16 января 2013
"Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт"
Тип материала: Описание Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
Протяженность пешей части - 150 км
Протяженность сплава - 230 км
Продолжительность сплава - 8 - 10 дней
Сезонность - июнь - август
Категория сложности для деревянных плотов - IV

Долгий и трудный путь в верховье Малого Абакана начинается из поселка Большой Он, куда приезжают автобусом или попутной машиной из Абазы. От поселка нужно проехать на попутной машине до 105-го км шоссе Ак-Довурак - Абаза, не доезжая 3 км до Саянского перевала. Здесь сойти с дороги вправо и отыскать тропу на перевал.
Тропа по распадку уходит вверх и его правым склоном спускается с перевала к реке Куру-Куль, правому притоку реки Оны. Ущелье ее, узкое и прямое, вытянуто почти в широтном направлении. Тропа много раз переходит с одного берега на другой и после впадения Куру-Куля в Ону идет вниз по ней до брода в 500 м ниже впадения слева Каратоша. Дальше хорошо набитая тропа идет вдоль Каратоша и приводит к живописному озеру Позарым, где можно устроить дневку.
От озера к перевалу нужно снова двигаться долиной Каратоша. Тропа полого поднимается на перевал и круто падает с него в долину Оттола, правого притока реки Изерлы. Тесное, с каскадом водопадов, ущелье Оттола очень красиво. У впадения Оттола в Изерлу - охотничья избушка, после которой тропа пропадает. Путь по левому берегу Изерлы к Малому Абакану труден. Река мощная, переправа через нее сложна, обрывистые берега придется обойти высоко по склону. В 6 - 8 км выше устья Изерла на входе в каньон срывается 10-метровым водопадом, а в 4 км за каньоном впадает в Малый Абакан.
От устья Изерлы русло Малого Абакана каменисто, много перекатов и шивер, труднопроходимых на деревянном плоту даже в среднюю воду. Примерно через 8 км после начала сплава река делится островом на 2 протоки. Левая непроходима, в правой - сплошной завал. У нижней кромки острова - перекат, переходящий в шиверу. В 1 км ниже река поворачивает налево, и струя наваливает на скопление камней у правого берега. Сплав - вдоль левого берега.
Опасный порог расположен еще через 3 - 3,5 км. Малый Абакан круто, под прямым углом, уходит влево, образуя сильный прижим к обрывистому правому берегу. После поворота в русле - лабиринт крупных камней. Порог надо осмотреть. После прижима река преодолевает серию сложных препятствий, разделенных короткими (не более 1 - 2 км) участками шивер. Первое препятствие - сильный навал воды на скалу у правого берега в излучине Малого Абакана, затем следуют 2 опасных завала, перекрывающих значительную часть реки, которые без разведки преодолевать нельзя: почти вся вода уходит под завал.
Цепь насыщенных камнями шивер и каменистых перекатов на протяжении 18 - 20 км отделяет завалы от очередного сплошного завала через всю реку высотой 3 м и шириной 50 м на длине в 25 м! Здесь плот придется разобрать и обнести завал.
В 5 - 6 км ниже завала на реке 2 шиверы, требующие четкого маневра, после чего начинается сравнительно спокойный участок длиной 25 - 30 км. Скорость течения для средней воды не превышает 4 - 5 км/час. В конце участка уклон русла резко возрастает, и после каменистого островка начинается одно из самых серьезных препятствий Малого Абакана - Большой порог. Русло настолько забито камнями, что сплав в малую и среднюю воду может окончиться потерей плота. Порог переходит в длинную (5 - 6 км) "Коилинскую" шиверу, пройти которую также сложно. Большой порог и шивера требуют самой тщательной разведки.
Ниже устья реки Койлы, впадающей справа, Малый Абакан - мощный и быстрый. Основные препятствия - навал воды на каменистые берега и несложные шиверы, которые можно проходить без предварительной разведки. После впадения Койлы по правому берегу реки хорошая тропа. 35 км от Койлы до слияния с Большим Абаканом можно проплыть за день.
Далее сплав продолжается по Абакану до Абазы (см. маршрут 66).

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.