2 февраля 2022
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: II

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского и юношеского туризма

ОТЧЁТ

о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута 2 степени сложности в районе Западного Кавказа, совершённом в период с 1 по 4 октября 2015 года

Маршрутный лист № 320/2015

Руководитель группы: Ляшова Марина Геннадьевна

E-mail руководителя: m.lyashova@yandex.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия МБУ ДО ЦДЮТур рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю второй степенью сложности.

М.П. Судья маршрутной квалификации _/

Армавир 2015

Справочные сведения о походе

Проводящая организация:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского и юношеского туризма.

Россия, 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Лермонтова, 199.

Паспорт маршрута:

Вторая

1-4 октября 2015 г.

Место проведения похода:

Россия, Карачаево-Черкесская республика, Урупский район, Краснодарский край, Мостовский район.

Нитка маршрута запланированного:

город Армавир – посёлок Рожкао – долина реки Рожкао – пещера Южный Слон

(радиально) – долина реки Правый Рожкао – вершина Дженту (н/к, 2911 м.) – скала Белая

– верховье реки Большой Блыб – перевал Блыбский (н/к, 2568 м.) – верховье реки Бескес – водораздельный хребет реки Маркопидж и реки Бескес – вершина Маркопидж (Туровая башня) (н/к, 2217 м.) – балка Хацавита – вершина Хацавита (н/к, 1993 м.) – посёлок Никитино – город Армавир.

Нитка маршрута пройденного:

город Армавир – посёлок Рожкао – долина реки Рожкао – пещера Южный Слон (радиально) – долина реки Правый Рожкао – хребет Дженту – скала Белая – верховье реки Большой Блыб – перевал Блыбский (н/к, 2568 м.) – верховье реки Бескес – водораздельный хребет реки Маркопидж – балка Хацавита – посёлок Никитино – город Армавир.

Изменения в маршруте и их причины:

В первый день велось активное наблюдение за общим состоянием группы. К вечеру стало понятно, что не все участники группы могут идти довольно быстро и много, чего требовал наш заявленный маршрут. Было принято решение исключить из плана похода восхождения на вершины Дженту, Маркопидж и Хацавита.

Идеи похода:

• посещение и изучение нового для нашей группы туристского района;

• повышение туристского мастерства в условиях непредсказуемой и изменчивой погоды осеннего периода.

1. Состав группы

2002

фотограф

Характеристика района путешествия

Район находится на территории Карачаево-Черкессии, в долине Большой Лабы. Рейсового транспорта нет. Дорога до Рожкао типичная горная гравийка. В бесснежное время года проходима для большинства автомобилей – если не спешить: на 20 км гравийки уходит час времени. Ехать: Лабинск - Псебай - Псемен - Рожкао. В Псемене указателя нет, поворот на большой заправке.

Несмотря на территориальную принадлежность, большая часть населения почти что заброшенного поселка – славяне. Есть христианская община. В поселке две турбазы, иногда открыты магазин и почта. До войны здесь пытались добывать золото, но золотая лихорадка прошла и старатели покинули этот район, освободив место для лесорубов. Ныне никакой промышленности в поселке нет и единственные рабочие места – на турбазе Комбат. С поселка Рожкао начинается дорога к плато Дженту и тропа на водораздел между Урупом и Большой Лабы. Многие ездят на отдых в Рожкао с разных уголков Кавказа.

Район вершины Дженту (иначе называют Джинту, Джин-тау, Гора Духов) – очень своеобразное место. Сравнительно недавно (в 70-х годах) здесь была обнаружена пещера Южный Слон, а вместе с ней – огромный карстовый район. Позже здесь нашли чрезвычайно глубокую пещеру Майскую, Перламутровую и десятки других. Истоки реки Рожкао (Правый и Левый) проточили мощные пласты карстовых пород, образовав цепочки глубоких каньонов и водопадов. А с самой вершины Дженту открывается круговая панорама от Тхача до Эльбруса, причем южные и западные склоны плато обрываются многометровыми скальными сбросами.

Погода в Рожкао приятная, мягкая. Снег здесь лежит в альпийской зоне с октября

(реже – ноября) по конец мая, а в поселке с декабря по конец марта.

Обзорная карта района

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута 2 степени сложности в районе Западного Кавказа

График движения группы

г. Армавир – пос. Рожкао

авто

пасмурно

пос. Рожкао – д.р. Рожкао – пещ.

Южный Слон – охотничий домик у пещеры Южный Слон

3,1

пасмурно, мелкий дождь

охотничий домик у пещеры Южный Слон – д.р. Правый Рожкао – хр. Дженту – скала Белая – верх.р. Большой Блыб –

пер. Блыбский – верх. р. Бескес

4,4

переменная облачность, ветрено

верх. р. Бескес – водоразд. хр. р.

Маркопидж – балка Хацавита

пос. Рожкао – г. Армавир

авто

ясно

Всего 60 км за 4 ходовых дня с 3 полевыми ночлегами.

Техническое описание прохождения маршрута

1. 10. 15.

День первый.

Город Армавир – посёлок Рожкао. Подъезд к началу маршрута

В 6.05 утра группа собралась на территории Центра детского и юношеского туризма. Через 10 минут подъехала заказанная нами «Газель». На погрузку нашего снаряжения ушло ещё 15 минут. Итак, в 6.30 груженная туристами жёлтая «Газель» отправилась в путь. Примерно в 10 часов мы оказались в посёлке Рожкао.

Небольшая и единственная остановка во время пути.

Затем «тряслись» минут 30 по грунтовой дороге до тех пор, пока с неровностями рельефа справлялся наш автотранспорт. В 10.30 он перестал справляться, и мы освободили его. С водителем условились встретиться в воскресенье, но уже в посёлке Никитино. Проводив «отважную» «Газель», мы решили перекусить – набраться сил и энергии перед выходом на маршрут.

В группе есть новичок – Никита Кувалдин. Ему ещё предстояло узнать много нового и интересного о походной жизни. А пока он, по своей туристской неопытности, выбросил бутерброды с колбасой и приличные бананы, чем сразу вызвал негодование Геннадия Сергеевича Борзенкова, завхоза. Разобравшись в ситуации и выслушав пятиминутную лекцию о пользе разнообразной пищи в походе, группа выдвинулась.

Посёлок Рожкао – долина реки Рожкао – пещера Южный Слон –

охотничий домик у пещеры Южный Слон

В 11 часов, взвалив на себя такие тяжёлые в первый день рюкзаки, группа вышла на маршрут.

Первое совместное фото группы. Перед стартом. Сытые и готовые к подвигам.

Широкая грунтовая дорога…

Брод р. Рожкао

Группа полна задора и энтузиазма!

Позируют на фоне природной красоты…. Оля, Кристина, Вика, Сева. Подъём по грунтовой дороге вдоль реки Рожкао.

12.03 – 12.20 – сделали первый привал. Погода начала портиться. Солнце скрылось. Пасмурно. Пошёл мелкий дождь. Пришлось надевать дождевики (у кого они имелись). Рюкзаки упаковали в большие полиэтиленовые пакеты («мусорные»).

Руководитель группы – Марина Геннадьевна. Для своих – «МаринГена».

13.15 – 13.20 – короткий привал. Идти по-прежнему несложно, т.к. перепады высоты небольшие. Дождь шёл мелкий, создавая эффект лёгкой пелены. Решили не делать долгих привалов, а совершать пятиминутные остановки, не снимая рюкзаков.

Кажется, до облаков рукой подать, так низки они сейчас….

14.15 – 14.30 – последний привал перед остановкой на ночёвку. Дождь закончился.

15.00 – прибыли на место ночёвки. Разбили палатки. Мальчики занялись разведением костра, девочки – организовывали лёгкий обед. Отобедали мы тем, что брали с собой в дорогу – бутербродами. Никите были вспомнены выброшенные продукты. Думается, он понял урок.

Озябшие туристы…

Слегка отобедав, в 16.10 большая часть группы, вооружившись фонариками и перчатками, вышла в пещеру Южный слон, которая находится в пяти минутах ходьбы от деревянной избушки, у которой мы, собственно, и разбили свой маленький лагерь. Караулить вещи и дежурить у костра остались Геннадий Сергеевич и Владик.

От избушки идём вверх и где-то через 50 метров – направо по тропе. Менее чем через 400 метров тропа выводит к скалам, под ними-то и расположен вход в пещеру, который представляет собой колодец глубиной до 5 метров, закрытый металлической решёткой. Сразу от входа начинается огромная полость – зал Входной, его длина 35 м, ширина – около 12 м.

Южный слон – самая известная пещера Карачаево-Черкессии. Вход в эту полость находится на северо-восточном склоне хребта Дженту по правому борту долины р. Левый Рожок на абсолютной высоте 1770 метров. По некоторым данным, вход в пещеру был открыт случайно бригадой рабочих местного лесхоза под руководством В.Ф. Щербакова в 1969 году. Первыми исследователями пещеры были юные спелеологи (руководитель – Л.Б. Долечек) из города Черкесска.

Так как мы малость заблудились в пещере, ходили в ней мы долго. Вернулись в лагерь в 18.30. Те, кто караулил вещи, сдали лагерь нам и тоже отправились на экскурсию в необыкновенную пещеру. А нас уже ждал ужин, подготовленный Геной. Отличный жирный соус – самая подходящая пища в холодную погоду.

Пещера поражает своими масштабами. Сталактиты, сталагмиты и сталагнаты.

Мокрые, грязные, но такие счастливые…. В пещере Южный Слон.

Удивительно, но в 21.00 наш лагерь уже спал – вот такой он, первый день….

За день прошли 9 км 300 м (плюс выход к пещере). Потерь не наблюдается! Больные спины и плечи – не в счёт.

2.10.15.

Второй день.

Охотничий домик у пещеры Южный слон – долина реки Правый Рожкао – хребет Дженту – скала Белая – верховье реки Большой Блыб – перевал Блыбский – верховье реки Бескес

Под крики Максима Александровича «Рота, подъём!» группа успешно проснулась в запланированные 6 утра. После водных и закаливающих процедур начался процесс приготовления завтрака – макарон с сыром и зеленью. Процесс, как мы узнали позже, долгий. Изначально воду в котелке поставили закипать на костёр. Но костёр из сосновых веток не давал необходимого жара. Пришлось котелок ставить на газовую горелку. В итоге завтракали мы только в восемь часов. Но прекрасный вкус макарон с сыром затмил всё…. После – распили чай с конфетами и сгущёнкой.

В 8.30 группа приступила к сворачиванию лагеря.

С утра жалоб в группе нет. Нет даже потёртостей и мозолей, что приятно удивило!

Приятно и то, что выглянуло солнце, пусть и ненадолго. К сожалению, потом поднялся ветер, а небо заволокло тучами.

9.00 – начался второй ходовой день.

Выдвигаемся….

Так как мы не были уверены в том, что от охотничьего домика есть прямая тропа на дорогу к хребту Дженту, мы вынуждены были вернуться назад до первой развилки дорог и уйти на запад.

На развилке мы и сделали первый перерыв – 9.20 – 10.02. Снова выглянуло солнце.

Идти стало жарко.

Один из участников нашей группы, Артём, предложил для отвлечения от трудностей маршрута играть в «Трёхлитровую банку». Суть игры заключается в том, что на выбранную букву необходимо называть слова - названия предметов, которые уместились бы в трёхлитровую банку. Забегая вперёд скажу, что в этой игре мы погрязли до конца ходового дня. Естественно, в ходе игры все забыли про «банку» и просто называли слова на заданную букву. Как бы это смешно ни звучало, но голова в ходе данной игры действительно работает! Мозг не отключается, а переключается!! И это здорово!

10.30 – 10.40 – организовали второй привал. Подкрепились яблоками.

Всегда улыбчивая Вика

Всегда смешная Кристина («Кризольда»)

Нашли тучи. Начало холодать. Мы решили идти с короткими 5-минутными перерывами, чтобы при долгой стоянке не мёрзнуть.

Алина улыбается всегда! (Очень важное качество в походе!)

Слева направо: Артём, Алина, «Кризольда», Вика, Оля, Влад, Сева, «МаринГена», Никита

На пути к хр. Дженту

Рябина красная обыкновенная (Sorbus aucuparia)…. И очень кислая.

Краски осени: золото и изумруды.

Начинается плавный, но долгий подъём. Идём с мыслью, что сейчас, дойдя до правого притока Рожкао, вскипятим воду, организуем вкусный чай с лимоном, перекусим салом и колбасой. Мысли о еде в таких ситуациях отлично мотивируют к движению!

Вперед! К обеду! Дорога грунтовая, хорошо читаемая.

12.15 – 13.04 – долгожданный обед. Восполняем запасы энергии и готовим себя к продолжительному подъёму. И, хотя мы оставляем вершину Дженту, самое сложное на сегодня – впереди.

Пообедав, выдвигаем дальше. Идти после трапезы сложно. Организм сразу требует сон, но благополучно «получает» отказ. Никита, новичок нашей команды, идёт тяжело, сказывается непривычная нагрузка. Проходим оставленный кош. Видимо скот отсюда перегнали недавно. На тропе встречаем свежие медвежьи следы. Дети в предвкушении. Начинается опрос «Как бы я повёл себя при встрече с медведем?».

Очередной перерыв делаем с 14.00 до 14.20 на фоне необыкновенной скалы Белой, представшей нашему взору.

По ходу движения продолжаем играть в слова (о банке забыли). Детям тяжело. Начинаются первые позывы к массовой усталости группы. Затяжной подъём оказался труден с психологической точки зрения. Но, как известно, где тяжело, там и красиво.

Кто отстаёт, тот больше всех фотографируется…. «МаринГена», Оля, Вика и Артём.

Движемся по узкой, но отчётливой тропе.

Погода портится, а мы довольные.

После последнего на сегодня привала (15.00 – 15.15) мы вынуждены были, что называется, «выгребать». Было трудно. Никита отказывался идти, Алина вытирала слёзы. Тогда дети ещё не знали, что впереди заветные метры к перевалу Блыбский. Время улетало незаметно. Мы готовились к тому, что в шесть часов стемнеет, посему, торопили ребят, как могли. Портящаяся погода усугубляла положение. И вот в 17.15 заветный перевал Блыбский взят! Осталось спуститься к воде и разбить лагерь….

Трудности подъёма. Блыбский перевал не всем даётся легко.

На перевале Блыбский (н/к, 2568). Позади – мощная вершина Дженту (н/к, 2911).

К реке Бескес мы спустились в 18.05.

Успели разбить лагерь, как тут же стемнело, к тому же пошёл мелкий, но затяжной дождь. Костёр в этих местах разводить не из чего, поэтому мы спасались горелкой. На ужин приготовили лёгкий суп из куриных консервов. Сегодня, как и вчера, в девять часов случился непроизвольный отбой всей нашей команды.

За день пройдено 14,8 км. У руководителя группы произошло растяжение связок левого голеностопного сустава. Жить будем….

3.10.15.

День третий.

Верховье реки Бескес – водораздельный хребет реки Маркопидж –

балка Хацавита

Подъём снова в 6.00. И снова нас «радовал» Максим Александрович. Он своим грозным и громким голосом копировал рёв медведя, чем, конечно, разбудил всех в округе. Думаю, Максиму с лёгкостью можно присвоить звание «будильник группы»!

Ночью шёл дождь, дул сильный ветер. Утром, до восхода солнца, довольно холодно

(мы же в горах). С рассветом ветер утих, и резко стало тепло.

Рассвет в горах – это всегда романтика и настроение неизбежности конца….

На завтрак сегодня каши и супы быстрого приготовления – по желанию участника. После – чай с собранными по дороге листьями рододендрона, ягод рябины, веточек можжевельника.

После завтрака приступили к сбору палаток и упаковке рюкзаков. Вчера Никита целый день жаловался на неудобство при носке рюкзака. Было понятно, что вся проблема в неправильной укладке вещей. Поэтому утром Никите, а также остальным членам группы (для профилактики), была прочитана лекция о правильной сборке рюкзака.

Девочки в разборке/сборке палатки были на голову выше парней….

Всё нормально: дети позируют, руководитель исправляет ошибки.

Судя по всему, лекцию Никита не усвоил….

Туристы. Вид сзади.

В 8.24 группа готова была выйти на маршрут.

Начало сегодняшнего отрезка маршрута выдалось лёгким. В основном – траверс склона, что после вчерашних «взлётов/падений» казалось сказкой. Сказкой была и погода, которая нам, явно, благоволила. Солнце светило ярко и жарко. Настроение группы было отличное.

Растяжение голеностопа у руководителя дало небольшую опухоль, поэтому руководитель принял решение сегодняшний маршрут пройти не в трекинговых ботинках, которые сильно давили на образовавшуюся опухоль, а в обычных кроссовках. Благо, не планировалось штурмовать какие-то сложные топографические объекты.

На фоне вершины Маркопидж (н/к, 2217).

Первый привал сделали в 9.36 (до 10.00). К этому моменту мы прошли уже 3,5 км.

Ставшие уже традиционными для нашей компании «походные сэлфи»: Вика, Максим Александрович («МакСаныч»), Оля…

…Оля, «Кризольда», Гена, Вика…

…»Кризольда», Оля, «МаринГена», Вика.

По пути успели сделать ещё несколько удачных кадров на фоне живописных гор (правда, горы не всегда видны). Мы любим фотографироваться и не скрываем это. Даже не пытаемся….

«Палки поднять!»

Не сэлфи, но тоже неплохо…

Миновали границу Карачаево-Черкессии и Краснодарского края. Вошли в зону леса. Из-за идущих вечерами дождей в лесу образовалась довольно неприятная грязь. Погода в пути начала меняться. На одном участке попали в густой туман. Ребята неустанно звали друг друга выкриками «Ёжик!» и «Лошадь!». Приятно осознавать, что современное поколение знает подобные советские мультфильмы. Значит, не всё потеряно.

11.00 – 11.10 – второй привал. Пройдено 9 км пути.

Привал на тропе (чётко прослеживаемая). Хвойный лес.

Около тропы встретили вот такого обитателя леса.

Мухомор (Amanita) собственной персоной…

Остановились на пять минут. Перекусили конфетами и прихваченными Олей из города безумно вкусными хлебцами.

И такого тоже обитателя мы встретили на тропе. Правда, он был мёртв….

Великолепная, или Реликтовая гадюка (Pelias magnifica).

Занесена в Красную Книгу Краснодарского края.

12.36 – 13.04 – третий привал. Пообедали традиционно салом и колбасой. Чай готовить не стали, так как запас воды, взятой с собой, иссякал. Да и до места ночлега оставалось немного. Теперь идти только вниз….

В 14.45 мы нашли подходящую поляну для ночёвки в балке Хацавита. Только мы поставили палатки, натянули тент, предприняли попытку к разжиганию костра, как налетел жуткий двадцатиминутный дождь. Ветки и без того не хотели разгораться, не смотря на все предпринятые Владом попытки. Но примерно через час костёр у нас был. Правда, плов к ужину уже готовился на горелке.

Владик спешит разжечь костёр….

Плов со свежими овощами и зеленью. Да, мы ещё и гурманы.

Вечером после прекрасного ужина с кружками горячего травяного чая мы принялись играть в другую любимую нашей командой игру, суть которой заключается в том, чтобы, задавая наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» и «нет», участник отгадал личность, загаданную ему другими. Игра хорошо развивает мышление, учит правильной постановке вопроса и логическому ходу мыслей.

Играем. Алина – Чиполлино, Влад – Бред Питт….

Что ж, продукты подъедены, рюкзаки практически легки. Сегодня – крайняя ночь этого удивительного похода. Традиционно – самопроизвольный отбой в 21.00.

Прошли 16 км. Нога руководителя опухла ещё больше. В остальном – всё в порядке.

4.04.15.

Четвёртый день.

Балка Хацавита – посёлок Никитино – город Армавир

Просыпаться в крайний день похода всегда трудно. Отчего-то становится лень, появляется желание просто лежать в спальном мешке и никуда не ходить. Но идти надо. Поэтому, по старой традиции, в 6.00 нас разбудил звонкий голос «МакСаныча».

Мокрая палатка руководителей на рассвете.

На завтрак уходят все оставшиеся продукты (а осталось их, к нашему приятному удивлению, мало). Хорошо идёт чай, горячий и свежий. После ночного дождя все палатки стоят мокрые. Собирать такие палатки крайне неприятно, поэтому мы надеемся их хоть как-то просушить с помощью слабо светящего солнца.

«Походное сэлфи»…. Куда же без него?

8.24 – вышли на маршрут. С самого утра палило солнце. Дул лёгкий ветерок, но он нам только помогал. Привалов как таковых не делали, так как идти было довольно легко. Когда появилась возможность позвонить, мы связались с нашим водителем и попросили его приехать за нами к трём. Все дети позвонили родителям. (Это – ещё один плюс походов. Дети на некоторое время забывают о телефонах и прочих современных гаджетах, которые плотно «поселились» в их городской жизни.)

Здесь зазвонили наши телефоны….

Высшая точка Краснодарского края

На фоне Тхача.

Крайнее фото похода. На смотровой площадке Никитино.

Вид на посёлок Никитино со смотровой площадки.

К 15.00 мы благополучно добрались до посёлка Никитино. А через 10 минут подъехала наша жёлтая «Газель». Мы увозили необыкновенные эмоции, массу приятных впечатлений и гору фотографий, которые будут согревать душу в самые холодные времена. Назад мы ехали заметно быстрее (и дело не в разнице километров). Наверно, водитель чувствовал, что наши души рвутся домой. Уверены, через день нас снова будет тянуть в неизведанные края. Благо, таких ещё очень много. А пока…. До свидания, чудесный край удивительных вершин! Мы вернёмся!

За день прошли 19 км. Нога руководителя сильно распухла, но это уже совсем не важно….

Приложение 1.

Котелок объёмом 10 л.

Кружка

1шт.

Кастрюля JetBoil объемом 3 л.

Ложка

• сало;

• рис;

• овсянка;

• каша в варочных пакетах;

• лапша быстрого приготовления;

• сахар;

• чай листовой;

• кофе растворимый;

• конфеты шоколадные с орехами;

• леденцы;

• молоко сгущённое;

• печенье;

• козинаки;

• лимоны;

• яблоки;

• сироп (шиповник).

Итоги и выводы

Заявленный маршрут был частично изменён руководством группы, так как восхождения на вершины Дженту и Маркопидж оказались невозможны в запланированные временные рамки.

Километраж пройдённого маршрута разрешает присвоить данному походу 2 степень сложности.

Перечень продуктов полностью удовлетворил потребности группы, поэтому считаем нецелесообразным вносить в него какие-либо изменения.

Новичок группы Никита Кувалдин, в целом, показал себя неплохо. Им были изучены правила установки палатки, сбора рюкзака, разведения костра, изготовления укрытия для группы. В первый день отделялся от коллектива, но в последующем – это было исправлено. Никита готов к новым трудностям!

Источник: "http://cdutur-armavir.ru/wp-content/uploads/2017/11/" rel="nofollow"%D0%9E%D1%82%D1%87%D1%91%D1%82-%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5-2-%D1%81.%D1%81.-%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0%D0%BE-%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE.pdf