18 августа 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Верхневолжский район
Вид туризма: Походы выходного дня (ПВД) Категория сложности: нет или не указано

Предисловие

В последние годы живописная и практически необитаемая река Белый Лух, что берет начало на востоке Костромской области от границ с Нижегородской областью и впадает в затем в реку Унжа, все больше привлекает к себе самостоятельных туристов.

Кроме того, на огромной территории, где протекает эта река раньше действовал один из островов архипелага ГУЛАГ – исправительно-трудовой лагерь "Унжлаг", в который входили десятки зон (Отдельных Лагерных Пунктов- ОЛП), соединенных между собой целой сетью узкоколейных дорог, что тоже является одной из сил притяжения к этим местам.

Большинство туристов попадают на эту реку довольно сложным маршрутом:

Сначала до г. Макариев (Костромской области), затем после переправы через р. Унжа пересаживаются на местные полноприводные машины (в интернете можно найти телефоны жителей с. Тимошино или д. Халабурдиха, которые смогут эту заброску организовать).

Так в июле 2019 года на Белый Лух попали и мы, но из-за очень низкой воды в это время, сплав мы смогли начать только ниже с. Тимошино, да и то в том походе проводка байдарок по отмелям занимала очень много времени. (авторский альбом, начиная с этой фото)

На майские же праздники некоторые умудряются заброситься еще выше через нежилые ныне деревни Кукуй 1 и Кукуй 2, до р. Поеж или до пересечения Главного Уса с Белым Лухом – при этом проехав высокопроходимым транспортом (на сколько это возможно), затем часть пути (иногда значительно) эти туристы преодалевают еще и пешком.

Например:

Нитка маршрута по Белому Луху (автор Сергей Соловьев)

Рассказ: Весенний водный поход ро рекам Костромской области по Белому и Черному Луху + видео этого же похода (автор frosta).

Но есть и другие возможности попасть в верховья реки Белый Лух:

1. На сайте «Туризм в НН» есть трек и Нитка маршрута: Белый Лух - Унжа - Волга, май 2016 (описание и анализ маршрута) (автор finn), где подробно описан еще один вариант заброски для сплава в самые верховья реки Белый Лух - на этот раз с запада, со стороны от п. Красный Луч (Варнавинский район Нижегородской области).

= = = = = =

2. Кроме байдарочного похода 2019 г., когда мы добирались до Б. Луха со стороны Костромской области, мы уже успели побывать на нем ещё и в августе 2016 года, во время пешего похода со стартом из п. им Калинина (Ветлужский район), ночевали в месте пересечения Белого Луха с Главным Усом, рядом с имеющимся там охотничьим домиком и далее ушли в п. Северный (Варнавинского района) См. Трек: По острову Унжлаг архипелага Гулаг и одноименный  фотоальбом.

-Но такая бы заброска, по такому маршруту, для организации байдарочного сплава по реке Белый Лух как с п. им. Калинина, так и со стороны п. Северный – была бы крайне затруднительной и долгой.

Описание маршрута

И вот в начале июня 2020 года мы решили разведать ещё одну дорогу к этой реке, как и автор finn, со стороны Нижегородской области, от п. Красный Луч, только в отличии от него не к самому её истоку, где первоначальный сплав героически сложен, а к месту пересечения реки Белый Лух с главным Усом, где в мае она уже становиться более-менее сплавной и где мы уже побывали в августе 2016 года.

Именно с этого-же места, в мае того-же 2016 года, по реке Белый Лух начала свой сплав и команда "Линда" (с уже упоминаемым мною автором frostaдобравшаяся сюда со стороны Костромской области (с переправами через реки, поездках на разных машинах и тракторе, да еще и с пешим, 14 километровым маршем от р. Поеж до точки старта).

(Приведенная ниже наша нитка маршрута до точки № 10 полностью совпадает с указанным выше треком (автор finn), а именно до развилки у разрушенной избы)

Забегая немного вперед хочу сказать, что начиная с 2017 года в тех краях довольно интенсивно стал разрабатываться лес и не только в сторону верховьев реки Белый Лух, но часть лесосек были устроены в районе урочища Разъезд 93 километр, как рядом с полотном второстепенной узкоколейной дороги, идущей в сторону Главного Уса, так и рядом с самим этим разъездом 93 километр - уже у Главного Уса (см. ниже фото в точке № 18).

(Даже на современных спутник-картах эти вырубки еще не видны - карты не обновились)

Поэтому лесозаготовители как могли обустроили для проезда не только уже существующую дорогу до развилки с руинами избы (поворотная точка №10), но и бывшее, ранее не полностью проездное полотно второстепенного Уса до его соединения с Главным Усом (разъезд 93 километр) – некоторые мосты были подремонтированы, съезды к некоторым рекам на этих дорогах были сглажены, а сами русла были завалены горбылем и срезками, ну а на нескольких явно болотных местах были так-же наложены горбыльные срезки или бревенчатые гати.

И хоть мы были там в начале июня, можно утверждать, что и в мае добраться до главного Уса или даже до самого Белого Луха сейчас уже стало возможно не только пешком, но и на транспорте.

Конечно, в этом случае речь не идет о простых машинах 4х4 - осуществить такую поездку вполне реально только на очень хорошо подготовленных машинах Уаз, либо на машинах типа Газ 66 или на тракторе.

Да, местами дорога просто замечательная, что Вы увидите из некоторых представленных ниже фотографий, но встречающееся по дороге грязные и крутые бугры, попадающиеся глубокие и разъезженные колеи,  наваленный как попало горбыль и развороченные лесовозными Уралами места оставляют желать лучшего.

В любом случае если нет желания преодолевать пешком порядка 27-28 километров сейчас уже точно можно (в отличии от 2016 года) найти в том же п. Красный луч автомашину Газ 66 или трактор для организации заброски по этой дороге.

Для любителей же погулять пешком (благо и для этого сейчас условия стали более подходящими) в раскладке маршрута по точкам я приведу координаты и описания нескольких возможных и относительно удобных мест для организации ночевок до выхода на Главный Ус, от которого до Б. Луха остается чуть более 6 км.

(Если не успеть добраться до реки Б. Лух и встанет необходимость ночевки на подходах к нему, то подобрать стоянки можно и после урочища Разъезд 93 километр, на самом Главном Усе, как на его  полотне (которое не всегда совпадает с современной дорогой), так и рядом с ним.

С чистой водой, которая всегда есть в различных соседних ямах и канавах, особенно в мае проблем не будет)

Конечно, обстановка в мае может быть и еще сложнее, но именно наличие сохранившегося полотна бывшей узкоколейки дает право надеется, что глубокие лужи могут быть только локально, а поднявшаяся вода в руслах рек или на загатенных болотах для машин с большими колесами или для туристов в сапогах не станет преградой.

В этом походе в июне 2020 года, в отличии от похода 2016 г., мы видели следы от машины, которая проехала по главному Усу и до самого Белого Луха – см. первую фотографию, приведенную ниже в точке маршрута № 20.

Что касается самого этого, нашего разведочного похода, то состоялся он с 12 по 14 июня и прошел следующим образом:

С погодой нам относительно повезло, дождь шел только в первую ночь и не чем нам особо не помешал, дни же были в основном солнечные, но некоторые неудобства доставляли массовые в это время года комары.

А ещё во время этого похода мы видели следы медведицы с медвежонком, следы нескольких лосей, трех глухарей, тетерку и уток с выводками.

День первый

Приезд в п. Красный Луч около 11 часов дня. Машину мы оставили (договорившись с хозяевами) у одного из домов, в конце ул. Пролетарская.

Далее переход до развилки у разрушенной избы и поворот на бывшее полотно ускоколейной дороги в сторону урочища Разъезд 93 километр и главного Уса.

Установка базового лагеря за р. Туниха – точка № 14. Выбранное место было так себе, возможно в нашем случае место для ночевки было бы лучше за рекой Каменка, на безымянном разъезде, в описанной ниже точке 12 или на границе с Костромской областью в точке № 15, но зато речка Туниха у нашей стоянки была подпружена бобрами, набирать в ней воду и купаться было очень удобно. Кстати, вода в этой речке очень чистая, проточная и мы пили ее без всяких последствий не только кипяченую, но и сырую.

(пройденное расстояние от п. Красный Луч ок. 16 км.)

День второй

Радиальный, пеший поход налегке до урочища Разъезд 93 км. и в ОЛП-зону № 13, осмотр памятника трагически погибшему здесь в 1957 году Седову А.Ф. , установленного на бугре, рядом с Главным Усом.

Далее - разворот в 5-ти километрах не доходя до Б. Луха по Главному Усу, возвращение в базовый лагерь у реки Туниха.

(Как я уже писал, ещё в 2016 году мы проходили отрезок пути по Главному Усу от Б. Луха до разъезда 93 километр и далее в сторону п. Северный и ночевали на берегу этой реки, в месте её пересечения с главным Усом - так что эта часть дороги нам была уже известна и если что и случилось с имеющимся охотничьим домиком на Б. Лухе, то стоянка, где мы ночевали рядом с этим домиком, да и сам Белый Лух не куда за прошедшие 4 года, уверен, не пропали. - в конце (точка маршрута № 23) я приведу несколько фотографий сделанных на берегу Белого Луха, во время пешего похода 2016 года.

Что касается окрестностей разъезда 93 километр, то в 2016 году мы не видели не только огромной вырубки, которая сейчас есть с запада от него, но даже прошли мимо и не заметили примыкания второстепенного узкоколейного полотна, со стороны п. Красный Луч, по которому мы сейчас вышли на главный Ус.

Не видели мы тогда в этих местах и ни каких автомобильных следов - одна сплошная, высокая трава)

(Пройденное расстояние во второй день составило около 22 километра. При наличии еще одного лишнего дня, отведеного на этот разведывательный поход - мы вполне могли бы в этот день дойти, немного за полдень (даже с рюкзаками), и до самого Белого Луха и остаться там ночевать, но потом пришлось бы делать еще одну ночевку на обратном пути в Красный Луч )

День третий

Возвращение в п. Красный Луч тем же маршрутом с попутным осмотром креста на месте бывшего карцера между рек Боровая и Талая, посещение места зоны или поселка с сохранившимся прудом чуть к северу от развалин карцера. Попытка осмотра заросшего за полвека "геоглифа" из деревьев:

1870-1970

100-ЛЕНИН

Возвращение на машине в Н.Новгород с посещением, для омовения (после праведных трудов) замечательного Карелихинского родника с купелью, находящегося у дороги Варнавино-Ветлуга, на подъездах к п. Красный Луч.

(Пройденное расстояние в этот день, как и в первый, составило ок. 16 км. Пройденное пешком расстояние за три дня ок. 54 км.)

Для наглядности привожу отметки линейки с яндекс карт маршрута от п. Красный луч до самой реки Белый Лух, с заходом на лагерь - ОЛП №13:

======
Раскладка (нитка) маршрута по точкам с координатами (ГГ. ММ.МММ) и имеющимися фотографиями

(для удобства под большинством фото выставлена отметка места съемки на карте - смотреть под фото "Показать на карте")

Точка 1: п. Красный Луч, окончание ул. Пролетарская: 57°42.981 N 045°00. 469 E

По пути к точке 2 - фото "Гаишника в двух километрах от п. Красный Луч:

Точка 2: Мост река Межборная: 57°43.550 N 044°59. 061 E

Точка 3: Надпись из деревьев в лесу:

1870-1970

100 - ЛЕНИН

57°43.700 N 044°58. 450 E

п. Красный Луч (Варнавинский район) - река Белый Лух

Надпись находится рядом, с севера (севера-востока) от дороги, но сильно заросла и с земли сложно что понять - просто лес, впрочем и с воздуха видны только контуры букв.

Координаты даны приблизительно посередине этого "геоглифа".

Точка 4: Развилка с параллельной дорогой (идти приятнее по левой, неразъезженной): 57°43.888 N 044°57. 574 E

Точка 5: Соединение дорог параллельной и главной - лесовозной: 57°44.214 N 044°57. 042 E

Точка 6: Мост река Боровая: 57°44.333 N 044°56. 355 E

Точка 7: Отворот к югу в 50 м. от моста на р. Боровая к возможной стоянке в хорошем, сосновом лесу (может пригодиться при позднем заезде в п. Красный Луч)57°44.336 N 044°56. 290 E

Точка 8: Остатки Карцера, Крест: 57°44.370 N 044°56. 077 E

Чуть к северу от карцера где когда-то был поселок или зона сохранился пруд (местоположение см. под фото "Показать на карте"):

Точка 9: Мост река Талая: 57°44.034 N 044°53. 995 E

Точка 10: Остатки избы и лавочки на развилке дорог.

К разъезду 93 километр на главном Усе и Белому Луху - налево (на запад)57°44.249 N 044°53. 550 E

п. Красный Луч (Варнавинский район) - река Белый Лух п. Красный Луч (Варнавинский район) - река Белый Лух п. Красный Луч (Варнавинский район) - река Белый Лух

Точка 11: Мост река Каменка: 57°44.588 N 044°51. 344 E - нормальных стоянок рядом нет.

п. Красный Луч (Варнавинский район) - река Белый Лух

Точка 12: Неплохая поляна для ночевки (место бывшего разъезда - подходит с юга), рядом (за V образной березой) большая яма с чистой водой: 57°44.636 N 044°50. 623 E

Точка 13: Мост река Туниха: 57°44.920 N 044°48. 670 E

Точка 14: Поляна в лиственном лесу, рядом с р. Туниха: 57°44.928 N 044°48. 604 E – место наших двух ночевок.

Фото состояния дороги на подходах к точке 15:

Точка 15: Граница Нижегородской и Костромской областей - неплохое место для ночевки, есть чистый пожарный водоем и сухая насыпь с сосновым лесом образовавшаяся от рытья этого водоема, под ней или на ней можно найти места для палаток: 57°44.853 N 044°45. 930 E

Точка 16: Мост в верховьях реки Туниха: 57°44.984 N 044°44. 806 E

п. Красный Луч (Варнавинский район) - река Белый Лух

Точка 17: Столик, рядом большая делянка - вырубленный в 2017 году лес: 57°45.108 N 044°44. 566 E

Точка 18: Выход на Главный Ус - урочище разъезд 93 километр, рядом огромная вырубка 2017 года: 57°45.409 N 044°41. 530 E

Точка 19: Памятник на насыпи у полотна Главного Уса, недалеко от урочища Разъезд 93 километр: 57°45.532 N 044°41. 712 E

Точка 20: Приблизительный отворот к ОЛП 13: 57°45.998 N 044°42. 387 E

Фотография  главного Уса в сторону Белого Луха со следами проехавшей туда машины (в 2016 году на этом участке дороги никаких следов не было и была лишь сплошная и густая трава:

п. Красный Луч (Варнавинский район) - река Белый Лух

Фотография на пути в 13 лагерную зону (дороги заросшие и местами плохо просматриваются):

Точка 21: Приблизительный центр зоны-ОЛП №13: 57°46.002 N 044°43. 085 E

Точка 22: Остатки дома на ОЛП №13: 57°45.940 N 044°42. 967 E

Точка 23: Координаты стоянки на Белом Лухе (в 2016 году), в месте его пересечения Главным Усом: 57°48.444 N 044°44. 413 E.

Рядом к юго-западу от этой, последней точки, когда-то тоже был поселок или ремонтная зона (на карте Унжлага обозначен квадратиком с острым треугольником внутри, рядом с надписью Белый Лух – на спутник карте это место просматривается и сейчас).

Выводы

Так что, в отличии от состояния дорог от п. Красный Луч до Главного Уса в 2016 году, в настоящее время по ним гарантировано можно проехать на высокопроходимом транспорте.

Проехать можно и дальше, по Главному Усу до самого Белого Луха учитывая лишь то, что этот участок дороги длиной ок. шести километров не обустраивался, и слишком тяжелая машина может завязнуть в имеющихся там болотистых местах (где дорога идет не по самому полотну бывшей узкоколейки) или застрять в промоинах которые могут быть в самом полотне бывшей узкоколейки (крупные ручьи этот участок дороги не пересекают).

Уверен Газ 66 или легкие Уазы, трактора или квадроциклы на широкой резине смогут проехать и там - имеющиеся следы тому доказательство.

Ну а для любителей пеших прогулок с нетяжелыми байдарками за плечами преодолеть эти 27-28 километров до Белого Луха, в зависимости от времени приезда в п. Красный Луч с одной или двумя промежуточными ночевками вполне реально.

При условии забросок из Н. Новгорода через Костромской город Макарий, паромом или катером через реку Унжу и далее через Тимошино разными транспортами - что может составить 430-450 км. по местами сильно убитым дорогам + пеший переход ок. 14 км. от р. Поеж до места пересечения Главного Уса с рекой Белый Лух - заброска в 230 км от Нижнего Новгорода до п. Красная Звезда, по хорошим дорогам и пеший переход даже в самом худшем случае 27 км. - вполне конкурентен.

К тому же, сейчас возможность проехать эти 27-28 км. есть либо полностью (до самого пересечения Главного Уса с Белым Лухом), ну а до разъезда 93 километр (до Главного Уса), до которого сейчас проложена подремонтированная лесовозная дорога и от которого до старта останется всего ок. 6 км. (точка № 17) эта возможность проезда есть еще выше.

===========

В заключении хочу еще привести, в честь памяти тысячам пострадавшим в этих краях узникам Унжлага, фотографию выцветшей таблички установленной в 2010 г. и сфотографированной нами в 2016 году у одного из лагерей Унжлага - на ней было когда-то написано:

= = =

ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ УНЖЛАГА

Там ходят люди с номерами на спинах,
И тяжкое влачат ярмо неволи,
Клянут судьбу стеная и скорбя,
И содрогаясь от стыда и боли.

= = = =

18.06.2020 г.

Источник : "http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5800567/" rel="nofollow"