Виды туризма

16 января 2013
Кирюхин Ю. А.
( г. Москва )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 1979
Вид туризма: Комбинированный туризм (маршруты) Категория сложности: нет или не указано
0 2066 0
Руководитель: Кирюхин Ю. А. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №3881

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Цель похода;
  2. Состав группы;
  3. Общие сведения о районе путешествия;
  4. Техническое описание маршрута;
  5. График движения;
  6. Средство сплава;
  7. Вопросы техники безопасности;
  8. Описание подходов в район маршрута и выходов из него;
  9. Смета расходов;
  10. Выводы и рекомендации;
  11. Дневник похода;
  12. Фото;
  13. Схемы
1. Цель похода
  1. Пройти р. Ингода - малоизвестную московским туристам горно-таежную реку со всем многообразием и
  2. Познакомиться с обширным районом Советского Союза, со своеобразным растительным и животным миром, бытом и жизнью людей, с историческими и революционными памятниками.
  3. Составить подробное описание маршрута и оценить его спортивную сложность и пригодность для прохождения на различных средствах сплава.
2. Состав группы

1. Кирюхин Юрий Александрович 1947г. рук. группы
2. Колотилов Сергей Федорович 1938г. кинооператор
3. Копылов Владимир Петрович 1946г. завхоз
4. Назаров Владимир Иванович 1946г. казначей
5. Павлов Александр Гелиевич 1946г. зав.ремонтом
6. Победимов Александр Сергеевич 1938г. фотограф
7. Тарнов Александр Иванович 1947г. медик

3. Общие сведения о районе путешествия

Маршрут проходит по Читинской области, расположенной в Забайкалье.

Территория представляет собой преимущественно горную страну, в юго-восточной части которой преобладают большие выровненные площади, высоко поднятые над уровнем моря и в значительной степени занятые степями Забайкалья, которые являются продолжением монгольских степей. Поверхность области приподнята над уровнем моря в среднем на 600-700 метров. К западу от Читы тянется Яблоневый хребет. На юго-западе к нему примыкает Малханский, южнее берут начало хребты Черского, Даурский. Хребет Черского прорывается Чикоем, затем Ингодой и дальше он имеет твердо определившееся простирание по правому берегу Ингоды и у Читы снова прорывается Ингодой. Даурский хребет в 40 км от Читы пересекается р.Ингода. За Даурским хребтом Борщовочный хребет, берущий начало у горного узла Сохондо. (Ta м же берет начало р.Ингода).

Забайкалье представляет собой своеобразный край, где горная страна, покрытая сибирской тайгой, причудливо сочетается с большими выравненными площадями, покрытыми степной растительностью. Наибольшее количество осадков приходится на июль, август. Продолжительность солнечного сияния превосходит Москву, Кисловодск, Есентуки и даже Ялту. В году не белее 20 дней, когда небо весь день покрыто облаками.

Лесистость Читинской области 51,5%. Растет: лиственница, сосна, кедр, ель, береза, осина.

Богато представлен животный мир. 25 видов пушных зверей: соболь, белка, американская норка, красная и черно-бурая лиса, мансум (стенная кошка), бурый медведь, волк.... ; 8 видов копытных: лось, изюбр, дикая коза (косуля), кабарга, антилопа-дзерна...

Озера и реки богаты рыбой: таймень, ленок, хариус, сиг, карась, окунь, чебак.

Недра богаты полезными ископаемыми: олово, вольфрам, медь, молибден, золото, ртуть, железная руда, титано-магниевые руды.

По богатству драгоценных и полудрагоценных камней область не уступает Уралу (опалы, топазы, циркорий, турмалин, аметист, горный хрусталь, черный шерл).

В Читинской области свыше 200 минеральных источников.

Чехов А.П. писал: "В Забайкалье я находил все, что хотел: и Кавказ, и долину П c ла и Звенигородский уезд, и Дон… Днем скачешь по Кавказу, ночью - по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь уже Полтавская губерния, и так всю тысячу верст... Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии."

Для Забайкалья характерно глубокое проникание узких лент степных и лесостепных ландшафтов далеко в северную тайгу и наоборот, тайги далеко внутрь степи. Сочетание рельефа горной страны с большими выровненными пространствами создает типичный для многих мест области ландшафт; большинство населенных пунктов, расположенных на ровной площади, окаймлено грядами гор, холмов.

Климат - резкоконтинентальный, что объясняется удалением от моря и приподнятостью. Зима по суровости здесь не уступает Якутии, а летом тепло как на южной окраине черноземной полосы европейской части СССР. Климат таежной части отличается большей мягкостью, больше осадков. В степной полосе климат гораздо резче, снежный покров почти отсутствует. В летнее время часты ветры c юго-востока, которые приносят влагу. Летом атмосферное давление падает. Среднегодовая температура в Чите - 2,8 градуса. Самый теплый месяц - июль. Осадков в год вдвое меньше, чем в Московской области.

Все коренное население не превышало 6 тыс. человек. Буряты составляли основную массу и находились на стадии крупных племенных объединений. Эвенки преобладали в северных районах. Сейчас основную массу населения составляют русские.

В 1653 году у слияния рек Читы и Ингоды казаками сотни Петра Бекетова (плывшими на плотах по реке) было срублено зимовье, в котором перезимовали землепроходцы, застигнутые ледоставом. Первое упоминание о Чите в 1690 году. В 1706 году построен Читинский острог. В 1851 году была учреждена Забайкальская область в составе Нерченского и Верхнеудинского округов. В 1918 году съезд Советов провозгласил Забайкальскую губернию. В 1920-22гг. была создана Дальневосточная республика (Прибайкалье, Забайкалье, Дальний Восток) с центром в Чите. В 1937 году Читинская область утверждена как самостоятельная единица.

4. Техническое описание маршрута

Выход на маршрут от п. Кыра,

Возможны три варианта (в порядке увеличения пешей части).

1. Заброситься на машине на голец Сохондо.

Оттуда нетрудно спуститься к р.Ингода (около 10 км).

Этим путем забрасывалась группа Юркова, но там создан государственный заповедник и рассчитывать на этот вариант не стоит.

2. Машиной вверх по р.Кыра до правого притока - р.Загон 60 км. Далее пешком до Ингоды около 30 км.

Дорогой до Загана периодически пользуются для заброски груза охотникам госпромхоза.

Дорога грунтовая, местами плохая, есть броды. Во время дождей машина может не пройти.

У нас была очень сухая погода и мы добирались по этой дороге (см.стр..8.).

3. Машиной через рудник Надежный с около 70 км). Далее пешком до Загана около 20 км.

Этим путем шла группа Касовского и часть его описания мы приводим дословно, (см. стр. 12.).

Описание дороги из п.Кыра до р.Ингода вверх по р.Кыра

От п.Кыра до правого (здесь и далее орографически) притока - Загана около 60 км.

Дорога грунтовая, есть броды и во время дождей для машины непроходима.

Но до брода через Кыру, по-видимому, можно проехать и в плохую погоду. Оставшиеся 30 км до Загана придется идти пешком.

Мы ехали на прицепе к колесному трактору с попутным грузом и людьми.

Довезли нас только до избы на р. Мостикова (40 км от п. Кыра), а дальше в этот день везти не стали по причинам, связанным с подготовкой к завтрашней охоте. Трактор остался у избы, а мы пошли пешком.

От избы госпромхоза на ручье Мостикова дорога идет вдоль левого берега р.Кыра. Дорога проходима для колесных и гусеничных машин до устья р. Заган. Дорога хорошо наезжена, четко видна, ответвлений не имеет. Броды через левые притоки р. Кыра по сухой погоде преодолеваются с сухими ногами.

От избы в устье ручья Мостикова до избы госпромхоза за устьем р. Дагыбкыл три ходки по 50 минут, по схеме около 14 км. Избы жилые, просторные, могут использоваться для ночевки.

За избой на р. Дагыбкыл дорога выходит на большую луговину и идет в стороне от реки.

Перед устьем р. Заган дорога входит в прибрежный захламленный лес и выводит на берег реки Кыра (вблизи устья р. Заган), заваленный крупными камнями.

От избы до устья р. Заган чистое время хода 1 час 15мин.

Брод через р. Кыра четко не выражен и даже в малую воду трудно преодолим. Требуется предварительная разведка брода.

После брода тропа ждет вдоль левого берега р. Заган и выводит к избе.

Тропа (дорога) от избы четкая, хорошо набитая. Подъем не крутой.

Здесь есть ответвление вправо - от Загана на лесосеку. Чтобы не уйти от реки при развилке троп выбирать следует левые (идущие к реке).

Тропа идет по узкому поросшему лесом и густым подлеском прилавку. Слева иногда видны крупные валуны в русле р. Заган, справа крутой откос, поросший лесом.

Около тропы перед устьем р. Левый Заган квартальный столб 231/232/261.

Участок от брода до квартального столба занимает около 2-х часов чистого ходового времени. По схеме около 7 км. От квартального столба тропа под прямым углом (почти на север) уходит вверх на прилавок и идет вдоль левого берега Левого Загана. Тропа довольно круто набирает высоту и уходит высоко от реки. Тропа четкая без ответвлений. Лес сильно захламленный и имеет мрачный вид. Местами тропа залита водой.

Через две ходки по 40 мин. брод на правый берег Зун-Загяна. Мы перешли не замочив ног (группа Касовского натягивала веревку - глубина 0,5 м, ширина 10м, течение сильное).

Тропа правым берегом Зук-Загяна пробита в карликовой березке, местами размытая, залитая водой и пересекает мелкие ручьи.

Брод на левый берег Зун-Загана и бродом назвать нельзя - вода еле сочится под камнями. Выше по реке не везде в русле была видна вода.

Тропа выходит в долину, довольно широкую, окаймленную лесом. Отдельные островки леса есть и посреди долины. Через три ходки по 30 мин. (от брода на правый берег Зун-Загана) долина раздваивается. В этом месте у тропы стоит большой кедр с обломаной вершиной, под ним жерди наве c а.

Это, по выражению местных, "Кедра". По схеме от квартального столба до "Кедра " около 10 км.

У "Кедра" развилка троп: на Уйладжин, на Лиственичную. Тропа на Лиственичную идет сначала по многочисленным рукавам ручья и при наличии воды - незаметна. От "Кедра" следует двигаться на запад по левому борту долины ручья пока не появится четкая тропа. Тропа постепенно набирает высоту и становится четче. Деревья становятся ниже, начинают попадаться отдельные кусты кедрового стланника. Несколько

крутых серпантинов и тропа выполаживается. Обширные заросли кедрового стланника, среди которого тропа хорошо заметна. Перевального седла, как такового, нет. Среди стланника хорошо видна одинокая лиственница.

Чистое ходовое время от "Кедра" до лиственницы 1 час. 30 мин., по схеме около 3 км.

Далее тропа четкая, постоянно идет чистым светлым лесом чаще теряя, иногда набирая высоту.

Две ходки по 50 мин. и тропа выходит на правый борт узкой долины и упирается в буреломный завал огромных кедров и листвениц. Это долина реки Лиственичной почти у самого ее истока. Спуск метров на 70 вниз к реке и на дне долины тропа идет прямо по руслу, временами исчезающего под камнями ручейка.

Вода в реке Лиственичной прибывает довольно быстро и вот тропа уже отделилась от русла реки.

Тропа сильно разбита, местами залита водой, местами идет по осыпям и круглым берегам. Мы насчитали на р. Лиственичной 17 бродов, В малую воду, как у нас, ноги остаются сухими.

При большой воде эти броды могут стать серьезным препятствием, т.к. долина очень узкая.

Устье р. Лиственичная при впадении в р. Ингода в большом поросшем лесом расширении долины. Большая часть воды уходит в Ингоду под камнями и видно, как впадает маленький ручеек.

Мы прошли долину Лиственичной за 2,5 часа чистого ходового времени.

По нашим расчетам граница заповедника проходит южнее р. Лиственичной.

Тропа с Лиственичной вверх во р. Кыра выводит в заброшенный поселок Грязи. Там часто бывают егеря из заповедника.

Описание дороги из п. Кыра до р. Ингода, через рудник Надёжный (из материалов Касовского)

До Надежного дорога проходима в любое время. Дорога вполне приличная и не зависит от уровня воды в реках.

От Надежного в сторону речки Кузьмина дорога старая, мосты плохие, но некоторые шоферы по ней ездят. Ехать нужно до двух больших железных бочек.

Дорога на Надежный начинается недоезжая Кыры 10 км.

На дороге стоит небольшой деревянный указатель-стрелка. От поворота до Надежного примерно 48 км. Дорога хуже, чем до Кыры. До Кыры дорога асфальтовая, хорошая, особых поворотов и подъемов нет. Мы доехали (8 чел. и груз) в 11-ти местном "Рафике". Правда машина сильно осела. "Рафик" стал нам около

75 рублей. Билетов на самолет не было. Про автобус мы не узнавали.

Дорога к Надежному сначала идет по ровной степи. Дорога булыжная. Затем дорога идет вверх и спускается вниз, в долину реки, где расположен "Надежный". Русло реки все раскопано. Во время войны добывалось олово. Работали вручную. В Надежном работает бригада старателей. Бригадир старателей - Фридинский Иосиф Александрович 48-50 лет. Хозяин здешних мест.

От Надежного" дорога идет вверх по реке мимо курорта "Горячий ключ". Здесь еще есть карьер, где добывают породу для промывки на "Промприборе". Сооружение из дерева высотой в 3-х этажный дом. Дорога заходит за последний карьер и ухудшается, т.к. здесь уже старые разработки. По дороге мало кто ездит и за ней не следят. Нас довезли почти до самых бочек, но это только за счет виртуозной езды шофера Виктора Казанцева (Кура, ул. Ленина д.9 кв.З).

До бочек можно и не доезжать, а оставшееся расстояние пройти пешком. Ночевать лучше всего до бочек; примерно 800 м от бочек находится зимовье в плохом состоянии. От бочек тропа идет вдоль р. Кузьмина ее правым (орографическим) берегом. Речка здесь мелкая и небольшая, похожа на крупный ручей. Тропа хорошая, устье р. Кузьмина шириной примерно 12м. Глубина небольшая. Дальше путь лежит вниз по р. Кыра по ее левому (ор) берегу. Здесь есть тропа. Но тропа вначале довольно плохая. Дальше становится лучше. Но надо быть внимательным, т.к. тропа иногда пропадает. В некоторых местах сильно заросла с 2-х сторон кустами. Тропа нечищенная, т.к. здесь люди ходят редко. Все, очевидно, идут по Кыре снизу. После "Зимнего ключа" (зимовье 2 дома) тропа отличная, почти дорога. Здесь бывают егеря из заповедника, косят сено. При подходе к месту брода через Кыру нужно быть внимательным, чтобы не уйти вниз по Кыре, проскочив брод, как сделали мы. Но мы это поняли, т.к. пошли по совсем хорошей дороге. Пришлось поворачивать обратно. Место брода находится у ручья, впадающего в Кыру. На противоположном берегу просматривается Заган (Анацакан). Ширина брода через Кыру 40-45 м. Глубина по колено. Это в малую воду. Но если воды прибудет, то брод через Кыру может быть проблемой. Например, после ночи дождя Кыру было не узнать.

4. Водная часть

Общие сведения.

Длина река 690 км. Падение 991 м /Л1/

Сплав мы начали от р. Лиственичной в очень малую воду. Такой уровень воды по оценкам сторожилов был в 1947 году. Даже для катамарана шириной 1м с осадкой 1 см (без экипажа) не всегда находился проход и приходилось переносить катамаран на руках.

Сплав на деревянных плотах невозможен в принципе в любую воду из-за отсутствия подходящего леса.

Отправляясь в поход мы располагали предложенными Касовским схемами реки и описанием препятствий без привязки к схемам. Эти материалы представлены в отчете и, поскольку соответствуют средней воде, могут быть использованы следующими группами.

Учитывая очень низкий уровень воды мы не стали описывать и привязывать к карте все препятствия, а сделали это только для наиболее характерных основных порогов.

Реку по характеру препятствий можно разбить на 3 участка.

1 участок - от пос. Грязи (граница заповедника) до зимовья на р. Озерная (база охотников).

Протяженность участка примерно 50 км.

Расход. ~ 15 – 70 м3/сек.

Уклон. ~ 8 м/км.

Этот участок наиболее интересен в спортивном отношении. Препятствия следуют одно за другим через 50 - 500 м; Характер препятствий сильно зависит от уровня воды. В большую воду пороги, прижимы, должны представлять бОльшую сложность.

Пороги рекомендуем предварительно осмотреть.

Особенно осторожным следует быть перед порогом-Водопадом. 6 кат. сложн.

Возможность безаварийного прохождения этого порога вызывает сомнение.

Для этого участка приводим лоцию Касовского.

II участок - от зимовья на р.Озерная до пос. Ленинский (первый населенный пункт на реке). Протяженность примерно 100 км.

Расход… Уклон…

Этот участок значительно проще 1- го. Проходим на моторных лодках. Местные рыболовы выделяют на этом участке "Бурлов порог" и "Тайбутову шиверу".

Мы проходили этот участок во время дождевого паводка. Почти все камни были закрыты мутной водой. От прижимов и валов мы легко уходили. Серьезный препятствий нет. Лоции на этот участок нет.

III участок от пос.Ленинский до пос.Улемы (Райцентр)

Протяженность примерно 150 км.

Расход... Уклон...

Скорость течения по-прежнему высокая. Река течет одним руслом. У реки несколько населенных пунктов.

Местные жители выделяют на этом участке пороги Дещуланский, Улетовский, Чешский кривун.

Мы этот участок не проходили, т.к. в спортивном отношении он, по нашим редположениям, малоинтересен. Информацию о этом участке взяли из Л1.

Ниже пос. Улеты течение становится спокойным, река сильно петляет, естественных препятствий нет. /Л1/.

Лоция р. Ингода

Надувные лодки. Вода средняя.

№№: Наименование и характеристики препятствия

пп:

1. Слабая шивера

2. 2 острова. Проход крайней левой протокой

3. Длинная S -образная шивера средней сложности. Выходы коренных пород.

4. В устье речки галечниковый остров,

Правая протока узкая, в левой камни и обломки скал. Проход вдоль левого.

5. Слабый порожек. Русло перегорожено камнями.

6. Шивера. В конце сильнее.

7. Сильная шивера. Длинная. Заход засорен камнями.

8. Порог. Вход засорен камнями. С левого берега осыпь из крупных камней. Правый берег отвесная стенка высотой 2 - 3 м. Со скалы в воду свисает дерево. Струя бьет под дерево. Проход ближе к левому берегу.

9. Длинная сильная шивера.

10. Сильная шивера. На заходе мелко.

11. Сильная шивера. На заходе мелко. Конец заграможден камнями.

12. Порог "фандита". Через 200м от № 11.

Осмотр левым берегом. На заходе мелкая шивера, затем в скалах собственно порог - в русле реки 3 скалы делят реку на 4 протоки. Самая широкая (около 3,5 м) крайняя левая. Здесь и проход.

13. Порог через 70м после № 12. Осмотр порога левым берегом. Свальный остров делит реку на две протоки. Левая мелкая и узкая. Основная вода идет правой протокой. После острова в воде скальные обломки. Сливы с подводных плит. Проход ближе к острову.

14. Порог "Солонцовый". Осмотр порога левым берегом. Порог длинный. Состоит из 3-х ступеней, разнесенных плесами на 50м. 1-я ступень - прижим к высокой скале левого берега. 2-я ступень - в центре реки скальный остров, расположенный против впадения реки Солонцовая. Правая протока мелкая, в левой слив с валами до 0,5м. 3-я ступень - прижим к невысоким скалам правого берега.

15. Порог. Через 100м после Л 14. Осмотр правым берегом. Река в скальных берегах. Русло делится скальными островами на 2 протоки. В левой протоке слив. В правой крутой слив через камни. Дальше 3 слива в скальном коридоре длиной 300м.

16. Порог "Зубастый". Осмотр правым берегом. Перед порогом в русле реки галечниковый острог. Правая протока мелкая и выходит прямо в порог. В левой протоке сначала мелко, затем небольшой слив, после этого 50м плеса и собственно порог, расположенный на правом повороте. Левый берег - ответная стенка. В середине русла торчат подводные зубья. Основная вода наваливает на зубья и бьет в скалу левого берега. У скалы сливы с плит и пенные ямы. Проход прижимаясь ближе к острову из гальки и затем уходит под правый берег.

17. Остров из гальки. Шиверы в обоих протоках.

18. Шивера.

19. Прижим к правому берегу. После поворота налево плес.

В конце плеса надо приставать к правому берегу. Здесь лежат 2 трубы диаметром 500мм длиной около Зм. Одна труба лежит на гальке ближе к воде, другая на склоне. Здесь же отходит вверх зимник в обход порога - водопада. По зимнику до конца порога - водопада 10 мин. хода пешком.

20. Река течет в скальном коридоре шириной около 50м. Высота стен 3-5м. В русле реки длинный остров из гальки, в конце острова кустарник. В левой протоке шивера. Правая протока узкая и мелкая.

21. Порог - водопад.

Элемент 6 к.с. Самый сложный и опасный порог на маршруте. Осмотр порога правым берегом. Для осмотра приставать перед Л 20, там, где подходит зимник. Порог расположен в извилистом скальном коридоре.

Порог можно разбить на 3 части. Сначала идет 2 несложных слива на длине 50м, затем река поворачивает направо и сжимается скалами. В месте сужения слив с плиты около 1,5 м. После слива пенный котел и участок пены длиной около 40м. Вся пенная струя бьет в скалу правого берега. Здесь река еще сужается. Здесь менее мощный слив (около 1м). За ним пенная яма и валы.

Порог водопад более проходим в большую воду, т.к. в малую воду после мощного слива вся вода уходит под скалу правого берега. Слева от скалы торчит зуб. Между зубом и скалой около 1,5 м.

22. Прижим к левому берегу.

23. Прижим к правому берегу.

24. Слабая шивера.

25. Порог средней сложности. Лавировка.

26. Остров. Левая протока - мелкая шивера. Правая протока - в конце прижим к правому берегу.

27. Шивера.

28. Сильная шивера в начале каньона

29. Шивера

30. Сильная шивера

31. Шивера

32. Прижим к правому берегу. Далее простой участок.

33. Остров из гальки. Правая протока - слабая шивера.

34. У правого берега огромный обломок скалы. Скальные выходы, чистый слив с валами до 1м. Проход по центру.

35. Шивера

36. Прижим к левому берегу.

37. Выход скал с правого берега. Проход левым берегом.

38. Длинная шивера.

39. Поворот направо. Прижим к скалам левого берега

40. Порог. Через 100м от 39. Осмотр правым берегом. Порог в скальных берегах. Русло с левого берега загромождено обломками скал и островками, в правой половине русла сливы с плит. На заходе лавировка вдоль правого берега.

41. Шивера на плавном правом повороте. Выходы скальных пород. Лавировка к центру.

42. Прижим к правому берегу. За ним шивера. Порог средней сложности. Расположен на левом вираже. С 2-х сторон выходы коренных пород. Небольшой навал на правый бе pe г. Проход по центру.

44. Шивера.

45. Вначале скала делит реку на 2 протоки. Затем шивера.

46. Длинная шивера.

47. Огромный остров перед поворотом реки направо. Правая протока мелкая. Выход сильно загроможден скальными островками. В левой протоке у конца острова порог. Для осмотра препятствия пристать к острову. В пороге обломок скалы делит реку на 2 части. В левой прижим к скалам левого берега. В правой узкий крутой слив.

48. Сильная шивера.

49. Сильная шивера.

50. Шивера.

51. Шивера.

52. Шивера на правом повороте.

53. Остров. В правой протоке мелкая шивера. В левой протоке сильная шивера.

54. Шивера.

55. Шивера. Начинается в конце острова.

56. Порог. За поворотом реки налево русло реки делится скальными островами на 2 протоки. Правая протока мелкая и узкая. В левой протоке валы. Проход левой протоки по центру.

57. Шивера в скалах. Проход левой протокой. Правая уже и мельче.

58. Шивера.

59. Прижим к левому берегу. Справа отмель.

60. Прижим к правому берегу.

5. График движения

День
похода
Дата Участок маршрута Расстояние Способ передвижения
1 27 вечер Москва - Чита   поезд
2 28 VI ----->>-----   ---->>-----
3 29 VI ----->>-----   ---->>-----
4 30 VI ----->>-----   ---->>-----
5 1 июля ----->>-----   ---->>-----
6 3 ночью Чита   ---->>-----
7 4 VII до п. Кыра 430 км автобус
8 5 VII до р. Мостикова ~ 40 км трактор
9 5 VII до р. Дагыбкыл ~ 12 км пешком
10 6 VII до р. Левый Заган ~ 12 км ---->>-----
11 7 VII под. перевал ~ 13 км ---->>-----
12 8 VII до р. Ингода ~ 18 км ---->>-----
13 9 VII Строительство катамаранов    
14 10 VII до р. Шаглей ~ 10 км катамаран
15 11 VII до начала Водопада ~ 3 км ---->>-----
16 12 VII до р. Перевалочный ~ 18 км ---->>-----
17 13 VII Дневка    
18 14 VII зим. Озерная ~ 16 км катамаран
19 15 VII р. Б.Улелей ~ 60 км ---->>-----
20 16 VII до п.Ленинский ~ 45 км ---->>-----
21 17 VII до Читы ~ 350 км автобус
22 18 VII Чита - Москва   поезд
23 19 VII ----->>-----   ---->>-----
24 20 VII ----->>-----   ---->>-----
25 21 VII ----->>-----   ---->>-----
26 22 днём Москва   ---->>-----

6. Средство сплава

Сплав производился на катамаранах – см. фото 18, 19.
Экипаж – 2 - 3 человека.
Управление - веcло типа байдарочного
(изготовлялось из жерди в пропилы на концах которой вставлялись лопасти из дюрали).
На баллоны из прорезиненой ткани надевались чехлы из палаточной ткани, баллон односекционный длиной 4200 мм диаметром 360 мм, весом 0,8 кг.
Чехол длиной 4150мм, диаметром 340 мм, весом 1,3 кг.
Полное водоизмещение ~ 700 кг.
Баллоны закрепляются на раме из жердей капроновой лентой.
Диаметр жердей до 80мм.
Вес одного катамарана около 40 кг.
Вес переносимого для катамарана снаряжения:
Баллоны с чехлами - 4,2 кг.
Лента, веревки для вязки - 1 кг.
Дюраль для лопастей - 0,5 кг.
Итого: 5,7 кг.
Для изготовления и техобслуживания 3-x катамаранов имелось:
Ремнабор - 3 кг.
Два меха для накачки - 1,5 кг.
топоры - 4 кг.
пила - 1,5 кг.
Итого: 10 кг.

7. Вопросы техники безопасности
  1. Индивидуальное спасательное снаряжение: спасжилет, шлем, нож, спички» обзорная карта.
  2. Коллективные спасательные средства: веревки, карабины, герметическая упаковка, обеспечивающая дополнительный запас плавучести.
  3. Тактические приемы, обеспечивающие безопасность:
    • разведки,
    • поддерживание дистанции, обеспечивающей прямую видимость на любом участке (для взаимной страховки на любом участке маршрута),
    • обнос груза и страхующего судна при прохождении сложных участков,
    • разбивка лагеря с учетом возможного наводка. Учитывая повышенную пожарную опасность в сухое и жаркое время года, костры разводились только на камнях и обязательно залива¬лись водой на ночь и перед уходом.
8. Описание подходов в район маршрута и выходов из него

До Читы:

скорым поездом 3 суток 20 часов, плацкарта 43р.

самолетом 8 часов 30 мин. билет без багажа 92 р.

Мы прибыли в Читу на поезде № 8 с опозданием на 17.часов. Билет на самолет из Читы в Москву при возвращении не удалось достать.

Из Читы на п. Кыра автобусов нет.

Есть автобусы до поселков (время местное): отправление

Хапчеранга 8.00
Верхний Ульхун 9.00
Зуткулей (Дульдурга) 10.00
Акша (Улача) 11.00
Курорт Дарсун 10.00

От пос. Хапчеранга есть автобус до п oc. K ыра несколько рейсов в день. Но чтобы успеть взять билет на последний рейс, приехав на автобусе из Читы надо сразу бежать за билетом (через дорогу и немного назад).

Билеты на автобус от Читы в основном продаются предварительно, а в день отъезда не более около 10 билетов. Мы занимали очередь с 4 часов (по местному). Кассы открываются с 7 часов.

На попутной машине легче добираться от пос. Дарасун, до которого можно доехать на электричке. Шофера перед оправлением в рейс обычно обедают в столовой у моста через р. Ингода.

Ежедневно из Читы в Кыру в 05.35 (время Московское) отправляется АН-24 - в пути 1 час. Билет 12 руб., груз свыше 20 кг по 12 коп.за 1 кг.

Билет, даже предварительно достать очень трудно.

Мы на автобусе в п. Хапчеранга прибыли в 18 час; в п. Кыра на автобусе в 19 ч.15 мин.

В п. Кыра много автохозяйств, но достать машину трудно.

Мы добрались на попутном тракторе с прицепом (от Госпромхоза) от п. Кыра до избы на р. Мостикова. Проехали около 40 км с 11 часов до 14 часов. Выход с маршрута от пос, Ленинский на автобусе до Читы, отправление 8.00, прибытие в 16.20. Стоимость билета 5р.50 коп., провоз багажа 1 р. за место.

С попутным транспортом плохо.

9. Смета расходов

№№ пп Наименование Расход
1 Поезд 89 руб
2 Автобус и т. д. 16 руб.
3 Питание 35 руб.
4 Снаряжение 10 руб.
  Итого 150 руб.

10. Выводы и рекомендации
  1. Маршрут следует отнести к III категории сложности для надувных средств сплава. Это наше мнение (шли на катамаранах в малую воду) и мнение Кассовского - (шел на ласах в среднюю воду). Для байдарок маршрут следует оценивать 4-ой категорией сложности (мнение Юркова - шёл на байдарках в большую воду). Для деревянных плотов река непригодна - нет подходящего леса, мало воды. Прохождение на надувных плотах в малую воду весьма затруднитель¬но (узкие проходы, и мелкие шиверы).
  2. На маршруте есть элемент VI категории сложности - порог Водопад. Теоретически его можно пройти. Мы наблюдали порог в малую воду и в среднюю воду. И если в малую воду большинство высказывалось за его прохождение, то в среднюю воду большинство высказывалось против прохождения. Нам не известны группы, прошедши этот порог.
  3. Пешая часть маршрута не сложная. Протяженность от 40 до 60 км. в зависимости от наличия транспорта и погоды. Тропа четкая, перевал низкий. Серьезные осложнения могут представить броды в случае дождевого паводка.

В качестве средства сплава можно рекомендовать ЛАС, катамаран и т.д.

В большую и среднюю воду представляет интерес сплав на байдарке или надувном плоту.

Для деревянного плота река непригодна - нет подходящего леса.

Лучшее время для похода - конец июля, август. В это время исчезает паут. Появляются ягода, грибы, спадает жара. И воды (со слов местных жителей) больше, чем в июне, начале июля.

Длина водной части может быть значительно увеличена, однако в спортивном отношении нижняя часть реки не так интересна.

Можно рекомендовать после прохождения наиболее интересной верхней части реки, перевалить в долину р. Чикой. Тропа на Чикой по карте есть. Сведений о прохождении Чикоя туристами мы не имеем.

11. Дневник похода

3/ VII -79г. В 23.00 местного – Чита.

В это время мы должны быть уже в Кыре!... Выясняем положение с транспортом. Все разбегаются кто-куда. Мы с Тарновым в такси и к бензоколонке при выезде из города на восток - там начинается шоссе на Хапчарангу. Шофер "накатал" на 5 руб, сделав вид, что не понял, куда нам надо. Простим, зато

хоть немного посмотрели город. Всю ночь шагаем по шоссе у бензоколонки; останавливая каждую машину. Их много, но на Хапчарангу - нет. Уже светло, спим на ходу. Делаем последнюю отчаянную попытку. В Урале-136 спит шофер. Будим его, но он в Читу. Шагаем на вокзал пешком. С горы - прекрасный вид на город, озеро. На вокзале все по-прежнему, сменяя друг друга стоим в кассе.

Юра молодец, он в очереди первый. А вот и удача - нам достаются последние 5 билетов до Хапчаранги, прямого автобуса на Кыру нет.

4/ VII - 8.00 местного. "Икару c " увозит нас из Читы.

Шоссе идет то сосновым лесом, то большими и малыми поселками по левому берегу Ингоды. Временами видно реку и с первого взгляда кажется она маленькой, не впечатляет. В поселке Дарасун остановка, отдых, для желающих - столовая. Жарко, есть не хочется. Трогаемся дальше, переезжаем р. Ингоду и теперь прощаемся с ней до истока.

Шоссе устремляется на юг и входит в горы. Змеится между невысоких сопок, то покрытых лесом, то голых и выжженных солнцем, вползает на перевалы. Все кругом высохло, в некоторых местах на горизонте дымы от пожаров - горит тайга (горела тайга и вдоль железной дороги между Улан-Удэ и Читой).

Дорога длинная и утомительная, солнце печет немилосердно. Где-то около 15-16-ти часов остановка у горной речушки, одной из немногих не пересохших. Умываемся, речка чистая, вода довольно холодная...

В 19.30 - Хапчеранга, небольшой поселок и курорт. Снимать фотоаппаратом в Хапчеранге не рекомендуем, если не хотите засвечивать плёнку!!!

Из Хапчаранги на Кыру автобус ПАЗ, маленький, билетов на него нет. Мы втаскиваем вещи, сами на улице. Обычный базар и шум при посадке, контролер выясняет, чьи это баулы?

Мы скромно молчим. Договариваемся с шофером под шумок ревизора! И вот - Кыра! Ура, Ура! Очень большой поселок или, скажем, маленький городок: несколько геологических партий, леспромхоз, управление заповедником. Есть аэропорт, но нет горючего. Всевозможного транспорта - масса.

Сам поселок очень чистый, опрятный, расположен в широкой долине. Отлично устраиваемся в доме приезжих, рядом столовая, кормят хорошо. Разбегаемся на поиски транспорта. Мы с Колотиловым - к геологам. Начальник Читинской партии Котелев Дмитрий Иванович, невысокого роста коренастый мужик лет 50-ти, Сергей вроде договорился, нужно зайти к нему в контору завтра в 8. Собираемся снова у гостиницы, у других то же сведения утешительные. Решаем, что до р. Заган выберемся легко. С тем идем на Кыру. С наслаждением моемся и купаемся, вода чистая и прохладная. Засыпаем на чистых постелях мгновенно.

5/ VII -79г. С утра - завтрак не хуже ужина. Опять разбегаемся за транспортом, кто-куда. Я с Кирюхиным на почту. Пока ходили выяснилось, что наши радужные надежды добраться до р.Заган под угрозой. С трудом Юра и Сергей в 10.00 договорились с госпромхозом. Попутка подбрасывает нас до усадьбы на окраине Кыры, где нас ждет... "Беларусь" с прицепом! Загружаемся. На прицепе кроме нас охотник-промысловик с собаками и немного груза. Под палящим солнцем и тучей пыли по проселочной дороге трогаемся в путь. Не очень удобно, но лучше плохо ехать, чем хорошо идти!

Знакомимся с охотником, интересуемся, как жизнь, план. План - на 2000 руб. (5-6 соболей, 1-2 лося, медведи, белки, косули, пернатая дичь). Угодья далеко не равноценные, иногда добывают с большим трудом. Зимы суровые, малоснежные, часто сильные ветра...

Вскоре небольшой хуторок Былыра. Забираем еще одного местного.

Дорога широкой долиной Кыры, красивые виды на хребты, покрытые тайгой. Дорога довольно плохая, трясет ужасно. Часа через 3 доехали до балка.

Еще несколько охотников, лошади у коновязи, паут (по-нашему слепень). Одна лошадь, спасаясь от паута лезет буквально в костер, дымит шкура...

Дальше охотники поедут только утром, сейчас у них дела и на уговоры не поддаются. Ну что же, пока купаемся, пьем чай, фотографируемся.

Кирюхин командует собираться, пойдем дальше пешком. Охотники разошлись, кто пешком, кто на лошадях.

Морды у ребят кислые, но все же вскоре завьючиваемся и трогаемся в 17.00. Решили - 50 мин,- идем, 10 мин. - отдыхаем.

Дорога хорошая, паут пока не донимает, но жара - все мокрые. Река шустро бежит вниз среди огромных булыжников и скал. Вскоре бом, лезем вверх. Тропа хорошая, и проходим его легко. В конце 3-его перехода выходим на поляну - впереди балок. Заброшен, без печки и нар. Встаем. Сергею плохо, перегрелся, а он сегодня дежурный. Помогаем ему хором. Рядом чистый холодный ручей. Вечером туман. Неплохо перекусываем и спать, время уже 23.30. И так, проехали примерно 480 км от Читы и прошли км. 12.

6/УП-79г. Подъем в 5.00, хочется спать, но Кирюхин суров и неумалим, подъем и точка! Завтрак уже готов, выходим в 6-50, оставив в балке старый тент от палатки и килограмм трубочного табака!

График движения тот-же. На 2-ом переходе встречаем 3-х бурят верхом. При виде нас лошади с диким храпом бросаются в стороны. Еще-бы - идут пять шкафов на тонких подставках. Буряты смеются, мы тоже, но лошади храпят и косят на нас глазами. Едут с верховий Кыры, там горит тайга. Да, нужно в темпе смываться, не то могут быть осложнения в связи с пожарами.

Долина в этом месте широкая, виды просятся на фото и кинопленку...

Ручьи пересохли, негде даже ополоснуть лицо. Буряты сказали, что в Ингоде воды совсем мало, в любом месте брод. В конце 3-го перехода - устье Загана, Проходим немного выше вдоль реки и переправляемся. Воды, чуть выше колена, течение слабое. Выходим на берег и... теряем тропу.

Блуждаем минут 10, команда вставать. Юра уходит искать тропу. Берегом Кыры выходим на нее, тропа на левом берегу Загана. Вскоре балок, проходим мимо и выходим на огромную поляну.

Заган - мелкая река с огромным уклоном, заваленная скалами и крупным булыжником. Сейчас вода сочится между скал, но в среднюю воду брод через нее не возможен, очевидно, это бешенный поток.

10-30, отдыхаем на берегу Загана. День ужасный - изнуряющая жара, бесчисленные полчиша паута атакуют нас со всех сторон, нет никакого спасения. Купаемся, забираясь на середину реки, собираем ревень на компот. Заснуть не могу, спят только Кирюхин и Колотилов.

Часам к 16 мы уже полу трупы. Ожесточенно спорим о графике движения: Кодотилов за отдых днем, я за движение все время, хотя бы понемногу, так как отдохнуть в таких условиях большинство не может. Кирюхин вроде тоже за движение, а по сему в 16.00 выходим. Все тоже самое плюс пот, заливающий все. Тучи паута, мух, комаров. На борьбу с ними уходят последние силы. Идем сначала 40 минут, потом 30 минут. В конце 3-го перехода не выдерживаю (я шел первым), ныряю в тайгу и валюсь лицом в мох. Нет сил даже снять рюкзак» Все остальные тоже измотаны, кроме Юры, этот прет и прет. Наконец, сдает и он: "Выходим к реке и встаем". Вскоре и подходящее место, кто-то здесь стоял до нас. Разбиваем лагерь. Костер раскладываем буквально на воде, так как кругом просто порох. Нужна крайняя осторожность с огнем! Опять купаемся, но вода уже холодная. Так что при входе в нее все издают нежное, тонкое повизгивание. Зато камни - великолепны! Огромные, теплые, отполированные плиты, специально созданные для отдыха бренных телес. Ужинаем плохо, аппетита нет ни у кого. Опять спор, только ленивый - как идти. Все вроде за мою точку зрения, кроме Колотилова. Впрочем, скоро перевал, а там - сплав. Павлова всего раздуло, опухло лицо, руки; у него аллергия от насекомых. Как же он ходит!? Сергей перевязывает его. В палатку залезали часов в 11 вечера. Тяжелый, дурной сон.

7/VII-79г. Подъем в 5-30. Никто не выспался, а выходить надо рано. Завтракаем плохо, у всех расстройство, в режиме питания сделали глупость, нужно было как можно меньше есть жирного в такую жару! А мы: халва, сало, тушенка свинная!..

Сергей с руганью вываливает целый котелок рисовой каши с мясом.

Выходим в 6-40. Росы нет, но нет и паута, вода в Загане еще больше упала. С утра болит колено, думаю это к дождю. Тропа далее похуже, забирается вверх покруче. Вскоре - левый Заган, далее наш путь вверх по нему.

На тропе столб 231,232,261. Около него тропа поворачивает вправо и ползет в длинный, не очень крутой подъем.

Идем сначала 45 минут, потом по 30 минут. Сказывается вчерашний день. Наконец тропа улучшается, выходим в широкую долину, заросшую кустарником и встаем отдыхать у ямы с водой. Вода ледяная и необычайно вкусная. Нарушаем все запреты, пьем как лошади, отлично сознавая, что этого делать нельзя! Тарнов напился так, что "иней" выступил на брюхе...

Где-то здесь должна быть "Кедра*" и раздвоение тропы. Иду в разведку, справа великолепный лиственичный лес. Прохожу метров 500 и, действительно, - старый, могучий кедр с навесом под ним.

Возвращаюсь, все обрадованы. Под кедром отдыхаем часа 3,5; готовим чай. Сергей с Юрой уходят на разведку тропы на перевал. Тропа есть, правда очень плохая.

Первый клещ, ползет по штормовке Сергея. Всех тщательно осматриваем, вроде пронесло. Небо хмурится. Выходим в 16, пересекаем множество высохших русел ручьев, блуждаем в зарослях. Наконец, тропа выходит на берег и устремляется вверх. Плохо идет Тарнов, а что удивительного? Год в 3-ю смену, с питанием в Красноярске - плохо, откуда же взять силы!? Идем 3 ходки по 30 минут, где-то перевал рядом. Начинается кедровый странник, хотя деревья еще большие. Все-таки, значит, забрались высоко. Встаем! Начинается дождь, несильный, значит колено не подвело! Сегодня я дежурный. Идем искать воду и находим, довольно далеко слева от тропы, в скальном каньончике ручей. Против костра, который разводим на камне посредине ручья, кедровый высохший куст. Перебираюсь и начинаю ломать ветви и вдруг... сильный удар в спину, как толстой иглой. Дико воплю от неожиданности, Юра разворачивает меня и убивает на лопатке осу. Гнездо! Несколько ос кружат вокруг нас, но не трогают. Вскоре забываем про них.

Подходит Павлов и лезет ломать тот же куст. Тот же вой - оса ужалила его в ухо. Смеемся. Отбой в 21.00. На этот раз спим неплохо.

8/VII-79г. Выходим в 7-30, отлично выспались. Тропа круто уходит вверх, лес редеет, кругом заросли стланника. Мощные красивые кусты, но шишки мало. Идем минут 40 и вроде перевал. Сзади горы тонут в синей дымке. Сергей предлагает остановиться для киносъемки (он у нас завхоз и кинооператор). Юра молча топает дальше. Тарнов занемог. Все карабкаются вверх еще с полчаса и незаметно выходят на обширное плато, сплош поросшее кедром. Вот мы и взяли наш перевал. Снимаем, отдыхаем. Теперь вниз, сначала к реке Лиственная и по ней к Ингоде км 15.

Вниз все устремляются рысью, да так, что я отстаю. Тропу плохо видно, подворачиваю ногу, идти мешает. К чему эта гонка? Ведь много все равно не выгадаешь.

1-й отдых - без воды. Кругом великолепная парковая тайга, чистая, светлая, радостная. Но появляется и паут, в этом походе он просто проклятье. Рюкзаки и одежда просто обсыпана им. Через 2 часа слева подходит тропа и сливается с нашей. Тропа набитая с частыми остатками конского помета.

Опять крутой спуск и тропа теряется в завале. Лезем через него, тратя последние силы. Справа от нас крутой склон, слева - падь, где должна быть Лиственная. Надо искать тропу, а не лазить по завалу с рюкзаками! Уходит Юра и быстро находит ее на берегу маленького ручейка. Удачно выбираемся из завала и вниз. Спускаемся к ручью, у первой же ямы разъвьючиваемся. Опять водопой! Вода ледяная и прозрачная, как воздух. Отдыхаем долго. Потом по плохой тропе вдоль реки почти бегом. Скоро Ингода, а рюкзак режет плечи - хоть вой! Пересекаем реку раз 20, почти везде посуху, воды нет... А по заломам на берегах и многочисленных островах, намытым кучам крупной гальки чувствуется, что вода здесь бывает - переправы могут стать проблемой.

Еще один рывок в таком же темпе и... дикие вопли радости. Мы выходим на Ингоду, пешая часть окончена! Но первые радости довольно быстро омрачаются...

Воды в Ингоде отчаянно мало, камней - не сосчитать. После короткого отдыха двигаемся вниз, уходя от границы заповедника, который по левому берегу р.Лиственной. Проходим базу геологов, брошенную. Кое-что может пригодиться для строительства судов. Вскоре находим великолепную косу и уступ на берегу -отличное место для лагеря. Противоположный берег - крутоуходящие вверх скалы, поросшие кедром и елью. Река здесь - тихий плёс с редкими крупными камнями.

Итак, сегодня все-же великолепный день - за один рывок преодолели перевал и вышли к реке.

9/VII-79г.

Подъем в 7.00. Сегодня строительная лихорадка, все разбегаются на поиски материала. Поскольку воды крайне мало, решено строить не плот, а катамараны. Длина - 4,2, ширина 1,1м, диаметр баллона

0,36м, водоизмещение полное примерно 760 кг. Лес находим довольно быстро, на базе геологов - доски для сидений. Поскольку байдарочные весла в Москве, делаем из подручного материала - сырая береза и лопасти из дюраля, захваченные для гребей. Весь день суета под палящим солнцем, но к вечеру рамы готовы, накачаны и баллоны, весла получились неплохие. В 18.00 - спуск на воду первого катамарана Тарнова с Колотиловым. Серегины баллоны нещадно травят по соскам и оконечностям баллонов. Все-же он не проверил их дома! Небольшая перепалка в повышенных тонах. Нужно клеиться. Заканчиваем поздно вечером при свете костра. Старались очень, а результат будет только завтра...

10/VII-7г.

Вчера вчерне прикинули размещение вещей и экипажей. Ходили с Кирюхиным смотреть реку. Сначала плёс, затем перекат без воды, снова плёс и шивера двумя рукавами. Левая чудовищно забита крупными обломками скал и камнями» правая извивается узкой лентой (максимум 3,5 м, минимум - 1,5 м) с навалом на камни, берега, затем слив в яму, далее тоже самое... Но берега...! Плавные сопки, покрытые великолепным лесом, останцы - замки, башни, гребешки. Против лагеря стройный, как свеча, молодой кедр на скале...

Стартуем в 11.45. Сразу цепляемся за камни, 1-ый перекат преодолеваем пешком по воде. Все очень просто: дружно встаем, поднимаем лимузин и ать-два левой... Шиверу проходим под правым берегом, с трудом протискиваемся в узости, отпихиваемся ногами от берега, уходим от прижима и валимся через узкие ворота в яму. За ворота зацепились обоими баллонами. II -ой катамаран в воротах застрял - он несколько шире нашего. С улыбкой наблюдаем, как Сергей пропихивает его сзади в слив. Далее, в том- же духе.

Уклон реки большой, катит вниз между огромными камнями, скалами. Короче - шивера без воды. Проходим несколько мест, похожих на пороги: 1-й - слив с камней, и плит, далее бревно поперек реки; порог "Зубастый" — цепочка сливов с плит и камней водопадами около полуметра, масса камней.

Под левым берегом извивающаяся как змея, узкая струя, несколько ступеней и ворот, прижим к вертикальной стенке слева на выходе. По центру - камни и слив с плиты около метра.

Наш катамаран идет под левым берегом, проходим чисто, хотя маневр на грани возможностей судна. 3а нами - второй.

III -й катамаран - по центру, цепляется за камни; его разворачивает и прижимает к скале почти у слива, но тоже проходит. Прохождения снимаем.

Далее места, похожие на описанные выше. Вся река ступенями, много скальных выходов, берега - каньоны с невысокими стенками из разноцветных скал; на реке ворота, узкие проходы, камни, камни, камни.

Вообще, до "Зубастого" - река проходима в низкую воду, только на катамаране типа наших, ЛАСе, надувной байдарке. За порогом "Зубастый" характер несколько меняется; короткие плёсы, длинные уклоны со сложной линией движения среди скал и камней... От 17-30 до 18-30 сильная гроза с ливнем – вначале и слабым дождем в конце. Пережидаем на берегу. Лагерь ставим против устья р. Шаглей. Отбой в 22.00.

11/VII-79г.

На сегодня задача дойти до порога-водопада.

Река, по-прежнему со сложной линией движения. С утра погода великолепная. Яркое солнце, по небу величаво плывут могучие кучевые облака. До чего же они красивы! Но особое впечатление производят берега. Вскоре впереди - нагромождение огромных скал в русле. Причаливаем к косе и выходим на разведку по правому берегу. Берег – постепенно повышающийся каньон. Река по нескольким ступеням до 0,7м падает вниз, поворачивая сначала налево, потом направо. Резкое сужение и почти вся река упирается в скалу правого берега, поворачивает под 90° и валится вниз водопадом, бьет в огромный камень - стол, образуя перевернутый отбой. Часть воды переваливает через камень, образуя водопад. Основная масса устремляется поперек струи, перехлестывая ее. Затем крутой лоток с уклоном 60-70°, пенная яма и 1-й "двор" с несколькими неглубоко сидящими скалами и узким выходом из него. Вода устремляется к правому берегу под карниз с углом стенки градусов 135. Длинный безотбойный прижим. Выход со "двора" примерно метра 2-2,5. Но во "дворе" есть возможной причалить и выбраться на наклонную плиту у левого берега, образующую выход.

За прижимом опять водопад метра 1,5" и II -ой "двор" почти квадратной формы. Далее - чисто. В 1-ом сливе справа и по центру сливается водопадом примерно 1/4 часть воды. Именно она и образует «лоток» ниже водопада.

Если считать от кромки слива до уровня первого "двора" порота, то слив минимум 2,5м, а то и вое 3. Общая длина порога метров 50.

В водопаде мелькает рыба, пытается его преодолеть, он не умолим, все сбрасывает обратно!

По пути назад находим зимник и 2 трубы, неизвестно как сюда попавшие. Захватываем ребят и обратно. Приходит в движение вся наличная кинофототехника. Порог действительно достоин внимания, очень фотогеничен.

Я перебираюсь на левый берег выше водопада; иду снимать с противоположной стороны. Вижу наконец-то первый снежник – кусок голубоватого льда, примерно 25-30 м 2. Лазию по берегу и собираю бревна для прикидки прохождения. Одно ясно, что только по левой хилой струе свалиться вниз в лежачем положений, а гам, что получится, т.к. работать в сливе не возможно. Даже если перевернет, то за левый берег во "дворе" успеем зацепиться!

Смущают острые кромки плиты слива, ниже тоже ступень, чуть вдвинутая вперед и тоже кажется с острыми кромками. Если распорет баллоны - мы в руках стихии!

Кидаю бревна, просматриваем как их проносит.

Но мощи в пороге мало - мало воды!

Возвращаюсь и почему-то переправляюсь с трудом по тому же месту. Что за чертовщина? То ли вода прибыла, то ли колени дрожат от просмотра!?

Обсуждаем. Желающих идти порог - трое. Предлагаю идти вдвоем на 1-ом катамаране (у него на резине по подошве башмак). Кандидатуры - я и Тарнов. Остальные на съемке, страховке. Юра предлагает втроем (добавляется он), Я считаю, что не пройдем, так как катамаран сядет глубже и застрянет на кромке слива (там сантимеров 12 глубины). Решаем (поскольку вечером идут дожди), проходить завтра, может быть вода несколько прибудет и струя слева будет более благоприятной. Обносим 2-а катамарана по зимнику.

Разворачиваем лагерь за порогом и все рыбачить. Снаряжаю спининг на "хозяина" - тайменя. Ползаю по порогу, кидая спиннинг с разных мест, но "хозяин" брать не хочет. Перепробовал все безотказные уральские блесны - никакого эффекта. Остальные в это время наловили мелкого ленка на мух. Солим и через некоторое время съедаем. Очень недурно. Рыба нежная и вкусная. В остальном на дары природы – глухо. Нет ни ягод, ни грибов... Ложимся поздно. Ночью - дождь.

12/VII-79г.

Утром выясняется, что с Ингодой шутки плохи. Чуть нас не наказала. Костер залит, ложки на дне, миски плавают в заливчике. Воды прибыло более полметра. Зато явная надежда на прохождение!!

В полной униформе (каска, накаченный до предела жилет, все подвязано и задраено, лишнее оставлено) шагаем на просмотр. Сначала выход: могучая струя рушится вниз, водопад, пожалуй, около 2-х метров, двор "кипит", как крутой кипяток, рассекаемый йогу чей струей.

Прижим бешенный, вода поднялась метра на 1 1 / 2 и дошла до вертикальной стенки, скрыв наклонный карниз. В 1-ом "дворе" струя упирается в карман, образовавшийся у правого берега и пляшет на одном месте вверх-вниз.

Главный слив - единый, мощный поток с огромным пенным, вздымающимся фонтанами, клокочущим котлом. Струя справа со страшной силой бьет в скалу, отбойный вал бешено вращается, устремляясь поперек всего слива, в лотке все кипит.

Ясность сразу - ни о каком 2-х местном небольшом катамаране не может быть и речи! Он игрушка в руках могучего потока. Как же изменилась река, просто поразительно!

Опять обсуждение, я снимаю. Выглядывает солнце и картина становится совершенно великолепной. В рыжеватых скалах бушует и рокочет поток, влажные отполированные скалы лоснятся, вода и пена переливаются и сверкают, как драгоценные камни... Все снято и продублировано, к этому времени обсуждение закончено. Опрос: все против прохождения, за обнос. Что же, вода оказалась сильнее! Лови момент! Относим 1-ый катамаран, он ночевал до порога. Отчаливаем. Река уже несет, камни помельче затоплены, но и скорость течения - много выше, чем раньше. Впереди еще один именной порог "Каменная деревня". Но "избушек" и целых "деревень" из них на реке с избытком. Сильная струя, сложный ход. Многие камни с наплыва совсем не видно, а идти нужно очень точно, иначе купание гарантировано, как на Урике.

Река часто поворачивает, мощные прижимы к стенкам, сливы с валами до 1,5 метров, входы и выходы засорены очень крупными камнями и скалами. Река в этих местах чем-то напоминает Уральский Кожим, но помощнее. Идем точно, катамаран управляется исключительно легко, просто приятно...

Вот опять очередная "деревня", вся река перегорожена скальными выходами. Времени уже много, кроме этого дождь, А может быть это порог?

Решаем остановиться и разведать. Затем разбиваем лагерь на высоком берегу с прекрасной тайгой. Прямо таки парк.

При осмотре катамаранов у одного здорово порван чехол - огромная дыра, где-то солидно зацепились... Завтра днёвка. Моросит нудный дождь, все кругом закрыто туманом. Вода прибывает на глазах. Поднимаем с берега все вещи повыше.

13/VII-79г.

Встали с Юрой в 8.00, остальные спят.

Он уходит обозревать окрестности. Утро туманное, солнца нет. Осматриваю шиверу. Придется поплутать среди камней, сливов и валов. В 10.00 поднимаются остальные, мелкие лагерные работы, ремонт чехлов и т.д.

Рыба не берет, вода здорово помутнела. К вечеру опять дождь, но не сильный, накрапывает. Но в верховьях льёт, вода опять прибывает и подбирается к костру. Опять все поднимаем еще выше.

У палатки цветок саранка - огромный колокол насыщенного пурпурного цвета на высоком стебле. На маршруте он попадается довольно часто. Местные говорят, что саранка цветет во время медвежьих свадеб, пугали нас то ли былями, то ли небылицами? А мы и следа их не видели. Вообще тайга пустая: редкие рябчики, раза два глухариный помет, помет кабарги тоже редок и, только один раз свежий, помет лосей или крупных оленей. Наверное дичь откочевала от засухи в другие места. Никакого сравнения с Полярным Уралом, где все время шагаешь по медвежьим следам, лосей тьма-тьмушая, олени, водоплавающие и прочая живность помельче....

14/VII-79г. Продолжаем сплав.

Вода прет рыжая, мутная. Шиверу проходим же так, как задумал Кирюхин при осмотре, т.к. он со мной не поделился, а я наметил другую линию. Поскольку я на корме, перегрести трудно, пошли моим путем. На предпоследнем сливе вода несет на камень, едва успеваем уйти и в следующий слив валимся лагом. Приходится откренивать. Далее шиверы с валом метра 1,5, прижимы, несколько мест более похожи на пороги. Река угрожающе шумит. В одном месте Павлов (он на носу) пытается уйти из валов, не даю.

Идем лагом, нас швыряет, как щепку... Все-таки устойчивость у катамарана превосходная!

У устья Ушмуна причаливаем перекусить. Идем на базу геологов. Несколько домиков, встречают 2-е. Обычные разговоры, угощают сигаретами - не отказываюсь, беру целую пачку; у нас осталась одна махра. Интересное сообщение: "Каменная деревня" впереди и порог в этом году впервые прошли на моторке.

Трогаемся дальше. Вскоре остров, идем правой протокой и мощная струя затягивает нас в порог. Река в каньоне по цепочке сливов устремляется лохматыми валами на огромный полупритопленный "бегемот" на выходе. Но разбиваясь о сейчас прикрытые камни, вода теряет в конце силу и от "бегемота" легко уходим вправо, но все равно впечатляет, побольше бы таких мест. Решаем занести один катамаран на повторное прохождение и снять его. Переправляемся мы с Колотиловым. По завалам, буяракам и скалам, с т py дом обносим катамаран вместе с вещами. Стартуем из щели метра полтора шириной, успеваем выйти на середину и разогнаться. Хорошо прокатились!

Далее затопленные шиверы, перекаты, прижимы, отдельные камни, вал. В одном месте могучий длинный слив с огромными камнями и очень сильный прижим, вал метра 2. Это безусловный порог. Заходим по центру струи, далее по валам вдоль прижима, на хорошей положительной скорости.

"Крючок" на выходе проносится мимо борта метрах в полутора...

Около 15 часов долина расширяется. Где-то здесь дома охотников. Причаливаем и проходим вперед. А вот и дома. На берегу новенький Салют-5,2. Здравствуй старый дружище! Как-никак с тобой прошла моя туристская юность, молодость и зрелость! Сколько же километров шли мы бок о бок или ехали друг на друге? Как же с тобой нехорошо обошлись! Совсем новенький, а уже продран и по стрингерам и по кильсону; плохие хозяева забыли тебя оклеить!...

Охотников 2-е - молодые парни с хорошим юмором (выяснилось позже), зовут Миша и Николай. "Салют" - парней из Ленинского поднялись сюда бичевой за 8 дней.

Сегодня ночуем здесь. Застолье, жратвы навалом: колбаса и сыр, ленки вяленые и вяленое мясо. Анекдоты, анекдоты... Рот и скулы болят от хохота. Дарю Мишке свою боевую трубку с табаком, он не расстается с ней весь вечер.

Часов с 18 дождь, усиливающийся с каждой минутой. Идет всю ночь.

15/VII-79г. С yтрa - дождь, вернее, он не прекращался. Вода уже близка к максимуму. Решаем идти до пос. Ленинский ходом, охотники собирались вчера с нами, но раздумали. Весь день под дождем, холодно; по реке такой туман, что видимость иногда метров 50. На перекатах вал, на шиверах - тоже, все время заливает, неуютно. Сейчас бы плот побольше. Часов в 16 на левом берегу балок, вернее изба. Решаем ночевать в ней. Приводим в порядок, намусорено в избе жутко. Топим печь. Вскоре пристает моторка - отец и сын из Ленинского. Приехали рыбачить, но рыба брать перестала. Пекут 2-х ленков по I кг, поймали в Ушмукане. Мужик говорит, что такой низкой воды в верховьях Ингоды не было с 1947г. Ну и ну! Следовательно, увидели реку от абсолютного минимума до максимума за 7 дней - редкий случай!

К вечеру дождь кончается.

16/VII -79г.

Выходим часов в 7, отчаливают и местные. Сначала по реке есть еще прижимы и вал, затем она упрощается окончательно. Широкая, мутная, холодная. Но берега!.. Высокие боны, поросшие лесом; добавилась сосна.

Часам к 12 показывается Ленинский и надо же... какая удача! Солнце вместе с ветром! Все быстро разбираем и сушим. Последний лагерь, торжественный ужин..

17/VII-79г.

В 9.00 отбываем в Читу. Места удобные, автобус наполовину пустой. Мимо проносятся покрытые лесом невысокие горы, бедные и грязные деревни и поселки. Обедаем в райцентре Улёты. Пьем пиво - дрянь! Наконец - Чита.

Удается кое-что закупить из книг. Шикарная карта Читинской области с географической сеткой. Почему-то на английском языке. Удается отправить Юру на Пекин-Москва, он торопится домой. Всю ночь валяемся на вокзале, грязные и мокрые, на грязных рюкзаках.

Поезда опять опаздывают от 15 до 20 часов!

Наконец, 381 Владивосток-Москва, купе.

18/VII - 22/VII-79г.

Поезд. До Красноярска - вчетвером. Прощаемся с Тарновым - замечательный он парень! Сколько у него запасов душевной силы, юмора; украшение кампании. Кличь - "Каа-Хем" - это на будущее и он исчезает в вокзале. Далее втроем, жарко, душно; до одури шахматы, карты и т.д. 21 июля - вечер, мы должны быть уже в Москве, а находимся на подходах к Кирову. Вид у всех измотанный. Дорога надоела.

И так, 13000 км поездом, километров 760 автобусом, 30 - трактором, 70 - пешком, 150 - водой по реке, из них интересных около 80. Если бы вода была большая вверху, а внизу-малая, было бы интереснее. Но все-же край посмотрели, во многом удивительный и прекрасный. Истоки Амура!

13. Схемы

Отчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. Москва

Фотографии:
Отчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. МоскваОтчёт о пеше-водном путешествии по маршруту г. Москва - г. Чита - пос. Кыра - р. Ингода - пос. Ленинский - г. Чита - г. Москва

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст