Автор - Дмитрий Трунин
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Испания
Год путешествия: 2002
0 1915 0
Во время похода я вел записи в своем блокноте, которые приводятся ниже без изменений, с сохранением стиля, всех ошибок и купюр. Надо отметить, что большую часть этих записей я делал в конце дня, перед сном, при плохом освещении и со слипающимися веками. Порой эти обстоятельства искажали мою мысль до неузнаваемости, но я, не в силах справиться с пером, все равно ее записывал. К тому же я даже не старался не делать стилистических ошибок и вообще не следил за формой изложения, лишь бы факты были изложены верно.

08/07/02
16:00 Вышли из Cauterets. Легкий дождь, в небе просветы.
16:45 Первый привал.
17:03 Обзорная площадка над Pont des Benouets.
17:40 Привал на большой поляне около речки.
18:00 Выход с привала.
18:15 La Fruitiere
18:40 Мост.
18:45 Привал, все засрано коровами, меня кто-то укусил, а Лена смазывает меня алоэ, и этот рюкзак!!!
23:20 Сейчас я лежу в спальнике в палатке, Лена уже спит, тускло светит свечка, и я сейчас попытаюсь восстановить ход сегодняшних событий.
Встали рано-рано, в жуткой спешке освободили казеру (вчера я еще до трех ночи паковал вещи - у! Капитан, скотина!). В семь утра в Масси сели в поезд, было тепло, ясно, светило солнце. В районе Бордо появились тучки, а еще немного погодя началась гроза - все, как было обещано синоптиками. Вот только дождь в Лурде они не предсказывали.
Часик погуляв по Лурду, мы сели в автобус под проливным дождем. Очень хотелось домой. С завистью смотрел на нескончаемый поток встречных машин, чьи владельцы решили покинуть горы в такую непогоду.
Мы ехали навстречу дождю, который то утихал, то принимался с новой силой. На душе было мокро и беспросветно.
Приехали в Котере в 15:20. Ливень. Сидим в здании автовокзала и прокручиваем варианты: вернуться, отель, ждать. С нами приехали человек пять таких же туристов. Вот парочка надела накидки и бравым шагом покинула вокзал. Дождь, кажется, притих. В конце концов мы решились, надели наши "непромокаемые" куртки, рюкзаки и пошли куда-то в какое-то марево, в облака, в которых ничего не было видно…
Погода как-будто стала налаживаться, дождь прекратился, появились просветы. Мы шли, делая привалы каждый час. Я возненавидел свой рюкзак, тяжелый все-таки! (35 кг на выходе - добавлено позже)
Было непонятно, улучшается ли погода или ухудшается: по небу ползли облака, то посветлее, то потемнее, то накрапывал дождь. Все же мы стали глядеть вперед с оптимизмом, несмотря на то, что позади гремели молнии.
До Лак д'Эстом оставалось около километра, было уже полвосьмого, когда я увидел на берегу речки, под дорожкой, удобную полянку для стоянки. Только мы туда спустились, как полило. Сегодня так еще не лило. Мы забились под еловый куст, но и там дождь достал через пару минут - я почувствовал, что промокаю насквозь.
В сердце угасла всякая надежда, казалось, что всё - поход испорчен окончательно и бесповоротно (эх! я еще не знал, что за сюрприз меня ждет за ужином). Еще через пару минут мы решили - будь, что будет, но мы ставим палатку. Минут через пятнадцать мы уже перебирали вещи внутри. Не осталось почти ничего сухого! Ничего! Хуже некуда… А снаружи все поливало.
Кое-как раздевшись, переодевшись, стали варить ужин. Внутри палатки. И пожалуйста - кастрюлю супа опрокинули на спальник! Полный звиздец! Гребаная горелка! В тот момент я проклял идею идти в горы.
И что самое главное - я понял, что не готов я был к этому походу. Вещи упаковали кое-как, чехлов для рюкзаков нет, накидок от дождя нет. Ничего нет! Зато есть ледоруб… Круто! Очень полезная вещь, если добраться до снежного склона. Крутой альпинист Дима покажет всем пиренейским медведям, что такое русский турист с ледорубом в лесу! (Писал, как в воду глядел (позднее примечание)) Лучше бы зонтик взял, блин!!!
Короче, кое-как убрав курино-вермишелевый свинарник, мы перенесли кухню в тамбур и поужинали.
Неплохо поужинали, кстати.
И сразу легли спать. Я еще вышел погулять на минутку, страху натерпелся - темно, ничего не видно, горы, река ревет. Хорошо, хоть дождь кончился.
Завтра будем идти дальше, только если будет ясно и солнечно, а то второго такого мокрого отстоя я не перенесу, да и Лена тоже. А если посудить здраво - надо возвращаться по-любому. В горы так не ходят.

09/07/02
12:55 Выходим. Подъем в 10:00, после продолжительных сборов выходим в 13:00. Погода хорошая, светит солнце. Обсохли, отмылись от супа.
13:40 Привал после первой ступени подъема на Лак д'Эстом. Разгрузили Лену.
13:50 Выход.
14:05 Лак д'Эстом. Привал.
14:25 Выход.
15:15 Развилка на col des Gentianes. Привал.
15:25 Выход. Нас настигло облако.
16:50 - 17:50 Обед у Lac de Labas
К 19:45 дошли до Lac Glace
За это время мы два раза отдыхали по десять минут. Один раз сбились с пути, когда, миновав Lac Couy, прошли 300 метров к озеру на Ю-З, вместо озера на Ю-В, из-за ошибки руководителя. Правильный путь - утоптаная, размеченая тропа. Один раз Лена пала духом, но целования вернули ее в нормальное состояние.
Несколько раз приходилось карабкаться по скальным склонам, особенно в ущелье на входе к Lac Glace.
В 19:45 решили ночевать на оборудованных площадках над северным берегом Lac Glace.
К 20:40 установили лагерь.
В 21:30 начали готовить.

10/07/02
23:40
Уже более суток я не делал никаких записей. Вчера вечером я был слишком уставшим и лег спать, забыв про все. А сегодня утром я случайно упаковал блокнот и ручку во внутреннем кармане палатки, и поэтому в течение всего дня был лишен возможности записывать. Постараюсь наверстать упущенное.
Итак, поздний вечер, уже ночь, я лежу в уютной палатке, сытый, довольный прошедшим днем. Снаружи дует ветер, отдельные его порывы очень сильны и порой палатка ходит ходуном. Но погода хорошая, в небе звезды, яркие и красивые как никогда. Метров на двести ниже палатки лежит белое облако, покрывшее всю долину.
Мы находимся в 50 метрах ниже перевала col de la Bernatoire, в 200 метрах от испанской границы. Что это значит? Это значит, что план на сегодняшний день выполнен, или даже перевыполнен, если учесть, что сегодня утром мы стартовали от Lac Glace, а не от Barrage d'Ossoue, как было запланировано. Как нам это удалось? Сам не знаю, как, но мы это сделали!
После бурной ночи на Lac Glace утро было восхитительным! Солнце, синее небо, горы, озеро. Красота неописуемая, хотя и холодновато. Проснулись в 8:30, будильника (на 8:00) я не слышал. Вылезли из палатки и сразу увидели спускающихся мужчину и мальчика. Они ночевали на Lac des Gentianes (еще выше, чем мы) и тоже пережили страшную ночную грозу.
Хорошая погода так радовала душу, что казалось, любое препятствие нам по плечу, что с легкостью мы дойдем хоть до самой Breche de Roland. Эх! Куда потом исчезла эта легкость?…
Вышли в 11:20 и через час достигли перевала col des Gentianes (2729m). Во время подъема много плутали в поисках прохода между скалами, озерами и снежниками. В целом, подъем несложный.
С перевала нам открылся сногсшибательный вид на вершину, название которой надо уточнить (Vignemale, 3298m. добавлено позже). Серый гигант, уходящий в облака, с ледниками, водопадами и завораживающим взгляд юго-восточным гребнем. Я тогда подумал, что когда буду альпинистом, обязательно надо будет взойти на эту гору. Один раз с севера, через ледник, и один раз по гребню. Мечты, мечты… (В интернете нашел детальные описания маршрута подъема на вершину через ледник от Barrage d'Ossoue. Восхождение планируется осуществить в конце сентября 2002. (позднее примечание))
Когда мы с Леной обсуждали маршрут, я обещал один час спуска с перевала до плотины (Barrage d'Ossoue). Надо признаться, я специально привирал, чтобы ободрить Лену, но я и не предполагал, что я приврал в 4 раза!!
Долгий и техничный спуск, казалось, никогда не кончится. Сначала мы путались в кулуарах и отрогах непосредственно под перевалом. Очень крутые осыпные склоны. (Кстати, у Lac des Gentianes я видел одну площадку для палатки, а ниже, на слиянии ручьев под южным хребтом Pic de Labas - еще три. Надо отметить, что лучшее место в смысле качества площадки - у Lac Glace, хотя у Lac des Gentianes вода ближе.) Далее спуск проходил по расщелине между Pic de Labas и вершиной 2557. Склоны крутые и обойти расщелину нельзя. Пришлось попрактиковаться в скалолазании и пролезть по скале прямо над ручьем. Нужно было сделать всего пару шагов, не очень сложных, но и неочевидных, с риском упасть на камни в воду.
Крутой спуск, местами с элементами эскалада продолжался, пока мы не вышли на тропу, спускающуюся от Refuge Radio. К этому моменту мы спустились уже на четыреста метров. Повсюду снуют снурки, но не подпускают близко к себе. Видели оленя на вершине 2498. Он стоял на гребне и смотрел на окружающие долины.
Далее по тропе спускались до плотины. Очень долгий спуск. Я смотрел вниз, смотрел вверх и все никак не мог поверить, что мы так высоко забрались, что так низко спускаемся. Тропа идет по правому склону долины, справа стена, слева обрыв, ручьи, водопады. Всего так много, что просто уже не можешь уже даже ничего удивляться. (Да, устал я тогда… J. позднее примечание) Видели высокий и мощный водопад.

11/07/02
13:35
Продолжаю свой рассказ, который вчера не успел закончить, потому что заснул. Лучше бы я дописал все вчера - сегодня у меня уже не хватит духа все изобразить в тех светлых тонах, в которых мне все виделось вчера. Сейчас уже атмосфера не та.
Во-первых, у меня обгорел нос, и мне больно морщиться, когда я смотрю на то, что во-вторых. А во-вторых, снаружи творится полный отстой: мы находимся в облаке, мокром, противном, холодном, дует сильный ветер, ничего не видно. Не хочется никуда идти, а оставаться на месте тоже противно, потому что ничего кроме горячего чая в палатке нет, да и то скоро кончится, осталась только одна фляга воды, а ходить за водой тоже не хочется, потому что далеко, холодно и неудобно. И посуду мыть тоже нет никакого желания. Уже два часа дня, а у нас еще конь не валялся.
Ладно, надо дописать вчерашнее… На чем я там остановился? Ах, водопад… Да, был там один, большой и, типа, красивый. Мы прошли его по правому склону, а на противоположной стороне водопадом любовались юные натуралисты, разорители сурочьих нор. Ниже (или выше) мы видели поляну с сурками, двое дрались, а еще четверо или пятеро ползали вокруг. Так мы спускались долго.
Стоит отметить один снежник, преградивший нам дорогу. (Pont de neige, обозначен на карте. (позднее примечание)) Спуск на него был опасен, но мы его преодолели.
К пяти часам спустились к озеру и пообедали на страшном ветродуе среди камней. Спуск отнял у нас много сил, и мы стали сомневаться в осуществимости нашего плана - col de la Bernatoire, но после обеда мы довольно резво и неожиданно рванули вперед и "добежали" до перевала за два с половиной часа. Как потом выяснилось, отчаянье заставило Лену мобилизировать все свои силы и дойти до перевала ни разу даже толком не пискнув.
Погода была неплохая, заходящее солнце освещало вершины. Мы полюбовались Испанией, озером и констатировали факт, что стоянка на берегу озера невозможна из-за крутых берегов.
Уставшие и изможденные, мы спустились метров на пятьдесят во Францию и поставили палатку на травяной площадке среди коровьих лепешек (и сюда они добрались!). После ужина меня переполнил оптимизм, я уже строил планы на следующий день, любовался звездами… А проснулся в таком отстое, блин!
Пока я это все писал, погода немного улучшилась, облака поднялись и стало видно долину. Сразу откуда-то появились туристы. Они приходят снизу, останавливаются неподалеку от нас и обсуждают нашу палатку. Я выглянул и помахал одной парочке рукой. На самом деле пора собираться и уходить, чем я сейчас и займусь.
Вышли в 16:30
17:15 встаем на обед.
18:30 пообедали, пошли дальше.
20:00 разбили лагерь в Vallee de Sausse dessus.
23:10 Лена хочет, чтобы я что-нибудь написал, а мне уже и лень…

Содержательная часть похода кончилась, остались одни ахи да охи…
По моему тону можно уже догадаться, что больше никаких гадостей с нами не случилось, погода хуже не стала (да куда уж хуже!), а наоборот, на небе ни облачка, темное небо и звезды, тишь и благодать. Погода начала улучшаться, как только мы стали собираться. Сначала появилась видимость, затем, когда все вещи были собраны, и мы отправились за перевал посмотреть на Испанию, в небе стали видны просветы. Когда мы начали спускаться, стал стихать ветер. Когда мы вышли из долины… уже во всю светило солнце.

Так погода улучшалась по мере нашего спуска. И вот теперь, когда мы почти закончили поход, погода наконец оправдала наши ожидания, но уже поздно… Мы обиделись и завтра уезжаем в Биарриц.

А сейчас идем смотреть на звезды…

Пиренейские медведи или ночной кошмар №1
Эта глава не является частью дневника, написанной во время похода, но я бы ее добавил к нему для полноты картины. Только хроническая усталость и нехватка времени не дали мне записать ее на маршруте, но о событиях, изложенных в этом отрывке, я много и полезно думал каждый вечер, перед сном…
Наш маршрут проходил по территории национального парка Больших Пиреней. Зайдя в любой сувенирный магазинчик в окресных городках можно безошибочно определить основных представителей фауны этого заповедника: сурки и овцы. Действительно, их можно встретить в горах повсюду. Овцы свободно разгуливают по долинам без всяких пастухов, нередко поднимаясь до самых высоких перевалов (видел скелет овцы на высоте 2500), откармливаясь за лето, чтобы осенью вернуться к жилью. Овцы скорее доставляют неудобство путешественнику - ходят, гремят своими бубенчиками, гадят, а на крутом склоне могут и сбросить камень на голову. Лучше их обходить стороной. Из-за характерного звука, издаваемого овцами, мы их прозвали "кастрюлями". Сурки же, напротив, очень милые и безобидные зверки. Мало того, что они просто симпатяги (смотрели "День сурка"?), они еще и свистят. Встают на задние лапы, поджимают передние и протяжно свистят, всматриваясь вдаль. Ну очень милые зверьки! Бегают в траве, греются на камнях, сразу не убегают, но и не подпускают к себе ближе, чем на десять-пятнадцать метров. Иногда можно увидеть сразу несколько сурков - до десяти особей. При этом, они устраивают игрища - возятся или дерутся друг с другом. Единственное неудобство, которое могут принести эти существа, - норы, Если зазеваться, то можно и ногу сломать - нор огромное количество, особенно рядом с тропой. Встречаются до высоты 2300.
К чему это я так подробно о зверях разных говорю? А к тому, что Пиренеи знамениты еще и медведями, которых, почему-то, в качестве сувениров не продают. А по информации официального сайта Пиренейского заповедника, медведей там немало. Обитают они, конечно, только в долинах, в пределах границы леса, но поскольку часть нашего пути проходила именно в лесу, меня заинтересовало, а насколько вероятно встретить медведя? Оказалось, весьма вероятно.
Официальная статистика за лето 2001 года говорит о порядка десяти встречах туристов с медведями, одна из которых повлекла смерть медведя (серьезный турист был - с ружьем наготове), один раз пострадавший был госпитализирован. Тот же официальный сайт всячески предостерегает самодеятельных туристов и настоятельно не рекомендует вставать на ночлег в зоне леса, а рекомендует ночевать в приютах, которые, как правило, расположены в дне пути друг от друга. Я прочел эту рекомендацию, принял к сведению и забыл. А вспомнил о ней в конце первого дня, когда мы встали на ночлег в Vallee de Lutour в лесу, на берегу речки. Еще, помню, ставили палатку под дождем, и мне вдруг представилась картина, которую видел по телевизору: медведь в реке ловит рыбу…
В первый день мы не то чтобы очень устали, зато здорово вымокли под проливным дождем, к тому же ужин у нас был с неприятными сюрпризами… Короче, около полуночи я закончил писать свой дневник и стал засыпать. Тогда и началась та ночная драма, которую Лена к своему счастью проспала, и героем которой я стал, проявив исключительное мужество и волю к жизни J
Итак, я сомкнул глаза и заснул. Когда проснулся, подумал, что и не засыпал, но посмотрел на часы - прошел один час. Меня разбудили звуки. Я стал прислушиваться, но в течение минуты ничего подозрительного не происходило. Был слышен только рев реки. Я уже почти успокоился, как вдруг кто-то ткнулся в стенку палатки. Звук был такой, какой обычно бывает, когда ночью кто-то ходит по лагерю и спросонья не замечает оттяжек. Но кроме нас, никого рядом не было, и я сразу решил - медведь! Как только я это сообразил, меня охватил такой бесконтрольный ужас, что я еще минуту лежал, не шевелясь, и почти не дыша, и совершенно ни о чем не думая в ожидании своего конца.
Второй мощный удар по палатке вывел меня из оцепенения. Нужно было что-то делать. Медведь явно ходил вокруг палатки и бил лапой по стенке тамбура, пытаясь проникнуть внутрь. Его, наверное, привлек запах кастрюль с остатками ужина, банок из-под тушенки, или даже человеческое мясо его привлекло. Еще живое…
Я сел внутри палатки и стал судорожно шарить вокруг, пока не нашел ледоруб, который сразу положил рядом с собой. Если медведь нападет, можно будет проломить ему голову острым клювом ледоруба.
Еще я подумал, что его отпугнет огонь, и хотел уже полезть в тамбур за газовой горелкой, но медведь опять стал бить лапами по палатке и я замер в ожидании. "Все, - думал я, - настал мой конец. Если доживем до утра, уносить ноги подальше отсюда, в Париж, к голубям". Было слышно, как медведь то удалялся, то приближался, каждую минуту пытаясь пробить тент серией мощных ударов. Я сидел, скованый ужасом, перед моими глазами возникали жуткие картины, и я ждал, что вот-вот, в следующее мгновение меня съедят. Вернувшись из похода, я не обнаружил на своей голове седых волос - не знаю, как так могло получиться. Наверное, у меня меланина в голове много (не только опилок).
Словами не описать моего состояния! За всю свою жизнь я никогда ничего так не боялся, как в ту ночь.
Минут через двадцать медведь вдруг изчез - по крайней мере, никаких звуков снаружи больше не доносилось, но я продолжал сидеть, не шевелясь, еще около часа. Немного успокоившись, я подумал, что опасность миновала, и решил, что завтра же эвакуируемся отсюда. С такими мыслями я заснул около трех часов.
Медведь оказался каким-то дурным, ему почему-то не спалось, и через час, около четырех утра, он опять стал ломиться в палатку. Я мгновенно проснулся, вскочил и взял в руки ледоруб. Хотя я уже и привык к мысли о возможной опасности со стороны коренных обитателей леса, ужас мой от этого меньше не стал. К нему прибавилось отчаяние, мне казалось, что та кошмарная ночь никогда не кончится, что я так и буду сидеть всю свою оставшуюся короткую жизнь согнувшись в палатке в кромешной тьме, сжимая ледоруб, а медведь никогда уже не оставит меня в покое. Так прошло минут десять, за это время попытки зверя проникнуть в палатку несколько раз возобновлялись, но, к счастью, эти попытки ограничивались лишь ударами по стенкам. Видимо, косолапый не был знаком с устройством современных палаток и не мог открыть молнию. Я сидел в ступоре, ничего не соображая, и уже свыкшись с присутсвием незваного гостя. В какой-то момент мне уже стало на все наплевать, мне очень хотелось спать, и моя бедная голова, уставшая за минувший день и бессонную ночь, уже слабо реагировала на внешние раздражители. Удары стали слабее, медведь тоже, наверное, устал.
Было похоже, что он также как и я сел по другую сторону тента и лениво водит лапой по ткани. Звуки стали совсем странными, тихие и долгие, переходящие в ритмичные биения. Нет, что за фигня, так не бывает - это обкуреный какой-то медведь! Я подождал еще немного, ничего не менялось. Из тамбура продолжали доноситься частые мелкие удары, временами затихающие. Через пару минут я поборол свой страх и приоткрыл молнию в тамбур. Ничего не видно. Я замер на минуту… Все было по-прежнему. Шлеп-шлеп-шлеп… Я окончательно проснулся и потерял страх. Расстегнул молнию и высунулся в тамбур. Все сразу стало ясно! Боже мой! Я как дурак полночи глаз не мог сомкнуть, чуть не помер со страху, а, оказывается, никакого медведя-то и не было!
Все оказалось очень просто. Палатку мы ставили под проливным дождем, торопились, и впопыхах я слабо натянул одну из стенок тамбура. Когда мы засыпали, погода успокоилась и было тихо, только шумела в десяти шагах от палатки бурная река. Ночью поднялся ветер, и от сильных его порывов стенка тамбура стала хлопать, причем из-за специфики аэродинамики палатки хлопала она редко, но смачно, создавая иллюзию того, что кто-то ломится снаружи внутрь. При этом стенки палатки очень даже реалистично тряслись. Усталость, шум реки сделали свое дело, и когда посреди ночи я проснулся, я настолько туго соображал, что не мог определить истиную причину шума. Как мне сейчас вспоминается, все происходило как во сне, и действительная реальность смешалась с воображаемой, и только неимоверным усилием мысли я смог правильно оценить ситуацию после долгих часов ночного кошмара. В общем-то не подверженый такого рода глюкам, я долго потом удивлялся, как со мной такой могло произойти, но в конце-концов я заключил, что "и на старуху бывает проруха", и, наверное, наше воображение может сыграть с нами и не такую шутку.
Успокоившись, я наконец-то заснул, стал смотреть свои любимые сны, и так бы, наверное, и проспал бы до подъема, если бы Лена под утро не проснулась от тех же звуов и не растормошила меня. "Ой! Что это? Дима, что это?", - бредовыми голосом спрашивала она меня. "Это всего лишь ветер. Успокойся, спи,"- не размыкая глаз ответил я.