17 января 2013
Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть" (Москва)
Тип материала: Описание Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 1973
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I

Маршрут проходит по Тульской и Липецкой областям. Красивая Меча (длина 160 км) впадает в Дон справа в 30 км ниже Лебедяни. Река извилистая, с пологими, местами высокими каменистыми берегами. Леса мало, больше полей и лугов. Дно илистое, болот почти нет. Красивая Меча не судоходна.
Начало маршрута - в городе и станция Ефремов железнодорожной линии Москва - Елец. От станции до реки 400 м. Через 2 км начинаются живописные берега, с удобными подходами, но леса нет, только кустарник. Около деревни Заря порожек, проходимость которого зависит от уровня воды в реке. Очень красивые места ниже Маслово - по обоим берегам лес (хорошее место для дневки). Здесь же встретятся несколько перекатов.
В Вязово короткий обнос низкогабаритного моста; сразу за ним мелкий каменистый перекат, который при среднем уровне воды можно обойти по протоке слева, но проще обнести. Хороший лес в окрестностях села Шилово: здесь курорт и турбаза. На участке 2 несложных обноса (по левому берегу) плотин разрушенных мельниц. Ниже река описывает цепь замысловатых петель, по берегам небольшие рощи. В районе деревень Ступино и Хомяково обнос двух плотин и двух мостов. Затем спокойный участок реки; у Яблонево на правом берегу лесок.
После деревни Большой Верх короткие обносы двух низкогабаритных мостов и плотины. Ниже река становится шире и глубже; по берегам поля и луга. Еще два обноса плотин ГЭС и трех мостов - у Сергиевского и Троекурово. В 2 км за Троекурово, посредине реки, островок и плотина разрушенной мельницы (обнос 200 м по правому берегу, к поворот реки).
Здесь же заброшенный сад, удобное место для остановки. Дальше, до впадения реки в Дон, кроме песчаных мелей, препятствий нет.
Маршрут можно закончить в Лебедяни, поднявшись 30 км вверх по Дону, или спуститься вниз до села Донское, откуда доехать до Ельца или Липецка. О путешествии по Дону см. маршрут 168. Поскольку на отдельных участках плохо с дровами, желательно иметь с собой примус. Рыба ловится местами - ниже плотин и в устьях притоков.

Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева., 1973.

Сканирование и обработка текста: 2004.

По реке Красивой Мече и Дону (170)