Виды туризма

11 января 2013
Михаил Трусков (Тула)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 402 0
Автор - Михаил Трусков (Тула)


Действующие лица и исполнители:
"Папа" - Михаил Трусков, kayak301@yandex.ru, Щ-3
"Дочь" - Субботина Ольга, st-olga@yandex.ru, Щ-3
"Сын" - Николай Трусков, dr-theiss@yandex.ru, каяк "Данцер"

В эпизодах:
Володя, Таня и их мелкий Санька; Андрей и "будущая Лида" из Москвы; веселая Марина со-товарищи, такса ФаФа и многие другие.

Особая и очень искренняя благодарность:
Москвичам Сергею и Лене (на черном Фольксвагене с кондиционером и финиками).

Преамбула
Многодневные майские "каникулы" буквально вытолкнули на легкодоступные "матрасные" реки великое множество владельцев маломерного флота и иже с ними. Мы воочию наблюдали это нашествие-сумасшедствие на тихой Пре и по мере возможности принимали в нем участие. 
По рассказам туристов, стартовавших 1 мая от города Спас-Клепики (называемых всеми не иначе, как "Склепики"), на берегу у автомобильного моста просто не хватало места для желающих собрать лодки. Отчаянные головы собирали байдарки на настиле полусгнившего старого моста в сотне метров ниже по течению. 
Мы там были на другой день. Одновременно собирались пять групп и места всем хватало. Легко.

Шли на всём: на породистых RZ-ках и провинциальных "Тайменях", на юрких "Свирях" и классических "Ладогах", на реликтовых "Салютах", семейных "Щуках", многотонных катамаранах и даже на невероятных размерах плоту из шести большегрузных камер с двумя гребями.
За эти несколько солнечных дней перед нашими глазами прошел весь ассортимент туристских и спортивных судов, когда-либо и кем-либо выпускавшийся на бескрайних просторах нашей могучей державы. Мы дополняли это скопище разномастных посудин желто-блакитной "Щукой-тройкой" и элегантным пластиковым каяком с гордым номером "301" на красном борту. (фото 1. Николай на каяке)

Шли все: люди и звери. Шли седовласые мужчины возраста конца расцвета творческих способностей и почтенные матроны с шезлонгами; шли чинные семейные экипажи с детьми в разноцветных спасжилетиках; шли романтические экипажи на одной лодке; шли шумные молодежные компании с полуодетыми девицами и громкоговорящими молодыми людьми. Самой экстравагантной группой была, по моему мнению, большая надувнушка с экипажем из двух молодых парней, сидящих бок-о-бок на корме и загребающих катамаранными веслами, и возлежащей топлесс на вздернутом носу судна молоденькой музы (наяды?, фемины?) весьма астенического телосложения. Муза стыдливо, но весьма грациозно разворачивалась спиной к проплывавшим мимо чужим лодкам. Учитывая их неисчислимое количество и плотность любопытных глаз на берегах, задача сокрытия своей грудной клетки от нескромных посторонних взглядов была не из легких.
Четвероногие братья по разуму (а точнее - по весеннему безумию) были представлены породистой таксой Никки (она же ФаФа, она же просто "сволочь"), английским и американским коккерами, сеттером, овчаркой, колли и прочими пушистыми зверьками. По непроверенным данным, на упомянутом "камерном" плоту обитали попугайчики и хомячки. Гордые хозяева часто делали вид, что не слышат наших слезных просьб "дать потискать собаку". Дело в том, что мы очень скучали по своему лопоухому англичанину Венди Симос (в быту Венька или просто Веник), и пожилому эрделю Олду, оставленных дома на попечение мамы.

Весь этот пестрый караван равномерно перемешивался днём на неторопливых водах цвета чая Липтон, оседая ближе к вечеру на неисчислимых стоянках в прибрежных сосняках и дубравах. Ближе к закату от костров по воде начинали литься песни, легкий мат и звуки радиоприемников.
Наши вновь обретенные друзья из Москвы имели счастье ночевать на песчаном мысу ниже деревни Подгорье и стали невольными слушателями миролюбивой беседы группы местных парней на одном берегу и не менее местных девиц на другом берегу. Филолог Татьяна не смогла впоследствии по ряду объективных причин передать нам все трогательные нюансы переговоров сторон, уточнив лишь, что единственным приличным было выражение "…в рот".

В процессе дневной миграции группы знакомились и даже братались прямо на воде, совершая взаимовыгодные обмены пива на спирт, настоенный на клюкве. Желанные напитки тут же и распивались из пластмассовых стаканчиков.
(фото 2. Распитие пива с друзьями)

Лоция 
Да какая тут лоция, когда искомые 65 километров от Склепиков до Деулино проходятся в матрасном режиме за 12 ходовых часов! Поскольку встать можно практически везде, регулирование дневных переходов не представляет труда.
Встать можно даже на, казалось бы, безнадежно болотистой низине от места старта до моста у села Борисова. Красот нет, но переночевать и, тем более, устроить перекус, можно.
Первое действительно хорошее место для стоянки находится на левом берегу у старицы, находящейся в виду деревни Взвоз. После этого сосняка река вновь петляет среди низких берегов, но через двадцать минут резко уходит влево перед песчаным откосом с соснами наверху. С этого места хорошие и очень хорошие стоянки будут открываться вам за каждым новым поворотом реки. Даже в период самой напряженной туристской страды вы найдете достойное место для ночлега или дневки (фото 3. Стоянка. Фото 4. Стоянка)
Для приблизительного ориентирования на местности приведу наш график движения. Необходимо учитывать, что плыли мы откровенно медленно.

Спас-Клепики - мост. у с. Борисово - 1 час 10 мин; старица у с. Взвоз - 35 мин; с. Заводская Слобода - 3 часа 30 мин; мост Ольгино - Горки - 4 часа; Деулино - 2 часа 40 мин

Препятствия
Река закладывает мелкие петли среди сосново-дубовых лесов и реальными ориентирами могут служить только мосты и два капитальных завала. Первый завал встретится минут за 15 до моста Ольгино-Горки. Непроходим, но примерно в 100 метрах до завала по правому берегу уходит в прибрежные кусты узкая искусственная протока, выводящая через 50 метров в старицу, по которой легко выйти в основное русло ниже завала. 
Второй завал - примерно в 40 минута хода перед Деулино, конечной точки описываемого маршрута. У правого берега пропилен проход под парой мощных сосновых стволов. На байдарке можно пройти, распластавшись по деке.
Катамараны и прочие габаритные суда на завалах придется обносить. Широкие тропы для обноса имеются на обоих завалах.
Мост у с. Борисово не представляет из себя серьезного препятствия - пролеты чистые, высокие и широкие. Торчащие в изобилии из опор моста толстые металлические штыри страшны только с виду, поскольку проход не слишком сужают. Течение под мостом ровное и неспешное.
Железобетонный мост у с. Заводская слобода в нашем случае имел чистый проход в правом пролете. Перед остальными пролетами скопление плавника.
Мост от Ольгино к Горкам наименее приятен. Перед ним многолетний завал. Чистым остался только левый створ, но он достаточно узок - катамараны "но пассаран". Сваи моста гладкие, течение ровное, так что у байдарок проблем не будет.

Неожиданное развлечение
Надо признать, что на берегах обитали и многочисленные представители армии автовладельцев. Двоих горе-водителей из Владимирской области весенний зуд занес на берег Пры как бы специально для того, чтобы слегка отвлечь заскучавших байдарочников от созерцания живой природы.
Изрядно приняв на грудь (с их слов - 1.5 л на двоих), они решили поупражняться в конкурсе "А вам слабо?". В результате, их белая Нива почему-то оказалась в небольшом заливчике реки. Похоже, ей там так понравилось, что выезжать оттуда самостоятельно она напрочь отказалась (фото 5. Нива в воде). 
Благо турист нынче пошел сердобольный и весьма охочий до совместных действий на местности, ситуация была исправлена. Призывные крики с берега о помощи привлекли к себе внимание не менее чем семи байдарок, случайно оказавшихся в районе бедствия.
С десяток крепких мужиков нежно приподняли тело потерпевшей, которая, ко всеобщему удивлению, злобно рычала двигателем, рыла копытцами землю и гулко булькала выхлопными газами. При помощи добрых слов и мускульной силы передние колеса пострадавшей были выволочены на твердый берег, куда она уже вскарабкалась практически самостоятельно, ласково подталкиваемая под задний бампер дюжиной крепких мужских рук (фото 6. Спасение Нивы)
Чем не пример российского глобализма: владимирские парни загнали в рязанское болото тольяттинскую машину, чтобы ещё толкали московские и тульские мужики.
Нельзя не отметить реакцию одного из владельцев Нивы, который всю процедуру вызволения машины проспал на надувном матрасе в теньке на берегу, заботливо прикрытый одеялом.
На радостный крик подельщика: "Дима, машину вытащили!", Дима приподнял голову, произнес волшебную фразу: "Ну я же сказал Yyy-ee-ss..." и снова погрузился в сладкий похмельный сон.

Красоты и животный мир
В основном вдоль берегов растут сосновые леса с подлеском из дубов, берез и осин. Множество стариц, как соединенных с основным руслом, так и спрятавшихся в глубине леса. (фото 7. Старица).
В чистой, но очень темной воде (фото 8. Чай еще не заваривали!) скрываются рыбы различных пород. Мне удалось на двойной конгер (№2+№5 сине-зеленого цвета) зацепить килограммовую щучку, которую пожарили и с удовольствием съели (фото 9. Моя дочь и моя щука).
По берегам частенько встречаются осины, поваленные бобрами (фото 10. Бобровая работа). Самих бобров мы не видели. Надо полагать, что по праздникам они прячутся от нашествия людей куда поглубже.

Заброска-выброска
Теоретически, до Спас-Клепиков можно добраться и рейсовым автобусом с автовокзала г. Рязань. Автостанция в Склепиках практически на берегу реки. Как мне показалось, подавляющее большинство туристов все-таки пользуется услугами заказного либо дружеского транспорта, привозящих их прямо к желанной воде. 
Мы добирались из Тулы на своей легковушке, гордо везя на багажнике каяк (фото 11. Последняя ночевка). Бросив детей у реки я, по предварительной наводке друзей, поехал прямо в пансионат "Мещера", расположенный рядом с деревней Полушкино у трассы Рязань-Спас-Клепики непосредственно перед развилкой "Спас-Клепики"-"Москва" за 3 км от автомоста через Пру. От шоссе к пансионату уходит асфальтовая протока без каких либо опознавательных знаков (слева, если ехать от Рязани). 
Дежурный администратор пансионата, обитающая на втором этаже, нисколько не удивилась моей просьбе приютить машину на несколько дней и даже пыталась отказаться от скромного вознаграждения. 
Машину оставил непосредственно перед зданием жилого корпуса прямо под окнами комнаты администраторов. Вокруг уже стояло несколько подобных четырехколесных питомцев. Настоятельно рекомендую при необходимости воспользоваться именно этой охраняемой стоянкой, поскольку официальных платных стоянок в Склепиках нет. 
При желании, можно ехать в пансионат прямо с вещами и собирать лодки на пансионатовском пляже, поскольку он стоит на берегу той же Пры только выше по течению, чем автодорожный мост.

Выезд из Деулино несравненно сложнее, особенно в будние дни. Рейсовый автобус уходит в 18 вечера. До села Требухино на трассе Рязань-Спас-Клепики около 25 километров. Единственное село Картаносово находится в двух километрах от Деулино. Если будете пытаться автостопить, то лучше дойти до него, поскольку оно побольше Деулино и вероятность выезда выше.

Мы пришли в Деулино 5 мая во второй половине дня, когда все окрестности деулинского моста были одним большим туристским лагерем. Шла массовая разборка и просушка лодок. На берегу стояли пара больших автобусов, ожидавших свои группы и множество легковушек. Не теряя времени даром, я ходко тронулся в путь по направлению к Картаносово. Сначала дорога была щебеночной, но вскоре под ногами зашелестел хороший асфальт.
Каждой нагонявшей меня машине я недвусмысленно давал понять взмахом руки, что было бы совсем неплохо меня подвезти. Увы, водители загруженных под завязку машин только разводили руками, извиняясь за свою вынужденную черствость.
Неожиданно затормозил черный Фольксваген-Пассат с московскими номерами. В нем сидели молодые люди - Сергей и Лена, которые, о счастье!, ехали прямо в Склепики. Их группа приехала на двух машинах и, сбросив вещи у места старта, они не поленились, съездили в Деулино и оставили одну машину под присмотром местного дядечки-алкоголика. Теперь они с комфортом ехали к месту старта (село Борисово), вызволять вторую машину. После сорока минут бесперспективного вышагивания по бесконечной асфальтовой ленте, я чувствовал себя Робинзоном, попавшим на богатое купеческое судно, по чистой случайности идущее прямо к родным британским берегам.
Мало того, что в самой ближайшей перспективе я оказывался прямо у вожделенного пансионата, мало того, что пассатовский кондиционер приятно охлаждал наружные 26 градусов до вполне терпимых 18 - кроме этих очевидных благ, Лена практически насильно кормила меня финиками, приговаривая, что они очень богаты фруктозой, которая хорошо усваивается и пр. и пр. Просто коммунизм какой-то! Или развитой капитализм? Не поймешь. 
Я искренне пообещал этим хорошим людям всенародно отблагодарить их на страницах "Скитальца", что с удовольствие и делаю. Хорошей Вам погоды в походах, а Пассату - ни жезла, ни гвоздя!

Эпилог
В завершении своего рассказа хотел бы представить несколько чудесных фото пейзажей Пры, сделанных Андреем Мосейчуком летом 2001 года.
Безветрие 
Мать-и-Мачеха 
Осока 
Закат 
Дубовый листок 
Утренний туман

Река Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 годаРека Пра,2-6 мая 2002 года

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст