17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 1983
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Автор - Василич (nestav@yandex.ru)

Наш домВсе выходные дни зимы 1982-1983 годов мы посвятили изготовлению катамарана. Опыт прошлых походов показал, что байдарки Салют и Таймень черезмерно тяжелы для походов с протяженными подходами к началу сплава, оболочки байдарок уязвимы при прохождении шивер и порогов. Плот ПСН-6, на котором мы прошли по Суринде, Каре-Усе и Суле мало пригоден для сплава, так как имеет малую скорость, сильно парусит при встречном ветре, а ветры в походе всегда встречные. К тому же плот, даже облегченный, весит около 45 кг. В туристской литературе появились описания самодельных катамаранов, которые мы тщательно изучили и решили построить свой катамаран
Баллоны катамарана мы склеили из прорезиненной ткани причем продольные швы проклеили снаружи и изнутри накладными полосками. Для того, чтобы швы баллона не испытывали растяжения, баллон помещается в оболочку из капрона от тормозного парашюта. Для защиты оболочки от острых камней на баллон с оболочкой снизу надевается галоша из старого дакронового паруса. Длина баллона 4 метра, диаметр - 50 см. Огрузка катамарана с полной нагрузкой не более 10 см. Вес двух баллонов с креплениями и палубой 17 кг, каркас из дюралевых труб весит 10 кг. Итого вес катамарана с каркасом 27 кг. При походах в лесистой местности - 17 кг. Баллоны, палуба, мех для накачки, ремнабор и вязки помещаются в малой парашютной сумке. Для каркаса пошит чехол из брезента.
Для похода с катамараном мы выбрали приток Киренги реку Улькан. В лоции из книги Водные маршруты СССР, азиатская часть мы прочли, что Улькан - река рыбная. Наши походы прежде всего связаны с рыбалкой. Технику водного туризма мы осваивали для того, чтобы выти на рыболовные места.
Карта района похода
Время похода выбрали с 15 августа по 15 сентября 1983 года. Группа состояла из Василича, Володи Минца, Миши Нестерова и Саши Чумака. У всех был опыт дальних походов.

Дневник похода
15 августа поездом Рига-Москва доехали до Москвы.
16 августа поездом Москва-Лена выехали на станцию Лена. Устроились хорошо. Володя Минц устроил нам сюрприз, выставив по случаю моего дня рождения бутылку коньяка. Когда домашние подорожники закончились, решили сухую колбасу, что взяли для питания в дороге оставить для похода, а кормиться тушенкой. Это было правильное решение, потому что пешая часть похода неожиданно значительно удлинилась и пришлось бы нести более тяжелый вес.
20 августа приехали в Усть-Кут ( станция Лена и пристань Осетрово ). Пристань Осетрово - начало пароходного сообщения по Лене. Вечером того же дня поездом Братск-Кунерма выехали на Кунерму.
Станция Лена
21 августа утром приехали на станцию Кунерма. Дальше регулярного пассажирского железнодорожного сообщения не было, по БАМу было только рабочее движение. Было воскресенье, вахтовки не ходили, весь народ потянулся к грузовому составу и устраивался на платформах, женщины и дети поднимались в кабину тепловоза. Побежали и мы к платформе с бетонными сваями, там уже сидел парень. Он принял рюкзаки, устроились мы на сиденьях из досок. Познакомились с парнем. Это был Лисичников Олег Валентинович, инженер туннельстроя и секретарь комсомольской организации. Олег ездил на день рождения матери, угостил нас пирогами, рассказал о строительстве БАМа, о родиоле розовой, о бадане - лекарственной траве, рассказал о обходной дороге, по которой мы ехали, показал ажурный удивительный железнодорожный мост. К 16 часам приехали в Северобайкальск, Олег провел нас по магазинам, где мы докупили продукты, и предложил остановиться у него в общежитии. В общежитии устроились хорошо, приготовили туристский ужин и то, чем его запить, хорошо посидели, познакомились с молодежью. Олег уточнил наш маршрут и сказал, что попробует помочь нам устроиться на катер до Горячих ключей. Это недалеко от мыса Котельниковский.
22 августа. Утром Олег сходил по начальству, приехал на газике и после завтрака доставил нас на пристань, представил капитану катера. Выход катера предполагался на 15.00. Ребята искупались в бухте, вода градусов 10-12, потом пообедали в рабочей столовой. К 15.00 пришли на катер, устроились и в 17.00 вышли на Горячие ключи, где у тоннельщиков была база отдыха. На базу пришли поздно ночью, поставили палатку и хорошо выспались.
На горячих ключах
23 августа. Утром приготовили завтрак, познакомились с базой отдыха, искупались в горячих ключах, собрали материал для каркаса, первый раз на Байкале собрали катамаран и вышли. Шли то на веслах, то бечевой.Нашли немного ягод княженики, познакомились с каменными реками и реками, что весной перегораживают свое русло камнями с гор, образуя озерки.
Каменная река
Дошли до маяка-автомата на мысе Котельниковский, познакомились с геофизиками, чей лагерь был недалеко от устья Куркулы, уточнили наши кроки по их картам и заночевали рядом с ними.
24 августа. Дошли до Куркулы, фотографировали, безрезультатно ловили рыбу. Собрались и пошли дальше.
Погода все дни была солнечная, теплая. Прошли примерно 20 км. Повстречали лесника, который было начал приставать, но получив вежливый отпор, отстал. Ловили хариуса на перетягу, один на берегу, другой на катамаране, на уху наловили. Под вечер увидели двоих пеших туристов, они шли с Онгурена в Северобайкальск, шли ходко, к нам не подошли, сказали что торопятся.
25 августа. Пошли на веслах, надоело обходить мысы и бухты бечевой. Поначалу было боязно, потом осмелели, ближе к полудню дошли до мыса Мужинай, разгрузились. На берегу была моторка с двумя моторами. Недалеко от берега стояли две избы и сеновал. На пороге одной избы увидели двух охотников с карабинами. Про охоту не спрашивали, спросили про перевал. Тропа к перевалу начиналась за избами. Разобрали катамаран, загрузились и пошли. Идти было тяжело, жарко. Дошли до реки Мужин, расположились рядом с тропой, на тропе развели костер, потому что трава была выше пояса, сварили ужин, поели, поставили палатку и легли спать.
26 августа. После завтрака и сборов пошли по тропе вдоль Мужина. Тропа торная, с заметным подъемом в гору. Дошли до подножия хребта, где Мужин поворачивал от тропы вправо ( на север). Тропа пропала. Решили стать лагерем, поскольку очень устали, поужинали и рано легли спать.
27 августа. После завтрака Миша и Саша пошли искать тропу на перевал. К обеду вернулись мокрые, тропу нашли, увидели, что тропа промаркирована каменными пирамидками из нескольких камней. Пирамидку от пирамидки видно хорошо. Вечером отметили день рождения Миши.
28 августа. Позавтракали, собрались и пошли на перевал. Трава высокая, мокрая, достаточно быстро вышли к маякам, нашли тропу и пошли от маяка к маячку. Перевала, собственно, нет. Тропа серпантином поднимается по уступам. К часам 12 поднялись на плато, оказались выше облаков.
На плато было ветренно, холодно, сыро. Ребята замерзли. Наломали кедрового стланника, развели костер, вскипятили чай, согрелись и пошли вверх. На вершине заметили гурий, сняли записку геологов, оставили свою и пошли вниз к ленскому Мужину. Спуск становился все круче. Я спотыкнулся и упал. Ребята подняли, хорошо, что обошлось без травмы. К 16 часам спустились к берегу Мужина, встали лагерем.
29 августа. Приготовили завтрак, перебрали продукты, все сохранно и достаточно для продолжения пути. Подошли два парня, один с прибором, другой с карабином, сказались геофизиками.Мы напоили их чаем, они угостили нас хлебом, пояснили дорогу до лагеря геологов, на что я не обратил достаточного внимания. Тропа по их словам шла на удалении от реки, а мы рассчитывали на сплав, уж очень тяжелые были у нас рюкзаки. Потом на кроках и карте была показана тропа вдоль Мужина и Улькана, которая шла до Карама, что на Киренге. Уложились и пошли вдоль Мужина, сплавляться не было возможности, река мелковата. Дошли до зимовья, что в устье ручья, впадающего в Мужин. Зимовье низкое, рядом с зимовьем коптильня. Миновали зимовье и пощли по тропе дальше. Тропа пересекла Мужин и ушла налево. Это нас озадачило. Оставили Сашу и Мишу и с Володей пошли на разведку. Тропа вновь уходила в горы, была свежей, затесок и зарубок на ней не было. Видимо тропу набили геологи и геофизики, что работали в ту пору на Байкале. Надо было обдумать ситуацию. Вернулись к ребятам, затем встали лагерем у зимовья.
30 августа. Решили идти без тропы по лесу, придерживаясь реки. Лес старый, перестойный, много упвших деревьев от возраста и ветра. Чтобы пройти 100 метров, приходилось проходить 500-600 метров при обходе препятствий. Саша решил прорубаться в буреломе, срубая сучки и устраивая перелазы. Перелезать с рюкзаком необхватные стволы было тяжело. Через 4-5 км Мужин стал доступен для проводки катамарана. Собрали катамаран, пошли проводкой по реке. На удивление река была пустая, никакой живности, ни рыбы , ни рыбешки. Так, придерживаясь за катамаран прошли километров 15. Во второй половине дня на берегу заметили двух женщин в полевой одежде. Они умывались. Это были геологи. Их лагерь стоял на высоком месте. Незадолго до встречи я упал в воду, весь вымок. Геологи предлагали попить чаю, обсушиться, угостили нас кедровыми орехами. Мы поблагодарили их и пошли дальше в путь. Геологи сказали , что нам не позавидуешь, имея в виду трудную реку и пояснили причину отсутствия рыбы. В прошлые годы здесь поработали геофизики, которые исследовали недра с помощью взрывов, а взрывы производили в реке, так лучше звук распространяется. Отошли от лагеря геологов на 2-3 километра и встали лагерем. Обсушились. Бивак опять был на низком берегу, что, вообще говоря, недопустимо из-за ливневых паводков.
31 августа. Прошли проводкой примерно километр и встретили большой высокий завал. Остановились, разведали дорогу дальше и обнаружили, что завалы следуют один за другим. Разобрали катамаран и пошли по бурелому в месту слияния Мужина с Молоконом. Во второй половине дня дошли, встали лагерем, решили отдохнуть.
1 сентября. Собрали катамаран, пошли сплавом по Улькану.
Улькан. Начало сплава
Навыков сплава не было. Чуть было не напоролись на корягу, Саша, отталкиваясь от коряги, упал в воду. Пришлось сушиться. Продолжили сплав. Река бойкая, течение быстрое , уклон заметен на глаз. В воде много камней, многие из которых мы пропускали между баллонами. Шли легко. На байдарке было бы значительно труднее. Стали на ночь перед первым болотным участком на хорошо обжитом сухом берегу высотой метра полтора. По кострищу судя и по банкам, здесь стоял лагерь геологов. Они неукоснительно соблюдают инструкцию по установке лагеря на высоких берегах. Видели косулю, ловили безрезультатно рыбу на спиннинг, признаков наличия рыбы в воде не было. По впадающей справа Куркуле определили свое место, привязались к карте.
2 сентября. Постепенно налаживался быт, протоки вновь начали соединяться в одно русло. Довольно скоро река принесла к первому завалу на Улькане. Высота завала более 3 метров, длина около 150 м, стволы в завале перемешаны с глиной и песком. Все пространство, насколько хватало взгляда, представлялось болотом с медленно сочащейся под завал водой. Пошел дождь, мелкий, нудный, стало холодно. С трудом выгребли назад метров на 250 к высокому песчаному острову по левому берегу, выгрузились. Миша развел костер, мы с Сашей и Володей свалили сухостоину, поставили две нодьи на удалении метра три друг от друга, обогрелись, обсушились, приготовили ужин. Одну нодью разобрали, разложили на песке и хорошо его прогрели. Застелили песок ивовыми ветками и травой и поставили на нем палатку. Ночь спали в тепле, а утром заметили, что капроновое дно палатки слегка подплавилось, потому что поленились натаскать побольше веток и травы. К утру дождь перестал, собрались, сплавились до завала, зачалились, разгрузили катамаран. Миша и Саша взяли катамаран на головы и решительно перелезли через завал, потом мы перенесли вещи. Разведали Улькан и челноком перенесли вещи на берег. Для катамарана прорубили проход. При второй ходке обнаружили, что по нашим следам прошел медведь. К счастью, встреча не состоялась. Перелаз и переноска вещей заняли много времени. Собрали катамаран, загрузились, однако не прошли и полутора километров, как встретили очень опасный участок в виде буквы S, в изгибах которой были большие заломы с торчащими сучками и кольями без отбойной волны. Это значит, что часть воды уходила под заломы. Пришлось остудить пыл Миши и спустить катамаран на чалках, передавая их друг другу по эстафете. Прошли это препятствие и пошли дальше. На Байкале и вообще в южных широтах темнеет быстро, сумерки короткие, времени для выбора стоянки не было. Устроились на галечной косе под ильмами. Катамаран привязали к дереву и вынесли на берег. Всю ночь с Володей следили за уровнем воды. Опасались ливневого паводка. Погода стояла дождливая, дождь лил либо с утра до обеда , либо с обеда до утра.
3 сентября. Вышли в 10.00. Снова завалы, но реже и слабее в виде группы деревьев или отдельных деревьев. Иногда удавалось протолкнуть катамаран под завалами, раза два обносили. В некоторых завалах были пропилы, сделанные наши предшественниками. При обносах нашли много рыжиков, а я к тому же порвал сапог. После слияния с Левым Ульканом завалы исчезли. Стояли у нового зимовья, рыжики варили отдельно, так как Володя грибов не ест.
4 сентября. Встали без дождя.Улькан чист, без завалов, только изредка бомы по берегам, берега высокие метр-полтора, по берегам лес - кедр, лиственница. К обеду пришли к устью Шоны. На правом берегу Улькана, напротив устья Шоны есть хорошее зимовье, с печкой, нарами. В зимовье нашли старую вареную картошку в мундирах, сочли ее съедобной и с удовольствием съели. Затопили печь, поначалу она дымила, потом разогрелась, в зимовье стало тепло. Поужинали и хорошо выспались.
5 сентября. Напилили дров взамен сожженных, оставили в подвешенном мешочке вермишели и соли со спичками взамен съеденной картошки, стали готовиться к выходу. На деревянной лодке с мотором подошел к зимовью человек. Он представился профессиональным охотником. В лодке у него сидела лайка. Охотник из воды не вышел, стоял рядом с лодкой и так, чтобы мог быстро взять ружье, видимо опасался нас. Рассказал о местности, о варнаках и бомжах, что бродят по тайге, об опасностях, с ними связанных. Мы расспросили его о рыбалке, о хариусах. Охотник сказал, что хариуса в Улькане почти нет, зато очень много валька. Валек - рыба из сиговых, питается донными насекомыми и на удочку и блесну не ловится. Действительно, вода иногда бурлила от хода валька, но наловить его можно было только сетью. В конце разговора, составив о нас представление, пригласил к себе в гости. Зимовье у него на Шоне, там есть хорошая рыбалка. Мы решительно отказались, времени было мало и обстоятельства к этому не располагали. На вопрос, далеко ли до станции Улькан, ответил, что дней 5 ходу. С тем и попрощались. Сплав трудности не представлял, скорость течения примерно 6 км в час, пытались рыбу ловить, но увы. Прошли метеостанцию по левому берегу.
Метеостанция в автоматическом режиме за забором, изба заброшена, на заборе мольба ничего не ломать. На подходящем месте, где много кедра, встали лагерем. Кедровые шишки уже созревали, а вот достать их было совсем не просто. По берегам нашли черную смородину. Такой сладкой и крупной ягоды мы больше нигде не встречали. Ели смородину до оскомины.
6 сентября. Сделали колот из сырой березы, набили орехов, вечером на костре обожгли. Ночевали в старом зимовье. Ночью пошел дождь, крыша потекла, натягивали тент над спальными местами, спать в зимовье не понравилось. Вечером река буквально кипела от рыбы. Миша и Саша какие только блесны не пробовали, все безрезультатно. Это был валек.
7 сентября. К 10 утра собрались и вышли. Во время остановок для перекуров пока ребята курили я набирал для них по литру сладкой черной смородины, так много ее на берегах Улькана. Во второй половине прошли довольно заметный бом по левому берегу, на нем стоял рыболов и на мушку ловил хариуса между бревнами. Чуть ниже бома была хорошая высокая отмель, на ней мы и встали. К вечеру подошел рыболов и угостил нас хариусами. Они были потрошеные, но с чешуей. Из таких вот хариусов Володя сварил уху, а я не доглядел, но ничего, уху съели, хариусы всем понравились.
8 сентября. По утру подкачали катамаран и ходко пошли вниз.
Улькан в нижнем течении
Дошли до устья Кунермы, там по карте деревня показана, однако признаков жилья мы не обнаружили, пошли дальше.
Наш дом
На подходящей отмели встали на ночь. Продукты было достаточно, однако колбасный суп из сухой колбасы Мише и Саше надоел, а кубики кончились.
9 сентября. Прибыли на станцию Улькан. Разгрузились и обсушились на насыпи. Сварили концентрированную манную кашу и какао, поели, собрались и пришли на вокзал. Поезд Лена-Москва уже не ходил, остался Лена-Красноярск. К нашему приходу на вокзал все поезда ушли. Договорились с кассиршей и купили билеты Улькан-Красноярск с местами на поезд Лена-Красноярск. Ночь переночевали в креслах, одев на ноги спальники.
10 сентября. Поездом Лена-Кунерма приехали в Усть-Кут. Сходили на пристань Осетрово, купили в дорогу коньяк, с удовольствием попили ангарское пиво с очень вкусными шашлыками из среднеазиатской баранины. В поезде познакомились с двумя рыбаками из Братска, они рыбачили на Киренге у родственников, рыбалка у них была отличная. Добирались до родных самолетом и моторкой. Обменялись с ними адресами.
11 сентября. Прибыли в Красноярск. Железнодорожных билетов на Москву не было, сидеть трое суток на вокзале не захотелось, подались на аэропорт Северный, народу у касс тьма и билетов на Москву нет. На автобусе уехали в аэропорт Емельяново, где Володя как-то быстро купил билеты на ИЛ-86 и рано утром 12 сентября мы были в Москве.
12 сентября. Первым автобусом добрались до метро и с мешками, не мешкая, доехали до Рижского вокзала. С большими трудами добыли билеты на пассажирский поезд до Риги.
13 сентября. Прибыли в Ригу.

Выводы и рекомендации
1. Лучший срок для похода по Улькану - июль-август.
2. Из рациона исключить банки с тушенкой. В виде исключения для торжественных дней брать 2-3 банки. Целесообразно делать зажарку со специями, упаковывать в жестяные банки от растворимого кофе. Больше брать сухого молока, какао, изюма. Вес продуктов в сухом виде не должен превышать 600 грамм на человека на день.
3. Всеми доступными средствами уточнять соответствие района похода
поставленным целям, иначе возможно разочарование.

Более подробную информацию можно получить у автора nestav@yandex.ru , фотографии на сайте "http://pohody1.narod.ru/index1.html" rel="nofollow"

Спасибо за внимание
Василич
Байкал, река УльканБайкал, река УльканБайкал, река УльканБайкал, река УльканБайкал, река УльканБайкал, река УльканБайкал, река УльканБайкал, река УльканБайкал, река УльканБайкал, река УльканБайкал, река УльканБайкал, река Улькан