, большая бочка по центру. Возможен проход левой протокой, но там мелко, камни.

П-52. Перекат 2 к.с. Длина 1,5 км. Ориентиров нет. На протяжении препятствия и ниже идет скальная стена по правому берегу.

П-53. Перекат 2 к.с. Длина 500 м. Ориентир: правый поворот, остров на входе. Остров надо обходить слева. Валы 1 м.

П-54. Перекат 2 к.с. Длина 400 м. Ориентир: остров, левый поворот. Описание: Длинный остров делит реку на два рукава, проход правым. Река поворачивается почти на 1800. Две ступени. Первая: 180 м, прижим к правому берегу, валы. Плес 70 м, в середине которого впадает правый приток. Вторая ступень: 150 м, после слияния проток образуется поганка и улов. В левой протоке мелко.

П-55. Перекат 2 к.с. Длина 100 м. Ориентиры: сужение русла, отмель на правом берегу, река поворачивает направо. Прижим к левому берегу. Состоит из двух ступеней, разделенных плесом.

П-56. Перекат 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиров нет. В конце препятствия река поворачивает налево. Перед поворотом остров, проход по левой протоке.

П-57. Порог 3 к.с. Длина 100 м. Ориентир: поворот налево, сужение русла. Осмотр: по правому берегу. Описание: Навал на левый берег. Валы. На правом берегу впадает р.Шушарен. На выходе под левым берегом крутая бочка.

Внимание! Сразу за препятствием 57 следует шивера, которая является началом порога Хара-гольский-1. Надо сразу чалиться на левом берегу перед притоком р. Хара - Гол (с воды не виден).

В 18:10 причалили на левый берег. Здесь находится выставка поделок туристов Музей-2. Отличное место для стоянки - места и дров много.

О.Х.В. 7 часов 40 минут

Ч.Х.В. 5 часов 30 минут

Х.Р. 14 км

22 день (22.08.06) Пор. Харагольский-1 (Музей-2)

Дневка. Катались в П-57. Ловили хариуса. Готовили блины, жарили рыбу. Отдыхали. Делали поделки для музея туриста. (Фото 57-59.)

После ужина был песенный вечер у костра.

23 день (23.08.06) Пор. Харагольский-1 - устье р.Тэргэртэ

П-58. Порог "Хара-Гольский-1", 4 к.с. Длина 300 м. Ориентир: левый широкий бурный приток Хара-Гол. Осмотр: по левому берегу. Описание: порог представляет собой мощный быстроток под правым берегом, в центре большая бочка, в конце порога идет прижим к правой скале (несильный). Прохождение: в 12:00 начали прохождение порога. В 12:30 закончили прохождение порога. Прошли успешно.

П-59. Перекат 2 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет.

П-60. Порог "Хара-Гольский-2", 4 к.с. Длина 350 м. Ориентир: галечный остров. Осмотр: по левому берегу. Описание: порог расположен в левой протоке острова и представляет собой мощный быстроток под левым берегом с сильными косыми валами. Мы оценили порог как 3 к.с.

Внимание! Сразу за препятствием начинается технически более сложное П-55, являющееся плавным продолжением Хара-Гольского-2. Это препятствие необходимо осмотреть либо вместе с П-54, либо отдельно (для этого нужно успеть зачалиться перед поворотом реки направо!).

П-61. Шивера 3 к.с. Длина 100 м. Ориентир: ниже острова, сразу за порогом Хара-Гольский-2, на правом повороте реки. Осмотр: по правому берегу, можно осматривать по левому берегу вместе с П-60, но видно хуже. Описание: является продолжением П-60 и представляет собой прижим к левому берегу с мощной бочкой и обливными камнями. На выходе - огромный камень-зуб под левым берегом, в который устремляется основная струя после S-образного поворота. Прохождение: Один каякер кильнулся, и через 3 секунды встал. Остальные суда прошли успешно.

П-62. Шивера 2 к.с. Длина 150 м. Ориентир: правый поворот. Несколько бочек и обливных камней.

П-63. Перекат 2 к.с. Длина 300 м. Ориентир: остров. Вода сливается с острова многочисленными потоками, образуя валы. Мы ушли влево под скалу. Справа отмель. В самом начале препятствия на левом берегу стоянка с каркасом для бани. Посередине переката сделали перекус 14:30. В 15:20 ушли с перекуса.

П-64. Перекат 2 к.с. Длина 500 м. Ориентир: два островка. Первый проходится справа, второй - слева (справа мель). Валы до метра, камни.

П-65. Перекат 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиры: после левого поворота, галечная отмель на левом берегу.

Внимание! В нашу воду препятствия 63-65 представляли собой одно препятствие.

П-66. Шивера 3 к.с. Длина 150 м. Ориентир: маленький островок слева, скальник на левом берегу.

П-67. Порог 3 к.с. Длина 800 м. Ориентир: остров. Порог в правой протоке острова, на входе шивера с камнями, на выходе мощный чистый слив.

П-68. Перекат 2 к.с. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-69. Перекат 2 к.с. Длина 100 м. Ориентир: левый поворот, каменистая отмель на левом берегу. Прижим к правому берегу, валы 1.5 м.

П-70. Шивера 3 к.с. Длина 60 м. Ориентиров нет.

П-71. Порог 3 к.с. Длина 150 м. Ориентиры: правый поворот, скальная стена на левом берегу. Прижим к скале по левому берегу. Мощные отбойные, косые и пирамидальные валы до 1,5 м. Есть хорошая бочка.

П-72. Перекат 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: левый приток Ондольто.

П-73. Перекат 2 к.с. Длина 100 м. Ориентиров нет.

Внимание! В нашу воду препятствия 66-67 представляли собой одно препятствие.

П-74. Шивера 3 к.с. Длина 90 м. Ориентир: галечная отмель на правом берегу. Валы до 0,5 м, бочка, прижим слева.

П-75. Порог 3 к.с. Длина 150 м. Ориентир: большой остров, поворот влево. Описание: Порог в правой протоке острова, левая несплавная. Слабый навал на правый берег. В начале порога, по центру протоки, подряд идут 3 бочки. Все бочки проходимые, но их можно обойти.

П-76. Перекат 2 к.с. Длина 500 м. Ориентир: после слияния проток.

П-77. Порог 3 к.с. Длина 300 м. Ориентир: остров. Осмотр: с острова. Описание: порог расположен в левой протоке острова, правая протока несплавная. На входе шивера, затем поворот вправо и прижим к правому берегу, в районе окончания острова. Вода уходит под скалу не пенясь и выходит через 3-4 м без отбойного вала. Слева поганка диаметром 10 м и водоворот. Остается проход шириной 1,5-2 м между краем поганки и скалой. У острова мелко. Прохождение: все суда прошли успешно.

П-78. Шивера 2 к.с. Длина 250 м. Ориентир: в середине препятствия справа 2 широких рукава притока р. Тэгэрэтэ, слева высокие скалы.

В 17:15 встали на стоянку на правом берегу, в 500 м ниже второго русла р. Тэгэртэ. Хорошее место с песчаным пляжем, каркасом бани, много дров, есть пентагон. С места стоянки виден остров - начало пор. Мельница. Вдоль берега идет тропа: мы по ней прогулялись осмотреть вход в порог Мельница и выбрать места для чалки на левом берегу для более тщательного осмотра.

О.Х.В. 5 часов 15 минут

Ч.Х.В. 4 часа 30 минут

Х.Р. 24 км

24 день (24.08.06.) Устье р. Тэргэртэ - П-127

Вышли в 10:30.

П-79. Порог "Мельница", 4 к.с. Длина 200 м. Ориентир: галечный остров. Осмотр: по левому берегу, на галечной отмели. Описание: вся вода уходит между галечной отмелью и островом и бьет под скалу на левом берегу. Прижим слабый, есть проход правее, ближе к острову. На входе косые валы до 1,5 м. Прохождение: прошли успешно.

П-80. Шивера 3 к.с. Длина 80 м. Ориентир: в конце левой протоки острова, ниже порога Мельница. Слева слабый навал на скалу, валы 1 м, камни.

П-81. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентиры: левый поворот, галечная отмель на левом берегу. Слабый навал на правый берег, валы до 1.5 м.

П-82. Шивера 2 к.с. Длина 100 м. Ориентир: остров. Перекат в левой протоке острова, чистый проход по центру. Правая протока несплавная. Есть стоянка на левом берегу.

П-83. Шивера 3 к.с. Длина 60 м. Ориентир: островок. Прижим под скалу к левому берегу. После острова в правой протоке перекат 2 к.с., мелко.

П-84. Шивера 3 к.с. Длина 500 м. Ориентиры: резкий левый поворот, отмель на левом берегу. Прижим к скале правого берега в середине шиверы.

П-85. Шивера 3 к.с. Длина 500 м. Ориентиры: поворот направо. Сильная шивера, валы 1 м. На выходе прижим слева и пирамидальные валы до 1,5 м.

П-86. Шивера 1 к.с. Длина 100 м. Ориентир: островок. Шивера в левой протоке острова. Поворот направо, прижим к левому берегу.

П-87. Шивера 2 к.с. с перекатом по середине. Длина 90 м. Ориентиров нет. В конце шиверы прижим к правому берегу, несильный с отбойными пирамидальными валами до 0,5 м.

Внимание! В нашу воду препятствия 86-87 представляли собой одно препятствие.

П-88. Перекат б/к. Длина 200 м. Ориентиры: сужение русла, левый поворот. Много камней. После переката справа скалы к которым устремляется вода. С левого берега выносная галечная отмель до середины реки - это начало п. Центрифуга.

Дошли до пор. Центрифуга в 12:30.

П-89. Порог "Центрифуга", 4 к.с. Длина 120 м. Ориентиры: большая скала по правому берегу, галечный остров, залив у левого берега перед островом, расширение русла. Осмотр: с острова. Описание: Порог расположен в правой протоке острова. Река, огибая остров, поворачивает почти на 900. Вся вода собирается в желоб, образованный островом и скалой правого берега и бьет в скалу правого берега. От начала порога до прижима слив - трековый участок. У острова мелко, у правого берега валы 1-1,5 м. В конце трекового участка пологие валы 1,5 м. Прижим опасный, в первой части с подмывом, дальше из-за выступа скалы образуются отбойные валы 1,5 м. На сбивке отбойных и пологих валов, чуть ниже прижима, ближе к правому берегу образуется жесткая бочка около 3 м. На выходе валы до 1 метра, улов у острова. Прохождение: Кильнулся один каякер, но на выходе встал с самостраховкой. Остальные суда прошли успешно.

П-90. Перекат 2 к.с. Длина 50 м. Ориентир: галечная отмель на правом берегу. Заканчивается шиверой.

П-91. Шивера 3 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет. Валы 1 м и бочки. После препятствия кончается ущелье Орхо-Бом, хотя дальше еще есть каньонные участки и скалы.

П-92. Шивера 3 к.с. Длина 200 м. Ориентир: скальник, в который упирается река и поворачивает направо. В начале валы до 1 м и бочки, в конце прижим к левому скальному берегу.

Внимание! В середине шиверы, перед прижимом, впадает левый приток Хойто-Ока. На стрелке слияния есть улов, на левом берегу - хорошее место для стоянки, незаметное с воды. Это место вскоре можно будет смело назвать Музеем-3 - благодаря появляющимся там поделкам туристов.

В 14:15 встали тут на перекус. В 15:00 продолжили движение.

П-93. Шивера б/к. Длина 200 м. На прямом участке реки.

П-94. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: начинается перед впадением правого притока Урду-Ока. Валы до 0,5 м. Есть хорошая стоянка перед впадением притока.

Место, где сливаются три Оки (Ока, Хойто-Ока и Урду-Ока) считается у местных жителей окончанием ущелья Орхо-Бом и излюбленным местом для ловли рыбы; до этого места они поднимаются вверх по реке на моторных лодках.

П-95. Шивера 2 к.с. Длина 300 м. Ориентир: находится на левом повороте. Валы до 0,5 м.

П-96. Шивера 2 к.с. Длина 400 м. Ориентир: река уходит под скальник у правого берега и делает левый поворот. Есть 2 бочки и валы до 0,7 м. В конце шиверы - правый приток.

П-97. Перекат б/к. Длина 80 м. Ориентир: находится на прямом участке реки.

П-98. Шивера 3 к.с. Длина 150 м. Ориентир: остров справа. Находится на правом повороте. Вода устремляется между островом и левым берегом, образуя валы до 0,5 м и бочки. В нашу воду бочка была маленькая, все катамараны прошли успешно. В большую воду бочка может быть очень мощной. Особое внимание заслуживает скопление камней на выходе из шиверы под левым берегом. Окончание шиверы - левый приток Кар-Кап.

П-99. Шивера б/к. Длина 200м. Ориентир: находится на прямом участке реки.

П-100. Шивера 1 к.с. Длина 300 м. Ориентир: начинается после распадка слева.

П-101-П-103. Шиверы 2 к.с., образующие одно препятствие. Длина 300 м. Ориентир: галечный вынос у правого берега до середины реки. Вода устремляется в протоку под левый берег, валы до 0,7 м.

П-104. Шивера 1 к.с. Длина 100 м. Ориентир: начинается на левом повороте реки за галечным островом слева. Под правым скальным берегом и скалой под центром реки проход с легким прижимом. Левая протока несплавная, валы до 0,3 м.

П-105. Шивера 3 к.с. Длина 200 м. Ориентир: два галечных острова. В середине шиверы впадает левый приток. Описание: вода уходит к левому берегу, образуя стоячие валы до 0,7 м. В шивере 4 бочки, на выходе прижим к левому берегу.

П-106. Перекат б/к. Длина 300 м. Ориентир: находится на прямом участке реки.

П-107. Перекат б/к. Длина 300 м. Ориентир: правый приток Зейрцегшен. Перекат находится на левом повороте реки. По центру русло, остров, мощный улов под левым берегом. Перекат в обоих рукавах реки, левая протока мелкая, но сплавная. Перекат продолжается после слияния рукавов.

П-108. Шивера 2 к.с. Длина 600 м. Ориентир: находится на левом повороте реки. Валы до 0,5 м, бочки.

П-109. Перекат 1 к.с. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-110. Шивера 3 к.с. Длина 350 м. Ориентир: находится на правом повороте реки. Есть бочки и валы до 0,5 м.

П-111. Перекат 1 к.с. Длина 1 км. Ориентир: находится на прямом участке реки.

П-112. Шивера 2 к.с. Длина 1 км. Ориентиров нет.

П-113. Шивера 1 к.с. Длина 300 м. Ориентир: левый приток Мангал-Гол.

П-114. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет. Валы 0,5 м, бочки.

П-115. Шивера 2 к.с. Длина 300 м. Ориентир: остров, река уходит вправо. Валы 0,5 м, бочки, несильный прижим к левой скале. После препятствия обе протоки сливаются.

П-116. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-117. Шивера 3 к.с. Длина 300 м. Ориентиров нет. Бочки, валы до 1 м.

П-118. Шивера 1 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет.

П-119. Шивера 1 к.с. Длина 100 м. Ориентиров нет.

Внимание! Следующее препятствие не отмечено в лоциях, хотя заслуживает особого внимания, желателен осмотр по левому берегу.

П-120. Шивера 4 к.с. Длина 300 м. Ориентир: находится на левом повороте реки. Описание: бочки по всему руслу, чистый проход слева, на выходе мощная бочка под правым берегом. Прохождение: бочка удерживала К-2, каякеров и К-4 не держала. Сразу после этого препятствия - левый приток р. Хульцай.

П-121. Шивера 2 к.с. Длина 100 м. Ориентиров нет. Посередине русла два полуобливных камня, образующие бочки.

После препятствия хорошее место для стоянки.

П-122. Шивера 3 к.с. Длина 300 м. Ориентир: левый поворот, остров. Несильный прижим под левую скалу. Есть мощная косая бочка 4 м.

П-123. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет. Валы под левым берегом.

П-124. Шивера 3 к.с. Длина 200 м. Ориентир: зимовье на правом берегу. Валы и бочки по центру.

П-125. Шивера 1 к.с. Длина 500 м. Ориентир: галечный остров, река делится на рукава. Проход по обеим протокам. Валы до 0,5 м.

П-126. Шивера 1 к.с. Длина 300 м. Ориентир: находится сразу после левого притока р. Поляков. В середине препятствия несложный навал на скалу правого берега.

П-127. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет.

Встали на ночевку сразу после препятствия в 20:30. На правом берегу - стоянка со столом. Дров много.

Препятствия с 83 по 127 идутся сходу, если не лазить в бочки. В бочках каякеров подстраховывали К-2-ки.

О.Х.В. 10 часов

Ч.Х.В. 7 часов 45 минут

Х.Р. 53 км

25 день (25.08.06.) П-121 - устье р. Гуник

Всю ночь моросил дождь, а под утро было уже очень холодно. Вышли в 10:00.

П-128. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: справа остров, слева впадает приток двумя рукавами в середине и в конце.

П-129. Шивера 2 к.с. Длина 800 м. Ориентир: после слияния двух проток. Валы до 0,5 м, бочки. Сразу после препятствия левый приток.

П-130. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: приток слева в середине шиверы, слева скалы, на левом берегу три домика зимовья.

П-131. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-132. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: остров с двумя рукавами. Левая протока несплавная, правая уходит к скалам, образуя отбойные косые валы 0,5 м. После острова обе протоки сливаются.

П-133. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-134. Шивера 1 к.с. Длина 150 м. Ориентир: справа и слева галечная отмель. Посередине шиверы справа одинокая скала. Валы 0,5 м.

П-135. Шивера 1 к.с. Длина 400 м. Ориентир: скала и остров справа. Правая протока мелководна. Посередине препятствия распадок и приток.

П-136. Шивера 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиров нет. Валы до 0.5 м.

П-137. Перекат 1 к.с. Длина 400 м. Ориентир: слева и справа острова с плесом.

П-138. Шивера 1 к.с. Длина 800 м. Ориентир: начинается под скалой левого берега. Валы 0,3-0,4 м.

П-139. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: правый поворот реки, сужение русла. Посередине слабый прижим к левому берегу. Далее идут 2 переката б/к.

П-140. Шивера 1 к.с. Длина 200 м. Ориентир: остров справа. Впереди скальник, под который уходит вода. Шивера начинается с переката.

П-141. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: остров. Остров делит реку на рукава. Левая протока мелководная. Каяки прошли левой протокой. В ней перекат. Правая протока - шивера с прижимом к правому скальному берегу. В конце острова есть место для стоянки.

П-142. Шивера 1 к.с. Длина 150 м. Ориентиров нет. Валы 0,2 м.

П-143. Шивера 2 к.с. Длина 300 м. Ориентир: в начале левый приток, в конце на левом берегу избушка. Валы 0,4 м.

В 14:00 встали на перекус на правом берегу. Есть место для стоянки. В 15:00 продолжили движение.

П-144. Перекат 1 к.с. Длина 100 м. Ориентир: остров.

П-145. Перекат 1 к.с. Длина 250 м. Ориентир: галечная отмель посередине (в низкую воду).

П-146. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентир: находится между двумя галечными отмелями на ровном участке реки.

П-147. Перекат б/к. Длина 80 м. Ориентир: скала прямо по курсу. Вода, ударяясь о скалу, образует множество мелких вальчиков высотой 0,2 м.

П-148. Галечный остров делит реку на 2 рукава. В левом рукаве перекат 1 к.с длиной 200 м. В правом рукаве шивера 2 к.с с бочкой и валами до 1 м. Каяки прошли правой протокой.

П-149. Шивера 1 к.с. Длина 150 м. Ориентир: зимовье на правом берегу, слева остров.

П-150. В правой протоке острова перекат 1 к.с., в левой - шивера 2 к.с. с валами до 0,5 м. Длина 300 м. Ориентир: по центру русла остров.

П-151. Шивера 1 к.с. Длина 100 м. правый приток.

П-152. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-153. Шивера 1 к.с. длина 80 м. Ориентиров нет.

П-154. Перекат 1 к.с. Длина 200 м. Ориентир: остров. Перекат в правой и в левой протоке острова.

П-155. Шивера 1 к.с. Длина 100 м. Ориентир: скала "бычий лоб" по левому берегу в конце препятствия.

П-156. Перекат 1 к.с. Длина 300 м. Ориентир: остров. Перекат в правой протоке (левой протоки как таковой нет), с быстротоками по середине.

П-157. Перекат б/к. Длина 150 м. Ориентир: на левом повороте галечная отмель. 2 протоки: в правой, мелководной,- перекат б/к, в левой - перекат б/к.

П-158. Шивера 3 к.с. Длина 100 м. Ориентир: справа галечный остров. Мощная бочка ближе к скальному левому берегу, стоячие валы до 1 м. Правая протока - перекат. Внимание! Это последнее более-менее сложное препятствие на маршруте.

П-159. Шивера б/к. Длина 150 м. Ориентир: распадок слева.

В 18:30 подошли к широкому устью правого притока Гуник. В 18:45 встали на стоянку ниже устья реки на правом берегу, перед П-160. Место не самое лучшее, но зато много дров. И мы всё-таки приняли решение вставать здесь, поскольку все очень устали. Не столько от гребли, сколько из-за погоды. Последние два дня было достаточно холодно. А сегодня даже не хотелось останавливаться на перекус, чтобы не мерзнуть. Перед нами было ущелье, которое нужно было проходить еще час до следующей стоянки, но мы решили, что спешить некуда. Завтра вполне успеем пройти оставшийся маршрут. Разожгли костер, переоделись и, постепенно, согрелись.

О.Х.В. 8 часов 30 минут

Ч.Х.В. 7 часов 20 минут

Х.Р. 53 км

26 день (26.08.06.) Устье р. Гуник - пос. Верхнеокинский

Под утро дождь закончился. Проснулись в абсолютном тумане, видимость 10 м. Вышли в 10:00. К 11:00 туман постепенно рассеялся.

П-160. Перекат б/к. Длина 200 м. Ориентир: 4 острова, правый берег крутой. Все протоки проходные.

П-161. Шивера 1 к.с. Длина 200 м. Ориентир: остров слева, галечная отмель справа. Вода стекает по перекату под левый берег. Далее вдоль скал шивера 1 к.с., валы 0,4 м, бочка. Перед правым берегом перекат. Каяки прошли справа, катамараны слева.

П-162. Перекат 1 к.с Длина 100 м. Ориентир: поворот реки налево, правый приток.

П-163. Перекат 1 к.с. Длина 200 м. Ориентир: в конце переката справа зимовье, слева галечная отмель. Перекат разделен быстротоком.

П-164. Шивера 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиров нет. Начало шиверы на прямом участке, валы 0,5 м, бочки. Хорошая стоянка на правом берегу в конце препятствия.

П-165. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет. Прямой участок реки.

П-167. Перекат б/к. Длина 100м. Ориентир: на левом повороте реки.

П-168. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет. Перекат на прямом участке реки.

П-169. Шивера 1 к.с. Длина 300 м. Ориентир: слева стоянка. Поселок Сарам. (к нему ведет дорога), справа - стоянка. Валы 0,4 м.

П-170. Перекат 1 к.с. Длина 150 м. Ориентир: поворот реки влево. На левом повороте реки вода уходит под скалу. После этого препятствия горы окончательно рассходятся.

П-171. Шивера 1 к.с. Длина 500 м. Ориентиров нет. Валы 0.3 м. После препятствия ЛЭП поперек реки.

П-172. Шивера б/к. Длина 100 м. Ориентир: шивера в левой протоке острова.

П-173. Перекат б/к. Длина 80 м. Ориентир: перекат в левой протоке острова.

П-174. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентир: перекат в правой протоке острова.

После препятствия 174 открывается вид на поселок Сарам на левом берегу.

Остальные препятствия - это перекаты б/к в разбоях островов (порой мелкие перекаты). В протоки Жарбайка (справа) и Тунгуска (слева) мы не пошли. Поселок Бахвалово (на правом берегу), как и Правый Сарам, с воды виден плохо.

Перекус сделали сразу после П-173 (с 13:00 до 14:00).

Поскольку горы расступились сразу после П-169 (остался лишь карельский пейзаж), то гору Толстый Мыс на правом берегу заметили сразу: это единственная возвышенность в районе поселка Верхнеокинский.

Место стапеля определили тоже быстро: на левом берегу лагерем стояли наши водители. Ориентиром стоянки для антистапеля служит г. Толстый Мыс: река после прижима к скальнику Толстого мыса уходит под левый берег и делится на два рукава галечной отмелью посередине. В обоих протоках перекат б/к. Идти нужно левой протокой. Место для стоянки есть перед перекатом и в середине переката на левом берегу.

Вдоль берега - проселочная дорога, ведущая к поселку Верх Ока (Верхнеокинский).

Мы встали на ночевку в 16:00. В поселке узнали, что магазин работает до 20:00, почта до 17:00. Вечером разобрали суда и повесили сушиться шкуры. Дров в округе много. Ночью организовали вахту. Местные не беспокоили, только до глубокой ночи разъезжали на мотоциклах по дороге вдоль берега рядом с палатками.

О.Х.В. 6 часов

Ч.Х.В. 4 ч 20 мин

КМ 42

27 день (27.08.06) Антистапель

Нам крупно повезло, сегодня весь день светило солнце, и мы смогли высушить все сплавное снаряжение. После завтрака сходили в поселок, заказали у местных жителей баню на вечер. Купили кое-что из еды.

С водителями договорились об отъезде в Зиму на завтра на 10:00.

Вечером сходили в баню, Затем устроили праздничный ужин по завершению нашего маршрута. Всю ночь пели песни у костра, и сидели на вахте.

28 - 31 день (28-31.08.06) Дорога

После завтрака выезжаем на буханке и газели до станции Зима.

Вечером садимся в фирменный поезд Иркутск - Москва (009)

В Москву прибыли в 16:45 на Ярославский вокзал. Нас встречало множество соскучившихся друзей и родственников.

Примечания фотографа

В связи с тем, что в конце водной части маршрута у имеющегося у нас фотоаппарата сели аккумуляторы, порог "Центрифуга" и порог "Мельница" сфотографировать не удалось. Поэтому прилагаем схемы этих порогов. Схему природного объекта Минеральные источники Чойган можно посмотреть в разделе Краеведения. Также прилагаем кинограммы прохождения некоторых препятствий реки Жомболок.

Фотографический материал к отчету подготовил фотограф группы Захаренко Денис

Описание маршрута подготовил ответственный за ОПД Попов Алексей

Схема порога "Мельница"

Схема порога "Центрифуга"

Сведения о материальном оснащении группы

Список группового снаряжения

12. Носки шерст. - 2
  13. Носки обычн. - 3
  14. Белье - 2 компл.
  15. Миска, ложка, кружка - 1 компл.
  16. Умывальные принадлежности - 1 компл.
  17. Мешки полиэт. - 5
  18. Каска - 1
  19. Весло - 1
  20. Карабин - 1
  21. Гидрокостюм + защита + сплавная обувь - 1 компл.

* В спасжилете есть минимальный спасательный набор

Общая масса - 10 кг

Рекомендации по снаряжению

Средством передвижения мы выбрали четыре катамарана-2, катамаран-4 и четыре каяка. Необходимо наличие в группе не менее 3-х спасконцов и запасных весел на каждый вид судна. За поход не сломали ни одного весла. Правда нам не повезло, у нас пропала часть снаряжения на зимовье Хадарус. А именно балки-каркас от К-2 ("Рафтмастер"), 5 каякерных и 3 катамаранных весла. После повторного приобретения 3 каякерных весел, и готовки каркаса из дерева, мы двинулись в путь только с 2-мя запасными веслами для катамаранов. Поэтому обращали особое внимание на то, чтобы не сломать в каком-нибудь препятствии весло. Нам это удалось.

При подготовке к походу необходимо проверить состояние личного и группового снаряжения. Для разжигания костра (под дождем, при наличии намокших дров) очень удобно использовать сухое горючее либо оргстекло.

При проверке личного снаряжения удобно его разделить на четыре группы:

1. сплавная одежда (анорак, штаны, ботинки, перчатки);
  2. одежда для берега (анорак, штаны, ботинки);
  3. теплая одежда (теплый свитер, штаны);
  4. одежда от дождя (непромокаемый костюм).

В личное снаряжение участников входит минимальный спасательный набор, вложенный в спасательный жилет: спички в герметичной упаковке из-под фотопленки, бинт, таблетка анальгина и таблетка димедрола.

Всем, кто соберется в пешку на источники, стоит задуматься о москитах и комарах. Необходимо иметь репеллент от кровососущих. Также не имеет смысла путешествовать с маленьким количеством фотопленок, ведь фотографировать хочется постоянно, такие там красоты. К тому же на реках Жомболок и Ока много интересных препятствий, которые хочется запечатлеть в раскадровке. Мы брали цифровой фотоаппарат CANON (EOS 350 D) с двумя объективами (широкоугольный и телевик). Плюс родные аккумуляторы к аппарату и запасной комплект (8 шт.) пальчиковых аккумуляторов (АА). Очень важную роль сыграли 2 рации, которые мы раздобыли прямо перед отъездом. Также мы взяли цифровую камеру, которая, к сожалению, отказалась работать еще в начале маршрута. Советуем проверять аппаратуру в Москве.

Подготовили завснары группы Тройков Вадим и Светкина Анастасия

16. Нитки сур. - 1 моток - 10 г
  17. Ножницы - 1 - 150 г
  18. Куски резины - 1 м - 1 кг

Масса общественного ремнабора - 3 кг.

Рекомендации реммастера

Помимо общественного ремнабора, который находился у моего экипажа, на каждом катамаране был личный минимальный ремнабор (5 комплектов на 5 экипажей). В минимальный набор вошли герметично упакованные спички, кусок оргстекла, ткань для ремонта баллонов и шкуры катамарана, клей "Уран", ножницы, нитки, иголка, армированный скотч и изолента.

На некоторых сложных препятствиях Жомболока у катамаранов вылетали кницы. Пострадавшие балки у судов перематывали толстой резиной, и ее хватило впритык. Я бы посоветовал запастись большим количеством широкой резины, либо запасным набором книц.

Подготовил реммастер группы Волков Павел

6. Спасатель - 1

Масса аптечки - 2 кг

Рекомендации медика

1) Все медикаменты обязательно покупать до отъезда, так как на маршруте нужных медикаментов можно не найти.

2) Медику стоит составить список лекарств с их подробным применением и оставить его в аптечке, чтобы любой участник смог воспользоваться аптечкой в экстремальной ситуации. Особенно, если медицинскую помощь придется оказывать самому медику.

3) Перед поездкой на данный маршрут, медику, желательно пройти курсы по оказанию первой медицинской помощи. Начальные медицинские знания могут очень пригодиться не только во время водной части маршрута, но и в пешей части, в частности, на минеральных источниках. У одного нашего участника на источниках Чойган случилась сильная аллергия, причем на сами минеральные источники. А на минеральных источниках Хойто-Гол у одной участницы группы поднялась температура. А в остальном все обошлось без ч.п.

Подготовила медик группы Сапрыкина Елена

Рекомендации по использованию продуктов

Дни похода с 1 по 31 августа (31 день), из которых 6 дней - обед, вместо перекуса. Одно дежурство = перекус (или обед) + ужин + завтрак следующего дня.

Примерное меню одного дня

Завтрак Перекус Обед(вместо перекуса) Ужин
манка с изюмом; какао; 2 сухаря; шоколадная паста; сыр «Виола». Витамины; бул. куб.; чай; конфеты; колбаса; сало; 'Шок''; печенье; курага; 2 сухаря. Борщ (субл. свекла, морковь, лук, капуста, томатная паста, бул. куб., тушенка). Гречка. туш.; субл. лук, морковь; соус; печенье; 2 сухаря; напиток ''Zuko''; суп из пакетика; картофельное пюре; консер. рыба; 2 сухаря; чай; печенье.

Итоговая таблица

Наименование продукта Норма на человека Норма на 16 человек Количество раз Всего
Сухое молоко в кашу, какао, картофельное пюре   250г 10 2,5 кг
Гречка 70 г 1200 г 6 5,5 кг
Геркулес 40 г 640 г 4 3,5 кг
Макароны 90 г 1440 г 3 5 кг
Картофельное пюре   1упаковка (на 16 порций) 3 3 упак.
Рис 70 г 1200 г 5 6 кг
Курага   500 г 6 3 кг
Колбаса   420 г 12 5 кг
Сыр   420 г 8 3,4 кг
Напиток ''Zuko''   4 пак. 15 60 пак.
Супы из пакетиков 1поция 4 пак. 15 60 пак.
Соль       4 кг
Мука блинная   2000 г 2 4 кг
Масло подсолнечное       3 л
Сгущенное молоко   2 б 10 20 б
Джем в кашу   300 г 6 1,8 кг
Приправы       300 г
Кофе 1пак. 16 пак. 4 64 пак.
Заменитель сахара       8 пач.
Тушенка в суп   1 б 6 6 б по 500 г

Общая масса продуктов - 140 кг

Масса продуктов на одного человека в день - 625 г

Продукты стоит закупить в Москве. Докупить что-то на месте не представляется возможным. Докупали только хлеб, сметану и молоко у местных жителей, находившихся на зимниках. Продукты на водную часть маршрута аккуратно запаковали и отправить их багажным отделением в хорошо запакованных каяках и катамаранных упаковках, прикрыв каяки крепкой тезой и плотно обмотав скотчем. Эксперимент, как и в прошлом году, удался. На стапеле, выяснилось, что все продукты целы и невредимы.

Можно разнообразить свой питательный рацион компотом или вареньем из голубики, смородины, жареной рыбкой и грибами (это нужно учесть и взять побольше масла, соли, специй и сахара). С грибами и ягодами нам повезло больше, чем с рыбой. Из-за паводка, который прошел в июле месяце этого года, из Оки унесло много рыбы, поэтому с ловлей рыбы было гораздо хуже, чем в 2004 году, когда некоторые из нас тут были впервые.

Мы рекомендуем брать больше круп, таких как рис, греча, пшено, а не макаронных изделий, занимающих много места и имеющих большую удельную массу на человека. Также в этих целях рекомендуем брать сублимированные продукты: лук, свеклу, морковь.

Расчет веса рюкзака участников на пешую часть маршрута

Масса (кг) Личное снаряжение Групповое снаряжение Продукты Всего
Средняя масса мужского рюкзака 5 5 12 22
Средняя масса женского рюкзака 5 2 8 15

Меры по снижению веса рюкзака

Часть сплавного снаряжения с каяками и катамаранами, а также продукты на водную часть похода мы отправили от Орлика со второй машиной на начало стапеля (зимовье Хадарус), и оставили в сарае под замком у родственников водителя, который нас вез до Орлика. Снаряжение отправляли с попутной машиной, которая везла на стапель других туристов. Эта отправка нам ничего не стоила (в смысле денег). На пешую часть маршрута взяли сахарозаменитель и сублимат, вместо тушенки.

Подготовила начпрод группы Сила-Новицкая Екатерина

Рекомендации рыболова

Больше всего в реке хариуса. Эта рыбка любит холодную чистую воду, быстрое течение и уловы. Клюет от заката до рассвета, пока светло. Снасти, необходимые для лова: бомбардный поплавок (можно обычную деревяшку), мушки, удилище с катушкой, леска. На конец лески привязывается поплавок. Он должен быть достаточно тяжелым, чтобы его можно было подальше забросить. Затем на расстоянии 30 см друг от друга привязываются поплавки с мушками (до 5 штук). Важно, чтобы поводки не путались друг с другом. Длина поводка зависит от его расположения - чем ближе к поплавку, тем короче. Мушки желательно использовать черно-красные, черно-желтые, серые, небольшого размера. Забрасывать приманку лучше всего на струю, где много больших подводных камней. Клюет лучше, когда мушки лежат на поверхности воды, хотя и под водой они выглядят аппетитно с точки зрения хариуса.

Самая большая рыба в Оке - таймень. Местные рыбаки рассказывают про него множество баек. Например, то, что в Оке нет тайменя меньше метра длиной. На этого хищника нужно охотиться с блесной, крепкими спиннингом и леской, хорошей катушкой. Первый пойманный хариус послужил наживкой для ловли налима. Однако наутро леска, рассчитанная на 15 кг, была порвана. Все подозрения пали на тайменя, так как налим такой силой не обладает. Также таймень хорошо клюет на мышь.

Налим своими повадками напоминает европейского сома. Живет на больной глубине, питается чем ни попадя и т.п. Лучший способ ловли - на закидушку. На крупный тройник можно насадить маленькую рыбку или ее часть, мясо, мышь, лягушку или намотать рыбьи кишки. Тройник вначале лучше прицепить к поводку, а потом уже к леске. Закидушку нужно ставить на ночь, так как днем налим дремлет. Ночью налим, по мнению большинства рыбаков, подходит ближе к берегу в поисках чего-нибудь "вкусного" от людей на берегу. Также его привлекает костер или фонарь на берегу. Ленек ловится на маленькие блесны.

Подготовил рыболов группы Захаренко Денис

Рекомендации по видеосъемке

Для осуществления видеосъемки в поход были взяты видеокамера Sony HDR-HC3E, 5 видеокассет mini DV (длительностью 60 минут каждая), бокс Sony SPK-HCB для подводной съемки, три аккумулятора Sony и штатив. Было рассчитано истратить 2 часа пленки на заброске и в пешей части маршрута. Оставшиеся 3 кассеты при сплаве.

По возвращению в Москву из 5 часов съемок, сделали фильм по походу на 17 минут. Фильм получился неплохим, жаль, только получились очень мало кадров с реки Ока. Все они сделанные, в основном, в пасмурную погоду. Взятый в поход бокс использовался при съемке непосредственно в пороге, когда уберечь камеру от брызг руками невозможно. Также съемки на камеру производились в боксе во время дождя. Штатив использовали на крупных препятствиях, в основном на Жомболоке, если берег был более менее пологим. И если хватало времени. А так съемки производились с руки.

Советуем в поход брать больше аккумуляторов. Можно использовать бокс вместо чехла при перевозках (он прочнее). Пороги снимать лучше всего либо с воды, либо с берега, находясь непосредственно под самим препятствием. При съемке повороты камеры должны быть плавными. Приближение желательно использовать поменьше, так как при просмотре фильма не видно скорости движения судна.

Подготовила оператор группы Воробьева Юля

Выводы и рекомендации

Итоги путешествия, выводы, рекомендации по району и маршруту

1. Путешествие завершено успешно. Пройденный маршрут представляется весьма логичным. Удачно сочетаются пешая часть маршрута по интереснейшим природным объектам и достаточно сложная водная часть по Жомболоку. Сплав по Оке вносит некоторое разнообразие, отличается красотой Орхо-Бома и дарами природы (грибы, брусника, кедры, рыба).

2. План спортивной части маршрута осуществлен. Задачи, сформулированные при подготовке похода и поставленные перед группой на маршруте, выполнены. Нами пройдены все запланированные препятствия с выполнением правил техники безопасности, фото и видеосъемкой. Сочетание на маршруте сплава по рекам с различным характером и расходом воды, позволяет ребятам познакомиться с различной тактикой прохождения водных препятствий и организации страховки.

3. Необходимо отметить следующие особенности организации сплава для реки Жомболок:

- очень холодная вода делает ношение гидрокостюма необходимостью,

- сложный рельеф местности, отсутствие в некоторых местах троп по берегам, затрудняют просмотр порогов и обнос вещей. Рекомендуем просматривать участки по 2-3 км во время стоянок, перекусов,

- отсутствие ярких ориентиров и скорость реки затрудняют определение препятствий при приближении к ним с воды. Советуем обращать внимание на понижение береговой линии. По ней препятствия хорошо читаются, за исключением П-50 (Недотроги),

- из-за узости русла практически везде возможна береговая страховка,

- сложность реки определяется препятствиями 43 ("Бильярд"),46("Катапульта") и 50 ("Недотрога"). Необходимо также со всей серьезностью отнестись к участку завалов в низовьях Жомболока.

- каяки более соответствуют данной водной части маршрута, чем К-2. А К-2, гораздо удобнее, чем К-4. При сплаве по лавовым полям необходимо соблюдать определенную осторожность, так как можно повредить суда об острые края лавы. Будьте готовы к неприятностям с завалами. Разбои идти лучше на отрицательной скорости, при малейшем сомнении следует сразу зачалиться на отмель или в улово.

4. Во время сплава на Оке нужно учитывать возможность сильного подъема воды. В крутосклонных и узких ущельях (Орхо-Бом) вода может подниматься на 2-3 метра буквально на глазах, за несколько часов; спадает же уровень воды 1-2 дня. При организации стоянок необходимо это учитывать, и во время пасмурной погоды стараться ставить лагерь как можно выше от воды. Катамараны обязательно вытаскивать на берег и привязывать. В силу ширины реки страховка с берега не всегда эффективна. Для надежности мы всегда применяли страховку судном с воды.

5. Рекомендуем дополнить спортивную часть маршрута посещением минеральных источников Чойгана и Хойто-Гола. А также, можно устроить радиальный выход в Долину вулканов, или же построить свой маршрут через вулканы к началу стапеля на реке Жомболок.

6. При планировании пешей части маршрута необходимо иметь запасное время на случай, если произойдут какие-либо проблемы с машинами. Пешка от Хойто-Гола до зимника Хадарус вдоль реки Сенца занимает примерно на сутки меньше, чем пешка через Долину вулканов. Из-за плохой погоды, и проблемой с машиной, мы потеряли лишнее время, и не попали на вулканы.

7. На маршруте пополнить продукты возможно в поселке Хужир на Оке и в нескольких поселках в низовьях Жомболока. Там же возможен аварийный сход с маршрута.

8. Также, к достоинствам маршрута можно отнести разнообразие природных ландшафтов, различных по характеру, относительно легкий подъезд и легкий выезд с маршрута, и, конечно, рыбную ловлю. В Оке водится много рыбы (щука, хариус, окунь).

9. Хорошее впечатление оставили у нас местные жители Тувы, с которыми нам довелось пообщаться, в процессе выполнения краеведческого задания на минеральных источниках Чойган. И, конечно же, жители Бурятии, которые помогали нам с заброской и машинными переездами.

10. По итогам похода сделан видеофильм, протяженностью 17 минут. Фильм дает вполне хорошее представление о маршруте. Служит наглядным материалом для групп, которые еще не успели побывать в этом замечательном районе путешествий.

Познавательное и воспитательное значение похода

Многие из нас впервые побывали в Восточном Саяне. Поэтому поход для нашей группы имел, прежде всего, познавательное значение. Выбранное нами краеведческое задание позволило больше узнать о природе края, о туристических возможностях. Ребята попробовали нарисовать схему просторной местности (источники Чойган), чего раньше никогда не делали. (В предыдущих походах рисовали только схемы порогов). Большое познавательное значение имело общение с местным населением. Знакомство с их жизнью и традициями.

Воспитательное значение заключается, на наш взгляд, в формировании внимательного и чуткого отношения ребят к природе края, к людям, проживающим здесь, к их проблемам. Выполнение краеведческого задания воспитало более уважительное отношение к работе предыдущих туристических групп.

В походе ребята активно участвовали в просмотрах препятствий, обсуждали возможные варианты их прохождений, также участвовали в организации серьезных спасработ, фото и видеосъемок. Нахождение в различных ситуациях, где требуется взаимопонимание и взаимовыручка, позволило сплотиться нашей группе, получить навыки взаимодействия в коллективе и подготовиться к другим подобным походам.

Список литературы

1. Отчеты 5533, 5528, 5455 библиотеки Московского ГЦТК
  2. Юрин В. Отчет о походе V к.с. по рекам Жомболок - Ока на каяках.- М.,1997
  3. Материалы из Интернета сервера "Скиталец"
  4. Физическая карта Иркутской области. М 1 : 3000000 (в 1см 30км)
  5. Физические карты Республики Бурятия. М 1 : 100000 (в 1см 1км)
  6. "Гребной слалом". Подготовка спортсменов". Крюков С. 2004 г.
  7. "Как писать отчет". Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах. Москва, 2005 г.
  8. "Как правильно питаться в походе". Пособие для руководителей. Москва, 2003г
  9. Отчет о походе по Оке ЦДЮТД "Хорошево" г. Москвы, 2000 г.
  10. Отчет о походе по Оке ДП "Усадьба Трубецких" г. Москвы, 2004 г.
  11. Сервер М. Мошкова (www.moshkov.ru)

Краеведческое задание

Тема: "Изучение природного объекта Минеральные источники Чойган (Изиг-Суг)"

Вступление

Обоснование выбора темы

Наш поход проходил на территории Бурятии и Иркутской области, охватывая часть Республики Тувы. Некоторые ребята из нашей группы уже были в этом районе летом в 2004 году и посещали минеральные источники Чойган и Хойто-Гол. Уже тогда им очень запомнились именно источники Чойган своей неповторимостью, неизведанностью, отдаленностью от основной массы туристов и необжитостью местным населением. Но, к сожалению, ребята не успели посетить все источники этого места из-за того, что найденная информация по ним была скудна, а времени на их посещение, было отведено мало. Поэтому в этом году мы решили остановиться на более подробном изучении этого природного объекта, в результате которого было решено сделать описание местных источников и попробовать нарисовать к ним схему, а также попробовать сделать буклет для общего представления об этом месте. С нами ездило двое ребят, которые учатся в медицинском училище, поэтому задание получилось с небольшим медицинским уклоном. Думаем, наша работа поможет другим туристическим группам быстрее сориентироваться на месте данного района, особенно, если его посещение будет запланировано на конец августа начало сентября, или на июнь. (Обычно в это время местное население, состоящее из 2-ух семей тувинцев, тут не обитает, и узнать какую-либо информацию о местоположении источников достаточно трудно).

На выбор темы также повлияло и то, что мы собирались провести на Чойгане минимум 2 дня, так как у нас был заказ от журнала "Отдохни". Надо было привезти около 150 фотографий, из которых должны были выбрать фотоматериал для статьи "Источники молодости в Саянах". Также мы хотели отснять видеокадры для фильма по походу.

Цели работы

Остановившись на идее изучения природного объекта Минеральные источники Чойган, мы преследовали следующие цели:

1. познакомить ребят с местностью данного района, с историей минеральных источников Чойган, с традициями и обычаями местного населения;
  2. поставить ребят в ситуацию живого общения с местным населением в процессе выполнения краеведческого задания;
  3. сформировать у ребят умения и навыки работы с литературой (сбор сведений не только из справочной или энциклопедической литературы, но, прежде всего, из предыдущих отчетов групп, интернета),
  4. сформировать навыки обработки полученной информации, навыки составления отчета о проделанной работе, а также навыки работы при составлении карт-схем;
  5. развить у ребят в процессе работы такие качества, как уважительное отношение к проделанной работе предыдущих групп, уважительное отношение к местному населению, бережное отношение к природе и местному краю, заинтересованность в выборе района похода.

Описание методики работы

Подготовка и проведение нашей работы проходили в три этапа.

I этап - сбор информации по интересующей нас проблеме в Москве, составление параметров описания источников. Еще в Москве инициативная группа во главе с краеведами и медиками похода занялась поиском какой-либо информации о минеральных источниках Чойган. Что это за место? Какие там имеются источники, ванны, грязи? Как их правильно применять? Какие есть противопоказания? Какие существуют обычаи и нравы местного населения? Вот тот небольшой круг вопросов, который нас тогда интересовал. Просмотрев отчеты предыдущих лет в библиотеке МосГорСюТура, и полазив по энциклопедиям и научной литературе, выяснилось, что о горячих источниках Тувы мало что известно. Информацию можно получить, в основном, от людей лично посетивших эти места, которые пишут об этом в Интернете, в небольшом количестве. Мы решили, что всю оставшуюся информацию будем собирать на месте, общаясь с жителями Бурятии и Тувы уже в походе и на самих источниках.

II этап - описание лечебных источников на Чойгане. Составление схемы природного объекта Минеральные источники Чойган (Изиг-Суг). Для того чтобы успеть проделать все, что мы задумали, и чтобы в этой работе могли поучаствовать все участники похода, мы разделились на 4 группы. Первая группа, во главе с фотографом, занималась описанием источников и делала фотографии. Вторая группа, во главе с топографом, составляла схему расположения источников. Третья, во главе с медиками, пыталась узнать о лечебных свойствах каждого источника. И четвертая, во главе с оператором, участвовала в видеосъемках для фильма по походу.

Все это дополнялось впечатлениями группы от внутреннего и внешнего принятия лечебных процедур.

III этап - обработка информации и написание краеведческого задания. Еще в поезде краеведы, медики и помощники собрали воедино всю информацию и даже успели описать почти все источники Чойган. Также в поезде был составлен черновой вариант схемы расположения источников. А по возвращению в Москву нам оставалось лишь набить все это на компьютере, красочно оформит, и подобрать фотографии. Также было решено попробовать сделать буклет, который будет удобно взять в поход другим туристическим группам, путешествующим по данному маршруту. К сожалению, в последствии выполнения краеведческого задания буклет мы сделать не успели.

Содержание проделанной работы

Материалы, собранные в Москве

Республика Тува располагает практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природно-лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают потребность и перспективу развития санаторно-курортного оздоровления населения. В Туве известно более 50 целебных источников (минеральных и пресных). Большинство минеральных источников Тувы расположено в труднодоступных горных районах. Встречаются практически все виды минеральных вод: углекислые и сероводородные, соленые и кислые, радоновые, мышьяковистые, железистые, йодисто-бромные и другие. И хотя воды многих источников очень полезны, только на Уш-Белдире построен современный курорт. Остальные источники используются в лечебных целях стихийно.

Лечебные источники на тувинском языке называются аржаанами. Слово "аржаан" уходит корнями в древний санскритский язык и означает - святая или целебная вода. В традиционном быту культ аржаанов был велик: с ними связывали здоровье тела и духа как отдельного человека, так и рода в целом.

Обычно аржааны открывали ламы-врачи, шаманы или "знающие люди", которые при стечении народа освящали источники, давали советы - от каких хворей и напастей как лечиться. Аржааны почитали и бережно хранили. Ежегодно в каждом аале проводили Дни Аржаана: Аржаан дагыыры - освящение источника, Аржаан ажаары - ритуал ухода за ним, Аржаан чалаары - "приглашение" аржаана. Последнее - это особый ритуал набора воды источников в посуду, которую приносили с собой страждущие. С этого ритуала начинали "аржаанный сезон". В следующей легенде это описывается так:

"...Праздник "приглашения" аржаана был одним из больших празднований, сопровождавшихся народными гуляньями, скачками, хурешом. Проводился он в середине лета, когда аржаан "созревал" и набирал целебную силу. На закате солнца весь аал собирался перед Кара-дагала, где пробивался из толщи земли вожделенный источник. На большие черные камни складывали лакомые, сочные кусочки мяса, другой снеди и возжигали огонь. Это сан-салыры - было подношением духу аржаана, который явился морям в образе шамаана. Каждый аржаан имел своего духа - женщину или мужчину. Присутствующие, сидя на коленях, молитвенно сложив руки и закрыв глаза, монотонно покачиваясь, про себя воздавали хвалу аржаану, его духу и спрашивали исцеления для себя, родных и близких, для всего рода. Затем каждый привязывал к веточкам деревьев или кустарников, росших около источника, белые, розовые или голубые ленточки-чалама. После этого девочка, заслужившая звание самой прилежной и трудолюбивой в этих местах, набирала воду аржаана в серебряный ковшик и разливала всем присутствующим".

Традиция тувинского народа лечиться на аржаанах сохранилась и по сей день. Ежегодно с середины июля по вторую половину августа тысячи людей отдыхают и лечатся на целебных водах, в основном "диким", стихийным образом. Курс лечения прост и традиционен: он занимает от 7 до 9 дней, реже до14 и 21 дня, и включает питье, полоскание, душ, ванны. Тувинские аржааны можно подразделить на две группы - минеральные и пресные.

К минеральным аржаанам относятся лечебные источники, которые по своим характеристикам, химическому составу соответствуют общепринятым в Российской Федерации нормам для лечебных минеральных вод. К лечебным гидроминеральным ресурсам Тувы относятся также соленые и грязевые озера, которые, как и аржааны, испокон веков используются местным населением для исцеления от многих недугов. Многие аржааны, соленые и грязевые озера имеют уникальные свойства и находятся в особых природно-климатических условиях, в живописных местах Тувы.

Описание источников Чойган с их расположением на схеме

Минеральные источники Чойган находятся в Тоджинском районе Тувы у подножия перевала Чойган-Дабан. От Хойто-Гола это примерно в 20 км, через перевал Чойган-Дабан (1931 м). Ежегодно сюда приезжают оздоровляться множество туристов и местных жителей. Курс лечения прост и традиционен: он занимает от 7 до 9 дней, реже до 14 и 21 дня, и включает питье, полоскание, душ, ванны. Мы решили узнать побольше об этих целебных источниках.

При входе на поляну Чойган следует внимательно отнестись к постановке лагеря. Ставить лагерь нужно в строго отведенном месте - на первой большой поляне (около домика тувинцев). (Фото 1.)

Желательно сразу согласовать постановку лагеря с местными жителями: все равно этого не избежать, так как пребывание на источниках в летние месяцы (с июля по первую половину августа) платное. В среднем оно составляет 30-100 рублей с человека за сутки, в зависимости от длительности вашего пребывания. Важно помнить, что нельзя ставить палатки на солевые отложения, образованные источниками, иначе вы оскорбите тувинцев, а по их представлениям - и духов источников!

Во время нашего пребывания на источниках, туристов было мало. Из местных жителей были несколько тувинцев с женами и детьми. Они жили в Вигваме, что на дальней от развилки поляне. (Фото 2.) Среди них отличные экскурсоводы, готовые бесплатно и интересно рассказать об источниках всё, что знают. По крайней мере, нам они рассказали много всего интересного. (Фото 3.) И показали все места расположения дальних источников. (Фото 4.)

Здесь располагается целый комплекс целебных источников. Различные ключи Чойгана имеют температуру от +4°С до +43°С. Вода источника относится к редко встречающейся в природе группе углекислых терм. Эффективны при лечении. В зоне крупного широтного разлома, в толще докембрия, сложенной гнейсами, мраморами и кристаллическими сланцами, на поверхность через речные и ледниковые отложения пробиваются около 30 источников термальной минеральной воды. Они выходят на

поверхность на обоих берегах в среднем течении реки Аржан-Хем, которая берет начало у подножья массива пика Топографов. Воды аржаана - гидрокарбонатные натриево-кальциевые, содержат углекислый газ и кремниевую кислоту. Здешние углекислые термы являются радоновыми и отличаются преобладанием в солевом составе гидрокарбоната, напоминая воды железноводского типа. На Чойгане расположено несколько питьевых источников (нарзаны). Главный источник находится рядом с поляной туристов (Фото 5.),

Питьевые источники "Чойган" рекомендуют при заболеваниях периферической нервной системы, сердечно-сосудистй системы, заболеваниях органов дыхания, органов пищеварения, эндокринной системы, обмена веществ.

ВНУТРЕННЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВОДЫ

1. При пониженной секреции и кислотности питье проводится непосредственно перед едой и во время еды при температуре 18-20°. Пить ее следует медленно, небольшими глотками, в течение 5-8 минут. В этом случае обеспечивается лучшее орошение и более тесный контакт воды со слизистой желудка.

2. При повышенной секреции минеральную воду следует пить за 1-1,5 часа до еды и подогретой до 38-40°. При этом углекислый газ должен быть удален. Пить воду следует быстро, "залпом", в количестве от 2/3 до 1 стакана. Соблюдение этих правил приема воды помогает избежать длительного раздражения слизистой желудка и способствует ускорению перехода воды из желудка в кишечник.

3. При хронических патологических состояниях кишечника, хронических колитах, сопровождающихся запорами атонического характера, при ослабленной двигательной деятельности кишечника вода назначается в прохладном виде (температура 15-18°) утром натощак, от 1,5 до 2-х стаканов. При запорах спастического характера минеральную воду следует принимать также натощак, но предварительно подогрев до 40-45°. Теплая вода путем рефлекторного воздействия снимает спазм мускулатуры кишечника, устраняет боли в животе, стимулирует опорожнение кишечника.

Если идти от Главного источника в сторону лагеря тувинцев по мосткам, (Фото 6.) то попадаешь к радоновым источникам. За источниками стоит изба. Перед источниками несколько луж (грязевые ванны) - голеностопная ванна (Фото 7.), костно-мышечная, для суставов (Фото 8.), грязь от ран и бородавок. (Фото 9.)

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ РАДОНОВЫХ ВОД

- заболевания сердечно-сосудистой системы;

- заболевания периферической нервной системы;

- ревматоидный полиартрит;

- артрит, артроз

- порезы, ссадины, раны

- воспалительные заболевания женской половой сферы.

НАРУЖНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РАДОНОВОЙ ВОДЫ (ВАННЫ)

Методика применения ванн заключается в дозированном пребывании больного в воде, продолжительность от 7 до 12 минут, увеличивая экспозицию каждые 3 ванны на 1 минуту, расстановка через день, на курс лечения 12-15 ванн.

ВНУТРЕННЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ РАДОНОВОЙ ВОДЫ

Питьевые процедуры сочетаются с приемами пищи. Вода принимается 3 раза в день в количестве от 2/3 до 1 стакана. Перед употреблением внутрь настоятельно рекомендуется отстаивать воду в течение 10-15 мин для удаления радона.

За радоновыми источниками видна термальная баня (Фото 10.), в которой моются перед посещением ванн. На возвышенности возле бани расположены горячие источники (Фото 11.) В них самая горячая вода - около 40 градусов. (Фото 12.) Ванная в хорошем состоянии и имеет два отделения. Вода в ванной немного мутная. Тамже есть и детский источник с температурой 32 градуса (для детей до 10 лет). Из горячих источников по специально построенным сливам вода стекает в баню.

НАРУЖНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВОДЫ (ВАННЫ)

Методика применения ванн заключается в дозированном пребывании больного в лечебной воде. Расстановка процедур в комбинации с грязевым лечением - через день, при лечении только ваннами - 2 дня подряд с отдыхом на 3-й день.

Сульфидные (сероводородные) ванны - продолжительность от 10 до 15 минут. Расстановка процедур: через день или 2 дня подряд с отдыхом на 3-й день. Курс лечения 8-12 ванн. Во время процедуры отмечаются 3 фазы кожной реакции: гиперемия, ишемия и фаза восстановления.

Азотные ванны - расстановка через день в течение 10-12-15 минут курсом в 10-12 процедур. Кислородные ванны - продолжительность от 10 до 20 минут, на курс 12-15 процедур в расстановке: 2 дня подряд, с перерывом на 3-й день.

Углекислые ванны - расстановка при комбинированном с грязью лечении и 2 дня подряд при лечении только ваннами. Рекомендуется применять ванны понижающей температуры (от 36 до 33° каждые 3 процедуры снижая температуру по 0,5°). Продолжительность от 7 до 12 минут, увеличивая экспозицию каждые 3 ванны на 1 минуту.

На Чойгане лечатся также сухим углекислым газом, который выходит струями на дне воронок. Но, к сожалению, в этом году его закрыли, так как прошлым летом на газовом источнике погибла тувинская семья (муж с женой). Говорят, они надышались этим газом. (Фото 13.)

Рядом с "Газовым горшочком" находятся грязевые ванны. (Фото 14.) Принимаются при заболеваниях кожи. Берега и дно состоят из иловой сероводородной грязи. Наиболее ценная по физико-химическим характеристикам грязь находится в северной части ванны. Вода в ванне имеет среднюю минерализацию и относится к крепким рассолам.

Находиться в грязевых ваннах можно в течение 10-15 минут. Затем надо вылезти, и ходить минут 20, ждать, пока засохнет грязь на теле. После этой процедуры можно отправляться в термальную баню. После принятия грязевых ванн, шампунем и мылом пользоваться не обязательно. Кожа становится бархатной, а волосы чистыми и шелковистыми.

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ГРЯЗЕВЫХ ВАНН

Рекомендуют при заболеваниях:

- костно-мышечной системы,

- нервной системы,

- при кожных заболеваниях,

- гинекологических заболеваниях,

- детском церебральном параличе,

- заболевания органов дыхания

Неподалеку от поляны тувинцев есть мост через ручей Аржаан. Вдоль ручья перед мостом и за мостом располагается множество источников от всевозможных болезней. Перед мостом есть источник от гайморита, где можно полоскать нос, следом идет источник от ангины, где надо полоскать горло (источник теплый). (Фото 15.) Потом несколько легочных источников. А ближе к пересечению ручья Аржаан с ручьем с перевала, есть источники для желудка (питьевой). Его вода рекомендуется при хронических гастритах, колитах, панкреатитах, хронических заболеваниях печени, желчевыводящих и мочевыводящих путей, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарном диабете.

На той стороне моста расположен "Глазной грот", под который надо ложиться и закапывать стекающие капли в глаза (по 3-5 капель). (Фото 16.)

Помимо обихоженных целебных источников на большой поляне, недалеко от поляны тувинцев, мы нашли волейбольную площадку. Ребята долго сокрушались, что не захватили с собой волейбольный мяч. Весит он не много, а поиграть в волейбол или пионербол просто одно удовольствие. Пришлось поиграть без мяча. (Фото 17.) Недалеко от волейбольной площадки есть табличка Аржаан "Изиг-Суг". (Фото 18.) Еще одно название этого природного объекта. И табличка и волейбольная площадка также занесены на схему объекта. (См. ниже).

Большинство лечащихся приезжают из Тувы и Бурятии на лошадях в июле (до 100-150 человек). Уходят местные жители только в конце июля с началом сенокоса. Также, на источниках Чойган можно встретить многих туристов из разных городов России.

У одного из наших участников после принятия горячих источников, случилась сильная аллергия. Опухло и покраснело лицо, отекли руки, на теле появились красные пятна, и поднялась температура. По настоянию медиков похода, он сразу же перестал принимать ванны и пить минеральную воду. И уже через 12 часов почувствовал себя лучше, а через сутки совершенно был здоров. После этого случая наши медики решили

по приезду в Москву найти противопоказания по применению источников. (см. ниже). Выяснилось, что у пострадавшего имеется сильнейшая аллергия на рыбу, и, видимо, в организме был воспалительный процесс. А в этом состоянии ему никак нельзя было принимать ванны и пить воду с источников.

ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ЛЕЧЕБНЫХ ВОДОИСТОЧНИКОВ (АРЖААНОВ)

1. острый воспалительный процесс или обострение хронического заболевания;
  2. хронические заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем в стадии декомпенсации;
  3. злокачественные новообразования;
  4. доброкачественные образования с наклонностью к росту;
  5. заболевания, протекающие с наклонностью к повторным кровотечениям и кровохарканью;
  6. туберкулез легких в активной фазе;
  7. все болезни крови в острой стадии и стадии обострения;
  8. инфекционные заболевания;
  9. беременность;
  10. наличие в анамнезе аллергических заболеваний, индивидуальная непереносимость;
  11. гипертоническая болезнь 2 стадии и выше;
  12. выраженный атеросклероз сосудов головного мозга;
  13. острый корешково-сосудистый синдром;
  14. состояние после перенесенной травмы головного и спинного мозга с выраженными нарушениями со стороны вегетативной нервной системы;
  15. эпилепсия;
  16. кистозный арахноидит.

Выявленные особенности в краеведческой характеристике района. Познавательное значение выполненной работы

После двухдневного пребывания на источниках Чойган важно отметить, что они производят более сильное впечатление, чем Хойто-Гольские и, на наш взгляд, являются интереснейшим местом для посещения на пешей части маршрута. Хочется сказать, что описывать источники всем очень понравилось. Ребята подошли к этой теме довольно серьезно. И, проанализировав, всю работу, выявили некоторые особенности в краеведческой характеристике района.

В первую очередь, это касается местоположения природного объекта Чойган. Он находится намного выше, чем Хойто-Гол, достаточно отдален от основной массы туристов, и не так уж сильно обжит местным населением, в плане цивилизации. Поэтому, видимо, считается "диким курортом". А Хойто-Гол нам скорее напомнил музей, где все двери заперты на замки, и вход на каждый источник, за исключением одного, платный. Ничего не хотим сказать плохого об источниках Хойто-Гол, нам там тоже понравилось. Но на Чойгане нам понравилось больше. Всегда интересно посетить "дикие курорты", где можно встретить очень малую часть интересных местных жителей и еще более малую часть людей, приехавших лечиться сюда издалека, почитающих обычаи и традиции местного края, и не нарушающих покой и внутреннюю гармонию, созданную самой природой.

Благодаря проделанной работе, ребята познакомились с местностью края, с историей минеральных источников Чойган, с традициями и обычаями местного населения. Немного научились самостоятельно рисовать схемы расположения объектов на местности. Без сомнения, все это еще им очень пригодится в дальнейших походах, поездках, спортивных выездах.

Использование на маршруте собранной информации

Уже в начале маршрута нам задавали вопросы туристы из других городов, которых мы встретили на заброске в большом количестве (было похоже на паломничество). Спрашивали, что мы знаем о Чойгане, интересовались, что это за источники, по сравнению с Хойто-Голом. Ребята, в свою очередь, с радостью делились собранной в Москве информацией и предыдущим опытом пребывания на этом "диком курорте".

Да и самим ребятам, особенно медикам похода, информация пригодилась уже на месте. Так, например, после первого приема горячих ванн, у одного из наших участников началась сильная аллергия, хотя он принимал их ранее в 2004 году, и чувствовал себя прекрасно. Наши медики, посоветовшись с бурятским врачом, который находился в соседнем лагере, быстро определили причину. Оказалось, что источники полезны не всем, существуют противопоказания по их применению. (см. выше).

Выводы и практические рекомендации

В результате изучения чойгановских источников, мы узнали достаточно интересные вещи, некоторые из которых для нас были настоящим открытием. Все, что мы сумели описать, лишь маленькая часть того, что мы увидели, прочувствовали и прочитали. Возможно, мы еще когда-нибудь обратимся к описанию природного объекта на маршруте. Тем же, кто заинтересуется подобной формой выполнения краеведческого задания, советуем заранее собрать необходимый материал, чтобы ребята имели представление о месте; а также иметь большой запас времени, чтобы все это успеть выполнить. К сожалению, мы успели сделать не все, запланированное нами. Помимо, описания источников с их местом расположения на схеме, ребята хотели сделать небольшой буклет, на котором, была идея, расположить историческую справку, краткую информацию о природном объекте с фотографиями и схемой источников. Надеемся, что кто-нибудь продолжит нашу нереализованную идею. Нам кажется, буклет будет удобной вещью, которую можно взять с собой в путешествие туристу.

Проделанная нами фото и видео работа была не напрасной. В октябре месяце вышел журнал "Отдохни" со статьей "Источники молодости в Саянах", которую написал один из педагогов нашего туристического клуба. Туда вошли наши фотографии с источников. ( №43 от 25.10.2006, стр. 50). См. приложение № 3. А в ноябре месяце мы доделали 17-ти минутный фильм, в который вошел эпизод про источники Чойган. См. приложение № 2.

Надеемся, наша работа поможет другим туристическим группам, и пешим, и водным, путешествующим по данному маршруту, быстрее сориентироваться на месте природного объекта Чойган.

Список литературы

1. Материалы из Интернета сервера Бурятии и Тувы
  2. Отчет о походе по Оке Саянской г. Москвы, 2004 г. Рук. Иванов С.Л.
  3. Сервер М. Мошкова (www.moshkov.ru)
  4. Материалы из Интернета сервера "Скиталец"
  5. Отчет о походе Жомболок - Ока (Саянская), 2005г. Рук. Макушин А.Ф.
  6. Отчет о походе Жомболок - Ока (Саянская), 2002г.. Рук. Бузыкин М.А.

Подготовил краевед группы Иванов Дима

Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Жомболок - Ока (Саянская)