Роман Катаев
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Спелеотуризм Категория сложности: II
0 2089 0

Рассказ о поездке в одну из самых интересных пещер Южного Урала, пещеру имени 30-летия Победы (Киндерлинскую)

Автор: Роман Катаев

Источник: Туристский клуб "Уральские тропы"

Фотографии

Хочу сразу заметить, что мы не являемся спелеологами в "чистом виде", мы организованная группа туристов, в сферу интересов которых помимо гор, рек и других природных объектов также входят уникальные природные образования - пещеры.

И, безусловно, мысли о посещении пещеры Киндерлинской посещали нас достаточно давно. Но всегда находились причины не ехать туда и перенести планы на будущее. И длилось бы так, может быть, бесконечно долго, пока не настал решающий момент. В весеннем водном соло путешествии по реке Зилим один из руководов клуба побывал в пещере и во всех красках рассказал о ней. Тут-то лед тронулся, точка поставлена, даты определены. Было решено отправиться в Киндерлинскую на мартовские праздники, совместив путешествие с празднованием 8-го марта.

О Киндерлинской в цифрах: общая протяженность пещеры составляет 8130 м (из них 230 м под водой), амплитуда 215 м, площадь пола 39400 м2, объем 229900 м3, средняя ширина ходов 5,4 м, средняя высота ходов - 7,1 м. Для сравнения - площадь футбольного поля всего 7000 метров, а объем обычной двухкомнатной квартиры - 120-130 кубометров. Киндерлинская является одной из самых протяженных пещер Урала.

Дорога. Во всех найденных нами описаниях о месте расположения пещеры сообщается одно и то же: пещера им. 30-летия Победы находится в Гафурийском районе Республики Башкортостан, в 5-7 км. к востоку от деревни Таш-Асты. Кажется, достаточно подробно, но разобраться в районах Башкирии не так-то просто. Дело в том, что, конечно же, не существует районного центра города Гафури, потому как Гафури - это народный поэт Башкортостана, классик советской башкирской поэзии. Его именем и назван район. Найти на пестрой карте деревень одну небольшую Таш-Асты... Без комментариев. Деревня под камнем (именно так переводится ее название) - попробуй, найди. Ситуацию спасла река Зилим. На ее берегу была обнаружена нужная деревенька, и был составлен примерный (потому как о состоянии и даже иногда наличии дорог никто не мог ничего точно сказать) маршрут заброски на автобусе из Екатеринбурга.

Отправились вечером 5 марта в ночную дорогу на ГАЗели, а утром в условиях зимнего густого тумана и видимости на 100 метров искали нужные повороты в районе деревни Красный Зилим и Зилим-Караново. Примерный маршрут оказался вполне реальным для зимних условий и в десятом часу утра мы бодренько выгружались в деревне Имендяшево. Небольшой переход до санной тропы по руслу Зилима, завтрак на бутербродах и поиск лошади с санями для заброски рюкзаков к пещере. Все технично и быстро. Дожевывая бутерброды, грузим свои мешки на сани и быстрым прогулочным шагом следуем за ними, наслаждаясь скальными бастионами, сжимающими реку Зилим.

Пеше-лошадная заброска по санной тропе, бегущей по льду Зилима между участками открытой воды, проскочила незаметно. Ушла тропинка к пещере Октябрьской, а вот и наш приток - речка Киндерля.

В первый день мы планировали организовать лагерь и совершить небольшой выход в пещеру.

Когда я планировал поход и консультировался с Евгением Цурихиным в СГС, и он мне рекомендовал организовать ПБЛ (подземный базовый лагерь) и даже указал наиболее удобные места на огромной схеме пещеры. Взвесив все плюсы и минусы "пэбээла" мы решили пойти своим "проторенным" путем и взяли с собой зимний шатер и печку. Несмотря на то, что нас пугали полным отсутствием дров в окрестностях пещеры, мы надеялись организовать теплую ночевку в отапливаемом шатре. И не ошиблись. Трудности возникли лишь с большой относительно ровной площадкой на склоне (вставать у самой реки мы не хотели, слишком заметным стал бы наш лагерь с санной тропы). Участников группы явно утомила долгая заброска и все с нетерпением ждали собственно посещения пещеры. Наверное, поэтому работа кипела: кто-то валил сухие деревья, кт-то таскал напиленные бревна, кто-то ставил шатер, костер, дрова, обед. Все это приближало нас к Победе.

И, наконец, выход. С собой мы вязли питание (индивидуальные шоколадки, чай, воду), специальное снаряжение (страховочные системы, спусковые устройства, зажимы для организации подъема, две 50-ти метровые веревки, оттяжки, карабины), индивидуальное и фото освещение. Вышли тремя группами по 5-6 человек с достаточным для сохранения целостности этих групп временным интервалом. Небольшой подъем по склону к привходовой части, прыжки через кучи мусора, оставленные "ценителями" природы, спуск по снежно-ледовому склону и вот мы в пещере. Даже ее вход поражает своими размерами. По ощущениям в него сможет заехать любой грузовик и притом не один.

Проходим через небольшую дверцу металлических ворот-ограждения. Очевидно, она когда-то закрывалась, сохраняя естественность природных ландшафтов подземного царства от паломничества огромного количества путешественников. Сейчас же доступ открыт всем. И тем, кто готов действовать в рамках неписанных правил, и тем, кто живет вне этих правил. Остались лишь естественные преграды в виде колодцев, уступов и хитрых извилистых ходов с множеством разветвлений "в никуда".

Небольшая ровная площадка с зияющим в углу и уходящем вертикально вниз ледяным ходом. Это так называемый "Ледовый колодец", уводящий в зал под ледником. В него мы обязательно спустимся, но только на третий день. Сейчас же любуемся ледяными сталагмитами, растущими вокруг этого хода.

Дальнейший путь по спускающемуся вниз леднику. Его поверхность отполирована ногами спелеологов, и чтобы не упасть приходится идти вдоль правой стены, цепляясь за арматуру и непонятного происхождения канат. Уже на обратном пути вечером этого дня глаза, привыкшие к темноте подземелий, обнаружили на этом участке вырубленные во льду ступени.

Ледник закончился, а уклон сменился горизонтальной галереей. Буквально через несколько метров знаменитый сталагмит "Снежная королева". Когда то он достигал высоты семи метров. А сейчас от королевы осталось чуть меньше двух метров основания прозрачного льда. Недалеко от королевы - кальцитовый (первый настоящий) сталагмит Пагода, взметнувшийся на три метра ввысь. Он действительно чем-то напоминает непальские многоэтажные храмы-пагоды.

Шаг за шагом мы подошли к первым небольшим уступам. На одном предусмотрительно оставлена веревка с узлами, на другом лесенка и веревка. После уступов первый шкурник "Пылесос". Короткий и несложный. Для непосвященных: шкурник или шкуродер - это узкий ход, "калибрующий" прошедших и не прошедших людей по полноте фигуры. Протискиваемся, помогая друг другу с небольшими рюкзачками, и, почти сразу, попадаем в зал "Бороды" (или "Люстровый"). Он назван так за огромные и причудливые кальцитовые образования, свисающие с потолка зала. Одно из таких образований напоминает бороду какого-то сказочного персонажа.

В зале горят огни, стоят палатки, кипит подземная жизнь. Это одно из первых удобных мест для подземного базового лагеря. Размеры зала позволят разместить, наверное, 30-40 человек, но стоять придется на "дороге" в пещеру со всеми вытекающими отсюда последствиями. Несколько обитателей лагеря спелеологов берут бутылки и уходят дальше вглубь пещеры за водой. Мы устремляемся за ними. Ближайшая вода за первым колодцем и нам по пути.

Первый спуск в колодец проходил долго (хотя и спускались по двум веревкам), сказывалось отсутствие или недостаточный опыт у некоторых участников. Поставлены ответственные за спуск оставшейся группы и наша пятерка, не дожидаясь окончания процесса, выдвинулась дальше для разведки нашего дальнейшего пути. Проходя по основному ходу, отмечали для себя положение залов и основных ответвлений. В некоторые из них мы планировали зайти на обратном пути, в некоторые просто ради интереса. Для определения своего местоположения на огромной схеме пещеры очень помогал компас и ключевые участки (повороты, залы) пещеры. Так был обнаружен "Обвальный зал", балконы над основным ходом, с которых можно уйти в другие части Киндерлинской, по характерной высоте идентифицирован "Низкий ход" (его еще часто называют "Тараканьи бега", и действительно подобие прослеживается), по конфигурации входа зал "Мышеловка". В последнем за поисками хода в пятую часть пещеры мы встретили очередную группу. Они нам указали этот "ход в стену", о котором в последнем разговоре поведал мне Евгений Цурихин, а также показали, как попасть в "Хлеборезку".

Дальнейший путь до "Диспетчерской" мы шли уже почти всем составом. В "Мышеловке" нас догнали две наши микро-группы, опасавшиеся уйти "куда-то не туда". На спуске к Диспетчерской на правой стенке хода Алексей обнаружил "пещерные цветы" - оригинальные формообразования прозрачных и полупрозрачных кристаллов, чем-то напоминающие настоящие цветы. Уже позже мы выяснили, что это гипс.

В Диспетчерской система ходов разбегается в разные стороны. На север уходит ход Паршивчик, в котором по нашей информации идут перспективные раскопки на предмет поиска новых ходов и залов пещеры, на восток ход к Галерее Атлантов. Нам туда.

Через несколько метров стены хода взметнулись вверх, образовав поражающий своими размерами коридор-галерею с гладкими отвесными стенами. Воистину Галерея Атлантов - мир гигантских людей. Многократное эхо отзвуками уходит вглубь пещеры по грандиозному коридору. Делаем групповое фото и собираемся дальше.

Покидая обитель Атлантов нам пришлось забираться на глиняно-кальцитовые плотины-гуры. Наиболее высокая была предусмотрительно снабжена нашими предшественниками веревкой с петлями. Этакая лестница. Ход резко сменяется залом и перед нами открывается "Классический зал" во всем великолепии огромных и разнообразных кальцитовых образований. Их сравнивают с гребнем дракона, с огромными зонтами, даже с внутренностями огурца. Лично мне это представилось гигантскими грибами, выросшими на стенах.

Высота зала впечатляет, света мощных фонарей "а-ля фара" едва хватает, чтобы увидеть своды грандиозного сооружения. Сам по себе зал достаточно опасный - в нем случаются обвалы, весь пол Классики завален их последствиями. В центре огромного зала не менее большой бугор, залитый кальцитом. Ходим, смотрим, снимаем….

"Пещерная программа" дня выполнена, пора по домам. На обратном пути в лагерь устроили небольшой перекус в "Галерее Атлантов" дожевав остатки еды с заброски и попив чаю. Из Диспетчерской попытались подняться в ход "Цветочная галерея". Не получилось: с собой не было никаких инструментов, а крутой узкий подъем был полностью покрыт гладкой и кажется скользкой глиной. В случае срыва лететь пришлось бы далеко. Оставили этот ход на будущее.

Напоследок зашли в Обвальный зал, где стоял небольшой подземный лагерь, кажется на шесть человек - удобная площадка с каменным столом в самом углу зала. Обитатели лагеря указали нам ход в зал Пепси и прокомментировали ощущения после преодоления очень длинного и особенно узкого шкурника на пути к одному из самых красивых залов Победы. К счастью (а, может, и нет) в наших основных планах не значился этот зал, на него банально не хватало времени. Известие о том, что мы не будем час ползти по безумно узкому ходу, а пойдем ночевать в теплую и уютную палатку, было с радостью воспринято большинством участников нашей группы.

Подъем на 12-метровый уступ первого колодца не был быстрым, сказывался не достаточный опыт и физическая подготовка некоторых участников. Кому-то приходилось помогать, кто-то пошел несложным лазаньем по крутому кулуару с последующим траверсом. Остальная часть пещеры прошла незаметно. И лишь резкое снижение температуры известило о выходе на поверхность.

Простые работы по лагерю, приготовление еды и сон.

День второй или основной. В наших планах на этот день было посещение 5-ой части пещеры: хода Метро (Сказочного) и Ручейного, спуска Дураков, залов Октябрьского, Маяковского, Каминного, Шоколадного, Ручейного. Для тех, кому "не хватит" мы заготовили в программе посещение на обратной дороге Погребов и Бриллиантового хода.

Подъем дежурных в 7-00. Утренняя каша, сборы и в пещеру. На этот раз с собой мы дополнительно прихватили сапоги болотники (или их замену), примус и котелок, термоса с едой.

Пробегая уже известный путь, быстро прошли все уступы, спустились в 12-метровый колодец и добежали до "Мышеловки", откуда и идет ход в 5-ую часть пещеры. О ходе отдельно. По информации Евгения Цурихина нужно было искать окно размерами метр на метр на высоте примерно четырех-пяти метров от уровня пола на западной стене основного хода. Это и будет ходом в пятую часть. Попасть же в это окно можно "войдя в стену" и поднявшись по камню. Окно мы нашли сразу в предыдущий выход, а "вход в стену" любезно показала группа спелеологов, удачно оказавшаяся в этот момент в "Мышеловке". Думаю, что смоги бы найти и сами, но его поиски были запланированы на другом этапе нашего пещерного путешествия, а "знатоки" Победы сэкономили наше драгоценное время.

Залазим в низкий ход под "окном", встаем на камень-зуб и поднимаемся в пятую часть пещеры. Дальнейший путь - ход Метро. Потоки воды подземной реки когда-то превратили этот длинный и извилистый ход в подобие цивилизованной подземки. Отполированные стены и арочные своды Сказочного хода (это альтернативное название хода Метро) обрываются достаточно крутым "спуском Дурака" к Октябрьскому залу. Вешаем веревку и, придерживаясь за нее, спускаемся в неизвестность.

Октябрьский зал поражает своими размерами. Здесь впору устраивать парад - вместятся все и всё. И колонны шагающих в ногу с транспарантами и знаменами, и танки и даже небольшие самолеты в воздухе. Огромные камни разбросаны по всему Октябрьскому как постаменты для памятников возможного парада.

Говорят на Урале спрятано множество кладов. Золото Колчака, Ермака и Пугачева и еще много чего. Кто-то даже ищет их, но не могут найти. Хотя для меня это не удивительно. В одном Октябрьском зале Киндерлинской пещеры можно спрятать целый железнодорожный состав золотого резерва страны. И его здесь вряд ли кто отыщет. А тут цельный Урал с его бескрайними просторами тайги.

Вообще Октябрьский зал заставил меня задуматься о возможных городах пещерных людей. Настолько огромные объемы свободно могли бы вместить в себя население не маленького по нынешним временам города. Тем боле с первого взгляда сложно поверить в природное естество образования таких грандиозных подземных полостей, к тому же соединенных изощренной системой ходов и лабиринтов.

Так за этими мыслями и попытками просветить хоть часть объема колоссальных подземных сооружений добрались до Диспетчерской-2, в которой нам нужно было разгадать основную загадку нашего маршрута, найти ключ к дальнейшим ходам пещеры. Дело в том, что имеющаяся у нас схема не блистала детальностью этого участка Победы, описания были невнятны, а на месте мы увидели весьма круто уходящий вниз кулуар и отполированные балконы справа вверху над ним. Как и куда двигаться было не совсем очевидно.

В поисках дальнейшего пути Алексей отправился вниз, а я с помощью боевых товарищей, закинувших меня на уступ высотой 4 метра, преграждавший путь на балкон, наверх. Разведчики ушли в недра периодически переговариваясь, а в результате встретились в зале Маяковского. Система ходов соединилась, и мы нашли ключ к дальнейшему пути. Чтобы упростить участь остальных участников, было решено спускать группу по кулуару с постоянной взаимопомощью. И даже это было не простой задачей. А особенно настораживало возвращение. Но к счастью, на обратном пути нами был найден более простой путь в завале камней. Несложное лазание между огромными валунами выводило почти на самый верх, оставляя лишь несложный участок стенки.

Путь к залу Маяковского и здесь можно было пройти по-разному. Самое простое - по полу огромной расщелины-хода, сложней и интересней по разной ширины полкам, идущим вдоль правой (по ходу нашего движения) стены хода. Одну из таких полок спелеологи "окрестили" траверсом "Смерть тёткам". Она шла на одном уровне, но над полкой на уровне груди стена постепенно отклонялась, наваливаясь на идущего. Пышногрудым дамам здесь придется туго. Двое из всей нашей группы отважились на "Смерть тёткам". Их мужское начало и отсутствие характерных анатомических особенностей "тёток" позволили благополучно преодолеть этот участок. Но, конечно же, не без адреналина в крови. Встречая и страхуя в конце траверса, я видел борьбу с собой в их глазах.

Идем дальше. Элементы свободного лазанья между огромными валунами воспринимаются участниками уже совершенно спокойно и как само собой разумеющееся явление. Находим ответвление (ход, дыру в стене) в залы Каминный и Озер. Чтобы туда попасть приходиться пройти по ребру камня, лежащего поперек огромной глубины расщелины. Перехожу для разведки и кое-как втискиваюсь вместе с рюкзачком в этот ход. Алексей идет вторым и сразу вешает перила, которые помогут остальным без боязни перейти к нам.

После короткого шкурника попадаем в просторный ход, который и выводит в зал с каменной аркой, удобной площадкой для лагеря и чуть дальше кальцитовой скульптурой - "камином". се замирают от изумительной картины. Белой завистью завидую первооткрывателям пещеры, увидевшим ЭТО впервые. Кальцитовая полость с озером внутри по сей день красуется во всех фото галереях Киндерлинской пещеры. Длительные фотоэтюды в свете фонарей и свечей.

Война войной, а обед по расписанию. Оксана достает чудо-примус, набираем в озере воды. Троица Алексей, Игорь и Ирина спешат с примусом и котелочком воды занять места за каменным столом. Наверное, они пожалели, что поспешили, ведь им пришлось на несколько минут стать заложниками фотографов, устроивших художественную съемку возникшей картины подземной жизни. Вся группа работает осветителями, рисуя рельеф поземного царства на будущем снимке, а персонажи картины не шевелясь сидят вокруг примуса.

Фото готово и чай закипел. Обедаем теплой кашей из термосов и чаем с колбасой и хлебом.

Подоспевшая к нашему обеду группа из Стерлитамака предлагает показать водопад Плачущая дева. Охотно соглашаемся и, упаковав вещи, бежим вверх за "камин" по узким извилистым ходам к залу с многоуровневой системой разнообразных озер и высоким плачущим водопадом.

На обратном пути из Каминного идем другим путем - через лаз в стене. Расстаемся с группой из Стерлитамака - они идут в Подарочный ход, нам с ними не по пути.

Мы возвращаемся почти до "Маяковки" и поворачиваем налево в Столовый ход и к ходу, ведущему к озеру.

На пути очередной в нашей спелеожизни уступ. Высота не большая - метров шесть, но нужно весить веревку. Еще в городе Евгений Цюрихин говорил, что здесь все можно пройти без веревки: нужно просто перепрыгнуть на камень, торчащий сразу за уступом, преодолев пропасть длиною в 2 метра. А дальше спуск не представляет сложностей. Мои рвения к такому прыжку были прерваны группой, не желавшей терять руководителя в самый кульминационный момент. Пришлось как все - по веревке.

Озеро нашли без труда. А преодолели его двумя группами. Имеющихся высоких сапог и костюмов ОЗК было как раз на половину состава всех участников. Самый юный наш спутник преодолел путь на спине Алексея. Переход через озеро не сложный, но требует внимательности: местами встречаются подводные камни, а свод хода временами пытается прижать путников к глади воды. На выходе "не зарастающая" народная тропа в глине. Ступать рядом бесполезно - засосет.

Несложная водная преграда послужила естественным ограничителем посещения нескольких ходов и залов, отчасти сохранив великолепие Шоколадного зала и Ручейного хода.

Зал "Шоколадка". Когда то покинувшая этот участок пещеры вода оставила огромный слой глины, при высыхании которой сформировался уникальный рельеф, напомнивший первооткрывателям плитку шоколада огромных размеров. Здесь же посетители организовали очередной музей глиняных скульптур, наиболее интересный экспонат которого голова дьявола на входе.

К сожалению, часть природного великолепия "Шоколадки" утрачено. Попытки бессмысленных раскопок для определения мощности слоя глины и "безбашенные" гости пещеры, оставившие следы своих ботинок на глиняных плитках, внесли свой "посильный вклад" в уничтожение чуда природы.

Идем в Речейный. Грязная (да простят меня ортодоксальные спелеологи) тропа петляет по густой липкой глине с одного на другой берег небольшого ручья (название ходу дано неспроста). И даже сначала появилась мысль "что может быть прекрасного в этом глиняном коридоре". Но то ведь только мысль. Изюминка Ручейного не заставила себя ждать. Первые сталактиты, напоминающие тонкие длинные соломинки с искрящимися капельками воды на концах снопом расположились над очередной кучей глины. А дальше… Дальше теряется дар речи, и группа замерла, ахая и охая от визуального экстаза. Мириады тончайших трубочек-игл сталактитов украшают свод ручейного хода. В свете налобных фонарей кальцитовые "люстры" переливаются разными цветами. Описать представшую перед нами картину в полной мере невозможно - такое нужно видеть своими глазами.

Уже небольшой группой (кому не хватило) отправляемся в Ручейный зал на поиски подземных водопадов, каньонов и озер с сифонами. Остальные решили нас ждать в ходе Ручейном. Неприметный ход в зал с озерами и сифонами мы, к сожалению, не нашли. Видимо сказывалась накопленная усталость и ослабление внимания (не заметили небольшой ход в полу Ручейного зала). Но до каньона небольшого ручья (каньон конечно тоже небольшой... даже в масштабах огромной Киндерлинской пещеры) мы все же добрались и устроили фото сессию у изящных водопадов и каскада лужиц озер.

Программа выполнена, теперь обратный путь в лагерь. Ожидавшие нас участники ушли бродить озеро и лезть на 6-метровый уступ. Бежим по их следам, тащим самого юного на плече (кстати, чуть не искупали на обратном пути). Уступ-стенка, зал Маяковского, крутой кулуар словно кинопленку отматываем назад.

Накопленная за выход усталость давала о себе знать. Какие-то участки, конечно, мы проскакивали не заметно, а другие заставляли нас задуматься и действовать сообща. Так для собственной уверенности вешали веревочку над конусом глиняной воронки. Улетать туда не было никакого желания, а путь вдоль стены уже не вызывал уверенности. Захотелось перил и пришлось их вешать при подъеме на "спуске Дурака".

Дальше по уже знакомым "Метро", "Тараканьим Бегам" и другим галереям до первого колодца. Самого юного нашего участника здесь поднимали просто привязав к веревке и вытягивая сверху.

В первых залах и гротах пещеры ощутимо прибавилось народу. Уже была занята "Шкатулка", и даже перед ее входом стояла палатка. Грядущий праздник послужил катализатором активности туристов, нагрянувших сюда в огромных количествах.

Наш спелео день закончился в 12 часов ночи. Уставшие участники группы вышли "из недр" и покатились по снегу на попах к лагерю. Впереди нас ждал ужин и празднование уже начавшегося 8-го марта. По этому случаю мужское народонаселение изготовило фруктово-бисквитный торт и тепло поздравило женскую часть нашей дружной компании. Вечеро-ночь за душевными разговорами пробежала незаметно.

День третий. В этот день мы не планировали массовых выходов. После предыдущего насыщенного и даже несколько напряженного дня программа была сравнительно свободной, желающие даже могли утром отоспаться в палатке. Не насытившиеся пещерой разделились на две группы, одна из которых отправилась на посещение ледового колодца и зала "Летучий голландец", другая в систему ходов "Хлеборезка". Кто-то устроил фото сессию с ледяными сталагмитами и свечами. В завершение программы планировался обед и переход до деревни Таш-Асты.

Спуска в "Летучий голландец", названный так за сходство ледяного потолок грота с килем корабля, организовали по веревке, закрепленной на двух ледобурах. Лед, нужно сказать, достаточно прочный, ледобур вкручивается неохотно. Спуск в кошках по ледяной трубе в неизвестность добавил адреналину в кровь. И вот он зал "Летучий голландец". В свете фонарей ледник, нависающий сверху и изумляющий голубизной льда, разделяет зал на две части. В некоторых местах выходы огромных ледовых сосуль причудливых форм, а в ледяных стенках хода-колодца будто бы застыли пузырьки воздуха. Словно бурлящую воду заморозили в одно мгновение. В "Летучем голландце" холодно, ледник как агрегат огромного холодильника поддерживает здесь постоянно низкую температуру.

Длительная фотосессия, и замерзшие туристы пулей выскакивают по веревке на поверхность колодца.

Прогулка до хлеборезки не поставила "точку". Вместо нее появилась "запятая" в наших отношениях с подземным миром Киндерлинской пещеры. Путешественники обнаружили огромные залы и многочисленные ответвляющиеся ходы, которые манят своей загадочностью и обязательно будут пройдены нами.

Обед на свежем воздухе, быстрые сборы палатки и рюкзаков, выход. Башкир, обещавший нас встретить с лошадью и санями, не сдержал своего слова. Впрочем, это я ожидал, и группа вышла несколько раньше, чтобы успеть с грузом пройти обратный путь. Заснеженная тропа и сильные порывы сильного ветра провожали нас на ледяном русле Зилима. Вот и пешеходный мост и стоянка машин.

Обратная дорога прошли без приключений. Погрузка, магазин, спячка, сменяющаяся периодическим жеванием бутербродов, печенья и прочей снеди и раннее прибытие в Екатеринбург.

Эта поездка закончена. Но не закончена Победа. Туда мы обязательно вернемся.

Плюсы и минусы организации ПБЛ.

Безусловно, это все на наш субъективный взгляд, конечно же применительно к пещере Киндерлинская и с учетом наших планов посещения пещеры. Изменение любой составляющей может изменить баланс плюсов и минусов.

Итак, плюсы ПБЛ:

• ночевка в условиях постоянных положительных температур, нет необходимости отапливать палатку
  • отсутствие ветра и осадков
  • сокращение протяженности планируемых маршрутов за счет исключения необходимости прохода по привходовой части пещеры

Минусы ПБЛ:

• 100% влажность в пещере снижает температуру комфорта и налагает особые требования на личное и групповое снаряжение
  • необходимость организации туалета (в целях сохранения чистоты в пещере)

Вместо выводов

1. Для заброски в Имендяшево запаситесь хорошей картой, а лучше, еще и навигатором. Уточняйте перед выездом состояние дорог (зимой они бывают переметены снегом).

2. Зимой для заброски к пещере в деревне Таш-Асты можно нанять лошадь с санями. Стоимость может варьироваться от 200 рублей до 2 тысяч. Главное торгуйтесь, всем видом показывая, что если не согласится один, то вы найдете другого. Лошадей в деревне достаточно.

3. Надеяться, что за вами приедут на лошади для выброски людей или рюкзаков не стоит. Даже если вы дали предоплату может найтись масса причин. Основная, пожалуй, это пристрастие жителей к алкоголю. Принять очередной стакан зелья для них важней, чем заработать сколько-нибудь денег.

4. Спланируйте организацию лагеря.

Рядом с пещерой полно дров (в основном сухие дубы), но достаточно сложно с ровной площадкой. Огромное количество мусора рядом со входом в "недра" также не радуют взгляд. Воду можно брать из реки Зилим, на ней в любой мороз есть полыньи.

Если планируете подземный базовый лагерь (ПБЛ) продумайте приготовления пищи (вода, топливо) и организацию туалета. В своих выходах мы пользовались советами Евгения Цурихина, тем самым не увеличили общее количество продуктов жизнедеятельности человека в пещере (а их, нужно сказать, сейчас и так не мало).

5. Спланируйте свой маршрут в пещере и продумайте необходимое личное и групповое снаряжение (веревки, системы, железо). Оцените время прохождения, спланируйте питание. От этого будет зависеть успешность вашего выхода и возможность выполнить задуманное и увидеть желаемое.

6. В пещере часто бывают люди, особенно на выходные дни и праздники. Как правило, это спелеологи. Их ПБЛ можно увидеть, начиная с зала Бороды (хотя организуют их и раньше). Если вы что-то не можете найти (ход, зал и т.д.), то, возможно, вам смогут подсказать.

Фотографии

Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой Победа над собой