Виды туризма

11 сентября 2020
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
0 1355 0

ОТЧЕТ

О водном туристском походе пятой (V) категории сложности в районе Алтайский край

по маршруту:

г. Рязань – г. Москва — г. Новосибирск – пос. Акташ – р. Башкаус (от устья р. Йолду) – пос. Усть-Улаган – пос. Язула – р. Чулышман (до устья р. Чульча) – оз. Телецкое – пос. Артыбаш – г. Новосибирск — г. Москва — г. Рязань, совершенном с 01 по 17 августа 2014 года

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА 30/4

Руководитель группыТихонов Максим Александрович

e-mail: max_tikhonov@hotbox.ru

Рязань, 2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

1. Проводящая организация

2. Район путешествия

3. Общие справочные сведения о маршруте

4. Подробная нитка маршрута

5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (на основе отчета Покровченко В.В., т/к Перово, июль-август 2009 года с поправками и комментариями 2014 г.).

6. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

7. Адрес хранения отчета, видео и фотоматериалов

8. Поход рассмотрен МКК

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п

2. Варианты подъезда и отъезда

3. Аварийные выходы с маршрута

4. Изменения маршрута и их причины

5. График движения

6. Техническое описание прохождения группой маршрута (по дневнику участника Подкиной А.А. – стиль и авторский слог сохранены)

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте

9. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация)

9.1 Средства сплава

9.2 Общественное снаряжение

9.3 О рыбной ловле

9.4 О местном населении

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

11. Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – ФОТОГРАФИИ

 

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

1. Проводящая организация

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «Колумбъ», ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «Мир Приключений», ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «Theleos»

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА №30/4 выдана Федерацией спортивного туризма Рязанской области. Шифр МКК 154-00-4335200

2. Район путешествия

Российская Федерация, Алтайский край

3.
Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протя женность активной части похода, км Продолжит ельность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Водный Пятая (IV) 155 км (сплав по р. Башкаус (верхний) — 50 км, сплав по р. Чулышман (нижний) – 105км) 17 8 (из них 1 дневка) 17 с 01.08.2014 г. по 17.08.2014 г.

4. Подробная нитка маршрута

г. Рязань – г. Москва — г. Новосибирск – пос. Акташ – р. Башкаус (от устья р. Йолду) – пос. Усть-Улаган – пос. Язула – р. Чулышман (до устья р. Чульча) – оз. Телецкое – пос. Артыбаш – г. Новосибирск — г. Москва — г. Рязань

5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (на осно- ве отчета Покровченко В.В., т/к Перово, июль-август 2009 года с поправками и комментариями 2014 г.)

Вид препят ствия, название, к. сл., протяж енность Ориентиры Характе ристика препятствия Путь прохож дения для локальных препятствий
р. Башкаус (верхний) сплав от притока в 3 км выше р. Йолду до окончания к-на «Саратанский» уровень воды ниже среднего
1 к-н «Ильдугем ский» IV кс (300м) Скальное сужение русла. Река ухо- дит в к-н. Чалка на ПБ. Ширина реки 8-15 м, вы- сота скал 20-25 м. Препят- ствия каньона – узкие (3- 5м) ворота между лежа- щими в русле камнями и берегами. В зависимости от уровня воды в воротах могут быть сливы. Хоро- ший слалом. Просмотр с высокого ПБ. По воде ниже среднего спортивного интереса не представляет.
2 пор. «Ловушка» IV кс (100 м) Сразу после к-на «Ильдугем ский» за ПП. Перед порогом остров, чалка на галечную отмель ПБ у конца острова. Расположен на коротком участке со значительным падением и состоит из 2 ступеней: первая на прямом участке, вторая — на левом повороте. В первой ступени русло сжато скалой ПБ и камнями слева до 2-3 ширин катамарана, тут два не очень прямых слива подряд, идутся как одна горка. Затем участок быстротока, подпираемый справа бомом, от которого река резко уходит влево, во вторую ступень — опять узко, вода падает через камни, но вдоль ЛБ проходит чистый язык шириной с катамаран, справа больше надводных и подвод ных камней. Технически сложность порога состоит в чётком заходе во вторую ступень, что трудно сделать из-за узости русла и крутизны поворота. После порога справа впадает приток Йолду. Просмотр с ПБ, ЛБ. Пройден двумя экипажами однократно со взаимной страховкой с воды. По воде ниже среднего спортивного интереса не представляет.
3 Мост Около 20 мин или около 4 км сплава Деревянный мост через р. Башкаус.  
4 пор. «Обманка» III-IV кс (100 м) Около 45 мин сплава или ок.10 км.
Следует после трёх однотипных шивер. При подходе к пор. «Обманка» кажется, что подходишь к каньону, но перед каньоном виден скальник дальше. Здесь же появившиеся скальные ворота короткие, и за ними скальника нет.
Шивера, не сложнее предыдущих. Ориентиры неявные, на общем фоне реки порог особо не выделяется. Пройден всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
5 к-н. «Змейка» V кс  (около 800 м) Около 10 мин сплава от пор. «Обманка». Начинается на ПП, за которым река не просмат ривается. На входе по ЛБ валуны (крупно каменистая отмель), ПБ — скальная стенка. На входе сужения ок. 4 (м) и слив около 1 (м). За сливом река обломком скалы делится на две протоки: левая шире, но с камнем в центре (надводным или подводным в зависимости от уровня воды), правая чище, но идёт по дуге и уже, заход в неё сложнее. После этого по ЛБ есть улова и место для чалки. Затем короткий быстроток, S-образный поворот реки с валами и бочками и небольшим прижимом в узости к скале ПБ. После поворота направо под 90о в каньоне нет препятствий. Просмотр, страховка с ЛБ. Пройден всеми судами однократно со взаимной страховкой с воды.
6 к-н. «Откры тый» IV кс (около 1 км) Расположен сразу за каньоном «Змейка». Начинается заходной шиверой после к-на «Змейка». Река разгоняется и затем резко сдавливается скальными берегами, образуя узкое горло со сливом около 1,5 м высотой. НЕГАБАРИТ. В конце короткой шиверы перед самым сужением у ЛБ есть небольшое улово, где можно зачалиться, перекинуть катамараны через выступ ЛБ и спустить на воду сразу после узости в небольшую суводь. Далее в каньоне препятствий нет. Просмотр с ПБ. По воде ниже среднего улово по ЛБ перед узостью отсутствует, узость для прохода негабаритна, спортивного интереса каньон не представляет. От начала каньона по ПБ хороший выход на дорогу для обноса каньона. В конце к-на отличная стоянка на ЛБ.
7 пор. «Пред банный» IV кс (200 м) Около 2 часов сплава от к-на «Открытый» или ~22 км. Порог расположен в «мини каньоне», вход в который хорошо читается с воды. Берега высокие, справа к воде подходит дорога. В пороге несколько простых сливов и прижимов к скальным стенкам, ключевое место расположено в первой части, дальше два чистых слива-языка. После порога плёс, у ПБ галечная отмель, от середины отмели на крутом левом повороте начинается «Саратанский» каньон. Просмотр по ПБ. Можно сходу, линия движения хорошо читается с воды. Пройден всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
8 пор. «Камень преткно вения» V кс (500 м) Начало к-на «Саратанский». Резкий ЛП в скальном сужении после пор. «Предбанный». Чалка на галечный пляж ПБ. Находится в начале к-на «Саратанский», высота стен 10-20 м, по ПБ спусков к воде нет вплоть до окончания порога. На заходе слабая шивера, после которой поток упирается в обломок скалы — собственно «камень преткновения» – обойти его проще слева. После камня через 50 метров быстротока скальная гряда, перегора живающая русло с воротами между обливными и полуо бливными камнями, сливами. Далее шивера до конца порога, явно выраженных сливов нет. Просмотр заходной части ПБ. После самого камня преткно вения — про- смотр линии дви- жения с ЛБ. Пройден всеми судами однократно со взаимной страховкой с воды. Пройден всеми суда- ми однократно со взаимной страховкой с воды.
9 пор. «Трек» IV кс (50 м) Около 8 мин (1 км) сплава от пор. «Камень преткно вения». Заметное сужение русла в невысоких скалах с дальнейшим просматриваемым за ним расширением. Чалка к ПБ. Порог представляет собой слив в сужении со скальным выходом в центре русла, которые делят струю на две примерно равные части. Правая дугообразная, требуется манёвр вокруг центральной глыбы; левая шире, но в малую воду тут вылезут камни.
Ширина правого трека на грани габарита.
Просмотр с ПБ. Пройден всеми судами однократно со страховкой спасконцами с ПБ и со взаимной страховкой с воды.
10 пор. «Скальный коридор» IV-V кс (около 1,5 км) Расположен после пор. «Трек» за поворотом налево. Представляет собой участок с вертикаль ными стенками, узким руслом, сливами, бочками, узкими воротами между камнями. Много резких поворотов, ограничи вающих видимость. Заканчивается расширением русла. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройден всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
11 пор. «Интеграл» V кс (500 м) Почти сразу за пор. «Скальный коридор». Плёс в расширении русла, за плесом заходная шивера, некрутой ПП. Чалка на ПБ на галечную отмель. Начинается разгонной шиверой на плавном ПП реки. Далее трек между надводных скальных обломков, раскиданных по руслу. Порог находится посередине к-на «Саратанский». Просмотр с высокого ПБ. Пройден всеми судами однократно со взаимной страховкой с воды.
12 пор. «Проводка» V кс (200 м) Сразу за пор. «Интеграл». 2 ступени, разделенные 70-ю метрами быстротока. Ориентир 2-й ступени: расширение, подпор воды, впереди скальное сужение с левым поворотом русла реки, линия движения с воды не просматривается. Чалка к ПБ. 1-я ступень (не выделяемая некоторыми лоциями) – два слива высотой не более 1м, каждый через гряду камней по всей ширине русла. Сливы осложнены выступающими в них камнями, которые образуют ворота, чьи ширина и количество зависят от уровня воды. 2-я ступень: 4/5 русла забито камнями, между и через которые падает река. Единственный проход – по УЗКОМУ треку вдоль ПБ. ПО ВОДЕ НИЖЕ СРЕДНЕГО НЕГАБАРИТ. Обнос 2 ступени по ЛБ. Просмотр ПБ (затруднен крутыми скалами и бомом ПБ).Пройдена 1 ступень всеми судами однократно со взаимной страховкой с воды и спасконцами с ПБ. 2 ступень – обнос по ЛБ, негабаритный проход.
13 Отдельный мощный слив минут сплава от пор. «Проводка». Перепад и прижим читаются с воды. Просмотр по ПБ. Слив сложной формы в левой части русла. Струя бьёт в скалу ЛБ. Можно сходу.  Пройден всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
р. Чулышман (нижний) сплав от а/моста у пос. Язула до впадения р. Чульча — уровень воды средний
14 пор. «Мини — Каша» IV кс (300м) ~15км сплава от а/м моста. Явных ориентиров нет. Мощная шивера средней сложности. Заметно отличается от предыдущих шивер большим уклоном, мощью валов, навалов. Можно сходу, линия движения читается с воды.Пройден всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
15 шив. «Катушка» III-IV кс (100м) Явных ориентиров нет. Представляет собой «горку». Можно сходу, линия движения читается с воды.Пройдена всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
16 пор. «Башни» IV кс На уровне слива, на ПБ, столбы — башни, на одной из них большой тёмный валун. Они находятся высоко. Сходу трудно различимы. Начинается шиверой, в конце — слив с мощной бочкой. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройден всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
17 пор. «Попере чный» IV кс. 8 минут сплава от пор. «Башни». Вход в порог расположен на ПП. Просмотр по ПБ. В пороге остров с деревьями. Правая протока прямее, в ней воды меньше, и на выходе из неё гряда камней. Левая — более засорена на входе, но в середине и конце протоки чистая струя. Линия движения читается с воды. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройден всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
  пор. «Стадо бегемотов-2» V кс Явных ориентиров нет. Состоит из двух ступеней. Первая – горка с большим падением, в русле большие глыбы. В правой части слив более крутой, за ним образуется большая бочка, слева от него более пологий «язык». Чтобы на него попасть, требуется точный заход. Участок с мощными валами и чуть менее мощными бочками отделяет первую ступень от второй, которая представляет собой водоскат по типу «канализация» на местном правом повороте напротив отвесной скалы левого берега. Ниже порога – короткий участок быстрой чистой воды. Линия движения читается с воды. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройден всеми суда- ми однократно сходу со взаимной страхов- кой с воды.
18 пор. «Чёрный клык» IV-V кс Сразу за пор. «Стадо бегемотов-2». На входе посередине русла два округлых троллейбуса, за ними каменная гряда. Цепочка камней делит реку на две протоки, правая шире, мощнее, интереснее. Левая проще, и при более низкой воде может стать непроходимой. В выход- ной части вода движется по диагонали от ПБ к ЛБ, и наваливает на обломок скалы у ПБ — «чёрный клык». За порогом справа впадает р. Н. Кулаш. Просмотр с ПБ, ЛБ. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройден всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
19 пор. «Кульми нация» V-VI кс (800-1000 м) 2-3 мин сплава от пор. «Черный клык». Жёлто-коричневого цвета осыпь по склону ЛБ перед шиверой №21 (см. схему). Сразу после шиверы 21 чалка на ЛБ (впереди перепад, река «пропадает», множество камней в русле, линия движения не просмат ривается). Тут же находится вторая высокая осыпь уже по ПБ – это начало порога. Две ступени.
Обе представляют из себя группы камней, перегораживающие реку, образуя сливы с навалами. В первой ступени камни меньше, чем во второй, расстояния между ними больше. Во второй ступени каждые ворота заперты ниже другим камнем, и при этом вторая ступень мощнее первой. Сильный навал на надводные камни, свал воды с обливных камней мощный. После этого река не успокаивается. Следует участок с валами (косыми и обратными), мощными бочками, река делает ЛП (тут находится невысокий слив через всё русло) и дальше короткий участок гладкого быстротока – первое место для страховки с берега.
Просмотр, обнос, страховка по ЛБ. Тропа обноса идёт по лесу. Есть стоянка перед началом порога и места для нескольких палаток в середине и конце порога. Обнос всеми экипажами первой ступени и кульмина ционной части 2-ой ступени.
20 Шивера №23 V кс 3 минуты сплава от пор. «Кульми нация». Заметно падение, ЛБ – скала. Мощный порог — шивера. Состоит из двух частей, разделённых быстротоком 40-50 м. Первая часть — крутой слив — горка с навалом на груду камней в центре русла, вторая часть — сливы, косые валы и в конце порога высокий вал с глубокой бочкой, образующиеся на большом подводном камне. Просмотр с ПБ, ЛБ. Есть смысл просмат ривать вместе с пор. «Кульми нация» с ЛБ. Пройден всеми судами однократно со взаимной страховкой с воды.
21 препят ствие №24 IV-V кс 1 минута сплава от №23. Препятствие №24 переходит в порог «Пустячок». Длинная мощная шивера с обилием надводных и обливных камней. Выделяются три бочки шириной почти на всё русло. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройдено всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
22 пор. «Пустячок» V кс Линия движения выходной части порога с воды не читается. Перед порогом чалка на ПБ. Начинается длинной шиверой, выходная часть за громождена скальными обломками, линия движения на выходе с воды не просматривается. Большая часть потока в выходной части упирается в скальный обломок у ПБ, ширина реки позволяют выполнить траверс влево и пройти между двумя скальными обломками. Манёвр осложняется косыми валами. За порогом «озеро». Просмотр с ПБ. Пройден всеми судами однократно со взаимной страховкой с воды.
23 шивера №26 V кс За плесовым участком после пор. «Пустячок». Гряда камней делит русло на 2 протоки, основная – правая. ПБ – скала, вдоль которой несётся поток. На входе узко, по центру русла — мощный котёл. Дальше протоки соединяются, становится шире. Правая часть струи прижимает к выступу ПБ. По всей ширине русла в беспорядке мощные валы и бочки. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройдено всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
24 пор. «Бегемот» IV кс 2ч 45 мин сплава от №26. ЛП, осыпь на ПБ. Порог несложен. В русле отдельные крупные глыбы, валы. Просмотр по ЛБ. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройдено всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
25 пор. «Труба» IV-V кс 40 мин сплава от пор. «Бегемот» Первый ориентир – скальная стенка со светлыми вертикальными прожилками, напомина ющими «V». От стенки до порога около 20 мин. сплава по спокойной воде. Порог начинается за крутым ЛП. Перед ЛП на ЛБ большая полка. Поток, зажатый между скалой ПБ и высокой осыпью ЛБ. Мощные бочки, валы. В конце порога участок спокойной воды. Просмотр с ЛБ. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройдено всеми судами однократно со взаимной страховкой с воды.
26 шивера «Пред каша» IV-V кс Сразу за пор. «Труба». Мощная шивера, переходящая в порог «Каша» практически без перерыва. Четкой границы «Предкаша»/ «Каша» нет. Валы, сливы между обливными и надводными камнями. Очень мощная струя. Просмотр с ЛБ. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройдено всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
27 пор. «Каша» VI кс Сразу за шиверой «Предкаша». Ориентир: высокая светло-жёлтая осыпь на правом берегу — это начало порога. Чалка на ЛБ. Самый сложный порог на нижнем Чулышмане. Перепад высот около 40 м. Средний уклон 20 м/км. Порог — непрекраща ющаяся цепь мощных сливов, пенных ям, валов, навалов на отдельно стоящие камни. Обнос всей группой по тропе ЛБ. Стоянка есть обустроенная в начале порога, невнятная стоянка в конце порога ДО крупно каменистой осыпи ЛБ. Обнос в 2 ходки по сухой тропе занимает 4 часа.
28 пор. «Ворота» НЕ ПРОХОД, СИФОН Около 30 минут сплава от пор. «Каша». Крутой не просмат риваемый ЛП. Оба берега высокие. На повороте на ПБ песчаная полка, куда намыто много стволов деревьев. Чалка для осмотра – ЛБ после 1 ступени, для обноса – ПБ. Порог образован 3-мя огромными, перегора живающими реку, скальными обломками. Проход под ПБ забит бревном. На скальные обломки в русле мощный навал. Проход у ЛБ (кажется пригодным для прохождения) заперт скальным обломком, под который валит основная масса воды, основной поток сносит в центральную щель, забитую подводными бревнами. 150-200 м выше затычки — шивера и слив через гряду камней через всё русло мощными бочками — своеобразная первая ступень порога. Прохождение 1 ступени всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды. Обнос затычки всей группой по ПБ
29 порог №44 IV-V кс (порог не сложный) 1ч 30 мин от пор. «Ворота». 3 протоки, крупные скальные обломки в русле. Линия движения с воды не читается. Чалка ПБ. Перед порогом — три протоки, лучше по правой. Далее ЛП, река перегорожена камнями и глыбами — в центре русла две глыбы и ещё две у правого берега. Сильные навалы на некоторые из них. Просмотр с ПБ. Можно сходу. Пройдено всеми судами однократно со взаимной страховкой с воды. До порога отличная стоянка на полке ПБ.
30 пор. «Туда нский» V кс 8 мин сплава от №44. Огромные скалы в русле создают перед порогом сильный подпор. Чалка ЛБ. Вход в порог разделен двумя крупными скальными обломками на три части, в каждой – слив высотой около 1,5 м.
Через 50 (м) быстротока глыба делит русло на две части.
Проход только слева через слив через плиту с обливным выступом в середине. В правой части вода уходит в камни у ПБ.
Ниже идёт цепочка мощных валов и бочек до конца порога.
Просмотр с ЛБ. Пройдено всеми судами однократно со взаимной страховкой с воды и спасконцами с ЛБ.
31 шив. №47 IV-V кс 10 мин сплава от пор. «Туданский». Шивера средней сложности с подводными и надводными камнями в русле. Можно сходу. Пройдено всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
32 пор. «Коварный» V кс Сразу за шиверой №47, после короткого плёса на ЛП. Чалка ЛБ. 2 ступени. Первая ступень — слив горка по всей ширине русла, разделенная на 2 части скальным обломком с отрицательным уклоном, под который валит значительная часть потока. Справа от центрального камня жестко — мощный слив с котлом, слева – пологий слив, запертый полуобливным камнем. 50-60 метров быстротока и 2-я ступень — горка в сужении русла. Слева камни (подводные и надводные). Правая часть потока наваливает на скалу ПБ, образуя косой отбойный вал и мощные бочки перед и за ним. Далее мощная шивера, на выходе бочка на ширину русла. Просмотр с ЛБ. Обнос 1 ступени по ЛБ. Обе ступени порога пройдены 3 экипажами однократно со взаимной страховкой с воды и спасконцами с ЛБ. 3 экипажа – обнос 1 ступени по ЛБ, прохождение 2 ступени однократное со взаимной страховкой с воды.
33 шивера №49 IV-V кс Сразу после порога «Коварный» Мощная шивера с косыми валами, высота отдельных валов достигает 2,5 — 3м. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройдено всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.
34 пор. «Итыкай ский» или шивера «Итыкай ская» V кс 10 мин сплава от шиверы №49. По ЛБ близко к воде идёт дорога, над дорогой высокая скала. Видно падение и линия движения не просматривается. Чалка к ПБ. Порог — шивера. Трек по воротам, образованным много численными надводными камнями в русле. Невысокие сливы, мощные локальные бочки, валы. Просмотр по ПБ, просмотр по ЛБ затруднён островом с деревьями. Пройдено всеми судами однократно со взаимной страховкой с воды.
35 шивера №51 IV-V кс Сразу за пор. «Итыкайский» Мощная протяженная шивера, основные препятствия – широкие и глубокие бочки, расположенные в русле в шахматном порядке. Можно сходу, линия движения читается с воды. Пройдено всеми судами однократно сходу со взаимной страховкой с воды.

6.Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

№ п/п Ф.И.О Год рож де ния Туристический опыт Обязанность в походе / Экипаж
1 Тихонов Максим Александрович 1985 Юпшара-Гега-Н. Бзыбь (5-у), Жом-Болок – Ока (5-р) Руководитель похода, завхоз, К-2А «левый» (капитан)
2 Цуцеров Дмитрий Иванович 1983 Жом-Болок – Ока (5-у) Рембрат, К-2А «правый»
3 Некрытых Павел Владимирович 1988 Чуя – Катунь (4-у), Юпшара-Гега-Н. Бзыбь (5-у), Китой (6-у) Фотограф К-2Б «левый»
4 Рудаков Владимир Евгеньевич 1986 Тунтсайоки – Тумча (3-у), Юпшара-Гега-Н. Бзыбь (5-у) Фотограф К-2Б «правый»
5 Крупнов Роман Николаевич 1978 Чонг-Кемин (5-р), Харамурин – Снежная (5-р), Титовка – Зап. Лица (5-р) Медбрат К-2Р «левый»
6 Герцев Олег Геннадьевич 1985 Жом-Болок – Ока (5-у) Картограф К-2Р «правый»
7 Штольвин Александр Сергеевич 1977 Голубой Нил (6у), Кекемерен – Нарын (6у) Участник К-2ТМ «пра- вый»
8 Сухомлинова Екатерина Андреевна 1982 Китой (6-у), Кекемерен – Нарын (6-у) Участник К-2ТМ «левый»
9 Гаврилюк Александр Иванович 1989 Жом-Болок – Ока (5-у) Видеооператор К-2Т «левый»
10 Потапова Маргарита Николаевна 1986 Красненькая — Кутсайоки – Тумча (3-у) Участник К-2Т «правый»
11 Подкина Анна Андреевна 1990 Жом-Болок – Ока (5-у) Участник К-2С «левый»
12 Хомяков Андрей Александрович 1986 Аксаут- Улук-кам- Кубань- Зеленчук- Белая (3усл. — у) Участник К-2С «правый»

7. Адрес хранения отчета, видео и фотоматериалов.

Адрес:390000, г. Рязань, Почтовая, дом 54, МОУ ДОД «ДЮЦ«Спорттур», телефон (4912)25-41-94, и у руководителя группы.

8. Поход рассмотрен МКК

Маршрутно–квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает
Маршрут имеет _ категорию сложности и может быть зачтён всем участникам и руководителю группы. Отчет использовать

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Существует на свете, наверное, не мало мест, где человек, единожды побывав, мечтает очутиться снова. Без толики преувеличения одним из таких уголков необъятной России является Алтайский край. Неповторимая природа, чистейший воздух, горы, отсутствие москитов, отличная погода в августе, наличие разнообразных интересных препятствий на реках, их достаточное количество и насыщенность маршрута не смогли оставить равнодушных к пройденным в 2006, 2010, 2011 гг. членами ТК «Колумб» и ТК «Мир Приключений» Чуи и Катуни. Вот почему, не смотря на накопленный у большей части группы к августу 2014 немалый туристский опыт водных походов по рекам Северного Кавказа, Турции, Восточных Саян, Карелии и Кольского полуострова, Африки и средней Азии, идея вернуться на Алтай не осталась без внимания.
Изначально рассматривался вариант прохождения связки рек Шавла – Аргут – Катунь. Но, в связи с полученной «с полей» информацией о состоянии Шавлы на конец июля 2014 г. и количеством вновь образованных завалов (каждые 300 метров) после наводнения весны – начала лета 2014 г., было принято решение о замене одной «классической» пятерки на другую. За неделю до вылета группа узнала, что идет все же на Алтай (ибо билеты на самолет до Новосибирска были куплены еще зимой и весной), но все же с небольшим изменением: Шавла меняется на Верхний Башкаус и Нижний Чулышман.
Классический водный маршрут по связке рек Башкаус (верхний) – Чулышман (нижний) является некой эталонной «пятеркой», наиболее приемлемой для повышения спортивного, технического и тактического мастерства участников похода. Заброска «колесами в воду» и выброска через Телецкое озеро хотя и увеличивают в итоге стоимость похода, но при этом минимизируют проблемы, связанные с транспортировкой снаряжения, позволяют провести полное укомплектование катамаранов легкими и прочными дюралевыми рамами, взять необходимое количество запасных весел и сильно не экономить на продуктовой раскладке. А возможность своими глазами увидеть «второй Байкал» Телецкое озеро и легендарный водопад Учар на Чульче значительно повышают эстетическую привлекательность маршрута.
Являясь поклонниками водного туризма, мы надеялись провести полноценный поход V категории сложности в районе Алтайский край, внести свою лепту в изучение рек и региона, составить свое представление о ключевых препятствиях, дать их полное и точное описание.

2. Варианты подъезда и отъезда

Варианты заброски в г. Барнаул и г. Новосибирск:

· Авиасообщение;

· Железнодорожным транспортом.

Первый вариант предпочтительнее с точки зрения экономии времени, но более затратен и требует заброски снаряжения с помощью транспортных компаний. Если добираться до Барнаула или Новосибирска поездом, то в 2 недели поход уложить не удастся.

Мы выбрали первый вариант и, заранее сформировав группу, купили авиабилеты на нужные даты в конце февраля. Никаких акций и распродаж билетов на внутренние рейсы, как обычно, Российские авиакомпании для «предусмотрительных пассажиров» не предложили. Примерно с конца марта – начала апреля месяца началось подорожание, которое продолжалось вплоть до даты отъезда. К сожалению и позору Российского авиасообщения сработал принцип:

«Кто раньше встал, того и тапки».

Стоит заметить, что при ценах на билеты на вышеуказанный период времени, лететь до г. Новосибирска оказалось в разы выгоднее чем до Барнаула, несмотря на увеличение протяженности (и удорожание соответственно) авто заброски на 200 км. На удивление руководителя группы стоимость полета до Барнаула на февраль 2014 была выше в два раза стоимости полета в Новосибирск (при условии покупки билетов «туда — обратно».

До столицы нашей Родины, вернее аэропорта Домодедово, мы добрались заранее заказанной Газелью. Далее 4 часа перелета, и мы в Новосибирске в 5 часов утра.

Заброска на маршрут из Новосибирска до пос. Акташ на достаточно комфортабельном 18ти местном микроавтобусе «Пежо», и далее из Акташа на ГАЗ 66 с кунгом в сторону пос. Усть-Улаган и выше по Башкаусу до поляны в устье р. Йолду осуществлялась с помощью небезызвестного многим Замчалова Ивана и его коллег, давно поставившем уже это дело на поток. Осуществлять заброску с его помощью удобно тем, что теоретически исключается не стыковка асфальтового и внедорожного транспорта, обеспечивается бронь «шишиги» (дополнительно к проплаченному заранее авансу) и «как бы» внедорожный транспорт обходится немного дешевле при заказе трансферта в комплексе.

Координаты Ивана Замчалова (живет в Бийске):

· E-Mail: ivan@mail.biysk.ru

· ICQ#: 457478910

· Тел: +7 3854 311110

· +7 960 939 1155

· "http://www.bialtur.biysk.ru" rel="nofollow"

Координаты Владимира (живет в пос. Акташ), обеспечивавшего нам заброску и пере- броску по маршруту:

+7(909)-503-22-85, +7(913)-226-31-35 (Газ 66 с кунгом + имеется ЗИЛ с кунгом)

Координаты прочих водителей и компаний, оказывающих транспортные услуги в ре- гионе:

· +7(923)-224-01-10 Максим (Пежо Боксер)

· +7(913)-744-80-25 Андрей (Форд Транзит 19 мест)

· +7(923)-245-53-44 Мария (Пежо Турист 17 мест, Истана с багажником )

· +7(905)-083-4999, +7(905)-984-79-79, +7(3854)-43-54-04 «Алтайтурсервис» Александр (Мерседес 18 мест, газель + прицеп)

· +7(913)-916-888-6, +7(923)-244-24-44 «Туракадемия» (газель + прицеп + багажник).

Координаты водителей внедорожного транспорта в пос. Акташ:

· +7(913)-694-91-73 Юрий (а/м ЗИЛ)

· +7(960)-968-10-35 Макар Макарович

Поскольку все же изначально группа собиралась идти Шавлу, приведем контакты погонщика и владельца лошадей в пос. Чибит:

· +7(903)-919-93-47 Владимир (пос. Чибит, ул. Заречная, 3)

При расчете времени и организации заброски/переброски/выброски надо учитывать следующее:

· Дорога от Новосибирска до пос. Акташ — очень неплохой асфальт (Чуйский тракт) и занимает полный световой день;

· Заброска на Верхний Башкаус от пос. Акташ занимает порядка 3-4 часов.

· Мост через реку Йолду находится в аварийном состоянии, грузовые авто через него не ходят, поэтому заброска на Верхний Башкаус заканчивается чуть ниже устья р. Йолду (местные называют эту реку Ильдугем) в конце Ильдугемского каньона (поэтому если есть большое желание идти Ильдугемский каньон – суда придется нести около 1 км на себе).

· Поляна антистапеля на Верхнем Башкаусе находится в 5 км выше по реке пос. Усть- Улаган, чалка по правому берегу. Сотовая связь на поляне есть. Ближе к поселку стоять крайне не рекомендуется.

· Переезд от Усть-Улагана до пос. Язула занимает порядка 6 часов.

· В устье р. Чульчи сотовой связи нет.

· Дорога от Чульчи до Телецкого озера (мыса Кырсай) – грунтовая, местами сильно разбитая, переезд занимает около 2,5 часов.

· Катера по Телецкому озеру ходят быстроходные, древних катеров (как на Иовском водохранилище на Тумче) почти нет, переход составляет около 2,5 часов.

· Дорога от Артыбаша до Новосибирска в неплохом состоянии (асфальт местного назначения переходящий в Чуйский тракт), переезд около 10 часов.

Спортивная часть маршрута заканчивается в устье р. Чульча, впадающей по правому берегу. По левому берегу расположены 3 турбазы, предлагающие как размещение в домиках, так и в своих палатках. Стоит учесть, что характер местности здесь уже степной, территории баз открыты для ветров и палящего солнца. Спасительная рощица, в тени которой можно поставить лагерь, есть только на третьей по счету базе. Уровень цен, как несложно догадаться, везде одинаков и на удивление гуманен. По правому берегу встать лагерем можно только до впадения р. Чульча. Чуть ниже устья Чульчи начинается «частная территория» и «особо охраняемый покос», так что проблемы с местным населением вам обеспечены.

Сотовая связь в районе Чульчи отсутствует, поэтому договариваться с машиной, которая осуществит переброску до Телецкого озера до мыса Кырсай надо заранее на определенное время. Как вариант, можно идти на веслах до мыса Кырсай, однако стоит учесть, что скорость течения низкая, характер реки равнинный, часты встречные ветра, дующие против течения с Телецкого озера.

Транспорт на базах «теоретически» есть, но мы предпочли заказать машину заранее. База «Кырсай» на Телецком озере обеспечила нам и трансферт от Чульчи до озера (весьма комфортабельный автобус на базе а/м ГАЗ с кунгом), и необходимые катера по самому озеру по вполне гуманным ценам. Заказывать транспорт из Акташа для переезда с Чульчи на Кырсай экономически нецелесообразно и ОЧЕНЬ ДОРОГО.

Контакты т/б «Кырсай»:

· +7(913)-695-90-05 (Вера Иосифовна)

· +7(913)-997-67-45 (Раиса Николаевна)

· +7(913)-695-90-96

· atkyr@yandex.ru

 

Контакты прочих катерников, осуществляющих перевозку туристов по Телецкому озеру:

· +7(961)-984-93-11 Игорь Леонтьев (сын Бориса) – своих катеров нет, переброску организует видимо как посредник

· +7(905)-083-42-58 Борис Леонтьев – по словам «от дел отошел»

· +7(961)-227-67-00 Денис (своих катеров нет, но помочь с контактами может)

· +7(906)-906-02-09 Елена Ивановна (катер Ямаха 16 мест)

Транспорт в пос. Артыбаш:

+7(960)-967-12-80 Сергей Кошелев (Истана 14 мест + большой открытый прицеп) – подрабатывает как грузотакси по поселку, в т.ч. не прочь и отвезти группу в Барнаул или Новосибирск.

В пос. Артыбаш для «дикого» расположения визуально мест не так уж и много. Хотя, стоит признаться, мы их специально не искали и предпочли остановиться в домике с удобства- ми. Усадьба «Медвежья Заимка» (пос. Артыбаш, ул. Телецкая, 3а, напротив базы «Бийская завалинка») приютила за смешные деньги на 1 сутки весьма с комфортом группу в 12 чел. (К сведению: пешком от Чулышманского пирса, расположенного около моста, до турбазы «Медвежья заимка» метров 700-900 ходу).

Контакты т/б «Медвежья Заимка»: +7(909)-508-42-34 Елена.

По всей видимости, Елена является туристическим агентом, так что может организовать проживание и на другой базе по Вашему желанию и кошельку.

Варианты заброски снаряжения в г. Новосибирск и обратно:

· компания «Деловые Линии» — гуманная стоимость доставки, терминал приема и выдачи груза в Новосибирске работает КРУГЛОСУТОЧНО, гарантируют доставку в течение 10 дней; стоит учесть, что в обратном направлении груз идет дольше, стоимость обратной отправки не- многим выше.

· Прочие транспортные компании – ценники на 2014 г. были значительно выше.

3. Аварийные выходы с маршрута

На пройденном участке Башкауса аварийный выход не сложен – дорога идёт по ПБ на протяжении всего сплава. Изредка по ней проезжают. На верхнем Башкаусе два крупных населённых пункта – посёлок Саратан и районный центр Усть-Улаган. Проходя через Усть-Улаган, дорога выбирается на Чуйский тракт, в пос. Акташ.

На нижнем Чулышмане аварийный выход сложен с той части маршрута, где дорога ухо дит далеко от берега реки, то есть на участке от начала Шавлинского ущелья (где заканчиваются подъезды со стороны Язулы) до р. Карасу (где по левому берегу к Чулышману подходит дорога из Усть-Улагана через пос. Балыктуюль). На этом участке на карте показана тропа – сначала по ПБ, затем переходящая на ЛБ перед пор. Каша. Есть ли она по всему участку и какого качества – неизвестно. Но поскольку на Нижнем Чулышмане весьма бодрое животноводчество, более менее утоптанные тропы по берегу есть. Выходить по реке стоит вверх – до пос. Язула, либо вниз – до одной из турбаз, где можно найти транспорт.

Сотовая связь четкая и многих операторов наблюдалась в пос. Усть-Улаган, в пос. Арты- баш. В Язуле и на Чульче связи нет. На мысе Кырсай с перебоями ловит только МТС.

4. Изменения маршрута и их причины

Изменений маршрута не было. Маршрут пройден согласно графика, согласованного с МКК.

5. График движения

Дата День пути Участок пути От и до Длина пути (км) Ходовое время (ч) Опреде ляющие препятс твия на участке Средство передви жения
01.08 1 г. Рязань – г. Москва (аэропорт Домо дедово) 180 3 А/м «Га- зель»
01.08 — 02.08 1-2 г. Москва – г. Ново сибирск 4 Самолет
02.08 2 г. Ново сибирск – поселок Акташ «Гостиница 787 км» 800 13 А/м «Пе- жо Бок- сер»
03.08 3 Пос. Акташ – ст. 1 (устье р. Йолду, р. Башкаус) 98.4 4 А/м «ГАЗ 66»
04.08 4 Ст. 1 – Ст. 2 (после каньона «Откры тый») 13.6 6 Пор. «Ловуш- ка», пор. «Обманка», к-н «Змейка», к-н «Открытый» — обнос Катамаран
05.08 5 Ст. 2 – Ст. 3 (поляна ПБ 5 км выше пос. Усть -Улаган) 36,4 10 Пор. «Пред банный», к-н «Сара танский» (пор. «Камень преткно вения», пор. «Трек», пор. «Скальный коридор», пор. «Интеграл», пор. «Проводка» — обнос 2 ступени) Катамаран
06.08 6 Ст. 3 – Ст. 4 (800 м выше моста через Чулышман к пос. Язула, ЛБ р. Чулышман) Около 100 6,5 А/м «Газ 66»
07.08 7 Ст. 4 – Ст. 5 (до пор. «Кульми нация») 22 6 пор. «Мини- Каша», шив. «Катушка», пор. «Башни», пор. «Поперечный», пор. «Стадо бе- гемотов-2», пор. «Чёрный клык» Катамаран
08.08 8 Ст. 5 – Ст. 6 (устье р. Шавла) 8 7.5 Пор. «Кульми нация» — обнос 1 ступени, шивера №23, пор. №24, пор. «Пустячок», шив. №26 Катамаран
09.08 9 Ст.6 — дневка
10.08 10 Ст. 6 – Ст. 7 (за пор. «Каша») 30 + 2 (обнос «пор. Каша в 1 сторону») 9,5 Пор. «Бегемот», пор. «Труба», шив. «Предкаша», пор. «Каша» — обнос Катамаран, пешком
11.08 11 Ст. 7 – Ст. 8 (до пор. №44) 20 6 Пор. «Ворота» — обнос Катамаран
12.08 12 Ст. 8 – Ст. 9 (устье р. Чульчи) 25 6 Пор. №44, пор. «Туданский», шив. №47, пор. «Коварный», шив. №49, пор. «Итыкай ский», шив. №51 Катамаран
13.08 13 Ст. 9 – дневка, антистапель
14.08 14 Радиаль ный выход к вдп. Учар, на «Каменные грибы» 7,4 х 2 + 1,5 х 2 8 Пешком
15.08 15 Ст. 9 – мыс Кырсай – пос. Артыбаш 46.7 + 72 (по озеру) 5 А/м «Газ», ка- тер 2 шт.
16.08 16 Пос. Артыбаш – г. Ново сибирск 610 10 а/м «Истана»
17.08 17 г. Ново сибирск – г. Москва (Домо дедово) 4 Самолет
17.08 17 г. Москва – г. Рязань 180 3 а/м «Газель»

ИТОГО: 155 км водной части маршрута. 17,8 км пеший радиальный выход.

6. Техническое описание прохождения группой маршрута (по дневнику участника Подкиной А.А. – стиль и авторский слог сохранены)

1-2 августа (пт-сб)

Встретились в аэропорту вдесятером.

На удивление, «Уральские Авиалинии» вылетели всего лишь на полчаса позже плана, так что в 5 утра по местному мы уже были в Новосибе.

Вскоре подтянулись еще 2е, летевшие другим рейсом, и мы погнали.

Заехали в «Деловые Линии» — забрали каты и прочее, рядом же оказался гипермаркет

«Лента», в котором мы закупили продуктов на маршрут.

Весь день мы ехали и ехали на маршрутко-пежо и уже затемно приехали на базу «Гостиница 787км» немного не доезжая Акташа.

Там заночевали в премиленьком лесочке у ручья за 100 рублей с носа.) Была последняя связь вплоть до завершения Башкауса.

3 августа (вск)

В 9 за нами приехал ГАЗ66 (фото 01). Была какая то неразбериха с 2мя машинами и параллельной группой, идущей целиком Чулышман.

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 01 — Заброска

Но таки часам к 11ти мы выехали в сторону стапеля (фото 02).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 02 – Перевал безымянный

До намеченной поляны мы не доехали пару километров из-за полуразвалившегося моста, по которому груженый газ отказался ехать (фото 03).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 03 – Мост через р. Йолду

Поэтому стапелились мы за Ильдугемским каньоном, приехав часа в 4 дня (фото 04). Каньон осмотрели — спортивного интереса не представляет, хотя на выходе ну очень уж красиво.

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 04 – Башкаус, поляна стапеля

Уровень воды ниже среднего.

Экипажировка по итогам стапеля:

2А — Макс Тихонов + Цуцеров Диман

2Т — Рита Потапова + Саша Гаврилюк (Егерь)

2ТМ — Саша Штольвин + Катя Сухомлинова (Сушка) 2С — Аня Подкина + Андрей Хомяков (Хомяк)

2Р — Роман Николаевич Крупнов + Олег Герцев 2Б — Паша Некрытых + Вова Рудаков (лосИ)

4 августа (пн)

Встали в 9, но вышли, так как 1й день, только к 12ти.

2Б и 2ТМ занесли каты повыше и прошли пор. «Ловушка» (фото 05-06). Далее, от стапеля, шли все вместе.

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 05 – 2Б, к-н «Ильдугемский»

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 06 — 2ТМ, к-н «Ильдугемский»

Пор. «Обманка» нами замечен не был (а был ли мальчик?). Каньон «Змейка» посмотрели, шли всеми судами по очереди (фото 07-14).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 07 – 2Б, к-н «Змейка»

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 08 — 2Б, к-н «Змейка»

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 09 – 2Р, к-н «Змейка»

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 10, 2С, к-н «Змейка»

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 11 – 2С, к-н «Змейка»

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 12 – 2Т, к-н «Змейка»

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 13 – 2Т, к-н «Змейка»

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 14 – 2ТМ, к-н «Змейка»

В основном на входе народ уходил в правую протоку, и только 2С поиграл в трансформера, преодолев левую протоку лагом, складывая носы и корму. Ну а 2Т успел посидеть в сливе.

Потом мы дошли до каньона «Открытый». Поскольку вода невысокая и нет чалки по ЛБ перед узостью, перекинуть каты через сужение было невозможно (фото 15-16).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 15 – к-н «Открытый», заходная шивера

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 16 – к-н «Открытый», щель

Посмотрев на остальные 1,5км каньона, не представляющего интереса, было решено: обнос.

Хотя 2С и 2Б в общем то были готовы прыгать.

Обнос в основном по дороге, но до нее приходится каты затаскивать на довольно крутой склон, что довольно тяжело.

Дообнеслись мы только к началу 7го, после чего нашли замечательную ровную полянку на ЛБ на ЛП буквально в 150м после каньона.

2С пришлось выискивать, где травит баллон, и подклеивать трубку соска. Вечером был дождь, который, правда, никого не удручил.

5 августа (вт)

Встали в пол9го. Собрались уже резче, вышли в 10.

Снова скучные прогонные участки. Николаич, гребя, слагает про нашу группу рифмованные оды в грузинском стиле.

Меж тем проскочили порог «Предбанный». Всеми экипажами прошли сходу по струе. Дошли до каньона «Саратанский», где и пошел самый смак нашего участка Башкауса. Сопровождалось все тщательными осмотрами и страховками (и с берега и с воды).

Сначала был пор. «Камень Преткновения» (который я упорно называла «Камень Откровения»). 2Б, 2С, 2А прошли успешно, 2Т решил расклиниться, сев на камни (да так, что Макс начал нешуточно ругаться). В итоге — сломанная запаска и промокшие вещи (фото 17-19).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 17 – «Камень преткновения»,2С рядом с «камнем»

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 18 – «Камень преткновения», 2Б (вторая ступень)

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 19 — «Камень преткновения», 2ТМ (вторая ступень)

2Р и 2ТМ пришлось ждать, Адмиралу — материться. Но в итоге все обошлось, кат цел, ребята тоже.

Остальные дошли порог без эксцессов.

Довольно вскоре был пор. «Трек», идеальный для постановки береговой страховки.

Все шли по правой протоке. 2ТМ прошли успешно, 2С зашли криво и влетели в скалы правым бортом. Остальные прошли нормально (фото 20-25).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 20 – «Трек», 2А

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 21 – «Трек», 2Б

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 22 – «Трек», 2Р

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 23 – «Трек», 2С

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 24 – «Трек», 2Т

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 25 – «Трек», 2ТМ

2С встали на нижней страховке и тут Хомяк начал стремительно тонуть. Пришлось в панике вытаскивать кат на наклонную полку ПБ, предварительно разгрузив, в предвкушении ужаса полуметровой дыры.

На всеобщее удивление, дыру мы не нашли. Успели испугаться, что все еще хуже и лопнул поддув по шву, но оказалось ВНЕЗАПНО, что от удара просто выбило затычку правой кормы, а на самом деле все цело.

В итоге все радостно двинули дальше.

Пор. «Скальный Коридор» — нормальный 4шный фон. Хорошая шивера, даже довольно мощная.

Шли все сходу со взаимной страховкой. По окончании коридора есть разлив с галечной от- мелью под ПБ, на котором мы устроили пляжеподобный привал, пока адмирал в компании Штольвина и Сушки бегал смотреть «Интеграл».

Следующий порог — Интеграл мы частично осмотрели. Ошибка в лоции — длинна его око-о 500 м и категория — твердая 5.

Дальше шел двухступенчатый пор. «Проводка», оказавшийся крайне коварным. Между ступенями 50 м быстротока для промежуточной чалки и страховки 1й ступени. Опять же, из-за невысокой воды в 1й ступени 2й слив был либо со сложным маневром направо со струи, либо с сомнительным заходом в очень узкие ворота под скалой ЛБ.

2Б штурмовым экипажем прошли через левый слив, встали на страховку, зачалившись на ПБ перед 2мя большими треугольными бульниками.

2С тоже успешно прошел по левому сливу, хорошенько приложившись о скалу ЛБ, встали около ребят с морковками и на принудительную чалку (фото 26).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 26 – «Проводка», 2С 1 ступень

Далее шел 2А и кильнулся в левом сливе через правый баллон (продолину левого борта поджало под скалу). Диман с веслом пошел отдельно, Макс — на кате, но без весла, потому что его выбило при киле, хорошенько приложив Макса рукой.

Сначала они вроде прибились под ПБ, но только Дима зацепился за камень и его сняли на берег, а Макса понесло на кате дальше, во вторую ступень, потому что морковки не отработали (одна накосячила, вторая просто не достала).

Макс задержался в улове под ЛБ сразу за треугольными камнями, но пока мы добежали до туда, его утянуло дальше и раскорячило посреди камней 2й ступени (фото 27). Скача по скалам

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 27 – «Проводка», 2А забит в негабарит 2 ступени

ПБ аки горные козлы народ протянул супер-систему из 2х морковок и Адмиральской чалки чтобы вытащить кат и Адмирала. Паша, пока лез, сорвался и чуть не упал в порог.

У ката сдулся почти полностью один баллон, но супер-система + Максовая лось-мощь сработали и мы таки стащили кат с Максом с камней и завели на нано-полочку справа сразу за порогом (фото 28).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 28 – «Проводка», 2А в улове ПБ после порога

Все остальные порог обносили. Перечаливались принудительно на ЛБ за камни, где при- держало Макса, и переносили каты и шмотье по камням. 2Т и 2Р, остававшиеся все это время выше, прошли 1ю ступень через правый слив через камни.

За порогом 2Р отвезли Диму к Максу. Кат 2А оказался полностью цел и, удивительные сов- падения, у него тоже просто выбило пробку.

И снова все, ура, живы и целы. И люди, и каты.

Кстати, снова ошибка в лоции: пор. «Проводка» не 80 м, а около 200 и требует осмотра по ПБ, т. к. с воды не читается.

Потом была выходная шивера (несложная) и конец «Саратанского» каньона. Безымянный порог со сливом через все русло прошли все сходу и не глядя (фото 29).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 29 – 2Т в сливе «Безымянный» в «Саратанском» к-не

Еще немного прогонного участка и вот она — наша антистапельная поляна. 2ТМ, 2С и 2Р ушли немного дальше. 2Р просто начал разгружаться оттуда, 2ТМ начали проводить кат выше на чалке, но потом присоединились к 2С, проводивших груженый кат по хардкору ножками по дну. Глубина менялась от по пояса до по грудь. И так — 200 м против течения.

В итоге на стоянку встали только в 8. День выдался тяжелым морально и физически. Верхний Башкаус пройден.

Завтра переезд. Впервые после Акташа есть связь.

6 августа (ср)

День переезда. По плану — выехать в 9 и по приезду пройти километров 5 ниже Язулинского каньона на нижнем Чулышмане, дабы отойти от населенки.

В итоге машина приехала только к 10, мужики еще сгоняли в магаз за чаем/сахаром и все вместе мы выехали только в 11.

Потом посреди пути мы потеряли палец от скрутки от 2А и очень вскоре еще и пробили колесо нашей шишиги, менять которое пришлось под дождем и толпой.

В итоге мы не доехали до Язулы несколько километров, встав в пол7го на ЛБ Чулышмана на вполне милой стоянке. Идти уже явно поздно, так что поставили лагерь.

Ужин, болтовня, переживание и отхождение от вчера. Довольно тихий вечер. Связи нет.

7 августа (чт)

Встали в пол9го. По мотивации адмирала особо не торопились и потому вышли только в пол1го. Вроде как до ближайшего порога — Мини-каши 15км, но догребли до Шавлинского ущелья мы быстро.

При входе в ущелье пошел противный дождик, создающий истинно-водную атмосферу. Собственно, Мини-кашу мы прошли все и сходу. Шив. Катушка мы вроде тоже заметили.

2Т даже успел там посидеть на камне. Чулышман мощнее верхнего Башкауса, на двойках приятно.

Дальше шли бесконечные каменистые, динамичные и довольно мощные шиверы, разделенные небольшими быстротоками. Явных порогов было не видать.

2С, решив телемаркнуться через улово у берега, дабы отпустить впереди идущих цепанули камень, на который присели и который развернул нас кормой. Только сойдя оттуда и пройдя пару метров этой самой кормой вперед, расклинились между обливняком и булыганом под ПБ. Пришлось заниматься занимательной накатамаранной гимнастикой.

Потом мы встретили группу из Барнаула, которые шли на 4ке, 2ке и бубле. Суровые опытные мужики.

Затем был забавный момент со скрытым не видным с наплыва камнем по неофициальной кличке «западло». 2А и 2ТМ как то прошли нормально, а вот 2Т неплохо там расклинило. Дол- го промучившись, ребята таки вылезли на камень, а кат вытянули на берег морковкой.

Тут нас догнали барнаульцы. Бублик пошел под другим берегом в исключительной бубли- ковой манере, не доступной катамарану, а 4ка расклинилась на месте 2Т. Тут Рита и Егерь стремительно сообразив, обезьянками перебежали на берег через эту 4ку. Барнаульские 4ка и 2ка хоть и посидели обе там, но выбрались самостоятельно.

Затем пошли наши 2Б. Пошли чуть хитрее — чуть левее, но все равно так же встряли. И их тоже раздельно вытаскивали на моркве: отдельно кат и отдельно людей, правда Паше с Вовой таки пришлось прыгать в воду с морквой.

Дальше пошли 2С на стреме. Так же, как и 2Б, только взяв еще левее, несмотря на камень- затычку под ЛБ сразу за этим «чудным» местом. На удивление прошли успешно. 2Р пошел замыкающим и по той же траектории. И тоже успешно.

В каком то быстротоке мы нагнали барнаульцев, а они нас подкормили и рассказали, что внезапно(!) до пор. «Кульминация» осталось около 2х км, что означало, что «Башни», «Поперечный», «Стадо слонов» 1 и 2 мы прошли все сходу без просмотров.

«Черный клык» мы таки заметили, но прошли все равно все сходу.

Зачалились на ЛБ на ПП, разведали стоянку прям на начале порога «Кульминация», перечалились с принудительной чалкой поближе и стали ставить лагерь.

Встали только в пол7го. Все уставшие и на эмоциях оттого, что не заметили кучу порогов 4- 5 кс.

8 августа (пт)

Встали в 8. Погода стала налаживаться. Стало менее мерзко и даже показалось солнце.

Пока поели, пока осмотрели Кульминацию — уже 11. Решение — обнос половины 1й ступени всем и всего, обнос вещей за 2ю ступень. В итоге 2Б и 2ТМ прыгали с вещами с середины

1й ступени, 2А и 2Р с вещами только 2ю ступень, 2С вторую без вещей, 2Т вообще обнесли все. Хаос и дебош, время 2.

Шив.№23 посмотрели частично по ЛБ, прошли все разными траекториями, но все успешно.

Потом мы немного потерялись, поэтому затупили на берегу минут на 15.

Дальше шел пор№24 неразделимо переходящий в коварный пор. «Пустячок» (фото 30).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 30 – пор. «Пустячок»

Посмотрели частично. Первыми пошли 2ТМ и 2Б. 2ТМ очень внезапно легли в выходной бочке «Пустячка». 2Б сильно навалило на камень перед выходом, но бочку прошли успешно и помогли 2ТМ встать на ровный киль. Из потерь — только Катино весло и важный шланг от насоса, только который подходил для 2Б.

Остальные прошли аккуратнее припугнутые бочкой и навалом и по другому.

2Р прошли хорошо и встали на съемку (фото 31). 2А остались замыкающими. 2Т и 2С готовились к килю.

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 31 – пор. «Пустячок», 2Р на заходе

 

Следующими пошли 2С дабы не томиться и… прошли как по учебнику (фото 33-34). Везде отгребли, даже от внезапного камня между выходными валунами, на валун не навалились, выходную бочку прострелили по диагонали без проблем. Встали на страховку с воды.

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 33 — пор. «Пустячок», 2С в выходной части

 

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 34 — пор. «Пустячок», 2С в выходной части

Потом — 2Т (фото 35). Шли нормально, но почти на выходе сели рамой на камень справа от выходного треугольного булыгана. Попрыгали там минут 5, вытащились на какой то плоский камень и с него стартовали тюленьим стартом.

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 35 — пор. «Пустячок», 2Т в выходной части

Последними, как и было задумано, пошли 2А, выходя справа от камня на ровном киле (фото 32).

Отчёт о водном путешествии по рекам Чулышман, Башкаус (Алтай)

Фото 32 — пор. «Пустячок», 2А в выходной части

Дальше шли тройками сходу.

Шив. №26 — следующая, оказалась довольно мощной. 2С в самом ее конце пропустили камень между баллонов и хорошенько погнули заднюю поперечину.

Далее шли еще какие то шиверы в каком то количестве, но уже совсем не таки сложные. Река стала выполаживаться, и в пол7го мы встали на стоянку на стрелке протоки Чулышмана с Шавлой (не той Шавлой, на которую мы изначально собирались).

После впадения водорасход увеличивается почти вдвое, что означает, что дальше препятствия будут ощутимо мощнее.

Покумекав вечерком, сошлись на решении сделать дневку.

9 августа (сб)

Дневка! Истинный выходной! Суббота же. Хотя к 10ти уже все встали.

Завтрак заменили обедом, первым и единственным на тот момент за поход супом.

Часть ребят ушла гулять, все рыбаки ушли рыбачить, часть осталась в лагере отдыхать, загорать и играть в уно.

Как оказалось при детальном осмотре судов проблемы с рамой были у половины катов: сильно задняя у 2С, хорошо средняя у 2Б, немного средняя у 2Т. У 2С еще подразорвало 2 вязки и вылетела 1 кница, поэтому чинились только они.

В Шавле, как выяснилось, рыбы нет. Из Чулышмана тоже немного. Олег поймал одну среднюю рыбеху-хариуса, Вова-добытчик еще некоторое количество чуть более мелких.

В какой то момент нам начала активно угрожать нешуточная гроза и мы стремительно со- брали все вещи по лагерю. Пошел накрапывать мелкий дождик под раскаты грома…. и через 10мин все кончилось. Ни тебе ливня, ни грозы. Зато лагерь прибрали.

Вечерние посиделки у костра, запахи осины и хвои. В общем неплохая отдыхательная дневка.

10 августа (вск)

Встали в 8, вышли в 10.20.

Сначала были скучные плесы. Потом какие то слабые шиверки. Гребется после дневки лениво.

Из выделяющихся препятствий был, вероятно, пор. «Бегемот», где было скальное сужение с невысокими стенками, мощный вал посередине и мощная бочка на выходе.

В принципе, все прошли сходу и на ровном киле, но 2С 1,5 раза чуть не кильнулся, чем напугал 2Т: один раз на валу и половинку — в бочке

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст