Страницы: 1 2 3 След.
RSS
Ещё раз об остойчивости
 
Не так давно на Скитальце проходила дискуссмя о статической остойчивости надувных плоскодонок и катамаранов с похожими характеристиками по диаметру баллонов и габаритной ширине. Некоторый запас плавучести у лодок (увеличение выталкивающей силы за счёт погруженной ниже ватерлинии части кокпита) компенсируется увеличением длины ката.
В результате размышлений и курса физики средней школы пришли к выводу, что статическая остойчивость ката выше при всех углах крена, а сам критический угол, после достижения которого следует неминуемый переворот, даже выше. Силой прилипания смоченной поверхности дна к воде тогда решили пренебречь. Действительно, экспериментально физиками установлено, что она линейно зависит от площади смоченной поверхности, достигает максимального значения 45 Н/м2 для абсолютно смачиваемого водой материала и лишь при строго вертикальном отрыве судна от воды. Для современных материалов баллонов и днища, а также при постепенном отрыве одной стороны судна от воды, сила прилипания падает в разы, если не на порядок. Я консультировался с физиком, он против того, чтобы изобретать новые законы, а физика процесса прекрасно описывается законом Лапласса. Своими рассчётами он получил примерно такую же величину, но некоторые параметры в формулу ставил примерные, по своим ощущениям.

В нашей дискуссии с вышеизложенными выводами не согласился лишь Михаил Левашов, даже вышел из дискуссии. Но аргументация у него была в свойственном ему стиле, если перевести на бытовой уровень, то примерно такая:
" Люди любят пить кофе, потому что он горячий и сладкий".
Разумеется понятно, что люди пьют кофе из-за кофеина, в нём содержащим. Я мог и раньше с точки зрения физики возразить Михаилу, но сначала всё же решил "попить кофе".
В июне совершил поход на надувной плоскодонке, испытал её на струях в режимах гребца-бревна и гребца, имеющего какие-то навыки в управлении судна на турбулентной воде. Выводы такие:
В режиме гребца-бревна лодка ложится кверху дном после закусывания струёй даже быстрее, чем катамаран.
При минимальных даже навыках откренивания лодки, не говоря уж о работе веслом, на лодке себя чувствуешь увереннее, чем на катамаране.

Теперь немного теории словами. При закусывании баллона ката, например, при траверсе мощной струи, вода набегает на борт и вспучивается горбом выше ватерлинии в нормальных условиях. Особенно опасно, если этот горб будет выше середины поперечного сечения баллона. Вода обтекает поперечное сечение баллона и силой трения увлекает его за собой. Сила трения тянет баллон вниз и в бок. При мощной струе суммарный вектор силы направленный вниз может превысить вместе с силой тяжести восстанавливающий момент силы Архимеда. При малом крене ката топящая баллон сила станет меньше, но всё-равно останется. При глубоком крене, когда баллон, ближний к воде, совсем выйдет из неё, а струя будет бить во второй баллон, возможен перехлёст струи через верх второго баллона, и кат опять таки ляжет, но теперь в другую сторону. Поэтому для удержания ката в основном служит весло. Хотя иногда на прижимах крен ката я использовал, но там немного другая физика (зависит от прижима).
Когда же кренишь лодку, то струя ударяется в  низ баллона и днище, закручиваясь вверх создаёт подъёмную силу для этой части лодки. На этом принципе основана конструкция понтонов на быстрой реке.

В конце отвечаю на вопрос рыбаков, что остойчивее лодка или кат при прочих равных условиях - конечно, катамаран.


 
Re: Ещё раз об остойчивости

> Вода обтекает поперечное сечение баллона и силой трения увлекает его за собой.
> Сила трения тянет баллон вниз и в бок.

Ужос! Ужос!! Ужос!!!
Теперь все будут смазывать баллоны жыром, и струя не будет закусывать катом... т.е. кат.

Сорри, ну надо ж такое придумать - увлекающая за собой сила трения. Афигеть...

-----------
Берега реку берегут...
-----------
Берега реку берегут...
 
Re: Ещё раз об остойчивости

+++ ну надо ж такое придумать +++
Вы как мой знакомый физик: " Ну надо же такое придумать, сила прилипания! Есть сила Лапласса!!!

Вас устроит название: "Сила Фруда". Или какие другие названия есть?  Что же касается поверхности баллона, там ещё действует сила давления потока воды.
А насчёт смазки баллонов не торопитесь, вдруг с вязкостью смазки не угадаете, лучше пошейте их из абсолютно несмачиваемой и минимально шероховатой ткани. Трение между ней и водой будет близко к нулю.  А баллон будет не закусываться, а выплёвываться.

 
Re: Ещё раз об остойчивости

++Сорри, ну надо ж такое придумать - увлекающая за собой сила трения. Афигеть...++

???? Что здесь странного? Не понял.


 
Re: Ещё раз об остойчивости

RE: "???? Что здесь странного? Не понял. "
Ннууу... Мало ли... Мож чел под "силой" "стрелочку" понимает, которая в лучшем случае может только "толкать" (и никак не "увлекать"), а мож просто знает, что на самом деле сила нематериальна и даже "толкать" не может, не то что "увлекать"... ;-))

 
А где вопросы моментов вращения? Re: Ещё раз об остойчивости

- Я консультировался с физиком ... Теперь немного теории словами.

При закусывании баллона ката, например, при траверсе мощной струи, вода набегает на борт и вспучивается горбом выше ватерлинии в нормальных условиях. Особенно опасно, если этот горб будет выше середины поперечного сечения баллона. Вода обтекает поперечное сечение баллона и силой трения увлекает его за собой. Сила трения тянет баллон вниз и в бок. При мощной струе суммарный вектор силы направленный вниз может превысить вместе с силой тяжести восстанавливающий момент силы Архимеда. При малом крене ката топящая баллон сила станет меньше, но всё-равно останется. При глубоком крене, когда баллон, ближний к воде, совсем выйдет из неё, а струя будет бить во второй баллон, возможен перехлёст струи через верх второго баллона, и кат опять таки ляжет, но теперь в другую сторону. Поэтому для удержания ката в основном служит весло. Хотя иногда на прижимах крен ката я использовал, но там немного другая физика (зависит от прижима).

Когда же кренишь лодку, то струя ударяется в низ баллона и днище, закручиваясь вверх создаёт подъёмную силу для этой части лодки. На этом принципе основана конструкция понтонов на быстрой реке.


Рассматривали задачу только с точки зрения сил? Или вопросы моментов инерции тоже рассматривали (в описании словами про динамическую составляющую слов не видно)? Мне кажется, что рисуя статические картинки и не учитывая моментов вращения, моментов инерции, то есть не рассматривая задачу в динамике, получаются неверные выводы.

Мне не совсем понятно, зачем смотреть на такой вопрос как траверс, потому что я не видел ни одного ката ложащегося при траверсе. Или вопрос о маленьких суденышках? На 3 тонных катамаранах можно конечно оторвать второй баллон от воды, но надо очень качественно отбросить большим и крепким веслом.

- В нашей дискуссии с вышеизложенными выводами не согласился лишь Михаил Левашов, даже вышел из дискуссии. Но аргументация у него была в свойственном ему стиле, если перевести на бытовой уровень, то примерно такая: "Люди любят пить кофе, потому что он горячий и сладкий".

Ну, Миша Левашов, очень не любит катамаранчики лет так уже двадцать, и очень любит надувные лодки. Я думаю, что это основное. И согласись, что на лодках он может сделать такое, что другие на катамаранах не смогут. И поэтому, я уверен, что можно простить его любовь к лодкам в обсуждении "что лучше". :)

На вскидку из прочитанного в литературе об остойчивости и вспомненного словами, катамаран всегда осточивей в порогах 4-5 к.с. или большом волнении в море. Но если рассматривать слабые пороги и слабое волнение, при небольшой ширине и водоизмещении (до 0,8 куб.метров) судна, то лодка будет остойчивей за счет более низкого размещения гребца и груза.


Игорь Пономарев - Клуб "Новый Бродяга", Клуб "Вечерний кинозал"
Игорь Пономарев - Клуб "Новый Бродяга", Клуб "Вечерний кинозал"
 
Re: Ещё раз об остойчивости

простым, доступным языком:

http://scibio.ru/fizika/mekhanika/dvizhenie_zhidkosti/obtekanie_tela.html
;
 
А где вопросы моментов вращения? Re: Ещё раз об остойчивости

Игорь, ещё раз хочу напомнить, что разговор идёт о сравнимых между собой лодках и катах по грузоподъёмности, ширине и диаметрах баллонов. Высота посадки тоже примерно сравнимая, посадка на кате ниже рамы, а на лодке выше дна.

Было высказано утверждение, что кат хуже себя ведёт на струе (сбойках сруй) и в прижимах. Прекрасно зная, как себя ведёт одноместный узкий кат в таких условиях, протестировал в таких же условиях надувную плоскодонку.

Со всей ответственностью теперь смею утверждать, что лодка по остойчивости в таких условиях хуже катамарана. А ошибка Михаила Левашова, утверждавшего обратное, скорее всего в том, что он патологически не может быть бревном на бурной воде.

Теорию процесса с катом и лодкой я описал схематически, не статью же писал. Была ли у меня динамика, скорее всего да, ведь приходилось же и выводить лодку на струю, и докручивать поперёк её. Даже разгонял лодку вниз по струе и бросал весло. Лодка сама разворачивалась лагом к струе и моментально ложилась, если её не кренить. Вот тебе момент вращения. Безусловно, всегда присутствовал момент инерции покоя у лодки, даже при траверсе струи, раз струя наваливалась на её борт.

Струя была не очень мощная, высота валов внизу от мин. до мах по высоте не больше 50 см. На своём кате на такой воде я мог бы спокойно курить и не думать об управлении судном. Даже по высоте ЦТ гребца, судна и груза кат имеет преимущество перед лодкой на 20 - 30 см (он может быть выше).



 
Re: Ещё раз об остойчивости

Прошу прощения, очень заинтриговала фраза:
===Некоторый запас плавучести у лодок (увеличение выталкивающей силы за счёт погруженной ниже ватерлинии части кокпита) компенсируется увеличением длины ката.===

Не могли бы Вы дать ссылку на начало дискуссии?


 
А где вопросы моментов вращения? Re: Ещё раз об остойчивости

разговор идёт о сравнимых между собой лодках и катах по грузоподъёмности, ширине и диаметрах баллонов. Высота посадки тоже примерно сравнимая, посадка на кате ниже рамы, а на лодке выше дна... Даже по высоте ЦТ гребца, судна и груза кат имеет преимущество перед лодкой на 20 - 30 см (он может быть выше).



Что-то вы путаете..
Речь шла изначально про сравнимые длину, ширину и диаметр баллонов.
Гы.ы.. грузоподъёмность естественно будет разная..
И про посадку ниже рамы.. то есть прямо в воду задницей??
И последнее ваше предположение.. м.м.. То есть вы утверждаете, что подъём ЦТ на 20см улучшает остойчивость??

Любая теория проверяется практическими испытаниями в одинаковых условиях.
Делайте модель лодки и катамарана на одинаковых баллонах и там вам будет ясна ваша ошибка..

А так действительно надоело.. как и Левашову..

_________________
Лучше летом у костра, чем зимой на солнышке
_________________Лучше летом у костра, чем зимой на солнышке
 
Re: Ещё раз об остойчивости

+++ Не могли бы Вы дать ссылку на начало дискуссии? +++
Даже не хочу искать, слишком сумбурной она была и не корректной. Если Вас интересуют конкретные вопросы - задавайте, отвечу.
Что же касается заинтриговавшей Вас фразы, то никакой интриги в ней нет, это была, может быть несколько неуклюжая с моей стороны, попытка продекларировать всем известную истину, что лодка в отличии от катамарана на плаву вытесняет воду не только баллонами, но и кокпитом, т.е., внутренним пространством надувной лодки без самоотлива. Разумеется, при одинаковом диаметре баллонов и их длине лодки и ката грузоподъёмность лодки будет выше и сравнивать тогда их не имеет смысла.

 
А где вопросы моментов вращения? Re: Ещё раз об остойчивости

+++ Что-то вы путаете.. +++
Я ничего не путаю, а вот Вы по непонятной мне причине пытаетесь всё время ввести свои критерии при сравнении лодки и ката. То вы требуете проводить рассчёт остойчивости лодки и ката, когда гребец в лодке сидит по центру, а на кате стоит на  одном из баллонов, теперь, что при сравнении грузоподъёмность ката должна быть заведомо ниже, чем у лодки.

Про посадку на кате ниже рамы и мокрую задницу. Насколько я понял, так сидит на кате Михаил, об этом всегда говорил и Вадим. Если я неправильно разглядел на фото посадку Левашова, прошу его меня извинить. А мокрая задница непременный атрибут лодок с самоотливом, многих это не пугает. К тому же и Михаил, и Вадим всегда были за то, чтобы на кате устанавливать ещё одну, нижнюю палубу для защиты ног и задницы от воды. Даже спорили со мной на эту тему.

Подъём ЦТ и на кате, и на лодке, разумеется, только уменьшают остойчивость. По моему, я чётко написал, что на кате можно поднять эту высоту на 20 см больше, чем у лодки, тогда остойчивость его уменьшится, но не счтанет при этом ниже, чем у лодки. Это, правда, рассчётная величина.  Единственное, что хочу подчеркнуть, на кате обязательно должны быть бедренные упоры или упоры для задницы, чтобы она не елозила по сторонам на сидушке и не отрывалась от неё.

Что любая теория проверяется практикой, я с Вами полностью согласен. Поэтому я, прежде чем написать снова об сравнении остойчивости лодки и ката, аллегорически говоря "сходил попить кофе", а в реалии покилялся на лодке на струе. Никаких новых факторов увеличения остойчивости лодки я не увидел, кроме одного - лодка на турбулентной воде управляется гребцом, обладающим даже элементарной техникой, значительно увереннее, чем сравнимый с ней по параметрам кат. Правда, для ката теоретически возможна своя техника, увеличивающая его возможности. К сожалению, Левашов не "изобрёл" этой техники, поэтому и решил с катом расстаться.

Но так как первоначально вопрос лодка или сравнимый с ней кат возник для рыбалки, то я и утверждаю, что катамаран для этих целей надёжнее. Ведь ни один рыбак в здравом уме не полезет на бурную воду или даже слегка турбулентную не с веслом в руках, а с удочкой.

 
А где вопросы моментов вращения? Re: Ещё раз об остойчивости

- К сожалению, Левашов не "изобрёл" этой техники, поэтому и решил с катом расстаться.

Саня, а зачем ты такое пишешь? Ведь это совсем не правда. Миша Левашёв расстался с катамараном на реках с порогами 5-6 к.с., и совершенно по другой причине. Уверен, что такими фразами, ты смещаешь свою аргументацию от физики и технки в сторону "нра / не нра". Что затрудняет понимание собеседников. Пришлось написать, ибо ощущаю, что предыдущий намек был не понят.


Игорь Пономарев - Клуб "Новый Бродяга", Клуб "Вечерний кинозал"
Игорь Пономарев - Клуб "Новый Бродяга", Клуб "Вечерний кинозал"
 
А где вопросы моментов вращения? Re: Ещё раз об остойчивости

Игорь, опять таки, я имею в виду одноместный катамаран, о котором Михаил неоднократно высказывался нелестно.
Если всё же я не прав, ещё раз прошу Михаила извинить меня. Иногда я с трудом понимаю, что хочет сказать в своих сообщениях Левашов.

 
Re: Ещё раз об остойчивости

>Но не сила трения вызывает движение - т.е. увлекает за собой.

Все в природе относительно.
В метро был? На лесенке-чудесенке, в просторечии именуемой эскалатором катался? Вот тебе пример, когда "сила трения увлекает за собой".

 
Re: Ещё раз об остойчивости

++Сорри, ну надо ж такое придумать - увлекающая за собой сила трения. Афигеть...++

???? Что здесь странного? Не понял.

Сила трения (скольжения ли, вязкого трения ли), действующая на тело со стороны соприкасающегося тела, возникает в результате относительного движения тел, вызванного действием какой-то силы (тяги, падающей воды и тд и тп). Но не сила трения вызывает движение - т.е. увлекает за собой.

-----------
Берега реку берегут...
-----------
Берега реку берегут...
 
Re: Ещё раз об остойчивости

> Вас устроит название: "Сила Фруда".
Число Фруда - слышал. Сила Фруда - не слышал.

> Что же касается поверхности баллона, там ещё действует сила давления потока воды.
Да, такой вот пустячок.
Только вот, "закусывание" борта будет определяться именно им.


-----------
Берега реку берегут...
-----------
Берега реку берегут...
 
Re: Ещё раз об остойчивости

> простым, доступным языком:
> http://scibio.ru/fizika/mekhanika/dvizhenie_zhidkosti/obtekanie_tela.html

И какое отношение это имеет к теме "закусывания"?

-----------
Берега реку берегут...
-----------
Берега реку берегут...
 
Re: Ещё раз об остойчивости

++Сила трения (скольжения ли, вязкого трения ли), действующая на тело со стороны соприкасающегося тела, возникает в результате относительного движения тел, вызванного действием какой-то силы (тяги, падающей воды и тд и тп). Но не сила трения вызывает движение - т.е. увлекает за собой.++

1. Вы дуете на теннисный шарик. Воздух обтекает шарик, сила (вязкого) трения, действующая на шарик со стороны воздуха, приводит его в движение.
2. Кубик лежит на дощечке. Вы тянете дощечку за нитку. Дощечка едет. Сила трения (покоя) со стороны дощечки действует на кубик. Кубик приходит в движение под действием этой самой силы трения.

Что здесь не так? (вопрос риторический, отвечать не обязательно :-))  



 
Re: Ещё раз об остойчивости

> Что здесь не так? (вопрос риторический, отвечать не обязательно :-))
Спасибо, но я все же отвечу :)

> 1. Вы дуете на теннисный шарик. Воздух обтекает шарик, сила (вязкого) трения, действующая на шарик
> со стороны воздуха, приводит его в движение.
Шарик приводит в движение все же сила давления воздуха, создаваемая нами.

> 2. Кубик лежит на дощечке. Вы тянете дощечку за нитку. Дощечка едет. Сила трения (покоя) со стороны
> дощечки действует на кубик. Кубик приходит в движение под действием этой самой силы трения.
Я специально не упоминал в своем посте силу трения покоя. Но если об этом примере говорить в контексте исходного тезиса, то кубик увлекается все же силой тяги, которая вызывает при ускорении дощечки силу трения покоя, действующую на кубик. При определенных условиях (скажем, соотношении веса кубика и силы тяги) силу трения покоя можно вообще не рассматривать. И если мы тянем дощечку с постоянной скоростью, никакой силы трения покоя уже не будет. А кубик, вот ведь парадокс, будет продолжать "увлекаться" :) (Здесь кто-нить должен отметить, что не силой тяги :))
Собственно, если вернуться к нашим баранам, в смысле, судам, на борт которых наваливается вода, то при рассмотрении "закусывания" силой вязкого трения, имхо, вполне спокойно можно пренебречь.

-----------
Берега реку берегут...
-----------
Берега реку берегут...
 
Re: Ещё раз об остойчивости

> В метро был?
Ага.
> На лесенке-чудесенке, в просторечии именуемой эскалатором катался?
Специально не катался, но ездить доводилось.
> Вот тебе пример, когда "сила трения увлекает за собой".
Не вполне понял, что имеешь ввиду?
Вот, когда пол-Москвы обесточили, и эл-во пропало на некоторых станциях метро, эскалаторы перестали увлекать за собой пассажиров. Видимо, силу трения тоже отключили :)
Может, повторюсь, но:
сила трения возникает как реакция на (как следствие) относительное движение соприкасающихся поверхностей;
в случае опрокидывания судна (катамарана ли, лодки ли) сила трения между водой и бортом не играет сколько-нибудь заметной роли по сравнению с силой давления воды на борт и другими факторами.

-----------
Берега реку берегут...
-----------
Берега реку берегут...
 
Re: Ещё раз об остойчивости

++если мы тянем дощечку с постоянной скоростью, никакой силы трения покоя уже не будет.  А кубик, вот ведь парадокс, будет продолжать "увлекаться"++

На лекцию у меня не хватит запала :)) Сейчас каникулы.


 
Re: Ещё раз об остойчивости

+++ Да, такой вот пустячок.
Только вот, "закусывание" борта будет определяться именно им. +++
А что Вы понимаете под закусыванием борта?

Так вот, в первый момент закусывания, если, конечно, судно не перегружено свез меры, на баллон будут действовать сила давления потока воды, направленная по нормали к поверхности баллона и выталкивающая его из воды; и сила трения пограничного слоя воды у поверхности баллона и самим потоком воды, направленная по касательной к баллону и топящая баллон. Лишь когда уровень гребня набегающей воды поднимется выше середины баллона давление потока тоже будет топить баллон, после чего и последует неизбежный переворот.

 
Re: Ещё раз об остойчивости

Нельзя ли сформулировать основные тезисы списком и о чем сейчас спор, а то среди метро, дощечек и отключения их от электричества трудно продираться?

Игорь Пономарев - Клуб "Новый Бродяга", Клуб "Вечерний кинозал"
Игорь Пономарев - Клуб "Новый Бродяга", Клуб "Вечерний кинозал"
 
Re: Ещё раз об остойчивости

Идея появилась для конструкторов мини катамаранов. Что если сделать баллоны вращающими вдоль продольной оси. Тогда на струе сила трения будет вращать баллоны, а не топить их. Технически это возможно.
Жду конструктивной критики идеи.

 
Re: Ещё раз об остойчивости

> Что если сделать баллоны вращающими вдоль продольной оси. Тогда на струе сила трения будет
> вращать баллоны, а не топить их. Технически это возможно. Жду конструктивной критики идеи.

Вот вам конструктивная критика: поперечины надо делать не жесткими, а проворачивающимися относительно центральной продольной оси (с ограничителями хода, ес-но). Тогда кат будет сложнее кильнуть.
Теперь неконструктивная критика: сила трения не играет сколько-нить заметной роли в опрокидывании ката.


-----------
Берега реку берегут...
-----------
Берега реку берегут...
 
Re: Ещё раз об остойчивости

>Теперь неконструктивная критика: сила трения не играет сколько-нить заметной роли в опрокидывании ката.

А если перейти к конструктивной? Хорошо, давление, в целом не спорю. Точнее - разность давлений на "наветренный" и "подветренный" борта. А природа этой разности - наш любимый Бернулли? "Наветренный" борт обтекается быстрее, давление под ним понижается и он притапливается, после достижения некоторого крена начинается лобовое давление набегающего потока и вуаля - всем хорошо знакомый переворот чайника при выходе из улова на струю.
Могэт быть могэт быть. Темное это дело - гидродинамика, никогда ее толком не понимал, что-то мешает.
А то что сила трения не может увлекать - это ты погорячился, недооцениваешь важность тактильных ощущений.

 
Re: Ещё раз об остойчивости

> всем хорошо знакомый переворот чайника при выходе из улова на струю
На границе улова и струи при достаточно хорошей скорости течения будет стоять сбойка - небольшой такой вал. При выходе из улова носом против течения судно будет очень быстро разворачивать и наваливать бортом, что был ниже по течению, на сбойку. Соот-но, этот борт поднимется на сбойке, а верхний по течению борт встанет под струю, притопится. Струя навалится на борт, и лодка опрокинется.

Переворот судна чаще всего - это крен на струю из-за того, что нижний борт поднимается на препятствии (сбойка, бочка, камень и тд), а верхний, соот-но, притапливается и наваливающийся на него поток создает крутящий момент.

При выставлении лодки на струю лагом без крена опрокидывание может произойти из-за того, что сама лодка оказывается препятствием для струи и она (струя) при определенных обстоятельствах (например, низкий борт с выраженным привальником или наоборот, лодка овального сечения и тп) будет наваливаться на деку (верхнюю часть баллона) и создавать крутящий момент.

Если речь идет о "белой" воде, то у нее вязкость снижается из-за перемешивания с воздухом и сила вязкого трения, соот-но, тоже снижается. Она и так не велика, имхо, т.ч. ею можно пренебречь.
Что касается "любимого Бернулли", то при турбулентном движении совершенно не представляю, как его применить. Представляется, что есть более сильные и выраженные воздействия на судно. А на спокойной воде его воздействие применительно к созданию условий для опрокидывания судна, имхо, мало.



-----------
Берега реку берегут...
-----------
Берега реку берегут...
 
Re: Ещё раз об остойчивости

Не убедил. Пару раз килялся на сбойках, не помню никаких "подниманий нижнего борта на препятствии". Скорее неожидаемое странное "проваливание" верхнего. Давненько правда это было, могу и присочинить. Но по-моему, потому-то чайники и киляются на сбойках, что никаких видимых, понятных, "механических" причин для этого казалось бы нет.
На всякий случай оговорюсь, что килялся (на сбойках) только на килеватых каркасниках, но не думаю, что в случае надувастиков другой механизм.
Но спорить не буду.

 
Re: Ещё раз об остойчивости

++потому-то чайники и киляются на сбойках, что никаких видимых, понятных, "механических" причин для этого казалось бы нет++

Не утерпел :)) Механизм переворота на сбойке абсолютно тривиален с точки зрения механики. Но объяснение его довольно занудливо, и требует написания многих слов и рисования одного-двух рисунков. Нужно внимательно разрисовать силы и моменты сил. Ну, может, для аккуратности учесть, как смещается центр давления на гондолу (или корпус лодки) по мере ее погружения в жидкость. И механику потенциальному читателю нужно хоть чуть вспомнить :)  

Edited by alrakhmanov on 16/07/15 08:58 PM.

Страницы: 1 2 3 След.
Добавить публикацию