11 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 2006
10 - 24 августа 2006 г.

Автор: Андрей  Водень (Архангельск)

Катамаран-4

Архангельск - Рочегда - Сельменьга - 11 ветка - Шиврей - Юла - Пинега - Карпогоры - Архангельск

Заброска: из Архангельска ходит рейсовый автобус Архангельск-Рочегда-Сельменьга (расписание на сайте all-transport.ru).

Далее в Сельменьге (фото 1) начинается лесовозная дорога с КП и шлагбаумом вначале. Порожние лесовозы подбирают без возражений и местных по грибы и ягоды и туриков. Внимание! надо говорить шоферу что тебе на 11 ветку на Шиврей, потому что разные конторы рубят лес в разных местах. Лесовоз берет только двоих гавриков в кабину, но их ходит достаточно много и часто (нас четверых забросили с интервалом 20 минут разницы)

Юла – 2006

Второй вариант заброски - это стопить лесовозы прямо в Архангельске куда они сдают лес, и на выезде из города за мостом тормозить и спрашивать - на Сельменьгу? На 11 ветку? И вас подбросят сразу туда же - на пересечение квартальной просеки и ручья Шиврей.

На двухкилометровке Генштаба это место где в Шиврей впадает левый приток и отметка горизонтали на слиянии- 141.Тут же данные по Шиврею: 14\0,6Т

Примечание: данные по заброске получили от охотоведа Сергея Афанасьева в Нижней Тойме: телефон 8-818-547-41-45 , и его друга Николая Волкова с правого берега С.Двины там же в Нижней Тойме: Телефон 8-818-547-91-32. Огромное им спасибо за информацию. И вообще о хороших речках по рыбалке можно позвонить Сергею, нам он нам порекомендовал речку Юмиж для отдыха на недельку.

Возвращаемся к заброске: далее начинается самое интересное - Собственно сама заброска как таковая. Тут тоже два варианта:

1. По квартальной просеке с левой стороны Шиврея идти приблизительно 8 км до впадения Шиврея в Юлу (см. карту Генштаба) Начало кварталки, где она перерезает Шиврей в том месте, где он течет с запада на восток, а кварталка идет На Север четко отслеживается по старым затескам, как дальше - не знаем, потому что мы послушались местных нетрезвых лесорубов и поперлись по глупости в обход по дороге (фото 2) - дескать она еще раз пересекает Шиврей, только ближе к Юле. В результате мы сделали здоровенный ненужный крюк по свежим вырубкам где-то километра 4(с полными рюкзаками!) и где именно мы подошли к Шиврею - абсолютно непонятно. (фото 3) Сам заход на тропу по кварталке на Юлу мы проморгали и вместо того чтобы бодро протопать до Юлы занимались два с половиной дня совершенно идиотским занятием-попыткой пройти на катамаране-4 по Шиврею (фото 4).

Юла – 2006Юла – 2006Юла – 2006

ПО ШИВРЕЮ НЕ ПЛАВАЮТ! ПО НЕМУ ИДУТ ПО КВАРТАЛКЕ ДО ЮЛЫ!!

Понимание это пришло к нам во второй день проводки катамарана по завалам с обносами (фото 5), переваливанием через завалы (фото 6) , перетаскиванием барахла и катамарана по частям и т.д. и т. п. Пообедали, заново разобрали катамаран и барахло по рюкзакам и пошли по ЛЕВОМУ берегу Шиврея. Потом резко по компасу взяли сначала влево, на запад, потом прошли где-то минут сорок строго на север а потом взяли резко на восток - обратно к речке. То есть сделали зигзуг по лесу и в результате выскочили на отличную тропу по кварталке!! Причем мы на нее вышли, когда шли на восток, к речке. То есть когда мы уходили от речки влево мы ее как-то проморгали. Сама кварталка разрублена шириной более метра, тропа натоптана так как будто одноколесный танк проехал, лес- сосняк черничник иногда беломошник, иди - не хочу. Как тропа вначале - мы не знаем, но последние 4-5 километров просто мечта туриста по заброске. Мы проскочили это расстояние с полными рюкзаками на раз где-то за полтора часа с момента выхода на кварталку.

Юла – 2006Юла – 2006

2. Второй вариант заброски это как местные лесорубы сами ходят на Юлу за хариусом. По карте Генштаба это место на Юле выше по течению, где на ней показана изба по левому берегу после впадения ручья слева. От места, где стоят балки лесорубов прямо по лесовозке далее на восток и когда начнется лес еще километров 8 по натоптанной тропе (данные на 2006 год полученные от не очень трезвых работяг!) Вроде бы изба стоит и с рыбкой и с речкой уже все нормально, но мы сами не проверяли!

Примечание: основная рыбалка на Юле в верховьях до впадения в нее справа реки Уры, ниже уже можно добираться на моторках поэтому там хариус только на перекатах на быстрой воде в траве и берут его там нахлыстом сверху на муху. А в верховьях он не очень избалованный и не пуганый и поэтому берет средь бела дня на вращающуюся блесну № 2 белую и желтую (местные предпочитают желтую).

Сама река Юла отличная спортивная речка для любых туристических плавсредств. У нас был кат с баллонами от» Простора» и деревянной рамой, и мы в день не спеша, делали по 30-35 км не напрягаясь с рыбалкой по дороге. Поэтому на всю речку ушло 10 дней. Далее даем тех. отчет по ситуации на реке с течением и избами:

1 день. (Впадение Шиврея в Юлу) Изба на правом берегу чуть ниже (фото 7). Имеет смысл не спеша сделать стапель, половить вечером хариуса и выходить ближе к обеду.

Юла – 2006

2 день. Идем полдня до избы «Трава» (см. Генштаб) (фото 8) по дороге ловим Рыбу (на полпути будет изба Кирилловская (фото 9) с великолепным омутом для рыбалки). Изба Трава шикарная есть баня по-черному, только дров надо самим на баню заготовить. В избе на полочке в углу есть книга жалоб и предложений - очень познавательное чтение, рекомендуем на ночь.

Юла – 2006Юла – 2006

Примечание: практически во всех избах по Юле печи кирпичные На деревянном подклете, а буржуйки или встроены позднее или их нет вообще и мебеля в избах очень старые, лавки аж отполированы задницами.

3 день. От избы «Трава» далее по карте изба перед Верхней Хорнемой есть, но далее избы на урочище «мыс Олики» НЕТ! А есть новая изба там где (см. Генштаб) написано «развалины избы Кычелова»(фото 10). Так что если хотите ночевать в избе то ходовой день будет длинный, выходить надо пораньше. Мы заночевали на урочище в лесу на левом высоком берегу - тоже неплохо, до избы не доплыли (фото 11).

4 день. От избы Кычелова или где получилось не спеша до впадения Ура – речка начинает бежать, имеет смысл не спеша половить хариусов (фото 12) далее они будут только на перекатах вместе с окунями. Изба напротив впадения Уры - только развалины с малинником, основная изба вверх метров 250 по Уру на высоком берегу, от места впадения не видно, надо искать (мы не нашли, местные потом сказали на реке).

Юла – 2006

5 день. От впадения Уры по ходу: при впадении Енталы напротив справа (по карте ниже и слева!), следующей избы напротив ручья при впадении слева НЕТ, зато дальше на прямом участке через пару километров - новая изба справа. Затем на начале большой петли где слева урочище «Аковский Мыс» слева – новая маленькая изба. От избы “Перемыслиха»- одни развалины, изба «Маселовская» стоит ниже чем по карте где-то на километр имеет смысл заночевать.

6 День. далее «на Ушаках» через 40-50 минут после «Маселовской» Старая маленькая изба на двоих слева (на карте нет) дальше все по карте, избу Пронина сделали заново, до избы Никифорова соответствие полное. Ночевали в Никифорова, но лучше остановиться пораньше в новой избе Пронина (фото 13)!

7 День. Спортивный день - речка побежала (фото 14), избушки по правому берегу через каждый час-полтора, половины нет на карте одни старые другие новые, где развалины- какие, где непонятно. Обедали уже на впадении Юраса слева (ходом подряд четыре избушки) а потом аж избы в урочище Медвежьем отлавливаются в характерном изгибе речки с обрывами по левому берегу, сами избы на высоком правом берегу за поворотом. Ночевали в Пихтеме - за день по речке километров 40(так дальше она и бежит до впадения в Пинегу).

Юла – 2006

8 День. от Пихтемы (фото 15) до единственной жилой деревни Пачихи - два часа ходу. Магазин в Пачихе справа на полдороге между автомобильным и подвесным пешеходным мостом. Ориентир-дом с голубым предбанником справа. Cам магазин еще выше по дороге наверх под прямым углом от речки. Метров 300 рядом с конторой лесхоза. До впадения в Пинегу дальше чисто спортивный сплав, ночевать Лучше в следующей нежилой деревне Каренжиха, потому что избушки на речке начинают попадаться с замками на двери - типа чья то дача на речке.

9 день. От Каренжихи - неплохая избушка где изба Ворги, там квартальная просека пересекает речку и с двух сторон срыты берега - для переезда техники. Сама избушка метров через 200 справа-с речки не очень то и видна , надо отслеживать –хорошее место для обеда. К часам 3 дня впадаем в Пинегу (фото 16) далее по ней через два км - деревня Кушкопала слева. Пинега обмелела совершенно. Кое-где можно перейти вброд, но мы кое-как за полтора дня доскреблись до Карпогор. Вообще-то антистапель можно сделать и на пароме в Кушкопалу - каждый день в 7 утра идет автобус до Карпогор. Но особого смысла это не имеет, потому что поезд в Архангельск из Карпогор отправляется в 00-30 (данные 2006 года).

10 день. Заночевали за Кушкопалой на правом берегу в соснячке - хорошее место. (фото 18) Вечером устроили пионерский костер в честь окончания похода и повеселились слегка… Подплываем к Карпогорам часам к 6 вечера. Основные признаки - высокий обрывистый правый берег чуть вдалеке от речки и строящаяся церковь - видно все это справа издалека (фото 17).

Юла – 2006Юла – 2006

Попадание в Карпогоры: самое близкое место к обрывистому берегу Там делаем перетаску к ручью, впадающему в Пинегу (устье может теряться в песке) и по ручейку вплотную подплываем к обрыву под прямым углом к Пинеге. В обрыве видим расщелину с растущими лиственницами. Поднимаемся наверх. Перед нами поле. За ним в полутора километрах – Карпогоры. В Карпогорах нужна центральная автобусная станция. Автобусы ходят на ж. д. станцию каждый час. На станции билетная касса работает с 8 вечера до 00-30. Поезд отправляется каждый вечер в 00-30, билеты: общий, плацкартный, купейный. Все.

Об авторе:

походы
Витим (Романовка, Красный Яр 1986)
Катунь (Верховья, Аккемский прорыв, Чуйский Тракт 1996)
Олекма (Транссиб, БАМ 2001 www.tourizm.ru)
Катанга, Тунгусский заповедник 2004 www.watermaik.narod.ru (страничка Михаила Митрофанова)

Разрешаются ссылки и использование текстов