16 января 2013
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Прибалтика
Год путешествия: 2008
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I

Описание походов по Абаве: два похода выходного дня (река соответствует I к.с.)

Автор: Петр Лунев

Коротко о районе путешествия

Если развернуть карту Латвии, то слева от Рижского залива к северу ("вверх") поднимается большой выступ с мысом Колка на конце - Курземский полуостров. Курземе - историческое название этой части Латвии. Некогда здесь располагалось Курлянское герцогство со столицей в Кулдиге. Местность, богатая историческими событиями. До сих пор по небольшим городам остаются руины орденских замков - опорных пунктов, остатки военных баз захватчиков: рыцарей, приходивших покорять эту землю. Примерно в середине полуострова находится живописное озеро Усма с несколькими островами. Именно здесь некогда пушки Меньшикова обстреливали остров, ныне называющийся Морицсала, в борьбе за правом обладания герцогством.

Курземе богато лесами. Хвойные и смешанные леса тянутся местами на десятки километров. По сравнению с Россией Латвия густо населена, однако для Латвии Курземе - одно из мест, где дома встечаются достаточно редко, а леса прорезают лишь грунтовки. В то же время достаточно развита сельскохозяйственная деятельность, дороги достаточно проходимые, асфальт на шоссе нормальный. Здесь, в Курземе - места боёв, тех или иных вооруженных столкновений, в том числе и начала 20-го столетия, и времён 2-й мировой войны. Достаточно часто можно встретить те или иные памятные знаки, камни и т.п. Подробно об исторических местах можно узнать в местных путеводителях, достаточно подробных.

От самой границы с Литвой землю Курземе пересекает с юга на север, до впадению в Балтику в Вентспилсе река Вента - главная река полуострова. Её крупный правый приток - Абава. Река Абава течет в глубокой долине, глубиной даже до 10 метров по сравнению с окружающей местностью. (Долина реки Абавы зимой - фото 2) Собственно, эти две реки и являются главными реками Курземе. Высоких крутых гор, холмов здесь нет, только возвышенности, из которых самая высокая точка - гора Криевукалнс (190 м.), недалеко от границы с Литвой. Однако именно в Курземе располагаются пласты доломитов (при том, что в Латвии почву, в основном, составляет песок). Известное место, где слои твёрдой породы разрезаются рекой - водопад Вентас румба (фото 0, 1), считающийся самым широким водопадом в Европе (240 метров, по другим данным, даже 270 м. в ширину - очевидно, кто-то считал расстояние между двумя точками на противоположных берегах, а кто-то мерял непосредственно протяженность несколько изогнутой ступени)

Другое место, гда река пересекает твёрдые породы - водопад Абавас румба на Абаве (фото 6). Иногда называют его порогом. Высота всего 0,9 метра, ширина около 32 метров, второй по ширине, и общим размерам водопад в Латвии. Всё-таки это водопад: при пересыхании можно разглядеть достаточно ясно ступеньку, с которой вода и падает. Ступеньку, а не наклонное русло, что и даёт Абавас румбе законное право называться водопадом. При паводковом уровне воды образуется мощная бочка через всю реку, место тренировок спортсменов-водников, сама ступень покрывается потоком.

И множество других, меньших водопадов есть в Латвии, там, где реки пересекают слои доломитов. Из них в Курземе известны водопады в посёлке Ренда, которые и встретятся на нашем пути. Латвийская газета "Лауку авизе" однажды назвала Латвию "страной малых водопадов". Эпитет справедлив, в Латвии около 130 описанных водопадов. Наша семья интересуется водопадами и, при возможности и свободном времени, исследуем таковые.

Река Абава

Рождаясь из ручейков и болот в лесах около посёлка Яунпилс на границе Добельского и Тукумского районов, Абава течёт на север, постепенно набирая силу. В районе посёлка Пуре река доходит до шоссе Рига-Вентспилс. Считается, что от Пуре наиболее целесообразен сплав по Абаве. Когда летом река мелеет, то сплав и ниже Пуре станет затруднён. В 1985 весной году я, с группой, прошёл пешком от Ирлавы до истоков реки. Если Ирлава в тот момент было местом, от которого можно было идти на лодке (март месяц, начало таяния снега, а ночью морозец), то чем выше по течению, тем более захламленно становилось русло, появились пруды, речка была перегорожена бобровыми запрудами и т.д. Думаю, что за эти 25 лет долина реки стала ещё более обжитой... Итак, район посёлка Ирлава - место, с которого возможен нормальный сплав по Абаве при высоком уровне воды. От Ирлавы до устья Абавы 115 км (мост в Ирлаве), а общая длина Абавы, по современным данным, считается 129 км. (если считать истоком реку, текущую из озера Лестене) Общее падение реки на протяжении этих 129 км - 51 метр.

После Пуре непосредственно вблизи реки идёт шоссе - от Вентспилского шоссе (направление Рига - Вентспилс) вскоре после Пуре есть поворот, и эта дорога далее соединяет города Кандаву, Сабиле, и далее идёт в сторону Кулдиги, пересекая Абаву в посёлке Ренда. До Ренды подъезды к реке очень хорошие (можно сказать, идеальные: от асфальтового шоссе к реке подходят хорошие грунтовки). И Кандава, и Сабиле - интересные уютные городки, со множеством достопримечательностей, о чём сейчас нет цели говорить подробно... После Ренды Абава течет 34 километра по ненаселённой местности: дома среди лесов очень редки, есть только ближе к месту впадения в Венту. Конечно, по сравнению с Россией это совсем не ненаселёнка, в лесах есть грунтовые дороги, достаточно близко подходящие к реке. Есть в продаже достаточно хорошие карты, описывающие местность.

Однако заповедный уголок, неиспаганенный цивилизацией, река Абава представляет! По крайней мере, таковым было то место во время наших походов. Как рассказывал, однако, Алекс Краснопёров на сайте www.turklub.org в 2009 г., летом, в выходные, Абава превращается в Бродвей из-за множества туристов на надувных лодках, плывущих по реке.

Коротко о планировании маршрута

Сходить в поход по Абаве было моим желанием с 80-х годов прошлого столетия. Так вышло, что в те времена сходить по этому маршруту не удалось. Однако, по мере устроения личной жизни, возможность мы реализовали весной 2008-го года. Основной трудностью было то, что на моей работе весьма трудно добиться выходного в нужный день, даже тогда, когда есть официальные праздники в Латвии. Так, в том году обычные люди гуляли с 1-го по 5-е мая, мне же пришлось работать ещё и 3-го (как специально, в середине праздников!). В поход намеревалось идти несколько человек, однако, кроме нас с супругой, пошёл только Андрей Н-в (имя изменено). В начале я собирался идти от Сабиле (или от Абавас румбы) до озёр Набес. (60 км. по Абаве до впадения в Венту, и около 9 километров до финиша на озёрах, всего - около 70 км.) Согласно своему опыту, и того, что у Андрея Н. была, предположительно, хорошая физ. подготовка, это было реально - за 2 - 2,5 дня. Андрей не просто желал в поход, но собирался заниматься в будущем и в дальнейшем именно воспитательной работой с мужчинами, и, беседуя со мной ранее, загорелся желанием пойти в поход, чтоб приобрести серьёзный опыт спортивного путешествия, чтоб использовать его в деле. К начальной точке маршрута добирались на моём авто, далее планировалось действовать по обстановке. Однако жизнь внесла свои корективы. И пройти сразу весь маршрут не удалось. Уезжая 5-го мая с реки, мы с женой сказали друг другу: жаль, что не прошли всё, но остаётся очень большое желание довершить. Давай, пройдём путь до конца: или сами, вдвоём, или с кем-то надёжным. На том и решили. В течении 3 недель через сайт www.travelzone.lv мы списались с Робертом Зументсом и его семьёй, которые сами хотели именно на этот же мершрут. И с 24 по 26 мая, через 3 недели после первого похода, мы прошли намеченное. Поскольку оба похода как бы представили единое целое, справедливо будет и объединить описание в один раздел.

• Карта и достаточно точная аэросъёмка района (и всей Латвии) есть в интернете (замечу, даже более точный и практичный вариант, чем maps.google.com).
  • Имели карты местных издательств М 1:200000 карта 1, карта 2, Карты М 1:100000 - карта 3  , карта 4. Так же более точные географические карта 6 и карта 7 - М 50000.
  • Пользовались мы картой "Камповского" издания. "Laiva pa Abavu un Ventu" (Ints Lukss, Valdis Avotins sadarbiba ar Campo). (карта 10, карта 11, карта 12, карта 13, карта 14, и карта 15 - таковые являются копиями географических карт, М 1:50000)

Так же использовали ряд других карт.

Километраж

Место Расстояние до устья реки, км.(по "Камповской" лоции) Среднее падение на участке, м/км.

• Сабиле 60 0,1
  • Стоянка Павентес прав. берег 64 0,1
  • ЛЭП 60,4 0,1
  • Протока с озёр Набес, с левого б. 60,2 0,1

От кемпинга на берегу озера Лиелайс Набес до впадения в Венту около 1,5 - 2 км.

Общее падение реки на протяжении совмещенного в один двух походов выходного дня 26 м.

Итак, хорошо заметно, что между мостом около Веги до Ренды падение Абавы уменьшается, затем следует участок не только малонаселённый, но и с большим падением (наклоном и скоростью) реки. Т.е. более интересный для путешествий. Естественно, для небольших походов 1 к.с. или выходного дня.

Продолжительность похода 3-5 мая составила около 23 км. (+ возвращение до Ренды 2 км.)

Продолжительность похода 24-25 мая составила около 40 км.

Описание похода 3 - 4 мая

3 мая 2008. Сабиле - Абавас румба - Свенте

На работу еду на машине. Пока работаю, жена докупает продукты. В 15.00 часов, сняв и оформив кассу 8 латов (примерно 470 рублей), закрываю рабочее место в Пурвциемсе с пояснительной запиской, сажусь в машину, и мчимся с супругой в Илгуциемс, где принимаю в машину Андрея. Далее - выезжаем из города по знакомой дороге. Вентспилское шоссе, знакомый поворот на Кандаву...

Сабиле - уютнейший маленький городок на берегу живописной глубокой долины Абавы. (фото 3). Обстановка в городе праздничная, весенняя, люди не озабочены работой, не торопятся. Вопрос, который встал перед нами - куда ставить машину на время похода? Просто на улице мы не решились. Незнакомый город, где, как заметили, ходит много цыган. Мы были около 16.45 на берегу Абавы около какой-то школы. Тратить время в городе на поиск нормального места для машины не хотелось, бросать где можно - не решались. Через 2 дня нам возвращаться домой... А сборка лодки в черте города тоже не прельщала - за 2 часа привлечем внимание местных, хотя я и уверен, что не первые мы такие и не последние. Предлагаю: садимся в машину и едем на Абавас румбу. В 17.00 мы были уже там. Место нам с женой знакомо, это и решило всё. Будка, где должны сидеть взымающие мзду за проникновение на территорию, была закрыта. Обширная территория кемпинга и прилегающей площади была полна машин и гуляющего народа (фото 4). Около порога на правом берегу хорошие поляны, с кострищами, есть даже дрова, специально завезённые - отходы какого-то лесного хозяйства.

Прежде чем собирать лодку, "Таймень-3", осмотрели порог-водопад. (фото 4, 5, 6) В этот момент на реке показалась байдарка, которая и зачалилась чуть выше порога. Это единственная лодка, которую видели, кроме себя. Впрочем, у порога на одну из машин грузили "камповские" две или три каное (Campo - организация, превращающая спортивный и подобие спортивного туризма в комерцию).

В районе Абавас румбы есть памятник туристам, погибшим при попытке прохождения порога.

Абавас румба

Заняв кострище, мы стали собирать лодку. (фото 7) Поели немного, перекус, оставив настоящий ужин на ночлег. Задача была: вечером отойти от скопления людей, покинуть Абавас румбу. Смущало и то, что публика, "отдыхавшая" на этих полянах, отличалась от той мирной картины, которую я ранее наблюдал в этом местечке. При нас от одного костра, где люди были навеселе, отъехала БМВ, и стала носиться по лугу, делая виражи, поднимая при этом в воздух фонтаны черной земли. От их костра раздавались одобрительный крики. Прежние годы подобных картин я не наблюдал.

Лодка была готова. (фото 8). Поставив машины возле закрытого дома хозяев площади, мы отплыли. Подойдя к самой "румбе", пристали. Тут к нам подошли и стали знакомиться двое парней, шедших в байдарке (шли по реке они от Пуре). Они были слегка навеселе по случаю завершения похода, много разговаривали, и моя команда отвлеклась. Видя, что вечереет, и получается задержка, я сел в лодку и перепрыгнул Абавас румбу, вновь на мгновенья испытав на ни с чем не сравнимый вкус преодоления порога. Как заметила жена, прошёл точно по языку у правого берега, лодка в момент зависания над ступенью прогнулась в воздухе. Посадил свою команду в лодку, и пошли далее. Ребята с берега давали визитку, приглашали в поход летом, мы распрощались и пошли...

Сразу после "румбы", метров 200 ниже по течению, есть небольшая бочка (фото 9). По некоторым сведениям, это - так называемый Катю (Какю) румба (Kaku rumba).

Прошел его (порожек) на отрицаловке, предварительно запретив команде работать, во избежание недоразумения под вечер. Двигались в постепенно спускающихся сумерках. По правому берегу кое-где сидели рыболовы, иногда слышался шум шоссе. Искали подходящее место на левом берегу. Из-за пригорка с курлыканьем вылетела пара журавлей и пролетела над нами. "-Хорошо-то как!" воскликнул Андрей. Место было найдено вовремя. (фото 10, 11) Недалеко протекал ручей, в дровах тоже недостатка не было и скоро котлы закипели (фото 12, 13).

Когда мы сидели у костра и я напевал, раздались шаги, и появились люди. Собственно, какие-то огни мы видели на реке, но не поняли сразу. Трое мужчин стали хвастаться, что ловят миногу. Когда мы спросили: -а разрешено ли?, они стали заверять, что разрешено, потому что ловят без сетей. Однако, приехав в Ригу, я узнал, что штраф за ловлю миноги в Латвии до 500 лат. Неудивительно, что на утром я проходил на том месте, где они указывали свой лагерь, там была машина с совсем другими людьми. Зачем они подошли и стали хвастаться, не знаю. Скорее всего, перестраховались, проверили - кто у костра. Возможно, нам угрожала от них и реальная опасность, ибо они знали на что шли. Передвигались браконьеры в резиновых легководолазных костюмах. А Абава в тех местах неглубокая, по пояс, или даже ниже уровнем не перекате.

4 мая 2008. Свенте - Ренда

Утром (фото 14) я переправился на правый берег, сходил и перегнал машину к дому, который был в прямой видимости, как оказалось, нашего лагеря (ночью был виден только огонёк). По пути подвёз от А. румбы до автобусной остановке тех двоих туристов. Около дома машина будет в большей безопасности, чем в кемпинге. Там же, около Свентес, находится канатная дорога через реку. В то утро я просто осмотрел интересные мостки, от которого шёл через реку канат, но не понял - как по ним ехать. Собственно, ранее я упустил существование этой "канатной дороги", зато познакомился с ней в этом походе. Но утром я, быстро вернувшись, дал команду на старт. Тут выяснилось, что спортивный туризм Андрей понимает как-то по-своему. (фото 15) Оставил это фото специально.

Погода благоприятствовала. Брачующиеся птицы, самые разные уточки постоянно взлетали перед нами. Молодая нежная зелень только распускалась (фото 16, 17)

Одно только смущало меня: медленная скорость течения.

Прошли мост Веги - Валгале. (фото 18). Скорость течения ещё более снизилась.

Прошли место впадения р. Валгале, на которой находятся два водопадика. Сейчас время на просмотр не было, впрочем, эти объекты уже были нами сфотографированы ранее. Сейчас моя цель была водопады потока Зарвалкс. Весной, 10 марта того же года, я сфотографировал верхний из 3-х водопадов (утверждают, что они высотой 1,5, 1,1, и 1,3 м.) Сейчас я собирался заснять остальные. Для этого пристали у впадения ручья.

Итак, вот этот водопадик.

Здесь у меня разрядились акумуляторы, и я не стал возвращаться по бурелому в русле ручья за запасными (фото 20) Сам водопадик: фото 21. Немного выше по течению я осмотрел и средний водопад. (фото 22, 23) Впрочем, на этом ручье можно найти и ещё какие-то ступеньки, при желании. До верхнего я в тот раз не дошёл, время поджимало.

Далее река представляла собой практически стоячий водоём (фото 24) Берега илистые и топкие (фото 25). В месте Марас камбари мы не задерживались. Наш спутник стал проявлять сильные признаки усталости. Причем не столько физической, сколько моральной. Сам не мог он долго работать, грести, но когда начинал работать, получалось, что мне грести становилось труднее, чем если бы я грёб в одиночку. И начал более и более болтать, при этом происходило нечто: казалось, что в эти минуты мне (и нам с женой) работать становится ещё труднее. Не знаю, как объяснить происходившее, но опыт такой появился. Ренду (мост в Ренде - фото 26) мы прошли часа 1,5 позже намеченного ранее графика. Само отклонение ещё не так страшно, беспокоило поведение новичка. Я понимал, что после Ренды будет падение реки выше, скорость - быстрее. Но в том-то и суть настоящего похода (в отличие от экскурсии), что не знаешь 100% то, что будет через час. И должен быть готов ко всему, предусмотреть. Так же идущие с тобой должны быть готовы к чему-то, хоть в какой-то степени непредвиденному, чтоб применить усилия.

Итак, в Ренде команда моя стала проявлять признаки усталости, и упрашивать встать на обед. Наташа - понятно, женщина. Но Андрей ведь специально и шёл, чтоб преодолеть трудности! О кафе мы не думали (деление группу на дежурных у лодки, ожидание и т.д.), впрочем, денежно я не мог на этот раз расчитывать на кафе, однажды ознакомившись с ценами в Ренде (около 4-5 лат одно блюдо в 2007 г.), а Андрей, хотя предприниматель, перед походом очень переживал из-за денег, и я и планировал поход, как в советское время со складчиной поровну, по минимуму. (тем более что и Наташа уже не работала, сократили из-за кризиса) Поход просто в магазин дела не решал: все были согласны, что нужно горячее, а не сухомятка, которая была упакована у нас в мешки, а задержка в Ренде грозила всерьёз срывом плана. Я пытался объяснить им, что в населённом пункте вставать крайне нежелательно, не говоря уже о том, что костёр и невозможен.

Километра 2 после моста мы пристали на правом берегу, после пути по стоячей, практически, воде. Место крайне неудобное. Посмотрев на карту, увидел удобное место на другом берегу, недалеко. Заставить команду сесть снова в лодку пришлось... ну, не пинками, но близко к тому. Место действительно оказалось удобным, этакий затерянный мирок, с площадкой для костра и чистейшим ручьём. Наш спутник стал неуправляемо говорить, причем некоторые вещи, которые особо недопустимы, неадекватны для его персоны. Это уже настораживало. Маршрут, задачи, километраж я не скрывал от команды, все всё понимали. И, тем не менее его поведение было похоже на каприз ребёнка (хотя и слова были слишком взрослыми), которому надоела игра, где он расчитывал, что всё в руки придёт само, и горько разочаровался, когда потребовалось прилагать усилия и терпеть. Его вид и поведение кричали: выключите передачу, она мне надоела! Но мы были не дома у телевизора, а в лесу.

Недостатка в топливе не было, обед приготовился быстро. В этот момент прошла гроза. Какое-то время мы пережидали, накрывшись сами от дождя, и покрыв лодку (фото 27). Улучшив момент на ходу к реке по устройству лагеря и обеда, когда спутник нас не слышал, я спросил жену: имеет ли смысл продолжать поход? Ибо у нас впереди почти 40 километров там, где нет ни автобусов, ни домов. По времени - сегодя можно 20 км., завтря 20, тем более что скорость реки увеличится. Но... 30 км. по "ненаселёнке". Само окончание похода в неизвестной местности, откуда ещё добираться до моей машины, неизвестно как. Если, стоило забурчать в животе, этот человек себя так повёл, то что дальше, если произойдёт ещё что-то непредвиденное? Вспомнил я и опыт годичной давности, когда поход можно было спасти, остановившись. Как только туча ушла, спутник развернул коврик и улёгся. Я сказал, что во время грозы идти по воде нельзя, и по этой причине мы далее не пойдём. До Ренды позади оставалось километра 2-3. Утром я намеревался перегнать лодку против течения до места подъезда машины к воде.

Замечу, что сам я тогда, после такого поворота, допустил некоторое неправельное действие. Оставив Андрея валяться на коврике у костра, мы с женой пошли искать водопад Мазрендас, не сказав, куда идём. Признаюсь, это тоже недопустимо. Как бы не было защищено и скрыто место, именно сам фактор непредвиденности похода заставляет считаться со всяким человеком, пусть даже ненадёжным. Особенно принимая во внимание, что мы - всего лишь люди, осматривающие незнакомую местность с её спецификой, и сами так же должны перестраховываться...

Водопада мы не нашли. Часть пути пробирались по прибрежным зарослям (фото 28), затем - вышли на прибрежные луга (фото 29). Вся трава была усеяна тысячами улиток. Невозможно было идти по полю, не наступая на улиток. Хрум-хрум, хрум-хрум - слышалось из-под ног. (фото 30, 31). Улитки были как мелкие, тёмные, так и большие, виноградные. Мы осмотрели ещё интересные места по берегу Абавы. По земле текли струи воды, ручьи. Прибрежные участки заросли самой разной растительностью, на этих высоких берегах Абавы были почти джунгли.(фото 28, 32). Замечу, что эти места нравятся и пешим туристам.

Вернулись в лагерь, приготовили есть. Спутник продолжал лежать. Похоже, что он не вставал всё это время, просыпаясь только отвечая на звонки насчет заказов по его работе. Так он и держался особняком. Но я не отчитывал его, не пытался более чему-то учить. С теми, кому доверяю, или на кого расчитываю, я обычно веду себя гораз до строже. Впрочем, есть и в Библии слова: кого люблю, того обличаю и наказываю. Как общаться с большим ребёнком? Так же всякое доверие к нему пропало. Стало понятно: его добрые намерения остаются на уровне ума, но не сердца. И когда реальность чуть-чуть стала отличаться от заранее нарисованной радужной героической картины, то реакция последовала соответственная.

5 мая 2008. Ренда - Рига

Утром мы поднялись в 9-м часу (фото 33) Поев, стали в 10-м готовиться к отправлению домой.

Наташа после завтрака и сбора стала заниматься приручением одного экземпляра (фото 53) В этот момент Андрей проделал нечто неожидаемое: схватил и сильно сжал "рожик" улитки. Мы и ахнуть не успели. "Усик" не оторвался, но улитка ещё долго не могла его выпустить. Да, большой ребёнок...

Я дал карту команде, показав маршрут, по которому идти к намеченной точке. Наташа уже была наверху, и могла вести к намеченной на карте точке - месту, где в стороне от домов к безлесому берегу подходила грунтовка. Я сам сел в облегченную лодку, и 2-3 км. перегнал её выше по течению. Моя команда налегке отправилась в путь. Луг, на котором мы расположились был достаточно удобен, лодку просушили на ветерке. Разгружались и вытаскивали лодку у мостков (фото 35), где одна лодка стояла в готовности, а вторая была затоплена. На фотографиях хорошо видно, что река здесь представляет собой стоячий водоём.

Мы расположились около деревянной старой лодки, на которой сушили что-то из отсыревшего. На лодке, оказалось, обитала колония прытких ящериц. (фото 36). Интересно, что они практически не боялись человека, охотно перелезали на подставленную руку. Разобрав лодку, и убедившись, что моя помощь более не нужна, я отправился за машиной.

Эта часть посёлка Ренда называется Мазрендой (фото 37). Мазренда - дома, рассеяные по левобережью Абавы. Постепенно Мазренда переходит в Ренду, в котором есть даже многоквартирные дома и магазины, подобные городским. Наконец я в центре Ренды, недалеко от моста, сельсовата, кафе и магазинов. Увы, автобус ушёл 5-10 минут назад! Следующий - через 3 часа (направление Кулдига - Рига). Голосуя, я направился пешком в нужном направлении. Остановилась пожилая добродушная латышка на старенькой "копейке", но, как оказалось, ей надо было в др. сторону. При переходе моста через Абаву на меня попытался то ли напасть, то ли привязаться бомж, видно, осмелев при виде моей скромной одежды (джинсы - кеды и худенькое сложение). Но, увидев, что я, оттолкнув его, встал в стойку, настроен решительно, удалился, шипя что-то себе под нос. Позже мы заметили в Ренде целую группу бомжей (как в городе), однако державшихся уже на удалении людного места. В любом случае, в Ренде стоит самодеятельным туристам держаться внимательней.

Пройдя километра 2, я всё-таки остановил попутку. Две женщины на передних сиденьях были приветливы, но сумочки одна из них взяла к себе поближе и покрепче... Наконец, Свентес. Перед тем, как забрать машину, я подошёл к хозяйке дома, поблагодарил, что машина моя в сохранности и дал ей лат, как компенсацию за непрошенное оставление машины около дома. Она спросила, катался ли я по канатной дороге? Когда я ответил, что нет, и что только оставлял машину в надёжном месте, она, улыбнувшись, пригласила и повела меня на берег реки. То место, где я накануне разглядывал канаты и раздумывал - как по этим канатам ехать. Она дала мне нечто вроде ремня с роликом, сама поднялась на верх мостков (несмотря на последнюю стадию беременности), далее я несколько раз проехался через реку и обратно. Признаюсь, впечатление замечательное. Ты оказываешься на высоте, над долиной Абавы, вид прекрасный, и ты летишь среди этого зелёного мира, над гладью воды, между стенами леса. Кстати, эта тросовая дорога засветла находится в прямой видимости нашего первого ночлега.

Однако меня ждала команда, я не "отрывался", но, отдав приветливой хозяйке снаряг, помчался к лагерю. Как мне рассказали, уже 2 раза за это время подъезжали представители хозяина земли, выясняли: кто мы такие, с какой целью расположились на его территории, но удовлетворились спокойным ответом.

Водопады в посёлке Ренда

Пользуясь тем, что есть резерв времени (за счет того, что поход не состоялся в полной мере), я повёл команду на осмотр водопадов - то, что мы не сделали на водном маршруте из-за недостатка времени. Один из известнейших водопадов в Латвии - Рендас Румба (или Ивандес Румба - по названию реки) сейчас был почти пересохшим. (фото 38). Впрочем, летом речка Иванде пересыхает ещё больше.

Водопады для меня - увлечение. Каждый, даже самый маленький водопад - особый мир, со своей своеобразной флорой.

Пройдя по правому берегу Иванде, мы вышли на водопадик Авота (т.е. Источниковый) - фото 39. Здесь же произошёл поучительный случай. Андрей, найдя виноградную улитку (даже не самую крупную), решил её тоже поприручать и посадил на руку... Вдруг он схватился за руку с криком: "-Ай, больно!!!" Первая наша мысль была, что он опять балуется, однако тот потирал больное место и утверждал, что улитка его больно укусила, так же озадаченно рассматривал оную, потирая временами ладонь. Вот уж, воистину: что посеет человек, то и пожнёт!

Марас камбари

Ещё одно место, которое я хотел посмотреть, пользуясь освободившимся временем - Марас камбари. Свернув с шоссе, километра 1,5 мы проехали по грунтовке, пока не остановились на площадке, далее прошли по тропе. Опять спутник стал вести себя неадекватно. Он не остался в машине, как я предлагал ему, но и не дал нам посмотреть то, ради чего я поехал туда - водопадика. Единственное, что смогли просмотреть - это пещера (фото 40). Водопадика около Марас камбари, увы, я просмотреть не смог. Довольствовались красивым видом на реку (фото 41), но ведь не ради этого я подъезжал к Марас камбари.

Возвращение

Однако перекусить на Абавас румбе перед недолгим переездом в Ригу спутник не отказался. Мы поели, приготовив достаточно быстро горячий полноценный ужин. За разговорами дорога в Ригу пролетела незаметно.

Ещё раз Андрей заметно забеспокоился, когда речь зашла о деньгах. (хотя и перед походом очень серьёзно выспрашивал о стоимости) Собираясь в поход, я расчитывал на традиционную складчину, как все годы с друзьями, когда расходы суммируются и делятся по числу участников. Однако в таких случаях и настрой учатников, цели примерно схожие. Сейчас... Мы слышали, как он объяснял расценки, отвечая на звонки потенциальных клиентов (у него своё дело). Не буду нагружать читателей цифрами, скажу, что по разговорам стало ясно, что 100 лат в день для него был нормальный заработок... Сейчас он отсчитал свои 12 лат (третья часть от стоимости купленных нами продуктов и стоимости залитого бензина). Я холодно велел жене взять деньги. Признаюсь, было очень неприятно. Он шёл не как свой, а как потребитель и халявщик. А с таких и брать необходимо иначе! Хотя бы за прокат моего снаряга в его пользовании, к примеру, и т.п. Ясно, что время идёт, люди меняются, и подход к финансам и отношениям в походе должен быть соответственный, иной, чем 20 лет назад. Просто морально я ещё не был готов к такому повороту, и не среагировал вовремя, не внёс корекции, и действовал, согласно тому слову, которое дал перед походом.

Замечу: если какое-то время к творчеству В.Высоцкого относился несколько сдержанно, после этого случая, вспомня его песню: "Если друг...", стал значительно лучше! Да, хорошо этот гигант авторской песни спел далеко не только об альпинистах...

Между походами...

Возвращаясь домой, мы с женой твёрдо решили в ближайшее же время пройти Абаву до конца. Сами, вдвоём на байде, или в компании друзей. В течении трёх недель такая компания появилась: Роберт и Таня Зументс (Зумент). С ними шел в поход их 3-хлетний сын Стефан. Познакомились мы на форуме сайта www.travelzone.lv. Они были уверены, что сын перенесёт маршрут. С моей стороны было только требование, чтоб у Стефана обязательно был спасжилет. Договорились о подробностях: продукты каждая семья представляет свои, готовим сообща, объединяя пайку по обстановке. Я даю в поход байду для семьи Роберта, он обеспечивает вывоз лодок с окончания маршрута. Я жил в то время в г. Огре, семья Роберта - в г. Добеле.

Описание похода 24 - 26 мая

24 мая 2008. Ренда - место первой ночевки

Опять выезжаю с рабочего места в Риге, поэтому к начальной точке маршрута приедем только к вечеру. Жена, Наташа, пока я работаю, покупает недостающее для похода. Байдарки у меня в машине, всё собрано с вечера и с утра. И вот - дорога, только не в сторону Абавы, а через Елгаву - в Добеле. Созваниваемся, и встречаемся на дороге около Добеле с Робертом. Затем около их дома перегружаем из моей "Вектры", седана, в его более вместительную "Тойоту"-универсал снаряг. Выезжаем примерно в 18.30-18.40 по принципу "в тесноте, но не в обде". Впрочем, в машине было, как положено по правилам, детское сиденье (фото 121). От Огре до Добеле - около 100 км., от Добеле до начала маршрута - около 100 км. Впрочем, потратили ещё время и заехали в городок Броцены - там к нам присоединился на БМВ Х3 друг Роберта Юра: после того, как мы выгрузились на старте, они поехали и перегнали "Тойоту" на финиш, после чего Юра перевёз Роберта на старт в Ренду.

Пока собираем лодки, вечереет. Собираем именно на том месте, где сушили и увозили лодку с реки 3 недели назад (фото 42). Роберт, лишь в девятом часу вернувшийся с Юрой в Ренду, обрадовался (и, похоже, удивился), когда увидел, что всего за 1,5 часа обе лодки оказались собраны и готовы к спуску на воду.

Наша задача - как можно скорее просто встать на воду, и отойти от посёлка, от жилья. Уже кто-то подъезжал и смотрел: как быстро мы оставили частную территорию?

Парадокс! Мы, люди, живущие среди людей, неотрывные от... и немыслящие себя без человеческого общества, сейчас, на ночь глядя, наспех упаковав свои пожитки, по зыбкой поверхности воды спешим удалиться подальше от уютных домов и жилья, от других человеческих личностей, населяющих эту же землю, по которой ходим, и в возделывании которой (в лучшую или худшую сторону) участвуем... Спешим удалиться и отдалиться, осознавая, что люди, хотя бы в данной ситуации, несут не гостеприимство, а неприязнь и опасность!

После девяти байдарки в спешном порядке спускаются на воду около мостков, знакомых по прошлому походу (фото 35). Юра, добродушный и доброжелательный армянин уже навеселе. За рулём БМВ домой транспортировать его будет его жена, приехавшая с ним. Мы торопимся до наступления тьмы собрать лодки хотя бы для удаления от посёлка. Юра, из лучших побуждений, рвётся помогать нам, упорно пытаясь выяснить у меня: так в чём же нам помочь?!. Мне хочется сказать: "Как нам помочь? -Просто не мешать!", но я сдерживаюсь, и сам улыбаюсь вместе с Робертом. (в это время туристы без разговоров делают каждый лишь то, что от него зависит) Хотя Юра, похоже, не на шутку готов пойти с нами в поход! Как убедить его отправиться домой? В этот момент, когда Наташа, сидя в "Таймене", укрепляла упаковки, раскрасневшийся Юра, взяв рюкзаки, бросился подавать ей, зайдя по стоящей на плаву местной лодке. Неловкое движение, лодка хлебнула бортом и камнем опустилась под ногами Юры ко дну. Какое-то мгновенье он ещё стоял в ней по пояс в воде, далее мы не помним "как", но достаточно быстро Юра выбрался из воды. Он изменился в лице: и от неожиданности, и от мыслей о последствиях: как местные хозяева среагируют на потопление их последней лодки? Как-то очень быстро после этого исчез...

И вот наши лодки вновь покачиваются на водах реки (фото 43). Солнце заходит, но, как положено в наших широтах, и после заката сумерки опускаются медленно, и всё видно.

Я веду группу на то место, где останавливался прошлый раз. Там - вода, топливо, защищенное место для лагеря. Осознаём реальную опастность: теперь нас могут искать, чтоб взыскать за потопленную лодку. После зачаливания считанные секунды-минуты - и лодки в сумерьках без задержки исчезают в прибрежном кустарнике. Не видно ни с воды, ни с суши!

Через час мы, немного расслабившись, фотографировались за поглощением пайки (фото 44). Окончательный отбой был около 23.50

Тревожная ночь... Где-то во 2-м часу сквозь сон стал прорываться резкий вой мотоциклетного мотора. И в унисон с этим взвыванием в соседней палатке раздался плач Стефана. Лёгкий мотоцикл, или мопед наподобие старых, взвывал на грунтовой дороге в районе Мазренды, параллельно реке. Кто-то гонял по дороге во тьме. После перерывов мотор снова взвывал и перемещался к новой точке, газуя на прямых участках. Маленький Стефан начинал плакать во сне, голосить не после, а, как будто, опережая всплески активности неизвестного мотоциклиста. Переговорив с женой, мы предположили, что местные лихачи ездят в районе, зная, что группа нас, туристов, должна находиться поблизости от посёлка. Тем не менее, меня успокаивало то, что подступы к лагерю на пару километров представляли картину типа "черт ногу сломит" (или голову). Заснули мы где-то в 4-м часу.

25 мая 2008. Ренда - ручей Жагарвалкс

Подъём был в 7 утра. (фото 45). Роберт с утра пытался блеснить. Попалась щучка, всего грамм на 450. (фото 46). Роберт хотел её выпустить, однако та заглотила блесну глубоко, и пока вызволяли блесну, повредили щучке пасть. В конце концов оставили её на суп.

Около 10.00 мы вышли. Петр хотел найти Мазрендас водопад, однако миновали нужный ручей. Протока Дзирупе (со стороны озёр между Абавой и озером Усма), с правого берега, от озёр (Mezziles Dzirnavezers) слабо заметна, с нависающим над ней кустарником.

Километра 3 ниже стоянки прошли место Браслини (в переводе "бродики"). Видна издалека ЛЭП. На реке - перекат с искусственной запрудой у левого берега, и 2-мя остатками свай у правого. После этого места перекаты продолжаются на реке постоянно, до впадения в Венту. После Веги, до Браслини среднее падение реки составляло 0,1 м на км., но после Браслини - 0,5-0,8 м. на км. Течение в целом заметно ускоряется, появляются перекаты, которые продолжаются до самого впадения в Венту. Однако серьёзных препятствий нет. Сложность? - уровень 1 категории...

Во время этого похода, 24 - 26 мая, уровень воды был сантиметров на 20 ниже, чем 3 недели до того. В воде были видны коряги, кое-где камни и т.п. Тем не менее, мели при таком уровне не обнажаются, идти легко. На перекатах всегда есть полноводный стрежень, иногда необходимо маневрирование. Добавлю, что этот участок (Ренда - устье Абавы) именно для прохождения интересней, чем Гауя (беру как известный эталон для сравнения). Протоки, стремнины, камни, требующие маневров, хотя и достаточно безопасно... Впрочем, это наше мнение.

При движении по реке придерживались такого режима: через 2-3 часа делали остановку с перекусом (карамельки, колбаска, орешки и т.п.). Во время остановок мальчик бегал, разминался, и чуствовал себя хорошо. Роберт рыбачил (вернее, пытался это делать). Такого темпа мы придерживались до конца похода. В середине дня сделали обед, щучка очень даже неплохо пошла в суп.

Утёсы Абавы

Первый утёс iezis Dzelzs siena (в переводе - утёс Железная стена) мы прошли примерно в 11.30. Он находится на расстоянии 12 километров от Ренды по левому берегу. (фото 47). Далее мы искали по карте, но не нашли Новадниеку клинтс на правом берегу (хотя стоянка Новады - Novadi) оказалась точно на том месте, где и была обозначена. Однако утёсы из песчанника на этом участке реки теперь появляются регулярно. Не такие яркие, может быть, как на Гауе, но тоже интересные. Просто у реки своё лицо...

Очень интересным для нас был Прамниеку клинтс (Pramnieku klintis). (фото 48) Вскоре после этого обрыва мы встали на горячий обед. (в районе стоянки Pluci) В целом ориентировались по "Камповской" карте. На ней обозначены нормальные стоянки. На Абаве заметно, что за рекой ухаживают: даже там, где нет щитов с названием, есть какие-то заметные метки, чтоб место для лагеря с кострищем было легкообнаруживаемо. Когда мы шли, на стоянках было чисто, но это может быть связано с самым началом водного сезона.

Расчитывать полностью на карту нежелательно: мы вставали на чудесные места, не обозначенные на карте, а некоторые обозначенные на карте места были с очень трудными подступами к воде: трудно было бы даже разгружать, а тем более вытаскивать байды. В целом такое тотальное размечивание реки нам показалось не очень приятно... Есть и стоянки, обозначенные на карте, но мы их не обнаружили.

По сравнению с началом мая, несколько изменилась встречающающаяся фауна: юркие брачующиеся утки, каких было в изобилии в начале мая, стали реже, зато нас сопровождали цапли. Впрочем, в целом и растительность сейчас стала гуще, практически летней.

Прошли очередной утёс, изрытый норами (фото 49). Из названий можно отметить "Ничлея" - участок реки с высокими берегами (около 15 м. высотой, подступающие к руслу реки), пишется Nicleja или Nicleja, и километров 7 ниже - утёсы Зилуму (иежи) - Zilumu iezi. На этом участке действительно много хороших стояночных мест. Одно из них особенно запомнилось, под названием "Озоли" ("Дубы"). Место красивое, живописные деревья и хороший луг. Однако у нас было желание успеть пройти за день побольше расстояние. Сейчас, зная реку до устья, я бы постарался остановиться на "Озоли", однако в тот момент, зная, что до конца маршрута около 16-20 км., и, не зная состояния протоки на озера Набес (оставалась вероятность выезда от моста в районе Злекас), мы старались пройти побольше, сколько могли с ребёнком.

Место "Риндас акмени" (Rindas akmeni) (фото 50) - длинный перекат, где в русле много камней. При более низком уровне воды пробираться здесь было бы не очень удобно. При высокой воде все камни были бы затоплены.

После этого участка после поворота открывается утёс Галмицу клинтс (Galmicu klintis). Место чудесное, стоит остановиться и подняться на верх, должен открываться красивый вид на реку. (фото 51, 52) Но наше положение осложнялось присутствием ребёнка. Роберт торопил, желая больше пройти. Пора было искать место для стоянки, день склонялся к вечеру. Тем более, что отмеченное на карте место стоянки около утёса мы не нашли, либо оно было неудобным для байд.

Водопад утёса Салдруву клинтс (Sildruvu klintis)

Мой интерес к водопадам частично восполнился водопадиком, стекающим с утёса Силдруву клинтис (Sildruvu klintis фото 96).

Интересное впечатление он оставляет. В глуши, где нет домов и посёлков, с высокого берега стекает струя воды, первая мысль, что кто-то вывел водопроводную трубу или шланг. Потом начинаешь соображать, что ближайший дом в километре от этого места! В официальном каталоге водопадов Латвии (геологического управления) его нет, что не мешает ему прекрасно существовать и радовать всех, проходящих по реке на лодках. Воистину, с удобных кресел управления геологии, и даже из окна внедорожника его не видно. Открытия делают те, кто идёт! (фото 53)

Стоянка в районе ручья Жагарвалкс

После участка с живописными берегами (фото 54) выходим на плёс. Я убеждаю Роберта вставать на стоянку на той стоянке, которая обозначена на левом берегу. Он, было, пытается убедить меня идти далее: может, следующее место будет удобнее? Однако я убеждаю, что останавливаться надо немедленно, пока солнце достаточно высоко, чтоб осталось часа 2 светлого времени на установку лагеря. (уже был девятый час)

Берег, где мы встали (здесь же по карте обозначено место лагеря), в начале показался менее чем привлекательным: непосредственно возле воды берег топкий, илистый, со множеством коровьих следов в одном направлении. Палатки надо было ставить, поднявшись на высоту берега, где уклон превращался в цидониевое поле, за которым метрах в 300 виднелся хвойный лес. На краю поля, перед понижением к реке было множество кустов, на одной площадке меж кустов мы и поставили лагерь (фото 60). Место было сырое, со множеством гнуса - настолько, что даже мы с Наташей воспользовались предложенным Робертом и Таней средством от комаров - каким-то распылителем. Несколько удручало то, что, вероятно, коров здесь прогоняли поутру, и была вероятность, что через лагерь утром пойдёт стадо. Вода у берега также была мутная: малейшее прикосновение к воде - и поднималась илистая муть, сразу стало ясно, что для из реки рядом питья вода не пойдёт. Роберт, было, заговорил о том, что стоит спуститься ещё ниже по течению, где на правом берегу обозначено ещё одно место лагеря или кострища. Я возразил, что нет абсолютно никакой гарантии, что следующее место будет лучше, а не таким же, или хуже. (забегая вперёд, скажу, что нормального места для байд там вообще не было) Решение принято - мы разгружаемся.

Однако достаточно быстро мы стали осваиваться на новом месте. Через 15-20 минут, когда лодки были разгружены, и занесены на берег, место уже не казалось таким мрачным. Взяв все котлы, которые у нас были, мы вдвоём с Робертом пошли за водой. В 200 метрах ниже по течению, на излучине реки (поворот направо) впадал ручей Жагарвалкс (Zagarvalks фото 56) Отсюда на место лагеря открывался пейзажный вид фото 55. Воды, набранной в ручье, хватило на вечер и утро. Так же одной ходки за дровами хватило на всё время пребывания на этой стоянке: нашли поваленую сухую ель, и того что нарубили и принесли за раз, хватило с избытком. Быт наладился (фото 59, 60).

Роберт попытался снова блеснить. Стефан увязался за ним. Через какое-то время тишину над простором реки прорезал истошный вопль маленького Стефана. Мы, остававшиеся на верху берега, переглянулись...

Вот и Роберт с сыном на руках. Таня бросается им навстречу: что случилось? Стефан, как оказалось, настолько осмелел, что потярял осторожность. Неловкое движение - и Стефан, плавно проскользив по илистому берегу, въехал в реку почти по пояс! Сцена у костра: Таня упрекала мужа, что тот взял Стефана с собой на рыбалку тогда, когда у того оставалась последняя сухая одежда. Стефан вопил о несправедливости судьбы, греясь на папиных сильных руках в тепле костра (фото 57, 58). А Роберт добродушно улыбался, не поддаваясь на упрёки, и тем погасил все переживания и волнения. Быстро общими усилиями высушили одежду Стефана и нашли недостающее сухое. Наконец, Стефан отправился в палатку. Какое-то время он сидел на входе в палатку, затем присоединился к нам.

Какое-то время Таня ещё сушила вещи: хотя мы не прыгали по порогам, вода в лодки попадала с вёсел, это обычное явление в походе, когда надо работать вёслами. Признаюсь, мы супругой экономили перед походом, и так и не купили в спортивном магазине гермоупаковок, которые стоили (разные варианты) 12, 18 и 28 латов. Но я воспользовался теми методами упаковки пришлого тысячелетия, которые практиковал в 80-х: внутрь рюкзака или других мешков ("колбас"), выполнявших роль "протектора", вкладывались грубые полиэтиленовые мешки, а внутрь таковых груз помещался еще в других достаточно прочных полиэтиленовых мешках помельче. (делаю оговорку, что такая упаковка у одного знакомого выдержала несколько часов под водой в байдарке, намотанной на камень, пока её оттуда не сняли) У наших друзей была магазинная современная упаковка, которая не защитила от воды, вероятно натекшей на дно лодки. И вот - знакомая всем туристам-водникам сцена: фото 59 (сушится спальник). Ни в коем случае не критикую саму идею хороших промышленно изготовленных упаковок. Надеюсь, рано или поздно будет продаваться что-то, вполне удовлетворительное не только для сплава по Абаве в тёплый летний день, но и для паводкового сплава по Амате.

Немного мы с Наташей задержались у костра, спели. Тем не менее, постарались лечь пораньше, чем накануне: первый день был полон ярких впечатлений для всех. Впереди - последний день и завершение похода.

26 мая 2008. Ручей Жагарвалкс - озеро Набас - Огре. Жагарвалкс - устье Абавы

Утро было просто прекрасным!

Место, где мы встали, просвечивалось приветливым солнцем, река была полна красок и свежести (фото 61) Никаких коров на горизонте не появлялось. Место, которое вчера, во время высадки, казалось угрюмым и заболоченым, сейчас было изумрудным, красочным и радостным.

Замечу: как противоположность прошлой тревожной ночи, все спали крепко, в том числе и Стефан.

Утром так же мы не торопились скорее уходить. Завтрак был около 9.00. До устья Абавы оставалось около 2 км. На воде мы были 10.30-10.40. Берега высокие, крутые, река делает нескольео излучин перед впадением. В этих крутых берегах видно много нор бобров. (фото 62) Один бобр вышел из норы прямо перед нами. Увидев лодку в прямой видимости, он на мгновение опешил, затем заметался на песчанной полке туда-сюда, метнувшись практически бегом как собака, ещё через секунду бросился с высоту в воду!

Река Вента - озера Набас, кемпинг и завершение водной части

Перед впадением в Вента Абава продолжает так же резво бежать, глубина небольшая, под днищем лодки проносятся в чистой воде детали дна - скорость явна, даже если не грести, река несёт. Мы и не торопимся, наслаждаемся. Путь до устья занял минут 20-25. И вот под лодкой появляется глубина, рябь течения на поверхности исчезает, впереди видно так же какое-то изменение (фото 63). Перед нами с некоей торжественностью появляется Вента, берега расступаются, оказываемся на широкой глади. С удивлением видим ту реку, которая эти 3 дня была нашей основной дорогой, лишь как приток, значительно меньший, чем та река, на которой мы оказываемся.

Сначала кажется, что гладь Венты неподвижна, что река стоит. Но по проплывающим берегам видим, что течение здесь, возможно, не меньше, чем у Абавы. Просто берега достаточно далеко и поверхность реки гладкая, поэтому течение не сразу заметно. (фото 64) Падение Венты на участке от Абавы до впадения протоки из озёр Набес (в картах Латвии можно встретить два варианта названий: озёра Набес - Nabes ezeri, или, на сегодняшний день, чаще "Набас" - Nabas ezeri; из них то, на котором мы заканчивали - озера: Большое Набас - Lielais Nabas ezers, с ним соединено протокой озеро Малое Набас - Mazais Nabas ezers)

На Венте по берегам находятся редкие постройки, берега незагаженны, покрыты лесом. Есть места стоянок. Роберт пытался безуспешно рыбачить. От устья Абавы до устья протоки с озёр - 7 км. Видя, что время с избытком, мы остановились на правом берегу, предложили нашим спутникам присоединиться. Попутно сделали традиционный для этого похода перекус, поскольку место было чудесным. (см. видео) Мы с супругой достали из лодки бадминтон, Таня со Стефаном тоже чуствовали себя прекрасно, Стефан был доволен побегать. Роберт блеснил поодаль.

На Венте нам мешал встречный ветер, который дул не постоянно, но на прямом участке, после поворота реки направо. Через 2 км. река повернула налево, сразу ветер исчез, стало тепло. На правом берегу мелькнуло последнее место для лагеря на Венте. Над рекой появились провода ЛЭП - главный ориентир в месте впадения нужной протоки. Иногда в подобных ситуациях я встаю в байдарке, чтоб разглядеть искомое, но тут вставать не пришлось. Именно в том месте, где по карте должна была быть протока, в зелени берега виднелось искомое. (фото 65)

Добавлю: как запасной вариант в случае невпроходимости протоки (про такие случаи меня предупреждали друзья) я рассматривал вариант завершение похода возле моста напротив посёлка Злекас. (карта 16) Именно поэтому, в частности, мы шли с запасом времени. Однако при приближении стало ясно, что опасения напрасны: протока приветливо открылась перед нами: фото 65, 66, 67. Вопреки предупреждениям друзей, описывавших мне "тяжести" этой речушки, идти по протоке было приятно. Только в одном месте, примерно в середине примерно 1,5-2-километрового пути было мелкое место, которое мы миновали, даже не вылезая из лодок. Однако ясно, что при более низком уровне воды здесь обнажается мель и нужен будет обнос.

Постепенно протока становится шире, течение пропадает (фото 68). Мы входим в озеро. Поворачиваем направо - уже виден кемпинг на берегу. (фото 69) Там где-то стоит наша машина. Пристаём к пологому берегу около кемпинга. На противоположном берегу виднеется шоссе Кулдига - Вентспилс с автобусным сообщением (фото 70). Там же есть места, где можно пристать и собрать лодку (нет табличек "Приватипашумс", т.е. "Частная собственность", и недалеко до остановки). Автобус ходит раз 5 - 6 в день, по крайней мере, так было несколько лет назад, сейчас из-за кризиса что-то могло измениться.

За 1,5 лата покупаем дрова, готовим есть. Сушим лодки (фото 71 - на заднем плане видна протока, через которую вошли в озеро). Ветер здесь тёплый. Ели в тени навеса, традиционное обсуждение похода. Роберт с Таней были походом и компанией довольны, из пожеланий мне - чтоб не сердился на супругу, когда у неё что-то на воде не получается... :)

Мы тоже были довольны спутниками. 3-летний Стефан справился с походом, который не потянул 3 недели назад взрослый дядя.

В кемпинге есть у озера площадь, где можно подъезжать на машинах, ставить палатки (ранее было 1 лат - за въезд, по 1 лату - с человека), деревянные кемпинговые домики, 5 или 6 лат за койко-место, и номера с удобствами (типа гостиничных). Отдельно есть душ и туалет (фото 72) Отмечу, что хозяева приветливые, доброжелательные. В 2005-м я видел выезжающую со стороны кемпинга фуру - местом пользуются как гостиницей.

Кулдига. Путь домой

Итак, лодки погрузили в машину. Около 18.10 готовимся отъезжать. Стефан с достоинством занимает своё кресло. Каких-то минут 7, и мы уже на шоссе, едем в сторону Кулдиги. Кемпинг мелькнул в последний раз в окне машины.

Кулдигу мы не миновали, как я вначале собирался, но заехали посмотреть Вентас румбу, поскольку Роберт с Таней его ещё не видели. Так же прощлись по Кулдиге, осмотрели недолго улочки города, исторический мост через Венту (фото 74). Интересно было видеть реку, утекающую туда, откуда мы приехали, фото 75. Осмотрели водопад речки Алекшупите (Aleksupites udenskritums), один из самых высоких в Латвии. (фото 73) В 19 веке водопад был надстроен для использования его в промышленных нуждах, полная высота его составляет около 4,15 м. (иногда указывается цифра 4,25 м.) После этого выехали на кольцевое шоссе вокруг Кулдиги, по латвийской традиции, так и не замкнутое, и взяли курс на Добеле. У Роберта с Таней задержались: перегрузив байдарки в мою "Вектру", зашли на чай, расставаться не хотелось...

Однако на улице смеркалось, Стефану пора было спать, а нам - завтра на работу... Роберт выехал с нами за город, показав дорогу средь улочек Добеле. Остановились, попрощались. Когда ещё увидимся и сходим в поход? В интернете - увидимся скоро, а в жизни - посмотрим!

100 км - и мы у себя в Огре.

Заключение. Выводы и рекомендации

Не только для продолжительного похода, но даже для похода выходного дня успех зависит от морального настроя и готовности участников. И опыт этих двух ПВД (Походы Выходного Дня) показал это наглядно. ПВД - это не просто совместное проведение времени на природе, но исполнение какой-то намеченной цели, где есть маршрут, и задачи. С другой стороны, одна из целей ПВД - проверка людей, подготовка к более серьёзным походам. Естественно, как бы физически и финансово не был подготовлен человек, если на лёгком маршруте он повёл себя слабо или неадекватно, нет смысла на него расчитывать в трудном походе и вообще брать его туда, где с маршрута убегать будет просто некуда. Когда-то у нас существовал термин "прикидка" применительно именно к ПВД накануне серьёзного маршрута.

В то время, когда я ходил активно (80-е годы), ситуации, подобно первому из этих двух походов, были редки, почти исключение. Однако время вносит свои коррективы, и удивляться неадекватности большого ребёнка, идущего "показать себя", не приходится. Для себя я решил, что стоит что-то поменять для таких людей в организации. Та "братская" равноправная складчина, которая практиковалась в прежние годы (и имела место во втором походе), сейчас возможна среди своих, проверенных людей. Для непроверенных необходим более высокий, возможно - фиксированный взнос и оплата используемого снаряга. Так же более скромное планирование похода. (однако я шел этот раз сам на реку, по которой хотел пройти ещё с 70-х, это не совсем был поход учебный)

Если Андрей, когда я попытался тогда обличить: как же не можешь справиться с трудностями, которые переносит моя жена, женщина, не занимавшаяся регулярным спортом? - он ответил: да она же твоя жена, наверно, давно привычна к любым походным трудностям, и к любым нагрузкам! -- то во втором случае поход перенёс успешно мальчик, у которого физически не было время нарастить супермускулатуру. Естественно, спасибо родителям Стефана, их правильному и дисциплинированному отношению к походу. При выходе на хорошо обдуманный маршрут, 90% успеха - правильный настрой и согласие участников, благоприятный душевный климат группы.

О реке

Абава - река Латвии, пригодная для начинающих - 1 к.с.

Два описанных маршрута естественно объединить в один. Если есть несколько дней в запасе, самый лучший вариант - сплав от Пуре до озёр Набес. При этом не забывайте, что в районе Кандавы река петляет, берега низкие, кое-где заболоченные. (карта 8, карта 9) При разном уровне воды будет меняться и обстановка. При нас 3 мая (на фото 5 видна вдалеке та самая байдарка) маршрут заканчивали двое мужчин, прошедших от Пуре до Абавас румбы за 2 ходовых дня.

Естественно, как равнинная река, Абаве спокойна. Уровень сложности похода по реке Абаве, при таком уровне воды, как во время описанных выше походов, соответствует 1 категории сложности, кроме порога Абавас румба, который для новичков желательно обнести или провести, а в большую воду для таковых представляет реальную опасность, во всю ширину реки встаёт мощная бочка (кстати, в районе порога есть памятник погибшим при прохождении Абавас румбы туристам водникам). Для опытных туристов и спортсменов-водников Абавас румба в высокую воду является местом тренировок, сборов, иногда здесь выставлялась трасса слалома.

При сухом и засушливом лете река мелеет, камни обнажаются на всём протяжении, а Абавас румбу можно перейти вброд босиком, закатав брюки.

От станции Пуре до устья Абавы расстояние 90 км. От слияния Абавы до устья Венты - 67 км., но ближе к морю течение замедляется, и интереса такая "пахаловка" не представляет. (падение, или уклон реки, согласно лоций, последние 20-30 км. течения Венты отсутствует!) Формально, если кто-то ещё придерживается принципа опыта последовательного прохождения категорий и соблюдения требований категорий (в интернете я обнаружил фильм с защитой категорийности пройденных маршрутов перед МКК - даже для заявленных категорий 1-2 сложности), Абава с Вентой вполне "вписываются" в формальные рамки: в высокую воду расстояние по реке от Ирлавы до устья Абавы составляет 115 км. В низкую воду, летом, даже ниже Пуре обнажаются мели. (фото 76 - Абава в Пуре, июль 2007) А выше Пуре река может быть захламлена. Сплав от Ирлавы возможен в высокую воду. (фото 77 - Абава в Пуре, 10 марта 2008)

Для любителей прохождения препятствий

У Абавы есть притоки: в том числе правые притоки Амула и Имула. При машине сопровождения можно завозить суда вверх по течению этих речек. Так же в посёлке Ренда, недалеко от устья речки Иванде, есть водопады, которые каячники проходят в высокую воду. Можно ещё упомянуть водопадики речки Валгале, найдутся и др. подобные места.

Если кто-то задумает взять и оформить так называемую 2-ю категорию сложности водного туризма, думаю, на притоках Абавы нужных препятствий достаточно. Если обдумаете способ достичь этих препятствий (в дополнение к Абавас румбе) - тогда выдача "категории" зависит только от отношений с вашим МКК. (поскольку классификация походов по категориям в России существует по сей день, имеет смысл заговорить именно об этой стороне походов). Со времён Союза, когда Латвия была учтена классификаторами того времени, кое-что в подходе к прохождению рек изменилось. Если вы пожелаете именно в это место - Курземе, то кроме порога Абавас румба на Абаве, интересными весенними реками района будут Амула и Имула, притоки Абавы, впадающие в Абаву между Кандавой и Сабиле, проходятся в высокую воду, последние 30 км перед местом впадения в Абаву. Примерно в 10 - 12 километрах от впадения в Абаву эти реки сближаются до расстояния по прямой около 300 метров, и снова несколько разбегаются. Не только эти две реки, но и некоторые другие, стекая в глубокую долину Абавы, имеют участки с достаточно большим уклоном. Особенно те потоки, которые разрезают доломитовые слои, привлекают любителей WW.

Ранее, в 20-м веке, для сплава считались доступными для сплава относительно крупные и малые реки. (к упомянутой 2-й категории ранее, по классификаторам, относились лишь Амата (вкупе с Гауей, дающей километраж) и Огре, официально считавшимися "двойками") Сегодня, особенно с использованием современных судов, осваиваются небольшие притоки, имеющие спортивный интерес именно во время таяния снегов, либо после пару недель проливных дождей. Как правило, в конце снежной зимы, таяние снегов с наполнением малых рек водой происходит в первой половине апреля.

Водный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро НабесВодный поход по рекам Курземе, Латвия: Абава - Вента - озеро Набес