25 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Конный туризм Категория сложности: нет или не указано

Зарисовки из конного похода по Архангельской области в июне-июле 2005 г.

Автор: Александр Перепелкин (Архангельск)

В этом году нас одиннадцать: семеро верхом и четверо - в машине сопровождения. На карте прочерчен маршрут: мы планируем идти берегом Северной Двины от деревни Кехты, что в сорока километрах от Архангельска, до устья реки Сии. Эта дорога займет дней пять. На шестой день на лугу у Сии должна произойти "пересменка": машина увезет нашу группу домой, а обратно вернется уже с новыми участниками, которых Валерий Чубар, организатор нашего путешествия, поведет обратно тем же путем… А пока, перебросив уздечки через плечо, мы шагаем мимо домов и огородов к конюшне, которая принадлежит семье Лобовых. Мы арендуем у них лошадей, кроме того Евгения Евгеньевна идет с группой в качестве ветеринара, а ее дочь Юля и супруг Иван, которого за шукшинский образ и крепкие крестьянские шутки все зовут просто дядей Ваней, едут в машине. Для большинства участников это первый опыт конного туризма, и они, похоже, полны ожиданий. Я-то уже точно знаю, чего хочу от этого похода. Спросите - отвечу, долго не размышляя: чтобы путь был длинным, и чтобы ветром унесло на самое дальнее болото всех кусачих кровопийц. И еще пусть конь не захромает по пути. Все остальное - приложится.

Взглянуть на мир с высоты седла Взглянуть на мир с высоты седла

Валерий Чубар иногда говорит, что лошадь - это не байдарка, она любит быть сытой и ухоженной, поэтому большая часть забот туриста-конника связана именно с заботой о своем четвероногом. Насчет байдарок могу поспорить, но в целом я согласен с Валерием Николаевичем. Из конного похода в прошлом, 2004-м году я усвоил этот принцип: сначала позаботься о лошади, потом - о себе. Честно говоря, меня это вполне устраивает, хотя сам выбор лошади иногда превращается в лотерею. Для меня она оказалась безальтернативной: "Опыт есть? Тогда идешь на Гусе, - сказала Евгения Евгеньевна. - Про характер ничего не скажу: это не мой конь". Серый Гусар, он же Гусь, греб землю копытом в конюшне - нервничает! - и дико озирался на незнакомых ему лошадей. Да, парень, с тобой, похоже, будет непросто. Вреднюга не замедлил проверить всадника на прочность и устойчивость психики: рванул из конюшни, протащив меня по свежеокученным рядкам картошки. Тпру, стоять! Да куда там!.. Гусь всем своим видом и поведением демонстрировал нежелание идти куда-либо, кроме, разве что, красивого лужка с вкусной травкой…

…За Курьей, набив мозоли, приходим на стоянку и навязываем лошадей. Вечером будет праздник. Ну надо же: второй год подряд у нас в походе - молодожены. Володя и Света перебрались в седло буквально из под венца. Позади свадебная суматоха, впереди - ласковый Сочи, а сейчас - медовый месяц. С комарами, платками, и двумя созданиями вороной масти - Леликом и Черникой. Лошади, кстати, тоже дружат.
Вечер незаметно растворяется в белой ночи, и мы, выставив часовых, отбиваемся спать. Ровно в три часа кто-то теребит тент палатки: "Вставайте! Ваше дежурство". Я спросонья обхожу лошадей - никто, вроде бы, не отвязался и не запутался. Гусь сразу лезет в карман анорака: чует сушки. Красавец-жеребец Сандрик чуть ли не танцует, любуясь собой и приглашая кобыл присоединиться к брачным игрищам. Гарцуй-гарцуй, Дон Жуан гривастый, дальше веревки не убежишь. Покорный тяжеловоз Бунчук бродит между палатками: этого увальня не навязывают, и так не убежит. Иду на берег, который в эту ночь имеет несколько апокалиптический вид: вот здесь заканчивается грешная земля, а там, над водой, уже играют красками небеса. Минуты поэзии - они почти неуловимы.

Взглянуть на мир с высоты седла Взглянуть на мир с высоты седла Взглянуть на мир с высоты седла Взглянуть на мир с высоты седла

Есть у Тимура Шаова песня "Дорожная", и есть в ней слова: "Нам ли прятаться в нору? / Нам дорога по нутру. / Завтра рано поутру / Нам коней седлать". Вот о чем труднее всего рассказать, не прибегая к языку поэзии - о самом пути. О его философии и эмоционально-смысловой полноте. Хоть десять страниц потрать на описание полей-океанов, изведи хоть километр фотопленки - донесешь ли хоть десятую часть от пережитого здесь? Лучший путь познания в данном случае пролегает через седло, но если по какой-то причине это вам не подходит, найдите и прочтите книги Валерия Чубара "Следующее поколение", "Сыновья полей" и "Конюшня Анны". Первая - фантастическая повесть, книга-прогноз, книга-предупреждение. Вторая - красивая, поэтическая сказка, наследие ролевых фестивалей, размышление о том, как преодолевается рутина дней, если обменять ее на мир бескрайних полей, по которому пролегает ваш путь - твой и твоего коня. Вторая… это уже сегодняшний Валерий Чубар, каким знаю его я. Здесь фигура всадника уступает место ночному конюху, у которого есть время, обходя в закатный час навязанных в поле лошадей, задавать себе мучительные вопросы, и, зарывшись ладонью в гриву лошади, находить что-то, похожее на ответ… Почитайте - а потом поговорим и о лошадях, и о походах.

…На следующий день, ближе к обеду, серьезно захромала Вакансия: сказалась неудачная "операция" по расчистке копыта накануне похода. Вот они, роковые обстоятельства, которые не предусмотришь. Мы подходим к Большой Товре, и лошадь с ходу ложится в траву. Все, похоже, пришли… Евгения Евгеньевна как хозяйка предъявляет ультиматум: дальше лошадь идти не сможет, да и остальных надо пожалеть, мол, не готовы они к таким переходам... Я, не очень-то надеясь на успех, выстраиваю варианты с отправкой лошади обратно в Кехту и с продолжением намеченного маршрута, но, похоже, хозяйку не переубедить. Единственное, на что на согласна, - встать базовым лагерем и сделать несколько радиальных выездов, а через несколько дней, когда у Вакансии начнет заживать нога, перебираться ближе к дому. Словно подтверждая перелом в наших планах, издевательски меняется погода: северо-восточный ветер уносит остатки июньского тепла, и утром первого июля, выбираясь из палатки, я с удивлением отмечаю, от дыхания лошадей образуются клубы пара!

Итак, мы идем назад, Дорога домой, похоже, очень радует лошадей (Гусь так и метит сорваться в галоп), но мы их чувства не разделяем. Утешаю себя тем, что впереди еще два дня, и, может быть, произойдет что-то интересное. Так сказать, в качестве десерта. Место нашей последней стоянки местные жители называют Америкой. Что любопытно, за перелеском у них находится Украина… Обе "страны" представляют собой значительных размеров прибрежные поля, на которых пасутся колхозные коровы вперемешку с автомобилистами из числа любителей "оттянуться" на природе. Теперь вот и мы прибавились.

В качестве "десерта" предлагалась конная экскурсия к храму в Матигорах и поездка на пароме на Ломоносовский остров. С лошадьми на паром нас не пустили, так что решили ехать только на машине. Честно говоря, остров не впечатлил. Местный мужик так прокомментировал здешнее житье-бытье: "Правильно и сделал Михайло Васильевич, что дал деру отсюдова. И нам пора - да некуда". Именно в ту пятницу музей Ломоносова был закрыт, зато в косторезном училище выдавали зарплату, поэтому удалось найти директора и напроситься на экскурсию.

А главное удовольствие, ставшее изюминкой похода, ждало на берегу: Лобовы при содействии шеф-повара Марины устроили для нас конные соревнования. Простые задания (рысь, упражнение "змейка", галоп), чередовались с более изощренными. Попробуйте-ка пройти дистанцию на рыси и при этом не уронить картофелину со столовой ложки, которую держишь на вытянутой руке. Лошади чувствуют спортивный азарт и готовы скакать галопом хоть всю дистанцию - разгорячились, нетерпеливо переминаются с ноги на ногу…

Вечером скармливаю Гусю все оставшиеся сушки и - о чудо! - получаю благодарность: конь прижимается головой к моему плечу, а потом долго и даже печально смотрит мне вслед. Ну, прощай, Гусар! Не очень-то вредничай с тем всадником, который пойдет на тепе обратно. Но такого Гусь пообещать не может.
У костра - прощальные посиделки. Есть у конников свой фирменный тост: "За четыре копыта!", но мне сегодня хочется сказать нечто большее:
- Давайте - за поход. Какой уж получился. В любом случае, это - движение, которое, я считаю, делает жизнь осмысленной.
Валерий Николаевич, помолчав, отзывается:
- Тогда пусть это движение будет как в песне у Высоцкого: вперед и вверх. Думаю, только такой путь имеет смысл.