17 января 2013
Светлана Цветкова (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Руководитель: Светлана Цветкова (Москва)

1. Справочные сведения о путешествии
    5. Общая характеристика рек бассейна Аргута
    6. Транспортные возможности района
    7. Погранзона
    8. Координаты фирмы "Экосистем"
  8. Техническое описание маршрута:
    1. Техническое описание пешей части маршрута:
    2. Дорога до Алахинского озера.
    3. Пешая часть маршрута - от Алахинского озера до начала сплава
  13. Схемы
  14. Ремнабор

1. Справочные сведения о путешествии

1. Основная нитка маршрута: г. Москва - г. Усть-Каменогорск - пос. Урыль – пос. Усть- Чиндагатуй - оз.Алахинское - сплав по р. Кара-Алаха- р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь - пос. Иня - пос. Чемал;
  2. Протяженность: пешей части - 10 км, сплава - 376 км. (Уровень воды - высокий.)
  3. Продолжительность: общая - 24 дней, активной части - 20 дней;
  4. Тип судов: 2-местный катамаран - 5 штук;
  5. Сроки проведения: 2 августа - 26 августа 2001 г.
  6. Количество человек: 10.

2. Сведения об участниках путешествия

1Цветкова Светлана Викторовна1961г. Москва, ЗАО "СервоКомп- Программы"Укучикта-6 (р), Китой-6(р), Китой- Онот-5(р), Хара- Мурин-5(р,у), Урик-5(р, р), Она-4 (р,р), Катунь-5(у), Снежная-Темник-5(у), Ойгайнг-Пскем-6(р), Аварское, Андийское Койсу-4 с 6(р), Белая-2 с 6,Б. Лаба, Кубань, Кодори, Риони, Зеленчук, Мзымта, -2 с5(р)Катамаран 1, капитан, руководитель
Курчатов Сергей Юрьевич1963ТРИНИТИ, г.Троицк Московской облОйгайнг-Пскем-6(у), Китой-6(у), Башкаус-6(у), Аварское, Андийское Койсу-4 с 6(р), Белая-2 с 6,Б. Кубань, Риони, ЗеленчукКатамаран 1, матрос
3Ситкин Владимир Михайлович1963БезработныйУкучикта-6(у), Китой-6(у), Китой- Онот-5(у), Белая-2 с 6,Б. Лаба, Кубань, Риони, Зеленчук, Мзымта, -2 с5(у), Чуя- Сумульта- Катунь, Шавла-Аргут- Катунь, Зун- Мурин-5 (р)Катамаран 2, капитан
4Бабкин Дмитрий Юрьевич1966г. Москва, ООО "Экспомартекс"Укучикта-6(у), Китой- Онот-5(у), Сумульта-Чуя-Катунь-5(у), Она-4(у), Аварское Койсу-4 с 6(у) Белая-2 с 6, Б. Лаба, Кубань, Зеленчук, Мзымта, -2 с5(у)Катамаран 2, матрос, ЗАВХОЗ

Зиренко Евгений Александрович1966ЦКБ им. Семашко МПС РФЧуя- Катунь-6(у), Язгулем-6(у), Китой- Онот-5(у), Чандалаш- Чаткал-6(у), Хара- Мурин-5(у), Урик-5(у), Хангарул-4(у), Мзымта, Б.Лаба, Аварское Койсу – 4 с 6 (у)Катамаран 3, капитан, ВРАЧ
Медведев Петр Викторович1961Московский Физико- Технический институт, инженерУкучикта-6 (у), Китой- Онот-5(у), Хара- Мурин-5(у), Урик-5(у), Oна-4 (у), Зеленчук, -2 с5(у)Катамаран 3, матрос, фотооператор
Иванов Николай Николаевич1969частный предприниматель, ББОЮЛ "Иванов"Юнгур - Аргут - Катунь-6(у), Урик- Онот-4(у), Утулик- Снежная-5(у), Белая, Мзымта, Зеленчук, Кодорикатамаран 4, капитан, рыбак

Баязитов Булат Анварович1968ООО "Алиса", г. Набережные ЧелныУтулик-5 (р), Китой- Онот-5(у), Хара- Мурин-5(р), Она-4 (р), Снежная-5(р), Белая-2 с 6, Мзымта, -2 с5(р)Катамаран 4, матрос, кинооператор
9Ихсанов Ильяс Сагитович1959Камский Политехнический Институт, г. Набережные Челны.Чара-4 (у), Хара- Мурин-5(у), Укучикта-6(у), Утулик-5(у)Катамаран 5, капитан, кинооператор

Сычев Сергей Леонидович1972Частный предпринимательЧара-4 (у), Укучикта-6(у), Утулик-5(у), Хара- Мурин-5(у), Белая-2 с 6(у), МзымтаКатамаран 5, матрос, фотооператор

3. Сведения о катамаранах и экипажах

Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь) Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь) Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь) Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь) Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)
Катамаран-1. Объем примерно 1600 литров, есть дополнительные емкости, которые можно надуть (перед гребцами). Длина 4,10 м. Ширина 1,90 м. Рама деревянная. Катамаран сделан на заказ фирмой "Рафтмастер". За основу взята модель "Гоша 2+2. Дно - из ТЕЗы (порвалось в 1-м каньоне Кара-Алахи). Экипаж: Цветкова Светлана и Курчатов Сергей.

Катамаран-2. Объем 1440 литров. Длина 4,00 м, ширина 2,15 м. Рама деревянная. Катамаран сделан на заказ фирмой "Красное Солнышко". Экипаж: Ситкин Владимир и Бабкин Дмитрий.
Катамаран-3. Объем 1100 литров. Длина 3,60 м, ширина 1,90 м. Рама дюралевая. Экипаж: Зиренко Евгений и Медведев Петр.
Катамаран-4. Объем 1500 литров. Длина 4,00 м, ширина 2,20 м. Рама деревянная. Катамаран сделан фирмой "Красное Солнышко". Экипаж: Иванов Николай и Баязитов Булат.
Катамаран-5. Объем 1700 литров. Длина 4,15 м. Ширина 2,16 см. Рама деревянная. Экипаж: Ихсанов Ильяс и Сычев Сергей.

4. Таблица прохождения препятствий экипажами

Курчатов -
+Медведев +
Зиренко -

Все остальные препятствия были полностью пройдены всеми экипажами без особых происшествий.

5. Организация путешествия

Водный поход был организован и проведен группой, основной состав которой был сформирован еще во время учебы в Московском Физико-Техническом институте. С ребятами из Набережных Челнов мы познакомились в 1998 году на Хара-Мурине, нами были пройдены вместе также Китой-Онот и Укучикта.
При выборе маршрута мы придерживались следующих пожеланий:

• Река должна быть не слабее пройденной нами в прошлом году Укучикты (категория сложности - слабая "шесть"), которая нам очень понравилась и оказалась вполне по силам.
  • Последние несколько лет мы ходили в Саяны, поэтому хотелось сменить регион - нами был выбран Алтай.
  • В перспективе мы хотим пройти нижний каньон Башкауса и верхний Чулышман, поэтому река должна быть с большим расходом - таким образом, мы сможем оценить наши силы.
  • Река должна быть интересна для катамаранов-двоек.

На майские праздники нами был организован поход на р. Белую в Краснодарском крае. Были сшиты новые катамараны большого объема и испытаны их ходовые качества.

Нами рассматривались различные варианты пешей части, но остановились мы на самом коротком и логичном варианте волока - до Алахинского озера оказалось возможным подъехать на машине. Мы за два месяца до начала похода связались по электронной почте с Казахстанской фирмой "Экосистем". Ее сотрудники организовали для нас заброску до Алахинского озера, оформили разрешение на пребывание в погранзоне.

6. Подъезды, описание пешей части и отъезд с маршрута

На сплавную часть реки Кара-Алахи возможно добраться несколькими путями. Перечислим их в порядке возрастания сложности пешей части:

• Подъезд до южной оконечности Алахинского озера и истока р. Кара-Алахи. (через пос. Урыль и Усть-Чиндагатуй).
  • Подъезд до р.Калмачихи (также правый приток р. Бухтармы). Вверх по Калмачихе. Перевал к руднику и далее как в первом варианте.
  • Подъезд до поселка - санатория Рахмановские Ключи. Перевал в верховья р. Черной Берели - вверх по ней до перевала Аэробский (он является водораздельным между Обью и Иртышом), вниз по Верхней Кара-Алахе до северной оконечности Алахинского озера и истоков Кара-Алахи.

Далее нужно идти вниз по реке Кара-Алахе до выбора места начала сплава. Начинать сплав можно в первом же удобном месте, пройдя километров 8-10.

7. Сведения о районе путешествия
7.1. Географическое положение и рельеф

Горы Алтая - это сложная система хребтов высотой до 4500 м. на юго-востоке Западной Сибири. Административная единица России - республика Горный Алтай - со столицей в Горно-Алтайске граничит: на юго-востоке с МНР и КНР; на западе и юге с Казахстаном; на севере с Тувой и Хакассией.

К Центральному Алтаю относится наиболее высокая (в пределах России) его часть, основные хребты которой: Катунский, Южно-Чуйский и Северо-Чуйский. Здесь же расположены истоки рек Катунь, Аргут и Чуя.

7.2. Климат

Алтай характеризуется значительной высотой солнца летом (60-66 град.) и длинным, до 17 часов, днем. В зимнее же время солнце едва достигает 20 град. высоты, а день становится более чем в два раза короче. В соответствии с этим изменяются и суммы солнечного тепла.
В зимнее время стоит, как правило, ясная морозная погода, изредка сменяющаяся пасмурной, с метелью. Наличие глубоких долин и котловин способствует образованию инверсионных условий: на склонах и высоких вершинах в январе (самый холодный месяц года) может быть до 15-20 град. мороза, в то время как внизу, в котловинах, неподвижный прозрачный воздух выстывает до минус 40-50 град. Летом край находится под влиянием воздушных масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. С ними связана прохладная и дождливая погода. Нередко в середине лета на окружающих горы равнинах устанавливается жаркая погода, и тогда горы с их более прохладным климатом способствуют активизации образования осадков. Из-за веерообразного расположения хребтов, приходящие потоки влажного воздуха проникают вглубь гор, образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы, много дней с ненастной погодой, нередки снегопады.

Переходный период (сентябрь, октябрь) характеризуется чередованием ненастной дождливой погоды с сухой и теплой. Вторжения холодного арктического воздуха приносят похолодания, снегопады. В ноябре переход к зиме завершается.

Большая часть истоков Аргута (реки Ак-Алаха, Кара-Алаха, Джазатор, Карагем, Юнгур) лежат в области влияния восточных континентальных и даже тихоокеанских воздушных масс. Для этой области характерны частые, хотя и непродолжительные, дожди, собираемые хребтом. Средняя температура июля - 18-20 C.

В то же время, район рек Аргут и Катунь находится под влиянием западных циклонов и воздушных масс казахского Алтая (для Аргута). Для этих рек характерен сильный сухой ветер вдоль долины. В солнечные дни по утрам он дует в сторону устья, а вечером в верховья, осложняя сплав на прогонных участках. Средняя температура июля 22-25 C.

7.3. Растительный и животный мир

С высоты 1000 м до 2000 м долины Алтая покрыты хвойными лесами (лиственница, кедр, сосна, пихта) с примесью лиственных пород. В межгорных котловинах располагаются высокогорные степи. В лесах много ягодных кустарников - малины, смородины, жимолости, крыжовника. В верховьях рек растет облепиха, встречаются лекарственные растения - золотой и маралий корни. Рыбы в реках Алтая мало.

В долинах Кара-Алахи и нижнем течении Ак-Алахи хвойная тайга перемежается с обширными луговыми и заболоченными участками. Для долин Карагема и Юнгура характерна хвойная тайга (лиственница, ель, кедр), подлесок (жимолость, малина, смородина, береза). Из ягод встречаются смородина, крыжовник, брусника голубика. Грибы есть, но не очень много (маслята, рыжики, сыроежки, дождевики). Животный мир: очень много копытных, медведей, встречаются следы, похожие на собачьи, белка, куньи, много птиц, в том числе и промысловых.

Особого упоминания заслуживают летающие кровососущие насекомые: в долинах Карагема, Юнгура, Шавлы, Кара-Алахи и Ак-Алахи их очень мало (что типично для Алтая в целом).

Долины Аргута и Катуни издавна обжиты человеком, поэтому животный мир крайне беден. Лес встречается лишь островками, на Катуни много обширных луговин-выпасов, берега Аргута большей частью скалистые (в подлеске встречаются грибы и ягоды, рыбалка возможна только в местах впадения мелководных притоков).

7.4. Реки

Все реки Алтая принадлежат к бассейну Оби, там сосредоточено более 20 тыс. водотоков суммарной протяженностью свыше 60 тыс. км. 94 процента объема стока Оби у Барнаула поступает с горных склонов Алтая. За год с Алтая стекает более 43 кубокилометров воды.

В пределах края есть настоящие горные водотоки с уклонами до 130 м/км, бурными каскадами прорезающие скалистые уступы. Долины их представляют собой узкие, глубокие коридоры, в верховьях сохранившие следы ледниковой обработки.

В высокогорной зоне для рек характерно ледниковое и снежно-ледниковое питание с летним половодьем, когда стекает до 80-90 процентов годового объема воды. В среднегорной зоне сток формируется за счет снегового и снегодождевого питания, а паводок обычно наблюдается в весенне-летнее время. Низкогорья характеризуются весенним половодьем от таяния сезонного снега и дождевыми паводками в летнее время.

Температура воды в реках зависит от высоты водосбора и изменяется в июле от 20-22C на равнине (р. Чарыш, Ануй, Кулунда) до 5-6?C в высокогорье и даже до 1-1.5C близ ледников.

К основным сплавным относятся реки: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба и их притоки. Более просты: Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса. Оптимальное время для сплава - с июля по сентябрь.

7.5. Общая характеристика рек бассейна Аргута

Сплавные реки бассейна Аргута следующие: Ак-Алаха с притоком р. Кара-Алаха, Джазатор, Коксу, Карагем, Юнгур, Шавла.

Р. Ак-Алахаберет свое начало на плоскогорьях западной части российского Алтая, однако имеет в своем стоке значительную часть ледникового питания. Вода в реке мутная, как и следует из ее названия (с тюркского Ак - белый). Сплав обычно начинают от места впадения р. Калгута. В своем нижнем течении - это мощная, как говорят водники, "ломовая" река, препятствия которой характеризуются большой водностью и сильной турбулентностью потока.

Ее "младшая сестра" Кара-Алаха, напротив, характеризуется чистой и прозрачной водой. Она берет свое начало в довольно большом озере, и потому вода успевает прогреться. Питание в основном дождевое. Все препятствия Кара-Алахи сосредоточены в 4 каньонах и одном локальном пороге, где при небольшом расходе воды сплав носит ярко выраженный слаломный характер. Между ними - река лениво течет средь луговин, часто заболоченных. В результате, профиль падения реки носит ступенчатый характер, что не характерно для алтайских рек.

Джазатор значительно отличается от вышеупомянутых рек. Он примерно равномерно падает на всем своем протяжении, водность его ниже; интересной с точки зрения спортивного сплава является заключительная часть реки, ниже впадения правого притока реки Тангыт.

Карагем является наиболее водным притоком Аргута. Длина реки 65 км, средний уклон 13 м/км, среднегодовой расход в устье 70 м3/с, в месте начала сплава (Карагемская поляна) - 20-30 м3/с.

Питание реки ледниковое, поэтому вода мутная, с большим содержанием ила (уровень воды в солнечные дни заметно повышается во второй половине дня).

Долина реки покрыта густым лесом. По правому берегу высоко над рекой идет тропа через участки горелого леса. На Карагеме можно выделить четыре технически сложных участка, разделенных быстротоком, всего 33 препятствия.

Первое ущелье длиной 8 км начинается от устья левого притока реки Калын-Агач и кончается у устья самого крупного притока р. Кара-Айры. Средний уклон - 20.5 м/км. Основными препятствиями являются пороги и шиверы с обилием камней в русле при большой скорости потока. Всего в ущелье 21 препятствие (17 порогов и 4 шиверы). Второе ущелье длиной 4 км начинается от порога Белый Бом и кончается за устьем реки Каинды-Одру. Средний уклон 18 м/км.

Третье ущелье длиной 6 км начинается через 7 км после 2-го, ориентиром служит конец разбоев и появляющиеся скальные выступы правого берега. Средний уклон 13 м/км. Основными препятствиями являются 5 порогов и 2 шиверы, всего 7 препятствий.

Перед впадением Карагема в Аргут за устьем р.Чибит находится Чибитский каскад порогов длиной 3 км. Средний уклон 16 м/км. Основными препятствиями служат шиверы с мощной водой при большой скорости потока.

Р. Юнгур принадлежит к многочисленной группе маловодных рек с расходом воды 10-30 м3/сек., но необычайно большой уклон (35м/км в среднем, 100 - 150м/км в порогах), а также малодоступность делают эту реку интереснейшей для сплава на Северочуйском хребте. Большая часть препятствий р. Юнгур лежит на дне глубоких долин и каньонов, берега часто непроходимы из-за скальных стенок, идущих вплотную к воде.

Выделяют три части реки: "Стремительный Юнгур" - верхняя часть реки, "Веселый Юнгур", длиной 7 км от впадения р. Куранду и до начала нижнего ущелья, и "Строптивый Юнгур" - оставшиеся 18 км до устья, который и содержит все основные препятствия реки.

Река Шавла - самый нижний по течению из крупных притоков р. Аргут (прав.). Длина реки 50 км, средний уклон 10-15 м/км. Шавла начинается от популярного среди туристов района Шавлинских озер, куда можно добраться пешком из пос.Чибит (40 км).

От истока Шавла проходит через 2 каньонообразных участка: первый - 1.5 км длиной со средним уклоном 80 м/км и через 4 км относительно спокойной воды; второй - 2-километровый, со средним уклоном 50 м/км. Далее 4.5 км несложных шивер в протоках при уклоне 15 м/км. После впадения в Шавлу ее правого притока р. Шабаги расход воды увеличивается вдвое, появляется четко выраженное русло. Шавлу недаром называют рекой без плесов: пороги, шиверы, сливы следуют один за другим, разделенные между собой, чаще всего, условными участками быстротока, на которых приходиться применять принудительную чалку. Чаще всего препятствия вида порог-шивера с большой скоростью потока, обилием камней в русле, сливами и бочками. Средний расход воды в устье Шавлы16 м3/с.

И, наконец, сам Аргут. Его длина - 132 км, он начинается при слиянии двух рек: Джазатор и Ак-Алаха. Средний уклон реки 10 м/км, среднегодовой расход в устье 112 м3/с, площадь бассейна 7000 км2 (из них 300 км2ледников). Обилие ледников определяет характер водного режима: 40% стока дают ледники и вечные снега, 34% - сезонные снега, 17% - дожди, 9% - подземные воды. С точки зрения спортивного сплава принято подразделять Аргут на участки:

• Верхний Аргут - участок реки от слияния Ак-Алахи и Джазатора до начала Большого Карагемскаго прорыва. Длина 25-30 км, средний уклон 2.5 м/км. Основными препятствиями являются пороги и шиверы средней сложности.
    Большой Карагемский прорыв - участок реки до выхода в Нижнюю степь в 1.5 км выше устья реки Карагем. Длина участка 6-7 км, средний уклон более 15 м/км, местами 20-25 м/км. Это наиболее сложный и опасный участок реки, по настоящее время пройденный лишь частично.
  • Степной Аргут - участок реки до устья реки Кулагаш. Длина 25 км, средний уклон 3.5 м/км. Это один из наиболее легких отрезков для прохождения.
  • Дикий Аргут - участок реки до устья р. Шавла. Длина около 50 км, средний уклон 8 м/км. Здесь сосредоточена основная часть препятствий реки.
  • Быстрый Аргут - участок реки до впадения ее в Катунь. Длина 30 км, средний уклон 3 м/км. Основные препятствия: несложные пороги и шиверы. Наиболее сложный порог участка - "Атланты".

7.6. Транспортные возможности района

К своему удивлению, мы узнали, что поезда из Москвы в Усть-Каменогорск больше не ходят. Поезда ходят до Барнаула, а оттуда можно добраться местным поездом, который ходит через день, до Усть-Каменогорска. Также из Барнаула 2 раза в день, утром и вечером, ходит автобус в Усть-Каменогорск. Билеты можно забронировать по телефону за 7 дней. Перед отходом автобуса билетов обычно не бывает. Стоимость в ценах 2001г. – 315 рублей с человека, багаж 30 руб. Автобус идет 12 часов. На такси, а их на вокзале огромное количество, - быстрее и значительно дороже. Но логичнее ехать на автобусе, т.к. отправившись в 18 ч. он приезжает в Усть-Каменогорск в 5-30. Оплату груза нужно оговаривать заранее, т.к. туристов много и водители привередливые. Есть рейсы с посадкой в Челябинске, есть прямые. Рейсы с посадкой амолет в Усть-Каменогорск из Москвы летает несколько раз в Челябинске дешевле, но при этом таможенный досмотр нужно проходить в Челябинске, что в нашем случае повлекло за собой некоторые сложности (см. Дневник похода).

Расписание движения самолетов и поездов меняется каждый год.

Транспорт для заброски к началу сплава рекомендуем заказывать через Усть-Каменогорскую фирму "Экосистем". Сотрудники хорошо разбираются в местных условиях и ценах. Стоимость трансферта и стоимость оформления пропусков в погранзону входит в стоимость услуг фирмы по - $12 с человека.

7.7. Погранзона

Важным моментом заброски к началу маршрута через Казахстан является погранзона. Пропуска в погранзону нужно заказывать за месяц в Усть-Каменогорске. Самый простой способ - сделать это через фирму "Экосистем". Им нужно выслать список участников по электронной почте не позднее, чем за 30 дней до начала похода. Затем нужно приехать в Усть-Каменогорск, отдать паспорта сотрудникам фирмы, и через несколько часов пропуск будет получен. Платить нужно только за реально полученные пропуска. Существует ли принципиальная возможность получить пропуск без помощи фирмы - мне неизвестно.

Первый казахский погранпост находится в пос. Урыль, второй - в пос. Усть-Чиндагатуй. На Российской территории погранпостов мы не встречали, пограничников встретили, только зайдя в пос. Джазатор. Разрешения на пребывание в Российской погранзоне у нас не было, но пограничники удовлетворились маршрутной книжкой.

В заключение описания начальной части заброски на маршрут несколько слов о составляющих ее стоимости (на одного человека):

• - Москва - Усть-Каменогорск (самолет) - $170/чел;
  • - Усть-Каменогорск - Урыль - $280; ($28/чел)
  • - Урыль - оз. Алахинское 4000 руб.; (400 руб/чел)

Замечание. Деньги лучше менять в Усть-Каменогорске - здесь это можно сделать без каких-либо затруднений (приблизительно - 5 руб. за 1 теньге). В отдаленных поселках купить что-нибудь за рубли или за доллары невозможно.

7.8. Координаты фирмы "Экосистем"

Координаты фирмы "Экосистем": Г. Усть-Каменогорск, тел. (3232) 26 54 38, (3232) 26 77 97. Евгений и Андрей Юрченковы, altai-es@ukg.kz

8. Техническое описание пешей части маршрута
8.1. Дорога до Алахинского озера

До поселка Урыль проложена хорошая асфальтовая дорога. В пос. Урыль дорогу преграждает КПП, а дальше идет грунтовая дорога до пос. Усть-Чиндагатуй, где находится еще один КПП и военная часть. От Усть-Чиндагатуя дорога идет вверх по течению правого притока Бухтармы - р. Чиндагатуй до остатков рудника и далее вдоль северо-восточного берега Алахинского озера до истоков Кара-Алахи. От устья Чиндагатуя основная дорога уходит дальше по Бухтарме на перевал Укок. А по Чиндагатую идет полузаброшенная дорога на рудник. Расстояние от устья Чиндагатуя до истоков Кара-Алахи - около 30 км. Это расстояние на машине мы проехали примерно за 5 часов. Несколько раз машина (тентованный "Урал") буксовала в грязи, но окончательно застряла, не доезжая метров 300 до Алахинского озера.

Если группа планирует ночевать на Алахинском озере, то имеет смысл привезти с собой дрова - вокруг озера леса нет, но его можно найти примерно километрах в двух. В крайнем случае, для розжига костра можно использовать кустарник и карликовую березку, в изобилии растущие по берегам озера.

Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)Замечание. В районе Алахинского озера в ближайшее время собираются строить рудник - добывать тантал. Этим летом вокруг озера были лагеря двух экспедиций: российские геодезисты и казахские геологи. Будет построена хорошая дорога и поселок. Это совместный Российско-Казахский проект (Рудник на Российской территории, а дорогу протянут из Казахстана). Местные жители рассчитывают получить работу и относятся к проекту положительно. Видимо, местность будет изрядно загажена, а стаи хариуса (фото 6), вольготно плавающие по Алахинскому озеру, вымрут.

8.2. Пешая часть маршрута - от Алахинского озера до начала сплава

Этот участок пути, начинающийся на Алахинском озере (фото 7) и заканчивающийся в районе первых каньонов на р. Кара-Алахе, больших затруднений в передвижении и выборе направления движения не вызывает. Тропа огибает озеро справа, выходит к истокам Кара - Алахи (шли 1,5 часа) (фото 8). Далее тропа все время идет по левому берегу реки. Есть несколько бродов через притоки Кара-Алахи, заболоченные участки. Тропа идет высоко над рекой, за 2-м озером река проходит через завалы из больших камней (габаритные непроходы). (фото 9). Далее река успокаивается, но строиться практически негде - крутые берега, заросшие карликовой березкой. До места стапеля от истока Кара - Алахи шли 3 часа. На стапель (фото 10) встали в первом удобном месте (отсюда до первого каньона, как оказалось, день расслабленного плавания по сильно меандрирующей реке).

8.3. Отъезд с маршрута

Заканчивали мы в пос. Чемал. Наиболее спешащая часть группы уехала из Ини. От стрелки Аргута и Катуни до Ини 3-4 часа сплава. До Чемала от Ини еще 2,5 дня сплава. В Чемал мы приплыли около 15 часов, в 16:30 был автобус до Барнаула (Большой "Икарус", было много свободных мест.) В 10 вечера мы были в Барнауле на автостанции. Дальше часть народа поехала в Новосибирск, чтобы улететь одним из утренних самолетов, а двое оставшихся (им нужно было в Набережные Челны) взяли билеты на поезд, отправляющийся на следующий день. Уехать сразу на поезде было невозможно - пятница вечер, никаких билетов не было.

ДатаДень путиУчасток маршрутаПротяж. (км)Время движенияХарактер пути
02.08-03.081-2Москва - Усть-Каменогорск - пос. Урыль--Самолет, машина
04.083Пос. Урыль- Алахинское озеро608 чмашина
05.084Алахинское озеро- начало сплава105 чпешком
06.085Дневка (стапель)
07.086сплав до 1-го каньона Кара-Алахи10сплав
08.087Обнос вещей,
прохождение 1-го каньона,
сплав до 2-го каньона (не доходя 500м)
46 чОсмотр, обнос вещей (пешком), сплав
сплав до 4-го каньона,
прохождение 1-го препятствия
в 4-м каньоне "Узость",
обнос вещей в конец 4-го каньона.

4 сплав

4 ч
12.0811Дневка
13.0812Сплав до пор. "Светлана"20сплав
14.0813Просмотр и обнос пор. "Светлана" и "Азартный".
Сплав до устья р. Бира

1.5

2 ч
4 ч

пешком,
сплав
15.0814Сплав до начала обноса Карагемского прорыва.
Обнос вещей до устья р. Карагем

пешком
16.0815Обнос катамаранов (Карагемский прорыв)
Сплав не доходя 2 км до пор. Степной

19.0818Сплав до устья р. Шавла
(обнос пор. Раздельный-200м)
30сплав
20.0819Сплав до слияния с р. Катунь.
Полудневка

автобус
25.0824Самолет до Москвы

9. Техническое описание водной части маршрута

При подготовке к походу мы использовали следующие отчеты:

• Отчет группы из Уфы, руководитель Верхотуров М. А., 1997 г/
  • Отчет Владивостокской группы под руководством Тарана Г. М. за No4839 из библиотеки МГЦТК.
  • Отчет группы из Саратова, руководитель Постнов Д. Э., 1999г (Кара-Алаха, Ак-Алаха - Карагем - Юнгур - Аргут - Катунь)

9.1. Река Кара-Алаха

1. Первый каньон начинается за небольшим озерком, через которое протекает р. Кара- Алаха. Каньон около 800 метров. Заход в каньон Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)начинается с мелководной, разливающейся на несколько рукавов шиверы Русло забито большими и малыми камнями, сильный уклон. Местами река сжата отвесными стенками. Страховка и осмотр с левого берега. Везде есть четкая линия движения, в рамках которой все равно не удается избежать наездов на камни и соприкосновений со стенками каньона (фото 11).
Проходили весь каньон сразу, без промежуточных чалок, наметив линию движения заранее. На протяжении Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)каньона есть несколько уловов, в которые можно встать и отдышаться, но в этом нет особой необходимости, потому что воды мало и все препятствия не жесткие. Первый каньон – единственное (как выяснилось после прохождения) препятствие на всем маршруте с острыми камнями. Из 5 катамаранов не продрался только один, но он умудрился сломать дюралевую раму. Наш катамаран получил дыру околометра (фото 13), баллон "родился" из чехла. После чего мы долго не могли зачалиться на шивере - чехол, полный воды, делал катамаран неуправляемым. Когда наши друзья сообразили, что с нами что- то не то происходит - мы уже торчали на камнях посреди шиверы, к нам подплыли два экипажа, подняли катамаран и вчетвером вынесли его на берег.

Стоянка есть на пригорке у последних препятствий каньона, далее заросшая кустарником низина, тропа уходит от реки и движение вдоль воды проблематично. На ночевку встали напротив середины шиверы, на пригорке.

После каньона - шивера метров 800. Чалка к левому берегу для обноса 2-го каньона.

Обнос вещей – 1-й каньон, шивера (очень мелко) и 2-й каньон. Чалку перед 2-м каньоном лучше наметить заранее, чтобы не попасть в водопадный слив.

Ориентир начала каньона – сужение реки и большая заглаженная и заросшая лесом скала слева. Сразу за ней крутой поворот влево и водопад. Перед скалой движение вплотную к левому берегу с заходом в мелководную песчаную протоку, которая начинается примерно в 50м перед скалой. Далее нужно выходить на берег и, преодолев кустарник на расстоянии около 30-50м, можно попасть на тропу, которая обходит возвышенность.

2. Второй каньон начинается довольно чистым водопадным сливом высотой примерно 3-3,5 м (фото 14). Через метров 80 – габаритный 2-й каньон Кара-Алахи.Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)непроход, громадная скала перегораживает практически все русло. Слева и справа от нее водопадные сливы шириной примерно полметра - метр. Еще метров 20 резкого падения влево, и на этом каньон заканчивается. Дальше река поворачивает направо и довольно спокойным участком (метров 400) подходит к III-ему каньону.
Водопадный слив (он отвесный) теоретически проходим. В интернете встречалась информация о его прохождении. Вопрос в том, удастся ли 100% зачалиться после слива и не попасть в негабаритный непроход. У нас не возникло желания рисковать. Обнос 2-го каньона - примерно 300 метров по тропе.

После каньона на протяжении метров 400 река имеет равнинный характер, затем течение убыстряется, начинаются пороги. Согласно лоции группы Постнова, последующий каскад препятствий состоит из 3-го каньона длиной около 1 километра и предшествующего порожистого участка длиной метров 500.

Ориентир участка порогов перед 3-м каньоном: крутой левый поворот реки, на левом берегу - высокая скала. Разведка по левому берегу. Этот участок представляет собой пороги 4-5 категории сложности, разделенные небольшими плесами. Начинается сужением реки с пологим сливом и валами, затем забитый камнями участок. Из дальнейших ориентиров выделяется огромная скала посреди течения. Метров через 200 скальная плита через всю реку (обливная). Проход в нашу воду был у левого берега. 3-й каньон начинается метрах в 50 ниже.

Порожистый участок прошли с осмотром "по частям"- от чалки до чалки. Вещи везли на катамаранах. Обнос вещей начали от обливной плиты по верхней тропе левого берега (примерно 30 минут). Осмотр 3-го каньона также по левому берегу. В конце каньона хорошее место для стоянки.

3. Третий каньон. Длина каньона около 600 метров. Технически очень интересный и сложный участок. Ключевое место: падение метров 6-8 на участке метров 20. Сначала - ровный слив примерно 2,5 метра (немного наваливает на скалы правого берега) - (фото 15), после слива также навал вправо (попадаешь в улово), и если заранее не отработать, то для выхода понадобится прикладывать определенные усилия; затем - скала посреди реки, полукруглый слив с зубом посредине (фото 16, 17, 18), (проход с любой стороны от зуба) - а далее приходится сливаться полулагом в очень эффектный слив, затем - узкий проход (ширина метра 3), с навалом вправо. Далее - несколько сливов подряд, 5-6 метров общий перепад.

Каньон прошли с полным осмотром, организацией страховки с берега и с воды. Препятствия выглядят очень эффектно, требуют четкой работы экипажей, но ошибки не приводят к серьезным последствия. Один из катамаранов прижало к скале правого берега в первом сливе, другой развернуло во втором сливе и он вошел в бочку после него лагом. При прохождении узости в конце ни один из катамаранов не сумел избежать удара носом о левую стенку и последующего навала на правую. Ни к каким последствиям это не привело: мощности струи не хватает на то, чтобы перевернуть катамаран.

4. Порог-горка. Локальное препятствие. Расположен в 2 км ниже конца третьего каньона. На небольшом левом повороте реки в центре русла Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)лежит обломок скалы. С обеих сторон по берегам также скальные выходы. Падение около 2,5 метров (фото 21). Заход по гладкой струе нетруден. Слив не сложен, но мешает сильный отбой вправо. На заходе в порог при зацепе сломали весло. За порогом река снова успокаивается. Ориентир - начинающийся левый поворот и подход русла к правому коренному берегу.
Проходили поочередно со страховкой с воды и с берега.

5. Четвертый каньон. Ориентир: долина сужается, высокий скальный склон слева вплотную подступает к реке. Справа на берегу появляются огромные валуны. В резком сужении река входит в скальный коридор. Длина порядка 1,5 км. Осмотр лучше производить с правого берега, обнос вещей - по хорошей верхней тропе левого берега. Стоянка вверху около тропы в конце каньона. Очень интересное и технически сложное препятствие.
Каньон начинается горкой-треком под левым берегом, где вода скачет через обливные камни. Далее следует "входное горло" каньона (фото Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)22) - скальное сужение примерно 2 метра (на самом деле, катамаран шириной 2 м прошел, не задев береговые скалы, по-видимому, там все-таки 2 метра 10 см). За узостью - косая бочка. Далее – участок относительно спокойной воды. Зачалились к левому берегу.
Три экипажа прошли препятствие, два - обнесли, побоявшись застрять в "горле". При ширине катамарана 2,16-2,20 лезть в узость ребятам не хотелось, и, поэтому, пройдя трек под левым берегом, перед поворотом вправо они угреблись со струи прямо в небольшое улово и выбросились на плоские покатые скалы, где на подстраховке стояли другие экипажи - классическая принудительная чалка. Далее метров 20 по плоским скалам они обнесли суда ниже "горла" и спустили на спасконцах по довольно крутой скале к воде. В косой бочке сильно "кидает", у Жени порвало упор, он упал на раму, влез обратно самостоятельно. Вещи обнесли в конец 4-го каньона. Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)Второе препятствие 4-го каньона представляет собой двухметровый слив через гряду валунов (фото 23). Чалка ниже препятствия к правому берегу.
Препятствие прошли с ходу без особых приключений. Единственно - наш катамаран выехал носом на обливной камень и, в результате, слился кормой вперед. Никаких отрицательных последствий это за собой не повлекло. Проход возможен как слава, что нам продемонстрировали барнаульцы (при этом попадаешь в улово), так и справа, ближе к месту чалки.

Третье препятствие- кривой слив высотой около 3 метров с торчащим валуном сразу за сливом. Навал на скальную стенку правого берега.

Четвертое препятствие- слив всей реки в узкую щель под левым берегом высотой тоже около 3 м. (Фото 24, 25, 26).

Третье и четвертое препятствие проходили в связке. Береговая страховка ставилась в трех точках: спасконец сразу за сливом 3-го препятствия, "живец" посредине между 3-м и 4-м препятствиями и спасконец в улове за 4-м препятствием. (Он использовался одновременно в качестве принудительной чалки.)

Три катамарана из пяти прошли 3-4 препятствие чисто, два - кильнулось в сливе 4-го препятствия через нос. Улово после слива 4-го препятствия – практически без струи, поэтому проблем с вылавливанием людей и катамаранов не было. Одновременно с нами 4-й каньон проходила группа из Барнаула. У них одна и "двушек" кильнулась в бочке после слива 3-го препятствия, зайдя несколько правее и попав в слив полулагом. При прохождении 4-го препятствия, где вода падает между довольно гладкой наклонной скалой справа и каменистым коренным берегом, следует учитывать, что под левым берегом в самом конце слива есть подводная каменная полочка, в которую левый баллон катамарана и втыкается (именно так и кильнулись оба наших катамарана).

Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)Следующее препятствие No5- мощный слив через всю реку высотой около 2м.
Проходим по очереди с береговой страховкой и страховкой с воды. Два катамарана зашли слева, прошли чисто. Три катамарана, которые зашли правее "раскантовало". Меня "выбило" из креплений, бросило на раму. Через несколько секунд я была снова в креплениях.

Препятствие No6 не содержит сливов с большим перепадом (2 слива, не более 2 м каждый). Навал на камень в центре. Проход вдоль левого берега.

После всего пройденного в этот день препятствие не впечатлило. Страховали спасконцом с берега ниже его. Вова с Димой расслабились, поленились угребаться от центрального камня. В результате их катамаран выехал носом на центральный камень, на который и был навал. Ребята сняли катамаран (пришлось вылезать из креплений), но его расклинило между камнями. Опять Вове пришлось вылезать из креплений на камни, но на этот раз он не успел нормально залезть на катамаран, и сел задом наперед. Так они и вошли во второй слив, где, естественно, Вову вымыло из креплений. Почти одновременно выпал с ката и Дима - у него крепление развязалось. Хорошо, что за препятствием была спокойная вода, и ребята зачалили катамаран к камням. Остальные экипажи прошли порог без проблем.

За препятствием No6 шивера. Идется с ходу.

После 4-го каньона р. Кара-Алаха, сильно меандрируя, спокойно течет по широкой горной долине.

9.2. Река Ак-Алаха

1. Шиверы. Начинаются через 2 км после слияния Кара - Алахи и Ак-Алахи. Длина около 1 км. Валы, бочки. Торчащих камней практически нет - все залито водой.

Прошли с ходу. С головой, как обещала лоция, не накрывало, но слегка "умыло". Отрабатываем тактику прохождения: первые два катамарана идут в связке, не растягиваясь далеко друг от друга (чтобы второй катамаран мог догнать первый в случае киля), чалка в улове за препятствием, дожидаются третьего катамарана, далее каждый предыдущий катамаран страхует последующий). После шивер - 3 часа сплава по спокойной воде.

2. Каскад шивер и порогов. Ориентир правый приток - р. Байжигит. Дать ориентиры препятствий очень сложно, т.к. и горы, и долина на всем участке одинаковы.

Несколько шивер прошли с ходу, придерживаясь вышеописанной тактики. Но после того, как на шивере с особенно крутым перепадом два катамарана посидели на обливниках, стали осматривать каждое препятствие на предмет величины перепада и наличия чалки за ним. Зачалиться можно в конце каждого шиверистого участка. Проходили с вещами. Особых ориентиров у порога "Светлана" нет.

3. Порог "Светлана". Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)Начинается шиверой, особо не отличающейся от предыдущих (большие перепады, бочки и валы). На слабом левом повороте русло реки расширяется, примерно на одной трети ширины реки выделяется большой камень- скала с растущими на нем кустами. Впереди по левому берегу - крупноглыбовая отмель, видно, что русло сужается вновь. Длина около 1 км ( фото 27, 28) Порог представляет собой набор мощных бочек и сливов. Выделяется два особо мощных слива. Заход и выход из них осложнен "второстепенными" сливами, валами и бочками. "Чистого" пути прохождения нет. Страховка после порога также проблематична - мощная струя, проходя по валам и бочкам, уходит в "Азартный". Уловов практически нет.
Порог сильно выделяется из предыдущих препятствий по мощности. Вечером мы обсуждали возможность его прохождения, затем пошел дождь, вода поднялась. Утром желания проходить порог уже не осталось. Обсуждалась возможность обнести часть порога, стартовать ниже одного из ключевых мест. Решение- обнос. По левому берегу расположена большая "полка", по которой проходит местами проселочная дорога, местами - тропа. Обнос в конец "Азартного".

4. Порог "Азартный". С левого берега порог не виден полностью - его закрывает остров. Для осмотра порога необходимо перегребать струю и перечаливаться на левый берег. Порог представляет собой ряд мощнейших бочек.

Было принято решение обнести сразу и "Светлану" и "Азартный" - т.к. обнести было проще, чем спускать катамараны после "Светланы", перечаливаться, осматривать "Азартный" и, возможно, тоже его обносить. На психологическое состояние группы и решение об обносе сильное влияние оказала близость магазина в пос. Джазатор. Наиболее активные члены группы начали спешить - хотелось успеть туда попасть до закрытия.

9.3. Река Аргут

Уровень воды - большой.

Первые километры река Аргут течет спокойно. Километра через 3 появляются первые несложные шиверы. Можно идти без просмотра. Река очень широкая, практически все валы и бочки можно обойти. Препятствия: шивера "Длинная", пороги "Белая осыпь", "ВДНХ", выход "Ворота" прошли с ходу. Особой сложности они не представляют и сильно не отличаются от остальных препятствий. Через километр после выхода "Ворота" (сужение русла, скалы по берегам) впадает река Кок-Су. После Кок-Су две несложные шиверы и дальше спокойный участок примерно 6 км, в конце которого река расходится в несколько проток. Далее, собираясь в одно русло, река входит в Карагемский прорыв. На правом берегу широкая терраса, загон для скота и хорошо видно, как дорога поднимается по склону и уходит вверх.

Это начало обноса Карагемского прорыва.

Карагемский прорыв. По правому берегу идет тракторная дорога. Протяженность обноса - 6 км. Примерно 2 км после вхождения в Карагемский прорыв река течет спокойно, далее начинаются шиверы, которые постепенно набирают мощь, в русле появляются громадные камни, огромные бочки, мешанина из камней, бочек и валов (фото 29, 30). Все это очень впечатляет. Желания идти на наших "двушках" не возникло.

В принципе, возможно пройти начальные 2 км Карагемского прорыва, а затем вытаскивать катамараны по крутым склонам, но это не имеет особого смысла, так как легче катамараны пронести по тракторной дороге (фото 31). Сплав можно начинать от места впадения Карагема в Аргут.

После впадения Карагема Аргут течет спокойно около 5 км. Несколько несложных шивер, а затем пор. "Степной".

Порог "Степной". Река вымыла в песчаной породе узкий каньон. В реке много воды, валы, бочки.

Порог прошли с ходу.

Порог "Куркурек". Расположен после р. Куркурек. Представляет собой ряд валов и бочек.

Порог "Коротыш".Перед порогом – плес. На правом берегу растет рощица тополей. Порог представляет собой слив, а за ним цепочку валов.

За порогом 3-х километровый участок спокойной реки. Местность вокруг очень красивая: слева видны снежники Катунских белков, справа - зубчатая "Стена Кащея".

Порог "Надолбы".Ориентир: левый приток- река Кулагаш. Против устья необходимо зачалиться к правому берегу для осмотра. Длина порога примерно километр. Порог начинается на плавном левом повороте. В середине порога струя собирается у левого берега, небольшой навал на левобережные скалы, далее опять нужно уходить направо. За поворотом участок более серьезный. Река широкая, вода очень мощная. Вариантов прохождения несколько.

Порог проходили в два приема, с промежуточной чалкой.

Участок от устья реки Кулагаш (ориентир пор. "Надолбы") и до р. Иедыгем фактически представляет собой в нашу воду сплошной многоступенчатый порог "Тактика" прохождения: осмотр по частям, от чалки до чалки. Страховка первого экипажа спасконцами с берега, остальных - спасконцами с берега и с воды катамаранами.

Прорыв Сапожникова. Длина около 3 км. Это серия мощных бочек и валов (фото 32, 33). Все камни залиты. (Лоция, которой мы Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)руководствуемся - отчет группы из Владивостока - описывает сплав по значительно меньшей воде.) Основное - заранее наметить место чалки, чтобы не влететь в следующее препятствие - водопад Сапожникова. Проходили по частям, просмотрев кусок впереди, наметив линию движения и место следующей чалки.

В одной из бочек, ближе к концу Прорыва Сапожникова, два катамарана попали в серьезную бочку. Челнинцы, отрабатывая от мощной бочки у левого берега, не оценили мощности струи и при траверзе вправо попали как раз по центру другой бочки, не видной с наплыва. Катамаран развернуло, он застрял секунд на 10. Объем ката 1700, подрезка гондол очень сильная, экипаж боролся за судно – его неОтчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)перевернуло, но струей вдавило между баллонами весь груз правого баллона. Экипаж без проблем зачалился, чтобы через некоторое время вновь выйти на струю, увидев какие проблемы у идущего следом моего катамарана, который "застрял" в той же самой бочке. Меня вымыло из креплений (весло потянуло под катамаран), протащило под катамараном и "выплюнуло" ниже бочки на струю. Каску сорвало. Один катамаран, стоящий на страховке, выловил меня, другой - мою каску. Катамаран с моим напарником "выплюнуло" из бочки, зачалился он при помощи брошенного с берега спасконца. Страховка сработала четко, однако мне мало не показалось - я плыла на спасжилете, с веслом в руках, но с его помощью не смогла выйти со струи - струя очень жесткая (фото 34).

Через некоторое время мимо проплыл перевернутый каяк швейцарца, который шел параллельно нам с группой из Барнаула, но сил на спасение пустого судна уже не осталось. Каякер появился минут через 15 и грустно направился далее по берегу.

Порог-водопад Сапожникова. Одно из самых серьезных препятствий Аргута. Четких ориентиров нет. В нашу воду он не сильно выделяется. Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)из предыдущих препятствий, однако бочки более мощные и струя более сложная. Торчащих камней мало. В конце участка в левой части широкого русла камень, возле которого слив примерно 2 метра с большой бочкой. Вдоль правого берега, если угрестись на входном участке, достаточно спокойный проход (фото 35, 36).
Сомнения вызывала возможность четко угрестись к правому берегу на входном участке (до впадающего справа ручья), так как в случае неудачи катамаран унесет в центральную бочку. Два катамарана обнесли в конец препятствия для страховки. Поставили также береговую страховку. Порог прошли два экипажа. (Пятый экипаж обнес катамаран после прохождения ребят.) Первый проходивший экипаж не сумел уйти вправо, попал в центральную бочку, но благополучно из нее выбрался. Второй экипаж прошел справа. В конце участка на правом берегу хорошая стоянка (недалеко от разрушенной избы). По правому берегу идет хорошая тропа, по которой мы обносили вещи.

Шивера "Седая" - расположена на левом повороте реки, метрах в 400 ниже Порога-водопада Сапожникова. Большие валы, отдельные мощные бочки.

Прошли без приключений после предварительного осмотра. Маневрируя по большим валам, обходили бочки.

Пороги "Угловой" и "Медвежий". Пор. Угловой расположен на резком правом повороте. Чуть ниже за пор. "Угловой" расположен пор. "Медвежий", на прямом участке. Представляют собой ряд бочек и валов. Маневр нужно выполнить, чтобы их обойти.

Прошли с ходу.

Порог "Иедыгемский". Порог расположен перед устьем р. Иедыгем. Просмотр с левого берега. Струя несколько раз меняет направление, большие валы и бочки. Бочки могут укрыть гребцов "с головой". Для успешного прохождения нужно несколько раз выполнять маневр, смещаясь влево или вправо по струе.

Не всем экипажам удавалось четко совершить маневр, попадали в большие бочки, но успешно из них вылезали.

Порог "Остров". Порог короткий. Расположен в протоках небольшого каменного острова. Просматривали с левого берега, правая протока была плохо видна.

Проходили всеми экипажами по левой протоке. Характер препятствий этого участка реки одинаков- валы и бочки, требуется совершать маневр, чтобы уйти от самых больших.

Порог "Зиг-Заг". Ничем особым от предыдущих порогов этого участка не отличается. Характер препятствий такой же. В одном месте потребовался резкий маневр, но идти следует по краю струи.

Прошли с ходу.

Порог "Стерегущий". Длинный порог, метров 800. Начинается на плавном правом повороте. Ориентир - коническая светлая скала, впереди - остров и правый поворот реки. Левая протока проходит под скалами, здесь два слива.

Осмотр можно проводить по левому берегу, но только до скалы - дальше не пройти. Мы прошли по левой протоке. Страховка с катамарана. Первый катамаран страховали с берега (до скалы).

После порога "Стерегущий" Аргут входит в Юнгурское ущелье. До реки Юнгур серьезных препятствий нет, есть только прижимы и локальные бочки и валы, которые можно обойти. Если грести.

Вова с Димой пренебрегли этим нехитрым правилом, и кильнулись "на ровном месте"- на валу с гребнем. Катамаран встал практически вертикально и перевернулся через корму.

После реки Юнгур - несложный участок реки. Течение быстрое, сплошная многоводная шивера. Места для маневра везде достаточно.

Порог "Большой Ары-Юльский". Ориентир - р. Б. Ары-Юл. Чалка перед впадением реки к правому берегу. Левый берег - высокий бом. Река все больше и больше набирает силу. Мощные бочки, которые однозначно нужно обходить. Река широкая, есть несколько вариантов прохода.

При прохождении придерживались описанной выше тактики - страховка с берега первого катамарана, а последующих - с берега и с воды. Для скорости стали проходить пороги тандемами - по два катамарана на расстоянии метров 50-100, а последний катамаран- отдельно.

До пор. Белый препятствий нет.

Порог "Белый". Длинный, около 1 км, порог. Ориентир - селевой вынос левого берега. Четких ориентиров нет. По нашим впечатлениям из пройденных нами порогов - самый сильный порог после Водопада Сапожникова. Река широкая, мощная струя проходит по мощным бочкам. Просматривали с левого берега. Вещи обнес только один экипаж. Выбрали вариант прохождения - в притирку к левому берегу, по краям двух самых больших бочек, затем, в конце порога - направо, по струе.

Поставили двух человек с береговой страховкой - в середине порога и ближе к концу, в улове. Поставили сигнальщика в середине порога- он должен был собой обозначать местонахождение самой большой бочки, которую нужно было пройти по самому краю, впритирку к левому берегу.
Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)Четыре экипажа прошли порог без особых приключений. Катамараны встали на страховку с воды. Пятый экипаж, у которого был самый маленький по объему катамаран (примерно с тонну) решил зайти правее, чем все предыдущие, и кильнулся на заходе в бочке, про которую и подумать было нельзя, что кильнет. Они зашли чуть- чуть лагом. Их положило через диагональ, подкусило правый передний носик. Дальше Женя, у которого смыло каску (про эти каски я писала выше) и очки, продолжал проходить все бочки, держась за катамаран (фото 37), а Петр плыл отдельно. Женю выловил страхующий катамаран в конце порога (каску тоже выловили), а Петр приплыл в улов левого берега тоже в конце порога. Примерно с час ребята сушились и обменивались впечатлениями (когда смогли говорить).

От р. Каир Аргут течет в ущелье. Ширина ущелья от 15 до 20 метров. Справа и слева высокие стенки. В ущелье приходилось все время работать, уходя от больших бочек, прижимов и валов. Видимо, это эффект большой воды, потому что по лоции, которой мы руководствовались, препятствий в ущелье нет, сплав по спокойной воде.

Порог "Зуб Ело". За устьем р. Ело. Ничем не выделяется из участка препятствий, тянущихся от р. Каир.

Порог "Раздельный". 500 м ниже пор. "Зуб Ело", на правом повороте. Длина 150 м. Мощная бочка, прижим к правому берегу. В нашу большую воду открылся проход слева, но он затруднен навалом на большие камни. Справа идти желания не возникает.

Обнесли по левому берегу.

Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)От пор. "Раздельный" до пор. "Атланты" ряд шивер с большими валами. Все препятствия обходятся - река широкая.

Порог "Атланты". Перед порогом "Атланты" прямой быстрый двухкилометровый участок реки. На правом берегу большая "полка", летние Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)пастбища. Порог длинный, около 1 км. Начало- типичная шивера. В середине порога несколько мощных бочек, от которых можно угрестись. В конце порога навал на скалы правого берега. На скалах - ряд табличек. Чалка перед поворотом реки налево (или направо). В нашу воду порог не впечатляет (фото 38, 39).
Вещи, не глядя, обнесли по правому берегу (могли бы и не обносить). Затем перечалились на левый берег, поставили береговую страховку в конце порога. Прошли без проблем, прижимаясь ближе к левому берегу и проходя большие бочки по краю.

9.4. Река Катунь

(от устья р. Аргут до поселка Чемал). Использован отчет по маршруту "Шавла - Аргут-Катунь", 1999г, руководитель Лебедев В.И. ("http://www.lib.ru/TURIZM/shawla4.txt" rel="nofollow")

Из-за большого километража и большого расстояния между отдельными препятствиями на р.Катунь, ориентироваться на реке приходится только по населенным пунктам и отдельным притокам. Рекомендуем ориентироваться не по описаниям препятствий, а по схеме реки с километровыми отметками. Скорость движения при минимальной гребле 10-12 км/ч. До пос. Иня на р.Катунь серьезных препятствий нет. Однако приходится быть внимательным, чтобы не попасть в мощные бочки за отдельными надводными и обливными камнями.

В пос. Иня два автомобильных моста высоко над водой - старый и новый. Сам поселок с воды плохо виден. Уезжать с р. Катунь можно из поселков Иня, Чемал, Сростки.

Пор. "Ильгуменский". Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж; слева устье р. Б. Ильгумень; ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам - начало порога. Порог - сужение русла, берега из крупных темных валунов. На входе слив: справа около 2, 5 м, слева около 2 м и более пологий. Далее струя с валами до 2,5 м, в конце порога у левого берега бочка 1,5м. Просмотр по правому берегу. Порог очень фотогеничный.

Прошли со страховкой с воды, первый катамаран страховали с берега. Везде широкие проходы, бочки и валы легко обходятся, вода "мягкая".

До устья р. Кадрин простые шиверы. Степь постепенно кончается, начинается сосновый лес.

Пор. "Кадринская труба". На протяжении нескольких километров после устья р. Кадрин серия сужений в скальных берегах, валы до 1,8-2м. На плесах между сужениями мешанина из поганок. Во второй половине много хороших стоянок.

Прошли с ходу.

Пор. "Мешок". Завершает Кадринскую трубу. Небольшое круглое озеро в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с предыдущего участка. Обширные, но слабые "поганки".

После порога виден скальный остров. После него через 400 м впадает правый приток Кузюр. Затем после левого поворота сужение долины и видны светлые осыпи на левом берегу. Это ориентир пор. Шабаш.

Пор. "Шабаш". Ориентиры: большая галечная отмель на левом берегу и крупные скалы на правом. Первая ступень на правом повороте. На входе валы, бочки до 1,5м. Далее основной слив в скальных воротах: в центре пульсирующая бочка 2м, слева косые бочки до 1,5 м, справа чисто. На выходе валы до 1,5 м. Вторая ступень через 300м после первой. На входе слева бочки до 1,2м, сливы через плиты; справа слив 1,5м с жесткой бочкой, под которой просматриваются камни; по центру чистая струя с валами до 2м. В конце порога один вал периодически превращается в пульсирующую бочку. Проход по центру по основной струе. Просмотр по правому берегу. После первой ступени возможна чалка на правый берег. Единственное место для стоянки на пороге - между ступенями, за большим утесом на правом берегу.

Просмотрели и прошли.

Пор. "Каянча". После левого притока р. Сумульты примерно через 3 км. Сужение в скальных стенках, валы до 1м, аналогично предыдущим шиверам. За ним подвесной пешеходный мост.

Прохождение с ходу.

Пор. "Тельдекпень-1".Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь) В 1 км до порога справа впадает р. Эдиган. Начинается разгонной шиверой на правом повороте, с пирамидальными валами до 1,8 м. После нее плес 150 м с большим уловом и Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р. Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут - р. Катунь)песчаным пляжем на правом берегу. За ним ближе к левому берегу скальные ворота - вход в порог. На входе слив в воротах, валы до 1,5м. Далее в каньоне со стенками 5-8 м "поганки" и водовороты. Через 300 м еще один слив, за ним мост, опять "поганки". Просмотр по правому берегу. Прохождение с взаимной страховкой с воды. За порогом берега крутые, подойти к воде сложно.
Прошли с ходу. Абсолютно не впечатляет.

Пор. "Тельдекпень-2". В конце прямого участка за пор. Тельдекпень-1. Ориентиры: справа устье р.Чеба; за ним левый поворот с пологим каменистым левым берегом. Порог начинается от этого поворота. Аналогичен предыдущему, но мощнее него. Справа сухая протока. В основной протоке справа обломок скалы, слева горка с валами, поганками и воронками, далее мощные "поганки" в скальных стенках 6-10 м. Просмотр по левому берегу от улова перед поворотом. Прохождение с взаимной страховкой с воды.

Прошли с ходу.

Пор. "Еландинский". Ориентиры: стенка справа, устье р.Тыткесаек и утес слева. Перед порогом реку пересекает ЛЭП. На скале правого берега вход в шахту и старые отвалы. В центре порога скальные выходы. Правая протока узкая, но пройти можно. Основная протока левая. Валы до 2,5 м. За порогом недостроенная Катуньская ГЭС.

Чемальская труба. Начинается за правым поворотом перед устьем р. Чемал. Сужение в скальных стенках высотой до 8-10м, на входе слив 0,8 м с бочкой 0,8м, далее мощные поганки. Прошли с ходу.

В устье р.Чемал есть места для стоянок, здесь можно закончить маршрут. Пос. Чемал является климатическим курортом. На р.Чемал расположена Чемальская ГЭС. Из долины Чемала выходит ЛЭП.

10. Дневник похода

2-3 августа.

Вечером, в 23:05, вылетаем на самолете из Домодедово. Рейс Москва - Челябинск - Усть-Каменогорск. Собираемся у стойки регистрации - Димыч, Вова, Петр, Булат, Николай, Ком (это Серега Курчатов) и я. Сдаем в багаж вещи - рюкзаки и связку весел. Проблем нет, все взвешено заранее, а все остальные вещи везут Женя на поезде из Москвы (к этому времени уже довез) и Ильяс с Серегой Сычевым из Челнов.

Весело, под пиво, загружаемся в самолет. Через 2 часа, во втором часу ночи, самолет садится в Челябинске, нас выгружают, выдают багаж (???) и выясняется, что тут-то все самое веселое и начинается. Нужно проходить таможню. Писать налоговые декларации, проходить паспортный и пограничный контроль. Все по-настоящему.

Но самое забавное - багаж стали взвешивать заново, и у нас оказался перевес - весы в Челябинске строго показывали на 2 кг больше, чем в Москве. Также выяснилось, что наша связка весел - негабаритный груз, за который нужно доплачивать отдельно по особому тарифу. Начинаю выяснять - а от какой стоимости билета берется процент - от Москвы или от Челябинска? Соглашаются на "От Челябинска". Тетки за стойкой регистрации настойчиво требуют денег, всех пассажиров уже посадили в самолет, а нас не пропускают. Тут мне в голову приходит замечательная мысль - я спрашиваю теток: "А что будет, если мы не заплатим?" Выясняется, что ровно ничего - мы у них транзитные пассажиры, не посадить в самолет они нас не могут. Ободренные полученной информацией, в разговор вступают наиболее озабоченные денежным вопросом члены нашей группы. Тетки не выдерживают коллективного нытья на тему "Пропустите нас, мы спортсмены, и взять с нас нечего", выдают посадочные талоны, злобно пихают ногами весла на конвейерную ленту. Мы бежим в самолет.

Следующее действие спектакля на тему "Мы спортсмены, взять у нас нечего" развернулось в Усть-Каменогорске. При прохождении пограничного контроля. Оказывается, колбасу в Казахстан ввозить нельзя. И вывозить тоже. Мы, естественно, не представляя таких сложностей, купили колбасу в Москве - кто ее знает, съедобная ли она в Казахстане. Колбасу бравые пограничники рассмотрели на экране монитора, когда просвечивали наши рюкзаки. Я снова стала размахивать маршруткой и объяснять, что мы спортсмены, и у нас в документах написано, что мы должны есть в день по 100г колбасы. Если ее отберут, то нам придется эту самую несчастную колбасу покупать в Усть-Каменогорске и перевозить через границу в Россию, что тоже запрещено. Предложили пограничникам опечатать мешок с колбасой как транзитный груз. В общем, колбасу нам простили.

Но мы уже почувствовали слабину стражей границы (по-видимому, им больше хочется поговорить, чем реально связываться с нами и отнимать у нас что-либо), и когда они стали требовать разрешение казахских властей на ввоз ножей, мы хором заныли "Мы спортсмены…". И нас отпустили.

У аэропорта нас ждала "Газель" с Андреем, сотрудником фирмы "Экосистем" (они организовывали для нас пропуска в погранзону и транспорт), Ильяс, Серега и Женя, трезвый и скучный.

Стоит сказать, что Женин приезд в Усть-Каменогорск происходил с большими приключениями. Он поехал на поезде, потому что у него, как врача больницы МПС, бесплатный билет. (Лучше бы он работал в больнице Аэрофлота!) При подъезде к Усть-Каменогорску у него в поезде стащили паспорт, деньги и бумажку, по которой должны были дать обратный бесплатный билет. Милиция позвонила в фирму "Экосистем", там его признали за своего клиента - он был в присланных мною списках для получения пропуска - обогрели, накормили, ссудили денег и дали позвонить в Москву. В результате я везла Жене загранпаспорт и деньги. Показываю их ему издали и прячу подальше - получит при выходе с маршрута. Вроде бы, пока все складывается - с приключениями, но доехали, и все собрались вместе.

Ребята на "Газели" едут закупать продукты. Я сижу в офисе "Экосистем", жду, пока нам оформят пропуска в погранзону. К 4-м часам дня пропуска готовы, мы грузимся в машину и отправляемся. Успеваем на паром в 9 вечера, к часу ночи мы уже в Урыле. Здесь шофер "Газели" нас выгружает и уезжает обратно - дальше начинается погранзона, отсюда нас повезет следующий шофер, на "Урале". Ночуем недалеко от КПП. Погода днем была солнечная и жаркая.

4 августа.

С утра идем в поселок искать обещанную машину. Шофер просит время подготовиться. Оказывается, телефон не работал, и ему не смогли сообщить из Усть-Каменогорска, что мы уже приехали. Выезжаем в 14 часов. В 6 вечера мы приезжаем в Усть-Чиндагатуй. Там погранзастава. Разговариваем с пограничниками - пропустите быстрее, мы опаздываем. Они тщательно изучают наши паспорта. Создается впечатление, что им невыносимо скучно, и наш приезд - самое большое для них развлечение. Пропуск в погранзону им не нравится, говорят, что печати поддельные, но все-таки разрешают ехать дальше.

Дорога до Алахинского озера очень плохая. Не доезжая метров 200 до Озера, наш "Урал" застревает намертво. Времени уже 23-30. У озера виден лагерь геодезистов. Ребята говорят, что утром помогут. Ночуем около лагеря. И опять погода солнечная и жаркая, за день было несколько маленьких дождичков.

5 августа.

Вышли в час дня. (Все утро доставали из болота машину и переупаковывали вещи.) Тропа огибает озеро справа, выходит к истокам Кара-Алахи. До истоков шли часа полтора. Останавливаемся у лагеря геологов на перекус. Николай за 2 часа наловил с десяток хариусов. Выходим в 17 часов, до 20 часов идем до первого удобного места, где можно организовать стапель. Тропа идет высоко над рекой, за вторым озером - завалы из больших камней, габаритные непроходы. Далее река успокаивается, уже можно было бы и плыть, но строиться практически негде - крутые берега, заросшие карликовой березкой. Булат и Петр пошли вперед на разведку. Прошли километра три, до начала первого каньона так и не дошли, но нашли место, более- менее пригодное для стапеля. Погода целый день солнечная и жаркая.

6 августа.

Стапель. Рамы строили из лиственницы. Вечером разводим спирт соком жимолости и пьем за начало. Погода - как всегда.

7 августа.

Встали в 8 утра. ( И весь поход вставали рано. Наш "жаворонок" - Вова не дает нам по утрам поспать. А к настойчиво спящим товарищам применяет физическую силу. С его физическими данными и добродушием это легко.) В 10 пошел мерзкий дождик. Продолжался час. А потом - опять солнце. Долго- долго плывем по меандрирующей спокойной речке. Любуемся снежниками на окрестных горках. Доплыли до шиверы, забитой камнями. Протаскиваем катамараны. Обедаем за этой шиверой на высоком берегу. Наши рыбаки наловили кучу рыбы. На каждый заброс спиннинга - хариус. Количество мошки среднее, спирта вечером - стандартное.

8 августа.

С утра - обнос вещей вокруг первого каньона. Затем, подробно его посмотрев, начинаем сплав. Из 5 катамаранов не продрался только один. Наш катамаран получил дыру метра 2, баллон "родился" из чехла. После чего мы долго не могли зачалиться на шивере - чехол, полный воды, делал катамаран неуправляемым. Когда наши друзья сообразили, что с нами что- то не то происходит - мы уже торчали на камнях посреди шиверы, к нам подплыли два экипажа, подняли катамаран и вчетвером вынесли его на берег. Прошли с вещами по берегу еще метров 200, до удобной стоянки. Туда же принесли наш разодранный кат. Баллон не пострадал. Весь вечер клеимся, Женя с Петром ремонтируют дюралевую раму. Погода жаркая.

9 августа.

До обеда доклеиваемся, чиним раму. Сплав до начала 2-го каньона занял 10 минут. Обносим вещи и катамараны. Во 2-м каньоне - красивейший водопад 3,5 метра. Вода падает отвесно. В принципе, проходимо. Но метрах в 80 ниже - габаритный непроход. Доплываем до 3-го каньона, обносим вещи. В конце каньона - хорошая стоянка. Там мы и заночевали. Женя и Петр, которые промахнулись с обносом вещей, обнесли и катамаран в конец 3-го каньона. Потом жалели - каньон-то проходился. Но назад тащить уже было лень. Страховали нас на следующий день в конце каньона с воды.

10 августа.

Проходим 3-й каньон. Киногенично, но не опасно. Закончили прохождение к обеду. Плывем вниз, к 4-му каньону. В начале каньона - лагерь барнаульцев со швейцарцами. По очень красивой тропе обносим вещи за 4-й каньон. Там и ночуем. Погода - как всегда, солнечная и жаркая.

11 августа.

Встали рано. (Спасибо доброму Вове!) Взяли сплавные вещи и пошли к тому месту, где оставлены катамараны. Сегодня было много приключений - два киля в ключевом месте каньона. Кильнулись Булат с Николаем и Женя с Петром. После киля ребята оказались на спокойной воде, зачалились без проблем. К обеду доплыли до нашего лагеря. Пообедали и к вечеру доплыли до слияния Кара-Алахи с Ак-Алахой.

12 августа.

Дневка. Пили компот из красной и черной смородины, малины, крыжовника, брусники и жимолости. Ловили рыбу. Делали баню. Нужно сказать, что здесь мы распрощались с чистой голубой водой - Кара-Алаха слилась с мутной белой водой Ак-Алахи. И до конца маршрута чистая вода была теперь только в притоках.

13 августа.

Встали традиционно рано, но собрались и вышли только в 12: расслабление во время дневки подействовало. Характер воды стал совсем другой, стало умывать валами и бочками. Сходу прошли череду шивер, затем часа три плыли по спокойной реке. Дошли до препятствий нижнего ущелья. Несколько шивер прошли с ходу, но потом попалась одна с особо большим количеством камней и резким перепадом. Мы с Комом и Вова с Димычем основательно посидели на обливняках, устали и решили пообедать. После обеда осматривали каждое препятствие. Таким образом, доплыли до "Светланы". Встали лагерем. Пошел дождь. Лил часа два. Под дождем ставили палатки, дежурные готовили ужин. Народ нетерпеливо переминался с ноги на ногу в ожидании еды, стоя в гидрах под общественным тентом. Как только поели - и дождь прошел. И всем стало хорошо.

14 августа.

С утра моросил дождик, но как только дело дошло до завтрака, выглянуло солнце. Было принято решение обнести сразу и "Светлану" и "Азартный" - т.к. обнести было проще, чем спускать катамараны после "Светланы", перечаливаться, осматривать "Азартный" и, возможно, тоже его обносить. На психологическое состояние группы и решение об обносе сильное влияние оказала близость магазина в пос. Джазатор. Наиболее активные члены группы начали спешить - хотелось успеть попасть в него до закрытия. Магазин оказался избушкой 2х2.Купили много пива и других необходимых продуктов. Наши ребята около магазина привлекли внимание местных пограничников. Пограничники обрадовались, и сказали, что к нашей стоянке скоро подъедут и проверят наши документы и разрешения. Разрешений на пребывание в российской погранзоне у нас не было - к моему большому удивлению еще в Москве выяснилось, что паспортные столы еще с времен перестройки такие разрешения перестали выдавать. (Меня оттуда "послали" и посоветовали обратиться… в военкомат. "Какой военкомат, я невоеннообязанная!", - искренне удивилась я. "Ну, тогда не знаю", - ответила паспортистка.)

Оказалось, что все местные жители поселка Джазатор, желающие выпить, якобы работают пограничниками. Они подходили к нам по очереди, интересовались документами, просили налить, начинали угрожать и т.д. Мы собрались и спешно отплыли. За поворотом реки нас ждал настоящий пограничник - он приехал на коне, был трезв и попросил наши документы. Очень обрадовался, узнав, что у меня заготовлен список группы с паспортными данными. Посмотрел маршрутку. Вполне удовлетворился. Расстались мы с ним друзьями.

Плыли еще часа два по спокойной воде, но до начала Карагемского прорыва не доплыли. Встали на ночь на очень хорошей стоянке, с песчаным пляжем, большой ровной поляной и кучей дров. Ночь была очень холодная, вода в котелках замерзла.

15 августа.

Встали, как всегда, рано. Собрались, поплыли, на ходу выучивая ориентиры Карагемского прорыва. Не помогло - у того места, откуда начинался обнос (дорога уходит вверх по правому берегу), зачалились четыре катамарана, а Ильяс с Серегой, вырвавшиеся вперед, не увидели никаких препятствий (вода там абсолютно спокойная) и поплыли в начало Карагемского прорыва. Река широкая, криков наших не услышали. Правда, зачалились после первого же несложного препятствия. Но нам пришлось понервничать - я пошла их искать по берегу, уплыли они довольно далеко. В это время ребята готовили обед и готовились к обносу. Ильясу с Сергеем пришлось вытаскивать катамаран на дорогу по кручам и буреломам. До темна успели обнести вещи и легкие катамараны. Вечером разговаривали о дисциплине. Хорошо, что все хорошо кончилось.

16 августа.

Обносим оставшиеся катамараны. С Вовиного катамарана, оставленного на полпути, ночью добрые местные жители поснимали все веревки и крепления. Пришлось срочно шить новые крепления и изыскивать резерв веревочек. В 6 вечера отплываем - подальше от "гостеприимных" алтайцев. В 7 вечера становимся на ночевку.

17 августа.

Теперь мы плывем по Аргуту. Опять изменился характер реки, очень мощная вода. Обедали в начале прорыва Сапожникова. В одной из бочек, ближе к концу Прорыва Сапожникова, наш катамаран "застрял", меня вымыло из креплений (весло потянуло под катамаран), протащило под катамараном, и "выплюнуло" ниже бочки на струю. Каску сорвало. (Каска Чехословацкого производства, по-видимому, застежки у этих касок не слишком надежные - у Жени при киле в пор. "Белый" такую же каску с головы тоже сорвало. Буду теперь ходить в своем старом хоккейном шлеме - сколько в нем ни "купалась", таких подлостей никогда не случалось). Один катамаран, стоящий на страховке, выловил меня, другой - мою каску. Катамаран с моим напарником "выплюнуло" из бочки, зачалился при помощи брошенного с берега спасконца. Страховка сработала четко, однако мне мало не показалось - я плыла на спасжилете, с веслом в руках, но с его помощью не смогла выйти со струи - струя очень жесткая. Ночуем на правом берегу, напротив водопада Сапожникова.

18 августа.

Водопад Сапожникова проходим двумя экипажами. Вову с Димычем, попавших в центральный слив, здорово пожевало в бочке. Но ничего, выплыли не кильнувшись. До реки Юнгур серьезных препятствий нет, есть только прижимы и локальные бочки и валы, которые можно обойти. Если грести.

Вова с Димой пренебрегли этим нехитрым правилом и кильнулись "на ровном месте"- на валу с гребнем. Они шли первыми, и следующим за ними катамаранам пришлось организовать погоню (струя сильная, догнать было сложно). Тем временем кильнувшийся экипаж вылез на перевернутый катамаран и зачалился самостоятельно.

Дошли до р. Юнгур. Стоянка в устье плохая - совсем без дров. Плывем ниже, до первой хорошей стоянки.

19 августа.

Вышли рано, в 9 утра. В пор. Белый - киль Жени и Петра. Их экипаж, у которого был самый маленький по объему катамаран (примерно с тонну) зашел правее, чем планировалось, и кильнулся на заходе в бочке, про которую и подумать было нельзя, что кильнет. Они зашли чуть- чуть лагом. Дальше Женя, у которого смыло каску (про эти каски я писала выше) и очки, продолжал проходить все бочки, держась за катамаран, а Петр плыл отдельно. Женю выловил страхующий катамаран в конце порога (каску тоже выловили), а Петр приплыл в улов левого берега тоже в конце порога, только чуть ближе, чем Женя. Примерно с час ребята сушились и обменивались впечатлениями (когда смогли говорить). Во время обеда обнесли порог Раздельный. В 18 часов встали на стоянку в устье реки Шавлы.

20 августа.

Приятный участок от устья Шавлы до стрелки с Катунью. По лоции - "ничего нет". На самом деле стоят огромные валы и бочки, от которых нужно резво угребаться. "Атланты" залило, слева можно пройти без проблем, минуя ключевое место - навал не скалу правого берега. В 3 часа дошли до стрелки с Катунью. Два экипажа, которые сильно торопились, уплывают - они из Ини уедут в Москву. А мы остаемся - вечером делаем баню и рассказываем байки другим группам. К вечеру на этом месте собралось несколько групп - пешеходники и большая коммерческая группа, вооруженная рафтами и ужасным количеством водки. Поляна на стрелке с Катунью очень приятная, мусора немного. Красиво.

21-22-23 августа.

Плывем по Катуни. Места очень красивые. Удивительно - лет 10 назад, когда я была здесь в первый раз, мы на нашей "двушке" рубились, боролись за жизнь, чуть не килялись. Где? Я не могу найти тех мест. Плывем расслабленно.

По Катуни плавает очень много коммерческих групп. Из новых "открытий" стоит отметить баню и ресторан в устье Урсула. Построены они недавно. Над рекой висит большой плакат, призывающий обедать, пить пиво и мыться в бане. Мы не остановились - было еще рано, а другие группы очень хвалили.

Маршрут закончили в пос. Чемал. Уехали на автобусе в Барнаул. А оттуда - домой, в Москву.

11. Техническое обеспечение группы

• Радиостанция "CB" - 2 шт.
  • Видеокамера "SONY" - 2 шт. (цифровая и аналоговая).
  • Фотоаппарат Canon EQS 300
  • Фотоаппарат Pentax ESPIO 145m

12. Итоги, выводы и рекомендации

На наш взгляд, поход оказался очень удачным в спортивном отношении. Нашей группой, в которой были только двухместные катамараны, пройдены 4 реки, совершенно разные по рас ходу и по характеру препятствий. Специально для этого маршрута нами были сшиты несколько двухместных катамаранов большого объема (порядка 1300 -1500 литров), которые были испытаны на р. Белой в Адыгее на майские праздники.

Выбранный нами вариант прохождения маршрута - заброска через Казахстан, подъезд на машине до Алахинского озера, пешая часть вдоль Кара-Алахи до первого удобного места сплава, и далее сплав по Ак-Алахе, Аргуту и Катуни до Чемала - представляется нам наиболее логичным. Единственно, что можно было бы добавить - радиальный выход в горы на несколько дней где-нибудь в районе Катунских белков. Но мы его даже не планировали - времени у нас было в обрез.

(Будет жалко, если мы станем одной из последних групп, прошедших такой вариант маршрута - строительство танталового рудника на Алахинском озере, вероятно, сильно испортит экологию и отпугнет туристские группы.)

Нами была разработана система прохождения препятствий и страховки, которая позволила минимизировать время прохождения препятствий пятью судами, а также организовать эффективную страховку. (Главный идеолог и организатор - Дмитрий Бабкин).

Из водной части маршрута нам особенно понравилась Кара-Алаха. Препятствия такого характера мы проходили в пошлом году на Укучикте, поэтому у нас не было проблем с оценкой возможности прохождения таких препятствий. Река Аргут также произвела большое впечатление - мы были готовы к тому, что воды будет много - но столько… Естественно, тактику прохождения препятствий по сравнению с Кара-Алахой пришлось изменить.

На маршруте (до стрелки с Катунью) мы встретили 1 группу водников: Алтайское МЧС сплавлялось на катамаранах, честере, бублике и везла с собой двух швейцарцев с пластиковыми каяками.

В поселке Джазатор возможно подкупить некоторые продукты - есть магазин.

Так как большая часть нашей группы летела из Москвы на самолете, то дюралевые продолины были взяты только для одного катамарана - который на деревянной раме не собирается. Для всех остальных катамаранов слеги рубили на месте. Проблем найти лес для рамы не было.

13. Схемы

14. Ремнабор

1. Leatherman Super Tool (пассатижи, напильник, отвертки, ножи, пилки).
  2. Надфиль плоский и круглый
  3. Ножницы.
  4. Ножовочное полотно с трубкой из ПВХ.
  5. Сверло d4 с зажимом.
  6. Винты с гайками и шайбами М3-6 - 20 шт.
  7. Шурупы.
  8. Гвозди.
  9. Нитки капроновые толстые и средние - 100 м, нитки х/б .
  10. Иглы 20 шт, 10 с большим ушком.
  11. Булавки 10 шт..
  12. Веревки: d4 - 10 м, d2 20 м
  13. Резиновая тесьма узкая 2 м и широкая 1 м.
  14. Стропы тонкие (15 мм) - 5м, средние (25 мм) - 3 м, толстые (35 мм) - 1.5 м .
  15. Изолента - 3 шт., скотч широкий - 1 шт., лейкопластырь - 1 шт..
  16. Тонкая стальная и медная проволока 5 м.
  17. Стальной тросик 2 м.
  18. Пуговицы (10 шт), крючки и петли.
  19. Клей разный, 3шт.
  20. Пряжки, зажимы, самосбросы поясные и защелки пластмассовые (по 2-4 шт).
  21. Набор кусков материалов для заклейки шкур и балонов катамаранов, авизент (5 кв. дм), капрон (20 кв. дм).
  22. Молнии 20-50 см - 3 шт, бегунки молний разные - 4 шт..
  23. Огневой набор (2 зажигалки и оргстекла 3 палочки).