19 января 2013
Сосина Е.А.
( Калужская обл., Дзержинский р-он, пос. Полотняный Завод )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: V
Маршрутная книжка № 22 - 02 Т

Дата: июль-август 2002 г.

Руководитель: Сосина Е.А. (Калужская обл., Дзержинский р-он, пос. Полотняный Завод)

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

1. Справочные сведения

1.1. Проводящая организация

Департамент физкультуры, спорта и туризма Калужской области при участии

Калужского городского туристского клуба.

1.2. Характеристика маршрута

Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода, км общая ходовых дней Сроки проведения
пешеходный пятая 252 20 20 20.0 7-21.08

1.3. Район похода

Центральный Алтай, Северо - Чуйский и Южно - Чуйский хребты.

1.4. Подробная нитка маршрута

Пос. Чибит (нижний мост) - р. Орой - пер. Орой (н/к, 2200) - р. Шабага - р. Шавла - р. Левая Шавла - ледник Гляциологов - пер. Москвич (1Б, 3200) - р. Юнгур - перевал Туманный Восточный (2А, 3100) - р. Камрю - р. Карагем - р. Караайры - р. Оштуайры - пер. Талдуринский (1Б*, 3300) - ледник Большая Талдура - р. Талдура - р. Джело - радиальный выход: / р. Джело - верш. Купол (1Б, 3560) - р. Джело / - ледник Джело - пер. Томских гляциологов (1А, 3010) - р. Йолдоайры - р. Карагем - р. Абыл-Оюк (Прав. Карагем) - пер. Абыл-Оюк (1Б, 3200) - В. Шавлинское озеро - Н. Шавлинское озеро - слияние Правой и Левой Шавлы.

1.5. Список группы

6. Баринов Сергей Анатольевич, 1983

1.6. Адрес хранения отчёта, наличие видеоматериалов

Отчёты хранятся:

ТССР - г. Москва, проезд Студёный, д. 7.

Тульская зональная МКК-Калужский гортурклуб - г. Калуга, ул. Театральная, д. 8.

Видеоматериалы отсутствуют.

1.7. Поход рассмотрен

Тульской зональной МКК.

2. Содержание отчёта

2.1. Общая смысловая идея похода

Общая смысловая идея похода заключалась в ознакомлении с районом Северо - Чуйского и Южно - Чуйского хребтов, т. к. участники группы не бывали в высокогорном районе Алтая. Ставились задачи:

- повышение перевального опыта участников,

- отработка технических приёмов на сложных участках маршрута (переправах, ледниках).

2.2. Варианты подъезда и отъезда

Основной подъезд по железной дороге до ст. Бийск прицепными вагонами Москва - Бийск к поезду № 96 Москва - Барнаул. Это самый удобный и дешёвый вариант.

Стоимость проезда 1100 руб.

Из Бийска до Чибита можно добраться следующим образом:

Рейсовым автобусом до пос. Акташ или пос. Кош-Агач.

Маршрутным такси до места назначения.

Можно доехать автобусом до Горно-Алтайска, а оттуда также автобусом или маршрутным такси.

В Бийске и Горно-Алтайске существуют частные фирмы, занимающиеся доставкой туристов на маршрут и к местам отдыха.

Можно заказать транспорт заранее по телефону, а можно договориться на месте: представители этих фирм подъезжают на вокзал к прибытию поездов.

Стоимость проезда из Бийска до Горно-Алтайска на такси - 100 рублей.

Стоимость проезда из Горно-Алтайска до Чибита около 500 руб.

Начинать маршрут из пос. Чибит можно из двух точек:

У "нижнего" моста через Чую. В этом случае начало маршрута идет по тропе, которая обходит Мажойский каньон. Неудобство: на протяжении 9 км нет воды.

Через платный мост, который находится в 3 км от пос. Чибит, у места впадения р. Орой в р. Чуя. Прямо к мосту подходит дорога, куда автобусы подвозят туристов и отдыхающих. В этом случае экономится время, и путь на 9 км. короче. Плата за проход по мосту составляет 20 руб. с человека.

Заканчивать маршрут в пос. Чибит лучше у "нижнего" моста, т.к. там есть места для ночлега. Там же можно найти транспорт, чтобы уехать в Бийск или в Горно - Алтайск Обычно представители транспортных фирм ожидают туристов у моста или в посёлке.

При их отсутствии можно дойти до пос. Акташ, где водители останавливаются в гостинице, и договориться там. В зависимости от количества народа в группе предлага-ется различный транспорт: автобусы, микроавтобусы, можно договориться и о цене.

По пути можно попросить водителя остановиться в местах, представляющих интерес для туристов: в п. Иня (местные промыслы), п. Онгудай (столовая, телеграф, что нужно по окончании маршрута), на Сёминском перевале (самая высокая точка Чуйского тракта - 2200 м), в с. Сростки (родина В. Шукшина).

Можно уехать из Чибита и рейсовым автобусом, но это менее удобно и не намного дешевле.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Район похода удалён от автомагистрали и труднодоступен для транспорта из-за сложности рельефа.

Дороги есть по долинам крупных рек: Талдура (левый берег), Йолдоайры (правый берег).

Аварийный выход предполагал использование этих дорог и движение по ним в Бельтир.

По правому берегу Карагема идёт тропа, которая затем выходит на дорогу вдоль Йолдаайры. Таким образом тоже можно выйти в Бельтир.

Запасные варианты предусматривали упрощение маршрута в случае отставания от графика и неблагоприятных погодных условий. Они включали следующие моменты:

1. Замена прохождения перевала Туманный (2А) на прохождение перевала Терешковой (1Б) - не использован.

2. Замена прохождения пер. Верхнешавлинский (2А) на пер. Нижнешавлинский (1Б) - оба перевала не пройдены из-за погодных условий.

3.Отмена восхождения на вершину Джело (2А) - использован.

4. Изменения маршрута и их причины

8-ой день. Переправа через Карагем вброд была заменена переправой на катамаранах в месте впадения р. Караайры в р. Карагем.

Причина: полученная информация о большей, чем указано, глубине брода.

15-й день. Отменено восхождение на вершину Джело (2А).

Причина: отставание от графика движения.

19-й день. Прохождение перевала Верхнешавлинский (2А) и запасной вариант - прохождение перевала Нижнешавлинский (1Б) - отменены из-за погодных условий: плохая видимость, дождь.

В остальном, маршрут был пройден без изменений.

5. Техническое описание прохождения группой маршрута

28 июля 2002г. - 1-й день - Мост у пос. Чибит - устье р. Орой

Маршрут начинается у моста перед посёлком Чибит. Здесь многие группы заканчивают маршруты: видны следы стоянок, кострища, лежат дрова. Водитель "Газели", на которой мы добирались до Чибита, сказал, что здесь же можно заказать транспорт на обратную дорогу либо заранее, либо по окончании маршрута, работают посредники.

Переложив рюкзаки, начинаем движение вдоль Чуи. Почти сразу тропа преподносит нам сюрприз: обходя прижим, образованный ответвлением Чуи, она проходит по карнизу и довольно трудно преодолевается. Далее тропа выходит в долину, идет мимо фермы, делится на несколько троп. Мы старались выбрать самую заметную и удобную. Через 2 км видим ещё один мост через Чую. Он на покосившихся железных опорах, пройти по нему нельзя. Собственно это каркас от моста, довольно сильно покореженный. Тропа из излучины реки поднимается на склоны и обходит обрывы, то набирая, то сбрасывая высоту. На этом участке пути совсем нет воды. Наконец тропа выходит на поляну, на которой есть небольшое озерцо, а внизу слышен шум ручья. Уже темно и мы ставим палатки у озерца, а за водой спускаемся к ручью. У ручья несколько стоянок, одна из которых занята группой из Новосибирска, идущей на Шавлинские озера.

Ходовое время: 3 часа.

Расстояние: 9 км.

Перепад высот: 470 м.

Метеоусловия: облачно, временами дождь, + 22 С.

29 июля 2002 г. - 2-й день - Устье р. Орой - пер. Орой (н/к, 2200) - р. Шабага

С места ночёвки спустились к ручью Орой. Утром нас посетил местный житель

и очень просил заплатить сколько-нибудь за то, что мы стоим на его покосах. Но,т.к. стояли мы уже за границей покосов, мы это ему очень доходчиво объяснили, и он ушел. Перешли ручей и начали движение по тропе вверх вдоль русла ручья.

Тропа идет серпантином, с постоянным набором высоты. На протяжении пути встречаются "обо" (деревья с ленточками) и есть несколько мест для ночлега, но все они были заняты. Через 4 км начинается ровный участок, тропа выходит на террасу, затем переходит на другой берег Ороя.

Остановились на обед. Начинают встречаться туристы, идущие с Шавлинских озёр. Они говорят, что до перевала Орой (н/к) минут 30 ходьбы. Но это вниз и с пустыми рюкзаками, а нам вверх и с полной нагрузкой. Через 30 мин. мы только выходим на хребет, по нему идет дорога, которая ведёт на пер. Орой. Перевал - широкая травянистая седловина, заболоченная. Есть тур, в нем даже была записка, которую сняли туристы из Костромы. Далее наш путь лежит в долину реки Шабага. С перевала в долину ведёт дорога (колея со следами грузовика), затем она заканчивается, а дальше идет тропа. Тропа пересекает левый приток Шабаги и подходит вплотную к реке, проходя по мелкой галечной осыпи, затем поднимается чуть выше. На топографической карте (2 км) тропа нарисована по правому берегу Шабаги, а идет по левому. Через 9км от перевала остановились на ночевку на берегу Шабаги. Здесь есть дрова, но место для палатки не очень удобное.

Ходовое время: 5 ч. 10 мин.

Расстояние: 20 км.

Перепад высот: 1120 м.

Метеоусловия: облачно, временами дождь, гроза, ветер, + 21 С.

30 июля 2002 г. - 3-й день - Р. Шабага - р. Шавла - слияние Правой и Левой Шавлы

С места ночевки продолжаем движение по тропе. Тропа местами сильно завалена, иногда приходится обходить завалы. Через 2км подходим к мощному притоку Шабаги. Тропа выводит нас к мостику из двух бревен с перилами. По нему без труда переправляемся и идем дальше. Вскоре переходим ещё один приток и через 6 км подходим к слиянию Шавлы и Шабаги. Место слияния с тропы не видно, зато открывается вид на хребет в долине Лев. Шавлы, где-то в нем наш первый перевал. Пройдя по заболоченному участку, вновь находим тропу и идем по ней. Тропа завалена, местами заболочена, но по ней ходит много народа. Встречный народ делится информацией: погода плохая, часто идет дождь, одни говорят, что много снега, другие, наоборот, что он растаял. Через 6 км. от слияния выходим к широкой пойме Шавлы, в которой образуются небольшие озерца. Перед слиянием Правой и Левой Шавлы начинаем искать место для ночевки. Как всегда, самое хорошее оказывается занятым. Пройдя ещё немного вперед, решаем остановиться на полянке у старого кострища. Место для палаток не очень подходящее, зато в 100 м от него лежит дерево, по которому можно перейти Шавлу. Тропа уходит дальше по левому берегу к Верхне- и Нижнешавлинскому озеру. По информации стоящих рядом туристов, вдоль правой Шавлы троп нет.

Ходовое время: 5 часов.

Расстояние: 20 км.

Перепад высот: 440 м.

Метеоусловия: облачно, + 24С.

31 июля 2002 г. - 4-й день - Слияние Правой и Левой Шавлы - Левая Шавла - морена ледника Гляциологов

Сильно устав за два дня, решили облегчить себе жизни и сделать заброску продуктов на 4 последних дня к Верхнему Шавлинскому озеру, откуда нам нужно будет идти на перевал Верхнешавлинский. До этого места примерно 10 км. Уходят двое.

С места ночевки мы должны подойти к леднику Гляциологов, что находится в долине Лев. Шавлы.

После обеда Правую Шавлу переходим по толстому бревну, затем по камням. В междуречьи - труднопроходимый участок леса: завалы, буреломы, курумник (ф.11.). Через 1 км вышли к реке Лев. Шавла. Перешли через широкую поляну. С неё видно, что река делится на два рукава, мы решили идти по левому. Речку перешли по бревну, организовав перила из более тонкого бревна. Далее движемся вдоль левого рукава по правому берегу. Троп здесь нет, движение осложняется прижимами, осыпными участками, которые обходим поверху, и завалами. Переходим на левый берег. Впереди виден язык ледника. Мы решаем подняться на боковую морену, присмотреть место для ночевки и путь выхода на ледник. Поднявшись на морену, нашли ровную площадку, где можно поставить палатку. Единственное неудобство - поблизости нет воды, вниз спускаться далеко и круто. В 200 м от мест для палаток нашли воду и решили остановиться здесь. Готовим на примусе.

Ходовое время: 2 ч. 40 мин.

Расстояние: 7 км.

Перепад высот: 360 м.

Метеоусловия: облачно, с утра дождь, + 20 С.

1 августа 2002 г. - 5-й день - Ледник Гляциологов - пер. Москвич (1Б, 3200) - долина р. Юнгур

С места ночевки, осмотрев предварительно сверху ледник и возможные пути выхода на него, решаем двигаться по морене, ледник слева (ф.14.). Морена круто поднимается вверх, через 3 км. открывается довольно пологий выход на ледник. Спускаемся к леднику, он открытый, сверху подтаявший фирн, можно какое-то время идти без "кошек", но мы полностью экипируемся - это наша первая ледовая практика в этом походе. Через 1,5км переходим на снежный участок, что справа от нас, ближе к скалам, т.к. путь по леднику нам преграждают забитые снегом трещины. Снег становится очень рыхлым, появляются провалы. Организуем две связки. Слева от нас виден перевал Орбита, с него следы ведут в сторону нашего перевала, он за поворотом справа. Мы продолжаем подъём по леднику, здесь он покрыт талым и рыхлым снегом. Становится виден полностью наш перевал. Перевальный взлет маленький, осыпной, наверху - тур (ф.17.). Снимаем записку группы из Костромы. Фотографируемся и начинаем спуск в долину реки Юнгур. Сразу за туром начинается крутой осыпной сброс, по которому мы, спустя некоторое время, выходим на ледник. Пройдя по леднику, выходим на морену и, немного спустившись, начинаем подрезать склон, держа путь к морене ледника Туманный. Останавливаемся перед мореной. Лезть выше сил нет, и мы решаем встать на ночёвку в достаточно неудобном месте: склон, дров, конечно, нет, но рядом вода, а под спиной не камни, а трава. По плану наша ночёвка должна быть выше, у ледника, но разведка показала, что удобного места рядом нет, а до ледника далеко.

Ходовое время: 4 ч. 50 мин.

Расстояние: 11,3 км

Перепад высот: 1600 м.

Метеоусловия: ясно, + 26 С.

2 августа 2002 г. - 6-й день - Долина р. Юнгур - пер. Туманный Восточный (2А, 3100) - р. Камрю

Сегодня наш путь лежит через перевал Туманный Восточный 2 А к истокам реки Камрю. Подъём к перевалу начали по морене, по левой стороне по ходу движения. Через 1,5 км вышли к леднику. Жарко, солнце сильно припекает. Ледник покрыт снегом, он уже подтаял, и мы идем без "кошек". Склон достаточно пологий. Слева от нас виден осыпной склон перевала Молодых, наш перевал правее. Вот он открывается перед нами: крутой снежно-ледовый склон. По нему идут следы: слева под самыми скалами и посередине склона. Перед подъёмом устроил обед. Затем разделились на связки- тройки и начали подъём. Во время обеда решили у скал не идти: со скал падают камни и снег очень глубокий. Идем по следам посередине склона. Снег глубокий, от 60 до 80 см, с трудом преодолеваем эти 200 м (ф.23,24,25) .

Затем, на выходе, снега становится меньше, под ним чувствуется лед, идти становится легче. На самом верху опять попадаем в снежный нанос, затем выходим на гладкий ледяной "лоб", поднимаемся последние 10 шагов. Это только первая часть подъёма, но она самая сложная. Дальше - небольшой обрывчик, мы съезжаем туда, отдыхаем, и проходим вторую часть . Она проще, снега там меньше, трещин нет. Поднимаемся наверх, снимаем записку туристов-горников из Уфы. Они прошли этот перевал сегодня, но раньше нас. Это их следы мы видели. Видимо, они ночевали у ледника (мы видели расчищенную площадку). С перевала следы ведут вниз. Нам склон показался достаточно крутым, и мы навесили перила. Вслед за нами поднималась группа из Костромы. Объединившись с ними, начали спуск. Спуск вначале идет по снегу, потом под тонким слоем снега появляется лёд. Длина спуска ок. 100 м, третью веревку использовать не стали, т.к. на выходе на ледник склон становится более пологим. Спускаемся на самостраховке. Для последнего присмотрели промежуточную площадку, где за выступ скалы можно закрепить верёвку.

Спустившись с самой крутой части, вышли на ледник и по нему пошли вниз, постепенно забирая правее к морене. Трещин мало, они легко обходятся . Выходим на морену, но идти по ней плохо: грязь, мелкая осыпь, и крутые "бараньи лбы", которые приходится обходить. Снова выходим на лед, а через 300 м окончатель- но уходим на морену, т.к. дальше идёт постепенный сброс высоты. Через 1км от ледника внизу слева видим 2 озера и ровное место. Спускаемся к ним и встаём на ночевку. Это место часто используют для ночевок: за камнями остатки пакетов, упаковок, расчищенные площадки. Ужин готовим на примусе.

Ходовое время: 4 часа.

Расстояние: 8 км.

Перепад высот: 1200 м.

Метеоусловия: ясно, ветер слабый, + 26 С.

3 августа 2002 г. - 7-й день - Истоки реки Камрю - р. Карагем

Сегодня спускаемся к Карагему. Наша задача - узнать, где удобнее переправиться через Карагем. С утра начали спуск по морене, затем вышли на травянисто-осыпной склон левого берега реки и идем по нему. На заболоченных участках нашли заросли зеленого лука и нарвали его целый пакет. Через 6 км на подходе к левому притоку р. Камрю, на склоне появляются заросли березки, идти становится труднее. Приток неширокий (6 - 8 м), течение быстрое. Поискав удобное место для переправы (бревно или камни), не нашли ничего, и перешли вброд. Глубина 50 см. Вскоре выходим к озеру Камрю, идем по левому берегу. На озере много дров и здесь делаем обед. После обеда продолжаем спуск к Карагему. Берег, по которому мы идем, становится обрывистым, образуются прижимы, завалы деревьев. Поднимаемся выше и идем по склону, поросшему лесом. Внезапно путь нам преграждает селевой желоб. Обходить его мы не стали: он тянется высоко вверх. С трудом нашли место для спуска и вышли на берег Камрю. Здесь селевые выносы преградили старое русло, и река течет, подмывая левый берег. Какое-то время пробираемся по камням, затем встретили группу харьковчан. Они шли по левому берегу и сказали, что идти по нему очень сложно, а моста через Камрю в месте впадения в Карагем нет, его смыло. Мы решаем переправиться на правый берег здесь, он кажется более пологим, да и идти нам затем вниз по течению Карагема. Пройдя 400 м, нашли бревно, уложили еще одно, т.к. первое не доставало до берега, и натянули перила. Перешли на правый берег и двинулись по нему вниз. Идти тоже трудно: лес сильно завален. Пройдя ок. 1 км выходим на берег. По нему идем быстрее, хотя движение замедляют крупные глыбы. Через 3 км выходим к Карагему.

То, что мы видим, расходится с известной нам ситуацией. Встречные селевые потоки запрудили Карагем, и образовалось озеро. На правом берегу места для ночёвки не нашли, поэтому решили снова переправиться через Камрю в районе бывшего моста и заночевать на берегу озера. Перешли реку по бревну (ф.35,36,37). На берегу озера много мест для стоянок, есть дрова. Рядом с нами стоянка водников: каяки, катамараны, но никого нет. Может, ребята делают заброску?

Ходовое время: 4 ч. 35 мин.

Расстояние: 15 км.

Перепад высот: 650 м.

Метеоусловия: ясно, ветер слабый, + 23С.

4 августа 2002 г. - 8-й день - Слияние рек Камрю и Карагем - слияние рек Карагем и Караайры - р. Караайры

Сегодня у нас сложный день: нужно переправиться через Карагем и дойти до р. Караайры. С утра попытались разведать, можно ли перейти Карагем выше озера (ниже начинается каньон). Оказалось, что там везде прижимы и сложности с переправой первого. Поэтому решаем идти на Карагемский брод. Снова переходим Камрю и встречаем водников, 13 человек из Бийска, Барнаула, Берна. Они совершают поход 5 к.с., руководитель Лебедев Е. из фирмы "Серебряный ключ".

Они сообщили нам, что брод, хоть и обозначен, но переходить по нему они не рекомендуют, т.к. течение очень сильное, и вода явно выше, чем обозначено на карте, а перила вешать там негде. Они предложили переправить нас на левый берег Карагема в районе слияния его с Караайры, где стоит их лагерь. Мы согласились и двинулись туда, чтобы на месте посмотреть ситуацию. Тропа по правому берегу Карагема хорошо заметна, хотя местами завалена. Через 5 км вышли на большую поляну, местами заболоченную. Через нее вышли к Карагему. Вот и лагерь водников. Решили сготовить обед и посмотреть место выше слияния: нельзя ли там сделать переправу. На берегу много дров: бревна приносит течением. Места для переправы не находим. Ждем водников. Они переправляют нас на катамаране. Приходится натягивать для него перила и делать челнок, иначе катамаран сносит.

Продолжаем движение по правому берегу р. Караайры. Долина вначале пологая, местами появляется звериная тропа, которой мы пользуемся, затем она выходит на скалы и теряется. Внизу река зажата в скальный каньон, мы поднимаемся выше и идем по крутому травянисто-осыпному склону. Здесь просто незаменимыми оказываются альпенштоки. Пройдя 4,5 км от переправы, спускаемся в расширившуюся долину р. Караайры. Здесь река даже делится на несколько рукавов. На ночёвку остановились в лесу, на берегу реки. Место удобное: достаточно ровное, много дров.

Ходовое время: 3 ч.30 мин.

Расстояние: 9,5 км.

Перепад высот: 350 м.

Метеоусловия: ясно, + 30 С.

5 августа 2002 г. - 9-й день - Р. Караайры - р. Оштуайры

С утра продолжаем движение по реке Караайры. Сегодня мы должны подойти к

верховьям р. Оштуайры. Идём вдоль русла реки, по камням. Через 3 км. от места

ночёвки вышли к слиянию рек Оштуайры и Мештуайры. Продолжаем идти по правому берегу Оштуайры. Видели группу из Казани, они шли навстречу левым берегом реки. Идти по правой стороне сложно из-за прижимов. Склоны неустойчивы, они осыпаются. Пройти с элементами скалолазания нельзя - опора для рук ненадёжная. Обходить опасные участки по воде тоже не везде удаётся, местами у берега глубоко, а течение сильное. Чаще всего обходим прижимы поверху, что тоже не всегда возможно из-за характера склона. При прохождении одного из прижимов снизу первый участник упал в воду, т.к. камень, за который он держался, съехал в воду. Глубина оказалась около 80 см., но течение очень сильное.

Вытащив из воды участника и рюкзак, остановились на ночёвку, высушились и разведали более удобный и безопасный путь.

Ходовое время: 3 ч.10 мин.

Расстояние: 10 км.

Перепад высот: 200 м.

Метеоусловия: ясно, слабый ветер, + 24 С.

6 августа 2002 г. - 10-й день - Р. Оштуайры - верховья Оштуайры

С утра идёт дождь, и, пережидая его, мы задерживаемся с выходом. Сегодня мы должны подойти под перевал Талдуринский. Вспоминая вчерашний день, стараемся обходить кажущиеся нам опасными места поверху. Склоны здесь крутые, травянисто- осыпные, с буреломами и завалами. Через 1 км. от места ночёвки дошли до левого притока, а ещё через 1км. река входит в узкий каньон. Мы вновь пережидаем дождь и обдумываем варианты прохода. Можно пройти по каньону, если у берегов неглубоко, а можно обойти каньон поверху, а затем, стараясь не сбрасывать высоту, уйти по долине влево, под Талдуринский перевал. Разведка показала, что по каньону пройти нельзя из-за быстрого течения, поэтому обходим каньон сверху.

Набираем высоту по крутому осыпному склону, поднимаясь выше видимых нам отрогов, затем идём траверсом вдоль склона. Осыпи чередуются с травянистыми участками. Очередная "порция" дождя застаёт нас на утёсе, где оборудована стоянка. Мы пережидаем дождь под тентом и готовим обед. В 100 м. от нас течёт мощный ручей, правый приток Оштуайры, не нанесённый на карту. После обеда переходим ручей вброд. За ним начинаются заросли ерника. Через 1км. выходим на осыпи и продолжаем идти вдоль склона. Прямо перед нами - массив Иикту, ледник, с которого стекает Оштуайры, а нам нужно поворачивать влево по ходу, по прито- ку. Идём по средней и крупной осыпи, постепенно выходя к реке. Надвигается гроза, мы торопимся добраться до более-менее удобного места для ночлега. На первом же ровном "пятачке" ставим палатку, и вовремя - начинается дождь и резко холодает. Ужин готовим на примусе.

Ходовое время: 3ч. 30 мин.

Расстояние: 8 км.

Перепад высот: 750 м.

Метеоусловия: облачно, кратковременный дождь, вечером гроза, + 15 С.

7 августа 2002 г. - 11-й день - Верховья реки Оштуайры - отрог хребта у перевала Талдуринский

Сегодня наша цель - пройти Талдуринский перевал. Он находится справа от нас, но вчера мы не подошли под ледник, поэтому с утра снова идём вдоль реки. Снова пробираемся по каньону, он в 150 м от места ночёвки, а затем находим удобное место для переправы через речку. Отсюда же начинается, как нам кажется, удобный подъём на морену ледника, поднимающегося к перевалу Талдуринский. Речку перешли вброд, глубина - 0, 6 м. Подъём начали по травянистому склону, затем началась осыпь. Через 1 км. вышли на ледник и начали подниматься по нему. Ледник пологий, засыпан снегом, поэтому "кошки" не надеваем, идём примерно по центру ледника. Через некоторое время попадаем в зону трещин. Пытаемся обойти их слева. Перед нами открывается перевал: широкая седловина, довольно крутой и длинный перевальный взлёт. Пока непонятно, как подниматься на него. Путь слева нам снова преграждают трещины и провалы. Справа от нас отрог хребта, и на него видна тропа: кто-то поднимался на седловину отрога, а затем траверсом выходил на перевал. Этим путём решили воспользоваться и мы. Подъём на отрог крутой, сначала по снегу, затем по осыпи по гребню отрога. Поднявшись на высоту перевала, посмотрели на путь предыдущей группы. Их тропа подрезает довольно крутой склон. Решаем повторить их путь до тех пор, пока нам это будет представ- ляться безопасным. Надеваем "кошки" и начинаем движение. Идём по рыхлому снегу глубиной до 0,5 м. Подходим к участку, где крутизна склона увеличивается.

Снег начинает проваливаться, приходится откапываться. Хотя до перевала остаётся около 200 м, решаем вернуться и разведать другой путь: через вершинку. Вернувшись на отрог, разравниваем место под палатку, делаем разведку и готовим ужин, т.к. пройти перевал сегодня мы уже не успеваем.

Ходовое время: 4 часа.

Расстояние: 6 км.

Перепад высот: 550 м.

Метеоусловия: ясно, ветер, + 22 С.

8 августа 2002 г. - 12-й день - Отрог хребта - пер. Талдуринский (1Б*, 3400 м) - ледник Большая Талдура - р. Талдура

Утром решили не повторять вчерашнего подхода к перевалу, а пройти через верх.

С места ночёвки поднимаемся по гребню. Осыпь средних размеров, подвижная.

Через 1,5 км. вышли наверх. Снег на склоне жёсткий, есть ледяные пятна. Мы на- весили перила, т.к. в начале спуска склон крутой. Закрепили перила на ледобурах, потому что камень, оставленный вчера в расщелине, не вмёрз. Спускаемся на самостраховке. Длина спуска 120 м. Вышли на осыпь. Тур находится в дальней от нас части седловины. Сняли записку туристов из Москвы. Это их тропой мы хотели воспользоваться. Они проходили поздно, на крутом участке вешали горизонтальные перила, а ночевали на самом перевале. С седловины видно, что наиболее лёгкий путь подъёма на перевал слева, там осыпной склон. Правда, неизвестен характер осыпи и не видно перехода с ледника на склон. В этом случае подниматься к пере- валу нужно по левой стороне ледника, а не по правой, как поднимались мы. Спуск с перевала осыпной, мы идём на морену, и по ней начинаем движение к истокам Талдуры. Пройдя по морене около 1 км, вышли на ледник, т.к. моренная осыпь стала крутой. Ледник пологий, шероховатый, идём без "кошек". Через 2,5 км на леднике появляется много трещин, и мы снова уходим на морену. Справа от нас вершина Иикту. Мы спускаемся к Талдуре, на выходе к реке есть удобные места для стоянок, там мы обедаем. Вдоль реки можно идти двумя путями: внизу по берегу реки, и по морене. Путь по морене длиннее и сложнее. После обеда идём вдоль реки по морене, переправились через 4 притока, переправы вброд. Через 9,5 км от моренных озёр, у которых мы обедали, на правом берегу увидели зимник, рядом стояли палатки. Мы решили остановиться на своём берегу напротив зимника. Здесь протекает ручей с чистой водой, до следующего далеко. Дрова есть.

Ходовое время: 5 ч. 10 мин.

Расстояние: 18,5 км.

Перепад высот: 1050 м.

Метеоусловия: ясно, + 25 С.

9 августа 2002 г. - 13-й день - Р. Талдура - р. Джело

Утром к нам пришёл гость с правого берега - польский турист. Они отдыхают, ходят смотреть ледники. Сегодня мы должны дойти до слияния рек Талдура и Джело и постараться подняться по Джело вверх. От места нашей ночёвки вдоль Талдуры идёт слабо заметная тропа, по ней мы и пошли. Тропа теряется на заболоченных участках и осыпях, но по берегу идти хорошо и без тропы. Через 3 км на нашем берегу начинается дорога, по ней заезжают на покосы. Идём по дороге. Ещё через 7 км. дорога переходит с левого берега реки на правый, а мы продолжа- ем движение по тропе, она обходит прижимы на реке. Затем дорога снова переходит на левый берег. Долина реки расширяется, река делится на множество рукавов. В зимнике нам сказали, что отсюда до слияния с Джело 2 км, но можно перевалить через хребет по скотопрогонной тропе. Мы поднялись на хребет, затем немного прошли по нему и вышли на грунтовую дорогу, идущую вдоль р. Джело. Выше по течению видим мост, через него дорога идёт на Карагемский перевал. Дорога по левому берегу идёт к кошарам, а мы идём берегом реки по тропе. Дошли до коша- ры, перед которой кончился лес. Как нам сказали, леса дальше нет. Мы решили уйти за поворот долины и там остановиться. Долина поворачивает влево, и перед нами возникает массив Джело. Отойдя от кошары на 2,3 км, останавливаемся на ночлег на уже готовой стоянке. Здесь даже можно набрать дров, но вода из реки, очень грязная.

В долине реки Джело - пастбища, и местные жители гоняют скот по долине утром и вечером.

Ходовое время: 5 ч. 30 мин.

Расстояние: 24 км.

Перепад высот: 730 м.

Метеоусловия: ясно, + 25 С.

10 августа 2002 г. - 14-й день - Р. Джело - морена ледника Джело

Радиальный выход: морена лед. Джело - вершина Купол (1Б,3560) - морена лед. Джело

Сегодня мы должны подойти к верховьям реки Джело и остановиться под ледником. Если удастся сделать это быстро, то попытаемся сегодня же сделать радиалку на вершину Купол.

До верховий Джело дошли быстро. Шли вдоль реки, обходя прижимы на реке. Иногда двигались в каньоне, хотя долина достаточно широкая, чтобы не набирать высоту. Останавливаемся позади скалы, очевидно, бывший язык ледника, на ровной площадке. Слева от нас на хребте - снежник, похоже, какой-то перевал, но непонятно в долину Йолдаайры или только через отрог. Справа притоки реки Джело и седловина, через которую группа уходит в радиалку на вершину г. Купол.

Оставшиеся в лагере участники группы, которая шла с нами к леднику Джело, обещали посмотреть за вещами и разведать, нет ли стоянки поближе к леднику Джело.

Вершина Джело перед нами в левом углу цирка. Пока издалека непонятно, как и откуда подниматься на неё, но это задача завтрашнего дня.

С места стоянки мы продолжаем двигаться по правому берегу реки Джело. Дойдя до места, где река делится на множество рукавов, переправляемся вброд. Река мутная, быстрое течение, глубина 0,5 - 0,7м. Переправившись и переобувшись, пошли вверх по травянистому склону, на котором местами имеются скальные выходы. Через 0,5 км подошли к каньону. По нему течет ручей с ледника г. Купол. Продолжаем движение вдоль ручья по верху каньона. Постепенно склон выполаживается, и ручей делится на несколько рукавов. Через 1.5 км подходим к слиянию двух ручьёв, и решаем идти по левому. Через 0,7 км подходим к каньону.

С трудом переправившись через ручей, пытаемся пройти по берегу вверх, но там отвесные стенки. Переправляемся обратно и пытаемся пройти по правому берегу.

Находим едва заметную тропинку, которая начинается недалеко от ручья. Тропа идет вверх на склон каньона. Мы поднимаемся по крупному курумнику. После резкого набора высоты, ок. 50 м, склон выполаживается, хотя правее, ближе к ручью, он остается очень крутым. Осыпь становится подвижной, плоские плитки неустойчивы. Слева от нас крутой склон, который закрывает вид на ледник и гору Купол. Пройдя около 1 км, останавливаемся на обед. Затем снова идем траверсом по склону, и через 0,6 км подходим к ручью, стекающему с ледника. Ещё через 0,6м подходим к морене ледника, затем к подножью ледника. Середина ледника крутая, поэтому надеваем обвязки и "кошки" и начинаем подъём. Через 70 м. ледник выполаживается и через 80 м становится совсем пологим. Сама вершина - скальные выступы в виде плит, стоящих вертикально. Есть триангулятор и тур. Наверху встретили группу школьников из Москвы и Киева. Оставив записку, спускаемся вниз к началу ледника. Назад идём тем же путём. Переправа через Джело на обратной дороге более сложная: увеличился поток воды, вода тащит с собой камни. Переправились "стенкой".

Ходовое время: 5 ч. 55 мин.

Расстояние: 25 км, в зачёт - 15 км.

Перепад высот: 230 м.

Метеоусловия: облачно, ветер, + 28 С.

11 августа 2002 г. - 15-й день - Ледник Джело - река Джело - цирк у озера на террасе хребта

Утром встали рано и начали подъём к вершине Джело. Восхождение решили начинать с ледника Джело. Через 1,5 км. дошли до ледника и начали подниматься по его левому краю (по ходу). Ледник сильно засыпан. Через 1 км. подошли к вершине Джело. Подъём хотели начинать левее места нашего выхода к вершине, там верхняя часть хребта платообразная, подъём на хребет - по скальным полкам. Ледник слева имеет понижение. Начинаем спускаться туда и проваливаемся в подтаявший снег, под ним вода. Попытались обойти это "болото" - не удалось. Очень жарко, хотя всего 8ч. 30 мин. Другого пути подъёма на вершину мы не находим. Становится ясно, что на леднике нужно ночевать, а восхождение начинать ещё раньше. Мы отстаём от графика уже на сутки, и решили не ждать ещё один день. Перед походом мы получили информацию о том, что в районе хребта Джело - РВС - Крылья Советов есть перевал 1А Сквозной, хотя по карте он не просматривается. Через него мы хотели выйти на левый Карагем. Перевала не наблюдаем и решаем пройти по леднику за следующий отрог. Сначала идем по ровному леднику, затем начинается подъём. Подальше отходим от скал и рантклюфтов и поднимаемся по льду, засыпанному подтаявшим снегом (идем без "кошек"). Всё сильно тает. За этим отрогом перевала также не наблюдается. Остаётся последний вариант - посмотреть ещё за одним отрогом. Мы идем туда, ледник пологий, почти ровный, много трещин, но все мелкие. Наконец наш путь преграждает ещё одно "болото" - глубокий раскисший снег. Перебравшись через него, разведчики осмотрели последнюю нашу надежду - оказалось, это - цирк, и перевала 1А там нет. Может он и есть где-то этот перевал, но точного местонахожде- ния его мы не знаем. Посовещавшись, решили идти вниз и далее на перевал "Томич". Он где-то у места нашей ночёвки. Спускаемся другим путём: с ледника выходим на осыпь, там идти кажется лучше. У места нашей ночёвки видим какую-то группу, но не успеваем поговорить - они уходят, а мы ещё не спустились. Пообедав на месте прошлой ночёвки, начинаем подниматься на хребет. Подъём траверсом по травянисто-осыпному склону. Доходим до террасы и решаем, что нужно пройти ещё вниз по течению Джело, и, найдя удобный путь, перевалить в долину Иолдаайры. Однако, потом решили воспользоваться имеющимся у нас описанием этого пути, пройденным калужской группой в 1997 г. Согласно ему, подъём на хребет начинается от озера на террасе и выводит на пер. Август. Наш перевал в этом же хребте. Мы решаем подняться и поискать перевал, т.к. снизу он не просматривается. Через 3 км. дошли до озера на террасе. Пока ставили лагерь и варили ужин, два человека отправились на разведку пути к перевалу из цирка.

Ходовое время: 5ч. 35 мин.

Расстояние: 15,5 км.

Перепад высот: 1740 м.

Метеоусловия: ясно, + 29 С.

12 августа 2002г. - 16-й день - Озеро на террасе хребта - пер. Томских гляциологов (1А, 3010) - правый приток Йолдоайры - р. Йолдоайры - Карагемская поляна - слияние Правого и Левого Карагема

Сегодня мы должны выйти к слиянию Правого и Левого Карагема. Есть два варианта. Первый - через пер. Август свалить на р. Иолдаайры и затем идти вдоль нее до Карагема. Второй - подняться на хребет и попытаться найти путь в долину Левого Карагема, и затем по нему спуститься до слияния. С места ночевки мы поднимаемся на хребет, не заходя в цирк. Подъём осыпной, в несколько ступеней, с выходом на террасы. Осыпь средняя, неустойчивая. Поднявшись почти на самый верх, организуем 2 группы разведки. Одна идет искать перевал в долину Иолдоайры (он где-то рядом, по описанию), другая выходит на хребет и отправляется на поиски спуска в долину Левого Карагема. Через 2 часа известны результаты: в 300 м. от нас пер. Шурова (Томских Гляциологов, Томич), 1А, он ведет в долину р. Иолдоайры; по хребту нужно достаточно долго идти, начало спуска нормальное, затем начинаются каньоны, и что там внизу - не видно. Посовещавшись, решаем идти на Иолдоайры. Снимаем на перевале записку туристов из Томска. Спуск начинаем правее перевальной седловины. От нее поднимаемся на верх хребта и спускаемся по старому руслу ручья на приток Иолдоайры. На середине спуска в камнях появляется вода, начинается каньонный участок. Пройдя по нему 500 м, выходим к крутым скальным сбросам. Решаем обойти их поверху. Выбираемся на левый склон. Осыпь средняя неустойчивая, все ползёт под ногами, склон крутой, ветер (хорошо, что в сторону склона). Через 300 м выходим на травянисто-осыпной склон, местами покрытый ерником. По нему спускаемся на приток Иолдоайры, переходим на его правый берег и идем по травянисто-осыпному склону. Через 1,5 км выходим к реке Иолдоайры. По левому берегу её идёт дорога, мы продолжаем идти по правому. Начинаются прижимы, и приходится обходить их поверху. Обход по средней осыпи, движение осложняется завалами. Перед впадением правого притока спускаемся вниз и обедаем. Затем переправляемся на левый берег, решив пройти по дороге.

На карте дорога нарисована неверно!

Она не переходит с левого на правый берег и обратно, а идет по правому берегу, перейдя на него в 300 м от места нашего обеда. Пришлось реку бродить обратно. Через 100 м после брода дорога пропадает, и мы делаем разведку. Поверху обходить опасно, а снизу прижим можно обойти по самой кромке спуска, за ним снова появляется дорога. Оказывается, река залила дорогу из-за подъёма воды. Продолжаем движение по дороге и через 9 км. подходим к Карагемской поляне. Поворачиваем в долину Карагема и идём к слиянию Правого и Левого Карагема по тропе. Через 4 км. выходим на песчаный берег в 300 м. от слияния рек. Место ровное, есть дрова, и мы останавливаемся на ночлег.

Ходовое время: 6ч. 15 мин.

Расстояние: 19,2 км.

Перепад высот: 1510м.

Метеоусловия: облачно, ветер слабый, + 23 С.

13 августа 2002 г. - 17-й день - Слияние Правого и Левого Карагема - левый приток Правого Карагема

Сегодня мы должны подойти к перевалу Абыл-Оюк и заночевать у морены ледника Ступенчатый. Там, по описанию, есть удобные места. С места ночевки снова вышли на тропу и пошли по ней. На заболоченных местах она пропадает или делится на несколько троп. Через 300 м подошли к слиянию Правого и Левого Карагема. Через Левый Карагем переправлялись вброд, ширина реки в месте переправы 18 - 20м. Здесь очень холодная вода. Продолжаем идти по тропе вдоль Правого Карагема, Через 2,2 км от слияния подошли к левому притоку - бурному ручью. Ищем место для переправы. Одно бревно лежит через ручей, но оно тонкое и скользкое. В 100 м ниже по течению находим более толстое бревно, по нему и переправляемся. Продолжаем идти к перевалу. Тропа местами выходит на осыпи, начался дождь, и камни скользкие. Дойдя до кедровой рощицы, остановились переждать дождь. Сидим под кедрами, дождь вниз не попадает. Развели костер и пообедали. Долину затягивает туманом, дождь не кончается. Принимаем решение остаться здесь на ночь: есть дрова. Место для палатки находим с трудом, т.к. здесь сплошной склон, ровные площадки только у корней кедров. Получилась полуднёвка, которая пришлась как нельзя кстати: мы очень устали. В то же время, запас продуктов у нас очень ограничен: мы уже должны были выйти к заброске. Завтра перевал придётся проходить при любой погоде, ждать мы больше не можем.

Ходовое время: 1 ч.15 мин.

Расстояние: 5 км.

Перепад высот: 250 м.

Метеоусловия: дождь, туман, + 15 С.

14 августа 2002 г. - 18 день - Река Абыл-Оюк - пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220) - Верхнешавлинское озеро

Утром в 5 часов облака ещё плотно закрывали долину. В 7 часов облачность поднялась, и мы в срочном порядке собрались и продолжили движение по левому берегу р. Абыл-Оюк. Тропа здесь разветвляется, и мы просто выбирали удобную для движения. Через 4 км. от места ночёвки заканчивается зона леса, ещё через 3 км подходим к озеру. Из-за прошедшего вчера дождя вода в нем грязная, и впечатления на нас оно не производит. Поднявшись от озера, обнаруживаем удобное место для стоянки и группу туристов - горников из Москвы, совершающих поход 3 к.с. Они рассказали нам, что на Карагемской поляне можно купить продукты. Если бы мы это знали раньше, вчерашний и сегодняшний дни были бы намного веселее. Продолжаем движение к перевалу. Справа видны ледники Двойной и Университетский, слева наш Ступенчатый. Подойдя ближе, мы переходим ручьи, вытекающие из-под ледников Двойной и Университетский, первый по перекату, глубина до 0,4 м, второй - более спокойный, глубиной до 0,3 м - вброд. За вторым ручьем устраиваем обед. После обеда движемся к леднику Ступенчатый и легко поднимаемся на него. До самого ледника туриками отмечена тропа. Слева видны перевалы Весенний и, чуть дальше, Сюрприз. Ледник Ступенчатый - пологий, после набора высоты по нему появляются трещины и провалы, которые приходится обходить или перепрыгивать.

Нужный нам перевал находится перед нами. Справа, в отроге перевал Дураков, он выводит на соседний ледник. А левее перевала Абыл-Оюк находится перевал Крутой Восточный, 2А. Мы немного удивлены: по всем фотографиям и описаниям перевал Абыл-Оюк представляет собой широкий кулуар, засыпанный снегом, а снега-то и нет. Он весь растаял, а ледник засыпан камнями, которые ползут и срываются. Поднявшись по левой (по ходу) стороне кулуара примерно до половины пути, решили навесить перила, т.к. крутизна подъёма увеличилась, и от скал нужно было уходить. Поднялись с самостраховкой схватывающим узлом, вверху веревка закреплена за камень. На перевале сняли записку туристов из Костромы. С перевала видно начало спуска, там даже что-то вроде тропы, по которой мы и начинаем спускаться. Мелкая осыпь вперемешку со снегом ползёт под ногами, мы с каждым шагом сползаем на 1 - 1,5 м. Потом выходим на среднюю осыпь, а затем на ледник. Идем без "кошек", ледник пологий, движение не затруднено. Спустившись с ледника находим несколько троп, ведущих к Верхнешавлинскому озеру. Спуск к озеру крутой, тропы теряются на осыпных участках, но в некоторых местах есть отметки - каменные турики. У озера места для стоянки мы не нашли - всё занято, Поэтому мы прошли дальше, к ручью, стекающему с Верхнешавлинского перевала, куда мы и должны идти утром. Достав заброску, приготовили шикарный ужин.

Ходовое время: 6 ч. 35 мин.

Расстояние: 22 км.

Перепад высот: 2300м.

Метеоусловия: ясно, + 23 С.

15 августа 2002 г. - 19-й день - Верхнешавлинское озеро - Нижнешавлинское озеро - слияние Правой и Левой Шавлы

Утром мы не узнали место: всё вокруг затянуто туманом и не видно гор. Решили подождать, не станет ли лучше. Через час пошёл дождь. Решили идти по запасному варианту: через Нижнешавлинский перевал. Для этого нужно подойти к Нижнешавлинскому озеру. Тропа, идущая на Нижнешавлинское озеро понизу, залита водой, вода в подъёме из-за дождей. Поэтому пробирались по верхней тропе: она отмечена туриками, тоже имеет несколько вариантов. Тропа проходит в лабиринте крупных камней, идти приходится с элементами скалолазания, с взаимной страховкой. Затем начинается обычная тропа, которая через 2 км приводит нас к Нижнешавлинскому озеру. Дождь всё продолжается, но облачность чуть поднялась. На озере стоят отдыхающие и группа туристов из Самары. Они третий день ждут своих товарищей, которые застряли за Нижнешавлинским перевалом из-за погоды. Дождь усилился. Мы решили ещё немного подождать, не прекратится ли он. После обеда видимость не улучшилась, дождь тоже продолжается. Так как Нижнешавлинский перевал всего на 100м. ниже Верхнешавлинского, он тоже закрыт. И мы решаем не ожидать улучшения погоды, а идти к Чибиту уже знакомой тропой, через перевал Орой. В этом случае мы выйдем с маршрута 17 августа. Если же подождём ещё один день и пойдём через перевал Нижнешавлинский, вполне можем не уложиться в контрольный срок.

Собравшись, идём по тропе к слиянию Правой и Левой Шавлы. Здесь заканчивается зачётная часть маршрута.

Ходовое время: 2 ч.25 мин.

Расстояние: 9,5 км.

Перепад высот: 200 м.

Метеоусловия: пасмурно, низкая облачность, дождь, + 14 С.

От слияния Правой и Левой Шавлы идём вниз по тропе, и "дотягиваем" до притока р. Шабага, где и ночуем. На следующий день до посёлка остаётся около 35 км.

Погода не улучшается, даже перевал Орой в облаках. Мы решили попытаться пройти до Чибита за 1 день. Вниз по тропе идётся достаточно легко. Мы переходим Чую через платный мост и выходим в посёлок. По дороге договариваемся об отъезде с представителем какой-то транспортной конторы. Останавливаемся у нижнего моста.

По-прежнему идёт дождь, и мы уже рады, что мокнуть нам осталось очень недолго.

Наутро вместе с отдыхающими из Новосибирска уезжаем на автобусе в Горно-Алтайск.

График движения

Дата Участок пути T (минут) S (км) Препятствия
28.июл Мост ч-з Чую - ферма 30 1,5
Ферма – р. Орой 150 7,5 Лес н/к – 4,5 км.
Итого: 3 ч 9
29.июл р. Орой - переправа 75 4 Лес н/к – 4 км.
Переправа – пер. Орой 120 7 Перевал н/к
Пер. Орой – р. Шабага, приток 75 6
Р. Шабага, приток - ночёвка 40 3
Итого: 5 ч 10 мин 20
30.июл Ночёвка – лев. приток р. Шабага 30 2
Лев. приток р. Шабага – слияние рек Шабага и Шавла 90 6 Лес н/к – 6 км.
Слияние рек Шабага и Шавла – пойменные озёра 95 6
Пойменные озёра – слияние Правой и Левой Шавлы 85 6 Лес н/к – 5 км.
Итого: 5 ч 20 км
31.июл Слияние Правой и Левой Шавлы - Левая Шавла 30 1 Лес 1А – 1 км.
Левая Шавла - переправа 70 4 Переправа 1А. Лес 1А - 4 км.
Переправа – выход на морену 50 2 Осыпь н/к – 2 км.
Итого: 2 ч 40 мин 7
01.авг Морена - ледник 55 3 Осыпь н/к – 2 км. 1А - 1 км.
Ледник – снежник справа по ходу 30 1,5 Ледовый участок н/к – 1,5 км.
Снежник – пер. Москвич 85 3,5 Ледовый участок н/к – 3,5 км. Перевал 1Б
Пер. Москвич - ледник 40 0,3 Осыпь 1А – 0,3 км.
Ледник – морена ледника Туманный 80 3 Ледовый участок н/к – 1 км. Осыпь 1А – 2 км.
Итого: 4 ч 50 мин 11,3
02.авг Морена ледника Туманный - ледник 30 1,5 Осыпь 1Б – 1,5 км.
Выход на ледник – под перевальным взлётом 100 4 Ледовый участок н/к – 3,5 км. Снежный участок 1Б – 0,5 км
1-я ступень перевального взлёта 40 0,2 ф
2-я ступень перевального взлёта 10 0,1 Снежный участок 1Б – 0,1 км. Перевал 2А
Пер. Туманный – ледник в долине р. Камрю 20 0,15 Ледовый участок н/к – 0,2 км.
Ледник – моренные озёра 40 2 Ледовый участок н/к – 1 км. Осыпь 1А – 1 км.
Итого: 4 ч 8
03.авг Озёра – слияние р. Камрю и притока 90 6 Осыпь н/к – 3 км. Переправа н/к.
Слияние р. Камрю и притока – оз. Камрю 70 4,5 Осыпь н/к – 4,5 км. Каньон н/к.
Оз. Камрю – селевое русло 35 1,5 Лес 1А – 1,5 км.
Селевое русло – переправа ч-з р. Камрю 20 0,5 Осыпь 2А – 0,5 км. Переправа – 1А
Переправа ч-з р. Камрю – устье р. Камрю 55 3 Лес 1А – 1км. Осыпь н/к – 2 км.
Итого: 4 ч 30 мин 15
04.авг Оз. в устье р. Камрю - слияние рек Карагем и Караайры 80 5 Лес н/к – 5 км.
Устье р. Караайры - каньон 20 1,5 Лес 1А – 1,5 км.
Начало каньона – верх каньона, обход 30 1 Осыпь 1Б – 1 км.
Спуск к р. Караайры 80 2 Осыпь 2А – 2 км.
Итого: 3 ч 30 мин 9,5
05.авг Р. Караайры – слияние рек Оштуайры и Мештуайры 50 3 Осыпь н/к – 2 км. Каньон 1А
Слияние рек Оштуайры и Мештуайры – долина р. Оштуайры 100 5 Лес 1А – 5 км.
Долина р. Оштуайры – прижим по правому берегу 40 2 Лес 1А – 1 км. Каньон 1А
Итого: 3 ч 10 мин 10
06.авг Прижим по правому берегу – левый приток р. Оштуайры 40 1 Лес 1А – 1 км.
Левый приток р. Оштуайры – начало каньона 40 1 Каньон н/к
Каньон – правый приток р. Оштуайры 40 1,5 Осыпь 1Б – 0,5 км. Лес 1А – 1 км.
Правый приток р. Оштуайры – поворот долины влево 95 4,5 Лес 1А – 1 км. Осыпь 1А – 3 км.
Итого: 3ч 35 мин 8
07.авг Место ночёвки - переправа 30 1,5 Каньон 1Б. Переправа 1А
Переправа - ледник 25 1 Осыпь 1А – 1 км.
Ледник – гребень отрога 120 2 Траверс гребня 1Б – 2 км. Ледовый участок н/к – 2 км.
Гребень отрога – промежуточная седловина 35 1
Промежуточная седловина - траверс - промежуточная седловина 30 0,5 Снежный участок 1Б – 0,5 км.
Итого: 4 ч 6
08.авг Промежуточная седловина - вершина 40 1,5 Осыпь 1Б – 1,5 км.
Вершина – пер. Талдуринский 10 0,3 Снежный участок 1Б – 0,3 км. Перевал 1Б
Пер. Талдуринский - морена 20 0,2 Осыпь 1А – 0,2 км
Морена – ледник Б. Талдура 20 1 Осыпь н/к – 1 км.
Ледник Б. Талдура – моренные озёра 90 6 Ледовый участок н/к – 2,5 км.
Моренные озёра – левый приток р. Талдура 30 2 Осыпь н/к – 2 км.
Левый приток р. Талдура – зимник на правом берегу 100 7,5
10.авг Место ночёвки – морена ледника Джело 80 5
Радиальный выход: морена – каньон левого притока р. Джело 40 2
Каньон – слияние ручьёв с гор Снежная и Купол 30 1
Слияние ручьёв – ледник горы Купол 95 4 Осыпь 1А – 3 км. 1Б – 1 км.
Ледник – вершина горы Купол 70 3 Ледовый участок н/к – 3 км. Вершина 1Б
Вершина - морена ледника Джело 2 -
Итого: 5 ч 55 мин 25 (в зачет 15)
11.авг Морена - ледник Джело 35 1,5 Осыпь 1А – 1,5 км.
Ледник Джело – подножие вершины Джело 20 1 Ледовый участок н/к – 1 км
Подножие вершины Джело – центр ледника 25 1,5 Ледовый участок н/к – 1,5 км
Центр ледника – правый край ледника 80 4 Ледовый участок н/к – 4 км.
Правый край ледника - морена 95 4,5 Ледовый участок н/к – 3 км. Осыпь 1Б – 1,5 км
Морена – оз. на террасе хребта 80 3 Осыпь н/к – 2,5 км. Осыпь 1Б – 0,5 км.
Итого: 5 ч 35 мин 15,5
12.авг Озеро – пер. Томских гляциологов 80 1,2 Осыпь 1А – 0,7 км. 1Б – 0,5 км. Перевал 1А
Перевал – правый приток р. Йолдоайры 75 2 Каньон 1А. Осыпь 1А – 1,5 км. 2А – 0,5 км.
Правый приток - р. Йолдоайры 30 1,5 Лес н/к – 0,5 км. 1А – 1 км.
Р. Йолдоайры – левый приток 25 1,5 Осыпь 1Б – 0,5 км. Лес 1А – 1 км
Левый приток – Карагемская поляна 110 9
Карагемская поляна – слияние Прав. и Лев. Карагема 55 4 Лес н/к – 3 км. 1А – 1 км.
Итого: 6 ч 15 мин 19,2
13.авг Слияние Прав. и Лев. Карагема - левый приток Прав. Карагема 45 3 Лес н/к – 3 км. Переправа 1Б
Левый приток – место ночёвки 30 2
Итого: 1 ч 15 мин 5
14.авг Место ночёвки – граница зоны леса 50 4
Граница зоны леса - озеро 40 3
Озеро – ручьи из-под ледников Двойной и Университетский 75 5 Переправа н/к
Переправа ч-з ручьи – ледник Ступенчатый 25 15
Ледник Ступенчатый – пер. Абыл-Оюк 105 3,2 Ледовый участок н/к – 3 км. Перевал 1Б
Пер. Абыл-Оюк - ледник 20 0,3 Осыпь 1А – 0,3 км.
Ледник – начало тропы 45 3
Тропа – Верхнее Шавлинское озеро 35 2
Итого: 6 ч 35 мин 22
15.авг Оз. В. Шавлинское – оз. Н. Шавлинское 70 4
Оз. Н. Шавлинское – слияние П. и Л. Шавлы 75 5,5
Итого: 2 ч 25 мин 9,5

Итоговая таблица определяющих препятствий

1. Локальные препятствия

Наименование препятствия Категория трудности Количество препятствий общее Количество препятствий зачётное Количество баллов, идущее в зачёт
Переправа н/к, 1А, 1Б 5, 5, 2 4, 3, 2 2, 3, 6
Перевал н/к, 1А, 1Б, 2А 1, 1, 3, 1 1, 1, 1, 1 2, 4, 6, 8
Вершина 1 1 7
Траверс гребня 1 1 7
Каньон н/к, 1А, 1Б 5, 2, 2 3, 2, 2 2, 2, 6
Итого:       55

2. Протяжённые препятствия

Наименование препятствия Категория трудности Длина общая, км Длина зачётная, км Количество баллов, идущее в зачёт
Растительный покров н/к, 1А 31, 16,5 0, 25 0, 6

№ п/п Показатель маршрута Норматив-ый Фактичес-кий Идущий в зачёт
1 Продолжительность маршрута в днях (не менее). 16 20 20
2 Протяжённость маршрута в км (не менее). 250 290 252
3 Максимально - допустимое количество баллов за локальные препятствия. 110 70 70
4 Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачёт (не более). 55 70 55
5 Баллы за протяжённые препятствия (ПП), идущие в зачёт (не более). 80 83 80
6 Географический показатель (Г) 0 - 30 7 7
7 Автономность 0,2 - 1 1 1
8 Коэффициент перепада высот (К) К=1+ Н/12 2,49 2,49
9 Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС) 135 - 184 152 152

Итоги, выводы, рекомендации

Запланированный маршрут был пройден с изменениями из-за отставания от графика движения и неблагоприятных погодных условий.

Маршрут способствовал повышению перевального и туристского опыта и технической подготовки участников, например, при передвижении по ледникам, организации переправ разными способами.

Использовалось стандартное туристское снаряжение.

При планировании маршрута нужно больше времени отводить на прохождение сложных участков и не оставлять их на конец маршрута.

При подборе продуктов питания можно заменить консервы (тушёнку) сухими мясными продуктами или их заменителями (но не в полном объёме), что значительно облегчит вес рюкзаков.

Данный маршрут можно рекомендовать группам для прохождения походов 5 КС в первоначальном варианте или с добавлениями, например, пересечения Южно - Чуйского хребта.

Поход был пройден участниками семинара ВТП 2002 г.

Обеспечение техники безопасности

При переправах через реки с быстрым течением по бревну использовались перила или горизонтальный маятник.

При переправе через реки шириной более 20 м и быстрым течением применялся брод "стенкой".

При прохождении крутых снежных и ледовых участков работали в связках, на склонах навешивали перила.