Виды туризма

12 января 2013
Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт"
Тип материала: Описание Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 1973
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 600 0

Протяженность - 300 км. Число ходовых дней - 14. Сезонность - июнь -август. Категория сложности.- II

Маршрут проходит по востоку Ленинградской области от села Пашозеро до города Новая Ладога. Паша, вытекая на западном склоне Вепсовской возвышенности из Пашозера, впадает а Свирь слева в 9 км от ее устья. Длина Паши 247 км, ширина у истока около 10 м, а у села Пашский Перевоз 255 м. Русло большей частью песчаное, местами каменистое. От истока до деревни Николаевщина почти на всем протяжении встречаются перекаты, шиверы, небольшие порожки. Берега в основном высокие, поросли елью и сосной. Паша имеет разветвленную сеть притоков и служит главной сплавной магистралью Ленинградской области. Поэтому при разработке маршрута необходимо уточнить сроки сплава, подчистки берегов и возможность прохода через генеральную запань. Запрос посылать по адресу: Ленинградская область, село Пашский Перевоз, лесосплавная контора.
Подъезд к началу маршрута - от города и станции Тихвин железнодорожной пинии Ленинград- Череповец рейсовым автобусом или попутным автотранспортом (95 км) до села Пашозеро. Из юго-западной части Пашозера и вытекает Паша. При низком уровне воды маршрут можно начать из района села Шугозеро, которое находится на той же дороге (30 км ближе к Тихвину). Становиться на воду нижe впадения левого притока - реки Явосьмы, после которого Паша значительно полноводнее. В этом случае маршрут сократится до 250 км.
В верховье Паши берега высокие, населенные. Кругом леса. Ниже поселка Сарожа река образует ряд замысловатых изгибов со старицами и островами. Очень живописны высокие, красноватые, песчаные обрывы. После моста шоссе Тихвин - Лодейное Поле справа впадает крупный приток Капша.
Паша - извилистая река, часты перекаты, по берегам смешанный лес, богатый ягодами и грибами. На поворотах местами песчаные пляжи. Приняв правый приток - Сапу, Паша круто поворачивает на север. Привлекают внимание высокие песчаные обрывы правого береге в районе поселка Городок. На отрезке от села Прагаль до деревни Тумище - Тумищанские пороги. Это скорее каменистые перекаты, следующие один за другим с небольшими разрывами. В 3-4 км ниже спокойный плес, и за крутым поворотом у деревни Святое река заметно идет под уклон, образуя двухступенчатый сложный порог Святой длиной около 200 м. В селах Костьково и Ратилово имеются почта и магазины.
Дойдя до села Николаевщина, нужно уточнить, открыты ли запани в Рыбежно и Пашском Перевозе. При невозможности продолжать путь маршрут удобно закончить в Николаевщине и попутным автотранспортом или рейсовым автобусом доехать до железнодорожной станции Паша или города Новая Ладога, связанного автобусным сообщением с Ленинградом и Волховстроем.
Если же запани открыты, маршрут продолжается вниз по Паше еще 42 км. Однако после полного окончания сплава в ряде узких мест, у населенных пунктов, могут появиться дополнительные препятствия в виде наплавных мостиков. Ниже Николаевщины лес отходит далеко в сторону, берега повышаются, река становится шире. В русле обилие топляков. Отсутствие леса, однако, не вызывает трудностей с дровами, так как по берегам много остатков от сплава.
В селе Пашский Перевоз находится деревообрабатывающий завод; недалеко от села - железнодорожная станция Паша. От Пашского Перевоза на реке установлены знаки судоходной обстановки и идет оживленное движение буксиров, плотов и катеров. Этот участок Паши надо проходить за пределами обстановки или по краю фарватера.
Дойдя до Новоладожского канала, войти в него и через 9 км повернуть влево, в реку Куйворость. В 1 км за мостиком начинается Староладожский канал (Старосвирский). Канал узкий. Береговая кромка поросла тростником. В канале, а также в устьях несплавных притоков хорошо ловится рыба.
Новоладожский канал идет параллельно (местами в 15-20 м) Староладожскому, Если на первом существует интенсивное движение судов, то на втором лишь изредка встретится одиночная лодка. Канал идет лесным коридором, а за узкой полосой леса по левому берегу тянутся обширные клюквенные болота. На канале тихо (высокий берег закрывает от ветра), течения нет. В районе большого села Вороново берег Ладоги отстоит на 300 м. Потом канал заметно мелеет и заканчивается перемычкой длиной около 30 м. На части мелководья предстоит проводка судов, а у перемычки - обнос. Далее канал пересекает реку Сясь. Участок между Сясью и Волховом менее красив, но зато легко проходим. Левый берег канала крутой, голый, а правый - более пологий, поросший кустарником и отдельными деревьями.
Выйдя в Волхов, пересечь его и подняться вдоль левого берега вверх (1 км) до центра города. Здесь удобно разобрать суда, рядом автобусная станция.
В 1760 году в Новой Ладоге квартировал Суздальский полк, которым командовал А. В. Суворов. Сохранились казармы полка и дом офицерского собрания. В Великую Отечественную войну в городе размещался штаб Краснознаменной Ладожской флотилии. Можно съездить в Старую Ладогу, посмотреть крепость и Георгиевскую церковь XII века.

Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт", 1973.

Сканирование и обработка текста: Александр Нестеров (Рига), Фыва Цукен (Москва), 2004.

По реке Паше и Староладожским каналам (23)

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст