15 января 2013
"Север". М., "Физкультура и спорт"
Тип материала: Описание Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 1975
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Протяженность - 220 км.
Продолжительность - 20 дней.

От предыдущего маршрута этот отличается дополнительным волоком и благоприятным сочетанием конечного пункта - станции Кузема с берегом Белого моря, благодаря чему отпадает необходимость пешего перехода 20 км или требующего серьезной дополнительной подготовки морского перехода (от станции Кузема до Березовки 800 м и далее 1 км по реке до моря).
Начинается маршрут от станции Лоухи, где можно посетить метеостанцию. Далее около 70 км по озеру Кереть и соединенному с ним Вингельозеру до места начала первого волока. Волок из Вингельозера на озеро Зимнее и далее на Верхнее Кумозеро описан в предыдущем маршруте. Для перехода в Нижнее Кумозеро следует пройти в юго-восточный угол (восточная часть озера имеет почти прямоугольное очертание) Верхнего Кумозера и здесь найти волоковую тропу (ее длина 3,7 км), уходящую на юго-восток к северо-западному заливу Нижнего Кумозера. Это озеро вытянуто с северо-запада на юго-восток примерно на 15 км. Двигаясь вдоль северного берега озера, туристы попадают в реку Кузему, вытекающую из его северо-восточного, постепенно сужающегося залива.
Чтобы не попасть в 3-километровую губу, надо, пройдя первые 3 км вдоль северного берега, отойти от него, придерживаясь старого направления (берег свернет на северо-восток), и взять ориентир на расположенный примерно в 1 км лесистый мыс.
Порогов на Куземе меньше, чем па Воньге (28), но сложных больше, особенно в низовье, где их длина доходит до 2 км, что требует от группы и руководителя высокой квалификации. На реке около 30 каменистых перекатов, которые при низкой воде преодолеваются впро-водку.
У истока Куземы в 300 м от левого берега поселок лесорубов Кумозеро. Сразу за мостом первый порог длиной до 100 м. каменистый, несложный. Еще 3 подобных порога - и начинается узкое (около 100 м) Чиркозеро, зарастающее лилиями. На своем пути Кузема пересекает Чиркозеро длиной около 5 км и Кутно;
длина последнего такая же, но ширина доходит до 2 км.
Характерная черта куземских порогов - обилие камней, маловодность и протяженность в среднем 50-80 м. Все пороги проходимы, но в малую воду некоторые лучше преодолевать проводкой или даже обносить. Обязательна разведка с берега, особенно порогов нижней части реки, где вода проносится в крутых скалистых берегах, а отсутствие хотя бы небольших плесов при длине порога до 2 км требует установки сигнальщиков.
Учитывая специфику реки, лучше выбрать для путешествия по ней год с высоким уровнем воды, о чем можно узнать, списавшись с местными жителями.
Завершать маршрут лучше не у пересечения с железной дорогой, от которого более 2 км по шпалам до станции Кузема. а пройти реку до ее устья. Далее, обогнув мыс справа от устья, войти в Березовку и причалить к ее правому берегу у полянки за двумя впадающими в реку ручьями. Переход от Куземы в Березовку удобнее совершить во время прилива, но и в отлив можно подняться по Березовке около 400 м. От полянки по хорошей тропе до станции всего около 800 м.

Источник: "Север". М., "Физкультура и спорт", 1975.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.