Киняев В. В., Мазуров В. В. "Популярные водные маршруты" (Тула)
Тип материала: Описание Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Протяженность сплава: 270 км.
Продолжительность: 16-18 дней.
Сезонность: май-октябрь.

р. Чаткал - левый исток р. Чирчик, питающий Ташкентский оазис, начинается на южных склонах Таласского хребта и течет по самой западной части Тянь-Шаня между хребтами Сандалашским с Коксуйским на севере и Чаткальским на юге. На Западном Тянь-Шане сходятся границы Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. Лес вдоль реки лиственный, а по склонам в среднем течении Чаткала растут леса из дикой яблони, алычи, боярышника, барбариса, вишни, абрикосов и грецкого ореха. Встречаются миндаль и дикий виноград. Среднегодовой расход воды в устье - 140 куб.м/с, площадь бассейна 6870 кв.км. Средний уклон l0-l3 м/км.
Добраться до исходной точки маршрута можно с запада и юга Западный путь ведет на Чаткал из г. Джамбула через перевал Кара-Буура (н/к, 3800 м) в Таласском хребте. Южный вариант заброски идет через г. Наманган и далее через пер. Ала-Бука (н/к, 2800 м) в пос. Янги-Базар. Через перевалы ходит автотранспорт. До Янги-Базара также регулярно летает самолет из Оша через Джалал-Абад.
На участке от р. Кара-Касмак до 1-ro каньона Чаткал течет в широкой безлесой долине, часто разбиваясь на протоки, встречаются завалы, препятствия несложные. По правому берегу идет дорога, перед пос. Янги-Базар она переходит на левую сторону. От поселка до конца маршрута Чаткал течет по территории Беш-Аральского заповедника по охране змей. Через 3 км ниже пос. Куролош, находящегося на левом берегу реки (люлька гидропоста) долина реки замыкается, здесь на левом берегу удобное место для стоянки перед 1-ым каньоном, до начала которого остается 30 мин. сплава. Каньон начинается после левого поворота реки и имеет длину около 3 км, ориентиром начала служит разрушенный пешеходный мост. В каньоне можно выделить 16 ступеней и водопад, вдоль левого берега идет дорога. Первый слив расположен в конце левого поворота перед мостом. Ступени 2-5 имеют мощные сливы с подводных камней с "бочками" за ними. Прохождение ступеней 1-3 безопаснее у левого берега, 4-6 у правого. Между ступенями 5-6 слева впадает р. Терс.
После 7-ой ступени Чаткал успокаивается, чувствуется подпор и слышен шум водопада с общим перепадом 3-х сливов более 7 м. Наиболее сложна 1-я ступень, осложненная камнем в сливе. За водопадом - мощные "бочки" и косые валы. После автомобильного моста река выходит в котловину, за которой находится 2-ой каньон с берегами осыпного типа. 2-ой и следующий за ним 3-ий (скальный, наиболее живописный на Чаткале) сложных препятствий не имеют. Далее русло реки расширяется, скалы сменяются осыпями, и река незаметно входит в 4-ый каньон, откуда начинаются наиболее сложные препятствия маршрута. Фактически, это единый порог со множеством ступеней, разделенный участками быстротока. На данном отрезке можно выделить Найзинский каскад и порог "Решето" с обилием камней в русле. За S-образным порогом участок быстротока длиной 200 м, навесная переправа и плес, ниже которого (в 100 м перед одноименным притоком) начинается порог "Харкуш" - VI к. сл. длиной более 1 км. Порог образовался после землетрясения, имеет селевое происхождение и постоянно видоизменяется. Прохождение "Харкуша" возможно на надежных судах при достаточном опыте группы. Далее на протяжении 2 км расположены 5 порогов длиной до 150 м каждый, имеющих однотипные мощные сливы через подводные плиты. После 5-гo порога, расположенного на правом повороте реки, надо зачалиться для просмотра Кишлаксайского каскада длиной 1,0 км, состоящего из 4-5 ступеней. Линию движения в препятствии удобнее выбирать по краю основной струи с уходом от главных "бочек" и основных камней, пересечения основной струи избежать не удается. Возможно прохождение препятствия с промежуточными чалками. Через 2 км ниже расположен 4-х ступенчатый порог в районе притока Пигак. Длина препятствия - 300 м. Входная ступень - 2 слива высотой 1 м на расстоянии 50 м один от другого, затем шивера, заканчивающаяся мощным сливом с пульсирующей "бочкой" за ним и перепадом высот около 3 м. Это ключевое место порога, далее он несколько упрощается. Основная струя по всей длине препятствия идет ближе к левому берегу. Просмотр и организация страховки - с правого берега. Ниже плеса, после которого справа впадает приток Пигак - один из сложнейших порогов Чаткала - "Слаломный-1" длиною до 1 км. Наиболее сложна его входная часть с довольно мощными сливами и "бочками" за ними. В русле много камней, после правого поворота реки в центре потока лежит скальный обломок, далее порог упрощается. Через 1 км сплава река перегорожена каменной грядой. Это порог "Слаломный-2" длиной 600 м несколько проще предыдущего. Перед порогом слева впадает приток. В препятствии 3 гряды камней, мощные "бочки" и скальный обломок в русле, на выходе валы более 1 м. Линия движения в пороге дважды пересекает основную струю. Далее после нескольких коротких сливов с жесткими валами и "бочками" река сжимается скалами и входит в 5-ый каньон, ориентиром которого служит автомобильный мост через Чаткал. Вдоль правого берега реки идет дорога в Бричмуллу. Наиболее сложный участок каньона начинается после водомерного поста ниже р. Худайдот, впадающей справа, просмотр тоже справа. В начале участка шивера, представляющая собой нагромождение подводных камней с мощными сливами и "бочками". За шиверой порог в правой протоке. В левой, отделенной каменным островом, воды для сплава мало. Наиболее сложна входная часть порога, где приходится прыгать с обливной каменной плиты в пенную яму за нею. За порогом - шивера длиной 1 км, заканчивающаяся красивым и мощным сливом с перепадом высот около 3 м на длине 30 м. В сливе мощная "бочка", через которую приходится идти. После нескольких сот метров - очередной мощный слив с "бочкой", за которым надо чалиться перед последним порогом каньона. Порог имеет слив, разделенный скальными обломками на 2 части: правая узкая и осложнена камнями, левая кончается прижимом под скалы. Через 25 м в правой части потока обливная плита с мощной "бочкой" за нею. Далее препятствия упрощаются. Около 3 км можно плыть без разведки до песчаной отмели на правом берегу перед крутым поворотом, сразу за которым после устья р. "Польтау" - мощнейший порог длиной 200 м с крутыми валами высотой 1,5 м, сливами и большими пенными ямами за ними. Прохождение - по краю основной струи, далее река успокаивается, чувствуется подпор Чарвакского водохранилища.
Уехать с маршрута можно через пос. Бричмуллу (или минуя ее) и г. Чарвак -Чирчик - Ташкент.
Литература: 1, 2, 17, 18.

Источник: Киняев В. В., Мазуров В. В. "Популярные водные маршруты". Тула, 2001.

Сканирование и обработка:
Михаил Трусков, Тула - 2001.