18 января 2013
Ольга Андрюхина
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2011
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I

Отчет по водном походе по реке Бужа и озеру СвятоеСоставители отчета и авторы фото: Ольга Андрюхина, Мария Назина (Москва)

Андрюхина Ольга (1983) и Мария Назина (1986) являются выходцами из детско-юношеских туристических клубов и имеют опыт некатегорийного туризма различных видов, которым занимаются до сих пор.

Из совместных выходов - два пеших похода в Крым (2010 и 2011), байдарочный поход на Селигер (2010), поход на реку Бужа (2011) и ряд ПВД по Подмосковью и прилегающим областям.

Отчет прислала Ольга Андрюхина

• Маршрут: р. Бужа, Клепиковская озерная группа (Владимирская, Московская области)
  • Сложность: фон 0кс, максимально 0кс.
  • Состав группы: 2 чел. (Ольга Андрюхина, Мария Назина)
  • Судно: каркасная байдарка Таймень-2
  • Сезонные особенности: крайне низкая вода
  • Нитка маршрута: по р. Буже от ж/д моста на дороге Москва-Муром до впадения в оз. Святое, по оз. Святому до устья протоки в оз. Имлес
  • Протяженность водной части маршрута: 25 км.
  • Ходовых дней: 3 + выброска 1 день.
  • Заброска: электричка Москва-Вековка до станции Тасино, пешком вдоль ж/д путей до моста через Бужу (2 км).
  • Выброска: пешком от охотхозяйства "Коренец" до д. Зименки, автобус Перхурово-Дмитровский Погост, автобус Дмитровский Погост-Шатура, электричка Шатура-Москва.
  • Картография: атлас Московской области масштаб 1:100 000, ред. Косикова, изд-во "Арбалет", 2007 г.; GPS-навигация не использовалась
  • Погода: переменная облачность, день +15-20, грозы.
  • Течение (скорость): от очень слабого до нулевого.
  • Ширина реки: Бужа от 20 м на просторе, до 1 метра в пересохших участках проток, озера до 2 км шириной.
  • Дно: река - песчаное, илистое; озеро - илистое, глубина ила до метра.
  • Характеристика воды: коричневая, торфянистая; на некоторых участках реки - заболоченная, сильно цветет; после кипячения пригодна для питья
  • Берега: Бужа - песчаные или земляные берега с обрывчиками до 2 м, на плесах - камыш; озеро - заболоченные, сильно заросшие камышом и осокой, кое-где переходят в болото, а там, где имеется твердый берег, подход к нему невозможнее из-за мелей и зарослей.
  • Естественные препятствия: река - многочисленные завалы, невидимые подводные коряги, песчаные мели; перед впадением в Святое - русло, теряющееся в протоках; озеро - илистые мели протяженностью много сотен метров, крайне малые глубины, заросли водной растительности, затрудняющие ориентирование.
  • Искусственные препятствия: множество рыбацких заколов, все проходимы, но многие крайне опасны для судна; остатки мостов и плотин (проходимы); в целом концентрация препятствий очень высока.

Предисловие

В качестве основы для написания данного отчета использован отчет Олега Скрипкина о походе в августе 2007 г. Он использовался нами при прохождении маршрута и очень нам помог, однако содержит ряд неточностей, в основном касающихся расстояний. В данном отчете все расстояния выверены по карте.

Первоначальный план был таков: пройти реку Бужа, озера Клепиковской группы и верхнее течение река Пра до г. Спас-Клепики. Ходовые дни планировались примерно так: первая ночевка на р. Бужа перед впадением в оз. Святое, второй переход - до д. Дорофеево в середине оз. Дубового, третья ночевка - в районе оз. Ивановское, четвертый день - переход до Спас-Клепиков. Первый переход был запланирован небольшим намеренно - во-первых, предполагалась заброска и стапель, во-вторых, в районе оз. Святого предполагалась нехватка мест для ночевки.

В реальности маршрут сократился втрое с ночевками на Буже, Святом озере и в устье протоки в озеро Имлес.

Первый день

Для транспортировки байдарки нами впервые была использована хозяйственная тележка. Идея не наша, вычитали в каком-то отчете. Специально купили усиленную прочную тележку (название, под которым она выпускается - ХОЗУСЯ). Общий вес "снаряда", включая байдарку, тележку, топор и ремнабор, составил около 40 кг, но вся эта штуку оказалась вполне легко транспортируемой. Для города и транспорта мы использовали вертикальное расположение чехла на тележке, это мобильнее, но тяжелее. Для длинных марш-бросков - горизонтальное расположение, поперек. Получается более неуклюже, но катить на порядок легче. Тележка с честью выдержала все испытания. Во время водной части она прекрасно уместилась в байдарку (Таймень вообще весьма вместителен). Люди, у которых мы подглядели идею, рекомендовали размещать тележку сверху на деке.

Электричка Москва-Вековка уходит с Казанского вокзала в 8:11 и прибывает на ст. Тасино в 11:16. От станции к мосту идет хорошо натоптанная, но узкая тропинка слева от ж/д путей (направление от Москвы). В силу узости тропы транспортировка байдарки на хозяйственной тележке доставила нам некоторые сложности (общий вес приближается к 40 кг), небольшое расстояние в 2 км мы прошли примерно за час. Той же электричкой приехал одиночный турист. Позже мы познакомились, его звали Андрей и он планировал сплавиться по Буже, озерам и Пре до г. Касимова на трехместной "Щуке". АНДРЕЙ, ЕСЛИ ВЫ ПРОЧИТАЕТЕ ЭТОТ ОТЧЕТ - ОТКЛИКНИТЕСЬ, НАМ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, СМОГЛИ ЛИ ВЫ ПРОЙТИ СВОЙ МАРШРУТ! ?

Удобные места для стапеля есть ниже моста на обоих берегах. Бужа в этом месте широкая, тихая и очень красивая, по берегам растут липы, создавая иллюзию пруда в усадебном парке или чего-то подобного. День был жаркий, мы взмокли под рюкзаками и с удовольствием искупались в реке.

Стартовали около 14:30.

Расстояние от железнодорожного моста до места впадения Бужи в оз. Святое составляет не более 15 км с учетом всех изгибов русла. Поначалу Бужа - широкая спокойная река шириной до 20 м., текущая в песчаных берегах со смешанным лесом. Подводные коряги встречаются постоянно. Первый завал встречается не более чем в 2 км от моста; он проходим даже по малой воде, однако именно на нем или на одной из одиночных коряг Андрей пропорол баллон, в результате чего мы его на какое-то время обогнали.

По мере прохождения река сужается и начинает петлять, местность становится все более сказочной, угрюмой, число завалов растет. Первая проводка (песчаная мель) была осуществлена примерно в 3 км от моста. По высокой воде 90% всех этих препятствий были бы пройдены незамеченными, однако, как я понимаю, опасность от торчащих подводных коряг сохраняется всегда.

По берегам можно встречается множество рыбаков. Из туристов были только мы и вышеупомянутый Андрей. Рыбаки концентрируются "колониями" в тех местах, где к реке есть подъезды; там их очень много, как в лодках, так и по берегам. В реке множество следов браконьерства - заколы (во множестве), обрывки сетей и даже целые неснятые сети, садки, какие-то приспособы для вытягивания сеток, напоминающие колодцы-"журавли". По берегам много брошенных деревянных лодок. Довольно сильно замусорено, однако природа в целом дикая, много рыбы и разнообразной птицы (в частности, серые цапли). На песчаных мелях в изобилии ракушки-перловицы, пригодные в пищу.

Заколы представляют собой легко проходимое (всегда оставляется проход между кольями), но опасно для судна препятствие: в местах, которые кажутся проходами, часто обнаруживаются подводные острые колья. Рекомендуется проходить на малом ходу во избежание пропарывания. Еще раз повторю, речь идет о низкой воде.

С самого утра собиралась гроза, "ходила" вокруг нас кругами". Около 17:00 дождь наконец пошел и скоро превратился в ливень, который закончился довольно быстро, но основательно нас промочил.

Андрей вскоре нагнал нас и до конца ходового дня мы двигались параллельно - скорость его движения была выше нашей, но он несколько раз дожидался нас у особенно серьезных препятствий и помогал нам.

Всего на всем протяжении реки от моста до озера мы совершили два обноса, оба с помощью Андрея. Оба обноса удалось сделать по низкой части берега, не вытаскивая байдарку на обрывчик, и без разгрузки. Остальные препятствия проходятся проводкой (вероятно, если бы у нас было больше "рабочей силы", обносы дали бы экономию времени, потому что проводки временами были просто ювелирными).

Необходимо четко отследить расстояние и вовремя встать на ночевку, чтобы ночь не застала вас в болотистых протоках оз. Святого. В качестве ориентира можно использовать охотничьи домики по правому берегу реки. Первый из них Андрей охарактеризовал как "смотреть страшно". Действительно, это не домик, а некое дощато-пленочное укрытие, похожее то ли на сарай, то ли на полевую баню, но с трубой от печки. Второй домик - уже настоящий маленький домик, он слегка скрыт кустами. Река в этом месте ненадолго сужается и мелеет, даже видно течение, потом разливается небольшим зеркалом и резко поворачивает на запад (направо). К этому месту проложена дорога, поэтому рыбаков очень много, и от них-то мы впервые и услышали, что воды дальше нет и нам придется несладко. Однако говоривший был нетрезв и очевидно путался в расстояниях; мы посоветовались с Андреем и решили не обращать внимания и следовать дальше.

Домика по идее 4, но мы видели только три (вероятно, один скрыт в кустах). Четвертый домик - основательное строение с высокой крышей, довольно новое на вид (из светлого дерева). Суть ориентирования по домикам в том, что после этого большого домика необходимо подыскивать стоянку. Болота начнутся примерно через 2 километра, на протяжении которых места для стоянок будут, однако потом НЕОЖИДАННО закончатся. В этих местах по берегам лиственные леса (дуб, береза), стоянки большей частью не слишком уютные, но удобные, дрова есть. От моста до "первого домика", и от нашей стоянки (в районе дер. Мокрое) до "четвертого домика" есть хорошие оборудованные стоянки в сосняках и ельниках, но такие места, скорее всего, будут заняты рыбаками.

Отчет по водном походе по реке Бужа и озеру СвятоеОтчет по водном походе по реке Бужа и озеру СвятоеОтчет по водном походе по реке Бужа и озеру СвятоеОтчет по водном походе по реке Бужа и озеру СвятоеОтчет по водном походе по реке Бужа и озеру СвятоеОтчет по водном походе по реке Бужа и озеру СвятоеОтчет по водном походе по реке Бужа и озеру Святое

При остановке на ночевку было необходимо провести байдарку к берегу по хитрой траектории через завал из бревен. В ходе этой операции меня слегка подмяло под лодку и я искупалась почти целиком. Я и так была мокрая, но, как известно, не бывает вещей, которые не могут стать еще более мокрыми.

На ночевку встали около 20:00, в начинающихся сумерках. Постановку лагеря закончили уже почти в темноте.

Итоги дня: из графика (по дням) пока не выбились, было пройдено запланированных 10 км, но скорость передвижения однозначно гораздо ниже ожидаемой, а сложность - выше. Кроме того, практически все ходовые вещи оказались мокрыми насквозь. Мы долго сидели у костра и пели песни, благо дрова были, и высушили почти все, но легли в результате поздно. Несомненно, произошли первые потери - были прожжены штаны и тельняшка.

Второй день

Наутро лег густейший туман и выпала мощная роса. Вообще, росы были сильными в течение всего похода. Проснулись поздно и стартовали только около 12:00. Андрей ушел раньше, примерно в 10, и больше мы его не догнали.

Место нашей ночевки находилось чуть ниже д. Мокрое и чуть выше оз. Слуднинское (ни то, ни другое с реки не просматривается). Отсюда до впадения в Святое около 5 км. Из них примерно на протяжении двух км река сохраняла прежний характер с мелями, завалами и широкими плесами. Однако в какой-то момент мы буквально уткнулись в тупик - река расходилась на две протоки, ведущие почти строго направо и налево. Это и было начало разветвленного русла перед впадением в озеро. После исследования мы выбрали правую протоку - левая сначала казалась шире, но вскоре сошла на нет. Правая сузилась до буквально полуметра, но по ней нам удалось довольно легко провести байдарку. Судя по всему, при наличии воды обе протоки огибают остров и снова сливаются воедино. Далее около километра река представляет собой "канаву" шириной 2-3 м, идущую по луговине. По низкой воде ощущение, что плывешь во рву. Именно эта "канава" перегорожена остатками двух деревянных мостов (один сразу за другим), проходятся легко. Завалов больше нет, заколов множество.

Если по какой-то причине вы не остановились на ночевку раньше, а дело к вечеру, необходимо сделать это срочно - далее сухих мест не будет.

Вскоре русло начинает ветвиться. Вот что пишет Олег Скрипкин о прохождении этого участка: "Особые трудности вызывает ориентация по протокам Бужи, особенно в нижнем течении реки. Единственное средство не сбиться пути - следовать по течению. Перед выбором той или иной протоки необходимо убедиться в наличии течения (хотя бы слабого). Протоки без течения гарантированно ведут в тупик! При выборе из двух проток с течением желательно выбрать большую, хотя зачастую правильная протока может быть всего 2-4м шириной". В нашем случае ориентирование было облегчено тем, что по малой воде большинство проток пересохли, остались только основные. Ориентирование в них легко осуществляется по компасу (генеральное направление на юг) и целом не стоило нам труда. В паре мест пришлось применить совет Олега касательно течения, он работает и является очень дельным.

Далее Олег пишет: "Место впадения Бужи в озеро Святое однозначно определить сложно, в какой то момент понимаешь, что плывешь не по реке, текущей несколькими протоками среди камышей, а по озеру, заросшему островками камышей и осоки. Как только приходит это осознание (на заросшем озере горизонт обзора чуть больше чем на реке, так как практически нет высокой осоки, только камыши), следует осмотреться в бинокль (возможно, потребуется стать на борта лодки - вот где Щука хороша!). В южном, юго-юго-западном направлении на косе должен находиться дом со светлой шиферной крышей в рощице деревьев. Следует держать курс прямо на него - это кордон охотхозяйства, там можно остановиться на ночлег. Место сухое, с хорошим подходом с воды (нет растительности, песчаный берег)".

Написано четко и по делу, так что не буду писать заново. Единственное - мы все ориентирование осуществляли по компасу, бинокля у нас не было. Промахнуться мимо кордона сложно, его видно издалека. Камыши не показались нам такой уж серьезной помехой.

Проблема была в другом - непосредственно после входа в озеро (на тот момент мы еще не понимали, что вышли, переход действительно не очевиден) мы наткнулись на грандиозную мель. Все зеркало водоема (шириной около 200 м) представляло собой нечто вроде океанской литорали с лужами воды и островками грязи. Даже там, где вода была, ее глубина была недостаточна для прохождения Тайменя. Здесь мы провели полную разгрузку и перетащили байдарку на руках. Глубина ила местами по пояс, передвижение возможно только с помощью весла (на манер слеги) или опираясь на байдарку.

На отмелях множество следов птиц (утки, гуси, цапли) и животных (выдра?).

Еще до прохождения мели мы сильно выбились из графика в связи с крайне низкой скоростью движения. Теперь же это отставание стало критическим. День начал клониться к вечеру, то есть с нами произошло то, чего мы всем силами пытались избежать - под вечер мы застряли в месте без сухих берегов. Однако нам ничего не оставалось, кроме как двигаться дальше.

К сожалению, предупреждавшие нас рыбаки были правы. К еще большему сожалению, все они пугали нас рекой. и никто не сказал, что воды может не быть в озерах. Далее наше продвижение строилось по следующей схеме - мы либо шли пешком (глубоко погружаясь в ил при каждом шаге), ведя байдарку, либо гребли, скребя брюхом по илу и загребая его же веслами. Таким образом мы преодолели около 2 км, пройдя за день 7 км вместо запланированных 20-ти.

Крыша домика-кордона открылась нам неожиданно, и лишь тогда мы поняли, что уже пересекли половину Святого. Глядя на домик, мы стояли по колено в иле и плакали от счастья. На ночевку встали на закате, то есть снова около 20:00. Подход к воде хороший, песчаный, но вода ушла настолько далеко, что, чтобы добраться до песка, необходимо протащить лодку несколько метров по илу. Набор питьевой воды с берега затруднителен.

Домик в хорошем состоянии, внутри кровати с матрасами, добротная печь. Мы ночевали в домике, положив матрасы на пол. Печь не топили.

Обилия дров нет, однако в крошечном леске на той же косе можно набрать достаточно сухих веток, чтобы сварить еду и даже посидеть у костра. Территория вокруг домика довольно сильно замусорена.

Ходовая одежда снова была мокрой почти насквозь, но сушить сил уже не было.

Третий день

С утра на солнышке и ветерке одежда подсохла до вменяемого состояния. Стартовали в 11:30. Ко времени старта небо затянуло тучами, поднялся ветерок.

Кордон стоит на длинной косе, протянувшейся с запада на восток. Сразу следом находится еще одна коса (полностью болотистая, без деревьев), протянувшаяся с востока на запад. Таким образом, прохождение осуществляется "змейкой" - резко влево, потом резко вправо, и лишь потом есть возможность встать на курс на юг (прямо). В этом месте воды немного есть, с трудом выгребаем. Когда обходим вторую косу и выходим на широкое зеркало озера, снова приходится прибегать к буксировке. Вырабатываем наиболее эффективный метод - кормовой гребец сидит в лодке и гребет, второй вылезает и толкает в корму. Таким образом уменьшается осадка и появляется дополнительный "мотор". Скорость получается около 2 км/ч, трудозатраты адские. Местами видим следы Андрея - в тех местах, где он греб по илу, от весел остается дорожка из комьев грязи. От нас остается такая же. Судя по всему, Андрей - один, на более легкой, плавучей и плоскодонной лодке - тоже страдал, но не так сильно, как мы.

Озеро Святое разделено пополам большим островом (о. Березовый). Фактически, это два озера, соединенных протоками. Судя по карте, протока есть по восточному берегу, но Олег (автор отчета) не нашел ее даже в менее сухой год, поэтому мы не стали туда соваться. Основная протока идет по западному берегу. На острове якобы есть еще один домик-кордон, однако мы не стали его искать, направившись сразу на юго-запад, к устью предполагаемой протоки.

Берег острова Березовый и западный берег озера издалека выглядят как непрерывная береговая линия. На ней группками и по одному растут деревья, что усиливает ощущение, что там матерая земля и протоку следует искать еще дальше к западу (там озеро образует залив, "карман", в который можно (но не нужно) уйти). Однако существует весьма очевидный ориентир, который можно использовать - это вышка сотового ретранслятора в районе д. Якушевичи. Сама деревня находится в стороне от озера, но вышку хорошо видно с воды невооруженным глазом даже в пасмурную погоду (направление юго-юго-запад). Примерно в том же направлении находится ярко выраженная купа деревьев (дубов или лип). Необходимо править четко на вышку, протока открывается взгляду в последний момент.

Глубина в протоке хорошая, скорость сразу возросла. Вообще, в узких местах глубина всегда выше. Т.к. вся озерная система проточная, наверняка где-то и в широких частях имеется фарватер с более значительной глубиной, но визуально выявить его невозможно.

Южная часть озера сильно заросла камышом (не тростником, а именно камышом, рогозом; он невысокий). Много мелей, тип дна меняется от плотного глинистого, по которому можно идти, до вязкого илистого. Важно: прямо по курсу, если идти на юг, расположен небольшой безымянный островок (на карте обозначен). С воды он выглядит то ли как мы, то ли как камышовая мель. Очевидным представляется проход слева, серединой озера, однако хороший проход находится СПРАВА, под правым берегом. Он не совсем очевиден и неширок, однако глубины там побольше.

Кругом кипит жизнь - утки, гуси, какие-то кулички. В иле под ногами полно перловиц. В южной части озера много рыбаков. Обидно наблюдать, как они на своих долбленках без проблем плавают вокруг.

Ориентироваться здесь можно по крышам охотхозяйства "Коренец", расположенным в южном направлении. Охотхозяйство находится непосредственно в устье протоки, ведущей из Святого в следующее озеро (Имлес). Самая южная оконечность Святого - открытое водное зеркало без растительности, глубина нормальная. Сгущаются тучи, поднимается ветер, гонящий даже что-то вроде волны.

К охотхозяйству подходим в 15:00, пройдя за три с половиной часа 6 км. Скорость вроде бы ничего, но совершенно измучены, печальны и, кроме того, буквально трясемся от холода - мы совершенно не рассчитывали на такие условия и из специального снаряжения у нас есть лишь одна пара неопреновых носков на двоих. Уже очевидно, что мы не пройдем маршрут до конца, но у нас есть шанс слегка догнать график - светлого времени еще 5 часов. Однако, поговорив с рыбаками, которых на базе множество, мы приходим к выводу, что дальше ситуация с водой, скорее всего, не улучшится. А нагрузки потихоньку Кроме того, нам жизненно необходим костер и горячий чай, так что мы потеряем как минимум час. Скрепя сердце принимаем решение сниматься с маршрута.

Протока в озеро Имлес формально считается истоком Пры. Вход в нее перегорожен остатками деревянной плотины, но она легко проходима. В самой протоке глубина отличная, есть едва заметное течение.

На берегах десятки машин, на которых приехали рыбаки и охотники. В камышах постреливают - сезон утиной охоты. Само охотхозяйство представляет собой скорее даже базу отдыха. Есть домики, в которых можно жить. Имеется колодец. Вставать лагерем можно прямо в лесу за пределами территории базы, к кострам лесники относятся индифферентно. Места для стоянок находятся со стороны протоки, их по большому счету всего три, два были заняты, а третье совершенно неочевидно с воды, и мы немало побегали кругами, пока нашли его.

Постепенно стало понятно, что идея сойти с маршрута была не просто хорошей, а очень хорошей. Антистапель занял весь остаток дня - байдарку надо было отмыть от тонн черной грязи, после чего она стала мокрой насквозь; такие вещи, как рюкзаки и чехол от лодки, требовали основательной сушки. А наши бренные тела - костра, чая и горячего супа.

Четвертый день. Выброска

Расспросы показали, что от базы до, собственно, деревни Коренец можно добраться по грунтовой дороге (2,5 км) и далее через д. Зименки до асфальта (еще 2 км, всего 4,5 км). Нам сказали, что прямо оттуда ходит автобус в Москву. Он действительно ходит, но отправляется из д. Перхурово в 3:40 утра и Зименки проезжает примерно в 3:50. На это пойти не могли. В результате уехали с двумя пересадками через Дмитровский Погост и Шатуру. Автобус из деревни Перхурово проходит деревню Зименки по следующему расписанию: 05:35,08:00,12:42,15:50,18:45 (состояние на 2011 год). С автостанции в Дмитровском погосте уходит много автобусов - в Шатуру, Рязань, Спас-Клепики и даже в Москву до ст.м Выхино (14.50). Мы интересовались автобусов в Шатуру, приводим здесь его расписание: 6.45, 7.15, 8.20, 9.35, 9.55, 11.50, 13.45, 14.25, 15.30, 16.00, 17.05, 17.40, 18.20. Как можно видеть, проблем с отъездом из Дм. Погоста нет ?

Путь пешком с байдаркой на тележке занял чуть меньше двух часов, до Дмитровского Погоста ехать час, до Шатуры еще час. В результате в Москве были около 22:00. Погода в этот день испортилась, похолодало до +10, и мы еще больше обрадовались, что снялись раньше времени.

Рекомендации

Главным фактором, определившим прохождение (точнее, непрохождение) маршрута, была чрезвычайно низкая вода. Нам не удалось выяснить, типична ли такая ситуация для сентября или нет - местные рыбаки передвигаются на резиновых лодках либо деревянных плоскодонках-долбленках и гораздо менее чувствительны к глубине. В целом создалось впечатление, что подобная засуха - явление скорее уникальное, обычно водоемы не пересыхают настолько. Однако в любом случае необходимо сделать вывод: в конце лета - начале осени данный маршрут целесообразно проходить на надувных судах типа байдарки "Щука", а не на каркасных. Можно даже сказать, что на каркасных судах при аналогичных условиях маршрут НЕПРОХОДИМ.

Кроме того, сентябрь в Средней полосе - это уже не лето. Мы рассчитывали на прохождение маршрута "всухую", с редкими проводками при небольшой глубине, и оказались совершенно не готовы в плане снаряжения. Андрей был подготовлен лучше, у него имелись сапоги-забродники, но, если ему приходилось покидать лодку в озерах, вероятно, даже они его не спасли. Рекомендуются забродные штаны или сухой (или мокрый) гидрокостюм, а в качестве необходимого минимума - неопреновая обувь.