24 февраля 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Саянский
Вид туризма: Горный туризм

Спустя двенадцать лет возвращаюсь к теме любимого Горного Алтая (до этого ходил походы к Белухе, Шавлинским озерам и в районе Актру). В этот раз решил немного модифицировать ранее пройденный маршрут к Белухе и Кучерлинскому озеру, заменив аккемскую тропу (которая идет вдоль реки Аккем) на ороктойскую (идущую по верхам хребтов).

Отчёт о походе по Алтаю

Ороктойская тропа, в отличие от аккемской, предлагает куда более впечатляющие виды, но и требует взамен приложения значительно больших физических усилий – она длиннее и включает множество нехилых подъемов и спусков. Тропа хорошо набита – по ней водят в основном конные группы. Вода есть, но ее немного, и встречается она практически только на стоянках (руч. Тухман, оз. Гульдуайры), поэтому приходится нести с собой запас на день. Вне ороктойской тропы проблем с водой нет, ручьев хватает.

Поход состоялся в период с 26 августа по 7 сентября. Как по мне – это почти идеальное время для походов на Горном Алтае. Туристов уже значительно меньше, чем в середине лета, но еще не очень холодно. На популярных стоянках места завались, а на ороктойской тропе людей так вообще не встречал. Комаров нет совсем! Земля начинает потихоньку преображаться к осени – карликовая березка и некоторые травы краснеют, лиственница и береза желтеют. Погода в это время выдалась замечательная! Дождик хоть и был, но на тропе я под него не попадал – он заставал меня, когда я уже спокойно лежал в палатке. Был период пятидневной идеальной солнечной погоды после сильной бури. По ночам, конечно же, было холодно (в основном чуть выше нуля, но были и заморозки), днем – вполне себе тепло – шел в футболке, иногда только утепляясь поларом.

Шел не спеша, было две дневки на оз. Аккем и оз. Кучерлинское. Вот примерный маршрут (многочисленные треки можно найти на wikiloc.com):

Отчёт о походе по Алтаю

С собой брал обычный для меня набор снаряжения, сублиматы на 12 дней и газовое оборудование. Вес рюкзака при этом не превысил 20 кг. В этот раз (после прошлогодней Абхазии) прикупил перцовый баллончик от медведей на всякий случай (так и не довелось его опробовать, хотя следы встречались).

НА ТРОПЕ

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Сразу же по прибытию в Тюнгур примерно в час дня вышел по направлению к невысокому лесистому перевалу Кузуяк (1500 м, набор высоты 600 м) по довольно разбитой местами дороге. По этой дороге местные на грузовиках забрасывают ленивых туристов за перевал. Преодолев его на своих двоих, чуть спустился и поставил палатку у ручья. Погода весь день была идеальная, ни облачка. По обе стороны перевала вдоль тропы – заросли малины. Спелых ягод было еще довольно много, часто останавливался ими полакомиться.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Спустился до р. Аккем, перешел ее по хорошему мосту и начал нелегкий подъем (набор высоты ~ 1300 м) до стоянки Тухман, где течет ручей. В самом начале подъема есть вода (р. Ороктой), но дальше до р. Тухман ее нет – надо запасаться.

В этот день с самого утра погода начала портиться. Сначала прошла первая волна облачности без дождя, потом прояснело, но после обеда пошли грозовые тучки. Две из них меня обогнули, а третья накрыла ливнем, как только поставил палатку.

Дождь прошел, небо постепенно расчистилось:

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Тропа идет верхами хребтов выше границы леса с постоянными спусками-подъемами. Вода попадается недалеко за стоянкой Тухман, дальше до оз. Гульдуайры ее больше не будет. С тропы хорошо просматриваются вершинки Белухи и соседних снежных гор. Так просторно и так красиво вокруг, что дух захватывает! Особый колорит пейзажу придает краснеющий кустарник с ярко фиолетовыми цветками.

Конечный пункт сегодня - озеро Гульдуайры – очень приятное и тихое место, если не обращать внимания на то, что лес с одной стороны почти полностью сгорел. Вода в озере чистая, пил ее не обрабатывая без отрицательных последствий.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

День начинается с небольшого (метров на 300) подъема. Сверху открывается неплохой вид на Белуху, которая с каждым днем все ближе и ближе. На верхушках невысоких хребтов - заросли карликовой березки, придающей им красновато-коричневый оттенок.

Этот день по хорошему надо было идти до стоянки в долине Ярлу. Но к обеду погода испортилась, все небо занесло тучами и предполагался дождик. Поэтому решил остаться ночевать там, где застала меня непогода – в долине Текелю на оборудованной стоянке (там недалеко водопады) с видом на обрыв Скрынчак. На тропе наткнулся на маленькую змейку.

Типичный горный ручей:

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

Вброд перешел р. Текелю, предварительно разувшись (речка неглубокая, можно найти место для брода поровнее). Сразу за рекой - подъем метров на 600 к очередному виду на Белуху.

Отчёт о походе по Алтаю

Далее плавный затяжной спуск в долину Ярлу.

В долине Ярлу красиво и необычно. Под ногами земля фиолетового оттенка, и вода фиолетовая и на ботинки посмотришь – фиолетовые! Только на фотографии этого почему-то не видно.

Поставил палатку ближе к Аккему и пошел прогуляться к началу долины. Есть там камень большой с нанесенными на него метками и каменный городок вокруг него.

Попадается живность.

ШЕСТОЙ ДЕНЬ

По правому берегу (с противоположной от стоянок стороны) обошел не без труда оз. Аккем.

Отчёт о походе по Алтаю

Перешел мостик через р. Аккем и поставил палатку на одной из оборудованных стоянок на западном берегу озера. Недалеко от стоянки протекают чистые ручейки, откуда можно набрать воду для приготовления пищи и питья.

Ближе к обеду направился в долину семи озер, расположенную прямо над стоянками Аккема (набор высоты ~ 600 м).

Погода стала быстро портиться. Тучки сначала начали сгущаться в районе Белухи, потом масса эта начала расширяться, громыхая молниями и временами изливаясь на меня моросящим дождичком. Я смекнул, что дела с погодой будут только ухудшаться, поэтому не дойдя до верхних озер, быстренько побежал вниз. Успел спуститься как раз к начавшейся буре. Сначала была гроза с дождем, потом пошел град. Молнии трещали прямо над головой, освещая всю палатку ультрафиолетом.

К вечеру тучи начали чуток рассасываться, подавая надежду на хорошую погоду завтра.

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ

Хотел в этот день идти на перевал Каратюрек, если погода нормализуется. С восходом солнца тучи действительно начали потихоньку растворяться, но происходило это так медленно, что к 11 часам все вершины так и были укутаны в застывших на них облаках. Решил остаться здесь еще на один день.

ВОСЬМОЙ ДЕНЬ

Ночью был дубак, почти не спал, температура явно опустилась далеко в минус. Утром палатка и земля покрылись полусантиметровыми кристаллами льда, лужи на тропе и треть озера замерзли.

Но солнце вышло – и все растопило. На небе ни облачка, воздух кристально чистый!

Выдвигаюсь на перевал Каратюрек (высота ~3000 м). Долина Ярлу как на ладони (слева):

Отчёт о походе по Алтаю

Последние метры даются тяжело, часто останавливаюсь, но награда стоит затраченных усилий:

С перевала спустился до кедровых стоянок, где и поставил палатку. Рядом течет чистая речушка, откуда можно набрать воды.

ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ

Спуск к Кучерлинскому озеру сначала по редкому, затем по дремучему кедровому лесу. Вся земля под ногами усыпана погрызенными кедровыми шишками, но найти целую не так просто. На деревьях частенько появляются черные белки с белой грудкой и бурундучки.

Отчёт о походе по Алтаю

На последнем участке нужно подняться на стометровый холмик, с которого открывается панорамный вид на озеро.

ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ

Дневка на озере. От озера можно сделать несколько интересных радиалок: красивейшее оз. Дарашколь (был там 12 лет назад), водопад Кони-Айры, Голубое/Зеленое озеро и др. Но в этот раз я поленился куда-либо ходить.

ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ

Спуск по густому хвойному, а затем смешанному лесу.

Озеро Малое Кучерлинское:

Река Кучерла:

В районе р. Текелюшки на тропе попадаются следы медведей-подростков (размер следа – с мою ладонь). Честно говоря этот участок идти было страшновато. Глухомань еще та.

ДВЕНАДЦАТЫЙ-ТРИНАДЦАТЫЙ ДНИ

Спускался медленно, автобус домой только через день, поэтому спешить некуда. Где-то на этом участке есть скала с петроглифами (там еще беседка рядом), но я ее проскочил, не заметив.

Отчёт о походе по Алтаю

Ночь перед отъездом домой провел на замечательной базе Высотник в Тюнгуре. На базе есть гостиница (1200-1500 руб. за приличный отапливаемый номер с горячей водой), кафе-бар, баня. В кафе кормят вкусно (комплексный обед 300-400 р., ужин чуть подешевле, вкусные лепешки и чаи). Территория на базе ухоженная, имеется прямой выход к р. Катунь. Самое то место, чтоб отдохнуть после похода.

P.S. Фотографировал вот этим.

Источник : "https://vas-pop.livejournal.com/2107945.html" rel="nofollow"