17 января 2013
Алексей Томин (Самара)
Тип материала: Лоция Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1996
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V

Автор - Алексей Томин (Самара)

Веб-сайт автора - "http://alxt.pp.ru" rel="nofollow"

Схема
Здесь приведена схема реки Песчаная (Алтай) с моими коментариями. Схема была составлена участниками тренировочного похода турклуба КПТИ на плотах в мае 78-го года под руководством В. Веретенникова, вода для паводка невысокая.
В интернете есть n-я копия этого отчета.
Некоторые комментарии - мои, 93-й год по низкой воде и 96-й год, вода паводковая, высокая.

Схема состоит из четырех файлов:

Река ПесчанаяРека ПесчанаяРека ПесчанаяРека Песчаная

Схема составлялась вручную, на прогонных участках - с плота, на порогах - с берега. За 97-м порогом лоция рисовалась сходу без точной привязки. "Береговая" лоция (преп. 37-45 и 57-97) - точная, "плотовая"- мне ориентироваться не удавалось. Группа Веретенникова сошла с реки на 91-м препятствии, в связи с невозможностью для них пройти порог 97 (они оценили его как 5 к.с.). Метки с числами вдоль реки - очень примерный километраж. Восклицательные знаки - препятствия, требующие просмотра для слабой группы. На листах 1..18 и 21 обозначение препятствий следующее:
---|---- перекат;
---||--- шивера;
---|||-- порог.
Завальные участки помечены отдельно. Если препятствие длинное - сделана скобка.

На листах 19 и 20 система другая:
---|---- быстроток;
---||--- шивера;
---|||-- порог.
препятствие идет до следующей метки.

Лоция
Песчаная четко делится на участки, сильно отличающиеся друг от друга. В 93-м году мы начинали от развилки дороги (на Барагаш и Ильинку), а в 96-м - на 8 км выше по течению (у второго по счету моста дороги через реку). Коментарии с учетом как низкой воды (93-й год), так и паводка (96-й).

0. Барагаш-8 км ниже Ильинки (нет на схеме)
Река препоганейшая. Препятствия - перекаты (в низкую воду), отдельные кирпичи (в любую воду), расчески, завалы и завалы в узких протоках.
По низкой воде течение слабое и чалка не проблематична, по высокой - чалиться перед завалом тяжело, берега затоплены, лезть надо высоко, уловов нет, течение быстрое.
Отдельное развлечение - мосты. До Ильинки их штуки три, а в Ильинке - не поддается счету. Не меньше пяти. Все низкие, в пролетах всякий мусор.

1. Ильинка и завалы ниже ее (преп. 1). Мерзкое место. Коренного берега нет, течение сильное, кусты. Оба раза мы не нашли ни одной чистой протоки и поимели проблемы. В районе преп. 3 есть разрушенный (в 96-м году) мост с затрудненным проходом под ним (люди не пройдут) и обносом. Мост у преп. 5 низкий, проводка. Лучше доехать до этого моста и начать сплав ниже.

2. Пог. 7 и прилежащие шиверы могут быть сложны только для байдарки, и то для начала.

3. Мосты 22 и 23 - старый развалился бесследно, новый очень высокий.

4. Район с. Тоурак - мы шли левой протокой вопреки лоции, там коренной берег, завалов нет. Ниже села был трос, натянутый на уровне воды.

5. Протоки между Тоураком и Куяганом - в низкую воду перекаты, в высокую ничего нет. Протоки выбираются по месту легко.

6. Протоки у Куягана. Самая левая протока мелкая, но чистая.

7. За мостом 34 надо идти строго вправо! Левая протока непроходима. Она не завалена, она по ручейкам выливается вправо, а потом заканчивается.

8. Преп. 37-40. По низкой воде есть ловушки из камней, по высокой - идется сходу. Стоянки слева.

9. "Узкое место" (пор. 45) - проще других, но приметен.

Дальше ориентировка затруднена. Однако и не особо нужна. До каньона идти день (не напрягаясь), влететь в него невозможно. Ориентир начала каньона (дер. Песчаное) - река выходит в долинку, из которой выхода (визуально) нет. Потом удается увидеть буквально щель справа, в которую проваливается река. Видимо, из-за этого визуального эффекта ущелье и назвали каньоном.

До преп. 60 можно идти сходу.

10. Преп. 60. Первое заметное в каньоне. Стоит по крайней мере посмотреть. На правом берегу хорошая стоянка. Стоят два больших креста (на 96 год).

11. Преп. 61-69. Сплошная шивера. Никакой разницы между ними я не видел, смотреть бесполезно (для катамарана/каяка точно).

12. Пор. 70. В высокую воду чистый слив. Затем чалка на левый берег (сразу). Хорошая стоянка, "почтовый ящик" и прочее.

12. Пор. 71. Река огибает скалу, поворачивая на 180 градусов. В низкую воду, возможно, самый сложный на реке.

13. Преп. 72-83. Опять сплошное препятствие, достаточно равномерное по сложности. Вода заметно мощнее.

14. Пор. 84. Заметный прижим вправо, но легко обходится. Слева - шикарное улово 10х10 м, песчаный пляж (в низкую воду). Плюс огромная поляна (даже долинка). Минус - дрова где-то на горизонте.

15. Преп. 85-91. Река постепенно упрощается, ущелья нет. Есть даже приток маленький.

16. Пор. 93. Начала второго ущелья. Узкое русло с мощной водой. В конце - имитация прижима ("Розовый бом") - скала выступает с правого берега в полреки, но прижима туда нет.

17. Пор. 94 и 95. Похожи как две капли воды - мощная крутопадающая шивера на правом повороте. По низкой воде очень впечатляет.

18. Шивера 96 и пор. 97 ("Челюсть", он же "Абрамыч"). По высокой воде обязательный просмотр. На левом берегу знаки "!". Там же хорошая стоянка. По высокой воде самый сложный порог.

19. Преп. 98-105. Река постепенно упрощается, хотя пороги сложнее любых вне каньона.

20. Р. Быстрая. Слева появляется дорога. Река остается забавной, но много проще - уклон маленький и течение слабое.

21. Выход реки из гор (в районе преп. 111). Горы кончаются резко. Как выключили. Дальше - степь.

22. Красный городок. Справа можно увидеть дома. От поляны через ручеек можно выйти в поселок. Отсюда ходит автобус до Бийска. До моста в Солоновке по дороге километра 3-4, по реке - не знаю.