Виды туризма

12 января 2013
Алексей Маркс
( г. Екатеринбург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: нет или не указано
0 1283 0
18-21.07.2002

Марафон "Европа-Азия" 1000 км


Автор - Алексей Маркс (Екатеринбург)


Нитка маршрута
Екатеринбург - нефтебаза - Курганово - Дегтярск - Ревда - Первоуральск - Билимбай - Волыны - Шаля - Волыны - Билимбай - Первоуральск - Ревда - Дегтярск - Курганово - нефтебаза - объездная дорога вокруг Екатеринбурга - пункт ГАИ на Сибирском тракте - Реж - Алапаевск - Реж - Верхняя Пышма - Невьянск - 146 километр объездной дороги вокруг Нижнего Тагила - Невьянск - Екатеринбург

Полная версия этого (и многих других) рассказов находится здесь: "http://marx.net.ru/1000_02.htm" rel="nofollow"

Группам поддержки, нашим друзьям и единомышленникам - посвящается этот рассказ

Тяжело в лечении - легко в гробу!

Немного истории и общих рассуждений по поводу...
- Тебе вставать в 6.15 или без 15 шесть? - в спальню заглядывает Светочка. Оказывается, уже начало шестого. Накануне был суматошный день (именно в этот день клиенты, словно сговорившись, завалили меня работой), еще более суматошный вечер - нужно было привести велосипед на технический контроль, получить документы - причем происходило это не там, где сначала было объявлено; потом нужно было разложить малахаи и перекусы по многочисленным сумкам байка. Так что ни минуты спокойной не было. И спать удалось лечь только сильно за полночь.
- Без 15 шесть... - отвечаю я и пытаюсь снова уснуть. Но уже не могу. Нервы не дают. Повалявшись еще минут 20, встаю. Ведь сегодня - старт первого на Урале, а также в моей жизни марафона на 1000 километров! К этому старту я целенаправленно шел весь этот сезон, решив принять участие в этом неслабом мероприятии еще в прошлом году, как только стало известно о том, что оно запланировано нашим клубом "Урал-Марафон". Как пел Высоцкий: "Уж если я чего решил - то выпью обязательно!". Участию в 1000-километровом марафоне предшествовали квалификационные марафоны этого сезона - 200, 300, 400 и 600 километров. Они проводились в любую погоду - и в жару выше 35 градусов, и в проливной дождь при +10 градусах, и в холодные ночи с заморозками - невзирая ни на что. Был накоплен бесценный опыт питания на ходу и экипировки в дождливую погоду, а также движения ночью (вернее, сделан вывод, что ездить ночью - плохо и этого нужно по возможности избегать...). Тяжело в лечении - легко в гробу!
Рассказы про предыдущие марафоны вышли какими-то мрачноватыми и безрадостными. Игорь Паньков (тоже прошедший их все) заметил, что они не вдохновляют последовать примеру, а похожи на стишок "Не ходите, дети, в Африку гулять!". И это не есть хорошо. Хочется написать веселый, оптимистичный рассказ про хромых на голову, но вот только никак не выходит. Поводов для веселья, к сожалению, маловато... В большей мере это вызвано тем, что общение с людьми на веломарафонах очень ограничено. В случае велопохода или тренировочных покатушек все едут вместе, весело, смех, шутки-прибаутки, песни и пляски - а на марафоне бесконечная лента шоссе, потоки машин и в лучшем случае один - два попутчика, с которыми даже толком не поговорить, потому что машины не дают ехать рядом. А крутить педали в одиночку - это совсем не так весело, как может показаться, тут вообще не о чем рассказывать. Зачастую это получается так, как пел Высоцкий - "осталось только материться!..". Поэтому единственные поводы для радости на марафонах, то, о чем хочется рассказывать - это встречи с людьми на пунктах поддержки и общение с товарищами по несчастью, которые называют себя марафонцами.
Стратегию проведения такого марафона (как я это понимаю, в силу более чем скромных умственных способностей и еще более скудного опыта (если это вообще возможно)) можно представить как два основных варианта. Вариант первый: ехать по возможности быстрее, и за счет этого больше отдыхать. Это несет с собой риск перегрузок, но позволяет снизить нагрузку на те части тела, которые непосредственно контактируют с велосипедом - ягодицы и кисти рук, а также усталость шейного отдела позвоночника из-за постоянно поднятой выше обычного головы. Этот вариант сразу отпал по причинам, изложенным ниже. Поэтому остался второй вариант: ехать медленно, но и отдыхать поменьше. Это исключает перегрузки, но растираются ягодицы, пережимаются нервы в кистях рук, травмируется шея. Третий вариант - ехать быстро и отдыхать поменьше (как Сахипов, Мальцев, Баранов, Семенов и т.д.) - в моем случае не рассматриваю...
К сожалению, во время финишного рывка марафона на 400 км по глупости посадил колени, потом на 600-ке доконал их, и на старт вышел с одной работающей ногой. Это было и плохо, и хорошо. Плохо в том смысле, что ехал всю Шалинскую ветку с ее-то горками практически на одной ноге, в особо крутые горки затаскивая байк на руках. Тем не менее, слезая с велосипеда, чувствовал жгучую боль внутри левого коленного сустава. На левую ногу ступать потом вообще не мог. Это очень неприятно, и как-то не по себе чувство беспомощности: мышцы нажимать могут, запас есть - а колени не дают! Все укатывают от меня на каждом подъеме, догоняю народ только на ровных участках. На спусках шоссейные велосипеды за счет их гораздо лучшего выката (гладкая тонкая резина, накачанная в несколько раз туже байковской; более аэродинамически выгодная посадка велосипедиста) тоже догнать не удается без бешеного вращения педалями. Но при всех минусах был еще и плюс - удалось полностью избежать перегрузок на всей дистанции марафона. У меня всегда был хороший аппетит, и я мог нормально спать. Поэтому-то данный марафон получился не надсадным. Так что нет худа без добра! Еще более разумно поступил Алексей Лутков. Он для себя принципиально решил ехать как можно спокойнее. Алексей проехал марафон, уложившись в лимит времени, потом помылся, немного поспал, накатил с друзьями пива и в день финиша (!) поехал кататься на байке (!!!), с удовольствием (!!!!!) проехав около 25 км. Это вам не пуп царапать грязным пальцем, хотя и выглядит похоже! Вот это я понимаю - стратег!

Уральскую Тысячу - одной правой, или Бак пробит, хвост горит, но машина летит!Уральскую Тысячу - одной правой, или Бак пробит, хвост горит, но машина летит!Уральскую Тысячу - одной правой, или Бак пробит, хвост горит, но машина летит!

В 6.30 четверга, 18 июля 2002 года на площади 1905 года было необычайно разноцветно. Площадь пестрела от желто - красно - сине - зелено - бело - голубых велосипедов и их еще более разноцветных хозяев. Хромых на голову пришли провожать жены, родители, друзья (хотя по смыслу нам более подходила бы машина с санитарами...). Подъехали Ольга Легкова с дочкой Аленкой, которая сидела в креслице на багажнике; славная плеяда Ивановых, Юрий Евдокимов, Игорь Вейн, другие сочувствующие и соболезнующие. Подошли представители трех местных информационных телекомпаний - "Студия 41", "4 канал" и еще кто-то (наверное, "СГТРК").

В марафоне собралось участвовать 18 человек. Они представляли собой велосипедистов - дальнобойщиков Урала, Москвы, Санкт-Петербурга, Украины и Ямало - Ненецкого автономного округа. Многие из участников имеют звания "Мастер Спорта" (Харис Сахипов, по непроверенной информации, "Мастер Спорта Международного Класса"), некоторые - Кандидат в Мастера Спорта, а некоторые - просто любители - вроде меня, оболтуса. Велосипеды их заслуживают особой песни с кудрявым припевом отдельным изданием. Особенно велосипед Хариса Сахипова, имеющий на себе крепеж для 5 фляг с питьем, и максимально облегченный (люди доходят до того, что сверлят ободья колес и выигрывают на этом несколько граммов массы). На их фоне несколько неуместно смотрелись три горных байка - Алексея Евсеева (стальной Trek-820), Игоря Панькова (стальной Trek-800) и мой (алюминевый Gary Fisher Tassajara). Конечно, ехать на байке - тяжелее и медленнее, но зато надежность этой машины просто невероятная. Добрый байк непреднамеренно убить просто невозможно!

За пять минут до старта (все должны были приехать за полчаса) подрулил Юрий Туринцев. Он услышал в свой адрес много нового из уст Вождя Слипшиеся Спицы, а уж когда уронил несколько чужих велосипедов, прислоненных к бордюру памятника не шибко волосатому вождю революции, его познания о себе из уст товарищей стали еще обширнее и разнообразнее...

Уральскую Тысячу - одной правой, или Бак пробит, хвост горит, но машина летит! 

Вот ровно 7 часов. До старта остаются считанные минуты. Ровно в 7, минута в минуту, начинается дождь (хотя целую неделю до этого дня дождя не было совсем). Кто-то из неунывающих марафонцев шутит: "Дождь-то начался вовремя, это старт задерживают!". Через пять минут подъезжает машина ГАИ, мы в последний раз фотографируемся все вместе, и пристраиваемся за синими мигалками.

С почетом проезжаем перекрестки, все машины пропускают нас. Как это необычно! А главное - в последний раз на марафоне машины нас пропускают. Провожающие дружно колесят рядом с нами, подбадривая перед дальней дорогой. Особенно круто смотрится Ольга Легкова с дочкой Аленкой на багажнике, укутанной от дождика в полиэтилен! Надеюсь, что девочка вырастет такой же веселой, оптимистичной и жизнерадостной, как и ее мама! Как говорится, лопатка от сапера недалеко падает... Юрий Евдокимов обещает встретить нас на КП в Пышме. Как же до этого еще далеко! Дожить бы!.. Дальность предстоящей дистанции напоминает мне анекдот: любил Кощей Бессмертный издеваться над кукушками, спрашивая: "Кукушка - кукушка, а сколько мне жить осталось?

Уральскую Тысячу - одной правой, или Бак пробит, хвост горит, но машина летит! 

Вот мы и за городом на пути к аэропорту "Кольцово". Начинаю осведомляться у коллег: "Финиш скоро? А то я уже накатался!". Народ странно на меня смотрит - видимо, им еще не хватило. Ну и ладно, раз вы так хотите, катимся дальше. Тут провожающие по одному отстают, пожелав нам на прощание удачи. Чувствую, что если сейчас буду держаться за кем бы то ни было, продержусь километров пять, посажу колени окончательно и меня можно будет поздравить с окончанием марафона (это как в анекдоте: "Ты кто?" - "Я смерть, за тобой пришла." - "И что?" - "Ну... Вот, собственно, и все!.."). Может, это будет и к лучшему, но пока есть еще порох в пороховницах и ягоды в ягодицах... Чтобы не было соблазна погоняться за кем-то, останавливаюсь и прикручиваю переднее крыло к байку. Возился минут 10-15. За это время народ укатил далеко-далеко. Ну и ладно, еще не вечер! Правда, по этому поводу вспоминается еще один анекдот. Российский спортивный комментатор на матче Россия-Бразилия: "Бразильцы пока ведут в счете - 18:0. Да, Бразилия - серьезный противник, но наши ребята не теряют оптимизма, ведь прошло только 5 минут первого тайма!".

Еду себе потихоньку под дождиком, не напрягаясь, залезаю в горочки медленно-медленно. Как в походе. Вот вроде ноги разогрелись, колени уже не так сильно болят. Постепенно ускоряюсь и вижу впереди какие-то разноцветные пятнышки. Постепенно эти пятнышки увеличиваются в размерах, и в конце концов они конденсируются в образ сладкой парочки - Вождя Слипшиеся Спицы и Сергея Шуклецова. Хорошо-то как! И солнышко выглянуло! Катимся рядом, благо дорожка позволяет - машин очень мало. Петр Иванович утешает меня рассказами из своей богатейшей всякими смешными историями велосипедной жизни. У него это получается на редкость весело и занимательно, сочно, ярко и образно. От всей души ржем по всякому поводу и без повода (А смех без причины является признаком известно чего. Но касательно, по крайней мере, меня - эта пословица верна на все 100%).

Затрагиваем обсуждаемый ранее с Алексеем Лутковым вопрос о том, что российские марафонцы извратили ту идею, что была заложена французами в рандоннерское движение. Эта идея - отказ от гонок и единство участников. К сожалению, в России некоторые честолюбивые участники (и я тоже был в их числе) превратили бреветы в какие-то догонялки. Человек готов посадить себе колени, порвать сухожилия, загнать себя до такой степени, что не сможет есть и спать - но на финише с чувством глубокого удовлетворения, шатаясь, увидит, что вон того сморчка он хоть на 150 метров, но сделал!!! Кому от этого радостнее? Какое же тут единство участников? Хотя много у нас таких людей (как, например, Алексей Евсеев, Петр Мисник, Алексей Лутков), которые являют собой примеры того, как нужно помогать товарищам. Это не может не радовать! Еще не все потеряно! Петр Иванович, насколько я понял, тоже не сторонник распределять участников по занятым местам. Журналисты в интервью перед стартом допытывались у него насчет "фаворитов гонки". Он говорит, что места, показанные участниками, конечно, есть - поскольку фиксируется время прохождения дистанции. Но вот только как оценивать участников по результатам? Ведь это же не профессиональные гонки - во Франции в марафоне 1200 км Париж-Брест-Париж участвуют самые разные люди, от профессиональных гонщиков до просто любителей, вплоть до инвалидов разной степени тяжести. Допустим, человек уровня Хариса Сахипова, мастера спорта (по слухам, мастера спорта международного класса) приходит на финиш первым. Закономерно и неудивительно. И вот инвалид проходит эту же дистанцию последним, но тоже уложившись в лимит времени. Так кто же из них более достоин называться победителем? Кто из них сильнее духом? Кто из них более достоин уважения? Ведь мы не с секундомером боремся, а с самими собой! Как-то раз я на лыжном марафоне встретил человека без одной руки. Я сошел с лыжни, пропуская его, и поклонился этому мужественному лыжнику.

Вот и Петр Иванович на всех марафонах этого сезона приходит в хвостике, хотя мог бы приходить если не первым, то в числе первых. Мощи в нем немерянно! Но он катится не торопясь, подбадривая отстающих, утешая упавших духом, всячески проявляя заботу об участниках; от всей души благодаря парней и девушек на пунктах поддержки. Вот поведение, достойное профессионала высшего класса! К сожалению, некоторые участники (в частности, Харис Сахипов, при всем моем глубочайшем к нему уважении), действуют - как бы это сказать... не самым понятным образом. Евгений Мальчиков на пункте поддержки в Нижнем Тагиле сидел в комнате двое суток, пожертвовав своими выходными, и ожидая марафонцев, чтобы поддержать их, угостить лапшой, чаем с печеньем и конфетами - а Харис не зашел в его комнатку и не съел ни кусочка, даже из вежливости. Мне было бы не по себе - хуже всего, если твои старания оказываются напрасными... Но я постарался как можно теплее поблагодарить этого парня, чьи усилия, как и вообще усилия всех людей, поддерживающих нас на дистанции, оказались не очень замеченными. Спасибо вам! Без вас, вашей заботы и поддержки, было бы во много раз труднее! Можно сказать - вы были самыми светлыми моментами этого марафона - равно как и всех других марафонов!

Уральскую Тысячу - одной правой, или Бак пробит, хвост горит, но машина летит!

Как-то незаметно мы подъезжаем к Пермскому тракту. Тут легкая и спокойная жизнь кончается (чтобы вновь начаться после Первоуральска). Машин очень много, и спеси у водителей тоже хоть отбавляй. Обгоняют впритирку слева, некоторые умудряются зажать одновременно и справа и слева, пролетая мимо по обочине. Как же хорошо, что этот участок марафона небольшой! Как здорово, что после нынешнего марафона на 400 км был убран из трассы участок Дружинино - Ревда! Там такой ужас длился бы очень долго. А тут мы быстренько отмучились и свернули к Первоуральску.

КП № 1 (Первоуральск). От старта - 106 км

В Первоуральске мы с Петром Ивановичем нашли КП, правда с некоторыми трудностями. Там уже сидели наши друзья - Алексей Лутков, Виктор Коробейников, Игорь Паньков, Валерий Комочков. Нас встречает парень спортивного вида с короткой стрижкой и очень приятным лицом - Вадим; а также нас поит минералкой милая заботливая Галина - жена Алексея Луткова. Как тут хорошо! Жаль, что еще не финиш! Ну ладно, порадовались жизни - и хватит, взгромождаемся на байки и скорбно крутим педалями в сторону Шали. По пути видим на обочине Виктора Коробейникова и Юру Туринцева. Они прокололись в очередной раз. Юре Туринцеву сильно не везет - на марафоне 400 километров он прокололся семь (!!!) раз, сегодня - уже четыре раза. Виктор Коробейников прокричал нам вслед: "Если так дальше пойдет - до финиша вообще не доедем!". Игорь уже тоже успел поменять камеру. Слава Богу - сколько ни езжу на своих полусликах 2.0 дюйма - ни разу ни прокалывался. А проехал только зарегистрированных марафонов уже 2900 километров. А ведь от дома до старта и после финиша до дома нужно ехать по городу - самое противное насчет стекол!

Ну вот и оно и началось - то, чего я так боюсь. Горки, все круче и круче. Это, конечно, красиво, но колено так болит... Мои переключатели передач щелкают со скоростью пулемета, цепь так и летает со звездочки на звездочку. Люди на подъемах начинают все чаще уезжать от меня, приходится потом догонять их. Но ничего, прорвемся!!! Едем вместе с Игорем Паньковым, болтаем о том, о сем - к счастью, машин уже совсем немного. С нетерпением ожидаем пункт питания в дачном поселке Волыны. Кушать оченно хоцца!

Волыны. Пункт питания. От старта - 166 км
Видим, наконец, долгожданные Волыны. Горит костер и стоит палатка. Там нас ждут Антон и Лена Берзины - они готовят нам еду, утешают несчастных и возвращают к жизни отчаявшихся. Утерев сопли (в фигуральном смысле), я накидываюсь на кашу, хлеб с маслом, кетчуп - вообще на все, до чего могу дотянуться и что не приколочено - и лопаю; а что приколочено - отрываю и пихаю между усами и бородой. Алексей Лутков, как у него заведено, совершенно необидно издевается надо мной - в частности над моим аппетитом. (Когда марафон закончился, Алексей сказал, что у него в памяти остались две ассоциации - вечно спящий Сергей Шуклецов и всегда жующий Алексей Маркс). А есть ну просто очень хочется. Своей злобной цели он, надо признать, достигает - есть я уже не могу, поскольку сижу и трясусь от смеха, не в силах проглотить ни кусочка. В результате с ужасом вижу, как каша, которую я не успел вдохнуть, оприходуется моими коллегами - марафонцами! Кошмарное зрелище! Вот что называется - не щелкай клювом!..Лена и Антон рассказывают: "У нас тут засуха была. Замучились воду на огород таскать. Но мы утешили маму - сказали, что завтра тут марафонцы поедут, значит, обязательно будет дождь. Как же марафон - и без дождя?". На западе все небо заволокла огромная темно-синяя туча, гремел гром и сверкали молнии. Наконец хлынул ливень. Пережидать его было бесполезно, поэтому мы надели ветровки и покатили под самые грозовые тучи. Хорошо - челюсть выдвинул и попил воды, не нужно с флягой возиться! Опять же и не пыльно... Это был большой плюс к этому минусу! На подъемах народ укатил от меня, пока я пешком затаскивал свой байк в горки, и вот я еду самым последним. Правда, некоторое время мы катимся вместе с Валерием Комочковым из Волгограда. Это интереснейший человек, веселый и заботливый. К превеликому сожалению, он заблудился, когда практически все трудности уже были позади и оставалось ехать всего несколько часов по ветру... Несомненно, первой веткой марафона сделали самую трудную. Рельеф тут - ни одного ровного места. Спуски и подъемы достигают 16% крутизны (как указано на дорожных знаках). Страшно подумать, что если бы эту ветку сделали последней? Да, эта часть пути была самой тяжелой, но и самой красивой, без всякого сомнения. Все великолепие природы Урала было тут! Сосновые леса, опушки, речки в распадках сопок, озера, бескрайние поля - это просто великолепно! Не хватало только того, что я люблю больше всего - покрытых снегом каменистых осыпей на вершинах сопок и свиста ветра среди скал... Хороший асфальт и малое количество машин делают эту трассу просто сказочной! И усталость с недосыпанием еще не навалились, заставляя путать утро и вечер, делая безразличным к красотам окружающей природы...Навстречу начинают попадаться лихие люди на велосипедах: Харис Сахипов, Юрий Левковский, Сергей Баранов, Володя Семенов и наши гости из Москвы и Питера. К счастью, Шаля уже скоро!

КП № 2 (Шаля). От старта - 227 км
Еще несколько крутых подъемов и спусков - и наконец виден поселок Шаля. Подруливаю к зданию администрации. Там на крыльце марафонцев ждут две женщины. С трудом слезаю с байка, и затаскиваю негнущуюся ногу на ступеньки. Заместитель главы администрации Шали ставит мне печать в карточку и спрашивает, далеко ли я собрался на такой ноге. Я, сделав зверскую рожу, мрачно шучу: "До финиша! Оно совсем чуть-чуть осталось - 735 километров!". Он скорбно смотрит на меня, на лице его написано: "Эх, парочку санитаров бы тебе сейчас точно нелишне были бы!". Тем не менее, он снимает мой отъезд на видеокамеру. Я благодарю их всех и направляю руль в сторону обратного пути, пожелав им на прощание "всего самого ярковыраженного".

Возле администрации тусуются двое парнишек - один на "Урале", до всех узлов которого не касалась рука человека с момента покупки, второй на "Каме" с таким же уровнем обслуживания. Когда я печально попиликал в обратный путь, не став кушать вместе со всеми в столовой (из экономии времени), эти парнишки решили поиграть со мной в гонщиков. Один из них, который постарше и на "Урале", решил показать мне, молодому да неразумному, как следует кататься на дистанции до 100 метров. Он отчаянно крутил педалями, оглашая округу пронзительным скрипом разболтанных шатунов, и пугая народ вылезшими из орбит глазами. Дорога между тем шла немного под горку, и я спокойно сел на седло и расслабился. Через некоторое время мой байк начал плавно, но уверенно разгоняться, и парень, надрывая пупок, увидел икебану (байк-велосипедист) со мной в качестве верхнего компонента со спины. Видимо, это грустное зрелище, навевающее мысли о бренности всего сущего, окончательно добило будущего победителя "Тур Де Франс" - по крайней мере визг шатунов и скрежет несмазанной цепи позади меня быстро стихли...

После Шали нам светило солнышко. Небо почти очистилось, дул теплый ласковый ветерок, возле дороги паслись лошадки и коровы, наполняя округу запахом органических удобрений. Я даже успел на ходу похлопать одну лошадку по шее... Еду, иногда останавливаюсь покушать конфеток из подрамной сумки, полюбоваться окрестностями. Природа вокруг на самом деле чудо как хороша! Возникают мысли о том, что неплохо бы сюда скататься в поход. Места просто сказочные, вот только бы ехать не торопясь!

Начинают появляться другие проблемы, кроме посаженных коленей. Перед выездом я опрометчиво опустил носик седла, и теперь это дает свои плоды в виде растертой пятой точки. Причем эта проблема быстро прогрессирует, сидеть становится все труднее и труднее. Ехать стоя не могу из-за колена, сидя - не могу из-за пятой точки. Довольно забавно, надо признаться. Век живи, век учись - дураком помрешь... Забегая вперед, скажу, что потом, на КП Первоуральске, я поставил седло горизонтально, как мне еще накануне советовал Володя Семенов (а я, балбес, не послушался его...), но было поздно - памперс велотрусов уже был в пятнах крови. И дальше могло быть только хуже. Особенно чудесен был последний день - мне непрерывно казалось, что от попы прикуривать можно... Особенно резкую боль вызывало вставание с седла. А не вставать тоже было нельзя - тоже больно!

Наконец-то вижу долгожданный распадок между холмов с железной дорогой в нем. Это значит, что прямо на горке - пункт питания со славной четой Берзиных! Ура! Теперь нас голыми руками не возьмешь!

Волыны. Пункт питания. От старта - 287 км
Алексей Лутков, подкатив немного попозже и увидев меня, начал в свойственном ему стиле: "Ну, блин, Алексей, ты опять жрешь, что ли? Ты на велосипеде хоть изредка будешь кататься? Как тебя ни увидишь - все сидит и жрет. Совсем совесть потерял! А если ты во Францию поедешь, чего доброго? Там ведь все столовые из-за тебя закроют! Будешь в каждой брать самую большую кастрюлю, опускать туда свой хобот - и все остальные, кто приедут за тобой, будут только минералку пить? Этак ты весь марафон сорвешь!". Показывая Лене на меня: "Этого сачка и обжору надо было сразу отсюда вот этим дрыном гнать!!!". Алексей опять достигает своей цели. Есть я не могу, поскольку хохот разбирает - настолько смешно и необидно Алексей трунит надо мной - и благодаря этой заминке остальные вновьприбывшие марафонцы успевают ухватить немного ЕДЫ, которую я еще не успел слопать. Вообще на марафоне пища не подразделяется по видам - есть просто ЕДА.

Условно насытившись, мы с Игорем грузимся на наши развалюхи и начинаем трястись дальше, к Первоуральску, где хотим поспать самое темное время суток. Но темнота застигает нас гораздо раньше, чем мы достигаем Первоуральска. В результате скорость движения резко падает, начинаем собирать все ямы (как хорошо, что мы на байках!) и начинает сильно хотеться спать. Игорь засыпает на ходу, приходится будить его дикими воплями. Вокруг проплывают уютные огоньки домиков, в которых спокойно спят люди, в мягких постелях, уткнув носы в сухие подушки и укрывшись теплыми одеялками. А мы добровольно обрекли себя на то, чтобы еще двое с половиной суток крутить педали, ограничивая себя во сне, пище и отдыхе, через силу заставляя себя двигаться, испытывая сильную боль в натертых седлом местах, передавленных рулем ладонях и неестественно изогнутой шее... Еще двое с половиной суток напряженной борьбы с самими собой... И как же порой трудно победить самого себя!..

Ура, мы ломим, гнутся шведы - это уже Билимбай, и наконец-то видно зарево огней Первоуральска! Стойло недалече!!! Овсы уже хрустят в кормушке!

КП № 3 (Первоуральск). От старта - 347 км
На КП нас встретил Вадим, который мужественно боролся со сном. Он за руки отбуксировал нас в кафе, находящееся в их же здании. Там для марафонцев было приготовлено специальное меню, с ценами раза в два ниже, чем для всех. Спасибо санэпидемслужбе и ее спонсорской помощи! Сидим, насыщаемся очень вкусной пищей. Подходят Петр Иванович с Алексеем Лутковым - и несут в руках огромные кружки пива. Красиво жить не запретишь! Мы с Игорем не привыкли шиковать, поэтому шустро топаем в комнатку, где можно упасть на что-нибудь горизонтальное. Таковым местом оказывается матрас, любезно извлеченный Вадимом из шкафа. Рядом прямо на пол ложится Виктор Коробейников, закрывшись полиэтиленовой накидкой, а на диване рядом храпит приехавший раньше нас Сергей Баранов. Через некоторое время Петр Иванович, Алексей Лутков и Сергей Баранов поехали спать на дачу к Алексею Луткову (это возле Курганово), укрыв нас с Игорем освободившимся после Сергея одеялом. Как чудесно было уснуть! Только на марафоне можно по-настоящему оценить значение слов СОН и СПАТЬ! Сторож будит нас в 4.00, но я (вручную разлепив вежды) прошу дать поспать еще полчасика. Спим... 4.30. Все равно нужно вставать. Блин, ежели я не высплюсь - какой же я, оказывается, сердитый! Обнаруживаю, что мои хорошие велосипедные очки превратились в монокль - ночью, когда вез их за пазухой, у них сломалась и потерялась дужка, теперь они вроде держатся на морде, но косо. Доехать как-то до финиша и выкинуть... Понятно, что это не сильно способствует улучшению настроения - около 1000 рублей стоят, зараза! Вадим пытается предложить нам чай в том же кафе - где он договорился с девушками - официантками, хотя кафе уже закрыто. Чая не хочется. Не хочется ничего вообще, кроме того, чтобы упасть и спать, спать, спать... Но мы благодарим Вадима, садимся на наши пыточные станки и покидаем столь гостеприимный КП. При мысли о расстоянии, которое ждет нас впереди, цензурными в этих самых мыслях становятся только знаки препинания...Как только выезжаем из Первоуральска, Игорь второй раз прокалывает камеру. Разумеется, сразу же начинается дождь (ну как без этого?). Даю товарищу мгновенную заплатку и еду дальше. Через некоторое время меня догоняет Сергей Шуклецов. Некоторое время едем вместе, болтая о том, о сем. Дождь проливной, однако. Тем не менее сильно хочется пить. Минералки в Первоуральске не набрал, поскольку ни на что просто смотреть не мог... В Курганово набираю в колодце воды, так как все киоски еще закрыты (все нормальные люди еще спят!). А пить хочется. Но даже если очень хочется пить, эту воду использовать все равно нельзя - она темная, как Coca-Cola, и мерзкая на вкус, примерно как водопроводная или болотная. Через некоторое время выливаю ее на дорогу, хотя и добавил в нее перед этим немного глюкозы.Поворот на дачу Алексея Луткова. Там стоит многообещающая табличка "1000". Очень хочется заехать, но решаю экономить время. Полевской тракт страшно забит машинами, в частности "Камазами" с перепачканными глиной колесами. Через пять минут я уже рыжий от глины. К счастью, до поворота на Шабры и нефтебазу рукой подать (или, точнее, ноги протянуть)...

Пролетев нефтебазу, оказываюсь у долгожданного киоска на пересечении с Челябинским трактом. Там ужасно недовольная моим не очень стерильным видом продавщица отпускает мне 2 литра сока и шоколадку. Заправившись, двигаюсь дальше по направлению к Екатеринбургу. Ёлки-палки, да ежели сейчас не сворачивать направо и да маленько разогнаться, через какой-то час я уже дома храпеть буду!!! И мое бедное колено, полностью солидарное с "пятой точкой" и шеей, будет просто ликовать! Но - дурная голова ногам покою не дает, поворачиваю на объездную дорогу вокруг Екатеринбурга.

На объездной дороге начинает скрипеть цепь. Останавливаюсь смазать ее (хоть какой-то повод отдохнуть), и как раз в это время меня обгоняет Володя Семенов с попутчиком. С некоторым трудом нахожу нужный поворот к Екатеринбургу, и через несколько минут вижу Володю и кучу велосипедов рядом с судейской машиной. Кучу не в смысле курган из байков, цепляющий вершиной облака - а просто много велосипедов. Наверное, мне тоже к ним - куда конь с копытом, туда и рак с клешней...

КП № 4 (пункт ГАИ на выезде из Екатеринбурга). От старта - 448 км
В машине нас ждет судья на КП Виктор Костин - крепкий парень спортивного вида. Впрочем, среди нашего окружения других людей встретить довольно трудно. Он ставит печать, предлагает воспользоваться душем в гостинице и столовой. Душ - очень хочется, но покушать важнее. Душ - не первая необходимость... Столовая - разительный контраст с кафе при СЭС в Первоуральске. Немилосердные цены, медленное обслуживание, невкусная еда. Но все в мире проходит, закончился и наш обед. Во время обеда с некоторым холодком за шиворотом думаю о предстоящей дороге - нас ждет дикий встречный ветер. Подходит Игорь Паньков и красочно расписывает, как народ отрывается на даче у Алексея Луткова. По его рассказам, хозяину места не хватило, и он спит в обнимку с Вождем Слипшиеся Спицы. Остальные дрыхнут кто где. От всей души завидую им. Но обратно в Курганово я уже не поеду... До моего дома отсюда ближе!Выхожу из столовой. Виктор внимательно смотрит мне в лицо и участливо спрашивает: "Как настрой - боевой?". "Не очень..." - отвечаю я. "Если будешь сходить - скажи сейчас, чтобы мы на финише не ждали" - прямолинейно предупреждает он. "Пока есть жизнь - есть и надежда! Надеюсь, конец дистанции наступит раньше, чем мой!.." - делаю я хорошую мину при плохой игре. Самому крайне грустно. Вот ведь блин! До моего дома всего минут сорок!!! По ветру!!!!! А впереди ждут сотни километров против ветра, жгучая боль в коленях, пятна крови на памперсе трусов, скудная еда, ночные этапы пути и всего 2-3 часа сна в предстоящие двое суток!.. Да черт же все побери!!! Да гори оно все, блин, синим пламенем!!! Но, стиснув зубы, злой на весь белый свет, проклиная всю эту затею и приключения, которые я с постоянством, заслуживающим лучшего применения, нахожу на мою многострадальную задницу, все же выруливаю на объездную дорогу. Игорь, как может, поддерживает меня морально, но его усилия почти пропадают впустую... Злой Алексей Маркс - это отнюдь не подарок, доложу я вам... Действительность превосходит все самые мрачные ожидания - ветер поистине дикий (о, если бы я знал, что ждет нас через сутки!!!). Едем друг за другом, меняясь через каждый километр. Слабо помогает, поскольку ветер дует как-то немного сбоку. Сворачиваем на Режевской тракт, и через несколько десятков минут останавливаемся передохнуть. Тут нас обгоняет кто-то из наших ребят. Что-то тут не так - ветер становится порывистым, и уже не дует так жестко навстречу (боимся поверить!). Мы воспрянули духом и поднажали на педали. Как-то незаметно, на автомате, бегут навстречу километры. Усталость забирает все эмоции. Игорь внезапно подрывается и улетает вперед (видать, у него "пёрло открылось"). Через некоторое время вижу разноцветную рекламу над дорогой и отворот в пригород Режа, через несколько минут вижу стеллу "Реж". Наконец-то! Возле дороги стоят палатки, горит костер, сидят ребята. Это и есть КП №5. Там рулит главный санитарный врач Режа; потом его сменит руководитель секции туризма одного из окрестных поселков. Конкретные ребята, однако!

КП № 5 (развилка Реж - Алапаевск). От старта - 525 км
Там мне с ходу предлагают чашку с запаренной пачкой одноразовой лапши. Лопаю с ходу. Негусто. Можно повторить? Пожалуйста, кушайте... Еще одна пачка, хорошо пошла! Все равно маловато. Больше просить уже как-то неудобно. Ладно. Нужно ехать дальше... Французская система проведения марафонов такова, что нужно не только уложиться в определенный норматив от старта до финиша, но и поддерживать равномерный темп движения. Это обеспечивается следующим: все КП открыты в течение определенного интервала времени, и нужно успеть в этот интервал. Если отдохнул где-то слишком долго и не успел до закрытия КП, то это влечет за собой потерю регистрации бревета. Ты можешь ехать и дальше, но делаешь это уже для себя, в официальном протоколе напротив твоей фамилии будет стоять "сошел с дистанции", даже если ты проехал всю дистанцию в пределах допустимого времени. Сегодня нужно успеть еще скататься в Алапаевск и обратно, самое лучшее - успеть бы на ночевку в Пышму! Но это вряд ли... Но в Алапаевск и обратно - в любом случае! Нет в жизни счастья, и не будет... ну и не надо! Опять мы с Игорем - сладкая парочка - громоздимся на коней с педальным приводом и перемещаемся с их помощью в сторону Алапаевска.Ветер встречный. Отдохнуть на спусках не получается. А ехать нужно порядка 75 километров в одну сторону. Утешаем себя мыслью, что обратно ехать будем по ветру. Забегая немного вперед, скажу, что к ночи ветер изменился на обратный (и дорога пошла в горку). Так что на ветер нам в этот день везло, как утопленникам... Знать бы, что завтра будет! Вокруг очень красиво. Не так, как возле Шали, но тоже хорошо. Бескрайние поля, на небе тучи, сквозь которые проглядывает заходящее солнышко. Машин очень мало, поэтому воздух довольно чистый, асфальт хороший. Липкий жидкий битум, который так мешал на дороге, когда мы ехали 600 километров, застыл и теперь нисколько не затрудняет движение. Едем, болтаем с Игорем. За разговорами время идет незаметно, и уже видна стелла "Алапаевск". Там находим трактир, в котором и есть КП № 6.

КП № 6 (Алапаевск). От старта - 595 км
Там народ сидит в обнимку с велосипедами и трапезничать изволит. Девушки-официантки гостеприимно приглашают нас отдохнуть в комнатке рядом с залом (туманно намекая на то, что не прочь составить нам компанию), кормят (правда, как всегда в таких заведениях, невкусно) и допытываются, почему никто не соглашается дать им свой велосипед покататься. Ну что им ответить? Мелем какую-то чушь про общий километраж... Рядом вьется какой-то сильно подвыпивший молодой человек без определенного рода занятий, который нарывается на неприятности. Мы неприятностей не хотим, и девушки, работающие тут, тоже хотят жить мирно. Они усмиряют парня, и через некоторое время мы сваливаем в обратный путь. Хорошо бы успеть на КП до темноты!Но до темноты успеть не удается. Ветер сменился на противоположный, и приходится непрерывно крутить педали - иначе просто не катит. К счастью, дует не очень сильно. Вот долгожданная река Реж. От нее почему-то едем, по ощущениям, жутко долго - наверное, потому что стемнело, и скорость упала... Несколько раз кажется, что заблудились (многострадальный Валерий Комочков на этом участке, кстати, и заблудился, потеряв около часа). Но вот и этот участок дороги, кажущийся бесконечным, заканчивается - и мы видим гостеприимный дым костра на КП. На велокомпьютере около часа ночи.

КП № 7 (развилка Реж - Алапаевск). От старта - 666 км
Останавливаемся и сразу кидаемся к столу. Аппетит просто зверский, но нас ждет облом - ЕДЫ очень мало (а купить пищи поблизости просто негде). Пожалуй, это был единственный недочет в безупречной организации марафона. Тем не менее, условно насытившись, ложимся спать в брезентовую палатку без защиты от комаров. Там лежит мат и ватный спальник на двоих. Укрываемся спальником и пытаемся уснуть. Игорь засыпает сразу, я не могу, поскольку палатка не имеет защиты от комаров, и некоторые особо мужественные особи комариного племени не испугались силы запаха 4 марафонце-дней (2 марафонца, 2 дня не снимавших одежду). Эти особи лезли в палатку, падали замертво от удушья, но новые и новые ряды комаров-камикадзе шли на штурм палатки... и некоторым, особо стойким, удавалось пробиться к нам! Наверное, они были в противогазах? Некоторые комары захотели узнать, а что у меня спрятано внутри щек и лба? Я не был склонен поощрять их любознательность - поскольку, во-первых, догадывался, что там находится, а во-вторых, что бы там ни было, мне все это и самому нужно, по крайней мере лишним точно не будет... Поэтому я снял одну из маек и укутал ею свою пустую башку. Комары по-прежнему пытались познакомиться со мной поближе, но натыкались на надписи "Trek", "Volkswagen", "Shimano", "HaYes", "PowerBar". Наверное, они решили, что у них началась белая горячка (хотя кто так напивается в день своего рождения?), и отстали от меня (наверное, применительно к англоязычным комарам такой финт ушами не проканал бы...). Может, и не отстали, но я уже их не помню. А ночью сильно похолодало, и комаров даже след простыл...Через час после нас на КП приехали Вождь Слипшиеся Спицы, Алексей Лутков и Валерий Комочков. Вождя Слипшиеся Спицы определили в нашу палатку. Не знаю уж, как он там разместился - мат был не очень широкий... Спальник еще меньше...Как только я уснул, в ту же секунду дежурный по костру сказал возле нашей палатки: "Спали, не спали - пора вставать! Четыре часа!". Глаза, стало доброй традицией, открываются исключительно вручную. Высовываю нос на улицу. Зубы сразу же начинают стучать. Дубарь просто дикий. Хлопаю стаканчик чая (типа желудок погреть) и запрыгиваю на байк. Злые и невыспавшиеся ковыляем с Игорем дальше - в Пышму. Надеемся, что сегодня - последний день марафона! А это значит, что в следующий раз спать мы будем уже дома... Дожить бы, Господи... Пошла последняя треть пути... Неужели осилим? Нас догоняют Петр Иванович и Алексей Лутков. Петр Иванович, спросив разрешения, обгоняет нас, а с Алексеем мы едем практически до самой Пышмы. Ура - это КП № 8! Остается около 260 километров!

КП № 8 (Верхняя Пышма). От старта - 740 км
Уральскую Тысячу - одной правой, или Бак пробит, хвост горит, но машина летит! было украшено сонной Ольгой Легковой. Она непрерывно варила кашу для проезжающих бездельников, по которым уже давно дурдом плачет. На КП уже сидели и кушали Сергей Шуклецов и Алексей Лутков. Потом Сергей Шуклецов с кряхтением похромал на диван. Алексей Лутков с завистью посмотрел на него и сказал: "Как же он может спать, когда мы так мучаемся!". Петр Иванович растянулся на полу, укрывшись пленкой, и выставив из-под пленки одно ухо. Кто-то сделал историческую фотографию "Ухо Петра Ивановича". Вождь Слипшиеся Спицы в процессе съемки компромата (ухо нагишом!) и не повел вышеозначенным органом.
Уважаемый господин Шуклецов был потрясающе красивым юзером черных велоштанов со светлым памперсом, вывернутых наизнанку (чтобы швы не натирали). Смотрелось очень нестандартно, нельзя не отметить!
Уральскую Тысячу - одной правой, или Бак пробит, хвост горит, но машина летит!

Перед тем, как лечь спать, Алексей Лутков в свойственной ему манере глумился надо мной: "Слушай, Алексей, у тебя левая нога все равно не работает - так зачем же ты ее везешь? Для равновесия, говоришь? Так давай ее отрежем, а для равновесия присобачим сумку с едой, например? А то тащишь бесполезный вес - килограммов десять можно высвободить!". Потом, насмеявшись вдоволь, он поговорил с женой по сотовому и принял горизонтальное положение с наивным желанием забыть ту среду обитания, в которую окунула его недобрая судьба, хоть на несколько минут. Но не тут-то было! Я злобно овладел его сотовым телефоном и принялся домогаться возможности позвонить домой. Про то, чтобы поспать, многострадальному Алексею пришлось забыть (поскольку к нему пришла жаба и начала его давить). А когда я наконец дозвонился до мамы (и сказал, чтобы рано меня не ждали), и за три минуты разговора посадил батарейку телефона, сердитый и невыспавшийся господин Лутков сказал все, что обо мне думает. Я и не подозревал, какие слова он, оказывается, знает... Когда мне оставалось жить считанные секунды, зданию, в котором размещался КП - считанные минуты, а алюминевая рама моего байка почти завязалась узлом вокруг моей шеи - к нам подлетел, махая крылышками, добрый ангел в лице Ольги Легковой. Ангел держал в своих нежных ручках зарядное устройство для сотового телефона. Алексей, утешившись этим поворотом событий, решил дать мне пожить еще минут пятнадцать, и выразил горячую рекомендацию в мой адрес: как можно быстрее скрыться с его глаз в любом произвольном направлении, и сделать так, чтобы он меня как можно дольше не нашел!.. А не то он заставит меня проглотить раму моего велосипеда, не разжевывая - и к тому же плашмя!!! Когда я, прыгая на одной ножке, кинулся к велосипеду с одним желанием - катить отседова, пока не поздно, ко мне подлетел еще один ангел по имени Галина - в лице жены Алексея Луткова. Этот ангел сфотографировал меня и ласково спросил, не хочу ли я кушать, и вообще - не нужно ли мне чего? Я спрятался за ее хрупкую спину и прошептал - нет, у меня все есть, слава Богу - я только хочу домой... Схватив велик, я по-пластунски передислоцировался в сторону выхода и через какие-то доли секунды шустро перебирал педалями в сторону Невьянска. Игорь Паньков, как настоящий друг, решил не бросать меня на возможное растерзание Алексею Луткову, и мы поехали вместе. И вот тут нам стало понятно, что Всевышний приготовил нам подарок - на десерт. Когда за спиной осталось 750 километров, в низу этой самой спины не осталось живого места, а в колени кто-то забил большие гвозди - нас ждал участок пути протяженностью около 130 километров против встречного ветра 7-12 м/с... 7-12 метров в секунду, как нетрудно подсчитать, это 25-43 километра в час (если ехать со скоростью 15 км/час, то это выходит - ветер навстречу со скоростью около 40 км/час, если не ошибаюсь). Упираемся педалями, рогами, всем, чем только можно упереться - а скорость не выше 15-17 км/час. На спусках тоже крутим педали, иначе задувает обратно в гору. Видел такое чудо - едет легковушка с открытым багажником, а вплотную за ней, на расстоянии сантиметров 10, просто невероятно быстро мчит велосипедист. В сторону Невьянска продефилировал трактор с прицепом, на скорости примерно 30 км/час. Я с превеликим трудом догнал его, но как только пристроился за ним и начал наслаждаться процессом езды, он просто подло свалил на Таватуй... Слон сиамский... Когда мы с Игорем проехали порядка 10 километров, я выдвинул предложение - повеситься на ближайшей березе, либо утопить байк в какой-нибудь луже - и утопиться рядом. Игорь подумал, и с видимой неохотой отклонил это предложение, мотивируя это тем, что он еще не накатался - и мрачно пошутив, что ему очень нравится ездить на велосипеде! Наверное, у нас обоих вывих мозга в особо тяжелой форме - мы, вместо того чтобы положить велосипеды под какой-нибудь грузовик и сплясать гопака на их плоских останках, празднуя освобождение - со скоростью, сделавшей бы честь любому асфальтоукладочному катку, ползем в сторону Невьянска. Гамма чувств просто неописуема! Игорь укатывает вперед, я еле-еле тащусь вслед за ним, крутя педали одной ногой. Подъем просто бесконечен, крутить педали приходится непрерывно, скорость около 15 км/час. От напряжения из носа начинает капать кровь. Когда кажется, что все, на этом моя никчемная жизнь уже совсем бесславно закончилась - и мои ласты уже плотно-плотно склеились, наконец видна долгожданнейшая развилка на Невьянск. Впереди еще 30 километров до развилки около Тагила и 30 километров в горку по объездной дороге вокруг Тагила... И все это против ветра!!! Ну почему же я не плоский, как рыба? Шутки у меня ведь плоские - так почему же я объемный?..

КП № 9 (Невьянск). От старта - 808 км
Надо сказать, что этот дикий ветер не всем навеял столь же теплые чувства. Лучше всего было идущему вторым Василию Мальцеву. На следующем КП около Нижнего Тагила он был в 7 часов утра. Ветра еще не было. А поднялся ветер тогда, когда Василий поехал в обратный путь. То есть на обратном пути ему можно было педалями уже не крутить - нужно было только на тормоз давить на спусках. А вот хуже всего пришлось нам, которые ехали вот сейчас - мы получили всю силу дневного ветра в морду лица, а когда мы поехали обратно, ветер уже стих к ночи. Бедному Ванюшке всюду камушки... Пока я подкреплялся в кафе гостиницы "Старый Соболь", сверху спустился Игорь с заспанным лицом. Вот ведь сачок морковный, а! Как же он мог бессовестно дрыхнуть, пока я рогами упирался на дороге? Где его сопереживание товарищу по несчастью? Почему же он не сидел на обочине, оплакивая мою злую судьбину? Говорю ему все это, но он смотрит на меня голубыми, ничего не выражающими глазами... Видно, что встать-то он встал, но вот проснуться еще не успел...

Сколько ни тяни, а все равно настал тот жуткий миг, когда надо садиться на байки и телепаться дальше. За что же такое наказание? Кто, в конце концов, придумал велосипед? Кто вообще выдумал Францию с ее веломарафонами? Кто изобрел встречный ветер? А кто додумался до подъемов в горку на велосипеде? Почему было бы не сделать старт на вершине Эвереста, а финиш - у подножья горы? Почему, наконец, вдоль трассы не стоят вентиляторы, дующие в спину? Петр Иванович, организуйте в следующий раз, пожалуйста!

Дотащились до развилки на объездную дорогу вокруг Тагила. Въезжаем на мост. Далее идет крутой спуск. Но ветер настолько силен, что и на этом спуске приходится крутить педали - а я так хотел на нем хоть немного отдохнуть... После спуска говорю Игорю: "Давай передОхнем!..". Сворачиваю и злобно выдергиваю ногу из контактной педали. Игорь, как всегда, невозмутим и оптимистичен. Ему можно только позавидовать и поучиться у него стойкости духа. Он, как может, вселяет в меня надежду, подбадривает меня ("ты посмотри на довольные морды тех, кто едет обратно!"). Без него было бы гораздо труднее! Через несколько минут мы снова начинаем самоистязание. Еще два бесконечных часа упираний в горку против ветра - и вот мост через реку, а прямо за ним - поворот к оздоровительному комплексу "Сосновый Бор". Это КП № 10 и конец нашего пути против ветра!

КП № 10 (Н. Тагил). От старта - 866 км
Возле пансионата резвятся детишки. Они кидают мячик и бегают друг за другом. Мне непонятно - ребята, ведь у вас есть возможность лечь и не двигаться! Вы можете даже спать!!! Прямо сейчас!!!!! Так почему же вы не спите?!! На крыльце нас ждет Евгений Мальчиков, который дежурил вместе с Алексеем Чайкой на КП 400-ки в прошлом году. Он проводит нас вовнутрь, в комнатку, где у него стоит чайник, есть одноразовая лапша и несколько видов печенья. Очень хочется отдохнуть здесь, тем более что наш товарищ по духу провел тут уже двое суток! Вот это да - пожертвовал своими выходными, чтобы только заботиться о нас! Спасибо тебе, друг! Но промедление смерти подобно. Ветер, чем ближе ночь, тем будет слабее. Время работает против нас... Поэтому, посидев еще полчаса, мы с Игорем снова садимся на эти жуткие агрегаты под названием "велосипед". Ну вот, теперича - совсем не то, что давеча! Дорога идет под горку, а главное - по ветру! Ветер, хотя и немного ослаб, но все равно мощно толкает в спину. Как хорошо было тем, кто ехал днем - особенно Василию Мальцеву, который видел только хорошую сторону этого мощного ветра! Наконец-то можно встать на педали и стоять, стоять, стоять... Скорость сама собой держится весьма приличной. Незаметно вылетаем на конец объездной дороги вокруг Нижнего Тагила. Ветер почти совсем стих. Но все равно, ехать можно и нужно. Куча горок, просто бесконечных подъемов... Да когда же этот Невьянск?!! Он уже давно должен быть! И вот горки кончаются. Видна дорожная развязка на окраине Невьянска!

КП № 11 (Невьянск). От старта - 924 км
Оказались мы в Невьянске уже поздно вечером. По смыслу надо было остаться там и переночевать - в лимит времени укладывались, но мы хотели поскорее отпустить народ с финиша. Так как мы решили, что на финише будем последними, поскольку за собой никого не видели на пути между Тагильским КП и Невьянском - народ будет ждать именно нас, и никто не уйдет с финиша, пока мы не припылим. У меня была мысль о том, что кто-то может дрыхнуть в гостинице Невьянска, но развивать ее я не стал - мне уже было все до фени. К тому же подгоняло сознание того, что в конце пути меня ждет семейство в полном составе. А этому семейству я передал через Сергея Баранова, что собираюсь финишировать ночью. И мы не придумали ничего лучше, как отправиться по темноте в солнечный Екатеринбург. Нам казалось - стойло и кормушка уже совсем рядом. Мы даже есть не стали в Невьянске, не то что спать... Но стойло оказалось вовсе не так близко. Особенность ночного движения в том, что создается обманчивое впечатление быстрого движения. Данных компьютера не видно. Куда ты едешь - тоже не видно. Фары встречных машин слепят глаза, иногда ты вылетаешь на обочину, где в изобилии лежат всякие ветки, камни и прочие хорошие и нужные предметы, общей особенностью которых является то, что они отнюдь не плоские. Дорога кажется вообще бесконечной... Игорь засыпает на ходу. Приходится чуть не каждую минуту орать диким голосом - он просыпается от этого и орет мне в ответ. У нас возникают разногласия по поводу развилок - куда сворачивать. И вот до финиша остается около 20 километров! На компьютере, между тем, уже 990 километров... Ночь подходит к концу, как и марафон. Видны яркие звезды на небе, когда нет фар встречных машин. А звездное небо на исходе ночи - это что? Правильно: дубак! Мерзнут руки, да и вообще холодно. С удовольствием не вылезаю из непромокающей ветровки. В ней так тепло! В предчувствии скорого конца мучений бодро мочим по ровному асфальту, чтобы согреться. Сзади появляется полоска светлого неба. Смотрю на лицо Игоря и вижу на его изможденном лице глубокие морщины... Потом, уже дома, обнаруживаю на своем лице такие же. Вот какая-то машина медленно догоняет нас и едет вровень со мной. Из нее окликают: "Вы не заблудились?". "Нет, все хорошо!" - откликаюсь я и только потом понимаю, что это кто-то из наших. На голове пассажира - велосипедный шлем. К тому же это Юра Туринцев, а ведет машину Виктор Костин! Товарищи утешают нас, говорят, что уже скоро! Но мы и сами это чувствуем! И вот, когда до финиша, по моим расчетам, остается уже несколько минут, мы внезапно видим костер рядом с дорогой.

Финиш. От старта - 1000 км (реально - 1011 за счет рельефа)
Уральскую Тысячу - одной правой, или Бак пробит, хвост горит, но машина летит! 

 Это то, чего мы ждали с самого начала пути - ФИНИШ! Раздаются звуки велосипедных пищалок и мигают фонарики! Я бодро ору: "Хорошо живет на свете Винни-Пух, и поэтому поет он песни вслух! И неважно, чем он занят, только он толстеть не станет, а наоборот - похудеет!". Вижу справа от себя маму, потом папу, и останавливаюсь возле судейской машины. Тут, откуда ни возьмись, выскакивает Светочка и виснет у меня на шее. Как я рад всех видеть!!! Мои родные тоже счастливы лицезреть мою тощую, но счастливую морду лица! Ведь они давно ждут меня, высматривая огоньки на шоссе в бинокль! Особенно досталось моему папе - он дежурил на финише порядка полутора суток; причем сначала умудрился принять за палаточный городок финиша - цыганский табор (!) и поставить там палатку (!!!). В качестве судьи дежурит Ирина Целищева-Иванова. Она тепло поздравляет нас с финишем и забирает карточки, на которых стоят 12 печатей, чтобы поставить еще одну - тринадцатую - в графе "финиш 1000 км."

Уральскую Тысячу - одной правой, или Бак пробит, хвост горит, но машина летит! 

 Нас ведут к костру и начинают кормить. Игорь падает на бревно у костра и сидит, не отражая ничего. Меня начинает бить озноб - холодно в мокрой одежде, и нервное напряжение спадает... Мы не можем поверить - неужели финиш? Неужели закончилось все то, что смешало в нашем сознании день и ночь, заставив расстаться с родными и любимыми, заставив забыть о доме, мягкой постели и сытной пище - заменив это на усталость, недосып и боль везде, где только можно представить - неужели закончен марафон "Европа-Азия" на 1000 километров?!! И мы свободны! Мы с Игорем можем поехать домой и обнять любимых (а я могу сделать это прямо сейчас!), можем залезть под душ и потом рухнуть на кровать!.. Все, что нам сейчас нужно от жизни - это немного ровной поверхности и чтобы не будили... Я хотел было отдохнуть тут, на финише - но по досадному недоразумению сюда привезли и поставили палатки, положили пенки - но не было спальников! А лечь сейчас без спальников - немыслимо, очень холодно. Поэтому мы едем с Игорем к нам домой, а мои родные пошли пешком на трамвай.

Вот мы и заглянули за горизонт своих возможностей. Сделали то, что порой казалось невозможным. Это не дало нам ни копейки денег, не сделало нас известными - но марафон сделал нас сильнее духом, мужественнее и приблизил к тому идеалу мужчины, который есть у нас в душе. Самое главное - мы победили самих себя! И мы уже никогда не станем прежними. Нам еще труднее станет понимать некоторых Премудрых Пискарей, окружающих нас - изнеженных и разбалованных, заплывших жиром и почему-то уверенных, что их образ жизни единственно правильный - и ты законченный дурак, если не живешь так, как они... Мы просто говорим с ними на разном языке - и этот язык стал еще более непонятным. Мы надеемся, что благодаря марафону у нас появится больше друзей и единомышленников! Ведь если ты съел с человеком пуд соли - он никогда не станет чужим для тебя. Например, я точно знаю, что как бы ни сложилась жизнь, на свете есть очень надежный человек - Игорь Паньков из города Добрянка Пермской области. И это человек, которому можно доверять в любой ситуации, поскольку он доказал свою надежность тогда, когда было и морально, и физически очень - очень трудно. И ведь так же можно сказать и обо всех участниках марафона, и о тех, кто помогал нам, поддерживая на КП измотанных марафонцев! Наверное, за этим мы и поехали бесконечную тысячу километров - чтобы проверить самих себя и увидеть, какие чудесные люди нас окружают - и на велосипедах рядом с тобой, и на КП по пути марафона! Я благодарен Богу за это испытание! Я рад был видеть всех, с кем меня свела судьба на этом марафоне!

И в заключение несколько слов насчет организации марафона. На мой взгляд, марафон был организован просто безукоризненно. Были мелкие недочеты и неувязки, но они лишь подтверждают общее правило. На каждом КП нас ждали, на каждом КП была возможность поесть, на каждом КП была возможность лечь и поспать. К тому же был организован пункт питания на Шалинской ветке между КП. Так что "Урал-Марафон" не ударил в грязь лицом! Знай наших! Так держать!

Петр Иванович Мисник, Алексей Александрович Лутков и все, кто участвовал в подготовке - СПАСИБО ВАМ ЗА ВЕЛИКОЛЕПНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭТОГО МАРАФОНА!

Ольга Легкова, Лена и Антон Берзины, Вадим, Ирина и Алексей Ивановы, Юрий Евдокимов, Галина Луткова, группы поддержки в Реже, Евгений Мальчиков -
ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА БЕСКОРЫСТНУЮ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКУ МАРАФОНЦЕВ! МЫ С ВАМИ - ОДНА КОМАНДА!

Данные моего компьютера (если кому интересно):
Дистанция 1011.08 км
Время в седле 52.02.56
Средняя скорость 19.42 км/час
Максимальная скорость 127.0 км/час (Это, несомненно, глюк. Но забавно.).
Время прохождения дистанции - 68.26
Время остановок - 16.30. Из них в горизонтальном положении - 5 часов.

Послесловие
Следующий, 2003 год - был годом проведения супермарафона Париж - Брест - Париж протяженностью 1200 км. Описанный марафон - был репетицией французского. Мне очень хотелось попасть во Францию! В 2003 году я прошел, превозмогая боль в коленях, все квалификационные марафоны (200, 300, 400 и 600 км), и получил право участвовать в П-Б-П. Но, поскольку боль в коленях не унималась, я пошел и сделал рентген коленных суставов. Рентген показал сильный износ хрящевого покрытия суставов и деформацию костей в месте крепления связок к суставу. Это - деформирующий остеоартроз. Этим объясняется сильная боль в коленях, и это совсем не шутки. Конечно, об участии в П-Б-П в таком состоянии не могло быть и речи. Мне предстоит длительное дорогостоящее лечение, и возможность восстановления суставов - под большим вопросом (вероятность этого, по прогнозам ортодоксальной медицины, равна нулю). Конечно, люди живут и в инвалидных колясках, но для меня это смерти подобно... И все же - я надеюсь на лучшее!
К сожалению, этот марафон подобным образом осчастливил не только меня. Петр Иванович Мисник, руководитель нашего клуба, вскоре после марафона не смог ходить - обострилась грыжа межпозвоночного диска. Был зажат нерв, ведущий в ногу. Петр Иванович всю осень и начало зимы лежал на вытяжке позвоночника, обследовался у различных специалистов, и в конце зимы 2002/2003 годов ему сделали серьезную операцию на позвоночнике - заменили межпозвоночный диск на титановую пластину. Только через год он вернулся к более-менее активной жизни. Василий Мальцев, некогда лучший марафонец России, железный человек, на этом марафоне простудил почки, и всю зиму мучился приступами, зачастую оказываясь в больнице. Василий решил больше никогда не участвовать в марафонах. Алексей Евсеев получил громадные проблемы с суставами (артроз тазобедренных суставов), и всю осень и зиму 2002/2003 не мог ездить на велосипеде. Юрий Туринцев тоже обращался к травматологам по поводу коленей, и имел проблемы с ними весь сезон 2003 года. Это статистика только жителей Екатеринбурга. Про участников из других городов я просто не знаю. Конечно, не все заплатили за эту дистанцию так дорого. Кто-то прокатился в свое удовольствие, что не может не радовать!
Столь большое число людей, заплативших такую высокую цену, дает основания отнести веломарафоны по версии ACP не к "длительным прогулкам" для любителей, как характеризуют это французы, а к самому настоящему спорту. Настоящий же спорт, как известно, до добра никогда не доводит. Настоящий спорт здоровье не дает, а отнимает его. Как выразился Вячеслав Шаламов, "веломарафоны и здоровый образ жизни - вещи несовместимые"…

Братья-марафонцы и собирающиеся примкнуть к ним,
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!
ПОТЕРЯТЬ ЗДОРОВЬЕ - ОЧЕНЬ ЛЕГКО, ВОССТАНОВИТЬ ЗДОРОВЬЕ - ОЧЕНЬ ТРУДНО!

Сентябрь 2003 года

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Описание
04 июня 2019
Велопоход на реку Осетр
Дневник
02 июля 2019
Майский велопоход в Мещеру