20 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: нет или не указано

Тур. клуб Московской Государственной Академии Тонкой Химической Технологии (МИТХТ)
им. М. В. Ломоносова.

Проводящая организация - Всероссийская спортивная школа пешеходной туристской подготовки базового уровня при Турклубе МИТХТ (г. Москва) и ТССР.
Вид туризма - пешеходный
Категория сложности - вторая
Регион - Мурманская обл.
Район - Ловозерские и Хибинские тундры
Сроки проведения - 05-19 августа 2002 г.
Продолжительность похода в целом - 18 дней
Продолжительность активной ходовой части - 15 дней
Состав группы - 10 чел. (инструктор СТ, стажер, 8 участников)
Маршрутная книжка № ВШБУ-210-5/02
Заявочные и маршрутные документы рассмотрены МКК ТССР (шифр 100-00-66665555).

Техническое описание предназначено для хранения в библиотеке ТССР.

Авторы технического описания: А.В. Беляев, Д.С. Дубровский (Москва).
Информация для связи: руководитель похода - Дубровский Дмитрий Сергеевич.

Техническое описание маршрута

05 августа 2002 г. День 1.
г. Оленегорск - п. Ловозеро - приток реки Сергевань.

На станцию Оленегорск (Мурманская обл.) прибыли поездом № 16 Москва - Мурманск 5 августа в 8 ч. 45 мин. На вокзале в кассах поставили штамп станции и погрузились в машину. Машину можно заказать на сайтах www.sibrin.boom.ru, www.m51.hotbox.ru у владельца небольшой базы в п. Ловозеро Александра Сибрина (д.т. 7-37-16, р.т. 69-236).
Время в пути - 1 ч. 15 мин. В 10 ч. 30 мин. приезжаем в поселок. Уже работающая почта и междугородний телефон находится у въезда в поселок. Проезжаем поселок и высаживаемся на южных окраинах города за развалинами домов.
От грунтовой дороги идет тропа (азимут 210), вначале сухая и заметная (см. Схема "П. Ловозеро - р. Сергевань"). 1,5 км тропа, местами исчезающая, ведет через два ручья по болотистой местности в сторону виднеющегося на юго-востоке леса. Глубина болот не превышает 40 см.
Через второй ручей переправлялись по бревнам, почти не замочив ноги. Через 1 ч. 20 мин. от начала пути вошли в лес. Идем по хорошей набитой тропе. Через 25 мин. вышли к развилке. На право уходит небольшая ЛЭП, которая вскоре сильно заболачивается. Левая тропа маркирована зарубками на деревьях. Идем по ней и через 30 мин. выходим к берегу реки. Через 500 м. движения вправо вдоль реки доходим до навесного моста через реку Сергевань.
Длина моста около 25 м. По мосту можно переправляться только поодиночке, ввиду его древности и неустойчивости. Переправа заняла около 15 мин.
После переправы идем по хорошей тропе, немного набирая высоту, между притоками реки Сергевань. Через 1 ч. пересекаем глубокий распадок ручья и недалеко останавливаемся на ночлег. Комаров немного. Дрова есть. До воды около ста метров.

Итоги дня:
Время дневного перехода 3 ч. 35 мин.
Чистое ходовое время 3 ч. 00 мин.

06 августа 2002 г. День 2.
Приток р. Сергевань - г. Куэтнючорр - р. Светлая.

От притока постепенно поднимаемся в направление оз. Светлое и г. Кемесьпакх. Через 15 мин. достигли развилки. Обе тропы дальше теряются, правая тропа уходит в болото. Дальше идем без троп. Лес местами крайне труднопроходим. Постепенно лес редеет, идти становится легче. Прошли маленькое болотце, образовавшееся от протекающего здесь ручья. Через 30 мин. вышли из зоны леса на северо-восточный склон горы Кемесьпакх в 1,5 км. от оз. Светлое.
Начинаем, подъем на хребет к г. Куэтнючорр (н/к, 650 м). Крутизна травянисто-каменистого склона в начале подъема - 30 , позже - 15-20. В 13 ч. 50 мин. взошли на хребет западнее от вершины, подъем занял 2 ч. 20 мин. Вершина горы помечена триангуляцией.
Погода сильно испортилась, уменьшилась видимость, поэтому было решено начать спуск к долине реки Светлая. Быстро спускаемся по линии падения воды в сторону реки. В шесть часов вечера оказались у воды на границе зоны леса. Дальше идем вверх по течению реки. Через 2 ч. не доходя 2,5 км. до каньонов встаем на ночлег. Местом для стоянки выбрали большую ровную зеленую площадку. В лесу хорошего места для стоянки не обнаружилось. Дров здесь нет.

Итоги дня:
Время дневного перехода 10 ч.
Чистое ходовое время 7 ч. 50 мин.

07 августа 2002 г. День 3.
Р. Светлая - г. Карнасурта - пер. Эльморайок - р. Эльморайок

С места ночевки на левом берегу р. Светлая движемся по тропе к истокам реки. Тропа тянется у подножья хребта, по широкой полке. Временами необходимо спускаться и пересекать реку по камням, чтобы обойти прижимы в каньоне. Тропа через 1 ч. 30 мин. кончается у заболоченного слияния двух истоков. Правый уходит к Светлым озерам.
После точки слияния уходим по правому притоку в направление Светлых озер. Через 30 мин. выходим к верхнему, наиболее крупному озеру. В районе средних озер необходимо начинать подъем к г. Карнасурта (н/к, 942 м), поскольку верх долины Светлых озер превращается в ущелье с крутыми каменистыми склонами.
Подъем проходит по крупноблочному плато средней крутизной 12. В начале первые 200 м. идем по турам, затем они исчезают, и далее движемся по азимуту строго на запад (с учетов восточного склонения в 13). Вершина горы периодически затягивается облаками, дует сильный ветер.
Через 2,5 часа подходим к предвершинному взлету и ещё через 40 мин. выходим к триангуляционному пункту на вершине г. Карнасурта (942,1 м). В тумане его найти довольно сложно, поскольку г. Карнасурта представляет собой обширное плато. Рядом с триангулятором валяется довольно много бревен. Согласно исследованиям, проведенным ТК МИТХТ несколько лет назад, уровень радиации на вершине г. Карнасурта в несколько раз превышает допустимую норму.
Дальше от вершины берем азимут 200 и идем в направление перевала Эльморайок. Когда заканчивается вершинное плато, начинается спуск крутизной 15-20 градусов по крупному куруму. Через 2 ч. 10 мин. выходим к перевалу (н/к, 655 м). Здесь также, согласно некоторым туристским картам, имеет место превышение радиации.
По перевалу к долине реки Эльморайок идет тропа, помеченная многочисленными турами. От перевала в течение двух с половиной часов по южному отрогу г. Карнасурта спускаемся к долине р. Эльморайок. На границе зоны леса на левом берегу реки Эльморайок в 300 метрах ниже слияния руч. Тулбнюнуайв и руч. Поденсуайв разбиваем лагерь. Дрова есть, подходы к воде удобны. Мест для купания нет. Ниже по течению реки также есть хорошие места для стоянок и больше леса.

Итоги дня:
Время дневного перехода 9 ч. 45 мин.
Чистое ходовое время 7 ч. 00 мин.

08 августа 2002 г. День 4.
Р. Эльморайок - пер. Геологов - Окуневские озера

От места стоянки сразу переходим на правый берег р. Эльморайок. Поднявшись немного по склону, находим хорошую тропу уходящую вверх на запад по правому борту руч. Тулбнюнуайв. Леса нет. Дальше в течение трех часов поднимаемся вверх к истокам р. Тулбнюнуайв. Тропа переходит с берега на берег, постоянно исчезая. Местами встречаются крутые и скользкие прижимы и водопады, которые надо обходить значительно выше по очень подвижному мелкоосыпному склону.
В 14 ч. 20 мин. выходим к истокам р. Тулбнюнуайв. Это место представляет собой характерную чашу с крупнокаменистыми склонами крутизной ок. 30 градусов и высотой до 150 м. На противоположном конце чаши лежит огромный снежник.
Восточные склоны г. Кедыквырпакх некрутые с многочисленными вездеходными следами. Плато периодически затягивается облаком, поэтому идти приходится по азимуту строго на запад без учета восточного склонения. Таким образом, через 40 мин. выходим к северной вершине г. Кедыквырпакх (н/к, 1106,0 м). Вершина неожиданно представляет небольшой длинный отвесный скальный массив высотой ок. 20 м. Наверху видны остатки триангуляционного пункта.
От вершины по азимуту 290 движемся в сторону пер. Геологов. Через несколько минут появляется широкая каменистая вездеходная дорога. По ней выходим к краю плато. Отсюда открывается великолепный вид на перевал Геологов (1А, 998,4 м). Спуск на его седловину осуществляется по некрутому каменистому склону. За 50 минут от вершины доходим по седловины с туром. По пути прошли мимо небольшого озера с питьевой водой.
Хорошо заметная вездеходная дорога с вешками уходит дальше в сторону (восточнее) г. Аллуайв (1051,0 м). После г. Аллуайв дорога серпантином уходит в пос. Ревда, поэтому сходим с дороги, и спускаем траверсом по травянистому склону (крутизна 15 градусов) г. Аллуайв. Отсюда открывается вид на север Ловозерских тундр, долину р. Сура, оз. Умбозеро и Хибины.
Через два часа доходим до зоны леса и ЛЭП, которая траверсирует склон горы перпендикулярно нашему движению. При спуске примерно в километре от нас слева был виден отвал Шахта Северная. В зоне леса (урочище Уютное) множество грунтовых дорог, которые через 20 мин. выводят к шоссе Вахтовый поселок - Ревда.
Несколько раз в час по шоссе ездят легковые машины. Выйдя на шоссе, сворачиваем вправо и десять минут по нему идем до поворота на северо-запад в сторону склада взрывчатых материалов. У поворота на склад стоит деревянный щит "Берегите леса своей родины".
Далее идем по асфальтной дороге к складу, переходим железную дорогу. Через час не доходя 50 метров до склада сворачиваем по грунтовой дороге влево. Склад, очевидно, охраняем. Вокруг валяется множество деревянных ящиков. Пройдя 300 метров, останавливаемся на ночлег. Для стоянки выбрали красивый берег одного из Окуневских озер слева от дороги. Дрова есть, много грибов и ягод.

Итоги дня:
Время дневного перехода 9 ч 40 мин.
Чистое ходовое время 7 ч 10 мин.

09 августа 2002 г. День 5.
Окуневские озера - р. Сура - оз. Умбозеро - р. Кальйок.

От места стоянки на озере движемся по хорошей грунтовой дороге в сторону оз. Умбозеро. На первой развилке идем налево далее всегда направо. Через 1 ч. 40 мин. выходим к мосту через р. Сура. Мост широкий, бревенчатый, в некоторых местах не хватает бревен. Для машин он непреодолим. Р. Сура можно также перейти вброд.
Через 2 ч. 20 мин. выходим на берег оз. Умбозеро. Дальше 30 мин. движемся по глубоко вдающейся песчаной косе к броду через залив. Воды в этом году в озере оказалось мало, поэтому переправа через него не представляла никаких сложностей. Брод: ширина - 20 м, глубина - 110 см. При переправе рюкзаки необходимо переносить на руках.
В 300 метрах от брода есть приятные места для стоянки, где растет хороший в нижней части сухой светлый лес. Вдоль берега озера на юг идет хорошая грунтовая дорога. Такая же дорога начинается отсюда в сторону долины р. Кальок. Через 40 мин. после озера доходим до брода через реку (глубина брода - 40 см). Дальше в течение часа движемся вверх по берегу вдоль реки. Встаем на ночлег, в лесу на правом берегу р. Кальйок на границе зоны леса в 300 метрах выше небольшого озера, образованного разливом реки, справа от дороги. Дрова есть, много ягод и грибов.

Итоги дня:
Время дневного перехода 9 ч. 50 мин.
Чистое ходовое время 7 ч. 10 мин.

10 августа 2002 г. День 6.
Рад. выход: р. Кальйок - пер. Седло Валлепахка - г. Валлепахк - пер. Обманный - р. Кальйок.

Из лагеря двинулись дальше по грунтовой дороге вверх по долине. В течение часа идем по дороге, затем по тропе. Вскоре на противоположном берегу становится заметен серпантин, поднимающийся к пер. Седло Валлепахка (н/к, 585 м). Переходим вброд реку и далее по грунтовой дороге поднимаемся на хребет немного восточнее перевала. Перевал представляет собой широкую седловину и отмечен туром.
Далее уходим в сторону г. Валлепахк. Крутизна каменистого склона ок. 10 градусов, всюду встречаются вездеходные дороги. В начале подъема пересекаем неприятный сухой разлом, глубиной ок. 30 м.
Через 40 мин. достигаем г. Валлепахк (н/к, 762,0 м). Она едва читается на местности и отмечена туром, расположенным на плато. Повышения с восточной стороны, показанного на карте, нет.
К вершине, ввиду плохой видимости, шли по азимуту строго на запад. Спускаясь к перевалу Обманный от г. Валлепахк, берем азимут на юго-запад, так как справа от перевала находятся скальные обрывы. От плато на вершине горы к перевалу ведет крутой спуск по куруму средней величины (крутизна склона - 35-40 градусов). Седловина перевала в хорошую погоду угадывается по рельефу. Через час спуска оказываемся на пер. Обманный (н/к, 563 м). Он представляет собой неширокую седловину с туром.
Спуск с перевала к среднему течению р. Кальйок проходит по каньону, с крутыми, иногда камнеопасными склонами. На дне каньона встречаются озера. Спуск к лагерю по техногенной долине реки занял 2 ч. 50 мин.

Итоги дня:
Время дневного перехода 7 ч. 00 мин.
Чистое ходовое время 6 ч. 10 мин.

11 августа 2002 г. День 7.
Р. Кальйок - пер. Суолуайв Восточный - верховья р. Майвальтайок.

От места стоянки на лесистом берегу р. Кальйок выходим на вчерашнюю дорогу. Здесь же рядом с дорогой вверх по склону уходит тропа. Сходим с дороги и идем по тропе. Через 5 мин. тропа сворачивает к реке, поэтому сходим с нее и начинаем траверсом подниматься к перевалу Суолуайв Восточный (н/к, 560 м). Напротив перевала река делает поворот, а на противоположном берегу реки видна дорога к пер. Седло Валлепахка. Через 2 ч. 10 мин. достигаем перевальной седловины. Перевальная точка не выражена, но ближе ко входу в долину р. Кальок справа виден перевальный тур.
Спуск с перевала проходит по крупному курумнику на дне ущелья. Ущелье является руслом одного из притоков р. Майвальтайок. Оно довольно протяженное и проходить через него летом несколько утомительно. Единой нахоженной тропы здесь нет.
Дойдя до места слияния ручья и р. Майвальтайок, поворачиваем на запад и движемся вверх по долине по тропе. Река полноводна. Здесь есть хороший лес, но скоро он заканчивается. Через 3 ч. 30 мин. движения вдоль реки выходим к точке слияния двух основных истоков Майвальтайока. Решаем встать на стоянку в пятистах метрах ниже точки слияния, так как дальше негде укрыться от ветра. Мест для стоянок много. Дров нет.

Итоги дня:
Время дневного перехода 7 ч. 30 мин.
Чистое ходовое время 5 ч. 10 мин.

12 августа 2002 г. День 8.
Рад. выход: [р. Майвальтайок - под пер. Высокий - р. Майвальтайок] - пер. Сев. Партомчорр - пер. Юж. Партомчорр - оз. Гольцовое

Идем по тропе, которой пришли к месту ночевки. Через 500 метров выходим к месту слияния истоков Майвальтайока. Левый выше явно разделяется на два каменистых ущелья на восточном склоне г. Партомчорр. Тропа идет вдоль правого истока. Через 1 км после точки слияния выходим к еще одному слиянию. Левый берет начало из под пер. Сев. Партомчорр, а правый - с плато под пер. Высокий.
По правому притоку начинаем подъем к пер. Высокий. На всем протяжении подъема по руслу ручья тропы нет. Ручей идет на поверхности между камней, поэтому часто переходим с берега на берег, обходя прижимы. Через 30 мин. подъема по руслу ручья начинаются небольшие снежники, которые облегчают движение.
Ущелье до плато просматривается полностью почти с самого низа. Во время подъема сильно ухудшается погода: дует ураганный ветер, идет ливень, на плато видимость уменьшается до 20 м. Ущелье ручья плавно заканчивается и почти незаметно переходит в ровное плато. От верховьев ручья движемся по азимуту 140 градусов. Через 20 минут доходим до небольшого озера. 50 минут ждем улучшения погоды.
Погода только ухудшается, поэтому спускаемся обратно в базовый лагерь на р. Майвальтайок. Спуск занял 1 ч. 30 мин.
От базового лагеря начинаем движение по тропе в сторону пер. Сев. Партомчорр.
Через 1,5 км выходим к слиянию двух истоков. На этот раз уходим по руслу левого ручья к пер. Сев. Партомчорр. В течение часа поднимаемся по широкому холмистому сухому каменистому руслу. Временами на камнях тропа теряется.
За полтора часа выходим к перевальной седловине пер. Сев. Партомчорр (н/к, 840 м). Перевальная седловина широкая, отмечена туром с синей металлической гантелей.
Далее движемся на юг в сторону пер. Юж. Партомчорр, плавно траверсируя западные склоны г. Партомчорр. Через 25 мин., пройдя 1,5 км, выходим к пер. Юж. Партомчорр (н/к, 770 м). На перевале есть большое красивое озеро. Тур находится на южном берегу озера со стороны долины сев. истока р. Каскаснюнйок.
От перевала начинаем длительный спуск в сторону оз. Гольцовое вдоль р. Лявойок. Вначале идем по левому борту долины. Примерно через 1 км. после пер. Юж. Партомчорр рядом с руслом начинается тропа, которая вначале многократно бродит реку, а ближе к озеру идет по правому берегу. По пути видно несколько расчищенных от камней стоянок. Через 1,5 часа начинается зона леса. За 2 часа от начала спуска доходим до грунтовой дороги, идущей в долину р. Кунийок.
Пройдя по дороге 1 км., сворачиваем на тропу, ведущую к оз. Гольцовое. Через 10 мин. тропа выводит нас на берег озера. На песчаном берегу есть дрова и много мест для стоянок.

Итоги дня:
Время дневного перехода 10 ч. 05 мин.
Чистое ходовое время 7 ч. 15 мин.

13 августа 2002 г. День 9.
Оз. Гольцовое - база ПСС - р. Рисйок

От места стоянки на берегу оз. Гольцовое возвращаемся на дорогу к базе КСС (бар. Куэльпорр). До базы ПСС по хорошей грунтовой дороге доходим за два часа. На базе ПСС ставим штамп в маршрутку.
От базы идем 500 м на юг до перекрестка дорог. Здесь сворачиваем налево и дальше двигаемся по дороге идущей в ущелье р. Рисйок. Грунтовая дорога идет по левому берегу реки.
Пройдя 500 метров, после перекрестка сворачиваем направо на тропу и идем на экскурсию к красивому 20-метровому водопаду. Позже возвращаемся обратно и разбиваем лагерь в 1 км выше по долине в зоне леса. Для места стоянки выбрали каменистую площадку справа от дороги в лесу на крутом берегу реки. Отсюда открывается хороший вид на долину реки Кунийок и хребет Чоргорр. В долине р. Рисйок в зоне леса очень много ягод. Дрова есть.

Итоги дня:
Время дневного перехода 4 ч. 40 мин.
Чистое ходовое время 2 ч. 20 мин.

14 августа 2002 г. День 10.
Р. Рисйок - пер. Юж. Рисчорр - оз. Академическое - пер. Исток - р. Кунийок - руч. Петрелиуса.

От места стоянки по тропе выходим на дорогу к перевалу. Дорога поднимается вверх по правому берегу р. Рисйок. Через 30 мин. вышли к границе зоны леса. Здесь дорога разветвляется: налево можно попасть в ущелье р. Рисчорр и далее к пер. Сев. Рисчорр. На развилке стоит домик. Мы же идем правой дорогой к пер. Юж. Рисчорр. Через 50 мин. выходим к подножью перевального взлета.
Подъем на пер. Юж. Рисчорр осуществляется по каменисто-осыпному склону крутизной до 30 градусов. Длина перевального взлета ок. 500 м. Пер. Юж. Рисчорр представляет собой классическую широкую седловину с туром и памятниками наверху.
Спуск с перевала по каменисто-осыпному склону крутизной до 20 градусов. занял около 20 мин. Спустившись до песчаных полей почти у истока р. Сев. Касканюнйок, начинаем траверсировать с плавным понижением отрог хребта. Спускаемся к северному истоку р. Юж. Каскасньок, затем снова поднимаемся на водораздельный хребет и через 30 мин. выходим к оз. Академическое. Оно мелкое и довольно грязное. Над западной стороной озера висит огромный снежник. Здесь множество удобных травянистых мест для стоянок и оборудованных мест для горелок. Дров нет.
От озера движемся в южном направлении и за 20 мин. поднимаемся по северному склону на ближайший хребет.
По хребту, представляющему собой каменистое плато с небольшим понижением, идет хорошая грунтовая дорога, через 1 ч. 15 мин. выводящая нас на седловину пер. Исток.
Перевал Исток (1А, 1075 м) является классическим перевалом, соединяющим северный исток р. Тульок и верхний правый приток р. Кунийок. Находится между вершинами 111,2 м. и Кукисвумчорр (1141,3 м).
Перевал представляет собой широкое плато, через которое с вершины на вершину проходит дорога. Он очевидно, не пользуется популярностью среди туристских групп, ввиду его малоизвестности, хотя является кратчайшим путем из долины р. Тульйок к базе ПСС.
Подходы к перевалу со стороны истока р. Тульйок находятся в характерном ущелье, которое заканчивается довольно крутым перевальным взлетом. Просматривается два варианта пути подъема.
1) По линии падения воды: первые 100 м. по каменисто-осыпному склону, далее 100 м. - по большому снежнику почти до седловины перевала.
2) Подниматься, постепенно забирая вправо, стараясь попасть широкий проход между скальными выходами на середине подъема (слева) и снежными останцами (справа).
Крутизна подъема 25-35°.
Перевал отмечен туром, находящимся несколько восточнее от дороги.
С края перевального плато видна долина р. Кунийок и дорога Кировск-ПСС.
Спуск с перевала на запад происходит по подвижной мелкой и средней каменистой осыпи на протяжении 1 км. В верхней части находится неприятный участок длиной 50 м. крутизной до 45° со скальными выходами и крайне подвижной осыпью. В нашем случае впереди идущий глиссировал вниз вместе с частью склона. Дальше до начала выполаживания идет более безопасный участок крутизной 25-35°.
Спускаться, вероятно, имеет смысл серпантином, но по линии падения воды. Из снаряжения считаем необходимыми на каждого участника альпеншток и каску.
Спуск с перевала до начала притока р. Кунийок занимает 1 ч. 45 мин. Далее без тропы идем вниз по течению притока по травянистым склонам до главной дороги. Таким образом через 30 мин. выходим на дорогу в шестистах метрах ниже оз. Сердцевидное. Р. Кунийок в этом месте с трудом, но переходится.
Далее идем по дороге в направление базы ПСС. Через 1 ч., не доходя, видимо, 500 м. того места, где дорога переходит на правый берег реки сворачиваем влево на грунтовую дорогу, с тем, чтобы обогнуть северный отрог г. Поачвумчорр и выйти к руч. Петрелиуса. Дорога вскоре превращается в тропу, а затем и вовсе исчезает. 40 мин. идем, не теряя высоту, через густой подлесок. Вскоре выходим на хорошую грунтовую дорогу, которая идет вдоль ручья в сторону перевалов Петрелиуса. Между дорогой и рекой есть множество мест для стоянок. Мы останавливаемся в месте, где сходятся две дороги: основная грунтовая и старая заболоченная, проложенная ближе к реке. Дрова есть, много ягод и грибов.

Итоги дня:
Время дневного перехода 12 ч. 35 мин.
Чистое ходовое время 7 ч. 55 мин.

15 августа 2002 г. День 11.
Дневка.

16 августа 2002 г. День 12.
Руч. Петрелиуса - пер. Юж. Чоргорр - пер. Центр. Чоргорр - пер. Сев. Чоргорр - база ПСС - руч. Петрелиуса.

От места ночевки, пройдя вверх по дороге, через 50 м. сворачиваем на тропу, которая выводит нас к удобной переправе по деревьям через руч. Петрелиуса. На противоположном берегу тропа идет с севера на юг вдоль реки. Через 15 мин., когда слева оставляем небольшое озеро и начинаются заболоченные места на берегу, на развилках начинаем выбирать правые тропы, которые на границе зоны леса теряются, что не мешает нам через 1 ч. 20 мин. после выхода из лагеря подойти под перевальный взлет пер. Юж. Чоргорр (н/к, 850,6 м).
Перевальный взлет представляет собой двухступенчатый каменисто-осыпной склон с ярко выраженной перевальной седловиной. Внизу расположено озеро. Камни подвижны, но опасности камнепада нет. За 30 мин. по правому склону поднимаемся на перевал. По пути просматривается более логичный путь справа от линии падения воды по морене. Перевал отмечен туром и памятниками.
Спуск с перевала в долину р. Часнайок несложен (длина 500 м., крутизна 25°) и проходит по крупному курумнику, который заканчивается небольшим красивым озером. Далее в течение часа идем по правому берегу р. Часнайок до третьего явного ущелья справа. Не доходя 400 м. до места слияния реки и притока, начинаем подниматься по склону г. 1050,5 м, выходя к устью притока. Подъем в течение 1 часа довольно утомителен, крутизна травянисто-каменистого склона местами достигает 40°. Местами камнеопасно.
С вершины 1050,5 м. спускаемся на характерное понижение в хребте между двумя скально-осыпными цирками. Предположительно в этом месте может находится седловина нового перевала (предп. 1А*, 1030 м), который, возможно, удобно связывал бы крупнейшие притоки р. Часнайок и р. Маннепахк.
С седловины поднимаемся на основной хребет г. Индивичвумчорр - г. Путеличорр и в течение 2 ч. 30 мин. движемся в сторону пер. Сев. Чоргорр. Хребет местами достигает ширины 300 м., наверху состоит из массивных скальных плит, крупного и средней величины курума.
По пути, пересекая небольшую сухую трещину (ширина 5 м, глубина 5 м) на её северной стороне обнаруживаем тур с запиской о том, что это есть перевал Центральный Чоргорр. Информации о его прохождении туристскими группами классическими способом восток-запад нет.
По пути прошли через вершину 1111,0 м, отмеченную огромным двухметровым туром.
Перевальная седловина представляет собой каньон с 40-метровыми скальными стенами. Спуск на перевал в центральной его части или со стороны долины р. Кальйок возможен только с помощью веревки. Более простой спуск по щели из крупноблочного курума возможен со стороны долины р. Маннепакх в 100 метрах от перевального тура.
На перевале редко бывает солнце и потому лежит много снега. Со стороны долины р. Кунийок есть еще два снежника общей протяженностью около ста метров и крутизной 20°. После снежника спускаемся серпантином по мелкому и средней величины куруму крутизной 25° в направление хорошо видимых озер. Под перевальным взлетом находится хорошо заметная площадка с туром-памятником. Недалеко от него слева начинается лесная тропа, которая выводит реке. Спуск занял 1 ч. 30 мин. По высокому берегу р. Кунийок идет грунтовая дорога, по которой надо пройти 1 км. на север. Там будет отворот тропы на навесной мост напротив базы ПСС.
От базы КСС в течение 45 мин. движемся по главной дороге на юг до поворота на тропу, идущую на переправу через р. Кунийок и выводящую к грунтовой дороге на перевалы Петрелиуса. Еще через 20 мин. выходим к базовому лагерю.

Итоги дня:
Время дневного перехода 9 ч. 55 мин.
Чистое ходовое время 8 ч. 35 мин.

17 августа 2002 г. День 13.
Руч. Петрелиуса - пер. Вост. Петрелиуса - р. Мал. Белая - руч. Ферсмана.

От места стоянки на ручье Петрелиуса идем по дороге вверх к перевальному цирку. Дорога все время проходит в долине руч. Петрелиуса по его правому берегу. У перевального взлета оказываемся через 1 ч. 05 мин. У подножия внизу находится небольшой снежник.
Перевальный взлет начинается мшистым склоном, который переходит в осыпь средней величины крутизной 20-25°. На пер. Вост. Петрелиуса (1А, 883 м) поднялись за 40 мин. Перевал имеет ярко выраженную хорошо просматриваемую из обоих долин классическую широкую седловину. Со стороны подъема его категория - н/к, со стороны спуска - 1А.
В 13 ч. 45 мин. начали спуск с перевала. Западный склон перевала наверху состоит из небольших скальных выходов, спуск, между которыми, не сложен и вскоре переходит в сыпучий камнеопасный склон крутизной до 35°. Здесь необходимо двигаться так, чтобы постепенно уклоняться влево под "бараньи лбы".
За 25 минут спускаемся к началу выполаживания и далее продолжаем идти по тропе к истокам реки Мал. Белая. Через 30 мин. слева начинается река. Тропа хорошая, набитая, идет по правому берегу реки довольно далеко от воды. Вскоре слева становится видно большое озеро. От него начинается граница леса. Спустя 20 мин. после озера тропа переходит в грунтовую дорогу. Пройдя 1,5 км. по дороге, в 500 метрах от слияния р. Мал. Белая и руч. Ферсмана останавливаемся на ночевку. Здесь слева от дороги множество приятных мест для бивака. Есть хорошие спуски к воде, с другой стороны от дороги достаточно дров. В лесу очень много грибов и ягод.

Итоги дня:
Время дневного перехода 4 ч. 35 мин.
Чистое ходовое время 6 ч. 25 мин.

18 августа 2002 г. День 14.
Руч. Ферсмана - пер. Ферсмана - р. Гольцовка

От места ночевки по дороге вышли к ответвлению тропы в цирк пер. Ферсмана. Сворачиваем на идущую влево тропу и едем по ней вверх по течению справа от руч. Ферсмана. Удобные стоянки заканчиваются почти сразу после поворота. Через 1,5 км. достигаем слияния ручья и его притока.
Далее поднимаемся до плато и идем между притоками руч. Ферсмана к перевалу. Через 1 ч. 50 мин. от р. Мал. Белая подходим к перевальному взлету. Ручей Ферсмана берет начало из ущелья под перевалом Ферсмана. Перевальный взлет представляет собой крутой склон с массивными скальными выходами.
Правые от ущелья склоны хребта в нижней части предположительно крутизной ок. 35°, в верхней - ок. 25°. Несколько раз были слышны небольшие камнепады в той стороне.
Мы же поднимались слева от ущелья, задолго до перевала начав набирать высоту на склоне г. 1179,3 м. Последние 100 м. поднялись по достаточно удобным, хотя и скользким и камнеопасным в сырую погоду полкам между скальными выходами. Категория трудности южного склона перевала - 1А.
Пер. Ферсмана (1Б, 980 м) обозначен туром, который находится в центре седловины. Седловина довольно широкая и состоит крупных обломочных пород. Есть небольшой снежник.
В целях отработки полученных в спортивной школе навыков, на этом этапе УТП было решено провести занятие по спецподготовке. Поэтому спуск с перевала осуществляли не слева по традиционной скальной полке, а по центральной стене. На спуске с соблюдением техники безопасности с учетом камнеопасности провесили три веревки по 50 м: 1-я веревка - крутизна скальной части - 70-85°, 2,3-я веревки - крутизна скальных плит - 15-45°. Для крепления веревки использовались скальные крючья и расходные петли.
Далее спускаемся по крупному куруму еще в течение 20 мин. до начала выполаживания. Еще через 30 минут выходим к основному течению руч. Меридиональный, вдоль которого по правому берегу идет хорошая тропа. Через 8 км. после перевала в зоне леса начинают попадаться удобные места для стоянок.
На стоянку остановились, не доходя двух километров до станции Имандра справа от дороги на большой поляне. Рядом в лесу есть много дров. 18 км. от перевала Ферсмана до места ночевки прошли за 3,5 ч.

Итоги дня:
Время дневного перехода 14 ч. 30мин.
Чистое ходовое время 9 ч. 10 мин.

19 августа 2002 г. День 15.
Р. Гольцовка - ст. Имандра.

От места стоянки на р. Гольцовая идем 30 мин. до ст. Имандра. Магазин на станции по понедельникам не работает. В 13 ч. 56 мин. подсаживаемся на скорый поезд № 11 (Мурманск - Санкт-Петербург), который довозит нас до ст. Апатиты. От ст. Апатиты уезжаем в 22 ч. 41 мин. на скором поезде № 111 Мурманск - Москва.