8 февраля 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Вид туризма: Альпинизм

Пару слов о проведённом мероприятии. Это плановые альпсборы, проведённые с целью повышения спортивной квалификации членов клуба. В частности выполнить норматив на значок альпиниста и начать работать на 3-й взрослый разряд. В программу пятидневных сборов на Ак-Сае было включено восхождение на две вершины: пик Учитель (1Б, 4526м) и пик Бокс (1Б, 4240м) + скальные занятия.

Состав группы: 12 человек. Все участники новички, для некоторых это был вообще их первый выезд в горы. У 2-х участников был опыт восхождения на одну вершину по маршруту 1Б к.т.

Итак:

1-й день (29.10.2011)

В 8.30 выезд из города в альплагерь Ала-Арча. Шлагбаум миновали быстро и без лишней платы, (помогло волшебное письмо с визой директора парка). В 11.00 начали подъем в базовый лагерь на «стоянку Рацека». На Тарасика пересекаемся с большой группой альпинистов клуба «Скиф», у которых благополучно завершились гидовские сборы и теперь они на всех парах спешили в альплагерь поближе к цивилизации.

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

Мы же продолжили подъем, спасибо ребятам протоптали нам замечательную колею в свежевыпавшем снежке…

До водопада доковыляли за 2 часа, здесь останавливаемся на обед, кочегарим примус, делаем чай и перекусываем фирменными Серёгиными бутербродами.

Потихоньку подтягиваются отстающие. Надо признать, что физические возможности членов группы были отнюдь не равны. На водопаде разрыв между первым и последним составил почти час.

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

В 14.30 продолжаем подъем. Взлёты, как и положено, даются с трудом, да и снежку за последние пару суток привалило…

На Рацека все поднялись засветло, правда разрыв между первым и последним составил 1,5 часа. По плану живём в палатках (в хижине не спортивно, да и дороговато), так что ставим лагерь…

Желудок начинает ненавязчиво напоминать об ужине. С разрешения смотрителя хижины столоваемся в фанерном домике рядом с хижиной. Воды в это время года здесь уже нет (замерзает), топим лёд и готовим вкусную гречневую кашу с окорочками.

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

Бензина у нас валом — целых 10 литров, так что не отказываем себе вдоволь натопить водички для чая. Отбой в 21.00, завтра первая вершина.

2-й день (30.10.2011)

Подъем в 5.30. Завтрак. Выход в 7.00. дежурные молодцы не подвели, не проспали.

За завтраком выясняется, что двое участников не то чтобы на гору — из палатки вылезать не хотят по причине плохого самочувствия. Высота + холод сыграли свою роковую роль..

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

Пока дошли до инструкторского камня Ислам просится вернуться вернулся в лагерь. В результате на гору пошло 9 чел.

На подъеме начинает сильно отставать Артём, не волнуюсь за него т. к. на Учителя он уже ходил, и если не дойдёт в этот раз, то с тропы не собьется. Гребень сухой, сильный порывистый ветер сдул почти весь выпавший накануне снег. На середине подъёма засветило солнышко, идти стало теплее и веселее. На заячих ушах от горняшки свалился Лёха, где то далеко внизу отстал Тёма. На ушах оставляем рюкзак с перекусом, кастрюлю, примус и Лёху, а сами уходим на вершину. Погода замечательная, лишь ледяной пронизывающий ветер на гребне заставляет прятать лицо в капюшон штормовки, чтобы ничего не отморозить.

Ну вот и до топали. На вершине, как ни странно сила ветра значительно слабее, можно сказать, что почти нет.

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

Чудесный вид на окружающие горы и на Бишкек. Видимость прекрасная. Ради чудесного кадра народ рискует раздеться и как результат общее фото с голым торсом, жаль что не очень резкое получилось…

Трюк не рекомендуется для повторения не слишком закалённым товарищам, т. к. этот фокус опасен для слабого организма.

На вершине хорошо, задерживаемся здесь на целых 20 мин, и нехотя уходим на спуск.

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

Удивились, не обнаружив на месте Лёху, как выяснится позже, он побоявшись что ему станет ещё хуже ушёл на спуск…

Мы не торопимся, греем чай, рубаем щедрый перекус из колбасы, сыра, шпрот и халвы.

В результате из 9-ти вышедших на гору на вершину поднялись только семь человек.

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

Не торопясь спускаемся, стараясь не растягиваться и держаться в пределах прямой видимости. В лагерь пришли голодные, уставшие, но довольные. Ругаю дежурных за то, что к нашему приходу не то что ужин, а даже воду для питья не натопили. На что они совершенно искренне заявили, что не смогли разжечь примус. Хочется долго ругаться матом…, но пить хочется ещё больше, так что кочегарим примус и посвящаем себя приготовлению ужина. За едой корректируем планы на следующий день.

План на завтра такой: Торудько, Корниенко и Баймуратов под мудрым руководством т-ща Реуша до обеда изучают досконально примус «Шмель» с последующим экзаменом. Остальные на скальные занятия. Отбой в 22.00

В палатке прохладно, перед сном греемся газом...

3-й день (31.10.2011)

Подъём в 8.00. В 8.30 — завтрак. Для скальных занятий завешиваем одну верёвку и начинаем работать…

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

Часть народа ковыряет бедный примус… Жаль технику, в руках неопытного человека примус быстро превращается в груду бесполезного железа. Но, как говорится – искусство требует жертв…

В наши планы вносит разнообразие известие о прилёте вертолёта с заброской на хижину. По просьбе смотрителя помогаем подготовить посадочную площадку на моренном гребне, занятие я вам скажу достаточно трудоёмкое…

Вертолёт прилетел только после обеда, произведя настоящий фурор - шум винтов, пыль, ветер, мы с замиранием сердца следили за мастерской посадкой вертолёта на критически маленькую площадку, ведь ошибись пилот всего на полметра и вертолёт завалится в пропасть…

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

Волновались мы совершенно напрасно, пилот туго знал своё дело, приземлился, не успели мы и глазом моргнуть… Не глуша винтов машина быстро разгружается…

Да, повезло нам, не часто железная птица прилетает на Ак-Сай, а нам посчастливилось наблюдать это чудо своими глазами.

До ужина Клим, Кирил, Лёха и Костя успевают спуститься на ледник и немного поупражняться в ледолазании. Молодцы ребята, энергии хоть отбавляй…

4-й день (01.11.2011)

Подъём в 5.00, завтрак и в 7.00 выходим на Бокс в составе пяти человек (Владимир, Клим, Кирил, Костя и Сергей). Остальные по разным причинам остаются в лагере. Меняем лыжные палочки на ледорубы и в путь.

Подъём по морене не составил особого труда, погода нормальная, облачно, но без осадков.

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

Ледник закрытый, связываемся одной верёвкой. При переходе ледника вскрываем две небольших трещины ближе к правому борту. Никто не провалился, трещины не широкие.

Под горой оставляем верёвку как лишний груз и по колено в снегу выгребаем на гору. После аклимухи на Учителя идётся хорошо, в 11.00 мы на вершине.

На наше счастье немного распогодилось и можно сфотографировать панораму Ак-Сайской подковы.

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

Вид на Корону с Бокса самый что ни на есть замечательный..

На вершине стоим не долго, ветрено. Спускаемся чуть ниже под защиту скал и организуем перекус. Всё таки замечательное изобретение — термос… ) Да и печеньки тоже ничего...

Спуск как обычно по пути подъёма. На обратном пути через ледник опять связываемся, наши следы успело почти полностью замести.

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

В лагерь вернулись к двум часам.

Нас как всегда не ждали — на этот раз не из-за примуса, а просто удивились, что мы так рано...

5-й день (02.11.2011)

Подъем и завтрак около 9.00 и сразу начинаем собирать лагерь. Погода чудесная, солнечно, ветра нет. С утра нас решили посетить барашки, они долго с удивлением и без страха смотрели в нашу сторону, позволяя себя фотографировать и снимать на камеру.

Альпсборы в Ала-Арче с 29 октября по 2 ноября 2011

К 11.00 все под рюкзаками, просим Лёху (смотритель хижины) сделать наше общее фото на фоне хижины Рацека, прощаемся и начинаем спуск.

Ну вот и альплагерь… В ожидании автобуса, воспользовавшись гостеприимством местной кафешки выпиваем несчётное количество чайников чая, и проводим разбор полётов.

Подведём спортивные итоги нашего мероприятия:

Из 12 чел на Учитель зашли – 7, на Бокс – 5.

Могло бы быть и лучше конечно, хотя, смотря с какой точки зрения посмотреть.
Ведь в нашем деле главное – процесс…

До скорых встреч, До будущей горы!!!

Видеофильм со сборов (Сергея Абрамова)