10 января 2013

Автор -
Алексей Борода (Москва)

4 августа
Дорога до станции Бологое и далее до станции Максатиха прошла успешно. Местная "кукушка" была очень приличной, но немного опоздала к месту выгрузки. Погода для сборов изумительная, да и до речки недалеко. Одна беда - это Лехина "косметичка". Чтобы загрузить на плечи этот рюкзак, надо как минимум три настоящих мужика.
На воду стали довольно быстро и в районе 16-ти часов достигли места, где Волчина впадает в Мологу. Здесь началось самое интересное. Рассчитывая погрести пару часиков, мы спокойно двинулись по реке.
Молога представляет собой типичную реку средней полосы России. По ширине она немного уже Угры, но течение более быстрое. Песчаные отмели перемежаются глубокими и черными омутами, в районе которых как по заказу поднимаются вверх песчаные пляжи. Вода очень чистая и довольно прохладная. Видно, как от весельных ударов в разные стороны разбегаются испуганные стаи мальков. Отдельно надо сказать о дне. Во-первых, это чудесный желтый песок без примеси всякой грязи, а во-вторых, оно поражает воображение ровными уступами, очень смахивающими на ступеньки, которые заботливо сотворила человеческая рука. Очень много мелководья и частенько приходится проводить байду, так как три здоровых дяди с кучей продуктов не способны стремительно штурмовать отмели.
Экипаж у нас состоит из капитана Андрюхи, матроса Алешки и Балласта Сашки. Так Андрей нежно прозвал Коржова. В обязанности Балласта входит периодическое выпрыгивание из байдарки на мелях, а дальше возможны варианты - толкание, фотографирование, бег рядом и т.д.
Сделав необходимые отступления, можно смело переходить к описанию первого дня. Так вот, самое интересное - два наших часика "спокойного хода" вылились в итоге в пять часов непрерывной "лопаты". Мечтая увидеть за каждым следующим поворотом чудную стоянку с высоким берегом и пляжем, мы лицезрели либо автомобиль (преимущественно отечественной марки) либо резиновую лодку с торчащими удочками, либо просто одинокие стаи рыщущих рыбаков. На закуску всего этого блюда полагалось небольшая, но очень "нужная" деревня. Создавалось впечатление, что вся Тверская область пожаловала в гости к своим деревенским родителям.
Сначала шутилось весело, но по мере очередного заповоротного разочарования шутки становились все более угрюмыми. Наконец, в районе 20-30 мы пристали к первой увиденной стоянке, даже не дождавшись, пока очередная деревня скроется за поворотом. Почти в темноте мы поставились, поужинали и разошлись по домам.

5 августа
На следующее утро мы споро собрались и двинулись дальше. Естественно, что после нашего отплытия стоянки пошли одна лучше другой, а местные жители как сквозь землю провалились.
Час ходу - и мы решили вознаградить себя за вчерашний стахановский день. За очередным поворотом - шикарная стоянка (Андрюха ее вспомнил), на которой собиралась к отплытию группа "ботаников". Мы успешно пришли им на смену и решили на следующий день сделать дневку. Полтора дня на хорошем месте - не так уж и плохо!
Поставив лагерь, мужчины с жадностью стали снаряжать рыболовные снасти. Атака на рыбу была массированной. Андрюха и Шурик бороздили Мологу на байдах вдоль и поперек. А все остальные предпочли хоть и не очень рациональный, но более веселый лов уклейки. Несмотря на все ожидания, рыба клюет здесь неохотно и даже не зарится на такие деликатесы, как кукуруза и горох, а уклейка хоть и клюет весело, но очень мелкая. К концу дня улов наш был небольшим: три небольших щуренка и десяток уклеек. Несмотря на это, все были рады первому улову и весело отметили первый спокойный ужин.

6 августа
В следующее утро Леха решил проверить - может быть, здешняя рыба предпочитает выходить на охоту утром? Оказалось, что различий абсолютно никаких. Плескалось сильно, ловилось плохо. Через два часа Леха отправился досыпать в палатку.
Ребята, видимо, оценив Лехин утренний героический поступок, разбудили его только тогда, когда им понадобилось сухое молоко. Несмотря на новизну крупы, с завтраком справились мы неплохо (в основном, интуитивно).
Сразу после завтрака зарядил дождь, сделав только небольшой перерыв на обед. В такую погоду занятие нашлось только одно (можно попытаться догадаться с трех раз), к тому же образовались неучтенные полбатона колбасы после первого дня. Но Леха в данной ситуации проявил пацифизм, за что и получил ответственное прозвище "индикатор" и обязанность отслеживать состояние других. Естественно в данной ситуации, разыгранная "пуля" показала неуместность совмещения употребления алкоголя с умственной деятельностью. Лехина победа была безоговорочной.
Дождик дождиком, а ужин готовить надо. Первым из палатки в абсолютно мокрое пространство вылез Леха. Вокруг была людская тишь, и только занудный дождь и свинцовое небо раньше времени приближали надвигающиеся сумерки. Все преферансисты спали беспробудным сном. Костер удалось развести только под тентом, но закипевшая вода - это еще не ужин, когда весь вечерний рацион находится у людей, пару часов назад "активно" игравших в распространенную игру. Раза с пятого (в смысле возможности добудиться) из палатки выполз сознательный Андрюха и с трудом отыскал причитающиеся на ужин продукты. Ему почему-то показалось, что встал он после второго призыва. В итоге ужин готовился под мощными лучами фонарей. Попытки накормить Шурика успехом не увенчались, и после продолжительного мычания было произнесено твердое "нет". Естественно, ни о каких, "а может по гречку" речи быть не могло. Дождь начал затухать и на следующее утро явил нам вполне приемлемую погоду для сборов.

7 августа
После рисовой кашки плылось довольно споро. По плану мы должны были, а точнее - нам хотелось, проскочить деревни Спас-Забережное и Никольское и остановиться на дневку. Но после продолжительного обеда с элементами рыбалки мечта эта превратилась в утопию. Когда на правом берегу открылась чудная стоянка с песчаным пляжем, все разговоры о дальнейшем продвижении стихли сами собой. В общем, день оказался совсем стандартным. Единственное, что нас насмешило, так это непонятно откуда взявшийся ныряльщик с трубкой и маской, чьи зеленые ласты и примерно такого же цвета семейные трусы возникли в камышах по ходу движения. Что можно было делать в месте, которое переходится в брод в таком снаряжении, до сих пор является для нас загадкой. После очередной неудачной рыбалки и мимолетных разговоров о прошлой жизни и профессиональной деятельности все мирно отправились спать.
Отдельно следует сказать о наших ожиданиях обилия грибов и рыбы. Конечно, как и все часто муссируемые надежды, они оказались тщетными. Рыбы здесь действительно много. Видно это невооруженным глазом, посмотрев через борт байдарки - ходят там по дну всякие - и большие, и маленькие, да и в рыбное время суток кто-то интенсивно гоняет малька. Но вся эта рыба просто и банально НЕ ЛОВИТСЯ!! Конечно, бывают не те приманки, скудные навыки и другие причины, но мы испробовали, фактически, все насадки и способы ловли. Видимо, в здешних местах природный процесс самодостаточен, а обилие рыбаков только забавляет предмет их охоты. Но народ у нас упорный и борется до конца.
Грибов, фактически, нет. Сегодня смоги едва набрать на жарку - немного сыроежек и лисичек. Но в этом вопросе от нас мало что зависит. Лето очень засушливое, и местные говорят, что грибов в этом году "не включат". Места, правда, очень грибные - это видно по характеру леса. Чего здесь в избытке, так это всякой живности: утки, цапли и другое безумное количество разных птиц, которые издают нехарактерные звуки. Надо быть настоящим ботаником, чтобы различать всех этих пернатых. Видимо, вместо удочек надо было брать ружье.

8 августа
Сегодня мы довольно быстро достигли Спас-Забережного. Все отправились в магазин и копать червей, Шурик сторожил вещи, а Леха усмотрел напротив деревни место, похожее на описанное одним рыбаком, правда, вместо горной реки, там оказался маленький перекатик. Видимо, мужик видел горные реки только на фотографиях. А тут еще Шурик откуда-то взял в этом описании скальное ущелье. Вот мы потом хохотали над этим "порогом". Ни голавля, ни хариуса там не оказалось, но хорошую плотву Леха на быстротоке поймал. За что был премирован бутылкой пива.
Перед Никольским мы пообедали и, пройдя деревню, стали искать место для дневки. Надо признать, что пока единственное радующее своей неожиданностью - это обилие классных мест для стоянок. Особенно это характерно для среднего течения реки. Большинство из стоянок расположено на высоких берегах, оборудовано столиками или обставлено бревнами и, как ни странно, на самих стоянках довольно чисто. Вот в таком месте мы и остановились. Река под нами рассечена островами и даже шумит небольшим перекатом.

9 августа
Поскольку был четверг, то в соответствии с древней русской традицией, мы решили рискнуть и устроить банный день. Пока семья Калмыковых ходила за грибами, три голых мужика пугали местных кузнечиков своим экстравагантным видом. Скорлупа нас еще не накрыла, правда, и бритых среди нас нет.
Весь день прошел в неистовой борьбе с рыбалкой. Правда, в восторге от нее был один Олежка, безудержно таскавший пескарей. Но его благие порывы быстро ликвидировали взрослые дяди - чистить эту "рыбу" можно только за очень большие деньги. В целом, титанические усилия на дневке не прошли даром. Меню праздничного ужина впечатляло. Картошка с грибами и тушенкой, а на десерт - жареная рыбка. Вечер удался.

10 августа
Обычный ходовой день. По большому счету, он ничем не запомнился, хотя троим мужикам в одной лодке никогда не бывает скучно. Встретился нам один мужичок, у которого дом в деревне прямо посредине маршрута, он на байдарке так и ходит с детьми и женой - поживет недельку в доме, и вперед. Вот он нам и рассказал, какая тут рыба и как ее ловить. Да и характер реки стал меняться. Она стала шире и глубже, появилось много островов. На одном из них - большом и красивом - мы и встали на очередную дневку. Андрюха узнал в нем место своей предыдущей стоянки. Мы вообще с удивительной точностью повторяли его маршрут трехлетней давности. Он, конечно, немного роптал, но тихо и про себя.

11 августа
Утро следующего дня началось достаточно символично. В пять часов утра Ксюша услышала звон колокольчиков, и Саша вытащил на донку небольшого леща. И после завтрака началась рыбья охота. Особенно преуспел Андрей Геннадьевич. На него напал щучий азарт. Он обходил остров кругами и просто неистово охотился. В итоге совместными усилиями к концу дня у нас было восемь щук (некоторые даже очень ничего), лещ и горка всякой мелочи. Ужин удался на славу. Единственная проблема острова - это отсутствие дров. Но мы вечером предыдущего дня предусмотрительно привезли с другого берега целое дерево, после чего плескались, как дети, на другой стороне острова, смывая с себя еловую кору. Так что место нам очень запомнилось, и жаль было покидать его.

12 августа
Но река звала вперед. Впереди нас ждал каскад деревень, где мы рассчитывали пополнить запас провианта. Самого нужного (хлеба), естественно, не оказалось, поэтому ограничились водкой и пивом.
У этого перехода появились и своеобразные детали. Погода стала меняться, как и характер реки. За день по нескольку раз может светить солнце, и тут же начинается дождь. В итоге, последний бросок на стоянку проходил под дождем под звуки революционных песен. Стоянка опять оказалась на редкость изумительной, в красивом сосновом бору. На ней Андрюха обнаружил следы своего друга Ящера, а потом истратил почти пленку на фотографирование заката. В общем, Карелия, да и только.

13 августа
Наутро Андрюха пошел чистить зубы и зачем-то прихватил с собой спиннинг. Короче, щетка ему не понадобилась. Утренний туалет привел к появлению на столе довольно хорошенькой щуки. После завтрака мужики ринулись на охоту, а семья Калмыковых отправилась в лес собирать грибы. Особенно усердным охотником оказался Шурик. На рыбалку он прихватил с собой топор. В итоге бедным рыбам в этот день была уготована жестокая участь. Сначала он бил бедную рыбу по голову обухом, чтобы она "уснула", потом чистил ее с остервенением, а в конце дня с криком: "О, рыбанька!" неистово начал разделывать ее на куски. Шуток по этому поводу было высказано достаточное количество.
К вечеру раскладка пошла прахом, т.к. кроме сыроежек появились первые благородные посланцы из известного трио "БПП". Суп из просто макаронного превратился в грибной, появилась жареная картошка и на закуску - "щука под фонарем". Так как запасы стратегического сырья были в деревне восстановлены, пир пошел на славу, правда, щучьи головы и обильное количество брусники, которая шла "на ура" в предыдущий вечер, остались невостребованными.

14 августа
Следующий день наконец-то одарил нас грибами, но в довольно своеобразном месте. Достигнув деревни Пестово (видимо, тверичи вкладывают в это слово что-то значительное) мы, по обыкновению, высадились на берег, чтобы в очередной раз разжиться хлебом, но в магазине был перерыв, и мы, оставив Шурика сторожить байды, отправились осматривать деревенскую достопримечательность - красивый (в момент постройки точно) деревянный храм. О церковных сооружениях нашего маршрута стоит сказать особенно. Несмотря на былое величие и красоту (об этом можно судить по сохранившимся внутри фрагментам фресок и еще не до конца разрушенному остову) все они производят гнетущее впечатление своей безжизненностью и разрухой. Ушедшее из храмов складское кощунство забрало с собой и последние напоминания о жизни этих зданий. Так и стоят они в прибрежных к Мологе деревнях мертвыми памятниками бестолковой эпохи. И только маленькие дорожки из камушка, выложенные к заботливо закрепленной под потолком иконе Богоматери дают надежду на то, что жизнь когда-нибудь вернется в эти стены и заголосит звоном маленького, но такого милого церковного хора. А пока… Да и откуда взяться здесь в Тверской глубинке приходу, если и людей то встретить - это большая удача. Грустно.
С такими мыслями бродили мы по сделанному твердой рукой умелого плотника бревенчатому храму, где только хлипкая лестница на колокольню выдавала нешуточный возраст ладного деревянного сооружения. С колокольни открывался просто сказочный вид на Мологу. Наши предки всегда умели выбирать место для храма. Поворот реки "натыкался" на широкий плес, который заканчивался уютной деревенской гаванью. А вдали замысловатые облака, упавшие на макушки сосен и озорные лучи солнца, спрятавшегося за очередной гуляющей тучей. В общем, лучше это увидеть.
Сделав необходимое лирическое отступление, вернемся к делам насущным. Обеденное время подошло к концу, а жизнь в сельском супермаркете так и не затеплилась. Решив, что плюс-минус полчаса не будут для нас критичными, мы решили навестить близлежащий овражек. Тем более, что Андрюха уже сделал задел, найдя крепкий боровичок. Место, правда, было не очень подходящее, рядом с кладбищем, и мы решили попытать счастья на другой стороне. И, о чудо, грибы "включили". Причем были только белые, различной конфигурации и размеров, все чистенькие и крепенькие. Нас охватил нешуточный азарт, и небольшая полянка была прочесана от и до. Результат - два десятка отличной лесной закуски. Удивленный нашими поисками местный абориген, пытавшийся склонить Шурика к товарно-денежным отношениям, хлопал глазами, видя шальных туристов, позирующих перед фотоаппаратами в компании собранных за полчаса боровиков. Он же поведал нам о смутной истории исчезновения продавщицы местного магазина, после чего мы решили, что без хлеба, но с грибами жить тоже неплохо. Добровольно-принудительным образом, заставив не поддавшегося на расставание с дежурной сотней сотрудника ИБГ "НИКойл" (в быту "Балласта"), уложить добытые дары леса в кан, мы двинулись в дальнейший путь. Так как в дальнейшем, кроме червивых маслят и сыроежек, грибов не попалось, был сделан однозначный вывод, что на Мологе грибы встречаются только в деревнях, а их как раз дальше особо не предвиделось.
После деревни небо опять начинает манипулировать своими "шашками". Теперь на сцене - черные фишки и, как следствие, мокрые туристы. Первое предполагаемое месте стоянки оказывается занятым трактористами - любителями доставать затонувшие корабли со дна Мологи. Да и само место не очень - рядом дорога. Вторая попытка более удачна, и мы - в чудном ельничке с мягкой почвой и следами Ящера на столе.
Щучья охота как-то не идет, да и видно, что основные охотники уже пресытились добычей. Только неугомонный Леха, впечатлившись рассказами того самого аборигена из Пестова о язях и лещах, решает бросить на зеленый ковер берегов Мологи последний рыбацкий козырь - пареный горох.
Строго по книжке, с использованием подручным обгорелых банок, на свет появляется лакомство с изысканным вкусом. Но здешняя рыба равнодушна к страданиям рыбаков из далекой столицы. Она признает только местные повадки рыбацкого сообщества. После этого интерес к рыбалке полностью угасает. И только молодое поколение в лице Олежки "трескает" на ужин заключительную уклеечную крышку от кана. Но взрослым и без рыбы довольно неплохо.

15 августа
Сборы следующего дня под аккомпанемент речного парада довольно навороченных моторных лодок, где суровые дяди в камуфляже осматривают прибрежное пространство. Туристы не являются предметом их пристального внимания. У них дела поважней…
На нашем пути есть еще одна деревня, но доподлинно известно, что магазина в ней нет. Встреченные на пути бедолаги довольно синего вида за одну сигарету "Пегаса" дают наводку на другую деревню, лежащую в двух км от реки. Наличие магазина гарантируется. После недолгих колебаний, мы останавливаемся у впадения в Мологу речушки, несущей в основной поток пласты красного грунта, который образует на Мологе опасные отмели. Встав на край такой отмели, можно легко очутиться в омуте, обрушив обманчивый берег. Семья Калмыковых и примкнувший к ним "Балласт" отправляются в деревню, а Андрюха с Лехой совершают судорожные попытки обзавестись дарами природы. Ну, дальше все известно… К тому же землю накрывает очередная скорлупа, и даже мужественный Андрей Геннадьевич, проплававший все дожди в заветной футболке, зайцем ретируется в прибрежные кусты. Но солнце уже тут как тут, и только что прошедший дождь кажется миражем.
На этот раз поход в магазин сверхудачен. Хлеб, водка с бюрократическим названием "Министерская" и блестящее янтарем пиво "Афанасий" у нас в байде. Небольшой пробочный салют и жизнь становится еще прекрасней.
Сегодня идти дальше нет смысла, иначе можно упереться в конечный пункт. Пристаем на правом берегу в сосновом бору, который почему-то плачет весь ранами поваленных деревьев. Жуткие следы бензопилы видны повсюду. Позже местный обходчик объяснил нам, что так развлекаются покупатели леса на своих участках. Конечно, мы не против частной собственности, но зачем дырки в деревьях выпиливать? В остальном, место для заключительной стоянки вполне подходящее. На другом берегу - отличный песчаный берег, и наш экипаж устремляется на помывку. В Москву каждый хочет приехать чистым. Но особенно усердствует Андрюха, в его руке немым укором туриста сверкает лезвие бритвы. Звонкий гомон голого пивного турья сопровождается возгласами порицания в сторону одной бритой морды. Шурик даже пытается запечатлеть эту жуткую сцену на фотопленке, но участь выкинутого Балласта останавливает его корреспондентский подвиг.
На уютном пляже нас сменяет семья Калмыковых, а мы, взбодрившись, отправляемся готовить заключительный ужин. Этот ужен хорош тем, что в его процессе доедается все, что возможно. Остальное - в костер. Переедание налицо. В костре - ненавистная коробка из-под продуктов, которая весь поход травмировала жизненно важные органы Шурика.

16 августа
На следующее утро все предельно собраны и отмобилизованы. Ранний подъем и своевременный выход задают тон движению. Через час с небольшим достигаем окраин Пестова. Дальше - утомительный час "лопаты" в окружении пейзажей промышленного соцреализма, два моста - и выгрузка. По времени укладываемся, правда Андрюха немного нервничает, как результат - довольно молчаливый "Балласт". Поиски машины труда не составляют. За час до отправления поезда билеты до Санково у нас на руках. Теперь можно сделать план привокзальному магазину. Последний ход особенно эффектен: ящик "Золотой Бочки" и круглые глаза продавщицы, принимающей нашу покупку за шутку заезжих гастролеров.
В вагоне весело и шумно. Дорога домой, как бы не был хорош поход, всегда приятна. Через час Калмыковы продолжают свой путь по тверской земле, но уже наземным путем, а мы под хлопки пивных пробок и рассказы местного урки Славика (кстати, знатока тутошних мест заключения) о местной жизни оказываемся на промежуточной станции. Купив билеты до Москвы, и поменяв место дислокации на более комфортные условия прицепных вагонов, оказываемся на финишной прямой. А дальше - только ехидный прищур бородатого мужика на бутылке "Афанасия" и крепкий здоровый сон. Кто сказал, что данная дорога тяжела и утомительная? Это неправда. Мы уже на Белорусском вокзале…