17 января 2013
Юрий Фокин (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2003
2003 г.

Автор - Юрий Фокин (Москва)

Оригинал отчета размещен на сайте "http://reka.pp.ru" rel="nofollow"

Состав группы:
Дмитрий Назаров (dimus, Eskimo cerro, Храпуново)
Юрий Фокин (yur, Eskimo salto, Химки)
Александр Ласкеев (Kilyator, Sunblas togo, Москва)
Дмитрий Голых (Митяй, "Тритон-2", Москва)
Максим Торопов (Макс, "Тритон-2", Чехов)

4 июля. День отъезда. Сегодня мы идем в поход. Для меня это называется Алтайско-Байкальская экспедиция. Маршрут: Шавла - Аргут - Катунь, потом переезд на Утулик (район хребта Хамар-Дабан). Команда состоит из 5 человек, организатором и идейным вдохновителем всей этой авантюры выступает Дмитрий Назаров (Димус). Он потом идет ещё и на Жом-Болок. Для всей команды это - первая "пятерка". Посмотрим, что из этого получится. Команда подбиралась по интернету, познакомились все за пару-тройку недель до маршрута. Маршрут тоже выбирался по принципу - кто-то хочет на Шавлинские озера, кто-то на Хамар-Дабан, кому-то все пофиг, кто-то должен успеть в следующий пеше-горный поход в определенное место и время, плюс надо срочно брать билеты... В-общем, решилось все ночью в 2 часа, неожиданный обзвон участников, покупка билетов на следующее утро - все как полагается для настоящей авантюры.
Первый раз в жизни я собирался фактически в последний день. В итоге, оказался забытым весь сахар на мои дежурства, и не найден в спешке фонарь. Пять часов ускоряющихся перемещений по квартире, и, наконец, старт. Остальная команда собиралась примерно так же. Нас - 3 каяка и один кат-"двойка". Две лодки отправили заранее, моя едет с нами в поезде. Встреча на вокзале, пиво с провожающими, бурные дебаты с проводницами по поводу лодки, завершившиеся общением с начальницей поезда и положительным и безвозмездным решением вопроса. Когда же, наконец, проводники привыкнут к лодкам! Поезд фирменный Москва-Барнаул, называется "Алтай". Вечером пьем, едим, мешаем всем спать.

5 июля. Дорога - поезд. Всю ночь и утро болит голова. Продолжаем пить и есть (мешая по-прежнему водку с пивом, но более осторожно). Ехать ещё два дня. Поезд чистый. Ходили в вагон-ресторан (цены высокие - пили кофэ), потом смотрели кино в вагоне начальницы поезда, сначала какую-то американскую фигню про зеленое чудище hulk, потом наш родной "Антикиллер". Даже неловко как-то - вроде в поход едем, а тут телевизор. Звук, правда, очень слабый, но кино хорошее. Играли в преф на отжимания, кто выиграл - не помню. Читали лоции, ламинировали карты скотчем.

6 июля. Дорога - поезд. Продолжаем ехать, уже в Азии. Пейзажи за окном такие же, как и вчера. Макс решает шахматные задачи - оказывается, он КМС по шахматам. Митяй с Килятором жгут друг друга зажигалками. Мои штаны расползаются на глазах - думаю, до реки я дойду уже в шортах. Каждый год хочу их выбросить, и все не решаюсь уже 3 года.

7 июля. Авто-заброска. Приехали в 7.00 в Барнаул - сдвиг + 3 часа относительно Москвы. Сразу подошел заказанный заранее водила из "Биалтура", машина - грузовая "Газель". Багажное отделение открывается в 8.00, аптека тоже. Забрали лодки Димуса и Сани, я купил йодантипирина от клещей (Шурик и я - не привитые). Лекарство нашлось только в 3-ей аптеке, забрал последние 100 таблеток. Купил кассету для видеокамеры, батарейки для часов. Поехали. Водила хороший, поговорили. Все и лодки влезло внутрь. Пейзаж подмосковный. До Бийска ехали пару часов, потом пересели в УАЗ-буханку, один каяк привязали на крышу. Едем в Чибит. По дороге заезжали в кафе, поели дешево и сытно. Шашлык - 35 рублей. Пейзажи при подъезде к Горной части обалденные - горы, снежники, зеленая Катунь. Множество турбаз. Природа очень живописная. В 20.30 были в Чибите - там встретили Костю Наумова. Он убедил нас, что надо сегодня ехать до моста через Чую. Поехали. Видно, что водила стремается - а мы-то уж и подавно. Димус напугал нас своими недавними снами о падении машины в пропасть. Навеяны они, видимо, были все же не предчувствием, а его недавним падением на такой же буханке при заброске в Саянах, все остались живы, но с серьезными травмами. Дорога плохая - сырая (здесь каждый вечер идут дожди, по расписанию). Если водила чуть ошибется - всем 100% и безоговорочный пипец - лететь вниз метров 100-200, потом ещё столько же до Мажойского каскада в Чую. Сверху все выглядит просто, так, шиверки. Митяй не скрывает своего желания пройтись за машинкой пешком, остальные посмеиваются, но несколько истерично - один хрен не успеешь выбить стекло и выскочить, как планировал про себя Димус. В-общем, очень прикольные ощущения. По дороге забрали рюкзаки у двух теток-туристок из Баранула. Доехали уже в темноте при свете фар, распугивая стада овец, до моста через Чую. Вода впечатлила - видно сразу, что Мажойский каскад - это непросто, пока не для нас. Поставили палатку, поели и спать, двое в машине с водилой. Ждали с Димусом теток, уже собирались идти встречать. но они сами подошли - в районе 00.30. Накормили их холодным ужином, и они пошли в баню на той стороне реки, там стоят МЧС-овцы. Народ наш в палатке-"трешке" шебутной, особенно Саня с Митяем (братом известного на интернет-форумах Algol`а). Небо звездное, ясное. Мажой ревет.

8 июля. Авто + пешка до Шабаги. Подъем в 5.00, чай, и в 6.15 - старт. Проехали около 6 км за пару часов. Раза 4 выходили, толкали машину, въезжали наверх по ледяной горке. Поехали влево вдоль Мажоя, притока Чуи. Проехали стоянку МЧС-овцев с КамАЗом. Виды на снежные горы обалденные. Удивляемся красоте природы и проходимости буханки. Скоро водила сказал (после того, как машина пошла юзом вниз по мокрой траве) - стоп. Перевал Орой, как он сказал, махнув рукой, здесь рядом за пригорком. Мы отдали ему спирта в бонус, и он уехал. Звали его Виталий Барашкин. Дорога от Барнаула до сюда обошлась нам в 8500 р., как оказалось, завез нас водила совсем не туда. Мог проехать и дальше. Дорога на Орой идет одна сразу напрямик от Чибита (тропа, расстояние до стрелки Шабага-Шавла 43 км), и другая, по которой мы ехали, сначала влево вдоль Мажоя, потом направо, обратно, траверсируя склон, и потом наверх к Орою. Нас довезли до конца поворота слева-направо этой длинной петли. Водила-то неплохой, да неопытный. Лучше бы мы сразу обратились к Наумову, это мы сами лоханулись. Ещё вариант - брать лошадей от Чибита (до Шавлы стоит 700 р). Пока этого всего не зная, и думая, что Орой где-то рядом, ма стартовали. Катамаранщики пошли в одну ходку. Мы сначала - тоже, но быстро сдохли (метров через 200). Рюкзак 30-40 кг + каяк 18-20 кг в гору в первый день пути - это слишком. Пошли в 2 ходки. Виды - супер. Ощущение, что идешь в Непале где-нибудь - горы, снега (хоть я там и не был). Некоторые участки давались на пределе. Забыли про женщин, но красотами природы ещё любуемся (при красоты забудем часов через 8). Макс упилил далеко вперед. Рюкзак у него тяжелый, но он, типа, пешеходник. После этого похода он идет пешком по этим же местам. Хотя собирал группу Димус, а официальный руководитель (ничтоже сумняшеся заявившийся в МГТК) - Саня, но реально у нас руководителя нет - анархия. Димус самоустранился, так, чтобы каждый отвечал сам за себя. Как оказалось, это была неплохая схема, мы не конфликтовали даже на таком сложном маршруте, при том, что до похода друг друга не знали. Дошли до поселения алтайского пастуха, где-то за 5 км до перевала Орой. Всего наш путь оказался даже длиннее, чем от Чибита (как ходили раньше). Это около 45 км. До состояния рожания было ещё далеко, но, трезво оценив свои силы и возможности, мы наняли лошадей до Шавлы за 500 р. с лошади (взяли двух). Около 14.00 догнали Макса, где-то за 2 км до перевала. Он устал, ждал нас полтора часа, и хотел жрать. Мы тоже хотели, но съели всего шоколадку на всех. В целом состояние уже почти никакое, с 5 утра без еды, 1-ый день похода. Но нельзя остановиться, иначе не успеем до темноты. График маршрута у нас жесткий, так как потом нас ждет переезд на другую реку, и куплены билеты, назначены встречи с другим народом. Рюкзаки едут на лошадях, один рюкзак несем по очереди. Каяки тоже тащим на своих горбах. Пару раз перепаковывали рюкзаки, чтобы вес распределялся равномерно. Где-то за 1 км до перевала отправили Митяя с лошадьми до Шавлы, а сами должны дойти позже - темп лошадей мы с грузом не держим. Митяя нагрузили канами с шмотками, видеокамерой, веслами (чтобы облегчить рюкзак, который несем мы сами). Он ушел, мы идем потихоньку. Макс и Шурик идут тяжело. Димус, как лось, прется довольно резво, я иду не торопясь, но верно. Запас сил ещё есть, одно хреново - без еды я работать не привык, батарейки садятся, и я не знаю, на сколько меня ещё хватит. Каяки тащим за веревочки, когда вниз, и на горбу, когда вверх. Рюкзак - по очереди. Вышли на перевал Орой (2300 м) в 16.00. Встретили чуть раньше итальянца Алдо, шедшего от Чибита. Он вышел в 10.00 (на 2.5 часа раньше нас), идет на Шавлинские озера. Пошли дальше вместе. От перевала пошли слева от плато Ештык-Ель. Небо заволокло тучами, пошел дождь, а следом и град, с горошину. Шурик, мазохист, идет в шортах и футболке, ему холодно, но он терпит и пока не хочет брать мой свитер. Холодно уже не только Шурику, но и всем остальным, в ветровках и штормовках. После брода через ручей задул сильный ветер, и мы все-таки заставили Шурика одеться - нельзя допустить болезни кого-либо из участников. Этот маршрут слишком много значит для всех, для всех это первая "пятерка". Довольно скоро поднялись на холм, и тут выяснилось (я шел последний), что Макс и Шурик совсем замерзли. Было решено оставить Алдо с Максом и рюкзаком здесь ночевать, а самими рвать до места, куда дойдет Митяй с лошадьми. Тут проехала кавалькальда конных алтайцев - человек 8. На просьбу Димуса подвезти двоих человек они отказали - уроды. Тут увидели наших лошадей, возвращавшихся обратно. Они оставили Митяя с вещами в километре отсюда. Тогда решили идти быстро всем туда. Лодки бросили в ложбине. Макс и Шурик никакие - я раскрыл негнущимимся пальцами рюкзак, одели на Макса свитер и неопреновый подшлемник - это был единственный раз, когда он пригодился в этом походе. Итальянец тоже плохо соображает. Похоже, только мы с Димусом ещё в состоянии шевелить мозгами, но Димуса всего трясет, и руки и ноги, а я не могу нагнуться к земле, болит спина. Вдвоем мы быстро запаковали рюкзак и ломанулись к Митяю. Димус - лось, взял рюкзак и побежал, а я так не могу даже на свежие силы. Осталось только надеяться, что он не упадет, не сломает ногу, не сорвет больную спину (этакая команда инвалидов у нас получилась под конец дня). Идем остальные налегке (кроме Алдо, он несет свой рюкзак, да я помог ему донести его второй штурмовой рюкзачок). Хотя я и мокрый насквозь, но это фигня по сравнению с прошлогодним Заполярьем. Остальные, мягко говоря, от холода прифигели. Ситуация, на первый взгляд, грозила вот-вот перейти в аварийную. Дошли до Митяя довольно скоро, поставили лагерь, сделали костер. До воды - полтора километра. Сходили за водой и лодками, Макс героически припер лодку Килятора, который тихо отмирал (или, наоборот, возвращался к жизни) в палатке. Устроили, наконец, ужин, малость отошли. Тяпнули витамина, аспирина, и водки со сгущенкой (за международное знакомство, забыв про принятые лекарства). Легли спать. Дождь кончился под вечер. Алтайцы сперли по дороге фотик с рюкзака, ехавшего на лошади, и не повезли Митяя до Шавлы.

9 июля. Пешка до Шавлы. С утра солнце. Просушка шмоток - около часа, и старт в 10.00. Я видел волка рядом с лагерем. Он посмотрел на меня и убежал в лес. Наверное, я страшнее. Идем в одну ходку с Димусом. Шурик - в две. Вниз с каяком легче, да ещё начали втягиваться, так что жизнь стала налаживаться. Втроем (Димус, Алдо и я) мы оторвались довольно далеко. Нашли место вероятного начала сплава по Шабаге, спрятали лодки, прошли немного и стали ждать остальных. Алдо пошел вперед с километр-два, потом вернулся назад, в смятении, решив идти назад. Он запутался с картой-десятикилометровкой, и плюс у него кончались продукты. Правда, информацию о последнем пришлось из него вытягивать - эти самостоятельные европейцы ни в жизнь сами не признаются, что у них кончается жрачка. Вообщем, мы обещали ему не дать умереть с голоду и убедили идти с нами. Ждали остальных час-полтора, Димус даже пошел их встречать. Да, лось он ещё тот - удивительна его динамика - я могу пройти и сделать не меньше, но не в таком темпе. Митяй с Максом пришли под катом совсем никакие - им сейчас тяжелее нас. Идем, тем не менее, дальше. Встретили новых конных алтайцев, те сказали, что Шавла недалеко, что туристкая тропа слева, а мы идем по конной, справа. Вообще все группы по отчетам ходят по левому берегу Шабаги. Мы шли по правому, и ничего, тропа не хуже. Оставили кат в лесу, разгрузив Макса и Митяя, и пошли дальше. Нашли брод, перешли Шабагу, навесив перила. На левом берегу это место соответствует отходу тропы с треугольника на Шавлинские озера. При броде Шурик выпендрился и искупался с рюкзаком на пару. Встретили группу пеших из Горноалтайска, и конных из Новосибирска. Дошли до Шавлы, наконец, от брода - около 2-3 км. В устье Шабаги - отличная стоянка. Поставили лагерь, пообедали, продолжили жрать сюрпризы (первый - ананасы со сгущенкой от Шурика - съели вчера). Димус достал пиво Miller в стеклянных бутылках!!! Мои фисташки оказались очень кстати. Все проперлись. Расслабон, сушка. Уровень воды - высокий, кусты в воде, прямо на стрелке в Шавле дерево застряло в камнях, его болтает туда-сюда. Первые же метры Шавлы - это прогон 2-3 к.с. - неслабый вальчик, течение очень быстрое, впереди виден залом. Без разминки лезть туда совершенно не хочется. Вечером дождь, спирт, сладкое, разговоры о жизни, Европе, Грузии (Алдо 3-ий год там живет), России.

10 июля. Сплав по Шабаге. Ночью всех мучал сушняк. Спали плохо. Подъем в 6.30. Алдо ушел на Шавлинские озера. Митяй остался в лагере. Остальные - на сплав по Шабаге. Макс должен притащить оставшийся вчера в 5 км катамаран. Идем все вместе по правому берегу Шабаги 1 час 15 минут до места, где бросили лодки (около 4 км по реке от устья). Мы с Димусом видели волка с острыми ушами. Начали сплав - все хотели идти первым первый участок, бросили жребий, выпало мне. Ура. К слову сказать, в основном на маршруте первым шел Димус - он чувствовал себя в каяке уверенней нас. Макс снимает на видео. Сначала было боязно, потом осмелели. К примеру, идя вчера с рюкзаками, мы и не думали идти большую часть того, что сегодня прошли. Река - эскалатор, падение среднее по карте около 60 м на 1 км, при этом участок, который мы шли, имел самое большое падение. Сливы идут один за другим, высотой до метра. Чалимся в маленькие улова, в основном принудительно. Страхующие заходят в воду и ловят лодку того, кто проходит, за ручку. Вскоре пошел дождь, я решил, что это до вечера, и отправил Макса с камерой назад, за катом и в лагерь. Как я ошибся! Дождь скоро кончился, и мы сплавлялись ещё 5 часов по отличной погоде, по таким участкам, которых не видели и во снах. А видео и фото не получилось. По ходу сплава отговорили Шурика идти сложный порог водопадного типа - несколько метровых неровных косых мощных сливов, идущих подряд один за другим. Нам река и так пока вставляет по полной, наша цель - размяться перед Шавлой, и убираться в начале маршрута вовсе ни к чему. В итоге за 5 часов прошли участок около 2 км, который по берегу шли 20 минут. Сделали 7 обносов, среди них 5 завалов, и 2 коротких, но особо мощных порога. Река крутопадающая и мелкорасходная, много камней - вот что такое, оказывается, крикинг. Делали перекус, после него расслабились и кое-что уже начали идти без подробного просмотра. На одном из таких участков случилась авария. Димус прошел первым кусок длиной метров 200, бегло перед этим глянув на него сверху. Мне перед своим прохождением сказал, что там три простых слива, и хорошая чалка. Сел в лодку и скрылся за поворотом. Я пошел, ещё на заходе лег в простой части, но там было мелко, и я встал руками ото дна, не потеряв при этом весло. Пошел дальше, сливов оказалось около 5-6, мощных, кое-что я прошел кормой и лагом. Лодка Salto отлично себя показал - она создана как раз для таких рек, просто супер! Где-то в середине участка я зачалился в суводь за камнем, так как впереди было видно только большое падение, и Димуса, спокойно наблюдающего с берега за моим прохождением. Я спросил у него знаками, куда идти, на что он показал - по основной струе... пришлось идти, действительно линия движения в хаосе камней с таким падением тоже получается хаотическая, и надо идти, куда едет лодка. Так я проехал до чалки. Шурик пошел и заклинился в камнях тоже в первой части. Вылез сам, пошел смотреть порог по другому берегу. Относительно долго драконил, высматривал линию движения, потом пошел. Где-то он чуть не успел, и его вынесло на зуб метров за 30 до чалки. Он лег, отстрелился, пошел отдельно от лодки, лодка перед ним, в последний слив. Лодку поставило вертикально на нос, и бросили сверху на Шурика. Не знаю, как ему удалось избежать столкновения, но он выбрался на противоположный от нас берег. Я бросился за лодкой, Димус в это время поймал весло. Когда я поймал лодку, слышу его крик - не удержишь!, но лодка не успела наполниться водой, и я её удержал. Правда, при этом меня начало сносить струёй вниз, я бы уплыл вместе с каяком в следующий порог, если бы Димус не схватил меня за протянутую руку, и вдвоем мы вытащили Шуриков каяк на берег и выбрались сами. Потом Шурик переплыл к нам. Запомнились его глаза во время оверкиля и самосплава - большие и круглые. Все нашлось, кроме спасконца - он шел у Килятора между ног непривязанный, и уплыл. Хороший конец, хиковский, 30 м. Было очень жаль. Через полчаса Димус нашел его в камнях, чудом зацепившегося. Саня был в восторге и обещал Диме пиво. Так было положено начало традиции - если кто-то спасал чье-то весло, или лодку, или ещё что, то ему обещалось в Барнауле или по дороге в машине пиво или шашлык. Продолжили сплав более аккуратно. Я таких рек ещё не видел, и не ходил. По нашим оценкам, сложность 4-5. Опасность представляют завалы - влететь в них можно легко, если идти без просмотра. Мы шли кусками по 50-150 метров. Закончили сплав в начале шестого, и дальше пошли пешком. На подходе к лагерю мы с Димусом ещё проехали метров 300, до финальных завалов, но это были уже сущие пустяки по сравнению с верхней частью. Санин родейник после киля получил вмятину на носу и стал похож на Prijon luv. Саня хочет это дело поправить кипятком, но нам кажется, что так даже лучше. Макс с Митяем собирали до вечера кат, не обошлось и без моей помощи - куда же без каякера. В итоге собрали. Вечером поздно вернулся Алдо с озер - говорит, очень красиво, но долго и тяжело идти по конной тропе. Мы идем туда завтра, тоже за один день. После сплава по Шабаге появилась уверенность в собственных силах и Шавла не кажется уже такой страшной. Что волнует - Димус, похоже, заболевает. У меня натерты ноги очень сильно, после беготни в неопрене, у Митяя тоже. Но у него есть супер мазь, посмотрим, что будет завтра утром. Дождь идет весь вечер. Вода в Шавле поднялась за день на 8 см.

11 июля. Радиальный выход на Шавлинские озера. Подъем в 6.30. Завтрак. Ноги болят. Идем втроем - Димус, Митяй и я. Алдо сегодня уходит в Чибит, домой. Позавтракали. Взяли с собой сухой перекус, попрощались с Алдо, и пошли. Шли быстро - около 5 км/час. Встретили группу пешеходников из Омска - много девчонок. Я даже в одну влюбился с первого взгляда, и Митяй меня всю дорогу подкалывал. Но нам не удалось пересечься на обратном пути, и я обломался. Эх... Пошли дальше. На одном из привалов увидели их сзади - они с рюкзаками шли практически в нашем темпе! Пришлось ещё ускориться, чтобы не было стыдно. Впереди горы в снегах. Верхняя Шавла пока пригодна для сплава, падение небольшое, метров 15-20 на км. Камней и завалов, заломов практически нет. Потом был участок с большим падением - тут возможен сплав на катах, и на каяках, но без права на ошибку - удивительно равномерный уклон, мелко (для эскимоса), страховать негде, чалок нет. Потом было озеро, не очень красивое, но вода голубая. До Нижнего Шавлинского озера дошли за 3 часа 20 минут. Дорога, в основном, в конном дерьме, очень грязная - вытоптана копытами. Озеро красивое - кругом скалы, горы, снежники. Много стоянок, на них туристы, все пешие. Есть местные алтайцы с баней и пивом. Поели сухарей с сыром, пошли дальше. Тропа идет через каменную сыпуху, там сложены туры, крепость из камней. Пофоткались. До Верхнего озера лошади уже не ходят, тропа более сухая, но и более сложная - по камням. С утра вообще все небо затянуто, то и дело идет дождь. Вершин гор не видно, и мы с трудом верим, что горы откроются нам во всей красе. Ноги уже еле идут, у Димуса глючит спина. До Верхнего озера шли полтора часа, постоянно снимая фото-видео. На озере выглянуло солнце, и небо очистилось на полчаса, показав нам горы - Монах, Красавица, Мечта, Сказка. Искупались в озере, весело вопя и радуясь жизни. Глубина - около полметра, вода голубая, дно - глина, камни. Поели сухарей, сыра, казенак, пошли назад. Небо затянуло вновь, пошел дождь и не переставал до самого конца дня. Тропа, и без того грязная, превратилась в месиво. Обратная дорога стала испытанием. Дошли к лагерю только к половине десятого, в наступающих сумерках. По дороге ели только начавшую созревать жимолость. На последних 500-х метрах мы забрели не в то болото, и выходили на тропу на бровях, я пару раз просто падал. Прикольно. Из последних сил поели сухой картошки и отрубились. За день прошли около 40 км.

12 июля. 1-ый день сплава по Шавле Выход в 12.00. Погода - дрянь. Ночью дождь, утром тоже. Вода прибывает. Похоже, мы влетаем в высокую воду. Кусты на Шавле в верхнем течении и здесь - в воде, местами вода идет даже через лес (вверху). Начали сплав. Идем с заносками вещей. До пор. Пунктир (3 к.с.) - шиверы, прошли нормально, валы мощные, скорость огромная, только успевай отработать (я явно не успеваю, как потом определил, кроме недостатка опыта, что очевидно, ещё и слишком длинное весло у меня). Главная опасность - заломы, завалы - надо рулить от них. На пор. Пунктир я испытал самый опасный момент за всю свою сплавную жизнь. Сначала прошел успешно кат и Шурик, потом шли мы с Димусом тандемом. Ближе к выходу порога Димус еле успел отгрестись от залома, а я - нет. Меня прижало левым бортом и стало подмывать под бревна, киляя направо. Я выпустил весло и, схватившись обеими руками за бревно, с большим трудом развернул лодку дном к струе. Постояв так некоторое время, я увидел весло в воде впереди под завалом. Попробовал дотянуться до него, но опять упустил из под контроля лодку, и меня вновь начало тянуть вниз. Ещё с большим трудом мне удалось поставить лодку в нужное положение. Больше весла я не видел, и стал ждать помощи. Можно было подтянуться к краю завала и отправиться в плавание без весла, но вставать руками я не умел, пришлось бы покидать каяк. Страховка бы каяк не поймала, ловя меня. Хорошо, подоспел Димус, он увидел, что я влетел, и быстро зачалился на мой берег (страховка была на противоположном) ещё до конца порога, что, вообще, было непростым делом. Он принес мне свое весло, пока передавал его, сам чуть не был затянут под завал. Но в итоге я весло получил, подтянулся к краю залома, оттолкнулся на струю в слив, сразу лег, встал, и, пройдя конец порога, зачалился ко всем остальным. Очень хотелось достать весло. На морковке переправился маятником с помощью Димуса на другой берег, пополоскавшись какое то время на валах. Ползали по залому, раскачивая его, почти отчаявшись, Димус углядел лопасть весла под водой, и достал его, перегнувшись вниз, я держал его сзади. Композиция была что надо, жалко, фото-видео было слишком далеко в тот момент. Теперь я тоже должен Димусу пиво. Обратно вернулись тем же порядком. Следующий порог - Шлагбаум (3+), все прошли успешно, мы с Димусом справа (я полег в середине у наклоненного к воде бревна, встал), а Шурик и кат - слева. Страховали живцом и спасконцом, но все зачалились успешно. Последние прохождения были уже под дождем. Небо затянуло. Решили Эшафот не идти, а встать за ним на хорошей стоянке. Время 16.30. Уровень воды подрос. Цвет поменялся с зеленого на коричневый. Похоже, мы влетаем в паводок. Дождь шел с перерывами оставшийся день и ночь. Завтра - порог Эшафот (5).

13 июля. 2-ой день сплава по Шавле Эшафот обнесли после двухчасового осмотра - слишком опасно. Занесли вещи за порог Мономах (5). Все время идет дождь. По реке плывут сучья и даже деревья. Пошли шиверы от Эшафота до Мономаха походным строем - каякеры, потом кат. Валы и бочки оказались больше, чем смотрелись с берега. В одной из бочек я залип, стал опираться, у меня выбило потоком весло из одной руки. Лег, под водой взял весло, встал, выйдя из бочки. Димус шел первым, его эта бочка тоже придержала. С огромными глазами все каякеры самостоятельно зачалились на левом берегу перед упавшим и перегородившим всю реку деревом. Зазор между ним и водой - от 10 см слева до полуметра справа. Стали ждать кат со спасконцом, но ребята зачалились самостоятельно - молодцы. Обнесли дерево и перечалились на правый берег перед порогом Мономах. Стали смотреть. Решили, что опасно - слишком много мест, где можно залечь. Вода явно мощнее пройденной только что шиверы. Чалка за Мономахом есть, но отмель справа залита почти полностью, торчат несколько полуобливных верхушек камней. Решили встать за порогом. Обнесли суда. Шурик ещё решался, хотел утром идти порог. Мы истерично посмеиваемся, вот, типа, пришли на речку, все заносим. Шурик говорит нам - я пойду - а мы все смеемся. Он на нас даже разозлился, но мы пообещали его постраховать, если он пойдет. Вообще, так как у нас анархия, то если кто хочет идти - его могут отговорить, но если он все же пойдет, то все будут страховать. Шурик пошел после обеда смотреть ещё раз, увидел, что дерево, которое мы обносили, уже наполовину залито водой, т.е. уровень воды поднялся ещё на 20-30 см. В Мономахе стало ещё страшнее, и Шурик пошел заносить лодку вниз. Мы этому были только рады. Для группы нашей квалификации сплавляться по паводковой воде 5 к.с., да ещё в начале маршрута - это слишком опасно. Начали считать дни - успеем ли дойти в срок до конца маршрута. Решили завтра идти быстрее. Запаса времени на пережидание паводка у нас нет, впереди другие походы, встречи с другими людьми. Небо в тучах, с гор текут ручьи, вода прет по кустам и прибрежной траве. До палаток по вертикали - полметра.

14 июля. 3-ий день сплава по Шавле Пороги Трек и Суваки - с утра. Погода хорошая - солнце, но вода практически не упала, держится на том же уровне. Занесли вещи до середины Сувак. Пошли со взаимостраховкой, прошли удачно. Потом порог Тройной (5-) - кат прошел нормально. Порог состоит из мощной заходной шиверы на правом повороте, в середине торчит зуб, его с воды практически не видно, зато видно с берега. Слева у берега мощная бочка. Потом цепочка валов, по нашей воде до полутора метров. Потом собственно кульминация - три бочки. Первая - заварная (по нашей воде). Проход возможен только слева, по её краю, прижимаясь к большому камню. Потом бочка послабее, и финальная - самая страшная с виду, но проносная. Потом струя выносит на огромный камень - но можно от него уйти вправо. Сложность по нашей воде - четко выдержать линию движения вначале и зайти правильно в первую бочку. Димус пошел из каякеров первым, пошел слева вначале, лег в бочке у берега, встал (и думать не хочется, если б не встал, что было б), и слева зашел по краю валов в язык между камнем и заварной бочкой. Последняя бочка его чуток колбаснула, но на опоре он вышел. Я даже засомневался, идти или нет, глядя на это все - раз уж Димус полег на заходе, что будет со мной. Димус походил со мной вдоль порога несколько минут, подраконили мы вместе, решили, что надо идти либо справа, либо слева. Пока шел на старт, я решил, что не угребусь справа через валы налево в язык, а слева полягу в той же бочке, что и Димус, поэтому пошел по центру. Первый зуб исключительно удачно объехал слева, и потом ломился через валы, видя только одну цель - бульник у бочки, к которому надо прижиматься. Даже перестарался малец, и чуть на него навалился, бочки все пробил нормально. Шурик тоже долго думал, но все-таки не пошел на своем родейнике - мы все были за этот вариант, так как первая заварная бочка, попади он туда, точно бы его расколбасила по полной программе. Потом был порог Калибр (4). Тут мы начали зажигать. Сначала кат. Все расслабились после успешного прохождения Тройного. Тем более, что по нашей воде в Калибре не было самих проходов-калибров - они настолько уширились, что попасть туда можно было особо не напрягаясь. В общем, ребята не угреблись и влетели на правые ворота. Их поставило на боковую свечу, Митяй перелез очень шустро на камень, кат развернуло вокруг камня с Митяем, и заклинило дальним баллоном на другом мелком бульнике, очень удачно, так что Митяй имел вагон времени, чтобы вернуться на судно. и отвязать запасное весло. Весло рабочее он упустил. Димус, пока ребята занимались акробатикой, прыгнул за веслом, держа в другой руке веревку, но не дотянулся считанных сантиметров. К счастью, весло нашлось потом в улове ниже. Это была первая часть порога, посреди его мы делали чалку, думая, что дальше - уже шивера. Потом пошел я, в том же расслабленном состоянии, что и ребята. Легко попал в ворота, но в сливе не отработал и полег за ним, быстро встал, но времени на чалку уже не хватило. Поэтому ушел кормой дальше, пытаясь все-таки зачалиться, полег, и начал бороться - вставал раза три точно, но все неудачно, потом силы кончились, и последовал отстрел. Надо сказать, что самосплав на Шавле в большую воду - это что-то. Все проносится мимо с огромной скоростью, непонятно, как вообще можно выбраться из потока на берег. Мне повезло - я был не очень далеко от берега, сразу увидел наклоненную в воду березу впереди метрах в тридцати, несколько гребков - и я уже вишу на ней. Тут даже удивился - до берега было метра полтора, а я не мог вылезти - сил уже не было, последние остатки быстро уходили на висение в потоке. Тогда я перебросил руку через дерево. чтобы поток давил на неё и держал меня, - получилось, и я стал отдыхать перед последним броском на сушу. Очень вовремя подбежал по берегу Димус - я даже и не ждал его так рано, и помог мне вылезти. Я упал на берегу отдыхать, а он рванул вниз за лодкой. Макс бежал за лодкой первым, потом Димус. Пока я отдыхал, подбежали Шурик с Митяем - Митяй нес аптечку. Здорово. Решили, что они остаются, ставят лагерь, а мы втроем идем за лодкой. Договорились, что вернемся часам к девяти. Мы с Димусом шли довольно медленно, стараясь осматривать все завалы, и протоки. Потом Макс с Димусом вырвались вперед. Я брел сзади, встретилось очень большое улово перед Уйгуром (после Калибра идет каскад шивер 4 к.с., и потом порог Уйгур 6 к.с.). В улове ничего не было. Я решил, что с большой вероятностью каяк утопило и замыло где-нибудь в завале. Да, плакали мои 750 евров - это первый поход по горной реке. Хе-хе. В конце Уйгура вдруг увидел Макса. Я решил, что догоню их с Димусом, и пойдем назад. Самое прикольное, что Макс тоже шел и думал, что все, лодку не найти, сел отдохнуть в конце порога, и вдруг увидел лодку в завале на противоположном берегу. Да, лодка нашлась! Весло он вытащил из большого улова перед порогом. Димус поискал брод впереди, нужный для эвакуации лодки, но не нашел. Пошли обратно, долго искали брод, в месте, где река разбивается на протоки, долго думали, но плыть не решились, пошли назад. Времени было без четверти восемь, когда вернулись в лагерь. Тут было принято важное решение - мы с Димусом идем все-таки за лодкой, пока её не унесло дальше. Решение было достаточно рискованное, так как лодка застряла километрах в 3-4 от нас. Сразу скажу, что все закончилось благополучно, но я этого совсем не ожидал - какие ж мы все-таки лоси... Итак, съели колбасы с сухарями, и отправились в экспедицию по спасению лодки. Времени было мало до темноты (темнеет с девяти, в полдесятого уже сумерки). Взяли лодку Димуса и пару спасконцов. Первую протоку Димус перевез меня на каяке, потом через вторую, более широкую и мощную, переправил маятником на спасконце. До лодки шли 25 минут быстрым шагом. Тропа так себе. Лодка застряла на краю залома, за упавшей в воду толстой елью. Я залез по дереву к лодке, Димус меня страховал. Потом привязал второй конец к лодке. Димус тянул с берега, я раскачивал лодку с залома, в итоге вытянули репку. Сильно помят корпус впереди, дырка около 2-3 см в районе места крепления банки сбоку сверху, помят нос, корпус слева, упоры ножные погнуты, куча больших и маленьких царапин - короче, досталось лодочке. Хорошо, что вообще нашли и достали - теперь я должен Максу и Димусу шашлыки и пиво. Спрятали лодку. Обратно шли в сумерках, спотыкаясь. Рядом с туристской тропой - звериные, в темноте немного не по себе. Переправлялись уже зло, бескомпромиссно. На четвертый раз за этот поход переправляясь маятником я наконец перестал делать страшные глаза, и начал вести себя спокойно. В лагере были в 22.35, практически в темноте. Кое-как поели, легли спать без задних ног. Димус сказал - наконец-то нормальный ходовой день. У меня пока ни дня без килей.

15 июля. 4-ый день сплава по Шавле Сегодня я не сплавляюсь - мы весь день шли до пор. Уйгур. Я снимал видео, страховал. Народ прошел порог Осыпь (3+) - очень красивый порог, мощный весьма, с очень трудной чалкой. Шурик половину порога прошел кормой вперед. Потом шиверы 3+-4+, все шли неплохо, видеогенично, Шурик разок залег в бочке, встал нормально. При переправе меня на другой берег Митяя смыло с ката, пока залезал, он упустил весло. Попрощались с ним (с веслом). Потом после шиверы, где лег Шурик, кат не зачалился, из-за недопонимания со страховкой - последняя думала. что они сами, и не бросили конец, а ребята не удержались на струе, и влетели в залом. От удара залом подрастрясся, и выпустил наружу упущенное ранее весло. При этом, до этой чалки в заломе весло искали, и не нашли. Один баллон подтопило. Но тут уж страховка расстаралась, двумя морковками зацепили кат, людей переправили, потом вытащили и кат. Потом дошли до Уйгура, я сходил за каяком в конец порога и принес его обратно. Стали перечаливаться для обноса на правый берег. Сначала каякеры - Димус с Шуриком. Потом решили на морковке мой каяк, потом кат с ребятами и мной. Очень долго кидались морковками, никак не могли - река метров 20, на пределе. Я свою никак не мог нормально бросить, а шуриковская не долетала. Всем смешно. Наконец, пришлось зайти в воду и поймать шуриковскую. При перчалке чуть не положили кат - Димус с Шуриком веселятся, а нам не до смеха. Потом заносились - лезли наверх, очень круто, еле удержались. Потом Димус не дошел метров 5 до тропы нормальной, и в сердцах бросил каяк вниз. Тот улетел, и ушел бы без вопросов в Уйгур, если б не встретил в конце на своем пути дерево. Ближе к 20.00 все наконец собрались на стоянке за Уйгуром, вверху. Порог по паводку впечатляет - помимо мощных сливов куча бревен и узкие проходы между ними в двух местах.

16 июля. 5-ый день сплава по Шавле Ура, сегодня я сплавляюсь вместе со всеми. Лодку заклеил скотчем. Митяй утром отодрал от себя присосавшегося почти в самое важное место клеща. Прошли шиверу 3+. Где-то я лег в прогоне, начал вставать, налетел на большой бульник с бочкой за ним, заклинился. Повисел, потом упал в бочку на ровный киль - жалко, не снимали, смотрелось стремно, мне и самому было стремно. Прошли порог Батут (4-). Потом я лег на прогонной шивере, после неудачной попытки зачалиться, не смог встать - попробовал всего один раз, потом, видать, психологически надломился, и отстрелился. Прошел с лодкой первые метров 50 порога Тушкем (5-), и выбрался на берег. Димус в той же шивере при чалке лег-встал на границе улова. Лодка моя ушла за Тушкем. За ней помчался Митяй, думая, что я в ней. Лодка застряла в заломе в разбоях. Я подбежал к ней почти сразу за ним. Легко её сняли спасконцом. Весло я нашел ещё раньше в другом заломе. В этот раз лодка сильно не пострадала. Что-то мне не нравится это все - так я в Москву привезу одну ручку от лодки. (Вмятина большая за сутки выпрямилась - хороший полиэтилен у Эскимо). Народ прошел Тушкем - очень красиво. Порог сложен и отлично смотрится на видео. Перечалились на левый берег, теперь идем по нему. На правом я нашел утром соль - теперь мы не страдаем от её недостатка. Перечалка, как всегда, была веселой, один рюкзак искупали полностью. Встали на ночлег у притока Ак-Уюк, перед шиверой Ак-уюкские кудри. Стоянка отличная. Горы кругом, очень красиво. Погода третий день радует солнцем. Вода падает. но все равно высокая, хорошо хоть цвет уже зеленый. Я повставал на быстротоке, Димус меня постраховал. Надо себя перебороть, и больше не отстреливаться. (Так оно и случилось, забегая вперед).

17 июля. 6-ый день сплава по Шавле Ночью был дождь. Вода упала, конечно, но все равно выше среднего - в низких местах идет ручьями через лес по траве. Шли шиверу и порог Лесная Труба (4). Вода жесткая, бочки варят. Я 2 раза ложился, один раз в бочке долго вставал, выехал на кормовой свече. Остальным тоже навтыкало, даже Димус залип, и выгребался из какой-то бочки. Кат прошел нормально, чалили его спасконцами. Потом загрузились, и пошли без осмотра. Шурик лег разок, встал. Дошли до порога 4 к.с. - падение на 100 метрах приличное, пара сливов. Я лег в сливе, встал там же. Кат профигачил по камням. Как потом оказалось, даром ему это не прошло. Дальше опять прогон, я ещё разок лег-встал на сегодня. Прогон здесь - это валы-бочки до метра, прижимы. Не расслабишься. Встали на стоянку на левом берегу напротив кордона у устья р.Баксары. Видели егерей. Кат чуток развалился - сломались кница, продолина, порвалась кое-где шкурка. Сегодня ремонт - все чего-то делают, кто-то делает шину для рамы, кто затычки для баллонов, кто шьет, кто клеит. Погода супер. Сказка.

18 июля. 7-ой день сплава по Шавле Сегодня первый день без килей. Даже я не лег, хотя пытался. Погода солнечная, температура около 15 градусов. Долго собирались, надували кат, вышли ближе к 12 часам. Пошли сходу шиверу груженые 4 к.с. Все прошли хорошо, валы и бочки, как всегда, немного навтыкали. Зачалились перег порогом - метровый слив, достаточно мощная бочка. Кат прошел разгруженный, каяки груженые. Димус первым. Я сильно расколбасился на входе, лег на борт и ехал так метров 30, Шурик решил, что я лег, но я доехал так до какой-то небольшой бочки, и упал туда на ровный киль. Здорово! Потом донесли часть шмоток за порог Кечу, посреди Боливара. Потом прошли длинный прогон, шиверу, зачалились перед Кечу. Мы с Димусом фиганули ещё первую ступень Кечу, удачно. Стоянка сегодня, на мой взгляд, самая красивая - внизу порог, подход к воде есть, место высокое, чистое. Березки, елки - вообще здорово. Наверху смородина и крыжовник, правда, недоспелый.

19 июля. 8-ой день сплава по Шавле С утра закончили прохождение Кечу - Димус прошел вторую ступень справа, а я, как всегда, не успел угрестись, и шел по центру, с навалом на первый бульник, и прыжком в следующую бочку. Шурик и кат прошли сразу обе ступени, нормально. Потом шли Боливар, Шурика задержало во входной бочке и вставило, остальные после его страшных рассказов внимательно посмотрели заход и бочку объехали. При чалке ката в очередной раз ушло весло, но потом нашлось, тоже в очередной раз, за поворотом. Погода снова солнечная, но ветреная. Вода по-прежнему выше среднего уровня. Загрузились, и пошли, сходу, останавливаясь иногда на разведку завалов. На прогоне лег-встал Димус, потом я. Прошли порог Завал походным порядком. По берегам - красивые скальные выходы. Потом ещё прогон, на котором столько бочек, что оё-ёй. Приче Шурик смотрел первые метров 150, сказал, что там фигня. И правда - сначала была фигня, а потом началось - бочки одна за одной, вполне так себе четверошный порог. В одной из них я остался, лег, встал, лег никак она меня не отпускала, наконец встал и вышел. Кругом тишина, уши заложило (потом ещё полчаса болели). Вальчики кажутся игрушечными, потому что бесшумно, река - простой. Дошли до порога Лестница (5-), прошли его целиком все, кроме Шурика - он пойдет завтра. Порог длинный (600 м), но если выдержать линию движения, то проблем нет, фигачить по валам, да и все, только сил в конце совсем мало. После этого взяли все шмотки и ломанулись до порога Неустроева (5++), около 1.5 км, встали за ним. Все голодные, как волки. На тропах на песке следы каких-то крупных зверей (да и вообще всю дорогу). Сейчас будем есть. Порог Неустроева очень красивый, мощный и сложный.

20 июля. Дневка у порога Неустроева Сегодня - дневка, и прохождение порога Неустроева. В 10.30, неохотно после плотного завтрака, пошли назад, к порогу Лестница. Постраховали Шурика, потом все вместе сплавились до Неустроева (несложный прогон 1 км). Шурик решил идти первым. Мы сильно не возражали. Он ошибся во входной шивере, попал в бочку, прыгнув с зуба, потратил много сил на исправление курса, прошел основную часть порога. и полег в выходных валах, отстрелился. Порог вообще интересен - после мощной, но короткой заходной шиверы лежит стол, большой плоский камень, в нашу воду вода перетекала через него слабой струйкой, справа - проход с бочкой, слева - язык, потом надо уработать направо, так как слева лежит бревно, куда несет. Попасть надо в ворота между двух зубьев, справа высокий надводный, слева полуобливной. Ворота метра два шириной, между ними слив с непонятными струями, бочка, потом какие то неоднородности - вообщем пенный такой поток и выходная часть - слева очень плохая бочка со сливом в камень, справа язык - пологий слив, потом мощные косые валы в разных направлениях, надо идти на скорости. Потом сразу начинается выходная шивера. После отстрела лодка ушла, весло нет, Шурик был вытащен на берег с помощью спасконца, хотя уже стоял на ногах и сам. Лодка застряла на отмели за выходной шиверой и порогом (3 к.с.) у правого берега. Для её эвакуации требовалась перечалка на другой берег. Решили закончить прохождения, а потом спасать лодку. Пошел Димус - легко прошел заходную шиверу у левого берега, плиту-стол объехал по языку-треку слева, потом не успел угрестись в ворота и прыгнул в бочку за ними прямо через левый полуобливной зуб буфом, с радостным воплем. Продолжая улюлюкать, проехал выходной слив справа, полег, как и Шурик, в выходных валах, но встал и успешно зачалился. Потом шел я, плиту решил идти по центру, выехал на неё и съехал в ванну с пузырьками, потом вроде нормально попал в ворота, но в бочке лег, сразу встал, и кормой поехал вторую часть порога, прошел слив, и лег, как и все, в выходных валах, встал, чалиться уже не успевал, поэтому прошел выходную шиверу, и зачалился у стоянки. После этого обнесли кат (Митяй носил, а Макс ел смородину). Для ката решили, что негабарит - пожалели шкуру, действительно, можно было порвать. Потом была спасоперация по вытаскиванию лодки Килятора. Из потерь - ушла половина запаски, ехавшей к корме - первое потерянное весло в походе. На обед ели Максов сюрприз - вафельный торт (ложками) и кисель. Не получив обычной нормы физической и психологической нагрузки, решили залезть по сыпухе на гору слева от порога Неустроева. Шурик поступил умнее всех и остался в лагере. Лезли вверх полтора часа, с боксами с фото и видео. Вид сверху замечательный - видно долину Шавлы вперед. Последние метры мы с Димусом лезли уже по скалам, так что даже было стремно. Потом резво потопали вниз, при этом чуть не слетели в обрыв. Пришлось возвращаться вверх, и выходить опять на сыпуху. Ободрали все руки и ноги о растущие в изобилии на склоне колючки и камни. При спуске по сыпухе угодили Максу камнями по обеим ногам. Когда наконец спустились вниз, были весьма рады, что остались целы и невредимы. Так прошла дневка.

21 июля. 9-ый день сплава по Шавле План - дойти до Аргута. Утро холодное, самое холодное солнечное утро в походе. Вышли в 10.30. Прошли порог 3 к.с, потом шивера 4-, шли все сходу, всех поколбасило в прижиме у левого берега в шивере, а я так даже полег. Пока вставал, приложился рукой о камни - хорошо, что в перчатках иду. А дальше - узкий проход между бревен, еле вписался, а там - слив более метра, узкий заход. Слив очень красив, жаль, не сняли, так как шли сходу. Потом чалились налево, уходя с основной струи. Кат при этом засел на камнях, стаскивали его морковками. Правая протока, основная, тоже ходимая, но слева - завал, струя мощная, надо бы посмотреть (по правому берегу), тогда можно идти. Шли дальше сходу, где-то я ещё лег-встал, но вскоре река начала выполаживаться, и сплав стал отдыхом. Кругом горы, скалы, красиво, вальчики, бочечки, все простые. Обносили пару раз завалы, ели костянику - я её в таком количестве видел первый раз. Прошли очень красивые прижимы, и втекли в Аргут. Все, как в описании - изумрудные воды Шавлы сливаются с шоколадным Аргутом. Сильно радовались, по этому поводу вплыли пару раз ещё, на каяках, спасах в Аргут, посадили катамаранщиков на каяки, покиляли их, я научился вставать без весла, короче, веселились, как могли. Перебрались на стоянку, роскошную, с огромным ясенем. Солнце греет, как никогда - очень тепло, небо синее, облаков почти нет, ветер теплый. Народ расслабился, занимается любимыми делами - Макс решает шахматные задачи, Саня с Митяем курят, Димус ест сухое молоко, а я пишу дневник.

22 июля. Сплав по Аргуту Вышли, не торопясь. Никому не хочется идти первым. Решаем пустить впереди кат. Однако, большую часть пути он все равно жмется позади. Хорошо, хоть чалится сам легко. Долина Аргута очень красивая - горы, скалы. Несет быстро, идем все сходу, иногда делаем над собой усилие и вылезаем для съемки. Пороги и шиверы здесь - это валы, отдельные бочки, поганки, водовороты. Кое-где валы 2-3 м, хаотические, очень втыкает, вода жесткая. Кат пару раз чуть не лег. Я лег 2 раза - раз где-то в Тихоне, на валах более 2 м с мощными вертикальными турбулентностями. Встал не сразу - тяжело сориентироваться, когда кидает тебя вверх-вниз, валы очень крутые, с обрывающимимся верхушками. Встал - а там опять вверх-вниз, прикольно. Атланты обнесли без просмотра. Народ стал придумывать причины, почему несем, кто к лодке и воде такой не привык, кому ещё в поход дальше, а мне так просто ещё пожить хочется. В Атлантах опасность главная - финальная скала с сифоном на полреки, куда несет, обход возможен, но для этого надо пройти весь порог и уйти влево перед скалой. В пороге мощные валы, по моим оценкам под 3 м, и есть очень плохие бочки. Если где выбьет из рук весло, то от сифона не уплыть. На скале таблички, 5 человек погибло, как минимум. Сам по себе порог красив, вместе с окружающими скалами имеет величественный вид. Ситуацию портил гниющий труп лошади в начале тропы обноса - воняло будь здоров. После Атлантов - шивера Дикая, там я полег во второй раз, тоже в валах. До пор. Ворота, последнего на Аргуте, дошли быстро. Кат пошел без просмотра. Митяя смыло валами, сам кат чуть не положило, но кончилось все хорошо - Митяй забрался обратно на свое место, даже с веслом, только приложился коленом о камни. Потом шел я, и не лег - ура! Потом Шурик с Димусом, оба легли, встали. Порог не очень катательный, бочки нет, валы жесткие, камни острые. Встали лагерем в месте, называемом "Кафе Аргут". Здесь музей туристского творчества - как на острове Добрых Духов на Охте в Карелии. Здесь оставляют свои заметки-поделки туристы с разных маршрутов по притокам Аргута, Катуни. Есть и ящик - сундук с записками, все, как полагается. Килятор наваял послание от нас, на двух языках. На английском получилось с кучей ошибок, а на русском - довольно хорошо. Завтра дневка. Вечером подвалил алтаец, продал нам два кило мяса марала. Завтра будем его готовить и есть - вот и нашлось занятие на дневку, а то горы слишком далеко от лагеря. Прошлой ночью Шурика укусил клещ, но он пока живой. Посмотрим, что будет дальше.

23 июля. Дневка в кафе Аргут Погода наконец-то испортилась. Небо в тучах, ночью шел дождь. В Катуни сейчас очень мало воды - в том году была на пару метров выше, когда ходили наши ребята, и порог Ворота был залит. С утра постирушки, приготовление-маринование мяса. Расслабляемся. Может быть кто-нибудь ещё будет кататься в Воротах. После обеда зажарили и съели шашлык - очень даже ничего. Сходили с Димусом посмотреть на Ворота вблизи, перейдя протоку. Вид сильно отличается в худшую сторону - очень неонородная, мощная струя в узком и мелком месте, дно и берега - острые камни, после них - петухи. Неудивительно, что Митяй приложился тут коленом. Удивительно, как же я не лег тут вчера. Сейчас я идти его вовсе не хочу, а Димус с утра все-таки планирует идти. Ужина нам показалось мало. Съели ещё рису с маслом с Димусом и Максом. Шурик напился ещё раньше и после ужина благоразумно удалился спать. После риса упились и мы. Димус мыл ноги в тенте после купания в кане с рисом, чем всех изрядно повеселил.

24 июля. Сплав по Катуни С утра болит голова, уровень спирта в крови явно выше среднего, хотя уже и не паводковый. На Воротах кататься никто не пошел. Загидрились и поехали по Катуни. Вальчики пологие. Меня на них мутит. Димус зовет серфить, а мне хреново. Пришлось кильнуться раз 5, освежиться, стало легче. Разок я зашел в бочечку, посидел, и лег через нос - круто! Так же сделал и Димус. Расслабляясь, пинаясь с катом, мы доехали до села Малый Яломан. Там стали искать телефон. Местные - все как один негостеприимные. В итоге удалось позвонить и заказать машину в "Биал-туре". Ещё обнаружили дом, где живет все-таки гостепримный человек, видимо, единственный на всю деревню. Он сам зазвал нас к себе, угостил огурцом. Он только открывает магазин, мы купили у него кило бубликов. Он предложил остановиться у него, банька и пр. Дом его второй, если не ошибся, справа у притока. Но наши уже договорились о встрече с машиной у притока Большой Яломан. Доплыли туда - там пляж, поляны - много отдыхающих с машинами. Встали там же, помылись, пообедали, стали ждать машину. Пока ждали, ели, сушились, общались с пареньком из Искитима, обкурившемся конопли и хотевшим общения. Машина приехала в районе 22.00, решили ехать в 5 утра. Легли спать. Ночью дождь.

25 июля. Выброска - машина Малый Яломан-Барнаул Подъем в 4 утра с жутким скрипом - неохота. Собрались, погрузились, лодки привязали на крышу, сами с рюкзаками разместились внутри японского микроавтобуса. На 6 человек - с комфортом. Водила хороший, развлекали они с Митяем друг друга всю дорогу. Разговорами. Погода испортилась в Горном Алтае - тучи, сумрачно. Едем домой (а некоторые - в следующий поход). Остановились на завтрак в кафе, потом ещё покупали мед и заезжали в дом-музей В. Шукшина. В Бийске забрали горное снаряжение Макса для следующего похода, оставленное в "Биал-Туре", и ещё стрясли с них скидку за обратную дорогу, т.к. туда они нас не забросили, куда договаривались. В итоге выброска обошлась в 4500 р. Ещё встретили группу москвичей на трех "двойках", ехавших тоже на Шавлу. В Барнауле были в районе 14.00. Билетов в Москву нет, Митяй с Килятором едут в Новосибирск на автобусе. Сдали лодки - 2 отправили в Москву, а свою я сдал в автовокзал - там камера хранения дешевле. Долго ходили с рюкзаками в поисках гостиницы на ночь, обошли 4, но либо очень дорого, либо нет мест на всех. Вид у нас не слишком респектабельный, так что кое-где нас просто вежливо посылали. В итоге заночевали на ж/д вокзале в зале ожидания на втором этаже, вместе с братом и сестрой из Усть-Каменогорска, возвращавшихся с учебы в городе Томске домой. У них (Андрея и Наташи) была гитара, так что очень хорошо посидели. Попили пива, спирта, Димус съел на спор с Шуриком 8 сникерсов подряд без воды, и выиграл их оплату. Пели песни. Спали на рюкзаках и пенках, постоянно переворачиваясь, но весело.

26 июля. Выброска - Барнаул-Новосибирск В 8 утра проводили Андрея с Наташей. очень трогательно, обещали писать. Закупились едой в поезд, я купил себе штаны вместо вконец разорвавшихся джинсов. В 13.35 сели с Димусом на поезд 626 до Новосиба. Митяй с Шуриком едут через полчаса на автобусе туда же. Макс остался в Барнауле ждать свою группу, 29 числа они стартуют на Шавлинские озера... хе-хе. В поезде у нас боковухи, но вместе. Каяк загрузился нормально, проводник велел его упаковать (в инструкции написано, что байдарки должны быть разобраны и упакованы). Пришлось завернуть лодку в костровой тент, серебрянкой вверх, проводник был доволен, но тент вонял на весь вагон, а лодка стала похожа на труп. Никто, правда, не жужжал. В Новосибе встретили ребят, наш вагон стоит 5 часов, его перецепляют к поезду 78 Новосибирск-Нерюнгри. Ребята купили билеты на поезд до Москвы через пару часов. Попили вместе пива, погуляли немного по городу, купили арбуз. Посадили Митяя с Шуриком, и поехали с Димусом по метро с арбузом. Проехали почти все. Вернулись к поезду, с трудом нашли вагон, и поехали, наконец, в Саяны. Нас ожидает Утулик.

Заключение
Прошли свой первый "5-ный" маршрут группой из 5 человек. Все встретились впервые недели за 3 до похода, кроме Митяя с Шуриком, ходившими вместе на Кураган год назад. Руководства не было - была анархия, то есть демократия (или наоборот). Конфликтов тоже не было, прошли все согласованно, видимо, сказались молодость и единая цель. Выходили утром в 10-11 часов, шли по 5-7 часов без обеда, потом делали сразу обед и ужин. Дежурили по одному. Уровень воды - первая часть Шавлы, до пор. Уйгур - паводок (вода коричневая, дожди каждый день), вторая часть Шавлы - вода выше среднего (зеленая, но идет через лес). Аргут - выше среднего (по сравнению с лоциями, плюс отбойник у сифона в Атлантах), Катунь - низкая. Все суда обнесли Эшафот, Мономах, Уйгур, Атланты. В условиях паводка делали сплошной просмотр и занос вещей. Ниже Уйгура тройки и некоторые четверки шли сходу.

Кили
1 место - yur: Шабага - 1, Шавла - 17 (2 отстрела), Аргут - 2, всего 20/2 (кили/отстрелы)
2 место - kilyator: Шабага -1 (1 отстрел), Шавла - 4 (1 отстрел), Аргут - 1, всего 6/2
3 место - dimus: Шавла - 5, Аргут -1, всего 6/0
4 место - кат: без килей
Потери - фотик Макса, половина запаски Килятора. Спирт пили плохо. Поймали одного хариуса в устье Шавлы на сетку, и съели жареным. Отсняли 7 фотопленок и 3 часа видео.

Советы
1. Заброска - только ГАЗ-66 (от Чибита), Константин Наумов. До чибита можно и "Биал-туром" на чем угодно.
2. Можно на конях от Чибита до Шавлы - романтично. Правда, алтайцы жулики.
3. Обязательно сходить на озера.
4. На Шабагу заложить пару дней - сплав на каяках просто супер, не пожалеете.
5. Возможно занестись и пройти кусок верхней Шавлы.
6. На самой Шавле возможны паводки. Их приметы - вода идет через лес, цвет коричневый, по реке плывут сучья, ветки, бревна, с гор текут ручьи, дождливая погода накануне.
7. Паводок лучше переждать, если нет уверенности в своих силах - пороги становятся мощнее, бочки более заварными, а чалки - более условными. Чалки и так сложны, а в большую воду очень нелегки.
8. На Аргуте жесткие валы. Порог Ворота, несмотря на малую длину, может быть опасен при самосплаве - очень остры камни, образующие косые валы. Рекомендуется посмотреть порог с острова, на который в нашу воду можно было перейти по пояс через протоку у левого берега.