НБ и гибрид. Сравнение байдарок по итогам ПВД на марафонские дистанции

Считается, что гибридные байдарки (с элементами каркаса) быстрее надувных. Если сравнивать максимальные скорости, это вероятно так и есть, но в походах на максимальной скорости не ходят. В 2019 году я не раз сплавлялся по рекам Подмосковья и соседних областей с переходами более 40 км в день, и могу сделать некоторые выводы из сравнения статистики двух таких ПВД, в одном из которых мы шли на надувной плоскодонной байдарке, а в другом - на гибридной. В обоих ПВД мы не старались ставить каких-то рекордов по скорости, задача была просто пройти маршрут.

ПВД 1.
Однодневный сплав по р. Дубна от моста у Сущёво до Карманово. Дистанция 66 км (здесь и далее расстояния - по измерениям на сайте brouter.de). Участвовало всего два человека считая меня, т.е. один экипаж. Байдарка - "Ермак 380" производства компании "Вольный Ветер". До Сущево доехали на такси от Вербилок, быстренько собрались и в 10-11 были на воде. Попали на крайне низкий уровень воды (байдарка цепляла дном песчаные мели и тормозилась в водорослях) и жару +30, периодически останавливались окунуться. Воды взяли с собой маловато, в Юдино пришлось сбегать в магазин за минералкой. В 21-14 высадились на берег реки Сестра (приток Дубны) у ст. Карманово. Полное время сплава составило 11-03, ходовое (по GPS) - 9-27. Я капитанил, матросом был физически подготовленный, но не очень опытный в гребле Дима.

ПВД2.
Двухдневный сплав по той же Дубне, на сей раз от Константиново до Карманово, 112,4 км. Участвовало 2 экипажа, на гибридных байдарках "Ангара-2" ("Вольный Ветер") и "Шуя-2" ("Тритон"). До моста у Константиново доехали на такси от Сергиева Посада. За первый день прошли 47 с небольшим км и встали на ЛБ, примерно на 1 км ниже моста у Сущево. Дождями воды в реку подлило и уровень был выше чем в предыдущем ПВД где-то на 0,5 м. На второй день стартовали в 8-11, финишировали в Карманово в 18-16. Полное время составило 10-04, ходовое (по тому же GPS с теми же настройками) - 8-56. При этом погода во второй день благоприятствовала прохождению марафонской дистанции - было в меру тепло. Я опять же был за капитана - матросом мой тезка, с неплохой физподготовкой и хорошим опытом гребли.

Очевидно, что кроме собственно типа байдарки на результат влияют как объективные (геометрия байдарок, уровень воды, погоду тоже отнесу сюда), так и субъективные факторы (подготовка гребцов).

А теперь итог:
Во втором ПВД "за нас" играли следующие факторы:
конструкция байдарки - гибрид с выраженными штевнями и кильсоном
длина байдарки - 480 см против 380 (+26%, за 100% я везде беру данные из ПВД1) при той же ширине.
более высокий уровень воды (на 0,5 м минимум)
благоприятная погода
немного меньшая дистанция (на 1 км, -1,5%)
более высокий опыт участников

Влияние некоторых пунктов трудно оценить в цифрах, но они его безусловно оказали. И при всех этих плюсах разница в ходовом времени - 31 минута в пользу гибридов. То есть 5,4 %. Имею все основания считать, что если убрать все перечисленные факторы, кроме конструкции байдарки - эта разница будет заметно меньше. И получается, что в походе (не на гонках!) надувные байдарки проигрывают по скорости гибридам совсем незначительно. Но при этом выигрывают по весу, компактности и скорости сборки.

Сплошное надувательство, или насосик для термареста

Речь вовсе не о каком-либо мошенничестве, а всего лишь о надувании надувного коврика Neo Air Xlite от Thermarest.
Коврики этой фирмы давно заслужили свою репутацию, как легкие, теплые и надёжные, так что когда я занялся вопросами облегчения и компактности своей снаряги, выбор был сделан в пользу них. Мне более критичен объём снаряжения, а не его вес, так что надувной коврик - наше все.
Итак, коврик был куплен, встал вопрос - чем надувать? Никаких насосов в комплекте не было (да и не должно было, как следовало из надписей на упаковке). Самый простой способ - "ротом" - не сильно подходил. Дело в том, что этот коврик изнутри покрыт фольгой - за счет этого у него выше теплоизоляционные свойства. Но из-за этого его ротом надувать не стоит, так как из-за влажности выдыхаемого воздуха со временем фольга будет корродировать. Конечно, это когда еще будет... Но лучше дуть все же как-то ещё.
Покупать миниэлектронасос не позволяла жаба, как и фирменный мешок-насос. К тому же они тоже как ни странно, имеют объём и вес. Поэтому мешок-насос был сделан из таффетной гермочки от "Вольного Ветра". Что? Она тоже имеет объём и вес? А вот и нет. Потому что спальник и какие-нибудь запасные носки всегда едут в герме, так что она, как и вес её все равно уже учтен. Оставалось сделать клапан-переходник для накачивания коврика.
Пластиковые бутылки из-под различных напитков выручали туристов со времени своего появления. Как их только не использовали - и по относительно прямому назначению, и плавсредства из них делали, и спасжилеты. А из горлышек - клапана. Вот из горлышка бутыля от газировки и получился отличный клапан для коврика.
Немного кусочков ПВХ, Момент-Кристалл и горлышко с крышкой, минут 20 работы, и герма превращается в 20-литровый мешок-насос, не теряя при этом своих начальных свойств. После некоторой подгонки (диаметров отверстий в крышке и кольце из ПВХ) коврик надувается до полностью рабочего состояния исключительно мешком, без докачивания ртом. Клапан коврика сидит в крышечке плотно, ПВХ-кольцо утекать воздуху не дает, и после надувания клапан коврика закручивается подключенным мешком, как гайка ключом. А в транспортном положении под крышку кладется еще один кружок из того же ПВХ, прижимается крышкой, и мешок - снова герма.
Фото:
  • Архив

    «   Октябрь 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31  
Добавить публикацию