7 декабря 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Горный туризм

В последней декаде сентября 2021 г. мы прошли с рюкзаком и палаткой красивейший поход по осенним горам Ингушетии, посетив 42 башенных комплекса, включая почти все самые значимые и впечатляющие, такие как Цори, Меллер, Ний, Пялинг, Коали, Таргим, Вовнушки, Эгикал, Хяни, Эрзи и многие другие. Поход длился 10 дней, но из них один пришлось просидеть на месте, пережидая дождь, а другой день был насыщенным, но с передвижением преимущественно на машине, т.к. это было логично. Однако за остальные 8 дней пешего пути мы заглянули местами в уголки, куда редко кто заходит, и прошли под рюкзаками суммарно около 90 км, набрав и сбросив по 5,5 км высоты. Наряду с походом "20 озёр Гвандры" этот поход, безусловно, красивейший у меня в этом году! В этом отчете будут приведены лишь немногие, некоторые основные фото посещенных башенных комплексов, а больше фоток выложу потом в фотоальбомах.

В качестве разведки весной этого года я прошел большой разведывательный соло-поход примерно в тех же местах (ссылка): посмотрел, где какие тропы, дороги, ручьи, родники и т.д., и на осень было готово вот такое приглашение в треккинг-тур по горам и башням Ингушетии: Приглашение в уникальный треккинг-тур по стране башен и гор — горной Ингушетии!
Изначально откликнулось около 10 человек, но из-за коронавируса, будь он неладен, из-за проблем по работе, и т.д., в итоге нас осталось трое. Что ж, получилась компактная боевая  мобильная команда с одной трёхместной палаткой.

Состав группы:

Голубев Михаил (до -5 и до 4000 м почти всегда в шортах)

Гешелев Андрей

Головченко Андрей

Фото 4. Обзорная схема маршрута (включая автопереезды в середине путешествия)

Фото 5. График похода

Детальные треки по дням будут в описании соответствующих ходовых дней. А все треки вместе на nakarte.me вот: "https://nakarte.me/#m=12/42.80900/44.99485" rel="nofollow"&l=Otm&nktl=rM8abKEZbJGHQ7iz_iMdCQ

21 сентября

Логистика заезда в горную Ингушетию, особенности заповедника Эрзи, дорога до Цори и прочие детали - описаны в отчете о весеннем походе по ссылке выше (повторю).

Собравшись утром 21 сентября во Владикавказе (на вокзале), выезжаем в 10:20 на заранее заказанной машине (Георгий, +7 918 822 32 75 whatsapp - трансферы на 5-местной Ниве по Северной Осетии и Ингушетии). В 14:20 по красивейшей дороге доезжаем почти до Цори. Учитывая неблагоприятный прогноз погоды на завтра, заселяемся в пустующем коше недалеко от родника над башнями Оасег:

Фото 6. Кош в районе Оасег
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

Сегодня - отличная, солнечная и даже жаркая погода. Бросаем вещи, и идём налегке посмотреть первые башенные комплексы похода: Оасег, Цори и Аршауг.

Маршрут радиального выхода: "https://nakarte.me/#m=16/42.81286/45.09300" rel="nofollow"&l=S&nktl=S1zkZQ6pFTh2DEJCcr6T9w

Информацию по архитектурным и географическим достопримечательностям горной Ингушетии, причем практически всем, можно посмотреть на карте капитального сайта Тимура Агирова: "https://openkavkaz.com/map" rel="nofollow"

Фото 7. Оасег

Фото 8. Аршауг

Фото 9. Цори

22 сентября

Маршрут этого дня: "https://nakarte.me/#m=15/42.82251/45.05536" rel="nofollow"&l=L&nktl=gAOhL42SX0bPnZ7_ZiBu4A

По грунтовой дороге, по которой вчера приехали, идём в обратном направлении. Кош, в котором я ночевал весной, ещё обитаем, выпасается большая отара овец под охраной собак. Чтобы не рисковать, отказываемся от радиального кольца через Агутыр, Кашети и Дахкли и идём далее по дороге до начала спуска в Мусиево и Меллер:

Фото 10. Путь по дороге и начало спуска в Меллер
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

По слабонаклонным лугам, минуя Мусиево, затем по водоразделу текущих в глубоких балках ручьёв, спускаемся к башням Меллер:

Фото 11. Спуск дороги к Меллеру и месту ночевки, радиалка к башне Керби

Фото 12. Мусиево
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

В Меллере проводим некоторое время - уж очень тут красиво.

Фото 13. Меллер. Место ночевки и башня Керби

На другой стороне балки с чистым ручьём видим отличную полянку среди красочных осенних деревьев. Решаем там и заночевать, сделав полуднёвку, в течение которой сходить к башне Керби. Кстати, Меллер - большой комплекс из нескольких башен и склепов. На Фото 13 только одна из башен. Как отмечено на этом фото (и Фото 17), спускаемся ниже по водоразделу ручьёв, пересекаем правый из них и по тропке на крутом тр.-ос. склоне выходим на целевую поляну.

Фото 14. Место ночевки между комплексами Меллер и Керби
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

И хорошо что успели поставить палатку: погода нестабильная, иногда дождь. В паузе между дождями гуляем к башне Керби, откуда любуемся также расположенным ниже комплексом Мяшхи.

Фото 15. Керби

Фото 16. Мяшхи
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

Вернувшись, залез на небольшое возвышение недалеко от палатки, откуда хороший вид на часть пути от Меллера к месту ночевки по водоразделу:

Фото 17.

23 сентября

Маршрут дневного перехода: "https://nakarte.me/#m=15/42.82493/45.00588" rel="nofollow"&l=L&nktl=Z2redClXtedMkzGvJTRL8g

С самого утра туман, но дождя нет, так что идём дальше. По навигатору, по травянистым склонам средней крутизны поднимаемся к комплексу Цхаралте, откуда по тропе на пологих склонах, частично через волшебный сосновый лес выходим к домику (внутри грязновато, но хорошее укрытие в случае непогоды) над мощным кристальным родником - недалеко от комплекса Нийкоте. От домика выходим на основную дорогу, по которой заезжали.

Фото 18. Путь через Цхаралте к Нийкоте

Фото 19. В Цхаралте

Фото 20. По пути от Цхаралте к Нийкоте

В районе Нийкоте поднялись выше тумана (облаков):

Фото 21. Нийкоте
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

Далее идем по дороге далее на запад в сторону комплекса Ний. По пути поднимаемся на небольшой кругозор, откуда отличный вид на Ний:

Фото 22. Комплекс Ний и вдали - вершина Гайкомд

По дороге спускаемся в Ний. Это крупный, один из самых значимых, башенный комплекс горной Ингушетии.

Фото 23. Ний
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

От Ния продолжаем идти на запад по дороге. По пути спускаемся влево к ручью, где оставляем рюкзаки и ходим радиально на хребет с хорошим обзором на две башни, стоящие на крутом обрывистом гребне - башни Двух жен:

Фото 24. Подъем на кругозор по пути от Ния в Пялинг

Фото 25. Башни Двух жен
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

Вернулись к рюкзакам и по дороге, мимо родника (см. трек), приходим в Пялинг - еще один крупный башенный комплекс.

Фото 26. Пялинг с кругозора

Фото 27. Пялинг
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

В восточной части комплекса есть ровная полянка. Хотя времени всего 14 ч, срочно ставим палатку: с запада быстро приближается тёмно-серый сплошной облачный фронт, видимо тот же самый, что вызвал небывалую катастрофическую бурю на Эльбрусе в эти дни.

Фото 28. Место двух ночёвок у башенного комплекса Пялинг

Но у нас высота не 5600 м, а на 4 км ниже, поэтому просто дождь - в оставшуюся часть дня и весь следующий день.

24 сентября

Дождь. Днёвка.

25 сентября

Маршрут этого дня: "https://nakarte.me/#m=14/42.82323/44.96035" rel="nofollow"&l=I&nktl=hiVYPZhFf9LUv29qVDwumA

Следующая достопримечательность по плану - Барах, в частности средневековый склеп на хребте с отличным обзором. Пройти туда можно двумя способами: "нижним" и "верхним":

Фото 29. Пути к Бараху - нижний (синим) и верхний
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

Верхний несколько физически труднее, зато виды по пути великолепные, поэтому идём именно этим путём.

Фото 30. Участок верхнего пути

Фото 31. Вид с верхней точки верхнего пути на вершину Гайкомд и башенный комплекс Эгикал далеко внизу

Фото 32. Склеп в Барахе

Далее по пути, указанному на Фото 33, выходим в Таргимскую котловину, посещая по пути Коали, Гериты, Таргим, Исмаил-Ков:

Фото 33. Путь от Бараха в Таргимскую котловину

Фото 34. Коали

Фото 35. Гериты (внизу вдали основной комплекс)

Фото 36. Таргим

Фото 37. Исмаил-Ков

По правому (ор.) берегу Ассы идем вверх по долине, и мимо базы пограничников выходим к древнему храму Тхаба-Ерды, а оттуда, перейдя р. Гулойхи по пешеходному мостику, доходим до комплекса Нижний Пуй:

Фото 38. Путь мимо храма Тхаба-Ерды в Ниж. Пуй
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

От Тхаба-Ерды проход напрямую к р. Гулойхи крутоват - лучше обойти по дорогам понизу.

Фото 39. Тхаба-Ерды

Фото 40. Башня в комплексе Нижний Пуй. Вдали башни Верхний Пуй на фоне г. Гайкомд. Фото на следующее утро

26 сентября

Такие важные башенные комплексы, как Вовнушки, Хамхи, Эгикал, расположены в близкой транспортной доступности от автодороги и при этом значительно удалены друг от друга. Поэтому логично было посетить их, перемещаясь на машине. Мы еще во Владикавказе оставили Георгию заброску продуктов и газовый баллон на вторую часть похода, а накануне позвонили и попросили привезти заброску, а также свозить нас сначала в Вовнушки, оттуда назад и в Хамхи, и далее в Эгикал.

Схематично маршрут переездов обозначен на треке этого дня: "https://nakarte.me/#m=14/42.81939/44.93949" rel="nofollow"&l=I&nktl=-rX4Z0i5g8b3vqJvotof9Q

Утром в назначенное время возвращаемся к дороге вдоль р. Гулойхи, встречаемся с Георгием и едем в Вовнушки - "попсовый", но тем не менее "must see" башенный комплекс. Погуляв среди башен, уезжаем в Хамхи. Дорога к комплексу закрыта на шлагбаум, но от основной дороги идти недалеко. Далее переезжаем в Эгикал - столицу средневекового государства в этих местах - целому башенному городу. После этого, проехав мимо башен Оздик, заезжаем в долину Тетрицкали к башням Кхарт, где и заканчиваем сегодняшнее автопутешествие. Получился такой день отдыха от рюкзаков.

Лишь некоторые фото этого дня:

Фото 41. Вовнушки

Фото 42. Башня в Хамхи

Фото 43. Эгикал

Фото 44. В Эгикале

Фото 45. В Эгикале

Фото 46. Одна из башен Оздик

Фото 47. Вид из долины Тетрицкали на вершину Гайкомд

Фото 48. Кхарт

У башен Кхарт стоит пастуший домик современной архитектуры :-) (Фото 49). На случай ночной непогоды заселились там. Внутри удобные деревянные настилы, нет ветра и тратить время на палатку не надо.

Фото 49. Пастуший домик у комплекса Кхарт

27 сентября

Продолжаем пеший маршрут. Трек дня: "https://nakarte.me/#m=15/42.81234/44.84688" rel="nofollow"&l=I&nktl=HGMihY-lAT670ALzzfbumg
Также пройденный за день путь схематично изображен на космоснимках Фото 50, 51:

Фото 50. Первая часть пути 27 сентября

Фото 51. Вторая часть пути 27 сентября

От Кхарта, минуя комплекс Дошхакле, выходим в верховья Тетрицкали, находим в лесу старую грунтовую дорогу и по ней выходим на современную, асфальтовую дорогу - здесь приходится немного пройти по асфальту. Набрав воды в считающемся целебным серебряном роднике Хьорхаст, проходим еще немного по асфальту и сворачиваем вниз в ущелье к ближайшему комплексу Кязи. Далее еще ниже по ущелью и выходим на тропу, затем грунтовую дорогу правого борта ущелья. По этой дороге минуем Лялах, проходим сверху Хяни, любуемся дальними комплексами Гу и Салги и поднимаемся мимо башни-убежища Магой-Джел обратно на асфальтовую дорогу. Здесь снова нужно немного пройти по асфальту до верхних домов села Гули, где сворачиваем вправо и по обширным лугам идём в сторону безымянного перевала, расположенного восточнее вершины Гиряг. Находим хороший родник и площадку неподалеку, ставимся. Фото достопримечательностей дня:

Фото 52. Башня Дошхакле

Фото 53. Лялах

Фото 54. Хяни. Вдали Салги и Гу.

Фото 55. Магой-Джел

28 сентября

По плану путешествия в этот день планировалось обойти вершину Гиряг кольцом через расположенный к востоку от неё перевал (условно Герчеч Восточный) и сам перевал Герчеч, после чего через ур. Кейрах выйти в Эрзи. Но погода накануне с вечера испортилась, налетел густой туман, заморосил дождь. К сожалению, и с утра был туман, поэтому идти через перевалы не было смысла - у нас же цель не просто ходить, а любоваться и фотографировать красивые виды. Поэтому пошли запасным вариантом - под стенами хребта напрямую в сторону спуска в Эрзи. Был шанс, что распогодится - и действительно позже туман (облака) немного раздуло, но на перевалах и вершине все равно весь день была плотная облачность, и делать там было бы нечего. Поэтому в этот день маршрут получился следующий: "https://nakarte.me/#m=15/42.81766/44.77538" rel="nofollow"&l=I&nktl=9PPzy6RWnpGUEcPx8ranPA

Фото 56. Путь от места ночевки до Эрзи

Фото 57. Путь от Эрзи через Морч в Гарак

Фото 58. Ключевой участок пути из Морч в Гарак

В Гараке ниже старых башен - некое строение с дверью, которая оказалась открыта. С учетом ухудшающейся погоды крыша над головой очень кстати. Пол бетонный, но есть ковры и вспененные полиуретановые подстилки, на которых и ставим палатку. Два проема для окон - пустые. Баррикадируем их на всякий случай - вдруг какой медведь. Вокруг очень дикие места.

Фото 59. Гарак и строение, в котором заночевали
Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

Достопримечательности, которые посмотрели в течение дня:

Фото 60. Дзауркьонги-Джел

Фото 61. Эрзи

Фото 62. Морч

Фото 63. Фалхан

Фото 64. Башни Гарак

Фото 65. Одна из башен Гарак

29 сентября

По тропе мимо комплекса Мецхал, затем за перемычкой в гребне - по грунтовой дороге, набрав много воды в роднике Жижиг-хаст, по пути, указанному на треке "https://nakarte.me/#m=15/42.83887/44.73118" rel="nofollow"&l=I&nktl=5IXudOEIQgLKKswittC8nQ, поднимаемся на хребет Столовой горы по крутому серпантину. На хребте сворачиваем влево и по тропе на широком хребте приходим к постройке храма Мят-сели. Подробно данный путь описан в весеннем отчете.

Погода с утра - сплошной туман, так что шли по навигатору. На хребте ветрено, потому кое-как втискиваем нашу палатку в дальней от входа части постройки. И ждём погоду. Есть мобильный интернет, так что смотрим прогноз: на несколько дней вперед дожди, мокрый снег, туман. Всё же надеемся поймать утром "окно" в погоде, чтобы сходить на Столовую гору. На неё можно сходить и в тумане по навигатору, но без видов смысла нет.

Фото 66. Храм Мят-Сели

30 сентября

Не дождавшись прояснения в погоде, и посмотрев прогноз, что и завтра (и еще несколько дней вперед) такое же сплошное "молоко", уходим на финиш похода. По пути, указанному на треке: "https://nakarte.me/#m=15/42.84394/44.72491" rel="nofollow"&l=I&nktl=YYh-14bJiXL3-ndXxKSfAQ (трек огрублен, более детальный в обратном направлении - про 29 сентября), спускаемся в село Бейни, откуда нас забирает Георгий во Владикавказ.

Выводы по маршруту

К сожалению, не всё из задуманного удалось реализовать.
Не смогли пройти кольцо через Агутыр-Кашети-Дахкли, опасаясь собак.
Не пошли кольцо через перевалы Герчеч Вост. и Герчеч (+радиально вершина Герчеч), т.к. из-за отсутствия видимости не было смысла.
Не пошли на Столовую гору по той же причине.
Погода была неустойчивая, и мы выхватили каждую минуту, когда что-то было видно: солнечно ли, или с игрой облаков и тумана. Однако пасмурная погода для Кавказа, тем более Восточного, не характерна в данные даты. Обычно наоборот солнечно и ясно много дней подряд. Так что при нормальной погоде за 10 дней вполне можно успеть всё вышеперечисленное не пройденное.
Но даже учитывая, что мы так и не полюбовались Казбеком как с вершины Герчеч, так и со Столовой, не посмотрели на города и поля на далекой равнине на севере, не встретили рассвет и не проводили закат на Мят-Сели, всё равно поход получился очень ярким и запоминающимся. Постоянно вокруг было красиво и интересно. А уж если немного больше повезет с погодой, то это будет просто сказка!

P.S. Осенью 2022 г. данный треккинг тур будет повторён, если всё будет нормально с ситуацией с ковидом, и просто всё будет нормально.