Виды туризма
Руководитель похода: Председатель ОО БФ ТВС «АвтоБийск» Ивин Вячеслав (г. Бийск, Алтайского края, ул. Гастелло, 6,117. Тел.: 8-913-361-31-84. ivin@autobiysk.ru; www.autobiysk.ru)
I. Справочные сведения
Проводящая организация: Городская общественная организация «Бийская Федерация Технических Видов Спорта «АвтоБийск». www.autobiysk.ru; тел. 8-913-361-31-84.
1.1 Категория
Вид туризма: автомобильный.
Категория сложности: V.
Протяженность: 502 км, из них 116 км — бездорожье, из них 86 км — первопрохождение.
Продолжительность: 9 дней.
Сроки проведения: с 05.08 по 14.08.2011.
1.2 Район
Республика Алтай, Чемальский р-н, хребет Иолго
1.3 Подробная нитка маршрута с указанием высоты над уровнем моря:
Бийск, 200 м—р. Чемал, 428 м—р. Куба, 550 м—р. Имурта, 728 м—Замок горных духов, 1 820 м—перевал Багаташ, 2 000 м—перевал Угульский, 2 145 м—Угульская долина, 1 900 м—перевал Аккаинский, 2 058 м—Аккаинские озера, 1 795 м—перевал Айрыкский, 2 070 м—Айрыкские озера, 1 900 м—урочище Сарысаз, 1 780 м—Каракокшинские пещеры, 1 666 м—перевал Карагу 1 700 м—р. Карагу, 1 530 м—р. Карагу, 1 376 м—р. Улуоду, 1 433 м—урочище Уладо, 1 569 м—перевал Саганы, 1 886 м—перевал Беличек—1 550 м—база «Русская Кузя», 518 м—с. Каракокша—514 м—г. Бийск, 200 м.
Схема движения по маршруту:
1.5 Краткая характеристика района
Чемальский район расположен в северной части Республики Алтай в горно-степной зоне Северного Алтая в системе малых горных рек, притоков Катуни, охватывает части хребта Иолго и Семинского хребта. Район начинается в селе Усть-Сема, если свернуть на Чемальскую трассу с Чуйского тракта, уходящего через мост на левый берег Катуни.
Чемальский район является одним из наиболее освоенных в туристском плане, благодаря своей доступности, благоприятными климатическими условиями, уникальному живописному ландшафту и культурно-историческим объектам. Число туристов, ежегодно посещающих район, превышает численность местного населения раз в двадцать. Но туристический потенциал района далеко не исчерпан. Здесь есть широкие возможности для развития экологического и этнографического туризма, массового и лечебно-оздоровительного отдыха.
Иолго — горный хребет в северном Алтае, на водоразделе р. Бии и Катуни. Длина хребта — около 90 км, высшая точка — гора Альбаган (2 618 м).
Хребет находится на территории Республики Алтай и четырех её районов (Чемальский, Онгудайский, Чойский и Майминский). Кроме Альбагана, основными вершинами являются горы Белок Озёрный (Каракольские озера, перевал Багаташ), Аккая (2 385 м), Кара (2 175 м), Вершина Карасу (2 557 м) и Аксаэкан (2 286 м). На юге Иолго примыкает к Сумультинскому хребту (перевал Сайгонош). С запада к Иолго примыкают хребты: Чемало-Кубинский водораздел и Мажиган.
Преобладает среднегорный рельеф. По восточным склонам — елово-пихтово-кедровая тайга; на западных склонах — берёзово-сосново-лиственничные леса. Выше 1 700 м — субальпийские и альпийские луга, горная тундра и каменистые россыпи.
Природными достопримечательностями Чемальского района являются: Каракольские озёра, Айрыкские озера, Ороктойская пещера, Урочище Че-Чкыш, Серебряный источник, Голубые озёра, Каракокшинская пещера, гора Альбаган.
Карако́кшинская пеще́ра — расположена в Чойском районе Республики Алтай на северо-восточном макросклоне хребта Иолго. Находится в популярном туристском районе, примерно в 20-25 км от Каракольских озёр, добраться до неё можно по конной тропе.
Суммарная протяжённость ходов 490 метров, глубина 24 метра. Пещера имеет два входа, характерна двухэтажным строением, по нижнему этажу течёт ручей, который перехватывается с поверхности вблизи верхнего входа. Этот же ручей появляется на дне Воронки, расположенной ниже пещеры по сухому руслу, и которая настолько известна, что является сама по себе экскурсионным объектом. В период весеннего паводка верхний этаж пещеры частично затапливается и становится непроходимым. Самый большой зал пещеры — зал Орла, высотой 7 метров. Пещера внесена в Красную книгу (особо охраняемые территории и объекты) Республики Алтай. Каракокшинская известна как самая высокорасположенная из крупных пещер Алтая. Высота входа ок. 1 700 м н.у.м.
Каракольские озёра — группа из семи живописных горных озёр в России, на территории Республики Алтай в Чемальском районе, расположенная на западном склоне хребта Иолго, водораздела рек Бия и Катунь.
Здесь берёт начало речка Тура — приток реки Каракол, которая, в свою очередь, впадает в приток Катуни Элекмонар. Расстояние от села Элекмонар до Каракольских озёр — около 30 км. Автомобильной дороги с твёрдым покрытием до самых озёр нет. Система Каракольских озёр включает в себя широкий спектр природно-климатических зон, что обусловлено значительным перепадом высот. Нижние озёра окружены горной кедровой тайгой, выше леса уступают место альпийским лугам, а для окрестностей небольших верхних озёр типичны флора и фауна высокогорной тундры. Вода в озёрах холодная и чистая, водные растения в них практически отсутствуют, так же, как и рыба.
Замки Горных Духов — скалы, которые издалека напоминают старинный средневековый замок. Излюбленное место стоянки пеших и конных туристов находятся южнее перевала Багаташ.
Хребет Иолго всегда привлекал к себе туристов. Богатая тайга, чистые прозрачные реки и озера, снег и огромное количество цветов делают этот уголок Алтая незабываемым для большинства туристов. Многочисленные легенды местных жителей и истории бывалых туристов придают этим местам ореол таинственности. Несмотря на то, что район доступный и посещаемый, интерес к нему не ослабевает. Это объясняется прежде всего богатым и разнообразным природным потенциалом. Через хребет Иолго проходил легендарный 77 маршрут — туристский горный пеший маршрут третьей категории сложности. В рекламных проспектах назывался «Горно-Алтайский», № 77 (102-99-04) и был самым сложным плановым маршрутом в СССР и в то же время культовым пешеходным маршрутом Горного Алтая. Он просуществовал 33 года (1956-1989). 77 маршрут начинался и заканчивался в Бийске. Продолжительность путевки была 24 дня, а продолжительность маршрута составляла 18 дней. С началом перестройки этот маршрут был закрыт.
1.6 Состав группы
Экспедиция проводилась на семи подготовленных автомобилях из городов Бийск, Барнаул, Новосибирск, Горно-Алтайск, соответствующих классам ТР-1, ТР-2, ТР-3.
Ивин Вячеслав — руководитель похода. (Бийск). Клуб АвтоБийск 4х4.
Некрасов Михаил — зам. руководителя похода (Барнаул). Клуб Алтай 4х4.
Исаков Евгений — штурман (Новосибирск).
Коростелев Александр — водитель (Барнаул). Клуб Алтай 4х4.
Гондуров Вадим — штурман (Бийск). Клуб АвтоБийск 4х4.
Ермаков Вадим — водитель (Барнаул). Клуб Алтай 4х4.
Ермаков Иван, сын 6 лет (Барнаул).
Алена — штурман (Барнаул). Клуб Алтай 4х4.
Коростелёв Борис — водитель (Г-Алтайск).
Астапенко Татьяна — серетарь похода (Барнаул). Клуб Алтай 4х4.
Горшков Антон — штурман (Бийск). Клуб АвтоБийск 4х4.
Горшков Олег — водитель (Бийск). Клуб АвтоБийск 4х4.
Максименко Анатолий — штурман. (Новосибирск).
Ересько Николай — водитель (Новосибирск).
Салов Денис — штурман (Барнаул). Клуб Алтай 4х4.
II. Содержание отчета
2.1 Цели путешествия
- Совершить первопрохождение через хребет Иолго по пешим и конным маршрутам на автомобилях повышенной проходимости.
- Посетить различные ландшафтные зоны региона.
- Посетить природные достопримечательности хребта Иолго.
- Повысить спортивное мастерство, туристические навыки участников экспедиции, GPS-ориентирования в условиях горной местности.
Идея прохождения хребта Иолго на автомобиле зародилась в 2008 г. В голове мастера спорта по спортивному ориентированию Виктора Филипповича Оськина (г. Бийск, клуб «АвтоБийск 4х4 ). Он не однократно проходил пешком популярные маршруты в этом районе, включая легендарный 77-й маршрут. Пересечь хребет Иолго теоретически возможно через Альбаганский перевал Щелка или же через Аккаинский перевал. Именно в октябре 2008 г. была предпринята первая разведка на автомобиле УАЗ этого направления со стороны с. Каракокша. В первую поездку удалось пробиться до р. Улуоду, притока р. Карагу. В 2009-2010 годах проводилось по 4-5 разведывательных экспедиций в год в различных составах различной подготовки и с разных сторон хребта. В 2009 году экипажу Виктора Оськина, Вячеслава Ивина, Виталия Ковылина на автомобиле УАЗ удалось пройти к болоту Куралбас и обогнуть гору Верховье Кубы.
25 июля 2009 г. на пятьдесят восьмом году жизни от сердечного приступа скончался наш товарищ Виктор Оськин (reduktor). Один из основателей клуба «АвтоБийск 4х4», первопроходец алтайского бездорожья, настоящий друг и наставник всего джиперского братства.
Идею Виктора о прохождении хребта внедорожные клубы Алтайского края не оставили.
В 2010 году в рамках экспедиции «Оськин-трофи 2010» было совершено первопрохождение на внедорожниках к подножью горы Альбаган по долине р. Ложа.
Только в 2011 году перед экспедицией «Оськин-трофи 2011» было совершено три разведки со стороны Каракольских озер, реки Куба и с. Эдиган.
С Эдигана по направлению горы Альбаган удалось дойти на трех автомобилях и подняться на считающийся непроходимым перевал Сайгонош.
28-31.07.11 по притоку реки Куба реке Имурта была проведена пешая разведка до Айрыкского перевала. Разведка явных тупиков не выявила и приоритетным направлением штурма хребта Иолго была выбрана река Имурта.
2.2 График прохождения маршрута
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Способы передвижения |
05.08 |
1 |
Бийск — р.Куба |
192 |
авто |
06-08.08 |
2-4 |
р.Куба—р. Имурта-Замок горных духов |
26 |
авто |
09.08 |
5 |
Дневка у подножья Замков горных духов. Поиск прохода к перевалу Багаташ |
0 |
пеш. |
10.08 |
6 |
Замок горных духов-Каракольские озера—перевал Багаташ—перевал Угульский—долина реки Угул |
10 |
авто |
11.08 |
7 |
Долина реки Угул—перевал Аккаинский—перевал Айрыкский —Айрыкские озера—Урочище Сарысаз—Каракокшинские пещеры |
14 |
авто |
12.08 |
8 |
Дневка у Каракокшинских пещер, посещение пещер, поиск прохода) |
0 |
пеш |
13.08 |
9 |
Каракошинские пещеры—база «Русская Кузя» (Каракокша) |
66 |
авто |
14.08 |
10 |
Каракокша—Бийск |
194 |
авто |
И т о г о активными способами передвижения: 502 км, из них 116 км — бездорожье, из них 86 км — первопрохождение на автомобиле.
III. Дневник прохождения и техническое описание маршрута
5 августа (пятница)
Сбор участников экспедиции на поляне левого берега р. Куба.
Высота — 550 м. Координаты: N51°22.635’ Е 86°07.771’
К вечеру собралось 12 экипажей из 4-х городов: Бийск, Барнаул, Новосибирск, Горно-Алтайск. Была определена группа прорыва из семи экипажей. Остальные участники (туристы) сопровождают группу до Замка горных духов и возвращаются. Была выработана стратегия прохождения парами из двух экипажей.
6 августа (суббота)
Погода: пер. облачность, t= + 20°.
Старт с поляны в 10:00.
Стартовало 12 машин, из них три машины — «туристы». Разбились на группы по две машины. Связь по радиостанциям: автомобильные 27 МГц и носимые 433 (446) МГц.
Едем вдоль р. Куба до р. Имурта по лесовозной дороге колонной. Средняя скорость 15 км/ч. Дорога позволяет скорость до 30 км/ч.
Трижды пересекаем Кубу.
Первый: брод (мост сгорел весной 2011 г.) через 4 км (в 10:30). Дно каменистое, протяженность 40 м, глубина 0,7-1 м (зависит от полноводности реки). N51°22.919' E86°10.889'
Второй: деревянный мост (7,6 км от поляны). N51°22.306' E86°13.422'
Третий: брод (мост разрушен) через 10 км от поляны (в 10:55). Дно каменистое, протяженность 40 м, глубина 0,7 — 1 м. Высота 624 м. N51°22.635' E86°15.456'
11:10 — поворот на р. Имурта. Пройдено 13,6 км. Высота — 666 м. N51°22.541' E86°18.333'
Собираемся, определяем порядок движения машин. Две штурмовые: первой идёт Михаил Некрасов(Safari), второй — Борис Коростелев (TLC-72).
11:30 — начинаем подъем по ущелью р. Имурта. Началось первопрохождение!
Впереди два штурмана: Вадим Гондуров и Женя Исаков.
На первых километрах подъема ломается ШРУС и у Ермаоква Вадима (Nissan Mistral). Замена на имеющийся и движение продолжается.
Вторая поломка—Suzuki (Ивин, внутренний правый ФРУС). У Игоря Овсянникова (Новосибирск) есть запасной привод с целым внутренним ШРУСом. Благодаря опыту Олега Горшкова и Коростелева Александра довольно быстро производим замену.
16 часов — поломка у Олега Горшкова (головка блока двигателя). Олег набрал гору зипа и был уверен, что сможет сделать любой ремонт своего УАЗа, но то, что выпадет седло клапана…
А ведь это самое начало пути!
Лес сгущается. Продвигаемся медленно, сплошные завалы валежника. Почти все время работают 2-3 бензопилы.
Штурмовые уходят вперед, за ними идут следом «Сафарь» Самоделкина (Валерий Луценко), «TLC-80» Толяс и УАЗ Луконина.
17:00 — впереди завал валежника и курум. Принимаем решение остановиться на ночлег и дождаться отставшую группу. Высота 1 011 м. N51°24.895' E86°17.642'
За день пройдено 17 км ( из них 3,5 км пройдено по Имурте за 5 часов). На вечернем совете принимаем решение о возврате в Чемал для ремонта головки блока УАЗ с экипажем Коростелева Александра («TLC-78»). Также завтра на поляне для поддержки должны остаться экипаж Ермакова Вадима («Mistral») и автомобиль УАЗ Николая Ересько со штурманом Максименко Анатолием.
7 августа (воскресение)
Подъём в 8:00. День солнечный. Долгие сборы. Две машины («туристы») возвращаются домой: Луконин (УАЗ) и Толяс («TLC»). «Слезно» прощаемся с ними.
Выезжаем поздно, в 11 часов. Прокладываем дорогу, пилим, глубокие промоины закладываем бревнами и камнями. Сильно пересеченная местность не дает отдыха лебедкам.
Основной бедой этой экспедиции выявилось недостаточное количество подготовленных штурманов. Принимаем решение о движении вперед штурмовых машин Михаила и Бориса. Остальных свободных людей направляем на прокладку маршрута среди завалов, ручьев и курума.
12:15 — поломка, заглохла машина Миши на холостом ходу (клапан отсечки топлива — два дохлых предохранителя, заменили).
12:30 — к штурмовым машинам присоединяются Мелихов и Луценко (Самоделкин). Мелихов какое-то время едет за нами и возвращается в Барнаул. Его экспедиция закончена. Доля адреналина им получена.
14:50 — привал, останавливаемся на обед (три машины). Жара. Высота — 1 200 м.
Штурмовую пару догоняют Ивин и Овсянников. Обедаем, заправляем бензопилы.
16:30 — продолжаем подъём в пять машин. Оторвался левый порог у машины Некрасова.
19:30 — солнце начинает садиться, определяем поляну для ночлега. Высота 1 370 м. N51°25.854' E86°19.395'
Четыре машины остались ночевать в первом лагере (Ермаков, Горшков, Коростелев Саша и машина Коли Ересько со штурманом Толей). Сам Коля весь день был с нами, можно сказать, в трусах и в майке с бензопилой. Достаем свою теплую одежду для Николая и поселяем его в палатку Ивина и Гондурова. Так он прожил двое суток, пока не пришел его турбо-УАЗ с Анатолием за рулем.
За день пройдено 2,8 км.
Опять весь день продвигались по тайге. По сторонам обзора никакого. Сквозь кроны деревьев —небольшой кусок неба и направление по навигатору. Вечером Татьяна Астапенко достает гитару и туристические песни у костра снимают накопившуюся за день усталость.
8 августа (понедельник)
Подъём в 8:00. Солнечно. Ночью шел дождь. Утром сушили обувь и вещи, те, что не догадались спрятать от дождя.
С первого лагеря по радиосвязи доложили, что отремонтировали машину Горшкова и выезжают нас догонять.
Выдвигаемся очень поздно, в 11:45. Через полтора часа Штурмовая группа из экипажей Некрасова («Safari») и Коростелева («TLC-72») выходят на верховое болото-водосбор реки Имурта. Высота 1 433 м.
Пока ребята пропиливали очередной завал, Ивин набрал вокруг своей машины великолепных грибов. Вкусный ужин обеспечен!
По радио сообщают остальным, что уже видно вершину горы Белок озерный!
13:00 — погода портиться, начинается сильный ветер и ливень. Сидим в машине. Минут через 40 дождь стихает. Продолжаем разведку. Впереди курум. Продолжаем подъем. Почти все время моросит дождь.
18:00 — вышли на болотистую поляну, с которой впервые открывается вид на Замок горных (злых) духов.
Едем дальше. Выходим на тропу, и двигаемся по ней. На высоте 1 720 м встречаем лагерь конников (спросили дорогу на Омск : ))).
Далее крутой подъем по каменистой конной тропе.
Михаил поднялся первым к поляне предполагаемой ночевки у Замка горных духов. Остальные остались ниже метров в 200-ах, т.к. Борис («TLC-72») сломался — погнул рулевую тягу и не мог продолжать движение. Миша вернулся. Было решено отремонтировать Борину машину (сварка и усиление) и всё-таки подняться на «верхнюю» поляну, так как дождь за ночь может размыть тропу. На ремонт ушло примерно два часа.
Уже стемнело. Дождь продолжал моросить.
Миша затянул Игоря наверх на тросе. Остальные поднялись самостоятельно. На «Suzuki» Ивина заклинила лебедка на последних метрах подъема.
21:30 — поднялись на поляну, разбили лагерь для ночлега. Высота 1 800 м. N51°26.837' E86°21.532' На этой же поляне стояло ещё несколько лагерей с туристами. Молодежь с Барнаула греется у нашего костра.
Самый большой лагерь из 30 человек с Екатеринбурга приветствовал нас восторженными криками, а мы их тепловозными гудками наших «монстров».
Машин здесь не было никогда!
За день пройдено 3,6 км.
Пока всё шло по графику. Как и планировалось на подъем по Имурте ушло трое суток.
9 августа (вторник)
Всю ночь шел дождь.
Утром слегка развеялось, но ненадолго. Мы стоим внутри тучи, видимость метров 50. Было решено сделать дневку (незапланированную), переждать непогоду и дождаться догоняющую группу Горшкова, Ермакова, Коростелева и Максименко.
Поставили большую палатку и натянули над костром тент. Почти весь день шел дождь. Сходить к Замку духов не получилось…, наблюдали его с лагеря. Занимались ремонтом машин.
Лебедку на «Suzuki» починили под руководством Валерия Луценко, выбросив часть деталей тормоза.
Уже когда стемнело, в 21:30 нас догнала отставшая группа (четыре машины).
Гвоздем вечерней программы было выступление Бориса Коростелева. Борис горловым пением на алтайский манер экспромтом пропел в рифму и очень здорово полностью весь наш пройденный путь.
10 августа (среда)
Погода прояснилась. Две машины решили вернуться домой пройденным маршрутом (Луценко Валерий и Овсянников Игорь). Переписали основные продукты, составили список. Запас тушенки, круп и хлеба оказался достаточным для спокойного движение вперед.
12:30 — оставшиеся семь машин продолжили свой маршрут.
Сразу после старта утыкаемся в кажущейся непроходимым курумник.
Перекидав немало камней, проходим и этот участок.
Впереди Багаташ, его уже отчетливо видно. Как на ладони возвышается гора Белок озерный.
Еще несколько метров, и мы на краю Каракольского цирка. Ни одна машина никогда не поднималась на Багаташ! От предвкушения видов мороз по коже.
14:30 — поднялись на перевал Багаташ. Высота 2 050 м. N51°28.300' E86°23.023' Еще одна победа!
Осмотрели сверху Каракольские озера, гору Белок озерный.
Появилась сотовая связь. Все сделали необходимые звонки, сообщив о нашей маленькой победе.
Фотосессия и, конечно, залп наших гудков.
Опять налетела туча, а нам еще выше на Угульский перевал…
Поднявшись на высоту 2 170 м. N51°27.773' E86°24.263' Смотрим с сомнением на Угульскую долину. Уж слишком крутой спуск.
Михаил на распев произносит: «Сайгоноош…». Отправляем вниз пешую разведку. Разведка по рации докладывает, что спуститься теоретически можно… Поехали. Полочками, галсами, потихоньку, потихоньку, объезжая валуны, спускаемся.
Все прошло без приключений, только у Миши дважды ломалось сцепление. Останавливались минут на 40 два раза, ремонт сцепления. Лопнула манжета рабочего цилиндра. Склеили суперклеем, залили воду вместо тормозухи и поехали. Качка со второго работает. :)
Уже спустившись в долину к ручью, — рулевая тяга превратилась в индейский лук.
Опять остановка, ремонт.
Дождь прекратился.
В этих местах издавна водятся яки (сарлыки). Еще Оськин рассказывал, что здесь и в долине Сарысаз их пастбища. Огромные волосатые существа с огромными рогами. В пешей разведке месяц назад Вадиму Гондурову пришлось побегать от них.
Пока выпрямляли рулевую, увидели стадо сарлыков на вершине горы. Видимо, они хотели спуститься к ручью на водопой, а тут — мы.
Постояв некоторое время, они двинулись на соседний склон, и потом ушли за гору.
Мы тем временем перебрались через озеро/ручей-исток Угула. Кристально чистая ледяная вода, дно каменистое.
Нашли сухую ровную поляну. Высота 1 884 м. N51°27.064' E86°25.183' Было уже 8 часов вечера. Решили здесь и заночевать, выстроив машины по кругу, защитив лагерь от любопытства сарлыков.
С заходом солнца температура стала резко падать. Мокрые палатки моментально покрылись льдом. Ночью температура опустилась до -3.
Вокруг в карликовой березке растут подберезовики выше самой березки — НАДберезовики! :)
Дров на поляне совсем нет, но у нас приличные запасы из нижней тайги и отличная экипировка. Все ОК.
За день пройдено 9,19 км. Прогресс! :)
Наутро было решено поднять дисциплину и сделать выезд не позже 10 часов.
11 августа (четверг)
Утром подъём в 8:00. Солнечно. Позавтракали, быстро свернули лагерь. Сарлыки опять стояли на своем склоне. Долина Угула зачаровывает свое красотой.
Смотрим на гору, с которой вчера мы спустились, — неужели это возможно?!
9:45 — двинулись. Впереди подъем — Аккаинский перевал. Высота 2 050 м. Зашли на перевал быстро. Перед нашими глазами Аккаинское озеро.
Спустились с перевала мимо Аккаинских озер. Высота 1 790 м. N51°26.240' E86°25.308' Впереди ждет подъём на Айрыкский перевал. Перед подъемом осматриваем рельеф и решаем не брать перевал в лоб по конной тропе и обходим по правому ущелью. Ущелье менее крутое, но заросшее «карликовыми» деревьями.
При подъеме «Suzuki» Ивина два раза останавливается для охлаждения коробки-автомата. Уже на самом верху «Mistral» Ермакова Вадима рвет колесо об острый камень. Ставим запаску.
14:30 — поднялись на Айрыкский перевал. Высота 2 040 м. N51°25.353' E86°28.664'
Наверное, красивейшее место по всему нашему маршруту!
На перевале оставили эмблему клуба «Алтай 4х4», логотип экспедиции и клубный флаг «АвтоБийск 4х4».
Выпили бутылочку шампанского. Написали записку о нашем первопрохождении и оставили ее в бутылке.
Осторожно «на цыпочках» спускаемся с перевала в долину Сарысаз.
Внизу у Николая Ересько на турбо-УАЗике полетел задний мост (срезало грибки). Продолжает движение на переднем приводе. Двигаемся по долине Сарысаз. Грунт плотный каменистый, много кедрача с шишками.
Некрасов цепляется диском за камень и разбортовывается.
Пара ударов кувалдой и проблема решена. Прошли до полян у Каракокшинских пещер (воронок). Напротив горы Верховье Кубы и Кара.
Было ещё совсем рано, 18 часов. Остановились на ночлег, разбили лагерь. Высота 1 650 м. N51°25.065' E86°35.568'
Прошли два перевала за один день, более 16 км, тем самым наверстали упущенные дни!
На завтра было решено сделать днёвку. По графику планировался такой день для поиска прохода к уже пробитой нами с другой стороны дороге и осмотра пещер.
12 августа (пятница)
Днёвка. День солнечный... С утра отсыпались. После завтрака пошли в пещеры. N51°25.286' E86°35.435'
Пещеры произвели на всех неизгладимое и неоднозначное впечатление. Очень холодно и сыро.
Очень темно. Наши фонарики с трудом пробивают вязкую тьму. С потолка идет дождь, все стены просто сочатся водой. На полу лед.
Своды пещеры мраморные и странной, можно сказать, эротической формы.
Голоса людей звучат здесь тоже странно…
Уже дома при просмотре фотографий обнаруживаю на стене нечто, напоминающее нарисованную девушку в светлой футболке, с длинными волосами, в шапочке (бандане), сидящую на камне. Изображение присутствует на трех разных снимках.
Возможно, это просто фантазия, а возможно и …
Еще одна природная достопримечательность этих мест — «воронки». N51°25.156' E86°35.615' Ручей появляется из камней, уходит в скалу и исчезает.
После обеда — разведчики уходят искать проход через ущелье реки Карагу до пробитой нами в прошлых экспедициях дороге. До замыкания кольца всего 1,5 км!
Ремонтная бригада «СТО Ермак и ko» в лице Ермакова Вадима, Горшкова Олега занимается полевым ремонтом раненых машин.
В этой поездке мы к оснащению подошли весьма серьезно: генератор 220v, сварочный аппарат, болгарка, дрели и т.д. и т.п. А чинить пришлось много. Полуоси (грибки) на УАЗ завариваются.
Пробоина корпуса редуктора на Suzuki заклеивается холодной сваркой, оторванная защита приваривается к раме. Защита толщиной 4 мм после прохождения нескончаемых курумов приняла форму агрегатов :).
Пошли в починку пробитые ранее колеса.
За все время нашей поездки нам встретилось множество пеших и конных туристов. Все, не скрывая удивления, расспрашивали о том, как мы вообще тут оказались, вертолетом? :)
Многие подходили и спрашивали разрешения сфотографироваться с машинами — так ведь никто не поверит!
С разведки возвращаются Михаил Некрасов, Вадим Гондуров, Евгений Исаков и сообщают, что нашли кратчайший и вполне проходимый путь. Настроение на высоте. При благоприятном раскладе уже завтра можем финишировать. А на финише нас ждет банька на полюбившейся нам базе «Русская Кузя». :)
Чудо природы на стоянке у пещер — дерево любви.
13 августа (суббота) на финиш!
Солнечный день. Земля сухая (два дня без дождей).
10:05 — начинаем движение по намеченной вчера разведчиками тропе. До прошлогодних наших следов 1,5 км.
Начинаем спуск к руслу реки Карагу с 1 695 м до 1 500 м за 700 м. Спуск крутой, но сухой. Спускаемся без проблем, разбирая завалы.
Сразу смотрим возможность обратного подъема. Кедрача много, есть за что лебедиться в случае чего… Через два часа Александр Коростелев (Prado) проколол колесо сломанной веткой. Поставили запаску.
13:00 — вышли к знакомому уже ручью Карагу и месту последней нашей ночевки в прошлом году. КРУГ ЗАМКНУЛСЯ!!! УРА!!!
Судя по выросшей траве, никто здесь после нас не ездил. Трава выше капота, а в ней умело прячутся коварные валуны — опять работа для штурманов. С прошлого года и валежника добавилось. Переправились через брод. У Олега Горшкова уплыл ботинок. Вадик поймал его метров через 200.
Николай на турбо-УАЗ решил пройти ручей в другом месте. Сел на камень. Но выбрался сам.
Продолжаем движение уже по известной нам тропе вокруг горы Балтырган. Едем, не останавливаясь, перекусываем на ходу.
УАЗ Горшкова неожиданно становиться переднеприводным. Как выяснилось потом—срезало болты на дифе. На ремонт не останавливаемся, в случае застревания Олега поддергивает Александр на «TLC-78».
Скоро будет Пень…
Пень!
Пень— страж тайги, как назвал его Оськин. Именно он не пустил нас с Виктором дальше в 2008 году в первую разведку. Тропа с большим боковым уклоном и курумом, да еще Пень протянул свои корни поперек колеи. За Пнем обрыв метров 10. Пень и не дает машине упасть и не дает проехать. Здесь мы уже раз восемь проезжали и ни разу Пень нас просто так не отпускал…
Пропускаем машины по одному, отвешивая на правый борт.
После Пня двигаемся по руслу ручья Улуоду.
Воды в ручье практически нет по сравнению с прошлогодними поездками. Сложность возникает только у Горшкова, болтающегося на привязи у Александра.
18:15 — выходим из ущелья и вот она, домушка Михаила. Алтаец-охотник живет здесь один, по его словам уже лет 15. Дома его не застали.
Перекусываем, оставляем Мише пакет риса, соль и хлеб — так принято. В прошлом году Миша угощал нас вяленым вкуснючим мясом.
Из оставшихся возможных засад только болото «Бля». Название ему придумали в 2008 г., так теперь его все и называют. :)
19:00 — болото оказалось полностью высохшим, даже глина потрескалась. Не снижая хода проскакиваем некогда коварные места. Спешим вернуться на базу «Кузя». До Кузи ещё 40 км.
19:40 — поднялись на перевал Саганы. 1 824 м. N51°30.755' E86°44.315'
20:30 — спуск и выход на лесовозную дорогу. До Кузи 28 км. Впервые за поездку отключаем полный привод.
Перевал Беличек — 1 550 м. N51°36.597' E86°45.316' проходим ходом. На вершине останавливаемся сделать звонки. Есть GSM.
22:00 — Кузя!!! — 597 м. N51°41.876' E86°43.234'
Ужин, баня, скромное застолье, поздравления друг друга!!!
13.08.11 — экспедиция «Каракокша — Чемал» завершена досрочно на двое суток! Есть сквозное прохождение хребта Иолго! Есть первопрохождение!
Общая протяженность внедорожной части маршрута — 116 км., из них 86 первопрохождение на автомобиле.
Утром 14.08 обязательное фото у баннера Оскина, оставленного на базе в 2010 г. Сборы и выдвижение в сторону дома.
Виктор, мы сделали это!
IV Неисправности по экипажам
|
Экипаж |
Марка авто |
Неисправность |
1 |
Ивин Вячеслав —руководитель похода Гондуров Вадим-штурман (Бийск) Клуб АвтоБийск 4х4 |
Suzuki Eskudo |
1. Замена ШРУСа (левая внутр. граната) 2. Ремонт лебедки. 3. Пробой корпуса переднего моста — ремонт холл. сваркой. 4. Оторвана защита — приварили. |
2 |
1. Некрасов Михаил — зам. Руководителя похода 2. Астапенко Татьяна —секретарь похода (Барнаул) Клуб Алтай 4х4 |
Nissan Safary |
1. Погнули задний бампер и разбили задний фонарь. 2. Оторвали перед. левый расширитель с брызговиком. 3. Разбита решетка радиатора. 4. Сломалось сцепление 2 раза (рабочий цилиндр, порыв манжеты) — ремонт. 5. Оторвали левую подножку. 6. Погнули рулевую тягу) — ремонт. 7. Погнули вторую рулевую тягу) — ремонт. 8. Оторвали задний левый расширитель. Разбортовалось заднее левое колесо (погнули диск) — ремонт. |
3 |
1. Коростелёв Борис — водитель (Г-Алтайск) 2. Исаков Евгений — штурман (Новосибирск) |
TLС 72 (Toyota Land Cruiser-2) |
1. Порвался шланг подкачки на блокировку — ремонт. 2. Погнули рулевую тягу — ремонт, сварка. |
4 |
1.Ермаков Вадим-водитель 2. Денис Салов — штурман 3. Ермаков Иван, сын 6 лет. (Барнаул) Клуб Алтай 4х4 |
Nissan Mistral |
1. Хаб (замена) 2. Наружняя граната ШРУСа — замена. 3. Порез колеса — ремонт. 4. Глюк в коробке-автомат (нет зад. хода) 5. Погнул защиту — выпрямили. |
5 |
1. Горшков Олег-водитель 2. Горшков Антон-штурман (Бийск) Клуб АвтоБийск 4х4 |
УАЗ 469 |
1. Оторван бензопровод, порван задний мост. 2. Ремонт головки блока двигателя (выпало седло клапана). 3. Пробито 2 колеса.
|
6 |
1. Коростелев Александр-водитель 2. Алена Романашенко —штурман (Барнаул) |
TLС 78 (Toyota Land Cruiser PRADO) |
1. Разбортовалось колесо — ремонт. 2. Порез колеса — поставили запаску. 3. Разбито заднее стекло. |
7 |
1. Ересько Николай-водитель 2. Максименко Анатолий-штурман (Новосибирск) |
УАЗ 469 Турбо 280л.с. |
1. Грибки (оба) в колесном редукторе вторичный вал.—сварка, замена 2. Сломалась лебёдка к концу поездки.
|
V Состав общего ремнабора и дополнительного оборудования
Генератор 220v 2,5 кВт |
Удлинители проводов |
Наборы инструментов |
Дрель 220v |
Лампы освещения 220v |
Мотажки |
Болгарка 220V |
Лом |
Шатер |
Сварочный аппарат 12V |
Кувалда |
Стол |
Ремкомплект для ремонта шин |
Бензопилы 6шт. |
Газовая плита с баллоном 20л |
VI Список координат контрольных точек
1 |
N51°22.609' E86°07.813' |
Стартовая поляна (ночевка-1) |
2 |
N51°22.918' E86°10.876' |
Брод через Кубу (сгоревший мост) |
3 |
N51°22.306' E86°13.422' |
Мост через Кубу |
4 |
N51°22.635' E86°15.456' |
Брод через Кубу (мост разрушен) |
5 |
N51°22.543' E86°18.327' |
Вход в ущелье Имурты |
6 |
N51°24.895' E86°17.642' |
Стоянка на Имурте (ночевка-2) |
7 |
N51°25.854' E86°19.395' |
Стоянка на Имурте (ночевка-3) |
8 |
N51°26.267' E86°20.059' |
Жесткий курумник |
9 |
N51°26.439' E86°20.279' |
Верховые болота |
10 |
N51°26.805' E86°21.518' |
Стоянка у Замков духов (ночевка-4,5) |
11 |
N51°27.229' E86°22.283' |
Жесткий курумник |
12 |
N51°28.300' E86°23.023' |
Перевал Багаташ (есть GSM) |
13 |
N51°27.773' E86°24.263' |
Перевал Угульский |
14 |
N51°27.042' E86°25.218' |
Стоянка на Угуле (ночевка-6, дров нет) |
15 |
N51°26.230' E86°25.334' |
Перевал Аккаинский |
16 |
N51°25.307' E86°27.632' |
Подъем на Айрыкский перевал |
17 |
N51°25.353' E86°28.664' |
Перевал Айрыкский |
18 |
N51°25.065' E86°35.568' |
Стоянка у Каракокшинских пещер (ночевка-7,8) |
19 |
N51°25.286' E86°35.435' |
Каракокшинские пещеры |
20 |
N51°25.153' E86°35.626' |
«Воронки» |
21 |
N51°25.654' E86°36.545' |
Перевал Карагу |
22 |
N51°25.501' E86°37.207' |
Брод через Карагу |
23 |
N51°26.684' E86°39.414' |
Пень (большой боковой уклон) |
24 |
N51°26.779' E86°39.562' |
По ручью Улуоду |
25 |
N51°27.527' E86°40.038' |
Брод через Чуячек |
26 |
N51°27.253' E86°40.793' |
Домик охотника Михаила |
27 |
N51°28.127' E86°42.702' |
Болото Бля |
28 |
N51°29.779' E86°44.368' |
Развилка (налево) |
29 |
N51°30.747' E86°44.348' |
Перевал Саганы |
30 |
N51°32.382' E86°45.835' |
Развилка (направо) |
31 |
N51°36.597' E86°45.316' |
Перевал (есть GSM) |
32 |
N51°39.824' E86°43.225' |
Брод (мост разрушен) |
33 |
N51°40.086' E86°42.946' |
Мост (брод) |
34 |
N51°40.505' E86°42.896' |
Мост (брод) |
35 |
N51°40.821' E86°42.519' |
Мост (брод) |
36 |
N51°41.768' E86°43.343' |
База «Русская Кузя» |
37 |
N51°45.805' E86°42.434' |
АЗС в Каракокше |
38 |
N51°25.630' E85°59.447' |
АЗС в Чемале |
VII Спутниковая карта маршрута с контрольными точками
VIII Используемые материалы и литература
- фото участников экспедиции;
- программа Google Планета Земля;
- "http://ru.wikipedia.org" rel="nofollow"
- "http://autobiysk.ru/readarticle.php?article_id=137" rel="nofollow" Виктор Оськин «Каракокша-Чемал 2008» (разведка-1) 03-08 октября 2008 г.;
- "http://autobiysk.ru/readarticle.php?article_id=141" rel="nofollow" Виктор Оськин «Каракокша-Чемал 2009» (разведка-2) 22-27 мая 2009;
- "http://autobiysk.ru/readarticle.php?article_id=142" rel="nofollow" Виктор Оськин «Каракокша-Чемал 2009» (разведка-3) 11-17 июня 2009 г.;
- "http://autobiysk.ru/readarticle.php?article_id=143" rel="nofollow" Виктор Оськин «Каракокша-Чемал 2009» (разведка-4) 9-16 июля 2009 г.
- "http://autobiysk.ru/photogallery.php?album_id=199" rel="nofollow" «Каракокша-Чемал 2009» «Тропой Оськина» 25-26 сентября 2009.;
- "http://autobiysk.ru/photogallery.php?album_id=219" rel="nofollow" «Каракокша-Чемал 2010» 12-15 июня 2010;
- "http://autobiysk.ru/photogallery.php?album_id=225" rel="nofollow" "Оськин-трофи 2010" Проход через Куралбас 09-19 июля 2010 г.;
- "http://autobiysk.ru/photogallery.php?album_id=257" rel="nofollow" пер.Сайгонош 16-20 июня 2011;
- "http://autobiysk.ru/photogallery.php?album_id=258" rel="nofollow" Пешая разведка маршрута р.Куба-р. Имурта-Замок духов-Аккаинский перевал-Айрыкский перевал-р.Сергюзю-р.Куба 15-17 июля 2011
IX Выводы и рекомендации
- Маршрут соответствует заявленной сложности согласно требованиям и правилам ТССР и может быть рекомендован автотуристам в качестве сложного категорийного похода.
- Наиболее благоприятное время в плане погодных условий для экспедиции — август.
- Маршрут проходим для автомобилей подготовки ТР-2, ТР-3.
- Запас топлива на прохождение маршрута 120-150 л на автомобиль.
- Маршрут живописен, необычайно привлекателен пейзажами и панорамами.
- Основными препятствиями являются россыпи камней (курумник), лесные завалы, верховые болота, крутые перевалы.
P.S. Во время написания отчета 24.08.11(через десять дней после финиша) произошла авария космического грузовика «Прогресс М-12М». По официальной информации обломки космического грузовика упали в в 40-50 километров от села Каракокша — это непосредственно вблизи нашего маршрута. Поиски обломков (как сообщают СМИ) затруднены непроходимой для техники тайгой. Этот район завален обломками ступеней. В наших поездках мы неоднократно на них натыкались.
Обломок на перевале Щелка, гора Альбаган.
Обломок по дороге к пер.Сайгонош.
Обломок водружен на вершину перевала Сайгонош.
Последствия падения космического мусора, гора Балтырган.
Отчет составил председатель ОО БФ ТВС «АвтоБийск»
Вячеслав Ивин.
Бийск. 2011 г.
Комментарии