23 ноября 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Крым
Вид туризма: Спелеотуризм

Крым - удивительный полуостров, один из моих любимых уголков на земле. Тут, как в Греции, всё есть - и море, и горы, и скалы, и чудесные леса, реки с водопадами, и пещеры. А сколько исторических мест, святынь и всякой древности! Крым мы посещаем в среднем 3 раза за год, и каждый раз с новой интересной туристической программой: то по скалам полазать, то пешочком по горам побродить, то спуститься в пещеры. Последних тут целая кладезь: три основных плато - Караби, Чатырдаг и Ай-Петринская яйла, как швейцарский сыр, прорезаны пещерами.

Карстовые воронки-провалы на Чатырдаге
Спелеопоход по пещерам Чатырдага

С Чатырдагскими пещерами мы познакомились ещё в мае 2010 года, тогда мы посетили оборудованную Мраморную и горизонтальные Суук-Кобу и Тысячеголовую. И тогда же возникло жгучее желание вернуться сюда во всеоружии для прохождения вертикальных пещер. И вот уже через год в мае 2011 (мы времени даром не теряли - вступили и обучились в спелеоклубе) наша компания из пяти спелеологов вернулась сюда с большими планами и мешками снаряги. Для непосвящённого читателя поясню: для спуска в пещеру кроме верёвки (по длине, как правило, раза в полтора превышающей глубину пещеры) нужны карабины и прочее оборудование для навески, комплект личного снаряжения, включающий страховочную систему (верхняя и нижняя обвязка), зажимы для подъёма, спусковое устройство и прочие прибамбасы. Ну и конечно без навыков «хождения по верёвкам» не обойтись.

Н
астроение соответствующее у нас зародилось сразу же - по приезду мы отправились в оборудованную Эмине-Баир-Хосар, по праву самую красивую пещеру Крыма. Очень большая, с богатой натёчкой, такая интересная! Даже хорошо, что она теперь надежно защищена от вандалов. С жильём вопрос решили так же, как в том году - встали палатками на территории турприюта Точка. Подробности о приюте можно почитать в отчете 2010 года. Кроме нас в турприюте обитала ещё одна организованная спелео-группа из Волгограда, мужчины и юноши разного возраста от 14 до 50, с которыми мы к концу похода сдружились. Забегая вперёд, расскажу, что с погодой, как в мае 2010, нам не повезло. На третий день нашего пребывания на плато опустилось облако и висело вплоть до отъезда. Ощущения не из приятных: постоянная мокрая взвесь в воздухе (100% влажность), температура как в пещере +7, видимость 5 метров... На плато за это время два раза проводили поисково-спасательные работы, люди не могли самостоятельно выйти из "обезьяны". Всё обошлось без жертв. А мы, конечно, ходили по навигатору. Уже на второй день такой погоды мы переехали из палаток в тёплый и сухой турприют (по 10 грн. с человека). Позже «сдались» и наши волгоградские коллеги, и все остальные, кто стоял в палатках. В главном корпусе стало людно и оживлённо, а в большом каминном зале, как в хорошем туристическом магазине, можно было наблюдать сохнущие палатки на любой вкус. Были и курьёзные моменты. В один из дней на гору приехали украинские военные проводить учения. Идёшь себе по тропинке - а на встречу тебе раз - и БТР выезжает из тумана, а вокруг канонада выстрелов. Хоть и холостыми стреляют (надеюсь) - но страшно, туман же. В общем, было сыро и весело.

Эмине Баир Хосар

Облако на плато
Спелеопоход по пещерам Чатырдага

Палаточный городок в каминном зале

Перед отъездом я попросила у своего коллеги, бренд-менеджера Petzl фонарь Ultra Wide (спелео вариант Ультры), тестовый экземпляр в обмен на конструктивный отчёт о тестировании фонаря. Фонарик мы активно использовали, и отчёт подробный я написала, но из-за его правдивости, публиковать на сайте Petzl его не стали. Да и фонарик, кстати, так и не запустили в массовую продажу – наверное, из-за низкого спроса у потребителя. Но чтоб труды не пропадали, озвучу свой отзыв об использовании здесь. В общем-то, это та же Ultra, только в водостойком корпусе яркой оранжевой расцветки и с рассеивающим фильтром, а стоил бы, поди, ещё дороже. Фильтр этот фонарю только мешался – из-за ребристой поверхности часто пачкался глиной. Протирка перчаткой только усугубляла ситуацию. Диоды у него реально мощные, 300 люмен – это как автомобильная фара. На самом ярком режиме великолепно просвечивает дно глубоких колодцев и выхватывает потолки высоких залов. Но и садится в таком режиме за 4 часа. Всего режимов четыре, в основном с фонариком ходил Илюха и пользовался вторым режимом. В классической Ультре их три, и это не очень удобно. Питается фонарь от собственных аккумуляторов, на которых есть индикатор заряда в виде световых полосок. Заряжали мы его через 2 дня не очень активного использования. А пригодился он нам в основном для фото и видео съёмки, вот тут даже вспышки с ним никакие не сравнятся. Резюме: даром я б его носила, а за 15 тыщ покупать бы не стала. Может, эта модель оправдает себя в Европе, где до пещер несколько часов езды, а нам нужны традиционные АА в фонарях, неубиваемость и нормальная цена. А для фото и видео есть отличные китайские CREE-фонари!

Илюха в Ультре
Спелеопоход по пещерам Чатырдага

Итак, за 8 дней майских каникул мы посмотрели 10 пещер. Расскажу обо всех понемногу.

Оленья, Буковая и Жемчужная. День первый. План посещения пещер составляла я. И первый день мы его даже придерживались. На разогрев я выбрала эти три пещерки 1КС рядом друг с другом. Координаты, схемы навески и описание взяли с сайта tulaspeleo.narod.ru, за что большое им человеческое спасибо! Все координаты оказались 100% верными, ну схемы навески кое-где у нас другие получились. Итак, Оленья.

Пещера находится в небольшой воронке, имеет два ствола. Один короткий слепой - большой провал со снегом на дне, второй как раз нужный, более узкий, выше и правее первого. Ориентир - каменная арка, за неё вяжется верёвка и внутрь арки уходит спуск. После естественной опоры (каменная арка) тренировки ради и для удобств забили новый спит, так что на одну перестёжечку тут прибавилось. На 20-25 метрах колодец сменяется наклонным ходом 5-6 метров, а затем идет уступ метров 5 и ещё один колодец. На дне много льда и снега. Собственно, это всё. Хотя, пару слов про навеску. Катя, которая первый раз навешивала пещеру, "зажгла" - практически до дна спустилась без перестёжек, т.к. не разглядела в стенах спиты. Потом уже, начав подниматься назад, она нашла их все, поэтому навеска пещеры заняла немного больше времени, чем мы ожидали. Теперь пара слов о Буковой.

Сашка разбирает косточки в Буковой

Вход представляет собой наклонную трещину в скале. Проходя по ней, пробираешься через полусгнившие стволы деревьев. В конце трещины забиты спиты. За них вяжется верёвка и идет спуск метров 7-8. Потом небольшой зальчик, в углу которого узкий вертикальный лаз (без верья в распоре) метра 2,5-3. А за ним два или три небольших зала с глиняным полом. Тут целый палеонтологический музей - много костей разных животных, и хищников, и копытных. Пещера не интересна в плане навески, но есть где полазать. А теперь Жемчужная.

Тоже, как Оленья, имеет два "входа", один из них - ложный. А именно рядом расположены две большие дыры, метров по 5 в диаметре. Один колодец неглубокий - с поверхности видно дно. Второй, нужный, 44 метра сверху накрыт большущим камнем. Навеска начинается от дерева, потом в камне-пробке пробит спит (на схеме не указан). На середине колодца есть ещё один спит - для удобства. В общем-то, вся пещера и есть один сорокаметровый колодец. На дне много трухлявых бревен и снег.

Учунжу-Хосар (Ёлочка) и Обвальная. День второй. По плану у нас Ёлочка и Вялова. Первая 1КС, простая навеска: за дерево, перестёжка за дерево на краю обрыва, перестёжка посередине и вниз. Глубина около 40м. Самое интересное внутри. Натёчка начинается прямо со входа, далее идёт цепочка небольших залов, так же богато украшенных натёчкой. И налево от входа есть зал, просто огромный зал! В углу этого зала как раз и вырос большой сталагмит, напоминающий ёлочку. Здесь мы провели достаточно много времени, т.к. я устроила фотосессию. Очень красивая пещера, хотя стены местами закопчённые.

Спуск в Ёлочку

"Ёлочка"

В
 Вялова мы в тот день не попали - в пещере была группа. Прождав около часа их на поверхности, решили идти куда-нибудь ещё. Пошли по совету стоящей рядом группы в Обвальную.  Пещерка тоже не глубокая - порядка 40 метров, но эффектная. Спуск всего с одной перестёжкой, т.к. входной колодец расширяется бутылкой и выводит в огромный обвальный зал. Сам обвал по высоте, наверное, с девятиэтажный дом. На дне зала есть небольшое озерко и всякие красивости. Стоит посетить из-за необыкновенных объёмов пещеры.

Голубиная и Трёхэтажная.
 Вообще-то планировали посетить в этот день Бездонный колодец и Трёхэтажную. Но волгоградцы, которые спускались в Бездонный колодец ранее, сказали нам, что посередине спуска лежит огромная снежная пробка, и стены тоже покрыты толстым слоем льда. Лёд периодически отслаивается и падает… Так что спуск в пещеру опасен, а точнее даже невозможен. Поэтому мы немного расслабились и заменили сложную пещеру простой – Голубиной. Но сперва пошли в ближайшую – Трёхэтажную. Пока двое наших друзей делали навеску, мы с Катей и Илюхой наверху успели попасть и под дождь, и под град.

Трёхэтажная на самом деле четырёхэтажная. Очень интересная и спортивная пещерка. Вход – небольшое метровое отверстие практически на ровном месте – выводит в прямой 10-метровый колодец, далее, собственно, совсем небольшой первый этаж – маленький грот, напоминающий Сьяны. И внешний вид какой-то каменоломенный, и надписей на стенках соответственно. После этого грота идёт ещё один колодец, метров 7 – и вы на втором этаже. Здесь можно походить пешком, пещера разветвляется направо и налево. Собственно, там, где большой зал – там и её продолжение. В конце зала с глыбовым навалом на полу начинается третий колодец. Верёвка вешается за камень, вторая точка - за спит перед началом колодца (на схеме у туляков этого спита нет). Колодец изначально кажется слепым, но слева (если стоять лицом к навеске) на уровне пола хорошо протёртый пузами шкурничек. Даже не шкурник, а скорее вполне проходимая узость. В конце узости небольшой карман, где можно сидеть, вбито два спита – и очко (вот тут действительно очко) в 15-метровый заключительный колодец (его тоже нет на схеме у туляков). Колодец начинается узким горлышком, голову приходится держать боком, чтоб протиснуться, но даже для Илюхи (54 размер) это оказалось под силу. Внизу мокро, но симпатично, не так грязно и заглинено, встречаются натёчные образования – кораллиты.

Спелеопоход по пещерам Чатырдага

Вход в Голубиную представляет собой большую обвальную воронку, заросшую по бортам кустарником. Посередине воронки овальный колодец до самого дна, покрытый мхом. Основные точки мы вязали за каменные арки в борту воронки, потом была не очень удачная точка сразу после выхода в колодец, а потом до дна с одной перестёжкой посередине (на схеме её тоже не было). Дальше идёт наклонная галерея, которая заканчивается двумя аппендиксами. В одном из них много льда, мы там чуть-чуть пофоткались. Не очень интересная пещера, разве что в качестве тренировки навески.

Днёвка. Горшенина. Погода испортилась, долго не могли решить, куда сегодня идти. В итоге я, Катюха и Илья поняли, что в пещеры мы сегодня идти вообще не хотим. В общем, мы остались дневать: Катька спала в лагере, а мы с Илюхой прогулялись до западных рубежей плато. Только двое наших ребят решились на штурм одной из самых сложных пещер Чатырдага – Горшениной. Вчера там были волгоградцы, и эмоции пещера вызвала немалые. Приведу цитату с тульского сайта, так как сама не могу описать то, что не видела. «Узкая щель, наклонный под 60гр шкурник ~4-5м длинной, проходится без обвязки. На животе, ногами вперёд. Далее уступ ~2.5-3м в распоре, направо комнатка. 2 шлямбура, за них далее в 20м. Из комнаты далее ведёт шкуродёр "Звезда Давида". Тоже без обвязки. На выходе из шкурника можно с грехом пополам развернуться, сесть, надеть обвязку.» Наши товарищи Сашка и Женька габаритами поменьше любого из нас, у Женьки вообще большой спелеоопыт. В общем, обвязки перед узостями они не снимали, проходили так. Но даже у них, наших спортсменов, была масса впечатлений от посещения пещеры, да и вид, когда они оттуда вернулись – соответствующий. Действительно узкие сложные шкуры, непростые манёвры и очень-очень много глины. Верёвки свои мы не узнали… Глядя на своих друзей мы вслух и про себя постоянно радовались, что не пошли и не застряли где-нибудь в грязном жутком шкурнике. Эх, не готовы ещё…

Западные обрывы
Женя и Саша после Горшенина

Вялова и разведка Кошиной. А на следующий день мы втроём были готовы на штурм любой сложности – и пошли в несостоявшуюся ранее пещеру Вялова. На этот раз там никого не было. На плато в этот день как раз наползла плотная обезьяна. Вялова трудно не заметить – большой провал располагается прямо на тропинке. Сначала за дерево вяжутся подводные перила, в начале колодца – два спита, 25-метровый колодец с одной перестёжкой где-то посередине – и крутонаклонная скользкая галерея с большой колонной посередине. На неё нужно ещё метров 20-25 верёвки, т.к. спуститься по жиже из гнилых листьев и глины ещё можно, а назад вряд ли. Вяжется эта верёвка за любую из множества естественных опор – натёчных образований колонны. А потом везде можно ходить спокойно. В пещере два больших красивых зала, богато украшенных сталактитами, сталагнатами, драпировки, кораллиты, камин. Сашка с Женей, видимо, ещё не отдохнувшие от Горшениной, бегло всё осмотрев, отправились в турприют. А мы долго ходили любовались красотами, много фотографировали. Кстати, пещера Вялова соединяется с пещерой Азимутная, которая располагается совсем рядом, посредством «очень интересного шкурничка». Мы туда не пошли, но на будущее приметили, что можно двумя группами навесить обе пещеры и совершить траверс. После выемки навески ещё оставались силы, и в лагерь не хотелось. Но так как мы не предупредили и не договорились с друзьями о спуске в ещё одну пещеру, решили пойти на разведку-поиск входа в пещеру Кошина, т.к. у нас не было её точных координат. Больше часа мы потратили на поиск пещеры, но так её и не нашли. У волгоградцев тоже, к сожалению, не было координат. Одна из самых интересных пещер тоже осталась на потом…

Ход Конём. Их всего три таких на Чатырдаге – Кошина, Ход Конём и Бездонный колодец, пещеры глубиной около 200 метров, третьей категории сложности. В две из них мы так и не попали, но надо было хотя бы отметиться в третьей. В этот день на плато стреляли украинские войска. И ещё лил какой-то жутко колючий дождь. Пещера находится совсем недалеко от турприюта, и можно было бы донести 200 метров верёвки, но мы решили всё равно схалтурить. В итоге навесили первые 90 метров. Но какие это были метры! Во-первых, рекордная глубина для этого похода, во-вторых, все 90 метров – это один сплошной прямой колодец. Сверху где-то далеко-далеко внизу видно самого первого участника, а я спускалась последней. А вообще для новичка 90 метров – это прилично, это 30-этажный дом, ещё тот адреналин. Я, честно говоря, уже подзабыла, сколько там было перестёжек – четыре или пять. Одна из них – на середине колодца, на небольшой скальной полочке. Единственное место, где можно стоя отдохнуть при подъёме. Наш спуск-подъём осложнялся ещё и тем, что на голову лились потоки воды. Даже если наверху всего лишь моросило, то по склонам воронки и неведомым нам карстовым трещинкам в пещеру, как в канализацию стекала вся вода. На дне мы пробыли минуты две, промокшие насквозь до трусов, пулей поспешили назад. Жаль, что не повезло с погодой, я б с огромным удовольствием попыталась бы заснять на фото этот впечатляющий колодец.

На фоне верхнего плато
Спелеопоход по пещерам Чатырдага

Юбилейная. Последний экспедиционный день и одна из самых интересных пещер. Мне она вообще хорошо запомнилась, так как я делала навеску, да и сама по себе она тут одна такая с тёмным прошлым. В 1980 году в пещере погиб спелеолог. Виталий Марченко, москвич, приехал в Крым один, никому не сообщив, какие пещеры и когда он собирается посетить. В Юбилейную он спустился на динамических верёвках, в том числе и в последний колодец, в который в то время мало кто спускался. Как только Виталий достиг дня, он отстегнулся от верёвки, которая и под нагрузкой не доставала до пола. Верёвка спружинила и ушла наверх. Спелеолог пытался до неё допрыгнуть, в том числе соорудил горку из камней. Не получилось, мало того – сломал руку. Тогда он стал ждать, каждый день рисуя чёрточки на стене. Когда его обнаружили, их было 23 (где-то в день его предполагаемой смерти только начались поисковые работы на Чатырдаге), а ещё он оставил на стене свои данные – имя, домашний адрес в Москве. Такая вот жуткая история, а теперь наша история посещения пещеры. Начинается пещера разломом под скалой – узкой вертикальной щелью. На скале прибита памятная мемориальная табличка. Навеска в первый колодец начинается со спитов на скале, далее надо уходить по диагонали распором чуть левее (туда собственно и идёт пещера), т.к. прямо вниз щель сужается. Через 10 метров можно встать ногами на полочку, где-то там есть спит, делаем перестёжку. Слева будет колодец вниз, он нам не нужен. Прямо по горизонтали – небольшое окошко, надо опять же в распоре очень аккуратно преодолеть расстояние над колодцем и залезть в окошко. Здесь за спит крепится верёвка, получается небольшой участок с горизонтальной перилиной. За окошком второй колодец, продолжаем спуск. Спуск получается слегка наклонный, чтобы сделать следующую перестёжку, нужно тоже лезть в распоре и отклоняться от вертикального положения. За наклонным участком прямой спуск метров 5 – и наконец первый этаж, на котором можно походить немножко пешком. В одну сторону – небольшой тупиковый зальчик, в другую – продолжение пещеры. Здесь за большой камень вяжется петля и за камнем начинается новый колодец метров 10. Проходится с одной перестёжкой, так как тоже имеет слегка наклонную форму. Достигаем второго этажа. Он маленький, есть пара закуточков. Больше чем втроём там тесно. Здесь я пропустила вперёд Женьку, как опытного спелеолога. Во-первых, потому что не смогла найти спит, которой служит точкой для спуска в меандр. А во-вторых, испугалась идти в меандр первой. Спит, кстати, так никто из нас и не нашёл, но забивать свой не стали из-за экономии времени. Верёвку в меандр кинули прям так. Меандр – это бывшее русло подземной реки, горизонтальный ход, как правило, сильно узкий и извилистый. Спуститься туда можно и без верёвки – метра 4 в распоре, дальше, собственно, бочком по узости, пока не упираешься в крутой поворот с камнем посередине. Вот тут-то у нас и возникла заминочка. Женя с Сашей уже рванули вперед, провешивать  последний колодец за меандром, а мы застряли у камня преткновения на середине меандра. Точнее, застрял Илюха. Почему-то это место он решил пройти лежа, но гибкость и габариты не позволили так протиснуться. Илюха долго не оставлял попытки, устал, стал нервничать. В итоге пропустил меня попробовать пройти коварное место. Оказалось, что проходится очень легко, на ногах, просто согнувшись в поясе лицом к противному камню. В итоге и Илья, и Катя нормально смогли пройти. Но впереди был последний колодец, который начинался ещё более узким и неприятным очком, чем в Трёхэтажной. Посидели, подумали и решили не спускаться. И силы, и нервы на прохождение меандра потратили, а ещё назад выбираться. Крикнули ребятам, что потихоньку идём наверх. Но выход из меандра наверх оказался тоже ещё тем приключением. Пожалели, что не нашли и не забили спит над ним. Верёвка упорно тянула в сужающийся край меандра, и на зажимах подниматься было очень сложно. Но проще, конечно, чем в распоре. Долго же мы вылезали из него! Катюха пошла к солнцу, а мне предстояло ещё снимать навеску, поэтому я дождалась и пропустила вперёд Женю и Сашу. Илья за компанию пошёл передо мной. Тяжелее всего пришлось в первом колодце-щели, где помимо неудобного подъёма через узость мешает собственный вес и тяжелый транс с верёвкой и навесочным снаряжением. Всё это добро утягивает вниз, то бишь в сужающийся край щели, а подниматься тут, как мы помним, надо по диагонали. Ох, сколько раз я соскальзывала и улетала в узость… Но пещера мне понравилась и своей необычностью, и сложностью навески. Хочу теперь спуститься в неё до конца, до последнего рокового колодца, увидеть надписи… А ещё мы сделали выводы, что в нашей практике очень не хватает вертикальных шкурников, мы перед ними спасовали. Мы не умеем проходить их ни на зажимах, ни в распоре. Мы их боимся. И пусть у нас большой опыт прохождения горизонтальных шкуродёров – это всё не то. Нужно обязательно найти способ на тренировках имитировать вертикальные.

Обратно шли – выглянуло солнце, разбежались тучки, Верхнее плато Чатырдага открыло взору свои красоты. Идём не спеша, фотографируемся, на душе хорошо – очень много успели, всё прошло благополучно. Перед отъездом мы волновались об удачном завершении экспедиции, так как опыта у нас у всех, кроме Жени, по сути никакого. Да и Женька шёл с нами не как наставник, а как участник. Поэтому мы надеялись и рассчитывали только на себя, и остались собой довольны – мы умеем организовывать и проводить спелео-походы! По пути к Юбилейной недалеко от тропинки нашли пещеру без отметок, но пробитую. 10-12 метровый колодец, а что за ним – не известно. Отметили её на GPS – в следующий раз спустимся. Но не слишком скоро - нам завтра уезжать.

Полная подборка фото:
тут и тут

Источник : "https://belkn.livejournal.com/7036.html" rel="nofollow"