9 ноября 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Армения
Вид туризма: Велотуризм

-         Можно евро поменять на ваши деньги?

-         У нас не деньги, у нас драмы.

Не успев вернуться из похода, еще слегка офонаревший от горного воздуха, свежевыжатых импрессий  и отпуска в целом, нарвался в сети на ролик российских байкеров, забрасывающих помоями армянских  гаишников, кухню, качество  дорог. Удивило это, всплыл старик Кант с его лужами и звездами, да что нам, в конце  концов, чужое мнение, когда мы свое ступудовое уже до дома доволокли через все горы, перевалы и Аэрофлот. Наверное, ребята маршрут не под себя выбрали, им бы чего попроще, где автобаны и звезд гостиничных не меньше четырех. До нежной любви к злым дорожным ямам и жиру, капающему с шашлыка на штанину еще нужно дорасти. Но всякое случается, и, может, им просто не повезло…

В прошлом году, описывая события в Непале, перешел (из лени, в основном) на вариант – много картинок, мало текста. Так это моим редким читателям понравилось, что похоже, составление букв  в слова, слов в предложения, а последних в смысл скоро совершенно потеряет значение. Ну, комиксы, так комиксы, а то и те несколько десятков преданных сайту человек отвалят шутеры гонять. Да и мне на автобане попроще.

25.04.17. Вторник

В 2050 Суперджетом Аэрофлота отбыли из Риги в Москву. Прямой рейс Рига-Ереван, увы, почил в бозе, летим с пересадкой. Задержка вылета, галоп к нашему гейту через пол-Шереметьево, уверенность, что багаж точно перекинуть не успеют. Уже летим, можно вздремнуть.

26.04.17. Среда

Велопоход «Армения-2017»

Аэропорт “Звартноц” размерами невелик, но вполне модерный и симпатичный.  Велосипеды, кстати, прилетели одним с нами рейсом.

Вино? Почему вино? Зачем вино?

Собрались. Холодно. Пар изо рта и ледяной ветер решительно не соотносится с ожиданиями теплой южной весны.  Да и с достопримами пока не очень получается. Рано, закрыто еще все.

Велопоход «Армения-2017»

Древний храм Звартноц увидели лишь издали. Прикоснуться к истории можно не раньше десяти утра.

В Вагарашапте таже беда. Эчмиадзинсий кафедральный собор доступен к осмотру только через забор.

Дороги приятно пустые.

Велопоход «Армения-2017»

Три человека указали правильное направление в три разные стороны. Час потеряли в поисках истинного.

Арагац – армянский Эверест.

Весна? Что ж так холодно?

От Вагаршапата по М3 движемся на Аштарак, потом по Н6 на Егвард.

Велопоход «Армения-2017»
 Дороги не образцовые, но вполне приемлемого качества.
Суровое детство армянского спецназа.

Поняв, что до намеченного Раздана мы сегодня не дотянем, встали в районе Чаренцавана. Так себе место. С одной стороны дорога, с другой мутная речушка в бетонном желобе, рядом промзона.

Место первой ночевки.

27.04.2017. Четверг.

Пришедший утром “на поболтать” пастух,  не меньше нашего удивлялся весенним холодам. Говорит, такого апреля не помнит.

Велопоход «Армения-2017»
Постапокалиптические картинки на фоне красивейшей природы, увы, не редкость.

В Раздане столкнулись с некоторыми препятствиями при поиске провизии. Чтоб отоварить весь завхозовский список, пришлось побывать в трех магазинах. По Н28 поехали в сторону Меградзора.

Название понравилось.

В Меградзоре начинается подъем на Меградзорский перевал (2628 м.) Дорога Н27, туда ведущая, и на карте членораздельно прописана, и на гуглямапе видна отчетливо, и то, что об этой дороге никто из местных слухом не слыхивал не сильно напрягало. Кто будет пользоваться горной грунтовкой, имея асфальтированную альтернативу?  Несколько смутило, что ни о дороге, ни о перевале  не знают и в самом Меградзоре… Девятикилометровый тоннель пробитый в горе, оказался исключительно железнодорожным и совсем неосвещенным. Рассказавший нам это сторож не очень понял зачем и куда мы премся.

- Там снэг, лавины, волки!

И в Грузии и в Азербайджане, вняв подобным угрозам,  я врубал заднюю, но тогда была несокрушимая отмазка – я один. Теперь оправданий нет, погода славная, настроение боевое, а снег с голодной стаей волков – явный перегиб рассказчика.

Велопоход «Армения-2017»
Начало подъема на Меградзорский перевал.

Никого…

Ну, почти никого.
Подъем вполне терпимый.

Скоро начали появляться снежники…

…и подснежники.
Велопоход «Армения-2017»
Пришлось перебродить пару речушек. Весело, но холодно.
Лагерь поставили после очередного брода, в ну очень распрекрасном месте.

Когда ушло солнце, вернулся дубак, но не смог испортить славный вечер с костром, ужином и отменным  армянским коньяком.

28.04.2017. Пятница.

Велопоход «Армения-2017»

Не сказать, что подъем легкая прогулка, но понимаем, что перевал скоро, и все самое трудное останется позади.

И никаких намеков на то, что два ближайших дня станут, если не маленьким подвигом, то большой неожиданностью.

Да и поднявшись на долгожданный перевал, мы не сразу поняли, как втерлись.

Дорога вниз  (а это северный склон) полностью завалена снегом, пройти по которому практически невозможно. Или это окаменевший наст, на котором в мягких кроссовках корова на льду покажется эталоном стабильности, или каша, на которой без предупреждения проваливаешься по пояс. Самым разумным было бы повернуть назад, но где мы, а где разум. Наметили траекторию спуска и, по возможности обходя снег, по мокрой траве, кочкам, камням начали челночить вниз. Спускаем метров на сто велосипед, назад за вещами, вниз, опять наверх за второй частью шмотья, снова вниз…

Вот и покатались.

Вечереет. Сил нет, вода кончилась, жуем снег. Внизу иллюзорной мечтой зажигаются огни в деревне Маргаховит. Вроде рукой подать, но…

Палатку ставим на условно ровной полочке, но все одно спали полусидя.

Топим снег, готовим ужин. Вроде все не так и плохо.

29.04.2017.Суббота.

Велопоход «Армения-2017»

Утром ощущения даже не оторванности от мира, а полного его отсутствия. Мир остался под облаками.

Снова и снова упираемся в непроходы.

Топориком прорубили тропку через снежник и перетащили вещи.

Велопоход «Армения-2017»

В несколько ходок через бурелом пробились к лесной дороге.

Как только добрались до леса, в горах загрохотало. Чудом успели убраться со склона до дождя.

А дальше – по склону,

…по полю,

…по грунтовке.
Где-то там мы провели два дня.

Местные толи не поняли, толи не поверили откуда мы свалились. Замученные, но счастливые наши лица окончательно их запутали.

Велопоход «Армения-2017»

В малоканской деревне Фиолетово купили знаменитую на всю Армению квашенную капусту.

До Дилижана 15 километров, и уже до фонаря, что под  дождем, зато по асфальту. По пути перекусили в кафешке. Шашлык от дяди Миши окончательно вернул нас к жизни.

В Дилижане встали в первом же отеле. Ну как проехать мимо такого названия?

Утром за жизнь боролись, сейчас – горячий душ, мягкие постели, хинкали и вино на ужин. Вот такие лихие амплитуды туристического бытия.

Кстати о вине. Нас предупреждали о невысоком  полете армянских вин, и бутылочка сухого из-под полы  (“толко тля доргогих гостев”) полностью это мнение подтвердило. Кесарю кесарево, Армения – страна коньяка, за вином – к соседям.

Не исключено.

30.04.2017. Воскресенье.

В невысокую цену отеля входил и завтрак, слопав который мы выдвинулись в сторону Севана по М4.

Велопоход «Армения-2017»
У знаменитого памятника великим людям и вкуснейшей дилижанской воде.
Сразу за городом нудный подъем на Севанский перевал (2114 м.)

Дождь, обещанный на вечер, включили уже в час, но он не был долгим, а вот встречный ветер притормаживал нас весь день.

Велопоход «Армения-2017»

Северный берег Севана – это либо разбазаренная советская санаторская роскошь…

… либо примитивный дачно-кемпинговый новострой. За высокие охраняемые заборы заглянуть не получилось.
Не сезон. Вдоль дороги М14 ни одного открытого кафе, магазина или киоска.

К вечеру добрались до Шоржы, где есть единственный работающий в это время года магазин, а, заодно, и маленькая гостишка. Там и остались. Маленькая комнатка, условно горячая вода в душе, одна кровать… А я вечер на берегу Севана фантазировал с костром, купанием, коньяком и закатом.

Велопоход «Армения-2017»
Из всех вожделенных грез нам достался только закат.

01.05.2017. Понедельник.

Севан пробуждает разные воспоминания. Здесь он похож на Иссык Куль.
А тут – скорее Греция.

Отсутствие машин ничего не напоминает. Просто радует.

Единственное, на что стоит посмотреть в Варденисе – это церковь Сурб Аствацацин.

Хачкары.
Церковь внутри.

Варденис – маленький, небогатый городишко, совсем бы потерялся в закоулках памяти, если бы не пальчикиоближешь шашлык в местном бистро. Бистро, по факту, мясной магазин, где заодно и готовят. В меню один пункт – шашлык, но зато безупречный.

Подъем на Соткский перевал (2756 м.) сначала ласковый и плавный, после Сотка – довольно крутой, а заканчивается хорошим серпантином.

Велопоход «Армения-2017»
Соткский перевал – это, заодно и граница Армении и Нагорного Карабаха, хотя пункт проверки документов находится много дальше.

Приятный спуск.

Нашли славное место на берегу речушки.
Велопоход «Армения-2017»
Все бы стоянки были такими.

02.05.2017. Вторник.

Качество дорог в НК вплотную приблизилось к идеалу.
Велопоход «Армения-2017»
И пуще всего это чувствуешь на спуске.

Местами дорога еще андер констракшен. В будущем тут будет совсем велорай.

А вот это - хорошо бы оставить в прошлом.

Велопоход «Армения-2017»
Самый расфуфыренный участок – узкий каньон реки Тертер. Это, когда едешь и не можешь убрать с физиономии идиотскую счастливую улыбку.
Речушка, к слову, вполне сплавная.

Потеряв время на Меградзорском перевале, термальные источники из списка объектов посещения пришлось вычеркнуть.
Велопоход «Армения-2017»

Отдохнули у древних стен монастыря Астватсацин...

и добрались до прославленного Дадиванка.

Без сомнений, одно из самых запомнившихся мест из увиденного за поездку.

Велопоход «Армения-2017»
Мрачность стен, суровость природы и даже погода надавили разом так, что за скабрезными шуточками настоящих чувств уже не скроешь.
Хачкары особенно потрясают.

Напитавшись древностью, покатили дальше под постоянно срывающимся дождем. Хотя, по правде сказать, с погодой нам скорее повезло. Было пару дождливых дней, но основные катаклизмы сваливались по ночам, когда в палатке и пофиг.

Типичный сельский магазин.

Неубранную после войны  технику часто превращают в памятники…

…или, даже, в мемориалы.
Велопоход «Армения-2017»
За Дрмбоном начался серьезный подъем, встать особо негде. Припарковались в придорожных кустах за Газарахоком.

03.05.2017. Среда.

Карта никак не намекает на наличие перевала, но мы уже пробили головами нижний слой облаков.
Кладбище XII века.
Добрались! Может не абсолютная по времени и расстоянию, но по сути – середина пути. Теперь назад  - в Ереван!
“Мы – наши горы”  - памятник и лицо города.

Двадцать  минут и 3000 драм с носа понадобилось, чтоб получить карабахскую визу в МИДе. Ее, кстати, теперь не вклеивают в паспорт, а вкладывают. Так что, если предстоит поездка в Азербайджан, в тюрьму не посадят (наверное).

Велопоход «Армения-2017»

Гостиница, стирка, сушка, несусветный кавардак в номере. Отдых, в общем.

Вечер окончился очередным кулинарным творением местных поваров. Опять шашлык, и вновь не в желудок, а в самое сердце.

04.05.2017. Четверг.

Велопоход «Армения-2017»
С утра немного покатались по Степанакерту.

Трудно представить, что после войны тут не было ни одного целого здания.

И начался нудный, жаркий подъем в сторону Шуши.  Степанакерт, как на ладони.
Велопоход «Армения-2017»

А че это вы тут делаете?

Перед Шушей.
Встреча с ереванскими велотуристами.
После Лисогорского перевала (2040 м.) веселый спуск,
…но только до Бердзора. Дальше опять в горку.

Совсем немного не доехав до границы НКР отыскали довольно уютное место для лагеря метрах в трехстах от дороги.

05.05.2017. Пятница.

Пограничник.

Собаки в Армении довольно серьезные, много алабаев. Ходят они, как понимаете, без поводков с намордником и, часто, шоблой. В случае непосредственного контакта, либо останавливались и читали им лекцию о межвидовой дружбе и правилах поведения, либо орали на них благим матом. В первом случае смущенно, во втором растерянно зверюги удалялись.

Постоянно останавливаемся что-нибудь запечатлеть.

То флору с фауной,

… то зигзаги пути,

… то чешских мототуристов.
По дороге в Горис.

За десять километров до Гориса накрыло ливнем, и, когда добрались до города, продолжать не было ни малейшего желания. Забились в весьма приличную гостиницу. Отмытые, согретые, поетые вторую половину дня посвятили поездке в Татев. Как настоящие матрасники – на такси.

Самая длинная в мире канатная дорога…

Велопоход «Армения-2017»
висит на высоте до трехсот метров над ущельем…
…и приводит к Татевскому монастырю,
…который теперь тоже в топе увиденного в Армении.
Очень общительный батюшка.
Трапезная.
Хачкары.
Алтарь.

Полудневка оказалась очень уместна. Десять дней без передышки – это аморально. Активный, да, но все-таки отдых. Потому, вернувшись в Горис, отужинали в ресторане. Очень вкусно, очень сытно и, даже, слегка пьяно. Не попадитесь на удочку: “домашняя водка” – это самогон.

06.05.2017. Суббота.

Велопоход «Армения-2017»

Туман сегодня иногда сгущался так, что встреча была полной неожиданностью и для нас, и для выскакивающих из ниоткуда машин. Но мы их хотя бы слышали.

К полудню туман смыло дождем. Мокрые, хоть выжимай, замерзшие у поворота на Сисиан зашли в гостиницу с иранским ресторанчиком с твердым намерением здесь и остаться. Но, пока мы отогревались горячим супом, кебабом  и чаем, добрые хозяева подсушили нашу одежду, а тут, гляди, и солнышко проклюнулось. Это, конечно, замануха была, как только отъехали, сначала ливануло, потом опять туман окутал, да такой, что мегалиты Zorats Karer мы проскачили.

Где-то в этом тумане мы потеряли местный Стоунхедж.

Продолжая ехать по Е117, добрались до Горхайка, где, как нам сказали, есть гостиница. По цене вчерашнего номера нам предложили комнату на заправке с раздвижным диваном, без туалета, отделенную тонкой перегородкой от грохота и запахов придорожного кафе. Отъехав на пару километров, поставили палатку в поле чистом.

Велопоход «Армения-2017»

Со стороны Спандарянского водохранилища наползает очередная злая чуча. Растянули палатку за все хвосты.

Успели поужинать аккурат перед  очередной порцией ливня с ветром. Признав день наихудшим из пережитых, окуклились и крепко вырубились под  шум дождя.

07.05.2017. Воскресенье.

Ух, ночью погода оторвалась по полной. Палатка с честью выдержала испытание дождем, ветром и храпом. Утром пришло солнышко и пастухи целым профсоюзом. Под неспешные сборы мило пообщались. Самым эрудированным был признан ковбой, знающий где находится Алуксне.

Утренние гости.

Воротанский перевал (2344 м.)

На перевале рыночек – мед, сыр, грибы, спаржа…

Велопоход «Армения-2017»
С перевала быстрый, добрый спуск до Вайка.
Одна из сотен грамматических интерпретаций предоставляемых услуг.

Происхождение названия нам прояснить не смогли.

В Ехегнадзоре опять наступили на грабли армянского виноделия. Регион якобы славится своими винами чуть не на весь мир.

Велопоход «Армения-2017»

Не вином единым. Выбор богатый, но, конечно ни разливной коньяк, ни самогон у обочины мы покупать не рискнули даже в тестовых количествах.

В продолжение алкогольной темы, добрались мы сегодня до поселка Чива, что у основания подъема на Манукский перевал. Перевал затянут тучами, где-то гремит, поднялся ветер. А в Чиве при кабаке мотельчик на один номер, недорого, сухо, тепло. Накопившийся запас времени позволяет не мокнуть без крайней на то необходимости. Встаем.

Мотель. Эксерьер.

Интерьер.

Пили вино. Chivas  точно лучше.

08.05.2017. Понедельник.

С небывалым воодушевлением загоняем мы наши тяжелые велосипеды на Манукский перевал (1795 м.). Этот подъем должен быть последним.

На перевале.

Но двухмерная карта опять обманула наши 3D ожидания. После недолгого спуска снова пришлось ползти вверх. В районе поселка Урцсаландж мы свернули с Е117 в сторону Веди. Эта дорога гораздо спокойней, качеством  лучше, а спуск в теплую, зеленую Араратскую долину чуть было не затмил своей красотой спуск с Сотского перевала в Карабахе.

Внизу Араратская долина.

Спуск плавный, долгий.

Французы едут в Тайланд  уже четыре месяца (мож заблудились?).

От Веди мы вернулись ближе к Е117 и, проехав через АрашатДимитров заночевали в поле за селом Мхчан, откуда можно было любоваться Араратом не выходя из палатки.

Велопоход «Армения-2017»
Последняя “дикая” стоянка с видом на Арарат.

09.05.2017. Вторник.

День провели на задумчивой, оторванной от жизни дороге по направлению к Гарни.

Путь в Гарни.

Дорога потерялась в долине реки Азат. Ни людей, ни машин.

В Гарни заселились в Garni Guest House” и все послеобеденное время посвятили местным достопримечательностям. Здесь они сконцентрированы на небольшой территории.

Языческий храм Гарни.

Пещерный монастырь Гегард

частично вырублен в скале.

Велопоход «Армения-2017»
Близость к столице дает знать - народ за просветлением автобусами приезжает. Вероятно, самая раскрученная достопримечательность.

Снова хачкары, но это уже новодел.

Симфония камня.

Базальтовые столбы…

…еще один популярный туристический аттракцион вблизи Еревана.

День завершили сытным ужином (добивали все запасы), рюмкой “за дедов”. Завтра – Ереван.

10.05.2017. Среда.

Последний день активной части, последний взлет и последний релакс-спуск в Ереван. Тотальный километраж –  825 км.

Два Арарата.
Там Ереван.
ВСЁ!!!
Велопоход «Армения-2017»

Это уже кода с восхитительным коньяком, экскурсиями, ресторанами, прогулками по городу, самолетами и возвращением домой.

Ни ГАИ, ни дороги, ни кухня нам не досадили. Поход, как по маслу. Надменно лелею мысль, что правильно спланировал маршрут, что интуиция, став опытом, не подвела, а количество перетекло в качество. Хотя, быть может, просто повезло…

Источник : "http://www.marshrut.lv/2017/05/2017.html" rel="nofollow"