18 января 2013

6 июля - 15 июля 2001

Авторы -
Григорий Кронин, Сергей Иванов

(Медвежьегорск) - Федотово - Кефтеньгуба - Ванчозеро - (волок) - Турастамозеро - Ладмозеро - (волок) - Уницкая Губа - Узкая Салма - Сенная Губа - Кижи - Усть-Яндома - Великая Губа

Участники:
- Григорий Кронин, 27 лет. grishakronin@yandex.ru
- Сергей Георгиевич Иванов, 27 лет, sergey@ipo.spb.ru
Опыт экипажа: Вьюн, Тигода, Оредеж, Вуокса, Тутока.
Каркасная байдарка "Нева-3" (производства петербургской фирмы "Тритон")

Цель похода. Посещение озёр и заливов Заонежья - интересной и относительно доступной части Южной Карелии в самое тёплое и сухое время года. Тренировка навыков водного туризма, планирования и организации движения, волоков. Посещение музея-заповедника на острове Кижи.

Краткая характеристика региона. Онежское озеро принадлежит к числу наиболее популярных водоёмов Карелии, хорошо подходящих для водного туризма. Длинные узкие заливы и внутренние воды полуострова Заонежье представляют богатые возможности для выбора маршрутов разнообразной сложности и протяжённости. Географическая особенность полуострова - вытянутость всех форм рельефа (озёр, рек, возвышенностей) в направлении северо-запад - юго-восток. Протяжённые озёра и заливы чередуются с залесенными сельгами, достигающими высоты 100 м над уровнем озера. На западе полуострова берега Онежского озера местами образуют скальные выходы высотой несколько десятков метров.
О музее-заповеднике "Кижи", об истории и природе кижских шхер можно прочитать на странице kizhi.karelia.ru.

Транспорт и население.
Северо-восточный берег полуострова относительно плотно заселён, туда ведёт шоссейная дорога из Медвежьегорска, ответвление этой дороги доходит до большого села Великая Губа. Из этого села всего за 2 часа можно доехать до Петрозаводска на теплоходе "Ракета". В 2001 году рейсы совершались по пятницам и воскресеньям. Путь на автобусе вокруг полуострова значительно дольше. На остров Кижи "Ракеты" заходят ежедневно. Первая часть маршрута проходила вдали от густонаселённых мест. Несколько раз издалека мы видели рыбаков и проплывали мимо маленьких деревень, не вступая в контакт с местными жителями. Остров Кижи и соседние острова и берега населены довольно густо для Карелии, но затруднений со стоянками не было. На острове Кижи разводить костры и ставить палатки запрещено.

Маршрут. Поскольку нас оказалось только двое, мы решили не пытать судьбу на быстрых и порожистых карельских реках, а совершить поход по спокойной воде с волоками и посещением нескольких внутренних озёр полуострова Заонежье.
Основная идея первой части маршрута - из Кефтеньгубы подняться по внутренним водотокам полуострова Заонежье и волоком перевалить сельгу, которая "прикрепляет" полуостров к материку. Оказавшись по другую сторону полуострова, в Уницкой губе, во второй части маршрута хотелось совершить плавание вдоль юго-западного берега полуострова и в Кижских шхерах.
Предварительный план похода предполагал из Уницкой Губы идти на юг, в район мыса Чажнаволок, и оттуда, в зависимости от направления ветра - в Петрозаводск или Кондопогу. Маршрут через Кижские шхеры в Великую Губу, который был выполнен, предполагался лишь в случае благоприятной погоды и "если всё будет хорошо". Как ни странно, на протяжении всего маршрута мы всего один раз встретили туристов - и то на обратном пути, на теплоходе, который довёз нас из Великой Губы в Петрозаводск.

Календарь похода.

День
Место
Км
д. Федотово - Ванчозеро, устье р. Кулома
Южная оконечность Ладмозера
14 + 3 (волок)
Уницкая губа (около Колгострова)
6 + 2 (волок)
Муравьиный остров (рядом с о. Южный в 4 км к юго-востоку от д. Узкая Салма)
Залив к северо-востоку от мыса Пиче-Сельга
Остров к западу от д. Сенная Губа
о. Кижи - остров к северу от о. Шуневский
д. Усть-Яндома - пролив к северу от о. Шуневский
д. Кондобережская
Пристань в д. Великая Губа
4 (пешком)
Всего
145 км

Выдержки из дневника похода.
6 июля. Начало.
При взгляде на небо и термометр появляется робкая надежда, что, может быть, - о, счастье! - карельская погода нас помилует. Мы не предполагали, что она подарит нам самые лучшие десять дней года. В 13:30 приехали на станцию Медвежья Гора. Нас уже поджидают местные водители, один из них оказался расторопнее других. В 14:38 высаживаемся у моста через Кефтеньгубу вблизи деревни Федотово. Как говорят местные жители, "у первого моста", так как это первый мост через заливы Онежского озера на дороге Медвежьегорск - Шуньга.
16:56. Байдарка собрана. Полный вперёд! Наш путь лежит в Кефтеньгубу, на юго-восток. За этот вечер нужно во что бы то ни стало подняться в Ванчозеро и пересечь его, чтобы на следующий день утром начать волок. Дует сильный северный ветер (попутный). Губа местами заросла камышом, особенно вблизи берега и небольших островов.
19:15. Нашли устье протоки из Ванчозера. В атласе Карелии масштаба 1:200000 эта протока помечена как довольно широкая (шире 10 метров), препятствия на ней не обозначены. Разница уровней озёр 2 метра на 500 метров протоки. Оказалось, что в устье протока непроходима из-за завалов и быстрого течения. Исток протоки, до которого мы добрались обносом и проводкой, очень живописный - быстрая речка начинается в заливчике между валунов.
20:00. Выйдя в Ванчозеро, идём на юго-восток по заливу, обрамлённому небольшими скалами. Закинув позади лодки блесну, почти сразу вытаскиваем щуку. Осталось пересечь Ванчозеро, найти устье реки Куломы, впадающей в него с запада и встать на стоянку южнее устья.
22:30. Пересекаем озеро, находим реку в камышах по встречному течению, причаливаем. Стоянка не идеальная, место низкое, комары и слепни. Зато отсюда будет удобно завтра начать волок. Купаемся в чистой прозрачной тёплой воде. Погода прекрасная - тепло и ясно.
7 июля. Ладмозеро.
9:00. На завтрак испекли щуку на углях, завернув в широкие листья. Щуки хватило на завтрак, хотя мы бы, наверное, не отказались от добавки. Добавка вчера не клевала.
10:20. Сергей остался в лагере упаковывать вещи для волока, а Гриша отправился искать удобный путь. Возможно, нам удалось бы прорубиться сквозь завалы и обнести пороги на Куломе. Судя по сведениям из Интернета, прохождение этой протоки вниз заняло бы 3-4 часа при помощи топора и с обносами. А нам нужно пройти её вверх. Кроме того, мы предполагали, что идём по этому маршруту первыми в сезоне - завалы ещё не разобраны. Так или иначе, мы выбрали волок.
По карте до дороги полкилометра. Я шёл строго на запад через густой лес. Даже не верилось, что здесь можно протащить байдарку. Много упавших деревьев, болото. Последние 200 метров перед выходом на дорогу - вырубка, по которой идти почти невозможно, путь преграждают сваленные деревья. По дороге пошёл в нужном направлении, на северо-запад. Увидел с дороги тропу, которая, казалось, ведёт к нужному озеру. Оказалось, это дорожка к разработкам гранита. Скала раскрошена и плоские каменные плитки сложены в пирамиды высотой достигающие человеческого роста. Следы подъезда грузовика. Вернулся на дорогу и продолжил движение на северо-запад. Примерно через 1 км увидел Турастамозеро. Вернулся в лагерь, обойдя вырубку с юга. По этому пути и будем "волочиться". Во время разведки очень устал, особенно от предчувствия того, как мы понесём этим путём байдарку.
11:56 - 12:24. Волок от Ванчозера до дороги. Тяжело. В рюкзаки уложены все вещи, байдарка разгружена. Небольшими переходами продираемся через лес. Байдарка застревает между деревьев. Руки заняты, очень донимают слепни и комары. Почему-то слепней привлекает тёмно-синий цвет рюкзака. Они садятся на него чаще, чем на наши лица, иногда на рюкзаке сидит 20 и больше слепней.
12:30 - 13:05. Волок по дороге до Турастамозера. На берегу есть стоянка, кострище, деревянный стол, стулья. Отдыхаем, утоляем голод и жажду. Оба чувствительно покусаны, но настроение хорошее - мы совершили маленький подвиг.
14:20 - 15:30. Неспешный переход по Турастамозеру до устья короткой (300 м) протоки из Ладмозера. Протока шумит, в устье растёт тростник. Переносим байдарку по правому (орографически) берегу до разрушенного моста. Небольшая деревня Шелехово. На северо-западе Ладмозера видна ещё одна деревня, почему-то не отмеченная на карте.
15:30 - 16:00. Мы в Ладмозере. Нам предстоит пройти по нему 14 километров до южной оконечности. Устали после волока и обноса, гребём лениво, смотрим по сторонам. Посмотреть есть на что - буйство северной растительности, много камней. Мы поражены прозрачностью воды в Ладмозере, даже по сравнению с Кефтеньгубой и Ванчозером. Дно - песок и нагромождения камней. Пройденные нами озёра и заливы Онеги заметно отличаются друг от друга. Прозрачностью воды, характером берегов, растительностью и общим впечатлением. Пожалуй, Ладмозеро всё же напоминает Кефтеньгубу, но камней в нём больше и они покрупнее, вода прозрачнее. Скальные выходы мы пока видели только на севере Ванчозера. Турастамозеро небольшое, в заливчиках заросшее, дно местами илистое, волнения почти нет, много камыша. В Ладмозере, напротив, водной растительности мало.
16:00 - 16:30. Усталые, мы углядели на берегу озера чудесный заливчик с песчаным пляжем и живописно нависшими над ним деревьями и устремились к нему, чтобы искупаться и отдохнуть. Заливчик прямо как рисуют на картинках сказочные благодатные лагуны. Солнышко светит. Тепло и ясно. А чудная стоянка приготовила сюрприз. Меня укусил клещ. У нас обоих есть иммунитет от энцефалита - Сергей уже болел, а Гриша заранее прошёл цикл прививок. Значит, не зря это было. Идиллия обманчива: нависшие над водой лиственные деревья - удобное прибежище для клещей.
16:30 - 20:30. Неспешный переход по Ладмозеру на юг. Встали на стоянку чуть не доходя деревни Черкасы, на противоположном берегу. Завтра отсюда просмотрим, а, возможно, и начнём волок в Уницкую Губу.
Трудно заставить себя залезть в палатку, когда кругом такая красота. Приятно сидеть на берегу и слушать шум леса и слабый прибой озера, смотреть по сторонам. Однако, среди шумов леса есть и неприятные - например, комариный писк.
8 июля. Волок в Уницкую Губу.
8:25. Прекрасное солнечное утро. В деревне Черкасы около 10 домов, есть часовня. Коровы бродят и звенят бубенчиками. Моторные лодки гудят иногда.
10:10 - 12:00. После завтрака Гриша отправился на разведку волока, прошёл по сильно заросшей дороге вдоль озера на юг, но вскоре вернулся, так как стало очевидно, что нужно проплыть на юг ещё около 1,5 км. Так и делаем. Доплываем до места, где дорога подходит к озеру вплотную. Готовимся к волоку в основном морально, так как физически мы оба готовы неплохо. Всё-таки 2 километра по лесной дороге с лодкой и рюкзаками - это нагрузка! А ещё эти проклятые слепни...
12:10 - 13:32. Волок. Идём по заросшей дороге переходами по 200 шагов, после каждого перехода отдыхаем, отгоняем насекомых (бесполезно). Сделали 12 переходов - воды не видно. Хотя заметно, что дорога перевалила через холмистую гряду (сельгу) и идёт вниз. Гриша пробежался вперёд налегке, оставив Сергея отдыхать. Оказалось, что до озера ещё 900 шагов. 6 переходов по 200 шагов, и мы в Уницкой Губе. Место низкое, лиственное, комариное. Родник со вкусной ледяной водой, которой мы наполнили бутылку. Скидываем рюкзаки, быстро раздеваемся и плюхаемся в холодные волны Уницкой Губы. Лучше умереть от холода, чем от укусов слепней. Сидим полностью в воде. Никто не кусает. Мы совершили ещё один маленький подвиг! Переправляемся на островок, состоящий в основном из камней. Здесь нет комаров и слепней, можно отдохнуть и вновь уложить вещи по-водному.
16:20 - 17:30. Отчаливаем от островка и идём вдоль восточного берега губы на юг. Много скал. Слушаем эхо. Пристали в удобной бухте напротив архипелага Сокольи острова.
19:00. У нас обоих поднялась температура, болит голова. Скорее всего, это действие яда. У каждого по полсотни укусов слепней. Стоим на восточном берегу Уницкой Губы и помаленьку поправляемся. Прямо из палатки видны скалы на близлежащих островах и в заливе. Такой хорошей стоянки у нас ещё не было. Кругом дрова, ветер сдувает комаров (не всех), утром здесь будет солнечно. Шумит прибой. Третий день погода повторяется - утром ясно, к середине дня собираются кучевые облака, которые рассеиваются к вечеру. Ветер несильный, но на озёрах заметный. Пока ни разу не было серьёзных помех плаванию из-за ветра.
9 июля. Уницкая Губа.
Ночью по озеру шла моторная лодка, далеко - еле видно. Я выглянул из палатки посмотреть на неё, как вдруг звук мотора изменил тон, а лодка повернула прямо на нас. Казалось, что два мужика хотят пристать прямо к нашему месту. Однако, они пристали в ста метрах от нас, в соседнем заливчике. По-моему, они нас даже не заметили. Причалив, они начали ругаться. Объектом надругательств был лодочный мотор. Мы уловили фразу "зачем мы связались с этим мотором, шли бы лучше на вёслах!". Через час лодка отчалила, мотор по-прежнему гудел странно, чихая. Наутро я разглядел в бинокль эту лодку, шедшую в другую сторону на вёслах. Вероятно, мотор сломался окончательно.
К утру мы оба выздоровели и снова готовы к приключениям. Ещё во время ночёвки под шум прибоя мы предположили, что придётся отложить переход по Уницкой Губе на вечер и ночь. Ветер юго-восточный, дует с "большой" воды на "малую". Волны с барашками высотой 30-50см иногда окатывают байдарку целиком. Хотя мы стартовали рано (8:53), против ветра идти оказалось тяжело, неэкономично и опасно. Пройдя 4 км до мыса, за которым ветер оказался ещё сильнее, мы встали. Будем ждать вечера.
Поставили палатку без тента, для защиты от насекомых. Отдыхаем. Жарко и ясно. Рассмотрели вблизи одну из скал.
К вечеру ветер стихает. Обсуждаем дальнейший маршрут. Мы на распутье. Грубо говоря, направо - Кондопога, прямо - Петрозаводск, налево - Кижи. Единогласно решаем идти в Кижи и Великую Губу. Там интереснее. За ночь нужно дойти по крайней мере до острова Макс.
21:10. Отчаливаем. Проходим мимо деревни Пегрема. Все дома деревни полуразрушены, но часовня, по крайней мере издалека, выглядит ухоженной. Ветра почти нет, поверхность озера успокоилась.
Примерно в 23:30 зашло солнце. У южной оконечности острова Миж нас ждал сюрприз. Ветер. Сказывается близость большой воды - волны становятся выше и шире. Байдарка не зарывается в волну, а взбирается на неё. Даже между островом Макс и берегом волнение не стихает. Решаем идти дальше, отчасти из-за того, что не хочется выбирать стоянку и ставить палатку в темноте. Лучше будем грести до утра. До рассвета, когда окрепнет ветер, нужно пройти как можно дальше на юго-восток. После о. Макс - самый нервный участок пути. Байдарка иногда зарывается в волны. Приняли меры предосторожности - развязали шнурки на кедах, переложили отснятые фотоплёнки в карман рубашки. Стараемся править так, чтобы в случае аварии нас вынесло прибоем на берег. Переход до пролива Узкая Салма был сложным, сидевший впереди Сергей не раз получал холодный душ, и сидевший сзади Гриша изрядно понервничал, в течение нескольких часов выправляя байдарку носом к волне. Спрятавшись от ветра в узкой салме, отделяющей Липовские острова от берега, смогли перевести дух. По гладкой воде пролива можно грести спокойно, без напряжения. Карельская белая ночь. Даже в самое тёмное время ночи хорошо видны берега, препятствия на воде (камни). В 1:35 на востоке взошла Луна над лесом, в котором легко можно было рассмотреть отдельные деревья. В проливе Узкая Салма остатки пристани и топляки. На берегу полуразрушенный дом, возле него у воды стоит катерок. Наконец, мы вышли из-за островов, а солнце почти вышло из-за горизонта. Пристаём к острову. На карте он обозначен, но не подписан. Находится в 200 м севернее острова Южный. Высадились в 4:30, поставили палатку и сразу уснули.
10 июля. Муравьиный остров.
Ещё несколько лет назад я заметил на карте это место - Узкая Салма. Почему-то это название запомнилось с тех пор, когда я ещё не помышлял о водных походах. Что-то загадочное слышалось в названии, хотя "салма" - это всего-навсего пролив. При подходе с севера он выглядел вчера как просека в лесу - узкий, длинный, и на другом конце вновь открывается большая вода. В заливе нет ветра и волн, тихо.
Утром проспали с 4:40 до 10:00.
10:20. Подъём. Завтрак. На острове сухо и ветрено. Если не уследим за костром, весь остров запросто сгорит. Сухие сосновые сучья вспыхивают мгновенно. На острове очень много муравьёв! Они везде! Вроде палатка задраена, а они как-то умудряются пролезть в неё. Можно отдохнуть от муравьёв на западном берегу острова, обращённом к Онеге. Единственный способ не позволить муравьям быстро взбираться на тело - стоять ногами на каменной плите, которую каждая волна окатывает водой. В таком положении удалось даже насладиться едой. Размер острова примерно 100x200 м. Отовсюду видна большая вода. Дует сильный ветер, безопасно отчалить можно только с северо-восточной стороны острова, обращённой к Узкой Салме.
21:40. Ветер ослабел ненамного. Отчаливаем. Полчаса гребём до материкового берега. Похоже, мы поспешили - ветер ещё слишком силён. С трудом причаливаем к каменистому берегу и отдыхаем. Ещё утром с Муравьиного острова мы разглядели на этом берегу стоянку со столом, стульями, полянкой и, наверное, без избытка муравьёв.
23:05. Стоять холодно, а плыть интересно. Отчаливаем, несмотря на волнение, которое спадает лишь чуть-чуть. Знакомая картина - ветер в лицо и волны 40-50 см. Иногда приходит волна чуть повыше и накрывает байдарку. По-прежнему стараемся править так, чтобы в случае аварии нас быстро вынесло на берег. Этот переход легче вчерашнего, потому что мы уже знаем, что способны на такое.
1:45 - 2:05. Проходим мыс Пиче-Сельга - прощай, большая Онега; здравствуй, залив. Здесь волнение гораздо слабее. Причаливаем в заливчике около узкой (200 м) перемычки, отделяющей Онегу от маленького озера. В 3:00 уже спим.
11 июля. Сенная Губа.
14:00. Отплываем в направлении острова Кижи. Наша цель сегодня - остановиться вблизи него, чтобы завтрашний день посвятить экскурсии. В наши планы встревает погода. Собираются грозовые тучи. Решаем остановиться на живописном скалистом острове, но находим на нём табличку с названием острова - Радколье - и указанием, что он - памятник природы, заповедник лекарственных трав, и стоять на нём запрещено. Перебираемся на соседний остров.
17:30. Поставили палатку и залезли в неё, подгоняемые первыми каплями дождя и ударами грома. Отдыхаем в сухой палатке. Через полчаса гроза и ветер прекратились, дождь ослабел.
Остров отделён проливом от деревни Сенная Губа, стоянка на противоположной от деревни стороне острова. Слышно, как в деревне лают собаки и мычат коровы. Между нами и деревней фарватер, идут корабли. "Комета" на Петрозаводск, два круизных корабля на Кижи. Остров хоть и не большой (150 м в поперечнике), но высокий. С высшей точки можно оглядеть панораму Кижских шхер. Есть каменистый лужок, сосны и берёзы. Мало дров и мокро, поэтому костёр сегодня разводить не будем.
12 июля. Остров Кижи.
Утром погода прекрасная, настроение тоже. Заметили, что дров на острове вполне хватит для горячей еды и чая. Организовали завтрак и большую просушку.
12:00. Отплываем в направлении острова Кижи. Идём на север, ориентируясь на судоходный фарватер. Встречаем несколько больших теплоходов.
13:00. Решили сфотографировать небольшую часовню вблизи деревни Корба на острове Бол.Климецкий, и приблизились вплотную к берегу. В этот момент на севере наконец-то увидели Преображенскую церковь на острове Кижи.
14:00. Пристаём на острове Кижи, рядом с главной пристанью, у причала для катеров. Уточняем расписание теплоходов из Великой Губы, которое понадобится через несколько дней, и отправляемся на экскурсию. Байдарку бросили на травке так, чтобы было видно с милицейского поста. Оказалось, что за доплату к билету в музей по 25 рублей нас будет сопровождать собственный экскурсовод. Им оказался Сергей Карху. С удовольствием упоминаю его здесь и пользуюсь случаем ещё раз поблагодарить за замечательную экскурсию по острову и музею.
Нет смысла пересказывать содержание экскурсии. Мы узнали, что название Кижи происходит от карельского слова, означающего "мох". Возможно, другой экскурсовод объяснил бы название иначе, по-своему. Запомнилась табличка "Опасно! Змеи и клещи!", на которой те и другие нарисованы - для детей и для туристов, не знающих русского языка. После экскурсии прогулялись на юг острова, в сторону деревни Ямка, куда туристы обычно не заглядывают. В этой части острова тоже есть памятники - часовни, дома, путевой крест. Все они, по крайней мере снаружи, в неплохом состоянии.
18:00 - 19:50. Покидаем остров Кижи, обходим его с запада, любуемся на деревянные постройки с воды при прекрасной погоде. Пристаём к небольшому островку в проливе севернее о. Шуневский. Решаем на следующий день сплавать в Усть-Яндому, посмотреть тамошнюю часовню и попытаться найти устье реки Яндомы.
13 июля. Усть-Яндома.
12:00. После завтрака отправляемся в направлении Усть-Яндомы. Вблизи деревни часовня, которая мало отличается от тех, что на острове Кижи, разве что стоит на "родном" месте и вписывается в пейзаж, в то время как часовни в Кижах были туда перевезены и, по мнению некоторых скептиков, не совсем гармонируют с окружающей природой. Вошли в залив, куда, судя по карте, впадает река Яндома. Здесь заросли водных растений, в том числе белых кувшинок.
15:50. Замечательное место для стоянки на небольшом островке в проливе севернее острова Шуневский. Пролив между островом Шуневский и полуостровом Заонежье - цепочка небольших островов, песчаных отмелей и зарослей камыша. На островке есть поляна и старые берёзы. С поляны открывается панорама Великой Губы. Место удобно для рыбалки - есть тихая заводь, водная растительность. Успели поставить палатку за 15 минут до дождя.
19:30. Дождь перестал, небо очистилось, мы поужинали и решили порыбачить. Погода самая рыбная; с берега видно, как рыба кормится на мелководье. Наловили плотвы для ухи.
14 июля. Великая Губа.
12:20 - 13:35. При сильном попутном ветре догребли до деревни Кондобережская на восточном берегу губы и нашли поблизости стоянку, удобную для разборки байдарки и последней ночёвки. Переждав дождь, в последний раз развели костёр.
21:00. На берегу озера пополняем коллекцию камушков. Среди них - полупрозрачный кусок мрамора (тащил ещё с Ладмозера). К нему добавляется шуньгит - по словам кижского экскурсовода, в России встречается только в Заонежье, есть ещё в Австралии и Франции.
Стоянка ни из деревни, ни с дороги не видна, хотя та и другая в 200-300 метрах. На лугу следы пребывания коров, рядом с кострищем водочные бутылки. Не придёт ли сюда стало коров или местные любители спиртного?
15 июля. Петрозаводск.
Проснулись около 9:00, немного перекусили, костёр решили не разводить. В 11:00 отправляемся малым ходом пешком в сторону посёлка Великая Губа, до которого около 3 километров. По пути несколько раз отдыхаем, любуемся Онежским озером и ясной погодой.
15:20. Отправление теплохода Великая Губа - Петрозаводск. В теплоходе около 110 мест, на пристани собралось человек двести, но, несмотря на то, что посадка протекала довольно нервно, все кое-как поместились. На пристани мы наконец-то встретили первых за всё время туристов - Леонида и Галину из Москвы. Они возвращались из Губы Святухи. Приятно было поделиться впечатлениями, которых у них и у нас было в избытке.
17:20. Прибытие в Петрозаводск. По пути ещё раз, теперь уже с теплохода, оглядели Великую Губу, Кижи, шхеры и залив Большое Онего.
23:00. Едем в Петербург.

Поход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеруПоход по озёрам и рекам полуострова Заонежье и Онежскому озеру