Виды туризма
УрФУ
Турклуб «Романтик»
Отчет использовать в библиотеке турклуба «Романтик», в библиотеке городского ТК г. Екатеринбург
ОТЧЕТ №
по велосипедному походу 1 к.с. по Северному Уралу
Конжаковский камень,
совершенному с 24.07.2010 г. по 27.07.2010 г.
Маршрутная книжка №79/10
Руководитель похода Снигирев С.Д.
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке
Судья маршрутной квалификации (подпись) (Фамилия,
И.О.)
Штамп МКК
Екатеринбург-2010
-
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ (паспорт маршрута)
-
Проводящая организация
Клуб туристов УРФУ «Романтик»
-
Район похода
Российская Федерация, Северный Урал
-
Общие справочные сведения о маршруте
вид туризма |
категория сложности похода |
протяженность активной части похода, км |
продолжительность |
сроки проведения |
|
всего дней |
ходовых дней |
||||
на средствах передвижения (велосипеды) |
1 (первая) |
315 |
5 |
5 |
24 – 28 июля 2010г. |
Подробная нитка маршрута
Поезд: г. Екатеринбург – ст. Кизел;
Вело: г. Кизел – пос. Северный Коспашский – пос. Верх. Косьва – пос. Усть Тыпил – пос. Кытлым – р. Конжаковка – рад. восх. г Конжакоский Камень (1569) 1А – р. Йов – г. Карпинск – г. Волчанск – г. Североуральск – ст. Бокситы.
Поезд: ст. Бокситы – г. Екатеринбург
Определяющие препятствия
Таблица №1. Протяженные препятствия, определяющие КС маршрута.
№ |
Описание ПП, характер местности |
Коэффи- циенты Кпк, Кпер, Кнв, Кв, Ккр, Кпр |
Балльная оценка КТр = Кпк* Кпр* Кпер* Кв *СГ; КТг= Кпк*Кнв*Ккр* Кв *СГ |
Категория трудности ПП |
ПП1 |
Перевал близ г. Косьвинский камень, набор 400 метров, каменистая грунтовая дорога, 10 км. |
Кнв = 1,1 Кв = 1,2 Кпк = 1,3 Ккр = 1,0 |
КТг = 1,4 |
2КТ |
|
|
СГ = 1,1 |
|
|
ПП2 |
Каменистая гравийная дорога вдоль р. Косьва, 20 броов. 20 км. |
Кпк = 1,3 Кпр = 1,2 Кпер = 0,8 Кв = 1 |
КТр = 1,37 |
1КТ |
|
|
СГ = 1,1 |
|
|
Поход имеет не менее двух препятствий 1 категории трудности, что соответствует 1 категории сложности.
Сведения об участниках
Таблица №2. Сведения об участниках, прошедших маршрут.
№. Ф.И.О. |
Год рожд. |
Опыт туризма |
Должность |
|
1. Снигирев Сергей Дмитриевич |
1988 |
н/к вел Р |
Руководитель |
|
2. Ларионов Михаил Юрьевич |
1982 |
2 вел У |
Зав. снар. |
|
3. Лялин Игорь |
1980 |
4 гор У |
|
|
4. Петрук Мария |
1985 |
2 гор У |
Завхоз |
|
5. Демченко Константин |
1991 |
н/к вел У |
Ремонтник |
|
6. Ахмадулин Ильдар |
1986 |
н/к вел У |
Фотограф |
7. Малагамба Сергей |
1980 |
2 вел У |
|
|
Итого: 7 участников.
Адрес хранения отчета, наличие фото и видеоматериалов
Отчет хранится в ТК УРФУ «Романтик», городском ТК г. Екатеринбург. К отчету прилагается компакт-диск с фото, видеоматериалами и электронной версией отчета.
Отчет рассмотрен
Свердловской МКК « » 200 г.
-
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
-
Общая смысловая идея похода
Общей смысловой идеей похода являлось прохождение веломаршрута, связавшего две железнодорожные ветки (Пермскую и Свердловскую), восхождение на гору
«Конжаковский камень» по маршруту марафона, а также посещение интересных природных объектов и мест.
Кроме того, поход преследовал следующие цели: развитие практических и теоретических навыков спортивного велосипедного туризма (повышение спортивной подготовки и получение опыта движения по местности с наличием локальных и протяжённых препятствий).
-
Варианты подъезда и отъезда
При разработке маршрута учитывалась доступность заброски/выброски участников.
Поскольку маршрут пролегал между двумя железными дорогами с пригородным сообщением до г. Екатеринбург, заброска и выброска участников планировалась железнодорожным транспортом.
Заброска осуществлялась пассажирским поездом «Пермь – Березники» до станции
Кизел.
Далее следовала активная часть маршрута до станции Бокситы, откуда до
Екатеринбурга выброска совершалась на пригородном поезде «Бокситы – Свердловск».
-
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Участок маршрута от пос. Сев. Коспашский до пос. Кытлым (2 дня) был полностью автономен и в случае аварии предполагал выход только к крайним точкам маршрута. Далее, были предусмотрены ежедневные аварийные выходы – от пос. Кытлым на автобусе, от г.Карпинск и г. Волчанск – на поезде. На случай проведения оперативной выброски с маршрута группа располагала мобильными телефонами с запасными аккумуляторами.
Из-за пожаров в окрестностях г. Конжаковский камень было принято решение зарегистрировать группу в спасательной службе города Карпинск (тел. 35010) на время восхождения.
Изменения маршрута и их причины
В первый день маршрута, группа не доехала до стоянки 5 км, поскольку было найдено удачное место для ночлега с водой, к тому же одному из участников требовался небольшой ремонт велосипеда.
В третий день, в связи с ранним прибытием в пос. Кытлым, было решено начать восхождение на г. Конжаковский камень, доехав до поляны на 9-м км марафонской трассы.
Заявленную дневку на четвертый день решили не делать. Других изменений маршрута не было.
-
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
-
Общая смысловая идея похода
Общей смысловой идеей похода являлось прохождение веломаршрута, связавшего две железнодорожные ветки (Пермскую и Свердловскую), восхождение на гору
«Конжаковский камень» по маршруту марафона, а также посещение интересных природных объектов и мест.
Кроме того, поход преследовал следующие цели: развитие практических и теоретических навыков спортивного велосипедного туризма (повышение спортивной подготовки и получение опыта движения по местности с наличием локальных и протяжённых препятствий).
Варианты подъезда и отъезда
При разработке маршрута учитывалась доступность заброски/выброски участников.
Поскольку маршрут пролегал между двумя железными дорогами с пригородным сообщением до г. Екатеринбург, заброска и выброска участников планировалась железнодорожным транспортом.
Заброска осуществлялась пассажирским поездом «Пермь – Березники» до станции
Кизел.
Далее следовала активная часть маршрута до станции Бокситы, откуда до
Екатеринбурга выброска совершалась на пригородном поезде «Бокситы – Свердловск».
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Участок маршрута от пос. Сев. Коспашский до пос. Кытлым (2 дня) был полностью автономен и в случае аварии предполагал выход только к крайним точкам маршрута. Далее, были предусмотрены ежедневные аварийные выходы – от пос. Кытлым на автобусе, от г.Карпинск и г. Волчанск – на поезде. На случай проведения оперативной выброски с маршрута группа располагала мобильными телефонами с запасными аккумуляторами.
Из- за пожаров в окрестностях г. Конжаковский камень было принято решение зарегистрировать группу в спасательной службе города Карпинск (тел. 35010) на время восхождения.
Изменения маршрута и их причины
В первый день маршрута, группа не доехала до стоянки 5 км, поскольку было найдено удачное место для ночлега с водой, к тому же одному из участников требовался небольшой ремонт велосипеда.
В третий день, в связи с ранним прибытием в пос. Кытлым, было решено начать восхождение на г. Конжаковский камень, доехав до поляны на 9-м км марафонской трассы.
Заявленную дневку на четвертый день решили не делать. Других изменений маршрута не было.
Описание прохождения маршрута группой
День 1, 24.07.2010 (суббота)
Г. Кизел – пос. Семеновка – 5км. до г. Березовый Камень. 55км.
Прибыв на станцию назначения Бокситы пассажирским поездом точно по расписанию (в 06:50 местного времени), мы принялись распаковывать велосипеды, устанавливать багажники и настраивать переключатели. В общей сложности, на сборы мы потратили чуть больше получаса и в 07:30 уже двигались строгой колонной по городу Кизел. В первый день пути необходимо было «вкатиться». Поскольку группа имела различный опыт прохождения многодневных велопоходов, старались двигаться умеренным темпом. С самого начала похода и до последнего дня была заложена формула движения – 40+10, то есть группа двигалась без остановки 40 минут и потом отдыхала 5–10 минут.
Кизел встретил нас тягуном, поэтому приходилось иногда двигаться пешком.
Далее своротка на поселок Северный Коспашский и 5 километров брусчатки – не лучшее начало путешествия. Дорога, очевидно, вела к ближайшим шахтам и предназначалась для груженных автомобилей, но уж никак не для велосипедистов.
Прибываем в поселок Северный Коспашский, наполовину состоящий из пустых заброшенных домов. Вторая половина поселка жилая, в ней несколько магазинов, в которых мы благополучно закупили кое-какие продукты (минеральную воду и хлеб) и продолжили свой путь.
Чем дальше, тем хуже становилась дорога, большая часть мостов была разрушена, впрочем, для велосипедного движения это не было помехой.
Добравшись до удобного места – пересечения двух дорог – и обнаружив неподалеку родник, мы остановились на первый ночлег. В первый день похода никаких непредвиденных ситуаций не произошло , за исключением прокола шины у руководителя.
День 2, 25.07.2010 (Воскресенье)
5 км до до г. Березовый Камень – пос. Верх. Косьва, пос. Усть Тыпил. 65 км.
Низина, в которой мы остановились на ночлег, оставила сильные впечатления: невыносимая жара и рой атаковавших нас оводов – незабываемое сочетание. После завтрака мы продолжили маршрут. Оводы продолжали нас атаковать: можно было сосчитать на спине впереди идущего спортсмена до 20 (!) этих кровожадных насекомых.
День выдался жарким, что сыграло нам на руку: вскоре от оводов не осталось и следа. Дорожка доставляла одно удовольствие – гравий, подъемы- спуски, отличная видимость.
Дорога все чаще пересекала ручьи, которые становились все крупнее. Через некоторые из них были построены мостики, зачастую настолько разрушенные, что приходилось переходить ручьи вброд. Но под палящим солнцем такие броды приносили одно удовольствие, освежая своей прохладой
Добравшись до поселка Верхняя Косьва, обнаруживаем лишь развалины.
Проезжая чуть дальше, останавливаемся на обед в 13 часов, решаем переждать жару и продолжить движение лишь после 16 часов, благо график позволял совершать такие остановки. В очередной раз не упускаем возможность искупаться в горной речке.
Дорога по карте идет вдоль речки, но на самом деле она пересекает реку вдоль и поперек. За этот день мы насчитали более 20 бродов за 30 км дороги, идущей, судя по карте, строго вдоль реки.
Преодолев все броды, мы останавливаемся на ночлег близ села Усть Тыпил.
День 3, 26.07.2010 (понедельник)
Пос. Усть-Тыпил – г. Кытлым, р. Конжаковка – 9 км. Конжакоского марафона. 50 км.
Утро нас встретило густым туманом, поднимающимся с реки Косьва. Зрелище незабываемое.
Быстро позавтракав, мы выдвигаемся в путь. Преодолев в очередной раз пару-тройку бродов через реку Косьва, мы приближаемся к перевалу близ г. Косьвинский камень. Набрав более 400 метров высоты менее чем за 2 км, поднимаемся на вершину перевала, откуда открывается красивейший вид на г. Косьву и прочие окрестности.
Далее затяжной спуск почти до самого поселка Кытлым. Прибываем в Кытлым в 12 часов, обедаем в местной столовой и отправляемся в путь. Двигаемся немного с опережением графика, что заставляет задуматься о восхождении в этот же день. Но потом мы отказались от этой мысли и спокойно продолжили маршрут. Кроме того, из поселка был виден дым в окрестностях Конжаковского камня, и мы даже сперва предположили, что восхождение станет невозможным. Однако, связавшись со спасс-службой г. Карпинск по телефону, получаем добро на восхождение, зарегистрировавшись в журнале спортивных групп.
От Кытлыма вела дорога, вымощенная бетонными плитами, что нас очень удивило.
Но через пару километров плита закончилась и начался привычный гравий.
Добравшись до пересечения с р. Конжаковка, мы по привычной схеме пережидаем жару в тенистом месте и после 16 часов начинаем восхождение.
Двигаясь порой по едва заметным лесным дорожкам, мы наконец выходим на грунтовую дорогу и продвигаемся по пути следования ежегодной марафонской трассе до 9- го её километра, на поляне которой устраиваем ночлег.
День 4, 27.07.2010 (вторник)
Рад. Восхождение на г. Конжаковский камень (пешком) – р. Конжаковка – р. Йов. 56 км
С утра, плотно позавтракав, мы прячем велосипеды и отправляемся пешком к вершине. Марафонская трасса длиной 40 км проходит от пересечения реки Конжаковка и трассы Карпинск-Кытлым до вершины г. Конжаковский камень. Марафон проводится ежегодно в начале июля. От нашего места ночлега до вершины остается 11 км в одну сторону и столько же обратно. Путь на вершину промаркирован флажками и заблудиться, даже не имея карты, очень сложно. Первые километры пути проходят по проселочной дороге, плавно перетекающей в пешеходную тропу после поляны художников. Затем она полностью исчезает, приходится идти по валунам диаметром от полуметра до нескольких метров
Встречаем памятник «300 лет уральской металлургии».
На вершине горы дули сильные ветра и приходилось закутываться в подручные средства, чтоб не простудиться.
Спускаясь вниз, мы несколько раз буквально наталкивались на крупных птиц размером с курицу, видимо, бесстрашно охраняющих своих птенцов и не покидающих своих постов при приближении человека.
Вернувшись в лагерь и пообедав, мы собираем велосипеды и спускаемся к основанию горы. Мы решаем не сворачивать с марафонской трассы на лесную, по которой поднимались, однако, двигаясь по ней дальше, мы обнаруживаем, что она переходит в ручей. Несколько следующих километров приходиться двигаться по воде.
Выбравшись на трассу Карпинск-Кытлым, мы продолжаем путь до намеченной стоянки близ реки Йов.
Спустившись с трассы, мы разбиваем лагерь и готовимся к последней ночи в полевых условиях.
За время спуска с Конжака у одного из наших участников был серьезно поврежден велосипед: перелом пера заднего колеса. На вечерней стоянке проблема была решена с помощью металлического полотна, сверла и двух болтов.
Принимаем последний вечерний паёк и отправляемся спать. Поскольку грязных участков далее по маршруту не предвидится, тщательно отмываем велосипеды, подготавливаем их к погрузке в поезд на следующий день.
День 5, 28.07.2010 (среда)
Р. Йов – г. Карпинск – г. Волчанск – г. Североуральск – ст. Бокситы. 100 км.
Проснулись, поели, собрались. В путь! На последний день запланирован самый протяженный участок маршрута – 100 км. Однако большая его часть проходит по асфальтированной дороге и не представляет большой сложности.
Проехав к полудню мимо Карпинска, выходим на финишную прямую нашего маршрута – город Североуральск. По асфальту двигались строгой колонной, подменяя по
очереди впередиидущего, принимающего на себя большую часть встречного потока воздуха. Каждый следующий двигается на минимальном безопасном расстоянии от впередиидущего, обычно это около 50 см. Это позволяет всей группе оперативно двигаться по ходу всего маршрута. Однако не забываем и отдыхать – все через те же 40 минут останавливаемся на 5-10 минутный отдых.
И вот она, конечная цель нашего маршрута, – город Североуральск! На фотографии у стелы построена группа в полном составе.
Прокатившись по городу, покупаем билеты на обратную дорогу и отправляемся на станцию Бокситы, где благополучно погружаемся в поезд.
Велосипеды в разобранном виде (со снятым передним колесом) легко помещаются на 3-ю полку плацкартного вагона.
Заключение
Полное расстояние 315 км (304км по велокомпьютеру хронометриста, 11 км рад. восхождение), данные соответствуют измерениям по карте с учетом коэффициента нелинейности 1.2. Сложность была достаточной для маршрута 1 категории сложности.
В районе похода велотуристов немного из-за его автономности: большая часть деревень и сел заброшена. Дороги северного Урала являются проходимыми в жаркое время года и представляют интерес именно для велотуризма, позволяя преодолевать большие расстояния за короткое время, связывая различные природные памятники.
Все участники маршрута успешно преодолели все препятствия, справились со своими обязанностями и удачно завершили маршрут. Особо хочется поблагодарить ремонтную бригаду – Сергея Малагамбу и Константина Демченко за постоянную помощь в обслуживании и ремонте велосипедов, а также завхоза Петрук Марию за вкусную, питательную еду и своевременные подкормки по ходу маршрута. В целом планы и поставленные задачи участниками решены. Поход оставил только положительные воспоминания.
На маршруте оказалось несколько переправ. Все они брались вброд, без навешивания веревок или перил. Восхождение на Конжаковский камень проходило пешком, что является целесообразным и логичным.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
- Очень важно иметь в походе опытного ремонтника, у которого будет металлическое полотно, сверло и прочие незаменимые в походе предметы
- Необходимо проверять информацию, полученную перед походом, на наличие кода города в телефонах спас-служб.
- Необходимо заранее страховать участников похода для корректного выпуска группы.
Комментарии