17 апреля 2020
( Якутск )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Якутский
Вид туризма: Комбинированный туризм (маршруты)

В Кисиляхах Улахан Сис

С МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЕМ ГОР!!!

Получилась так, что этот пост выходит в этот замечательный день.

Сегодня фоторассказ о нашем походе в Улахан Сис. В переводе Улахан - это Большой, а Сис - это Хребет. Значит, рассказ будет о походе в Большой Хребет. Хребет находится в лесотундровой зоне Арктики на границе Абыйского и Аллаиховского улусов. Хотя, горы хребта не сравнимы с высотой гор знаменитых хребтов Черского, Сунтар Хаята, но они самые высокие в этом районе арктической зоны Якутии, занимающей огромную территорию.

Из истории создания туристического маршрута

В 2012 году в нашем сообществе "Путешествия по Якутии" в Дневниках ykt.ru  Александр Кривошапкин-Дерсу разместил пост о Кисиляхах кряжа Суор Айалах  и там он упоминает об останцах-кисиляхах хребта Улахан Сис:
"Просто грандиозный каменный город в 100 км от поселка Андрюшкино.  Верхоянские и Оймяконские кисиляхи отдыхают в сторонке.   Есть еще мощные скалы-останцы на хребте Улахан-Сис между Большой Эрчой и Арга-Юряхом,вот те, пожалуй, могут поспорить с Суор-уйятинскими..."
Фотографии Александра Суор Уйалахских Кисиляхов (Сундурунские Кисиляхи) вызвали большой интерес у многих путешественников и фотографов, но так как, до них доехать или дойти было непросто, более "доступными" оказались Кисиляхи Улахан Сис, куда и были совершены несколько фотоэкспедиций известного российского путешественника-фотографа Сергея Карпухина (г.Москва).
Доступность, прежде всего, в финансовом отношении, который исключает траты на дорогостоящую заброску и выброску на вертолете:  можно доехать на катере по Индигирке или сплавиться по ней на любом туристическом судне. Расстояние водного пути 230 км от Белой Горы(вниз по течению) и 200 км от Чокурдаха (вверх по течению). С берега реки до первых останцев, примерно, 15 км, а до основных 2-3 дня пути.

Наш нынешний поход на  Кисиляхи вполне можно считать первым туром якутских туристов: до этого мы только следили за турами Сергея и...мечтали.

Пожелавших посетить эти Кисиляхи оказалось немало - 12 человек: туристы-походники, профессиональные фотографы и  представители народной духовной культуры, которые поехали с целью проведения обрядов очищения и Алгыс.

В Кисиляхах Улахан Сис

Перед вылетом на Белую Гору отдел по развитию туризма нашего министерства помог найти необходимые контакты в поселке и поэтому нас встретили и отвезли на берег Индигирки. Так как, из Якутска мы привезли не все продукты (стоимость доп.груза составила 132 руб.за кг), нужно было поездить по магазинам и купить сахар, крупы, макаронные изделия. Помогла в этом таксослужба Алены Сергеевны Хростовской.

Катамараны собрали быстро и в этот день мы прошли первые 12 км.

Удивила скорость течения реки на этом месте: в прошлые года я прошел всю верхнюю половину этой сильной, мощной северной реки и в моем представлении Индигирка была такой

В Кисиляхах Улахан Сис

Здесь течение размеренное, берега реки, в основном, как на этих фотографиях, и редко можно увидеть выходы горной породы.

Удивило также количество работающих бригад искателей костей мамонтовой фауны: иногда шум работы моторов мотопомп слышен был везде вокруг.

На фотографиях можно увидеть выходы льдов вечной мерзлоты.

В Кисиляхах Улахан Сис

Основной берег реки состоит из мяши (местный термин грязи), где ноги постоянно проваливались

Река здесь рыбная и наш поход по реке совпал со временем выхода омуля и чира на нерест. Мы сами не рыбачили, но оказалось, что люди живущие на Индигирке обладают особым теплым гостеприимством и рыба на нашем столе была всегда. Иногда они обижались, что мы не остановились у них и догоняли нас на моторке, чтоб угостить дарами Индигирки. Чего только мы не ели в эти дни: юколу с омуля, чира, разной ухи, жарки и даже строганины. Такой теплоты в отношении людей я еще не встречал!

Во время обеда

В Кисиляхах Улахан Сис

После 4-х дней сплава дошли до Похвального. Позади 230 км.

Здесь, с Похвального, некогда мощного северного поселка, началась наш пеший путь к останцам Улахан Сис.

Примерно, половину пути до Улахан Сис мы прошли по действующей тракторной дороге. В ста километрах от Похвального с недавних пор возобновила добычу золота компания Матвея Евсеева.

В Кисиляхах Улахан Сис

Были болотистые места, но их оказалось мало. Нам повезло - в эти дни были без дождей и дорога была сухая.

Вдалеке Похвальницкие Кисиляхи.

Свернули с дороги.

Похвальницкие Кисиляхи. Так их назвал Сергей Карпухин. С берега Индигирки до этих останцев потратили 1,5 дня пути.

Это первые останцы Улахан Сис. Они невысокие и их немного, и поэтому здесь мы провели немного времени.

Нашли череп Россомахи.

Зубы настоящего хищника!

Улахан Сис - рай для фотографов, снимающих уникальные ландшафты.

Наши фотографы, казалось, были в каком-то астрале: забыв об усталости, порой и забывая о еде и про сон, они погрузились в свое творчество.

С Похвальницких останцев до основных мы потратили еще два дня пути

В Кисиляхах Улахан Сис

Лагерь установили на берегу небольшой речки. Кругом было полно дров и поэтому здесь можно прожить много дней.

Я не геолог и поэтому не могу точно сказать породу этих останцев. Сергей Карпухин назвал их Гранитными Городами, т.е. гранит, но другой геолог утверждает, что это затвердевшие песчаники.

Здесь наши женщины провели первый обряд

В Кисиляхах Улахан Сис

Останцы расположены на некотором расстоянии и поэтому, чтоб посетить их, нужно заранее спланировать.

Каменные люди - Кисиляхи.

Скала "Полковник"

В Кисиляхах Улахан Сис

Голова, "перенесенная" с острова Пасхи. Возможно, "увезли" туда отсюда:)

"Генерал" принимающий парад

Сергей эти Кисиляхи назвал Гранитными Городами Улахан Сис, а нам они представились туменами, состоящие из тысяч воинов древнего мира, и командовал ими хан, расположившийся выше всех

Вдалеке "Тьмутаракань", до которых не дошли

На вершине Хан - Владыка

Нам повезло - одна туристка нашла кусок кристалла. Геологи, летевшие с нами в Якутск, предположили, что это берилл

Этим останцам мы уделили три дня, побывав только на больших скоплениях скал, до многих не смогли дойти из-за дефицита времени.

Дорога обратно.

На обратную дорогу мы потратили три дня.

Вечером, по приходу на последнюю стоянку, за речкой на стороне озер услышали гоготы, клики птиц. Они то были похожи на знакомые гусиные: более  глухие чем у других обитателей тундры, то между гоготом появлялись странные мелодии. Таких звуков еще никогда не слышал.
В тот день мы закончили маршрут по Кисиляхам Улахан Сис, прошли последний перевал и спустились в тундровую часть маршрута. Тундра в тех места богата кустарниками и карликовыми березами, которые  изматывают путника и поэтому уставшие ноги не хотели делать лишних движений) а хотелось пойти посмотреть на эти птицы.
В этот вечер не получилось сходить на это озеро: завтра предстоял длинный переход до Индигирки и нужно было хорошо отдохнуть перед трудным днем. После ужина все разбрелись по палаткам и вскоре лагерь погрузился в сон.
В это время в тундре все еще властвует полярный день и пение птиц можно услышать в ночные часы. Не спали и те птицы: до нас доносились гоготы, то удаляясь в бескрайную тундру, то совсем близко рядом с лагерем.
Утром проснулся вместе с дежурными и быстро натянув сапоги, взял камеру и, помахав дежурным, показав им направление куда иду, перешел ручеек, отделяющий нас от озер.
Первое озеро было маленьким и там сразу  же заметил уток. Они также заметили меня, но не улетели...
Второе озеро располагалось рядом за первым.
На противоположном берегу как-то валяжно плавали два лебедя  Вот кто значит издавал непонятные звуки! Но где гуси??? Лебедей в своей жизни в дикой природе видел только несколько раз и только в полете. В полете они издают только клики, а то что поют, слышал впервые.  Это ничем не передаваемые звуки: наверное, никакой музыкальный инструмент, никакое подражание голосом не могут передавать эти звуки...
Мне повезло - около берега росли кустарники и можно было приблизиться, чтоб сделать фотографии.
Лебеди были увлечены друг другом и поэтому,  лишь нагнувшись до уровня кустов, не боясь, что они заметят меня, пошел прямо на них.
Вдруг слева с моего берега вылетели три гуся и, немного покружившись, сели на противоположном берегу чуть поодаль от лебедей.

Добравшись до последнего куста, сделал фотографии и несколько минут любовался лебедями...А темно-серые гуси слились с тенью берега и их трудно было заметить . Нужно было идти назад. Посмотрел на часы - наши уже завтракают. Настроив камеру, встал во весь рост...

Богата и щедра земля Улахан Сис на подножный корм туристу.

Морошка, голубика,брусника и мелкая  ягода шикша не только утоляют жажду путника, но обогатили наше  меню.

В Кисиляхах Улахан Сис

Так как был выбран август, передвижению по Индигирке могли помешать северные ветра, но нам повезло - их силу мы ощутили  всего два раза.

Встреча на Индигирке
Турклуб "Уральские тропы" (рук.Серафимович Константин) - один из сильнейших клубов не только Урала, но и страны: их маршруты пролегали везде, много ходили и по нашей республике.
На этот раз они объединили три наших нынешних похода по Индигирке: поход на Кисиляхи Оймякона, поход в Затерянный Мир Индигирки и поход в Улахан Сис. Здорово!
О их приезде я не знал до их звонка с Усть-Неры, когда у ребят случилась проблема - сломался один из моторов. Дал контакты Саши Ковлекова.
В Усть-Неру они прибыли после нашего отъезда оттуда. Была надежда встретить их на Тебюляхе, но также разминулись: они прошли за день до нашего возвращения с гор. А во время похода в Улахан Сис  мы их застали!) верней, они догнали нас, т.к. мы шли на веслах. Приятно, когда на дальнем маршруте встречаются две команды)
Мы завершили поход в Чокурдахе, а уральцы ушли дальше до Русского Устья и далее должны были дойти до соленых вод Северо-Восточного Моря.

Кстати, наша группа, поднявшаяся в это время на вершину горы Мус Хая под руководством Татьяны Андреевой, "подняла" их записку 2016-го года.

Фото на память

Чокурдах нас встретил местом скопления заброшенных рыболовецкими тралами. Возникло чувство,как будто мы попали на край Земли. Но опять же люди: северяне, низкий поклон этим людям!

Местной достопримечательностью является музей.Музей удивил нас своей богатой экспозицией, многое узнали о становлении Чокурдаха.

Перед вылетом в Якутск.

И в заключение рассказ участницы похода Варвары Федоровой

"Поездка на священные Абыйские Кисиляхи – Улахан Сис.

Давно интересуюсь Кисиляхами. До этой поездки не раз побывала на Верхоянских и Оймяконских Кисиляхах, и каждый раз возвращалась с мыслями, что Духи сами приглашают тебя, собирают нужную для совместной работы группу, чтобы показывать свои творения и рассказывать свои истории. Цель поездки всегда: поиск Божественного разума, мудрости Природы, прикосновение их творениям в любом виде: рек, гор, скал, камней, деревьев, цветов…

К группе «inYakutia» присоединилась последней. На сборы было всего 3 дня.

Обрадовалась и успокоилась, узнав, что в группе есть люди и старше меня.

Сплав по реке Индигирка – это большая романтика, тяжелый труд.

Кисиляхи Улахан Сис, как мне показались, старше Верхоянских и Оймяконских. Духи старые, не понимают нашу современную речь, все время переспрашивают о чем мы говорим,

просят прийти еще раз, но подготовленными по другому.

У сил Природы художников, скульпторов много, работающих на 5Д или более.

Я вернулась довольная, заряженная на новые поездки туда обратно.

Благодарна сопутчикам по дальней сложной комбинированной поездке и организаторам поездки – турфирме «inYakutia».

Варвара Федорова"

Источник : "https://dnevniki.ykt.ru/" rel="nofollow"%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/1148003