3 марта 2022
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Водный туризм

сплав по реке Белая, май 2010 г.

Состав группы: Старший инструктор клуба " Приключение" Ананьев Геннадий Виктрович

Организатор клуба "Приключение" Троицына Наталья Валентиновна

Всего в группе 23 человека

Транспорт: Автобус KYA Азия Космос,30 мест

Сплав средства: 4 катамарана КП-4;1 байдарка.2х местная.

Маршрут: Омск-Южный Урал, Башкирия, река Белая от д. Кага до д. Иргизлы

28 апреля.

Начало путешествия.

На Белую мы собирались давно. Наш привычный майский маршрут по реке Чусовая уже немного поднадоел, хотелось чего-то нового, неизведанного. В мае 2009 мы почти сделали это, но в последний момент наш автобус потребовал непредвиденного ремонта, и мы снова поехали на Чусовую на поезде. В этом году это была попытка №2 попасть на Белую, которая увенчалась успехом. Выехали из Омска 28 апреля утром, погода была хорошая, команда собралась замечательная. В группе были студенты СибАДИ, поющие и играющие на гитаре и целая компания девчёнок - пеших туристок, которые впервые собирались сплавиться по реке и имели опыт только горных походов. В группе оказался именинник, Нурлан, пожарный и МЧСовец, отмечал сегодня свой сороковой день рождения. Его все дружно поздравили, и я презентовала ему набор сникерсов. Кроме Омичей в группе были туристы, которые добирались своим ходом с европейской стороны Урала. Ваня из Москвы, Лёня из Череповца, добиравшиеся с тремя пересадками до города Белорецка, где мы их и подобрали на железнодорожном вокзале по пути, ещё с нами была уральская девушка Аня из Екатеринбурга и Саша из Тюмени. Вот такая география, спасибо интернету , который помог собрать всех этих людей вместе.

Сплав по реке Белая

в группе омичи и люди из разных городов

29 апреля.

Долгая дорога в Башкирию.

До Челябинска добрались к ночи без приключений. Но, не доезжая до Миасса, пришлось несколько часов просидеть на обочине, пока водитель менял диск сцепления. Всё было бы очень грустно, но с нами был Витёк, хозяйственный парень из Ноябрьска, у которого топор всегда с собой. Он быстренько соорудил нам приличный костёр, на котором мы вскипятили чай. Сидели, рассказывали анекдоты, до самого рассвета. Время пролетело незаметно, нам на встречу со стороны Миасса проезжали машины со свежим снегом на капоте, но нас это не пугало. Нам уже приходилось в мае плыть по реке сквозь настоящую снежную пургу. Жалко было только Ваню и Лёню, которые ждали нас на вокзале в Белорецке с самого утра, да Аня в двадцати километрах от нас под Миассом всё никак не могла нас дождаться. Но, спасибо нашему водителю Юре, неисправность была устранена, и мы тронулись в путь, подобрав Аню по дороге. Сплав по реке Белая

у костра на обочине, с такой компанией везде хорошо!!!

Наш маршрут проходил через границу Европы и Азии, мы сделали остановку у монумента, обозначающего эту границу, здесь и сделали наше первое групповое фото на память. Умылись в реке Урал, который оказался в этом месте узенькой речкой, даже при высокой майской воде. Я всё спрашивала, почему Чапаев не смог его переплыть?? Дорога перестала быть ровной, равнина кончилась, начались Уральские горы. Путь нам преграждали горные перевалы, конечно, до Алтайских перевалов им было далеко, наш автобус брал их с разбега. К полудню добрались до Белорецка, где подобрали Лёню из Череповца и Ваню из Москвы, ребята немножко приуныли, оказывается утром в городе выпал снег, но скоро растаял. Солнце светило, небо было голубое и безоблачное, мы ехали мимо красивых желтоватых скал и зелёных лугов, с только что проклюнувшейся травой. Ближе к вечеру мы были уже на берегу Белой реки Агидель, недалеко от деревни Кага. Солнце близилось к закату. Мы остановились на просторном лугу, где пасся табун лошадей. Река была прекрасна, чувствовался, что у неё какой то свой неповторимый дух, отличающий её от других уральских рек!!! Здравствуй, Белая река, наконец- то мы встретились с тобой!!!! Пока не стемнело, мы разгрузили автобус, поставили палатки на берегу, приготовили ужин на костре, самые выносливые посидели у костра допоздна, и легли спать, завтра предстояла большая работа.

Сплав по реке Белая

д Кага, начало, здравствуй Белая река!!!

30 апреля первый день сплава.

Строим корабли, разбиваемся на команды.

Утро было ранним и пасмурным, сизые тучи на горизонте настораживали. Завтрак не был ещё готов, как к нам присоединились ещё два члена команды. Саша и его сын Данила, прибывшие из Тюмени на своей машине, экипированные полностью, они даже байдарку с собой привезли. Кроме палатки у них была с собой походная баня (палатка без дна), раскладной стол и два кресла, маленькая газовая горелочка и баллоны к ней. Вот как путешествуют Тюменские туристы, полная автономия для выживания в условиях уральской тайги!!! Саша оказался по профессии врачом - кардиологом, что впоследствии нам очень пригодилось. Позавтракали быстро и приступили к строительству катамаранов. Для этого сначала предстояло разбиться на команды, что вызвало некоторую суету при делёжке мужчин, которых как всегда оказалось меньше, чем женщин. Вообще то кто с кем будет в команде, мы договорились, ещё пока обедали в столовой в Белорецке. Я взяла к себе на борт Ваню и Лёню, для полного комплекта не хватало ещё одной девочки. Нурлан тоже нашёл себе компанию из девчёнок. Был ещё один кудрявый парень Женя, которого сразу же усыновила компания гламурных девушек. Все были довольны, пока наш инструктор Гена не устроил передел собственности, отобрав у Нурлана его девушек. Нурлан, недолго думая, попытался переманить из моей команды Лёню, что вызвало бурный протест с моей стороны. В итоге Лёня был водворён на место, а Нурлан себе в команду получил других женщин. Я взяла к себе ещё Аню из Екатеринбурга и Иру, которая в прошлом походе уже сплавлялась с Аней в одной команде, не хотелось их разлучать. Так у меня на борту получилось вместо четырёх человек пять, у Нурлана - три, у инструктора Гены - четыре. Был ещё катамаран с тремя студентами СибАДИ и девушкой Валей, которая уже во второй раз сплавлялась с нами в мае, в своей неизменной белой панаме и тёмных очках. Не взирая на снег и дождь, они всегда были на ней, создавая ощущение курортного праздника. Вот такая получилась флотилия, четыре катамарана и одна байдарка, на которой сплавлялись Саша с сыном Данилой. Драки не получилось, никто не обиделся, мы выгрузили из багажника с крыши автобуса, привезённые с собой сосновые жерди, сколотили из них рамы, недостающие поперечины для палубы заготовили в ближайшей роще, надули баллоны, привязали их к рамам, спустили катамараны на воду, быстренько погрузились и после обеда отчалили.

стоительство катамарана "пиратов", Егор надувает Егора

Хотя мы вчера и задержались в дороге из-за поломки автобуса, из графика мы пока не выбились, сплав начали, как и планировали 30 апреля. Некоторым катамаранам уже были придуманы имена. Витя со своими студентами и Валей к походу готовились давно. У них даже был заготовлен заранее пиратский флаг, из какой то банданы, с черепом и костями, который теперь развевался на корме катамарана. Пару дней эту команду называли пиратами, позже к ним прилипло совсем другое название. Команда девочек с Женей на борту тут же присвоило своему судну название "Гламур". Вместо флага они повесили голубенькое полотенце в клеточку с розовыми клубничками по краям. Это название вполне соответствовало внешнему виду команды. Девочки были одеты в розовые кофточки и розовые беретики. Оля взяла в поход ажурные колготки, а Ульяна белоснежные сноубордистские штаны. Мой катамаран пока не определился с названием, решили подождать пару дней, посмотреть, как команда покажет себя в деле, но флаг у нас был, спасибо Ване, который привёз его из Москвы, хоть на нём и была надпись "Селигер". Саша на своей байдарке, пожалел, что привёз с собой в поход всё, кроме флага и решил использовать вместо него свои революционные красные шорты. Сегодня был первый день, переход запланировали небольшой, чтобы люди могли научиться заставить катамаран двигаться поступательно, а не идти галсами от берега к берегу. Погода была пасмурная, то и дело моросил дождик, поднялся сильный встречный ветер.

Уходим дружно по реке

Только когда мы уже отплыли от берега, я заметила, что Лёня сидит не на рюкзаке, а на своём спальнике, завёрнутом в туристический коврик, и весь этот свёрток ни к чему не привязан. Это было очень легкомысленно, спальник надо прятать подальше в рюкзак, чтобы он всегда оставался сухим в любую погоду. Ветер всё усиливался, Лёня на миг приподнялся, и спальник с ковриком улетели в реку. Мы дружно упали на вёсла и стали против течения гоняться за ним. Если бы ветер дул по течению нам никогда бы не удалось поймать его. После утомительной погони, Ваня поддел его веслом, и мокрый спальник был, наконец- то, спасён. Остаться в майском походе без спальника и пенки это катастрофа!!! Земля в мае ещё не прогрелась, и ночью может быть очень холодно. Только мы успели отпраздновать победу над стихией коньяком из Аниной солдатской фляжки, как увидели нашу группу на берегу, где среди сосен уже был разбит лагерь. Это была наша первая стоянка. Развели костёр, поставили Сашину походную баню, чтобы девочки смогли помыться . Вечером после ужина мы немного посидели у костра, послушали разные рассказы. Лёня всё обсуждал загадочную историю гибели туристов на перевале Дятлова и так разошёлся…, что спать мы легли очень поздно. Завтра нас ждал главный пролетарский праздник 1 мая. Обычно утром 1 мая мы просыпаемся среди снега, который вот уже несколько лет неизменно выпадает в это утро, скапливаясь сугробами на крышах палаток и ломая хрупкие дуги у тамбуров. Зато можно поиграть в снежки слепить снежную бабу с пробкой от кокаколы вместо носа.

завтрак на поляне

1 мая. Второй день сплава.

Да здравствует первое мая!!! Ура!!!

Вот и наступило первое майское утро. Ночью было очень тепло, никакого снега так и не выпало, небо было голубое, солнце светило совсем по-летнему. Как хорошо в мае на Южном Урале!!! Все хорошо выспались, позавтракали супчиком, погрузили вещи на катамараны, сегодня каждая вещь была надёжно привязана к раме, и дружно отчалили. Сегодня был праздник весны и труда, фляжка с коньяком пошла по кругу, тонко нарезанный лимончик с тростниковым сахаром, подчёркивал тонкий вкус пятизвёздочного армянского коньяка. К правому борту нашего судна пришвартовался Саша на своей байдарке. Ему тут же передали на весле коньяк с лимоном в походной кружке и шоколадку. Река несла сама, на прямом участке реки грести не требовалось, мы отдыхали, пели революционные и пионерские песни, кто какие вспомнил, покричали Ура, мимо проплывающим катамаранам. Я вспомнила свой прошлогодний майский сплав по реке Чусовой, тогда в этот день мы что есть сил гребли, прорываясь сквозь пургу, снег залеплял глаза. Сейчас мы были на курорте!!! Да здравствует глобальное потепление на Урале!!!

Сплав по реке Белая

Ванечка(Москва) рискует подавиться пробкой с коньяком

Погрести сегодня всё же пришлось. Мы увидели, как к правому берегу причалил катамаран наших пиратов, они обнаружили родник, нам тоже надо было затариться чистой питьевой водой. Все дружно упали на вёсла, катамаран совершил несколько вращательных движений, и мы пристали к берегу. Вода была холодная, чистая и очень вкусная. Возвращаясь, из похода домой, мне очень её не хватает, в городе ни за какие деньги нигде не купить такой вкусной и полезной воды. Утолив жажду, мы продолжили свой путь. Река всё время петляла, за поворотом появилась огромная скала с большой пещерой на верху, к которой вела хорошая тропа. Вся наша группа уже была здесь, каждый хотел забраться наверх и обследовать эту пещеру. Наша команда, привязав катамаран к кусту, дружно полезла на гору. В резиновых сапогах было не очень удобно карабкаться наверх по тропе, но мы с этим справились. Там на верху со скалы открывался захватывающий вид на реку. Река извивалась среди высоких скал, покрытых елью и пихтой и бесконечных лугов в светло зелёной дымке, недавно проклюнувшейся молодой травки.

Со скалы видно далеко далеко...

После экскурсии в пещеру, ребята прямо на травке под скалой устроили внеплановый второй завтрак из хлеба, яиц и сыра, оставшихся с утра. За день сплава в команде произошли изменения, катамаран пиратов был переименован в " механиков", к ним примкнул катамаран девочек "Гламур", теперь они сплавлялись вместе одной большой баржей. Все выглядели очень довольными. Мальчики заносили девочек на палубу на руках. Девчёнкам теперь можно было не бояться испачкать свои разноцветные резиновые сапоги в цветочек.

Сплав по реке Белая

"Гламур" и "Механики" теперь всегда вместе

Наша команда не стала никого ждать, катамаран инструктора давно ушёл вперёд, пора было искать место для ночлега. Проплыв ещё немного времени, мы встали на правом берегу посреди просторного луга, с небольшим пляжем под берегом. Палатки поставили наверху, а костёр с кухней соорудили недалеко от воды. Место было красивое, только до ближайших кустов было не очень близко. Ребята поиграли в футбол, поле для игры было просто идеальное. Было очень тепло, мы давно поснимали тёплые куртки и комбинезоны, подставляли солнцу свои побледневшие за зиму руки и ноги. Мы сегодня с Ваней даже плескались голыми ногами в реке. Вода была ещё прохладная, но моржи сочли бы её для себя слишком тёплой. Пока солнце ещё не село, я и Аня помылись нагретой на костре водой прямо на берегу за кустами. Что ещё надо человеку для счастья, большое ведро с горячей водой!!! Если на улице тепло, то можно обойтись и без походной бани, для того чтобы просто помыться. Когда совсем стемнело, поужинали. Дуэт из двух Егоров - студентов СибАДИ играл на гитаре, пели песни. Хорошо поют Егоры!!! Ещё вчера, когда мы плыли под дождём, всё время пытались догнать катамаран пиратов, чтобы дослушать до конца какую то не вполне цензурную песню с невероятным количеством куплетов (что-то про Самару-городок). Но ребята пока стеснялись петь её при всех на берегу и сегодня ограничились приличным репертуаром. Ночь была тёплая, всё небо было усыпано звёздами. Мы с Аней и Иваном постелили коврики на лугу между палатками, лежали на спине и любовались звёздами, надеясь увидеть падающую звезду и загадать желание. Ваня нашёл среди звёзд неизвестное науке созвездие и назвал его созвездием лошадки. Мы рассматривали звёздное небо, пока его не затянуло тучами, комары нам не мешали, потому, что они ещё не успели родиться. И это было чудо, тепло и нет комаров!!! Так прошёл ещё один счастливый день нашего похода.

милая компания

2 мая. Третий день сплава.

Ночёвка без группы.

Утро было пасмурным. На завтрак была рисовая каша. Яйца, хлеб и сыр мы взяли с собой. День впереди был долгий, сегодня предстоял длинный переход. Нам надо было пройти целую вереницу Башкирских деревень, расположившихся по берегам реки друг за другом на многие километры. Встать на стоянку посреди этого мегаполиса, не входило в наши планы. Я вспомнила, что захватила из дома помидоры и решила сделать бутерброды с майонезом сыром и помидорами. Устроили фуршет, не приставая к берегу, посреди реки. Яркие бутерброды смотрелись очень экзотично на фоне проплывающих мимо скал. Какие мы всё так мажоры. Так и назовём наш катамаран. Все сразу согласились с этим вариантом, это слово как никакое другое подходило к нашему изысканному экипажу.

команда катамарана "Мажоры"

Время пролетело незаметно, за поворотом появилась первая на нашем пути деревня Байназарово. Вся наша группа была уже здесь, инструктор с ребятами пошёл в магазин за продуктами. Всего необходимого здесь закупить не удалось, в деревне не было хлеба. Следующая деревня была больше этой, там было несколько крупных магазинов, решили продолжить закупки там. Башкирские деревни в отличие от других уральских областей, были густонаселёнными. Здесь было много молодёжи, маленьких детей, жизнь била ключом.

остановка в деревне Байназарово

Инструктор выдал нам схему маршрута, показал нам точку на карте, где мы должны встать на стоянку, это надо было сделать, пройдя последнюю деревню Тимирово. Мы отчалили первыми, сегодня мы были головным катамараном группы. Посмотрев на схему, было не совсем понятно, как можно пройти такое расстояние за оставшийся световой день, но спорить с начальством не было никакого желания. Решили расслабиться и просто плыть по течению. Пейзаж вокруг был просто фантастический. Мы проплывали большой хребет, похожий на лежащего поперёк реки дракона, разделённого ею на две части. Тучи рассеялись, солнце припекало. Мы с девочками одели купальники. Сегодня можно было загорать, не кутаясь от холодного ветра в тёплые куртки.

река поделила гору пополам

Мы добрались до следующей деревни Старомунасипово. Играла музыка, на берегу отдыхали компании местной молодёжи. Сегодня был праздник, второе мая - красный день календаря. Аня скомандовала немедленно одеться, здесь не принято гулять с голыми ногами. Башкирия - мусульманская страна. Появление нашего одинокого катамарана вызвало ажиотаж у местного населения, к нам стали подходить один за другим любопытствующие обыватели. Мы оставили Иру и Лёню охранять катамаран, а сами быстренько побежали в магазин, наказав им немедленно звонить, если ситуация выйдет из-под контроля. Хорошо, что сотовая связь есть на реке Белой, практически на протяжении всего маршрута. Времени на обстоятельный шоппинг не было, быстренько купили всё необходимое, и тортик с орехами и масляным кремом. Я не могла его не купить, он был такой красивый и вкусный. Вернулись мы во время, вокруг нашего катамарана прогуливалась уже целая демонстрация мирных жителей. Быстренько погрузились и, отчаянно работая вёслами, двинулись вперёд. Солнце близилось к закату, а населённые пункты по берегам следовали один за другим. Никак не хотелось ставить палатки вблизи какой-нибудь деревни. Мы гребли не останавливаясь, пытаясь добраться засветло до намеченной на карте точки, было ясно, что между нами и остальной группой расстояние слишком большое, и им никак не успеть сегодня нас догнать. Когда уже окончательно стемнело, мы решили остановиться на поляне за последней на этом участке деревней Тимирово. Деревня была где то рядом. Слышался лай собак, за деревьями мелькали огоньки окон деревенских домов. Выбора у нас не было, в темноте сплавляться нельзя, можно налететь на поваленное дерево и перевернуться. Так мы встали лагерем небольшой командой, катамаран - пять человек и Сашина байдарка, он догнал нас уже в сумерках, ещё в деревне его сын Данила пересел на катамаран Нурлана, а его место в байдарке заняла Лена. Саша очень беспокоился, как там его сын будет ночевать без него. Вещи Данила были здесь. Лена тоже оказалась без спальника и тёплой одежды, она хотела просто покататься на байдарке, никто не знал, что нам придётся ночевать отдельно от всей группы. Вопросы с тёплой одеждой и спальником были решены. Мы поделились, кто чем мог, спальник лишний у меня тоже был. Я поселила их у себя в своей просторной палатке. Катамаран и байдарку вынесли подальше на берег, палатки поставили рядом друг с другом. Быстренько приготовили ужин, очень пригодилась Сашина газовая горелка, сварили супчик, выпили немного вина, вкусный тортик всем понравился. Посидели у костра, всё было хорошо, только Саша всё надеялся, что Данила, где-то рядом за поворотом, время от времени выходил на берег и звал его. Мы успокаивали его как могли. Он же там не один, с ним Нурлан и Наташа, они не оставят его без присмотра. Мы пошли спать, а Саша так и остался сидеть у костра.

сумерки, пора прибиться к берегу...

3 мая. Четвёртый день сплава.

В группе раненый!!!

Утро было солнечным, меня разбудило разноголосое пение птиц. Поляна, на которой мы стояли, была покрыта уже подросшей, за несколько тёплых дней, травкой. В овраге цвела ветреница, именуемая на Урале подснежниками. Наши сибирские жёлтые мохнатые подснежники называют здесь Сон-трава.

Сплав по реке Белая

прекрасное утро, впереди чудесный день

Вскипятили воду в котелке, пили чай с пряниками, жалко, что тортик кончился ещё вчера. Ваня выполз из своей палатки, завтракать отказался, решил с начала броситься в холодную реку. Москвичи не завтракают, не приняв ванну. Я снимала его на видеокамеру, всё ждала, когда он начнёт кричать, падая в холодную реку, но он не кричал, говорил, что вода не такая уж холодная, как он ожидал. Я тоже решила искупаться, действительно, река с каждым днём становилась всё теплее и теплее. В ожидании отставшей группы мы загорали на берегу, рассматривали местных горных коров, которые по немыслимым тропам забирались на гору напротив нас, на противоположном берегу реки.

После полудня катамаран Нурлана добрался до нашего лагеря. Саша, наконец-то воссоединился со своим сыном. Ребёнок не промок, не замёрз и спал под крышей. Следом за ним подошёл катамаран нашего инструктора, последними нас догнали "Механики" с "Гламуром". Гена выдал им указание немного отплыть от деревень и встать на подходящей стоянке, там и устроим днёвку с баней. Мы, не торопясь, собрались, и отчалили самые последние. До стоянки добрались быстро, капитан "механиков" Витя выбрал стоянку на пляже под сосновым бором. Место было неплохое, только по берегу постоянно курсировали местные коровы, сколько мы их не гоняли, они снова возвращались и с топотом бегали по лагерю, угрожая переломать дуги у палаток. Ребята уже натаскали камней для бани, завтра планировалась днёвка, с утра займёмся её строительством. По берегу гулял Лёня в гидрокостюме, который больше бы подошёл для дайвинга в Красном море. Короткие рукава и шортики не очень подходили для уральской реки в мае. Лёня открыл для себя мир походов и экспедиций совсем недавно, ему было всё интересно и, он всё хотел попробовать и испытать на собственном опыте. Такой случай ему тут же представился. Поднялся ветер и один из туристических ковриков улетел в реку, и был унесён течением на середину реки. Лёня бросился за ним в воду, под неодобрительные крики инструктора, купание без спас жилета у нас не приветствовалось. Коврик поймать так и не удалось, течение было слишком быстрым, Лёня подскользнулся и ударился коленом о большой камень у берега. Мы видели, что он пытается встать, но у него не получается. К нему на помощь поспешили ребята и Саша, который по профессии был врачём. Лёнино колено уже успело сильно распухнуть, Саша предположил, что у него вывих, но точно узнать можно только после рентгена. Ногу перебинтовали эластичным бинтом, соорудили ему костылик из коряги и проводили к палатке. Сегодня уже было поздно, что-либо предпринимать, решили, что завтра с утра мы на моём катамаране и Саша на байдарке повезём Лёню в больницу делать снимок, а вся группа останется ещё на день на этой стоянке. Завтра у нас на пути будет крупный районный центр Старосубхангулово с хорошей больницей, где Лёню и посмотрит травматолог. Мой катамаран лишился своего боцмана, теперь вся надежда была на Ивана, который и так нам очень помогал, не позволяя девушкам нашего экипажа поднимать тяжёлые рюкзаки. А лёгонькую Иру не раз выносил с катамарана на спине. Мы были ему очень благодарны за это, постоянно его баловали, кормили всякими вкусностями и постоянно хвалили. Вечером покормили Лёню, посидели у костра, попили невкусного местного пива, после которого Ваня стал невероятно добрый и отзывчивый. Мы с Аней вывели формулу, чем хуже алкоголь, тем добрее Ваня. Послушали, как поют студенты и разошлись спать по палаткам.

горно водные башкирские коровы

4 мая. Пятый день сплава.

Транспортируем раненого.

Утром позавтракали, ребята достраивали походную баню. Мой экипаж собрал рюкзаки и палатки, погрузили Лёню на корму, Инструктор Гена выдал нам тушёнки, остальные продукты мы собирались докупить в деревне. В нашем экипаже произошла замена, Ира осталась с группой, а к нам на катамаран села Аня из Гениного экипажа. Она очень боялась пауков, а на этой стоянке их было множество. Она не хотела больше ни минуты оставаться в их обществе. Сегодня была по настоящему летняя погода. Было жарко, все решили позагорать на пронзительном майском солнце. Лёнина нога отекла, он сидел на корме, подняв её повыше, ни на что не жаловался, говорил, что у него всё хорошо. До Старосубхангулово добрались быстро. Это оказалась очень большая цивилизованная деревня с большой поликлиникой, центральной улицей, упирающейся в гору, с большим количеством всяких супермаркетов и универмагов, Саша с ковыляющим Лёней поймали машину и поехали в больницу, а мы с нашей и не нашей Аней пошли по магазинам. Иван и Данила остались на берегу охранять катамараны. Лёня пробыл в больнице довольно долго, мы успели закупить все необходимые продукты, и эскимо для наших охранников. Сидели на берегу в тени забора и баловали себя холодным жигулёвским пивом.

д.Старосубхангулово , в ожидании раненого Лёни из больницы

У нашего раненного не было с собой медицинского полиса, это могло вызвать проблемы. Многим нашим туристам даже в голову не приходит взять его с собой вместе с паспортом и деньгами на карманные расходы. После этого случая я внесла медицинский полис в список личного снаряжения для каждого члена группы. Наконец то Лёня и Саша появились. Всё обошлось, их приняли без полиса и даже денег за приём не взяли, у Лёни оказалось растяжение связок, ногу хорошо зафиксировали эластичным бинтом и прописали покой и мазь. Мы продолжили свой путь по Белой реке. Сегодня выбирать стоянку предстояло нам. Солнце двигалось к закату, проплывали очень красивые места, живописные деревеньки и какие то пятнистые горы, серые с редким лесом и круглыми островками зелени на склонах. Вечер был тихий, тихий. Поверхность воды была как зеркало.

пятнистые горы

На правом берегу реки мы увидели прекрасную поляну посреди цветущей берёзовой рощи. Внизу у воды был небольшой пляж, на котором можно было насобирать крупных камней для бани. Мы поставили палатки под берёзами, посадили Лёню на Сашино раскладное кресло. Все пошли за дровами. Мы с нашей Аней тоже вдвоём принесли небольшое бревно. Вечером был костёр, бутерброды с помидорами и сыром, макароны по-флотски с тушёнкой. Ночевать своей маленькой компанией, похоже, стало нашей традицией. Спать легли поздно, завтра у нас будет своя личная днёвка с баней на этой замечательной поляне, хорошо, что Саша взял с собой ещё и баню!!!

девушки с бревном

5 мая. Шестой день сплава.

Днёвка среди берёзовой рощи. Утром светило солнце, пронзительно щебетали птицы. Над поляной стояла какая-то жёлтая пелена, то исчезавшая, то появляющаяся вновь. Я подумала, что у меня что-то с глазами не в порядке, но потом поняла, что это ветром несёт облако берёзовой пыльцы. Её было так много, что она напоминала туман. Вскипятили чай, позавтракали. Пошли фотографироваться на поляну, всю усыпанную ярко жёлтыми стародубками. Саша на двух берёзах сделал надпилы, сделал жёлоб из консервной банки, подставил под него солдатский котелок. Листьев на берёзах ещё не было, только серёжки - самое время для берёзового сока. Сок по жёлобу не капал, а стекал тонкой струйкой, быстро наполняя котелок. Это было очень вкусно, особенно сок берёзы, которая росла на пригорке. Мы выпили по стакану этого сладковатого, очень полезного напитка.

берёзовый сок сладкий

Сегодня обнаружились последствия вчерашнего неконтролируемого увлечения майским загаром. У Саши сгорела спина, у Ивана руки, у нашей Ани руки, ноги и лицо, так как у неё была очень светлая кожа, у не нашей Ани подгорели плечи. Я не очень пострадала, потому, что у меня была кепка с козырьком, и я вовремя спрятала руки под рубахой с длинными рукавами. Никто из всей компании не взял такую рубаху, хотя я предупреждала лично каждого, что она обязательно понадобится. Все надеялись на худшее, снег, дождь, холод и набрали больше тёплых вещей. Народ дружно мазал друг друга кремом "Спасатель". Аня и Иван решили компенсировать отсутствие длинных рукавов у футболок взаимным заматыванием рук бинтами из аптечки. В результате они выглядели очень экзотично, как две забинтованные мумии. В таком виде они ещё несколько дней сплавлялись, пока я не посоветовала Ване, надеть на руки свои носки с отрезанными кончиками. Получились длинные перчатки до самых локтей, что значительно сократило по времени утренние сборы.

коварное майское солнце, бинтуем сгоревшие руки

Наш раненый Лёня чувствовал себя хорошо, сидел у костра и рассматривал свои кости на рентгеновских снимках, за этим занятием я его и запечатлела на фото для истории. Меня потом всё время спрашивали, откуда он взял в походе рентген. Лёне на столько полегчало, что он размотал повязку со своей ноги и отправился на берег стоя ловить рыбу стоя. Саше пришлось призвать его к порядку. Заставили снова забинтовать ногу и посадили его у воды на кресло, чтобы он ловил рыбу сидя. Мужчины пошли стоить баню, а мы с не нашей Аней решили приготовить плов. Палатка для бани была маленькая без дна, для зимней рыбалки. Её снизу привязали к жердям, чтобы она была повыше, получилась "избушка на курьих ножках". Плов получился очень вкусный с морковкой, чуть подслащённый сахаром, почти ферганский. После обеда печка из камней для бани достигла необходимой температуры, мы накрыли её палаткой, парились пихтовыми вениками и бросались в реку.

баня - походное счастье

После бани Ваня очень тщательно и изящно намыливался на берегу своим детским мылом. Девочки с интересом наблюдали за этим спектаклем, очень уж это напоминало выступление стриптизёра. Посмеялись, фотографировали нашего артиста, сделали групповой снимок этой пенной вечеринки. Пока мы валяли дурака, Лёня поймал рыбу. Ближе к вечеру, нас догнали ребята из нашей группы. Первым подошёл катамаран Нурлана, следом подтянулись и остальные. Ребятам понравилась наша поляна, они поставили палатки, поиграли в футбол, девочки сходили на гору. Так прошёл этот замечательный день, завтра нам предстояло покинуть эту красивую стоянку.

пенная вечеринка на Белой реке

6 мая. Седьмой день сплава.

Рыба из реки Агидель.

Утром поднялись рано, погрузились на катамараны, Ваня и Аня, как обычно, забинтовали друг другу обгоревшие на солнце руки. Ира снова вернулась на наш катамаран. Солнце начало припекать уже с самого утра, день обещал быть жарким. По пути нам встретилась ещё одна деревня Миндигулово. Мы собрались в магазин, чтобы купить сухого красного вина и мороженного. Лёня остался сидеть на корме, он не мог далеко ходить, за то мог охранять катамаран. Деревня была небольшая, мы скупили в магазине почти всё каберне, возвращались весёлые, щелкали семечки.

Лёня охраняет катамаран

Сегодня на реке мы целый день загорали, к вечеру стали на лугу, на правом берегу реки. Разбили лагерь, я почувствовала себя не очень хорошо, потому что сегодня перегрелась на солнце, забралась в палатку и проспала до самой темноты. Когда я проснулась, ужин близился к концу, кашу с мясом уже всю съели, все были уже очень весёлые, Лёня угощал народ спиртом, благодарил всех, что его раненного не бросили умирать в лесу. Саша позаботился обо мне, заварил лапши. Меня спас крепкий чай с лимоном, это средство всегда мне помогает летом, когда я страдаю от перегрева на солнце, обычно в первый день сплава. Два Егора дуэтом пели песни, Витя с Валей занялись рыбалкой. Праздник продолжался. Долго, не могли закантовать Лёню в его палатку, он всё время рвался на свободу, но прыгать в темноте по неровному лугу , опираясь на самодельный костылик было не безопасно. Аня провела с ним воспитательную беседу, и он лёг спать.

натюрморт в пейзаже

7 мая. Восьмой день сплава.

Подземная река Таравал. Дерево желаний.

Утром у нас была рыба, выловленная Витей, который спал тут же недалеко от своего катамарана в луже, завернувшись в спальник. Он вчера не пошёл в палатку, решил переночевать на палубе катамарана, как оказался на земле, не помнил, хорошо, что ночь была тёплой. Саша с Геной почистили рыбу, пожарили её на сковороде, было очень вкусно!!!

на завтрак была рыба

После завтрака сразу же дружно собрались и отплыли. Погода продолжала быть очень жаркой. Вода в реке стала почти по-летнему тёплой. Все прикрывались от солнца, платками, рубахами, наматывали на голову футболки, как бедуины в пустыне. На ланч мы решили остановиться на галечном пляже, сделали салатик из яиц, вдоволь накупались и продолжили сплав. Впереди справа увидели все наши катамараны, причалившие к берегу. Там было что-то интересное. Из скалы била подземная река Таравал, на берегу росло большое дерево, всё увешенное ленточками. Это было дерево желаний. Надо было загадать желание и привязать на дерево ленточку, чтобы оно исполнилось. Мы сделали отличные снимки, набрали чистой воды из подземной реки, посидели немного в тени дерева, наслаждаясь прохладой, и отправились дальше.

подземная река Таравал

Как только отплыли, почти сразу перед нами появилась очень красивая скала Стог. Я бы назвала эту скалу визитной карточкой реки Агидель, много её снимков я видела в интернете, пока изучала наш будущий маршрут.

скала стог

Мы ещё раз останавливались, чтобы искупаться, наш майский сплав в этом году ничем не отличался от летнего сплава.

остановка в пути с целью искупаться

На стоянку встали напротив огромной скалы на большой поляне под горой. Здесь было очень красиво. На горе была большая пещера "Сказка", вдалеке на лугу - пасека. Девочки с Нурланом полезли на гору и в пещеру. С вершины горы открывался захватывающий вид на реку, получились очень хорошие снимки. Потом все, кто хотел, покатались на Сашиной байдарке. Вечером после ужина сидели у костра, пели песни. Пришёл Витя с жалобой на инородное тело в пятке. Тут же при свете фонарика его тщательно обследовали, но ничего кроме грязи не нашли, дезинфицировали рану коньяком. Больному стало легче.

Гора, река, пасека

8 мая. Девятый день сплава.

Капова пещера.

Ночь была тёплая, утро солнечное. Аню опять терроризировали пауки в палатке. На поляне нашли ящерицу, Валя хотела поцеловать её в губы, чтобы она превратилась в принца, но Егор сказал, что она, скорее всего, превратится в лошадь, лошадь на катамаране у "механиков" была бы лишней, и Валя отпустила ящерку в траву. Перед отплытием решили сделать коллективный снимок группы на фоне гигантской скалы на другом берегу реки, напротив нашей стоянки.

наша майская супергруппа

Сегодня нам предстояло сплавляться по территории заповедника Шульген-Таш до знаменитой Каповой пещеры, где многие тысячи лет назад, древние люди проводили свои мистические ритуалы и оставили на стенах рисунки, изображавшие диких бизонов и мамонтов. На берегу у пещеры нас ждал наш автобус с водителем Юрой. Здесь нам предстояло попрощаться с Сашей. Он заканчивал свой маршрут и уезжал домой к себе в Тюмень с сыном Данилой. За время сплава мы очень к нему привязались. Было жаль расставаться, Саша обещал приехать к нам в Омск, мы с ним обязательно ещё встретимся!!! Гена остался на берегу, а мы с группой пошли на экскурсию в Капову пещеру. Долго шли по дорожке через лес, на камнях на солнышке грелись то ли ужики, то ли гадюки, у змей начался брачный период. Пещера оказалась очень большой, с двумя озерцами у входа, с живой и мёртвой водой, как нам рассказала девушка- экскурсовод. Там внутри было темно и прохладно, как в погребе. Нам выдали налобные фонарики, и мы вошли внутрь.

Капова пещера, страшно, темно и холодно!!!

Пещера состояла из нескольких просторных залов, расположенных в нескольких уровнях, в зал с настоящими рисунками древнего человека нас не пустили, у входа в пещеру были сделаны их копии красно коричневой краской. Все звери показывали направление к выходу, все, кроме мамонта.

Сплав по реке Белая

Нагулявшись по пещере, продрогнув там основательно, мы устремились наружу поближе к яркому солнцу. Как нам рассказала экскурсовод, древние люди здесь не жили, слишком здесь сыро и холодно, у них здесь было, что-то вроде древнего капища, где они приносили жертвы духам. Возвращаясь обратно, мы зашли в кафе у входа в заповедник. Здесь мы нашли телевизор, отбивные котлеты, цивилизованный туалет и кран с горячей водой. Каждый мог, наконец- то, увидеть себя во весь рост в большое зеркало. Вид у нас был немного дикий, красно коричневые лица, у некоторых любителей банданы, обгорели носы. В Омск вернёмся настоящими индейцами!!! На берег вернулись очень сытыми. Продолжили сплав до ближайшей удобной стоянки. Сегодня у нас на маршруте по плану должна была быть крайняя стоянка. Встали на небольшом пляже у самой воды, чтобы далеко не таскать от катамарана вещи. Инструктор развёл костёр, приготовил ужин, Женя вызвался сварить компот в большом котле. Вечером посидели у костра, Егоры, наконец - то полностью пропели свою неприличную песню про Самару-городок. Женя снял весь концерт на видео, будет теперь что выложить на сайте "В контакте".

Егор исполняет песню...

9 мая. Десятый день сплава.

Домой, до свидания Белая река Агидель!!!

Подъём был ранний, сегодня нам предстоял наш последний в этом походе, переход до деревни Иргизлы, где на берегу за мостом нас ждал наш автобус. Мы быстро погрузили вещи и отчалили. За поворотом на берегу стояли местные рыбаки. Один из них, когда узнал, что мы из Омска, к огромному моему удивлению, сообщил, что знает нашу группу и меня лично из Интернета и, что он даже состоит на мейле в моём сообществе "Омские любители активного отдыха на природе". Тут моё самомнение возросло до небес. Вот это пиар!!! Меня теперь знают даже в Башкирской тайге!!! Сегодня наш катамаран возглавлял нашу группу, мы добрались до ближайшей деревни и остановились, чтобы дождаться всех. Деревня называлась Кутаново, как нам сказал Нурлан, в переводе с башкирского это означало пятая точка или дыра, глухомань, в общем. В ожидании группы, я сделала несколько очень живописных снимков реки и деревни. Подошёл катамаран нашего инструктора, мы получили ценные указания и поплыли дальше. Сразу за мостом на правом берегу, стоял наш автобус. Мы доплыли до крайней точки нашего маршрута, где-то не далеко была деревня Иргизлы.

д Иргизлы конечная точка маршрута

Разобрали катамараны, помыли, как могли баллоны, загрузили вещи в багажник на крыше автобуса. Сделали коллективный снимок группы. Я попрощалась с Белой рекой. До свидания Белая река Агидель!!!! Волшебный дух этой реки очаровал меня!!!! Я всё время буду возвращаться сюда в своих воспоминаниях!!! Автобус был готов к отъезду. Мы с девочками ласково попросили нашего тигра, чтобы он довёз нас до дома без происшествий. Домой ехали весело, по дороге доедали гречневую кашу, оставшуюся от завтрака из большой кастрюли. В Белорецке нас покинул Ваня, ему предстоял долгий путь к себе в Москву с двумя пересадками. Было жалко расставаться, это был мой лучший кормчий, с ним было так легко и весело. У поста ГАИ под городом Миассом, мы попрощались с Аней, она возвращалась к себе в Екатеринбург, с ней вышел и наш раненый турист Лёня. Аня позаботилась о нём, поселила его у себя, помогла ему купить билеты на прямой поезд до Череповца. Женя - парень с катамарана "Гламур", тоже вышел с ними, на обратном пути он хотел навестить своих уральских родственников. Мы ехали всю ночь, рано утром 10 мая мы были уже в Омске. Наш поход, к сожалению, закончился. Белая река сплотила нас в один коллектив, близких по духу людей, мы не потеряли друг друга после похода, общаемся в интернете, собираемся вместе, чтобы хорошо провести время. Дождёмся весны-2011 и снова уплывём по Белой реке, и в нашу тёплую компанию вольются новые замечательные люди!!!

наша замечательная группа едет домой!!!