17 декабря 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: I

Отчет о спортивном горном походе
I к.с. по Архызу, совершенном с 10 по 21 июля 2011 г.

Маршрутная книжка

8 (495) 462 -32 -28

Домашний адрес

Москва, Щелковское ш, д. 69 корп.1 кв. 47

МКК НП ТК МГТУ рассмотрела отчет и считает, что маршрут группы может быть оценен 1 категорией сложности и засчитан всем участникам и руководителю.

Отчет использовать в библиотеке НП ТК МГТУ

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

95,3

10-21.07.2011

1.4 Нитка маршрута заявленная

т/б Романтик - пер. Федосеева (1А, 2900) – пер. Агур (1А, 2850) – пер. Мылгвал (1А, 2800) - оз. Рыбное - пер. Речепста (1А, 3000) – р. Речепста - р. Дукка – р. Темир-Кулак - пер. Темир-Кулак (1А, 3025) – пер. Аюлю (1А, 2890) - р.Аманауз - пер. Баш-Джол (1А, 2950) - пер. Иркиз (1А, 2870) – пер.Софийское седло (2800, н/к) - р. София – п. Архыз

1.5 Нитка маршрута пройденная

т/б Романтик - пер. Федосеева (1А, 2900) – пер. Агур (1А, 2850) – пер. Мылгвал (1А, 2800) - оз. Рыбное - пер. Речепста (1А, 3000) – р. Речепста - р. Дукка –– пер. Аюлю (1А, 2890) - р.Аманауз - пер. Караджащ (1А, 2950) - пер. Иркиз (1А, 2870) – пер.Софийское седло (2800, н/к) - р. София – п. Архыз

1.6 Сокращения, терминология и допущения

пос. – поселок
прав.– правый
р. – река, ручей
руб. – рубль (российский)
С., Ю., З., В. – северный, южный, западный, восточный

САО РАН – специальная астрофизическая обсерватория российской академии наук
ск. – скальный
сн. – снежный

т/к, ТК - турклуб, клуб туристов

т/б - турбаза
чел. – человек
ЧХВ – чистое ходовое время

Везде, где не оговорено особо, километраж приведен без учета горного коэффициента 1,2.

Везде, где не оговорено особо, понятие правый и левый даны орографически.

1.7 Определяющие препятствия

Вид препятствия

Наименование

Высота, м

Путь прохождения

Характеристика препятствия

Федосеева

Подъём со стороны Лунной поляны

Перевальный взлёт осыпной, протяженностью до 100м, крутизна до 20˚. На седловину ведет тропа.

Спуск в сторону пер. Агур

Тропа по средней осыпи, крутизна до 20˚.

Агур

Со стороны пер. Федосеева

Тропа траверсом по осыпи, крутизна до 20˚, далее снежник до 100м, крутизна до 20˚.

Спуск в д. р. Кяфар - Агур

Снежник до 100м до 20˚, далее выполаживается до 15˚ и меньше.

Мылгвал

Подъем со стороны пер. Агур

Снежник протяженностью до 20м до 5˚.

Спуск в сторону оз. Мылгвал

Снежник до 100м до 10˚, далее мелкая осыпь до 50м до 25˚, далее по снежнику до 100м до 25˚. Озеро обходится против часовой стрелки.

Речепста

Подъем со стороны д.р. Кяфар

Широкое травянисто-осыпное плато крутизной до 10˚, взлёт до 300м до 15˚.

Спуск в д.р. Речепста

Травянисто-осыпной склон крутизной до 800м 20˚, на запад траверсом уходит тропа.

Аюлю

Подъем со стороны р. Б.Дукка

Крупная и средняя осыпь до 50м до 10˚.

Спуск в д.р. Белая

Вначале снежник до 50м до 20˚, далее крупная осыпь до 300м до 20˚.

Караджаш

Подъем из д.р. Псыш

Крупная и средняя осыпь до 100м до 20˚.

Спуск к Софийским озёрам

Тропа по скально-осыпному склону до 200м до 30˚.

Иркиз

Подъем от Софийских озёр

Снежный взлет до 200м до 20˚, в верхней части осыпь до 20 м до 20˚.

Спуск в д.р. Ак-Айры

Тропа по травянисто-осыпному склону до 250 м до 25˚.

1.8 Сведения об участниках

Шпотина Юлия

1985

1.9 Адрес хранения отчёта

Библиотека т/к МГТУ: Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к.

В сети Интернет: "http://tourism.bmstu.ru/" rel="nofollow"

Глава 2. Техническое описание

2.1 Общая идея похода

Поход планировался как учебно-тренировочный, в рамках Школы Горного Туризма, которые проводятся ТК МГТУ. Традиционно ТК МГТУ проводит новичковые походы в Приэльбрусье, однако в этом году политическая обстановка в районе обострилась и нужно было искать другие варианты.

Выбор пал на Западный Кавказ, Архыз. Привлекла, прежде всего, хорошая транспортная и финансовая доступность, хорошая изученность района, близость к цивилизации, большое количество аварийных выходов с маршрута. Перевалы в основном снежные или скально-осыпные н/к…1Б категории сложности. Высота большинства перевалов около 3000м.

Помимо прочего, хотелось познакомиться с уникальной природой Западного Кавказа. Характерным является сочетание пышных лесов и заснеженных горных вершин, цветущих лугов и голубых озер, лежащих в каменных чашах. Архыз нередко называют краем озёр. В районе насчитывают около 75 озер, расположенных на высоте от 2300 до 2850 м. Все они отличаются друг от друга по форме, цвету, размеру, и каждое увиденное впечатляет по-своему.

Все это делает Архыз отличным местом для первого знакомства с горами.

Для большинства участников это был первый горный поход, однако к группе присоединились и несколько опытных товарищей. Для подготовки к походу с марта проводились командные тренировки, в июне группа успешно участвовала в кросс-походе, проводимом ТК Вестра.

Маршрут состоял из двух частей, в точке старта оставлялась заброска и на первый участок группа уходила с продуктами на 4 дня. В середине похода планировалось сделать дневку.

В связи с большим размером группы мы не ставили перед собой высоких спортивных целей. Основными задачами было пройти маршрут без происшествий, познакомиться с горным туризмом, насладиться окружающими красотами.

Поскольку в районе мы были 14 дней, что явно больше необходимого для похода 1 к.с., после похода мы планировали посетить Специальную астрофизическую обсерваторию РАН (САО РАН) и памятники истории и культуры в п. Нижний Архыз.

2.2 Транспорт, погранпропуска, заброска, расходы, МЧС, связь.

Из Москвы в Невинномысск ходит несколько поездов, большинство из которых отправляется вечером и приезжает в пункт назначения спустя сутки глубокой ночью. Мы же выбрали фирменный поезд 004 Москва – Кисловодск, с прибытием в Невинномысск в 07:39. Поезд порадовал наличием кондиционеров и биотуалетов. Недостатком является бОльшая по сравнению с другими цена за проезд, а так же то, что в составе всего 2 плацкартных вагона.

Далее из Невинномысска до п. Архыз можно добраться на рейсовом автобусе. Но, учитывая большой размер группы, мы могли в него и не поместиться. Поэтому мы воспользовались услугами туристско-информационного центра БАРС, заказали автобус Мерседес, который встретил нас на вокзале в Невинномысске. Координаты: www.dombai.info
bars@dombai.info  , +7 928 656 31 40 Илья.

В настоящее время в Архызе активно ведется строительство: в долинах р. Архыз, р. София, р. Б. Дукка довольно хорошие дороги. Это делает возможным заезд на автотранспорте дальше поселка. Мы доехали до бывшей турбазы Романтик, где планировали начать маршрут, однако можно подняться на автомобиле и выше по долине.

Турбаза Романтик в настоящее время представляет собой один большой дом и несколько строений поблизости. Ближе к дороге стоят несколько домиков, которые выглядят заброшенными. Хозяева дома сразу согласились оставить у себя на несколько дней нашу заброску.

Кроме того, часть нашего маршрута пролегала по пограничной зоне, в связи с чем нам необходимо было оформить погранпропуска. Погранпропуска можно оформить самостоятельно, отправив список группы в Черкесский погранотряд по факсу не менее чем за месяц до похода. Получить оформленный пропуск можно будет только в будние дни в Черкесске или на заставе у п. Архыз.

Мы приезжали в Невинномысск в воскресенье и не хотели терять сутки на получение пропусков у пограничников. Поэтому мы воспользовались услугой турфирмы БАРС, пропуска были у встречавшего нас водителя. Оформление пропусков обошлось в 200 р. с человека.

После окончания похода мы посетили САО РАН и Нижне-Архызское городище, которое находится в 25 км от пос. Архыз. В поселке мы договорились с водителем газели Романом, который отвез нас к обсерватории и обратно. На повороте с трассы на серпантин, ведущий к обсерватории, стоит КПП, на котором возможна проверка паспортов. В связи с этим при посещении САО РАН необходимо иметь при себе распечатанный список группы и паспорта. Дополнительных пропусков не требуется.

На обратную дорогу от пос. Архыз до Невинномысска мы также воспользовались машиной, заказанной через турфирму.

В Москву мы уезжали поездом 061 Нальчик – Москва, отправлением в 22:45 и прибытием в 04:30.

Смета основных затрат по походу на человека сведена в таблицу:

Статья расходов

Сумма, руб.

Билет на поезд №004 Москва - Невинномысск, плацкарт.

Билет на поезд №61 Невинномысск - Москва, плацкарт.

Транспорт Невинномысск – т/б Романтик.

Транспорт Архыз – САО РАН – Архыз.

Транспорт Архыз – Невинномысск.

Пропуск в пограничную зону.

Питание в походе, расходные материалы в ремнабор и аптечку.

Баня на р. Ак-Айры

Проживание в п. Архыз (в среднем)

Посещение САО РАН и Нижне-Архызского городища

Итого

9060р.

Перед выходом на маршрут группа встала на учет в Архызском ПСО. С 2011 года ПСО располагается не в поселке, как раньше, а в отдельно стоящем доме примерно в 8 км от поселка в направлении р. Речепста. Начальник отряда Хубиев Тохтар Азретович, дом. тел. (87878)-25-2-85, раб. тел. (87878)-25-2-36, +7-928-398-37-11. Борис 8-928-028-47-19.

Практически на протяжении всего маршрута мобильная связь отсутствовала. На пер. Караджаш была сеть Мегафона и Билайна. Дальше связь ненадолго появилась в районе погранпоста в д.р. София, работали все операторы. От поляны Таулу и ниже сеть была практически всегда. В пос. Архыз установлено две вышки операторов мобильной связи.

2.3 Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута.

Запасные варианты:

Вместо д.р. Темир-Кулак и пер. Темир-Кулак (1А) пройти д.р. Б. Дукка – оз. Семицветное.

Вместо пер. Баш-Джол (1А) пройти пер. Иркиз (1А).

Аварийные выходы с маршрута:

При необходимости с маршрута можно выйти в пос. Архыз по долинам рек Кяфар-Агур, Речепста, Б.Дукка, Псыш, София. Во всех долинах имеются набитые тропы или дороги.

2.4 Изменения маршрута и их причины

После согласования маршрута с МКК заявленные запасные варианты рассматривались в качестве основных, как более логичные для прохождения.

2.5 График движения

+400,
-1240

5:10

Ясно, после полудня дожди, грозы

м/н – оз. Семицветное

+5580,
-5290

44:35

* - расстояние до пер. Софийское седло учтено в одну сторону

2.6 Схема маршрута и график высот

Схема маршрута на топографической карте Генштаба СССР масштаба 1:2000000

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

2.7 Подробное описание маршрута

1 день

10.07.11

Погода: переменная облачность, временами дождь.

Пройденный участок: т/б Романтик - Лунная поляна - ручей под пер. Федосеева

осыпной

Север-юг

Расположен

в хребте Абишира-Ахуба и ведёт от левого притока р. Архыз к правому притоку р. Кяфар-Агур

Прохождение

10-11 июля 2011 года со стороны р. Архыз. Снята записка группы туристов из ТК Вестра, г. Москва, под руководством Водзинского Е. от 11.07.20011. Описание даётся от т/б Романтик до пер. Агур

Треккинговые палки, каска.

Прибыв в Невинномысск, погрузились в заказанную заранее машину и в 8 утра отправились от вокзала в поселок Архыз.

Практически всю дорогу от Невинномысска до пос. Архыз идёт дождь. Низкая облачность, тяжелое небо без просветов, лобовое стекло машины заливают потоки воды. Однако незадолго до поселка дождь прекращается, дорога впереди сухая. Сам поселок проезжаем без остановки, но успеваем отправить SMS о выходе на маршрут, дальше связь пропадает. Главная улица поселка переходит в широкий, хорошо проезжаемый грейдер, по которому едем дальше по д.р. Архыз.

Через некоторое время останавливаемся у огороженного забором дома – здесь располагается ПСО. Мобильная связь уже не ловит (возможно, из-за плохой погоды). Встаем на учет у спасателей, после чего проезжаем еще немного до съезда к т/б Романтик.

В 10:30 выгружаемся из машины. Сама турбаза, расположенная на левом берегу, полузаброшена, рядом с огороженной забором территорией отдыхают автомобилисты с палатками. На правом же берегу видны следы активного строительства, стоит техника, несколько бытовок. Строится будущий горнолыжный курорт, первая очередь которого должна была быть готовой еще год назад, но так до сих пор и не построена. Однако, если планы по строительству будут реализованы, в ближайшие пять лет местность изменится до неузнаваемости.

Выгрузившись из машины, начинаем переупаковывать рюкзаки – формируем заброску, перераспределяем снаряжение. Узнаем, что одна из четырех палаток осталась забытой в Москве. Договариваемся с хозяевами турбазы о хранении заброски в ближайшие 4 дня. Пока перебираем рюкзаки начинается дождь. Хребет Абишира-Ахуба плотно закрыт облаками, но иногда в просветах показывается перевал Федосеева, который нам предстоит пройти завтра.

В 12.15 выходим

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Движемся около километра по дороге вверх по течению реки, после чего справа по ходу движения видим большое открытое пространство – Лунную поляну. Сворачиваем с грейдера на поляну, далее движемся по грунтовой дороге на север, постепенно набирая высоту

Пройдя около 1км от грейдера через 45 минут от начала движения делаем привал у ручья. Выглядывает солнце. На поляне видны какие-то полуразрушенные строения, недалеко расположились автомобилисты с палатками.

В 13.15 выходим дальше по дороге, смещаясь к правому краю поляны. Вскоре дорога входит в лес, крутизна склона возрастает

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Еще через 600м лесовозная дорога круто сворачивает направо и вверх, а вперед вдоль ручья уходит едва заметная тропа. В этом месте в 14.00 делаем привал и отправляемся разведывать возможные варианты.

Тропа, пробираясь сквозь кусты по ручью, вскоре выводит на безлесный участок склона справа по ходу движения и затем теряется. Дорога приводит туда же, но более простым путем. Выходим направо по дороге, которая становится тропой, проходим через травянистый склон и через 20 минут поднимаемся к следующему островку леса. За ним расположена поросшая травой пологая поляна, на краю которой, слева по ходу движения, течет ручей

Останавливаемся на обед, начинается гроза. Дождь идет около часа. Со всех сторон набегают облака. Решаем сегодня дальше не идти, так как путь движения не очевиден (тропа слишком сильно уходит на восток), видимость время от времени резко падает и не ясно, есть ли выше подходящие места для ночевки. Тем более, сегодня мы уже набрали почти 500м по высоте, подниматься сильно выше в первый день похода не стоит.

После обеда две группы отправляются на разведку. Первая выходит наверх по тропе. Тропа набитая, хорошо читаема, сперва круто поднимается по небольшому отрогу, а затем сворачивает в лес на запад и траверсом выводит на широкий травянистый склон под перевалом. Похоже на путь движения, описанный в отчетах других групп.

Вторая группа переправляется через ручей напротив места ночевки, от этого места идет тропа, которая траверсом проходит через лес и выводит к более мощному ручью. Переправившись через него по камням попадаем в нижнюю часть того же травянистого склона под перевалом

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Поднимаемся по нему немного в поисках тропы. Находим большое количество козьих троп, но все они идут вдоль склона. Вскоре встречаем группу туристов, ставящих палатки. Ими оказываются ребята из ТК Вестра (Москва), которые планируют пройти по такому же маршруту, что и мы. Делимся планами, после чего возвращаемся в свой лагерь.

2 день

11.07.11

Погода: в первой половине дня ясно, после обеда облачно

Пройденный участок: м/н - пер. Федосеева (1А, 2900м) - пер. Агур (1А, 2850м) - оз.под пер. Агур

Пройдено: 5.3 км

Перепад высот: +780 м, -220 м

ЧХВ 5:00

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Подъем в 6.00, выход в 7.50. Солнечно. Выходим по разведанной вчера тропе, идущей в 100м к югу от места ночевки. Тропа идет вверх по склону поросшего травой холма крутизной до 25°, который вскоре плавно выполаживается. Отсюда открывается отличный вид на основные хребты Архыза, хорошо видны г. София и г. Пшиш. С другой стороны виден пер. Федосеева

Вскоре тропа входит в лес, продолжая набирать высоту. На высоте примерно 2280м тропа поворачивает на запад и далее идет траверсом к ручью, текущему из-под перевала. Пройдя 55 минут от места ночевки, делаем привал у ручья.

После привала переходим по камням на правый берег ручья, здесь тропа теряется. Проходим траверсом около 300м на запад. Оказываемся на достаточно крутом (до 30°) травянистом склоне рядом с группой отдельно стоящих деревьев. Поднимаемся траверсами, склон постепенно выполаживается. Движемся вверх по склону, ориентируясь на отдельно стоящую скалу

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Подходим к небольшому кулуару слева пхд, по дну которого течет ручей, и через 50 минут после предыдущего привала останавливаемся на отдых. За этот переход набрали 200м по высоте, солнце припекает.

Выходим дальше по травянисто-осыпному склону вдоль ручья, крутизна склона вновь возрастает до 25˚

Двигаемся к основанию отдельно стоящей скалы, у подножья которой через 50 минут делаем привал

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Скала обходится справа пхд по тропе по довольно мелкой и подвижной осыпи, этот участок проходим плотными группами по 4 человека в касках

Выходим на перемычку, ведущую от скалы к пологому травянистому плато, по которому идет тропа к перевалу

Двигаемся по тропе по травянистым буграм и выходим в цирк перевала Федосеева, где устраиваем привал. Цирк представляет собой пологое плато, местами покрытое снегом, есть места для ночевок, вода из таящих снежников. Путь от скалы до цирка занял 1 час чхв.

Взлет осыпной, крутизной до 20°. Из цирка хорошо видно, что на седловину поднимается две тропы. Одна идет слева пхд и плавно траверсом приводит на перевал. Вторая начинается значительно правее, и идет траверсом налево до встречи с первой тропой на середине склона, после чего сливается с первой и поворачивает направо к седловине

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Выбираем левую тропу, так как при движении по ней не возникнет ситуации, при которой участники находятся друг над другом на склоне.

Подъем от снежника до седловины занимает 25-30 минут, движемся плотными группами по 4 человека, в касках, используя треккинговые палки.

В 13.30 группа на седловине пер. Федосеева (1А, 2900м). Перевал назван в честь писателя и геодезиста А.Г. Федосеева, на седловине установлена мемориальная табличка

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Перевал представляет собой плавную U-образную выемку в хребте, хорошо видную из д.р. Архыз. Седловина перевала широкая, осыпная. При необходимости можно поставить палатки, однако воды в жидком виде нет. Северный склон осыпной, крутизна до 25°, местами покрыт снегом. На юг открывается вид на все высокогорье Архыза, вдали видны г. Пшиш, г. София, вершины Главного Кавказского Хребта

С юга набегают облака, в промежутках успеваем разглядеть озеро, расположенное в 1км от перевала и на западе наш следующий перевал Агур

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

В этом месте мы впервые пересекаем хр. Абишира-Ахуба. Протянувшись мощной грядой с востока на запад, он задерживает большую часть осадков, идущих с севера. Природа северных отрогов хребта сильно контрастирует с пейзажами основных Архызских долин.
На перевале проводим много времени, устраиваем перекус, фотографируемся, проводим посвящение новичков в горные туристы

В 14.30 выходим к пер. Агур (1А, 2850 м).

2.7.2. Пер. Агур

2850 м

Восток-запад

в северном отроге хребта Абишира-Ахуба, соединяет правые притоки р. Кяфар- Агур

Прохождение

11 июля 2011 года со стороны пер. Федосеева. Снята записка группы туристов из ТК Вестра, г. Москва, под руководством Водзинского Е. от 11.07.2011. Описание даётся от пер. Федосеева до озёр между пер. Агур и Мылгвал

Треккинговые палки, каска.

С пер. Федосеева на запад хорошо видна седловина пер. Агур. От тура на пер. Федосеева по осыпному склону траверсом на запад уходит хорошо заметная тропа. Под седловиной пер. Агур лежит снежник, крутизной до 15°. Тропа траверсирует его в нижней части и выводит на седловину. Движемся группами по 4 человека в касках с трекинговыми палками. Путь от пер. Федосеева до пер. Агур занял 10-15 минут

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Седловина перевала узкая, скально-осыпная, воды в жидком виде нет. Из найденных описаний казалось, что седловина очень узкая и на ней с трудом поместится несколько человек. В действительности же, на ней свободно поместилась большая часть нашей немаленькой группы

Западный склон снежный, крутизной до 20°. Погода портится, налетают облака. На востоке с седловины различим перевал Федосеева, на западе в хорошую погоду виден наш следующий перевал Мылгвал. Однако видимость падает и на западе мы видим лишь старые моренные валы, местами покрытые снегом.

Тур находится в южной части седловины. В туре находим записку группы туристов ТК Вестра, г. Москва (рук. Водзинский Е.), прошедших этот перевал на несколько часов раньше нас. На седловине не задерживаемся и сразу начинаем спуск.

Спуск снежный, вначале крутизной до 20˚, затем выполаживается

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Спускаемся по следам предыдущей группы, на пологом участке дожидаемся отстающих, т.к. видимость резко падает. Следующий перевал нам сверху увидеть не удалось, бродить в запутанном лабиринте моренных валов не хочется. Двигаемся до края снежника, переходим на осыпь, видим впереди справа по ходу движения озеро и отправляемся к нему

Спуск с седловины пер. Агур к озеру занял 30 минут ЧХВ. В 15:30 встаем на ночевку.

У озера, а точнее между двух озер, соединенных ручьем, большое количество мест под палатки, основательно выбираем лучшие. Место очень красивое, достаточно большое озеро окаймляют суровые монолитные стены, гладь воды отражает снежники

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Пейзажи северных склонов хребта Абишира-Ахуба резко контрастируют с природой южных склонов, которую мы наблюдали еще сегодня утром.

Перед ужином часть группы отправляется на разведку пути к пер. Мылгвал. Немного побродив в облаке, находим его всего в 600 м от места ночевки

Выводы:

Связка перевалов Федосеева - Агур является логичным, не сложным путем из д.р. Архыз в д.р. Кяфар-Агур через хр. Абишира-Ахуба и хорошей обзорной точкой. Основную сложность при прохождении представляет большой перепад высот от р. Архыз до седловины пер. Федосеева (более 1200м), что может вызвать затруднения у группы в начале маршрута. Для облегчения набора высоты рекомендуется подъем на перевал разбить на два ходовых дня. При прохождении пер. Федосеева и пер. Агур участники получили навыки подъема по травянисто-осыпным склонам, опробовали спуск по осыпным и снежным склонам.

3 день

12.07.11

Погода: в первой половине дня ясно, после обеда облачно

Пройденный участок: м/н - пер. Мылгвал (1А, 2800м) - оз. Кяфар – р. Кяфар - оз. Речепста

Пройдено: 10,4 км

Перепад высот: +80 м, -600 м, +480м

ЧХВ 5:40

2.7.3. Пер. Мылгвал

2800 м

Восток-запад

в северном отроге хребта Абишира-Ахуба, соединяет р. Кяфар-Агур и р. Кяфар

Прохождение

12 июля 2011 года со стороны пер. Агур. Снята записка группы туристов из ТК Вестра, г. Москва, под руководством Водзинского Е. от 11.07.2011. Описание даётся озёр под пер. Агур до слияния пр. и лев. Притоков р. Кяфар

Треккинговые палки, каска.

Утром холодно, ясно. Выход в 8 часов. От места ночевки поднимаемся на моренный вал и движемся дальше по разведанному вчера пути в направлении на северо-запад, пересекая старые моренные валы, местами покрытые снегом. Погода ясная, седловина хорошо видна. Со стороны подъема перевальный взлет отсутствует. В 8.20 выходим к туру на пер. Мылгвал (1А, 2800м)

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Седловина перевала широкая, покрыта снегом, который местами стаял для осыпи. При необходимости можно поставить палатки. На востоке виден пер. Агур, на западе виден северный отрог хребта Абишира-Ахуба и расположенный в нем пер. Семнадцати (1Б) .

В туре находим записку группы туристов ТК Вестра, г. Москва (рук. Водзинский Е.), бывших здесь вчера, в то время, когда мы были на пер. Федосеева.

От тура идем вниз по снежнику по следам предыдущей группы, через 30м снежник заканчивается, двигаемся по средней осыпи, смещаясь немного вправо. С этого места становится видно озеро, расположенное под перевалом

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Обходить озеро следует против часовой стрелки, так как слева по ходу движения бараньи лбы.

Выходим на участок мелкой подвижной осыпи до 50м до 20˚. Участок проходим в касках, группами по четыре человека. Тропа в этом месте идет короткими зигзагами, поэтому следующая группа ждет, пока пройдет предыдущая, чтобы не стоять друг над другом. После этого выходим на снежник, спускающийся к озеру. Отсюда возможны два варианта движения – либо спуститься по снегу крутизной до 20˚ до 50 м к озеру и двигаться дальше вдоль берега к северному краю озера, либо продолжить движение траверсом, пересечь небольшой участок крупной осыпи и травянистого склона, выйти на снежник в его пологой части, далее также двигаться вдоль берега озера. В обоих случаях применяем самостраховку трекинговыми палками

Спуск от седловины до северного края подперевального озера занимает 50 минут. Место довольно живописное, есть места для палаток, из озера вытекает ручей и скоро прячется в камнях. Отсюда начинается маркированная тропа, которая вскоре теряется в траве.

Перед нами открывается широкая травянистая терраса, на которой расположено несколько озер

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Движемся по правому борту и через 20 минут останавливаемся на привал, чтобы сходить налегке посмотреть на оз. Провальное, расположенное в середине террасы

Особенность этого озера в том, что вода из него устремляется в огромную карстовую воронку и на протяжении нескольких сот метров проходит под поверхностью до оз. Кяфар. Всего на осмотр тратим около получаса и продолжаем спуск.

Тропа теряется, движемся дальше по правому борту долины и вскоре видим внизу оз. Кяфар

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Это самое большое озеро в Карачаево-Черкессии, его длина около 1 км. По склону текут ручьи, местами почва сильно подболочена. Хорошо видна тропа, идущая внизу по правому берегу озера.

Спускаемся траверсами по травянисто-осыпному склону крутизной до 20˚ к озеру и движемся по тропе к его северному берегу. ЧХВ от предыдущего привала 50 минут.

В месте, где р. Кяфар вытекает из одноименного озера есть возможность перейти ее в брод, однако по некоторым описаниям этого делать не следует, так как по левому берегу тропа идет вдоль прижимов. Продолжаем спуск по правому берегу, тропа уходит от ручья, рассмотреть противоположный берег нет возможности. Выходим на холм, на котором пасётся большое стадо коров, спустившись с него, тропа приводит нас в болото.

В этом месте ищем подходящее место для брода р. Кяфар. Переходим на левый берег стенками по 4 человека, глубина чуть ниже колен

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

ЧХВ от оз. Кяфар до брода 30 минут.

Двигаемся по левому берегу, скоро замечаем набитую тропу и по ней за 50 минут доходим до слияния правого и левого притоков р. Кяфар. Здесь в 13.00 устраиваем обед.

Выводы:

При прохождении пер. Мылгвал с запада на восток перевальный взлет практически отсутствует. Интерес представляет спуск с перевала, проходящий по снежно-осыпному склону над озером. Озеро следует обходить против часовой стрелки. Движение по часовой стрелке приведет к выходу на бараньи лбы. При спуске с перевала участники закрепили навыки передвижения по средней и крупной осыпи.

По обе стороны от перевала находится большое количество озер, различных по форме и размерам, что очень украшает долины р. Кяфар и р. Кяфар-Агур.

2.7.4. Пер.Речепста

3000 м

Травянисто-осыпной

Север-Юг

В хребте Абишира-Ахуба, соединяет р. Кяфар и р. Речепста

Прохождение

13 июля 2011 года со стороны р. Кяфар. Снята записка группы туристов из ТК Вестра, г. Москва, под руководством Водзинского Е. от 12.07.2011. Описание даётся от слияния пр. и лев. притоков р. Кяфар до р. Речепста

Треккинговые палки, каска.

За время обеда погода портится, налетают облака, идет небольшой дождь. Дожидаемся окончания дождя и выходим дальше по тропе по правому берегу левого притока р. Кяфар. Когда большая часть команды уже вышла вперед, к месту обеда приходит группа туристов из Ростова-на-Дону, которые планируют остановиться здесь на дневку.

Движемся по тропе вдоль ручья, проходим небольшой водопад

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

и через 40 минут выходим на маленький снежник. Поднимаемся еще немного и через 50 минут ЧХВ от обеда делаем привал

Продолжаем движение по тропе, но погода снова портится и видимость падает. Выходим в цирк, сквозь облака видим только суровые скальные стенки, путь движения не очевиден. С разных сторон спускаются небольшие ручьи, притоки р. Кяфар. Сориентировавшись по GPS переходим на левый берег р. Кяфар и начинаем подъем на старый моренный вал. Хочется выйти к оз. Речепста, в 500м от которого мы находимся. Идем в облаке ориентируясь на GPS по моренному валу и вскоре оказываемся на склоне чуть выше озера на его северном берегу.

Спускаемся к озеру и встаем на ночевку

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

ЧХВ от предыдущего привала 1 час 10 минут. Кругом облака, в просветах удается разглядеть завтрашний путь.

На ночевках у озера уже стоит группа туристов из гимназии № 1534 г. Москвы. Завтра они собираются пройти пер. Кыхнара (1А). Руководитель и один из участников недавно спустились с перевала Речепста, куда ходили на разведку. Поделились с нами информацией о пути подъема на перевал.

Из-за неточных расчетов раскладки и невнимательности одного из участников на первую часть маршрута мы взяли только 4 баллона газа вместо 6. К вечеру 3 дня газа в баллонах почти не осталось, и нас ждал холодный завтрак. К нашей огромной радости соседняя группа поделилась с нами маленьким баллоном газа, за что им огромное спасибо! Забегая вперед, скажу, что дежурным удалось приготовить утром и чай, и кашу на практически пустых баллонах, а маленький баллон мы вернули утром хозяевам нетронутым.

4 день

13.07.11

Погода: ясно, после обеда грозы, дождь

Пройденный участок: м/н - пер. Речепста (1А, 3000м)) - р. Речепста - р. Б. Дукка

Пройдено: 12,8 км

Перепад высот: +400 м, -1240м

ЧХВ 5:10

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Утром ясно, хорошо виден дальнейший путь движения. Необходимо перейти на правый берег ручья, вытекающего из озера и подняться по бараньим лбам на следующую ступень долины. С места ночевки этот подъем выглядит сложно преодолимым, однако в действительности никаких трудностей он не представляет.

В 8.30 выходим с места ночевки, переходим ручей по камням у озера и поднимаемся по травянистому склону к бараньим лбам. Здесь из камней сложен большой тур, маркирующий набитую тропу наверх

Поднимаемся по тропе по скалам и мелкой осыпью крутизной до 35˚, движемся в касках, плотными группами по 4 человека. Подъем по тропе занимает 10-15 минут, после чего пересекаем траверсом лежащий справа снежник и выходим на широкое изрезанное травянистое плато

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

С этого места открывается прекрасный вид на озеро и место ночевки, вдали различимы силуэты зданий САО РАН. Движемся по плато в направлении озер на юге, у озер делаем привал

ЧХВ от ночевки до озер 50 минут.

От озер поднимаемся по широкому крутизной до 15˚ травянисто-осыпному склону

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

и через 30 минут оказываемся на седловине пер. Речепста (1А).

Седловина перевала – широкое травянисто-осыпное плато, можно поставить палатки, воды нет. В туре находим записку группы туристов ТК Вестра, г. Москва (рук. Водзинский Е.) от 12.07.2011. С перевала на юг открывается хороший вид на Архызское высокогорье, четко видна д.р. Б. Дукка

На седловине дует ветер, долго не задерживаемся. В 10.15 начинаем спуск по набитой тропе, отмаркированной туриками

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Движемся траверсом к скальному выходу, у которого тропа теряется. Проходим еще немного на запад, после чего начинаем спускаться траверсами по протяженному травянисто-осыпному, слабо выраженному контрофорсу крутизной до 35˚. За 1 час ЧХВ сбрасываем 450 по горизонтали от седловины и делаем привал у небольшого ручейка, вытекающего из склона.

На противоположном склоне долины хорошо заметна тропа

Движемся траверсом на запад, постепенно спускаясь в долину. Держим направление на место, в котором идущая по противоположному берегу тропа подходит к р. Речепста. Склон выполаживается, находим тропу и идем по ней к р. Речепста. Перебираемся на правый берег по камням и выходим на широкую конную тропу, идущую вдоль склона, движемся по ней на юго-восток. Погода портится, собираются тучи, хочется спуститься в зону леса до дождя. Через 50 минут от предыдущего привала останавливаемся ненадолго на поляне у пустого коша, одеваем дождевики и выходим дальше по тропе.

Спустя буквально пару минут начинается сильный ливень, гроза. Укрываемся под тентом. Через 20 минут дождь немного слабеет, но ясно, что скоро он не закончится. Нам нужно спуститься как минимум до зоны леса, поскольку газа у нас больше нет

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Выходим под дождем дальше по тропе, скоро замечаем, что внизу вдоль реки во встречном нам направлении тоже движется группа туристов. Долина плавно поворачивает направо. Примерно через 40 минут выходим к первым отдельно стоящим деревьям. Дожидаемся отстающих, но полноценный привал не устраиваем, дождь еще не кончился. Внизу у реки видны палатки.

Продолжаем движение по тропе, входим в лес. Тропа поворачивает направо, в долину правого притока р. Речепста. Спускаемся по осыпи к месту впадения притока в основное русло. Дождь ненадолго заканчивается, устраиваем привал.

Дальше движемся по автомобильной дороге вдоль р. Речепста в направлении п. Архыз. Вначале дорога идет по правому берегу, но вскоре переходит по мосту на левый. За 40 минут доходим до слияния р. Речепста и Б. Дукка, переходим по мосту на правый берег, проходим 400м по автомобильной дороге вдоль р. Б. Дукка и встаем на ночевку на поляне рядом с мостом.

Всего путь от поляны с кошем до места ночевки занял около двух часов ЧХВ.

Поляны на правом берегу р. Б.Дукка не далеко от её впадения в р. Речепста пользуется популярностью у местных лесорубов и отдыхающих. Место грязное, дров мало. Недалеко от нас стоят несколько групп автомобилистов с палатками.

Дождь продолжается, готовим обед на костре. После обеда дождь ненадолго утихает и часть группы отправляется за заброской к т/б Романтик. Оставшаяся часть занимается банно-прачечными процедурами и пытается сушить вещи у костра.

Путь до заброски никакой сложности не представляет, двигаемся по автомобильной дороге без перепада высоты, последние полтора километра нас подвозит попутная машина. Пока разбираем заброску, снова начинается гроза, пережидаем, пока она немного стихнет. Выходим под дождем, который вскоре заканчивается. На обратной дороге с транспортом не повезло, вечером машины двигаются в сторону поселка. Но, возможно, на несколько часов раньше встретить попутную машину в сторону др. Б. Дукка не так сложно. Едва успеваем вернуться в лагерь, как снова начинается гроза. Дождь идет до глубокой ночи, не прекращаясь.

Выводы:

Перевал Речепста является логичным путем из д.р. Кяфар в д.р. Архыз через хребет Абишира-Ахуба и хорошей обзорной точкой. Участок подъема вдоль бараньих лбов от нижнего оз. Речепста со стороны кажется трудно преодолимым, однако по нему проходит отличная тропа, подъем на следующую ступень долины занимает 10-15 минут и не представляет особой сложности. При спуске не следует двигаться вдоль русла р. Речепста. Более правильно пересечь долину реки, подняться на правый борт и двигаться вдоль склона по тропе на правом борту долины.

При прохождении перевала участники закрепили навыки спуска по крутым травянисто-осыпным склонам.

5 день

14.07.11

Погода: ясно

Пройденный участок: м/н – оз. Семицветное

Пройдено: 10,8 км

Перепад высот: +660м

ЧХВ 4:50

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Утром ясно. Пользуемся возможностью просушить вещи. Выходим в 10.40 по грунтовой дороге вверх по течению р. Б.Дукка. Путь на пер. Аюлю очевиден, в то время как, по описаниям, тропа в низовьях р. Темир-Кулак разрушена лесорубами, и на ее поиски может уйти не мало времени и сил. Да и само название Темир-Кулак, что в переводе значит гнилой овраг, после прошедших сильных дождей не сулит ничего хорошего. Двигаться вверх по мокрому лесу без тропы с тяжелыми после заброски рюкзаками не хочется, поэтому отказываемся от прохождения пер. Темир-Кулак и движемся к пер. Аюлю. При этом варианте движения мы так же получаем возможность увидеть одно из красивейших мест в Архызе – оз. Семицветное.

Сразу от места стоянки дорога переходит по мосту на левый берег

Впереди открываются высокие вершины хр. Аркасара. Вскоре замечаем слева перекинутое через реку бревно, хорошее место для стоянки и уходящую в лес лесовозную дорогу. Вероятно, в этом месте стоит начинать подъем на пер. Темир-Кулак.

Перед впадением р. М. Дукка дорога раздваивается. Сначала ошибочно уходим налево по более новой дороге. Однако через 200м встреченные лесорубы сообщают, что впереди тупик. Возвращаемся назад, продолжаем движение по старой дороге (идет правее). В месте впадения р. М. Дукка в основной поток переходим первую по автомобильному броду, глубина по щиколотку

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

После брода делаем привал. ЧХВ от места ночевки 40 минут.

Продолжаем движение по дороге, проходим мимо заброшенных строений и оставленной техники. Примерно через 2 км от впадения р. М. Дукка у летовки дорога заканчивается и переходит в скотопрогонную тропу

ЧХВ 45 минут.

Продолжаем движение по тропе

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

В одном месте тропа подходит к прижиму, обойти который проще снизу у воды. После этого выходим на подболоченный луг, на котором устраиваем обед и пережидаем дневную жару. ЧХВ 50 минут.

За время обеда мимо проходит группа туристов, идущая по нашему маршруту в противоположном направлении. От них узнаем, что мост через р. Псыш поврежден, но перебраться по нему можно.

Стоит заметить, что Архыз очень популярный район. За весь поход было только три дня (один из которых дневка), когда мы не встречали другие группы туристов.

В 16.00 выходим с места обеда. Тропа плавно набирает высоту, долина понемногу поворачивает налево, криволесье сменяет лес

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Переходим несколько небольших притоков по камням и через 45 минут делаем привал в зарослях рододендронов.

Двигаемся дальше по тропе между рододендронов, вскоре видим расположенный на правом берегу кош. На склоне над нами пасется огромное стадо овец. Впереди долину преграждает моренный вал, по которому мощным потоком стекает р. Дукка

Останавливаемся у основания моренного вала, ждем пока спустится идущая на встречу группа отдыхающих в купальниках. Весь день мы шли параллельно с ними, но во время нашего обеда они убежали вперед.

Подъем на моренный вал проходит по отмаркированной тропе, дальше по средней осыпи

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Выходим на северный берег оз. Семицветного. Озеро окружено моренным валом, на котором находим расчищенные места под палатки. Воду берем из ручья, текущего по правому склону. ЧХВ 50 минут.

У ручья, чуть ниже озера, также есть хорошие места для стоянки, но мы останавливаемся на морене, чтобы иметь возможность полюбоваться озером

Впервые за поход вечером ясно, но за хребтом ходят тучи, гремит гром.

6 день

15.07.11

Запад - Восток

В хребте Габулу, соединяет р. Б. Дукка и р. Белая

Прохождение

15 июля 2011 года со стороны р. Б. Дукка. Снята записка группы туристов из г. Ростов-на-Дону от 13.07.2011 и из ТК Вестра, г. Москва, под руководством Водзинского Е. от 14.07.20011. Описание даётся от оз. Семицветного до р. Белая

Треккинговые палки, каска.

От оз. Семицветного путь к пер. Аюлю (1А) лежит ступеням долины, выработанным древними ледниками. С места ночевки хорошо видна тропа, идущая по правому склону рядом с ручьем.

В 8.40 выходим с места ночевки и начинаем подъем по тропе по травянистому склону крутизной до 25˚

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Тропа немного заворачивает вправо по ходу движения и выводит на следующую ступень долины, где в кармане морены расположились два небольших озера

Обходим озера против часовой стрелки и у западного края второго озера делаем привал. ЧХВ 40 минут.

Проходим дальше за озеро и по средней осыпи поднимаемся по моренному валу на следующую ступень. Местность сильно изрезана хаотическими мореными валами. Немного плутаем по ним, после чего поднимаемся на крупный моренный вал, сложенный из крупной и средней осыпи, идущий справа от нас. На гребне вала находим тропу и движемся по ней на юго-запад

ЧХВ 40 минут.

Перевал Аюлю не виден, он за поворотом морены, зато впереди хорошо видна седловина пер. Олений

Тропа теряется, продолжаем движение по крупной осыпи, поворачивая налево по ходу движения. Вскоре выходим к небольшому озеру, соединяющимся ручьем с другим, более крупным. Становится видна седловина пер. Аюлю. Подходим к большему озеру, переходим на левый берег ручья и обходим озеро против часовой стрелки по снегу вдоль берега

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Перевальный взлет пологий, травянисто-осыпной до 50 м. Через час в 11.40 выходим на пер. Аюлю (1А).

Седловина перевала широкая, травянисто-осыпная. Есть возможность поставить палатки, вода в 100 м в озере. На северо-запад открывается вид на хр. Аркасара

На юго-востоке отлично видно Софийский хребет и г. Пшиш

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Под перевалом находится оз. Белореченское. На перевале сложено два тура, один в северной части седловины, похож на стенку, второй в южной. В северном туре находим записку группы туристов г. Ростов-на-Дону из 6 человек от 13.07.2011. В южном туре лежит записка группы Е. Водзинского, ТК Вестра, г. Москва от 14.07.2011. Свою записку оставили в северном туре.

Передохнув на перевале начинаем спуск к озеру. Прямо под седловиной лежит снежник, крутизной 25˚. Мы же уходим траверсом направо по крупной и средней осыпи, перемежающейся с небольшими снежниками, постепенно снижая высоту. Спуск до озера занимает около 30 минут. Есть места для палаток

От западного берега озера начинается тропа, идущая по травянистому левому склону долины. Вскоре тропа подходит к поросшему травой холму, который необходимо обойти слева. Дальше тропа круто устремляется вниз на широкую терассу, покрытую всевозможными травами и цветами

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

По террасе течет ручей. Здесь устраиваем обед и пережидаем жару

ЧХВ от озера 1 час.

Изначально планировалось устроить обед у озера, но убежавшие вперед участники неправильно поняли руководителя.

После обеда продолжаем спускаться по тропе и вскоре выходим к первым деревьям. Здесь тропа поворачивает вправо и идет вдоль склона, немного снижая высоту. В паре мест приходится подлезать под поваленные деревья, в остальном тропа очень хорошо читается и направление движения не вызывает сомнений. Через 50 минут выходим к заболоченному берегу у р. Белая. Переходим через несколько ручьев и выходим на большую заросшую высокой травой поляну. Здесь есть несколько мест для ночевки, выбираем себе поприятнее и ставим лагерь на берегу р. Белая

Выводы:

Аюлю - простой, логичный и безопасный перевал. Со стороны д.р. Б. Дукка перевальный взлет практически отсутствует. Прохождение перевала дает возможность увидеть удивительные по красоте оз. Семицветное и оз. Белореченское, с седловины открывается хороший обзор на Софийский хребет.

При прохождении перевала участники закрепили навыки передвижения по крупной осыпи.

7 день

16.07.11

Погода: переменная облачность

Дневка. Проводим разнообразные банно-прачечные процедуры. Место располагает – р. Белая журчит в метре от палаток. В этом месте ее глубина не больше метра, крупных камней нет, зато есть приятные ванны.

Единственный недостаток стоянки – полянка немного подболочена, особенно заметно это становится вечером во время дождя.

8 день

17.07.11

Погода: переменная облачность

Пройденный участок: м/н – р. Белая – р. Псыш – р. Караджаш

Пройдено: 9 км

Перепад высот: -190м, +100м

ЧХВ 4:15

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Дежуривший утром руководитель немного проспал, поэтому выход был позже обычного. В 9.30 начинаем движение по тропе в сторону р. Псыш. Вначале идем по лугу, поросшему травой в человеческий рост. Трава мокрая после дождя, принимаем бодрящий утренний душ. В конце луга тропа уходит от реки влево и входит в лес. Движение по тропе сложностей не вызывает, однако земля скользкая, нужно двигаться с осторожностью. Несколько раз выполняем упражнения на бревнах, перелезая их то сверху, то снизу. На земле видны медвежьи следы, которые пропадают после ручья. По пути открывается прекрасный вид на д.р. Псыш

Через 50 минут тропа приводит к первым туристическим стоянкам. Делаем здесь привал и отправляемся посмотреть на водопад на р. Белая

Вернувшись, проходим несколько метров в сторону р. Псыш и попадаем на дорогу, идущую по долине реки. Р. Белая вытекает на дорогу, это место переходим по бревнам. Лес здесь не очень приятный, много поваленных деревьев, мусора, стоит брошенный трактор.

Движемся по дороге вверх по течению р. Псыш и примерно через 25 минут выходим к погранпосту. Проверка паспортов и пропуска занимает около 20 минут. Для ускорения процесса рекомендуем иметь при себе напечатанный список группы с паспортными данными. За это время подходит еще одна группа из г. Ставрополь. Узнаем у пограничников о состоянии моста через Псыш и расстоянии до него.

Пройдя пост, продолжаем движение вдоль склона по тропинке. То ли мы неправильно поняли слова пограничников, то ли тропа шла левее по реке и после сильных дождей оказалась под водой. Пройдя 7-10 минут, мы оказались на крутом (до 40°) склоне над рекой, хаотически заваленном огромными гниющими стволами и поросшем кустами. Внизу по берегу реки тропа не просматривается

Однако немного впереди на каменистой отмели стоит какая-то техника и видны лесорубы. Перелезая через одно из бревен, одна из участниц проезжает вниз по склону, прихватив за собой руководителя. Обошлось без травм. Очень осторожно спускаемся к реке. Пожалуй, это самый неприятный участок всего маршрута. ЧХВ 30 минут.

Устраиваем разведку. В конце отмели на юге обнаруживается тропа, идущая вдоль берега. Выходим на неё и движемся до навесного моста через Псыш около 15 минут.

Мост действительно сильно пострадал от паводка

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Однако видно, что оба пролета моста проходимы, дальний от нас сохранился лучше ближнего. С берега не понятно, можно ли перебраться вброд от одного пролета к другому рядом с опорой, и какая там глубина. Судя по описаниям, перебродить Псыш можно только в верховьях уже под перевалом, при этом тропы по правому берегу в верховьях нет. Обход переправы может занять больше одного дня.

Штурман указывает на то, что по данным одного из описаний, есть и другой мост в нескольких километрах выше, за впадением р. Аманауз. Однако есть ли другой мост на самом деле, и в каком он состоянии не известно.

Устраиваем разведку: мост оказывается проходим и выглядит с берега страшнее, чем есть на самом деле.

На исходном берегу переобуваемся в обувь для брода, одеваем каски, перчатки на руки. По пролетам движемся строго по одному, девушки по желанию идут без рюкзаков. Не доходя до опоры полтора метра, спускаемся на отмель. Пришедший первым принимает рюкзаки у приходящих участников

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Места на отмели не много, по мере накопления продолжаем движение. Центральную опору обходим снизу по течению стенками по 2-4 человека. Глубина в этом месте примерно по колено, ширина до 2м. После этого глубина становится по щиколотку, подходим ко второму пролету и по одному переходим на целевой берег

Вместе с разведкой и подготовкой переправа заняла около часа. У моста на правом берегу устраиваем обед.

2.7.6. Пер. Караджаш

2950 м

Скально-осыпной

Запад - Восток

В Софийском хребте, соединяет р. Псыш и р. София

Прохождение

18 июля 2011 года со стороны р. Б. Псыш. Снята записка группы туристов КП из г. Санкт-Петербург, Москва, Ковров, Луга, Саратов, Колпин от 17.07.2011 под руководством Куприянчик Н.В. Описание дается от моста через р. Псыш до Софийских озёр

Треккинговые палки, каска.

За время обеда через мост перебирается группа туристов из г. Ставрополь в составе 4 человек, которые завтра так же как и мы, собираются идти через пер. Караджаш. По долине поднимаются тяжелые тучи, поэтому обедаем очень быстро.

После обеда выходим по тропе вверх по течению, движемся вдоль берега. Вскоре выходим на поляну, где раньше жили лесорубы. Стоит пара сараев, брошенная техника. От поляны идет несколько лесовозных дорог, стараемся держаться вдоль берега и через 20-25 минут выходим к реке напротив места, где в р. Псыш впадает р. Аманауз. Дальше дорога снова уходит от берега, идет через лес. По дороге течет ручей.

Нам необходимо дойти до ручья, стекающего с пер. Караджаш, рядом с которым начинается тропа на перевал. Описания прохождения перевала из долины р. Псыш найти не удалось, но встреченная группа подсказала, что в самом начале тропы у реки стоит брошенная не то вахтовка, не то автобус, а чуть выше на склоне выложена стрелка из белых камней.

Продолжаем движение по лесовозной дороге до того места, где она поворачивает резко налево по ходу движения и круто поднимается на склон (ЧХВ 20 минут). Подниматься вверх нам еще рано, нужно двигаться дальше вдоль реки. Делаем привал и отправляемся на разведку. В лесу много поваленных деревьев, ходим довольно долго, после чего находим тропу. Местами она отлично читается, местами же практически не заметна.

Проходим по тропе буквально 10 минут, после чего пересекаем дорогу, круто спускающуюся со склона к реке. Внизу видим какой-то заброшенный вагончик, рядом течет ручей. Отправляемся на поиски тропы и места для ночевки.

Разведки дают понять, что от этой дороги и начинается тропа, ведущая на перевал. Вначале путь идет по лесовозной дороге, в месте где с дороги нужно свернуть на тропу на дороге выложена стрелка из камней. Вдоль дороги на пеньках сложено несколько туриков

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Смысла подниматься выше по тропе сегодня нет, склон крутой, врядли на нем найдется пологое место под палатки.

Другая группа разведчиков уходит вперед по тропе и через 5-7 минут у еще одного ручья, лесовозной дороги, спускающейся со склона к реке, и брошенного вагончика, находит живописные места для стоянки. В этом месте встаем на ночевку в 18 часов. Во время ужина в лагерь приходят ставропольцы. Они стоят немного ниже по течению, но нужную тропу не видели. Договариваемся завтра выходить вместе.

В целом, долина р. Псыш производит гнетущее впечатление: варварски ведется вырубка леса, часть деревьев остается гнить в лесу, кругом мусор, брошенная техника. Ориентирование по лесу не простое, старые тропы завалены, читаются с большим трудом. Приходится часто перелезать или подлезать под бревнами. Много времени занимают бесконечные разведки дальнейшего пути движения.

9 день

18.07.11

Пройденный участок: м/н - пер. Караджаш (1А, 2950м) - Софийские озера

Пройдено: 9,3 км

Перепад высот: +1200м, -130 м

ЧХВ 6:35

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

От места ночевки выходим в 8.10 вместе с присоединившимися ставропольцами. Возвращаемся назад по тропе до ручья (около 400м). Лесовозная дорога резко поднимается вверх от реки, спустя 100-150 м поворачивает направо по ходу движения и идет вдоль склона. Сама дорога тупиковая, но в месте, обозначенном стрелкой из белых камней, на склон уходит набитая тропа. Стрелка показывает в сторону, противоположную нашему движению, т.е. показывает направление на спуск.

Тропа забирается на крутой склон практически в лоб. Движемся по ней, за два перехода по 45 минут доходим до границы зоны леса, набрав около 450м по высоте. Воды на этом участке набрать негде. Ставропольцы убегают вперед.

Выше леса склон ненадолго выполаживается. Тропа идет по широкому лугу, справа течет ручей

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Открывается отличный вид на высшую точку района - г. Пшиш, долины рек Псыш и Аманауз

Продолжаем движение по тропе по довольно крутому травянистому склону, через 45 минут делаем привал у ручья.

Движемся дальше по тропе по травянисто-осыпному склону, вскоре выходим к широким разливам ручья и озеру

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Переходим по камням на левый берег ручья, обходим озеро вдоль берега против часовой стрелки. Через 200 м после озера долина резко поворачивает налево по ходу движения, тропа уходит наверх по довольно крутому травянистому склону

ЧХВ до поворота долины 45 минут. Текущий по склону ручей удобнее всего переходить внизу у впадения в озеро.

Поднимаемся по травянистому склону и выходим на следующую ступень долины

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Местность сильно изрезана, со всех сторон окружают хребты. Перевал находится к востоку от нас, поэтому стараемся держаться левого борта долины. Вскоре замечаем тропу, поднимающуюся вдоль ручья, стекающего с левого борта. Движемся по тропе по крупной и средней осыпи

Выходим к небольшому озеру, где устраиваем обед. ЧХВ 55 минут.

Берега озера осыпные, с западного склона спускается мощный поток воды. По GPS определяем, что он вытекает из оз. Кратерного. Нам же нужно двигаться дальше на север, а затем на восток. Для этого необходимо перелезть через небольшой хребет, расположенный к северу от места ночевки. Во время обеда уходим на разведку пути дальнейшего подъема.

После обеда поднимаемся по крупной и средней осыпи и, набрав около 100 м по высоте, оказываемся на хребте. Отсюда открывается отличный вид на оз. Кратерное и г. Псыш

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

На северном склоне хребтика лежит небольшой и пологий снежник (до 30 м до 15°), дно долины также покрыто снегом. Седловины перевала не видно, он расположен в 700м восточнее за моренными валами. Движемся по долине вверх, снег вскоре сменяется старыми моренными валами, сложенными из крупной и средней осыпи

Местами встречаются туры. Сам перевал не виден и моренные валы кажутся бесконечными

Выходим на широкое открытое пространство, седловина пер. Караджаш (1А) расположена слева по ходу движения. ЧХВ от обеда на озере 1 час.

Седловина перевала широкая, скально-осыпная. Чуть ниже седловины на западном склоне есть возможность поставить палатки. Воды в жидком виде нет, рядом есть небольшие снежники. На западе видна высшая точка района г. Пшиш, вершины Главного Кавказского хребта и хребет Габулу

На восток открывается вид на д.р. София и хребет Чагет-Чат

Под перевалом видно озеро, на котором устанавливают палатки ставропольцы.

На перевале впервые за поход ловим сотовую связь, работает Билайн и Мегафон. Погода быстро портится, с запада идут темные тучи, гремит гром.

Восточный склон перевала скально-осыпной, крутизной до 35°. С седловины вниз уходит набитая тропа

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Спускаемся по ней двумя плотными группами с интервалом

Собираемся все вместе на снежнике под влётом и движемся по нему на восток в направлении Софийских озёр

Снежник заканчивается перед отрогом основного хребта. Переходим отрог по крупной осыпи и выходим на набитую тропу, ведущую вдоль склона к озерам

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

ЧХВ от седловины перевала до Софийских озёр 1 ч 30 мин.

У Софийских озер стоит две палатки, находим места для ночевки, ставим лагерь в 19 часов. Погода окончательно портится.

Выводы:

Перевал Караджаш является логичным путем из долины р. Псыш к Софийским озерам. При подъеме основную сложность представляет большой перепад высот от низовий долины р. Псыш до перевала. Спуск проходит по достаточно крутому склону, возможно падение мелких камней. Следует двигаться плотной группой, в касках. С седловины открывается хороший обзор на долину р. София.

10 день

19.07.11

Погода: Ясно, вечером дождь

Пройденный участок: м/н - пер. Иркиз (1А, 2880м) - р. Ак-Айры - ур. Ледниковая Ферма

Пройдено: 4,5 км

Перепад высот: +60м, -910 м

ЧХВ 2:50

2.7.7. Пер. Иркиз

2870 м

Северо-Запад – Юго-Восток

В отроге Софийского хребта, соединяет р. Кашка-Эхчи и р. Ак-Айры

Прохождение

19 июля 2011 года со стороны Софийских озёр. Снята записка группы туристов ЦСТ МАИ, г. Москва от 19.07.2011, руководитель Пименов И.Б.. Описание дается от Софийских озёр до р. София

Треккинговые палки, каска.

Основные препятствия на маршруте пройдены, остается пройти пер. Иркиз, рядом с которым мы находимся, и спуститься до д.р. София и далее по дороге в поселок Архыз. До отъезда 3,5 дня - времени более чем достаточно.

Ночью была гроза, сильный ветер. Тенты сорвало, и часть вещей оказалась промокшей. Зато утром светит солнце, и в его свете играет лазурью вода Софийского озера

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

После сложного дня подъем позже, чем обычно. Собираемся довольно долго и неторопливо.

В 10 часов наконец выходим. Седловина пер. Иркиз (1А) хорошо видна на западе от нашей ночевки над Большим Софийским озером. Обходим озеро по часовой стрелке по крупной осыпи на берегу и подходим к перевальному взлету. Взлет снежный, протяженностью до 200м крутизной до 20°. На перевал только что поднялась другая группа, ждем, пока они спустятся, чтобы не толкаться на седловине

По снегу траверсом идет набитая тропа. Под перевалом снег стаял, последние 20-30 м подъема идут по осыпи, так же видна тропа

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Подъем по взлету занимает у нас 15 минут, общее ЧХВ от ночевок 20-25 минут.

Седловина перевала узкая, скально-осыпная. Мест под палатки и воды в жидком виде нет, лежит небольшой снежник

В туре находим записку от группы туристов ЦСТ МАИ (Москва), руководитель Пименов И.Б. На запад открывается хороший вид на Софийские озёра

На востоке видна д.р. Ак-Айры и в. София

Восточный склон перевала травянисто-осыпной, крутизна до 25°, тропа идет вниз практически по линии падения воды, сбрасывая 200м по высоте до долины

Движемся плотной группой, камнеопасно, из-под ног иногда вылетают мелкие камни и успевают разогнаться.

Через 50м направо вдоль склона уходит тропа в направлении пер. Столичный (Баш-Джол). Сворачиваем на нее, чтобы не двигаться друг под другом на камнеопасном склоне

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Спускаемся по тропе в долину, собираемся на старой морене, сложенной средней осыпью

Спуск с седловины занимает 15 минут. Выше в долине хорошо видна седловина пер. Столичный (Баш-Джол)

В направлении перевала видим группу МАИ, прошедшую перевал Иркиз незадолго до нас.

Движемся вниз по гребню старой морены и через 100м подсекаем тропу, идущую с пер. Иркиз

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Тропа идет по травянистой долине, местами подболочена

По пути встречаем несколько групп, поднимающихся к пер. Иркиз и Столичный. Через 50 минут подходим к ручью, текущему по правому борту долины.

На правом берегу ручья начинает расти березовое криволесье. В этом месте тропа уходит вниз и идет вдоль берега ручья, местами по прижимам

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

По противоположному борту долины живописно стекают водопады.

Через 50 минут выходим на пологую поросшею травой террасу

Продолжаем движение по тропе и за 30 минут доходим до впадения р. Ак-Айры в р. София. На левом берегу р. Ак-Айры стоит кош, через ручей перекинуты бревна

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

На правом берегу в лесу видим оборудованное место для стоянки и баню. Останавливаемся в этом месте в 13.40 на обед.

Разведка показывает, что урочище Ледовая ферма расположено в 800м выше по долине р. София. Там кончается автомобильная дорога, идущая по правому берегу р. София. Место популярно среди отдыхающих, есть пара пивняков, еще одна баня. Решаем пообедать хычинами в кафе, уходим туда двумя группами по очереди. Пока обедаем, погода портится. Начинается дождь, который то прекращается, то льет вновь весь остаток дня. Радиальный выход на пер. Софийское седло откладываем до завтра.

За время обеда части группы из коша на стоянку приходит мужчина, который говорит, что он хозяин бани и стоянки Его зовут Ильяс. Стоимость бани 150 р. с человека. Договариваемся о том, что за стоянку платить не будем и сбиваем цену за баню до 100 р., напирая на скидку оптовым клиентам. Вечером с большим удовольствием паримся и моемся.

Дальнейший путь в пос. Архыз идет по грунтовой дороге и никакой сложности не представляет. При необходимости от стрелки р. Ак-Айры и р. София до поселка можно дойти за 3-4 часа. Также возможно договориться с водителями буханок, доезжающих до урочища. Нам же торопиться некуда, возвращаться в цивилизацию мы не спешим.

Выводы:

Перевал Иркиз является простым и логичным путем от Софийских озёр в д.р. Ак-Айры и р. София. При прохождении со стороны Софийских озёр подъем сложности не представляет. Спуск в д.р. Ак-Айры довольно крутой и местами камнеопасный, следует соблюдать осторожность, двигаться плотной группой.

11 день

20.07.11

Погода: Ясно, вечером дождь

Пройденный участок: м/н - [пер. Софийское седло (н/к, 2650м) - Софийские водопады - ур. Ледниковая ферма] (рад.) – поляна Таулу

Пройдено: 12 км

Перепад высот: +680м, -1050 м

ЧХВ 3:45

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

После завтрака отправились радиально на пер. Софийское Седло (н/к, 2650м)

От кафе на Ледниковой ферме по правому берегу ручья уходит набитая тропа. С перевала открывается хороший вид на долины р. Кизгыч и р.София

На перевале долго любуемся красотой гор, съедаем оставшиеся сюрпризы и спускаемся по тропе к ледниковой ферме. Весь радиальный выход занял 4 часа.

Обедаем снова в кафе, после чего возвращаемся на место ночевки. На время отсутствия рюкзаки мы оставили в коше.

В 17.30 выходим, переходим на правый берег р. София по бревнам напротив коша и выходим на дорогу

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

Движемся по дороге вниз по долине. Местами по дороге во всю ширину колеи течет ручей

За 1ч 15 мин доходим до пограничного поста. Предъявляем документы, проверка занимает около 15 минут. Идет дождь.

От поста проходим еще 30 минут, останавливаемся на ночевку на окраине поляны Таулу.

12 день

21.07.11

Пройденный участок: М/н – пос. Архыз

Пройдено: 9,2 км

Перепад высот: -100 м

ЧХВ 2:00

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

В 10 утра выходим на место ночевки и за 15 минут подходим к мемориалу ВОВ на мостовой поляне

Здесь людно, есть рынок с сувенирами, кафешки, кемпинги

Осматриваем мемориал и продолжаем движение в направлении поселка. По дороге то и дело проезжают машины, идти довольно скучно. За 2 перехода по 50-55 минут выходим к поселку Архыз

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

В поселке останавливаемся на турбазе Огонёк. На центральной площади нужно свернуть к почте (дом связи) и пройти 200м до моста через реку. Турбаза расположена за мостом на правом берегу. Размещаемся по-разному по желанию: кто-то в палатках на территории турбазы (100р с человека), кто-то в старых фанерных домиках (200р с человека), кто-то в отремонтированных домиках (500р с человека). За 50р можно помыться в хорошем душе с теплой водой.

Размещаемся, обедаем в кафе в поселке. После обеда часть участников отправилась на прогулку в Баритовую балку и к Круглому дому. Другая часть осталась мыться и стирать вещи. Вечером, как всегда, пошел дождь. Часть группы отправилась в баню. Договариваемся с Романом (сын хозяйки турбазы), водителем газели, о поездке завтра в Нижний Архыз и Обсерваторию.

13 день

22.07.11

В 9 утра выезжаем на газели на экскурсию в Обсерваторию. От пос. Архыз до Нижнего Архыза едем 30 км по шоссе. От шоссе к САО РАН ведет серпантин, протяженностью 17 км. На повороте на серпантин стоит КПП, здесь необходимо предъявить паспорта и список группы. Поскольку мы об этом не знали, у части группы паспортов не было. Удалось договориться о проезде без документов. Всего дорога до Обсерватории заняла 1 час.

Экскурсии проводятся в пятницу, субботу и воскресенье. В остальные дни САО РАН закрыта для посещения, астрономы ведут наблюдения. В этот день мы были первыми посетителями. На экскурсии нам рассказали об истории строительства Обсерватории и проводимых в настоящее время наблюдениях

Отчёт о походе 1 к.с. на Западный Кавказ

После посещения Обсерватории спускаемся по серпантину к Нижнему Архызу. Это древнее городище, на территории которого сохранились три раннехристианских храма

Погуляв по городищу, отправляемся посмотреть наскальную фреску Лик Христа, расположенную на противоположной стороне от шоссе, ведущего в пос. Архыз.

Возвращаемся в поселок, обедаем заключительной порцией хычинов и шашлыка. Хочется порекомендовать кафешку на центральной площади во дворе двухэтажного каменного магазина. Готовят вкусно, цены не сильно отличаются от соседей, в целом приятное место. В 17 часов уезжаем на заказанной заранее Газели. Всю дорогу льет дождь, так же, как и когда мы ехали две недели назад. За два с половиной часа доезжаем до Невинномысска. В привокзальных магазинах закупаем продукты в дорогу, и в 22.45 отправляемся на поезде в Москву.

2.8 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

В походе встречались протяженные участки травянистых и осыпных склонов, передвижение по которым требовало внимания и собранности. Броды опасности не представляли – большинство рек перешагивалось или перепрыгивалось, несколько раз переходили по одному в сменной обуви с самостраховкой трекинговыми палками, в паре мест бродили стенкой по 4 человека.

Самый неприятный участок маршрута – движение по левому берегу р. Псыш от погранзаставы вверх по течению. Берег реки сильно изменен вырубкой леса, по склону хаотично лежат огромные гнилые стволы деревьев, преодолевая которые нужно быть особенно осторожными.

Мост через р. Псыш после весенних паводков находится в полуразрушенном состоянии, однако пригоден для переправы через реку. Быки моста и металлические тросы выглядят достаточно надежными, однако часть досок в пролетах отсутствует, поэтому преодолевать мост следует по одному. Центральный бык обходится вброд ниже по течению.

При движении по тропе вдоль р. Кяфар участница споткнулась, потеряла равновесие и упала, получив ушиб колена. Следует быть внимательным и не забывать о концентрации и собранности при движении по горным тропам.

Также следует соблюдать осторожность при контактах с населением. Вести себя скромно, в населенных пунктах одевать просторную, длинную одежду, девушкам не перемещаться без сопровождения мужчин.

2.9 Итоги, выводы, рекомендации

Пройден интересный, логичный маршрут. Участники приобрели опыт передвижения по травянистым и осыпным склонам различной крутизны, опробовали различные способы преодоления рек вброд, познакомились с походным бытом в условиях высокогорья. Таким образом, обучающие цели похода можно считать выполненными.

Архыз – компактный и интересный район с большим количеством природных достопримечательностей. Небольшая высота хребтов, большое количество перевалов н/к и 1А, простота организации проезда, большое количество аварийных выходов – все это делает Архыз отличным местом для проведения новичковых горных походов 1 к.с.

Природа Архыза красива и разнообразна, район украшен большим количеством озер. Однако в последние годы здесь ведется активное строительство и рубка леса, присутствие человека все заметнее. Лес уничтожается варварски. Разбитые лесовозные дороги, брошенная техника, огромные гниющие стволы деревьев на склонах – такой нам запомнилась долина р. Псыш. Старые тропы постепенно теряются в завалах.

Поход прошел по запланированному графику. При пересечении хр. Габулу и Софийского хребта были использованы варианты, предложенные МКК, как более логичные.

Маршрут рекомендуется к повторению полностью или по частям. При этом стоит учитывать, что в условиях нехватки времени участок Софийские озера – пер. Иркиз – Ледниковая ферма – поляна Таулу – пос. Архыз может быть пройден группой за один ходовой день.

2.10 Список использованной литературы

Отчёты

"http://www.westra.ru/reports/zaharov.html" rel="nofollow"
"http://www.westra.ru/reports/kavkaz/m06pol1/" rel="nofollow"
"http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4910" rel="nofollow"
"http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4774" rel="nofollow"
"http://www.vertikal-pechatniki.ru/bibl/otchety/krasn/otchet_krasn.htm" rel="nofollow"
"http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4790" rel="nofollow"
"http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4442" rel="nofollow"

Фотографии, описания перевалов

"http://www.risk.ru/users/mg5642/13705/" rel="nofollow"
"http://caucatalog.narod.ru/base//zap.html" rel="nofollow"
"http://pohod.km.ru/perevals/spisok1.htm" rel="nofollow"

"http://www.westra.ru/passes/" rel="nofollow"

- координаты и краткие описания перевалов (пользоваться поиском)

Карты

"http://wkavkaz.narod.ru/map/index.html" rel="nofollow"  }

- сборник карт

"http://www.arhiz.com.ua/arhiz_map.htm" rel="nofollow"  }

- схема с обозначенными перевалами

"http://www.arkhyz.info/KARTA.FILES/karta.php" rel="nofollow" }

- разные 500-метровки без привязки, хребтовка без привязки

"http://zelpanov.ucoz.ru/load/karta_arkhyza_dlja_gps/1-1-0-19" rel="nofollow"  }

- векторная карта под гармин и растр с привязкой на её основе

2.11 Отдельное спасибо

Хотим выразить особую благодарность Александру Зайцеву и Сергею Дяткову за рекомендации по маршруту, Саше Рахману, Леше Есауленко, Наташе Соколовой, Юле Шпотиной, Насте Липатовой, Андрею Бережнову и Севе Кузьмину за бесценные фото- и видеоматериалы, сделанные во время похода и использованные при подготовке этого отчета.

Фотографии Саши Рахмана:
"http://fotki.ya" rel="nofollow" ndex.ru/users/s tz1945/album/12 7488/

Глава 3. Приложения

3.1 Картографический материал

Карты вместе с файлами привязки находятся в электронном приложении, на диске. При подготовке и проведении маршрута использовались:

1. Туристская карта Западный Кавказ. Загедан. Архыз. Рица. Комитет геодезии и картографии СССР, Москва, 1991. Масштаб 1:100000.

2. Топографические карты Генштаба СССР. Масштаб от 1:100000 до 1:50000.

3. Карты М. Голубева на основе карт Генштаба СССР. Масштаб 1:100000.

4. Карта Архыза для GPS

"http://zelpanov.ucoz.ru/load/karta_arkhyza_dlja_gps/1-1-0-19" rel="nofollow"

3.2 Путевые точки и трек похода

Путевые точки и трек похода, записанные с помощью прибора Garmin GPSMAP 60CSx находятся в электронном приложении к отчёту.

3.3 Организация питания

В состав команды входило два вегетарианца. Для упрощения организации питания они были выделены в отдельную раскладку и готовили в отдельном литровом кане на отдельной горелке. Остальная раскладка была стандартной для данного сезона и категории похода.

Поскольку группа была большая, для приготовления пищи использовались 2 кастрюли 5л и 6л с крышками, а также кан 10л для чая. Из топливного оборудования использовались 2 горелки Primus OmniFuel (по одной на кастрюлю) и 2 горелки Kovea 0211 (обе под кан для чая). Таким образом, у нас была возможность одновременно готовить еду и кипятить воду на чай, что значительно экономило время приготовления пищи. Газ брался из расхода 50 гр/чел/день.

3.4 Общественное и личное снаряжение, аптечка

Общественное бивачное снаряжение было стандартным. Предполагалось использовать четыре 3-4х местных палатки, но одна из них осталась в Москве. Выручил большой тамбур одной из палаток и компактность участников.

Использовались 2 групповых тента 3*3м и 3*4м. На биваке под одним тентом складывались рюкзаки, под другим организовывалась кухня. Практика показала, что при необходимости 16 человек с рюкзаками могут уместиться под одним тентом 3*3м.

Из специального группового снаряжения брались 2 веревки 50м, d 9мм. Предполагалось использовать ее для организации перил, в случае большого количества снега на северных склонах хр. Абишира-Ахуба, а также для организации переправ. Но делать этого не пришлось.

Специальное снаряжение также было стандартным для похода 1 к.с. Из специального снаряжения у каждого участника были каска, трекинговые палки, ИСС и 2 карабина. У некоторых участников был ледоруб. Постоянно использовались каски и трекинговые палки, без ИСС и ледорубов можно было обойтись.

Источник : "https://tkmgtu.ru/otchety/93-gornye-pokhody/kavkaz/zapadnyj-kavkaz/1691-otchjot-o-pokhode-1-ks-na-zapadnyj-kavkaz-s-10072011-po-21072011" rel="nofollow"