10 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: нет или не указано

Автор - Константин Бекетов (Санкт-Петербург)

В восточной части Южно-Муйского хребта, на фоне обычного сибирского среднегорья, резко вздымается к небу обособленная группа вершин, поражающих своей дикой и первозданной формой. Знакомьтесь: это Муйский Гигант, вторая по высоте (после пика БАМ на Кодаре) вершина Забайкалья.

Первые упоминания о высшей точке хребта встречаются в отчете 1978 года группы Зинькова. Тогда гора называлась "пик Спартак" в честь спортивного общества, членами которого были эти туристы. По имевшимся тогда картам высота вершины равнялась 2721 метру. На рубеже 80-90х годов инициативу в изучении вершин района перехватили новосибирцы. Александр Иванович Кузьминых, руководитель клуба НИИЖТ, долгое время подбирался к центру хребта с несколькими экспедициями, ставившими одну цель - подняться на высшую вершину района. Именно ему принадлежит честь первовосхождения на пик БАМ на Кодаре в 1963 году. По легенде, он "вычислил" будущий Гигант на случайной фотографии - в те годы высшей точкой хребта считалась другая вершина.

Были и летние, и зимние попытки подобраться к горе. Новосибирцы заходили с разных сторон, попутно открывая новые долины и перевалы. После четырех неудачных попыток группа альпинистов 8 июля 1993 года поднялась на вершину, дав ей название "Муйский Гигант". У группы была новая карта, на которой высота вершины равна 3067 м. Сложность подъема новосибирцы оценили как 4А.

Второе восхождение было совершено через год, 12 июля 1994 года. Руководителем группы был житель поселка Куанда Виктор Сергеевич Рыжий. Один из участников команды Рыжего рассказывал мне, что их повторная попытка, через несколько лет, не удалась. Похоже, говорил он, обвалилась часть горы, поскольку того относительно простого пути, по которому удалось взойти тогда, больше не существовало. В 94-м они нашли такой маршрут, который почти не требовал страховки. "По полочкам, по полочкам - так и поднялись" - вот такое примерно было описание... На второй раз, упершись в монолитные стены, они отступили. С 1994 года никто так и не мог подняться на Муйский Гигант, и именно записку Рыжего мы нашли в туре 23 августа 2003 года, но этому предшествовала целая эпопея...

Мое знакомство с Гигантом произошло за год до нашего успешного восхождения, в августе 2002. После похода по Кодару, распрощавшись с группой, я в одиночку отправился в разведочный выход к подножию горы. За 5 дней, преодолев болотные мари Муйской котловины, кедровый стланик Мудирикамскита и перевал Гребневой сложностью 1Б, я вышел на стрелку истоков реки Бамбукой, которые будто обхватывают массив вершины со всех сторон. Гигант возвышается над дном долины Бамбукоя на 1300 метров, даже летом на скалах лежит снег, облака цепляются за вершину и подолгу скрывают ее от глаз.

Под склонами Гиганта я встретил зиму - в последних числах августа навалило метр снега, по скалам сходили настоящие лавины. Трое суток продолжалась метель, и на ее исходе стало понятно, что этот снег растает уже только в следующем году. Пришлось возвращаться к БАМу окружным путем, через долины Бамбукоя и Тулуи, выйдя на золотые прииски Ирокинда. Прямой путь через перевалы хребта был уже закрыт.

Однако, в результате этой двухнедельной "прогулки" стало очевидно: Муйский Гигант - достойный и очень интересный объект для восхождения. Оптимальные пути подходов к горе были разведаны.

Я вернулся на Южно-Муйский через год, с твердым намерением совершить восхождение. Специально для этой цели прилетел из Франции мой давний друг и напарник Андрей Студнев, а компанию нам составили ребята из клуба туристов Петербургского государственного университета. Заранее договорились, что вместе совершаем пеший поход, а на вершину идем только мы с Андреем - маршрут технически сложный, и для быстрого и безопасного его преодоления лучше работать одной связкой.

Начало пути к вершине - от станции Таксимо на БАМе. Первые 20 км идем по песчаной дороге, проложенной в долине реки Муя. Ближе к концу этого отрезка дорога превращается в вездеходный след, петляющий по комариным болотам. У брода через Малую Шуринду заканчивается и он, дальше - только звериные тропы и заросли стланика. Последующие 2 дня пути - тяжелый подъем прямо по руслу реки, часто по пояс в ледяной воде. В истоках - относительно простой перевал Шуринда, затем еще один простой перевал Плечо, и к вечеру 6-го дня пути от вожделенной долины Бамбукоя и массива Муйского Гиганта нас отделяет последний перевал - Мудириканский, сложностью 2А. Перевальный взлет - 50 метров относительно крутых скал, а на спуске к Бамбукою "живые" осыпи огромных глыб, приходящих в движение от каждого шага. Район Южно-Муйского хребта характеризуется очень высокой сейсмичностью, здесь зарегистрированы землятрясения до 9 баллов! Как следствие, осыпи на склонах часто очень неустойчивы, а дно многих долин перекрыто свежими обвалами.

Для "разминки" перед Муйским Гигантом совершаем восхождение на наиболее доступную высокую верину в окрестностях - Пирамиду Соловьева, названную так местными туристами в память о погибшем товарище. Пирамида расположена в глухом цирке левого истока Бамбукоя, ее высота около 2700 метров. Удивительна форма этой горы - действительно правильная пирамида с четкими и прямыми гранями. По одному из этих ребер возможен простой подъем на вершину, сложностью не выше 1Б. Для того, чтобы попасть в основание ребра, надо сначала пройти перекрытую свежими завалами долину, а затем по крутому осыпному кулуару подняться на седло перевала Вечная Молодость. При подъеме необходимы каски, как и на всех других перевалах района, кроме самых простых. От седла перевала до вершины остается 250 метров подъема по гребню, сложенному скальными плитам. Наверху - небольшой обелиск. Раскопав тур, мы обнаружили, что с 1994 года на вершине никто не был - нашли записку группы В.С.Рыжего, установившей памятник.

На спуске с вершины в истоке Бамбукоя мы обнаружили небольшой ледник, полностью покрытый моренным чехлом, и потому не дешифрированный на аэрофотоснимках и не нанесенный на карты. В современной гляциологии принято считать, что на Южно-Муйском хребте нет современного оледенения, однако наша находка опровергает это мнение.

После удачной "разминки" переносим базовый лагерь в соседнюю долину под склоны Муйского Гиганта. Целый день пришлось посвятить разведке пути к вершине. К сожалению, мы не знали точного маршрута предшественников, поэтому пришлось изобретать свой. После внимательного изучения склонов мы пришли к выводу, что наиболее быстрый и логичный путь подъема - с северо-запада, по широкому кулуару, берущему начало между двух вершин Гиганта, а далее влево по ходу по скалам на главную вершину. Снизу довольно трудно оценить истинную трудность предстоящего пути, поэтому на следующий день берем с собой все имеющееся в наличии горное снаряжение. Первые два часа поднимаемся пешком по осыпям и пологим скальным "лбам", обходя крутые снежники на дне кулуара. Наконец, приходит пора доставать веревку и обвязки. Начинаются первые трудности. Мы не расчитывали на то, что летом в Забайкалье понадобятся кошки, но узкие кулуары оказались залиты натечным льдом. Пришлось рубить ступени топором, который предусмотрительно взяли на восхождение. В ходе этой изнурительной процедуры до меня доходит, почему в английском языке ледоруб называется "ice axe" - т.е. дословно "ледовый топор". Для организации страховки в ход идут закладки и френды. Скалы монолитные, найти трещины местами затруднительно, много лазания на трении.

Наиболее трудный участок на нашем пути - короткий траверс нависающей скальной "нашлепки". Ее необходимо преодолеть, чтобы попасть в узкий камин выше участка, где весь он залит льдом. Мой напарник переобувается в скальные туфли, с трудом проходит сложное место. Моя очередь - пройти по перилам с довольно увесистым рюкзаком. В тот момент, когда я вытаскивал френд из-под "нашлепки", она вдруг отделилась от основной породы и с грохотом умчалась вниз, "подарив" мне полет маятником в пустоте. Адреналина - хоть залейся!

Еще 2-3 сложные веревки, и мы вышли на гребень, путь по которому уже значительно проще. Впрочем, и здесь встретился один трудный, хотя и короткий участок. И вот вершина. Это большой камень, который видно даже со дна долины Бамбукоя. На камне тур, вытаскиваем записки первопроходцев из Новосибирска и группы Рыжего из Куанды. Погода по всем правилам стремительно портится, "звоним" по рации в лагерь, сообщаем об успехе и не мешкая отправляемся в обратный путь. Начинается снегопад - точное повторение прошлого года.

9 "дюльферов" в пурге, оставляя крючья и петли, - и мы спустились вновь на дно широкого кулуара. Темнеет. Обратный путь оказался непростым - те наклонные плиты, которые утром без проблем преодолевались без всякой страховки, теперь покрыты свежим снегом. Вдобавок, снизу поднялся плотный туман, и лучи наших форарей вязнут в нем, не освещая местности. Блуждаем в потемках по опасным скатам, кляня себя за то, что не записали в GPS трек нашего подъема.

Но вот и дно долины, жесткие пучки травы среди камней. Почти шатаясь от усталости, бредем знакомой дорогой в лагерь. Впереди мелькают фонари - нас встречают. Чудом "вписавшись" в последний день короткого лета, мы взошли на Муйский Гигант!

Возвращаться в Таксимо решили другой, несколько более длинной дорогой, - через озеро Холодное, перевал Мотаиха и долину Большой Шуринды. На перевале уже лег снег, но в долине еще осень, спелая черника и подосиновики. Спуск по руслу Большой Шуринды оказался не столь сложным, как мы опасались, - без тяжелых постоянных бродов, да и рюкзаки уже значительно полегчали. Последнее испытание - несколько десятков километров по глухой тайге и заболоченным дебрям долины Муи, замыкая кольцо маршрута. Заснеженные горы Южно-Муйского хребта тают за спиной, в Таксимо непривычно тепло и сухо, и буквально через час пребывания на вокзале болота Муйской котловины уже кажутся чем-то нереальным из прошлой жизни.

В заключении несколько слов о специфических особенностях Южно-Муйского хребта. В последние несколько лет район приобрел известную популярность, сюда "стали ходить". Минувшим летом альпинисты Иркутска совершили четвертое по счету удачное восхождение на Муйский Гигант по маршруту 5Б к.с., став призерами чемпионата России. Тем не менее, троп в горах пока практически нет, местность абсолютно незаселенная, поэтому туристская группа должна действовать полностью автономно. По сравнению с соседним Кодаром, долины здесь менее проходимы, набор препятствий летом характерен для пеших походов 5-6 к.с. Это и каньоны на реках, и заболоченные долины, сложные переправы и повсеместный кедровый стланик. В горном узле Муйского Гиганта практически все без исключения перевалы сложные, от 1Б до 3А, по характеру - скальные. В остальной части хребта перевалы в среднем проще и носят осыпной характер, но и здесь есть отдельные препятствия высшей категории сложности. Для подходов от трассы БАМа используется три варианта: из Таксимо по долине Муи или Аверникана, по Тулуе от Ирокинды, и от поселков в районе Северомуйского тоннеля, с перевалами через Муяканский хребет и переправой через Мую. Учитывайте, что перейти Мую вброд невозможно - придется строить плавсредства. Попасть в Таксимо можно как на поезде по трассе БАМа, так и на самолете из Читы (через Богдарин). Местные авиарейсы часто откладываются из-за нелетной погоды и просто из-за дождей - взлетно-посадочная полоса в Таксимо грунтовая, и ее размывает водой. При желании и соответствующих финансовых возможностях возможен спецрейс вертолета из Таксимо в любую точку хребта.

Южно-Муйский хребет на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных и сложных районов для проведения пеших и лыжных путешествий. Относительно простые подъезды выгодно отличают этот район от гор Северо-Восточной Якутии; при этом хребет пока остается на порядок менее исследованным, чем Кодар, Саяны или Алтай. Многие перевалы и вершины еще ждут своих первопроходцев.

Карту-схему района Муйского Гиганта можно скачать по адресу:

Техническую информацию об упомянутых выше путешествиях можно получить в отчетах на странице:

Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом Свидание с Гигантом